Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Отглагольные словообразовательные цепочки в современном русском языке (на материале лексико-семантических групп глаголов созидания и разрушения)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость работы. Выдвинутые в диссертации теоретические положения могут быть полезными при решении таких актуальных проблем современной словообразовательной науки, как принципы выделения и приёмы отождествления лингвистических единиц, в том числе разработка критериев выделения единиц словообразовательной системы языка — словообразовательных цепочек… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА КАК ВДИНИЦА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ТИПОЛОГИИ
    • I. Словообразовательные цепочки и их типология
    • 2. Лексико-еемантические группы глаголов и словообразовательные цепочки
  • ГЛАВА II. ТИПОЛОГИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕПОЧЕК ГЛАГОЛОВ СОЗВДАНШ И РАЗРУШЕНИЯ
    • I. Двучленные (бинарные) цепочки
    • 2. Трёхчленные цепочки
    • 3. Четырёхчленные цепочки
    • 4. Пятичленные цепочки
    • 5. Шестичленные цепочки
    • 6. Семичленные цепочки
    • 7. Единичные полинарные цепочки, не входящие в частеречные модели
    • 8. Общие закономерности структуры словообразовательных цепочек глаголов созидания и разрушения

Отглагольные словообразовательные цепочки в современном русском языке (на материале лексико-семантических групп глаголов созидания и разрушения) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В иерархической организации системы словообразования важное место занимает словообразовательная цепочка (СЦ). Она относится к комплексным единицам словообразовательной системы, так как состоит из более простых единиц языка — словообразовательных пар, т. е. выступает как их совокупность. В свою очередь СЦ входит в структуру более крупной единицы системы словообразования — словообразовательного гнезда (СГ), т. е. словообразовательное гнездо это совокупность СЦ.

Несмотря на то, что словообразовательная цепочка играет большую роль в системной организации словообразования, она до сих пор не была ещё объектом специального монографического исследования. В нашем языкознании в настоящее время нет ни одной диссертационной работы, посвященной словообразовательной цепочке как единице языка. До Самаркандской республиканской научной конференции 1982 г. она рассматривалась в книге А.Н.Тихонова*, в которой специальный раздел посвящён лексико-семантическим отношениям слов в словообразовательной цепочке. СЦ были посвящены краткие статьи М. С. Шершневой, В. Т. Шклярова. В нашей статье рас.

Тихонов А. Н. Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря современного русского языка. Самарканд,.

1971, с. 196. р

Шершнёва М.С. К вопросу о словообразовательных цепях (на материале возвратных глаголов). — В кн.: Очерки по лексикологии и словообразованию. Материалы ХП научно-методической конференции северо-кавказского зонального объединения кафедр русского языка. Ростов-на-Дону, 1973, с.104−105- Ш к л я р о в В.Т. О семантической соотносительности членов словообразовательного ряда. — В кн.: Вопросы теории и методики преподавания русского языка в школе. Воронеж, 1975, с.42−45- 0 н ж е. О структуре словообразовательного ряда. Там же, с.47−55. смотрены структурные особенности цепочек глаголов звучания*. Определённый вклад в изучение СЦ внесла Самаркандская конференция по актуальным проблемам словообразования 1982 г. На ней ряд докладов был посвящен исследованию различных аспектов этой комплексной единицы словообразования. Так, в докладе О. П. Ермаковой содержатся наблюдения над семантикой СЦ. По её мнению, «последовательному возрастанию структурной сложности производных от начала к концу цепи не всегда соответствует такое же возрастание смысловой сложности. Оно наблюдается только в цепях, в кор торых отсутствуют синтаксические дериваты. По проблематике к этому докладу близко выступление И. А. Ширшова. Б нём охарактери.

Г) зовано явление полимотивированности в связи с цепочками. Семантике СЦ был посвящен доклад А. К. Бириха, в котором анализировались переносные значения слов в структуре словообразовательных цепочек^. На материале русской разговорной речи рассматривались формально-семантические отношения слов в словообразовательной цепи в докладе М.В.Китайгородской^. Этих отношений в т.

•¦Тихонов С. А. Структура словообразовательных цепочек глаголов звучания. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования (далее: АПРС). Ташкент, 1982, с.124−130. о.

Ермакова О. П. Словообразовательная цепь в семантическом аспекте. — В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.39−41. о.

Ширшов И. А. Словообразовательная цепь и явление полимотивированности. — В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.91−95. 4.

Б и р и х А. К. Переносные значения слов в словообразовательных цепочках. — В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.345−348.

Китайгородская М.В. К вопросу о формально-семантических отношениях слов в словообразовательной цепи. — В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с. ПЗ-117. цепочках коснулся Р. М. Гейгер в связи с изучением потенциальных слов*. В докладе Д. А. Осильбековой описаны СЦ отглагольных локативных существительных, а в докладе H. M. Черненко — СЦ собственных имён. Сюда примыкает выступление Д. Я. Бегаджиевой, которая р рассмотрела структуру СЦ страдательных глаголов. Морфонологи-ческий аспект изучения СЦ был представлен на конференции в доко ладах А. М. Зализняк и М. Ю. Зуевой. Методическим проблемам изучения СЦ в школе и вузе были посвящены доклады М. Ш. Шекихачевой и К. Ю. Ахундкановой^.

Таким образом, на конференции были намечены некоторые конкретные пути исследования словообразовательных цепочек. Однако на ней ещё не обсуждались результаты специальных исследований, выполненных на материале СЦ.

Монографическое описание словообразовательных цепочек оста.

Гейгер P.M. Структурно-семантические отношения в словообразовательной цепи и вопрос о потенциальных словах. — В кн.:

АПРС. Ташкент, 1982, с.58−62. р

Бегаджиева Д. Я. Структура словообразовательных цепочек страдательных глаголов. — В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с. 133−136- Черненко Н. М. Словообразовательные цепи собственных имён. Там же, с.380−383. о.

Зализняк A.M. Некоторые особенности морфонологии словообразовательных цепочек в отглагольных гнёздах (на примере гнезда бить). — В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.282−285- 3 у.е.в, а М.Ю. К изучению морфонологии словообразовательной цепочки в современном русском языке. Там же, с.444−447.

Шекихачева М. Ш. Изучение управления русских слов через словообразовательные цепочки и гнёзда в национальной школе. — В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.85−87- Ахунджано-в, а К. Ю. Словообразовательная цепочка как единица обучения. Там же, с.256−261. тся одной из актуальных задач современного русского языкознания. В специальном изучении нуждаются все частеречные типы СЦотсубстантивные, отадъективные, отнаречные и отглагольные цепочки. В пределах каждой части речи особого рассмотрения требуют СЦ всех лексико-семантических групп (ЛСГ) слов.

Исследование особенностей СЦ различных ЛСГ всех частей речи и описание частеречных типов СЦ — необходимый этап в построении их типологии. Без типологии словообразовательных цепочек невозможно создать типологию словообразовательных гнёзд. Пока не будет создана типология всех единиц словообразования, вряд ли можно дать полное описание словообразовательной системы языка.

Для современного этапа развития словообразовательной науки является весьма актуальным описание словообразовательных цепочек отдельных групп слов каждой части речи, так как в одном исследовании вряд ли можно охарактеризовать СЦ всей части речи и тем более СЦ всех частей речи. Учитывая это, в качестве объекта своего исследования мы избрали СЦ дьух ЛСГ глаголов — глаголов созидания и разрушения, которые, с одной стороны, противопоставлены друг другу, а с другой, имеют много общего в структурной организации цепочек. Это даёт возможность выявить общие и отличительные черты СЦ различных групп слов, что очень важно при построении их типологии.

Цель и задачи исследования

Основная цель нашего исследования — дать полное систематическое описание словообразовательных цепочек ЛСГ глаголов созидания и разрушения.

В связи с этим в работе решались следующие конкретные задачи:

I) определить круг лексем, которые входят в ЛСГ непроизводных глаголов созидания и разрушения;

2) выявить лексический состав словообразовательных гнёзд глаголов созидания и разрушения;

3) установить круг СЦ, относящихся к ЛСГ созидания и разрушения;

4) разработать методику формально-семантического анализа СЦ;

5) проанализировать частеречную и словообразовательную структуру СЦ;

6) определить критерии объединения СЦ в типовые цепочки;

7) построить типологию СЦ и дать её полное описание. Материал исследования. В качестве источников исследования послужили данные толковых словарей современного русского языка:

Словаря современного русского литературного языка АН СССР в 17 томах. М.-Л., 1950;1965 (сокращённо: БАС).

Словаря русского языка АН СССР в 4 томах. М., 1957;1961 (сокращённо: ГЛАС).

Толкового словаря русского языка в 4 томах. Под ред.Д. Н. Ушакова. М., 1935;1940 (сокращённо: СУ).

Словаря русского языка С. И. Ожегова. М., 1978 (сокращённо:

СО).

Словаря-справочника «Новые слова и значения». Под ред. Н. З. Котеловой и Ю. С. Сорокина. М., 1973.

Словарных материалов «Новое в русской лексике». Под ред. Н. З. Котеловой. М., 1980, 1981, 1982.

Школьного словообразовательного словаря А. Н. Тихонова. М., 1978.

Словообразовательного словаря русского языка А. Н. Тихонова на 145.000 слов (выходит из печати).

В работе использованы также материалы, собранные наш из текстов художественной и научной литературы, периодики, радио-и телепередач и т. д.

Объектом описания в работе послужили глаголы ЛСГ созидания и разрушения. Выбор их для исследования объясняется тем, что они относятся к важнейшим лексико-семантическим грушам глаголов целенаправленного конкретного физического действия и обладают огромным словообразовательным потенциалом.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые даётся полная характеристика словообразовательных цепочек ЛСГ глаголов созидания и разрушения, построена их типология. В работе выявлены структурно-семантические особенности исследуемых СЦ, разработаны принципы классификации СЦ, выявлены критерии их отождествления, установлен состав типовых и единичных СЦ" определены основания объединения типовых и единичных СЦ в категориальные цепочки, разработан терминологический аппарат, необходимый для классификации и описания СЦ.

Методы исследования. При типологическом изучении словообразовательных цепочек использовался описательно-аналитический метод. При определении отношений производности — трансформационный метод. Метод компонентного анализа применен при изучении семантической структуры слов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выдвинутые в диссертации теоретические положения могут быть полезными при решении таких актуальных проблем современной словообразовательной науки, как принципы выделения и приёмы отождествления лингвистических единиц, в том числе разработка критериев выделения единиц словообразовательной системы языка — словообразовательных цепочек, словообразовательных парадигм, словообразовательных гнёзд и др.- методика формально-семантического анализа комплексных единиц словообразованияособенности их структуры и семантического устройстватиповые единицы и их роль в системной организации словообразованияосновы построения типологии комплексных единиц словообразования. Поскольку словообразовательные единицы обладают свойствами, общими для ряда или всех уровней языка, теоретические выводы, касающиеся их, могут оказаться полезными и при изучении других лингвистических единиц.

Результаты исследования имеют и практическую ценность. Они могут быть использованы: I) в вузовском курсе современного русского языка, в котором словообразовательные цепочки, как и другие комплексные единицы системы словообразования, лишь упоминаются, а сущность их остаётся нераскрытой- 2) при подготовке спецкурсов по словообразованию- 3) при составлении словообразовательных словарей — словаря гнездового типа, словаря словообразовательных цепочек.

Апробация работы. Основные результаты исследования обсуждались на республиканских конференциях «Актуальные проблемы русского словообразования» (1978, 1980, 1982), проведённых Самаркандским государственным педагогическим институтом им. С.Мнина республиканской конференции «Словообразование и номинативная деривация в славянских языках», проведённой Гродненским государственным университетом и Институтом языкознания им. Якуба Колоса АН БССР (1982) — на заседаниях аспирантского объединения Института русского языка АН СССР (1982, 1983) — на заседании сектора грамматики Института русского языка АН СССР (1984) — на заседании кафедры общего языкознания Университета дружбы народов им. Патри-са Лумумбы.

Основное содержание исследования отражено в четырёх опубликованных работах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Словообразовательная цепочка является комплексной единицей системы словообразования. Она представляет собой совокупность словообразовательных пар, которые являются наименьшими комплексными единицами словообразовательной системы. Значит, словообразовательная цепочка выступает как усложнённая комплексная единица. Будучи усложнённой единицей, словообразовательная цепочка в свою очередь входит в структуру более крупной единицы системы словообразования — словообразовательного гнезда.

В словообразовательные цепочки объединяются однокоренные слова, находящиеся в отношениях последовательной мотивированности (производности). Словообразовательные цепочки имеют разное количество звеньев. В современном русском языке наименьшая по длине цепочка состоит из двух звеньев, наибольшая — из семи звеньев. В русском языке цепочки из пяти-шести звеньев (членов) встречаются довольно редко. Цепочки, включающие семь звеньев, единичны. Большинство цепочек состоит из трёх-четырёх звеньев.

Как единица словообразовательной системы языка словообразовательная цепочка, состоящая из двусторонних единиц и потому сама являющаяся такой единицей, обладает не только формальной, но и семантической структурой.

Семантическая структура каждой СЦ многослойна, многокомпонентна. Первый — базовый слой составляют лексические значения всех слов словообразовательной цепочки/Вторым семантическим слоем в смысловой структуре словообразовательной цепочки являются частеречные (общеграмматические, категориальные, классифицирующие) значения входящих в неё слов. Третий семантический слой смысловой структуры словообразовательной цепочки составляют еловообразовательные значения. С этой точки зрения словообразовательная цепочка представляет собой совокупность словообразовательных значений мотивированных слов всех её звеньев.

По комбинациям словообразовательных значений словообразовательные цепочки очень разнообразны. Так же разнообразны и средства выражения словообразовательных значений в цепочке.

Для каждой цепочки характерен определённый набор производных слов, относящихся к тем или иным словообразовательным типам и находящихся в отношениях последовательной производности. Поэтому словообразовательная цепочка — это и совокупность образований определенных словообразовательных типов в определённой последовательности.

Однако конкретные словообразовательные цепочки обнаруживают ряд общих черт. Для них характерны объединения на основании сходства структуры и семантики. При этом методы типологической классификации СЦ зависят от задач исследования, исходя из которых СЦ можно описывать на разных уровнях обобщения.

Самым абстрактным является частеречный (или грамматический) уровень. На нём каждая СЦ представляет собой комбинацию частей речи с оцределённым набором общеграмматических значений. СЦ отличаются друг от друга длиной, составом и определённой последовательностью входящих в них слов разных частей речи. СЦ, имеющие одинаковую частеречную структуру, объединяются в частеречные модели.

На другом уровне абстракции — словообразовательном — СЦ классифицируются с учётом именно словообразовательных отношений. Они формируются на основе словообразовательных значении и средств {—1 их формального выражения (формантов), т. е. на уровне словообразовательных типов. СЦ, состоящие из одинаковых последовательностей одних и тех же CT, образуют одну типовую СЦ (или СЦ-тип).

Типовые СЦ, в свою очередь, формируют более крупные объединения — категориальные СЦ. Они базируются на общности (или тождественности) словообразовательных значений всех звеньев типовых цепочек при различии конкретных формальных средств выражения этих значений. Типовые и категориальные цепочки входят в часте-речные модели.

Типовые и категориальные СЦ, частеречные модели цепочек обладают разной степенью регулярности.

В словообразовательной системе языка наряду с регулярными имеются нерегулярные (чаще всего единичные) СЦ, которые не имеют аналогов.

Структура и семантика СЦ определяются принадлежностью исходных (непроизводных) слов цепочек к определённым ЛСГ. Как показывают исследованные в работе цепочки глаголов созидания и разрушения СЦ разных ЛСГ различны по структуре.

На базе глаголов ЛСГ созидания и разрушения образовано 3805 СЦ. Бинарные СЦ составляют примерно пятую часть общего количества цепочек. Бинарные цепочки представлены тремя частеречными моделями, в то время как полинарные 61 частеречной моделью, вне которых остаются единичные СЦ.

В отличие от бинарных, не все полинарные частеречные модели включают в свой состав категориальные и типовые СЦ. Отдельные разновидности их состоят (в пределах изучаемых ЛСГ) из единичных по структуре СЦ.

Все бинарные частеречные модели встречаются в обеих ЛСГ. Среди полинарных моделей имеются такие, которые свойственны только глаголам ЛСГ созидания. В то же время отсутствуют частеречные модели СЦ, характерные только для глаголов разрушения.

Среди общих для обеих ЛСГ частеречных моделей (как бинарных, так и полинарных) зафиксированы категориальные и типовые цепочки, относящиеся только к одной из ЛСГ (таких цепочек — около одной трети общего количества исследованных цепочек).

Частеречные модели цепочек различаются между собой степенью регулярности. Как правило, высокая степень регулярности характерна для двух-, трёхи четырёхзвеньевых моделей. Модели из пяти, шести и семи звеньев обладают более низкой (а многие очень низкой) степенью регулярности.

По степени регулярности различаются также категориальные и типовые СЦ. Категориальным СЦ свойственна та же, что и частереч-ным моделям, тенденция к уменьшению регулярности по мере возрастания числа звеньев СЦ. У типовых СЦ (в сравнении с категориальными) степень регулярности всегда низка.

Количество мотивированных слов разных частей речи, выступающих в разных звеньях проанализированных СЦ, представлено в следующей таблице:

Часть речи Звенья словообразовательной цепочки Всего.

П ! Ш ! 1У ! У ! У1 ! УП.

Г 2444 1556 892 II 6 3 4912.

С 1021 1007 738 169 29 5 2969 п 315 365 280 90 9 I 1060 н II 22 14 6 — 53.

Пч 20 46 7 — — — 73.

Как показывает таблица, по мере увеличения количества звеньев цепочки удельный вес глаголов уменьшается, а удельный вес имен — увеличивается.

В последних звеньях СЦ глаголов созидания и разрушения обра зуются все знаменательные части речи. Чаще всего замыкают СЦ имена существительные (1926), несколько реже — глаголы (1129), имена прилагательные (700) и совсем бедно представлены — наречия (50).

Среди частеречных моделей глаголов ЛСГ созидания и разрушения выделяются транспозиционные и однородные частеречные модели.

В однородные частеречные модели (а их всего 5) входит примерно третья часть всех цепочек. Следовательно, регулярность образования однородных СЦ (кроме пятичленных) очень высока.

В цепочках ЛСГ глаголов созидания и разрушения важную роль играют залоговые и видовые корреляции. Их взаимосвязь и взаимообусловленность порождает в высокой степени регулярную полимотивацию, что находит отражение в своеобразном варьировании определённых звеньев СЦ. Это варьирование определяется способностью возвратных глаголов с суффиксами вторичной имперфективации мотивироваться одновременно как постфиксальным глаголом совершенного вида, так и беспостфиксальным глаголом.

Таковы формально-семантические особенности СЦ как единиц языка, выявленные на материале глаголов созидания и разрушения. Многие из этих особенностей характерны для отглагольных СЦ вообще.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. О методике синхронного исследования словообразовательных гнёзд. — В кн.: Словообразование и его место в курсе обучения иностранному языку. Ежегодный межвузовский тематический научный сборник. Вып.З. Владивосток, 1975, с.33−37.
  2. К.А. Значение и изменение значений слов: Авто-реф. дис.. докт. филол. наук. ГЛ., 1966. 30 с.
  3. И.В. Особенности отглагольных гнёзд в русском языке. В кн.: Проблемы структурной лингвистики, 1971. М.: Наука, 1972, с.245−257.
  4. Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974. 367 с.
  5. Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. М.: Наука, 1967. 251 с.
  6. Н.Д. Очерки по словообразованию в современном испанском языке. М.: Наука, 1961. 151 с.
  7. Н.Д. 0 значимых единицах языка. В кн.: Исследования по общей теории грамматики. ГЛ.: Наука, 1968, с.58−116.
  8. Р.П. Семадтико-грамматические классы русского глагола (к проблеме взаимодействия грамматики и семантики): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 1978. 22 с.
  9. О.С. Некоторые вопросы семантического анализа слова. Вестник МГУ. Историко-филологическая сер. № 2. М., 1957, с.63−73.
  10. К.Ю. Словообразовательная цепочка как единица обучения. Б кн.: Актуальные проблемы русского словообразования (далее: ШРС). Ташкент, 1982, с.256−261.
  11. Н.И. К вопросу о переносном значении глагола в современном русском языке. В кн.: Вопросы стилистики. Учен, зап. Саратовского ун-та. Вып.2. Саратов, 1965, с.129−142.
  12. Д.Я. Структура словообразовательных цепочек страдательных глаголов. В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.133−136.
  13. С.С. Классификация словообразовательных гнёзд от непроизводных существительных в русском языке. В кн.: Проблемы структурной лингвистики, 1971. М.: Наука, 1972, с.258−265.
  14. С.С. Типология словообразовательных гнёзд, порождаемых от существительного.- В кн.: Проблемы структуры слова и предложения. Пермь, 1974, с.44−48.
  15. Е.Д. О разных уровнях абстракции в словообразовательной семантике (на материале суффиксов -щик и -ник). В кн.: АПРС. Ташкент, 1978, с.207−211.
  16. А.К. Переносные значения слов в словообразовательных цепочках. В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.345−348.
  17. A.B. Вид и время русского глагола. М.: Просвещение, 1971. 239 с.
  18. A.B. Теория морфологических категорий. Л.: Наука, 1976. 255 с.
  19. А.И. Образование бессуффиксных существительных в русском языке. В кн.: Учен.зап. Киргизского ун-та, фил.фак., вып.13, Фрунзе, 1964, с.3−6.
  20. Л.М. Семантика глаголов звучания в современном русском языке. В кн.: Системные отношения в лексике и методы их изучения. Учен.зап. Башкирского ун-та. Уфа, 1977, с.3−20.
  21. Л.М. Семантические классы русского глагола (глаголы чувства, мысли, речи и поведения): Автореф. дис.. докт.филол.наук. Л., 1971. 38 с.
  22. H.H. К проблеме выделения лексико-семантических групп глаголов. В кн.: Герценовские чтения ХХП. Филологические науки. Л., 1968.
  23. В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1972. 616 с.
  24. В.В. Вопросы современного русского словообразования. В кн.: Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975, с.155−166.
  25. В.В. Словообразование и его отношение к грамматике и лексикологии (На материале русского и родственных языков). В кн.: Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975, с.166−221.
  26. В.В. Основные типы лексических значений.
  27. В кн.: Избранные труды: Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977, с.243−264.
  28. Г. О. Форма слова и части речи в русском языке. -В кн.: Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959, с.397−418.
  29. Г. О. Заметки по русскому словообразованию. В кн.: Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959, с.419−442.
  30. З.М. К проблеме синхронного словообразования. -В кн.: Лингвистические исследования по общей и славянской типологии. М.: Наука, 1966, с.231−236.
  31. З.М., Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке (Рецензия). Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка, т.39, 1980, JS I, с.77−79.
  32. O.A. Типология причин словотворчества. Воронен, 1981. 153 с.
  33. Н.Д. К характеристике семантической структуры многозначных глаголов. В кн.: Очерки по семантике русского глагола. Учен.зап. Башкирского ун-та. Вып.43, Сер. филол. наук, JS 16 (20). Уфа, 1971, с.3−11.
  34. P.M. Структурно-семантические отношения в словообразовательной цепи и вопрос о потенциальных словах. В кн.: АЛРС. Ташкент, 1982, с.58−62.
  35. Е.JE. Отношение между словами в словообразовательном гнезде. В кн.: Межвузовская научно-методическая конференция по вопросам преподавания русского языка в нерусской аудитории. Алма-Ата, 1968, с.168−169.
  36. Е.Л. Исследование структуры словообразовательных гнёзд. В кн.: Проблемы структурной лингвистики, 1972. М.: Наука, 1973, с.146−225.
  37. Е.Л. Понятие словообразовательного гнезда.
  38. В кн.: Проблемы структуры слова и предложения. Пермь, 1974, с.35−40.
  39. Е.Л. Типология гнёзд и соотношение категорий производных. В кн.: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979, с.24−39.
  40. Е.Л. Словообразование и синтаксис. М.: Наука, 1979. 262 с.
  41. P.C. О двух уровнях семантического анализа. Бухарест, 1970. 97 с.
  42. .Н. О типах лексических значений слов русского языка. В кн.: Вопросы лексикологии и стилистики. Учен.зап.
  43. Горьковского ун-та. Сер.филологическая. Вып.59. Горький, I960, с.3−13.
  44. П.Н. Лексика русского языка и принципы её описания. М.: Русский язык, 1980. 252 с.
  45. Н.Г. Теория семантического поля на современном этапе развития семасиологии. ФН, 1973, I, с.89−98.
  46. О.П. Расхождение формальной и семантической производности. В кн.: АПРС. Ташкент, 1976, с.17−37.
  47. О.П. Словообразовательная цепь в семантическом аспекте. В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.39−41.
  48. О.П. Лексические значения производных слов в русском языке. М.: Русский язык, 1984. 152 с.
  49. A.M. Смысловые подгнёзда в словообразовательном гнезде бить. В кн.: АПРС, Ташкент, 1978, с.128−132.
  50. A.M. Некоторые особенности морфонологии словообразовательной цепочки в отглагольных гнёздах (на примере гнезда бить). В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.282−285.
  51. Е.А. Современный русский язык: Словообразование. М.: Просвещение, 1973. 304 с.
  52. Е.А. 0 комплексных единицах системы синхронного словообразования. В кн.: АПРС. Ташкент, 1978, с.29−36.
  53. Е.А. 0 парадигматических отношениях в словообразовании. В кн.: Русский язык: Вопросы его истории и современного состояния: Виноградовские чтения I-УШ. М.: Наука, 1978, с.63−77.
  54. Е.А. Словообразование. В кн.: Современный русский язык. Под ред. В. А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981, с.133−239.
  55. Е.А., Кубрякова Е. С. Проблемы словообразованияна современном этапе. ВЯ, 1978, № 6, с.112−123.
  56. Г. С. Вопросы теории словообразования. Фрунзе, 1969. 164 с.
  57. М.Ю. К изучению морфонологии словообразовательной цепочки в современном русском языке. В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.444−447.
  58. Т.Ф. Типы мотивационных отношений в лексемно-словообразовательном гнезде. В кн.: АПРС. Ташкент, 1975, с.355−360.
  59. Н.Е. Морфонология глагола в современном русском языке. М.: Наука, 1980. 148 с.
  60. С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.-Л., 1965.
  61. З.Г. Словообразовательное гнездо как лексическая микросистема. В кн.: АПРС. Ташкент, 1978, с.226−229.
  62. З.Г. 0 степени семантической связанности между членами словообразовательного гнезда. РЯШ, 1979,№ 6, с.76−80.
  63. Т.А. Структура семантического поля глаголов целесообразной деятельности. В кн.: Исследования по семантике, вып.1. Уфа, 1975, с.73−86.
  64. Т.А. Структура поля глаголов действия. Уфа, 1983. 76 с.
  65. Ким О. М. Транспозиция на уровне частей речи и явление омонимии в современном русском языке. Ташкент, 1978. 227 с.
  66. М.В. К вопросу о формально-семантических отношениях слов в словообразовательной цепи. В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.113−117.
  67. JI.П. Словообразовательное гнездо и словообразовательная парадигма. РЯШ, 1983, № 5, с.79−82.
  68. В.И. Лексико-семантические группы слов (Лекция). Л.: Изд-во ЛШИ, 1955. 28 с.
  69. Е.В. О формальной структуре слова. В кн.: Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1981, с.149−162.
  70. В.Н. Переход причастий в другие части речи. -РЯШ, 1955, J& 4, с.7−10.
  71. Е.С. Что такое словообразование? М.: Наука, 1965. 317 с.
  72. Е.С. Деривация, транспозиция, конверсия. -ВЯ, IS74, Л 5, с.64−76.
  73. Е.С. Теория мотивации и определение степеней мотивированности производного слова. В кн.: АПРС. Ташкент, 1976, с.285−292.
  74. Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М.: Hayica, 1981. 200 с.
  75. Е.С., Соболева П. А. 0 понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании. В кн.: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979, с.5−23.
  76. Э.В. Лексико-семантическая груша слов и методы её описания. В кн.: Актуальные проблемы лексикологии: Доклады на 2 лингвистической конференции. Изд-во Новосибирского ун-та, 1969.
  77. Э.В. 0 пересекающемся характере глаголов в лексико-семантической группе. В кн.: Семантика и структура предложения. Уфа, 1978, с.7−13.
  78. Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1982. 152 с.
  79. И.С. К определению лексико-семантических групп слов. Б кн.: Герценовские чтения XXI. Филологические науки. Л., 1968.
  80. Е. Деривация лексическая и деривация синтаксическая. В кн.: Очерки по лингвистике. М.: Изд-во Иностр. лит-ры, 1962, с.57−70.
  81. Т.П. Современное языкознание и структурная лингвистика. В кн.: Теоретические проблемы современного советского языкознания. М., 1964, с.141−152.
  82. В.В. Адъективация причастий в её отношении к словообразованию. ВЯ, 1966, № 5, с.37−47.
  83. В.В. Нулевая аффиксация в системе русского словообразования. Ш, 1966, № I, с.76−87.
  84. В.В. Способы именного словообразования в современном русском языке (нулевая аффиксация, субстантивация): Авто-реф. дис.. канд.филол. наук. М., 1966. 20 с.
  85. В.В. Проблемы нулевого словообразовательного аффикса. В кн.: АПРС. I. Ташкент, 1975, с.390−402.
  86. В.В. 0 критериях выбора мотивирующего глагола из коррелятивных по виду. РЯШ, 1975, № 3, с.57−65.
  87. В.В. Множественность мотивации и её отражение в отглагольном именном словообразовании. РЯШ, 1976, № 2,с.77−84.
  88. В.В. Русская словообразовательная морфемика. М.: Наука, 1977. 316 с.
  89. В.В. 0 семантической структуре словообразовательного форманта. В кн.: Русский язык: Вопросы его истории исовременного состояния: Виноградовские чтения I-УШ. М.: Наука, 1978, с.78−89.
  90. В.В., Улуханов И. О. 0 принципах словообразовательного анализа и классификации морфов. РЯНШ, 1970,1ё 4, с.83−88.
  91. В.В., Улуханов И. О. Мотивированное слово в описательной грамматике и в словаре служебных морфем. В кн.: Слово в грамматике и словаре. М.: Наука, 1984, с.69−79.
  92. A.A. Словообразовательные гнёзда глаголов в русском и белорусском языках (на материале одной из групп глаголов конкретного физического действия): Дис.. канд.филол.наук. M., 1981. 382 с.
  93. А.Г. Основы русской морфемики: Учебное пособие для студентов-иностранцев, обучающихся на филологическом факультете. Краснодар, 1979. 96 с.
  94. P.C. Словообразовательное значение в различных аспектах. В кн.: Русский- язык: Вопросы теории и методики. Ереван, 1976, с.18−40.
  95. P.C. Словообразовательные значения и формы в русском и армянском языках. Ереван: Луйс, 1981. 315 с.
  96. В.В. Категории языка: Семиологический аспект. М.: Наука, 1982. 192 с.
  97. Ю.С. 0 некоторых расхождениях в понимании термина «морфема». Учен.зап. ЛГУ, № 301. Серия филологических наук. Л., 1961. Вып.60, с.140−152.
  98. Э.М. Значение слова и методы его описания. M., 1974. 201 с.
  99. И.Г. Вопросы синтеза производного слова по заданному семантическому различию. ФН, 1977, 6, с.90−92.
  100. И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза.
  101. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. 295 с.
  102. Михайлов Марк. Вопросы морфологического анализа (проявление выделимости морфем в деривационных процессах).Вроцлав, 1976.
  103. А.И. Мотивированность слов. Мотивированность сложных имён существительных со значением лица в русском языке. -Учен.зап. ЛГУ, J? 322. Серия филологических наук. Л., 1963.Вып.68. Исследования по грамматике русского языка, с.121−136.
  104. А.И. Существует ли «множественная производность» слов? В кн.: АПРС. Ташкент, 1978, с.242−246.
  105. Т.С. Структура словообразовательных парадигм природных деструктивных глаголов. В кн.: АПРС. Ташкент, 1978, с.152−156.
  106. Т.С. Структура словообразовательных парадигм русского глагола: Дис.. канд.филол.наук. М., 1980. 239 с.
  107. Р.З. Некоторые вопросы словообразовательной структуры слова. ВЯ, 1974, Je 4, с.97−105.
  108. Г. М. Разновидности смысловых отношений между производными и базовыми словами и условия многозначности производных. РЯШ, 1973, J& 6, с.86−91.
  109. В.М. 0 глубинной структуре деривационного ряда. В кн.: АПРС. Ташкент, 1976, с.12−16.
  110. В.М. Словообразование и деривационная грамматика. Алма-Ата, 1978, ч.1. 64 с.
  111. М.В. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика). М., 1983. 128 с.
  112. Л.А. Семантика русского языка. М.: Высшая школа, 1982. 272 с.
  113. Л.А. Антонимы в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике). М., 1973. 260 с.
  114. Т.И. Об изучении тематических групп лексики. РЯШ, 1972, J& I, с.61−65.
  115. Т.И. Лексико-семантическая группа глаголов созидания в современном русском языке: Дис.. канд.филол.наук. М., 1972.
  116. Нормативная грамматика русского языка для нерусских (Проспект). М., 1984. 180 с.
  117. Д.А. Словообразовательные цепи отглагольных локативных существительных. В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.2II-2I4.
  118. М.В. 0 синтагматике и парадигматике. Изв. АН
  119. СССР. Сер. лит. и языка. Т.39, 1980, гё 2, с.128−137.
  120. М.М. Избранные работы по языкознанию. М., 1959. 382 с.
  121. Т.Г. Лексико-семантическая группа и её обусловленность. В кн.: Языковые значения. Л., 1976, с.29−35.
  122. Т.А. Лексико-семантическая группа глаголов разрушительного воздействия на объект в современном русском языке: Дис.. канд.филол. наук. М., 1978. 208 с.
  123. Т.А. 0 семантических связях глаголов преобразующего воздействия на объект. РЯШ, 1978, J6 I, с.97−102.
  124. З.А. Современное русское словообразование. М.: ' Просвещение, 1970. 384 с.
  125. В.В. Основные лексико-семантические группы русского глагола. Самарканд, 1945 (рукопись хранится в Гос. б-ке СССР игл.В.И.Ленина).
  126. И.Ф. Лексика и словообразование русского языка советской эпохи. М., 1975. 324 с.
  127. В.Н. Полисемия и лексико-семантическии способсловообразования в современном русском языке: Лекции по спецкурсу. Изд-во Московского ун-та, 1980. — 88 с.
  128. H.A. Влияние семантики глагола на его деривацию (на материале производных глаголов с префиксом РАЗ-): Авто-реф. дис.. канд.филол. наук. М., 1982. 16 с.
  129. A.A. 0 членимости слова. В кн.: Развитие современного русского языка. 1972. М.: Наука, 1975, с.5−13.
  130. Русская грамматика. М.: Наука, 1980, т.1. 783 с.
  131. Л.А. Лексико-семантическое развитие и словообразовательные особенности микрогруппы гнезда родственных слов с корнем доб-. В кн.: Герценовские чтения Х1У. Филологические науки: Лингвистика. Л., 1973, с.31−36.
  132. З.В. Проблематика словообразовательных гнёзд слов. Учен.Зал. МГПИШ. М., 1968. Т.46. Вопросы романо-герман-ской филологии, с.181−196.
  133. З.В. Развитие словообразовательных гнёзд имён существительных английского языка (на материале слов, обозначающих части тела человека): Автореф. дис.. канд.филол. наук. М., 1974. 32 с.
  134. Н.И. К вопросу о словообразовательных гнёздах и их типологии в современном русском языке. В кн.: Русский язык в Среднем Поволжье. Чебоксары, 1977. Вып.2, с.51−58.
  135. Скорнякова М.Ф. Ii вопросу о системных связях на семан-тико-словообразовательном уровне. В кн.: Проблемы изучения слова. Вып.1, Свердловск, 1975, с.3−13.
  136. М.Ф. Морфемный и словообразовательный анализ. М.: Просвещение, 1981. 88 с.
  137. М.Ф. 0 зависимости структуры словообразовательных гнёзд от лексико-семантического своеобразия исходныхглаголов. Б кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.285−288.
  138. Н.А. Проблемы лингвистической семантики. -ВЯ, 1973, & 5, с.13−23.
  139. А.И. Значение слова. ВЯ, 1955,15 2, с.79−89.
  140. П.А. Компонентный анализ глагола на основании словообразовательного признака. В кн.: Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1962, с.175−182.
  141. П.А. 0 трансформационном анализе словообразовательных отношений. В кн.: Трансформационный метод в структурной лингвистике. М., 1964, с.38−43.
  142. П.А. Исследование словообразовательной системы на основе алпликативной порождающей модели. Учен.зап. Тартуского ун-та. Тарту, 1969. Вып.228. Проблемы моделирования языка, с.157−164.
  143. П.А. Адпликативная грамматика и моделирование словообразования: Дис.. докт.филол. наук. М., 1970. 475 с.
  144. П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия. М.: Наука, 1980. 294 с.
  145. В.М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1978. 292 с.
  146. Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. -695 с.
  147. В.Н. Типы языковых значений: Связанное значение слова в языке. М.: Наука, 1981. 270 с.
  148. К.А. Смысловая структура слова и его словообразовательное значение. В кн.: Актуальные проблемы лекискологиии словообразования. Науч.тр. Новосибирского ун-та. Вып.1У. Новосибирск, 1975, с.29−34.
  149. А.Н. О семантической соотносительности производящих и производных основ. ВЯ, 1967, В I, с.112−120.
  150. А.Н. Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря современного русского языка. Самарканд, 1971. 388 с.
  151. А.Н. Формально-семантические отношения слов в словообразовательном гнезде: Автореф.дис.. докт.филол. наук. М., 1974. 35 с.
  152. А.Н. Морфемный состав и словообразовательная структура слова в русском языке. В кн.: АПРС. Ташкент, 1975, с.7−13.
  153. А.Н. Множественность словообразовательной структуры слова и русская лексикография. В кн.: Русский язык: Вопросы его истории и современного состояния: Виноградовские чтения 1-УШ. М.: Наука, 1978, с.31−40.
  154. А.Н. Проблемы изучения комплексных единиц системы синхронного словообразования. В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.3−13.
  155. С.А. Семантическая структура прилагательных с суффиксом —н—, образованных на базе отглагольных существительных на -к(а), в современном русском языке. В кн.: АПРС. Ташкент, 1978, с.301−306.
  156. С.А. 0 структуре глагольных словообразовательных цепей. В кн.: АПРС. Ташкент, 1980, с.264−275.
  157. С.А. Структура словообразовательных цепочек глаголов звучания. В кн.: АДРС. Ташкент, 1982, с.124−130.
  158. И.С. Словопроизводственная модель. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980. 148 с.
  159. И.С. Глаголы на -еть в современном русском языке (0 продуктивности и регулярности словообразовательного типа). В кн.: Развитие словообразования современного русского языка. М.: Наука, 1966, с.127−141.
  160. И.С. О семантической классификации мотивированных слов. В кн.: АПРС. Ташкент, 1975, с.72−78.
  161. И.С. Словообразовательная семантика в русском языке. М.: Наука, 1977. 256 с.
  162. И.С. О соотношении способов словообразования. -В кн.: Русский язык: Вопросы его истории и современного состояния: Виноградовские чтения I-УШ. М.: Наука, 1978, с.90−105.
  163. И.С. 0 средствах передачи транспозиционных словообразовательных значений в современном русском языке. В кн.: АПРС. Ташкент, 1978, с.71−74.
  164. И.С. Словообразовательные отношения между частями речи. ВЯ, 1979, № 4, с. 101.
  165. A.A. Опыт изучения лексики как системы (на материале английского языка). М.: Изд-во АН СССР, 1962. 287 с.
  166. A.A. Слово в лексико-семантической системеязыка. М.: Наука, 1968. 272 с.
  167. A.A. Проблемы системной организации лексики: Автореф. дис.. докт.филол. наук. М., 1970. 30 с.
  168. Ф.П. 0 лексико-семантических группах слов. В кн.: Езиковедски изследования в чест на акад. Ст. Младенов. София, 1957, с.523−538.
  169. Ю.В. Из наблюдений над лексико-семантическими группами русских глаголов. Научные труды Новосибирского пед. ин-та. Новосибирск, 1973. Вып.91. Проблемы русского языка, с.20−41.
  170. A.M. Словообразовательные отношения в семантическом поле глаголов движения: Автореф. дис.. канд.филол. наук. Саратов, 1973. 23 с.
  171. В.Ф. Множественность словообразовательной структуры глаголов в современном русском языке: Автореф.дис.. канд.филол. наук. Ташкент, 1980. 19 с.
  172. Н.М. Словообразовательные цепи собственных имён. В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.380−383.
  173. Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. М.: Изд-во Московского ун-та, 1959. 246 с.
  174. К. Множественность мотивации и её виды в отглагольных гнёздах (на примере гнезда гнать). В кн.: АПРС. Ташкент, 1975, с.108−112.
  175. К. Проблемы описания типологии словообразовательных гнёзд. РЯШ, 1979, № 6, с.70−76.
  176. К. Словообразовательные гнёзда глаголов движения в современном русском языке: Дис.. канд.филол.наук. М., 1980. 304 с.
  177. Н.Ю., Лопатин В. В., Улуханов И. С., Плотникова В. А. Изучение грамматического строя русского языка. В кн.:
  178. Теоретические проблемы советского языкознания. М.: Наука, 1968, с.287−306.
  179. Н.Ю. Лексическая классификация русского глагола.- В кн.: Славянское языкознание: IX Международный съезд славистов: Доклады советской делегации. М.: Наука, 1983, с.306−323.
  180. Н.Ю. Об активных потенциях, заключённых в слове.- В кн.: Слово в грамматике и словаре. М.: Наука, 1984, с.7−15.
  181. В.Н. Деривационная структура отглагольных словообразовательных гнёзд в современном английском языке: Автореф. дис.. канд.филол. наук. Калинин, 1973. 25 с.
  182. Л.А. 0 статусе тематических групп в лексико-словообразовательной системе современного русского языка (на материале отыменных словообразовательных гнёзд). В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.98−101.
  183. И.А. Множественность мотивации в глаголах на ствова(ть). В кн.: Структурно-типологические особенности русского и кавказских языков. Грозный, 1977, с.46−64.
  184. И.А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке. Изд-во Ростовского университета, 1981. — 117 с.
  185. И.А. Словообразовательная цепь и явление полимотивированности. В кн.: АПРС. Ташкент, 1982, с.91−95.
  186. И.А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке: Дис.. докт. филол. наук.1. M., 1982. 410 с.
  187. В.T. 0 семантической соотносительности членов словообразовательного ряда. В кн.: Вопросы теории и методики преподавания русского языка в школе. Воронеж, 1975, с.42−45.
  188. В.Т. 0 структуре словообразовательного ряда. -В кн.: Вопросы теории и методики преподавания русского языка в школе. Воронеж, 1975, с.47−55.
  189. Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М.: Просвещение, 1964. 244 с.
  190. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 1973. 280 с.
  191. Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М.: Просвещение, 1977. 336 с.
  192. И.Б. К понятию семантического гнезда. I. Семантическое гнездо как инструмент описания словообразовательного супплетивизма. В кн.: Структурная и математическая лингвистика. Киев, 1976. Вып.4, с.30−35.
  193. И.И. Принципы словообразовательного синтеза. -Изд-во Ростовского ун-та, 1980. 176 с.
  194. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. М.: Наука, 1973. -280 с.
  195. .Н. Семантический объём локативных производных в структуре деривационного гнезда (Исходные слова деструктивные глаголы). — В кн.: MPC. Ташкент, 1982, с.328−330.
  196. М.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979. 242 с.
  197. Т.С. Словообразовательный потенциал и часте-речная структура глагольных гнёзд (на материале гнёзд с исходным однослоговым глаголом на -ить, -ыть. Сборник научных трудов
  198. Ташкентского ун-та. Ташкент, 1978. te 549, с.90−96.
  199. Т.О. Словообразовательные возможности русских непроизводных глаголов (к вопросу взаимодействия грамматики и словообразования): Дис.. канд.филол. наук. М., 1980. 315 с. 1. СЛОВАРИ
  200. Словарь русского языка АН СССР в 4 томах. М., 1957−1961 (сокращённо: МАО.
  201. Толковый словарь русского языка в 4 томах. Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935−1940 (сокращенно: СУ).
  202. Словарь русского языка С. И. Ожегова. М., 1978 (сокращённо: СО).
  203. Словарь-сцравочник «Новые слова и значения». Под ред. Н. З. Котеловой и Ю. С. Сорокина. М., 1973.
  204. Словарные материалы «Новое в русской лексике». Под ред. Н. З. Котеловой. М., 1980, 1981, 1982-.
  205. Школьный словообразовательный словарь А. Н. Тихонова. М., 1978.
  206. Словообразовательный словарь русского языка А. Н. Тихонова на 145.000 слов (выходит из печати).
  207. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. М., 1978.
Заполнить форму текущей работой