Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка эффективности инвестиционных проектов с позиции общества современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Два десятка лет Россия перенимает модель развития преуспевающих западных стран. Последние несколько лет всё чаще говорится о необходимости модернизации экономики, реконструкции производственных мощностей, развития инфраструктуры, исправления структурных дисбалансов, избавления от сырьевой зависимости. К сожалению, приходится признать, что насущность стоящих за этим проблем только возросла… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы оценки эффективности инвестиционных проектов с позиции общества. Ю
    • 1. 1. Понятие оценки эффективности с позиции общества, постановка задачи оценки эффективности. Ю
    • 1. 2. Анализ существующих методов оценки общественной эффективности проектов
    • 1. 3. Адаптация методики интересам современной России
  • Глава 2. Учёт эффекта изменения внутреннего спроса (IDCE)
    • 2. 1. Механизм формирования эффекта изменения внутреннего спроса
    • 2. 2. Метод оценки эффекта изменения внутреннего спроса
    • 2. 3. Аспекты прикладного использования метода оценки IDCE
  • Глава 3. Применение оценки общественной эффективности в современной
  • России
    • 3. 1. Особенности экономики Российской Федерации
    • 3. 2. Использование общественной эффективности при определении государственной экономической политики
    • 3. 3. Оценка общественной эффективности на примере проекта реконструкции сталелитейного завода

Оценка эффективности инвестиционных проектов с позиции общества современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Говоря об оценке эффективности инвестиционных проектов, чаще всего подразумевают коммерческую (т.н. финансовую) эффективность, то есть оценку экономических последствий проекта для реализующей его коммерческой структуры. Оценка данного вида широко применяется на практике, относительно проста, глубоко изучена, и поэтому на её примере удобно рассматривать оценку эффективности более сложных структур. Однако, когда речь идет об оценке эффективности с позиции общества, т. е. общественной эффективности, нельзя ограничиваться только оценкой финансовых результатов для небольшой группы задействованных в проекте лиц.

Необходим системный анализ последствий реализации проекта для страны в целом, то есть для всех элементов общества. Следует учесть влияние проекта на различные уровни бюджета государства, создающего общественные блага, потребление населения и собственников отечественных организаций. Помимо этого, дополнительный вклад в общественную эффективность, не осязаемый в рамках реализующей проект организации, и непосредственно взаимодействующих с ней элементов общества, может быть получен вследствие различных внешних эффектов (т.н. экстерналий). Необходимость проведения системного анализа последствий в купе с учётом экстерналий существенно усложняет процедуру оценки проекта с позиции общества в сравнении с её коммерческим аналогом, делая данную задачу нетривиальной.

Актуальность темы

исследования.

В результате реформирования системы государственного управления и либерализации инвестиционного процесса в России возросла значимость государственной инвестиционной политики, стимулирующей внедрение инноваций и реконструкцию основных фондов. Назрела жизненная необходимость не только в создании благоприятных институциональных условий для развития экономики, но и в целенаправленном государственном содействии реализации общественно-значимых проектов, малопривлекательных для частного сектора.

В рамках системного подхода к формированию бюджетной политики, решение о предоставлении инвестиционным проектам государственной поддержки должно основываться на соответствующих экономических расчетах. В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, в состав стратегии развития государства следует включать только наиболее привлекательные инвестиционные проекты. Именно поэтому важно использовать предельно справедливую методику оценки общественной эффективности.

Два десятка лет Россия перенимает модель развития преуспевающих западных стран. Последние несколько лет всё чаще говорится о необходимости модернизации экономики, реконструкции производственных мощностей, развития инфраструктуры, исправления структурных дисбалансов, избавления от сырьевой зависимости. К сожалению, приходится признать, что насущность стоящих за этим проблем только возросла, а результаты, достигнутые в рамках применения либерально-консервативной политики по западному типу, не оправдали ожиданий. Наличие перечисленных проблем в нестационарной экономике переходного типа, уникальная история и незаурядная геополитическая ситуация делают Россию государством, не имеющим сопоставимых аналогов в мире.

Хорошо зарекомендовавшие себя в мировой практике эффективные решения и методики не применимы к России в чистом виде, без соответствующих корректировок, поправок на её индивидуальность и исключительные особенности. Российская Федерация нуждается в индивидуальном подходе к оценке общественной эффективности проектов, лучшим образом отражающем специфическую ситуацию, наиболее полно учитывающем общественные эффекты. Необходимость разработки такого метода оценки общественной эффективности обуславливает актуальность данного исследования.

Целью исследования является развитие методов оценки общественной эффективности инвестиционных проектов для достижения максимальной релевантности интересам общества современной России. 4.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: Анализ теоретических основ и существующих подходов к оценке общественной эффективности с позиции практической применимости и полноты оцениваемых результатов. Определение экономических эффектов, характерных для современной России, оказывающих значимое влияние на эффективность с позиции общества и неподдающихся приемлемому корректному учёту существующими методами.

V Изучение природы формирования и разработка метода оценки влияния данных эффектов.

Определение возможностей применения предложенного метода для выработки и поддержки принятия государственными органами оптимальных экономических решений. Апробация предложенного метода оценки на реальных примерах.

Объектом исследования является общественная эффективность проектов как основа для определения экономической и инвестиционной политики государства.

Предмет исследования заключается в разработке метода оценки общественной эффективности, наиболее адекватно учитывающего ситуацию и реалии современной России, и ключевые в данных условиях экстерналии инвестиционного проекта.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили классические и современные научные исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам общественных финансов, оценки инвестиций, анализа межотраслевых связей в экономике.

Степень научной разработанности проблемы. Основы современного анализа экономики с позиции общества были заложены в 30−40-е годы XX века в работах таких классиков, как Д. Кейнс, В. Леонтьев, А. Пигу. Позднее были разработаны различные методы оценки, широко используемые государством и банками развития.

Наибольшее признание и распространенность в практике международных организаций получил метод на основе сопоставления затрат и издержек проекта, известный как экономический анализ, развивавшийся как составная часть проектного анализа коммерческой оценки инвестиций. Классическим эталоном здесь считается метод оценки общественной эффективности, разработанный Всемирным Банком и ЮНИДО. Развитию данного подхода посвящены работы А. Г. Агабеняна, Д. С. Алексанова, М. К. Бандмана, П. Л. Виленского, Д. П. Гиттингера, Р. И. Шнипера, Р. Брейли, В. Н. Лексина, В. Н. Лившица, И. Литтла, С. Майерса, Дж. Мирлиса. Т. С. Новиковой, Е. Р. Орловой, О. С. Пчелинцева, С. А. Смоляка.

Параллельно формировались методы с использованием моделей межотраслевого баланса (МОБ), которые нашли наиболыпе применение в плановой экономике СССР и странах постсоветского пространства. Среди ученых, внесших вклад в совершенствование данных методов, следует выделить А. Г. Гранберга, Э. Б. Ершова, В. В. Ивантера., Э. И. Позамантира, Г. Р. Серебрякова, В. И. Суслова, М. Н. Узякова, ЯМ. Уринсона, Н. Ф. Шатилова, Ю. В. Ярёменко.

Отдельное развитие получили идеи анализа влияния инвестиций на экономику при помощи различных экономических мультипликаторов. Теорию мультипликаторов дополнили такие ученые как Р. Кан, Дж. Кларк, Г. Пиатт, Дж. Раунд, П. Самуэльсон, Э. Хансен, Р. Харрорд, Дж. Хикс, З. Б. Дондоков.

Для нестационарной экономики России в 1994 г. были разработаны и в 2000 г. дополнены Методические рекомендации по оценке эффективности проектов, где и было введено понятие «общественная эффективность». Документ официально утверждён на государственном уровне. Положения по оценке общественной эффективности в данных рекомендациях во многом сходны с методикой экономического анализа.

Современные исследователи уделяют внимание проблемам регионального развития, учету социально-экономических последствий, систематизируют и развивают существующие техники проведения оценки. Однако, в настоящее время, анализ общественной эффективности применяется на практике в недостаточной мере. Проблема использования индивидуальной и практичной методики оценки адаптированной к современной России остается открытой.

Информационной базой исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики России, Министерства экономического развития РФ, федеральные и региональные нормативные документы и аналитические материалы, отчетная и аналитическая информация о финансах предприятий, информация, содержащаяся в научных публикациях и периодической печати, а также материалы собственных исследований автора.

Научная новизна диссертации состоит в том, что на основе изучения особенностей нашей страны и существующих подходов к анализу общественной эффективности доказана необходимость использования для России индивидуального подхода к оценке. При этом были получены результаты, обладающие качествами научной новизны:

1. Разработан доступный для практического применения метод оценки общественной эффективности, позволяющий оценить последствия проекта в других (смежных) отраслях народного хозяйства.

2. Введено понятие эффект изменения внутреннего спроса (ЮСЕ), объединяющее экстерналии проекта возникающие в других отраслях экономики государства, являющиеся существенным при реализации проектов в России и не поддающиеся корректному учету существующими методами.

3. На примере реального проекта реконструкции сталелитейного завода оценены показатели общественной и коммерческой эффективности, в вариантах с государственной поддержкой и без неёрассчитан эффект изменения внутреннего спроса, обоснована необходимость государственной поддержки.

4. Впервые предложена методика расчета коэффициентов матрицы для оценки мультипликативных эффектов проекта, соответствующая принципам экономического анализа.

5. Разработаны и обоснованы предложения по применению оценки общественной эффективности при формировании экономической политики в целом, и для поддержки конкретных отраслей и инвестиционных проектов в частности.

6. Предложена схема возможного развития экономики страны в среднесрочной перспективе, позволяющая предотвратить снижение эффективности крупных инвестиционных проектов в России.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в выделении ключевого, для стран с высоким потенциалом экономического роста, таких как современная Россия, внешнего эффекта, объединяющего последствия реализации проекта в других отраслях экономики, и разработке метода его оценки. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего совершенствования численных методов оценки, а также развития представлений о влиянии внешних эффектов на социальную структуру и уровень жизни общества.

Практическая значимость исследования заключается в возможности более полноценно определять последствия реализации проектов, давать более справедливую и точную оценку общественной эффективности. Результаты работы могут использоваться государственными органами для формирования целостной экономической политики в части эффективного использования инвестиционных ресурсов страны и создания наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Предложенный метод может использоваться частным сектором в целях обоснования необходимости государственной поддержки при реализации конкретных общественно-значимых проектов.

Материалы исследования могут использоваться в учебных целях, в качестве пособия для студентов, изучающих социально-экономические дисциплины.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в трех ключевых научных публикациях автора, а также представлены на XI всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (ЦЭМИ, Москва, 2010 г.), Ш международной научной конференции «Информационно-математические технологии в экономике, технике и образовании» (Екатеринбург, 2008 г.) и III международной научной конференции «Производственная инфраструктура в стационарной и нестационарной экономике» (Дубна, 2008 г.).

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается корректным применением автором используемых инструментальных и математических методов и результатами, полученными в ходе финансово-экономического моделирования проектов в сталелитейной промышленности, транспортном машиностроения и осуществлении грузовых перевозок.

Результаты работы также нашли применение в ходе реализации проекта регионального масштаба «Реконструкция ВКМ-Сталь» в г. Саранске в период с 2008 по 2011 годы.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 7 работ, в том числе 3 работы — в изданиях, рекомендованных ВАК. Общий объем публикаций, опубликованных по теме диссертации лично автором, составляет 2,7 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

На основании двадцатилетнего опыта перехода к рыночной экономике по западному типу можно сделать вывод о том, что результаты применения в Российской Федерации либерально-консервативной экономической политики не оправдали своих ожиданий. Причиной тому явилось безоглядное применение хорошо зарекомендовавших себя в зарубежной практике решений, но не учитывающих уникальные особенности страны. Либерализация инвестиционного процесса в сочетании с неблагоприятными институциональными условиями для развития внутреннего производства привела к обострению проблем модернизации экономики, технического перевооружения производственных мощностей и развития инфраструктурных объектов. Очевидны структурные диспропорции, проявляющиеся в стагнации внутреннего производства и усилении сырьевой зависимости. В настоящее время существенно возросла значимость государственной инвестиционной политики, требуется активное государственное участие в реализации общественно-значимых проектов. Для решения задачи выбора конкретных направлений и проектов, а так же способов государственного участия и оказания поддержки необходима адекватная методика определения общественной значимости проектов. В работе поставлена цель, развить методы анализа общественной эффективности, для чего была решена задача разработки метода оценки, обеспечивающего максимальную применимость к экономике России.

В работе проанализированы различные виды оценки эффективности проектов, выделены коммерческая и общественная эффективность, систематизированы ключевые особенности, отличающие эти виды оценки. Установлено, что оценка общественной эффективности является на порядок более масштабной и сложной задачей по сравнению с оценкой коммерческой эффективности, требующей более глубокого системного подхода, полноценного учёта внешних эффектов, и основывающейся на индивидуальных особенностях субъекта оценки.

С учётом сложности проведения строгой оценки общественной эффективности сделан вывод о целесообразности использования индивидуальной методики, позволяющей сопоставимым образом учесть максимальный спектр результатов проекта, обладающей разумным балансом упрощающих допущений и полнотой оценки.

Определено, что одной из главных существующих проблем оценки с позиции общества является оценка последствий проекта в смежных отраслях экономики. В свете того, что влияние реализации проекта на отрасли народного хозяйства происходит путём воздействия на главный движущий экономический фактор: спрос на продукцию отраслей, введено понятие — эффект изменения внутреннего спроса или ГОСЕ, объединяющее совокупность данных внешних эффектов проекта.

На основании изучения существующих подходов к оценке эффективности с позиции общества: экономического анализа Всемирного Банка, анализа с использованием межотраслевых моделей экономики государства и анализа мультипликативных эффектов, выделены их ключевые характеристики.

Установлено следующее:

1. Метод ВБ наилучшим образом подходит для оценки конкретных инвестиционных проектов, однако не учитывает ГОСЕ.

2. С теоретической точки зрения, моделирование межотраслевого баланса позволяет наиболее полно описать экономику и последствия проекта, однако практическое его применение для оценки типовых проектов не целесообразно в силу громоздкости и огромных технических трудностей моделирования в условиях современной рыночной экономики.

3. Метод мультипликаторов позволяет учесть ГОСЕ. Применение метода мультипликаторов является упрощающей альтернативой, разумным решением для оценки последствий проекта в других отраслях экономики в условиях невозможности практического применения моделей межотраслевого баланса. Однако, необходима адаптация метода к таким принципам оценки эффективности инвестиций как системный подход к оценке, сравнение ситуаций «с проектом» и «без проекта», учёт фактора времени и организационно-экономического механизма проекта. Изучены роль социального устройства в определении целей и задач страны, а также фактическая динамика изменения качеств социального государства применимо к России. Сделан вывод о том, что ключевой государственной функцией России является создание комфортной экономической среды, заключающейся в трансформации экономики под общественные задачи, и построении социально ориентированного рыночного хозяйства, обеспечивающего востребованность труда в экономике.

Установлено, что достижению целей и задач России отвечают проекты, приводящие к развитию экономики, увеличению ВВП, созданию и поддержанию рабочих мест, формированию условий органического роста малого бизнеса и т. д., обладающие существенным вкладом доходов домохозяйств в общественную эффективность. Подобные экстерналии проекта во многом находятся в сфере действия эффекта изменения внутреннего спроса.

На основании существенности влияния ГОСЕ, наличия возможности его оценки в денежном выражении, недостаточности внимания, уделяемого решению этой проблемы, изучения полноты и практической применимости существующих подходов к оценке сделан вывод о необходимости использования для России специального метода, полноценно оценивающего эффект изменения внутреннего спроса. Оптимальным для современной экономики России является применение экономического анализа, дополненного оценкой ГОСЕ на основе мультипликативной модели межотраслевых взаимодействий, адаптированной принципам проектного анализа.

Анализ природы возникновения ГОСЕ позволил судить об осуществимости численной оценки его количественной — линейной составляющей.

Представлена схема формирования эффекта изменения внутреннего спроса, в качестве дальнейшего влияния (следствия) на экономику государства экономического воздействия (причины), где в качестве исходного воздействия используются прогнозируемое, в рамках методики ВБ, влияние проекта на конечное и промежуточное потребление общества. Любое влияние на потребление, прогнозируемое в рамках методики ВБ, будь то увеличение или снижение конечного или промежуточного потребления, запустит циклический механизм. Как следствие действия этого механизма, на каждом новом этапе цикла общество получает дополнительное увеличение (или соответственно снижение) конечного потребления. Влияния ГОСЕ на общественную эффективность определяется как суммарное приведённое изменение конечного потребления, вследствие действия механизма.

Разработан метод оценки общественной эффективности, предусматривающий классификацию агентов общества на три группы агентов конечного потребления: государство, собственники и населениеи агентов промежуточное потребление: отрасли народного хозяйства. Методом предусмотрено прогнозирование, в соответствии с логикой методики ВБ, последствий проекта для каждого из агентов обществаа также расчёт матрицы влияния на потребление, отражающей мультипликативное действие механизма формирования ГОСЕ и позволяющей оценить полные последствия проекта на общественную эффективность (КРУ0бщ).

Матрица влияния на потребление моделирует структуру потребления общества с учетом следующих корректировок, обеспечивающих методологическую корректность применения метода мультипликатора:

• Исключается влияние на потребление внешних агентов.

• В форме дисконтирования, учитывается разновременность первичного и вторичного потребления.

• Учитывается альтернативная стоимость труда.

Адаптация мультипликативного метода принципам оценки эффективности инвестиций открывает возможности применения использованного подхода в целях корректной оценки других экстерналий мультипликативного характера, например экологических или социальных.

Разработанный метод предусматривает расчёт на основе двух составляющих:

• Проектные данные — матрица результатов проекта по периодам, соответствующая индивидуальным данным по проекту, необходимых для экономического анализа ВБ, однако без исключения трансфертов.

• Методические данные — вектор-строка эластичностей общественной эффективности (№>Уобщ) по матрице результатов проекта. Методические данные универсальны и однажды рассчитанные, могут быть применены для оценки любого проекта.

На основании специфики использования общественной эффективности сделан вывод о целесообразности централизованного определение общих методических параметров на государственном уровне в рамках единой методики. С учётом того, что в совокупности с типичным набором данных по проекту, наличие утверждённой методики позволяет тривиальным образом рассчитать общественную эффективность, сделан вывод о доступности и практической применимости метода.

В работе отмечен высокий нереализованный экономический потенциал России, проанализированы ключевые особенности экономики страны, главной из которых является двухсекторность (сырьевой и несырьевой секторы) экономики, систематизированы ключевые причины неэффективности типовых инвестиционных проектов.

Сделан вывод о невозможности повторения Россией успеха развивающихся стран, достигнутого за счёт самоподдерживающегося роста экономики. Требуется активное государственное участие в реализации проектов внутреннего производства, систематический адекватный учёт и компенсация неблагоприятных конкурентных факторов за счёт имеющегося преимущества — экспортных доходов сырьевого сектора экономики. Предложены меры по компенсации негативных факторов.

На основе анализа мер по компенсации факторов систематически снижающих эффективность внутренних инвестиционных проектов и текущей.

103 ситуации показана целесообразность поддержки только конкретных, наиболее перспективных проектов и отраслей экономики, в рамках единой государственной стратегии развития.

В такой ситуации ключевой задачей является определение, проекты каких отраслей и предприятий целесообразно субсидировать, а какие нет. Сделан вывод о том, что для решения задачи выбора оптимальных направлений государственной поддержки необходимо принятие на государственном уровне максимально доступной в применении методики оценки общественной эффективности, полноценно учитывающей эффект изменения внутреннего спроса и дающей законное основание для оказания государственной поддержки.

В работе рассмотрены различные способы применения оценки общественной эффективности для принятия оптимальных государственных решений. Выделены важнейшие элементы экономической политики и ключевые способы оказания поддержки общественно-значимых проектов. Определены основные признаки общественно-неэффективных проектов.

Предложена оптимальная, по мнению автора, схема развития страны, заключающаяся в поддержке проектов, наиболее общественно-значимыми из которых, представляются проекты производства импортозамещающей продукции с высокой долей отечественных компонент себестоимости, за счёт наибольшего проявления синергии ГОСЕ. Предлагается системное развитие несырьевого сектора экономики по следующему сценарию:

A. Выбор наиболее перспективных направлений развития (отраслей и проектов) на основе анализа общественной эффективности.

B. Реализация проектов с активной государственной поддержкой, субсидирование за счёт сырьевого профицита.

C. Протекционные меры: ужесточение таможенного режима для импорта и льготный налоговый режим для проектов на период 3−5 лет.

Э. Выход на самоокупаемость, отмена защитных мер по достижению конкурентоспособного уровня. Свободная конкуренция с импортёрами, возможный выход на внешний рынок.

На основе анализа сценариев построения внешнеторговой политики показана целесообразность создания замкнутых экономических зон по типу таможенного союза, для взаимной торговли продукцией с высокой долей труда в себестоимости.

Осуществлена апробация предложенного метода оценки на примере реализации реального проекта регионального значения «Реконструкция ВКМ-Сталь». Приведены предпосылки, замысел и история реализации проекта. Рассчитаны показатели проекта с учетом государственной поддержки и без неё.

Доказана высокая социальная значимость реализации проекта, обоснована и подтверждена правильность решения о выделении государственной поддержки. Сделан вывод о том, что применённый механизм частно-государственного партнерства, позволивший трансформировать инвестиционные ресурсы страны в продолжительный общественно-эффективный проект, может использоваться при реализации аналогичных инвестиционных проектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Вторая редакция, исправленная и дополненная. Утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон РФ от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
  4. Постановление № 24 Правительства Российской Федерации от 14.01.2009 г. О мерах государственной поддержки российских организаций экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения итранспортного машиностроения.
  5. Данные федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru).
  6. Национальные счета в России в 1997—2004 годах (статистический сборник). Под редакцией А. Е. Суринова и др. М.: Федеральная службагосударственной статистики, 2005 г.
  7. Система таблиц «Затраты-Выпуск» России за 1995−2003гг. (статистический сборник). Под редакцией А. Е. Суринова и др. М.: Федеральная служба государственной статистики, 1998−2006гг.
  8. Benchmark INPUT-OUTPUT accounts of the united states, 1992. U.S. Department of commerce, 1998.
  9. Central Intelligence Agency, the World Factbook, 201 Or.
  10. Regional Multipliers. A User Handbook for the Regional Input-Output Modeling System (RIMS II). Third edition. U.S. Department of Commerce, 1997. Монографии
  11. Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов, М.: Эксмо, 2007 г.
  12. Д. С., Кошелев В. М. Экономическая оценка инвестиций, М.: Колос-Пресс, 2002 г.
  13. Г. А., Калашников C.B. Социальная политика, М.: ИНФРА-М, 2010 г.
  14. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов, перевод с английского, М.: ЗАО «Олимп Бизнес», 1997 г.
  15. П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и пракика: Учеб. Пособие. 4-е изд., перераб. и доп., М.: Издательство АНХ «Дело», 2008 г.
  16. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ, М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1998 г.
  17. А.Г. Динамические модели народного хозяйства, М.: Экономика, 1985 г.
  18. А.Г. Моделирование социалистической экономики. М.: Экономика, 1988 г.
  19. М.В., Фадеева Л. Н., Черемных Ю. Н. Количественные методы в экономических исследованиях, М. Юнити-Дана, 2004 г.
  20. А.Г., Юданова А. Ю. Микроэкономика: практический подход.1. М. КНОРУС, 2005 г.
  21. A.B. Теория государства и права: Курс лекций, М.: ИНФРА-М, 2004 г.
  22. Д.А., Скура Л. Ф., Карпентер P.A., Шерман П. Б. Экономический анализ воздействий на окружающую среду, перевод с английского, М.: Вита-Пресс, 2000 г.
  23. Дондоков З.Б.-Д. Методологические вопросы оценки мультипликационных эффектов в экономике. М. ВСГТУ, 2000 г.
  24. Дондоков З.Б.-Д. Мультипликационные эффекты в экономике. М.: ВСГТУ, 2000 г.
  25. Ю.С. Межотраслевые балансы России. Переход от БНХ к СНС. Институт социально-экономических проблем РАН, 1999 год.
  26. Ю.Н., Казаринова С. Е., Карасева Л.А.: Основы национальногосчетоводства, М.: ИНФРА-М., 2005 г.
  27. В .Я. Методы оценки эффективности капитальных вложений. М.:1. Знание, 1982 г.
  28. Д. М. Общая теория занятости, процента и денег, М.: Гелиос АРВ, 2002 г.
  29. В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. (Вторая редакция). Минэкономики РФ, Минфин РФ и Госстрой РФ. М.: Экономика, 2000 г.
  30. В.И. Государственное регулирование рыночной экономики, 2-е издание, переработанное и дополненное, М.: РАГС, 2005 г.
  31. В.Н., Швецов А. И. Государство и регионы. Теория и практика государственного развития. М.: УРСС, 1997 г.
  32. В.В. Межотраслевая экономика. Перевод с английского М.: Экономика, 1997 г.
  33. В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика, М.: Политиздат, 1990 г.
  34. . Д. Экономика бизнеса. Конкуренция, макростабильность и глобализация. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 г.
  35. А. Принципы экономической науки. М.: Универс, 1993 г.
  36. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность, И.: Питер, 2008 г.
  37. С.М. Новая экономика, основы экономических знаний. Учебное пособие. И.: Международные отношения, 1999 г.
  38. Т.С. Анализ общественной эффективности инвестиционных проектов. М.:ИЭ и ОПП СО РАН Новосибирск, 2005 г.
  39. Т.С. Взаимодействие финансов государства и предприятий: анализ общественной эффективности инвестиционных проектов. Докторскаядиссертация, 2005 г.
  40. Е.Р. Инвестиций, М.: Омега-JI, 2009 г.
  41. Е.Р. Оценка инвестиций, М.: РИО МАОК, 2005 г.
  42. A.C. Экономическая теория благосостояния. В двух томах. М.: Прогресс, 1985 г.
  43. .А. Диссертация и ученая степень, М.: ИНФРА-М, 2010 г.
  44. П., Нордхаус В. Экономика, пер. с англ. М.: Бином, 1997 г.
  45. Социальная статистика: Учебник, под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1997 г.
  46. Т.Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.
  47. С., Дорнбуш Р., Шмалензи К. Экономика. М.: Дело, 1992 г.
  48. Э. Экономические циклы и национальный доход, Классики кейнсианства: в 2-х томах, М.: Экономика, 1997 г.
  49. Т.С. Методика и практика определения эффективности капитальных вложений и новой техники. Сборник научной информации. Выпуск 20. 1972 г.
  50. Л.Н. Фролова H.JL Микроэкономика. Промежуточный уровень.1. М. ИНФРА-М, 2005 г.
  51. А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов, М.: Юрайт, 2000 г.
  52. Н. Ф. Анализ зависимостей социалистического расширенного воспроизводства и опыт его моделирования. М.: Наука, 1974 г.
  53. Ф., Бишоп Д. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: создание стоимости в частных компаниях. М.: Альпина Бизнес Букс 2007 г.
  54. Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М.: Аспект Пресс, 1996 г.
  55. Л., Карьера менеджера, пер. с англ. М.: Попурри, 2005 г.
  56. Ю.В. Теория и методология исследований многоуровневой экономики: Избранные труды в 3-х книгах. Кн. 1. М.: Наука, 1997 г.
  57. Gittinger J.P. Economic Analysis of Agricultural Projects. EDI World Bank.1. Baltimor, London, 1989r.
  58. Little I.M.D., Mirrless J.A. Project Appraisal and Planning for Developing
  59. Countries. London, Heinemann, 1974r.
  60. Little I.M.D., Mirrlees J.A. Manual of Industrial Project Analysis, vol. II- Social Cost Benefit Analysis Paris: OECD Development Centre, 1969r.
  61. Pyatt G., Thorbecke E. Planning techniques for a better future. A summary of a research project on planning for growth, redistribution and employment. Geneva, 1976r.
  62. Ward W.A., Deren B.J., Silva E.H.D. The Economics of Project Analysis. A Practitioner’s Guide. EDI World Bank. Washington, 1983r.1. Периодические издания
  63. В. Д., Стороженко В. П., Инновационная модернизация российской экономики утопия или реальность? Журнал «Экономическая наукасовременной России», 2010г.
  64. А.Р., Абрамова Е. А. Экспериментальная разработка интегрированных матриц финансовых потоков. Журнал «Вопросы статистики», 1999 г.
  65. М.А. Анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности отраслей промышленности. Журнал «Экономический анализ: теория и практика», 2005 г.
  66. С.Ю. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики. Журнал «Экономика и математические методы», 1999 г.
  67. А., Зайцева Ю. Анализ структурных взаимосвязей добавленной стоимости и конечного продукта на основе межотраслевых балансов по схемам БНХ и СНС. Журнал «Вопросы статистики», 1997 г.
  68. JI.C., Уринсон Я. М. Проблемы моделирования народного хозяйства Журнал «Плановое хозяйство», 1976г.
  69. A.M., Шелунцова М. А. Использование подхода ставки межвременных предпочтений для оценки социальной ставки дисконтирования. Журнал «Корпоративные Финансы», 2007 г.
  70. С.Ю. Мультипликационный эффекты в экономике и проблемы индустриальной экологии. Журнал «Вестник БГУ», 2006 г.
  71. Э.Б., Развитие и реализация модели межотраслевых взаимодействий для Российской экономики. «Экономический журнал Высшей Школы экономики», 2008 г.
  72. В.В., Ксенофонтов М. Ю., Говтвань О. Дж., Панфилов B.C., Узяков М. Н. Экономика роста (Концепция развития в России в среднесрочной перспективе). Журнал «Проблемы прогнозирования», 2000 г.
  73. Из офшора в офшор. Газета «Ведомости», 2005 г.
  74. Ф.Н., Костин В. А. Макроструктурные модели инструмент народнохозяйственного прогнозирования. Журнал «Проблемыпрогнозирования», 2004 г.
  75. В.Н., Проектный анализ: методология, принятая во всемирном банке. Журнал Экономика и математические методы, 1994 г.
  76. Т.С. Взаимосвязь государственных финансов и финансов предприятий: анализ общественной эффективности инвестиционныхпроектов. Журнал «Регион», 2005 г.
  77. Е.Р., Сафин Р. Н., Оценка общественной эффективности инвестиционных проектов в современной России. Журнал «Труды ИСА РАН». Том 61, выпуск 3, 2011 г.
  78. Э.И., Тищенко Т. И., Транспорт и экономика: динамическая модель формирования, использования и влияния инвестиций на объем и качество продукции. Журнал «Экономика и математические методы», 2008 г.
  79. Р.Н. Приоритеты в оценке общественной эффективности инвестиционных проектов в современной России, как следствие исполнения функций государства. Журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации», № 9, М.:МАОК, 2011 г.
  80. Р.Н. Развитие научно-технического прогресса в современном мире и перспективы реализации инновационных проектов Российской Федерации. Журнал «Труды ИСА РАН», том 49, М.:ЛЕНАНД, 2009 г.
  81. Р.Н. Эффективность и государственная поддержка проектов производственной инфраструктуры. Журнал «Проблемы региональной экономики» (интернет-издание). Том 2, № 3, 2009 г.
  82. Г. Р., Опыт построения динамической межотраслевой равновесной модели российской экономики. Журнал «Проблемыпрогнозирования», 2000 г.
  83. С.А. Три проблемы теории эффективности инвестиций. Журнал «Экономика и математические методы», 1999.Г.
  84. В.И. Анализ и прогнозирование пространственной структуры экономики России в системе межрегиональных и межотраслевых взаимосвязей, Журнал «Регион: экономика и социология», 2009 г.
  85. М.Н., Ефимов В. Н., Серебряков Г. Р., и др. Макроэкономическая политика и её последствия (возможности анализа и обоснования с помощью экономико-математического инструментария). Журнал «Проблемы прогнозирования», 2003 г.
  86. М.Н., Проблемы построения межотраслевой модели равновесия российской экономики. Журнал «Проблемы прогнозирования», 2000 г.
  87. Я.М. Межотраслевые модели в сводных экономических расчетах Журнал «Экономика и математические методы», 1975г.
  88. Я.М. Практически освоенные межотраслевые модели. Вопросысоздания АСПР, 1985 г.
  89. А.А., Литовский А. А. Оценка мультипликативных эффектов в экономике. Возможности и ограничения. Журнал «ЭКО», 2011 г.
  90. Н.Б., Ершов Э. Б., Теоретическая модель взаимосвязи элементов добавленной стоимости. Журнал «Вопросы прогнозирования», 2008 г.
  91. Ю.В., Ксенофонтов М. Ю., Сутягин B.C. Натурально-стоимостная модель межотраслевых взаимодействий. Журнал «Экономика иматематические методы», 1982 г.
  92. Bradley М., Desai A., Kim Е. The Rationale Behind Interfirm Tender Offers: Information or Synergy? Journal of Financial Economics, № 2 1983.
  93. Cater J.C. Environmental Externalities and the Social Rate of Discount. The
  94. Electricity Journal, 1994.
  95. Daniel Fisher. The World’s Most Corrupt Countries. Forbes, 2010.
  96. De Alessi, L. Error and Bias in Benefit-Cost Analysis: HUD’s Case for the Wind1. Rule, Cato Journal, 1996.
  97. Gaughan P.A. Mergers, Acquisitions and Corporate Restructuring. John Wiley &
  98. Sons, Inc, New York, 2002.
  99. Jensen, M.C., Ruback, R.C. The market for corporate control. The scientificevidence. Journal of Financial Economics, 1983.
  100. Kaplan, S.N., Weisbach, M. The success of acquisitions: evidence from divestitures. The Journal of Finance, Volume 47, Issue 1 (March), 1992.
  101. Mark L. Sirower The Synergy Trap. How Companies Lose the Acquisition Game.
  102. New York: The Free Press, 2000.
  103. A.B., Сафин Р. Н. Инновационное развитие крупного бизнеса и эффективное частно-государственное взаимодействие. Одиннадцатыйвсероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий» секция 3, М.: ЦЭМИ РАН, 2010 г.
  104. Материалы сайта http://www.ma-journal.ru.
  105. О.Н. Социальное государство: лозунги или реальность? Актуальное интервью. УКРИНФОРМ, 2010 г.
  106. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации.1. Москва, 30.11.2010 г.
  107. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации.1. Москва, 05.11.2008 г.
Заполнить форму текущей работой