Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы управления деятельностью финансово-промышленных групп в условиях транзитивной экономики: На примере горно-металлургического комплекса Республики Казахстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономика Казахстана отличается высоким уровнем концентрации, по данным статистики, на 90 предприятий, составляющих 0,6% от общего количества промышленных предприятий в республики, приходится 65% от общего объема производства. Еще 280 предприятий, составляющие 2,0% от общего числа, выпускают еще 15% промышленной продукции. На остальные 97,4% предприятий приходится только 1/5 годового производства… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР
    • 1. 1. Теоретические концепции развития интегрированных корпоративных структур в рыночной экономике
    • 1. 2. Специфика формирования финансово
  • -промышленных групп в России и Казахстане
  • 2. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ КАЗАХСТАНА
    • 2. 1. Экономические предпосылки возникновения интегрированных корпоративных структур в горно-металлургическом комплексе
    • 2. 2. Анализ проблем управления деятельностью финансово-промышленных групп в горно-металлургическом комплексе
    • 2. 3. Несовершенство нормативно-правовой базы Казахстана, как сдерживающий фактор управления деятельностью финансово-промышленных групп
  • 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В ГОРНОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
    • 3. 1. Разработка программы формирования финансово-промышленных групп в Республике Казахстан
    • 3. 2. Пути реализации преимуществ системы управления деятельностью интегрированных корпоративных структур в горно-металлургическом комплексе
    • 3. 3. Разработка оперативной системы управления
  • Ф деятельностью ФПГ «Евразийский банк»

Совершенствование системы управления деятельностью финансово-промышленных групп в условиях транзитивной экономики: На примере горно-металлургического комплекса Республики Казахстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

На постсоветском пространстве происходят сложные и противоречивые процессы трансформации хозяйственного взаимодействия суверенных государств России и Казахстана. Эти взаимоотношения характеризуются с одной стороны сохранением глубокой технологической взаимозависимости, с другой экономическим обособлением и самостоятельными попытками включиться в мировую хозяйственную систему.

Процессы глобализации обоих государств обусловили тенденцию к объединению хозяйственных субъектов на основе взаимопроникновения и объединения капиталов в рамках финансово-промышленных группы (ФПГ), способных к устойчивому экономическому сотрудничеству как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В связи с этим происходят качественные изменения в системе управления ФПГ, которые вынуждены адаптироваться к постоянно меняющемся условиям и обострившейся конкурентной борьбе.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности деятельности ФПГ в условиях транзитивной экономики, зависящей от проводимой государством политики, адекватной реальной экономической ситуациизаконодательной основыспособности обеспечить координацию деятельности финансовых и промышленных структур средствами внутрифирменного управления.

Степень разработанности проблем управления деятельностью интегрированных корпоративных структур (ИКС) на государственном и отраслевом уровне представлена рядом научных трудов зарубежных и отечественных авторов. Проведенное исследование базируется на работах классиков экономической науки наиболее полно и фундаментально раскрывающих теоретические и практические вопросы исследований корпоративных объединений, аспектов их взаимодействия друг с другом и с рынком. Это труды Ф. Могэна, Б. Беллона, Р. Коуза, О. Уильямсона, А. Чендлера, Р. Бюнера, Э. Пенроуза, М. Портера, Д. Тиса, Ю. Кордеса, Э. Мейсона, А. Гримма и других.

В России проблемам формирования и развития ФПГ посвящены работы Ю. Винслава, В. Дементьева, Ю. Якутина, С. Авдашевой и ряда других ученых, обосновавших принципы и механизмы их функционирования в экономике переходного периода.

В Казахстане Д. Сарсенбаев сконцентрировал свое внимание на образовании ФПГ, как фактора способствующего привлечению иностранных инвестиций и формирования национального инвестора в экономике республики.

Правовые аспекты деятельности ФПГ и транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ) рассматриваются в работах Э. Уткина, М. Эскиндарова, Т. Кошаниной. В Казахстане эти вопросы освещены в исследованиях Б. Маукенова, С. Ордабаевой.

Разработка вопросов совершенствования системы управления интегрированных корпоративных структур освещена в исследованиях М. Бахрушиной, А. Мовсесяна, А. Либмана, П. Забелина, И. Беляевой.

Однако, несмотря на всю глубину исследования указанных проблем, формирование научно обоснованного системного подхода к комплексному изучению системы управления интегрированных корпоративных структур в условиях транзитивной экономики до настоящего момента остается малоисследованным процессом, что и предопределило выбор темы диссертационной работы.

Целью работы является разработка теоретических основ процесса интеграции промышленных и финансовых структур и методических рекомендаций по совершенствованию системы управления деятельностью ФПГ в горнометаллургическом комплексе (ГМК) Республики Казахстан.

Основными задачами, исходя из поставленной цели, являются:

— исследование международного опыта управления деятельностью интегрированных корпоративных структур с целью применения позитивных сторон функционирования к казахстанским условиям;

— изучение сложившихся институциональных, экономических, .правовых и организационных противоречий в управлении горно-металлургическим комплексом (ГМК) Республики Казахстан;

— исследование экономического потенциала интеграции добывающих и перерабатывающих предприятий в ГМК Казахстана;

— разработка программы формирования ФПГ в Республике Казахстан в условиях транзитивной экономики;

— совершенствование системы управления деятельностью ФПГ в ГМК в частности системы управления финансовыми ресурсами интегрированных корпоративных структур.

Объектом исследования является промышленные и финансовые секторы экономики Республики Казахстан.

Предмет исследования — состояние и перспективы развития системы управления деятельностью интегрированных корпоративных структур.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют достижения современной экономической науки, концептуальные и общетеоретические положения, представленные в работах отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области государственного регулирования экономики, стратегического, финансового менеджмента, управленческого учета, работ по проблемам развития внешнеэкономических связей Республики Казахстан.

В ходе исследования широко использовались материалы высших законодательных и исполнительных органов Российской Федерации и Республики Казахстан, определяющих и регламентирующих деятельность интегрированных корпоративных объединений в системе экономики.

Диссертация выполнена на основе анализа и научного обобщения теоретических положений, содержащихся в монографиях и научных статьях казахстанских, российских и западных экономистов. Были использованы статистические данные ГМК Казахстана, материалы глобальной сети Интернет, а также специальная и периодическая литература по исследуемой проблеме. При решении поставленных задач применялись различные методы статистического, сравнительного, структурного анализа.

Научная новизна. В ходе диссертационного исследования были получены результаты, характеризующиеся научной новизной: уточнено понятие категории «финансово-промышленная группа», которое строится на выделении экономических, технологических, организационных взаимосвязей между членами группы и целевого компонента сущности ФПГ — согласование экономических интересов всех участниковсформулированы направления совершенствования нормативно-законодательной базы Республики Казахстан и предложены соответствующие поправки в Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской деятельности" — на основе сочетания методов материалистической диалектики, синергетики и теории общих систем различных научных школ обоснован методологический подход к исследованию процессов управления интеграцией промышленных и финансовых секторов экономики разработана программа формирования ФПГ в РКразработаны предложения по совершенствованию системы управления финансово-промышленной группой в условиях транзитивной экономики в области финансового менеджмента, управления затратами, общей стратегии развитияпредложена и апробирована система управления финансовыми ресурсами ФПГ, основанная на реструктуризации управляющей и управляемой подсистем. Практическая значимость работы.

Основные выводы и положения могут быть использованы в качестве теоретической основы для дальнейшего исследования проблем управления деятельностью ИКС, закономерностей и направлений развития интеграционных процессов. Материалы исследования использованы при совершенствовании системы управления финансовыми ресурсами на ОАО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение».

Результаты диссертационной работы использованы в учебном процессе при подготовке экономистов-менеджеров по дисциплинам «Корпоративное управление и право», «Финансовое право», «Управленческий учет» специальности 0702 — экономика и менеджмент.

Обобщения и выводы, сформулированные в работе, конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ФПГ, программа формирования корпоративных объединений могут быть использованы законодательными органами республиканского уровня при разработке концепции развития ФПГ.

Апробация работы и использование её результатов Положения диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на международных и межрегиональных научно-практических конференциях: «Экономика: современные этапы развития» (Алматы, 2000), «Региональная экономика: теория, практика, проблемы» (Владимир, 2002). По теме диссертации опубликовано пять работ, общим объемом 7,1 п.л. Структура диссертации: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии и шести приложений.

выводы для формирования и развития финансово-промышленных корпораций в Казахстане:

— необходим такой способ интеграции собственности технологически смежных предприятий, когда государство создает благоприятные организационно-экономические условия для вертикальной интеграции и принимает стратегию формирования государственно-корпоративного сектора, а предприятия, связанные технологической кооперацией непосредственно объединяют все функции управления;

— определение приоритетов развития отраслей экономики, перспективы * их развития на внутреннем и внешнем рынках, инвестиционная привлекательность, что позволит банкам ориентироваться в выработке стратегии их взаимодействия с реальным сектором экономики;

— разработка нормативно-правовой базы, стимулирующей создание ФПГ;

— разработка порядка привлечения средств негосударственных накопительных пенсионных фондов, страховых компаний для инвестирования промышленности;

— расширение практики взаимодействия банков второго уровня с предприятиями реального сектора, с отраслевыми научными и проектными организациями, использования их возможностей в качестве консалтинговых компаний для проведения экспертизы проектов.

Итак, исследование теоретических аспектов деятельности интегрированных корпоративных структур позволило сделать следующие выводы:

— интеграция финансового и промышленного секторов экономики должна основываться на стимулирующей к объединению государственной политике и системе взаимной интеграции юридически самостоятельных организаций;

— становление конкурентоспособных промышленных структур в условиях транзитивной экономики целесообразно проводить посредством концентрации производственных мощностей и их интеграции по вертикальному технологическому принципу в рамках государственно-корпоративного сектора;

— потенциальная выгода от совершенствования управления корпоративным сектором экономики состоит в привлечении дополнительного капитала. При этом направления совершенствования системы управления необходимо рассматривать как в финансовом секторе (усиление банковского сектора и финансовых учреждений), так и в реальном секторе (повышение конкурентоспособности предприятий и реформирование нормативной базы в отдельных отраслях).

Глава 2. Проблемы управления деятельностью финансово-промышленных групп в горно-металлургическом комплексе Республики Казахстан.

2.1 Экономические предпосылки возникновения интегрированных корпоративных структур в горно-металлургическом комплексе.

Долгое время экономика Казахстана была составной частью народного хозяйства СССР, наличие богатых природных ресурсов предопределило сырьевую специализацию казахстанской экономики. В период экономических реформ правительство способствовало усилению сложившихся приоритетов, что обусловило наименьший спад только в добывающих отраслях.

Горно-металлургический комплекс по стратегической значимости для республики стоит на первом месте [83]. Отрасль, с точки зрения, стабильной составляющей в формировании ВВП является более жизнеобеспеченной, чем нефтегазовая отрасль. В последние годы (1995;2000 г. г.) ГМК обеспечивает 23−26% от всего объема производства в стране [85]. Конъюнктурные изменения, разброс цен и потребителей в отрасли незначительны, а сам рынок его продукции более устойчивы. Казахстан занимает ключевые позиции по хрому, урану и ряду цветных металлов в мире. Продукция комплекса, как правило, ориентирована на экспорт.

Проведенное исследование экономического потенциала ГМК [117, 118, 103, 113, 131, 135] позволило определить ряд основных экономических предпосылок возникновения ИКС в отрасли:

1. Высокий уровень концентрации производства.

2. Тенденция к образованию вертикально-интегрированных структур.

3. Необходимость завершения технологического цикла металлургического производства.

Экономика Казахстана отличается высоким уровнем концентрации, по данным статистики [54], на 90 предприятий, составляющих 0,6% от общего количества промышленных предприятий в республики, приходится 65% от общего объема производства. Еще 280 предприятий, составляющие 2,0% от общего числа, выпускают еще 15% промышленной продукции. На остальные 97,4% предприятий приходится только 1/5 годового производства в стране [106]. Особенностью процессов концентрация в ГМК является их зависимость от циклов колебания мировых цен на металлы. Эта тенденция прослеживается не только в Казахстане, но и России [135]. Высокий уровень концентрации предприятий цветной металлургии объясняется тем, что в настоящий период цены на цветные металлы на мировом рынке поднялись. Продукция этих предприятий продается в основном в Россию с применением толлинговых операций, при этом получаемая норма прибыли в полтора раза выше, чем в черной металлургии [135, С. 25]. Следствием этого является скупка активов других предприятий отрасли. ГМК Казахстана сосредоточен в рамках крупных финансово-промышленных корпораций: ФПГ Евразийского банка, компании «Испат-Кармет», компании «Казцинк», корпорации «Казахмыс». Эти интегрированные структуры специализируются по отраслям, связавшие в единые технологические циклы горнодобывающие комбинаты и металлургические предприятия. Из семи крупнейших ФПГ Казахстана четыре работают в ГМК, по оценке объемов производства в 2000 году (табл.3) [111]: корпорация «Казахмыс» занимает второе место — 8,6% общего республиканского объема производства, корпорация произвела 63,8% аффинированного серебра, 24,1% аффинированного золота, 100% рафинированной меди, 27,1% цинка в концентратена третьем местекомпания «Испат-Кармет» 7,4% общереспубликанского объема производства, она является стопроцентным монополистом по производству чугуна, стали, стального проката, белой жестичетвертое место занимает группа предприятий Евразийского банка — 7% от общего объема производства, она также стопроцентный монополист по производству глинозема, хромовых соединений и железорудных окатышейшестое место у компании «Казцинк» -4,3% промышленного объема производства, она произвела 36,3% республиканского производства аффинированного серебра, 72,9% аффинированного золота, 82,2% металлического свинца, 99,9% металлического цинка [111].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Во введении обоснована актуальность выполненной работы, сформулированы её цели и задачи, научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования.

В первой главе диссертации «Теоретические аспекты деятельности интегрированных корпоративных структур» рассмотрены теоретические концепции различных экономических школ по основным аспектам формирования корпоративных объединений, выделены теоретические подходы к пониманию сущности ФПГ, уточнено понятие категории ФПГ в условиях транзитивной экономики.

Анализ теоретических концепций представителей марксистской школы (В.И. Ленина, В. Е. Мотылева, С.М. Меньшикова) и институциональной школы (Р.Коуза, О. Уильямсона, А. Чендлера, Р. Бюнера, Э. Пенроуза, Дж. Пфеф-фера, М. Портера, Д. Тиса, Э. Мейсона, А. Гримма) позволил сделать выводы о том, что создание и развитие интегрированных корпоративных объединений способствует экономии на масштабах, развитию мощной сбытовой и маркетинговой сети, обеспечивающей загрузку производственных мощностей и увеличение инвестиции в менеджмент, позволяющих эффективно организовывать деятельность всей структуры.

На основе изучения различных теоретических подходов к анализу ИКС в мировой и отечественной науке, автором была разработана обобщенная классификация основных подходов к пониманию сущности ФПГ с точки зрения внутренних аспектов её деятельности.

В диссертационной работе автор рассматривает существующие понятия ФПГ и выдвигает свою точку зрения, согласно которой, ФПГ в условиях транзитивной экономики — это объединение экономически, технологически, и организационно взаимосвязанных между собой производственных, кредитно-финансовых, торговых, научно-технических организаций на основе долговременной кооперации и/или кредитных отношений, а также акционерного соучастия, направленное на достижение общих экономических интересов. Такое определение позволяет выделить структурные взаимосвязи внутри группы и определить в качестве целевого компонента ИКС — согласование экономических интересов всех участников ФПГ.

Во второй главе диссертации «Анализ состояния и проблем управления деятельностью ФПГ в горно-металлургическом комплексе Казахстана» определены основные тенденции деятельности ФПГ в ГМК, исследован экономический потенциал возможностей интеграции промышленных предприятий отрасли, проанализировано институциональное обеспечение функционирования российско-казахстанских ТФПГ.

Исследования показали, что процессы интеграции в ГМК Казахстана и образование ФПГ зависят от колебания мировых цен и технологических особенностей производства. Поэтому большинство ФПГ, созданных в отрасли, имеют тенденцию к диверсификационному развитию.

Анализ деятельности ФПГ в ГМК выявил их высокую инкорпорирован-ность в западные ТНК и значительную финансовую зависимость перед материнскими компаниями, что снижает возможность реализации собственной стратегии поведения казахстанских предприятий на рынке.

По мнению автора, для противостояния иностранным корпорациям в ГМК, в частности в черной металлургии, необходимо развитие внутреннего рынка потребления металлургического сырья. Для оценки стратегических позиций единственного в республике металлургического комбината АО «Испат-Кармет» был проведен ЗАЛЮТ-анализ, результатом которого является система возможных действий, направленных на усиление конкретных позиций предприятия и его развитие.

Как показало исследование экономического потенциала ГМК, особое место в технологическом процессе занимают российские предприятия, на которых замыкаются все технологические циклы казахстанских добывающих компаний. Именно поэтому приоритет в процессах интеграции должен быть на стороне России.

Автором проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей создание и деятельность ТФПГ.

Таким образом, существующие на сегодняшний день законодательные нормы как на государственном так и на межгосударственном уровнях, не соответствуют текущей экономической ситуации. В результате исследования проблем становления российско-казахстанских ТФПГ были сформулированы следующие положения:

1. Из-за сложности унификации правовой базы двух государств становление и функционирование ТФПГ должно регулироваться двухсторонними межстрановыми соглашениями;

2. Образование ТФПГ должно быть жестко привязано к мероприятиям совместных проектов и программ, что позволит заинтересовать как правительство, так и хозяйствующих субъектов в активизации интеграционных процессов;

3. Целевое создание ТФПГ под реализацию совместных проектов может сопровождаться реструктуризацией задолженностей участников с использованием механизма выпуска ценных бумаг, их внесение в уставные капиталы формируемых корпоративных структур.

В рамках Казахстана законодательным и исполнительным органам необходимо сосредоточиться на следующих направлениях:

1. Разработка и принятие республиканского закона «Об ИКС», имеющего общесистемный характер для различных организационных форм (ФПГ, холдингов, концернов и т. д.) и внесение их в Гражданский Кодексвключение понятия «ИКС» в казахстанское правовое поле;

2.

Введение

в практику законотворчества разработку и принятие актов, регламентирующих деятельность конкретных корпоративных структур с учетом норм международного права;

3. Снизить показатель участия банковского капитала в капитале дочерних организаций с 50% до 10% с целью диверсификации банковских рисков и перейти от разрешительного принципа создания дочерних структур к заявительному для активизации процессов интеграции финансовых и промышленных секторов экономики.

В третьей главе диссертации «Направления совершенствования системы управления деятельностью ФПГ» предложена программа формирования ФПГ в Республике Казахстан, разработаны предложения по совершенствованию системы управления деятельностью ФПГ, основанные на принципах управленческого учета.

Анализ экономической ситуации в Казахстане выявил отсутствие адекватной действительности системы управления деятельностью ФПГ. На базе проведенного исследования зарубежного опыта управления процессами интеграции промышленного и финансового секторов экономики, автором был предложен подход к созданию ФПГ на основе формирования государственно-корпоративного сектора.

Стратегия создания государственно-корпоративного сектора должна основываться на стимулирующей к объединению промышленного и банковского капитала политике и системе взаимной экономической интеграции юридически самостоятельных организаций.

Программа формирования ФПГ включает два блока: технологический и организационно-экономический. Основой технологического блока является принцип централизованного управления технологическим развитием рыночной экономики, базирующийся на общегосударственных перераспределительных процессах, в котором государство стимулирует и финансирует перспективные научно-технические разработки, выполняет функции координации использования научно-технического потенциала (НТП) страны. Реализацию разработанной модели автором предлагается проводить по следующим направлениям:

— избирательное управление, учитывающее механизмы определения приоритетов: стратегическое технико-экономическое развитие страныорганизация конкурса альтернатив на основе конкуренции фирмвынесение коллективного решения экспертной группойтесное сотрудничество государственных, научных, промышленных учреждений в формировании и реализации приоритетов централизованного управления научно-технического развития (НТР) — постоянная конкретизация приоритетов по мере их реализации;

— меры прямого и косвенного воздействия на фирмы через различные программы НТР (субсидии, льготные кредиты), а также косвенное стимулирование технического развития производства на основе налоговых и кредитных льгот (ускоренная амортизация, высвобождение расходов на НИОКР из прибыли до налогообложения);

— снижение долгов объединяющихся предприятий перед бюджетными и внебюджетными фондами на величину инвестиций в основной капитал за последние семь лет, а также затрат на НИОКР, приобретение лицензий за этот период;

— развитие государством необходимой информационной инфраструктуры для научно-технического развития производства (разработка национальных информационных ресурсов, их каталогизация, разработка и внедрение государственных стандартов, развитие общесистемной нормативно-правовой базы);

— государственное финансирование фундаментальных исследований, поисковых НИОКР по приоритетным направлениям, поддержка профессиональной подготовки кадров (организация системы стажировок за рубежом);

— укрепление разумного протекционизма, полезного для развития крупного бизнеса (отмена таможенных пошлин и НДС на ввозимое импортное наукоемкое технологическое оборудование, не имеющее аналогов в республике, а также на некоторое сырье производственного назначения).

Организационно-экономический блок программы автором представлен, исходя из возможности государства оказывать два типа воздействия на экономическую систему: управляющее и регулирующее. На начальном этапе формирования ФПГ приоритетная роль отводится государству как субъекту управления.

В работе предложены пять уровней воздействия на управляющую подсистему:

— институциональный уровень, предполагающий создание общегосударственной вертикали макроэкономического управления, ответственного за состояние, условия и скорость расширенного воспроизводства: производительность, эффективность, накопление, занятость, структурные пропорции;

— внешнеэкономический уровень, направленный на развитие интеграционных процессов стран СНГ (создание картелей производителей однородной продукции с целью снижения конкуренции, распределения рынков сбыта, разработка механизма перераспределения прибылей между участниками картеля за счет оптимального разделения сфер деятельности);

— законодательный, на этом уровне автором предлагается внесение изменений в Гражданский кодекс Республики Казахстан с целью определения такой организационно-правовой формы как ФПГ, принятие специального законодательства, регламентирующего деятельность ФПГ, унификация нормативно-правовой базы, регулирующей становление и функционирование ТФПГ;

— ресурсный уровень рассматривает меры увеличения имеющегося государственного потенциала и степени влияния на процесс формирования ФПГ. Предложены приоритеты этой деятельности: прогнозирование долгосрочного технико-экономического развития экономики, выбор, оценка и реализация избирательного воздействия на предприятия;

— образовательный уровень предполагает формирование слоя высококвалифицированных менеджеров (система школьного и высшего образования, способного обеспечивать соответствие специалистов требованиям новейших технологий), создание системы корпоративного принятия решений в форме Совета директоров с соответствующей системой заинтересованности (заработная плата, доля акций);

Регулирующее воздействие государства на экономическую систему, рассматривается как система мер, выявляющих и интегрирующих интересы промышленных предприятий, согласовывая их между собой и с интересами долгосрочного развития государства в целом, руководствующихся задачей отделения неэффективных собственников от собственности.

В работе предложены следующие управленческие механизмы воздействия государства:

— использование права обратного выкупа по принципу эквивалентности и осуществление выплат в пределах сумм бюджетных доходов от приватизации, скорректированных на величину прироста действующего промышленного капитала;

— конвертация долгов предприятий перед бюджетом в акции с целью увеличения контрольных голосов;

— предоставление в пользование на условиях долгосрочной концессии необходимой инфраструктуры, которая находится в собственности государства (дороги, мосты, коммуникации, трубопроводы);

— обеспечение политической поддержки на внешнем рынке;

— приоритетное размещение государственных заказов в ФПГ;

— предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием механизма залога.

Совершенствование системы управления деятельностью ФПГ должно охватывать как макро так и микро уровени. Проведенное в диссертации исследование системы управления ФПГ «Евразийского банка», функционирующей в ГМК Казахстана, выявило ряд обстоятельств, которые по мнению автора, характерны для большинства ИКС:

— разделения показателей хозяйственной деятельности на планируемые из центра (управляющей компании ФПГ) и определяемые на местах ведет к усложнению системы распределения полномочий между головной компанией и производственными подразделениями, дочерними предприятиями;

— наличие элементов вертикальной (по стадиям технологического цикла) и горизонтальной интеграции (региональное и дивизиональное разделение труда) определяет многообразие товарно-материальных и финансовых потоков;

— многообразие рынков сбыта, отличающихся по своей емкости и эластичности спроса по цене;

— многообразие видов деятельности (производство, услуги, торговля, строительство) и, как следствие, необходимость дополнительного разграничения по видам деятельности в системе учета и планирования;

— усложненная система контроля и стимулирование деятельности подразделений не позволяет охватывать все факторы хозяйственной деятельности, контролируемые подразделениями и обеспечивать унификацию;

— различный характер производственного процесса по разным видам деятельности предопределяет необходимость ведения различных способов учета затрат и финансовых результатов;

— недостаточная полнота, достоверность и оперативность получения данных менеджерами всех уровней управления, снижает качество информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений;

— недостаточная регламентированность документооборота не обеспечивает достижение эффективности систем учета и контроля деятельности ФПГ.

В целях совершенствования системы управления деятельностью ФПГ автором в диссертации были разработаны следующие направления:

1. Внедрение интегрированной системы управления (ИСУ) на всех предприятиях-членах группы, состоящей из четырех взаимосвязанных блоков: аналитический — система формализованной обработки учетных данных для целей принятия управленческих решений. Блок основан на модели бюджетированияучетный — система документооборота для информационного обеспечения управленческих решений (управление, маркетинг, финансовый учет);

— организационный — структура управления (функции и регламент координации и контроль деятельности управленческих служб) для обеспечения процесса управленческого и финансового учета;

— программно-технический — программный продукт, поддерживающий аналитический, учетный и организационный блоки.

Внедрение ИСУ позволит решить такие актуальные задачи, как: расчет совокупного эффекта от осуществления конкретных управленческих мер, связанных с движением ресурсов предприятиясоизмерение видов деятельности и обусловленных ими затратколичественное выявление текущих и перспективных резервов снижения себестоимостиобеспечение непрерывного процесса «план-факт анализ-планирование на следующий бюджетный период" — количественное соизмерение произведенных в данном бюджетном периоде затрат и себестоимости произведенной, отгруженной и реализованной продукции, возможность количественного расчета оптимального инвестиционного бюджета.

2. Для повышения эффективности управления центральной компанией деятельностью производственных предприятий ей необходимо перейти от административных методов к финансовым с выделением центров финансовой ответственности (ЦФО), консолидацией бюджетов доходов и расходов, движение денежных средств.

Это позволит достичь высокой степени централизации управления, даст возможность управляющей компании получать информацию о движении денежных средств по каждому предприятию и проводить крупные программы, требующие концентрации финансовых ресурсов.

3. На уровне дочерних предприятий для создания системы оперативного управления необходимо выделение центров финансового учета (ЦФУ) по объему полномочий и обязанностей, организация системы бюджетирования на основе составления бюджетных смет.

Выделение ЦФУ в качестве объекта учета, даст возможность достичь большей детализации затрат, усилить контроль за уровнем издержек и повысить точность калькулирования.

4. В целях повышения финансово-экономической эффективности предприятия — создание системы управления финансовыми ресурсами посредством системы бюджетирования и контроллинга, которая учитывает цели, задачи организации и направлена на координацию действий всех подразделений для достижения количественно определенных результатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Республики Казахстан (http:// www.zakon.kz/ 7.07.01)
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.-М: Гном-Пресс, 1998.- С.89
  3. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (общая и особенные части) (http:// www.zakon.kz/12.06.01)
  4. Закон РФ «О таможенном тарифе» 21.05.93 (ВВС 1993 № 23)*
  5. Указ Президента РФ «О создании ФПГ в РФ"// Собрание актов Президента и Правительства РФ № 49, 1993.- С.7
  6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан «Об основных принципах создания российско-казахстанских финансово-промышленных групп» от 28.03.1994*
  7. Федеральный Закон «О формировании финансово-промышленных групп"// Российская газета 6 декабря 1995.-С.З
  8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан «Об основных принципах создания российско-казахстанских финансово-промышленных групп» от 28.03.1994*
  9. Указ Президента РФ от 1.04.96 № 443 «О мерах по стимулированию унитарных предприятий-участников ФПГ"// Собрание законодательств РФ № 15 1996.- С.34
  10. Конвенция о защите прав инвестора от 28.03.1998*
  11. Конвенция о транснациональных корпорациях, Москва 6.03.98*
  12. Закон PK «ОБ акционерных обществах» от 10.07.98 (http:// www.zakon.kz/ 28.08.01)
  13. Закон PK «О банках и банковской деятельности» от 31.08.95 (http: // www.zakon.kz/1.09.01)
  14. Федеральный Закон «Об акционерном обществе» в ред. ФЗ от 24.05.99 № 101 -ФЗ
  15. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. № 11 н// Финансовая газета № 13.-2000
  16. Указанные документы можно найти в справочной системе Гарант
  17. Закон РК «О внесении изменений и дополнений по вопросам банковской деятельности"//Казахстанская правда 3 марта.-2001.-С.4
  18. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет"// Бюллетень бухгалтера № 27−29 июля 2001
  19. Положение о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств-участников Содружества Независимых Государств от 18.02.98*
  20. Программа содействия формирования ФПГ в РФ от 16.01.95*1. Монографии
  21. С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности.-М.:ГУВШЭ, 2000.-90 с.
  22. Р. Планирование будущего корпорации.-М., 1985.-98 с.
  23. И.Ю., Эскиндаров М. А. Капитал финансво-промышленных корпоративных структур: Теория и практика.-М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.-59 с.
  24. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. ^ Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2х т. Т И: Пер. с франц.- М.: Международные отношения, 1994.- 720 с.
  25. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с анг. / Гл. ред. серии Я. В. Соколов.-М.: Финансы и статистика, 1994.-423 с.
  26. М.А. Бухгалтерский управленческий учет.-М.: Наука, 1999.280 с.
  27. Р. Финансовый капитал.-М.: Наука, 1959.-301 с.
  28. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития.-М.: ВлаДар, 1993.-310 с.
  29. М.В. Стратегические инструменты регулирования развития корпоративных структур.-М.: Изд-во ИЭ РАН, 1998.-80 с.
  30. К. Введение в управленческий и производственный учет: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. под. ред. Н. Д. Эриашвили.-З-е издание, перераб. и доп.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-478 с.
  31. П.В. Основы корпоративного управления концернами.-М.: % «Издательство ПРИОР», 1998.- 176 с.
  32. Инновационный процесс в странах развитого капитализма/ Под ред. И. Е. Рудаковой.-М.: Издательство МГУ, 1991.-144 с.
  33. Т. Концепции холдинга.-Обнинск.:Изд.ГЦИПК, 1997.- 130 с.
  34. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с анг./ Общ. ред. и вступ. Ст. О. С. Виханского.-М.: Прогресс, 1987.- 384 с.
  35. T.B. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ). Учебник для вузов.-М.: Издат. Группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.-815с.
  36. Д.В. Современный капитализм: государственное управление и промышленная политика.-М.: Наука, 1989.-144 с.
  37. В.И., Фоломьев A.M., Селезнев А. З., Смирницкий Е. К. Инновационность хозяйственных систем.-М.: Эдиториал УРСС, 2000.-250 с.
  38. С.А. Финансовые группы в экономике современной Франции.-М.: Наука, 1983.-140 с.
  39. Ламбен Жан Жак Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ Пер. с франц.-СПб.: Наука, 1996.-500 с.
  40. В.И. Полное собрание сочинений т.27
  41. Л.Ш., Райзберг Б. А., Ратновский A.A. Универсальный бизнес-словарь.-М.: ИНФРА-М, 1997
  42. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т./ Пер. с англ. Под редакцией И. И. Елисеевой, В. Л. Тамбовцева.- Спб.: Экономическая школа, 1999.-Т.2. 490 с.
  43. С.М. Современный капитализм.-М.: Наука, 1974.-157 с.
  44. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с анг.-М.: Дело, 1992.-690 с.
  45. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т./ Пер. с англ. Под редакцией И. И. Елисеевой, В. Л. Тамбовцева.- Спб.: Экономическая школа, 1999.-Т.2.-422 с.
  46. .З. Теория организации. Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 1998
  47. В.Ю. Теория взаимодействия экономических субъектов.-М.: Вузовская книга, 1999.-220 с.
  48. А.Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: Современные мировые тенденции и проблемы развития в России.-М.: Финансы и статистика, 1997.-129 с.
  49. Морита Акио Создано в Японии/ Пер. с анг.(При участии Э. Рейгогда и М. Симомура)/ Общ. ред. и вступ. ст. А. Ю. Юданов.-М.: Прогресс, 1993
  50. В.Е. Финансовый капитал и его организационные формы.-М.: Наука, 1974.-180 с.
  51. ПаппэЯ.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника 1992−2000.-М.: ГУВШЭ, 2000.-220 с.
  52. М. Международная конкуренция/ Пер. с англ. под ред. В. Д. Щетинина.-М.: Международные отношения, 1993.-278 с.
  53. Промышленность Казахстана и её регионов. Статистический сборник. /Агенство PK по статистике/ Под ред. А. Смаилова. Алматы, 2001
  54. И.Б., Семенкова Е. В. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием.- М.: Финансы и статистика, 2000.-458 с.
  55. Семь нот менеджмента. 4-ое издание.-М.: Эксперт, 1999.-267 с.
  56. Стратегическое планирование./Под ред. Уткина Э.А.-М.:Тандем, 1998.315 с.
  57. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике/ Под ред. Яковца Ю.В.-М.: Наука, 1997.- 178 с.
  58. Тироль Жак Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности.-М.: ИНФРА-М, 1996.-225 с.
  59. А.А., Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент.-М.: ЮНИТИ, 1998.-390 с.
  60. О.И. Вертикальная интеграция производства: Соображения по поводу неудач рынка. /Пер. с англ.//Теория фирмы/ Под ред. Гальперина В.М.-СПб.: Экономическая школа, 1995.-С.З3−53
  61. Хрестоматия по экономической теории/ Под ред. Е. Ф. Борисова.-М.: Юрист, 1997.-589 с.
  62. Г. М. Финансовая олигархия Франции.-М.: Наука.-1966.- 290 с.
  63. А. Управленческий учет.-М.: Финансы и статистика, 1999.-267 с.
  64. Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков.-М.: ИНФРА-М, 1997.-145 с.
  65. Шим Дж. К., Сигел Дж. Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат.-М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.-217 с.
  66. Экономическая безопасность: Производство Финансы -Банки/ Под ред. Сенчагова В.К.-М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.-456 с.
  67. М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике.-М.: Республика, 1999.-368 с.
  68. Ф. Бригхэм Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ./ Ред. кол.: A.M. Емельянов, В. В. Воронов, В. И. Кушлин и др.-5-oe изд.-М.: РАГС- ОАО «Изд-во Экономика», 1998.-590 с.
  69. А. Управленческий учет. Опыт экономически развитых стран /Пер. с польск. С. Н. Рогозиной, Г. И. Лебедевой.-М.: Финансы и статистика, 1991.-90 с. 1. Статьи в научных журналах
  70. С. Анализ инвестиционной деятельности недропользователей в Республике Казахстан// Минеральные ресурсы Казахстана.-1999.-№ 1.-С. 23−28.
  71. Г. О некоторых проблемах формирования крупного сектора экономики Республики Казахстан// Банки Казахстана.-1999.-№ 12.-С. 6−10.
  72. С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике // РЭЖ.-1997.-№ 8.-С.23−28
  73. Н. Формирование инвестиционного климата в экономике// Вопросы экономики.-2001.-№ 7.-С. 3−10
  74. А.О. Корпоративный менеджмент в современных российских реалиях// Промышленность России.-2000.-№ 4.-С. 18−24.
  75. В. Отрасль и регионы // Металлы Евразии.-2000.-№ 1
  76. Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур// Российский экономический журнал.-1997.-№ 1.-С. 12−15.
  77. Ю., Гуськов Э. Факиры повышения эффективности работы отечественных финансово-промышленных групп// Российский экономический журнал.-1996.-№ 7.-С.12−22
  78. Ю. К новому качеству проектирования ТНК/ Винслав Ю., Лисов
  79. B., Султанов Ш., Ухин В.// Российский экономический журнал.-2000.-№ 9.1. C.4−12
  80. И.Г. Компании будущего: организационный аспект// Менеджмент в России и за рубежом.-2001.-№ 4,-С. 12−35
  81. С.Ю. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики// Российский экономический журнал.-1997.-№ 1.-С.3−15
  82. С. Вертикальная интеграция -магистральный путь развития// Экономист.-2001 .-№ 1 ,-С.З 5−48
  83. Ш. Продукция казахстанской черной металлургии будет пользоваться спросом в регионе// БИКИ.-1998.-№ 25.-С.7
  84. В. ФПГ в стратегии реформирования российской экономики// РЭЖ.-2000.-Ш 1−12.-С.З-10
  85. П. Создание новой теории производства// Проблемы теории и практики управления.-1991 .-№ 1 .-С.5−7
  86. Ю.Д. Проблемы диверсификации современных предприятий// Вестник машиностроения.-2001 .-№ 3.-С. 1−7
  87. Евдокимова-Донелло Н. П. Капитал и российские банкиры// СОЦИС.-2000.-№ 2.-С.76−78
  88. И. Стратегическое управление крупными корпорациями в условиях транзитной экономики// Аль-Пари.-2001 .-№ 2.-С.3−6
  89. В.К., Резник А. И. Макротехнологии и обеспечение конкурентоспособности отечественной промышленности // Промышленность России.-2000.-№ 2.-С. 17−20
  90. В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам возникновения затрат// Бухгалтерский учет.-2000.-№ 5.-С.56−59
  91. А.К., Тулбекова Ш., Ильясов Т. Системные преобразования организационно-технологичекой структуризации национальнойпромышленности в условиях смешанной экономики // Вестник КазГУ. Серия экономическая.-1999.-№ 1 .-С. 16−34
  92. Ю., Ордабаева С. О формировании ФПГ в СНГ, выводы для Казахстана // Экономика Казахстана.-1997.-№ 7−8.-С. 15−18
  93. А., Скворцов А. Место финансово-промышленных групп в экономике// Экономист.-1997.-№ 3.- С. 12−19
  94. А.Х. Совместная деятельность в бизнесе: правовая основа и проблемы // Предпринимательство и право.-1998.-№ 3.-С.5−8
  95. В. Взгляд на труды А. Ноткина с позиций сегодняшнего дня// Вопросы экономики.-2001.-№ 1.-С. 105−116
  96. . Развитие корпоративных структур как эффективный способ адаптации к рынку // Мысль 1999.-№ 5.-С. 16−20
  97. В. Перспективы развития транснациональных финансово-промышленных групп СНГ// Проблемы теории и практики управления.-2000.-№ 3.-С.14−20
  98. .З. Крупные структуры локомотивы экономики// Вопросы экономики.-2000.-№ 2.-С.23−27
  99. Т., Раше К. Конкурентные преимущества глобальных компаний как результат прямых инвестиций// Проблемы теории и практики управления.-2001 .-№ 2.-С.6−17
  100. А.Г. Анатомия экономической власти// Бизнес и банки.-1998.-№ 5.-С.1
  101. С.А. Управленческий учет: Проблемы адаптации к российской теории и практике// Бухгалтерский учет.-2001.-№ 12
  102. В.В., Палий В. Ф. Счета управленческого учета// Бухгалтерский учет.-2001 .-№ 7.-С. 72−74
  103. Л. Налоги и инвестиции в минерально-сырьевом комплексе Казахстана// Минеральные ресурсы Казахстана.-2000.-№ 12−13
  104. Э., Шапот М. Реинжиринг бизнес-процессов и информационные технологии//Открытые системы.-1996.-№ 1(15)
  105. Рекомендации по разработке организационных проектов транснациональных корпораций// РЭЖ № 4.-2001
  106. E.H. Государственное воздействие на процесс образования финансово-промышленных групп // Вестник КазГУ. Серия экономическая.-1998.-№ 10
  107. М. Акционерная собственность и корпоративные отношения//Вопросы экономики.-2001.-№ 5.-С. 5−8
  108. P.A. Конкурентоспособность цель реформирования экономики России// Промышленность России.-2001.-№ 3
  109. ФПГ как особая форма монополии// Финансы Казахстана.-1999.-№ 8
  110. В.А. ФПГ: опыт и перспективы // Проблемы прогнозирования. -2000.-№ 1.-С. 15−21
  111. E. Банки в ФПГ: настоящее и перспектива// РЭЖ.- 1999.-№ 7.-С.3−12
  112. Т.В. Управленческий и финансовый учет // Бухгалтерский учет.-1996.-№ 3 .-С. 1 -5
  113. Статьи в газетных изданиях
  114. А. Конкурентоспособность сталелитейной компании// Деловая неделя.-2000.-№ 6.-С.5
  115. М. Почему министр финансов так уверен в своих расчетах?// Деловое обозрение «Республика». -2001.-№ 22.-С.6
  116. М. Революция не за горами.// Деловое обозрение «Республика». -2000.-№ 23.-С.2
  117. Ш. Анализ факторов экономического роста в Казахстане в 2001 г.// Деловое обозрение «Республика».-2000.-№ 21 .-С.З
  118. Ш. Перспективы развития рынка черных металлов// Экономика и жизнь.-1998.-№ 16(144).-С.6
  119. А. Испат Кармет и угольные шахты Караганды: пример негативных социальных последствий приватизации. Для фонда «Казахстан XXI век"//Деловая неделя.-2001.-№ 5.-С.2−3
  120. Ш. Страдания по страхованию ожидают сенаторов// Деловое обозрение «Республика».-2001.- № 2.-С.З
  121. Н. Из тени в свет, переползая// Деловое обозрение «Республика».-2001 .-№ 12.-С.З
  122. Т. У каждого монополиста свой скелет в шкафу // Деловое обозрение «Республика».-2001 .-№ 14.-С.2
  123. Ш. Трансфертом по оффшорам// Деловое обозрение «Республика».-2001 .-№ 22.-С.41. Материалы сети Интернет
  124. А. Что дала нам приватизация (http:// www.dn.kz /09.07.01)
  125. Алиева 3. Инвестиционный климат Республики Казахстан (http:// www.uko.nm.ru/aip/2000/kriz.htm/ 20.07.01)
  126. И.Г. Организационные формы интеграции компаний (http:// www.ofin.ni/press/management/l 999−6/13 .shtml/27.06.01)
  127. С. Даешь металл! (http://www.respublika.kz/ 03.07.01)
  128. Конина Н, Реструктуризация деятельности финансово-промышленных групп Южной Кореи в условиях кризиса (http:// www.ptpu.ru /13.07.01)
  129. Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2002 г. (http:// www.minprom.ru /09.07.01)
  130. А., Либман А. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК (http://www.ptpu.ru / 20.06.01)
  131. ., Вроновский А., Миндзяк В. Правовое регулирование деятельности финансовых групп в некоторых странах ЕС (http:// www.ptpu.ru / 29.06.01)
  132. А. Металлургия PK в «длинных волнах» мирового рынка (http:// www.dn.kz /04.07.01)
  133. Основные этапы и особенности развития российского рынка корпоративных ценных бумаг в 90-е г. г. (http://www.iet.ru/usaid/tema 17/1−1.htm/09.07.01)
  134. Россия и Казахстан в первом десятилетии XXI века (http:// vf.narod.ru/movementprodl .htm.-09.07.01)
  135. Трансакционные издержки (http:// ie.boom.ru / 04.07.01)
  136. А.Ф. Развитие горно-метеллургического комплекса как составляющая индустриальной стратегии Казахстана (http:// www.kisi.kz/ 23.05/01)
  137. Авторефераты и диссертации
  138. В.Е. Стратегическая роль финансово-промышленных групп и их государственное регулирование в российской экономике: Дис. д-р эк. наук.- М, 1999.-203 с.
  139. П.В. Корпоративное управление связанно-диверсифицированными системами в промышленности: Дис. канд.эк. наук М, 2000.- 160 с.
  140. М.В. Финансово-промышленные группы и их роль в становлении рыночных отношений: Автореф. канд. экон. наук.- М, — 2000.18 с.
Заполнить форму текущей работой