Систематизация законодательства. М.М. Сперанский
Со времени Соборного уложения 1649 г. накопились тысячи манифестов и указов, которые друг друга дополняли, отменяли, противоречили один другому. Разобраться в них мог только очень опытный юрист. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность властей, создавало почву для злоупотребления чиновников. Работы по систематизации законодательства были поручены возвратившемуся к активной… Читать ещё >
Систематизация законодательства. М.М. Сперанский (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работы по систематизации законодательства были поручены возвратившемуся к активной государственной деятельности Сперанскому.
Он был возвращен из ссылки еще Александром I. Николай, прежде чем приблизить его к себе, подверг тяжелому испытанию: включил в состав Верховного уголовного суда над декабристами; более того, поручил составить приговор. С крайне неприятным чувством и не без внутренней борьбы Сперанский выполнил это поручение. Именно он, с его умением все систематизировать, разбил подсудимых на «разряды» по степени их вины, так что «высшая группа» из пяти человек был осуждена на Казань. После этого ему было доверено действительно важное государственное дело — составление нового Свода законов.
Со времени Соборного уложения 1649 г. накопились тысячи манифестов и указов, которые друг друга дополняли, отменяли, противоречили один другому. Разобраться в них мог только очень опытный юрист. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность властей, создавало почву для злоупотребления чиновников.
Сперанский, давно оставивший мечты о конституции, теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Поэтому он с великой охотой взялся за порученное ему дело. Групп специалистов под его руководством выявила в архивах и расположила в хронологическом порядке все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи» (51 том). К концу 1832 г. закончилось подготовка всех 15 томов «Свода законов российской империи». В первый том были включены важнейшие государственные законы. 19 января 1835 г. «Свод законов» был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. С 1835 г. этот «Свод» вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников. Однако сверхцентрализация власти не привела к положительным результатам. Верховные инстанции утонули в море бумаг и потеряли контроль за ходом дел на местах, а это вело к волоките и злоупотреблениям. Важнейшим Николай I считал вопрос о крепостном праве. В начале правления его постоянно занимала мысль об освобождении крестьян, он соглашался с тем, что крепостное право есть зло. Но затем он пришел к выводу, что отмена крепостного права сейчас будет для России злом еще большим. В 1827 г. был издан закон, по которому, если в дворянском имении за крестьянином числилось меньше 4,5 десятины на душу, то такой крестьянин или переходил в казенное управление, или в свободное городское состояние. В 1841 г. крестьянская семья была признана неразрывным юридическим составом, и крестьян было запрещено продавать отдельно от семьи. В 1842 г. был издан Указ об обязанных крестьянах, который позволял помещику отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю во временное пользование в ответ на определенные повинности или оброк. В 1848 г. был издан закон, предоставлявший крестьянам право с согласия помещика приобретать недвижимую собственность.
Значительно больше было сделано для государственных крестьян. Их было около 9 млн. чел. С 1837 г. по 1841 г. была проведена система мероприятий по управлению государственными крестьянами. В 1837 г. для управления крепостными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ. Руководство этим министерством Николай I доверил своему сподвижнику графу П. Н. Киселева. Под его руководством и была проведена реформа государственной деревни. Было создано 6 тыс. сельских общин. Им было предоставлено право самоуправления и право избрания мировых судей. Согласно указу 1843 г., ни один окружной начальник не имел права вмешиваться в дела общины. Малоземельным государственным крестьянам было передано 2 млн. 300 тыс. десятин свободной земли; 500 тыс. дес. земли было передано крестьянам, вообще не имевшим земли; 170 тыс. крестьян были переселены в районы, обладавшие излишками земли; образованным сельским общинам было передано 3 млн. дес. леса. Большое внимание уделялось поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Министерство создавало семенной фонд и продовольственные склады в деревнях на случай неурожая. Так, правительство практиковало посадку картофеля и сразу же убирало картофель в склады. Посадку картофеля крестьяне расценили как увеличение казенной запашки. По стране прокатились «картофельные бунты». Для государственных крестьян были созданы свыше тысячи сельских кредитных обществ и сберегательных касс; для крестьян было построено 98 тыс. кирпичных домов. Было много сделано для охраны здоровья крестьян и образования. В 1838 г. в общинах крестьян было 60 школ с 1.800 учащимися, а в 1866 в них имелось уже 2.550 школ, в которых училось 110 тыс. детей. Государственные крестьяне были освобождены от починки дорог. Затем крестьян стали переводить на оброчное состояние.
В 1844 по 1847 гг. в Киевском генерал-губернаторстве (9 западных губерний) была проведена инвентарная реформа. Земля здесь после вхождения в 1815 г. в состав России принадлежала польским дворянам-католикам, оппозиционным России. Они притесняли своих крестьян — украинцев, белорусов, русских. Николай I стал проводить политику защиты православного населения на этих территориях. Здесь были проведены инвентари — опись помещичьих имений. В соответствии с размерами помещичьих имений устанавливались четкие нормы барщины и оброка, которые владелец именья не имел права превышать.