Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Корейский полуостров в региональном и глобальном измерениях безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Документальная база диссертационного исследования состоит из следующих групп документов: документы об итогах переговоров по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова, таких как Рамочное соглашение КНДР-США 1994 г., Совместное заявление по итогам четвертого раунда шестисторонних переговоров от 19 сентября 2005 г., Договоренность о первоначальных шагах в целях денуклеаризации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА И РЕЖИМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ (АТР). ЭКСПЕРТНО-ДИСКУССИОННОЕ «ПОЛЕ»
    • 1. Мировые политологические дискуссии по проблемам безопасности
    • 2. Региональная безопасность и великие державы на системном уровне
    • 3. Режим безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. РЕЖИМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВА 'СВА
    • 1. Внутренние и внешние потребности развития региона СВА
    • 2. Новая роль Китая в СВА и военная безопасность
    • 3. Япония и статус «Normal Nation»
    • 4. Глобальная стратегия США и регион АТР
    • 5. Российский подход к проблемам безопасности в регионе СВА
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ В РЕЖИМАХ БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВА СВА
    • 1. Преодоление наследия «холодной войны»
    • 2. Республика Корея и ее политика безопасности
    • 3. Ядерная проблема КНДР и ядерное испытание 9 октября 2006 г
    • 4. Перспектива создания стабильного режима безопасности СВА

Корейский полуостров в региональном и глобальном измерениях безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Международные процессы в СВА развиваются неоднозначно и противоречиво. С одной стороны, региональная интеграция Восточной Азии углубляется по мере расширения глобализации. Регулярные встречи на высшем уровне в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), «АСЕАН + 3» (Китай, Япония, Республика Корея) и другие являются подтверждением данному факту.

С другой стороны, усиливаются вызовы и угрозы безопасности в СВА. Ядерная проблема КНДР является главным вызовом не только в регионе СВА, но и в мировом режиме нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Данная проблема заключается в осуществляемой Пхеньяном программе разработок баллистических ракет дальнего действия, способных быть носителями ядерного оружия. Со времени первых действий со стороны Северной Кореи в нарушение «Рамочного соглашения» 1 2002 года, в северокорейском ядерном вопросе произошло множество изгибов и поворотов, кульминацией которых стало ядерное испытание, проведенное Северной Кореей 9 октября 2006 года.

Тема представляется значимой и актуальной в связи с наличиям комплекса проблем, угрожающих и осложняющих безопасности в регионе Северо-Восточной Азии (СВА). В их число входят необходимость мирного урегулирования ядерного кризиса КНДР, соперничество США и Китая наряду с.

I Основные положения Рамочного соглашения 1994 г." .

I. 1) США обязуются к 2003 г. построить в КНДР легко-водные реакторы (ЛВР), 2) США осуществляют компенсацию энергетических потерь КНДР, которые вызваны замораживанием северокорейских графитовых реакторов, путем поставок ежегодно 500 тыс т мазута вплоть до ввода в действие первого ЛВР, 3) По получении гарантий США в отношении ЛВР и энергоносителей Северная Корея замораживает свои графитовые реакторы и в конечном итоге демонтирует их Демонтаж графитовых реакторов должен быть завершен после окончания строительства ЛВР,.

II. КНДР и США продвигаются к нормализации политических и экономических отношений, открывают бюро связи в своих столицах;

III 1) США предоставляют КНДР официальные гарантии неприменения силы или угрозы применения ядерного оружия, 2) КНДР предпринимает меры по реализации положений Совместной декларации Севера и Юга о денукле-аризации Корейского полуострова и начинает диалог с Южной Кореей;

IV. 1) КНДР обязуется оставаться участником Договора о нераспространении ядерного оружия и осуществляет соглашение о гарантиях МАГАТЭ- 2) КНДР дала согласие на инспекции со стороны Агентства дополнительных объектов, если в этом будет необходимость, 3) По завершении поставок в КНДР реакторов на легкой воде возобновляются рутинные и специальные инспекции МАГАТЭ в отношении тех северокорейских объектов, которые не подлежат замораживанию. (Букхек Кванрен Джуемунсо (Сброник документов связанных с северокорейской ядерно й проблемой), Министерство инностранных дел и торговли Республики Корея, Сеул, 2007 г. сс 55−63) их сотрудничеством, напряженные отношение Японии и КНР. Вот почему необходим анализ динамики структурного измерения безопасности СВА в различных аспектах: в военном, политическом, экономическом и социальном — и на различных уровнях: внутрикорейском, региональном, глобальном.

Выбор темы обусловлен актуальностью «корейской проблемы» и необходимостью исследования вопросов реализации «режима безопасности» и «сообщества безопасности», что является сложным, долговременным и комплексным процессом.

Прогресс, достигнутый в ходе последних раундов шестисторонних переговоров, дал новый импульс продвижению процесса денуклеаризации. В сентябре 2005 г. все шесть участников переговоров договорились о плане по денуклеаризации Корейского полуострова. В феврале 2007 г. шесть сторон приняли план по осуществлению конкретных действий. В октябре 2007 г. достигли еще одной важной вехи, договорившись о том, как и когда выводить из рабочего состояния существующие ядерные объекты.

Кроме решение вопроса о мире и безопасности на Корейском полуострове, необходимо создать структуру для сотрудничества в области безопасности во всей Северо-Восточной Азии.

Регион СВА демонстрирует активный экономический рост. С другой стороны он переполнен помятью о международныех конфликтах,.

2 Основные положения Совместного Заявления, принятое 19 сентября 2005 г.

— Северная Корея торжественно взяла на себя обязательство отказаться от ядерного оружия и существующих ядерных программ раз и навсегда в обмен на пакет гарантий безопасности, подкрепленный нормализацией двусторонних отношений и энергетической и экономической помощью.

3 Договоренность о первоначальных действиях по реализации Совместного Заявления, принятая 13 февраля 2007 г.

— Северная Корея закроет и законсервирует ядерный объект в Нбнбене в целях его окончательного аннулирования, пригласит сотрудников МАГАТЭ вернуться в страну для осуществления ими необходимого мониторинга и проверки, обсудит с другими сторонами перечень всех ее ядерных программ.

— Другие пять сторон примут соответствующие меры. США начнут процедуру по исключению КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм, а также из списка государств, подпадающих под закон о торговле с «враждебными странами» .

— Стороны также договорились создать следующие пять рабочих групп: Рабочая группа по вопросам денуклеаризации Корейского полуострова, Рабочая группа по вопросам нормализации отношений КНДР и США, Рабочая группа по вопросам нормализации отношений КНДР и Японии, Рабочая группа по вопросам экономического и энергетического сотрудничества, и, наконец, последняя по порядку, но не менее значимая, Рабочая группа по вопросам создания механизма мира и безопасности в Северо-Восточной Азии.

— На последующем этапе, после осуществления начальных действий, в течение которых КНДР проинформирует обо всех своих ядерных программах и заморозит все действующие ядерные объекты, ей будет оказана экономическая, энергетическая и гуманитарная помощь в виде 950 тыс. тонн мазута. (Букхек Кванрен ДжуЫунсо (Сброник документов связанных с северокорейской ядерной проблемой), Министерство инностранных дел и торговли Республики Корея, Сеул, 2007 г. сс 3−9) произошедших в XX века, а также возрождением национализма. Вышеизложенные факторы обусловливают важность развития, сотрудничества в области региональной безопасности, которое является зовом времени.

При условии, что в ходе шестисторонних переговоров обозначится первый многосторонний подход к ответам на вызовы и разрешению проблем общей региональной безопасности, можно утверждать, что успех этих переговоров станет позитивным стимулом для создания многосторонней структуры совместной безопасности в Северо-Восточной Азии — сообщества безопасности СВА.

Объектом исследования является Корейский полуостров в региональном и глобальном измерениях безопасности. Поскольку решение корейской проблемы и реализация «режима безопасности» и «сообщества безопасности» происходит как на региональном, так и на глобальном уровне, то в работе последовательно рассматриваются также регион Северо-Восточной Азии (СВА), другие регионы Азии, а также такие страны, как США, КНР, Япония, РФ, РК, КНДР.

Предметом исследования стали структура безопасности в регионе СВАбаланс тенденций регионализации и глобализации и взаимоотношения между этими тенденциями внутри структуры региона СВАразличия между взаимодействием мировых держав, на глобальном уровне и взаимодействием стран на региональном уровне СВАосновные вызовы и угрозы в регионе СВАсеверокорейский кризис в региональном и глобальном контекстахвзаимоотношения между странами-участниками шестисторонних переговоров в ходе урегулирования северокорейского кризиса на региональном и глобальном уровняхвозможности мирного урегулирования северокорейской проблемы и реализации «режима безопасности» и «сообщества безопасности».

Цель диссертационной работы заключается в анализе режимов безопасности СВА и северокорейского ядерного кризиса в региональном и глобальном контекстах и выработке рекомендаций по мирному урегулированию северокорейской проблемы и реализации «режима безопасности» и «сообщества безопасности».

Для осуществления данной цели поставлены следующие концептуально-методологические и практические задачи:

1) анализ концепции безопасности на региональном и глобальном уровнях и комплексное исследование структуры безопасности в регионе СВА;

2) комплексное исследование различий между взаимодействием мировых держав на глобальном уровне и взаимодействием двух Корей, Китая, Японии, России, США на региональном уровне СВА;

3) выявление интерпретации «безопасности» в таких странах, как КНР, Япония, США, РФ, PK;

4) анализ северокорейской ядерной проблемы в региональном и глобальном контекстах;

5) разработка рекомендаций по мирному урегулированию северокорейской проблемы и по реализации «режима безопасности» и «сообщества безопасности».

Как представляется, решение поставленных задач позволит прояснить вопрос о возможных путях решения «корейской проблемы» и реализации «режима безопасности» и «сообщества безопасности» в СВА.

Хронологические рамки. Диссертация охватывает период с конца XX до начала XXI вв. (1990;2007 гг.). В некоторых случаях для^ более полного понимания особенностей регионального баланса сил сделаны ссылки на исторические факты и даты.

Методологическая1 основа диссертации. При проведении исследования концепции безопасности и теории комплекса региональной безопасности в диссертации используется конструктивистский подход, с точки зрения которого, теория комплекса региональной безопасности (RSCT)4 основывается на теории секьюритизации, выдвинутой в работах Барри Бузана (В. Buzan) 5 ,.

4 Buzan Barry and Waever Ole, Regions and Powers The Structure of International Security, Cambridge, 2003, pp. 45−89.

5 Buzan, Barry, Ole Waever, Jaap dc Wilde. «Security: A new framework for analysis». 1998 pp. 209−210. фокусирующейся на политических процессах, составляющих вопросы безопасности. Эта теория отходит от неореализма, так как рассматривает распределение сил и моделей дружественных и враждебных отношений как по существу независимые переменные. С точкизрения разработанной им теории, можно утверждать, что полярность может воздействовать на характер отношений безопасности, но не определяет его, при этом процессы секьюритизации являются в значительной степени открытыми и подвержены влиянию множества факторов, в том числе и глобальных.

В настоящей работе предпринята попытка реализации конструктивистской схемы при анализе социальных структур международных отношений. В частности, социальная теория6 может быть легко применена в качестве полезной конструктивистской разработки для анализа диады переменных «дружественности-враждебности» в теории комплекса региональной безопасности, хотя эта диада более дифференцированна и сложна, чем простая диада «враг-друг». Предпринята попытка реализации конструктивистской схемы при анализе социальных структур международных отношений. В частности, в анализе использованы подходы социальной. теории и других. Одновременно темаисследования рассмотрена в контексте последних российских теоретических новаций, в частности, в связи с о концепцией «Большой Восточной Азии» проф. А. Д. Воскресенского .

При разработке рекомендаций по реализации «режима безопасности» и «сообщества безопасности» применялась концепция «вечного мира» Иммануила Канта9.

В' работе используется метод политического анализа, активно применяемый в научной литературе в целях изучения социальных систем и общественно-политических процессов10. 6.

Wendt, Alexander, 'Social theory of International Politics, Cambridge: Cambridge University Press, 1999, p.247.

7 Wendt, Alexander, 'Social theory of International Politics, Cambridge: Cambridge University Press, 1999, p.247.

8 Воскресенский А. Д. «Большая Восточная Азия». Мировая политика и энергетическая безопасность. M.: ЛЕНАНД, 2006. -128 с.

9 Кант И. «Сочинения в 6-ти т.» под общ. ред. В. Ф. Асмуса, М., «Мысли», 1965. т.4 сс. 266−277.

10 Возжеников A.B. Национальная' безопасность: теория, политика, стратегия// Методологические аспекты.

Степень разработанности темы в литературе и анализ документов.

Важные документы для исследования данной диссертации позволяют выяснить официальную позицию стран региона по отношентнию к~ решению северокорейской проблемы.

Вопросы, связанные с темой диссертации, были исследованы многими учеными. В процессе написания настоящей работы широко использовались труды таких российских ученых в области международных отношений и востоковедения, как Т. А. Алексеева, Д. Г. Балуев, А.Д.БогатуровА.Д.Воскресенский, К. А. Ефремова, Д. А. Жирнов, А. А. Кокошин, А. А. Коновалов, Н. А. Косолапов, В. М. Кулагин, М. М. Лебедева, С. Г. Лузянин, А. Ю. Мельвиль, С. А. Панарин, В. Е. Петровский, Н. Н. Рыбалкин, М. И. Рыхтик, А. А. Сергунин, М. Л. Титаренко, П. А. Цыганков и др-11.

По вопросам сохранения режима нераспространения ядерного оружия на Корейском полуострове использовались трудьттаких ученых, как И. А. Ахтамзян, А. В. Воронцов, В. И. Денисов, Д. Евстафьев, А. З. Жебин, В. Новиков, В. А. Орлов, исследования национальнйо безопасности. М., 2000. С. 71.

11 Алексеева Т. А. Дилеммы безопасности: американский вариант / Т. А. Алексеева // Полис. — 1993; — №б. — С16−28- Балуев Д. Г. Политика в войне постиндустриальной эпохи/ Д. Г. Балуев — Международные процессы. 2005 № 3. сс I 8−33- Балуев Д. Г. Личностная и государственная безопасность: международно-политическое измерение / Д. Г. Балуев.

— Н. Новгород, 2004; Богатуров А. Д. Лидерство и децентрализация в международной системе / А. Д. Богатуров.

— Международные процессы. 2006 № 3. сс5−15 — Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане / А. Д. Богатур ов. — М., 1997; Воскресенский А. Д. Китай и Россия: теория и история межгосударственных отношений /.

A.Д. Воскресенский. — М., 1999; Воскресенский А. Д. Региональные подсистемы международных отношений и регионы мира (к постановке проблемы) / А. Д. Воскресенский // Восток — Запад — Россия. — М., 2002. — С. 131−44- Воскресенский А. Д. «Большая Восточная Азия». Мировая политика и энергетическая безопасность. М.: ЛЕНАНД, 2006. -128 е.- Ефремова К. А. Модели взаимодействия неравновесных участников международных отношений (на примере Китая, Индии и Мьянмы). Дисс. к.пол.н.: 23.00.04. / МГИМО. — М., 2004; Жирнов Д. А. Россия и Китай в современных международных отношениях / Д. А. Жирнов ¦/ Отв. ред. А. Д. Воскресенский. — М., 2002; Кокошин A.A. В поисках выхода. Военно-политические аспекты международной безопасности / А. А. Кокошин. М.: Политиздат, 1989; Коновалов A.A. Новые вызовы и угрозы международной безопасности / А. А. Коновалов Современные международные отношения и мировая политика. Отв. ред. А. В. Торкунов. — М., 2004; Косолапов H.A. Национальная безопасность в меняющемся мире / Н. А. Косолапов // МЭиМО. — 1992. — № 10. — С.5−19- Кулагин B.M. Международная безопасность / В. М. Кулагин. — М.: Аспект Пресс, 2006; Лузянин С. Г. Российско-китайское стратегическое партнерство в XXI веке // Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 5- Лузянин С. Г. Восточная п олитика Владим-ира Путина — Возвращение России на «Большой Восток» — М.: ACT: Восток-Запад, 2007.—447с.- Панарин С.А.

Миграция и безопасность: выбор аналитической парадигмы / С. А. Панарин // Миграция и безопасность в России.

— М., 2000; Петровский В. Е. Азиатско-Тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны»./.

B.Е. Петровский. — М., 1998; Рыбалкин H.H. Природа безопасности / H.H. Рыбапкин // Вестник Моск-го Ун-та. Сер. .7. Философия. — 2003. — № 5. — С.36−52- Рыхтик М. И. Эволюция понятия «безопасность»: от «жестких угроз» до «мягких вызовов» / М. И. Рыхтик // Современные проблемы мировой политики: безопасность, конфликты и их анализ / Под ред. М. М. Лебедевой. — М., 2002. — С.89−118- Ссргунин A.A. Российская внешнеполитическая мысль: проблемы национальной и международной безопасности / А. А. Сергунин. — Нижний Новгород, 2003; Титаренко М. Л., «Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-Азиатский вектор» М., 2003 г.- Титаренко М. Л., Михеев В. В., «Стратегия соразвития России и АТР. Международная жизнь», 2001, № 4, сс. 77−93- Титаренко М. Л., Кузык Б. Н. Китай-Россия 2050: Стратсгия соразвития. М., 2006 — Цыганков П. А. Безопасность: кооперативная или корпоративная.

Критический анализ международно-политической концепции / П. А. Цыганков // Полис. — 2000. — № 3. — С. 128−39.

В.П.Ткаченко, А. В. Торкунов, а также корейских авторов Ли Кёг Чан, О Ки Пён, Пак Бён До, Ри Сан By, Xa Ён Сан и др.

Тематике безопасности уделяли внимание такие американские и другие зарубежные авторы, как F.L. Aaron, V.D. Cha, S.P. Huntington, P.J. Katzenstein, D.A. Lake, S.E. Lobell, P.M. Morgan, A.A. Stein, G. Segal, S.M. Walt, K.N.Waltz, A. Wyatt-Walter и многие другие.

В корейской научной литературе по ядерным проблемам следует выделить работы таких авторов, как Han Seung-joo, и других. В этом исследовании автор обращался к работам известных философов, таких как Т. Гоббс, И. Кант и др.

Исходя из уровня разработанности темы, научная новизна диссертации определяется тем, что в ней представлено комплексное системное исследование, в полной мере раскрывающее все аспекты создания и поддержания комплекса региональной безопасности СВА. Целостное исследование такого рода в"Корее до настоящего времени не предпринималось. Существовала необходимость в конструктивистском подходе при анализе проблем безопасности в регионе СВА, как в региональном, так и в глобальном планах. В работе проведен анализ интерпретации «безопасности» в таких странах, как США, КНР, Япония, РФ, PK, КНДР, и концепции «сотрудничество-соперничество» на региональном и глобальном уровнях.

Новым моментом является также попытка выявить взаимоотношения между тенденциями регионализации и глобализации внутри структуры СВА,.

12 Воронцов AB. Ядерная проблема Корейского полуострова и политика США Доклад, представленный на 11 научной конференции корееведов. Москва, 29−30 Марта 2007 г., M.- Денисов В. И. Дух сдержанного оптимизма шестис-торонних переговоров// Международная жизнь. 2007. -№ 10. -сс 48−57, Денисов В. И. Корейская ядерная проблема: возможности политического урегулирования сохраняются. Аналитические записки выпуск 8(20) МИГИМО Сентябрь 2006; Денисов В. И. Ядерная проблема Корейского полуострова// Полис-2004. -№ 5- Денисов В. И. Доверительное пар-тнерсртво в Сеулом?// Международная жизнь.-2005. -№ 3. -сс 2−11- Евстафьев Д., «Ядерный кризис на Корейском полуострове. Ядерный контроль», № 2(68), т. 9, М., 2003; Жебин А. З., Ядерная проблема в Корее и интересы России / Жебин А. З. Азия и Африка сегодня. -2005. -№ 3. -сс 2−1 Г, Жебин A.3. О некоторых аспектах урегулирования ядерной проблемы на Корейском полуострове. Доклад, представленный на 11 научной конференции корееведов. Москва, 29−30 Марта 2007 г., М.- Ткаченко В. П., «Возможный исход ядерного кризиса для самой Кореи и ее соседей», «Россия и Корея в меняющемся мировом порядке». Доклады, представленные на 7 научной конференции корееведов. Москва, 26−27 Марта 2003., М., 2003; Ткаченко В. П., «Корейский полуостров и региональная безопасность. Корея в поисках мира и процветания». Доклад, представленный на 8 научной конференции корееведов. Москва, 25−26 Марта 2004 г., М.- Торкунов A.B.(совместно с В.И. Денисовым) Россия-Корея: взгляд из прошлого в настоящее // Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 1. Торкунов A.B. Корейский вопрос // Международная жизнь, 2003, № 5 различия между взаимодействием мировых держав на глобальном уровне и взаимодействием региональных стран СВА. В контексте основных тезисов диссертации изучаются основные вызовы и угрозы региона СВА. Автор проводит анализ северокорейского кризиса в региональном и глобальном контекстах, а также анализ сотрудничества-соперничества между странами-участниками шестисторонних переговоров в ходе урегулирования северокорейского ядерного кризиса на региональном и глобальном уровнях. В работе сделан акцент на рекомендациях помирному урегулированию северокорейской проблемы и по реализации «режима безопасности» и «сообщества безопасности».

Научная и практическая значимость работы.

Рекомендации по решению северокорейской ядерной проблемы и реализации «режима безопасности» и «сообщества безопасности» могут представлять интерес для практических организаций и ведомств, работающих в сфере международной политики и международных отношений. Материалы диссертации могут быть также использованы при разработке специальных курсов по тематике безопасности СВА в различных аспектах и на разных уровнях.

Источники литературы.

Документальная база диссертационного исследования состоит из следующих групп документов: документы об итогах переговоров по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова, таких как Рамочное соглашение КНДР-США 1994 г., Совместное заявление по итогам четвертого раунда шестисторонних переговоров от 19 сентября 2005 г., Договоренность о первоначальных шагах в целях денуклеаризации Корейского полуострова от 13 февраля 2007 г., Договоренность о мерах второго этапа от 3 октября 2007 г.- документы об итогах межкорейских диалогов, таких как Декларация во имя развития отношений между Югом и Севером, мира и процветания от 4 N I октября 2007 г.- документы внешней политики Республики Корея, США, КНР, Японии, РФ, РК, КНДР, в частности, по вопросам взаимоотношений со странами изучаемого регионадокументы организаций Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), «АСЕАН + 3» (Китай, Япония, Республика Корея).

Исходя из поставленных задач, автор опирался в большей степени на документы, освещающие внешнюю политику стран и деятельность организаций в вопросах региональной безопасности. В целях получения более полного представления о внешнеполитических реалиях в регионе и в мире, были использованы материалы с официальных сайтов министерств иностранных дел и правительств.

Литература

Теоретические и методологические работы многих авторов были полезны для более полного понимания научного направления диссертационного исследования, поскольку они представляют современную картину общенаучных методов познания и исследовательских концепций в области международных отношений.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования представлены на научно-практических конференциях и в научных статьях. По.

13 теме диссертационного исследования опубликовано три статьи, в которых нашли отражение основные выводы и предложения соискателя.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Заключение

.

В данной диссертации рассматривались основные условия мира и развития в СВА и анализировалась нынешняя ситуация вокруг Корейского полуострова. В результате этого исследования можно сказать, что нам следует анализировать данную проблему на таких уровнях, как государство, регион, мир в целом, а также в таких аспектах, как военный, политический, экономический, экологический, социологический. Такой анализ будет способствовать достижению успешного результата в процессе решения ядерной проблемы КНДР.

В ближайшее время необходимо, во-первых, предотвратить возникновение военного столкновения или чрезвычайной ситуацииво-вторых, продолжить переговорный процесс, включая шестисторонние переговоры, АТЭС, АРФ, что предоставляет возможность выразить разные мнения относительно способа решения этой проблемы.

В регионе СВА до настоящего времени сохраняются последствия «холодной войны» в существовании противостояния политических режимов, в присутствии солдат (около миллиона) в районе демилитаризованной1 зоны, в отсутствии стабильных дипломатических отношений между двумя государствами Корейского полуострова, а также между Северной. Кореей и США и Японией. В частности, без нормализации отношений с США Северная Корея не может стать полноправным членом международного мирового сообщества, а также выйти на мировой рынок.

В дальнейшем следует обеспечить создать в стране стабильную правовую систему для преодоленея негативных последствий «холодной войны» путем установления нормальных отношений между странами в регионе СВА, включая КНДР, США, Японию. В то же время, необходимо создать региональную систему безопасности и сотрудничества. В целях укрепления мира и создания стабильности в целом необходимо обеспечить обстановку взаимного доверия и контроля за выполнением своих обязанностей каждым государством этого региона.

По мере развития глобализации и углубления персонификации международных отношений в XXI веке увеличивается необходимость переоценки и расширения понятия безопасности на уровне индивида278, а также в экономической, социальной, экологической и других сферах.

С другой стороны, относительная автономия региональной безопасности, проявившаяся с окончанием «холодной войны», определяет новую структуру отношений в сфере международной безопасности, которая радикально отличается от жесткой структуры безопасности в биполярном мире в условиях противостояния сверхдержав в период «холодной войны» .

По социальным структурам естественно-природного состояния (гоббсианской, локковской, кантианской) типы ролей — враг, соперник, другдоминируют и на региональном уровне, и на глобальном уровне международных отношений. Комплексы региональной безопасности социально образуются членами комплекса в ходе смыкающихся друг с другом процессов секьюритизации. Предпосылки активизации формирования комплексов и их трансформаций лежат в процессах секьюритизации в экономической, социальной, общественно-политической и др. плоскостях.

Глобальный уровень безопасности начала XXI века представляет собой формулу: одна сверхдержава плюс четыре великие державы. В период «холодной войны» структура мировых сил стала представлять собой? формулу «2+3» 279: США и СССР — сверхдержавы, а Китай, Япония и Европейское сообщество становились великими державами. В первом десятилетии периода после «холодной войны», структура мировых сил сменилась на формулу «1+4», при которой оставалась одна сверхдержава — США, а Китай, Европейское сообщество, Япония и Россия становились великими державами.

Чтобы создать региональный режим безопасности в регионе АТР,.

278 Михеев В В, «Хомо-Интернэшнл. Теория общественного развития и международной безопасности в свете потребностей и интересов личности», M. 1999 г., Mikheev Vasiliy V., «North East Asia Globalization regarding Russia, China and Korea», Moscow, 2003.

279 Buzan Barry and Waever Ole, Regions and Powers The Structure of International Security, Cambridge, 2003, pp.445−481. необходимо учитывать существование соперничества на различных уровнях. На мировом политическом уровне единственная сверхдержава США проявляет заинтересованность в сохранении своего статуса гегемона в регионе и в предотвращении угроз своему статусу в регионе со стороны региональных держав (Китая).

На региональном уровне продолжается историческое соперничество между КНР и Японией не только в сфере экономики в целях обеспечения благоприятной природной среды, доступности энергетических ресурсов, но и в сфере военных технологий и региональных международных отношений, для предотвращения возникновения угроз против своего выживания, т. е. распространения ОМУ, в том числе, ядерного оружия.

Если говорить о ядерном статусе государств, можно перечислить Азиатские государства по следующим категориям: четыре ядерных государства (Китай, Индия, Пакистан, Россия), пятое государство, претендующее на ядерный статус (КНДР), а также три околоядерных государства (Япония, Южная Корея, Тайвань).

По мере распада СССР в 1991 г. было ликвидировано противостояние двух лагерей в Европе, а в регионе СБА оно остается. Последствия конфронтациив периоде «холодной войны» сохраняютсядо настоящего времени. В частности, на Корейском полуострове военное противостояние продолжается между югом и севером Кореи: сказывется' отсутствие дипломатических отношений КНДР с США и Японией.

Ядерная программа КНДР является главным препятствием в деле налаживания отношений между США и КНДР. Эта проблема включает в себя нераспространение ядерного оружия, средств доставки этого вида оружия на территории сопредельных государств, а также биологического и химического оружия. Дефицит природных энергоносителей, недостаточное количество средств производства электроэнергии в Северной Корее является сдерживающим фактором развития экономики страны.

Корейский' вызов состоит, во-первых, в том, насколько Китаю удастся предотвратить негативный вариант развития ситуации, во-вторых, как он сумеет воспользоваться корейским кризисом для усиления своих позиций.

Китай переживал беспрецедентно быстрый экономический рост, создавший новые ресурсы, но одновременно ведущий страну к внутренней политической нестабильности. Стратегия Пекина в сфере безопасности направлена на уменьшения факторов нестабильности и на создание благоприятных условий вокруг Китая. Китай стремится разрешить корейский кризис мирными средствами и при этом не допустить социально-экономического и политического коллапса КНДР. Смысл «корейской угрозы» состоит в перерастании в военный конфликт, в который Китай окажется вовлечен.

Стратегическое значение Восточной Азии и всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для США определяется военно-политическими и торгово-экономическими факторами. Уже сейчас на него приходится большая часть внешней торговли США, основными партнерами и конкурентами в которой являются Япония и КНР.

Главная текущая проблема для США в регионе — ситуация на Корейском полуострове, связанная с управлением межкорейским конфликтом и ядерной программой КНДР. Главная долгосрочная проблема для США в регионевозвышение Китая, перспектива его превращения сначала в регионального гегемона, а затем и в глобального конкурента Америки.

В целом в Азии внешняя политика РФ должна прежде всего пытаться обеспечивать безопасность границ, стабильность в конфликтных зонах, особенно там, где они непосредственно примыкают к границам России, расширять экономическое сотрудничество со всеми Азиатскими государствами, невзирая на их идеологические пристрастия, но только если это будет способствовать модернизации российской экономики.

Внешнеполитическая составляющая национального интереса России в данной связи — участие в обеспечении международного контроля за распространением ОМУ и средств его доставки, а также участие в договорном процессе по сокращению ядерных и обычных вооружений. Ядерное распространение пока не создает прямой военной угрозы РФ, но в случае оснащения вооруженных сил Индии, Пакистана, Северной Кореи, ракетно-ядерным оружием может возникнуть прямая военная опасность для России.

Женевское Рамочное соглашение нарушено с момента объявления КНДР о выходе из ДНЯО и размораживания северокорейской ядерной программы 2002 г. Ядерное испытание, проведенное КНДР 9 октября 2006 г., усложнило ситуацию на Корейском полуострове и переговорный процесс по нормализации обстановки.

Прогресс, достигнутый в ходе последних раундов шестисторонних переговоров, дал импульс продвижению процесса денуклеаризации. В сентябре 2005 г. шесть участников переговоров договорились о плане по денуклеаризации Корейского полуострова. В феврале 2007 г. шесть сторон приняли план по осуществлению конкретных действий. В октябре 2007 г. достигли договоренности о мерах второго этапа по осуществлению денуклеаризации Корейского полуострова мирным путем.

Значение последних договоренностей заключается в том, что участвующие в шестистороннем переговорном процессе стороны приступили к практическому осуществлению мер по денуклеаризации Северной Кореипрекращению ядерных программ.

Ядерный рычаг Пхеньяна до сих пор выступал единственным средством воздействия, позволявшим ему находиться в ожидании получения заслуживающих его доверия альтернативных предложений для решения, прежде всего, собственных проблем в сферах безопасности и экономики. Чем более вероятной, в результате манипуляций таким рычагом, представлялась «опасность катастрофы», тем более могла быть повышена сумма «страховой премии».

Важнейшим элементом последней договоренности является взятое на себя КНДР обязательство в короткий срок остановить деятельность ядерных объектов в Енбене, включая реактор и завод по переработке ОЯТ, а также допустить на них инспекторов МАГАТЭ для осуществления необходимых проверок и мониторинга.

В свою очередь, остальные участники переговоров договорились о мерах экономической и энергетической помощи КНДР. США будут выполнять свои обязательства перед КНДР параллельно действиям КНДР, начав процесс снятия с КНДР статуса государства — спонсора терроризма и развивая процесс прекращения применения в отношении КНДР Закона о торговле с враждебными государствами.

Такая приверженность Северной Кореи процессу денуклеаризацииприверженность, отчетливо проявляющаяся вопреки действиям недавнего прошлого, носившим вызывающий характер, значительно повышает шансы для дипломатического урегулирования северокорейской ядерной проблемы.

Другой предпосылкой осуществления дипломатического решения вопроса является зависимость эффективного решения экономических проблем Северной Кореи от помощи извне и готовность участников переговоров оказать такую помощь.

На нынешнем этапе в том, что касаетсяреализации составляющих Совместного заявления от 19 сентября 2005 года и «февральского пакета», должны происходить качественные сдвиги, способные придать процессу денуклеаризации необратимый характер, создать предпосылки для улучшения ситуации как на Корейском полуострове, так и в регионе Северо-Восточной Азии в целом.

Возможности создания сообщества безопасности в регионе проистекают из процесса развития в направлении от конфликтной структуры через режим безопасности к высшей стадии — к сообществу безопасности. Региональному уровню в Восточной Азии длительное время была присуща биполярность, в этом отношении следует упомянуть о Японии и Китае. Юго-Восточная Азия прошла путь от конфликтной структуры к режиму безопасности, в то время как Северо-Восточная Азия в большей степени всё еще остается конфликтной формацией.

После окончания «холодной войны» в Европе трансформировалась в новую формулу «безопасность через сотрудничество», то теперь речь резонно вести о новом виде безопасности — «безопасности через развитие». Вызовы глобализирующейся экономики и политики побуждают думать о следующем этапе развития понятия «безопасности через сотрудничество в развитии» в.

10Л.

Азии. Более того, последний Азиатский финансовый кризис и его национальные, региональные и глобальные социально-экономические и политические последствия поставили вопрос не просто о желательности, но и о необходимости такого сотрудничества.

В формировании новой архитектуры Азиатской безопасности большое значение имеет вопрос о том, кто возьмет на себя интеллектуальную, политическую и финансовую инициативу в построении «Азиатского дома», на ком, следовательно, будет лежать основная ответственность за судьбу коллективной безопасности в Азии.281 Хотелось бы быть уверенным, что экономический, военно-политический и интеллектуальный потенциал США будет использован в тех же благородных целях. Хотелось бы рассчитывать на активное и конструктивное участие России, Японии, Китая.

В ходе шестисторонних переговоров обозначился первый значительный многосторонний подход к ответам на вызовы в деле разрешения проблем общей региональной безопасности. Можно утверждать, что успех этих переговоров станет позитивным стимулом для создания многосторонней структуры совместной безопасности в Северо-Восточной Азии — сообщества безопасности СВА.

280 Титаренко М. Л., «Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-Азиатский вектор» M., 2003 г.- Титаренко М. Л., Кузык Б. Н. Китай-Россия 2050: Стратегия соразвития. М., 2006 — Титаренко М. Л., Михеев В. В., «Стратегия соразвития России и АТР. Международная жизнь», 2001, № 4, сс. 77−93.

281 Титаренко М. Л., «Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-Азиатский вектор» М., 2003 г. сс 90−95.

Поскольку проблема региональной безопасности в СВА, включая северокорейскую ядерную программу, сама по себе носит не только военно-политический, но и экономический характер, данный вопрос можно решить путем компромисса и многосторонних переговоров, а именно, путем де-секьюритизации.

Несмотря на взлеты и падения, в ходе шестистороннего процесса был дан недвусмысленный импульс к денуклеаризации Корейского полуострова. Решение корейского вопроса и мирное урегулирование северокорейской ядерной программы — очень сложный и долговременный процесс. Тем не менее, необходимо прилагать все усилия для установления взаимного доверия и нормальных отношений. Денуклеаризация Корейского полуострова, как только она будет достигнута, внесет огромный вклад в укрепление глобального режима нераспространения, установив ценный прецедент для решения подобных проблем в других регионах мира, в том числе на Ближнем Востоке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы На русском языке
  2. Военная доктрина Российской Федерации//Независимая газета. -22.04.2000.
  3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации//Российская газета. 28.09.2000.
  4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации//Независимое военное обозрение 14.01.2000
  5. Комитет внешнеполитического планирования. Мировой порядок после терактов в США: проблемы и перспективы. Комментарий КВП. М., март 2002.
  6. Концепция внешней политики Российской Федерации//Независимая газета. 11.07.2000.
  7. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. — М., 1996.
  8. Совместное заявление по итогам четвертого раунда шестисторонних переговоров от 19 сентября 2005 г. 1. На английском языке
  9. National Defense Program Guidelines, NDPG www.jda.go .jp/c/poIicy/J-work/taikou05/fy20050202.pdf (June 27, 2005)
  10. Mission of the ROK/US Combined Forces Command', Backgrounder No. 2, Public Affairs Office, January 2000
  11. Paving the Road Ahead to Common Prosperity, Materials of Ministry of
  12. Foreign Affairs and Trade, Republic of Korea, 20 051 l. The National Security Strategy of the United States of America. Washington/ D/С/, September 2002.1. На корейском языке
  13. Букхан Хек Мунжде Енпой (Хронология ядерной проблемы КНДР), Министерство иностранных дел и торговли Республики Корея, Сеул., 2004
  14. И.Букхек И Данге Джечилылуйхан Иилсам Хабы (Договоренность опервоначальных шагах в целях денуклеаризаций Корейского полуострова от 13 февраля 2007 г.
  15. И.Букхек Кванрен Джуое Мунсо (Сборник документов связанных ссеверокорейской ядерной проблемой), Министерство иностранных дел и торговли Республики Корея, Сеул., 2007 г.
  16. Куилку Кондон Семен (Совместное заявление по итогам четвертого раунда шести сторонних переговоров от 19 сентября 2005
  17. Куюкде Кванге Дженман (Перспектива международных отношений 2004 г.,) Министерство иностранных дел и торговли Республики Корея, Сеул, 2004
  18. Ми-Бук Женева Кибон Хабысо (Рамочное соглашение КНДР-США 1994 г.)
  19. Ханбандо Бихекхоа Кондон Сенен (Декларация о денуклефризации Корейского полуосторва, подписанной КНДР и PK от 20 января 1992)
  20. А. На пути к мировому правительству//Россия в глобальной политике. 2002. — № 1, ноябрь-декабрь.
  21. Т.А. Дилеммы безопасности: американский вариант / Т. А. Алексеева // Полис. 1993. — № 6. — С16−28
  22. А.Г., «Ставка на ядерные силы», «Внешняя политика и безопасность современной России 1991−2002», т. II, М.: МГИМО (У) МИД России- 2002, сс. 28−36
  23. И.А., Орлова В. А., «Ядерное нераспространение», Москва, ПИР-Центр, 2002 г. сс 196−198
  24. Д.Г. Личностная и государственная безопасность: международно-политическое измерение / Д. Г. Балуев. Н. Новгород, 2004
  25. Д.Г. Политика в войне постиндустриальной эпохи/ Д. Г. Балуев — Международные процессы. 2005 № 3. сс 18−33
  26. В.Я., «Проблемы и перспективы регионального сотрудничества в Южной Азии», «Восток/запад: региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений», М.: МГИМО (У) — РОССПЭН, 2002, сс. 343−355
  27. В.Я., Воскресенский А. Д., Внешняя политика России на Азиатском направлении, «Современные Международные Отношения и Мировая политика», М.:Просвещение, 2004
  28. А.Д. Великие державы на Тихом океане / А. Д. Богатуров. М., 1997
  29. Богатуров А,. Д. Лидерство и децентрализация в международной системе / А. Д. Богатуров Международные процессы. 2006 № 3. сс5−15
  30. П.Богатуров А. Д., «Динамическая стабильность в международной политике», Очерки теории и политического анализа международных отношений, М., 2002
  31. А.Д., «Международные отношения в Восточной- Азии. Современные международные отношения», сс 340−374, М., 2000
  32. П.Богатуров А. Д., «Системная история международных отношений в 4. т. События и документы. 1918−2003. Том третий.», М., 2003
  33. А.Д., «Системный подход и эволюция международных отношений в XX веке», Очерки теории и политического анализа международных отношений, М., 2002
  34. А.Д., «Современные теории стабильности и международные отношения России в Восточной Азии в 1970−99-е гг.», М. 1996
  35. Внешняя политика и безопасность современной России (1991−1998). Хрестоматия: В 2 т. Документы. -М., 1999. — Т. 2.
  36. П.Воронцов АВ. Ядерная проблема Корейского полуострова и политика США Доклад, представленный на 11 научной конференции корееведов. Москва, 29−30 Марта 2007 г., М.
  37. А.Д. «Большая Восточная Азия». Мировая политика и энергетическая безопасность. М.: ЛЕНАНД, 2006. -128 с.
  38. А.Д. Китай и Россия: теория и история межгосударственных отношений / А. Д. Воскресенский. М., 1999
  39. А.Д. Региональные подсистемы международных отношений и регионы мира (к постановке проблемы) / А. Д. Воскресенский // Восток Запад — Россия. — М., 2002. — С. 131−44
  40. А.Д., «Китай во внешнеполитической стратегии России», «Внешняя политика и безопасность современной России 1991−2002», т. 3, М.: МГИМО (У) МИД России- 2002, сс. 267−279
  41. А.В., «Проблемы северокорейского вызова : взгляд из России, Корея в поисках мира и процветания». Доклад, представленный на 8 научной конференции корееведов, Москва, 25−26 марта 2004 г.
  42. В. Профилактика вместо возмездия//Россия в глобальной политике. 2002. — № 1, ноябрь-декабрь.
  43. В.И. Дух сдержанного оптимизма шестисторонних переговоров// Международная жизнь. 2007. -№ 10. -сс 48−57
  44. В.И. Корейская ядерная проблема: возможности политического урегулирования сохраняются. Аналитические записки выпуск 8(20) МИГИМО Сентябрь 2006
  45. В.И. Доверительное парнерство в Сеулом? Международная жизнь.-2005. -№ 3. -сс 2−11
  46. В.И. Ядерная проблема Корейского полуострова// Полис-2004. -№ 5
  47. В.И., «Ядерный кризис на Корейском полуострове : возможные пути урегулирования», «Россия и Корея в меняющемся мировом порядке». Доклады, представленные на 7 научной конференции корееведов, Москва, 26−27 марта 2003., М., 2003
  48. Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Японией и США от 19.01.1960 г. на www.jda.go.ip/c/pоlicy/J work/anpo/htm (June 27, 2005)
  49. Д., «Ядерный кризис на корейском полуострове. Ядерный контроль», № 2(68), т. 9, М., 2003
  50. К.А. Модели взаимодействия неравновесных участников международных отношений (на примере Китая, Индии и Мьянмы). Дисс. к.пол.н.: 23.00.04. / МГИМО. М., 2004
  51. А.З. О некоторых аспектах урегулирования ядерной проблемы на Корейском полуострове. Доклад, представленный на 11 научной конференции корееведов. Москва, 29−30 Марта 2007 г., М
  52. А.З., «О некоторых аспеках урегулирования кризиса ядерной безопасности на корейском полуострове. Корея в поисках мира и процветания». Доклад, представленный на 8 научной конференции корееведов. Москва, 25−26 марта 2004 г., М.
  53. А.З., Ядерная проблема в Корее и интересы России / А. З. Жебин Азия и Африка сегодня. -2005. -№ 3. -сс 2−11
  54. С.З., «Основы энергетической дипломатии», в 2-х т. М.: МГИМО (У) МИД России, 2003
  55. Д.А. Россия и Китай в современных международных1. Г) отношениях / Д. А. Жирнов / Отв. ред. А. Д. Воскресенский. М., 2002
  56. Е.Б., «Экономическая безопасность Российской Федерации», М.: МГИМО (У) МИД России, 2004
  57. И. Россия и современный мир// Дипкурьер. № 1. — 20 января 2000.
  58. П., Военная безопасность Китая: скрытые риски и вызовы,, «Китай: Угрозы, Риски и Вызовы», Москва, Центр Карнеги, -М, 2005
  59. И. «Сочинения в 6-ти т.» под общ. ред. В. Ф. Асмуса, М., «Мысли», 1965. т.4
  60. A.A. В поисках выхода. Военно-политические аспекты международной безопасности / А. А. Кокошин. М.: Политиздат, 1989
  61. A.A., «Феномен о явлениях и тенденциях, изменяющих характер международных отношений в первом десятилетии XXI века», М., 2003−11−30
  62. А.А., «Ядерное сдерживание и национальная безопасность России», Мировая экономика и международные отношения, 1999 г. № 7, сс. 3−11
  63. А.А. (в соавторстве) Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Московский общественный научный фонд, научные доклады. № 61. — М., 1998.
  64. А.А. Новые вызовы и угрозы международной безопасности / А. А. Коновалов Современные международные отношения и мировая политика. Отв. ред. А. В. Торкунов. М., 2004
  65. А.А., Новые вызовы национальной и международной безопасности, «Современные Международные Отношения и Мировая политика», М.:Просвещение, 2004
  66. Н.А. Национальная безопасность в меняющемся мире / Н. А. Косолапов // МЭиМО. 1992. — № 10. — С.5−19
  67. Н.А., «Анализ внешней политики: основные направления исследований», «Внешняя политика и безопасность современной России 1991−2002», т. 3, М.: МГИМО (У) МИД России- 2002
  68. В.М. Международная безопасность / В. М. Кулагин. М.: Аспект Пресс, 2006
  69. В.М., «Мир в XXI веке: многополюсный баланс сил или глобальный Рах Democratica», Полис, 200 № 1, сс. 23−37
  70. В.М., «Россия-США. «Кое-что начинает получаться», Международная жизнь, 2001, № 2, сс. 10−18
  71. Лебедева М.М., «Мировая политика», Москва, 2003
  72. М.М., «Новые технологии как политикообразующий фактор в меняющейся структуре современного мира, мир и Россия на пороге XXI века», МГИМО(У) МИД России, М. РОССПЭН, 2001
  73. С.Г. Восточная политика Владимира Путина Возвращение России на «Большой Восток» — М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.—447с.
  74. С.Г. Российско-китайское стратегическое партнерство в XXI веке // Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 5
  75. С.Г., «Россия-Монголия-Китай в первой половине XX века. Политические взаимоотношения в 1911—1946 гг. М.О.: Издательство «ОГНИ», 2003
  76. А.Ю. Внешнеполитическая терапия по «Dr. Путину» // Космополис. 2002.
  77. Миграция и безопасность в России/Под ред. Г. Витковской, С. Панарина. -М., 2000.
  78. В.В. «Иракский этап корейского кризиса», «Россия и Корея в меняющемся мировом порядке». Доклады, представленные на 7 научной конференции корееведов. Москва, 26−27 марта 2003., М., 2003
  79. В.В., «Хомо-Интернэшнл. Теория общественного развития и международной безопасности в свете потребностей и интересов личности», М. 1999
  80. , М., Китай: Угрозы, Риски и Вызовы, Москва, Центр Карнеги, -М, 2005, сс 358−361
  81. В.А., Ресурсы и Приоритеты Внешней Политики Российской Федерации, «Современные Международные Отношения и Мировая политика», М.:Просвещение, 2004
  82. В., «Политика США и судьба режима ядерного нераспространения. Ядерный контроль», № 2(68), т. 9, М., 2003.
  83. A.C., «Вторая Европа или Третий Рим», Вопросы философии, 1996, № 10, сс. 19−31, «Внешняя политика и безопасность современной России 1991−2002», т. I, М.: МГИМО (У) МИД России- 2002, сс. 430−444
  84. С.А. Миграция и безопасность: выбор аналитической парадигмы / С. А. Панарин // Миграция и безопасность в России. М., 2000
  85. Дж. Ядерная революция Буша//Россия в глобальной политике.- 2003. T.l. — № 2, апрель-июнь.
  86. В.Е. Азиатско-Тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны»./ В. Е. Петровский. М., 1998
  87. В.Е., «Региональные режимы безопасности и стратегия России в АТР на рубеже XXI века. Восток и Россия на рубеже XXI века», М., 1998.
  88. В.О. США в глобальном и региональном измерениях, «Современные Международные Отношения и Мировая политика», М.:Просвещение, 2004
  89. Политика толковый словарь, М.: «ИНФРА-М», Изд. «Весь Мир», 2001
  90. Е.М. Годы в большой политике. М., 1999.
  91. В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. -30.12.1999.
  92. H.H. Природа безопасности / Н. Н. Рыбалкин // Вестник Моск-го Ун-та. Сер. 7. Философия. 2003. — № 5. — С.36−52
  93. М.И. Эволюция понятия «безопасность»: от «жестких угроз» до «мягких вызовов» / М. И. Рыхтик // Современные проблемы мировой политики: безопасность, конфликты и их анализ / Под ред. М. М. Лебедевой. М., 2002. — С.89−118
  94. A.M. Изнанка внешней политики // Российская политика на рубеже веков. М., 2001
  95. A.B. «Японо-китайские отношения в начале XXI века. Состояние и перспективы» Актуальные проблемы современной Японии. М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2004
  96. A.A. Российская внешнеполитическая мысль: проблемы национальной и международной безопасности / А. А. Сергунин. Нижний Новгород, 2003
  97. М.Л., «Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-Азиатский вектор» М., 2003 г.
  98. M.JI., Кузык Б. Н. Китай-Россия 2050:Стратегия соразвития. М., 2006^
  99. Титаренко • М.Л., Михеев В. В., «Стратегия соразвития России и АТР. Международная жизнь», 2001, № 4, сс. 77−93
  100. В.П., «Возможный исход ядерного кризиса для самой Кореи и ее соседей», «Россия и Корея в меняющемся мировом порядке». Доклады, представленные на 7 научной конференции корееведов. Москва, 26−27 Марта 2003., М., 2003
  101. В.П., «Корейский полуостров и региональная безопасность. Корея в поисках мира и процветания». Доклад, представленный на 8 научной конференции корееведов. Москва, 25−26 Марта 2004 г., М.
  102. Г. Д., «Истоки корейского кризиса : соображения к формулированию российской политики», «Россия и Корея в меняющемся мировом порядке». Доклады, представленные на 7 научной конференции корееведов. Москва, 26−27 Марта 2003., М., 2003
  103. A.B. Корейский вопрос // Международная жизнь, 2003, № 5
  104. Торкунов A.B.(совместно с В.И. Денисовым) Россия-Корея: взгляд из прошлого в настоящее // Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 1.
  105. А.П., Цыганков П. А Социология международных отношений. —М 2006. сс 201−224
  106. П. А., «Теория международных отношений», М., 2003
  107. П.А. Безопасность: кооперативная или корпоративная. Критический анализ международно-политической концепции / П. А. Цыганков // Полис. 2000. — № 3. — С. 128−39.
  108. A.B., «Япония-США: Борьба с терроризмом», Актуальные проблемы современной Японии. М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2004
  109. Ян Лиюй, 'От Цзян Цзэминя до Ху Цзинтао: Политика Пекина в отношении Тайваня на фоне XVI-го съезда-КПК', 20 021. Ha aHrjiHHCKOM «3bnce
  110. Aaron L. Friedberg, The Future of US-China Relations: Is Conflict Inevitable?, Internation Security 30(2) Fall 2005
  111. Adler, Emanuel, and Michael N. Barnett, 'Security Communities', Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
  112. Alvstam, Claes G., 'East Asia: Regionalization Still Waiting to happen?', Schulz, Michael (eds) Regionalization in Globalizing world: A compative perspective on Forum Actors and Process, London and N.Y.: Zed Books, 2001
  113. Arms export control act, Export administration act of 1979, Foreign assistant act of 1961, International financial institutions act
  114. Aron R. Paix et Guerre entre les nations. P., 1984
  115. R., «The Evolution of Cooperation», N.Y., 1984
  116. Ban, Ki-moon, 'Beyond the Nuclear Standoff: Permanent Peace on the Peninsula', Korea Policy Review September, 2006
  117. Brezezinski Z. The Choice: Global Domination or Global Leadership/Z. Brezezinski. -New York, 2004. -242p.
  118. Z., «The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geographic Imperatives», N.Y., 1997
  119. Buzan Barry, and Gerald Segal, 'The Rise of the «Lite» Power: A Strategy for Postmodern States', World Policy Journal 13(3), 1996
  120. Buzan, Barry, Ole Waever, Jaap de Wilde. «Security: A new framework for analysis», 1998
  121. Buzan, Barry and Waever Ole, Regions and Powers The Structure of International Security, Cambridge, 2003
  122. Buzan, Barry, 'People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War, 2nd edn., Hemel Hempstead: Harvester Wheatsheaf, 1991
  123. Buzan, Barry, and Richard Little, 'International Systems in World History', Oxford: Oxford University Press, 2000.
  124. Buzan, Barry, Ole Waever, and Jaap de Wilde. «Security: A new framework for analysis». 1998
  125. Calleo David, 'The United States and the Great Powers', World Policy Journal 16(3), 1999
  126. Cha, Victor D., 'Globalization and the Study of International Security', Journal of Peace Research 37(3), 2000
  127. Cha, Victor, 'Values After Victory: The Future of US-Japan-Korea Relation,' Comparative Connections-Special Annual Issue, July, 2002
  128. Chi Hung Kwan, «Japan's China Synbdrome: Dissipating as Exports to China Surge» March 1, 2004, at www.rieti.go.jp/en/
  129. Christensen, Thomas J., 'Posing Problems without Catching up: China’s Rise and Challenges for US Security Policy' International Security 25(4), 2001
  130. Chufrin G. Russia and Asia, The Emerging Security Agenda, Oxford, 1999
  131. Chun, Yung-woo, 'The North Korean Nuclear Issue and Prospects for Peace and Security on the Korean Peninsula and Northeast Asia', at the Hangyere-Pusan Conference of Unification on Nov. 25, 2006
  132. Conroy, Hillary, 'The Japanese Seizure of Korea: 1868−1910', University of Pennsylvania Press, 1960
  133. Cooper R. The Breaking of Nations: Order and Chaos in the twenty first century/R. Cooper.-London, Atlantic Books, 2003. -180 p.
  134. Cossa, Ralph A., and Jane Khanna, 'East Asia: Economic Interdependence and Regional Security', International Affairs 73(2), 1997, pp 219−234
  135. Cumings Bruce, The origins of the Korean war, Volum 2, The roaring of the cataract 1947−1950, Princeton, 1990
  136. Dong Bandow, 'Seoul Searching' National Interest 81 Fall, 2005
  137. Fairbank John K., Edwin O. Reischaer and Albert M. Graig, East Asia: The Modern Transformation, Houghton Mifflin Company, pp 479−483
  138. Fairbank, John King, The Chinese World Order: Traditional China’s Foreign Relations, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1968-
  139. Ferguson N. Colossus: The Price of America’s Empire/N. Ferguson, -New York, 2004, -384p.
  140. Friedberg, Aaron L. 'Ripe for Rivalry: Prospects for Peace in a Multipolar Asia' International Security 18(3), 1993−94
  141. Fukuyama F., The end of history and the last man, N.Y., 1992
  142. Gilpin R» «War and change in World Politics», N.Y., 1981
  143. Gong, Gerriti w., The Stnadard of 'Civilization' in International society, Oxford: Clarendon Press, 1984.
  144. Haas, Ernst B, 'The Uniting of Europe: Political, Social, and Economic Forces 1950−1957, Stanford, CA: Standford University Press, 1958.
  145. Han, Seung-joo, 'Six-party talks will be a success?', Diplomacy (75) October, Seoul, 2005
  146. Han, Woo-Keun, The History of Korea, University of Hawaii Press, 1974
  147. Hansen, Kenneth Schmidt, 'The Fall of Milosevic and the Kosovo Problem', Copenhagen: Danish Institute for International Affairs, Working Paper 9/2000.
  148. Hansen, Kenneth Schmidt, 'Transnational organized crime: a security political problem', Copenhagen: Danish Institute of International Affairs, Research Briefs, No.5/2002.
  149. Hardt M. Multitude: War and Democracy in the Age of Empire/ M. Hardt, A. Negri, -New York, 2004, -427p.
  150. Helleiner, Eric, Regionalization in the International Political Economy: A Comparative Joint Perspective, Toronto: University of Toronto and York
  151. Universitiy Joint Centre for Asia-Pacific Studies, Eastern Asia Policy Papers No. 3, 1994
  152. Henderson, Gregory, Korea: The Politics of the Vortex, Harvard University Press, 1968
  153. Hong, Hyun-ik, 'How to Denuclearize Desperate North Korea?, Korea Policy Review November, 2006
  154. Huntington S. P The Lonely Suprepower/ S.P. Huntington, Foreign Affairs, 1999
  155. Huntington, Samuel P., 'America's Changing Strategic Interests', Survival 33(1), 1991
  156. Huntington, Samuel P., 'The clash of Civilizations ?', Foreign Affairs 72(3), 1993
  157. Huntington, Samuel P., The Clash of Civilization and the Remaking of World Order, N.Y.: Simon and Schuster, 1996, pp.229−38
  158. Hwang Balbina, A New Security Agenda for the U.S.-Japan Alliance, Backgrounder No. 1749, April, 2004
  159. Hwang Balbina, Japan’s Security outlook: Implications for the U.S., Backgrounder No. 1865, July, 2004
  160. Jervis, Robert, 'Security Regimes', International Organization 36(2), 1982
  161. Joffe, Josef, 'Clinton's World: Purpose, Policy and Weltanschauung', Washington Quarterly 24(1), 2001
  162. Julia E. Sweig, 'Freindly Fire: Losing Friends and Making Enemies in the Anti-American Century', N.Y., 2006
  163. Kang Dave, The Middle Road: Security and cooperation in Northeast Asia, Hanover, 1995.
  164. Kapstein, Ethan B., and Michael Mastanduno, 'Unipolar Politics: Realism and State Strategies After the Cold War', New York: Columbia University Press, 1999.
  165. Katzenstein, Peter J., Re-examining Norms Interstate Relations in the New Millennium, Kuala Lumpur: Paper for the 14th Asia-Pacific Roundtable, 2000
  166. P., «The Rise and Fall of the Great Power», N.Y., 1987
  167. Keohane R.O. Power and Governance in a Partially Globalized Word/ R.O. Keohane, -New York, 2002, -p. 1−23
  168. Keohane R.O., International Institutions and State Power, Boulder, 1989
  169. Kim, Dae-jung, 'President Bush Talk to Kim Jeng II', International Herold Tribune on October 26, 2006
  170. Kim, Myung-Bae, 'South-North Relations', Diplomacy (4), Seoul, 2005
  171. Kim, Se-jin, ed., Document on Korea-American Relations 1943−1976, Research Center for Peace and Unification, 1976, pp 185−186
  172. Kim, Yeoun-chul, 'What is the Solution to the North Korean Issue?', Korea Policy Review November, 2006
  173. Knudsen O.F. The Concept of Cooperative Security and its Relationship to Policy/ O.F. Knudsen, Paper for the Panel «Reframing the Security Agenda of the 21 st Century», ISA 42nd Annual convention, Chicago, Feb. 2001,-p. 21−24
  174. Korean Observations on Foreign Relations, 2004
  175. Krauthammer, charles, 'The Unipolar moment: Foreign Affairs 70(1), 1990−1, pp 23−33
  176. Lake, David A. and Patrick M. Morgan, 'The New Regionalism in Security Affairs' in Lake and Morgan, 1997
  177. Layne Christopher, 'The Unipolar Illusion: Why New Great Powers Will Rise', International Security 17(4), 1993
  178. Lee, Sun-jin, 'Korea's Security-related Tasks and the Outlook for Korean Diplomacy', 2004
  179. Leifer M. The ASEAN Regional Forum: A Model for Cooperative Security in the Middle East? / M. Leifer, Working Paper Australian National University 1998(1), -Canberra, 1998
  180. Leifer, Michael, The ASEAN Regional Forum, London: International Institute for Stratetgic Studies (IISS) Adelphi Papers No. 302, 1996
  181. , D. 'Do the Ties Still Bind? The US-ROK Security Relationship After 9/11', LAND, 2004
  182. Lipschutz R. On Security/ Ronnei D. Lipschutz, -New York, 1995
  183. Mahbubani, Kishore, 'The Pacific Inpulse', Survival 37(1), 1995
  184. Mandel, Robert, 'Deadly Tranfers and the Global Playground: Transnational Security Threats in a Disorderly World', Westport, CT: Praeger, 1999.
  185. Maull, Hanns W. 'Germany and Japan: The New Civilian Powers', Foreign Affairs 69(5), 1990−1991
  186. Mikheev Vasiliy V., «North East Asia Globalization regarding Russia, China and Korea», Moscow, 2003
  187. Modelski G., Thompson W.P., Seapower in global politics 1493−1993 L., 1988
  188. H., «Politics among Nations», 5th ed, N.Y., 1978
  189. Nahm, Andrew, 'US Policy and the Japanese Annexation of Korea', US-Korean Relations 1882−1982, Kyungnam University Press, 1982, pp 40−42
  190. Newman E. Human Security and Constructivism/ E. Newman, International Studies Perspective (2), 2001, -p.239−251.
  191. Niksch, Larry A., 'Korea: US-South Korean Relations-Issues for Congress1, Issue Breif for Congress, Congressional Research Service, The1. brary of Congress, Washington, D.C., June 19, 2002
  192. Norman D. Levin, 'Do the Ties Still Bind? The US-ROK Security Relationship After 9/11', LAND, 2004
  193. Nye J. East Asian Security: The case for Deep Engagement/ Joseph S. Nye, Jr. Foreign Affaris 74(4), 1995
  194. Nye J.S. Jr. Soft Power/Joseph S. Nye, Jr. -New York, Public Affairs, 2004.-191p.
  195. Pillsbury, Michael, 'China Debates the Future Security Environment, Washington, DC, National Defense University Press, 2000
  196. Roland P. Human Security: Paradigm Shift or Hot Air/ P. Roland, International Security 26(2), 2001
  197. Rosecrance, Richard, The Rise of the Trading State, N.Y.: Basic Book, 1986
  198. Rosenau, James, 'A PrehTheory Revisited: World Politics in an Era of Cascading Interdependence', International Studies Quartely 28, 1984
  199. Ross, Robert S., 'The Geography of the Peace: East Asia in the Twenty-First Century', International Security 23(4), 1999
  200. G.N., «A History of Political Theory», 4th ed. revised by Thorson, T.L., 1973
  201. Segal, Gerald, 'Does China Matter?', Foreign Affairs 78(5), 1999, pp 24−36
  202. , L.I., 'Transnational Organized Crime: An Imminent Threat to the Nation-State?', Journal of International Affairs 48(2)(Winter), 1995
  203. Simon, Sheldon W. 'East Asian Security: The Playing Field has Changed: Asian Survey 34(12), 1994
  204. Snyder C. Contemporary Security and Strategy/ C. Snyder, Regional Security Structures, 1999, -p. 102−119
  205. Soeya, Yoshihide, 'Japan:Normative Constraints Versus Structural Inperatives, in Alagappa Muthiah (ed) — Asianf Security Practice: Material and1. entional Influences, Stanford, CA: Standford University Press, 1998
  206. Spruyt, Hendrick, 'A New Architecture for Peace? Reconfiguring Japan Among the Great Power', Pacific Review 11(3), 1998
  207. Stein, Arthur A., and Steven E. Lobell, 'The End of the Clod War and the Regionalization of International Security', Lake, 1997, p. 61.
  208. Strategic Survey 1999−2000
  209. Stuart Douglas T., and William T. Tow, A US Strategy for the Asia-Pacific, London: IISS Adelphi Paper No. 299, 1995.
  210. Toshio Saito, Japan’s Security Policy, No. 163, May 1999, www.ndu.edu
  211. Tucker, Nancy Bernkopf, 'China and Taiwan: US debates and policy Choices', Survival 40(4), 1998−99
  212. Twomey, Christopher P., 'Japan: A Circumscribed Balancer- Security Studies 9(4), 2 000 195. van Wolferen, Rarel, The Enigma of Japanese Power, London: Macmillan, 1989
  213. Viano, Emilio C., 'Global Organized Crime and International Security', Aldershot: Ashgate, 1999.
  214. Waever, Ole, 'Securitization and Desecuritization', in Ronnie D. Lipschutz (ed.), On Security, New York: Columbia University Press, 1995
  215. Waever, Ole, Pierre Lemaitre, and Elzbieta Tromer, 'European Polyphony: Beyond East-West Confrontation, London: Macmillan, 1989.
  216. Walt S.M. The Origins of Alliances. Cornell University, Ithaca, 1987
  217. K.N., «Theory of International Politics», N.Y., 1979
  218. Waltz, Kenneth N., 'The New World Order', Millennium 22(3), 1993, pp 187−195
  219. Waltz, Kenneth N., 'Structural Realism After the Cold War', International Security 25(1), 2000.
  220. Waltz, Kenneth N., 'The Emerging Structure of International Polities', 1. ternational Security 18(2), 1993
  221. Wang J. China’s Search for Stability with America/ J. Wang, Foreign Affairs 84(5) Sep. 2005
  222. Watson, Adam, 'The Limits of Independence: Relations Between States in the Modern World, London: Routledge, 1997.
  223. Wendt, Alexander, 'Social theory of International Politics, Cambridge: Cambridge University Press, 1999
  224. Wilkinson, David, 'Unipolar Without Hegemony», International Studies Review (2), 1999
  225. Williams, Phil, 'transnational Criminal Network', in John Arguilla and David Ronfeldt (eds.), Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy, prepared for the Office of the Secretary of Defense, Santa Monica, CA: Rand, 2001
  226. Wu A. What China whispers to North Korea/ A. Wu, The Washington Quarterly 28(2), 2005, -p.35−48
  227. Wyatt-Walter, Andrew, 'Regionalism, Globalism, and World Economic Order', in Fawcett and Hurrell, 1995
  228. Yu, Chaung-hsun, 'Unification of the Asia Economics and Japan: with a Special Look at the role by Chinese Economics', Dokkyo International Review 9, 1996, pp 217−237
  229. Zhang, Yongjin, 'China in International Society Since 1949: Alienation and Beyond', Basingstoke, Macmillan, 1998
  230. Zhao S. Chinese Nationalism and its International Orientation/ Suisheng Zhao, Political Science Quarterly 115(1), 2000
  231. Zisk K.M. Enforcing The Peace: Learning from the Imperial Past/ Kimberly Zisk Marten, -New York, 2004, -202p.
  232. Zweig D. China’s Global Hunt for Energy/ D. Zweig, Bi Jianhai. Foreign Affairs 84(5) Sep. 2005.1. На корейском языке
  233. БЕ Кен Чан, Донасиа Жденсан Хойдам Келгоа Мит Бунсек (Результаты встреч стран Восточной Азии на вышем ypoBHe (EAS) и их анализ // Новые среды безопасности и дипломатия Республики Корея), 2006
  234. БЕК Джу Хен, Росиага Туйнда (Развитие РФ), 2005
  235. КИМ И Гон, Исибил Сеги Микуккоа Донбукасиа Сероун Анбо Хоангенкоа Ханкукы Ойке (США и СВА в XXI веке // Новые среды безопасности и дипломатия Республики Корея), 2006
  236. КИМ Сен Хан, Атэ Ждиекэсе Микукы Жденряккоа Жденман (Американская стратегия и перспектива в АТР), Сеул, 2005
  237. КИМ Хак Сен, Ханбандоы Тонил КоаЖденкоа Донбука -Донбукаы Сероун Чеждеоа Анбо Хебрек (Процессы воссоединения Корейского полуострова и СВА // Новый режим и экономическое сотрудничество СВА), Сеул, 2004
  238. КИМ Хен Кю, Ждункукы Сероун Анбо Жденряккоа Ждиек Анбо (Китайская новая военная стратегия и региональная безопасность), 2005
  239. КИМ Хи Сан, Донбука Жденряк Кюнхен (Стратегический баланс сил СВА), 2007
  240. ЛИ Дон Хю, Ию Тонхабкоа Донасиа Кондонче (Интеграция ЕС и Сообщества Восточной Азии // Новые среды безопасности и дипломатия Республики Корея), 2006
  241. ЛИ Кёгчан, Жденчихак («Политика»), Сеул, 1993
  242. ЛИ Сан By, Ха Ён Сан, Хенд Кукжде Жденчи («Современная международная политика»), Сеул, 1992
  243. ЛИ Сан Хан, Донбука Кондонче Чансел Канынсен Сероун Анбо Хоангенкоа Ханкукы Ойке (Возможность создания сообщества СВА //
  244. Новые среды безопасности и дипломатия Республики Корея), 2006
  245. О Ки Пён, Секе Ойкеса («История мировой дипломатии»), 1985
  246. ПАК Бён До, Кукждебебкоа Хоанкен Божден («Охрана окружающей среды в международном праве (регулирование трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния)"//Сборник статей университета Гонкук. Vol. 38, Сеул, 1994
  247. ПАК Ду бок. Микуккоа Букханы Янжда Коанке (Развитие двухсторонних отношений между КНР и США. «Новая ситуация и дипломатия Республики Корея».) Сеул, 2006
  248. СИМ Кен Ук, Букхек Прогрэмкоа Россиа (Северокорейская ядерная программа и Россия // Дипломатия, 2006
  249. ХА Дже Хван. Кукждебебкоа Хоанкен Оем Кюжде (Международно-правовое регулирование загрязнения окружающей среды.//Правовое исследование. Юридический институт университета Пусан. Vol. 40, No. 1, Сеул, 1999
  250. ХАН Сен Джу, Юкжда Хойдамы Сенкон Канынсен (Возможность успеха шестистронних переговоров.) Дипломатия № 10, 2005
Заполнить форму текущей работой