Урок новых знаний
В Древней Греции и Риме люди заметили, что некоторые цветы открываются и закрываются в определенное время суток, и стали высаживать их на клумбы для определения времени. Цветочные часы были созданы в городе Упсале в Швеции. Развивать мышление, внимание, умения и навыки при работе с картой — опорой, расширять кругозор, словарный запас; развивать моторику пальцев, наглядно-логическое мышление… Читать ещё >
Урок новых знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Работа с бумагой. Оригами. Цветы.
Тип урока: урок новых знаний.
Цели:
- 1. Дать представления о цветах — барометрах; познакомить с искусством «Оригами»; со свойствами бумаги: пластичностью, упругостью, прочностью. Научить сгибать бумагу к линиям сгиба.
- 2. Развивать мышление, внимание, умения и навыки при работе с картой — опорой, расширять кругозор, словарный запас; развивать моторику пальцев, наглядно-логическое мышление, фантазию учащихся; дисциплинированность, трудолюбие.
- 3. воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование.
Квадраты из цветной бумаги.
Карта — опора.
Ваза — цветочник.
Музыка.
Картинки цветов.
Ход урока.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Что необходимо для урока:
ЖЕЛАНИЕ ТОЧНОСТЬ АККУРАТНОСТЬ И ВЫ — ПОБЕДИТЕЛЬ!
Сегодня у нас в гостях Старичок — Лесовичок.
В июле месяце Лесовичок был в нашем селе в гостях. Он очень удивился, гуляя по улицам. Что же такое он увидел? Лесовичок просит догадаться, о чем пойдет речь и чем мы займемся на уроке.
Вы сможете ответить на этот вопрос, отгадав его загадки.
1. Загадки о цветах.
Горел в траве росистой фонарик золотой.
Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик.).
Стоит в саду кудряшка — белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?
Ответ (Ромашка) Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза.).
Как одним словом можно назвать все отгадки? Да, Лесовичку очень понравились цветы. Ребята, давайте сегодня на уроке сделаем Лесовичку подарок — расскажем ему о цветах, своими руками сделаем цветы и подарим ему целый букет.
А что же интересного можно рассказать Лесовичку о цветах?
В Древней Греции и Риме люди заметили, что некоторые цветы открываются и закрываются в определенное время суток, и стали высаживать их на клумбы для определения времени. Цветочные часы были созданы в городе Упсале в Швеции.
В 4−5 часов утра распускаются цветы розы.
С 7 до 8 утра просыпаются кувшинки белые.
шиповник раскрывает свои цветы в 4−5 часов утра, а закрывает — в 19−20 часов, мак раскрывается в 4−5 часов, а в 14−15 часов — закрывается, цикорий с красивыми голубыми цветами тоже в 4−5 часов раскрывается и к 14 часам закрывается.
Одуванчик раскрывается в 5−6 часов и желтеет до 15 часов.
Даже цветки картофеля могут подсказать время от 7 часов утра до 14 часов дня. Раньше цветки картофеля использовались как декоративные, есть клубни стали уже позже.
«Анютины глазки» с 8 до 16 часов глядят на тебя своими «глазами».
Ноготки, или календула, — с 9 до 18 часов.
Цветки БЕЛОЙ ЛИЛИИ всплывают и раскрываются в 7 утра и закрываются в 17 — 18 часов.
ОСОТ ОГОРОДНЫЙ раскрывает свои корзинки в 5 часов и закрывает в 11 — 12 часов.
ПРИМЕТА — если он вовсе не открывает своих корзинок, то на следующий день можно ожидать дождь.
КИСЛИцА — цветки открываются в 9 — 10 часов и закрываются в 17 — 18 часов.
Вступительная беседа учителя.
— Что такое оригами?
Оригами — древнее искусство складывания различных фигур из бумаги. Изобрели его китайцы более двух тысяч лет назад. В VII веке оно было завезено в Японию, а с 1860 г. стало обязательным предметом школьного образования.
Существуют музеи оригами.
С 1988 г. открыты центры оригами в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде.
Этим видом искусства и воспользуемся сегодня на уроке.
Будем работать группами.
- 2. Беседа о цветке «сон-трава» .
- — Поднимите руки, кто знает цветок прострел поникший? А цветок сон — трава? (показ цветка) А как вы называете этот цветок? (Подснежник). Да, у этого цветка несколько названий.
Это очень полезный, лекарственный цветок. Его настойки пьют при заболеваниях нервной системы, бессоннице, при бронхите. Свежие листья прикладывают к нарывам, чириям. Применяют как обезболивающее средство.
— У вас на столах лежат квадраты разного цвета. Определитесь, какой один цвет выберет каждая группа для первого цветка.
Возьмите в руки квадрат. Обратите внимание, что на квадрате уже есть одна линия сгиба, которая проходит из уголка в противоположный уголок. Эта линия называется диагональ. (Хором) Эта линия сегодня на уроке будет основной, с которой мы будем работать. Чтобы диагональ стала четкой, согните еще раз уголочек к уголочку.
Изготовление цветка.
3. Физкультминутка Наши нежные цветки Распускают лепестки. Руки плавно поднимаются перед собой вверх, немного разводятся в стороны.
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Движения рук влево, вправо.
Наши алые цветки Закрывают лепестки. Руки наверху плавно смыкаются и опускаются.
Тихо засыпают. Дети приседают.
Головой качают. Головой качают.
- 4. Самостоятельная работа учащихся.
- — Пользуясь картой — опорой, которая лежит у вас на столах, сделайте самостоятельно цветок.
Давайте Лесовичку расскажем, как мы относимся к цветам и к природе в целом.
Если я И не будет красоты.
Сорву цветок. И не будет доброты.
Если ты Если только Сорвешь цветок. Я и ты, Если все: Если мы И я, и ты. Сорвем цветы.
Если мы Сорвем цветы, И деревья, и кусты…
Мы будем оберегать красоту нашей природы и поступать так, как говорил в своем стихотворении поэт Самед Вургун.
Давайте пройдемся медленно по лугу И здравствуй скажем каждому цветку.
Я должен над цветками наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
Работа с Красной книгой.
На территории Усть — Коксинского района есть Катунский заповедник.
В Катунском заповеднике произрастает около 700 видов растений, из которых 22 занесены в Красную книгу России и Республики Алтай.
А что значит «занесены в Красную Книгу?».
- 5. Итог урока:
- 1. Что такое оригами? Где Родина оригами?
- 2. Оценивание работы учащихся.
- 3. Подарок Лесовичку.
бумага оригами цветок набрызг.
2. «Снежная фантазия».
Цели урока: 1. Научить совмещать различные техники работы: набрызг, пальчиковая палитра, цветной воск; углубить умение изображать по памяти, по представлению и на основе наблюдений несложные сюжеты из окружающего мира, закрепить умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение модели из мира природы.
- 2. Развивать навык работы в смешанной технике, умение наблюдать цвет предметов растительного мира и последовательно строить их изображение.
- 3. Воспитывать любовь к природе, чувство гармонии в чередовании форм и в сочетании цвета, помочь зарождению философского взгляда на мир.
Материалы и оборудование: наглядные пособия в виде репродукций картин — зимних пейзажей, бумага под акварель, стаканчики для воды, акварельные краски, зубная щётка, стека, свечка, тряпочка.
Ход урока:
- 1. Организационный момент
- 2. Сообщение темы и целей урока
Загадка Снег на полях, Лед на реках, Вьюги гуляют…
Когда это бывает?
Сегодня мы с вами поговорим об этом времени года и нарисуем зимний пейзаж.
- 3. Изучение нового материала
- 1. Беседа.
Зима — волшебное время года. Во все времена люди воспевали её. А как ласково называют ее в народе: Зимушка-зима, Зима-матушка… Александр Сергеевич Пушкин очень любил зиму. Вспомните его стихи об этом прекрасном времени года. (Дети читают стихи). А какие еще поэты воспевали зиму?
Но не только поэты любили и воспевали это время года. Многие композиторы стремятся передать характер времени года через музыку. У Петра Ильича Чайковского есть 12 характеристических картин, каждая из которых через музыку передает особенность определенного месяца. Послушайте отрывок из этого произведения.
— Что вы услышали в музыке?
А теперь послушайте еще один отрывок. Его сочинил Прокофьев.
- — Что услышали в этом отрывке?
- — Чем отличаются отрывки?
- — Почему одно и то же время года изображено совершенно по-разному?
Неравнодушны к этому прекрасному времени года и художники. А как в изобразительном искусстве называется изображение природы?
Картины, изображающие природу, называются пейзажами. Пейзаж — слово, означающее по-французски вид природы. Художники, которые пишут природу, называются пейзажистами.
В нашем крае живет замечательный художник-пейзажист Павел Моисеевич Гречишкин. Недавно он отметил свое 85-летие. Он очень любит природу родного края. Посмотрите, с какой любовью он изобразил на своих картинах зимние пейзажи. (Показ слайдов).
Но не только художники, живущие в нашем крае, пишут зимние пейзажи. Во все времена людей завораживало это волшебное время года. Сейчас вы просмотрите репродукции картин, написанных в 19 — 20 веках. Эти картины занимают достойное место в лучших музеях нашей страны: Третьяковской галерее, Эрмитаже. Обратите внимание, как художники при помощи красок передают красоту снега, погоду, изменения в природе. (Показ слайдов).
2. Педагогический рисунок.
Сегодня мы будем выполнять рисунок при помощи различных техник, с которыми мы знакомились ранее.
- — Как вы думаете, что можно изобразить на зимнем пейзаже?
- — Какая техника нам поможет более точно нарисовать снег? (набрызг)
- — Использование какой техники позволяет нам нарисовать красивого снеговика? (пальчиковая палитра)
- — Какая техника поможет нам наиболее правдиво передать изображение деревьев? (цветной воск)
- 3. Инструкция по выполнению работы.
Сегодня нам не понадобятся привычные для урока рисования простой карандаш и кисточка.
Вначале выполняем набрызгом изображение снега.
Затем при помощи пальчиковой палитры рисуем снеговика.
Пока высыхает краска, готовим цветной воск: разогреваем его в руках, кладем краску, защипываем лепешку и разминаем до однородного окрашивания. Выкладываем на подсохшем рисунке деревце или елочку.
- 4. Самостоятельная работа детей.
- 5. Индивидуальная помощь учителя.
- 4. Подведение итогов урока
- 1. Чему научились на этом уроке?
- — Что вызвало затруднения в ходе выполнения работы?
- — Что понравилось?
- — С каким настроением вы уходите с урока?
- 2. Выставка лучших рисунков.