Международно-правовые вопросы деятельности организации стран-экспортеров нефти: ОПЕК
Автором выделяется еще одна цель, не получившая отражения в Уставе ОПЕК, но занимающая значительное место в деятельности ОПЕК в области внешней политики: проведение политики здоровой окружающей среды, которая является открытой, отвечающей интересам всех стран, основанной на выявленных потребностях. В связи с этим автором предлагается включить в Устав ОПЕК специальную статью, посвященную… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОПЕК. УСТАВ ОПЕК: ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОПЕК
- 1. История создания ОПЕК. Устав ОПЕК: цели и принципы деятельности
- Членство в ОПЕК
- 2. Организационная структура ОПЕК
- ГЛАВА. Н МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПЕК
- 1. Международно-правовая природа ОПЕК и ее особенности
- 2. Привилегии и иммунитеты ОПЕК и ее персонала
- ГЛАВА III. ОПЕК В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
- 1. Правовые основы взаимоотношений ОПЕК с другими межправительственными организациями
- 2. Позиции стран ОПЕК по проблемам изменения климата
- 3. Оккупация Ирака Соединенными Штатами Америки и ее влияние на деятельность ОПЕК
- ГЛАВА IV. ФОНД ОПЕК ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗВИТИЯ
- 1. Соглашение об образовании Фонда ОПЕК для международного развития
- 2. Сотрудничество Фонда ОПЕК для международного развития с международными финансовыми институтами
- 3. Роль Фонда ОПЕК для международного развития в создании Общего фонда сырьевых товаров
- 4. Роль Фонда ОПЕК для международного развития в основании Международного фонда сельскохозяйственного развития
Международно-правовые вопросы деятельности организации стран-экспортеров нефти: ОПЕК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется прежде всего значимостью ОПЕК в международных экономических отношениях. На страны-члены этой организации приходится 40% поставок нефти на мировой рынок и около 78% разведанных запасов нефти. Однако мировой рынок нефти на пороге XXI века монополизирован не до такой степени, как это имело место в недавнем прошлом. Ныне уместно вести речь об олигополистическом рынке с наличием со стороны предложения наряду с ОПЕК группы государств, таких, как Россия, Мексика, Норвегия, Великобритания и другие, проводящих независимую нефтеэкспортную политику. В этой связи весьма показательно, что в начале 70-х годов XX века западные ТНК контролировали до 90% производства нефти в мире, в то время как на протяжении последних лет странам — членам ОПЕК удается удерживать под своим контролем около 40% рынка. Имеет место тенденция к сокращению рыночного сегмента ОПЕК из-за наращивания производства независимыми экспортерами, а также вследствие ряда мероприятий, проводимых самой Организацией в рамках координации ценовой политики.
Тем не менее, как справедливо считают специалисты, такой доли оказывается достаточно, чтобы ОПЕК, используя набор специфических инструментов, могла регулировать экспорт и в большинстве случаев поддерживать устойчивый уровень цен на мировом рынке.1.
Такая роль ОПЕК в мировой экономике предполагает ее активность в международно-правовых отношениях, что предопределяет актуальность всестороннего исследования деятельности ОПЕК. По сути, политика, связанная с нефтью и ценами на нее, стала объектом мировой политики, что подтверждается недавними событиями в Ираке. Политика и изменения,.
1 Дудко Д. Т. Нефтеэкспортная политика ОПЕК: ретроспектива и современность // Внешнеэкономический бюллетень. № 6. 2003. С. 35. происходящие в этой сфере непосредственно затрагивают интересы России и перспективы роста ее экономики в будущем.
Предлагаемый анализ актуален и тем, что ОПЕК стала регулярным участником различных совещаний органов и специализированных учреждений ООН, в особенности ЮНКТАД, Всемирного Банка, Международного валютного фонда. Изучая деятельность ОПЕК, мы, таким образом, затрагиваем различные аспекты деятельности системы ООН.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является анализ международно-правовых вопросов деятельности ОПЕК.
Такая цель предопределяет решение следующих задач: исследовать историю создания, цели, вопросы членства и организационную структуру ОПЕКпроанализировать международно-правовую природу ОПЕКрассмотреть привилегии и иммунитеты этой организациипроанализировать международно-правовое сотрудничество ОПЕК с другими международными организациямиисследовать Договор об образовании Фонда ОПЕК для международного развитиярассмотреть организационно-правовые вопросы оказания помощи со стороны Фонда ОПЕК развивающимся странампоказать позиции стран — членов ОПЕК по проблеме изменения климата.
Методология и методы диссертационного исследования.
Методология исследования включает в себя определенные методы, принципы и способы построения исследования. Исследование содержит теоретические положения и анализ деятельности ОПЕК. При проведении исследования использовались диалектико-материалистический метод познания, а также конкретные методы исторического, логического, сравнительно-правового и системно-структурного анализа.
Источниковая база исследования. При проведении исследования автор опирался на имеющиеся в этой сфере источники. Наибольшее значение при решении поставленных задач имело изучение Устава ООН, учредительных договоров других международных организаций, учредительного договора ОПЕК и документов ОПЕК, связанных с ее деятельностью.
При написании диссертации автор опирался на труды российских специалистов Е. Ф Авдосикина, Э. П. Бабина, К. А. Бекяшева, И. П. Блищенко,.
A.Г. Богатырева, М. М. Богуславского, В. Б. Буглай, Г. М. Вельяминова, И. Н. Герчиковой, Д. Г. Дудко, О. Г. Зайцевой, A.B. Исаева, Ю. А. Ершова, А .Я. Капустина, Ю. М. Колосова, Б. И. Кольцова, Э. С. Кривчиковой, Н. Б. Крылова, H.H. Ливанцева, В. И. Лисовского, ИИ. Лукашука, Г. И. Мороза, В. Н. Полежаева, К. А. Семенова, В. Н. Федорова, В. П. Шатрова, Е. А. Шибаевой,.
B.М. Шумилова, C.B. Черниченко и других.
Полезными оказались работы иностранных авторов: А.Е. Али-Дахер, А. Бенамара, Г. Бувайлик, П. Клайн, С.А. Ш. Мохамед, А. Парра, М. Пебло, П. Санас, А. Хайдар, ван Хутте X., Ф. И. Шихата, X. Шреплер, Г. Якобсон и ДР.
Степень исследованности темы. В работах монографического характера, посвященных ОПЕК, в основном анализируются проблемы экономического плана.1.
Из немногочисленных международно-правовых исследований следует л отметить диссертации Али-Дахера Ат-Туфайли и Мохамеда Сайд Али Шааля.3 Но эти работы в значительной степени устарели. За прошедшие годы изменениям и дополнениям подвергся Устав ОПЕК. Существенные.
См. например: Хайдар Афиф. Страны ОПЕК в системе международных экономических отношений развивающихся государств: Автореф. дисс. канд. эконом, наук / АН ССР. Институт Востоковедения. М., 1991.
Али-Дахер Ат-Туфайли. Между народно-правовые вопросы структуры и деятельности организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК): Дисс. канд. юрид. наук. Киев, 1981.
3 Mohamed Said Ali Chaalae. Pays producteurs de petrolee compaguies internationals. These presentee a la Lausanne pour obtenir le grade de Docteur en Droit. Lousanne, 1977. перемены произошли и в статусе Фонда ОПЕК. Изменилась как политическая, так и экономическая ситуация в мире.
Причем поменялось не только название: первоначально известный как «Специальный Фонд ОПЕК», он получил наименование «Фонд ОПЕК для международного развития». Фонд приобрел международно-правовой статус и представляет собой международное агентство для финансового сотрудничества и оказания помощи. Изменились его функции, так, например, Фонд, помимо финансирования публичного и частного секторов, занимается также софинансированием совместно с другими международными финансовыми институтами.
Участились контакты ОПЕК с Россией, отношения с которой носят неоднозначный характер. Под американо-английсккой оккупацией оказался Ирак — один из первоначальных членов ОПЕК. На этих вопросах акцентировано особое внимание в диссертации.
Научная новизна работы. Научная новизна диссертация состоит в том, что она является первым в отечественной международно-правовой науке комплексным исследованием. В работе проанализированы новые аспекты деятельности ОПЕК, которые не были отражены в работах отечественных специалистов в области международных экономических организаций.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В работе подчеркивается, что существуют различные мнения по поводу международно-правовой природы ОПЕК, и уточнение этого вопроса имеет большое значение. В частности, США отрицают международно-правовую природу ОПЕК, считая эту организацию картелем, и тем самым пытаются распространить на нее американское конкурентное право.
Анализ уставных положений, а также деятельность ОПЕК, позволяют автору считать ОПЕК международной организацией межрегионального характера, обладающей всеми основными признаками международной правосубъектности.
2. В связи с неоднократным изменением и дополнением учредительных актов трудно вычленить перечень основных целей ОПЕК в исчерпывающем виде. В результате тщательного анализа этих учредительных актов автором выделяются следующие основные цели ОПЕК: координация и унификация нефтяной политики стран-членовопределение наиболее эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты их интересовиспользование необходимых средств и способов обеспечения: стабильности цен на мировом рынке нефтизащита интересов стран-производителей нефти путем обеспечения им устойчивых доходовобеспечение эффективного, регулярного и рентабельного снабжения нефтью стран-потребителейобеспечение получения справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленностьсотрудничество со странами — нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Автором выделяется еще одна цель, не получившая отражения в Уставе ОПЕК, но занимающая значительное место в деятельности ОПЕК в области внешней политики: проведение политики здоровой окружающей среды, которая является открытой, отвечающей интересам всех стран, основанной на выявленных потребностях. В связи с этим автором предлагается включить в Устав ОПЕК специальную статью, посвященную проведению политики здоровой окружающей среды. В диссертации показана четкая политика государств — членов ОПЕК на переговорах по проблемам изменения климата и по выполнению положений Киотского протокола.
3. Диссертантом отмечаются существенные изменения организационной структуры ОПЕК. Это в первую очередь относится к созданию в рамках ОПЕК Фонда ОПЕК для международного развития, который в последствии приобрел черты международного агентства с независимым международно-правовым статусом. Основная цель Фонда — осуществление финансового сотрудничества между государствами — членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами — с другой. В работе рассматриваются три основные типа займов Фонда, основанных на льготных условиях.
4. Ядро ОПЕК составляют арабские страны — экспортеры нефти, объединенные также в Организацию арабских стран — экспортеров нефти (ОАПЕК). Цели этих организаций почти совпадают. Однако, автором, тем не менее, выделяется и их отличие, которое состоит в том, что ОПЕК стремится к унификации нефтяной политики стран-членов, а целью ОАПЕК является лишь сотрудничество и координация нефтяной политики стран-членов. Данный вывод, по мнению автора, должен представлять интерес для государственных органов РФ, занимающихся нефтяной политикой.
5. Автором обоснован вывод о том, что с момента создания ОПЕК ее члены действуют в строгом соответствии с принципами и целями ООН. В работе также показан вклад ОПЕК в развитие идеалов ООН, в частности, в решение некоторых проблем, с которыми сталкиваются развивающиеся страны, например, проблема сырьевых материалов и развития. Показана четкая позиция ОПЕК в рамках форума «Группа 77», который выступает за достижение «наиболее справедливого распределения мирового богатства и природных ресурсов».
6. Автором показан важный вклад Фонда ОПЕК в создание Международного института права на развитие, имеющего целью способствовать ведению переговоров наименее развитых стран в области помощи торговле и иностранным инвестициям.
В работе также показана роль Фонда ОПЕК в создании Международного фонда сельскохозяйственного развития, а также четкая позиция по проблеме изменения климата, что играет немаловажную роль в деле вступления в силу Киотского протокола.
7. Автор утверждает, что позиция стран ОПЕК на переговоры по изменению климата предопределила то, что в Киотском протоколе нашли закрепление формулировки, позволяющие государствам отстаивать специфические интересы, что снижает эффективность усилий государств, направленных против глобального потепления.
В заключении работы автором изложены обобщенные выводы, основанные на анализе материала диссертации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
ОПЕК представляет собой международную межправительственную организацию межрегионального характера. Появление и рост влияния ОПЕК во второй половине XX — начале XXI века явился результатом развития мирового нефтяного рынка и был связан, прежде всего, со смещением «центра силы» от транснациональных компаний (ТНК) к странам-производителям нефти.
В настоящее время анализ Устава и фактической деятельности ОПЕК позволяет выделить основные цели ОПЕК: координация и унификация нефтяной политики стран-членовопределение наиболее эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты их интересовиспользование необходимых средств и способов обеспечения: стабильности цен на мировом рынке нефтизащита интересов стран-производителей нефти путем обеспечения им устойчивых доходовобеспечение эффективного, регулярного и рентабельного снабжения нефтью стран-потребителейобеспечение получения справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленностьобеспечение охраны окружающей средысотрудничество со странами — нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Одной из новых целей, не получившей отражения в Уставе ОПЕК, но продиктованной временем, является проведение политики здоровой окружающей среды, которая является открытой, отвечающей интересам всех стран, основанной на выявленных потребностях. ОПЕК озабочена окружающей средой и действует, чтобы она осталась здоровой для будущих поколений.
В США предпринимались попытки отрицать международную правовую природу ОПЕК, считая ее картелем, и распространять на нее американское конкурентное право.
По своему характеру ОПЕК внешне действительно сходна с картелем, но по своей юридической природе является международной межгосударственной организацией, поскольку ее членами являются государства. При этом ОПЕК сохранила все черты международного многостороннего товарного соглашения.
Ядро ОПЕК составляют арабские страны — экспортеры нефти. Цели Организации арабских стран — экспортеров нефти (ОАПЕК) похожи на цели Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Но отличие их состоит в том, что ОПЕК стремится к унификации нефтяной политики стран-членов, а целью же ОАПЕК является лишь сотрудничество и координация нефтяной политики стран-членов.
ЭКОСОС рекомендует, чтобы международные организации типа ОПЕК не только «признавались, но и поощрялись, чтобы они имели возможность защищать свои права». Этот призыв относится к обеспечению международно-правового статуса ОПЕК.
С момента создания ОПЕК ее члены действуют в строгом соответствии с принципами и целями ООН. В результате абсолютного соответствия между целями и принципами ООН и ОПЕК, Секретариат ОПЕК стал регулярно участвовать на заседаниях различных органов и специализированных учреждений, в особенности на Конференции ООН по торговле и развитию, Всемирного Банка и Международного валютного фонда.
На протяжении всего своего существования ОПЕК содействовала развитию идеалов ООН. Важной вехой в этом плане стала «Торжественная декларация», принятая в 1975 г. Первой конференцией глав государств стран-членов ОПЕК, в которой они подчеркнули, что мир во всем мире и прогресс зависят от взаимного уважения суверенитета и равенства всех членов международного сообщества в соответствии с Уставом ООН. ОПЕК, как межправительственная организация, придает первостепенное значение проблемам, затрагивающим развивающиеся страны. Воодушевленные «Торжественной декларацией», страны-члены ОПЕК участвовали на Конференции международного экологического сотрудничества на так называемом форуме «Диалог: Север-Юг». Она является членом «Группы-77» и выступает за достижение «наиболее справедливого распределения мирового богатства и естественных ресурсов».
За годы существования ОПЕК существенно изменилась ее организационная структура. Так с 27 мая 1980 г. изменился статус Специального Фонда. Он приобрел черты международного агентства с независимым международно-правовым статусом. Он стал называться Фондом ОПЕК для международного развития.
Относительно взаимоотношений Секретариата ОПЕК и Фонда ОПЕК для международного развития можно отметить следующее. Фонд обладает относительной независимостью. Основная цель Фонда — осуществление финансового сотрудничества между его странами-членами, с одной сторону, и другими развивающимися странами, с другой. Главная же цель Секретариата ОПЕК — координировать нефтяную политику стран-членов и определить наилучшие средства для защиты своих интересов как на индивидуальной, так и на коллективной основе. Оба органа ОПЕК находятся в Вене, но управляются независимо друг от друга.
Основным направлением деятельности Фонда ОПЕК для международного развития является предоставление займов и субсидий на льготных условиях (под низкий процент). Фонд предоставляет займы трех типов:
1) займы на осуществление конкретных проектов развития;
2) займы для финансирования программ по восстановлению или модернизации отраслей экономики, по закупкам сырья, оборудования, запчастей, список которых согласовывается с Фондом;
3) займы для финансирования платежных балансов, в частности, на импорт продуктов питания и потребительских товаров.
Фонд является многосторонним агентством для финансового сотрудничества и помощи, установленной странами-членами и наделенный ими международно-правовым статусом.
Сферы сотрудничества Фонда ОПЕК для международного развития с другими финансовыми агентствами могут быть классифицированы на три категории: оказывать поддержку и развивать новые виды помощи, которые ведут к изменениям международных экономических отношенийостанавливать динамичные рабочие связи со всеми главными международными финансовыми институтами развития, включая членов ОПЕКучаствовать в финансировании проектов и программ.
Софинансирование, т. е. совместное финансирование с другими организациями проектов и программ развития является областью сотрудничества, имеющего особое значение для Фонда ОПЕК. Почти все его проекты, за несколькими исключениями, выполнены в порядке софинансирования.
Важным вкладом в международно-правовом плане является участие Фонда ОПЕК для международного развития в создании Международного института права на развитие (ИДЛИ) — международной неправительственной организации. Ее основными целями являются улучшение использования правовых ресурсов в процессе развития, улучшения способности переговоров наименее развитых стран в области помощи развитию, торговле и иностранным инвестициям, для увеличения эффективности выполнения проектов и упрощения и гармонизации правил и процедур, относящихся к внешнему финансированию. Для достижения этих целей ИДЛИ разработала программу, состоящую из следующих компонентов: практическая подготовка (правила финансовых агентств, трансакции и их правовые аспекты) — техническая помощь по вопросам, связанным с правом проблем развитиядокументационные услуги.
Новым явлением деятельности Фонда ОПЕК для международного развития является финансирование частного сектора. Его целями являются: дальнейшее экономическое развитие, стимулирующее рост производительных частных предприятий в развивавшихся странах, в особенности в наименее развитых странахспособствовать развитию местных капиталов рынковстимулировать эффективное использование ресурсов.
ОПЕК принимала активное участие в создании Общего фонда сырьевых товаров.
Страны ОПЕК, выражая солидарность с другими развивающимися странами, заявили о своей полной поддержке концепции Общего фонда, которая была высказана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН Шестой специальной сессии (1974 г.).
Фонд ОПЕК для международного развития участвовал также в создании Международного Фонда сельскохозяйственного развития (МФСР). МФСР предоставляет кредиты, большей частью на очень льготных условиях и под низкие проценты, и заботится не только об увеличении сельскохозяйственного производства, но и об улучшении местных перспектив в отношении занятости, питания и распределения доходов.
МФСР в настоящее время осуществляет около 75 процентов проектов, которые он поддерживает, а остальные финансирует совместно с другими учреждениями по финансированию и развитию, такими как Всемирный банк, Международная ассоциация развития и различные банки развития (Африканский, Азиатский, Межамериканский и Исламский).
Список литературы
- Нормативные акты. Сборники документов: а) на русском языке
- Действующее международное право. В 3-х т. / Сост. проф. Ю. М. Колосов и проф. Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Изд-во Независимого института международного права, 1997.
- Док. ООН № 155. 34-я Конференция. Вена, 28 июня 1973 г.
- Док. ООН. Совет Безопасности. Резолюция 1483/2003, принятая Советом Безопасности ООН на его 4761-м заседании 22 мая 2003 г.
- Международное публичное право: Сборник документов / Составители: проф. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. Т.1. 1996.
- Правила процедуры в многосторонней дипломатии / Сост. Г. А. Воронцов, Б. М. Клименко и др. М.: Международные отношения, 1986.
- Yearbook of international organization. Ed. 36. 1999/2000. Edition by Union of International Associations. Vol. IB (Int to L). Organization descriptions and cross-references, № 4, 2001. б) на английском языке
- Agreement Establishing the Common Fund for Commodities // UNCTAD. TD/IPC/CF/CONF/24C, July 29, 1980.
- Agreement establishing the OPEC special Fund // International legal materials, Vol. XV, № 6, 1976.
- Bali Declaration on Regional and Subregional Economic Cooperation of the Developing Countries, Bali, Indonesia, 2−5 December 1998.
- Bali Plan of Action on Regional and Subregional Economic Cooperation of the Developing Countries, Bali, Indonesia, 2−5 December 1998.
- Charter of Algiers, Algiers, Algeria, 10−25 October 1967.
- Caracas Declaration on the occasion of the twenty-fifth anniversary of the Group, Caracas, Venezuela, 21−23 June 1989.
- Declaration on the occasion of the thirtieth anniversary of the founding of the Group, New York, 24 June 1994.
- Caracas Programme of Action adopted by the High-Level Conference on Economic Cooperation among Developing Countries, Caracas, 13−19 May 1981.
- Cairo Declaration on Economic Cooperation among Developing Countries adopted by the High-level Meeting on Economic Cooperation among Developing Countries, Cairo, Egypt, 18−23 August 1986.
- Declaration on the occasion of the Twenty-first Annual Ministerial Meeting of the Group of 77, New York, 26 September 1997.
- Declaration on the occasion of the Twenty-second Annual Ministerial Meeting of the Group of 77, New York, 25 September 1998.
- Declaration on the occasion of the Twenty-third Annual Ministerial Meeting of the Group of 77, New York, 24 September 1999.
- Declaration of the South Summit of the Group of 77, Havana, 14 April 2000.
- Havana Programme of Action adopted by the South Summit of the Group of 77, Havana. 10−14 April 2000.
- Declaration on the occasion of the Twenty-fifth Annual Ministerial Meeting of the Group of 77, New York, 16 November 2001.
- Declaration on the occasion of the Twenty-sixth Annual Ministerial Meeting of the Group of 77, New York, 19 September 2002.
- Declaration by the Group of 77 and China on the Fourth WTO Ministerial Conference at Doha, Qatar, Geneva, 22 October 2001.
- Dubai Declaration for the promotion of science and technology in the South, Dubai, United Arab Emirates. 27−30 October 2002.
- Joint Declaration of the Group of 77, Geneva, 15 June 1964.26. Doc, UNCONF, 104/9.1981.
- UNCTAD, TD/ICP/CF/COHF/20, paragraph 69−74.
- Doc. UNCTAD TD/236, 1979, Add. 2.
- Proceeding of the United Nations Conference on Trade and Development. Fourth session, № 4, 1997.
- Resolutions Accepted at the conferences of the Organization of the Petroleum exporting countries. Caracas, 1961.
- San Jose Declaration and Plan adopted by the South-South Conference on Trade, Investment and Finance, San Jose, Costa Rica, 13−15 January 1997.
- The Statute of the Organization of the Petroleum exporting countries. OPEC. Wien, OPEC, 1978.
- Абашидзе А.Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М.: Изд-во РУДН, 2002.
- Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 1997.
- Баскакова И.М. Толковый юридический словарь: право и бизнес (русско-английский, англо-русский) Изд. 8-е, перераб М.: Финансы и статистика, 2000.
- Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992.
- Богуславский М.М. Международное экономическое право. М., 1986.
- Бувайлик Г. Е. Правовое регулирование международных экономических отношений. Киев, 1977.
- Буглай В. Б. Ливенцев H.H. Международные экономические отношения. М., 1996.
- Вельяминов Г. М. Основа международного экономического права. М., 1994.
- Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей. М.: Изд-во АО Консалтбанкир, 2000.
- Дюмулен И.И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. М., 1997.
- Исаев В.А. Экономические отношения между арабскими и освободившимися странами. 1961−1980. М.: Наука, 1983.
- Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Научный редактор проф. В. М. Шумилов. М., 2002.
- Лабин Д.К. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций. М., 2001.
- Международное право / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М: Международные отношения, 2000.
- Международное публичное право. Изд. 2-е / Под ред. К. А. Бекяшева. М., 2001.
- Международные экономические организации. Справочник / Под ред. И. О. Фаризова. М., 1982.
- Международные экономические отношения / Под ред. В. Е. Рыбалкина. М., 1997.
- ОПЕК в современных международных экономических отношениях. М.: Изд-во Международные отношения, 1990.
- Основные сведения об Организации Объединенных Наций. М.: Международные отношения, 1999.
- Пебло М. Международные экономические, валютно-финансовые отношения. М., 1994.
- Семенов К.А. Международные экономические отношения. М., 1998.
- Сосна С.А. концессионные соглашения: теория и практика. М., 2001.
- Шатров В.П. Международное экономическое право. М., 1990.
- Шибаева Е. А. Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций: Учеб. пособие 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Шреплер Х.-А. Международные организации. Справочник. М., 1995.
- Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2001.
- Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учебно-методическое пособие. М., 1999.
- Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. Ростов-на-Дону, 2003.
- Энциклопедия международных организаций. Международные межправительственные организации / Авторы-составители: С. В. Бахин, J1.H. Галенская, B.C. Иваненко, С. А. Малинин и др. Т.1, С-П., 2003. б) на английском языке
- Aissi S., Ali М., Benamara A., Parra A.R., Shihata F.I. Wohlers-Scharf Т. The OPEC Fund for international development. L., 1983.
- Barnett M.N., Finnemore M. The Politics, Power and Pathologies of International Organizations / International Organization, 1999. № 53.
- Brilmayer L. American Hegemony: Political Morality in One Superpower World. New Haven: Yale University Press, 1994.
- Leigh M. International Association of Machinists and Aerospace Workers V. Organizations of Petroleum exporting countries 649. F. 2d 1354, U.S. Count, of Appeals, 9th Ciz., July 6, 1981.
- Mitchell J., Beck P., Grubb M. The new geopolitics of energy. L., 1996.
- The legitimacy of International Organizations / Ed., by Jean-Mare Coicaud and Veijo Heiskanen. United Nations. University Press, 2001.
- The OPEC Fund for international development. Question and answers. Vienna. April 2000.
- Fawcett J.E.S. The Place of Law in an International Organization / British Yearbook of International Law, 1960, № 36.
- OPEC and the challenge of development / Ed. by A. Benamara and S. Ifeagwu. L.: Croom Helm, 1989.
- Moscow, Berlin, Paris will not take on new obligations on Iraq, ITAR-TASS, October 17, 2003.
- OPEC Press Release, N4/1998, 24 March 1998.
- Organization of the Petroleum exporting countries. General information Wien: OPEC: Secretariat, 2002.
- Petersmann E. Constitutional Function and Constitutional Problems of International Economic Law. Boulder: Westview, 1991.
- Proceeding of the United Nations Conference on Trade and Development. Fourth session, № 4, 1997.
- Sassen S. Losing Control: Sovereignty in an Age of Globalization. New York: Columbia University Press, 1996.
- Sanas Ph., Klein P. Bowett’s law of international institutions. L.: Sweet and Maxwell, 2001.
- Sato T. Evolving Constitutions of International Organizations. The Hague: Kluwer Law International, 1996.
- Van Houtte H. The Law of international trade law. L.: Sweet and Maxwell, 1995.
- Woods N. Good Governance in International Organizations / Global governance: A Review of Multilateralism and International Organizations. 1999, № 5.
- I. Статьи: а) на русском языке
- Абашидзе А.Х., Эмии В. Г. Членство в международной организации // Международные организации / Под ред. И. П. Блищенко. М., 1994.
- Брагинский Д.Б. Россия и ОПЕК // Нефть, газ и бизнес. 2002. № 3. С. 64−66.
- Галяджий И. Новости ОПЕК. Успехи и противоречия // Нефть России. 1999. № 8.
- Дудко Д.Т. Нефтеэкспортная политика ОПЕК: ретроспектива и современность // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 6.
- Ершов Ю.А. Политика России на мировом рынке нефти: альянс с ОПЕК, союз с потребителями или независимый путь // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 3.
- Кириллов В., Вар дуль М. Нефть и новый миропорядок // Коммерсантъ. 2003. 11 июня.
- Коноплянник А. Россия-ОПЕК от конфронтации к многостороннему сотрудничеству // Нефть России. 2002. № 4.
- Кузнецов О.Л. Мир, вступивший в третье тысячелетие // Вестник РАЕН, 2002/4.
- Лабин Д.К. Некоторые проблемы международно-правового регулирования инвестиций // Государство и право, 1998, № 5, с. 85−92.
- Логинов А. Россия — ОПЕК: возможности сотрудничества // Экономика и жизнь. 1994. № 37.
- Манвелов Н. Попробуй засуди. Федеральный суд США запретил ОПЕК фиксировать цены на нефть // Сегодня. 2001. 6 апреля.
- Никольский А., Корюкин К. Закон о прощении // Ведомости. 2003. 19 июня.
- Новопрудский С. Короли шантажа. Американцы обвиняют ОПЕК в нарушении американских законов // Известия. 2000. 23 марта.
- Ребров Д. Цены на нефть растут. ОПЕК вряд ли станет их сдерживать // Время новостей. 2003. 15 июля.
- Сулайнис A.B. Национализация «Ирак Петролиум Компани» // Проблемы экономики и права развивающихся стран. М.: Изд-во УДН, 1974.
- Федин И. Американский суд велел нефти дешеветь // Коммерсантъ. 2001. 3 апреля.
- Федюкин И. Два года самостоятельности: оккупанты добились от ООН права контролировать экономику Ирака // Ведомости. 2003. 23 мая.
- Филлипс М. Ирак могут закабалить США предлагают восстанавливать Ирак, наращивая его внешний долг // Ведомости. 2003. 20 июня.
- Шаталов А. Россия и ОПЕК раскланялись // Коммерсант, 5 ноября, 2003.
- Яковенко А. ОПЕК — символ больших денег // Международная жизнь. 1999. № 6.
- Яковец Ю.В. Рента, антирента, квазирента: источники глобального устойчивого развития. М., 2002.
- Яковец Ю.В. Рентные факторы глобального устойчивого развития // Вестник РАЕН, 2002/4.б) на английском языке
- Ali Khalifa Al-Sabah. North-Sourth dialogue: impasse and for revival // OPEC bulletin, October 1980.
- Alhasrawy A. OPEC: tue’cartel that is not // OPEC bulletin, February1981.
- Bina С. Global oil and the transformation of OPEC // Rev. of radical polit, economics. N.Y., 1989, V. 21, № 3.
- Davies A.E. Reflections on the OPEC’s Aid to the Developing countries // International studies, 1993, Vol. 32. № 1.
- Funabashi Y. Bridging Asia’s economics-security gap // Survival. L., 1996/1997, vol. 38, № 4.
- Gavin J. Oil & gas: spec. rep // MEED. L., 2000, vol. 44, № 15.
- Inauguration of OPEC NEWS agency OPECNA. Vienna, November, 1980.
- The international Board of a new International Institute for development Low meets for the first time an the OPEC Fund’s offices in Vienna // OPEC bulletin, April 1983, p. 84−85.
- Oil of gas // MEED. L., 1999. Vol. 43. № 29.
- Oil of gas // MEED. L., 1998. Vol. 42. № 15.
- Oil of gas // MEED. L., 1995. Vol. 39. № 29.
- Oil of gas // MEED. L" 1995. Vol. 39. № 3.
- Oil of gas // MEED. L., 1994. Vol. 38. № 29.
- Oil: cheers and tears for Africa // West Africa. L., 2000. № 4233.
- The OPEC Fund and the Proposed Common Fund // OPEC Fund, May, 1982, p. 15−34.
- Osenji T. Food, arms and development aid // OPEC bulletin, December 1983/January 1984.
- Plaza G. Campaign against OPEC // OPEC bulletin, May 1983.
- Santos-Alive F. Setting the legal framework for OPEC // OPEC bulletin, December 1983/January 1984.
- Three-day Seminar on Cooperative among Developing countries in Petrochemical Industry concludes in Vienna, March 10, 1983.
- Shihata J. Role of Law in Economic Development // Egyptian Review of International Law, vol. 25, 1969.
- Shihata F.I. The OPEC Fund and the North-South Dialogue-some personal reflections // International legal materials, 1980.
- Shihata F.I. Introductory Note. Organization of the Petroleum exporting countries: Agreement establishing the OPEC Fund for international development // International legal materials, 1980.
- UNCTAD Secretary General and Former Indonesian energy minister live views on north-south dialogue issues // OPEC bulletin, August 1980.
- What is the Group of 77? http:/www.drg/main.httm p. 27.VI.03.1. Диссертации и авторефераты: а) на русском языке
- Хайдар Афиф. Страны ОПЕК в системе международных экономических отношений развивающихся государств: Автореф. дисс. канд. экон. наук/АН СССР. Ин-т востоковедения. М., 1991.
- Али-Дахер Ат-Туфайли М. Международно-правовые вопросы структуры и деятельности организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК): Дисс. канд. юрид. наук. Киев, 1981. б) на французском языке
- Mohamed Said Ait Chaalal Pays producteurs de petrolet compaquies internationals. These presentee a la Faculte de Droit de l’Universite de Lausanne pour obtenir le grade de Docteur en Droit. Lousanne, 1977.1. V. Периодика:
- Ведомости, 23.05.2003, 19.06.2003, 20.06.2003.132. Вестник РАЕН. 2002/4
- Внешнеэкономический бюллетень, № 3, 2003.
- Внешняя торговля, М. 01,1999.
- Время новостей. 20.06.2003.136. Государство и право, М.137. Известия. 20.03.2003.
- Коммерсантъ, 03.04.2001, 11.06.2003,05.11.2003.
- Международная жизнь. № 6, 1999.
- Московский журнал международного права. № 3, 1999.
- Нефть России, № 8, 1999- № 4, 2002.
- Нефть, газ и бизнес, № 3, 2002.
- Нефтяное хозяйство, М. № 6 2001.144. Сегодня, 06.04.2001.
- Экономика и жизнь, № 37, 1994.
- International legal materials, 1980- 1998.
- OPEC Bulletin, Wien. МЕЕ (Middle East economic digest). № 48,2002.148. OPEC Review, Vienn, 2002.
- International studies, vol.32, № 1, 1993.