Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Юридическая природа изъятия земельных участков для муниципала ных нужд носит двойственный характер1 потому, что при добровольном со--гласии частного собственника на такое изъятие возникает договорный механизм регулирования отношений сторон с наличием ряда публично-правовых особенностей. В случае принудительного изъятия никаких договоров стороны не заключают (и нет никакой практической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика права муниципальной собственности на земельные участки
    • 1. Формирование права муниципальной собственности на земельные участки в отечественном законодательстве
    • 2. Понятие, субъекты и объект права муниципальной собственности на земельные участки
    • 3. Ограничение права муниципальной собственности на земельные участки
  • Глава 2. Гражданско-правовое регулирование возникновения и прекращения права муниципальной собственности на земельные участки
    • 1. Возникновение права муниципальной собственности на земельные участки в процессе разграничения государственной собственности на землю
    • 2. Правовое регулирование перераспределения земельных участков между уровнями публичной власти
    • 3. Изъятие земельных участков для муниципальных нужд как основание возникновения права муниципальной собственности
    • 4. Гражданско-правовое регулирование прекращения права муниципальной собственности на земельные участки

Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Принятие Конституции России, закрепившей появление муниципального уровня публичной власти, не являющегося частью государственного аппарата, ратификация Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления и иных международных документов, обусловили необходимость коренного реформирования отношений собственности в стране. В целях реализация провозглашенного Конституцией РФ принципа многообразия форм собственности на земельные участки, за последние годы были приняты десятки законодательных актов, определивших правовой механизм возникновения и прекращения права муниципальной собственности на земельные участки. При этом законодательное оформление и практическая реализация норм о создании муниципальной формы собственности на недвижимость с самого начала встречали значительные трудности, обусловленные фактическим отсутствием исторического опыта ее функционирования, как в Российской империи, так и в СССР.

Несмотря на указанные проблемы, анализ почти двадцати лет муниципальной реформы конца XX — начала XXI веков позволяет сделать однозначный вывод, что муниципальная форма собственности на земельные участки реально существует и занимает важное место в системе публичной собственности на объекты недвижимости. По данным государственной статистки, на 1 января 2008 г. в федеральной собственности находились земельные участки площадью 270,6 млн. га, что составило 17,2% от общей площади земель государственной и муниципальной собственности. В собственности субъектов РФ зарегистрировано 5,8 млн. га, а в муниципальной собственности —1,4 млн. га земель. По состоянию на 15 мая 2009 г. только в отдельно взятом городском округе «город-герой Волгоград» зарегистрировано (с получением-свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности) 775 земельных участков общей площадью 766,6 га. На них расположены муниципальные учреждения образования и здравоохранения, объекты ЖКХ (котельные, системы водоснабжения и т. д.).

Отношения муниципальной собственности на земельные участки регламентируются нормами различной отраслевой принадлежности, в совокупности составляющими комплексный правовой институт. Это обусловливает сложность и коллизионность правового регулирования отношений в сфере муниципальной недвижимости, требующих теоретического осмысления и выработки предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Особенно важным представляется развитие гражданско-правовых механизмов приобретения и прекращения права муниципальной собственности на земельные участки, упорядочение процедур ограничения прав муниципальных собственников объектов недвижимости.

Решение этих проблем и установление оптимального механизма правового регулирования отношений муниципальной собственности на земельные участки позволит создать надлежащие гарантии экономических основ местного самоуправления и сформировать условия реализации органами местного самоуправления стоящих перед ними задач по решениявопросов жизнеобеспечения населения муниципальных образований.

Степень разработанности темы в юридической литературе. Право муниципальной собственности на различные объекты движимого и недвижимого имущества, а также проблемы участия муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях уже попадали в поле зрения ученых. Так, проблемам правового режима муниципального имущества, включая вопросы ограничений права муниципальной собственности, посвящены труды Е. М. Андреевой, Ю. Н. Андреева, О. Г. Бартковой, BiA. Белова, М. И. Брагинского, В. Г. Голубцова, А. И. Гончарова, Т. В. Дерюгиной, А. А. Завьялова, В. П. Камышанского, С. В. Камышанской, А. Ю. Кийко, Н. М! Коршунова, В: Д*. Ма-заева, Д. А. Медведева, В. П. Мозолина, В.А. Микрюкова-, С. В. Нарушкевич, Д. В. Пяткова, А .Я. Рыженкова, К. И. Скловского, А. А. Соколовой, Е. А. Суханова, З. И. Цыбуленко, А. Е. Черноморца, В. В. Чубарова и других ученых.

С позиций земельного права вопросы муниципальной собственности на земельные участки (включая проблемы разграничения государственной собственности на землю) были исследованы в трудах А. П. Анисимова, Р.Г. Ара-кельяна, С. А. Боголюбова, Е. С. Болтановой, Г. А. Волкова, С. И. Герасина, Л. Ю. Грудцыной, Т. В. Дамбиевой, С. В. Дзагоева, Н. П. Кабытова, О.И. Крас-сова, А. Лазаревского, Н. Б. Маловой, А. И. Мелихова, Г. А. Мисник, М. В. Попова, С. А. Рухтина, С. А. Чаркина, А. Ю. Чикильдиной, Г. В. Чубукова и т. д.

Однако в большинстве указанных работ основной акцент делался на исследование правового режима муниципальной недвижимости в целом, без анализа особенностей гражданско-правового статуса непосредственно земельных участков, либо же данные исследования были основаны на уже утратившем сейчас силу законодательстве. При этом в большинстве работ указанных авторов правовой режим муниципальной недвижимости рассматривался без надлежащего учета межотраслевого характера регулирования указанных отношений. Этот пробел восполняется настоящей работой.

Целью диссертационной работы является исследование гражданско-правовых доктрин, норм и правоотношений, складывающихся по поводу формирования муниципальной собственности на земельные участки как объекта недвижимости, выявление особенностей реализации органами местного самоуправления правомочий собственника, оценка существующей практики и прогноз развития института муниципальной собственности в будущем.

Указанная цель исследования обусловливает постановку следующих взаимосвязанных научных задач:

— рассмотреть понятие и содержание права муниципальной собственности на земельные участки;

— выявить предусмотренные гражданским и земельным законодательством ограничения права муниципальной собственности на земельные участки;

— проанализировать основания и порядок возникновения права муниципальной собственности на земельные участки;

— исследовать особенности правового регулирования перераспределения земельных участков между уровнями публичной власти;

— проанализировать особенности гражданско-правового регулирования прекращения права муниципальной собственности на земельные участки;

— разработать и обосновать предложения по совершенствованию гражданского законодательства и правоприменительной практики в сфере реализации права муниципальной собственности на земельные участки.

Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения, складывающиеся по поводу осуществления органами местного самоуправления правомочий собственника земельных участков, включая особенности ограничения, приобретения и прекращения их прав на земельные участкипредметом исследования — нормы гражданского и нных отраслей права, регламентирующие правовой режим муниципальной недвижимости, в том числе определяющие механизм перераспределения земельных участков между различными видами и формами собственности.

Теоретическая и методологическая основы диссертационного исследования. Теоретической основой диссертации выступают фундаментальные разработки науки гражданского и земельного права, общей теории. права и государства, истории, социологии и философии права. При проведении диссертационного исследования использовались диалектический, исторический, формально-логический, статистический, метод системного анализа, сравнительно-правовой и другие методы научного познания.

Научная новизна работы состоит в том, что сформулированные в ней предложения и выводы способствуют исследованию становления и развития, а также выявлению сущности и содержания межотраслевого правового института муниципальной собственности на земельные участки.

В работе проанализированы не только законодательство и труды отечественных ученых-цивилистов, но и существующая практика приобретения и^ отчуждения органами местного самоуправления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, что позволяет осмыслить данную проблему в целом и сформулировать ряд предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

В диссертационном исследовании рассмотрены гражданско-правовые способы приобретения земельных участков в муниципальную собственностьпоказаны особенности механизма разграничения публичной собственности на землюперераспределения земельных участков между публичными собственникамимеханизм изъятия или приобретения в иной принудительной форме земельных участков в муниципальную из частной собственности. Большое внимание уделено рассмотрению процедуры прекращения права муниципальной собственности на земельные участки, влекущего приобретение соответствующих земельных участков в частную собственность гражданами и юридическими лицами. Данные проблемы изучены в контексте сохраняющихся коллизий гражданского и земельного законодательства, по поводу которых соискателем предложены свои варианты их разрешения.

Основные положения настоящего диссертационного исследования могут служить теоретической базой для дальнейшей научной разработки проблем, связанных с приобретением и прекращением права муниципальной собственности на земельные участки, теории права собственности и его ограничений, особенностей гражданско-правового статуса органов публичной власти.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать 1 следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:

1) муниципальная собственность на земельные участки — форма публичной собственности, сформировавшаяся в ходе разграничения государственной собственности на землю либо по иным предусмотренным законом основаниям, отличительной чертой которой-является особый характер задач муниципальных органов власти и вытекающая из этого спецификавладения, пользования и распоряжения земельными участками для создания условий жизнеобеспечения потребностей населения муниципального образования.

2) в результате исследования теории и практики распоряжения органами-местного самоуправления неразграниченными государственными землями и с учетом характера и вида задач, стоящих перед различными уровнями публичной власти, предложена следующая редакция п. 2 ст.214 ГК РФ:

2. Земельные участки, не находящиеся в частной либо государственной собственности, являются муниципальной собственностью".

3) доказывается, что в муниципальной собственности могут находиться земельные участки в составе всех категорий земель земельного фонда, за исключением земель лесного и водного фонда. Это могут быть «простые» земельные участки (поля, автостоянки, иные незастроенные земельные участки) — земельные участки с природными объектами (пруды, городские леса) — земельные участки, на которых расположены здания (администрации) — имущественные комплексы, используемые муниципальными унитарными предприятиями (в будущем — линейные объекты городского электротранспорта).

4) право муниципальной собственности на земельные участки может возникать двумя принципиально различными путями: первоначально (в процессе разграничения государственных земель с формированием и регистрацией конкретных земельных участков в муниципальную собственность) и производно (в порядке перераспределения зарегистрированных в федеральную, региональную, муниципальную и частную собственность земельных участков при наличии административных и/или гражданско-правовых оснований). Первоначальная группа носит срочный характер и в ближайшие годы закончитсяперераспределение земельных участков будет идти постоянно.

5) необходимо принятие наряду с административными актами о перераспределении публичных земель договоров о безвозмездной передаче имущества между публично-правовыми образованиями, конкретизирующих права и обязанности сторон, и характеризуемых: специальным субъектным составом (только публично-правовые образования) — предметом (только федеральные, субъектов РФ или муниципальные земельные участки, исключая неразграниченные государственные земли) — особой процедурой заключения (обязательным согласием органа местного самоуправления на отчуждение или принятие земельного участка в муниципальную собственность). По своей юридической природе это прямо непоименованные ГК РФ договоры.

6) существует ряд принципиальных отличий изъятия земельных участков для муниципальных нужд от смежных правовых процедур: изъятие земельных участков и реквизиция различаются по целям (наличие стихийных бедствий, аварий, иных чрезвычайных ситуаций в первом случае и их отсутствие во втором) — субъекту, принимающему такие решения (орган местного самоуправления решений о реквизиции не принимает) — срочности процедуры (при реквизиции земельный участок может возвращаться частному собственникупри изъятии для публичных нужд это решение необратимо).

7) распоряжение муниципальными земельными участками носит ограниченный характер, поскольку большая часть таких участков занята неотчуждаемыми муниципальными объектами (школы, больницы и т. д.). Подавляющее большинство актов распоряжения земельными участками органы местного самоуправления принимают в отношении не находящихся в их собственности неразграниченных государственных земель.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные автором выводы и рекомендациимогут быть ис-. • пользованы для совершенствования гражданского и земельного законодательства, регулирующего отношения — муниципальной собственности на земельные участки, в том числе процедур приобретения, прекращения и ограничения права муниципальной собственности на земельные участки, а также при подготовке разъяснений высших судебных органов по проблемам практики применения гражданского и земельного законодательства, что позволит повысить эффективность реализации правомочий собственника муниципальной недвижимости в интересах населения муниципального образования.

Указанные выводы представляют интерес для научной доктрины, поскольку способствуют углубленному изучению отношений собственности на объекты недвижимости (земельные участки) с участием специфического субъекта гражданского права — муниципальных образованийучебного процесса (учебных дисциплин гражданское правоземельное правомуниципальное право) — правоприменительной практики судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФдеятельности органов местного самоуправления, непосредственно участвующих в осуществлении правомочий собственника, включая процедуры приобретения и прекращения права муниципальной собственности на земельные участки.

Апробация результатов работы. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, внедрены в учебный процесс Волгоградской академии государственной службы и Волгоградской академии МВД РФ, и были использованы в ходе совещаний и семинаров с участием представителей правоприменительных органов, при разрешении земельных споров в Арбитражном суде Волгоградской области, а также изложены в выступлениях на научно-практических конференциях и опубликованных работах автора, «.

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1) муниципальная собственность на земельные участки — форма публичной собственности, сформировавшаяся в ходе разграничения государственной собственности на землю либо по иным предусмотренным законом основаниям, отличительной чертой которой является особый характер задач муниципальных органов власти и вытекающая из этого специфика владения, пользования и распоряжения земельными участками для создания условий жизнеобеспечения потребностей населения муниципального образования.

2) муниципальная собственность постепенно зарождается в законодательстве дореволюционной России в виде имущества городов и органов общественного самоуправления (городские управления, земские учреждения, дворянские собрания), которое служило общественно полезным целям. г.

3) воспроизведенная во всех советских конституциях и гражданском (земельном) законодательстве норма декрета «О земле» об отмене дореволюционного многообразия видов и форм собственности на землкь означала отказ от признания земельных участков недвижимой вещью и отрицала необходимость наличия нескольких видов публичной собственности на земельные участки. Появление муниципальной собственности на земельные участки стало возможным в результате развала СССР и принятия первых гражданских законов, в том числе Закона РСФСР «О собственности» 1990 г.

4) исторически формирование права муниципальной собственности на земельные участки носило противоречивый характер, и «плелось в хвосте"-законодательства о передаче в муниципальную собственность объектов недвижимости, а также предприятий и иных имущественных комплексов.

5) следует выделить четыре этапа формирования муниципальной собственности на земельные участки в отечественном законодательстве:

— вторая половина XVIII в. — 1917 г. Происходит формирование общественной собственности на землю, собственности земств и городов;

— 1917 — 1990 гг. Отрицание муниципальной собственности, законодательное закрепление единой государственной собственности на землю;

— 1990 — 2001 г. Появление муниципальных образований в ходе муниципальной реформы и передача им имущества в муниципальную собственность.

— 2001 г. — по сей день. Появление земельного законодательства, регламентирующего разграничение государственной собственности на землю и критерии отнесения земельных участков к муниципальной собственности.

6) отношения муниципальной собственности на земельные участки регулируются нормами, имеющими различную отраслевую принадлежность и образующими комплексный межотрасчевой ннстнтут, включающий в себя нормы конституционного, гражданского, муниципального, административного и земельного права.

7) следует поддержать авторов набирающей силу концепции межотраслевого подхода к вопросам собственности на природные ресурсы, доказывающих появление в праве новой-правовой конструкции — «достояния народов». Аргументируется это тем, что применительно к большей части природных ресурсов (воды, воздух, животный мир) цивилистическая конструкция собственности неприменима в принципе. Вместе с тем, отражение значения земли как народного достояния вполне возможно в рамках конструкции государственной и муниципальной собственности на земельные участки.

8) субъектный состав конституционных (муниципальных) и гражданских (земельных) правоотношений существенно различается, что обусловлено, соответственно, публичной и частной природой соответствующих отраслей права. Поскольку отношения собственности имеют имущественную, гражданско-правовую природу, применение к ним в «чистом виде» публично-правовых конструкций «народ как субъект права» недопустимо, поскольку это разрушит всю систему управления муниципальной (государственной) недвижимостью. Вместе с тем, считая важной и своевременной постановку в конституционно-правовой науке этих проблем, мы полагаем, что данные противоречия должны быть исследованы в цивилистической науке с последующим внесением изменений в ГК РФ и закреплением особенностей гражданско-правового режима земельных участков и других природных ресурсов.

9) земля и земельный участок, несмотря на наличие между этими категориями диалектической взаимосвязи, являются отображением разных объектов правоотношений. Земля как природный объект выступает предметом экологических правоотношенийземля как природный ресурс — земельно-управленческих (например, при установлении или смене категорий земель) — и лишь земельный участок как индивидуализированное на местности недвижимое имущество может являться объектом гражданских правоотношений и находиться в частной, муниципальной или государственной собственности.

10) поскольку «земля» не может являться объектом гражданских прав (и находиться в государственной, муниципальной или частной собственности), необходимо внесение изменений в следующие статьи ГК РФ:

— п.1 ст. 126 ГК РФ, поскольку обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не осуществимо в принципе. Однако это возможно* в случае замены в данной статье слова «земля» словом «земельные участки»;

— в п. З ст. 129, поскольку «земля и другие природные ресурсы» не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается, законами о земле и других природных ресурсах. Но это возможно применительно к «земельным участкам»;

— ст. 164, поскольку сделки с землей не могут совершаться, зато могут со-, вершаться с земельными участками как объектами недвижимости;

— п. З ст. 209, поскольку «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами.» не возможно в принципе: Например, орган местного самоуправления может исполнять управленческие полномочия относительно земельных массивов, не разграниченных на земельные участки, но это не будут функции гражданско-правового характера (это может быть инвентаризация, проведение землеохранных мероприятий и т. д.);

— п.2 ст. 214, т.к. не «земля», а земельные участки и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. «Земля» не является объектом гражданских правоотношений, и может находиться только в собственности «многонационального народа».

11) с учетом вышеизложенной позиции о невозможности нахождения в государственной или муниципальной собственности большинства видов природных ресурсов (воздуха, вод, животного мира и т. д.), мы предлагаем изменить редакцию п. 2 ст.214 ГК РФ, изложив ее следующим образом:

Земельные участки, не находящиеся в частной либо государственной собственности, являются муниципальной собственностью".

12) в муниципальной собственности в разном объеме могут находиться земельные участки в составе всех категорий земель земельного фонда России, за исключением земель лесного и водного фонда. Это могут быть «простые» земельные участки (поля, автостоянки, иные незастроенные земельные участки) — земельные участки с природнымиюбъектами* (пруды, городские леса) — земельные участки, на которых расположены здания (администрации) — имущественные комплексы, используемые муниципальными унитарными предприятиями (в перспективе — линейные объекты городского электротранспорта). Несмотря на ряд исключений, мы полагаем, что по общему правилу, земельный участок выступает главной вещью, а объекты недвижимости — его принадлежностью.

13) участниками гражданских правоотношений являются как муниципальные образования в лице своих органов публичной власти, наделенных полномочиями по распоряжению муниципальными земельными участками, так и специально создаваемые для обслуживания муниципальных органов учреждения как разновидности юридических лиц. Их гражданско-правовой статус нуждается в уточнении посредством дополнения гражданского законодательства конструкцией «публичного учреждения», представляющего в гражданских правоотношениях орган публичной власти.

14) существующая двухуровневая структура муниципального субъекта гражданских правоотношений (местная администрация и комитеты как учреждения) должна быть заменена одноуровневой (местная администрацияучреждение). Это позволит оптимизировать решение вопросов местного значения по реализации правомочий муниципального собственника. Существующую в Законе о местном самоуправлении и муниципальном нормотворчестве конструкцию «орган муниципальной власти с правами юридического лица» следует исключить из них как противоречащую ГК РФ.

15) ограничения права муниципальной собственности на земельные участки — это обусловленное принятием федеральных или региональных правовых актов уменьшение (сужение) правомочий органов местного самоуправления, заставляющее их воздерживаться от осуществления определенных актов распоряжения находящимися в муниципальной (или неразграниченной государственной) собственности земельных участков в целях обеспечения прав и охраняемых законом интересов более широкого круга лиц — жителей4 субъекта РФ или РоссийскойФедерации в целом. В случае принятия подобного акта самим органом местного самоуправления происходит не ограничение, а реализация правомочий муниципального собственника.

16) ограничения права муниципальной собственности затрагивают только правомочие распоряжение (поскольку органы местного самоуправления непосредственно не хозяйствуют на земле) и включают в себя:

— запрет на предоставление земельных участков, попавших в зону федерального (регионального) резервирования (соответственно, и. на выдачу разрешений на строительство и иные вытекающие отсюда действия);

— запрет (полный или частичный) на предоставление земельного участка, расположенного в границах ООПТ федерального или регионального значения либо в границах их охранных зон;

— запрет на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной либо неразграниченной государственной собственности, изъятых или ограниченных в обороте (земли, загрязненные опасными отходами, занятых объектами гидротехнических сооружений и т. д.);

— запрет на предоставление земельных участков, расположенных в зонах с особыми условиями использования территории (охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников •истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации);

— запрет на перевод зарезервированных (федеральными или региональными органами) земельных участков в категорию земель иного назначения;

— запрет на предоставление муниципального земельного участка лицам, которые в соответствии с законом не могут быть его собственниками (ино- > странные граждане и юридические лица на приграничной территории).

17) категория «пределы (границы) муниципальной собственности на зеv мельные участки» показывает, каких правомочий нет у собственника, и служит уточнением содержания правомочий владения, пользования и распоряжения. В качестве пределов выступают установление местоположения, площади (ее предельного размера), целевого назначения и разрешенного использования муниципальных участков перед их предоставлением.

18) существуют следующие границы муниципальной собственности:

— орган местного самоуправления не может предоставить земельный участок из муниципальной (неразграниченной) собственности в частную собственность или аренду, если предусмотренные Правилами землепользования и застройки виды разрешенного использования не позволяют осуществлять намечаемую гражданином (юридическим лицом) деятельность;

— орган местного самоуправления не может предоставить из муниципальной собственности гражданину (юридическом улицу) земельный участок большего (или меньшего) размера, чем это допускается градостроительным регламентом либо в ином предусмотренном законом порядке;

— орган местного самоуправления не может претендовать на земельный участок, в отношении которого федеральными законами не предусмотрена возможность возникновения права муниципальной собственности.

19) «пределы» и «ограничения» права муниципальной собственности являются родственными, но не тождественными правовыми категориями. Пределы (границы) права муниципальной собственности означают внешний барьер, преграду, за которую не распространяются полномочия муниципального собственника. Напротив, ограничения права муниципальной собственности представляют собой требования и запреты, установленные в интересах населения РФ или субъекта РФ, сужающие возможности муниципальных образований — собственников земельных участков совершать предусмотренные законом действия по распоряжению земельными участками.

20) обременения права муниципальной собственности — это установление дополнительных вещных или обязательственных прав граждан и юридических лиц (пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут, ипотека, аренда, безвозмездное срочное пользование)* на муниципальный земельный участок, затрудняющих органу местного самоуправления свободную реализацию своих правомочий собственника.

21) обременения и ограничения права муниципальной собственности на земельные участки — это две родственные, но не тождественные правовые категории. Сходство между ним заключается в том, что они создают муниципальному собственнику определенные затруднения, стесняют его свободу распоряжения муниципальной собственностью в рамках закона.

Отличия между ними заключаются в том, что обременение влечет появление дополнительных прав на муниципальный участок (аренды, постоянного- (бессрочного) пользования и т. д.), осуществляется по воле сторон, чего не прослеживается в случае ограничения. Частный сервитут является обременением права муниципальной собственностипубличный сервитут де-факто является самостоятельной разновидностью ограниченных вещных прав, и в таком качестве нуждается в дальнейшей научной разработке.

22) типичным случаем ограничения права муниципальной собственности является установление перечня изъятых (ограниченных) в обороте земельных участков в ст. 27 ЗК РФ. Попадание муниципального земельного участка в эту категорию означает сужение возможностей органа местного самоуправления по распоряжению таким земельным участком посредством его продажи, аренды или даже передачи другому уровню публичной власти. Следовательно, для органов местного самоуправления ограничения оборота земельных участков, сформулированные в ст. 27 ЗК РФ, являются частным случаем ограничения права муниципальной собственности вообще.

23) в ст. 56 ЗК РФ речь идет об ограничениях права частной собственности либо иных прав граждан и юридических лиц. Между тем, необходимо дополнить указанную статью ЗК РФ указанием на содержание ограничений права федеральной, региональной и муниципальной собственности.

24) разграничение государственной собственности на землю — это процедура формирования и закрепления в собственность каждого уровня’публичной власти (Российская Федерация, субъекты РФ5 муниципальные образования) конкретных земельных участков из состава неразграниченной государственной собственности по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

25) разграничение государственной собственности на землю осуществлялось с самого начала земельной реформы: первоначально в рамках процедуры разграничения государственного имущества в целом, а после принятия-. Конституции России, и непосредственно земли. Эволюция процедуры раз-' граничения прошла ряд этапов: «договорно-указной» период 90-х годов прошлого векапериод составления перечнейсовременный период упрощенного порядка разграничения государственной собственности на землю.

26) несмотря на положительную оценку реформы 2006 г., направленную-на упрощение процедур разграничения государственной собственности на землю, ряд актуальных вопросов возникновения муниципальной собственности на земельные участки остался неразрешенным, во-первых, по техникопроцедурным причинам (формирование земельных участков под муниципальными автомобильными дорогами или территориями традиционного природопользования) либо чисто процедурным (определение публичного собственника земель фонда перераспределения и земель общего пользования).

27) следует признать явно противоречащей Конституции России предусмотренное в рамках последней реформы порядка разграничения государственной собственности на землю 2006 г. ущемление прав населения и органов местного самоуправления городских округов — «столиц» субъектов РФ распоряжаться неразграниченными государственными землями. Позицию Конституционного Суда РФ, подтвердившего легитимность этой реформы, следует признать неубедительной и содержащей «двойные стандарты», недопустимые при определении экономических основ местного самоуправления.

28) разграничение государственных земель является по своей сути процедурой конечной. Ее следует отличать от процесса перераспределения государственных и муниципальных земель, являющегося-постоянным, и связанным с динамикой появления новых задач, требующих от определенного уровня публичной власти наличия земельных, финансовых и иных ресурсов.

29) право муниципальной собственности на земельные участки может возникать двумя принципиально различными путями: первоначально (в процессе разграничения единого массива государственных земель с формированием и регистрацией конкретных земельных участков в муниципальную собственность) и производно (в порядке перераспределения зарегистрированных в федеральную, региональную и частную собственность земельных участков* при наличии административных и/или гражданско-правовых оснований, включая приобретение права муниципальной собственности в силу особых гражданско-правовых оснований на бесхозяйную недвижимость и т. д.):

30) необходимо принятие наряду с административными актами о перераспределении публичных земель договоров о безвозмездной передаче имущества между публично-правовыми образованиями, конкретизирующих права и обязанности сторон, и характеризуемых: специальным субъектным составом (только публично-правовые образования) — предметом (только федеральные, субъектов РФ или муниципальные земельные участки, исключая неразграниченные государственные земли) — особой процедурой заключения (обязательным согласием органа местного самоуправления на отчуждение или принятие земельного участка в муниципальную собственность). По своей юридической природе это прямо непоименованные ГК РФ договоры.

31) для усиления гарантий экономической основы местного самоуправления дополнить п. З ст. 19 ЗК РФ следующим абзацем: «Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации не допускается. Порядок учета мнения органов местного самоуправления при перераспределении государственной или муниципальной собственности на земельные участки определяется Правительством Российской Федерации».

32) юридическая природа изъятия земельных участков для муниципала ных нужд носит двойственный характер1 потому, что при добровольном со--гласии частного собственника на такое изъятие возникает договорный механизм регулирования отношений сторон с наличием ряда публично-правовых особенностей. В случае принудительного изъятия никаких договоров стороны не заключают (и нет никакой практической необходимости заставлять их это делать, как предлагают некоторые авторы), а гражданско-правовая составляющая в этом случае сводится к механизму расчета в судебном порядке выкупной цены, включая причиненные убытки. Сходство ряда процедурных последствий позволяет включить изъятие, национализацию и реквизицию в одну родовую группу, именуемую в научной литературе «экспроприация», отличающуюся от «конфискации» своим возмездным характером.

33) существует ряд принципиальных отличий изъятия земельных участков для муниципальных нужд от смежных правовых процедур: изъятие земельных участков и реквизиция различаются по целям (наличие стихийных бедствий, аварий, иных чрезвычайных ситуаций в первом случае и их отсутствие во втором) — субъекту, принимающему такие решения (орган местного самоуправления решений о реквизиции не принимает) — срочности процедуры (при реквизиции земельный участок может возвращаться частному собственникупри изъятии для публичных нужд это решение необратимо). Столь же существенны отличия изъятия земельных участков для муниципальных нужд и ограничений права собственности: при ограничении права собственности (не зависимо от того, частной или публичной) правомочия собственника стесняются, но не исчезают как таковыепри изъятии земель для публичных нужд происходит смена формы собственности на земельные участки.

34) изъятие земельных участков для муниципальных нужд представляет собой частный случай национализации имущества (как ее понимает Европейский суд по правам человека), и может быть названо «муниципализацией».

35) исходя из существующей теории и практики изъятия земельных участков для муниципальных нужд, следует выделить три группы таких оснований: изъятие земельных участков для муниципальных нужд по основаниям, прямо предусмотренным ст. 49 ЗК РФизъятие земельных участков в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, ГрадК РФ) — изъятие земельных участков для размещения публичных объектов, возводимых в целях повышения международного престижа Российской Федерации.

36) следует распространить действие нормы об обязанности органа публичной власти доказать в суде необходимость изъятия участка, занятого объектами недвижимости, на случаи изъятия земельного участка, не занятого такими объектами. Поэтому необходимо дополнить ст. 282 ГК РФ следующим абзацем: «В ходе рассмотрения в суде иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, орган государственной власти или местного самоуправления, принявший такое решение, обязан доказать необходимость изъятия именно этого земельного участка».

37) необходимо признать утратившим силу подп. З п. 1 ст.49 ЗК РФ, упоминающий «федеральные законы», которые могут произвольно дополнять перечень государственных и муниципальных нужд. Абсурдно выглядит и предусмотренная данным подпунктом возможность принятия субъектом Российской Федерации законов, регламентирующих выкуп им земельных участков у самого себя, а также муниципалитетами из своей же собственности.

Вместо этого в ст. 49 ЗК РФ следует добавить п. 1.1 следующего содержания: «1.1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, может осуществляться только при наличии документов территориального планирования».

38) изменение редакции ст. 49 ЗК РФ позволит: прекратить фиктивность упоминания в п. 1 ст.49 ЗК РФ исключительности изъятия частных земельдополнение исключительного перечня станет возможным только посредством внесения изменений в ст. 49 ЗК РФпри такой редакции ст. 49 ЗК РФ будет исключена коллизия данной статьи со ст. 9 ГрадК РФ, запрещающей производить изъятие земель для публичных нужд в условиях отсутствия у публично-правового образования документов территориального планирования.

39) новейшее российское законодательство предусматривает возможность установления двух особых земельно-правовых режимов, связанных с повышением международного престижа-РФ: проведение Олимпийских игр и проведение саммита государств и правительств Азиатско-Тихоокеанского региона, предполагающих изъятие земельных участков, в том числе, и для муниципальных нужд. Особый механизм изъятия земельных участков в границах муниципальных образований г. Сочи и г. Владивосток заключается в упрощении ряда процедур изъятия земельных участков у частных собственниковуменьшении возможности контроля за ними со стороны гражданского обществацели изъятия (в отличие от ст. 49 ЗК РФ) сформулированы расплывчатовопреки общим требованиям ГрадК РФ разработка некоторых видов градостроительной документации не требуется. Вместе с тем, права землепользователей и землевладельцев надлежащим уровнем гарантированы, а выкупная стоимость их участков выше, чем в остальных городах России.

40) распоряжение муниципальными земельными участками носит ограниченный характер, поскольку большая часть таких участков занята неотчуждаемыми муниципальными объектами (школы, больницы и т. д.). Подавляющее большинство актов распоряжения земельными участками органы местного самоуправления принимают в отношении не находящихся в их собственности неразграниченных государственных земель.

41) отношения в области прекращения права муниципальной собственности на земельные участки регулируются нормами гражданского и земельного законодательства. Сегодня органы местного самоуправления главным образом распоряжаются лишь имущественными комплексами муниципальных унитарных предприятий, включающих в свой состав и земельные участки, в порядке приватизации. Указанные отношения регулируются исключительно гражданским законодательством. Другие варианты распоряжения органами местного самоуправления своими земельными участками либо единичны, либо касаются неразграниченных государственных земель.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  2. Бюджетный кодекс РФ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3223.
  3. Водный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
  4. Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2007 году». М., 2008.
  5. Градостроительный кодекс РФ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 16.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301- 2001. № 49. Ст. 4552.
  7. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края от 24 апреля 1996 г. // Российские вести. 1996. 3 октября. № 187.
  8. Жилищный кодекс РФ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 14.
  9. Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327.
  10. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении1″ в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 29. Ст. 1010.
  11. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.
  12. Закон СССР от 6 марта 1990 г. № 1305−1 «О собственности в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 11. Ст. 164.
  13. Закон Республики Марий Эл от 10 января 1998 г. «Об отнесении земельных участков к муниципальной собственности» // Марийская Правда. 1999. 14 января. № 6.
  14. Закон Челябинской области от 11 февраля 1999 г. «О государственных и муниципальных землях Челябинской области» // Ведомости Законодательного Собрания Челябинской области. 1999. № 1.- 2000. № 7.
  15. Земельный кодекс РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. 30 мая. № 22. Ст. 768.
  16. Земельный кодекс РФ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
  18. Лесной кодекс РФ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
  19. Налоговый кодекс РФ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  20. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. // Ведомости ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
  21. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. // Ведомости ВС СССР. 1990. № Ю. Ст. 129−130.
  22. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2008. № 30 (часть II). Ст. 3646.
  23. Решение Волгоградской городской Думы от 19 сентября 2007 г. № 49/1189 «Об утверждении прогнозного плана, (программы) приватизации муниципального имущества на 2008−2010 годы» // Городские вести. Царицын — Сталинград Волгоград. 2007. 3 октября. № 20.
  24. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» // САПП. 1993. № 52. Ст. 5071.
  25. Устав города-героя Волгограда (в редакции постановления Волгоградского Горсовета народных депутатов от 22 февраля 2006 г. № 28/565) // Волгоградская газета. 2006. 9 марта. № 7.
  26. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5553.
  27. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.
  28. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.
  29. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  30. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 382.
  31. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
  32. Федеральный закон от 10-января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  33. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.
  34. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
  35. Федеральный закон от 21 июля-1997 г. № 122-ФЗ'"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
  36. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. 2007. № 31. 4017.
  37. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
  38. Федеральный закон от 27 января 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.
  39. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // СЗ РФ. 2001. № 30. Ст. 3060.
  40. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть I). Ст. 3105.
  41. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.1. Материалы судебной практики
  42. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 апреля 2008 г. № 4255/08 // Текст официально опубликован не был.
  43. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июня 2008 г. № 16 490/07 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Текст официально опубликован не был.
  44. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. № 15 182/08 // Текст официально опубликован не был.
  45. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2007 г. № 59-Г07−2 // Текст официально опубликован не был.
  46. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 марта 2008 г. № 30-Г08−1 // Текст официально опубликован не был.
  47. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2005 г. № 2479/05 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской* Федерации. 2005. №Т0.
  48. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2005 г. № А58−5774/04-Ф02−3965/05-С1 // Текст опубликован не был.
  49. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 августа 2008 г. № А55−18 891/2007−7 // Текст опубликован не был.
  50. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2008 г. № А26−6352/2007 // Текст опубликован не был.
  51. I. Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии
  52. , Г. А. Право государственной собственности на землю в СССР / Г. А. Аксененок. М., 1950.
  53. , Ю.Н. Участие государства в гражданско-правовых отношениях / Ю. Н. Андреев. СПб, 2005.
  54. , А.П. Земельное право России: Учебник / Под ред. А. П. Анисимова / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. С. Трифонов, А. Е. Черноморец.-М.: Юрайт, 2009.
  55. , А.П. Градостроительный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий / А. П. Анисимов, А.Ю. Чи-кильдина. М., 2009.
  56. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. -М., 1988.
  57. , К.Н. Система русского гражданского права. Т.2: Права вещные / К. Н. Анненков. СПб., 1895.
  58. , О.Г. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством / О. Г. Барткова. -Тверь, 2001.
  59. , А.А. Справочник собственника, или институт собственности от начала до конца / А. А. Батяев // Справочная правовая система «Консультант плюс», 2006.
  60. , Е.С. Права на земельные участки: теория, законодательство и практика его применения / Е. С. Болтанова. Ростов-на Дону, 2006.
  61. , Д.В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах: теория и практика. Монография / Д. В. Василевская. М., 2007.
  62. , А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т.2 / А. В. Венедиктов. М.: Статут, 2004.
  63. Вещные права на землю в избранных фрагментах из Дигест Юстиниана / Перевод с латинского- отв. ред. JI.JI. Кофанов. М., 2006.
  64. , Д.М. Право собственности в СССР / Д. М. Генкин. М.: Го-сюриздат, 1961.
  65. , В.Г. Сочетание частных и публичных начал в регулировании вещных отношений с участием государства / В. Г. Голубцов. — СПб., 2005.
  66. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В. А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007.
  67. Гражданское право. В 2 т. Т.1. Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд. М., 1998.1
  68. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. О. Н. Садикова. М., 2006.
  69. , В.П. Осуществление и защита гражданских прав / В. П. Грибанов. -М, 2001.
  70. , В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав / В. П. Грибанов. М., 1972.
  71. , Л.Ю. Земельные споры. Справочник собственника и f арендатора / Л. Ю. Грудцына, М. Н. Козлова. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  72. , Л.Ю. Земля: справочник собственника и арендатора / Л. Ю. Грудцына, М. Н. Козлова. М.: Юстицинформ, 2007.
  73. , Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений / Н. Д. Егоров. Л., 1986.
  74. , А.А. Государственное управление оборотом недвижимого имущества. Тенденции и перспективы / А. А. Завьялов. М., 2007.
  75. , Д.Е. Настольная книга гражданина по защите земельных прав / Д. Е. Зайков, М. Г. Звягинцев. М., 2008.
  76. Защита прав на природные ресурсы: научно-практическое пособие / Под ред. С. А. Боголюбова. — М., 2009.
  77. , А.Ю. Правовое регулирование института публичных слушаний и его реализация в муниципальных образованиях (проблемы теории и практики) / А. Ю. Звягольский, З. Г. Томазов, И. В. Упоров. М., 2008.
  78. , К.Х. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения / К. Х. Ибрагимов. М., 2004.
  79. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю. П. Титова.-М., 1999.
  80. , Н.П. Гражданско-правовые коллизии: выкуп земельного участка / Н. П. Кабытов, Т. И. Хмелева. Самара, 2005.
  81. , В.П. Ограничения права собственности. Монография / В. П. Камышанский. СПб, 2000.
  82. , В.П. Право собственности в России: Лекция / В. П. Камышанский. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998.
  83. , В.П. Право собственности на недвижимость: вопросы ограничений / В. П. Камышанский. Элиста, 1999.
  84. , В.П. Пределы и ограничения права собственности: Монография / В. П. Камышанский. Волгоград, 2000.
  85. , В.П. Реконструкция Краснодара: законность и целесообразность (проблемы соотношения). Учебное пособие / В. П. Камышанский. Краснодар, 2006.
  86. ЮО.Карасс, А. В. Право государственной социалистической собственно-^ сти / А. В. Карасс. М., 1954.
  87. , А.Ю. Участие Российской Федерации и ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством: Учебное пособие / А. Ю. Кийко. Уфа, 2003.
  88. Е.А. Сделки с недвижимостью — оформление без нотариуса: государственная регистрация, образцы документов / Е. А. Киндеева, В. А. Левицкая, М. Г. Пискунова. М., 2001.
  89. Кодификация российского частного права / Под ред. Д. А. Медведева. -М., 2008.
  90. , Н.Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений / Н. Н. Колмакова. Волгоград, 2007.
  91. Комментарий к ГК РФ. Часть 1 / Под ред. проф. О. Н. Садикова. -М., 1995.
  92. Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: Юринформцентр, 1998.
  93. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2008.
  94. , А.В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном гражданском праве / А. В. Копылов. М., 2000.
  95. , О.И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / О. И. Крассов. М., 2001.
  96. , О.И. Право частной собственности на землю / О. И. Крассов.-М.: Юрист, 2000.
  97. , В.И. К учению о легальных ограничениях права собственности на недвижимость в России / В. И. Курдиновский. Одесса, 1899.
  98. И2.Курдиновский, В. И. Об ограничениях права собственности на1 недвижимые имущества по закону / В. И. Курдиновский. Одесса, 1904.
  99. ПЗ.Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. М., 1997.
  100. , Н. Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами: Догматическое исследование / Н. Лазаревский. СПб., 1905.
  101. , В.П. История отечества: Учебное пособие / В. П. Ляушин, А. В. Шандра, В. Е. Иванов. Екатеринбург, 2001.
  102. Пб.Мазаев, В. Д. Понятие и конституционные принципы публичной собственности: Учебное пособие / В. Д. Мазаев. М., 2004.
  103. , В.А. Ограничения и обременения гражданских прав / В. А. Микрюков. М., 2007.
  104. , О.В. Имущественная ответственность за вред, причиненный осуществлением публичной власти: теоретические аспекты и проблемы ее реализации на практике / О. В. Михайленко. М., 2007.
  105. , В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике / В. П. Мозолин. М., 1992.
  106. Общая теория советского земельного права. М., 1983.
  107. , К.Г. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика / К. Г. Пандаков, А. Е. Черноморец. Саратов, 2004.
  108. , Н.И. / Н.И. Пикуров, В. П. Камышанский, В. Д. Симухин, В. А. Мельников. Правовое регулирование социально-ориентированной рыночной экономики: Учебное пособие. Волгоград, 19 991
  109. , Г. Н. Земельное право: учебник. М., 1947.
  110. , Д.И. Правоотношения общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации / Д. И. Попов. Самара, 2003.
  111. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Под общ. ред. П. В. Крашенинникова. М., 1999.
  112. Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В'.Н. Лито в-, кин, Е. А. Суханов, В. В. Чубаров. -М.: Статут, 2008.
  113. , Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности / Д. В. Пятков. — СПб, 2003.
  114. , С.А. Принудительное изъятие земли и другой недвижимости в России, США и Великобритании / Под науч. ред. проф. В.П. Камышан-ского. Монография / С. А. Рухтин. М., 2007.
  115. , А .Я. Очерки теории права собственности (прошлое и настоящее) / А .Я. Рыженков, А. Е. Черноморец. Волгоград, 2005.
  116. Система муниципального управления / Под ред. В. Б. Зотова. — «Питер», 2007 / СПС «Гарант». Версия от 21 февраля 2009 г.
  117. Системы регистрации прав на недвижимое имущество. Опыт зарубежных стран / Под ред. А. А. Лазаревского. М., 2000.
  118. , К.И. Собственность в гражданском праве: Учебно-практическое пособие / К. И. Скловский. М., 2002.
  119. , И.В. Экономические проблемы социализма в СССР / И. В. Сталин. -М., 1953.
  120. , Е.А. Гражданское право России частное право / Отв. ред. B.C. Ем / Е. А. Суханов. — М., 2008.
  121. , A.M. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе / A.M. Турубинер. М., 1958.
  122. , В.Х. Земельное право / В. Х. Улюкаева. М., 2002.
  123. Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы: монография / Под ред. Вылегжанина А. Н. М.: МГИМО-Университет, 2008.
  124. , Б.И. Государственная регистрация прав на земельные участки и-сделок с ними / Б. И. Уткин. М., 2005.
  125. , И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения / И. З. Фархутдинов. М.5 2005.
  126. , С.А. Судьба сельского хозяйства России в зеркале права (конец XX начало XXI века) / С. А. Чаркин. — М., 2008.
  127. , В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости / В. В. Чубаров. М., 2006.
  128. , Г. В. Природоресурсное право Российской Федерации: Учебное пособие / Г. В. Чубуков. М., 2003.
  129. , Г. Ф. Учебник русского гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. М., 1995.
  130. , Ю.И. Вещные права на природные ресурсы: публичные и частные интересы / Ю. И. Шуплецова. М., 2007.
  131. , В.Н. Древнеримское и современное гражданское право России. Рецепция права: Учеб. Пособие / В. Н. Яковлев. — Ижевск, 2004.
  132. Мб.Яценко, Т. С. Категория шиканы в гражданском праве: история и современность / Т. С. Яценко. М., 2003.1. Научные статьи
  133. , Ф.Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли / Ф. Х. Адиханов // Государство и право. 2001. — № 1.
  134. , И.Ю. К вопросу об ограничениях и обременениях права собственности / И. Ю. Аккуратов, Н. М. Коршунов, А. А. Хорев // Государство и право.-2000. -№ 10.
  135. , Е.С. Юридические лица как субъекты прав, закрепленных в Европейской Конвенции о защите прав человека / Е. С. Алисиевич // Гражданин и право. 2003. — № 6.
  136. , O.JI. Экспроприация в гражданском праве: история и современность // Проблемы правопонимания и правоприменения: теория и практика: матер, межрегион, науч.-практ. конф., г. Волжский, 16−17 мая 2008 г. / O.JI. Алтенгова. Волгоград, 2008.
  137. , Е.Д. Правовой механизм изъятия земельных участков. Проверка на эффективность / Е. Д. Андрианова // Вестник гражданского права.-2008.-№ 1.
  138. , А.П. Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды в России: вопросы теории / А. П. Анисимов // Новая правовая мысль. 2007. — № 5.
  139. , А.П. «Достояние народов» как правовая категория / А. П. Анисимов, А. И. Мелихов // Евразийский юридический журнал. 2008. — № 6.
  140. , А.П. Часть земельного участка как объект земельных отношений: критический анализ / А.П. Анисимов// Современное право. — 2008. -№ 4.
  141. , О. Часть земельного участка как объект земельных отношений / О. Бадулин // Хозяйство и право. 2006. — № 1.
  142. , О.В. Об участии органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях / О. В. Берг // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. — № 2.
  143. , С.А. Казусы приватизации / С. А. Бобков // Журнал российского права. 2007. — № 9.
  144. , А.А., Гончаров А. И. Гражданская дееспособность муниципального образования городского округа в Российской Федерации / А. А. Бородин, А. И. Гончаров // Новая правовая мысль. — 2009. — № 1.
  145. , М.И. О некоторых проблемах развития земельного законодательства на современном этапе / М. И. Брагинский // Государство и право. 1997.- № 3.
  146. , Г. Г. К вопросу об ограничении и обременении собственности в России / Г. Г. Бриль, В. В. Груздев // Научные труды. Российская. академия юридических наук. Выпуск 4. В трех томах. Том 1. М., 2004.
  147. , Г. А. Разрешительный тип правового регулирования земельных отношений как основное начало земельного права / Г. А. Волков // Хозяйство и право. 2005. — № 1.
  148. , С.И. Проблема формирования единого объекта недвижимости в Российской Федерации / С. И. Герасин // Право собственности на землю в России и ЕС: правовые проблемы: сборник статей. -М., 2009.
  149. , А.А. Купля-продажа земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности / А. А. Гольцблат // Право и экономика. 2001. -№ Ю.
  150. , И.И. Распределение полномочий по предоставлению земельных участков между органами государственной власти и органами местного самоуправления / И. И. Гордиенко // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. — № 9.
  151. , А. Земля — объект земельных и гражданских правоотношений / А. Дегтев // Право и экономика. 2005. — № 8.
  152. , Л.И. Основные теоретические проблемы земельной собственности / Л. И. Дембо // Ученые записки Ленинградского университета. -1951, —№ 129.
  153. , Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения / Т. В. Дерюгина // Российская юстиция. 2008. — № 6.
  154. , К.М. Понятие и виды обременений прав на недвижимое имущество в Казахстане / К. М. Ильясова // Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Статут, 2001.
  155. , В.П. Ограничения права собственности: вопросы классификации / В. П. Камышанский // Свобода, право, рынок. Выпуск второй: Сборник научных трудов / Редкол.: Филиппов П. М. (отв. ред.) и др. -Волгоград: ВА МВД России, 2001.
  156. , В.П. Приватизация как способ распоряжения государственным-и муниципальным имуществом / В. П. Камышанский // Закон. -2005. -№ 11.
  157. , Е.А. Обеспечение жилищных и земельных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд / Е. А. Конюх // Журнал российского права. — 2006. -№ 1.
  158. , А.Н. Сервитута в римском праве и современном российском законодательстве / А. Н. Копцев // Нотариус. 2006. -№ 2.
  159. , Л.Л. Предисловие к книге: Вещные права на землю в избранных фрагментах из Дигест Юстиниана / Л. Л. Кофанов. М., 2006.
  160. , О.И. Юридическое понятие «земельный участок» / О. И. Крассов // Экологическое право. 2004. — № 2.
  161. , В.Н. Проблемы применения земельного законодательства в связи с разграничением государственной собственности на землю / В. Н. Кульнев // Аграрное и земельное право. 2004. — № 1.
  162. , А. Изъять и поделить по-олимпийски / А. Лазаревский // эж-ЮРИСТ. 2007. — № 48 (декабрь).
  163. , Н.Л. Особенности правового регулирования владения и пользования земельными участками в составе земель поселений / Н. Л. Лисина // Законодательство и экономика. 2002. -№-11.
  164. , О. Проблемы правового регулирования государственной регистрации ограничений прав на недвижимое имущество / О Ломидзе // Хозяйство и право. 2001. — №. 7.
  165. , В.Д. История становления? института публичной собственности в- российском законодательстве // Право как ценность и средство государственного управления обществом. Вып. 1: Сборник научных трудов / В.Д. Мазаев- Волгоград: ВА МВД России, 2004.
  166. , Н.В. Спорные вопросы правового регулирования изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд / Н. В. Макарчук // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. — № 8.
  167. , Н.Б. Принципы и характеристика законодательства о разграничении государственной собственности на землю / Н. Б. Малова // Аграрное и земельное право. 2007. — № 5 .
  168. , А.А. Ограничения права собственности нормами публичного и частного права / А.А.Манукян//Право й экономикам- 1997. № 17.
  169. , Г. А. Некоторые виды ограничений вещных прав на землю / Г. А. Мисник, Н.Н. Мисник//Правовые вопросы строительства: 2008.—№ 1.
  170. , Е.В. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях по разграничению публичной собственности / Е. В. Моисеева // Российский судья. 2006. — № 8.
  171. , Н.П. Правовая природа управления муниципальной собственностью / Н. П. Олефиренко // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. — № 4.
  172. , С.Г. Право коммунальной собственности в многоквартирных домах / С. Г. Певницкий // Юрист. 2006. — № 2.
  173. , И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации / И. С. Петров // Журнал российского права. 2005. — № 2.
  174. , М. Есть ли в России муниципальная собственность на землю? / М. Попов // Бизнес-адвокат. 2000. — № 6.
  175. , Н.А. Содержание права государственной собственности на землю по Земельному кодексу РФ / Н. А. Прохорова // Журнал российского права.-2003.-№ 8.
  176. , Д.В. Сделки и административные акты как основания гражданских правоотношений / Д. В. Пятков // Современное право. 2002. — № 10.
  177. , С.Н. Проблемы правового регулирования отношений собственности приватизация / С. Н. Ревина // Право и политика. 2005. — № 5.
  178. , А .Я. Ограничение права собственности в истоках теории гражданского права России / А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец // Вестник Калмыцкого университета. 2008. — № 6.
  179. , Е.А. О диссертациях по гражданскому праву / Е. А. Суханов // Вестник гражданского права. 2006. — № 1.
  180. , Е.А. Понятие права собственности в российском законодательстве и модельном Гражданском кодексе для стран СНГ / Е. А. Суханов // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. —2001. № 1.
  181. , Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс / Е. А. Суханов // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. A.JT. Маковский. М., 1998.
  182. , Е.О. Органы государственной и муниципальной власти как юридические лица публичного права / Е. О. Тысенко // Аграрное и земельное право. 2009. — № 4.
  183. , М.А. Вопросы-содержания, права государственной.собственности на землю / М. А. Харлампиди // Модернизация политико-правовой системы России: прошлое, настоящее, будущее (К 140-летию Уставов Судебной реформы). Волгоград, 2004.
  184. , Г. В. Многообразие форм земельной собственности как принцип земельного правопорядка субъектов Российской Федерации / Г. В. Чубуков // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. — № 4.
  185. , М.А. Основные проблемы определения правового режима имущества, находящегося в муниципальной собственности / М.А. Шо-котько // Административное и муниципальное право. 2008. — № 3.
  186. , В.А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления / В. А. Щепачев // Конституционное и муниципальное право. 2008. — № 18.
  187. V. Диссертации и авторефераты диссертаций
  188. , Ю.М. Правовое регулирование формирования муниципальной собственности в России (историко-правовой анализ): автореф. дис.. канд. юрид. наук / Ю. М. Абидова. Владимир, 2006.
  189. , Н.Н. Правовое регулирование купли-продажи земель государственной и муниципальной собственности: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Н. Н. Аверьянова. Саратов, 2004.
  190. , Г. А. Земельные правоотношения в СССР: дис.. д-ра юрид. наук / Г. А. Аксененок. М., 1955.
  191. , В.А. Недвижимое имущество: правовой режим и государственная регистрация прав: автореф. дис.. д-ра юрид. наук / В. А. Алексеев. -М., 2008.
  192. , Е.М. Правовой режим муниципальной недвижимости в Российской Федерации (на примере Калининградской области): автореф. дис.. канд. юрид. наук / Е. М. Андреева. М., 2001.
  193. Анисимов, А. П, Теоретические основы правового режима земель поселений в Российской Федерации: дис.. д-ра юрид. наук / А. П. Анисимов. Саратов, 2004.
  194. , Р.Г. Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового регулирования отношений собственности (гражданско-правовой аспект): дис.. канд. юрид. наук / Р. Г. Аракельян. Краснодар, 2007.
  195. , В.П. Правовой режим земель городской застройки: дис.. канд. юрид. наук / В. П. Балезин. М., 1960.
  196. , О.Г. Проблемы участия Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством: автореф. дис.. канд. юрид. наук / О. Г. Барткова. Тверь, 2001.
  197. , В.В. Проблемы правового регулирования приватизации (общетеоретическое исследование): автореф. дис.. канд. юрид. наук / В. В. Береговой. Владимир, 2006
  198. , О.В. Земельный участок в системе недвижимого имущества: автореф. дис.. канд. юрид. наук / О. В. Бурлаченко. Екатеринбург, 2006.
  199. , Т.П. Управление муниципальной собственностью в Российской Федерации (межотраслевой анализ организационно-правовых аспектов): автореф. дис.. канд. юрид. наук / Т. П. Георгиева. Ростов-на-Дону, 2000.
  200. , В.Г. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством: автореф. дис.. д-ра юрид. наук / В. Г. Голубцов. М., 2008.
  201. , Е.А. Правовое регулирование государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук / Е. А. Грехова. Волгоград, 2007.
  202. , Т.В. Возникновение права собственности Российской Федерации на земельный участок: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Т. В. Дамбиева. М., 2007.
  203. , Н.А. Предоставление земель- изъятие земель: правовое регулирование в условиях экономической реформы: дис.. канд. юрид. наук / Н. А. Дедова.-М., 1995.
  204. , В.В. Крестьянская производственная кооперация в современной России: правовые проблемы становления и развития: автореф. дис.. докт. юрид. наук / В. В. Демьяненко. Саратов, 2004.
  205. , Т.В. Гражданско-правовое регулирование института сервитута в России: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Т. В. Дерюгина. Волгоград, 2002.
  206. , С.В. Гражданско-правовое регулирование приобретения прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности: дис.. канд. юрид. наук / С. В. Дзагоев. Владикавказ, 2008.
  207. , Ю.А. Национализация: вопросы международного частного права: дис.. канд. юрид. наук / Ю. А. Дорофеева. -М., 2003.
  208. , Е.К. Проблемы приватизации государственного имущества: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Е. К. Дубец. Саратов, 2005.
  209. , Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: дис.. канд. юрид. наук / Н. П. Кабытов. -Самара, 2004.
  210. , С.В. Пределы и ограничения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения (гражданско-правовой аспект): автореф. дис.. канд. юрид. наук / С. В. Камышанская. Краснодар, 2006.
  211. Кийко, А. Ю, Частноправовые и публичные начала в гражданско-правовом регулировании государственного имущества в хозяйственном обороте России: автореф. дис.. канд. юрид. наук / А. Ю. Кийко. Волгоград, 2004.
  212. , Е.С. Правовое регулирование изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Е. С. Клейменова. — Орел, 2008.
  213. , В.И. Осуществление и защита права государственной собственности субъектов Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук / В. И, Кондратьев. Краснодар, 2006.
  214. , А.С. Осуществление права собственности на земельные участки поселений: пределы и ограничения: автореф. дис.. канд. юрид. наук / А. С. Красюкова. Краснодар, 2006.
  215. , А.А. Принудительное прекращение права собственности: автореф. дис.. канд. юрид. наук / А. А. Крысанов. Рязань, 2002.
  216. , А.Н. Ограничения и обременения прав на недвижимое имущество в России и Франции: автореф. дис.. канд. юрид. наук / А. Н. Лужина. М., 2006.
  217. , Н.В. Административно-правовое регулирование порядка принудительного отчуждения имущества для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Н. В. Макарчук. М., 2007.
  218. , Н.Б. Разграничение государственной собственности на землю в Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Н.Б. Мало-ва. М., 2007.
  219. , А.Н. Право частной собственности на земельные участки: конституционно-правовой аспект: автореф. дис.. канд. юрид. наук / А. И. Мелихов. Волгоград, 2007.
  220. , Ю.С. Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Ю. С. Михалыч ева. М., 2007.
  221. , С.В. Имущественный комплекс в гражданском праве России: автореф. дисс.. канд. юрид. наук / С. В. Нарушкевич. Волгоград, 2006.
  222. , М.В. Право муниципальной собственности на землю в России: проблемы теории и практики: автореф. дис.. канд. юрид. наук / М. В. Попов. -М., 2001.
  223. , О.А. Правовое регулирование ограничений земельных прав сельскохозяйственных предприятий: дис.. канд. юрид. наук / О.А. Са-мончик. М., 1986.
  224. , И.В. Сервитуты и узуфрукт в гражданском кодексе Франции 1804 г.: дис.. канд. юрид. наук/И.В. Сиваракша. М., 2000.
  225. , E.JI. Право собственности муниципальных образований: автореф. дис.. канд. юрид. наук / E.JI. Слетев. Екатеринбург, 2000.
  226. , М.В. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук / М. В. Смородинов. — Волгоград, 2002.
  227. , А.А. Право муниципальной собственности и его ограничения: автореф. дис.. канд. юрид. наук / А. А. Соколова. Волгоград, 2002.
  228. , Е.В. Органы местного самоуправления и их полномочия в сфере управления муниципальной собственностью: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Е. В. Товарова. СПб, 2006.
  229. , Б.В. Административно-правовое регулирование отношений приватизации в Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Б. В. Удов. М., 2006
  230. , В.Н. Организационно правовое обеспечение рационального использования и охраны земель на уровне субъекта Российской Федерации (на материалах Тверской области): дис.. канд. юрид. наук / В. Н. Харьков. -М., 1998.
  231. , А.А. Проблемы гражданско-правового регулирования муниципальной собственности: автореф. дис.. канд. юрид. наук / А. А. Хорев. -М., 2002.
  232. , Н.Ю. Основания и способы приобретения права публичной собственности в России: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Н.Ю. Челы-шева. Екатеринбург, 2008.
  233. , В.А. Право пользования землями городской застройки: дис.. канд. юрид. наук / В. А. Чуйков. Харьков, 1973.
  234. , Т.Ф. Организационные основы местной власти в РСФСР в период НЭПа: историко-правовое исследование: автореф. дис.. д-ра юрид. наук / Т. Ф. Ящук. М., 2008.
Заполнить форму текущей работой