Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной мотивации специалистов по связям с общественностью в процессе вузовской подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из идеи обусловленности мотивации потребностями, и целевого компонента деятельности — мотивацией, установлено, что в структуре профессиональной мотивации одновременно функционируют: потребности, реализуемые в профессиональной деятельностиактуальные ценности и смыслы профессиицели профессиональной деятельности и профессиональная направленность личности. Их иерархия, т. е. обусловленность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
    • 1. Формирование профессиональной мотивации как педагогическая проблема
  • 2. Сущность профессиональной мотивации специалистов по связям с общественностью и специфика её формирования в вузе
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
    • 1. Проблемно-ситуативный подход как технологическое условие формирования профессиональной мотивации Р11-специалистов в процессе вузовской подготовки
  • 2. Технология формирования профессиональной мотивации специалистов по связям с общественностью в вузе культуры и искусств (на примере Московского государственного университета культуры и искусств)

Формирование профессиональной мотивации специалистов по связям с общественностью в процессе вузовской подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обострившиеся противоречия между потребностями российского общества в высокопрофессиональных кадрах и недостаточной профессиональной готовностью выпускников высших учебных заведений, между требованиями предпочитаемой профессиональной деятельности и ее личностным смыслом для студентов вуза определяют актуальные вопросы формирования профессиональной мотивации, решение которых имеет как теоретическое, так и практическое значение. Данные проблемы усиливаются, когда речь идет о щ профессиональной адаптации студентов в новых социальноэкономических условиях и новых системах образования, а также изучении личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессиональной мотивации.

Профессиональная мотивация определяется сложным соотношением различных побуждений, входящих в потребностно-мотивационную сферу и рассматривается как движущий фактор развития профессионализма личности, высокий уровень формирования которой способствует эффективному развитию профессиональной образованности и культуры личности.

Необходимо отметить, что в настоящее время в общественной и зарубежной литературе накоплен значительный теоретический и практический материал, посвященный анализу сущности мотивации как психологического и социально-психологического явления. Однако многочисленные и весьма различные теоретические и методологические подходы к пониманию мотивации не всегда могут быть применены на практике. Не всегда удается найти путь от строго психологического истолкования сущности явления профессиональной мотивации к её Ф педагогической интерпретации и обеспечению с помощью особых педагогических технологий.

Именно в этом и заключается основная проблема данного диссертационного исследования, призванного дать целостную педагогическую интерпретацию особенностей формирования профессиональной мотивации будущих специалистов по связям с общественностью в процессе вузовской подготовки. В педагогической теории профессионального образования признается неразрывная связь педагогического и психологического подходов, их принципиальная нацеленность на единый объект — личность развивающегося человека в ситуации профессионального становления, самоопределения, саморазвития. Исходя из этого мы можем сформулировать некоторые противоречия, определяющие проблемное поле данного диссертационного исследования:

• противоречие между наличием в теории профессионального образования излишне обобщенного и слабо структурированного представления о процессе развития профессиональной мотивации и потребностью в формировании научно-педагогической концепции, обеспечивающей интеграцию всех значимых мотиваторов профессиональной деятельности (профессиональных ценностей, идеалов, потребностей и др.) в процессе вузовской подготовки специалистов;

• противоречие между потребностью практики в формировании интенсивных, инновационных технологий профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью в вузе и неразработанностью научно обоснованной концепции, отражающей специфику профессиональной подготовки по данной специальности, которая является новой для современной России;

• противоречие между потребностью вузовских педагогов в инструментальном обеспечении процесса подготовки специалистов по связям с общественностью и отсутствием научного представления о педагогических условиях формирования профессиональной мотивации

РЯ-специалистов и методике диагностики уровня формирования профессиональной мотивации специалистов по связям с общественностью.

Эти противоречия, в свою очередь, формируют круг дополнительных проблем и вопросов, которые носят научно-педагогический и научно-методический характер. Речь идет о выделении методологических и теоретических подходов к анализу мотивации и ее структуры, уточнения специфики профессиональной мотивации, а также экспериментальной апробации технологий вузовского обучения, ориентированных на интеграцию значимых мотиваторов профессиональной деятельности (профессиональных ценностей, идеалов, потребностей и др.) в процессе вузовской подготовки специалистов.

Профессиональная мотивация до недавнего времени рассматривалась как частный вопрос в системе мероприятий по профессиональному образованию подростков и юношества. Результаты психологических исследований говорят о незначительном влиянии на профессиональное развитие личности в этот возрастной период или в лучшем случае о компенсирующем значении профессиональной мотивации по сравнению с интеллектуальными способностями, что объективно неоспоримо.

Степень научной разработанности проблемы определяется наличием общенаучных (с позиций философии, социологии, психологии, педагогики и др. наук) и специально-научных подходов к изучению профессиональной мотивации (с позиций теорий, осмысляющих содержание и специфику будущей профессиональной деятельности специалиста).

Изучение общенаучных подходов к проблеме мотивации показывает, (0 что этому вопросу посвящено значительное количество работ в отечественной психологии. В той или иной мере этой проблемой занимались К.А. Абульханова-Славская, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский, К. К. Платонов, П. М. Якобсон (мотивация деятельности и формирование личности), В. К. Вилюнас (психологические механизмы мотивации человека), В. К. Вилюнас, И. А. Джидарьян,

B.C. Магун (место потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности), Б. И. До донов, Е. П. Ильин (структура и динамика мотивов деятельности), И. В. Имедадзе, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, (формирование мотивов поведения и деятельности), Л. И. Петражицкий (этические мотивы личности), М.М. Магомед-Эминов (структура и механизмы мотивации достижения), Л. И. Анциферова, В. А. Иванников,

C.Д. Смирнов, Д. Н. Узнадзе (формирование процесса мотивации деятельности как психологического образования личности).

Исследование профессиональной мотивации личности как субъекта деятельности, изучение факторов, оказывающих влияние на динамику и структуру профессиональной мотивации, является относительно новой проблемой в современной отечественной науке и наиболее интегрирование и системно исследуется в последнее десятилетие в области акмеологии профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В. Г. Асеев, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.).

Педагогический подход к проблемам фомирования профессиональной мотивации получил обоснование в трудах

A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, В. А. Сластенина, P.C. Немова,

B.C. Мерлина, Л. И. Анциферовой, H.H. Тарасевич, Б. И. Додонова, Е. М. Никиреева, Л. Г. Арчажниковой, Ю. С. Зубова, Е. И. Максимова, К. К. Платонова, Н. Р. Туровца, Г. М. Ципина и др.

В исследованиях А. Я. Айзенберга, Э. Б. Абдуллина, A.A. Аронова, Н. К. Баклановой, Т. И. Баклановой, В. А. Волобуева, Л. С. Зориловой,

Н.И. Ефимова, Э. И. Петровой, Н. В. Петрушина, П. А. Червапока рассматриваются художественно-творческие проблемы формирования мотивов профессиональной деятельности, профессионального самоопределения и развития личности.

В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований по проблемам вузовской подготовки и переподготовки специалистов, формирования их личностных и профессиональных качеств (JI.K. Акчурина, C.B. Иванова, М. С. Латкова, М. И. Мосягина, Т. В. Христидис, В. И. Черниченко, Е. В. Чижиковой, В. Н. Циватая,

A.C. Яценко и др.). Достаточно продуктивными для исследуемой нами проблемы являются подходы, разработанные в докторской диссертации

B.П. Исаенко, которая посвящена формированию лидерской направленности специалиста.

Проблематика мотивации является объектом современных диссертационных исследований, которые выполнены с позиций философии и социологии, психологии, педагогики.

Философская трактовка мотивации в диссертационных исследованиях дается в связи с изучением компонентов социальной деятельности личности, выявления ее смысла и сущности, основополагающих аспектов природы и сущности ценностей, механизмов их формирования, а также их воздействия на мотивацию личности1.

Социологические исследования мотивации в диссертационных исследованиях, выполненных в последнее время, достаточно часто рассматриваются в связи с учебной деятельностью (Мохова Э.И., Сивкова Н. И. и др.)2.

1 Напр.: Василенко И. В. Концепция социальной мотивации: методологический анализ: Автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11. — Волгоград, 1999. — 48 с.

2 Сивкова Н. И. Влияние инноваций на формирование мотивации обучения современных школьников: Автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.06. — Екатеринбург, 1999.-25 с. Мохова И. Э. Управление мотивацией изучения иностранных языков в вузе: Автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.08. -Новосибирск, 1999. — 27 с. и др.

Особо представлена проблема мотивации в исследованиях по педагогике и психологии. Так, педагогический аспект мотивации в современных диссертациях по психологии отражен в связи с анализом различных аспектов непрерывного профессионального образования, подготовки студентов в процессе вузовской подготовки, педагогического общения. Вместе с тем, практически эти же аспекты рассматриваются и в диссертационных работах по педагогике. При этом педагогические аспекты изучения процесса формирования мотивации отражены в диссертациях по проблемам мотивационного обеспечения учебной деятельности студента вуза, подготовки организаторов образования к анализу управленческой деятельности (Березуцкая Ю.П., Лашкеева В. Д., Майоров О. В., Савельев A.A., Суслина A.A. и др.).

Разница в подходах проявляется в том, что психологи в основном делают акцент на выявлении внутренних аспектов мотивации, ее структуры и динамики. В то время как педагоги обращают большее внимание на изучение внешних условий, способствующих развитию мотивационных структур личности. В педагогических исследованиях показаны различные факторы формирования мотивационной сферы, особенно деятельностные, личностные, социальные. Значительное внимание уделено также методам измерения мотивов и мотивационной сферы. Данный подход позволяет конкретизировать понятие профессиональной мотивации учебной деятельности студентов вуза, выявлять направления развития профессиональной мотивации, определять структуру профессиональной мотивации, а также разрабатывать способы оптимизации процесса формирования профессиональной мотивации студентов вуза.

Реализация специально-научного подхода к изучению процесса формирования профессиональной мотивации специалиста по связям с общественностью характеризуется наличием нескольких основополагающих подходов, каждый из которых дает представление о PR как комплексном социально-культурном и социально-педагогическом явлении.

Так, PR изучается в философско-культурологическом аспекте, который дает целостную характеристику сущности и значения этой деятельности в общих кулыурогенетических процессах. При этом преимущественно изучается связь PR с феноменами массовой культуры, рекламы и других современных форм культурной коммуникации (А.И. Арнольдов, A.A. Пелипенко, Е. П. Титова, А. Я. Флиер, В. И. Козловский, B.C. Садовская, В. М. Чижиков и др.).

Анализ паблик рилейшнз как инварианта массовой коммуникации в контексте современной динамики культуры и роли масс-медиа как канала для управления социальным взаимодействием проведен такими исследователями, как В. Беньямин, O.A. Бузарина, А. Гидденс, JIM. Землянова, Г. С. Кнабе, В. П. Конецкая, П. Лазарсфельд, Г. Лассвелл, М. Маклюэн, Д. Мак-Куэйл, Ч. Р. Миллс, Д. Мейнард, Р. Мертон, Э. А. Орлова, Г. Г. Почепцов, К. Э. Разлогов, В. А. Соколов, В. П. Терин, Дж. Уоллакотт, Ю. Хаббермас, Г. Шиллер и др. Теория и практика PR основательно рассмотрена в работах отечественных ученых (И.В. Алешина, Е. Блажнов, И. Викентьев, А. Зверинцев, М. М. Назаров, Г. Тульчинский, Г. Почепцов, А. НЛумиков, И. Яковлев и др.).

В последние годы появились диссертационные исследования, в которых рассмотрены теоретические и прикладные аспекты PR деятельности в России, такие, как PR в политической системе (О.В. Безгодова, С.М. Тучков) — в системе социального управления (М.А. Шишкина) — на российских предприятиях в условиях переходной экономики (О.С. Онуфриева) — в системе межкультурных и межэтнических коммуникаций (Ф.М. Хорава) — в процессе гармонизации социальной среды (И.Е. Поверинов) — в деятельности культурно-образовательных учреждений (H.A. Костина).

Теория социально-культурной деятельности рассматривает PR как одну из важных коммуникативных технологий, оказывающих управляемое социально-педагогическое влияние на процессы социализации, аккультурации и инкультурации человека в сфере досуга (М.А. Ариарский, Е. И. Григорьева, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, E.JI. Кудрина, B.C. Садовская, Ю. А. Стрельцов, В. В. Туев, H.H. Ярошенко и др.).

• Вместе с тем, в отечественной и зарубежной теории паблик рилейшнз только начинает складываться исследовательская традиция, которая специально бы рассматривала процесс вузовской подготовки специалистов по связям с общественностью, что и определяет выбор темы данного диссертационного исследования.

Целью исследования является теоретическое обоснование психолого-педагогических основ формирования профессиональной мотивации специалистов по связям с общественностью и разработка педагогических технологий повышения эффективности этого процесса в вузе.

Объект — профессиональная мотивация специалистов по связям с общественностью.

Предмет — процесс формирования профессиональной мотивации специалистов по связям с общественностью в вузе.

Задачи исследования:

• уточнить психолого-педагогическое содержание профессиональной мотивации;

• выявить сущность и специфику профессиональной мотивации специалистов по связям с общественностю;

• разработать психолого-педагогическую модель структуры профессиональной мотивации специалиста по связам с общественностью;

• определить комплекс педагогических условий, способствующих формированию профессиональной мотивации РЯ-специалистов на этапе вузовской подготовки;

• разработать педагогическую технологию формирования профессиональной мотивации студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»;

• определить принципы использования метода анализа проблемных ситуаций для последующей организации учебной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования профессиональной мотивации студентов в учебной деятельности вуза существенно повышается при условии:

• построения комплекса развивающих и диагностических методик в соответствии с особенностями структурного строения мотивационной сферы личности студентов: ценности и смыслы профессии (уровень предполагаемых возможностей) — потребности профессиональной деятельности (уровень внутренних побуждений личности к различным видам профессиональной деятельности) — актуальные цели профессиональной деятельности (уровень предполагаемых результатов);

• формирования содержательного компонента вузовской подготовки РЯ-специалиста в соотнесении с сущностными функциями профессиональной деятельности, что создает предпосылки для синтеза когнитивных, аффективных (эмоционально-чувственных), деятельностных и ценностно-смысловых компонентов формирования профессиональной мотивации;

• соблюдения дидактических принципов (принцип оптимальной самостоятельности обучающихсяпринцип многообразияпринцип паритетного сотрудничествасвободы творчества студента и педагога), позволяющих использовать педагогический потенциал проблемных ситуаций профессиональной деятельности в процессе вузовской подготовки специалиста по связям с общественностью;

• использования педагогических технологий формирования профессиональной мотивации специалиста на основе проблемно-ситуационного подхода, который обеспечивает возможность целенаправленного моделирования проблемных ситуаций будущей профессиональной деятельности в процессе вузовской подготовки специалиста, создает предпосылки для развития личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Методологическойосновойисследования являются фундаментальные положения мировой культурологической и антропологической мысли, теоретические разработки в области социологии культуры, философии, социологии, педагогики, социальной психологии, теории коммуникации. Приоритетным для автора стал философско-антропологический подход в современной культурологии и педагогике, который конкретизируется в следующих методологических положениях: взаимосвязь и взаимообусловленность научных подходов к изучению культуры человека, различных сторон его деятельности и разных уровней интеграции в социальные общностиучет принципов гуманизации, диалогизма, самопознания и самовоспитания, креативности, технологичности социально-культурных процессовсистемность, целостность, субъектность, интегративность организации деятельности и формирования личностиразвитие процессов общей и профессиональной социализации в контексте культуры.

Теоретической основой исследования послужили исследования, связанные с разработкой проблем мотивации деятельности и личности (В.Г. Асеев, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, И. А. Джидарьян, В. А. Иванников, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Магун, В. Н. Мясищев, A.B. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.), самосознания и профессионального самосознания личности (К.А. Абульханова-Славская, O.A. Конопкин, О. В. Москаленко, И. И. Чеснокова и др.), психологических концепций ценностных ориентаций отечественных (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, С. С. Бубнова, Б. В. Зейгарник и др.) и зарубежных ученых (Л. Гордон, Г. Линдсей, М. Рокич, Дж. Холанд, У. Хольцман и др.), акмеологического развития и профессионального образования личности (A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, A.B. Кириченко, Л. Э. Орбан, И. Н. Семенов и др.), формирования мотивации учения и труда студентов (О.С. Гребенюк, В. И. Ковалев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, A.A. Мотков, A.A. Реан, A.A. Ростунов, М. Х. Титма, П. А. Шавир, В. Д. Шадриков, В. А. Якунин и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический, логический анализ и интерпретация научных данных, эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование с использованием методик М. Рокича, Р. Б. Кэттелла, математические методы систематизации и презентации данных (корреляционный, факторный анализ, модифицированная методика А. Реанаметодика локус-контроля Е. П. Ильина, формирующий педагогический эксперимент.

База исследования. В опытно-экспериментальной работе, организованной диссертантом, принимали участие студенты Московского государственного университета культуры и искусств, обучающиеся по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама», в возрасте 17

22 лет. Для анализа ценностно-смыслового компонента профессиональной мотивации привлекались студенты факультетов социально-культурной деятельности МГУКИ и Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Всего обследовано 340 испытуемых.

Организация исследования проходила в четыре этапа.

1 этап (2000;2001) — подготовительный, включающий изучение философской, культурологической, педагогической, психологической литературы, обобщение российского и зарубежного опыта подготовки специалистов по связям с общественностью, формирования научного аппарата, разработки инструментария педагогического эксперимента.

2 этап (2001;2002) — констатирующий, на котором осуществлялось комплексное исследование студентов факультета социально-культурной деятельности на выявление уровней профессиональной мотивации. На базе МГУКИ и ТГУ им. Г. Р. Державина были проведены первичные диагностические процедуры анкетирования респондентов на основе модифицированной методики А. Реана и локус-контроля Е. П. Ильинаформировались контрольная и экспериментальная группы из числа студентов специальностей «Связи с общественностью», «Реклама». На основе обобщения отечественного опыта РЯ-технологий и изученной литературы был разработан авторский спецкурс «Менеджмент избирательной кампании».

3 этап (2003;2004) — формирующий, в процессе которого был внедрен авторский спецкурс «Менеджмент избирательной кампании» в учебную деятельность факультета социально-культурной деятельности и факультета рекламы МГУКИ, в рамках которого были апробированы инновационные методы моделирования РЯ-процесса, проведения деловых игр и тренингов, направленных на формирование и актуализацию профессиональных мотивов. Одновременно обосновывались и формулировались педагогические условия формирования профессиональной мотивации студентов.

4 этап (2004;2005) — обобщающий. На этом этапе обрабатывались, обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические выводы и практические рекомендации, материалы исследования были апробированы в лекциях, учебных программах, публикациях и других формах учебно-методической, научной работы. Завершающий этап включал оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна состоит в следующем:

• осуществлена педагогическая интерпретация содержания понятия «профессиональная мотивация» на основе понятия потребности, включающего различные психологические феномены построения мотивов учебной деятельности студентов вуза, позволившая выявить потенциальные возможности профессионального развития личности;

• выявлены основные направления влияния ценностных ориентаций на процесс формирования профессиональной мотивации студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»: структуризация мотивации, указывающая на усложнение мотивационного содержания процесса формирования отношений к будущей профессиональной деятельности;

• определены принципы использования метода анализа проблемных ситуаций (принцип оптимальной самостоятельности обучающихсяпринцип многообразияпринцип паритетного сотрудничества и др.)для организации учебной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• разработана психолого-педагогическая модель структуры профессиональной мотивации специалиста по связям с общественностью, позволяющая выявлять содержание и специфику деятельности РЯ-специалиста;

• обоснован и технологически операционализирован метод проблемных ситуаций профессиональной деятельности, который позволяет формировать профессиональную мотивацию студентов в процессе вузовского обучения;

• обосновано, что одной из важнейших тенденций развития профессиональной мотивации является усложнение ее структурного строения: преобразование основных компонентов из рядоположенных в иерархически структурированные. Сильная структурированность системы ценностей студентов является смысловой предпосылкой к формированию профессионально важных качеств будущего специалиста по связям с общественностью.

Практическая значимость исследования связана с разработкой методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью в системе высшего образования, а также с использованием результатов исследования в системе повышения квалификации и самосовершенствования специалистов различного уровня.

Разработанный в исследовании технологический подход, связанный с использованием проблемных ситуаций профессиональной деятельности, может быть внедрен в педагогический процесс вузов, обеспечивающих подготовку РЯ-специалистов, а также применен и в процессе подготовки специалистов социально-ориентированных специальностей гуманитарного профиля.

Диагностический инструментарий, разработанный автором, может быть использован в системе профессионального отбора и консультирования в вузах, а также в средних специальных учебных заведениях, где наряду с учебной подготовкой происходит профессиональное образование учащихся.

Идеи и предложения, обоснованные в диссертации, могут выступить теоретической базой для разработки инновационных вузовских технологий подготовки специалистов, ориентированных на формирование стойких личностных изменений в мотивационной сфере студентов.

Технология формирования профессиональной мотивации будущего специалиста по связям с общественностью в процессе вузовской подготовки продуктивно реализуется в Московском государственном университете культуры и искусств, а также применяется в процессе подготовки специалистов социально-культурной сферы в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина, Московском областном колледже культуры и искусств.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе непосредственной работы над диссертацией: над учебными планами и программами вузовской подготовки специалистов по связям с общественностьюв процессе выступлений на международных, общероссийских, вузовских научно-практических конференциях.

Полученные результаты исследования обсуждены и одобрены на совместном заседании кафедры социально-культурной деятельности и кафедры связей с общественностью Московского государственного университета культуры и искусствапробированы в ходе личной педагогической деятельности диссертанта в условиях аудиторной и внеаудиторной работы со студентами.

Личное участие диссертанта состоит в непосредственной организации и проведении всех исследовательских процедур, предусмотренных в диссертации, экспериментальной работы, подборе и разработке педагогических технологий и диагностического инструментария. Обучение в очной аспирантуре МГУКИ автор совмещал с педагогической работой на факультете рекламы и факультете социально-культурной деятельности университета, где вел преподавательскую работу в контексте темы диссертации. Диссертант лично разработал авторскую программу экспериментального курса «Менеджмент избирательной кампании», который уже пять лет преподается в Московском государственном университете культуры и искусств.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается актами внедрения учебных программ и педагогической технологии формирования профессиональной мотивации студентов, положительной оценкой кафедр связей с общественностью, социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств. Реализацией научно обоснованной стратегии его осуществления, выбором методик исследования, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, в том числе применением методов математической статистики, качеством интерпретации выявленных условий, факторов и закономерностей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная мотивация — это стойкая иерархия мотивов, обусловленная интересами и потребностями личности, отражающих ее готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Как сложное, внутренне целостное явление, профессиональная мотивация имеет структуру, функции, соответствующую динамику и особенности развития. В структуре профессиональной мотивации функционируют внутренне организованная и внешне организованная профессиональные мотивации, сочетание которых обеспечивает ту или иную степень успешности интеграции личности в систему профессиональной деятельности.

2. Исходя из идеи обусловленности мотивации потребностями, и целевого компонента деятельности — мотивацией, установлено, что в структуре профессиональной мотивации одновременно функционируют: потребности, реализуемые в профессиональной деятельностиактуальные ценности и смыслы профессиицели профессиональной деятельности и профессиональная направленность личности. Их иерархия, т. е. обусловленность друг другом, создает предпосылку для последовательного «возрастания» профессионально обусловленной потребности в реалистичную цель профессиональной деятельности. Вузовский педагогический процесс, в котором актуализируются потребности, обусловленные профессиональной деятельностью, «заставляет» работать механизм формирования ценностных ориентаций, в котором актуализируются те или иные ценности профессии.

3. Процесс формирования профессиональной мотивации может рассматриваться как последовательное формирование, с одной стороны, потребностей в профессиональной самоактуализации, самовыражении, самореализации, самообразовании личности будущего специалиста (т.е. внутренне организованная положительная мотивация), а с другойпотребностей приносить пользу обществу, оказывать помощь другим людям, потребностей в общественном признании, уважении со стороны других, потребностей включения в систему профессиональных коммуникаций (т.е. внешне организованная положительная мотивация).

4. Педагогические технологии, призванные сформировать необходимую структуру и содержание профессиональной мотивации будущего специалиста, должны быть принципиально направлены на аксиологический компонент мотивации, который выступает катализатором для развития профессиональных потребностей и целей. Сочетание педагогических технологий, которые в вузовском процессе актуализируют внешние и внутренние источники формирования профессиональной мотивации, создает предпосылки для создания интегрированной учебно-воспитательной среды, в которой становится возможным становление личности специалиста как субъекта культуры.

5. Педагогически значимым условием формирования личностных качеств будущего специалиста по связям с общественностью выступает проблемно-ситуационный подход, сущность которого состоит в возможности целенаправленного моделирования проблемных ситуаций будущей профессиональной деятельности в процессе вузовской подготовки РЯ-специалиста. Принципы использования метода анализа проблемных ситуаций для организации учебной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, образуя систему, функционирование которой и задает логику педагогической деятельности преподавателя. Содержательный компонент занятий, организованных на основе метода анализа проблемных ситуаций, отражает сущностные функции будущей профессиональной деятельности, что создает предпосылки для синтеза когнитивных, аффективных (эмоционально-чувственных), деятельностных и ценностно-смысловых компонентов развития профессиональной мотивации.

При подборе проблемных ситуаций профессиональной деятельности и включении их в систему вузовской подготовки специалиста по связям с общественностью предлагается использовать следующие принципы: принцип оптимальной самостоятельности обучающихсяпринцип многообразияпринцип паритетного сотрудничества и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интенсивное развитие в России сферы РЯ-деятельности диктует потребность в специалистах, не только хорошо знающих свое дело, но и хорошо мотивированных на осуществление своих функций. Отрасли нужны специалисты предприимчивые, деловые, энергичные, обладающие организаторскими способностями, умеющие в интенсивно изменяющихся условиях работы добиваться результативности и успеха. Нужны специалисты, способные отстаивать общественно-значимые нормы и ценности, которые не должны вступать в противоречие с задачами формирования паблиситного капитала. В развитии этих качеств заинтересовано общество, бизнес, студенты, избравшие профессию специалиста по связям с общественностью.

Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (первого и второго поколения) утверждены требования к специалисту по связям с общественностью. В теории профессионального образования с новой силой проявились потребности:

• в научном осмыслении закономерностей и педагогических условий вузовской подготовки специалистов РЯ;

• в разработке новых концептуальных подходов и теоретико-методологического обоснования процесса подготовки;

• в формировании мотивационной сферы будущего специалиста, его адаптации в реальной трудовой деятельности.

Проведенное нами исследование сосредоточено на теоретическом обосновании психолого-педагогических основ формирования профессиональной мотивации специалистов по связям с общественностью, а также на разработке педагогических технологий повышения эффективности этого процесса в условиях учебно-воспитательного процесса в вузе.

Исходным проблематизирующим обстоятельством, определившим обращение к данной теме, является недостаточная изученность содержания, структуры и психологических механизмов формирования профессиональной мотивации студентов вуза, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

Профессионально-личностные резервы и потенциальные возможности молодых людей, которые находятся на начальных стадиях своей профессиональной деятельности, имеют важное значение не только для их собственного профессионального развития, но и развития той отрасли, в которую они придут работать. Однако в вузовской подготовке специалистов недостаточно учитываются способности к самоанализу, саморазвитию, самоактуализации, недооцениваются психолого-педагогические возможности формирования профессиональных мотивов на вузовском этапе своего развития.

В связи с этим представляют исследовательский интерес структура и содержание профессиональной мотивации, ведущие, значимые, отвергаемые ценности, направленность личности, ее склонности, интересы, определяющие ее будущую профессиональную деятельность.

Организация личностной активности в сфере деятельности, на которую мы ориентируем студента, — важнейшее условие повышения уровня его профессиональной мотивации. Реализация данного условия предполагает такую организацию деятельности, при которой перед студентами ставятся задачи, раскрывающие специфику будущей профессиональной деятельности, ее творческие стороны. Развитие личностной активности, по нашему представлению, предполагает и практику психолого-профессионального консультирования студентов, включающую диагностику способностей, профессиональных склонностей, выявление индивидуальных, характерологических черт личности, проведение коррекционной и развивающей психологической деятельности.

При решении первой задачи исследования нами была изучена богатая отечественная литература по проблемам потребностей, ценностей, мотивации. Это позволило в начале показать содержание и структуру мотивационной сферы личности, а затем перейти к педагогической интерпретации профессиональной мотивации.

Нами показано, что профессиональная мотивация — это стойкая иерархия мотивов, интересов и потребностей личности, отражающих ее готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Как сложное, внутренне целостное явление, профессиональная мотивация имеет структуру, функции, соответствующую динамику и особенности развития.

В структуре профессиональной мотивации функционируют внутренне организованная и внешне организованная профессиональная мотивация, сочетание которых обеспечивает ту или иную степень успешности интеграции личности в систему профессиональной деятельности.

Дальнейший анализ проблемы исследования, связанный с решением второй задачи, на основе анализа специальной литературы, раскрывающей сущность, функции, специфику профессиональной деятельности РЯ-специалиста, позволил нам выделить наиболее значимые содержательные аспекты внешне и внутренне организованной профессиональной мотивации, которые распределили по следующим уровням:

• Ценности и смыслы профессии (уровень предполагаемых возможностей);

• Потребности профессиональной деятельности (уровень внутренних побуждений личности к различным видам профессиональной деятельности);

• Актуальные цели профессиональной деятельности (уровень предполагаемых результатов)

В диссертации обоснован вывод о том, что профессиональный рост специалиста РЯ — это самостоятельный компонент целостной системы функционирования отрасли связей с общественностью, в системе которой вуз культуры и искусств при подготовке РК-специалиста может предложить ряд направлений педагогической оптимизации этих процессов, презвде всего ориентированных на личностное их становление, интеграцию в профессиональное сообщество, формирование системы социально значимых ценностей, потребностей и мотивов деятельности.

Исходя из идеи обусловленности мотивации потребностями, а целевого компонента деятельности — мотивацией, установлено, что в структуре профессиональной мотивации одновременно функционируют: потребности, реализуемые в профессиональной деятельностиактуальные ценности и смыслы профессиицели профессиональной деятельности и профессиональная направленность личности. Их иерархия, т. е. обусловленность друг другом, создает предпосылку для последовательного «возрастания» профессионально обусловленной потребности в реалистичную цель профессиональной деятельности. Вузовский педагогический процесс, в котором актуализируются потребности, обусловленные профессиональной деятельностью, «заставляет» работать механизм формирования ценностных ориентаций, в котором актуализируются те или иные ценности профессии.

Процесс формирования профессиональной мотивации может рассматриваться как последовательное формирование, с одной стороны, потребностей в профессиональной самоактуализации, самовыражении, самореализации, самообразовании личности будущего специалиста (т.е. внутренне организованная положительная мотивация), а с другойпотребностей приносить пользу обществу, желания оказывать помощь другим людям, потребность в общественном признании, уважении со стороны других, потребностей включения в систему профессиональных коммуникаций (т.е. внешне организованная положительная мотивация).

Опираясь на данные исследований профессионального развития личности на этапе вузовского обучения, мы отметили недостаточную выраженность у них профессионально значимых качеств (высокую способность к обучениюкреативность, абстрактность мышленияэмоциональную устойчивостьнормативность поведения и сужденийсклонность к применению своего воображениявыраженность волевых качеств), характерных для юридических специальностей. Профессиональная мотивация как интегративная характеристика также оказывается слабо сформированной в вузе, в частности это проявляется при анализе ее качественных характеристик у студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

Последняя задача исследования была связана с разработкой и экспериментальной апробацией педагогической технологии, призванной сформировать необходимую структуру и содержание профессиональной мотивации будущего специалиста, принципиально направленных на аксиологический компонент мотивации, который выступает катализатором для актуализации профессиональных потребностей и целей.

Сочетание педагогических технологий, которые в вузовском процессе актуализируют внешние и внутренние источники формирования профессиональной мотивации, создает предпосылки для создания интегрированной учебно-воспитательной среды, в которой становится возможным становление личности специалиста как субъекта культуры.

Педагогически значимым условием формирования личностных качеств будущего специалиста по связям с общественностью выступает проблемно-ситуационный подход, сущность которого состоит в возможности целенаправленного моделирования проблемных ситуаций будущей профессиональной деятельности в процессе вузовской подготовки РЯ-специалиста. Принципы использования метода анализа проблемных ситуаций (принцип оптимальной самостоятельности обучающихсяпринцип многообразияпринцип паритетного сотрудничества и др.)для организации учебной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, образуя систему, функционирование которой и задает логику педагогической деятельности преподавателя. Содержательный компонент занятий, организованных на основе метода анализа проблемных ситуаций, отражает сущностные функции будущей профессиональной деятельности, что создает предпосылки для синтеза когнитивных, аффективных (эмоционально-чувственных), деятельностных и ценностно-смысловых компонентов развития профессиональной мотивации.

В процессе проведения формирующего эксперимента нами установлен комплекс профессионально важных качеств (абстрактность мышленияэмоциональная устойчивостьнормативность поведения и сужденийскорее консервативность и следование правилам, уважение принципов, чем критичность и свободомыслиескорее практичность, чем склонность к применению своего воображениявыраженность волевых качеств, средний уровень выраженности самоконтроля поведения), отражающий позитивный характер влияния ценностных ориентаций на развитие профессиональной мотивации студентов вуза.

В диссертации доказательно представлена количественно-качественная характеристика результатов экспериментальной работы, которая наглядно демонстрирует педагогическую результативность методики.

Выявленные противоречия между требованиями будущей профессии и ее ценностно-смысловым отражением будущими специалистами по связям с общественностью поддавались успешному преодолению в ходе экспериментальной работы.

Это свидетельствует о формировании у студентов в процессе ф опытно-экспериментальной работы устойчивой, позитивно ценностно-ориентированной стратегии поведения, которая подкреплена высоким уровнем социально-психологической интеграции.

Для теории и практики профессионального образования важным, на наш взгляд, является вывод о том, что создание мотивационного компонента деятельности означает установление такого отношения формируемого действия к значимой деятельности субъекта, чтобы от ее мотива была придана необходимая функция побуждения ценностей и смыслов формируемого действия.

Теоретико-поисковая и практико-ориентированная работа, проведенная в ходе диссертационного исследования, показала, что изучение мотивационной сферы РЯ-специалиста является невостребованным еще в полной мере резервом для гуманизации общественных отношений, формирования личностно-профессиональных предпосылок для успешного развития в России РЯ-отрасли. Ее развитие и ценностно-смысловая чистота является условием для становления институтов гражданского общества в России, демократизации ф общественных отношений, способных обеспечить дальнейшее общественное развитие страны. к

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Социальное взаимодействие: зарубежный опыт исследования проблемы: Лекция. М.: МГУКИ, 2000. — 36 с.
  2. Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1998. — 188 с.
  3. А.Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности : Автореф. дис.. канд. психолог, наук: 19.00.01- Новосиб. гос. пед. ун-т. -Новосибирск, 1999. 23 с.
  4. И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: Учебник. -М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 480 с.
  5. М. В поисках национальной формулы // PR-диалог. 2000. 1(6). — С. 17−19.
  6. К.В. Паблик рилейшнз для коммерсантов: Учеб.-практ. пособие / К. В. Антипов, Ю. К. Баженов. М.: Дашков и К, 2000. -131 с.
  7. Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и public relations. М.: Топ-медиа, 1997. — 223 с.
  8. А.И. Введение в культурологию: (Новая расширенная редакция): Учеб. пособие. М.: Нар. Акад. культуры и общечелов. ценностей, 1993. — 352 с.
  9. А.И. Национальные культуры: Современное видение: Лекция. М.: Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1992.- 29 с.
  10. О.В. Творчество: свобода, необходимость (Сущность творчества. Пути повышения творческой активности): Монография. -М., 1995. -106 с.
  11. Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры / МГИК. М., 1994. — 120 с.
  12. H.K. Психологические основы профессионального мастерства / МГИК. М., 1991. — 53 с.
  13. Т.И. Народная художественная культура. М., 2002.
  14. Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие / МГИК. -М., 1992.- 102 с.
  15. К., Хосе Д. Связи с общественностью в мире финансов: Ключ к успеху: Пер. с исп. М.: Дело, 1996. — 78 с.
  16. О.В. «Паблик рилейшенз» в системе политического управления современной России: Тенденции развития: Дис. канд. полит, наук: 23.00.02.-М., 1997. 183 с.
  17. Н.Е. Становление гражданского общества в России: Дис. канд. полит. наук:23.00.02. М., 1997. — 130 с.
  18. Ю.П. Подготовка организаторов образования к анализу управленческой деятельности на основе системы мотивационного программно-целевого управления: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08- Барнаул, гос. пед. ун-т. Барнаул, 1999.-18 с.
  19. Ю.П. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -Улан-Удэ, 1999. 27 с
  20. С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-317 с.
  21. .П. Управление имиджем компании: Паблик рилейшнз: предмет и мастерство / Пер. A.B. Полунина. М.: Имидж-контакт ИНФРА-М, 2001.-232 с.
  22. М.П. От социальных ценностей к социальному государству. М.: Луч, 1997. — 174 с.
  23. .М. Технологии социальные // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН.- М.: Мысль, 2001. T. IV.1. Ш¦65 е.
  24. И.В. Концепция социальной мотивации: методологический анализ: Автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11. -Волгоград, 1999. 48 с.
  25. М.А. Паблик рилейшнз в России: организации и документы / М. А. Василик, М. С. Вершинин, Л.Д. Козырева- М-во образования Рос. Федерации. С.-Петерб. гос. техн. ун-т. СПб., 2000.-76 с.
  26. JI.M. Мотивационно-регуляционная функция психологической напряженности: На материале студентов педвуза: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1999. — 19 с.
  27. .С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М.: Пед. о-во России, 2001. — 459 с. щ
  28. Гражданское общество в поисках пути: Монография. / А. В. Дука, И. А. Федоров, В. Г. Белоус и др. — СПб., 1997. — 204 с.
  29. Гражданское общество в России: Структуры и сознание / К. Г. Холодковский (отв. ред.), Г. Г. Дилигенский, С. П. Перегудов и др.-ф РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М.: Наука, 1998.- 254 с.
  30. Гражданское общество России: перспективы XXI века: Монография / JI.A. Вербицкая, В. Г. Марахов, Б. В. Грызлов и др.- Общ. ред. В.Г. Марахов- С.-Петерб. гос. ун-т, Администрация и Законод. собр. Санкт-Петербурга. СПб., 2000. — 264 с.
  31. Гражданское общество: Мировой опыт и проблемы России /
  32. A.Г. Володин, Т. Е. Ворожейкина, A.B. Загорский и др.- Отв. ред.
  33. B.Г. Хорос- Ин-т мировой экономики и междунар. отношений Рос. акад. наук. М.: Эдиториал УРСС, 1998. — 311 с.
  34. Гражданское общество: первые шаги / С.-Петерб. гуманитар.-политол. центр «Стратегия». СПб.: Норма, 1999. — 272 с.
  35. Гражданское общество: теория, история, современность: сборник / РАН. Ин-т социологии- Отв. ред. З. Т. Голенкова. М.: Изд-во инта социологии РАН, 1999. — 165 с.
  36. И.Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.— 208 с.
  37. В.Г. Гражданское общество: теоретико-методологический анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук:09.00.10. -Ростов-на-Дону, 1993. 23 с.
  38. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз: Пер. с англ. -М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1998. 283 с.
  39. С.А. Идеологическая жизнь гражданского общества: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. Волгоград, 1997. — 143 с.
  40. А.А. Гражданское общество: исторические корни и сущность, перспективы развития: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11.-М., 1993.-27 с.
  41. А.Д. Организационно-методические основы культурно-просветительной деятельности : Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1990.-41 с.
  42. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. -М., 2002.
  43. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М.: МГУК, 1998.-248 с.
  44. JI.C. Деятельность учреждений культуры. М., 1998. — 222 с.
  45. JI.C., Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: Теория, практика и методика научных исследований. М.: МГУК, 1994. — 111 с.
  46. С.А. Гражданское общество: эволюция взглядов, социальный механизм развития: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.10.-М., 1992.-25 с.
  47. А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. СПб.: Союз, 1997. — 286 с.
  48. К.А. Англо-русский словарь по рекламе и паблик рилейшнз: (С -KwiKOBaHHeM)=English-russian dictionary of advertising and public relations. Ок. 5000 терминов. СПб.: Политехника, 1998. — 271 с.
  49. Г. В. Реальность Паблик рилейшнз. М.: Смысл, 1999.- 151 с.
  50. Д., Бекетов А., Саракваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. M.: Альпина Паблишер, 2002. — 229 с.
  51. Л.Г. Социология культуры. -М.: ГУ ВШЭ, 2004.-427 с.
  52. М.С. Философия культуры. СПб: Петрополит, 1996.416 с.
  53. А.Г. Педагогика средней профессиональной школы: Методическое пособие для руководителей и преподавателей средних специальных учебных заведений / А. Г. Казакова. М., 2004. — 320 с.
  54. Катлип Скотт М. Паблик рилейшнз: Теория и практика: Учеб. пособие: Пер. с англ. М., 2000. — 614 с.
  55. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. -М.: МГИК, 1995. — 164 с.
  56. В.Н. Технология как предмет социально-философского исследования: Дис. д-ра филос. наук. Киев, 1991. — 279 с.
  57. Т.А. Андрагогические условия организации самостоятельной работы студентов в высшей школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования. — Калининград, 2001. — 16 с.
  58. В.Г. Основы паблик рилейшнз: Учеб. для студентов высших заведений образования / Авториз. пер. с укр. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2000. — 526 с.
  59. Н.А. «Паблик рилейшнз» в библиотеке: теоретические, методические и образовательные аспекты. Автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств: Краснодар, 2001. 18 с.
  60. А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. Минск, 1996. — 328с.
  61. С.Б. Политические предпосылки формирования гражданского общества в России: Дис.. канд. полит. наук:23.00.02. -М., 1996.- 155 с.
  62. М.Р. Гражданское общество и право: опыт теоретического исследования: Автореф. дис. д-ра юрид. наук: 12.00.01. -М., 1997. 45 с.
  63. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. — 461 с.
  64. Л.А. Гражданское общество и демократическое государство: Истоки взаимодействия: Дис.. канд. филос. наук:09.00.11. — Саратов, 2000. -149 с.
  65. В.Д. Мотивационное программно-целевое обеспечение процесса самоопределения старшеклассников в системе «школа-вуз» : Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Барнаул, гос. пед. ун-т. Барнаул, 1999.-18 с.
  66. Т.Ю. Искусство обольщения: Паблик рилейшнз по-французски: Концепции. Практика / Отв. ред. Я. Н. Засурский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 132 с.
  67. Т.Ю. Паблик рилейшнз как сфера массово-коммуникационной деятельности во Франции: Концепции. Модели. Практика: Автореф. дис.. д-ра филолог, наук: 10.01.10. / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2000. — 84 с.
  68. Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура: Модели, система ценностей, каналы СМК. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 350 с.
  69. Ю.И. Правовое государство и гражданское общество в концепциях российских либералов: Дис.. канд. политич. наук:22.00.05. -М., 2000.- 134 с.
  70. М.И. Мотивационно-смысловые аспекты успешности в педагогическом общении: Автореф. дис.. канд. психолог, наук: 19.00.07.-М., 1999.- 16 с.
  71. К.О. Гражданское общество и государство: (Теоретико-методол. аспект). М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Плеханова, 1998.-126 с.
  72. К.О. Диалектика взаимодействия правового государства и гражданского общества. М.: МГАПИ, 1997. — 22 с.
  73. К.О. Самоорганизация гражданского общества. -М.: 1997. 14 с.
  74. К.О. Управление гражданским обществом. -М., 1997. 23 с.
  75. О.В. Формирование устойчивой профессионально-педагогической мотивации и ориентаций у абитуриентов физкультурного вуза : Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04. М., 1999. — 25 с.
  76. Э.Ф. Общественные связи: Монография. М.: ТВ-Пресс Агентство «Граф Илья Толстой», 1995. — 310 с.
  77. Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. — М.: ФАИР ПРЕСС, 1999.
  78. И.М. Власть и гражданское сообщество России: от социального взаимодействия к социальному партнерству / РАН. Урал, отд-ние. Ин-т философии и права. — Екатеринбург, 1998. — 153 с.
  79. В. Паблик рилейшнз. РЫ: Теория и практика. М.: ВИРА-Р ОМЕГА-Л, 2001. — 375 с.
  80. Ю.В. Прикладной маркетинг. Паблик рилейшнз в системе маркетинга: Лекция. М.: Маркетинг, 2001. — 26 с.
  81. И.Э. Управление мотивацией изучения иностранных языков в вузе: Автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.08. -Новосибирск, 1999. 27 с.
  82. В.Л. Теория и практика современной рекламы: Учеб. пособие по базовому курсу «Паблик рилейшнз» и «Реклама». 4.1.
  83. Эффективные рекламные технологии. Паблик рилейшнз. Промоушн. Маркетинг. М.: Компания «Евраз. регион», 1998. — 397 с.
  84. Ф.Н. Гражданское общество: Интересы соц. субъектов и механизмы их реализации: Дис. канд. филос. наук:22.00.04. М., 1995. -177 с.
  85. Ф.Н. Гражданское общество: интересы социальных субъектов и механизмы их реализации: Автореф. дис.. канд. филос. наук:22.00.04. М., 1995. — 24 с.
  86. М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социально-гуманитарные знания. М., 1999. -№ 5. — С.11−21.
  87. Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.
  88. О.С. Социально-экономические проблемы паблик рилейшнз на российских предприятиях в условиях переходной экономики: Дис. канд. эконом. наук:22.00.03. М., 1998. — 135 с.
  89. ОпейкинаТ.В. Гражданское общество: Истоки и основные тенденции развития: Дис.. канд. филос. наук:09.00.11 Волгоград, 1996. -163 с.
  90. Паблик рилейшнз: политические аспекты: Хрестоматия /М-во образования Рос. Федерации. Алт. гос. ун-т- Сост.: Ю. Ю. Бровкина и др. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999. 97 с.
  91. Паблик рилейшнз: Связи с общественностью в сфере бизнеса / Ассоц. авг. и изд. «Тандем». М.: ЭКМОС, 1999. — 351 с.
  92. Паблик рилейшнз: Теория и практика: Учеб. пособие. / Сост. Л. В. Азарова. СПб.: СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 1998. — 98 с.
  93. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие. М.: ЭКМОС, 2001. — 351 с.
  94. А.О. и др. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям. СПб.: Питер, 2004. — 240 с.
  95. E.H. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. -М.: Финпресс, 2000. 229 с.
  96. A.M. Гражданское общество как общественное явление. Дис. канд. филос. наук:09.00.11. М., 1999. — 141 с.
  97. Ю., Борисова Е. «PR» крепкий орешек для великого и могучего // Советник. — 1999. — № 2 (38). -С.45−47.
  98. И.Е. Паблик рилейшнз как механизм гармонизации социальной среды: Дис.. канд. социол. наук:22.00.04. Саранск, 2000. -195 с.
  99. Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов М.: Рефл-бук Ваклер, 1999. — 622 с.
  100. Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 1998. — 349 с.
  101. ПР: основные формы общественных коммуникаций: Учеб. пособие / М. В. Гундарин, Н. Л. Дмитриева, И. В. Огарь, P.A. Торичко- М-во общ. и проф. образования РФ. Алт. гос. ун-т. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997. — 72 с.
  102. В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант // Социально-гуманитарные знания. М., 2000. — № 1. — С. 3−18.
  103. В.Е. Связи с общественностью: история, теория, практика: Учеб. пособие для вузов по специальностям «Связи собщественностью», «Гос. и муницип. упр.», «Экономика и упр. на предприятии». М.: Пенз. гос. техн. ун-т, 1997. — 155 с.
  104. Ю.М. Гражданское общество как социокультурный феномен: Теоретико-методологическое исследование: Дис.. д-ра филос. наук в форме науч. докл.:09.00.11. М., 1998. — 127 с.
  105. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дис.. д-ра психолог, наук: 19.00.05. Ярославль, 1999. — 39 с.
  106. H.A. Гражданское общество: сущность и проблемы становления в условиях политической модернизации России: Автореф. дис. канд. полит, наук: 23.00.02. М., 2001. — 28 с.
  107. A.A. Педагогические условия формирования мотивации учения школьников на уроках музыки: (На материале комплекс, изучения предметов гуманитар.-эстет. цикла): Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 1999.-20 с.
  108. О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. / Волго-Вят. акад. гос. службы. Н. Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1997. — 160 с.
  109. B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта: Автореф. дис.. доктора пед. наук. М.: МГУК, 1997. — 50 с.
  110. Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002. — 176 с.
  111. К.С. Гражданское общество как идея и как процесс: Дис. канд. филос. наук:09.00.11. Калининград, 1998. — 172 с.
  112. Н.И. Влияние инноваций на формирование мотивации обучения современных школьников: Автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.06. Екатеринбург, 1999.-25 с.
  113. Современная российская цивилизация: Сер. науч. тр. / Ин-т федерализма и гражд. о-ва- Аринин А. Н. и др. Кн.2. Личность. Экономика. Гражданское общество. -М., 2000. — 191 с.
  114. Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. -СПб.: Интерпракс, 1994. -271 с.
  115. Н.В. Динамика изменений мотивационной структуры педагога в процессе профессионализации: Автореф. дис.. канд. психолог, наук: 19.00.07. М., 1999.-21 с.
  116. О.М. Институты государства и гражданского общества: Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 1997.- 123 с.
  117. Социальное расслоение и социальная мобильность: Монография / Голенкова З. Т., Витюк В. В., Черных А. И. и др.- Отв. ред. З.Т. Голенкова- Рос. акад. наук. Ин-т социологии. М.: Наука, 1999. — 189 с.
  118. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А. Б. Белинской. М.: Прометей, 2000. — 212 с.
  119. Д.Л. Паблик рилейшнз в конфликтных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие по курсу орг. и техники внешнеэкон. деятельности / Науч. ред. С. К. Казанцев- Урал. гос. техн. унт. Екатеринбург: УГТУ, 1996. — 55 с.
  120. Д.Л. Реклама и паблик рилейшенз: Слов. англ. TepMHHOB=Advertising & public relations. Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1999. — 207 с.
  121. А.А. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студента вуза : Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -Калининград, 1999. 19 с.
  122. Тульчинский Г. Public Relations: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб., 1997.
  123. С.М. Паблик рилейшнз в политическом процессе современной России: Дис. канд. политич. наук:23.00.02.- М., 2001.-147 с.
  124. С.М. Паблик рилейшнз в политическом процессе современной России: Автореф. дис.. канд. политич. наук:23.00.02. М., 2001.-24 с.
  125. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. —560 с.
  126. А. Опыт истории гражданского общества: An Essay on the History of Civil Society. / Пер. с англ. И.И. Мюрберг- Под ред. М. А. Абрамова. М.: РОССПЭН, 2000. — 389 с.
  127. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  128. А.Я. Культура как смысл истории // Обществ, науки и современность. М., 1999. — № 6. — С. 150−159.
  129. А.Я. Культурогенез. М.: Российский институт культурологии, 1995. — 128 с.
  130. А.Я. Культурология в системе образования // Культурология и культуроведение: концептуальные подходы, образовательная практика. М., 1998. — С. 36−42
  131. А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии.-М.: Академический Проект, 2000 — 496 с.
  132. А.Я. Об исторической типологии российской цивилизации // Цивилизации и культуры. М., 1994. — Вып. 1. — С. 94−115.
  133. А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Обществ, науки и современность. М., 1997. — № 2. — С. 124 145.
  134. ФлиерА.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / М-во культуры Рос. Федерации, РАН. Рос. ин-т культурологии. М., 1995. — 34 с.
  135. Формирование гражданского общества в современной России: (Социол. исслед., 1994−1995 гг.): Сб. обзоров / РАН, Ин-т науч. информ. по обществ, наукам- Ред.-сост. И. Ф. Рековская. М.: ИНИОН, 1996. — 224 с.
  136. Ф.М. Роль института «паблик рилейшнз» в социокультурных процессах постсоветской России: На материале межкультурных и межэтнических коммуникаций: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04. М., 2000. — 155 с.
  137. М.П. Становление гражданского общества: Филос.-социол. аспект: Дис. канд. филос. наук:09.00.11. Иркутск, 1996. — 134 с.
  138. Дж. Деловой этикет: Паблик рилейшнз для всех и для каждого / Пер. с англ. JI. Бесковой. М.: Гранд Фаир, 1999. — 333 с.
  139. Е.В. Формирование профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств: Дисс.. канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2004.-208 с.
  140. А., Крусткалин М. Портрет Российского PR-мэна // Советник. 1997. — № 5. — С 14.
  141. А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз»: Учеб. пособие. М.: Унив. гуманит. лицей, 1998. — 215 с.
  142. М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Изд-во С. — Петербургского ун-та, 1999. — 444 с.
  143. A.B. Гражданское общество: социально-политические проблемы становления: Автореф. дис.. канд. политич. наук: 23.00.02. М., 2001. — 24 с.
  144. ЯрошенкоН.Н. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология, теория: Монография.-М.: МГУКИ, 2000 204 с.
  145. И.Ф. Гражданское общество: история и современность: Монография. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 1997.- 125 с.
  146. И.Ф. Основания гражданского общества. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 1998. — 139 с.
Заполнить форму текущей работой