Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Спортивный маркетинг в условиях рыночных преобразований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Физическая культура и спорт как социальный институт и как специфический вид профессиональной деятельности, активно влияющей на развитие здорового общества, претерпевает в настоящее время глубокие количественные, структурные и качественные преобразования. Они обусловлены, прежде всего, новыми социально-экономическими, демографическими и политическими условиями, которые сложились в период… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Рыночные отношения в сфере физической культуры и спорта
    • 1. 1. Формирование системы физической культуры и спорта в условиях рыночных преобразований
    • 1. 2. Особенности управления предпринимательской деятельностью в сфере физической культуры и спорта
    • 1. 3. Спортивный маркетинг как важнейший фактор эффективности и устойчивости развития предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта
  • Глава 2. Анализ функционирования управления и государственного регулирования деятельности организаций физической культуры и спорта
    • 2. 1. Исследование социально-экономических условий управления деятельностью организаций физической культуры и спорта
    • 2. 2. Анализ и прогнозная оценка тенденций развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и зарубежных странах
      • 2. 3. Принципы и методы формирования эффективно действующей системы управления развитием основных направлений физической культуры и спорта
  • Глава 3. Формирование элементов системы маркетинга в сфере физической культурой и спортом в рыночных условиях
    • 3. 1. Разработка маркетинговой стратегии спортивной организации
    • 3. 2. Методические особенности разработки и продвижения услуг в области физической культуры и спорта
      • 3. 3. Использование маркетинговых методов в управлении спортивных орган изаций

Спортивный маркетинг в условиях рыночных преобразований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Физическую культуру и спорт называют социальным феноменом XX века. Спорт действительно проник в большинство социальных институтов, включая здравоохранение, образование, культуру, средства массовой информации. Многие политики считают спорт объединяющей силой — национальной идеей, способствующей становлению здорового общества и сильного государства. Во многих государствах уменьшение расходов на здравоохранение и решение демографических проблем связывают с занятиями в системе физической культуры и спорта со всеми его оздоровительными функциями.

Физическая культура и спорт как социальный институт и как специфический вид профессиональной деятельности, активно влияющей на развитие здорового общества, претерпевает в настоящее время глубокие количественные, структурные и качественные преобразования. Они обусловлены, прежде всего, новыми социально-экономическими, демографическими и политическими условиями, которые сложились в период проводимых социально-экономических реформ. Переход к рыночным отношениям породил множество проблем в этой особой сфере социальной деятельности. Положение усугубилось нестабильностью экономической обстановки, ухудшением жизненного уровня населения. В этих условиях значительно снизились возможности, как государства, так и других субъектов экономической деятельности в формировании и финансировании отрасли физической культуры и спорта. Ограниченность финансовых средств создает большие трудности государству в реализации спортивно-оздоровительных функций, связанных с заботой о здоровье населения, поддержании общественного порядка, утверждении национального престижа и отвлечении населения, прежде всего молодежи, от улицы, алкоголя, наркотиков. Кроме того, социальная роль физической культуры и спорта тесно связана с самосовершенствованием личности, воспитанием в людях законопослушания, привычки к дисциплине и более эффективной трудовой деятельности, что, в конечном счете, формирует стабильность общественной системы.

Рыночные отношения в корне изменили значение и воздействие социальных институтов на различных уровнях. Так, спорт для всех стал прерогативой местных и региональных органов, а большой спорт — спорт высших достижений — органов федерального уровня.

Однако рыночные преобразования, коммерциализация инфраструктуры физической культуры и спорта получают новые импульсы развития и зачастую несут не только положительные, но и отрицательные последствия. Идет поиск новых эффективных форм и видов коммерческой деятельности в системе физической культуры и спорта, 3 обеспечивающих удовлетворение потребностей населения. Если государство мотивирует свое участие в делах спорта его социальной значимостью, спортивные федерации представляют и защищают в основном интересы спортсменов, то коммерческие структуры спорта, как правило, решают и обеспечивают возможность получения прибыли на развивающемся рынке спортивных услуг. Существует тесная взаимосвязь между спортом и экономикой. Спорт все в большей степени становится товаром. По ориентировочным данным, объем спортивного рынка в мире, включая индустрию спортивного оснащения и оборудования, на начало XXI века составляет в отдельных развитых странах 2% от общего валового внутреннего продукта.

Услуги как объект социально-экономических отношений, а также перспективы и тенденции развития предпринимательства в отраслях сферы услуг в условиях переходной экономики исследуются в работах Г. А. Ахинова, A.M. Бабича, Н. А. Восколович, Е. В. Егорова, Е. Н. Жильцова, Л. В. Жестянникова, Г. П. Иванова, Н. П. Иващенко, В. А. Макрака, И. Н. Маяцкой, А. Г. Новицкого, В. Н. Казакова, Р. Н. Самар, В. Ф. Уколова, Л. И. Якобсона и ряда других авторов. Вопросам совершенствования организационно-экономического управления и государственного регулирования деятельности, в том числе и предпринимательской, в системе физической культуры и спорта были посвящены работы В. В. Алешина, Л. В. Аристовой, А. Бабаева, В. К. Бальсевич, С. И. Братановского, С. И. Гусысова, Н. В. Жморева, Н. П. Иващенко, В. В. Кузина, М. Е. Кутепова, Л. Е. Лысенко, В. Г. Мухина, И. И. Переверзина, Н. Н. Пилипенко, Е. Л. Татарского, Н. А. Семеновой, Е. А. Сидорова, Ю. А. Фомина, В. А. Шахового, С. П. Шпилько и др.

Однако некоторые проблемы до настоящего времени остаются за пределами научных интересов отечественных авторов. Речь в данном случае идет о проблемах применения наиболее эффективных маркетинговых технологий на уровне как отдельно взятой спортивной организации или спортивного сооружения, так и в региональном масштабе.

Методической основой решения этих проблем, по нашему мнению, могло бы стать усиление маркетинговых подходов и' технологий ориентации в деятельности спортивных организаций. Именно нацеленность спортивных организаций на удовлетворение потребностей различных групп населения поможет повысить как экономическую, так и социальную эффективность их деятельности.

Поэтому в данной диссертационной работе уделяется особое внимание повышению качества спортивных услуг, предоставляемых населению, школьникам, студентам ВУЗов на основе маркетинговых подходов по изучению потребительского поведения. Воспитание молодого поколения, особенно в такой переломный период, который переживает в настоящее время наша страна, безусловно, должно включать в себя не только стремление к 4 духовному и интеллектуальному, но И к физическому совершенствованию, как органичной составной части современного человека. Поиск путей решения вышеперечисленных проблем и обусловил, на наш взгляд, актуальность темы данного диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

.

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления физкультурными и спортивными организациями на основе использования маркетинга в условиях становления рыночных отношений. Эта цель предопределила постановку следующих задач:

— раскрыть экономическую природу и особенности предпринимательской деятельности по предоставлению востребованных услуг в сфере физической культуры и спорта;

— на основе развернутого критического анализа становления и развития предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта определить причины, сдерживающие развитие физической культуры и спорта среди населения на коммерческой основеразработать направления развития и совершенствования системы предпринимательской деятельности с учетом особенностей структурных образований в сфере физической культуры и спорта в условиях переходной экономики;

— выработать научно обоснованные предложения по развитию и совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования предпринимательских структур в сфере физической культуры и спорта, обратив особое внимание на совершенствование механизма спортивного маркетинга;

— определить основные принципы взаимодействия спортивных организаций со спонсорами;

— разработать систему маркетинга в спортивных организациях на основе формирования рационального ассортимента платных услугисследовать особенности потребительского поведения различных групп населения в части спортивных услуг.

Объект и предмет исследования А.

Объектом исследования являются спортивные организации различных организационно-правовых форм.

Предметом исследования ¦ - организационно-экономические отношения, возникающие в системе управления деятельностью спортивных организаций в условиях рыночных отношений.

Методология исследования.

Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая и социальная теории, труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам управления сферой физической культуры и спорта. Методика исследования основана на использовании системного анализа, статистических методов исследования, на применении методов конкретных маркетинговых исследований и экспертных оценок. Базой для исследования послужили нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности спортивных организаций, статистические данные, а также материалы конкретного опроса, проведенного среди населения Московской области при личном участии автора в 20 052 006 гг., а также материалы экспертных опросов руководителей спортивных организаций и организаций-спонсоров.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

— раскрыта специфика рынка услуг сферы физической культуры и спорта, обусловленного многообразием форм собственности действующих организаций физкультуры и спорта, многообразием источников и структуры их финансирования, появлением конкуренции, инвестиционной привлекательности спорта и пр.;

— обоснован вывод о том, что физкультура и спорт являются институтом рыночной экономики, что ведет к необходимости развития видов и форм предпринимательской и коммерческой деятельности;

— доказано, что в рыночной экономике эволюция развития физической культуры и спорта происходит в направлении их профессионализации и коммерциализации, которые проявляются как в спорте высших достижений, так и в массовом спортесреди признаков рыночной трансформации спорта выделяется’четкое разделение на профессиональный и любительский спортобоснована объективная роль социального партнерства государства, физкультурных и спортивных организаций, предпринимательских структур и населения с целью их взаимодействия с предпринимательской средойвыявлены причины, сдерживающие развитие предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта;

— предложена методика комплексной маркетинговой стратегии спортивной организации, основанная на сочетании коммерческого и социального маркетинга;

— разработана концепция развития института спонсорства в сфере физкультуры и спорта, предложена методика проведения фандрейзинга спортивными организациями с учетом различных факторов, обуславливающих успешность их деятельности;

— разработаны практические рекомендации по формированию организационно-экономического механизма функционирования предпринимательских структур, в том числе элементов инфраструктурного обеспечения предпринимательской и маркетинговой деятельности в сфере физической культуры и спорта;

— частично внедрена методика непрерывного вовлечения студентов в спортивно-оздоровительную деятельность, базирующаяся на анализе потребительских предпочтений молодежи, В основу методики положен тезис о сочетании платных и бесплатных форм спортивно-оздоровительных занятий для студентов на протяжении всего периода обучения.

Практическая значимость работы.

Практическая значимость выводов и предложений, содержащихся в диссертации, заключается в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы как органами управления физической культурой и спортом на уровне отдельных регионов, так и руководителя*®-! отдельных спортивных организаций и сооружений. К числу конкретных разработок, имеющих практическое значение, можно отнести рекомендации по выбору организационно-правовых форм для спортивных организацийрекомендации по управлению платными услугами, предоставляемыми спортивными организациямиразработку комплексной маркетинговой стратегии спортивной организации, а также ряд предложений по совершенствованию системы спортивного спонсорства с целыо максимального учета требований как спонсирующей, так и спортивной организации.

Публикации и апробация работы.

Апробация результатов исследования осуществлена как в теоретико-методологическом, так и в экспериментально-практическом плане, в частности, в рамках совершенствования деятельности кафедры физического воспитания и спорта Гжельского государственного художественно-промышленного института. Основные результаты работы докладывались на научных сессиях профессорско-преподавательского состава ГХПИ, научно-методических конференциях сотрудников и аспирантов РГСУ и Международной научно-практической конференции г. Волгоград 2006 г. «Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствий с поставленными задачами в диссертации изложены следующие результаты исследования:

1. Проведенный в работе анализ организационно-правовых форм, зафиксированных в современном российском законодательстве, в которых могут создаваться и функционировать спортивные организации, в которых могут создаваться и функционировать спортивные организации как субъекты хозяйственной деятельности, показал, что в рыночных условиях выбор адекватной организационно-правовой формы спортивной организации является важнейшим условием ее успешного функционирования, как с экономической, так и с социальной точки зрения. Причем. это должно касаться и спорта высших достижений, и спортивных организаций, осуществляющих полупрофессиональную деятельность, и организаций массового спорта и физической культуры.

2. В работе автором выявлены новые тенденции, обуславливающие протекание как экономических, так и социальных процессов в сфере физической культуры и спорта. Это, с одной стороны, профессионализация спорта, причем речь идет не только о развитии спорта высших достижений, но и об ускоряющихся процессах профессионализации массового сорта, что не было характерно для нашей страны ранее. С другой — важной тенденцией развития спорта является активная коммерциализация этой сферы. Исследованные автором новые тенденции оказывают' влияние не только на форму предоставления услуг, на характер взаимоотношений отдельных субъектов спортивной деятельности, но и на весь процесс управления отраслью. Именно эти тенденции предъявляют новые требования, как к менеджерам спортивных организаций, так и к чиновникам органов управления различного уровня. Это, в свою очередь, требует новых методических подходов к процессу управления, • особенно, в части управления финансовыми потоками, а также широкого использования относительно новых для российского спорта маркетинговых методов в управлении спортивными организациями.

3. В работе приведено, разработанное автором определение спортивного спонсорства,. определены основные принципы, лежащие в основе взаимоотношения спортивных организаций со спонсорами, даны механизмы этого взаимодействия. Под спортивным спонсорством понимается совместная деятельность спортивных организаций и спонсирующих структур, Основанная на использовании феномена современного спорта и предусматривающая разнообразные формы материальной и нематериальной поддержки различных субъектов спортивной деятельности и одновременно четко зафиксированное в договорных обязательствах участие получателей спонсорской помощи в реализации маркетинговой стратегии спонсора. Данная формулировка, по нашему мнению, отражает основные мотивы спонсорской деятельности, базирующейся на новой роли спорта в жизни современного общества, диверсифицированный характер спонсорской помощи и место спонсорства как субъекта правовых и экономических отношений.

Как свидетельствуют, итоги нашего исследования, спонсорство стало неотъемлемой частью епортйвной жизни во всех ее проявлениях. Задача экономической науки состоит в том, чтобы найти адекватные рьгчаги целенаправленного воздействия на сотрудничество спонсоров и спортивных организаций для соблюдения, как их интересов, так и интересов общества в целом.

3. Для обоснованного формирования системы управления платными услугами автором разработана собственная классификация всей системы платных услуг физическим и юридическим лицам. Основные группы этих услуг следующие: платные услуги, связанные непосредственно с активной спортивной деятельностью населенияуслуги, предусматривающие пассивное участие населения в спортивном процессе (речь идет об услугах по просмотру спортивных соревнованийуслуги, способствующие поддержанию физической формы, но которые не являются спортивной деятельностью (массажные, спортивно-оздоровительные консультации, релаксационные услуги и т. п.) — услуги, по поддержанию в должном состоянии спортивного инвентаряуслуги, нацеленные на предприятия и организации (причем следует четко дифференцируем данные услуги от услуг, предоставляемых населению, но оплачиваемых за счет средств предприятия). Система управления должна базироваться не только на анализе специфики различных видов платных услуг, но и учитывать критерии, на основе которых спортивные организации формируют ассортимент платных услуг, предоставляемых населению и предприятиям. Важно учитывать следующие критерииналичие платежеспособного спроса со стороны населения и предприятийналичие у организации материально-технической базы, позволяющей • организовывать производство различных видов услугналичие квалифицированных кадров, способных разработать, продвинуть и предоставить услуги, востребованные рынкомналичие организационно-экономических предпосылок, позволяющие организовывать предоставление конкурентоспособных услугмаркетинговые возможности спортивной организациии, наконец, общая ресурсоемкость производства услуги.

4. Учет форм и видов предоставляемых платных услуг, а так же критерии, определяющие возможность их производства организацией необходимо увязывать с существующей системой финансирования физической культуры и спорта, складывающейся в настоящее время в России. На основе проведенного анализа, можно сделать вывод, что эта система, должна отвечать следующим принципам: гарантированность финансовых поступлений в физическую культуру и спортсбалансированность различных источников поступленийзаконодательная защита бюджетного финансирования занятий физической культурой отдельных групп населения (школьники, студенты, учащиеся средних специальных заведений, инвалиды) — эффективные формы контроля за использованием бюджетных и спонсорских, средствселективное вложение частного капитала в наиболее рентабельные виды спорта.

5. В рыночных условиях хозяйствования маркетинг становится неотъемлемой частью методов, применяемых в управлении спортивными организациями. Необходимость применения маркетинга вызвана, во-первых, тем, что большинство спортивных организаций вне зависимости от форм собственности ведут предпринимательскую деятельностьво-вторых, спортивные организации вынуждены использовать маркетинг с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов и путем поиска дополнительных ресурсов, на основах фандрейзингав-третьих, спортивные организации применяют маркетинговые методы для увеличения объема ресурсов, поступающих из бюджетов различного уровняс этой целыо используется так называемый социальный маркетинг.

Коммерческий маркетинг в сфере спорта нацелен на предоставление платежеспособным группам населения различных форм и видов спортивного продукта. При этом, под. спортивным продутом мы подразумеваем, во-первых, спортивные услуги, способствующие физическому совершенствованию, психофизической релаксации и реабилитации. Во-вторых, под спортивным продутом подразумеваются определенного рода спортивные зрелища, способствующие удовлетворению духовных и социальных потребностей населения. В-третьих, еще одним компонентом спортивного продукта являются • те материально-вещественные условия, которые дают возможность потребителю наилучшим образом удовлетворять вышеуказанные потребности в спортивной деятельности или спортивных зрелищах.

Фандрейзинг — это направление маркетинговой деятельности спортивных организаций по привлечению спонсорских средств от физических и юридических лиц для совместной реализации собственных маркетинговых целей спортивной организации и спонсора через различные виды' спортивного маркетинга. Учет мотивов и форм филантропической и спонсорской деятельности — это условие успешного фандрейзинга спортивными организациями.

Последнее, наименее, разработанное направление маркетинговой деятельности спортивной организации, — социальный маркетинг (иногда его называют некоммерческим). Сущность социального маркетинга заключается в том, что он позволяет организации добиться достижения целей, связанных не с получением прибыли, а с завоеванием благожелательного отношения со стороны самых различных субъектов социальной политики и, в частности, политики в области физической культуры и спорта.

6. Сложившаяся, а главное, прогнозируемая ситуация в отраслях физической культуры и спорта в России в части оплаты спортивных услуг, требует разработки принципиально новой методики непрерывного вовлечения студентов в спортивно-оздоровительную деятельность.

Необходимость исследования особенностей потребительского поведения различных групп студентов в части спортивных услуг связана с возможностью сформировать дополнительные сегменты потребителей среди студентов, определить дополнительные факторы, влияющие на спрос, на выбор форм и видов услуг, предоставляемых спортивными организациями. Ценовая политика в части вовлечения студентов в спортивную деятельность должна быть более гибкой в части предоставления определенных льгот студентам, использования гибкой системой оплаты в спортивных секциях и т. п.

Завершая рассмотрение маркетинговой стратегии спортивных организаций на примере некоммерческого партнерства, мы хотели бы подчеркнуть, что она должна быть, нацелена не только и несколько на решение коммерческих задач, спортивного клуба (поскольку, будучи некоммерческой организацией, спортивный клуб не может получать прибыль, а весь полученный доход следует направлять на достижение уставных целей), а в первую очередь, на решение определенных социальных задач, прежде всего связанных с широким внедрением в студенческую среду стереотипов здорового образа жизни. Данное утверждение не умаляет необходимость обеспечения для спортивного клуба принципов самоокупаемости, возможности • улучшить. материальное положение преподавателей и сотрудников университета, заработать средства для поддержания материально-технической базы в надлежащем состоянии и для решения целого ряда других задач, решить которые можно только на. основе коммерческого маркетинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.У., Каневец Т.М Организация физической культуры. — М., 1986.
  2. В.У., Орлов P.M., Жестянников JI.B. Экономика физической культуры и спорта. СПБ., 1996.
  3. Г. Л. Конкуренция, анализ, стратегия и практика. М.: Центр Экономики и маркетинга, 1996.
  4. В.В., Переверзин И. И. Менеджмент и маркетинг на европейских стадионах. -М.: Советский спорт, 1999.
  5. В. В. Переверзин И.И. Менеджмент спортивного сооружения. М.: ИСМ-РГАФК, 1996.
  6. В.В., Кузьмичева Е. В., Переверзин И. И. Менеджмент зарубежных стадионов и спортивно-оздоровительных центров/ ПоД ред. проф. И. И. Переверзина. — М.: Физкультура, образование и наука, 1997.
  7. И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: Гном-пресс, 1997.
  8. JI.B., Шпилько С. П. Физическая культура: отрасль в новых условиях хозяйствования.—М.: Экономика, 1991.
  9. JI.B. Бойко В. В. Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения. М.: Советский спорт. 1998.
  10. В.Н. Нетрадиционные источники финансирования сферы физической культуры и спорта в условиях рынка. — Киев, 1991,
  11. В.Н., Мичуда Ю. П. Экономика физической культуры и порта/ Краткий словарь терминов, понятий, категорий. Киев, 1991.
  12. Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора. М.: Знак. 1996.
  13. Афанасьев В. Г, Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
  14. Ф., Франкен П. Надежность и техническое обслуживание: математический подход. М.: Радио и связь, 1988.
  15. Балабанов И. Т- Основы финансового менеджмента. М., 1998.
  16. В.Н., Виноградов П. А., Переверзин К. И., и др. Справочник физкультурного работника. М.: Советский спорт, 1991.
  17. Бауэр В. Г, Гончарова В. П., Папкратова В. Н. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. М.: Госкомитет РФ по физической культуре и туризму, 1995.
  18. В.Г., Петров А. Н. Показатели развития физкультурно-оздоровительной и спортивной рабЬты и деятельности спортивных школ всех видов и типов в субъектах Российской Федерации/ Учебно-методическое пособие. — М.: Советский спорт, 1999.
  19. Р. Философия и практика маркетинга. М.: МАИ,. 1991.
  20. Блэк С- Введение в паблик рилейшнз. — М.: Финикс, 1998.
  21. С. Теория и практика паблик рилейшнз. Москва: Новости, 1998.
  22. . В. Мстиславский П., Смирнов В. Оценка состояния и прогнозной динамики доходов.и уровня жизни населения! Экономист. 1996. № 12, — С. 20.
  23. АА. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  24. В.В. Моделирование финансовой деятельности предприятий и коммерческих организаций. СПб.: СП6УЭФ, 1996.
  25. С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом. -Саратов, 1991.
  26. П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка// Российский экономический журнал. 1996. -№ 3.
  27. Ф.Э. Социальные гарантии и социальная ответственность// Общество и экономика. 1997. — № 3−4
  28. В.Р. Менеджмент для предпринимателей, ч. 1−2. М: Антиква. 1993.
  29. Я.Р., Каневец Т. М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту. Учебное пособие. М.: Физкультура и спорт, 1985.
  30. ИЛ. Приемы рекламы.и Publik Relations СПб.: Бизнес-пресса, 1998.
  31. Виноградов П-А., Душанкин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Учебное пособие. М.: Советский спорт, — 1996.
  32. Виноградов ПА-. Жолдак В. И. Основы пропаганды физической культуры и спорта. -М., 1979.
  33. Н.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М., 1990.
  34. П.А., Жолдак ВИ. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие.-Пенза, 1995,
  35. П.А., Рамазанова Е. Д. Пропаганда массовой физической культуры и спорта на страницах областной прессы: Методические рекомендации. М., 1988.
  36. Г .Г. Информационная культура управленческого труда. М. 1971.
  37. К.А. Пути совершенствования управления физкультурным движением. М.:. Физкультура и спорт, 1976.
  38. Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут — Центр, 1992.
  39. В. И. Диверсификация производства и экологический фактор (теория и практика)// Поволжский экономический вестник. — 1997. -№ 4
  40. Е.П. Маркетинг- стратегия, планы, структура. М.: Дело, 1995.
  41. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. М.: МИНИНУ, 1997.
  42. В.Е., Какузин В. А., Починкин А. В., и др. Управление физической культурой и спортом в современных условиях. Учебное пособие, — Малаховка: МОГИФК, 1993.
  43. В. Е. Какузин В.А., Полякова И. С. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие. Малаховка: МОГИФК. 1995.
  44. П.Г. и др. Риски в современном бизнесе. М.: Алане, 1994.
  45. С.И. Сцорт и маркетинг. М.: Вагриус, 1995.
  46. С. И. Куратов А.О. Маркетинг физкультурно-оздоровительных услуг в зарубежных странах. М.: ФиС, 1993.
  47. С.И. Государство и спорт. М., 1996.
  48. С.И. Спонсор и спорт. М.: ВКМФК, 1995.
  49. С.И. Спортивный маркетинг. Учебное пособие. Киев, 1996.
  50. Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: Инфра-М, 1997.
  51. В. К. Организация работ и методы обеспечения высоких показателей надежности машиностроительной продукции М.: Академия народного хозяйства при СМ СССР, 1988.
  52. А.А., Волкова В. Н. Иерархические системы: Учебное пособие. — Л.: ЛПИ, 1989.
  53. Д. Процессы управления стратегическими изменениями. Хрестоматия «Управление изменениями». М.: МЦДО «ЛИНК», 1996. — С.18−29.
  54. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: Филинъ. — 1998.
  55. .В. Анализ основных понятий в теории физической культуры/Материалы к лекциям и семинарам. — Л.: ВИФК, 1985.
  56. В.К., Починкин АВ., Какузин В. А., и др. Управление в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие. Ч. 1Малаховка: МГАФК, 1996.
  57. Л.В. Развитие системы Социального инвестирования в сфере физической культуры и спорта: Препринт. — СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 2000.
  58. Л.В. Современная концепция маркетинга услуг в сфере физической культуры и спорта: Препринт. — СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 2000.
  59. Л. В. Социально-экономическое управление деятельностью организаций физической культуры и спорта: Препринт- —- СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 1999.
  60. Л.В. Стратегия продвижения услуг в управлении маркетингом спортивной организации. Брошюра — СПб.: СП6ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000.
  61. Л.В. Экономическое регулирование системы физической культуры и спорта: опыт и перспективы развития. — СПб.: Изд-во, СП6ГУЭФ, 1999.
  62. Жих Е.М., Панкрухин А. П-, Соловьев В. А. Маркетинг: Как завоевать рынок? Л.: • Лениз дат, 1991.
  63. Н.В. Управление деятельностью спортивной организации. Киев: Здоровье, 1989.
  64. В.И. Об участии местных организаций в осуществления федеральной программы развития физической культуры// Теория и практика физической культуры. —. 1994.- № 12
  65. В.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. М. 1994.
  66. В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. 1. 1992.
  67. В.И. Спортивно-валеологическое воспитание/ Сборник. Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни.- М., 1996.
  68. В.И., Зуев В. Н. Основы менеджмента спорта. Тюмень, 1998
  69. В.И., Коротаева Н. В. Социология физической культуры и спорта. М., 1994.
  70. В.И., Сейранов С. Г. Менеджмент. М.: Физкультура, образование и наука, 1998.
  71. Закон Российской Федерации. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации"/ Российская газета. 8 мая 1999 г.
  72. Закон о налогообложении на 1996 год, принятый Законодательным собранием С. 27 марта 1996 года. — С.-Петербургские ведомости. 30 апреля 1996 г.
  73. Закон Российской Федерации „Об общественных объединениях“. М. 1995.
  74. Закон Российской Федерации „Об образовании“. М., 1996.
  75. Закон Российской Федерации „Об охране окружающей природной среды“. 1991.
  76. Закон Российской Федерации „О санитарно-эпидемиологическом благополучии населению“. М., 1991 (редакция М., 1995).
  77. Закон Российской Федерации „О страховании“. М., 1992.
  78. Зарубежный спорт: менеджмент и маркетинг. М.: ВНК14ФК. — 1992.
  79. Зарубежный спорт: Менеджмент и маркетинг/ Тематическая подборка. Вып. 1−2. — М.: ЦООНТИ-ФиС. 1992.
  80. Зарубежный спорт- Менеджмент и маркетинг/ Тематическая подборка. Вып.5−6. — М.: ЦООНТИ-ФиС. 1992.
  81. В.М. Основы спортивной методологии. М., 1979.
  82. В.Н. Управление системой спортивного соревнования: Монография. Тюмень: Изд-во „Вектор Бук“, 1999.
  83. Зуев В. Н Сулейманов ИМ. Менеджмент для спортивного организатора. Омск, 1997.
  84. Ивановский КО, Рынок капитала, самофинансирование и инвестиционная деятельность фирмы. — М.: Экономика, 1995.
  85. П.Л. Маркетинг ключевой пункт в формировании совместных предприятий . Восток Запад// Проблемы теории и. практики управления. — 1992. — № 1
  86. В.А. Спортивное предпринимательство. Учебное пособие. — Малаховка, 1998'.
  87. В. Региональная инвестиционная политика: мировой опыт и российские проблемы// Проблемы теории и практики, 1995. — № 4. — С.100−105.
  88. . деловая стратегия: Пер. с англ. —М.: Экономика, 1991.
  89. Ч., Клилаид Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика: Пер. с англ. -. М.: Прогресс, 1982.
  90. Н.Д. Проблемы экономической динамики. — М., 1989.
  91. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. М: Прогресс, 1987.
  92. Я. Дефицит. — М.: Наука, 1990.
  93. Н. Управление предпринимательскими рисками процесса внешнеэкономической деятельности// Финансовый бизнес. 1997, № 6.
  94. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.
  95. В.В. Предпринимательство в зарубежном спорте. М.: ГЦОЛИФК, 1993.
  96. В.В., Кутепов MB. Спонсорство в спорте, М.: РГАФК, 1994.
  97. B.C., Осинцев' А.А. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта. М., 1976.
  98. Е.В. Зарубежный опыт формирования сооружений для физкультурно-оздоровительных и массовых спортивных занятий населения// ТИПФК. 1997. К — С.51−54.
  99. P.M. Стратегия диверсификации и успех предприятия// Проблемы теории и практики управления. 1994. № 3
  100. М.Е. Менеджмент в зарубежном спорте: Курс лекций. М: ГЦОЛИФК, 1992.
  101. Кутепов М.Е.. Сапронов О. П. Спортивный менеджмент в муниципалитетах. зарубежных стран. — М.: РГАФК, 1999.
  102. Й. Эффективность управленческих решений// Пер с чешского. М.: Прогресс, 1975.
  103. Лисицин Ю. Н, Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. — М., 1988.
  104. . Стратегия предприятия и рентабельность//Проблемы теории и практики управления. — 1993. № 3.
  105. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М.: Республика. 1992.
  106. В.Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменов. М., 1983.. .
  107. Маркетинг: Учебник/- А. Н. Романов, Ю. Ю Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под. ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  108. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  109. Массовая. коммуникация в условиях научно-технической революции / Под ред. Фирсова Б. М. Л.: Наука. 1981.
  110. Л.П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. М., 1976.
  111. Л.П. Общая теория спорта. М., 1997.
  112. Л.П. Общие основы теории и методики физического воспитания. М. 1992.
  113. Менеджмент и маркетинг в спорте: Краткий словарь-справочник/ Авторы • составители: М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов. — М.: Союз менеджеров СССР, Школаспортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1991.
  114. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой Э. Л. и Соломатина Н. А. М.: Инфра-М. 1995.
  115. В.И. Управление сферой спорта на межрегиональном уровне. Омск, 1998.
  116. ВА. Паблик рилейшнз. Теория и практика. Киев: ВИРА-Р, 1999.
  117. Настольная книга спортивного менеджера: Справочное пособие/ Золотов М. И., Кузин В. В., Кутепов М. Е» Сейранов С. Г. М.: Физкультура, образование и наука, 1997
  118. И., Воугилайнен Э. Советы управляющему. Свердловск, 1991
  119. Общество-спорт/ Под ред. Н. Г. Валентинова, В. К Жолдак, В. И. Столяров. М., 1976.
  120. Организация и управление физической культурой и спортом в зарубежных странах/ Вып. 7. М.: ВНИИФК, 1990.
  121. Организацияи управление физической культурой и спортом в зарубежных странах/ Вып. 1.-М.: ВНИИФК -1991.
  122. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. — VI. 1993. .
  123. Основы законодательства Российской Федерации по охране труда. М. 1993.
  124. Переверзин И. И-, Бугров Н. Н. Управление физической культурой и спортом. М., 1987.
  125. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. — СПб.: СП6УЭФ. 1993.
  126. В. Нет бизнеса без паблик рилейшнз// Час пик. 1994. № 19 — С. 5.127- Петровский В. В. Педагогическое управление в спортивной тренировке. — Киев. 1990.
  127. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компании: Пер, с англ. — М.: Прогресс, 1986.
  128. Н.А. Основы социологии физической культуры. JL, 1976.
  129. Постановление Правительства РФ «О порядке разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии здоровья населенйя РФ». М. 1993.
  130. Постановление Правительства РФ «О разработке социальных норм и нормативов». -М., 1993.
  131. Постановление Правительства РФ «О привлечении дополнительных средств для проведения международных. спортивных соревнований». М., 1994.
  132. Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи». М., 1992.
  133. Постановление Правительства РФ «О совершенствовании деятельности туристических и альпинистских спасательных служб пунктов и центров». М. 1992.
  134. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве социальной защиты населения РФ» М., 1993.
  135. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 427 «Положение о. Государственном комитете РФ по физической культуре и туризму». М. 1995.
  136. Распоряжение Правительства РФ «О реализации основ законодательства РФ о физической культуре и спорте». М., 1994.
  137. B.C. Спортивные соревнования: информация, управление. М., 1978.
  138. Рыночная экономика: 200 терминов/ Под ред. Г. Я. Кипермана. — М.: Политиздат, 1991. '. ' .
  139. М.Я., Столяров В. И. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие, М. 1992.143,. Сборник нормативных документов по хозяйственной деятельности спортивных сооружений и оказанию платных услуг населению. М., 1988.
  140. Сводные статистические данные ГКФТ России. —М., 1999.
  141. С.Г. Введение в менеджмент физической культуры и спорта. Учебно-методическое пособие. М.: РГАфК, 19,95.
  142. Сейранов С, Г. Контрактирование в спорте. М.: РГАФК, 1994.
  143. Современный маркетинг/ В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова, Под. Ред В. Е. Хрупкого. М.: Финансы и статистика, 1991,
  144. А.С. О муниципальной спортивной политике// Спорт для всех. 1998.- № 1 С.36−38.
  145. А.С. Роль и участие местных органов власти Германии и Франции в развитии физического воспитаний и спорта// Теория и практика физической культуры. — 1999. № 4. — С.45−49.
  146. Спорт для всех// Информационный бюллетень. 1995. № 2
  147. Справочник физкультурного работника. М., 1991.
  148. И.И. Конфликт в спорте: Теория, методология и управление// Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7
  149. И.И. Основы спортивной конфликтологии. — Омск, 1997.
  150. США: Организационные формы и методы управления промышленными корпорациями/ Под ред. Б. З. Мильнера: —М.: Наука, 1972.
  151. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И. А. Обучение в спорте. М., 1993.
  152. Толковый, словарь спортивных терминов (Сост. Суслов Ф. П., Вайцеховский С.Ж.). -М., 1993. ' '
  153. О.А. Маркетинг: взаимосвязь производства, торговли и потребления. СПб.: — Издательство. СПбУЭиФ, 1992.
  154. Указ Президента РФ «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в РФ». М., 1992.
  155. Указ Президента РФ «О Всероссийском Олимпийском Комитете». М., 1992.
  156. Указ Президента РФ «Об использовании объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения- приватизируемых предприятий». М., 1993.
  157. Указ Президента РФ «О Координационном комитете по физической культуре и спорту при Президенте РФ М., 1 993 164. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов Исполнительной власти».1. М. 1994.
  158. Указ Президента РФ «О протекционистской политике РФ в области физической культуры и спорта». М., 1993.
  159. Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджета различных уровней». М., 1993.
  160. Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий». М., 1994.
  161. Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики», — М. 1994.
  162. Управление маркетингом. Учеб, пособие / В. Г. Волков, Г. М. Волков. AM. Жичкин. М.: Московский государственный институт электроники и математики. 1994.
  163. Управление ресурсами в условиях рынка. Книга 2. Управление маркетингом в. организации. -М.: Открытый университете, 1995.
  164. Э.А. Антикризисное управление. Учебник. — М.: Тандем, 1997.
  165. Физическая культура индивида. Сб. науч. трудов./ Под общ. ред. В. Д. Сонькина. .М., 1994.
  166. Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах/ Тематическая подборка. Вып.2.— М.: ЦООНТИ-.ФиС, 1992:
  167. Финансирование физической культуры и спорта в Великобритании и местные власти ' //Спорт для всех.'- 1997.- № 3−4. С. 61−64. .
  168. ИП. Система регулирования инвестиций объектов рыночной инфраструктуры. — СПб.: СП6ГУЭФ, 1999.
  169. Ю.Л. Психология общения.в спорте. М., 1980.
  170. Чемакин ИМ, Кукушкин М. И. Управление физической культурой и спортом в СССР. Свердловск, 1981.
  171. В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М., 1995.
  172. ВД. Проблемы менеджмента в сфере физической культуры и спорта: Хрестоматия (Учебное пособие). СПб.: СП6ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. 1998.
  173. Ф. Спортивный маркетинг /Пер. с английского. М.: Филинъ, 1998.
  174. Шитова Н. А-- Сусикова Т. С. Основы экономических теорий. Омск, 1997.
  175. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  176. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг:.Сокр. пер. с англ./Авт. Предисл. и науч. ред. А. А. Горячева.- М.: Экономика, 1993.184: Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие! Под ред. Агеевец В. У., Орлова P.M. СПб.: СП6ГАФК имЛФ. Лесгафта, 1996.
  177. Энциклопедический словарь предпринимателя/ Сост. С. М. Синельников, Т. Г. Соломоник, Р. В. Янборисова. — СПб.: Алга-фонд. Аякс- 1992.
  178. Л.И. Экономика общественного сектора/ Основы теории государственных финансов. М. 1995.
Заполнить форму текущей работой