Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление процессом становления и развития сельской гимназии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что была обоснована необходимость создания сельской гимназии как нового вида образовательного учреждения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей сельского населения с учетом новых задач и современной социально-экономической ситуации. Подтверждена эффективность применения программно-целевого подхода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление сельской гимназии как образовательного учреждения нового вида
    • 1. 1. Развитие гимназического образования в дореволюционной России
    • 1. 2. Социально-экономические и правовые предпосылки создание сельских гимназий в современных условиях
    • 1. 3. Теоретические основы программно-целевого управления развитием сёйьской гимназии
  • Глава 2. Основные направления развития сельской гимназии
    • 2. 1. Обновление содержания образования и пути повышения качества знаний учащихся
    • 2. 2. Создание и развитие воспитательной системы
    • 2. 3. Разработка новой организационной структуры управления сельской гимназии

Управление процессом становления и развития сельской гимназии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», в Законе «Об образовании» Московской области четко прослеживается тенденция преодоления единообразия школы. Повсеместно возникают новые виды образовательных учреждений, стало реальностью многообразие учебных планов и программ, что позволяет в значительной степени ориентировать образовательный процесс на удовлетворение разнообразных потребностей населения, личности каждого ученика.

Однако в сельской местности развитие сети образовательных учреждений новых видов идет значительно медленнее чем в крупных промышленных центрах. Это связано с рядом причин: нехватка опытных кадров, неблагоприятные финансовые и хозяйственные условия, снижение жизненного уровня значительной части населениясложность установления связей с вузами и научно-исследовательскими институтами и т. д. В то же самое время все более остро ощущается потребность в получении жителями села полноценного общего образования, которое обеспечивало бы равные возможности выпускникам сельских школ при поступлении в высшие учебные заведения. Следует также учитывать, что на селе именно школа является главным очагом культуры, а село остро нуждается в квалифицированных кадрах педагогов, агрономов, врачей, работников культуры. Без повышения образовательного уровня сельских жителей невозможно, развитие фермерских хозяйств, переход к цивилизованным рыночным отношениям, повышение производительности земледельческого труда.

Таким образом, создание в сельской местности образовательных учреждений нового вида, в том числе сельских гимназий, имеет свою специфику, сопряжено с решением широкого спектра проблем как социально — экономического, так и организационнопедагогического характера.

Все это актуализирует проблему развития сельской гимназии и лицеев, превращения их в современные и конкурентно способные образовательные учреждения. Однако процесс становления сельских гимназий исследован совершенно недостаточно. В течение последних лет появились ряд интересных работ, посвященных развитию образовательных учреждений новых видов в Москве и некоторых крупных городах (А.Г.Каспржак, Н. П. Плахова, Н. А. Шарай и др.). К сожалению, проблемы сельской школы в этих работах не затрагивались.

Обширная литература, посвященная сельской школе относится, главным образом, к периоду 60−80х г. г. и не учитывает социально — экономические изменения, которые произошли в последнее десятилетие (В.М.Величкина, П. А. Жильцов, А. Е. Кондратенков, В. П. Стрезикозин, Т. И. Шамова и др.).

Несомненный интерес представляют работы по сельской школе Н. В. Горбуновой, Г. Ф. Суворовой, А. М. Цирюльникова и др., но вопросы развития на селе образовательных учреждений новых видов и управления их развитием затрагиваются лишь вскользь.

Практически вне поля зрения ученых — педагогов в последние годы остаются вопросы управления развитием сельской школы, перехода ее в новый статус — статус сельской гимназии. Важное методическое и теоретическое значение имеют работы по вопросам внутришкольного управления Ю. В. Васильева, М. И. Кондакова, Ю. А. Конаржевского, B.C. Лазарева, А. А. Орлова, М. Л. Портнова, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, П. В. Худоминского, Т. И. Шамовой и многих других известных ученых. Однако они, определяя общие пути совершенствования системы управления развитием образовательных учреждений, не уделяют внимания сельской гимназии, не учитывают ее особенностей.

Таким образом, существует объективное противоречие между социально-экономической и педагогической необходимостью развития сети сельских гимназий как образовательных учреждений нового вида, разработкой теоретических основ управления этим процессом и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по этим вопросам. Поиск путей разрешения этого противоречия и является проблемой нашего исследования.

С учетом актуальности проблемы и ее недостаточной разработанности, определена тема нашего диссертационного исследования: «Управление процессом становления и развития сельской гимназии» .

Объект исследования: функционирование и развитие образовательных учреждений нового вида.

Предмет исследования: управление процессом становления и развития сельской гимназии.

Цель исследования: выявить и обосновать специфику сельской гимназии как образовательного учреждения нового вида, определить основные направления ее становления и развития, разработать организационную структуру управления инновационным процессом.

Задачи исследования:

1. Дать теоретическое обоснование целесообразности создания сельской гимназии как образовательного учреждения нового вида.

2. Определить пути совершенствования содержания образования и обеспечение качества знаний учащихся сельской гимназии.

3. Выявить особенности создания и развития воспитательной системы сельской гимназии в современных условиях.

4. Обосновать организационную структуру управления процессом становления и развития сельской гимназии.

5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку предложенных рекомендаций.

Гипотеза исследования.

Мы исходим из предположения, что в современных условиях существует объективная потребность в становлении и развитии образовательного учреждения нового вида-сельской гимназии.

Управление процессом становления и развития сельской гимназии будет эффективным, если:

— учитываются образовательные интересы и потребности населения;

— разработана перспективная программа перехода от сельской школы к гимназии;

— определено содержание гимназического образования с учетом избранных профилей;

— создана система обучения учащихся с учетом уровня их подготовленности и интеллектуального развития интересов, индивидуальных особенностей;

— осуществлен комплекс мер по демократизации школьной жизни, включению всех участников образовательного процесса в управление школой;

— создана соответствующая учебно-материальная база и сформирован педагогический коллектив, способный реализовать требования не только государственных образовательных образовательных стандартов, но и гимназических образовательных программ;

— стимулируется морально и материально активное участие педагогов в инновационной деятельности;

— осуществляется систематический мониторинг выполнения программы развития;

— разработана новая организационная структура управления гимназий, соответствующая поставленным целям.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования является системой подход к изучаемым процессам и явлениям, общие закономерности и принципы теории социального управления и управления развитием образованияучение о единстве теории практики в процессе человеческого познаниятруды психологов, дидактов, специалистов в области теории воспитания.

В исследовании использовался комплекс методов, соответствующих природе изучаемого явления и адекватных поставленным задачам:

— теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по избранной проблеме;

— изучение нормативных документов и школьной документации;

— наблюдение в соответствии с разработанной программой;

— опытно-экспериментальная работа по проверке модели развития сельской гимназии и структуры управления ею;

— метод экспертных оценок;

— социологические методы: анкетирование и интервьюирование учителей, учащиеся, руководителей школ;

— метод статистической обработки данных исследования;

— тестирование;

— диагностирование качества знаний и уровня подготовленности учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что была обоснована необходимость создания сельской гимназии как нового вида образовательного учреждения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей сельского населения с учетом новых задач и современной социально-экономической ситуации. Подтверждена эффективность применения программно-целевого подхода к управлению процессом становления и развития сельской гимназии (определение целей развития на основе проблемно ориентированного анализаформирование концепции образовательного учрежденияразработка программы его развитиямониторинг реализации программысоздание комплекса организационно-педагогических, хозяйственных и кадровых условий, необходимых для достижения намеченных целей.

Разработана образовательная программа сельской гимназии, включающая базисный и надбазисный компоненты с учетом профильной и уровневой дифференциации. Обоснован и реализован комплекс мер, обеспечивающий полное усвоение знаний всеми учащимися («листы успешности», разноуровневое обучение, обучение по индивидуальным планам, факультативные занятия, систематический мониторинг качества знаний и т. д.).

Создана воспитательная система, учитывающая особенности сельской местности и обеспечивающая включение всех учащихся в воспитательный процесс через разноуровневые виды деятельности (трудовая, экологическая, экономическая, эстетическая, краеведческая, физкультурно-спортивная и т. д.).

Разработана, обоснована и внедрена в практику новая организационная структура управления сельской гимназией, основанная на взаимосвязи принципов единоначалия и коллегиальности, обеспечивающая активное участие в управлении всех субъектов образовательного процесса (администрация гимназии, общественный и попечительский советы, научно-методический совет, совет по связи с вузами, родительский и учительский советы, кафедры, временные творческие группы учителей, различного рода неформальные ученические объединения). Обеспечена координация и согласованность действий органов внутригимназического управления различных уровней.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке комплекса рекомендаций по вопросам управления процессом становления и развития сельской гимназии: формирование коллектива педагогов-единомышленников, ориентированных на активное участие в инновационном процессеобеспечение высокого уровня знаний учащихсясоздание целостной воспитательной системыразработка новой многоуровневой организационной структуры управления сельской гимназией.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике сельских школ, переходящих в режим развития и стремящихся к получению статуса гимназии, а также в процессе переподготовки повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается организацией опытно-экспериментальная работа в соответствии с целями и задачами исследования, использованием разнообразных методов, адекватным задачам исследования.

Этапы исследования:

Первый этап. (1990 — 1991 г. г.) ¦ анализ деятельности школы за 1988 — 1991 г. г., изучение литературы по теме исследования, директивных и нормативных документов, подготовка программы развития, ориентированной на переход школы в статус сельской гимназии.

Второй этап. (1992 — 1994 г. г.) — создание общешкольного коллектива педагогов-единомышленников, проблемно-опережающее обучение педагогических кадров, подготовка материалов и рекомендаций для опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап. (1995 -1996 г. г.) — выявление и анализ особенностей управления процессом становления и развития сельской гимназииопытно-экспериментальная проверка рекомендаций по управлению этим процессом, обработка и анализ результатов экспериментальной работы, подготовка текста диссертации и его литературное оформление.

На защиту выносятся.

1. Обоснование правомерности создания сельских гимназий как нового вида образовательных учреждений, учитывающих образовательные потребности сельского населения в современных социально-экономических условиях.

2. Педагогические технологии, обеспечивающие высокий уровень сформированности знаний, умений, навыков каждого учащегося в соответствии с его способностями и возможностями.

3. Система воспитательной работы и диагностическая программа оценки ее эффективности.

4. Модель многоуровневой организационной структуры внутри-гимназического управления, обеспечивающая повышение его эффективности, демократизации управления, участие в принятии важных решений всех субъектов образовательного процесса.

База исследования. Основной базой исследования является Внуковская сельская средняя школа, которая в 1995 году после аккредитации получила статус сельской гимназии, а также сельские школы Ленинского района и некоторых других районов Московской области. Отдельные положения исследования проверялись в других регионах Российской Федерации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Комплекс организационных, методических и содержательных компонентов сельской гимназии апробировался в ряде школ Ленинского района Московской области и других регионах России.

Результаты опытно-экспериментальной работы по становлению и развитию сельской гимназии получили положительную оценку Департамента образования Московской области, Видновского городского отдела народного образования.

Внуковская сельская школа-гимназия в 1994/1995 учебном году успешно прошла аттестацию с последующей аккредитацией на статус сельской гимназии.

Результаты исследования докладывались на:

Заседаниях кафедры управления и экономики образования ИПК и ПРНО Московской областисеминарах руководителей сельских школ Ленинского района Московской области на базе Внуковской сельской гимназии (декабрь 1991 г., март 1992 г., апрель 1993 г.) — курсах повышения квалификации руководящих работников образования Московской области (ИПК и переподготовки работников народного образования Московской области сентябрь 1993 г., октябрь 1995 г.) — научно-практической конференции «Проблемы лич-ностно-ориентированного вариативного образования (ГОРОНО Ленинского района Московской области (август 1994 г.) — семинарах руководителей сельских школ Московской области на базе Внуковской сельской гимназии (декабрь 1994 г., март 1995 г.). научно-практической конференции «Проблемы компьютеризации информационных систем» (Московский экономико-статистический институт ноябрь 1995 г.) — семинаре руководителей департаментов образования областей Российской Федерации (Департамент образования Московской области, март 1996г).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Результаты исследования состояния здоровья учащихся Внуковской сельской гимназии и ряда сельских школ района (1996/97 уч. год) позволяют констатировать ухудшение физического развития детей и подростков, резкое снижение уровня здоровья за счет хронических неинфекционных заболеваний.

Как показал анализ медицинских заключений (октябрь 1996 г.) среди наиболее часто встречающихся заболеваний детей и подростков следует отметить: а) сердечно — сосудистые заболевания — 5 человекб) вегетососудистая дистония — 8 человекв) нарушение осанки — 24 человекг) снижение зрения- 12 человекд) хронический тонзилит- 6 человеке) грудной сколиоз — 2 человекж) нейродермит — 4 человека.

В связи с этим в сельской гимназии и ряде сельских школ была разработана комплексная программа «Здоровье», включающая разнообразные виды деятельности, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей и подростков. Представим схему совместной деятельности гимназии и ряда организаций района по реализации программы «Здоровье» (Рис. 2.2.1).

Не отвергая привычных разделов программы «Физическая культура» (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание), способствующих физическому развитию учеников, учителя сельских школ, сельской гимназии расширяют границы предмета за счет введения народных игр, систем закаливания. В программы пяти спортивных кружков и секций включены подвижные народные игры, которые формируют множество физических навыков и умений, закаляют тело ребенка.

Заключение

:

Таким образом, в результате диссертационного исследования нами изложены научные подходы к проблеме теоретических основ становления и развития сельской гимназии, программноцелевого управления развитием общеобразовательной школы, проведен анализ литературы по теме исследования, рассмотрены социально — экономические и правовые предпосылки развития гимназического образования в современных условиях.

Рассматривая теоретические основы программно — целевого управления развитием общеобразовательной школы, мы исходим из определения данного в книге «Управление развитием школы» (под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева М. 1995 г.), где развитие школы — это закономерное, целесообразное эволюционное, управляемое, позитивное изменение самой школы и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов образования, воспитания учащихсяэто переход школы в ходе инновационного процесса от прежнего качественного состояния к новому.

Обоснована необходимость создания сельской гимназии как нового вида образовательного учреждения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей сельского населения с учетом новых задач и современной социально-экономической ситуации.

В процессе экспериментальной работы нами доказана эффективность применения программно-целевого подхода к управлению процессом становления и развития сельской гимназии. При этом основным содержательными направлениями являются:

— определение целей развития на основе проблемно ориентированного анализа;

— формирование концепции образовательного учрежденияразработка программы его развития;

— мониторинг реализации программы;

— создание комплекса организационно-педагогических, хозяйственных и кадровых условий, необходимых для достижения намеченных целей.

Моделируя образовательную среду сельской гимназии, мы исходили из принципа вариативности образования, который достигается за счет двух профилей: естественно — математического и гуманитарного. Расширение и углубление учебных программ базисного учебного плана, формирование надбазисного компонента образования достигается преподаванием спецкурсов и курсов по выбору: теоретическая математика, теоретическая физика, органическая химия, ОИВТ (естественно — математический профиль) — древнерусская литература, география и экология, история и культура Отечества, мировая художественная культура, английский язык и литература, французский язык и литература и др. (гуманитарный цикл предметов).

С учетом микросоциального заказа населения в экспериментальный учебный план было введено преподавание ряда учебных дисциплин: риторика, логика, история религии и культуры народа, мировая художественная культура, этика, эстетика, экономика, ритмика и танец.

Анализ гистограммы учебного плана сельской гимназии раскрывает следующее соотношение: в 1995/96 учебном году на предметы естественно-математического цикла приходилось 138 учебных часов, на гуманитарный и эстетический цикл — 153 часа, т. е. разница двух профилей обучения составляла 15 учебных часов. Аналогично в 1996/97 учебном году — 141 и 148 учебных часа и соответственно разница 7 недельных часов. Все это подтверждает целостность и сбалансированность двух профилей обучения. Предметы цикла здоровье составляют 33 недельных часа.

Таким образом, разработана образовательная программа сельской гимназии, включающая базисный и надбазисный компоненты с учетом профильной и уровневой дифференциации.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами смоделирован и апробирован Единый режим работы сельской гимназии с учетом психо-физических особенностей ребенка, создания атмосферы творчества, доброжелательности, развития познавательных интересов учащихся.

В единый режим внесены: учебные занятиядинамические паузыпрогулки на воздухе (час здоровья) — завтрак, обедзанятия по интересам.

Результаты опытно — экспериментальной работы убедили нас в необходимости технологического подхода к обучению, в котором выделяют:

— постановку целей и их максимальное уточнение, формулировку учебных целей с ориентацией на достижение результатов (этому этапу работы учителя придается первоочередное значение);

— подготовку учебных материалов и организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями;

— оценку текущих результатов, коррекцию обучения, направленную на достижение поставленных целей;

— заключительную оценку результатов.

Обоснован и реализован комплекс мер, обеспечивающий усвоение знаний всеми учащимися:

О внедрение технологии определения учебных целей;

О систематический мониторинг качества знаний;

О графическое представление двух степеней обученности- 4.

О организация разноуровневого обучения;

О обучение по индивидуальным учебным планам;

О «листы успеха» .

Смоделирована и апробирована система разноуровнего обучения.

В процессе становления и развития воспитательной системы сельской гимназии мы рассматриваем воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности.

На основе теоретического анализа проблемы (Е.В.Бондаревской, Н. Ф. Ефременко, А. И. Кочетова, Н. И. Монахова, В.С.Ханчина), суждений школьников и родителей нами разработана и апробирована диагностическая программа и методика распознания и измерения уровней воспитанности учащихся сельской гимназии (1992; 1996 уч. годы).

В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемых личностью общественной направленности и нравственной позиции, мы выделяем трик уровня воспитанности: высокий, достаточный, низкий, а также невоспитанность.

Признание разных уровней воспитанности выделенного комплекса качеств были сведены в диагностическую таблицу. В ней представлены показатели и признаки (примеры) разных уровней воспитанности, которые следует рассматривать как условные дифференцированные описания, как «ключ» распознания.

В условиях работы сельской гимназии цели воспитательной системы реализуются через различные виды деятельности: нравственное воспитаниетрудовая деятельностьвоспитание на основе общечеловеческих ценностейфизическое воспитание и охрана здоровьяправовое воспитаниеэкономическое воспитаниесовместная деятельность учителей и учащихсявзаимодействие семьи и школы (социальная защита учащихся).

Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы создана эффективная воспитательная среда, основным фактором которой являются отношения между детьми, детьми и взрослыми. Управление отношениями включает их изучение, целенаправленное формирование и последующую корректировку с использованием метода воспитывающей ситуации. 92% анкетируемых учащихся гимназии (9−11 класса) отмечают хороший микроклимат, доброжелательность, взаимоуважение в отношениях между детьми и взрослыми. Экспериментально апробирована диагностическая программа для оценки эффективности воспитательной системы и анализа уровня воспитанности учащихся сельской гимназии, определяющая сформированность качеств личности гимназистов.

Анализ таблиц уровней воспитанности учащихся 1−11 классов (февраль 1997 г.), а также анализ «Листов успеха» 1 — 11 классов подтверждает достаточно высокий уровень воспитанности: высокий уровень — 40%, достаточный — 55%, низкий уровень — 5%.

В настоящее время в сельской гимназии нет учащихся, имеющих приводы в милицию или стоящих на учете в органах охраны правопорядка. Особенно заметное развитие получили такие качества личности как долг и ответственность 85%, бережливость 88%, трудолюбие 92%, рост познавательного интереса 95%, доброжелательность, внимание 97%, расширена система дополнительного образования (изостудия, «Театр и дети», студия бального танца, фольклорный ансамбль, интеллектуальный клуб и др.). В настоящее время работает 15 объединений по интересам, в которых занято 205 учащихся гимназии (91% от общего числа).

Скорректированы, разработаны авторские программы: «Флора», изостудия, «Театр и дети», «Моделирование одежды», разработаны и апробированы разнообразные виды деятельности по реализации возможностей и способностей учащихся.

Создана оригинальная возможность системы, учитывающая особенности сельской местности и обеспечивающая включение всех учащихся в воспитательный процесс через разнообразные виды деятельности, (трудовая, экологическая, экономическая, эстетическая, краеведческая, физкультурно-спортивная и т. д.).

Разработана и апробирована диагностическая программа и методика распознания и измерения уровней воспитанности учащихся, развития ученических коллективов, професионализма классных руководителей.

Разработана, обоснована и внедрена в практику новая организационная структура управления сельской гимназией, основанная на взаимосвязи принципов единоначалия и коллегиальности, обеспечивающая активное участие в управлении всех субъектов образовательного процесса, обеспечена координация и согласованность действий органов внутригимназического управления различных уровней: администрация гимназии, общественный и попечительский советы, научно-методический совет, совет по связи с вузами, родительский и учительский советы, кафедры, временные творческие группы учителей, различного рода неформальные ученические объединения.

Таким образом, в течении нескольких лет была радикально изменена существовавшая ранее структура внутригимназического управления. Как показал анализ современной структуры управления, она приведена в соответствие с новыми задачами, с новым объектом управления — инновационным процессом. Обеспечена согласованность действий органов управления различных уровней, определено их место и назначение в целостной оргструктуре. Четко обозначены функции, содержание деятельности всех органов внутригимназического управления, устранены параллелизм и дублирование в их деятельности.

Новая оргструктура обеспечила демократизацию управления на основе согласования принципов единоначалия и коллегиальности в принятии важнейших решений. Созданы условия для реального участия в управлении процессом развития гимназии всех субъектов образовательного процесса — педагогов, учащихся, родителей. Деятельность попечительского совета позволила нам привлечь к решению финансовых и хозяйственных проблем гимназии представителей организацийспонсеров, обеспечить поступление значительных внебюджетных средств, которые используются на развитие гимназии, на материальное стимулирование учителей и учащихся.

Следует особенность, что новая структура управления оказалась гибкой, динамичной, ориентированный на максимальное развитие творческой активности, инициативы всех участников образовательного процесса. Большое значение имело создание на ряду с постоянным органами управления различного рода неформальных объединений — творческих групп, клубов по интересам и т. д.

Становление новой структуры управления во многом способствовало повышению качества учебного процесса, обеспечению усвоения знаний, развитию воспитательной системы гимназии, повышению профессионального уровня учителей, формированию сплоченного коллектива педагогов-единомышленников, ориентированных на творческие поиски, на инновационную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АбальхановатСлавская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. . Вклад в будущее: приоритет образования. М ., 1993.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997.
  4. К. Учителя и инновации. М., 1991.
  5. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе. М., 1982.
  6. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-Л., 1992.
  7. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  8. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века. М., 1988.
  9. Бизнес и менеджер/Сост. И. С. Дароховский, И.П. Черноива-нов, Т. В. Прехул. М., 1992.
  10. В. Как добиться успеха в жизни. М., 1992.
  11. М. Молитвенник для шефа. М., 1993.
  12. БлэкС. Что такое «паблик рилейшнз»? 1990.
  13. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  14. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
  15. Ю.П. Сетевое планирование в школе.- М., 1980.
  16. В.И. Управленческая деятельность директора школы. Киев, 1987.
  17. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1988.
  18. М.К. Наука управления: новый подход.- М., 1990.
  19. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  20. В.А., Плинер Я. Г. Педагогическая Экспертиза школы.- Рига, 1996.
  21. К .Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. Н. Новгород 1990.
  22. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н. Новгород, 1991.
  23. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент. М., 1991.
  24. П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
  25. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М., 1990.
  26. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1991.
  27. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989.
  28. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. П., 1989.
  29. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М., 1991.30. Габдуллин Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань, 1990.
  30. Д.М. Организация и управление. М., 1972.
  31. Ф. Психология управления. М., 1982.
  32. Н. В. Френкель Т.В. Сельская школа/ Организационно-педагогические вопросы управления.-М., 1991.
  33. Г. И., Чуракова Р. Г. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. 2-е изд. — М., 1986.
  34. М.В. и др. Капиталистическое управление: уроки 80-х. М., 1991.
  35. М.В. Управленчиские нововведения. М., 1985.
  36. Гребнев ЕХ Управленчиские нововведения. М,. 1985.
  37. Грейсон J1. мл., 0"Делл К. Американский мененджмент на пороге XXI века. М., 1991.
  38. K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988.
  39. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1987.
  40. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.
  41. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.
  42. В.И. Организация экономической деятельности общеобразовательных школ. М., 1994.
  43. П.А., Величкина В. М. Учитель сельской школы.-М., 1973.
  44. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  45. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха маркетинг. -М., 1988.
  46. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М., 1992.
  47. В.К., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992.
  48. Л. Ваше время в ваших руках. — М., 1991.
  49. Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1967.
  50. Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.
  51. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1992.
  52. Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.
  53. И.И., Галатенко H.A. Практический курс обучения по учебной дисциплине. М., 1994.
  54. И.И., Галатенко H.A. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
  55. И.И., Галатенко H.A. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
  56. К. Японские методы управления качеством. М., 1988.
  57. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. М., 1992.
  58. Кан-Калик' В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  59. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  60. .Ф. История русской педагогики. СПТ.1915.
  61. А.Е. Организация внутришкольного управления.-М., 1991.
  62. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.
  63. Караковский' В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993.
  64. В.А., Новикова Я. И., Селиванова Н. Я. Воспитание? Воспитание.Воспитание! М., 1996.
  65. . Деловые встреча. М., 1990.
  66. А.И. Психология хозяйственного управления. М., 1984.
  67. А.И. Экономическая психология. М., 1987.
  68. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  69. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1977.
  70. А.Г. Руководителю о работнике: Практический аспект изучения личности. М., 1988.
  71. Ю. Психологическая теория решений. Мм1979
  72. Л.Ф., Турченко В. И., Борисова Л. С. Эффективность образования. М., 1991.
  73. Кон И. С. Ребенок и общество.М., 1988.
  74. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1992.
  75. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М., 1986.
  76. А.Е., Суворова Г. Ф. Подготовка учителя сельской малокомплектной школе.- Смоленск, 1983.
  77. М.А. Отечественая гимназия: Исторический опыт и современные проблемы. Ж."Педагогика" N 1., 1994.
  78. К.Т. Семейное воспитание и школа в России. -М., 1994.
  79. И.Б., Рогов Е. И., Мареев В. И. Диалог со школьником о его индивидуальности. Ростов н/Дону, 1990.
  80. В.Ю. Управление школьным коллективом. -Л., 1985.
  81. Т.М. Управление школой: задачи и деловые игры.- Минск, 1988.
  82. Л.Е. Оценка учреждений и работников образования: пути ее совершенствования и практические результаты. М., 1996.
  83. B.C., Афанасьева Т. П., Елесеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы.-М., 1995.
  84. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1993.
  85. B.C. Содержание образования. М., 1989.
  86. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  87. А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  89. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  90. Менеджмент в управлении школой / Науч. ред. Т.И. Шамо-ва.- М., 1992.
  91. Методическая работа в школе: организация и управление /Под ред. М. М. Поташкина. 2-е изд.-М., 1990.
  92. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  93. А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.
  94. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
  95. A.B. Социализация и смутное время. М., 1991.
  96. Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М., 1988.
  97. Л.И. Школа и Среда. М., 1985.
  98. Н.Г., Бунтовская Т. М. Дифферинцированное обучение в школе: опыт, проблемы, перспективы. Минск, 1990.
  99. О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991.
  100. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  101. A.A. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., 1991.
  102. Основы внутришкольного управления. / Под ред. П.В. Ху-доминского. М., 1987.
  103. Педагогический словарь. М., 1960. Т.1.
  104. Педагогический поиск/Сост. И. Н. Баженова. М., 1990.
  105. A.B. Личность. Деятельность, Коллектив. М., 1982.
  106. В.А. Психология неадоптивной активности. М., 1992.
  107. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Дону, 1993.
  108. П.И., Горячев Б. В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы.- М., 1991.
  109. B.C. Теоретические основы управления: шко-ловедческий аспект.- М., 1990.
  110. М.М. Демократизация внутришкольного управления. М., 1990.
  111. М.М. Оптимизация управления школой. М., 1991.
  112. Г. Х. Эффективное управление.-М., 1985.
  113. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия.-М., 1989.
  114. А.И. Организация: системы и люди.- М., 1983.
  115. А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990.
  116. Проблемы оптимизации управления школой / Под ред. М. М. Поташника, — М., 1990.
  117. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1993.
  118. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. М., 1987.
  119. Реформирование образования в России. Некоторые итоги, проблемы, задачи (по материалам выступлений министра образования РФ Е. В. Ткаченко в 1993 1994 гг.).
  120. В.В. Сумерки просвещения.-М., 1990.
  121. Российское образование в переходной период: программа стабилизации и развития. / Под ред. Э. Д. Днепрова и др. М., 1991.
  122. . Общество и образование. М., 1989.
  123. Сборник документов и материалов «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы». М., 1984.
  124. А.Б. Содержание и организационные формы методической работы в современной образовательной практике. М., 1995.
  125. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М., 1981.
  126. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986.
  127. Социально-педагогическая Среда как условие становления и развития региональных сфер образования. / Под ред. Ю. В. Васильева, Е. С. Комракова.- М., 1994.
  128. В .Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1991.
  129. В.П. Урок в сельской малокомплектной школе.-М., 1972.
  130. Г. Ф. Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе.-М., 1995.
  131. В.А. Рождение гражданина. М., 1971.
  132. Сухомлинский В, А Сердце отдаю детям. М.1983.
  133. В.А. Павлышская средняя школа.- М., 1980.
  134. В.А. Разговор с молодым директором школы.- М., 1980.
  135. В.С. Годовой план работы школы в условиях реализации реформы. Челябинск, 1988.
  136. С. П. Алферов Ю.С. Управление школой в федеративном государстве.- М., 1992.
  137. П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. М., 1997.
  138. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
  139. Управление современной общеобразовательной школой / Под ред. Худоминского. М., 1995.
  140. Управление современной школой / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М., 1992.
  141. Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы.- М., 1994.
  142. Управление школами нового типа/Под.ред. Н. В. Горбуновой.- М., 1991.
  143. Филосовско-психологические проблемы развития образования. М., 1981.
  144. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  145. П.Т. Школа молодого директора.- М.1988.
  146. П.В. Основы внутришкольного управления.-М., 1987.
  147. С.Е. Директор школы.- М., 1979.
  148. Человек в системе наук. М., 1989.
  149. И.М. Конструирование урока.-Омск, 1981.
  150. И.М. Селькая школа.-Омск, 1981.
  151. И.М. Формы учебной работы в средней школе. -М., 1988.
  152. A.B. Демократизация внутришкольного контроля.- М., 1991.
  153. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы.- М., 1987.
  154. В.Н., Суслова Н. П., Тамбовкин Т. И. Школа: от конечного результата к творческому поиску.-М., 1991.
  155. Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики.-М., 1991.
  156. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой.- М., 1992.
  157. Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся.- М., 1990.
  158. М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М., 1990.
  159. Шиянов «E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М., Ставрополь, 1991.
  160. E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М., Ставрополь, 1991.
  161. H.A. Внутришкольный контроль.- М., 1977.
  162. Эксперемент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника.- М., 1991, 1992.
  163. Е.А. Это «скучная» наука управления.- М., 1992.
Заполнить форму текущей работой