Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление процессами развития малого предпринимательства в регионе: На примере Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывает практика, коммерческие банки проявляют большую осторожность при выделении кредитов предпринимателям, что вполне объяснимо, поскольку и в большинстве развитых стран коммерческие банки весьма редко предоставляют ссуды начинающим мелким фирмам, предпочитая кредитовать уже действующие предприятия малого бизнеса, где меньше риска. Рисковое кредитование и финансирование осуществляются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной 10 экономике
    • 1. 1. Предпринимательство как особый вид рыночной деятельности
    • 1. 2. Малое предпринимательство: специфика и особенности
  • Глава 2. Особенности развития экономики как факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства
    • 2. 1. Социально-экономическое развитие СССР на рубеже 80−90 37 годов: концепция производства и региональное размещение производственного аппарата
    • 2. 2. Региональные социально-экономические особенности КБР, 48 влияющие на развитие малого предпринимательства в регионе
    • 2. 3. Развитие малого предпринимательства в России в 1991—1998 гг.
  • Глава 3. Управление процессами развития малого предпринимательства в регионе
    • 3. 1. Формирование процесса развития малого предпринимательст- 81 ва в регионе (на примере КБР)
    • 3. 2. Региональные особенности мелкотоварного производства про- 111 дукции сельского хозяйства в личном подсобном хозяйстве как составляющая часть малого предпринимательства по КБР
    • 3. 3. Малый бизнес в решении проблемы занятости населения по 120 КБР

Управление процессами развития малого предпринимательства в регионе: На примере Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследований диссертационной работы определяется особенностями современного состояния экономики страны, обострением ситуации во всех сферах жизни общества и необходимостью разработки новых подходов к решению существующих и возникающих вновь социально-экономических проблем. Г.

Прошло почти десять лет сначала глубинных преобразований в России. 4.

— Л.

Созданы основные элементы рыночной инфраструктуры и достигнуто усиле-. ^ ние рыночных форм и методов экономической жизни. Хозяйствующие субъекты получили право принимать решение относительно привлечения и использования ресурсов, а граждане — политическую свободу и свободу экономической деятельности. Но вместе с тем в России и в регионах произошел глубокий спад в экономике.

В таких условиях проблема обеспечения эффективного функционирования экономики приобретает первостепенное значение^ В связи с чем многократно возрастает значение таких форм хозяйственной деятельности, как малый бизнес, который ориентируется преимущественно на удовлетворение региональных потребностей и способен достаточно быстро адаптироваться к условиям меняющейся предпринимательской среды.

Малый бизнес способен также наиболее эффективно разрешать целый V ряд региональных проблем, таких как:

— создание дополнительных рабочих мест;

— вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения;

— сокращение уровня безработицы в регионах;

— освоение и использбвание местных источников сырья;

— приближение товаров и услуг к конкретным потребителям;

— расширение ассортимента и повышение качества товаров;

— возрождение социального слоя собственников;

— формирование конкретных рыночных отношений.

Однако^анализ развития малого предпринимательства как в России, так и ^ в регионах, в частности в Кабардино-Балкарской 9еспублике показывает, что у ^ него есть еще множество серьезных проблем: экономических, организационных, правовых и социальных. Так, проблемы становления и функционирования малого предпринимательства в КБР за последние 2 года дважды рассматривались на уровне Президента республики в связи с его низким уровнем развития.

Дальнейшее использование возможностей малого предпринимательства в качестве одного из факторов, способствующих выходу экономики из кризиса и перехода к экономическому4 росту, должно опираться на научный анализ развития и всемерную поддержку этого сектора экономики государством. Все эти объективные обстоятельства и проблемы предопределили актуальность и перспективность темы диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. В странах^независимо от уровня социально-экономического развития? приоритетным признавалось всегда создание благоприятной среды для деятельности малых предприятий, как основы региональной экономики.

До недавнего времени предприниматель в России, как хозяйственный субъект недооценивался и не рассматривался в экономических исследованиях. ^.

Переход РФ к рыночным принципам хозяйствования привел к всплеску числа исследований и публикаций по вопросам предпринимательства, в которых получили широкое освещение различные стороны формирования и функционирования предприятий малого бизнеса.

В изучении и разработке проблем, связанных с раскрытием сущности малого предпринимательства и составляющих его элементов значительный вклад внесли такие экономисты как Т. А. Алимова, B.C. Афанасьев, JI.M. Бадалов, А. О. Блинов, С. Брю, К. Макконел, А. В. Орлов, В. К. Потемкин, В. Савченко,.

Ю.Л. Старостин, В. П. Студцева, Р. Хизрич, А. А. Шулис, Е. Шумахер, И. Шумпе-тер и другие.

Но работ комплексного характера, посвященных процессам формирования и развития малого предпринимательства на региональном уровне немного, а v по Кабардино-Балкарии вообще нет, что и обусловило научную и практическую значимость диссертационной работы.

Цель и задачи работы. Основная цель диссертации состоит в том, чтобы на основе комплексного исследования процесса формирования и развития малого предпринимательства определить значимость его дальнейшего развития, как особого сектора в структуре экономики, обосновать необходимость развития регионального предпринимательства, как комплексного социально-экономического явления, а также дать рекомендации по усилению и совершенствованию отдельных элементов развития малого бизнеса по административV ным районам республики.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:

• Рассмотреть сущность, содержание и функции малого предпринимательства, как экономического явления, определить его место в экономической структуре общества;

• Аналитически изучить малое предпринимательство, как особый вид рыночной деятельности;

• Проанализировать практику развития малого предпринимательства в РФ и КБР;

• Аналитически изучить социально-экономическое развитие СССР на рубеже 80−90 годов и региональные особенности экономики КБР, как факторы, влияющие на развитие малого предпринимательствач.

• Исследовать:

— практику развития малого предпринимательства в регионе (КБР).

— занятость населения на предприятиях малого бизнеса, как составляющую рынка труда в регионе.

— региональные особенности мелкотоварного производства сельскохозяйственной продукции в подсобном личном хозяйстве, как форму и составляющую часть малого предпринимательства.

— механизм регулирования и развития малого предпринимательства в республике. v.

Объект исследования. Объектом исследования явилась сфера малого предпринимательства РФ и КБР, как новый сектор экономики.

Предмет исследования. Предметом исследования являются экономические формы и структурная динамика становления малого бизнеса в период рыночных реформ, на региональном уровне.

Теоретической и методологической основой научного исследования является системный подход к анализу экономических и социальных проблем развития малого бизнеса.

При постановке и решении рассматриваемых в диссертации проблем учтены труды российских и зарубежных ученых, законодательные акты, постановления Правительства РФ и Кабардино-Балкарии, Указы ПрезидентовРФ и КБР.

Исследования проводились с помощью методов сравнительного экономического, логического и экспертно-аналитического анализа.

Изучен и использован зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства. Информационной базой для исследований послужили статистические данные о развитии малого предпринимательства в России и КБР, а также фактический и статистический материал, содержащийся в научных публикациях, данных Госкомстата, авторских исследованиях предпринимательских структур в КБР.

Научная новизна диссертационного исследования.

В работе получены следующие новые научные результаты:

1 .Сформулированы сущность и функции малого предпринимательства в условиях реформирования р^'. экономики.

2.Предложено определение малого предпринимательства, позволяющее увязывать критерии отнесения предприятия к «малым» и «мельчайшим» .

3.Сформулирована концепция организационно-экономической моделиц i/ для более полного использования потенциала малых предприятии при переходе к многообразию форм собственности и хозяйственной деятельности.

4.Определены принципы и особенности малого предпринимательства, как особого вида рыночной деятельности.

5.Определены социально-экономические факторы, способствовавшие «бурному» развитию малого предпрйнимательства за период 1991;1994 гг. и важнейшие причины, сдерживавшие их рост в последующие годы.

6.Сформулированы особенности:

• практики и динамики процесса формирования и функционирования малого предпринимательства в регионе (КБР);

• регионального мелкотоварного производства сельскохозяйственной продукции (на примере плодоводства) в личном подсобном хозяйстве, как формы и составляющей части малого предпринимательства;

• занятости населения на предприятиях малого бизнеса, как составляющей рынка труда в КБР;

• механизма регулирования и развития малого предпринимательства в ч.

Республике.

Практическая значимость работы. Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что полученные результаты и обоснованные соискателем выводы и предложения могут быть использованы:

— в практике работы государственных органов управления для разработки и совершенствования законодательного и нормативно-методического обеспечения.

— в системе подготовки и переподготовки специалистов служб малого предпринимательства.

— в процессе регулирования и управления малым предпринимательством.

Апробация работы. Основные теоретические результаты и выводы исследований излагались на различных научно-практических конференциях республиканского и регионального масштаба.

Результаты исследований используются в учебном процессе экономического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета при подготовке специалистов по экономическим направлениям и специальностям.

Публикации. Результаты проведенного исследования отражены в статьях и тезисах научных конференций. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 5 научных работ общим объемом 2.03 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержание которых раскрывается в восьми параграфах, заключения, списка использованной литературы из 182 наименований. Объем работы 163 страниц машинописного текста, в том числе 24 таблицы, 9 рисунков.

Отсюда выводы:

— Несовершенство правовой базы и в первую очередь налогового законодательства.

— Слабое финансирование и кредитование субъектов малого бизнеса ч.

Как показывает практика, коммерческие банки проявляют большую осторожность при выделении кредитов предпринимателям, что вполне объяснимо, поскольку и в большинстве развитых стран коммерческие банки весьма редко предоставляют ссуды начинающим мелким фирмам, предпочитая кредитовать уже действующие предприятия малого бизнеса, где меньше риска. Рисковое кредитование и финансирование осуществляются там на основе системы различных кредитно-финансовых институтов инвестиционного характера. В силу неразвитости кредитных институтов малые предприятия у нас вынуждены обращаться в коммерческие фанки. Однако, современное состояние рынка кредитных ресурсов — незначительная доля долгосрочных кредитов (более 12 месяцев) и значительная ставка процентов по ним, не позволяют рассматривать подобные кредиты инвестиционного характера в качестве источников стартового капитала для малых предприятий. ч.

Получение кредитов, льготных по срокам и по ценам, должно сопровождаться предоставлением определенных экономических льгот коммерческим банкам, выдающим такие кредиты (льготы при покупке централизованных ресурсов, различные налоговые льготы и т. п.). Однако практика работы коммерческих банков показывает, что им выгоднее отказаться от возможных налоговых послаблений, но выдать кредит более надежному заемщику, под более высокий процент и на более короткий срок [1].

Льготные кредитования малого бизнеса реальны лишь при условии получения дотаций от Фонда поддержки предпринимательства. Наиболее целесообразным представляется создание специального банковского учреждения при широком использовании средств как Фонда поддержки, так и республиканского бюджета.

Опираясь на дотации бюджета, такой банк мог бы осуществлять льготное кредитование и целевое финансирование малых предприятий, а также выступать наряду с Фондом гарантом при получении ими кредитов у коммерческих банков. Большое место в деятельности подобного банка могли бы занимать лизинговые операции, что значительно упростило для малого бизнеса проблему материально-технического обеспечения, а в отдельных случаях помогло бы выкупить часть основных фондов при создании малого предприятия путем приватизации.

Наиболее эффективным будет предоставление дотационных средств через упомянутый специальный банк в виде низкопроцентных или беспроцентных кредитов, что, во-первых, повысило бы реальность использования каждого доV тационного рубля, во-вторых, сделало бы дотации более доступными для всех малых предприятий, в-третьих, создало бы базу для возврата бюджетных средств.

В республике малое предпринимательство развивается темпами, недостаточными для удовлетворенйя потребностей экономики в ближайшем будущем. Это связано с наличием факторов, сдерживающих развитие предпринимательства: наличие экономической нестабильности, несовершенство нормативно-правовой базыслабость финансово-кредитной системы поддержки малого предпринимательства, трудности в получении малыми предприятиями необходимой имущественно-материальной поддержкиотсутствие доступа к необходимой информациинеотработанность механизма государственной поддержки и развитие малого предпринимательстваслабая подготовленность малых предприятий к работе в условиях развивающегося рынка. Сравнительный анализ ч экономики развитых стран позволяет сделать вывод о том, что для достижения необходимого уровня развития малого предпринимательства нужно:

— формирование новых социальных ценностей;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого бизнеса;

— создание широкой Сети малых предприятий;

— развитие рыночной инфраструктуры и создание информационного обеспечения сферы малого бизнеса;

— увеличение инвестиций в производственный сектор;

— повышение требований к качеству продукции;

— совершенствование управления в малых фирмах;

— территориального регулирования малого предпринимательства;

— расширение внешнеэкономической деятельности;

— государственное стимулирование и поддержка малого бизнеса.

Схема основных факторов ускоренного развития малого предпринимательства.

Рис. 3.1.3.

Ill.

— Правовая незащищенность субъектов малого предпринимательства.

— Диспропорция в территориальном размещении субъектов малого бизнеса.

3.2. Региональные особенности мелкотоварного производства продукции сельского хозяйства в личном подсобном хозяйстве — как составляющая часть малого предпринимательства f 38 f.

Агропромышленный комплекс — важнейшая составная часть экономического базиса страны. Потребительский рынок более чем на 70% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья.

Аграрное производство республики да и в России находится в тяжелом v экономическом состоянии, которое без радикальных усилий преодолено быть не может. На него оказывает негативное влияние нерешенность земельной проблемы, отсутствие отлаженной системы кредитования, диспаритет цен, низкий уровень заработной платы по сравнению с другими отраслями материального производства. Отрицательно влияет также диспаритет между сельхозпредприятиями и предприятиями перерабатывающей системы и торговли.

Монопольное положение на рынке сфер переработки и торговли позволяет им не только задерживать расчеты с сельхозпроизводителями, но и значительно увеличивать свою долю в структуре розничной цены на продовольствие, что ведет в свою очередь к уменьшению доли сельскохозяйственного товара в розничной цене и ухудшает положение на продовольственном рынке.

Все перечисленные и другие негативные факты свидетельствуют о том, что посредническим звеньям, стоящим между товаропроизводителями и потребителями, достается основной выигрыш от либерализации цен в стране.

В экономической и в специальной литературе при разработке показателей сельскохозяйственного производства анализ проводится раздельно по трем экономическим группам землепользователей, к которым относятся сельскохозяйственные предприятия и организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства, находящиеся в личном пользовании граждан.

К сектору сельскохозяйственных предприятий и организаций относятся: сельскохозяйственные кооперативы, товарищества различных типов, сельхозпредприятия и подсобные хозяйства промышленных, транспортных, научно-исследовательских и других учреждений, большинство колхозов и совхозов, реорганизованные в коллективно-долевые сельхозпредприятия, сельскохозяйственные муниципальные предприятия.

Самый весомый участок земельной площади в том числе и сельскохозяйственных угодий приходится на долю сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Вторым по значимости сектором сельскохозяйственного производства является индивидуальная форма ведения сельскохозяйственного производства, в состав которой входят: личное подсобное хозяйство, коллективное садоводство, огородничество и животноводство. Все перечисленные формы ведения хозяйства объединяются под общим понятием «личное подсобное хозяйство» населения. При всей кажущейся общности целей и выполняемых ими функцииони разные по многим параметрам, в связи с чем для характеристики личного подсобного хозяйства отдельными авторами предлагались разные термины: «мелкотоварный сектор», «мелкотоварное производство». По мнению автора для личного подсобного хозяйства по форме и по содержанию более соответствует термин «мелкотоварное производство», т.к. оно занято не только самообеспечением, но и производством товара для сбыта на рынке.

В масштабе республики в личном пользовании граждан находится 14,3% общей земельной площади. 7.

Думаю, что вполне уместно и корректно сослаться и согласиться с отv. дельными учеными экономистами, которые считают, что статистика малого бизнеса в России еще не оформилась в самостоятельное направление. Поэтому малый бизнес в целом не получил единообразного отражения. Имеется в виду в первую очередь статистика «мельчайшего» предпринимательства.

Органической частью рыночных преобразований и развития малого бизнеса мировая практика рассматривает создание «мельчайших» предпринимательских единиц, которые базируются обычно на семейной собственности.

В последнее время в зарубежной научной литературе для характеристики низших форм хозяйствования, к которым относят они и мельчайшее предпринимательство, широкое распространение получил и ряд других определений. V.

Одним из них является «неформальный сектор». В качестве отличительных черт неформального сектора отмечаются: малые масштабы, входящих в него единиц, опора на внутренние ресурсы, семейная форма организации, трудоинтенсивная технология, нерегулярность рынка, который он обслуживает.

В зарубежных источниках и материалах в неформальный сектор включают, как правило, предприятия с числом занятых не более десяти, работающих в своем большинстве не по найму, а на себя.

Мельчайшее предпринимательство в различных сферах городского и сельского хозяйства образуют, по существу, мелкотоварное производство. Его отличительная черта — связь с сельским хозяйством, деревенскими промысламиглавными поставщиками сырья.

Таким образом, в экономике этих стран наряду с другими формами бизнеса функционируют мельчайшие предприятия с признаками различных стадий развития: от домашнего ремесла до мелких кустарных предприятий, организованных по типу домашнего товарного производства, которые статистически учитываются в числе малых предприятий, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.2.1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Малое предпринимательство в условиях перехода от административных методов управления к рыночной системе стало в регионе серьезной экономической силой, доказавшей способность к функционированию и развитию, о чем свидетельствуют:

1.1. Доля продукции, произведенная малыми предприятиями в общем объеме внутреннего регионального продукта республики (6,72%).

1.2. Устойчивый темп роста числа, занятых на малых предприятиях на фоне его ежегодного спада на крупных и средних предприятиях, что особенно привлекательно для республики, имеющей высокий уровень безработицы, т.к. одной из важнейших особенностей малого предпринимательства — его способность создавать рабочие места без значительных инвестиций.

1.3. Доля убыточных предприятий в сфере малого предпринимательства значительно ниже при сопоставлении ее с крупными и средними предприятиями.

1.4. Создание отчасти необходимой инфраструктуры и благоприятной среды для развития и функционирования малого бизнеса.

2. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица наиболее удобная форма создания и ведения собственного дела, позволяющего определенной части населения обеспечивать себя и свою семью доходом без привлечения дополнительной финансовой инвестиции. Особенно оно удобно и эффективно для образования семейного бизнеса в сфере личного подсобного хозяйства по выращиванию и переработке сельхозпродуктов.

3. Рыночные отношения в качестве универсального экономического механизма в сфере малого предпринимательства в сельских административных районах республики осваиваются пока с большими издержками. Законы рынка и рыночных отношений действуют здесь специфически, а спектр их действия ограничен. На долю 42% сельского населения представлены всего 20 процентов субъектов малого бизнеса от общего по республике и 7 процентов численности занятого населения. В этих условиях сельское население вынуждено найти способы и методы организации производства, которые могли бы позволить приспособиться к рыночным отношениям и избежать окончательного развала.

Наши исследования свидетельствуют, что мелкотоварное производство сельскохозяйственной продукции на личных подсобных хозяйствах является одним из буферов, смягчающих глубокий спад производства продукции сельского хозяйства и занятости населения.

4. В целом масштабы распространения и вклад малого предпринимательства в развитие экономики по отношению к имеющемуся потенциалу еще совершенно недостаточный. Вго успешное развитие возможно исключительно при наличии продуманной и последовательной политики, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствующих субъектов малого бизнеса. Однако, реализация государственной политики в отношении малого предпринимательства осуществляется непоследовательно и не в полном объеме, что привело отчасти к спаду темпа роста и деловой активности малого бизнеса. Среди причин низкой деловой активности малого бизнеса в республике можно отметить:

• несовершенство правовой базы и в первую очередь налогового законодательстваv.

• слабое финансирование и кредитование;

• правовая незащищенность;

• диспропорция в территориальном размещении субъектов малого предпринимательства;

• неотработанность механизма государственной поддержки и развития малого предпринимательства;

• слабая подготовленность малых предприятий к работе в условиях развивающего рынка;

• трудности в получении малыми предприятиями необходимой имущественно-материальной поддержки.

5. В республике:

• удельный вес частной формы собственности малого предпринимательства значительно превышает (92,1%) над государственной;

• в структуре отрасли экономики малого бизнеса на первый план выходят предприятия торговли и общественного питания — 43%, доля предприятий промышленности составляет 27,6%, строительства — 14%.

Известно, что в любой социально-экономической общественной структуре торговля является посредником в системе распределения, независимо от того продают ли товары конечным потребителям или же покупают товары для перепродажи. В связи с этим в системе перераспределения данная отрасль требует минимального трудового участия и одновременно обеспечивает наиболее высокие показатели оборачиваемости капитала, что делает торговлю наиболее привлекательной для любого бизнеса.

• В сфере промышленного производства и строительства финансовые проблемы более остры, чем в торговле. В республике несколько замедлившись, но устойчивыми темпами развивается промышленность и строительство в сфере малого бизнеса. ч.

• Из общего объема продукции (405,3 млн руб.), произведенной малыми предприятиями в 1998 г.^на долю самого многочисленного сектора — розничной торговли и общественного питания (43% от общего) приходится — 8,3% объема, тогда как на долю сектора промышленных предприятий (27,5% от общего) приходится — 46,5% объема произведенной продукции, в строительстве — 41,8% объема. Объем произведенной продукции во всех остальных отраслях экономики малого бизнеса в совокупности составляет — 3,4%.

• В секторе торговли и общественного питания на долю частной формы собственности приходится — 100%, промышленности — 62,3%, строительстве -82,1%.

• Размещения предприятий малого бизнеса на территории республики складывается в зависимости от центров коммуникации и финансовых ресурсов:

77 процентов субъектов малого бизнеса сосредоточены в столице при ее доли населения — 34,2%.

6. Концепция дальнейшего развития малого предпринимательства должна предусматривать создание общих рыночных предпосылок (рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма) и специальную государственную систему поддержки, которые должны реализоваться в комплексе, в связи с чем разносторонняя поддержка ч сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики в переходный период к рыночным отношениям.

7. В целом масштабы распространения и вклад малого бизнеса в развитие экономики республики по отношению к имеющемуся потенциалу еще соv вершенно недостаточны. Нужны серьезные меры по значительному ускорению роста этой сферы хозяйства. Необходимо добиться, чтобы вся налоговая система была прозрачной, простой и доходчивой как по форме, так и по содержанию.

8. Кредитно-банковская система республики не обеспечивает финансирование до уровня потребностей бизнеса.

В связи с чем предлагаются:

1. в финансово-кредитной системе:

— создание специальных инвестиционных банков, осуществляющих льготное кредитование сектора малого бизнеса;

Как показывает практика, коммерческие банки проявляют большую осторожность при выделении кредитов предпринимателям, что вполне объяснимо, поскольку и в большинстве развитых стран коммерческие банки весьма редко предоставляют ссуды начинающим мелким фирмам, предпочитая кредитовать ч уже действующие предприятия малого бизнеса, где меньше риска. Рисковое кредитование и финансирование осуществляются там на основе системы различных кредитно-финансовых институтов инвестиционного характера. В силу неразвитости кредитных институтов, малые предприятия в республике вынуждены обращаться в коммерческие банки. Однако, современное состояние рынка кредитных ресурсов (незначительная доля долгосрочных кредитов (более 12 месяцев) и сравнительно большая ставка процентов по ним) не позволяют рассматривать подобные кредиты инвестиционного характера в качестве источников стартового капитала для малых предприятий.

Получение кредитов,льготных по срокам и по ценам, должно сопровождаться предоставлением определенных экономических льгот коммерческим банкам, выдающим такие кредиты (льготы при покупке централизованных ресурсов, различные налоговые льготы и т. п.). Однако, практика работы коммерческих банков показывает, что им выгоднее отказаться от возможных налогоч вых. послаблений, но выдать кредит более надежному заемщику, под более высокий процент и на более короткий срок.

Льготное кредитование малого бизнеса реально лишь при условии получения дотации от Фонда поддержки предпринимательства. Но наиболее целесообразным представляется создание специального банковского учреждения при широком использовании средств как Фонда поддержки, так и дотации республиканского бюджета.

Опираясь на дотацию бюджета, такой банк мог бы осуществлять льготное кредитование и целевое финансирование малых предприятий, а также выступать наряду с Фондом гарантом при получении ими кредитов у коммерческих банков. Большое место в деятельности подобного банка могли бы занимать лизинговые операции, что значительно упростило бы для малого предприятия проблему материально-технического обеспечения, а в отдельных случаях помогло бы выкупать часть основных фондов при создании малого предприятия путем приватизации.

Наиболее эффективным будет предоставление дотационных средств через специальный банк в виде низкопроцентных или беспроцентных кредитов, что, во-первых, повысило бы реальность использования каждого дотационного рубля, во-вторых, сделало бы дотации более доступными для всех малых предприятий, в-третьих, создало бы базу для возврата бюджетных средств.

— упрощение процедуры получения кредитов, уменьшение процентной ставки и увеличение сроков кредитования;

— законодательно предусмотреть введение пониженных ставок налога для коммерческих банков, предоставляющих кредит малым предприятиям;

— создание банков не жилых и не используемых, высвобождаемых производственных площадей для их применения на условиях льготной арендной платы для вновь создаваемых предприятий с последующим их выкупом. V.

2. В системе налогообложения и нормативно-правовой базы:

— установление в фиксированных размерах стоимости патента для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий в зависимости от вида деятельности;

— упрощение механизма регистрации и лицензирования малых предприятий, сокращение перечня видов деятельности, осуществление которых требуется лицензия;

— включить в систему определения малого предпринимательства понятие «мельчайшее» предпринимательство, приравнять и распространить дейстv вующие льготы для малого предпринимательства на личное подсобное хозяйство населения для их поддержки и развития.

3. В системе инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и информационного обеспечения:

— создание центров подготовки и повышения квалификации предпринимателей малого бизнеса на базе Кабардино-Балкарского университета на основе самоокупаемости.

Одним из важных факторов ускоренного развития малого предпринимательства на современном этапе — подготовка квалифицированных кадров для малого предпринимательства. Расширение сети малых предприятий требует большого числа предприимчивых и грамотных людей, способных не только учредить новые предприятия, но и обеспечить их жизнеспособность, рост, развитие. Компетентность руководителя — один из ключевых факторов успешной предпринимательской деятельности.

— создание информационного центра при Фонде поддержки малого предпринимательства, осуществляющего услуги в различных областях деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Голикова В. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. // Ж. Предпринимательство в России.- М.: ИСАП, 1997.
  2. В. Практика глазами теоретиков (Феномен предпринимательства в экономической теории). // Ж. Предпринимательство в России, — М.: ИСАП, 1997.
  3. А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов. // Российский экономический журнал. -1998. -№ 3. -С. 53−57.
  4. Т. Малый бизнес в зеркале официальной статистики. // Ж. Вопросы экономики. 1994. -№ 11. -С.133−141.
  5. Т. Диверсификация деятельности малых предприятий. // Ж. Вопросы экономики. -1997. -№ 6. -С. 130−137.
  6. Ю.К. Роль предпринимательства в экономике и меры по его развитию в Кабардино-Балкарской республике. // Газета Кабардино-Балкарская правда. № 6, 1 декабря 1999 г.
  7. B.C. «Анатомия» отечественного малого бизнеса. // Российский экономический журнал. 1994. — № 2. -с.55−64.
  8. B.C. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости. // Российский экономический журнал. 1996. -№ 10. -С. 40−46.
  9. А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование. // Ж. Экономист. 1994. — № 12. — С. 71.
  10. И. Определение допустимого уровня безработицы. // Ж. Экономист. 1994. — № 9. — С. 78.
  11. А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса. // Российский экономический журнал. 1995. — № 2.
  12. А.И. Торговые палаты и поддержка малого и среднего бизнеса: опыт запада. // Ж. Мировая экономика и международные отношения. -1994.-№ 12.
  13. А. Малое предпринимательство и большая политика. // Ж. Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 39−45.
  14. А. Российские проблемы и зарубежный опыт. // Ж. Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 9. — С.127.
  15. А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства // Ж. Вопросы экономики. -1994. -№ 11. -С.151−155.
  16. А.О., Эрмитова Н. Б. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. // Российский экономический журнал. -1994. -№ 1. -С. 44−47.
  17. А.О. Условия урегулирования малого бизнеса. // Ж. Экономист. -1999.-№ 2. С. 75−78.
  18. А.О., Голаенко Н. М. Малый бизнес в России: вчера, сегодня, 19
Заполнить форму текущей работой