Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование интегративной основы обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза посредством информационно-коммуникационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация основных положений исследования осуществлялась в рамках выступлений на XXXIX и ХЬ Неделях науки в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (2010, 2011гг.), на ЬХ и ЬХ1 международных филологических конференциях СПбГУ (2010, 2011гг.), международной научно-практической конференции «Коммуникация в поликодовом пространстве: языковые, культурологические и дидактические… Читать ещё >

Содержание

  • Общая характеристика работы
  • Глава 1. Теоретические предпосылки создания интегративной основы обучения в высшей школе
    • 1. 1. Реформа ВПО в России как отражение интегративных процессов
    • 1. 2. Магистратура неязыкового вуза как важное звено в процессе проведения реформы
    • 1. 3. Парадигмальное взаимодействие в современном образовательном пространстве высшей школы
      • 1. 3. 1. Интегративная сущность компетентностного подхода
      • 1. 3. 2. ИКТ как средство обеспечения личностно-ориентированного обучения в высшей школе
      • 1. 3. 3. Современные тенденции развития коммуникативного подхода в преподавании иностранных языков
      • 1. 3. 4. Модель современного образовательного пространства
    • 1. 4. Трехуровневая интегративная основа обучения иностранному языку как средство формирования вузовских компетенций
      • 1. 4. 1. Междисциплинарная интеграция как профилирующий уровень интеграции
      • 1. 4. 2. Интеграция видов речевой деятельности как внутридисциплинарный уровень дидактической интеграции
      • 1. 4. 3. Интеграция на уррвне многоэтапного учебного задания с применением ИКТ
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Практические аспекты создания и апробации интегративного учебного пособия по иностранному языку для магистрантов
    • 2. 1. Компьютерная обучающая среда как универсальный дидактический компонент учебного пособия нового поколения
    • 2. 2. Типология интегративных лингвокомпьютерных заданий в авторских учебных пособиях по иностранному языку для магистрантов
    • 2. 3. Сопоставление авторского учебного пособия для магистрантов и учебного пособия Зинкевич Н. А
    • 2. 4. Апробация авторского учебника для магистрантов
      • 2. 4. 1. Обоснование обучения письму как профилирующему виду учебной деятельности
      • 2. 4. 2. Констатирующий эксперимент и его результаты
      • 2. 4. 3. Реализация обучающего эксперимента
        • 2. 4. 3. 1. Мониторинг проектной деятельности в процессе обучения в ЭГ
        • 2. 4. 3. 2. Контрольные срезы и их результаты
      • 2. 4. 4. Проверка и анализ контрольного эксперимента
  • Выводы по главе 2

Формирование интегративной основы обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза посредством информационно-коммуникационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интеграционные процессы, в различных своих проявлениях, как на междисциплинарном, так и внутридисциплинарном уровнях, проходят через различные стадии развития обобщенных представлений студентов о будущей профессиональной деятельности и помогают им более осознанно выбирать свой образовательный маршрут. В целом, можно утверждать, что интеграционные процессы отражают дидактические возможности всего обучающего процесса.

Попытка определить некоторые особенности интеграционных тенденций в образовании предпринята Берулавой М. Н., 1998; Фоменко В. Т., 1994; Митусовой O.A., 2006; Солововой E.H. 2008 и др. Общее, что объединяет работы данных авторов, является то, что они определяют интегративность в высшем образовании как многофакторное и многоуровневое явление, имеющее свою основу и влияющее на дальнейшие этапы обучения. Отсюда становится очевидным, что одним из важнейших аспектов дидактической интеграции в междисциплинарном обучающем пространстве является дидактическая интегративная основа обучения, в нашем случае иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза. Именно на ней нам представляется актуальным и значимым остановится в данном диссертационном исследовании.

Интегративная основа обучения иностранному языку (ИОО ИЯ) представляет собой совокупность дидактико-методологических компонентов междисциплинарного синтеза. Соответственно, создание такой основы является важной предпосылкой совершенствования иноязычного профессионального образования (ФГОС ВПО) в русле основных концептуальных положений компетентностного подхода. Являясь целеполагающим концентром современной образовательной среды, компетентностный подход концептуально, дидактически и содержательно в большей степени соответствует современным тенденциям в формировании общедеятельностных и профессиональных умений и способностей, определяющих уровень компетентности специалиста как конечный совокупный продукт обучения, строящийся в результате управляемого взаимодействия дисциплин учебного плана. Важная роль в этих процессах отводится личностно-ориентированному обучению (JIOO) и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), которые мы считаем весьма важными факторами для создания интегративной основы обучения ИЯ. (См. также: Хуторской A.B., 2007, Печинская Л. И., 2008, Зубов A.B., 2009, Крепкая Т. Н., 2012 и др.).

Неразработанность ИОО ИЯ в теоретическом плане и отсутствие соответствующей методики ее формирования приводит к низкому качеству владения ИЯ и, прежде всего, в коммуникативном плане. Поэтому создание ИОО ИЯ является на сегодняшний день важной и значимой проблемой, от решения которой зависит качество иноязычного образования в целом и уровень владения профессиональным коммуникативным минимумом в магистратуре.

Актуальность проблемы ИОО ИЯ определяется также рядом существующих в высшей школе противоречий между:

• требованиями примерной программы (2009) к подготовке по ИЯ студентов неязыкового профиля на междисциплинарной интегративной основе и отсутствием специально разработанной методически и технологически целесообразной ИОО;

• существующими в настоящее время интегративными тенденциями, отраженными в концепции непрерывного образования Болонской конвенции, и недостаточном учете этих тенденций в магистратуре, последнем этапе современной системы высшего образования;

• необходимостью реализации концепции непрерывного образования, требующей от магистранта интегрированных знаний, предполагающих владение не только дисциплинами направления, но и знание ИКТ, и недостаточно используемом потенциале ИЯ как интегративной дисциплины, позволяющей готовить магистрантов к изучению ИЯ в течение всей жизни;

• необходимостью формирования иноязычной компетенции магистрантов при одновременном формировании лингвокомпьютерной компетенции, и отсутствием учебных пособий по иностранному языку с интегрированными ИКТ в их лингводидактическом аппарате.

Отсюда следует, что на основании вышеприведенных противоречий возникает проблема создания ИОО ИЯ, которая является действительно актуальной, поскольку от ее решения в определенной степени зависит качество иноязычного образования в магистратуре на современном этапе. Кроме того, актуальность данной проблемы определяется востребованностью интегративных учебных пособий нового поколения для магистрантов, проектируемых с учетом дидактической взаимосвязи иноязычного и общепрофессионального содержательных компонентов, реализуемой посредством ИКТ в качестве третьего процессуального компонента.

Все вышесказанное подтверждает правильность выбора темы исследования, которую можно сформулировать таким образом: «Формирование интегративной основы обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза посредством информационно-коммуникационных технологий».

Целью исследования является разработка теоретических аспектов и научное обоснование ИОО ИЯ в магистратуре неязыкового вуза с использованием ИКТ и практическая реализация соответствующей обучающей модели.

Объектом исследования является организация и содержание обучения ИЯ в магистратуре неязыкового вуза.

Предметом исследования выступает интегративная основа обучения ИЯ в магистратуре неязыкового вуза.

В соответствии с поставленной целью выдвигается следующая гипотеза исследования.

Интегративная основа обучения ИЯ в магистратуре неязыкового вуза будет дидактически целесообразной и практически эффективной при условии:

• оптимального привлечения и рационального использования ИКТ в процессе формирования ИОО;

• создания соответствующих учебных пособий на основе принципа междисциплинарной интеграции для обучения устной и письменной речевой деятельности (деловая письменная речь) в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности;

• включения в разработанные дидактические пособия многофункциональных интегративных заданий.

С учетом цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:

• Проанализировать основные принципиальные аспекты реформы ВПО с целью выявления интегративных тенденций для последующего их учета при разработке ИОО ИЯ в магистратуре.

• Научно и теоретически обосновать многоуровневую дидактически целесообразную ИОО ИЯ, опираясь на основные, разработанные в отечественной дидактике, принципы и положения компетентностного подхода, на примере заданий, направленных на обучение письменной речи на ИЯ.

• Разработать модель обучения ИЯ в магистратуре на основе идеи междисциплинарной интеграции, реализуемой во взаимосвязи с ИКТ.

• Создать два учебно-методических пособия по английскому языку для магистрантов гуманитарного и технического направлений подготовки на основе интегративного подхода с включением типологии существующих интегративных лингвокомпьютерных заданий.

• Провести экспериментальную проверку разработанных учебно-методических материалов на занятиях по ИЯ.

Для решения вышеизложенных задач нами использовались следующие методы исследования:

1. На теоретическом уровне: изучение и анализ нормативных документов, научный анализ работ по теории, методике и практике обучения ИЯ в неязыковых вузах.

2. На эмпирическом уровне: тестирование, анкетирование, наблюдение, изучение продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент, статистико-математические методы обработки данных.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды ученых в области:

1. интегративных тенденций в образовании (Безрукова B.C., Берулава М. Н., Борозенец Г. М., Васильева C.B., Галицких Е. О., Гриценко Л. И., Данилюк А. Я., Дворкин Б., Заграйская Ю. С., Игнатова В. А., Ларионова И. А., Лиферов А. П., Майер Б. О., Махненко С. Г., Митусова O.A., Панфилов А. Н., Таскина О. В., Урсул А. Д., Фоменко В. Т., Чепиков М. Г., Шемет О. В., Шибанова Ю. В., Blum А. и др.);

2. междисциплинарных связей (Бодрикова Г. Н., Гурьев А. И., Еремеевская И. Д., Еремкин А. И., Кириченко И. И., Поршнева Е. Р., Максимова В. Н., Махмутов М. И., Панкратова О. П., Попова Н. В., Федорец Г. Ф. и др.);

3. теоретических основ методики преподавания иностранных языков (Акопова М.А., Алмазова Н. И., Баграмова Н. В., Борзова Е. В., Вдовина Е. К., Гальскова Н. Д., Гез Н. И., Еремин Ю. В., Колесникова И. Л., Колкер Я. М., Лернер И. Я., Миролюбов A.A., Саломатов К. И., Симоненко В. Д., Соловова E.H., Уолш И. А., Щукин А. Н., и др.);

4. компетентностного подхода (Байденко В.И., Вербицкий A.A., Гагаринская Г. П., Зимняя И. А., Козлов В. Н., Крепкая Т. Н., Селезнева H.A., Сергеев И. С., Сурыгин А. И., Хуторской A.B., Челышева Т. В., Шадриков В. Д., Chomsky N. и др.);

5. компьютерных технологий (Андреева Н.В., Аршинова Н. И., Беспалов П. В., Бовтенко М. А., Брановский Ю. С., Жук Л. Г., Зубов A.B., Печинская Л. И., Сысоев П. В. и др.);

6. проектных технологий (Дьюи Дж., Кагаров Е. Г., Килпатрик У. Х., Матяш Н. В., Полат Е. С., Schmitz I. и др.).

Этапы исследования и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно в течение 2009;2012г. на базе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Всего в эксперименте приняли участие 48 студентов, из которых 25 составляют контрольные группы и 23 -экспериментальные, обучающиеся по техническим направлениям на радиофизическом и физико-техническом факультетах. Эксперимент включал в себя констатирующий, обучающий и контрольный этапы и проходил в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык» на материале английского языка.

Констатирующий этап (2009;2010) заключался в опросе и анкетировании студентов с целью установления исходного уровня иноязычной подготовки и мотивационной готовности к изучению иностранного языка. На констатирующем этапе также была разработана общая схема эксперимента и его структура.

Обучающий этап (2011;2012) представлял собой реализацию программы эксперимента, которая заключалась в обучении студентов контрольной и экспериментальной групп по разным учебникам для магистрантов, в лингводидактическом аппарате которых были представлены новые интегративные задания.

Контрольный этап эксперимента (2012) заключался в проверке правильности владения выдвинутой гипотезы, а также в анализе результатов экспериментального обучения на основе сравнения данных экспериментальных и контрольных групп.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Исследованы структурные, содержательные и дидактические предпосылки создания ИОО ИЯ.

2. Обоснована многоуровневость как базисная характеристика интегративности и разработана трехуровневая схема ИОО ИЯ.

3. Расширена типология лингвокомпьютерных заданий в учебных пособиях за счет включения в нее поисковых заданий на получение условного гранта.

4. Предложен алгоритм выявления степени интегративности многофункциональных лингвокомпьютерных заданий.

5. На основе интеграции традиционных и методически инновационных заданий разработан алгоритм обучения магистрантов письменной речи, сочетающий создание деловой и научно-деловой грантовой документации для выполнения семестрового проекта.

6. Введена система личностно-ориентированного мониторинга индивидуальной работы магистрантов в процессе реализации проектной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории и методики профессионального образования, а именно:

• определена междисциплинарная компонента компетентностного подхода как основа современной парадигмы профессионального иноязычного образования;

• обосновано междисциплинарное интегративное взаимодействие как основа создания учебных материалов с использованием ИКТ;

• с позиций ФГОС третьего поколения и целей настоящего исследования уточнено содержание понятий междисциплинарностъ, интегративностъ, интегрирующий фактор, интегративная основа обучения для разработки учебных пособий на интегративной основе;

• сопоставлены междисциплинарные и внутридисциплинарные дидактические возможности создания ИОО ИЯ;

• проанализирована содержательная компонента и особенности обучения магистрантов ИЯ в неязыковом вузе с позиций компетентностного подхода и интеграционных процессов;

• определены роль и место ИКТ при разработке интегративной основы обучения ИЯ и методические возможности использования элементов ИКТ в учебных пособиях для магистрантов.

Практическая значимость исследования состоит в участии автора в разработке учебно-методического комплексов (УМК) «Английский язык. Учебное пособие для магистрантов гуманитарного профиля» и УМК «Английский язык. Практический курс для магистрантов технического профиля», получившие грифы УМО по университетскому лингвистическому и политехническому образованию. Практическую значимость представляет также авторский алгоритм организации обучения письменной речи в рамках дисциплины «Иностранный язык» для магистрантов технических специальностей, а также интегрированные задания, которые могут быть модифицированы к любым условиям обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. ИОО ИЯ включает профессиональный, иноязычный и информационно-коммуникационный компоненты. При создании учебно-методических пособий по ИЯ необходимо учитывать взаимосвязь этих компонентов для обеспечения условий междисциплинарного синтеза.

2. ИОО ИЯ, как совокупность дидактических компонентов междисциплинарного синтеза, формируется в процессе выполнения интегративных заданий по ИЯ с использованием элементов ИКТ.

3. Внутридисциплинарный уровень интеграции в лингводидактическом аппарате учебных пособий по ИЯ, разработанных при участии автора исследования, обеспечивается за счет включения научно-технического, делового, информационного, междисциплинарного и межкультурного дидактических компонентов в их возможной взаимосвязи при обучении видам речевой деятельности с обязательным использованием ИКТ.

4. Модель формирования ИОО ИЯ включает пять видов интеграционных составляющих (внутридисциплинарная интеграция, внешнедидактическая (межаспектная) интеграция, междисциплинарная интеграция, внутридидактическая интеграция и интеграция на уровне задания), где дидактическое содержание данных компонентов реализуется на интегративном уровне задания.

5. Учебные пособия нового поколения для магистрантов, разработанные при участии автора, являются «интегративными», поскольку при их проектировании упор делался на задания, актуализирующие взаимосвязь ИЯ, общепрофессионального содержания и ИКТ.

6. Интегративные задания, включающие от 3 до 10 этапов учебно-познавательной деятельности, определяют основу учебных пособий нового поколения.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены непротиворечивой первоначальной теоретической базы исследования, проверенными положениями педагогики и теории и методики профессионального образования, а также статистическим анализом полученных данных по результатам эксперимента и апробации разработанных учебных пособий.

Апробация основных положений исследования осуществлялась в рамках выступлений на XXXIX и ХЬ Неделях науки в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (2010, 2011гг.), на ЬХ и ЬХ1 международных филологических конференциях СПбГУ (2010, 2011гг.), международной научно-практической конференции «Коммуникация в поликодовом пространстве: языковые, культурологические и дидактические аспекты» (2011г.). Основные положения и результаты исследования апробировались на аспирантских семинарах факультета иностранных языков ГБОУ ВПО «Санкт — Петербургский государственный политехнический университет» (2011, 2012гг.). Автором диссертации по теме исследования опубликовано 20 печатных работ -16 статей и 2 учебно-методических комплекса (УМК), в состав каждого из которых входит 2 книги. Общий объём статей составляет 4,7 печ.л.

Разработанные в составе авторского коллектива УМК «Английский язык. Учебное пособие для магистрантов гуманитарного профиля» и «Английский язык. Практический курс для магистрантов технического профиля» внедрены в учебный процесс в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет». Авторский вклад в создание двух УМК составляет 16,5 п.л. (8,5 и 8 п.л. соответственно). За описанные выше исследования автор работы был избран лауреатом конкурса «Аспирант года», проводимого ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» в 2011 г.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 278 наименований, 13 приложений, и содержит 27 таблиц, 21 рисунок и 16 диаграмм. Основной объем диссертации составляет 198 страниц.

Выводы по главе 2.

В результате проведенного исследования были выявлены основные принципы построения интегративного учебного пособия нового поколения по иностранному языку, которое состоит из таких компонентов как непосредственно иностранный язык, профессионально-ориентированный аспект и компьютерная обучающая среда. Дидактические компоненты, входящие в состав интегративного учебного пособия, не строго соотносятся с дисциплинарными направлениями, в отличие от междисциплинарного учебного пособия, при проектировании которого акцент делается на привлечение конкретных дисциплин рабочего учебного плана.

Кроме того, при проектировании учебного пособия нового поколения было проведено анкетирование с целью выявления личных предпочтений студентов по содержанию и структуре учебного пособия нового поколения, в связи с чем был определен уровень коммуникативной компетенции магистрантов, степень готовности магистрантов к применению электронных ресурсов при изучении иностранного языка, отношение студентов к дисциплине «Иностранный язык». В ходе данного анкетирования выяснилось, что большое количество студентов считают хотели бы усилить преподавание иностранного языка за счет выполнения творческих заданий с использованием РОСТ, письменной практики и обсуждения профессиональной тематики.

Разработанные при участии автора учебные пособия «Английский язык. Практический курс для магистрантов технического профиля» и «Английский язык. Учебное пособие для студентов гуманитарного профиля» содержат широкую типологию интегративных лингвокомпьютерных заданий, превалирующим по степени интегративности среди которых является семестровый курсовой проект по написанию заявки на грант. Степень интегративности определяется в соответствии с количеством видов деятельности при выполнении упражнений. В каждом из интегративных заданий присутствует вид деятельности, выполняемый при помощи компьютера, причем произведенный анализ участия ИКТ при выполнении интегративных заданий показал, что при обучении проектной деятельности, т. е. написании заявки на грант, степень присутствия лингвокомпьютерного компонента наиболее высокая — 75%.

Таким образом, формирование интегративной основы обучения иностранному языку в магистратуре осуществляется за счет вариативного формирования интегративной лингвокомпьютерной компетенции в процессе обучения. Примерное среднее количество используемых типов лингвокомпьютерных заданий в составе учебных пособий, созданных с участием автора, равно восьми. Поскольку большинство заданий по обучению письменной речи обладают высокой степенью интегративности, а также в связи с тем, что, как показал проведенный анализ, письмо сегодня является одним из наиболее востребованных видов речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку, был проведен педагогический эксперимент на проверку владения письменной речью. I.

В ходе констатирующего эксперимента был определен исходный уровень владения компонентами письменной речи в КГ и ЭГ, который оказался примерно одинаковым в КГ и ЭГ.

При проведении обучающего эксперимента проверялся уровень владения такими компонентами письменной речи в виде поурочного контроля. Кроме того, в рамках обучающего эксперимента проводилось два контрольных среза и мониторинг проектной деятельности. В ходе обучающего эксперимента было выявлено, что уровень владения всеми компонентами письменной речи за исключением грамматических оборотов в ЭГ стал выше, чем в КГ. В рамках контрольного эксперимента студентам контрольных и экспериментальных групп было предложено тестирование на выявление конечного уровня владения компонентами письменной речи. Данный эксперимент показал, что уровень знаний по большинству компонентов письменной речи у студентов экспериментальных группах выше на 18,5% чем у студентов контрольных.

Заключение

.

В ходе проведенного нами исследования, посвященного созданию интегративной основы обучения иностранному языку в магистратуре, были рассмотрены интегративные тенденции в системе высшего образования, описана их структура, уровни, определены их значимость и особенности. Анализ реформы ВПО в свете глобальных интегративных тенденций показал, что одним из вариантов интеграции в образовании сегодня является объединение вузов в федеральные университеты. Реформа ВПО в России проявляется также в переходе на двухуровневую систему обучения — бакалавриат и магистратуру, которая является важным, хотя и наименее разработанным в дидактическом аспекте, звеном в системе современного высшего профессионального образования.

Созданная на фоне интегративных процессов парадигмальная модель современного образовательного пространства высшей школы включает информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компетентностный, личностно-ориентированный и коммуникативный подходы. Компетентностный подход, как наиболее актуальная современная парадигма ФГОС, определяет результаты обучения, формулируемые в форме компетенций, и создает основу для развития личностно-ориентированного подхода в высшей школе. Последний, в свою очередь, приобретает современные очертания благодаря использованию ИКТ в учебном процессе, а также посредством совершенствования коммуникативной направленности обучения всем дисциплинам, в частности, иностранному языку. Анализ интегративной сущности компетентностного подхода показал, что современное высшее образование основывается на формировании заданных ФГОС компетенций, которые развиваются за счет интегративных вузовских компетенций, формируемых в условиях междисциплинарного синтеза.

Дидактическая интегративная основа обучения ИЯ формируется за счет междисциплинарной и внутридисциплинарной интеграции, причем последняя включает внешнеи внутридидактическую интеграцию и интеграцию на уровне задания. Базовая междисциплинарная интеграция заключается в триадном взаимодействии между содержательными аспектами дисциплины иностранный язык, которая, по логике нашего исследования, включает в себя элементы содержания профессиональных дисциплин и ИКТ, в дисциплинарном плане относящиеся к информатике, как условному компоненту междисциплинарного синтеза. Внешнедидактическая интеграция в составе учебных пособий подразумевает синтез более широкого спектра содержательных дидактических компонентов, не полностью совпадающих с дисциплинарными. Внутридидактическая интеграция предполагает взаимосвязь видов речевой деятельности, представленных в виде заданий учебных пособий для магистрантов и задействованных в процессе реализации внешнедидактической интеграции. Интеграция на уровне задания с применением ИКТ является следующим уровнем интеграции, который нами освещен наиболее подробно на примере выполнения проектной деятельности магистрантов и написания деловой документации.

Разработанные нами интегративные учебно-методические комплексы (УМК) «Английский язык. Практический курс для магистрантов технического профиля» и «Английский язык. Учебное пособие для магистрантов гуманитарного профиля», содержат специальные многофункциональные задания, способствующие формированию интегративной основы обучения. При составлении учебного пособия нового поколения была учтена значимость использования ИКТ в процессе обучения, поэтому в разработанные УМК были включены задания, выполняемые при помощи ИКТ: поисковые задания, подкасты, презентации, редактирование машинного перевода, составление глоссариев с помощью программ-конкордасеров и др. Все рассмотренные нами интегративные задания формируют основу типологии лингвокомпьютерных заданий, создание которой нам представляется актуальным для дальнейшего развития компьютерной лингводидактики.

В экспериментальной части исследования осуществлялась проверка гипотезы, предполагающей, что процесс обучения письму в деловом аспекте является более эффективным при использовании проектной деятельности в качестве дополнительного источника письменных заданий. Использование письменной практики в качестве базового аспекта для экспериментальной проверки обосновано проведенным нами анкетированием 140 выпускников неязыковых факультетов СПбГПУ для выявления приоритетов в обучении ИЯ. Кроме этого, написание деловой документации легло в основу коррелирующего с авторским учебника для магистрантов, который был нами отобран для сопоставительного анализа при проведении эксперимента.

В педагогическом эксперименте участвовали контрольные группы, в которых обучение письменной речи осуществлялось по учебному пособию для магистрантов Зинкевич H.A. и экспериментальные группы, в которых обучение проводилось по учебному пособию, созданному с участием автора. Результаты эксперимента с участием 43 человек показали, что уровень владения компонентами письменной речи в экспериментальных группах выше на 18,5%, чем в контрольных группах. Это объясняется тем, что в экспериментальных группе студенты коллективно выполняли дополнительные задания по проектной деятельности. Мониторинг проектной деятельности осуществлялся с введением коэффициента участия каждого студента в работе научно-исследовательских групп по созданию пакета документов на получение условного гранта.

Созданная нами интегративная основа обучения ИЯ с применением ИКТ является современным средством формирования указанных в ФГОС компетенций магистрантов. Широкое использование ИКТ как основного интегрирующего фактора обучения, может экстраполироваться на другие дисциплины высшего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.П. Интеграция профессионально-педагогических знаний в системе подготовки учащихся педучилищ : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Аберган Валентина Петровна — Белорус, гос. пед. ун-т. — Минск, 1994.-20 с.
  2. А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе / А. Г. Абросимов. М.: Образование и Информатика, 2004. — 254 с.
  3. Э.Г. Словарь методических терминов : (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. СПб.: Златоуст, 1999. -472 с.
  4. М.А. Компьютерные технологии в иноязычном образовании // Науч.-техн. ведомости СПбГПУ. 2008. — № 5. — С. 137−141.
  5. М.А. Междисциплинарная сущность компетентностного подхода в высшем образовании / М. А. Акопова, Н. В. Попова // Науч. ведомости СПбГПУ. Гуманитар, и обществ. Науки. 2011. — № 4 (136). — С. 76−80.
  6. К.В. Можно ли обучать иностранному языку без РОСТ? // Высш. образование в России. 2011. — № 3. — С. 80−85.
  7. Алексеева J1.E. Методика обучения профессионально ориентированному иностранному языку: метод, пособие / JI.E. Алексеева. СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2007.- 141 с.
  8. Английский язык: практич. курс для магистрантов техн. профиля: учеб. пособие / Н. И. Алмазова, М. С. Коган, O.A. Никитенко, Н. В. Попова, М. М. Степанова — под ред. М. А. Акоповой. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2011.-272 с.
  9. Английский язык: учеб. пособие для магистрантов гуманитар, профиля / Н. И. Алмазова, O.A. Никитенко, Н. В. Попова, М. М. Степанова — под ред. М. А. Акоповой. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2010. — 219 с.
  10. A.A. Педагогика высшей школы. Новый курс / A.A. Андреев. М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.- 264 с.
  11. Н.В. Обучение иностранному языку с применением компьютерных технологий // Методика преподавания иностранных языков в вузе: от традиции к современности: учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т.- Калининград, 2003. С. 104−105.
  12. Г. М. Научно-теоретические основы современного учебника иностранного языка // Актуальные проблемы современной филологии: сб. ст. / Смолен, гуманитар, ун-т. Смоленск, 2001. — Вып. 2. — С. 95−102.
  13. И.Е. Труды по языкознанию /И.Е. Аничков. СПб.: Наука, 1997. -510с.
  14. Ю.А. Влияние применения межпредметных связей на занятиях на качество знания студентов: метод, разработка. / Ю.А. Анпилова- Старооскол. кооператив, техникум. Старый Оскол: б. и., 2006. — 18 с.
  15. И.Б. Методическая эффективность использования письма как средства обучения аргументированию в неязыковом вузе: (англ. яз.): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Антонова Ирина Борисовна- Моск. гос. лингв, ун-т. М., 1994. — 21 с.
  16. Е.Б. Система высшего образования во Франции и система ее реформирования в рамках Болонского процесса // Проблемы соврем, образования. 2011. — № 4. — С. 60−66.
  17. А.Л. Экспорт российского образования: основные показатели и тенденции // Высш. образование в России. 2010. — № 1. С. 31−39.
  18. И.В. Основы научных исследований в лингвистике : учеб. пособие. / И. В. Арнольд. М.: Высш. шк., 1991. — 140 с.
  19. Д.Г. Образование на пороге XXI века / Д. Г. Арсеньев, А. И. Сурыгин // Обучение иностранных студентов: состояние и перспективы: сб. науч.-метод. ст. / С.-Петерб. гос. техн. ун-т, Ин-т междунар. образоват. программ. СПб., 1997. — С. 9−18.
  20. H.A. Постижение мастерства : учеб. англ. яз. для студентов магистратуры фак. МЭО / H.A. Багдасарова. 2 изд. — М.: МГИМО-Университет, 2007. — 429 с.
  21. В.И. Болонский процесс: курс лекций / В. И. Байденко. М.: Логос, 2004. — 207 с.
  22. В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод, пособие / В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. — 72 с.
  23. A.A. Основы художественного конструирования / A.A. Барташевич, А. Г. Мельников. Минск: Вышэйшая шк., 1978. — 215 с.
  24. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / B.C. Безрукова. Екатеринбург: б. и., 1994. — 152 с.
  25. А.П. Социально-правовые основы интеграции образования и науки / А. П. Бердашкевич, Н. И. Булаев // ЭКО. 2006. — № 10. — С. 117−126.
  26. М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах: теоретико-методол. аспект / М. Н. Берулава. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. — 221 с.
  27. М.Н. Теоретические основы интеграции образования / М. Н. Берулава. М.: Совершенство, 1998. — 174 с.
  28. П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 41−45.
  29. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: (педагогика третьего тысячелетия): учеб.-метод, пособие / В. П. Беспалько. М.: МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 2002. — 351 с.
  30. E.H. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 /Бичерова Елена Николаевна- Брян. гос. пед. ун-т им. И. Г. Петровского. Брянск, 2009. — 242 с.
  31. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т./ П. П. Блонский — под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. -Т. 1.-304 с.
  32. М.А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие / М. А. Бовтенко. М.: Флинта: Наука, 2005. — 215 с.
  33. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
  34. О.Р. Межкультурные аспекты коммуникативной компетенции на иностранном языке // Методы и организация обучения иностранному языку в языковом вузе. М., 1991. — С. 38−48. — (Сборник научных трудов / Моек гос. лингв, ун-т — вып. 370).
  35. Г. К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 /Борозенец Галина Кузьминична — Самар. гос. ун-т. Самара, 2005. — 40 с.
  36. Е.В. Иноязычное лисностно ориентированное образование на старшей ступени средней школы : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Борзова Елена Васильевна — Гос. пед. ун-т им. Грецена. Санкт-Петербург, 2007. — 52 с.
  37. А.Я. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в промышленности / А. Я. Бутыркин. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 198 с.
  38. БыковА.Н. Постсоветское пространство: стратегии интеграции и новые вызовы глобализации / А. Н. Быков. СПб.: Алетейя, 2009. — 191 с.
  39. C.B. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Васильева C.B. — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1994. — 24 с.
  40. Е.К. Развитие потребности взрослых в гуманитарной культуре в процессе освоения иностранного языка : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Вдовина Елена Константиновна- Институт образования взрослых. Санкт-Петербург, 1999. — 23 с.
  41. A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М.: Логос, 2010.-334 с.
  42. С.М. Профессиональное образование : словарь: ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: Новь, 1999.-537 с.
  43. A.B. Использование интегрированных заданий экзамена формата TOEFL в закреплении межаспектных связей при обучении английскому языку // Вопросы методики преподавания в вузе / С.-Петерб. гос. политехи, ун-т. СПб., 2010. — Вып. 13. — С. 232−237.
  44. А.Н. Формирование письменноречевой аргументативной компетенции у студентов гуманитарных специальностей (английский язык): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /Гаврилова Анна Николаевна — С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2011. — 25 с.
  45. ГанаеваЕ.А. Моделирование содержания образования: учеб. пособие / Е. А. Ганаева. Оренбург: Изд-во Оренбург, гос. пед. ун-та, 2003. — 131 с.
  46. В.Ф. Мировое хозяйство: инструментарий измерения и регулирования последствий интеграции / В. Ф. Гапоненко, Е. Г. Яковенко. -М.: Элит, 2008. 408 с.
  47. С.И. Основы педагогики : введ. в прикладную философию: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
  48. Н.Б. Подготовка аспирантов к инновационной деятельности /Н.Б. Гитман, Е. К. Гитман, В. Ю. Столбов //Высш. образование в России. -2010.-№ 5.-С. 102−111.
  49. С.Ф. Информационный аспект межъязыковой поэтической коммуникации // Тетради переводчика. М., 1987. Вып. 22. — С. 3819.
  50. В.Г. Уроки реформы образования в России XIX начало XX столетий // Высш. образование в России. — 2010. — № 5. — С. 147−153.
  51. Гохберг JIM. Развитие научного потенциала вузов // Исследовательские университеты: интеграция науки и образования: материалы рос.-амер. науч. конф. «Исследовательские университеты», г. Москва, 4−6 апр. 2004 г. -Тверь, 2005.-С. 45−50.
  52. А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, A.A. Гретченко. -М.: КНОРУС, 2009. 425 с.
  53. С.Г. Интегративиые подходы к формированию электронных учебных пособий курса информатики / С. Г. Григорьев, И. Б. Лобов // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. «Информатизация образования». 2007. -№ 4. — С. 44−46.
  54. О.И. Развитие проектной деятельности студентов : (на материале изучения нем. яз.): дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: 13.00.02 /Гридасова Ольга Ильинична — Курс. гос. ун-т. Курск, 2004. — 170 с.
  55. Л.И. Теория и практика обучения : интегративный подход: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика» / Л. И. Гриценко. М.: Академия, 2008. — 239 с.
  56. Н.Ю. Обучение студентов технических вузов профессиональной иноязычной коммуникации на основе когнитивной технологии : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Гришина Наталья Юрьевна — С.-Петерб. гос. политехи, ун-т. СПб., 2006. — 204 с.
  57. А.И. Межпредметные связи в системе современного образования / А. И. Гурьев — под ред. A.B. Усовой, A.B. Петрова. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. — 213 с.
  58. А.Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Данилюк Александр Ярославович- Рост. н/Д. гос. пед. ун-т. -Ростов н/Д., 1997.-27 с.
  59. А.Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2000. — 440 с.
  60. . Опыт интеграции образования, науки и производства /Б. Дворкин, А. Дружкин //Высш. образование в России. 2002. — № 1. -С.38−43.
  61. И.Д. Организационные формы интегративного развития науки и образования : (на примере социально-гуманитар. знания) / И. Д. Демидова, В. Н. Минина // Философия образования. 2004. — № 3. — С. 53−60.
  62. ДудкоС.А. Образовательная политика в контексте миграционных процессов // Высш. образование в России. 2010. — № 2. — С. 39−46.
  63. Дж. Демократия и образование : пер. с англ. / Джон Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 383 с.
  64. Европейская интеграция: современное состояние и перспективы: сб. науч. ст. / науч. ред. С. И. Паньковский — А. Обердофф, Д. Бруссоль, Ж. Марку и др. Минск: Европ. гуманитар, ун-т, 2001. — 336 с.
  65. Г. В. Культура и обучение иностранным языкам : учеб. пособие. / Г. В. Елизарова. СПб.: КАРО, 2005. — 352 с.
  66. И.Д. Послевузовская подготовка учителя к реализации межпредметных связей на основе способа диалектического обучения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /Еремеевская Ирина Давыдовна — Сиб. гос. технол. ун-т. Красноярск, 2004. — 22 с.
  67. Ю.В. Конструктивно-функциональные основы моделирования продуктивной иноязычной текстовой деятельности: учеб. пособие / Ю. В. Еремин, A.B. Рубцова. СПб.: Книжный дом, 2008. — 351 с.
  68. А.И. Педагогические основы междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке учителя : дис.. д-ра пед. наук (13.00.01) /Еремкин Анатолий Ильич — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1991.- 196 с.
  69. Жук Л. Г. Возможности и преимущества использования интернет-технологий при обучении иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе / С.-Петерб. гос. политехи, ун-т. СПб., 2005. — Вып. 8 (спец.).-С. 116−122.
  70. И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. -М.: Педагогика, 1981. 159 с.
  71. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалиста, 2004. — 38 с.
  72. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высш. образование сегодня. — 2005. — № 5. — С. 34−42.
  73. И.А. Педагогическая психология : учебник. / И. А. Зимняя. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2008. — 383 с.
  74. A.B. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам / A.B. Зубов, И. И. Зубова. М.: Академия, 2009. -142 с.
  75. Интегративные процессы в современном мире и социальный прогресс / под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1989. — 8 с.
  76. Е.Г. Метод проектов в трудовой школе / Е. Г. Кагаров. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. — 88 с.
  77. КайноваЭ.Б. Качество образования и способы его измерения / Э. Б. Кайнова. М.: АПКиППРО, 2006. — 120 с.
  78. Юб.КантИ. Мысли о вечном / Иммануил Кант. Калининград: Янтар. сказ, 2008.- 158 с.
  79. В.А. История педагогики : учеб. пособие. /В.А. Капранова. -3-изд., испр. М.: Новое знание, 2007. — 240 с.
  80. И.В. Тенденции развития образования в контексте реформы // Высш. образование сегодня. 2005. — № 10. — С. 22−25.
  81. В.И. Формирование у студентов исследовательских навыков // Высш. образование сегодня. 2008. — № 5. — С. 79−82.
  82. .М. Классификация наук : в 2 кн. /Б.М. Кедров. М.: Изд-во Высш. парт. шк. и Акад. обществ, наук: Мысль, 1961−1965.
  83. B.X. Метод проектов : применение целевой установки в пед. процессе / В. Х. Кильпатрик. J1.: Брокгауз-Ефрон, 1925. — 43 с.
  84. И.И. Межпредметные связи как фактор повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов вузов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /Кириченко Ирина Ивановна- Магнитогор. гос. ун-т. Магнитогорск, 2004. — 24 с.
  85. В.Н. Методические указания по разработке учебно-методических комплексов дисциплин /В.Н.Козлов, В.И.Никифоров- С.-Петерб. гос. политехи, ун-т. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2007. — 10 с.
  86. В.Н. Общепрофессиональная подготовка в политехническом университете : функции, содержание, технология: учеб.-метод, пособие / В. Н. Козлов, В. И. Никифоров — С.-Петерб. гос. политехи, ун-т. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. — 128 с.
  87. И.JI. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, O.A. Долгина. СПб.: Рус.-Балт. информ. центр «БЛИЦ» — Cambridge.: Cambridge univ. press, 2001. — 223 с.
  88. КолкерЯ.М. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум: учеб. пособие для студентов фак. иностр. яз. вузов / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова. М.: Академия, 2002. — 329 с.
  89. Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 с.
  90. Компетентностный подход: пути реализации: монография / Г. П. Гагаринская, В. П. Гарькин, E.H. Живицкая, О. Ю. Калмыкова,
  91. H.B. Соловова- Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т» и др. Самара: Универс групп, 2008. — 257 с.
  92. Н.И. Логический словарь / H.H. Кондаков. М.: Наука, 1971. -658 с.
  93. В.М. Философия образования как практическая философия // Наука. Философия. Общество: материалы / V Рос. филос. конгр. — Рос. филос. о-во и др. Новосибирск, 2009. — Т. 3. — С. 392−393.
  94. Т.Н. Компетентностный подход как фактор обеспечения качества профессионального образования // Науч.-техн. ведомости СПбГПУ. Наука и образование. 2009. — № 4−1 (89). — С. 29−32.
  95. Курс английского языка для магистрантов / H.A. Зинкевич, Т. В. Андрюхина, Е. Э. Иванова и др. — под общ. ред. H.A. Зинкевич. М.: Айрис-пресс, 2011. — 447 с.
  96. И.А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Ларионова Ирина Анатольевна- Моск. пед. гос. ун-т. -М., 2009.-42 с.
  97. ЛевинВ.Г. Интегративная функция понятия системы //Диалектика как основа интеграции научного знания: межвуз. сб. / Проблемный совет по материалистич. диалектике. Л., 1984. — С. 70−77. — (Проблемы диалектики — вып. 12).
  98. ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения /И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  99. ЛиферовА.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия / А. П. Лиферов. — М.: Славян, шк., 1997. — 226 с.
  100. ЛиферовА.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Лиферов Анатолий Петрович — Моск. пед. гос. ун-т. -М., 1997. 50 с.
  101. ЛобашевВ.Д. Интеграция в системах профессионального образования //Интеграция образования. -2010.-№ 4.-С. 49−55.
  102. ЛяпинаО.В. Проектная деятельность как средство самоактуализации старших подростков: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ляпина Оксана Владимировна — Рязан. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2009. — 234 с.
  103. МайбуровИ.А. Учебник для магистратуры: необходимость и концептуальное видение // Университетское управление: практика и анализ. 2010.-№ 3.-С. 41−47.
  104. .О. Интеграция науки и образования как когнитивная проблема // Философия образования. 2007. — № 4. — С. 47−52.
  105. Н.П. Интегрирующая роль университета в современном региональном социуме // Интеграция в образовании. 2007. — № 2. — С. 325.
  106. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  107. В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: дис.. д-ра пед. наук: (13.00.01) / Максимова Валерия Николаевна- Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1981. — 477 с.
  108. Р.И. Преемственность формирования самообразовательной деятельности в системе «лицей вуз» : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /Маловичко Роман Иванович- ФГОУ ВПО «Моск. гос. агроинженер. ун-т им. В.П. Горячкина». — М., 2005. — 21 с.
  109. В.Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях / В. Б. Мантусов. М.: ЮНИТИ, 2011. -63 с.
  110. Маркушевская Л.П. English for masters in economics: учеб. пособие / Л. П. Маркушевская, H.B. Никифорова, Н. Г. Лукьяненко. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011.-212 с.
  111. Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. В. Матяш. М.: Академия, 2011. — 141 с.
  112. МахмутовМ.И. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ / М. И. Махмутов, А. З. Шакирзянов. М.: Высш. шк., 1985.-207 с.
  113. С.Г. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции //Изв. Юж. отд-ния Рос. акад. образования. Ростов н/Д., 1999. -Вып. 1.-С. 22−32.
  114. Э.Л. Интегрированное обучение в начальной школе : теория и практика / Э. Л. Мельник, Л. А. Корожнева. СПб.: КАРО, 2003. — 192 с.
  115. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. пособие / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. М.: Высш. шк., 1982. — 373 с.
  116. Методические рекомендации по заполнению матрицы соответствия компетенций и составных частей ООП Электронный ресурс. URL: http://xn-80abucjiibhv9a.xn~pШ/(дата обращения: 8.10.2010).
  117. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник: в 2 ч. / под ред. Р. И. Хасбулатова. М.: Гардарики, 2006. — Ч. 1. -671 с.
  118. МитусоваО.А. Интеграционные процессы в подготовке специалиста-коммуниканта в языковом пространстве / O.A. Митусова. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2006. — 224 с.
  119. В.А. Творческая конструктология : (пролегомены) / В. А. Моляко.- Киев: Освита Украины, 2007. 387 с.
  120. На путях к методу проектов / под ред. Б. В. Игнатьева, М. В. Крупениной.- М.: Работник просвещения, 1930. 224 с.
  121. В.П. Интегрированная система аэрокосмического образования /В.П.Назаров, В. Ю. Журавлев //Высш. образование в России. 2010. -№ 1. — С. 31−39.
  122. Л.Л. Толковый переводоведческий словарь / Л. Л. Нелюбин. 5-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2008. — 319 с.
  123. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е.Петров- под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2002. — 271 с.
  124. А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович — Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д., 1999. — 365 с.
  125. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. — 366 с.
  126. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / пер. с англ. под общ. ред. K.M. Ирисхановой. М.: МГЛУ, 2005.-248 с.
  127. Организационное и методическое обеспечение итоговой аттестации выпускников / И. Л. Гоник, A.B. Фетисов, В. Н. Подлеснов, Е. Р. Андросюк // Высш. образование в России. 2010. — № 3. — С. 38−44.
  128. А.Н. Интеграция педагогического и психологического знания как основа профессионально-педагогической подготовки учителя : (метод, пособие) / А. Н. Панфилов. Елабуга: Елабуж. гос. пед. ун-т, 2001. — 62 с.
  129. Педагогическая диагностика в школе / А. И. Кочетов, Я. Л. Коломинский, H.H. Верцинская и др. — под ред. А. И. Кочетова. Минск: Нар. асвета, 1987.-224 с.
  130. Л.И. Формирование иноязычной информационной компетенции у студентов технических вузов (в рамках курса дисциплины
  131. Иностранный язык"): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08
  132. Печинская Лариса Игоревна- С.-Петерб. гос. политехи, ун-т. СПб., 2011.-21 с.
  133. Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции: ист. очерк / Е. И. Пивовар — Рос. гос. гуманитар, ун-т. СПб.: Алетейя, 2008. -317 с.
  134. Е.В. Исследовательская деятельность обучающихся: бакалавриат, магистратура, аспирантура //Педагогика. 2010. — № 7. -С. 58−65.
  135. СПб., 2009. Июль, ART 1342. — URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1342.htm (дата обращения: 12.02.2012).
  136. Платон. Диалоги / Платон. СПб.: Азбука-классика, 2009. — 447 с.
  137. Подкаст. [Электронный ресурс] //Радио свобода: сайт. URL: http://www.svobodanews.rU/Podcast/0.html (дата обращения: 12.05.2012).
  138. ПолатЕ.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностр. яз. в шк. 2000. — № 2. — С. 3−10 — № 3. — С. 3−9.
  139. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации Электронный ресурс. // Гарант: информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/172 442/ (дата обращения: 15.08.2011).
  140. Н.В. Дидактическое моделирование вузовского учебника по иностранному языку с учетом междисциплинарных связей // Науч. ведомости СПбГПУ. 2010. — № 111. — С. 102−109. — (Гуманитарные и общественные науки — 2).
  141. Н.В. Междисциплинарная дискурсивная линия в программе подготовки лингвистов : (на базе первого иностр. яз.) / Н. В. Попова. -СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2009. 330 с.
  142. Н.В. Междисциплинарный подход к созданию учебной программы по иностранному языку для магистрантов технического вуза //Вопросы методики преподавания в вузе / С.-Петерб. гос. политехи, ун-т. СПб., 2009.-Вып. 12.-С. 32−44.
  143. Н.В. Методика формирования междисциплинарных связей в процессе обучения лингвистов, преподавателей / Н. В. Попова, О. Б. Макарычева // Вопросы методики преподавания в вузе / С.-Петерб. гос. политехи, ун-т. СПб., 2007. — Вып. 10. — С. 63−70.
  144. Н.В. Первый иностранный язык как интегративный стержень для реализации междисциплинарных связей в подготовке лингвистов, преподавателей // Изв. Юж. федерал, ун-та. Филол. науки. 2007. — № ½. -С. 315−332.
  145. Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения: междисциплинарный подход / Н. В. Попова. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2011. — 246 с.
  146. Н.В. Формирование междисциплинарных связей (МДС) на основе иностранного языка // Науч.-техн. ведомости СПбГПУ. 2008. — № 5 (66). -С. 160−165.
  147. Проблемы региональной интеграции: политические, экономические и культурные процессы: сборник. / [О.Д. Абрамова, Ю. Н. Гаврилов, Р. Г. Гаджиева и др.]. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 180 с.
  148. Е.Б. Формирование профессиональной информационно-технологической компетентности студентов-филологов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Птущенко Елена Борисовна- Адыгейский гос. ун-т. Майкоп, 2007. — 27 с.
  149. В.В. Проблема номер один качество образования //Высш. образование сегодня. — 2005. — № 11. — С. 3−6.
  150. З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985. — 207 с.
  151. РодоманН.В. Английский для магистрантов: курс политперевода: лексический аспект / Н. В. Родоман. М.: МГИМО-Университет, 2009. -313 с.
  152. П. О методе проектов в ШКМ / П. Руднев, В. Разлетов // На путях к новой школе. 1926. -№ 1. — С. 28−48.
  153. H.A. Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования // Высш. образование в России. 2010. — № 2. — С. 100−107.
  154. Ю.И. Методологические основы интеграции в преподавании человековедческих и специальных дисциплин // Интеграция содержанияобразования в педагогическом вузе: сб. науч. тр. / Бийский гос. пед. ин-т. -Бийск, 1994.-С. 10−17.
  155. В.В. Английский язык для магистрантов: Law: Language: Mechanics: учебник: уровень Cl / В. В. Селезнева, Ю. А. Караулова. М.: МГИМО-Университет, 2010. — 203 с.
  156. H.A. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования // Высш. образование в России. 2009. — № 8. -С. 3−9.
  157. Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 20−25.
  158. И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности : практ. пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. -М.: АРКТИ, 2007.- 130 с.
  159. В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы / В. В. Сериков. М.: Педагогика, 1998. — 200 с.
  160. Д.Г. Английский язык для магистрантов (технических специальностей): учеб.-метод. пособие / Д. Г. Сидорова, Г. Ф. Филиппова. -Казань: Казан, гос. энергетич. ун-т, 2009. 80 с.
  161. A.A. История западноевропейской интеграции: начало (19 471 957 годы) / A.A. Синдеев. M.: URSS: Либроком, 2011. — 123 с.
  162. Л.Н. По пути модернизации образовательного процесса / Л. Н. Скаковская, H.A. Лучинина, В. В. Мигаль //Высш. образование в России. 2010. — № 3. — С. 61−67.
  163. Е.В. Глобальная и региональная торгово-экономическая интеграция : эффективность правового регулирования / Е. В. Скурко СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 295 с.
  164. О.Г. Компетентностный подход в системе высшего образования / О. Г. Смолянинова, O.A. Савельева, Е. В. Достовалова. -Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2008. 195 с.
  165. E.H. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / E.H. Соловова. М.: ACT: Астрель, 2008. — 271 с.
  166. Н.Р. Философские вопросы развития современной науки: (социол. и методол. проблемы интеграции науки): учеб. пособие для студентов и аспирантов / Н. Р. Ставская. М.: Высш. шк., 1974. — 231 с.
  167. И.Р. Компьютерное сопровождение учебного процесса : учеб. пособие / И. Р. Сташкевич. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2004. — 111 с.
  168. И.А. Учебник для бакалавров // Унив. кн. 2009. — № 2. — С. 2223.
  169. А.И. Дидактические основы предвузовской подготовки иностранных студентов в высших учебных заведениях : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 /Сурыгин Александр Игоревич- С.-Петерб. гос. техн. ун-т. СПб., 2000. — 37 с.
  170. П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учеб. метод, пособие / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. М.: Глосса-Пресс — Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 180 с.
  171. О.В. К вопросу об интеграции содержания образования в процессе преподавания общественных дисциплин // Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: сб. науч. тр. / Бийский гос. пед. ин-т. -Бийск, 1994.-С. 83−88.
  172. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высш. образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
  173. А.И. Подготовка учителя технологии и предпринимательства на основе интеграции содержания обучения : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Тимошенко Александр Иванович — Иркут. гос. пед. ун-т. Иркутск, 2001. -350 с.
  174. C.B. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / C.B. Титова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003. — 267 с.
  175. Э. Психология обучения взрослых / Э. Торндайк, Э. Бриджмен, Н. Тилтон, Э. Вудъярд. M. — JI.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1931. — 164 с.
  176. Д.В. Интеграция и идентичность : Россия как «новый Запад» / Дмитрий Тренин. М.: Европа, 2006. — 403 с.
  177. Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Трофимова Галина Сергеевна — С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2000. — 397 с.
  178. Х.Г. Университет в современной России: технология как стратегический горизонт? //Высш. образование в России. 2011. — № 4. -С. 58−61.
  179. H.JI. Лингвообразовательный процесс в высшем профессиональном учебном заведении / Н. Л. Уварова. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1998. — 193 с.
  180. А.Д. Технические науки и интегративные процессы : филос. аспекты / А. Д. Урсул, Э. П. Семенюк, В. П. Мельник. Кишинев: Штиинца, 1987.-255 с.
  181. А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1981. — 367 с.
  182. Федеральные ГОС ВПО третьего поколения Электронный ресурс. //СПбГПУ. Департамент методического обеспечения: сайт. СПб., 2012. — URL: http://uap.spbstu.ru/fgos (дата обращения: 20.08.2012).
  183. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения : учеб. пособие / Г. Ф. Федорец. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1983. — 88 с.
  184. Н.Г. Формирование и развитие инновационного (творческого) мышления специалистов в системе постдипломного образования: (в рамкахкурса иностр. яз.): автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08 / Ферсман
  185. Наталия Геннадиевна — С.-Петерб. гос. политехи, ун-т. СПб., 2010. — 22 с.
  186. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е. Ф. Губский и др. М.: ИНФРА-М, 2009. — 569 с.
  187. В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе : к пед. учебе учителей и организации эксперим. работы в шк. № 77 г. Ростова-на-Дону: учеб.-метод. пособие / В. Т. Фоменко, К. Ю. Колесина. Ростов н/Д.: Изд-во РГУПС, 1994. — 33 с.
  188. И.Т. Актуальные философские и социальные проблемы науки и техники // Вопр. философии. 1983. — № 6. — С. 16−26.
  189. Н. Аспекты теории синтаксиса. Изд-во БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1999.-258 с.
  190. Н.Г. Теория и практика подготовки инженеров на основе интеграции обучения, науки и производства : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 /Хохлов Николай Григорьевич- Ин-т проф. самоопределения молодежи. М., 1993. — 50 с.
  191. Н.Б. Обучение письменному описательному дискурсу на первом курсе языкового вуза: английский язык: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Хохлова Нина Борисовна — Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2003.- 199 с.
  192. A.B. Современная дидактика: учеб. пособие. / A.B. Хуторской. Изд. 2-е, перераб. — М.: Высш. шк., 2007. — 639 с.
  193. Цифровое неравенство Электронный ресурс. / подгот. по материалам ECM-Journal.ru // МИР: молодежный портал. URL: http://www.mir4you.ru/node/14 349 (дата обращения: 19.02.2012).
  194. М. Вузов станет меньше. Но они будут больше Электронный ресурс. // Фонтанка.ру: петерб. интернет-газета. -2011.-23 сент. URL: http://www.fontanka.ru/2011/09/23/134/ (дата обращения: 26.11.2011).
  195. М.Г. Интеграция науки : (филос. очерк) / М. Г. Чепиков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мысль, 1981. — 276 с.
  196. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
  197. A.A. Госстандарт студент — учебное издание для вузов // Унив. кн.-2009.-№ 2.-С. 20−21.
  198. А.И. Американская и Болонская модели инженера : сравнит, анализ компетенций // Вопр. образования. 2007. — № 1. — С. 84−93.
  199. С.Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / С. Т. Шацкий.- М.: Педагогика, 1980. Т. 2. — 416 с.
  200. Н.Б. Европейская интеграция : политика и право / Н. Б. Шеленкова. М.: НИМП, 2003. — 340 с.
  201. О.В. Проектирование образовательного процесса в техническом вузе на интегративной основе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Шемет Оксана Витальевна — Ростов, гос. пед. ун-т. Ростов н/Д., 2004. -24 с.
  202. Ю.В. Дидактические основы интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Шибанова Юлия Валентиновна- Бурят, гос. ун-т. -Улан-Удэ, 1999.- 165 с.
  203. М. Региональная интеграция и развитие / Морис Шифф и J1. Алан Уинтерс. М.: Весь мир, 2005. — 375 с.
  204. А.Н. Обучение иностранным языкам : теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Филоматис, 2006. — 478 с.
  205. O.A. Теоретико-методические основы построения интегративных курсов в школьном естественно-научном образовании : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Яворук Олег Анатольевич — Челяб. гос. пед. ун-т. -Челябинск, 2000. 37 с.
  206. И.С. Основы личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 220 с.
  207. Academic Earth Electronic resource. [San Francisco, CA.], 2012. — URL: www.academicearth.org (дата обращения: 18.03.2012).
  208. Alatis J.E. Language teaching: possibilities for interdisciplinary со -operation // Language learning, individuals needs, interdisciplinary co-operation, bi- and multilinguism. Brussels, 1978. — P. 79−92
  209. Blum A. The development of an integrated science curriculum information scheme // European j. science education. 1981. — Vol. 3, N 1. — P. 1−15.
  210. British National Corpus Electronic resource. / Oxford Univ. Computing Services. 2010. — URL: http://info.ox.ac.uk/bnc (дата обращения: 14.06.2012)
  211. CarterR. Vocabulary and language teaching /by Ronald Carter, Michael McCarthy. London — New York: Longman, 1997. — XII, 242 p.
  212. DeutschK.W. The analysis of international relations / Karl W. Deutsch. 3. ed. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1988. — XI, 363 S.
  213. English for masters / Л. П. Маркушевская, Т. К. Чарская, H.B. Ермошина, Н. Н. Крашенникова, С. Е. Калабина. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. — 206 с.
  214. Evans V. Successful writing: intermediate / Virginia Evans. Newbury: Express publ., 2008. — 151 p.
  215. Evans V. Successful writing: upper-intermediate / Virginia Evans. New ed., 2nd impr. — Newbury: Express publ., 2006. — 135 p.
  216. Gonidec P.-F. Relations internationals / P.-F. Gonidec, R. Charvin. Paris: Montchrestien, 1984. — 576 p.
  217. Internet World Stats: Electronic resource. 2001−2012. — URL: http://www.internetworldstats.com/ (дата обращения: 29.09.2012).
  218. Schmitz I. Studienbegleitende Projekte Kritische Situationen zwischen sozialpadagogischer Praxis und universitaren Lehrveranstalfungen // Gruppendynamik. — 1990. — Aus. 21, N 2. — S. 179−189.
  219. Sherman J. Feedback: essential writing skills for intermediate students / Jane Sherman. Oxford: Oxford Univ. press, 1997. — 184 p.
  220. Thesaurus.com Electronic resource. /Dictionary.com, LLC. 2012. — URL: http://thesaurus.com/ (дата обращения: 17.05.2012).
  221. Tullis G. New insights into business / Graham Tullis, Tonya Trappe. -Harlow: Longman, 2004. 175 p.
  222. Waks L.J. Three contexts of philosophy of education: intellectual, institutional, and ideological // Educational theory. 1988. — Vol. 38, N 2. — P. 167−174.
  223. Williams E.J. Presentations in English / Erica J. Williams. Oxford: Macmillan, 2008. — 128 p.
  224. Winthrop H. Interdisciplinary studies: variations in meaning, objectives, and accomplishments // Prospects for the 70's: English departments and multidisciplinary study. New York, 1973. — P. 186−173
  225. Wordsmyth Electronic resource.: The Educational Dictionary-Thesaurus. -2012. URL: http://www.wordsmyth.net/ (дата обращения: 10.02.2012).
  226. Zemach D. College writing: from paragraph to essay / Dorothy E. Zemach, Lisa A. Rumisek. Oxford: Macmillan Education, 2010.- 107 p.
Заполнить форму текущей работой