Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление формированием и развитием системы внутрикорпоративного обучения персонала: теоретико-методический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 11 научных работ общим объемом 5,21п.л., в том числе 5 статей объемом 3,07п.л. в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. В работах раскрыты особенности управления человеческими ресурсами в современной корпорации, определены требования к персонал-технологиям, показано значение ВКО в повышении… Читать ещё >

Содержание

  • КОРПОРАЦИИ
    • 1. 1. Корпорация, как особый тип организации
    • 1. 2. Сущность корпоративного управления 24 1.3.Особенности системы управления персоналом в корпорации 36 1.4.Роль человеческого фактора в проведении организационных изменений в корпорации
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
    • 2. 1. Внутрикорпоративное обучение персонала как необходимое условие организационного развития
    • 2. 2. Факторы, влияющие на эффективность внутрикорпоративного обучения персонала
    • 2. 3. Анализ корпоративных университетов как современной прогрессивной 92 формы внутрикорпоративного обучения персонала
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
    • 3. 1. Принципы управления системой внутрикорпоративного обучения
    • 3. 2. Методические рекомендации по созданию корпоративного университета
    • 3. 3. Модель процесса аудита внутрикорпоративного обучения
    • 3. 4. Методические положения по выявлению потребностей во внутрикорпоративном обучении
  • Выводы по главе 3
  • ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВКО — внутрикорпоративное обучение ДО — дистанционное обучение КМ — корпоративный менеджмент КУт — корпоративный университет КУ — корпоративное управление

ОЭСР — Организации Экономического Сотрудничества и Развития, объединяет 29 стран с развитой рыночной экономикой СД — Совет директоров СДО — система дистанционного обучения СУО — системы управления обучением СУП — система управления персоналом УП — управление персоналом

Управление формированием и развитием системы внутрикорпоративного обучения персонала: теоретико-методический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

обусловлена ее теоретической и практической значимостью для решения проблем устойчивого функционирования и развития корпораций.

Развитие корпоративного управления в современных условиях связано с глобализацией экономики. Для нее характерно увеличение масштабов корпораций, прежде всего за счет осуществления слияний и поглощений. Появление новых дочерних компаний в составе корпораций требует создания и реализации единой корпоративной политики и технологий ее осуществления. Однако увеличение масштаба компаний, зачастую не приносит ожидаемых результатов, в силу того, что отсутствует сбалансированность и единство действий у всех организаций, входящих в ее состав для реализации стратегий корпораций. Для успешного функционирования корпораций в современных условиях необходимо, в первую очередь, найти адекватные формы управления человеческими ресурсами, которые позволяют осуществлять их превращение в человеческий капитал. Квалифицированный персонал становится сегодня важнейшим фактором стратегического преимущества корпорации.

Современный уровень развития бизнеса и растущая экономика России предъявляют новые требования к специалистам и ставят острую задачу подготовки профессиональных кадров, которые в значительной степени были утрачены за время рыночных реформ. Это ярко иллюстрирует нарастающий дефицит высококвалифицированных рабочих, инженеров, профессионалов — управленцев, наблюдающийся на рынке труда.

Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения провели опрос представителей учебных подразделений крупных отечественных компаний с целью определения места и роли внутрифирменной системы подготовки кадров в структуре образования нашей страны. Выяснилось, что причины, побуждающие руководство компаний самостоятельно заниматься вопросами обучения своего персонала, в первую очередь, обусловлены консерватизмом существующей системы профессионального образования, которая не учитывает потребности современного бизнеса. Многие эксперты отмечают, что материально-техническая база учебных заведений не отвечает требованиям сегодняшнего рынка, в ВУЗах даются устаревшие теоретические знания, для подготовки специалистов нового поколения требуется иной уровень преподавателей, способных выработать у студентов именно практические навыки, необходимые для конкретной специальности.

Негативную роль в системе образования России сыграло становление рыночной экономики. В 90-е годы перестали существовать многие институты повышения квалификации почти во всех отраслях промышленности, а подготовка руководителей не учитывала задач современного бизнеса и обстоятельств, возникающих в условиях рынка.

Кроме того, знания, полученные работниками в высших учебных заведениях, стремительно устаревают, нарастает необходимость их существенного обновления. В США существует даже понятие «период полураспада компетентности» — это промежуток времени, за который половина приобретенных знаний устаревает. Поэтому все большее распространение в западных и российских компаниях получает идея создания системы внутрифирменного непрерывного профессионального обучения сотрудников.

На открытом рынке труда в России сегодня практически отсутствует предложение со стороны профессиональных перспективных менеджеров. Они уже выбрали и успешно работают в своих компаниях, которые стабилизируют и удерживают наиболее эффективных сотрудников самыми различными способами (компенсационный пакет).

Существует еще одна проблема, которую не стоит оставлять без внимания: по мнению зарубежных и отечественных демографов, в нашей стране скоро «некому будет работать». Сложилась сложная демографическая ситуация в настоящее время, работоспособное население России составляет около 63% (на 1 января 2006 — 63,3%), постоянно снижается удельный вес молодежи в структуре населения страны. Если в 2000 году 32% населения было моложе 15 лет, то на 1 января 2006 года этот процент составил 16,3%.

Все это заставляет корпорации серьезно задуматься о развитии и удержании перспективных и талантливых сотрудников. Одним из основных инструментов профессионального развития сотрудников является внутрикорпоративное обучение, важность которого в настоящее время возрастает.

В современных условиях в крупных компаниях формируется четкая иерархия: система корпоративного управления, важной подсистемой которой выступает система управления персоналом, где, в свою очередь, центральное место занимает подсистема обучения и развития персонала. Однако этот процесс осуществляется без соответствующего методического обеспечения, не всегда согласованно, в результате чего нарушается целостность системы корпоративного управления.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические и методические основы корпоративного управления, управления персоналом, управления знаниями исследуются в трудах таких отечественных и зарубежных ученых и специалистов как: Акофф Р., Ансофф И., Антонов В. Г., Базаров Т. Ю., Виханский А. И., Гительман Л. Д., Голикова Ю. А., Дафт Р. Л., Дракер П., Дятлов В. А., Евенко Л. И., Еремин Б. Л., Иноземцев В. Л., Кибанов А. Я., Короткое Э. М., Костицын Н. А., Леонтьев В. Ф., Магура М. И., Мильнер Б. З., Мескон М. Х., Наумов.

A.И., Одегов Ю. Г., Портер М., Румянцева З. П., Самосудов М. В., Сенге П., Спивак.

B.А., Дж. Филлипс, Хессель М., Храброва И. А., Чижов Н. А., Шапиро С. А., Шейн Э., Шекшня С. В., Шихвердиев А. П. и др. Работы перечисленных авторов имеют большое значение для научного анализа места и роли корпораций в современной экономике, роли, задач и функций системы управления персоналом в целом, а организациях. Однако система внутрикорпоративного обучения в качестве самостоятельного объекта исследована недостаточно полно. В научных работах западных и российских ученых и специалистов исследуются в основном вопросы, связанные с методами обучения, с отдельными формами и видами обучения, с оценкой его эффективности. С начала 2001 года в отечественной науке значительно расширился круг исследований в области ВКО, появляются публикации о первом опыте создания корпоративных университетов (КУтов) в России. Вместе с тем, существует потребность в проведении дальнейших исследований, которые позволили бы осмыслить и обобщить накопленный компаниями опыт в этой области, подойти к решению проблемы формирования и развития системы ВКО с позиций комплексного и системного подходов, ее взаимоувязки с системой корпоративного управления, с процессом развития корпораций.

Таким образом, актуальность, научная и практическая значимость проблемы, недостаточная методическая проработка вопросов взаимосвязи системы внутрикорпоративного обучения персонала с системой корпоративного управления, ее интеграции с процессом развития корпорации определили выбор направления, цели и задачи настоящей работы.

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методических положений и рекомендаций по управлению формированием и развитием системы внутрикорпоративного обучения персонала.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— исследовать сущность и содержание понятий «корпорация» и «корпоративное управление», выделить особенности современной корпорации как организации особого типа;

— раскрыть сущность и содержание понятия «система управления персоналом», выявить особенности системы управления персоналом в корпорации, определить требования к корпоративным технологиям управления персоналом;

— раскрыть сущность и содержание внутрикорпоративного обучения как важнейшей корпоративной технологии управления персоналом, выявить и классифицировать условия и факторы, оказывающие влияние на его эффективность;

— исследовать корпоративный университет как современную прогрессивную форму внутрикорпоративного обучения персонала, проанализировать отечественную и зарубежную практику создания и функционирования корпоративных университетов;

— определить принципы управления внутрикорпоративным обучением персонала;

— разработать методические рекомендации по управлению формированием и развитием системы внутрикорпоративного обучения персонала на основе создания корпоративного университета;

— разработать методические положения по проведению аудита внутрикорпоративного обучения и по выявлению потребностей в обучении персонала корпорации.

Объектом исследования являются корпорации.

Предмет исследования — система внутрикорпоративного обучения персонала.

Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области теории организации и управления, корпоративного управления, управления персоналом, управления знаниями.

Методология исследования основывается на применении системного и комплексного подходов, процессного подхода, методах исторического, логического и сравнительного анализа, наблюдения, описания, опроса, систематизации, классификации и обобщения.

Информационную базу исследования составили материалы эмпирических исследований, материалы периодической печати и электронные публикации, законодательные акты Российской Федерации, аналитические отчеты, результаты, полученные лично автором в ходе проведения исследования.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке концептуальных положений по управлению формированием и развитием системы внутрикорпоративного обучения на основе создания корпоративного университета, направленных на обеспечение устойчивого функционирования и развития корпорации.

Автором получены новые научные результаты:

— определены особенности корпорации как организации особого типа, исследованы сущность и содержание системы управления персоналом в корпорации, определены требования к корпоративным технологиям управления персоналом в ходе организационного развития;

— исследованы сущность и содержание внутрикорпоративного обучения персонала, обоснована его ведущая роль в развитии корпорации, в осуществлении процесса организационных изменений, раскрыты его цели и функции, проанализированы основные типы программ обучения. Проведена классификация видов и форм ВКО и дана их характеристика, которая дает возможность работникам кадровых служб использовать ее в качестве рабочего инструмента при формировании системы ВКО;

— предложена классификация условий и факторов, влияющих на внутрикорпоративное обучение персонала, и проведен их анализ, что позволяет обоснованно осуществлять формирование и развитие системы ВКО и повысить его эффективность;

— уточнено понятие «корпоративный университет», раскрыта его роль в развитии корпорации, даны его основные отличия от учебного центра, проведен сопоставительный анализ российских и западных корпоративных университетовопределены основные цели и функции КУта, основные целевые группы обучающихся, проведена классификация моделей КУтов, что позволяет корпорациям выбрать наиболее эффективную модель и реализовать стратегические цели развития;

— сформулированы, обоснованы и классифицированы принципы управления системой внутрикорпоративного обучения, следование которым позволит обеспечить эффективное управление процессами формирования и развития системы ВКО, исходя из интересов и стратегии корпорации;

— разработаны методические рекомендации по управлению формированием и развитием системы ВКО на основе создания КУта, определены основные этапы этих процессов и дана их характеристика;

— разработаны методические положения по проведению аудита обучения и выявлению потребностей в обучении персонала корпорации.

Достоверность научных результатов и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждены применением научных методов исследования, полнотой анализа теоретических и практических разработок, апробацией на научных конференциях и семинарах, практической проверкой и внедрением результатов исследования.

Значение научных результатов для теории и практики. Полученные автором научные результаты теоретически обосновывают необходимость формирования и развития системы ВКО персонала на основе создания КУт, ее взаимосвязи с системой корпоративного управления, ее интеграции в процесс управления развитием корпорации.

J Практическая значимость полученных в рамках научного исследования результатов заключается в возможности их использования руководством корпораций для управления формированием и развитием внутрикорпоративного обучения персонала, проведения аудита обучения и оценки эффективности обучения в корпоративном университете, для планирования ВКО. j Апробация результатов исследования. Основные положения и научные результаты диссертационной работы обсуждались и получили одобрение на Международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2006, 2007), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2007» (Москва, ГУУ, 2007), на Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2007, 2008).

Внедрение результатов исследования.

Разработанные в диссертации принципы управления ВКО, методические рекомендации были использованы в процессе совершенствования системы ВКО на основе создания КУта ОАО «Газпром», при разработке научно-исследовательской темы: «Разработка научно-методических основ поддержки и развития научно-исследовательской деятельности студентов». Материалы диссертационного исследования были использованы в учебном процессе в ГУУ при проведении занятий по учебной дисциплине «Корпоративный менеджмент» для студентов специальности «Менеджмент организации».

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 11 научных работ общим объемом 5,21п.л., в том числе 5 статей объемом 3,07п.л. в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. В работах раскрыты особенности управления человеческими ресурсами в современной корпорации, определены требования к персонал-технологиям, показано значение ВКО в повышении конкурентоспособности и организационном развитии корпорации, предложена принципиальная схема процесса управления крупными организационными изменениями в компании, определены навыки, необходимые менеджерам в условиях постоянных организационных изменений, предложены принципы построения системы ВКО, раскрыты условия и факторы создания КУтов, методы обучения в процессе ВКО, основные вопросы (значение, задачи, принципы, методы, условия) применения в ВКО такой технологии, как дистанционное ^ обучение, раскрыта роль и основные положения аудита обучения.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы и приложений. Работа изложена на 202 страницах, содержит 39 рисунков, 30 таблиц, 26 приложений, список литературы включает 357 источников.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. В диссертации исследована сущность и содержание корпорации, преимущества и недостатки по сравнению с другими организационными формами производства, осуществлена классификация основных ее видов.

Поскольку корпорация является особым типом организации, то ей присущи признаки любой организации. Одновременно она обладает отличительными особенностями, которые следует принимать во внимание при управлении ею. К ним относятся: неограниченность масштабов бизнесакак правило, крупные размеры компанииобъединение в составе одной компании большого числа взаимосвязанных предприятиймногообразие ресурсов, значимость которых изменяется с развитием корпорации и народного хозяйства в целомсинергизмчастое изменение состава входящих в корпорацию предприятийвысокая степень диверсификациинацеленность на развитиетерриториальная разобщенность входящих в корпорацию предприятийтранснациональный характербессрочное существованиеналичие сложной корпоративной культурыотделение собственности от управления еюсложность управления. Эти особенности корпорации следует учитывать при организации управления ею.

2. Такое сложное организационное образование как корпорация требует квалифицированного управления. В диссертации исследована сущность и содержание понятия «корпоративное управление».

Введение

данного понятия наряду с понятием «корпоративный менеджмент» обусловлено отделением собственности от управления ею. Если понятие «корпоративный менеджмент» связывается с деятельностью профессиональных менеджеров по ведению бизнеса, с внутрикорпоративными отношениями, то понятие КУ связано, прежде всего, с межкорпоративными отношениями. Пересечение функций КУ и менеджмента имеет место только при разработке стратегии развития компании.

Специфика объекта управления — корпорации — предопределяет сущность и содержание КУ. Исходя из основных внутрикорпоративных отношений, выделяются три важнейшие сферы КУ—управление человеческим капиталом, управление собственностью, управление бизнесом.

3. Процесс отделения собственности от управления ею требует профессионализации управления, профессиональных управляющих различными сферами жизнедеятельности корпорации. Именно от них, в конечном счете, зависит эффективность функционирования корпораций в сложном экономическом мире.

При этом, придается большое значение профессиональной подготовленности управляющих.

В настоящее время человеческий фактор играет важную роль в эффективном КУ, особенно, в условиях организационных изменений. В связи с этим, важное место в системе управления корпорацией занимает СУП.

4. Особенности корпораций как особого типа организации и КУ определяют специфику системы управления корпорацией и входящих в нее подсистем, в том числе формирование и развитие такой важной подсистемы как СУП. Специфика СУП в корпорации проявляется в повышении значимости управления человеческими ресурсами, когда УП становится одной из важнейших стратегических задач в корпорациив составе закономерностей и принципов УП, а так же в формах их реализации в условиях корпорациив расширении и усложнении задач и функций по УП в корпорации по сравнению с другими организационными формами предприятий, в построении СУП в корпорации.

5. Продолжительное и стабильное процветание корпорации зависит от того, насколько она способна осуществлять организационные изменения, чтобы адаптироваться к внешней среде, от ее организационной способности продуманно управлять собственным развитием. Вина за неготовность компании к переменам, за ее неумение прогнозировать новые тенденции или приспособиться к ним, ложится исключительно на менеджмент.

В диссертации предложена модель процесса управления изменениями в корпорации, содержащую ряд этапов, раскрывая которые автор показал роль менеджеров на каждом из них. Это позволило автору определить навыки и способности управленческого персонала, необходимые им для работы в условиях постоянных организационных изменений.

6. Исследование показало, что без развития персонала, без существенного повышения компетентности и улучшения деятельности нанятых управленцев и других работников невозможно добиться стабильного функционирования и развития компании. Формирование навыков и умений, необходимых менеджерам и другим сотрудникам корпорации в условиях постоянных организационных изменений, должно происходить непрерывно и целенаправленно. Одним из важных и основных инструментов профессионального развития сотрудников является ВКО. Процесс ВКО, будучи встроенным в процесс организационных изменений, призван помочь ее работникам осознать необходимость постоянных изменений, инноваций, обеспечить их обучение и развитие, подготовку к организационным изменениям, исходя из будущих перспектив развития компании.

При этом каждая корпорация должна решать вопрос о создании собственной системы внутрикорпоративного обучения персонала с учетом собственной стратегии, специфики бизнеса и возможностей.

7. В ходе исследования была раскрыта сущность и содержание понятия «внутрикорпоративное обучение». В научной литературе и на практике внутрикорпоративное обучение рассматривается как процесс, система, схема организации подготовки взрослых, совокупность видов обучения. ВКО может рассматриваться и в широком (подготовка персонала, осуществляемая как внутри корпорации, так и за ее пределами), и в узком смысле слова (подготовка персонала внутри корпорации). Автор дает сравнительную характеристику этих систем обучения и делает вывод о том, что крупные корпорации и современных условиях осознают преимущества ВКО персонала, осуществляемого на территории корпорации.

8. Определены цели и функции ВКО в корпорации, требования, которым должны отвечать цели обучения, выделены и охарактеризованы основные типы программ ВКО. ВКО отличается многообразием видов и форм. Автор обобщил, классифицировал и дал характеристику видов и форм ВКО. Выделенные критерии классификации являются в то же время параметрами системы ВКО. Данная классификация имеет практическое значение, поскольку дает возможность работникам кадровых служб использовать ее в качестве рабочего инструмента при формировании системы ВКО в конкретной корпорации.

9. Выделены и проанализированы два подхода к организации процесса ВКО: традиционный и интегрированный. В рамках этих подходов выделяются поддерживающее (традиционное), кризисное и опережающее (инновационное) обучение. Именно последнее выступает инструментом организационных изменений в корпорации, а, следовательно, необходимым условием ее стабильного и продолжительного существования.

10. В ходе исследования выявлены и проанализированы условия и факторы, влияющие на формирование и эффективное функционирование системы ВКО, проведена их классификация. В результате проведенного анализа раскрыт характер их влияния на эффективность ВКО, их значимость, определен круг основных вопросов, на которые следует ответить в процессе формирования системы ВКО, что является залогом ее эффективного функционирования. Эти факторы взаимосвязаны.

181 между собой и действуют в системе, поэтому, если не учесть какие-то из них или не уделить им должного внимания, то нарушится целостность системы ВКО, будут возникать проблемы при ее функционировании, которые все равно придется разрешать в процессе управления системой ВКО. Анализ факторов позволяет более целенаправленно и обоснованно подойти к формированию и развитию системы ВКО в корпорациях.

11. Современным условиям функционирования корпораций соответствует такая прогрессивная форма организации ВКО как КУт, который в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявляемым к ВКО на современном этапе, и обладает рядом преимуществ по сравнению со школами бизнеса, основными из которых являются непрерывность и регулярность процесса обучения в КУте, его направленность на реализацию стратегических целей корпорации и учет внутренних факторов и условий ее деятельности.

КУты существенно отличаются от существующих в корпорациях учебных центров своей миссией, нацеленностью на организационное развитие, масштабом решаемых задач, выполняемыми функциями, опережающим типом обучения, характером деятельности, структурой учебных программ, постоянным составом собственных преподавателей и другими параметрами. Выделенные параметры являются в то же самое время основными характеристиками КУтов.

В современных условиях отличительной особенностью КУтов становится их жесткая ориентация на корпоративное развитие.

12.Проведенный автором анализ практики создания и функционирования конкретных КУтов в российских и зарубежных корпорациях, дал возможность определить сферы народного хозяйства, в которых действуют КУты, обобщить их опыт и определить их цели и функции, основные целевые группы обучаемых, формы и тематику обучения, подходы к оценке эффективности обучения, выявить проблемы, возникающие в процессе создания и функционирования КУт, провести классификацию форм (моделей) КУтов, функционирующих в России и описать их, что в дальнейшем легло в основу методических рекомендаций и положений по формированию и развитию ВКО на основе КУта.

В ходе исследования стало понятно, что каждая компания, создавая свой собственный КУт, преследует различные цели, но, в конечном итоге, все они сводятся к единой — способствовать процессу непрерывного усовершенствования системы управления компанией и ее развитию в целом.

Представленная в работе классификация форм (моделей) КУтов дает представление о многообразии форм КУтов, «позволяет корпорациям, приступающим к созданию КУта оценить существующие модели КУта и выбрать необходимую (или, что чаще, их сочетание), определить основные параметры создаваемого КУта.

13.В данном исследовании обоснованы, классифицированы и раскрыты такие принципы управления системой ВКО, как: принципы формирования ВКО: системностьнепрерывностьрегулярностьсоответствие ВКО целям и условиям бизнесаопережающее обучениеэффективность управления ВКОмодульностьналичие ясных целей в отношении каждого обучаемогопривлечение внешних и собственных преподавателеймотивация преподавателей (тренеров) — обязательность контроля обучения и оценки его эффективностипринципы процесса ВКО: принцип синтеза трех подходов к обучениюсочетание различных форм, методов, технологий обученияпрактическая направленность обучения (полезность) — проблемность обученияактивизация процесса обученияпринцип обратной связипринципы встраивания системы ВКО в деятельность корпорации: поддержка и вовлеченность высшего руководства в процесс обучениявзаимоувязка интересов бизнеса и обучаемыхразвитие корпорации через развитие персоналамотивация обучаемыхвзаимоувязки ВКО и СУПвостребованность знаний и навыков, полученных в ходе обученияпринципы развития ВКО: преемственностьинновационностьвзаимосвязь обучения с системой управления знаниямипринципы обучающихся организаций.

Выделенные принципы обеспечивают целостность системы ВКО, дают возможность целенаправленно формировать и развивать ее исходя из интересов и стратегии развития корпорации, позволяют эффективно управлять ею.

14. Создание ВКО на основе КУта позволит обеспечить непрерывную целенаправленную подготовку менеджеров всех уровней и других сотрудников в соответствии со стратегией развития корпорации, будет способствовать осуществлению единой кадровой политики, созданию единой корпоративной культуры для всех участников корпоративного пространства.

В этих целях автором были разработаны методические рекомендации по управлению формированием и развитием системы ВКО на основе КУта, которые включают ряд этапов: подготовительный, организационный, процесс обучения, пост.

183 обучающая поддержка и сопровождение персонала, контроль, функционирование ВКО на основе КУта, совершенствование системы ВКО, характеристика которых дана в диссертационной работе.

Логическим продолжением методических рекомендаций по формированию и развитию ВКО стали методические положения по проведению аудита обучения и выявлению потребностей в обучении персонала корпорации.

Аудит ВКО представляет собой комплексную технологию, состоящую из ряда этапов: организация аудита, оценка эффективности обучения, выявление ресурсов эффективности ВКО, анализ потребностей в обучении, подготовка и предоставление аналитического отчета, которые раскрыл автор.

Определение потребностей в обучении является важнейшим условием создания КУта и планирования обучения. Автором предложена принципиальная схема определения потребностей в обучении персонала с указанием ответственных лиц за проведение того или иного этапа, описаны методы выявления потребностей в обучении в зависимости от уровня их возникновения, целей и задач определения потребностей в обучении в корпорации.

Разработанные в диссертации теоретико-методические рекомендации и положения носят универсальный характер и способствуют целенаправленному формированию и развитию системы ВКО, позволяют эффективно управлять этим процессом. Предложенный подход может служить основой для применения руководством любой корпорации с учетом условий и специфики ее деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон «Об акционерных обществах».2. Конвенция МОТ № 150.
  2. Об основных направлениях государственной политики содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве на 1997—2000 годы и до 2005 года. Программа Правительства РФ от 26 февраля 1997 года № 222.
  3. Приказ Минобразования от 18 августа 2000 г. № 2454 «О мерах по развитию системы переподготовки и повышения квалификации».
  4. Приказ Минобразования России от 03 января 2001 г. № 15 «О лицензировании государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования».
  5. Приказ Минобразования РФ от 28 июля 2000 г. № 2361 «Об объявлении Федерального Закона № 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  6. Приказ Минобразования РФ от 31 июля 2000 г. № 2370 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих.
  7. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610).1. Монографии
  8. Ю.Ансофф И. «Новая корпоративная стратегия». СПб.: Питер Ком. 1999.416с.
  9. П.Антонов В. Г., Крылов В. В., Кузьмичев А. Ю. и др. Корпоративное управление: Учебное пособие/ под ред. В. Г. Антонова М: Изд. «ФОРУМ»: ИНФРА-М. — 2006. — 288с. — (Высшее образование).
  10. М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перев. с англ., под ред. С. К. Мордовина. — СПб.: Питер. 2004. — 832с.: ил. — (Серия «Классика МВА»).
  11. Ю.Н., Шелобаев С. И., Давыдова Т. Управление персоналом. Модели управления. Уч. пос. Гриф УМЦ «Проф. уч-к». М.: ЮНИТИ. — 2005. -287с.
  12. Ю.С. Методы активного обучения. — М.: Знание. — 1990.
  13. Т.Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса // Теория и практики антикризисного управления — М.: ЮНИТИ. 2003.
  14. Бас В.Н., Шубенкова Е. В. Управление персоналом организации, ориентированной на качество. М.: Изд. «Палеотип». — 2004. — 188с.
  15. Д., Пэйтон Р., Основы менеджмента: пер. с англ./Под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб: Издательство «Питер». — 1999. — 816с.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  16. Большой коммерческий словарь. М.: Война и мир. — 1996. — 375с.
  17. Ф.Л., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь 1907г. Современная версия. М. -2002. 308с.
  18. Э., Уильяме Р. Управление знаниями: руководство к действию. — М.: ИНФРА-М. 2002. — 504с.
  19. М.И. Управление персоналом. Учебник. М.: ИНФРА-М. — 2005. -368с.
  20. О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. —М.: Экономисть. 2004. — 528с.
  21. А.Л. Управление знаниями. М.: ИПК госслужбы, 2001. — 52с.
  22. Гительман Л. Д, Исаев А. П. Амбициозные менеджеры: дерзость и интеллект. Изд. «ДЕЛО».- 2004. 360с.
  23. Ю. А. Организация и управление корпорациями в мировой экономике: учебное пособие. Хабаровск: РИД ХГАЭП. — 2005. — 96с.
  24. Дж. К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. — М.: Экономика. 1991. -320с.
  25. Х.Т., Беннет Р. Управление человеческими ресурсами. М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 2003. — 598с.
  26. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 1881 г. М.: «Русский язык». — 1998. Т. 2. 169с.
  27. М. Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей / Пер. с англ. М.: ООО «Издательство «Добрая книга». — 2005. — 288с.
  28. Р.Л. Менеджмент СПб: Питер. — 2006. — 832с.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  29. Г. Управление персоналом. -М.: Изд. «БИНОМ». 2004. — 799с.
  30. П. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса. — 1994.
  31. В. А., Кибанов А. Я., Одегов Ю. Г., Пихало В. Т. Управление персоналом. — М.: Издательский центр «Академия». 2000. — 736с.
  32. В.А. Актуальные вопросы управления персоналом. — М.: ГУЛ Изд. «Нефть и газ». 2000.
  33. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ. 2004 — 607с.
  34. П.В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. И. Кулапов, С. А. Сухарев. / М.: Изд. РЭА им. Плеханова. 1998. — 232 с.
  35. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: Экзамен. — 2000. — 512с.
  36. С.В. «Фундамент для корпоративного учебного центра», справочник по управлению персоналом. — М.: ЗАО МЦФЭР. 2005. — № 10. — 44−56с.
  37. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело. 1993.
  38. Идзуми Тэрутака. Особенности японской системы подготовки и использования кадров и государственная политика в этой области. — М.: 1996.
  39. Инструменты оценки качества знаний / Погодина Г. В., Дмитриев Г. В. // Справочник по управлению персоналом. 2005. — № 2. С. 81−85.
  40. В.Ш. Корпоративный университет: «Норильский никель»: опыт лидера. М.: Вершина. — 2008. — 248 с.
  41. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: -2000.
  42. Кеннет Фи, Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать/ Пер. с англ. М.: ООО «Издательство «Добрая книга». -2006. — 304с.
  43. А.Я. Основы управления персоналом. М.: Изд-во «ИНФРА-М». -2005.-304с.
  44. А.Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М. -2007.-301 с.
  45. А.Я., Ивановская Л. В. Стратегическое управление персоналом. Учебно-практическое пособие. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 142с.
  46. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс. — 1996. — 512с.
  47. И.А. Управление персоналом в рамках концепции человеческого капитала. М.: Изд. РЭА им. Г. В. Плеханова. — 2002.
  48. О.А., Донецкий A.M. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие. Воронеж. 2005. — 128с.
  49. Т.А. Управление человеческими ресурсами, М.: Изд. «ДЕЛО». -2002.-312с.
  50. Э.М. Концепция российского менеджмента, М.: Изд. ДеКа. -2004.-896 с.
  51. Корпоративное управление, Учебное пособие / Под ред. Шихвердиева А. П. Издательство Академии Государственной службы и управления при Главе Республики Коми. 2003. — 92с.
  52. Корпоративный менеджмент: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 61 100 «Менеджмент организаций» / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Э. М. Короткое, Н. Г. Ольдерогге М.: Омега-Л. — 2005. — 376с.
  53. Д. Управление персоналом в современной организации. Пер. с англ. Н. Г. Владимирова. М.: ООО «Вершина». — 2004. — 352с.
  54. Н.В., Клеппер Е. В. Управление персоналом. Учебник. М.: Финансы и статистика. (МГУКИ). — 2005. — 320с.
  55. С. Управления персоналом. Настольная книга менеджера. Пер. с англ. М.: Издательство «Добрая книга». — 2006. — 536с.
  56. М. И. Курбатова М.Б. Обучение персонала, как конкурентное преимущество. — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». 2004. — 216 с.
  57. М.И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала. М.: Изд.: Журнал «Управление персоналом». — 2005. — 224 с.
  58. М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии. — М.: Бизнес-школа «Интел-синтез». 2001. — 374с.
  59. И.И. Корпоративный менеджмент: Справочник для профессионалов/ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге и др.- под общ. ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа. — 2003. — 1076 с.
  60. Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги / Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс. — 2005. — 414 с.
  61. Маренков H. JL, Косаренко Н. Н. Управление персоналом организаций. — М.: Академический проект. — 2005. — 464с.
  62. В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: Учебник. — М.: Финпресс. 2004. — 287с.
  63. Н.К., Кокорев И. А., Ламскова О. М. Мотивация и карьера персонала.-М.: 1998.-471с.
  64. Н.К., Стексов В. И. Развитие персонала как условие конкурентоспособности предприятия. — М.: Изд-во «Палеотип». — 2004. 176с.
  65. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (перевод с английского), Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Евенко Л. И. // Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации. М.: Изд. «ДЕЛО». — 1997.
  66. П.Б., Руденко Г. Г. Оценка в системе управления персоналом организации. М.: — 2004.
  67. .З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова А. В. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие/ Под ред. Д-ра эконом. Наук, проф. Б. З. Мильнера. М.: Изд. «ДЕЛО». — 2006. — 304 с.
  68. .З. Теория организации: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М. 2004. — 648с.
  69. .З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М — 2003.- XIV. — 178 с.
  70. Г. И., Матраева Л. В. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Изд. Дашков и К. — 2008. — 284с.
  71. Модели и методы управления персоналом. / Под ред. Е. Б. Моргунова. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез». — 2001. — 464с.
  72. Е.Г. Управление карьерой менеджера. — СПб.: Питер. 2003. — 352 е.: ил.: — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  73. Р.У., Ноу P.M., Премо Ш. Р., Управление персоналом/ Пер. с англ, под ред. И. В. Андреевой, С. В. Кошелевой. — СПб.: Издательский Дом «Нева». — 2004. 640 с.
  74. С.К. Управление персоналом: современная российская практика. 2-е изд. СПб.: Питер. — 2005 — с. 304.
  75. С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», модуль 16. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 288с.
  76. Д.С., Пушкарев Н. Н., Троицкая Е. В. Управление персоналом фирмы на основе современных методов. М.: Изд. «Институт русского предпринимательства». — 2004.
  77. Т.В., Сухарев С. А. Управленческий аудит: персонал. — М.: Изд. Экзамен. 2002. — 224с.
  78. Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского.— СПб: Питер. 2000. — 448с.
  79. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. — 1991. — 298 с.
  80. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г. Р. Латфулина, О. Н. Громовой. СПб.: Питер. — 2008. — 464 е.: ил.
  81. В.Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. М.: Городец. — 1999. — 208с.
  82. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. Модуль 4. М.: ИНФРА-М. -2000.- 114 с.
  83. М. Международная конкуренция/Пер. с англ./Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения. —1993. — 679 с.
  84. А.П. «Основы консалтинга. Государственный университет Высшая школа экономики. — М.: 1999. — 240с.
  85. Профессиональное обучение в рамках дуальной системы в ФРГ: Инвестиции на будущее. Бонн. 1991.
  86. Роджерс (Бак) Ф.Дж. Путь успеха: Как работает корпорация IBM./ Пер. с англ. СПб.: Азбука-Терра. — 1997. — 256с.
  87. Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь — М.: ИНФРА-М. 1997. — 464с.
  88. З.П. Общее управление организацией. М.: Изд. Инфра-М. — 2005 г.-304с.
  89. Ф.М., Попова Е. В. Теория корпоративного управления неустойчивым состоянием экономики. -М.: изд-во Рос. экон. акад. 1999. — 60с.
  90. Д., Кэнуэлл Д., Ведение бизнеса. Ключевые понятия. // Днепропетровск, «Баланс Бизнес Букс». 2005. — с. 138−139.
  91. М.В. Корпоративное управление: Теория корпоративного взаимодействия. М.: В АВТ. — 2006. — 331 с.
  92. П. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации/ Пер. с англ. — М.:ЗАО Олимп-Бизнес. — 1999. 408с.
  93. Содержание и методы подготовки кадров управления /Под ред. В. Ю. Озира, И. Б. Скоробогатова. -М.: Экономика. 1977. — 232 е.: ил.
  94. Т.О. Организационная культура компании. М.: ООО Журнал «Управление персоналом». — 2003.
  95. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. — СПб: Изд. Питер. 2000. — 416 е.: ил.
  96. В.А. Развивающее управление персоналом. / СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. — 440 с.
  97. Л.Б., Мазаева Н. П. Человеческий фактор в системе управления организациями. М.: Изд. торговая корпорация «Дашков и К0». — 2004.
  98. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. — Л.- 1989.-368 с.
  99. А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М.: НИО ПИК. — 1992. — 376с.
  100. Н.М. Система непрерывного образования как фактор формирования человеческого капитала. Учебное пособие / Н. М. Токарская, О. Н. Баева, И. С. Карпикова. Иркутск: Изд. ИГЭА. — 1999. — 70 с.
  101. Е.П. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Спб.: Рос акад. Образования: Институт образования взрослых. — 2000. — 200с.
  102. Управление персоналом. / Под ред. к.э.н., проф. О. И. Марченко. — М.: «Ось-89». 2004. — 409с.
  103. Управление персоналом. 2-е издание. Учебник. Для вузов / Под. ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. — 560с.
  104. Управление персоналом организации: Учебник/ под ред. Кибанова, А .Я., 3-е изд., доп. и перераб. — М: ИНФРА-М. — 2008. — 638 с.
  105. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. / Под ред. Кибанова А. Я. М.: ИНФРА-М. — 1998. — 512 с.
  106. Управление современной компанией: / Под. ред. Мильнера Б. и проф. Лииса Ф. М.: ИНФРА-М. — 2001. — 586 с.
  107. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. — СПб.: Питер. — 2002. — 1200 е.: ил. — (Серия «Бизнес-класс»).
  108. Уроки лидерства/ Р.Л. Дафт- при участии П. Лейн- пер. с англ. А. В. Козлова- под ред. проф. И. В. Андреевой. — М.: Эксимо. — 2006. 480с.
  109. , Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. М.: КНОРУС. — 2005. — 416 с.
  110. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. — СПб.: Питер.-2001. 512с.
  111. И.А. «Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика» М. — 2000. — 198с.
  112. Н.А. Управление корпоративными кадрами. СПб.:Питер. -2005. -352с.
  113. С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании. М.: Гросс-Медиа. — 2005. — 206 с.
  114. В.И., Жуплев А. В., Володин А. А. «Корпоративный менеджмент: опыт России и США/ Москва ОАО «Типография «Новости». 2000. — 280с.
  115. С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез». — 2000. — 254 .
  116. С.И., Арсеньев Ю. Н. Управление персоналом. Технологии. Уч. пос. Гриф УМЦ «Проф. уч-к». М.: ЮНИТИ. — 2005. — 192с.
  117. Д.Г., Гордеев В. В. Система профессионального образования в Японии // Современные проблемы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения: Сборник трудов НИО РУД. М. — 1996. Вып. 3. С. 125−133.
  118. JI. Карьера менеджера, Минск: Попурри. — 2007. — 544с.1. Периодические издания
  119. Л.И. Самые эффективные вложения в образование и науку //Управление персоналом. -2000. № 5. — с. 10−13.
  120. О.Е., Павлуцкий А. В. Служба персонала: мифы и реалии// Управление персоналом. 2000. -№ 10 — с.53−55.
  121. Т. Университет для компании. Журнал Компания 23 февраля. 2004.-№ 7(303).
  122. Л. Корпоративный университет: этажи системы. Журнал «Отдел кадров» (г. Киев). Октябрь 2004. — № 19 (130).
  123. Д.В., Корпоративный университет «Северсталь» как инструмент развития бизнеса. Материалы с конференции ИКФ «АЛЬТ» Управление в России: к новой бизнес-модели» 27−28 ноября 2003 г Санкт-Петербург.
  124. М. Опыленные опытом, журнал «Секрет фирмы». 2005. — № 36. С. 70−72.
  125. И., Вербицкий В. (Российский институт директоров), Общество и экономика. 2005, -№ 10−11.
  126. И., Вербицкий В. Корпоративное управление: профессионализация деятельности, журнал Управление персоналом. — 2005. — № 18(124).
  127. А.В. Из опыта управления реструктурированием кадрового потенциала крупного промышленного предприятия // Российский экономический журнал. 1998. — № 9−10. — С. 68−73.
  128. П.Г., Смольков В. Г. Человековедческая компетентность менеджера // Труд и социальные отношения. 2001 — № 1. — С. 122−130.
  129. Ю.А. Профессиональное обучение // Кадры. — 1998. № 12. — С. 11−19.
  130. А. Проблемы корпоративного управления: западный опыт и российские реалии. Материалы выступления на форуме менеджеров России. М.: -2004.
  131. Е. Оценка персонала по методу «360 градусов». Практический журнал по кадровой работе «Кадровое дело». Ноябрь 2004. — № 11.
  132. Ю. Мечта сбылась. Компании подсчитывают доходность вложений в персонал, Ведомости. -22 июля 2004. -№ 128 (1168).
  133. А.А. Деловая игра как метод активного обучения //Современная высшая школа. 1982. -№ 3. — С. 129−142.
  134. Ю.Б. Утверждая научные принципы управления интегрированными корпорациями (в связи с пятилетием Международной академии корпоративного управления) // Российский экономический журнал. 2001. — № 10. — С. 3−26.
  135. М. «Ловушки обучения», журнал Консультант. 2005 — № 9.
  136. Гительман Л. Д, Исаев А. П., «Корпоративный университет: в команде менеджеры и профессора», журнал Управление компанией. 2005. — № 12(55).
  137. Л.Д., Исаев А. П., «Корпоративный университет: концепция, условия и этапы создания», журнал Управление компанией. 2005. — № 7.
  138. Л.Д., Исаев А. П., «Корпоративный университет: технологии работы», журнал Управление компанией. — 2005. — № 10(53).
  139. Ю. «Корпоративный университет: от идеи до воплощения». Человеческие Ресурсы Урала. — 31.03.2005.
  140. Е.Н. Повышение квалификации руководителей: учатся все, учат по-разному. 2005. — № 10. С. 24−28.
  141. В.А. Стратегия реализации кадровой политики ОАО «Газпром» на период до 2005 г. // Кадры газовой промышленности. — 2001. — № 3.
  142. Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала: Материалы конференции. Нижний Новгород. — 1996.
  143. B.C., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. -№ 2. С. 6.
  144. . «Эффективные показатели эффективный бизнес», журнал Корпоративные системы. — 2006. — № 5. С.25
  145. Журавль под защитой «Люфтганзы». Вестник ассоциации менеджеров. -2004.-№ 2(61).
  146. И. «Выходим на прямой диалог. Состоялась презентация корпоративного университета», журнал Промышленность, 10 сентября 2006.
  147. В. В. «Корпоративные университеты: немецкий опыт», журнал Персонал Микс. 2006. -№ 5−6(039-(МО).
  148. Е. Диплом внутреннего пользования. Журнал Секрет фирмы. -20 февраля 2002. № 6.
  149. B.JI. Творческие начала современной корпорации. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 11. С. 18−30.
  150. А.И. Интеллектуализация менеджмента профессионального развития // Труд и социальные отношения. — 2001. — № 5. — С. 125−136.
  151. Д., Грачева М., проект IFC Журнал «Управление компанией» (Издается в России). 2004. — № 2.
  152. С. «Эффективность корпоративных структур» / РИСК. — 2000. -№ 1−2.
  153. М. Разрабатываем систему управления персоналом, журнал Управление персоналом. ноябрь 2004. — с. 21.
  154. И. «Повышение квалификации в процессе управления персоналом», журнал «Управление персоналом», 2007, — (Апр.) № 7 С. 56−58.
  155. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. С. 14−21, 15.
  156. Г. А., Пахомова Е. И. «Новая альтернатива государственным программам в сфере профессионального образования», Журнал КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, май 2007.
  157. Н. «Корпоративный университет», журнал «Управление компанией», — декабрь 2001. № 12.
  158. . С. «Главное — быть востребованными клиентами». Синергия. — 2005.-С. 6−11.
  159. Корпоративное управление основные понятия и результаты исследования российской практики. Журнал Управление компанией. 2004. — № 2.
  160. Н.А. «Оптимизация издержек на корпоративное обучение», журнал Управление персоналом. — 2005. № 5 (112). — С. 13−19.
  161. Н.А. «Эффективность корпоративного обучения». Журнал Успешный бизнес. -10/18/2007.
  162. Ю. Что такое корпоративное управление и как его измерить // Корпоративное издание ОАО «Связьинвест». —2003. —№ 5.
  163. О. «Свои университеты». Газета «Бизнес» /проект HRM компании Begin Group/. 01.02.2006.
  164. .З. Крупные корпорации — основа подъема и ускоренного развития экономики // Вопросы экономики. 1998. — № 9.
  165. .З. «Обучающиеся организации», Элитариум Центр дистанционного образования. 7 июля 2006.
  166. О.А. «Образовательная система основа корпоративного университета». Интервью. — С. 85−87.
  167. Е. «Корпоративный университет как инструмент становления научающейся компании», журнал «Управление персоналом». — 2004. № 1−2.
  168. А.И. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социс. — 1998. — № 9. — С. 72−77.
  169. И.О. «Строим корпоративный университет», журнал Персонал Микс 5−6.
  170. А., Береснев Д. Как оценить инвестиции в корпоративный университет. Всероссийский кадровый форум 2005.
  171. О. «Внутрифирменное обучение». Журнал Управление персоналом. Октябрь 2002 — № Ю (75). — С.39.
  172. Д. «Крупному холдингу требуется на работу. корпоративный университет», журнал «Кадровый менеджмент». 10.04.2003.
  173. А. Обучили! А как измерить результат? «Управление персоналом». 2006. — № 2.
  174. М. Наши корпоративные университеты. «Три раза» КЕгАКЦИЯ, 5 ноября 2007. № 36.
  175. Г. В., Дмитриев Г. В. Инструменты оценки качества знаний. Практикум. 2005. — № 2. С. 81−85.
  176. Проблемы информатизации высшей школы. /Гос. НИИ системной интеграции. М. — 1995, вып. 3. //Дистанционное образование. — 1997. — № 4. — С. 17.
  177. Е. Обеспечение развития персонала — главное направление деятельности сегодня. Журнал Синергия. Ноябрь 2003. — С. 28.
  178. О. Корпоративные университеты: дань моде или осознанная необходимость?. 27 ноября 2003. — № 22 (195).
  179. А. Корпоративный университет — роскошь или необходимость? E-xecutive 25.09.2002.
  180. С.М. Обучение: тест на эффективность. Журнал «Справочник по управлению персоналом». — 2005. — № 2. С. 60−62.
  181. С.М. «Планирование затрат на обучение: пошаговая технология» Справочник по управлению персоналом, 2005 — № 2.
  182. С.М. Пять лет полет нормальный. Вестник ассоциации менеджеров. — март 2005. — № 3 (73).
  183. Р. В корпоративном университете не только учат. Ведомости. 13 января 2005.
  184. Н. Корпоративным бывает не только бизнес, но и университет. «РуссНефть» и МГУ создали новую бизнес-школу. Независимая газета. -25.04.2006.
  185. Н. Достижим ли баланс интересов работников и работодателей // Человек и труд. — 1997. — № 6.
  186. Сергеева А. XII Международная профессиональная выставка «Кадровый менеджмент». 2000. — № 4.
  187. И.М. «Формирование системы внутрифирменного обучения персонала», журнал «Дополнительное Профессиональное образование». 2005. -№ 3.
  188. В. «Фирма по решению проблем», Синергия. — 2004. — май.
  189. И. Свой университет ближе к делу. Журнал Кадровый менеджмент. 2007. — № 4.
  190. П.Ю. «Стратегическое управление стоимостью компании, как основная задача корпоративного управления», Электронный журнал «Корпоративные финансы». май 2006. — № 2.
  191. Ю. Человеческие ресурсы Урала. Ваш персональный помощник в управлении персоналом. Журнал Управление компанией. 2002 — № 12.
  192. С. (Steve Trehern) Больше, чем просто обучение. «Financial Times». 21 марта 2002.
  193. Ю. «Университет Би Лайн». Ведомости. — 07.08.2000.
  194. Ю. «Аудит людей» Секрет фирмы. -2003. — № 12.
  195. Ю. «360 градусов на человека» журнал Секрет фирмы. -2003.-№ 10.-С. 26−29.
  196. М.В. «Создание системы непрерывного обучения», журнал Справочник по управлению персоналом. 2005. — № 10.
  197. А. Секрет фирмы, Карьера. Июль 1999. — № 7.
  198. Н. Развитие персонала — ключевой фактор успеха бизнеса. Журнал Управление персоналом. 2002. — № 10.с. 42−44.
  199. Ю. «Некоторые мысли по поводу обучения топ-менеджеров», Журнал «Управление персоналом». Сентябрь 2003. — № 9.
  200. А., Людковская А. Борьба со старением, газета «Ведомости» . -26.05.2003.
  201. А.Б. Системы мотивации персонала корпорации в условиях конкурентной среды // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование/ Научный журнал. 2004 г. — № 1. — 186с. — С. 144 — 147.
  202. А.Б. Особенности проведения тренинга в организациях, работающих в условиях рыночных отношений // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. ИрГУПС. № 2.-Иркутск. с. 175−178.
  203. А. Кадровый аудит // Журнал «Управление компанией». 2006. —12.
  204. Н. Кадровый аудит: четыре шага к эффективному управлению компанией // Журнал «Человек и труд». — 2005. № 12. — С. 77−82.
  205. М.В. «Корпоративный университет: мода или целесообразность», Справочник по управлению персоналом. 2005. — № 2.
  206. Д. Пора провести реинжинириг обучения, Consuling.ru № 3.
  207. С. А. Управление знаниями: инструмент и зеркало трансформации бизнес-образования. Журнал «Бизнес-образование». — 2008. Вып. 1 (24).
  208. С. Роль службы управления персоналом в осуществлении организационных изменений, журнал Персонал Микс. — 2001. — № 3.
  209. JI. Стандарты совершенства или разработка критериев оценки деятельности персонала. 2005. — № 14(120). С. 56−61
  210. Шубенкова Е.В. TQM: организация внутрифирменного обучения персонала. Журнал Управление персоналом. 2004. — № 19(105). С. 32−34. и 2004. -№ 20 (106). С. 44−46.
  211. Druker P. F. The New Realities. Oxford, 1996
  212. Dyer L., Holder G.W. A strategic perspective of human resources management. In: L. Dyer, G.W. Holder. Human resources management: Evolving roles and responsibilities. 1988, Washington, DC: American Society for Personnel Administration.
  213. Edgar M. Schein/ Organizational Culture and Leadership, Jossey-Bass, San Francisco. — 1985.
  214. Handling Conflict, and Negotiation. Manchester Open Learning.1994.
  215. Harrison G. Gough, «A Creative Personality Scale for the Adjective Check List», Journal and Social Psychology 37, no.8 (1979): 1398−1405.
  216. Honey, P. and Mumford, A. (1992) Manual of Learning Styles, Honey, Maidenhead.
  217. Humble J., Jones G. Creating a climate for innovation //Long range planning. Oxford etc. — 1989. — Vol. 22. -N.4. — P. 46−51.231. Inc. (March 1995), 13.
  218. , D.F. (1984) Experiential Learning, Prentice-Hall, New York.
  219. Leibowitz J., edited by. Knowledge management handbook. CRC Press, 1999.
  220. , A. (1997) Management Development: Strategies for action, IPD, London.
  221. Schein E. H. On Dialogue, Culture and Organizational Learning// Organizational Dynamics. 1993. — Vol.22. — Is.2.
  222. Диссертации и авторефераты
  223. Л.Г. Формирование организационной культуры как фактора развития инновационной деятельности компании Дис. на соиск. уч. степени к.э. наук.-М.:-2006.
  224. Т.О. Бизнес-образование как фактор развития управленческого потенциала промышленного предприятия. Автореф. на соискание уч. степени канд. экон. наук. М.: — 2001.
  225. И.А. Управление персоналом организации в свете теории человеческого капитала. Дис. на соиск. уч. степени докт. экон. наук. — М.: — 2002.
  226. И. О. Оценка и развитие технологий управления персоналом организаций в условиях конкурентной среды. Аатореф. На соискание уч. степени канд. экон. наук. — М.: 2006.
  227. Ю.Г. Управление трудовым потенциалом работников на основе системы корпоративного обучения. Аатореф. На соискание уч. степени канд. экон. наук.-М.:-2006.
  228. JI.H. Система управления персоналом крупной корпорации (теоретико-методологические аспекты) Дис. на соиск. уч. степени к.э. наук.- М.: — 2002.
  229. Ф.Л., Ефрон И. А. 19. «Корпорации — общее название для многих видов союзов, обладающих внутренней организацией, сплачивающей членов союза в одно целое, являющихся субъектом прав и обязанностей, юридическим лицом»
  230. Даль В.И.29. «Корпорация» община, общество, братство, товарищество, сословие, союз людей одного звания, ремесла»
  231. Ожегов С. Щ87. «Корпорация 1) объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия- 2) одна из форм монополистического объединения»
  232. В. Н. 89. Корпорация (англ. corporation) — это совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели и образующих самостоятельный субъект права -новое юридическое лицо1 2 3
Заполнить форму текущей работой