Молодежные организации Республики Бурятия на современном этапе, 1985-1995 гг
При непосредственной работе с источниковой базой диссертант столкнулся с определенными трудностями. Основная из них вытекает из особенностей изучаемой нами темы. Молодежь всегда являлась трудно прогнозируемой политической и исторической науками социально-демографической группой общества. Известными особенностями обладали и сами привлеченные источники. К ним можно отнести их слабую обработанность… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Бурятская областная комсомольская организация в период 1985—1995 гг.
- 1. Изменение форм и методов деятельности комсомольских организаций республики
- 2. Реорганизация комсомола и его последующий распад
- Глава II. Формирование новых молодежных организаций и движений в республике
- 1. Участие молодежных организаций в общественно-политической жизни
- 2. Эволюция неформальных объединений
- 3. Перспективные молодежные организации республики
Молодежные организации Республики Бурятия на современном этапе, 1985-1995 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Говоря о молодежных организациях, отметим, что понятие «молодежь» как определенная возрастная категория общества существовало во все времена человеческой истории. Но лишь на рубеже XIX и XX вв. оно наполнилось совершенно новым социально-политическим содержанием, обретя статус категории, отразившей новую социальную роль молодого поколения в процессе общественного развития, когда на арене европейских государств, а затем и в России появились первые ростки революционного движения молодежи.
Сегодня уже известно, что единственность комсомола как организации нового типа была надуманной, что предшественники у него все же были. И вплоть до 30-х гг. продолжалось развитие параллельных комсомолу различных молодежных объединений.
После 30-х гг. долгое время появление других объединений было невозможно, так как это было связано с риском обвинения в создании подпольной антисоветской организации.
Началом нового этапа развития в стране молодежных неформальных организаций, то есть без навязанной им заорганизованности, можно считать конец 50-х гг., когда после XX съезда партии оздоровлялось общественное сознание, ломались стереотипы. В этот период зародилось т.н. движение «шестидесятников», которое знаменовало собой рождение культурного движения «новой романтики». Отсюда получили развитие клубы самодеятельной туристской песни, многочисленные литературные и художественные группы, чье искусство вышло из-под официального запрета. В целом это отвечало сути происходящих перемен.
В конце 60-х — начале 70-х гг. под воздействием внешних факторов (рок-музыка, движение хиппи и т. п.), застойных явлений в жизни нашего общества в молодежную среду проникали наркотикиприобретали популярность мистические верования. Для большинства неформальных объединений стали характерными аполитичность. В средствах массовых коммуникаций о существовании иных, кроме комсомола, формах молодежной самодеятельности упоминалось все реже.
К середине 80-х гг. общественная ситуация значительно обострилась. С апреля 1985 г. партия начала реализовывать новую концепцию развития нашего общества, что, безусловно, сказалось на развитии молодежного движения.
Молодежное движение в Бурятии с конца 60-х гг. традиционно состояло из двух основных и вполне самостоятельных частей — официальных или огосударствленных молодежных структур (пионерия, комсомол) и неформальных организаций, нередко действовавших полулегально. И каждая из этих частей прошла непростой путь эволюционного развития и, зачастую, болезненного реформирования, имеет свою самостоятельную историю, требующую серьезного и объективного исследования.
Противоречия нынешнего исключительно сложного и переломного этапа развития нашего общества самым серьезным образом отразились и на развитии молодежных организаций. В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу неустойчивости ее социального положения. Сегодня она вдвойне поставлена в экстремальные условия — переворот в политическом, социально-экономическом и культурном укладах сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. Современная молодежь, поставленная в более жесткие условия выбора путей адаптации, чем предшествующие поколения, стала все более способна к повышенной конфликтности. В связи со снижением прежней роли традиционных социальных институтов (семья, образовательная система и т. п.) возрастает роль самоорганизации молодежи, как ее способности и права на выражение и защиту собственных интересов.
Можно сказать, что именно сейчас молодежные организации и движения стали действительно молодежными по своей сути и переживают наиболее интересный и значимый период исторического развития. Интересом к этому периоду и был обусловлен выбор темы нашего диссертационного исследования: «Молодежные организации Республики Бурятии на современном этапе (1985;1995 гг.)».
Актуальность исследования. Необходимо подчеркнуть, что молодежные организации, сложные и противоречивые в своем развитии, есть в сущности закономерное выражение бурного процесса демократизации общественной жизни во второй половине 80-х гг. Он продолжается и по сей день. Это период распада традиционных молодежных институтов с их отлаженным механизмом формирования устойчивых представлений об идеалах, ценностях, нормах, принципах. Молодежь сегодня наиболее полно реализует свои потребности через различные самодеятельныеобщественно-политические объединения, криминальные группировки, любительские клубы по интересам и т. д. В современных условиях, характеризующихся обостренным интересом к молодежной проблемам и отношениям, особенно очевидна настоятельная необходимость всестороннего изучения характерных форм и методов деятельности самих молодежных организаций.
Доперестроечная политика единомыслия и показного единодушия в нашем обществе дала свои плоды в молодежной среде. Ее результатами стали политический абсентеизм, апатия, настроения безнадежности среди части молодого поколения. Сегодня большинство молодых людей занимают безразличную позицию, хотя борьба за молодежь со стороны политических партий, движений и фронтов обостряется, что наглядно продемонстрировала прошедшая в июне-июле 1996 года избирательная кампания президента.
В связи с этим процесс самоопределения молодежи приобретает политический характер.
Переход к рыночным отношениям привел к еще большей дифференциации среди молодежи, к резкому падению жизненного уровня молодого поколения, к массовой безработице. В обществе резко снизился престиж знаний, образованности, профессионализма, духовности и нравственности, возросли рваческие тенденции. Думается, что создание условий и стимулов для более полной реализации политического, трудового, нравственного потенциала молодежи, направление ее энергии в позитивное русло невозможно без объективной и научно обоснованной оценки ситуации в среде молодежи и положения молодежи в обществе.
Кроме того, направленность молодежной социализации — от «неформалов» к активным группам гражданского участия или, напротив, в криминогенную среду и организованную преступность — не может не волновать все общество.
Сегодня остро стоит проблема установления и укрепления прямых контактов между молодежными организациями и движениями, актуальна задача их эффективного сотрудничества и взаимодействия в новых геополитических и социально-экономических условиях.
Молодежь и, создаваемые ею организации, как наиболее радикальная и прогрессивная часть общества, способна принять и реализовать масштабные социально-экономические преобразования, политические реформы в интересах построения правового государства, гуманного и социально-ориентированного человеческого общества. И от уровня способности ее к самоорганизации зависит ее социальная роль в обществе, а в итоге и его будущее.
Молодежное движение неразрывно связано с государством и обществом, со всеми бурными событиями последних лет. Тема о молодежных организациях в Бурятии на современном этапе может и должна занять свое место в комплексе проблем изучения истории нашей республики в период с 1985 по 1995 гг. Противоречивый и сложный, но в то же время единый исторический процесс развития Бурятии в рассматриваемый нами период можно серьезно дополнить и более углубленно исследовать именно при помощи изучения молодежных организаций. Без изучения молодежных организаций Бурятии фактически невозможно проведение всестороннего и полного исследования истории республики в период с 1985 по 1995 гг. Тема же освещения молодежных организаций Бурятии является предметом нашей диссертационной работы.
Актуальность исследуемой нами проблемы определяется прежде всего ее относительно слабой разработанностью в бурятиеведческой историографии. Необходимо научное осмысление темы и ее исторического места. Фактический материал исследования и сделанные на его основе выводы могут найти применение при разработке целого ряда комплексных исследований истории Бурятии конца 80-х — начала 90-х гг.
Историография проблемы. Проблемы молодежных организаций и движений вызывали и вызывают интерес широкого круга исследователей. Данная научная проблема нашла отражение в трудах отечественных ученых, которые по содержанию можно подразделить на несколько групп — это исследования комсомола и научные разработки по новым молодежным организациям, многие из которых недавно было принято именовать неформальными.
К первой группе следует отнести прежде всего серию работ, подготовленных преимущественно к юбилейным датам BJ1KCM1, что в свою очередь отразилось на содержательной стороне публикаций, привнеся в нее элементы парадности в ущерб научному анализу реального положения вещей. Автор согласен с мнением А. А. Галагана, который, анализируя коллективную монографию «Славный путь Ленинского комсомола» пришел к выводу, что работа представляет историю ВЛКСМ как поступательное шествие от одной победы к другой во все времена, по неуклонно восходящей диалектической спирали2. Это было главным требованием того времени для всех историко-комсомольских работ, в том числе и изданных в Бурятии.
В бурятской историографии изучению истории республиканского комсомола уделялось значительное внимание. Первыми в своих брошюрах и статьях обобщили опыт работы комсомольских организаций в Бурятии руководящие партийные и комсомольские работники республики в 20−30-х гг.: М. Н. Ербанов, М. М. Сахьянова, А. А. Маркизова, Д. Д. Доржиев, Д. Д. Донгидон, Ф. Р. Коняев, Н. Е. Кузьян, Н.И. Мунко-ев, Ц. Д. Догдомэ, П. М. Шулунов и др.
Долгое время в отечественной исторической науке считалось аксиоматичным определение комсомола как единственной молодежной организациив поле зрения ученых-историков попадали, главным образом, те юношеские организации, которые были как-то связаны с коммунистической партией. Поэтому отличительной чертой многих трудов является их партийная заданность и политическая конъюнктура.
Влияние историко-партийного принципа изучения деятельности комсомола ощущается в таком обобщающем исследовании как «История Бурятской АССР. Т.2.» (Улан-Удэ, 1959).
Роль комсомола в развитии народного образования рассматривалась в работах А. А. Константинова и Г. А.Дуриновой3. Некоторые факты и материалы об участии комсомольцев и молодежи в подготовке и проведении коллективизации сельского хозяйства нашли отражение в статьях И. М. Поспелова, А. Д. Александрова и Д.А.Шикуло4. Уделили внимание бурятскому комсомолу В. Комоедов, С.Я.Ербанова5.
Известный вклад в изучение деятельности комсомола Бурятии внесли Ю.Г. Дылыков6, Ю.И. Кудряш7.
Место и роль комсомола республики в гражданской войне, в культурных и общественно-политических преобразованиях было отражено в «Очерках истории Бурятской организации КПСС «(Улан-Удэ, 1970). Отдельные вопросы истории республиканского комсомола рассматривались в исследованиях бурятских историков и краеведов в связи с разработкой своих тем. Здесь следует выделить монографию Г. Л. Санжиева «Переход народов Сибири к социализму, минуя капитализм» (Новосибирск, 1980).
Ничуть не умаляя значение вышеперечисленных трудов, необходимо отметить, что рассмотрение деятельности комсомола проводилось в свете методологии тех лет.
В 1986 г. был опубликован совместный труд ученых-историков, сотрудников государственных и общественных структур, посвященный республиканскому комсомолу и молодежи. В нем представляют интерес статьи Б. В. Базарова, В. В. Беликова, Ю. П. Шагдурова, Д.Д. Хуташ-кеева8 и др. Участие комсомольцев в кампании массовой коллективизации сельского хозяйства в какой-то мере исследовано в диссертации Д. Л. Доржиева, написанной на материалах УФСБРФ по Республике Бурятии9. Достоинством этих публикаций является не только введение в научный оборот новых исторических данных, но и более объективная и менее идеологизированная оценка деятельности комсомола.
Начавшаяся в нашей стране революционная перестройка общественной жизни побудила к переосмыслению истории страны, партии, комсомола. Так, в 1991 году ученые-историки В. К. Криворученко, А. А. Галаган, Б. А. Динес, А. А. Алексеев, И. Л. Андреев,.
Л.О.Ворнесенская, В. В. Долгов, В. Г. Еремин, Л. Н. Кононенко, Е. Е. Масалов, Б. А. Ручкин, В. И. Шугай издали коллективный труд «Очерки истории ВЛКСМ». Авторы поставили своей целью показать цельную, не искаженную конъюнктурными интересами, картину настоящей жизнедеятельности комсомола10. Они сделали попытку отойти от традиционного взгляда на комсомол, а отсюда и новые, не всегда привычные оценки отдельных сторон его деятельности. В «Очерках» были показаны альтернативные коммунистическому союзу молодежные организации довоенного периода. Это слабо изученная тема, так как все, что происходило в молодежном движении вне рамок ВЛКСМ, считалось враждебным и не стоящим специального изучения. На взгляд автора, «Очерки» на момент издания были одной из немногих и своевременных работ.
Необходимо отметить, что исторические исследования в отечественной научной литературе, специально посвященные неформальным группам и объединениям молодежи, встречаются редко. К изучению этой проблемы исследователи приступили сравнительно недавно в силу известных обстоятельств, отмеченных выше. Что касается исследуемого нами периода, то это в основном труды социологов, психологов, философов, педагогов, юристов.
Для первой половины 80-х гг. еще был характерен идеологический подход, когда молодежь и молодежные организации рассматривались через призму двух систем — социалистической и буржуазной. Неформальное молодежное движение в монографии Б. Л. Прозорова изображалось как своеобразная «пятая колонна» в советском обществе, что создаваемые объединения, группы, союзы «должны служить, по мнению классового противника, прикрытием для консолидации негативно настроенных лиц и в перспективе стать одной из основ организации антисоветского подполья» 11. Следует признать, что значительное число молодежных (и не только молодежных) групп, объединений различного толка существовали в СССР в 70-е начале 80-х гг., но были латентными или во всяком случае с ограниченными возможностями для анализа, а тем более публикации его результатов, так как официальная пропаганда тех лет отрицала наличие каких-либо молодежных организаций, альтернативных ВЛКСМ, пионерии и т. п. В этот период многие исследователи обратились к проблемам зарубежного молодежного движения12.
Значительное внимание к участию молодежи в самодеятельных, неформальных молодежных объединениях на протяжении ряда лет, начиная с 1985 г. проявили ученые-социологи Научно-исследовательского центра (НИЦ) Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ. Сравнительный анализ результатов исследований, проведенных НИЦ ВКШ в 1985 году, затем в 1987,1989 гг. показал не только наличие как таковых неформальных групп, но и растущую популярность их в стране13.
В 1988 году был выпущен сборник научных статей, посвященный психологическим вопросам изучения неформальных молодежных объединений, авторы которого А. П. Файн, И. А. Невский, Л. А. Радзиховский и др. предприняли достаточно удачную попытку обобщить результаты отечественных исследований проблемы 19 861 988 годов14. Авторы данного сборника проанализировали специфику неформальных подростковых и молодежных объединенийрассмотрели структуры, возникающие из стихийных форм общениянеобходимость разграничивать подростковые группы, компании общения и объединения, которые следует отнести к неформальным15. В сборнике прозвучали мнения о недопустимости рассматривать отечественные неформальные группы и объединения молодежи как кальку одноименных зарубежных и автоматически использовать модели западных исследователейо возможности перерождения неформальных групп в антиобщественные и преступные.
Вместе с тем в сборнике нельзя согласиться с отдельной трактовкой неформальных объединений только как социально-психологического явления, представляющего собой попытку адаптации части молодых людей к своим существующим проблемам. Неформальные объединения неопределимы как «социально-психологическое явление», так как проблема неформалов не может быть исследована в отрыве от положения молодежи в обществе. Эти общности являются субъектами социальной деятельности, а не просто носителями определенных особенностей индивидуальной или групповой психологии.
Следует отметить, что вообще в период с 1987 по 1990;е гг. в различных научных изданиях было опубликовано немало статей, касающихся проблем неформального молодежного движения. Среди них можно отметить статьи А. Абрумовой16, И.В. Бестужева-Лады17, Ю. Блувштейна, В. Юстицкого18, К. Мяло19, B.C. Овчинского20, С.И. Плаксия21, И.Ю. Сундиева22, М. Н. Топалова.23, А. Файна.24, В. Чурбанова, А. Нелюбина25 и др. Авторы статей, рассматривая феномен «неформалитета», на базе обширного фактического материала дали свою, порой не совпадающую с другой точкой зрения, трактовку понятия неформальных группразличили их по криминологической типологии (неформальные группы с негативной направленностью: случайные группы переродившегося интереса, ретретистские — группы ухода от действительности и собственно преступные) — выделили их функции, направленность деятельности, форму и т. д.
Причины возникновения неформальных молодежных организаций, каналы социализации молодых людей рассматривали в своих работах В. И. Добрынина, Е. А. Суслова, М.Н. Ювкин26.
Бурятская историческая наука находится в условиях почти полной неизученности, отсутствия специальных исследований по республиканскому комсомолу и неформальным объединениям в исследуемый период. Хотя в последние годы в трудах С. Ч. Мантуровой и В.В.Затеева27 обозначился повышенный интерес к такой активной социальной категории, как студенчество. Потому возрастает значение даже отдельных работ и материалов. Важность их состоит не столько в приведении каких-то неизвестных данных, сколько в складывании общего представления о молодежном «неформалитете» республики. Здесь следует назвать содержательную статью Н.А.Халудоровой28, публикации Э. Дагбаева29, С. Березина30. Но, необходимо отметить, что многие материалы республиканской периодической печати о молодежных проблемах грешат художественно-литературной созерцательностью, просветительством.
Важное значение имеют научные разработки ученых-юристов, которые накопили немалый опыт в исследовании агрессивных молодежных группировок и объединений. Их исследования помогают понять некоторые причины сложностей и специфики развития отношений подобных формирований между собой, с правоохранительными органами и т. д. на протяжении последних лет31. Некоторые явления, обнаруженные авторами исследований, созвучны и современному состоянию молодежных формирований в республике.
Таким образом, историографический анализ степени изученности темы позволяет сделать вывод о том, что современные молодежные организации Бурятии пока не стали предметом объективного, углубленного исторического исследования. Настоящая диссертация представляет из себя попытку заполнить этот пробел.
Источниковая база исследования. Ее основу составили опубликованные и ранее не публиковавшиеся исторические документы и материалы Национального архива Республики Бурятия (НАРБ) и текущего архива Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту. Многие из этих документов впервые вводятся в научный оборот.
Данные архива НАРБ включают в себя различные документы отделов и подразделений бурятской областной организации ВЛКСМ (стенографические отчеты конференций, пленумов, протоколы заседаний бюро и секретариата ОК ВЛКСМ, статистические отчеты, материалы отделов и секторов, справки, информации о работе первичных комсомольских организаций), их переписку с центральными органами ВЛКСМ СССР и государственными учреждениями и организациями Бурятии, РСФСР и СССР.
Текущий архив Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту в основном представлен документами регистрируемых молодежных организаций и объединений (уставные и программные материалы, различные заявления и обращения, листовки и другая полиграфическая литература, копии опубликованных интервью).
Существенно расширили источниковую базу диссертационного исследования материалы периодической печати: газетные издания -«Правда», «Известия», «Советская Россия», «Труд», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Российские вести», «Московские новости" — журналы — «Студенческий меридиан», «Сельская молодежь», «Аврора», «Смена», «Молодой коммунист», «Перспективы». К работе также привлекались материалы местной периодической печати -«Правда Бурятии», «Бурятия», «Молодежь Бурятии», «Байкал» и т. д.
При непосредственной работе с источниковой базой диссертант столкнулся с определенными трудностями. Основная из них вытекает из особенностей изучаемой нами темы. Молодежь всегда являлась трудно прогнозируемой политической и исторической науками социально-демографической группой общества. Известными особенностями обладали и сами привлеченные источники. К ним можно отнести их слабую обработанность (целый ряд материалов вводится в научный оборот впервые), отсутствие наличия многих документов (особеннореорганизованной структуры рескома комсомола) последних лет (начиная с 1992 года), противоречивость и нередко несопоставимость данных из разных документов и материалов. Это делало очень важной задачу тщательного отбора источникового материала, который производился на основе сопоставления и взаимопроверки фактов (диссертантом использовались методы сравнения, обобщения, анализа, системный и логический методы). Характеристика некоторых источников дана в диссертации по ходу развертывания материала.
Особое значение для работы над исследованием истории молодежных организаций в республике представляют материалы, извлеченные автором из личных встреч и бесед с некоторыми руководителями областного, городского и районных комитетов ВЛКСМ Бурятии, рядовыми комсомольцамилидерами, координаторами, членами новых молодежных объединений. Возможность обращения к такому виду источников появилась в процессе работы автора в структуре Госкомитета Республики Бурятия по делам молодежи в 1992;1994 гг.
Таким образом, привлеченная к исследованию источниковая база позволяет достаточно полно раскрыть тему: «Молодежные организации Республики Бурятии на современном этапе (1985;1995 гг.)».
Цели и задачи исследования. Недостаточная изученность темы о истории молодежных организаций в Бурятии на современном этапе, ее актуальность, научно-теоретическая и практическая значимость позволяют определить цель данного диссертационного исследования — объективное освещение молодежных организаций в Бурятии в рассматриваемый нами период.
В соответствии с этой целью в данном диссертационном исследовании ставились следующие конкретные задачи:
1. Рассмотреть на фоне общесоюзных и общероссийских процессов изменение деятельности республиканского комсомола 1985;1995 гг.
2. Исследовать реорганизационные процессы в областной организации ВЛКСМ.
3. Проанализировать причины дискредитации комсомола в молодежной среде.
4.Проследить историю возникновения в Бурятии первых принципиально новых молодежных организаций и политических образований.
5.Показать роль Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту в процессах развития молодежных организаций на современном этапе.
6.Исследовать эволюцию неформального движения в Бурятии.
7.Изучить деятельность перспективных молодежных организаций.
8. Дать прогностическую оценку развития молодежных организаций в республике.
9.Сформулировать выводы, вытекающие из анализа поставленной проблемы.
10.Предложить некоторые практические рекомендации.
Методология и методика исследования. В основе нашей диссертационной работы лежит диалектический метод в приложении к общественным явлениям и процессам. В методическом плане диссертации использовался основной принцип исторической науки — принцип историзма, позволяющий рассматривать исторические события и процессы в их развитии и взаимосвязи, и позволяющий произвести объективный анализ и оценку фактов, относящихся к теме исследования. В основу непосредственного построения диссертации положен проблемно-хронологический принцип.
Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые в бурятской исторической науке делается попытка комплексного изучения круга проблем, связанных с историей молодежных организаций в Бурятии на современном этапе. В исследовании впервые вводятся в научный оборот многие исторические документы и материалы.
Диссертация написана с позиции нового критического подхода к некоторым прежним идеологизированным и тенденциозным установкам и подходам к молодежной проблематике и ее истории. Вместе с тем «диссертант пытался как можно более объективно и по возможности беспристрастно рассмотреть все основные аспекты истории молодежных организаций в Бурятии на современном этапе.
Практическая значимость темы изучения истории молодежных организаций в Бурятии в период с 1985 по 1995 гг. состоит в том, что эта работа позволяет дополнить и расширить историю нашей республики, исследовать место и роль молодежи в истории современного развития общества. Автор выражает надежду, что данное исследование, не претендуя на всеох-ватный анализ специфических проблем молодежных организаций республики, все же поможет улучшению совершенствования форм и методов работы среди молодежи Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спортапозволит более глубоко осмыслить происходящие в республике процессы и организовать на этой основе целенаправленную помощь молодежи в реализации ее способностей и возможностей. Необходимо учесть, что в республике до сих пор нет общенационального центра по координации деятельности молодежных организаций, хотя его необходимость, несомненно, назрела.
Чтобы объективно оценить происходящие изменения в молодежной среде и наметить четкие ориентиры ее социального развития, нужны новые критерии, выработать которые можно объединенными усилиями всех, кто причастен к изучению или практическому решению молодежных проблем, кто сумеет соединить теорию с позитивным опытом.
Также практические результаты диссертационного исследования могут быть использованы при написании различных работ по истории Бурятии, по истории социально-классовой структуры общества республики, по современной политической истории края. Они могут быть учтены в работах современных структур власти Республики Бурятия, особенно при осуществлении ими молодежной политики, а также при преподавании истории Бурятии в вузах и школах, при разработке специализированных исторических курсов.
Апробация работы. Основные положения диссертации апробировались в сообщении автора, сделанном на заседаниях межрегиональной научно-практической конференции «Высшее образование в Бурятии: история, современность, перспективы» (Улан-Удэ, 1996). Некоторые вопросы диссертации нашли отражение в материалах, опубликованных в брошюре «Социальные службы молодежи» (Улан-Удэ, 1992), подготовленным Государственным комитетом Республики Бурятия по делам молодежи для очередной сессии Народного Хурала Республики Бурятия, а также в «Вестнике Бурятского Университета», серия — «история» (Улан-Удэ, 1997).
Примечания:
1 Озеров В. М. Ленинский комсомол. — М., 1947; В едином строю. Страницы истории комсомола. — Л., 1968; Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ (1918;1941 гг.). — М., 1969. Т. 1- Славный путь Ленинского комсомола. — М., 1974. Т. 1- Славный путь Ленинского комсомола. — М., 1978; Юность комсомола Бурятии. — Улан-Удэ, 1964; Рождение бурятской комсомолии. — Улан-Удэ, 1968; Наследники Октября. -Улан-Удэ, 1988 и др.
2 Галаган А. А. Некоторые страницы истории. — Саратов, 1989. С. 89.
3 Константинов А. А., Дуринова Г. А. Роль комсомола в развитии Бурятской школы. — Улан-Удэ: Бургиз, 1959.
4 Поспелов И. М. Комсомол Бурятии в подготовительный период коллективизации сельского хозяйства (1928;1929 гт.) // Краткие сообщения БКНИИ. Вып.4. — Улан-Удэ, 1962, сс. 40−49. Александрова А. Д., Шикуло Д. А. Партийное руководство комсомолом в период коллективизации сельского хозяйства республики (1929;1932 гг.). Из истории партийной организации Бурятии // Сб. статей. Вып. 2. — Улан-Удэ, 1961.
5 Комоедов В. Роль комсомола Восточной Сибири в военно-патриотической подготовке молодежи в годы Великой Отечественной войны // Партийные организации Восточной Сибири в борьбе за победу социализма и коммунизма. Сб. Науч. тр. -Иркутск, 1968, сс. 24−54- Ербанова С. Я. Комсомол — организатор пионерского движения в республике // Юность бурятской комсомолии. — Улан-Удэ, 1964, сс.181−193.
6 Дылыков Ю. Г. Комсомол Бурятии — активный помощник партии в период строительства социализма: Дисс. канд. ист. наук. — Иркутск- 1977.
7 Кудряш Ю. И. Комсомол Бурятии — помощник областной партийной организации в коммунистическом воспитании молодежи в начальный период развертывания строительства коммунизма: Автореферат дисс. канд. ист. наук. — Л. — 1969.
8 Базаров Б. В. Комсомол Бурятии и культурное преобразование селаШагдуров Ю. П. Образование и деятельность Верхнеудинской городской комсомольской организации в 1920;1924 гг.- Хуташкеев Д. Д. Интернациональные связи комсомола Бурятии // Комсомол Бурятии: история и современность. — Улан-Удэ, 1986.
9 Доржиев Д. Л. Социально-политический протест и вооруженные выступления крестьянства в Бурятии на рубеже 1920;1930;х гг.: Дисс. .канд. ист. наук. — Иркутск -1995.
10 Очерки истории ВЛКСМ. В поисках истины. Саратов, 1991.
11 Прозоров Б. Л. Идеологическая диверсия против советской молодежи. — Л.: Лен-издат, 1986, с. 83.
12 Бычко А. К. Критический анализ идейно-философских истоков молодежного бунтарства. — Киев., 1985; Вдовиченко Л., Загорский А. «Альтернативное» движение молодежи в современном буржуазном обществе. — М., 1984; Гранов В. Д., Васин В. Г., Орлов Б. С., Фогелер Я. Г. «Зеленые»: идеология и политика. — М.: Мол. гвардия, 1985; Грачев А. С. Политический экстремизм. — М.: Мысль, 1986; Мяло К. Под знаменем бунта. — М.: Мол. гвардия, 1985 и др.
13 Ученый идет к «неформалам» // Комсомольская правда — 1987 — 11 декабряПо неписаным законам улицы. — М.: Юрид. лит., 1991, с. 30.
14 Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988.
15 Файн А. П. Специфика неформальных подростковых объединений в крупных городах// Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988. С. 23.
16 Абрумова А. Неформалы глазами психолога// Аргументы и факты. — 1988 — № 8 -6−7.
17 Бестужев-Лада И. Неформалы — кто, откуда?// Семья и школа — 1987 — № 12 — с.28−30.
18 Блувштейн Ю., Юстицкий В. Неформальные группы: что это такое? // Молодой коммунист — 1987 — № 6 — с.61−68.
19 Мяло К. Казанский феномен II Новое время — 1988 — № 33 — с.41−43- № 34 — с.40−42.
20 Овчинский B.C. Криминогенные проявления в молодежной среде // Социологические исследования — 1987 — № 4 — с.85−87.
21 Плаксий С. И. «Неформалы» — сыновья или пасынки? // Политическое образование — 1988 — № 7 — с.83−89.
22 Сундиев И. Ю. Неформальные молодежные объединения: опыт экспозиции// Социологические исследования — 1987 — № 5 — с.56−62.
23 Топалов М. Н. Молодые неформалы: кто они?// Аргументы и факты — 1988 — № 31.
24 Файн А. Люди «системы» (мироощущение советских хиппи)// Социологические исследования — 1988 — № 1 — с.85−92.
25 Чурбанов В., Нелюбин А. Неформальные объединения: природа, проблемы, прогнозы// Политическое образование — 1988 — № 12 — с.58−64.
26 Добрынина В. И. и др. Самодеятельные инициативные организации: проблемы и перспективы развития. — М.: о-во «Знание» РСФСР, 1990.
27 Мантурова С. Ч. Практика политического воспитания студенческой молодежи в вузах Восточной Сибири в 1971;1975 гг.: Дисс. канд. ист. наук. — Иркутск — 1995; Затеев В. В. Социальные и нравственные основы жизнедеятельности студентов в современных условиях: Дисс. кан. соц. наук. — Улан-Удэ — 1995.
28 Халудорова Н. А. Улан-Удэ: султанки, генералы, чанкайшисты// Вестник Евразии. — 1995 — № 1 — сс. 12−31- 167−172.
29 Дагбаев Э. Неформалы поневоле. — Правда Бурятии. — 1987. — 25 августа.
30 Березин С. Черные души города. — Молодежь Бурятии. — 1996. — 11 апреля.
31 Бааль Е. Г. В конфликте с законом.- Ревин В. П. Неформалы и милиция: противоборство или сотрудничество?// По неписаным законам улицы. — М.: Юрид. лит., 1991, сс.279−296- 296−304.
ЗАК ЛЮЧЕНИЕ.
Изучение современного молодежного движения в Республике Бурятия на протяжении последнего десятилетия (1985;1995 гг.) позволяет сделать ряд выводов и обобщений, на взгляд диссертанта, заслуживающих внимания. Прежде всего ход исследования подтвердил научную и практическую актуальность избранной проблематики. Работа над диссертацией показала, что начиная с 1985 года и по настоящее время в молодежном движении Бурятии активно развивались процессы, которые затрагивали сами основы этого движения, отождествляемые с общероссийскими преобразованиями.
Молодежное движение в Российской Федерации под воздействием радикальных общественных перемен претерпело качественные изменения. Разрушение прежних структур власти, ядром которых была КПСС, и их неприятие подавляющим большинством населения сделало невозможным дальнейшее развитие молодежного движения на основе ВЛКСМ. В результате в молодежном движении сложилась ситуация, которая характеризуется: а) переходом от единой и единственной молодежной организации многопрофильного характера, выступавшей монополистом в области представления перед государством и обществом интересов молодежи и являвшейся фактически государственной молодежной организацией, к мозаике из многих различных молодежных организаций, групп и союзов, сложившихся, как правило, вокруг популярных личностей, а также молодежных секций различных партий (в Бурятии — БКСМ при региональном отделении КПРФ- «Гражданское единство», вступившее в Народно-патриотический союз России и т. д.) — б) дифференциацией и дроблением интересов молодежи, вокруг которых складываются самостоятельные молодежные организации, а также разнообразием идейных, нравственных, политических и иных мировоззренческих позиций таких организаций (коммунистические, пацифистские, экологические и др.) — в) децентрализацией молодежного движения, переходом новых структур в нем преимущественно на горизонтальный характер связей без иерархических надстроек, что привело к гораздо большей роли местных организаций, установлению прямых контактов между этими организациями и местными органами властиг) изменением характера контактов с молодежными организациями на межреспубликанском и международном уровнях, где субъектами таких контактов все больше становятся самостоятельные образования Российского молодежного движения.
Преемник ВЛКСМ — Российский Союз Молодежи — в определенной мере взял на себя основные функции комсомола в части защиты и представительства интересов молодого поколения. Тем не менее в ряде вопросов, непосредственно связанных с интересами молодежи, эта и другие молодежные организации не продолжили в достаточном объеме практику комсомола, в результате чего возникли бреши в жизненно важных сферах молодежной политики, ранее занимаемые инициативной или по указанию КПСС деятельностью комсомола. Такого рода сложности возникли в связи с деятельностью МЖК, НТТМ, БММТ «Спутник» и других бывших комсомольских структур. В результате эти незанятые новыми образованиями в молодежном движении сферы реализации молодежных интересов оказались в ведении государственных органов, вынужденных формировать новые структуры и механизмы соответствующей деятельности.
С распадом ВЛКСМ произошло дробление собственности комсомола по территориям, что уже этим уменьшило ее роль в решении многообразных задач молодежной политики. При этом более заметным становился процесс изъятия бывшей комсомольской собственности из сферы молодежной политики, передачи ее наиболее функциональных частей под цели бизнесачто впоследствии не могло не сказаться на эффективности и государственной молодежной политики.
Комсомол с середины 80-х годов в поисках собственного места отошел от идеологизации союза и по мере ослабления пресса со стороны КПСС/КПРФ все более обращался к проблемам, волнующим молодежь (жилье, здоровье, спорт, досуг, образование). Параллельно с этим шел общероссийский процесс наделения большим количеством прав субъектов союза молодеживозобладали федералистские тенденции.
Стремление к реализации молодежных программ подталкивало комсомол к активной хозяйственной деятельности. В республике именно при содействии бурятского областного комитета ВЛКСМ в недрах различных Молодежных центров зарождался новый сектор экономики (частнопредпринимательский).
Комсомол, являясь по сути общественно-государственным институтом, не стимулировал создания организаций, способных выступить его конкурентом в Бурятии, хотя деклараций об их желательности звучало всегда предостаточно.
С 1991 года процесс развала комсомола ускорился и стал необратимым (что неправомерно связывать с событиями августа 1991 г., хотя они, конечно же, ускорили его). К концу первого этапа (19 851 991 гг.) молодежные организации сохранились в республике только в силу личной инициативы некоторых бывших районных комсомольских секретарей (Кижингинского района, г. Гусиноозерска).
Второй этап (1991;1993 гг.) хронологически был очерчен двумя событиями: самороспуском ВЛКСМ в сентябре 1991 года и фактическим исчезновением правопреемников ЛКСМ-РСМ-СМБ, который к началу 90-х годов самоустранился от решения молодежных проблем. В это время прекратила свое существование областная организация ВЛКСМ.
Практическую деятельность Союз Молодежи Бурятии осуществлял только в 1993 году, частично финансируя молодежные спортивные и культурные мероприятия. На этом этапе СМБ окончательно и бесповоротно превратился в коммерческую структуру, продолжая пользоваться опекой правительства Бурятии.
Возрожденный в 1995 году альтернативный «новый» комсомол (Бурятский Коммунистический Союз Молодежи) находится на этапе становления и массовых симпатий пока не снискал.
Возникли общественные проблемы, связанные с изменениями в молодежном движении. Стремительность переходного процесса привела к дезорганизации ряда устойчивых систем деятельности.
В школе на этой базе возникли трудности социализационного процесса. Пионерская и комсомольская организации в школе сверх своих уставных обязанностей выполняли функцию социализирующего средства, являясь элементом школьной субкультуры, что нашло отражение в учебниках, оформлении школьных помещений и т. д. Ликвидация таких организаций в школе в значительной мере затронуло сложившуюся систему учебно-воспитательной работы: учитель утратил важный инструмент воздействия на учащегосяучащиеся утратили один из способов самоорганизации.
На производстве были утрачены защитные функции, осуществлявшиеся комсомолом в отношении молодых рабочих. Фактического перехода таких функций к профсоюзам или иным организациям не произошло, и специфические проблемы жизненного старта молодых трудящихся остались неразрешенными.
Несмотря на разработанную правовую базу государственной молодежной политики, принятые законодательные акты в Бурятии пока только декларируют заботу о молодежи, а открытая в 1995 году отдельная статья в федеральном бюджете на финансирование молодежной политики в республике работает по остаточному принципу.
Госкомитет Республики Бурятия по делам молодежи, организованный в феврале 1992 года, пытался курировать новые создаваемые молодежные объединения: Союз студентов Бурятии, Молодежный интеллектуальный центр, экологический клуб «Экос-Восток». Но финансовая, организационная слабость молодежных организаций, мировоззренческая неопределенность разрушила их. К середине 1993 года сложилась ситуация отстранения молодежи — в лице их объединений — от участия в общественной жизни республики.
3 съезда общественного движения «Бурятия молодая» (1994 г.), созданного инициативной группой сотрудников Госкомитета РБ по делам молодежи, не смогли заложить основу молодежного движения для защиты своих социальных и политических прав в республике и влиться в Российское молодежное движение. Именно, аполитичность, а не иная политика определяет достаточно настороженное отношение молодых людей не только к официальным, но и к альтернативным политическим движениям в республике.
Говоря о других молодежных организациях, зададимся вопросом: «Являются ли эти молодежные организации Бурятии передовым отрядом всей республиканской молодежи и выразителями их чаяний и стремлений?» Подобное заявление, на наш взгляд, вызывает определенные сомнения, так как следующие существующие организации: экологическая-" Ралли Интернэшнл", музыкально-литературное объединение «Ветер Востока», АЙСЕК, студенческая ассоциация «Оркрист», Клуб интеллектуальной молодежи при юношеской библиотеке, творческое объединение «Могучее поколение», «Харе Кришна», музыкальные коллективы малочисленны, ориентированы прежде всего на избранную молодежь и предпочтение в них отдавалось и отдается творческим и деловым контактам с однотипными формированиями или общению с себе подобными.
Выделяя основные причины рыхлости молодежных организаций, назовем две. Во-первых, сама молодежь не проявляла стремления к самоорганизации. Во-вторых, государство фактически отказывалось от какого-либо влияния на общественную жизнь молодежи.
Если говорить о прогнозах развития молодежного движения в Бурятии, то обозначим следующие основные линии: а) продолжится формирование организаций клубного типа, ориентированных прежде всего на учащуюся молодежьб) активизируется процесс учреждения молодежных секций при региональных партийных отделениях (что вызвано не потребностями самой молодежи, а логикой ожидаемых предвыборных кампаний).
Учащаяся молодежь и студенты в ближайшее время станут активнее вовлекаться в политическую жизнь республики. Скорее всего, студенты Бурятии воспользуются опытом ССБ, тем более в настоящее время студенческая ассоциация «Оркрист» активно предпринимает попытки сплотить студенчество через проведение культурных мероприятий, популярных у молодежи (конкурсы ди-джеев, дискотеки и др.).
Наоборот, нет никаких признаков того, что начнется организационное оформление рабочей и сельской молодежи. Наиболее активная ее часть (очень незначительная) включится во «взрослую» политику, учитывая, что в Улан-Удэ в конце января 1997 г. мощно прошел I съезд рабочих Бурятии, который привлек внимание правительства республики и регионального отделения КПРФ.
Действующие молодежные организации и объединения в республике не играют пока заметной роли в процессе социализации молодого поколения, в удовлетворении разнообразных запросов молодежи. Исключение составляет филиал иркутского Молодежного Спортивного общества (школа Романова) в г. Гусиноозерске.
Фактически охват молодого поколения формами самоорганизации упал до критически низкой отметки, что существенно затруднило диалог государственных и общественных структур с молодежью. В то же время за пределами регламентируемой законом деятельности сформировались и действуют неформальные молодежные группы, часто криминального характера.
Смена социально-экономических стандартов привела к трансформации уличных территориальных группировок, которые и являются главной составляющей частью неформального молодежного движения в республике. Стали популярнее уголовные традиции, все большая часть молодежи — приверженцев группировок консолидируется, формируя новые группы, несущие потенциальный криминальный заряд. Эти группировки заняли самостоятельную социальную нишу в неформальном молодежном движении республики. Это самые живучие организации молодежи, готовые в данных условиях выполнять новый «социальный заказ» .
В целях создания благоприятных условий для развития молодежного движения в республике, по мнению диссертанта, было бы целесообразно рассмотреть следующие предложения.
1) Ориентироваться на решение проблемы территориальных уличных группировок как на важную задачу молодежной политики в республике.
Во-первых, путем пресечения процесса рекрутирования в группировки подростков младших возрастов. Во-вторых, необходимо направить усилия на пресечение формирования агрессивности у подростков и переориентацию в этой связи их на позитивную, либо социально нейтральную деятельность, сопряженную с элементами риска, престижную в их глазах, дающую выход энергии и возможность для демонстрации самостоятельности, взрослости, повышения самооценки и статуса в глазах окружающих. Здесь принесет, в частности, пользу дальнейшее развитие официальных секций боевой борьбы (школа Романова и др.), моторизованных видов спорта, организация соревнований такого рода. Конечно, такие меры должны реализовываться только в общем контексте совершенствования нравственного и правового воспитания, приобщения подростков к культуре, а также обеспечения эффективной борьбы с лицами, вовлекающими несовершеннолетних и молодых людей в преступления, особенно в их организованные и профессиональные формы.
2) Популяризация и тотальная пропаганда всеми средствами массовых коммуникаций позитивных, положительных сторон жизнедеятельности молодежных организаций в республике, России, ближнем и дальнем зарубежье. На их примере внедрять в сознание молодежи ее необходимость в обществе.
3) Создание системы социальной и психологической реабилитации молодежи в вузах, школах, других учебных заведениях. Подобные примеры в республике уже есть.
4) Разумеется, что проведение многих мероприятий, направленных на решение молодежных проблем, требует финансовой состоятельности. Здесь, помимо скромных государственных дотаций, необходимо активное привлечение спонсоров и меценатов. Поощрять в них убеждение, что самые выгодные инвестиции в молодежь — то есть в будущее.
5) Информационному центру при Госкомитете РБ по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту расширить доступ молодежи к упорядоченной ключевой информации по всем аспектам жизнедеятельности современного обществаосвещать и по возможности удовлетворять потребности и интересы молодежи в юридической, экономической, правовой и т. п. информации.
6) Со школьного возраста формировать духовное начало в подрастающем поколении. Использовать при этом накопленный веками гуманистический потенциал национальной культуры. Важная роль в этом процессе принадлежит традиционным конфессиям республики.
7) Необходимость государственного или иного органа, координирующего деятельность всех консолидированных, но сохраняющих самостоятельность молодежных формирований в республике.
Подводя общие итоги, выделим ключевые моменты. Практика показала недостаточную способность молодежи к самоорганизации, когда бы ею ни создавались устойчивые общественно-политические формирования. Без патронажа со стороны «зрелых» консультантов, экспертов, помощников перспективные молодежные организации не появляются. А потому и сам успех или не успех деятельности данных объединений во многом зависит от того, насколько оперативно и систематически общественно-государственные институты власти могут стимулировать их работу. По нашему мнению, действия государства в этом отношении были чаще всего как раз не эффективны.
Проиллюстрируем это на следующем примере. Уже очевидно, что общество и государство нуждаются в некоем самодеятельном передаточном звене между государственными институтами и собственно молодежными/детскими общественными формированиями. С помощью такой структуры (условное название «зонтик», под который вошли бы опекаемые молодежные организации) и можно только создать условия для цивилизованного — не прямого, не директивного характера — общения молодежи с властью, способствуя тем самым разумному включению молодого поколения в общественно-политическую и производственные сферы жизни. На сегодня функции координатора в проводимой государством молодежной политике мог бы взять сам Госкомитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, так как в настоящее время эта правительственная организация начала более целенаправленно работать в отношении молодежных организаций.
Список литературы
- — М.: ВКШ, 1982. — 179с. 82. Актуальные проблемы идейно-политического воспитания молодежи.- М.: ВКШ, 1989.- 197 с.
- Бестужев Лада И. В. Какая ты, молодежь? — М., 1988
- В братской семье народов. Улан-Удэ, 1974.
- Вопросы истории ВЛКСМ: деятельность комсомола в решении социально-экономических задач в годы первых пятилеток. М.: ВКШ, 1989.- 159 с.
- Галаган А.А., Ручкин Б. А. Закон комсомольской жизни. М.: Мол. гвардия, 1982. — 128 с.
- Галаган А.А., Неоткрытые страницы истории. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1989. — 94 с.
- Горбачев М.С. Молодежь творческая сила революционного обновления общества: Выступление на XX съезде ВЛКСМ 16 апреля 1987 г. — М.: Политиздат, 1987. — 30 с.
- Грибанов В.В., Грибанова Г. И. Инициативные, самодеятельные молодежные движения. Л.:Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1991.-28 с.
- Григорьев С.И., Немировский В. Г. Молодежь Сибири на пороге зрелости. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1988. — 117 с.
- Документы и материалы XX съезда ВЛКСМ. М.: Мол. гвардия, 1987.
- Добрынина В.И. и др. Самодеятельные инициативные организации: проблемы и перспективы развития. М.: о-во «Знание» РСФСР, 1990. -44 с.
- Житенев В.А. и др. Гражданственность позиции. М.: Мол. гвардия, 1980.- 184 с.
- Заварзин А.К. Партийное руководство деятельностью комсомола по трудовому воспитанию студенческой молодежи (1971 1980)// Партийное руководство воспитанием студенческой молодежи. Сб. науч. тр. -М.:ВКШ, 1985.
- Запесоцкий А.С., Файн А. П. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М.: Профиздат, 1990. -224 с.
- Захожий В.М., Тарасенко Н. А. Им жить в XXI веке. М.:3нание, 1989. — 62 с.
- Зиятдинов В.Х., Худавердян В. Ц. Молодежное движение и национальный вопрос. М.: о-во «Знание» РСФСР, 1990. — 48 с.
- Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974.
- История Бурятской АССР. т. 2. Улан-Удэ., 1959.
- История политических партий и движений в России (1 четв. XX в.). -Улан-Удэ: изд-во Бурятского пединститута, 1995.
- Идеологическая, массово-политическая работа партийных организаций Сибири 60−80-х годов. Новосибирск: НГУ, 1989.- 139с.
- Казарин Е.В. Участие ССО в развитии важнейших строек Восточной Сибири (1971 1985)// Социальная активность студенчества: опыт, проблемы, перспективы. Тезисы докл. научно-практической конференции. Апрель 1985. — Иркутск, 1985. — с. 136 — 139.
- Какая ты молодежь? М.: Моск. рабочий. — 1988. — 111 с.
- Кирмасов Б.А. Китай, Корея, Монголия. История молодежных организаций: проблемы отечественной историографии (1919 1939). -М., 1993.
- Климов Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколения? М.: Мысль, 1988. — 269 с.
- Комсомол Бурятии: история и современность. Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 1986, — 112 с.
- Константинов А.А., Дуринова Г. А. Роль комсомола в развитии Бурятской школы. Улан-Удэ: Бургиз, 1959.
- Костюк В.Г., Траскунова М. М., Константиновский Д. Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. Новосибирск: Наука, 1980.- 192 с.
- Криворученко В.К., Галаган А. А., Динес В. А. и др. Очерки истории ВЛКСМ. В поисказ истины. Саратов: Унив., 1991. — 196 с.
- Куда идет комсомол? М.: Мол. гвардия, 1990. — 221 с.
- Лебедева О.В. Проблемы изменения ценностных ориентиров молодежи // Российский менталитет: история и современность. Сб. научных трудов. Спб.- изд-во Спб, 1993. — с. 89 — 100.
- Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: Размышления о неформальном движении. М.: Мол. гвардия, 1989.
- Левичева В.Ф. Неформальные самодеятельные объединения: Социологический очерк. М.: Знание, 1989. — 63 с.
- Легко ли быть молодым. М.: Мол. гвардия, 1989. — 269 с.
- Ленин В.И. О партийном руководстве комсомолом. М.: Политиздат, 1978, 670 с.
- Лисовский В.Т., Козлов А. А. и др. Молодежная политика и социальная защита молодежи. М., 1994, — 36 с.
- Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. -М.: Высшая школа, 1990. 302 с.
- Лиханов А.А. Бремя молодости. М.: Мол. гвардия, 1989. — 300 с.
- Лицом к лицу: неформальные творческие объединения. М.: Знание, 1989. — 60 с.
- Митупов Б.М., Санжиев Г. Л., Дылыков Ю. Г. Сорок лет, полных подвигов // Свет над Байкалом. 1958 — № 5 — с. 122−128.
- Модные игры для взрослых детей. М.: Знание, 1988. — 61 с.
- Молодежный ренессанс: (Проблемы социализации молодежи). М.: Наука, 1990. — 235 с.
- Молодежь 88. — М.: ВКШ, 1989. — 263 с.
- Молодежь СССР: стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1990. — 255 с.
- Молодежь Страны Советов. М.: Мол. гвардия, 1986: — 206 с.
- Молодежь Бурятии. Информационный бюллетень Госкомитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту. Улан-Удэ, 1996. — 132 с.
- Молодежь России: тенденции и перспективы. М., 1993 г.
- Молодой человек в условиях кризиса. Материалы международной научно-практической конференции. 28 30 июня 1994 г. — М., — СП., 1994.- 186 с.
- Молодежь в процессах обновления советского общества: Сб. науч. ст.-М.: ВКШ, 1989.- 132 с.
- Мяло К.Г. Под знаменем бунта: (Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950 1970-х гг.). — М.: Мол. гвардия, 1985. -287 с.
- Наследники Октября. Улан-Удэ, 1988.
- Ненашев С.В., Пилатов С. Г. Дети андеграунда: Приглашение к разговору. Л.: Лениздат, 1990. — 111 с.
- Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня. А завтра? -М.: ВКШ, 1988. 67 с.
- Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
- Организация научных исследований проблем молодежи и внедрение их результатов в деятельность комитетов комсомола. М.: ВКШ, 1984. — 95 с.
- Организационно-уставные вопросы комсомольской работы. Справочник в вопросах и ответах. М., 1989.
- Очерки истории Бурятской организации КПСС. Улан-Удэ, 1970.
- Панкратьев А.Б., ЧП союзного масштаба: (Проблемы современной молодежи). Казань: Татар, кн. изд-во, 1991. — 174 с.
- Парнов Е. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма, М.: 1985. — с.
- Партийное руководство деятельностью комсомола Восточной Сибири в период строительства социализма и коммунизма. Сб. науч. трудов. Иркутск, 1974.
- Перевалов В.Д. ВЛКСМ в политической системе развитого социализма: (Полит. правовые основы деятельности). — Красноярск: изд-во Краснояр. ун-та, 1985. 158 с.
- Плаксий С.И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М.: о-во «Знание» РСФСР, 1988. — 39 с.
- Полканов В.Д. Жизненная позиция? Активная! Красноярск, 1988.
- Политические партии, неформальные самодеятельные организации и независимая пресса СССР: каталог справочник. — М., 1990.
- Привалов К. Секты: досье страха. М., 1987.
- Припечкин В.В. Концепция молодежной политики: поиск взаимодействия общества и молодежи // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности ОВД. Сб. науч. тр. Вып. 1. СПб., 1993.-с. 182- 187.
- Программа молодежного движения «Ралей Интернешнл». Улан-Удэ, 1996.
- Программные цели и Устав ВЛКСМ. М.: Мол. гвардия, 1990. — 46 с.
- Пыкин В.М. Современные общественно-политические объединения России и Бурятии. Улан-Удэ, 1994.
- Ривман Д.В. Неформальные молодежные группировки (к вопросу о профилактике протиправного поведения) // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности ОВД. Сб. научн. тр. Вып. 1. Спб., 1993.-с. 187- 193.
- Рождение бурятской комсомолии. Улан-Удэ: Бур. книж. изд-во, 1968.
- Роль комсомола в коммунистическом воспитаниии молодежи Бурятии. Улан-Удэ: Бур. книж. изд-во, 1986. — 95 е.
- Рубина Л.Я. Советское студенчество: Социологический очерк. М.: Мысль, 1981.-207 с.
- Славный путь Ленинского комсомола. М.: Мол. гвардия, 1978. — 588 с.
- Слово о молодежи. М.: Политиздат, 1990.
- Социальная активность молодежи: сб. научн. тр. М.: ВКШ, 1980. -183 с.
- Сундиев И.Ю. Анатомия неформальных объединений (типология и характеристика) // По неписаным законам улицы. М.: Юрид. лит-ра, 1991. — сс. 46 — 56- 66 — 78- 78 — 99.
- Файн А.П. Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами. Л.: о-во «Знание» РСФСР, 1989. — 18 с.
- Хантаев А. Жить и работать по-ленински. Комсомолу 60 лет // Блокнот агитатора. — Улан-Удэ. — 1978 — № 19-е. 28−34.
- Хилханов Д. Анализ массовых источников по истории комсомола Бурятии (1936−1939 гг.) // Вопросы социально-культурного развитияобщества: исторический опыт и современность. Матер, к VIII конф. молодых ученых и специалистов. Улан-Удэ, 1989. С. 99−101.
- Хойбнер Т. Вызов неприкаянных. М.: Мол. гвардия, 1990.
- Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М.: ВНМЦНТИКПР, 1990. — 146 с.
- Ширяев Э.Б., Алейников А. В. Новое в идейно-политическом воспитании молодежи: (Комсомол и развитие молодежного движения в СССР). Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1990. -29 с.
- Шмелева Т.Л. Партийное руководство коммунистическим воспитанием студенческой молодежи в условиях развитого социализма. М., 1986. — 183 с.
- Юность комсомола Бурятии. Улан-Удэ: Бур. книж. изд-во, 1964.
- Авторефераты и диссертации:
- Байхалов А.Б. Ленинский комсомол активный помощник партии в подготовке и воспитании молодой смены рабочего класса в училищах профессионально-технического образования (1966−1970 гг.): Дисс. канд.ист. наук. — М., 1974.
- Байхалова О.Г. Комсомол Бурятии активный помощник партии в культурном строительстве (1928−1941 гг.): Дисс. .канд. ист. наук. -Новосибирск, 1975.
- Дуб Э. П. Работа комсомольских организаций Восточной Сибири по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР в условиях развитого социализма (1962 1975 гг.): автореферат диссертации. канд. ист. наук. — Иркутск, 1984. — 24 с.
- Дылыков Ю.Г. Комсомол Бурятии активный помощник партии в период строительства социализма: Автореферат дисс. канд. ист. наук. — Иркутск, 1977. — 26 с.
- Затеев В.В. Социальные и нравственные основы жизнедеятельности студенчества в современных условиях: Дисс. канд. социол. наук. -Улан-Удэ, 1995.
- Кудряш Ю.И. Комсомол Бурятии помощник областной партийной организации в коммунистическом воспитании молодежи в начальный период развертывания строительства коммунизма.: Дисс. канд. ист. наук. — Л. — 1969.
- Мантурова С.Ч. Практика политического воспитания студенческой молодежи в вузах Восточной Сибири в 1971—1975 гг.: Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1995.