Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система и типы зданий общеобразовательных школ в структуре большого города: исследования и рекомендации на примере Великого Новгорода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предлагаемая нами номенклатура включает в себя 12 типов интегрируемых школьных блоков, предназначенных для начальной, основной и старшей школы. Кроме того, для специализированных школ предложены блоки по 12 основным специализированным направлениям с организационно-педагогической структурой от 0:0:1 до 0:0:4. Многообразие вариантов комплектования, которые позволяют создать эти блоки, способны… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОПЫТ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
    • 1. 1. ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА В ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
      • 1. 1. 1. Общеобразовательные школы Новгорода первой пол. XVIII в
      • 1. 1. 2. Школьное строительство Новгорода второй половины XVIII в
      • 1. 1. 3. Школьное строительство Новгорода первой половины XIX в
      • 1. 1. 4. Школьное строительство Новгорода второй половины XIX в
      • 1. 1. 5. Школьное строительство Новгорода в конце XIX — начале XX вв
    • 1. 2. ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
      • 1. 2. 1. Школьное строительство Новгорода в 1917 — 1934 гг
      • 1. 2. 2. Школьное строительство Новгорода в 1934 — 1941 гг
      • 1. 2. 3. Школьное строительство Новгорода в 1944 — 1958 гг
      • 1. 2. 4. Школьное строительство Новгорода в 1958 — 1966 гг
      • 1. 2. 5. Школьное строительство Новгорода в 1966—1973 гг.
      • 1. 2. 6. Школьное строительство Новгорода в 1973 — 1984 гг
      • 1. 2. 7. Школьное строительство Новгорода в 1984 — 1992 гг
    • 1. 3. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  • ГЛАВА 1. ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИСХОДЯ ИЗ ТРЕБОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
      • 2. 1. 1. Модернизация составов помещений школ в связи с изменением содержания образования
      • 2. 1. 2. Модернизация структуры школ в связи с необходимостью возрастной дифференциации учащихся
      • 2. 1. 3. Модернизация школьных зданий в связи с необходимостью структурной организации ученических коллективов
      • 2. 1. 4. Модернизация структуры школьных зданий в связи изменением требований по предельной концентрации учащихся в школе
      • 2. 1. 5. Модернизация структуры школы в связи с внедрением современных технических средств обучения
      • 2. 1. 6. Взаимодействие помещений школы и школьного участка
    • 2. 2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ И ТИПОВ ШКОЛ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
      • 2. 2. 1. Территориально-демографические предпосылки комплектования школ
      • 2. 3. 2. Методика определения общего количества учащихся школ исходя из территориально-демографических предпосылок
    • 2. 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ
      • 2. 3. 1. Теоретическая модель школьного здания
      • 2. 3. 2. Методика расчета состава основных помещений школ
      • 2. 3. 3. Расчет эффективности использования школьных помещений
      • 2. 3. 4. Алгоритм автоматизированного расчета состава помещений
  • ГЛАВА 2. ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ И СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
    • 3. 1. МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
      • 3. 1. 1. Основные направления модернизации школьной сети
      • 3. 1. 2. Рекомендации по модернизации школьной сети
  • Великого Новгорода
    • 3. 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕКОНСТРУКЦИИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
      • 3. 2. 1. Основные направления развития школьного строительства
      • 3. 2. 2. Характеристика методов реконструкции существующих типов школьных зданий Великого Новгорода
      • 3. 2. 3. Реконструкция существующих типов школьных зданий Великого Новгорода методом пристройки универсальных блоков
  • ГЛАВА 3. ВЫВОДЫ

Система и типы зданий общеобразовательных школ в структуре большого города: исследования и рекомендации на примере Великого Новгорода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование — главнейшая социальная функция общества, определяющая самые разные стороны его жизни — производительные силы, хозяйство, науку, культуру и т. д. Современный уровень социального развития предполагает дальнейшее увеличение доли общественного обучения и воспитания, которые реализуются в системах детских дошкольных учреждений, общеобразовательных и специализированных школ, в учреждениях дополнительного образования, обуславливая необходимость непрерывного совершенствования этих учебных заведений.

Социально-экономический и технический прогресс ставит перед общим образованием все новые и новые задачи. Под воздействием новых научных знаний стремительно меняются требования к содержанию и процессу образования, одновременно стимулируя развитие материально-пространственной среды самих школ.

В нашей стране проблемы школьного строительства всегда рассматривались как вопросы государственной, общенародной значимости, но особенно остро задачи, связанные с необходимостью модернизации общеобразовательной школы, встали именно сейчас — во время коренных преобразований и реформ в сфере образования, что отражают многочисленные документы, а именно:

— Закон РФ «Об образовании» 1992 года;

— Национальная доктрина образования в Российской федерации до 2005 года;

— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

— Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— Комплекс мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации;

— Федеральная целевая программа развития образования на 2006; 2010 годы.

Указанные документы устанавливают следующие социально-педагогические аспекты развития учебно-материальной базы современной общеобразовательной школы:

— необязательность старшей ступени школы, включающей 10−11 классы в структуре 11-летней школы;

— определение обязательного уровня 9-летней неполной средней школы, получившей название основной;

— отказ от увеличения до 12 лет общей продолжительности общеобразовательной подготовки;

— введение специализированных форм обучения как в старших классах полной средней школы, так и в новых типах общеобразовательных учреждений — гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением того или иного предметного цикла и др., что предопределило 3 ступени обучения вместо единой общеобразовательной школы;

— повышение роли технических средств обучения и открытого образования в учебном процессе;

— сокращение наполняемости групп с 40−30 до 24−25 учащихся и ограничение общего числа учащихся в школах — 1000 человек;

— пересмотр содержания и временной структуры учебных планов школ.

В связи с этим изменениями, как отмечается в Плане социальноэкономического развития Великого Новгорода на 2006 — I полугодие 2009 года, школьная система города обнаруживает явную тенденцию увеличения числа специализированных учебных учреждений (более 35%). В школах наблюдаются сложные схемы комплектования, при которых количество параллелей учащихся на различных ступенях школы не совпадает между собой, здания не отвечают реальным потребностям микрорайонов города в школьных местах.

Непрерывное повышение требований общества к объему и содержанию общеобразовательной подготовки школьников предопределяет особую значимость и актуальность научных исследований в области формирования систем и типов зданий учебно-воспитательного назначения.

Школьное строительство поэтому является достаточно изученной областью архитектурной науки. Так, научные исследования, посвященные типологии школьных зданий и их структуре, проводились В. И. Степановым, В. В. Смирновым, И. Н. Кастелем, С. Г. Змеулом, К. Д. Френкелем,.

Т.А. Славиной и др. Значительный вклад в решение градостроительных проблем школьного строительства внесли исследования В. И. Степанова, В. В. Смирнова, И. Н. Кастеля, Г. А. Градова, А. А. Боровкова и др. Большое значение для решения методологических вопросов школьного строительства приобрели разработки социально-педагогических проблем в трудах В. П. Беспалько, Э. Д. Днепрова, В. К. Дьяченко, B.C. Леднева, П. И. Пидкасистого, Н. Е. Щуровой и др. Наконец, в области школьной социологии (в т. ч. Великого Новгорода) получили достаточно широкую известность исследования А. В. Кабыща, A.M. Осипова, Г. П. Осипова, М. Р. Тульчинского и др.

Между тем, при всем изобилии направлений по изучению отдельных аспектов архитектуры и строительства школьных зданий, количество работ, связанных с рассмотрением проблем школьного строительства в целом, исчерпываются диссертационными исследованиями В. И. Степанова «Проблемы архитектуры школьных зданий» (Москва, 1983 г.) и В. В. Смирнова «Система и типы учебно-воспитательных зданий для школьников в структуре крупного (крупнейшего) города» (Ленинград, 1989 г.).

Следует, однако, подчеркнуть, что эти, несомненно, основополагающие в научно-методическом и практическом отношении исследования, во-первых, охватили исторический период отечественного школостроения лишь до средины 80-х годов прошлого века, т. е. до начала реализации судьбоносных социально-политических преобразований нашего государства, породивших, в том числе, глубочайшую реформу системы образования. Во-вторых, эти исследования были ориентированы на решение задач школьного строительства в крупнейших городах нашей страны — таких мегаполисах, как Москва и Ленинград, оставляя в тени насущные задачи совершенствования школьных систем в группах городов, обладающих статусом «большие», с населением 100−250 тыс. человек. Они составляют около 60% городов РФ и расположены в самых разнообразных социально-демографических, природно-климатических, историко-ментальных условиях. В-третьих, перечисленные исследования не ставили перед собой задач разработки методических основ и конкретных предложений по практической реконструкции и модернизации существующих школьных зданий и их сетей как необходимой предпосылки восстановления учебно-образовательного потенциала действующих школьных систем больших городов.

Вышеизложенное позволяет сформулировать цель настоящего исследования как разработку методологических основ и рекомендаций по оптимизации и дальнейшему совершенствованию системы и типов зданий общеобразовательных школ в больших городах (на примере Великого Новгорода), исходя * из современных социально-педагогических, гигиенических, градостроительных и типологических требований к организации учебно-воспитательной работы, а также существующего уровня архитектурной и градостроительной науки.

Объектом исследования, в данном случае, служит Великий Новгород,.

Один из древнейших центров русского образования, где уже в XI веке возникла первая школа, и который в настоящее время является типичным представителем группы больших городов Северо-Западного региона Российской Федерации с населением 217 тысяч человек Следует полагать, что исследование школьной системы Великого Новгорода и научно-обоснованные рекомендации по проблемам ее реконструкции и реновации могут послужить необходимой методологической базой при решении аналогичных задач, стоящих перед группой больших городов РФ (например, Псковом, Великими Луками, Вологдой, Петрозаводском и др.).

Границы исследования, таким образом, очерчиваются рассмотрением — на примере Великого Новгорода — архитектурной типологии зданий общеобразовательных школ, а также принципов организации их сетей, что представляется необходимым и достаточным для изучения общей методологической основы проектирования и реконструкции школ в больших городах Северо-Западного региона РФ.

В соответствии с поставленными целями и границами исследования в работе решаются следующие основные задачи:

1. Исследовать историко-типологический процесс формирования приемов объемно-планировочной организации основных типов общеобразовательных и специализированных школ на примере школьного строительства Великого Новгорода в целях установления общих закономерностей этого развития и выявления наиболее рациональных решений;

2. Исследовать исторический процесс генезиса школьной сети на примере школьного строительства Великого Новгорода с целью выявления региональных особенностей градостроительной структуры и школьной демографии города как главных факторов формирования типов школьных зданий по вместимости и организационно-педагогической структуре;

3. Сформировать на основе анализа материалов современной Реформы общеобразовательной школы РФ, а также новых требований общества к образованию конкретные направления совершенствования школьной системы и составляющих ее школьных зданий;

4. Изучить современные методы расчета и организации школьной сети в городах с целью выявления реальной номенклатуры типов школ, необходимых для построения сбалансированной школьной сети Великого Новгорода;

5. Рассмотреть существующие методики определения эффективности эксплуатации школьных помещений как основы для формирования целесообразных составов помещений для школ с различной организационно-педагогической структурой, и разработать теоретические модели — на уровне программ-заданий на проектирование — типов школьных зданий, необходимых для нового строительства или использования в качестве эталона при реконструкции существующего школьного фонда Великого Новгорода;

6. Разработать — на уровне проектных предложений — необходимую номенклатуру функциональных блоков, необходимых для модернизации существующих школьных зданий Великого Новгорода.

Научно-методическим аппаратом разработки темы являются:

— историко-архитектурный типологический анализ развития школьного строительства и школьного здания как типа на примере Великого Новгорода;

— историко-градостроительный анализ развития системы учебно-воспитательных зданий в структуре большого города со специфическими особенностями школьной демографии и параметрами жилых образований (кварталов и микрорайонов) на примере Великого Новгорода;

— изучение и обобщение отечественного проектирования, строительства и эксплуатации школьных зданий на основе комплексного анализа научно-исследовательских разработок по проблемам школьного строительства, а также библиографических источников, нормативных указаний и архивных материалов;

— фактологический анализ проектных предложений и практических рекомендаций по проблемам реконструкции и модернизации массовых типов школьных зданий и их сетей на примере Великого Новгорода;

— математическое моделирование, разработка экспериментальных предложений и алгоритмов, реализующих теоретические и практические положения для решения конкретных задач реконструкции и оптимизации существующей школьной системы Великого Новгорода.

В соответствии с вышеизложенным на защиту выносятся:

1. Историко-типологическая картина этапов школьного строительства в древнейшем городе Российской Федерации — Великом Новгороде;

2. Методологическая база оценки и прогнозирования направлений развития и совершенствования школьной системы Великого Новгорода с позиций учета особенностей планировочной организации города, его школьной демографии и градостроительной традиции, как основы для рекомендаций по разработке номенклатуры школьных зданий, необходимых для построения строго сбалансированной школьной сети;

3. Методологическая основа формирования программ-заданий на проектирование и новое строительство общеобразовательных и специализированных школ с различной организационно-педагогической структурой, отвечающей требованиям современной реформы общеобразовательной школы РФ и потребностям модернизации и оптимизации школьной сети Великого Новгорода;

4. Типологическая классификация всех составляющих действующую школьную сеть зданий учебно-воспитательного назначения с точки зрения выявления необходимых приемов ее реконструкции в ответ на требования реформы общеобразовательной школы РФ.

5. Предлагаемая номенклатура объемно-планировочных и функциональных блоков, рассчитываемых на реконструкцию и реновацию массовых типов школьных зданий Великого Новгорода для обеспечения необходимых функциональных качеств школ.

Научная новизна выдвигаемых в диссертации положений заключается:

— в разработке отвечающей современным требованиям методической базы проектирования и реконструкции учебно-воспитательной зданий для школьников и их сетей, принадлежащих к группе больших жилых образований городского типа;

— в использовании методических основ хроно-типологического анализа и методов выявления номенклатуры типов школ для сбалансированной организации школьных сетей, а также методов корректировки составов помещений школьных зданий на основе современных учебных планов и графоаналитического метода оптимизации составов помещений школ путем автоматизации расчетов средствами современной вычислительной техники.

Практическое значение полученных в диссертации результатов исследования состоит в разработке единой методологической концепции реконструкции и модернизации системы и типов общеобразовательных и специализированных школ в больших городах Российской Федерации (и, разумеется, в первую очередь, Великого Новгорода). Результаты основаны на комплексе отобранных методик, которые, отвечая современным требованиям, ориентированы на решение главных проблем функционирования школыулучшение условий обучения и воспитания за счет совершенствования учебно-материальной базы воспитания и образования в результате выбора методов реконструкции, учитывающих типа школьного здания и конкретные условия его размещения.

Теоретическое значение полученных результатов состоит в возможности применения комплекса разработанных методик для дальнейших исследований по теме диссертации, а также их распространении на иные типы зданий, размещение которых также подчиняется определенным правилам организации сети (например, детских дошкольных учреждений).

Апробация материала. Материалы исследования вошли в основу методических рекомендаций по курсовому и дипломному проектированию для студентов кафедры «Архитектурное проектирование» Новгородского государственного университета. Основные положения диссертации обсуждались на научных и практических конференциях и отражены в семи печатных работах.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 124 страницах машинописного текста, в том числе библиографии по теме исследования из 180 наименований и приложения. В приложение включен иллюстрационный материал, который состоит из 54 таблиц.

ГЛАВА 3. ВЫВОДЫ.

1. Модернизация школьной сети Великого Новгорода предполагает два основных направления: реконструкцию существующего фонда школьных зданий и создание новых школ в строящихся микрорайонах Донецкого, Псковского и Северного жилых районов. В зависимости от градостроительных условий, потребности в школьных местах в существующих и строящихся микрорайонах и кварталах Великого Новгорода отличаются, и колеблются от 1 до 4 класс-комплектов, причем характер комплектования начальной и старшей ступени школы может различаться.

2. Не только новые, но и реконструируемые школьные здания должны представлять собой школьные здания с ограниченным числом этажей и максимально изолированными блоками, способные обеспечить возрастную и структурную дифференциацию учащихся, повысить освещенность, инсоляцию, аэрацию помещений, обеспечить взаимодействие школы со школьным участком и так далее.

3. При новом строительстве наиболее оптимальной является структура школ, построенная на сочетании четырех функциональных блоков начальной, основной, старшей школы и блока общешкольных помещений, что позволит обеспечить четкую возрастную и структурную организацию коллективов учащихся, лучшую организацию учебного процесса, использование школы в качестве культурно-спортивного центра микрорайона.

4. Предлагаемая нами номенклатура включает в себя 12 типов интегрируемых школьных блоков, предназначенных для начальной, основной и старшей школы. Кроме того, для специализированных школ предложены блоки по 12 основным специализированным направлениям с организационно-педагогической структурой от 0:0:1 до 0:0:4. Многообразие вариантов комплектования, которые позволяют создать эти блоки, способны охватить весь комплекс функциональных, градостроительных, экономических и других требований, сложившихся в Великом Новгороде, и даст возможность формировать школьные комплексы, оптимальные с точки зрения градостроительных требований,.

5. Применение метода пристройки блоков при реконструкции школьных зданий позволит: регулировать мощность и вместимость школ без нарушения функциональных связейорганизовать очередность строительстваобеспечить разнообразие композиционных решений школьных комплексов.

6. Дефицит помещений, выявленный в школьных зданиях, построенных по типовым проектам прошлых лет, позволил разработать блоки пристройки для реконструкции школьных зданий Великого Новгорода и на основе конкретных территориально-демографических условий комплектования предложить номенклатуру типов школ по организационной структуре и назначению, необходимую для построения сбалансированной школьной сети Великого Новгорода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Исторический анализ школьного строительства Великого Новгорода позволил составить типо-хронологическую схему возникновения и развития школьных зданий, установить общие закономерности и наиболее рациональные архитектурно-планировочные решения школ.

2. Анализ генезиса школьной сети позволил выявить, что, начиная с 1720-х гг., школьная сеть Великого Новгорода складывалась в результате тесного функционального взаимодействия школьных зданий с жильем в пределах пешеходной доступности, а главными факторами развития сети всегда являлись региональные особенности градостроительной структуры и школьной демографии, определяющие тип школы, ее вместимость и организационно-педагогическую структуру.

3. Сравнительный анализ школьной архитектуры и изменений нормативных требований к общему образованию, ретроспективный анализ учебных планов общеобразовательных школ XIX — начала XXI вв. подтверждают, что наиболее существенное влияние на школьное строительство оказывают государственные реформы образования, определяющие изменения состава школьных помещений. Кроме того, исследование позволило выявить необходимость неотложной реконструкции самой сети как с точки зрения функционально-планировочной организации, так и с позиций улучшения эксплуатационных достоинств составляющей ее учебных заведений.

4. Изменения современных социально-педагогических требований к школе обусловлены реформированием системы образования и определяют масштабную модернизацию школьных зданий, для чего необходимо обеспечить:

— требуемый состав помещений, учитывающий изменения содержания образования;

— возрастную и структурную организацию ученических коллективов;

— реализацию требований по предельной концентрации учащихся в школе;

— условия для широкого внедрения современных технических средств обученияоптимизацию площадей школьных участков, необходимых для реконструкции существующих школ.

5. Ограниченная номенклатура действующих школьных зданий Великого Новгорода не позволяет размещать в них новые типы общеобразовательных школ, не отвечает современным требованиям: по вместимостипо организационно-педагогической структурепо назначениюпо потребности в специализированных помещенияхпо функционально-планировочному принципу их организации. В связи с увеличением числа специализированных учебных учреждений (более 35%) в школах наблюдаются сложные схемы комплектования, при которых, количество параллелей учащихся на различных ступенях школы не совпадает между собой.

6. Рассмотренные современные методики определения эффективности эксплуатации школьных помещений должны служить базой при формировании целесообразных составов помещений для школ с различной организационно-педагогической структурой.

7. Предлагаемый алгоритм автоматизированного расчета основных помещений школ различных типов позволяет, исходя из конкретных градостроительных условий и специфики содержания учебных планов, оптимизировать составы помещений школ и эффективность их использования, повысить производительность предпроектных исследований.

8. Модернизация школьной сети Великого Новгорода предполагает два основных направления: реконструкцию существующего фонда школьных зданий и создание новых школ в строящихся микрорайонах Донецкого, Псковского и Северного жилых районов. В зависимости от градостроительных условий, потребности в школьных местах в существующих и строящихся микрорайонах и кварталах В. Новгорода отличаются, и колеблются от 1 до 4 класс-комплектов, причем характер комплектования начальной и старшей ступени школы может различаться.

9. Современные школы должны представлять собой школьные здания с ограниченным числом этажей и максимально изолированными блоками. Наиболее оптимальной является структура школ, построенная на сочетании четырех функциональных блоков начальной, основной, старшей школы и блока общешкольных помещений, что позволит обеспечить четкую возрастную и структурную организацию коллективов учащихся, лучшую организацию учебного процесса, использование школы в качестве культурно-спортивного центра микрорайона.

10. Предлагаемая нами номенклатура включает в себя 12 типов интегрируемых школьных блоков, предназначенных для начальной, основной и старшей школы. Кроме того, для специализированных школ предложены блоки по 12 основным специализированным направлениям с организационно-педагогической структурой от 0:0:1 до 0:0:4. Многообразие вариантов комплектования, которые позволяют создать эти блоки, способны охватить весь комплекс функциональных, градостроительных, экономических и других требований, сложившихся в Великом Новгороде, и даст возможность формировать школьные комплексы, оптимальные с точки зрения градостроительных требований,.

11. Дефицит помещений, выявленный в школьных зданиях, построенных по типовым проектам прошлых лет, позволил разработать блоки пристройки для реконструкции школьных зданий В.Новгорода. Применение метода пристройки блоков при реконструкции школьных зданий, созданных на основе предлагаемых программ проектирования, позволит: регулировать мощность и вместимость школ без нарушения функциональных связейорганизовать очередность строительстваобеспечить разнообразие композиционных решений школьных комплексов;

— на основе конкретных территориально-демографических условий комплектования предложить номенклатуру типов школ по организационной структуре и назначению, необходимую для построения сбалансированной школьной сети В.Новгорода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.M. Взгляд на программу обновления содержания образования / A.M. Абрамов // Энергия. 2001. — № 11. — С. 52−58.
  2. , А.И. Школы / А. И. Аксельрод. М.: Архитектура и строительство, 1948. — 36 с.
  3. Александр Князев. Элементарные знания: период полураспада Электронный ресурс. / Александр Князев // газета «Первое сентября». 2006. -28 февраля. — № 02 (1436) — Режим доступа: http://ps. 1 september.ru/article.php?ID=200 600 203
  4. , Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России / Н. И. Алпатов М.: Учпедгиз, 1958 — 244 с.
  5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. АПН СССР / Вступ. ст., с. 5−37, биогр. очерки, сост. и коммент.
  6. П. А. Лебедева. М.: Педагогика, 1990. — 603 с.
  7. , М.В. Физиология и режим школьника-подростка / М. В. Антропова. М.: АПН РСФСР, 1970. -92с.
  8. , М.В., Ефимова, С.П. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников / М. В. Антропова, С. П. Ефимова. -М.: Педагогика, 1974.-51с.
  9. Архитектура гражданских и промышленных зданий: Гражданские здания: Учеб. для вузов / А. В. Захаров, Т. Г. Маклакова, А. С. Ильяшов и др. — М.: Стройиздат, 1993. —509с.
  10. Архитектура и конструкции школьных зданий / Под ред. Н. Я. Колли и В. Е. Быкова. М .: Госстройиздат, 1956. — 210 с.
  11. , В.В. Общественные здания- Учеб. Пособие для архит. и инж.-строит. спец. вузов/ В. В. Ауров. -М.: Высш шк., 1987. -128 с.
  12. , Н.П. Структура школьных зданий с обучающей техникой / Н. П. Афанасьева. М.: Госгражданстрой, ЦНИИЭП учебных зданий, 1974. — 40 с.
  13. , М.Г. Город 1945−1970. Практика, проекты, теория. / М. Г. Бархин. -М.: Стойиздат, 1974. 208 с.
  14. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  15. , С.О. О практической реализации основных направлений реформы школы/С.О. Бровенщук //Народное образование-1984. -№ 11. -С. 102−110.
  16. Великий Новгород колыбель российского образования. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 268 с.
  17. , А.А., Шалаев, И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: культурологический подход к проблеме Электронный ресурс. /
  18. А.А. Веряев, И. К. Шалаев // Педагог. Сибирский межвузовский журнал. 2001.24 апреля. № 5. Режим доступа: http://bspu secna.ru/Journal/pedagog/pedagog5/a03.html
  19. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. М.: Изд. лит. по. строит., 1968.-Т.12.-С.377−378.
  20. , Г. Проблемы функционирования профильных классов Электронный ресурс. / Г. Воронина // Журнал «Учитель». 2005. — март-апрель. — № 2. Режим доступа: http://www.ychitel.com/journal/journ02−05/journ02−05p2.html
  21. ГАНО Ф. № 98, оп. 3, ед. хр. 1247. л. 93 (об).
  22. ГАНО Ф. Р-253 оп.4, д. 287, Л 21−29.
  23. ГАНО Ф. Р-253 оп.4, д. 287, л.22.
  24. ГАНО Ф. Р-253, on. 1, д. 1, Л. 136- 137.
  25. ГАНО Ф. Р-253, on. 1, д. 415, Л. 1−16.
  26. ГАНО, ф. 104, on. 1, д. 1315, Л 1−20.
  27. ГАНО, ф. 104, on. 1, д. 211, л. 6.
  28. ГАНПИНО Ф 22, On. 1, д. 372, лл 46 об. 47.
  29. ГАНПИНО Ф.22, оп.1, д. 65, л.99.
  30. ГАНПИНО Ф.22, оп.2, д. 81, л.9.
  31. ГАНПИНО Ф.22, оп. З, д. 2, л.76
  32. ГАНПИНО Ф.22, оп.7, д. 1, Л.51−53.
  33. , Е. Должны ли все школы быть одной масти? / Е. Голубев // АиФ С.-Петербург. 2001.-26 сентября. — № 39 (424). — С.З.
  34. , И.Л., Солоников, Н.В Новгородская школа братьев Лихудов как восточнославянская академия/ И Л. Григорьева, Н. В. Солоников // Лихудовские чтения- Материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения».
  35. Великий Новгород, 11−14 мая 1998 года / Отв. ред. B.JT. Янин, Б. Л. Фонкич. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. С. 67−71.
  36. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Интор, 1996.- 420с.
  37. , Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной сети / Д. А. Данилов. Якутск: Якутский ун-т, 1973. -38с.
  38. , Е.Б., Придонова, Н.С. Типовые блоки для реконструкции шокл/ Е. Б. Дворкина, Н. С. Придонова //Жил. стр-во. 1984. -№ 1, — С. 14−16.
  39. , А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов / Джуринский АН. -М/ Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. -432 с.
  40. , Н.А. Из истории строительства учебных заведений первой половины XIX в. / Н. А. Евсина // Материалы и исследования под ред. Алексеевой Т.В.-М.: Искусство, 1971.-С. 189−216.
  41. , Е. Подключенные, обученные, программно обеспеченные Электронный ресурс. / Екатерина Алексеева // газета «Первое сентября» 2006.- 28 октября. № 20 (1454). Режим доступа: http://ps.lseptember.ru/article.php?ID=200 602 010
  42. , В.И. Проектирование школ в условиях местного климата: Учеб. пособие/ В. И. Жердев. -М.: Моск. архит. ин-т, 1986. -73с.
  43. Закон РФ об образовании // Учит. Газета. 1996. — № 6. — С. 11.
  44. , С.Г., Маханько Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Архитектура» / С. Г. Змеул, Б. А. Маханько. М.: Стройиздат, 1999. —237с.
  45. Знания на службе развития. Отчет о всемирном развитии. 1998/99. Включая выборочные показатели мирового развития. -М.: Издательство «Весь Мир», Всемирный банк, 1999. — 320 с.
  46. , А.В. Реконструкция типовых школьных зданий методом пристройки универсальных блоков/ А. В. Зудин // Архитектура и градостроительство.: Межвуз. темат. сб. тр. Л.: ЛИСИ, 1990. — С. 62−69.
  47. , Ю.А. Моделирование структуры учебных пространств школы / Ю. А. Иванов // Перспективы развития объемно-планировочных решений жилыхобщественных и промышленных зданий: Межвуз. темат. сб. тр. — Л.: ЛИСИ, 1987.-С. 38−43.
  48. Из практики экспериментального школьного строительства // Архитектурный вестник-2000. -№ 1 (52). -С. 16−30.
  49. Интернет и современное общество: Тезисы Второй всероссийской научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 29 ноября 3 декабря 1999 г. -СПб.: Изд-во С.-Петербур. ун-та., 1999. — 196 с.
  50. Э.Г. Границы, население, города Новгородской губернии (17 271 917 гг.). Очерки по административно-территориальному делению. Л.: Лениздат, 1972 г.-236 с.
  51. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: Учеб. для вузов / Т. Ф. Саваренская, Д. О. Швыдковский, Ф. А. Петров. М.: Стройиздат, 1989. — 391 с.
  52. , Н. Концепция профильного обучения: общеобразовательные классы в старшей школе решено сохранить Электронный ресурс. / Наталья Иштрикова // Газета «Первое сентября». 2002. — № 75. Режим доступа: http://ps.lseptember.ru/article.php?ID=200 207 502
  53. Кабанова, О. Педагогическое пространство/ Ольга Кабанова // Проект России. 2002. -№ 12. — С.32−36.
  54. , С.Г. Принципы моделирования систем различной природы Электронный ресурс. / С. Г. Катаев // Педагог. Сибирский межвузовский журнал 2002. — 30 января. — № 8. Режим доступа: http://bspu.secna.ru/Journal/pedagog/pedagog8/at24.html1.l
  55. , И.Н. Какие школьные здания нужны Москве?/ И. Н. Кестель // Строительство и архитектура Москвы. -1984. № 5. — С. 10−11.
  56. , Г. М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения/ Г. М. Клейман. М.: Радио и связь, 1987. -175 с.
  57. , Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда/ Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. -1993. № 1. — С.13−23.
  58. , Е. Новые школы изолируют учащихся друг от друга Электронный ресурс. / Е. Комарова // Столичная вечерняя газета. 2003. -20 мая. Режим доступа: http://www.irn.ru/articles/504.html
  59. Коноплясова, И Школы разные нужны Электронный ресурс. / Ирина Коноплясова // Наш Малыш. 2003. — 30 июля. Режим доступа: http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=2386
  60. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / под ред. В. А. Караковского и др. М. — 1991. — 102 с.
  61. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4. — С. 3 — 31.
  62. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) Электронный ресурс. / // Газета «Первое сентября». 1999. -№ 88. Режим доступа: http://ps.lseptember.ru/newspaper.php?year=1999&num=88
  63. , Е.И., Рогачевская, Л.Г. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий/ Е. И. Корниевская, Л Е. Рогачевская. М • Медицина, 1974. -212 с.
  64. , В.Н. Архитектурно-планировочная среда зданий высшей архитектурной школы (зарубежный опыт) / В. Н. Королев // Пути развития архитектуры жилых общественных и промышленных зданий: Межвуз. темат. сб. тр. Л.: ЛИСИ. — 1986. — С. 33−40.
  65. , В.Н. Внутренняя среда зданий высших учебных заведений/ В. Н. Королев // Архитектура.: Межвуз. темат. сб. тр. СПб.: СПбИСИ, 1992. — С. 132 141.
  66. , В.Н. Методика расчета учебных помещений высшей архитектурной школы/ В.Н. Королев// Перспективы развития объемно-планировочных решений жилых общественных и промышленных зданий:: Межвуз. темат. сб. тр. Л.: ЛИСИ, 1987. — С. 46−50.
  67. В.Н. Принцип пространственной организации зданий высшей архитектурной школы / В. Н. Королев // Архитектура и градостроительство. Межвузовский сборник научных трудов. Л.: ЛИСИ, 1990. — 80 с. — С. 69−75.
  68. , А.В., Буханов, Б.И., Подольский В. И. Какой должна быть современная общеобразовательная школа/ А. В. Костяшкин, Б. И. Буханов, В. И. Подольский //Архитектура СССР. 1979. -№ 5. — С. 25−29.
  69. , О.М. Авторские школы в 20−30-е годы XX века. Электронный ресурс. / О. М. Кудрявцева // Образование и общество. 2002. — № 4. Режим доступа: http://education rekom.ru/42 002/index42002.html.
  70. , С.Я. Архитектурное проектирование школ: Учеб. пособие/ С. Я. Кузнецов. М • Моск. архит. ин-т., 1985. -39с.
  71. , Г. И., Кононов, И.Ф .Режим дня школьника / Г. И. Куценко, И. Ф. Кононов. М.: Медицина, 1983. — 80 с
  72. , И.И. Архитектура Новгорода/ И. И. Кушнир. Л.: Стройиздат, Ленингр. Отд-ние, 1991. — 240 с.
  73. , И.Р. Негосударственные образовательные учреждения: становление, тенденции развития Электронный ресурс. / И. Р. Лазаренко // Журнал «Педагог». 1998. -№ 4. Режим доступа: http://bspu.secna.ru/Journal/pedagog/pedagog4/articll 1 .html
  74. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев: 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991.-224 с.
  75. , П.С. «Черные дыры» экономики содержания общего среднего образования Электронный ресурс. / П. С. Лернер // Пирамида опыта. 2002. -№ 1. Режим доступа: http://www.piramidamaxima.rU/issues/2003/l/piramidaopyta/sredabytijaross.html
  76. В.Н. «Школьные реформы в России»/ В. Н. Липник //Вестник образования России 2002. — Декабрь. — № 24. — С. 3−8.
  77. , Л. Школа обычная или специальная Электронный ресурс. / Людмила Рыбина // Газета «Первое сентября». 2005. — 29 декабря. -№ 80 (1426). Режим доступа- http://ps.lseptember.m/article.php9ID=200 508 001
  78. Т.К. К вопросу о нормировании пришкольных участков общеобразовательных школ в городах / Т. К. Магула // Материалы 50-й международной научно-технической конференции молодых ученых (аспирантов, докторантов) и студентов. СПб. — 1996. — С. 67−69.
  79. Майер-Бое, В. Строительные конструкции зданий и сооружений/ Майер-Бое В. пер. с нем. Ю. Н. Патапова — под ред. З.А. Казбек-Казиева. М.: Стройиздат, 1993. — 352 с.
  80. , М. Федеральный контроль и региональный надзор Электронный ресурс. / Максим Ветров // газета «Первое сентября». -2006. 11 декабря. -№ 21 (1455). Режим доступа: http://ps.lseptember.ru/article.php?ID=200 602 102
  81. , Н.Н. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания / Н. Н. Миловидов, Б. Я. Орловский, А. Н. Белкин.: Учеб. для вузов по спец. «Пром. И гражд. Стр-во». — М.: Высш. Шк., 1987.— 352 с.
  82. , П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. / П. Н. Милюков. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. — Т. 2. — Ч. 2. -496 с.
  83. Михащенко, A. J1. История общего образования в России: XX век: Учебное пособие для студентов вузов / A. J1. Михащенко. Курган: Курганский государственный университет, 2000. — 269 с.
  84. , Ю.Г., Молокова, А.В. Актуальные вопросы информатизации образования/ Ю. Г. Молоков, А. В. Молокова // Образовательные технологии. Сборник научных трудов. Новосибирск: ИПСО РАО. -1997. -№ 1. — С. 77−81.
  85. , Д. Школы будущего. Неужели типовые9 / Д. Мясоедова // Московская перспектива. 2000. — 24 октября. — № 43. — С. 4.
  86. Научный отчет по теме «Разработать технико-экономические обоснования к проекту размещения жилищного строительства в г. Новгороде на 1991−1995 гг. с разработкой предложений до 2000 года» -J1.: ЛенНИИП градостроительства, 1988. Шифр темы: 248−88
  87. Номенклатура типов зданий: состава и площади помещений детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Госгражданстрой, 1981.-27с.
  88. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Электронный ресурс. // Нормативные документы Министерства образования РФ. Концепции. Режим доступа: http://www.dvgu.ru/umu/MORF/concept/conl02.htm [ 189]
  89. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.-376 с.
  90. Образовательная политика России на современном этапе: Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. 2002. — № 2. — С. 2 -50.
  91. Образовательный процесс в основной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы /В.В.Башев и др. М., 2001. — 67 с.
  92. Образовательный процесс в старшей школе. Рекомендации по организации опытно-эксперементальной работы. Проект / Д. А. Иванов и др. М. — 2001. -64 с.
  93. , И. Владимир Филиппов: Школы должны делиться на три/ Ирина Образцова // Аргументы и факты. 2002. — 20 февраля. — № 08 (1113). -С.7.
  94. Окорокова, Г. П Учебные заведения в условиях рынка Электронный ресурс. / Г П. Окорокова // Образование и общество. -2002. № 5 Режим доступа: http://education.iekom.ru/52 002/index52002.html
  95. , О. «Модернизация требует системного подхода Электронный ресурс. / Ольга Дашковская // газета «Первое сентября». 2006. — 14 октября. -№ 19 (1453). Режим доступа: http://ps.lseptember.ru/article.php?ID=200 601 902
  96. , А. М. Функции образования в обществе Электронный ресурс. / A.M. Осипов // Образование и общество. 2002. — № 1(12). Режим доступа: http://education.rekom.ru/l2002/indexl2002.html
  97. , A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования/ A.M. Осипов. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1998. -204 с.
  98. , Г. В. Российская социология в XXI веке Электронный ресурс. / Г. В. Осипов // Образование и общество. -2003. № 5. Режим доступа: http://education.rekom.ru/52 003/index52003.html
  99. Основы архитектурного проектирования общественных зданий/ под. ред. И. Н. Соболева. М.: ГИЛ по СА и СМ, 1962. — 216 с.
  100. , Н.А., Струминский, В .Я. Очерки по истории начального образования в России /Н. А. Константинов, В. Я. Струминский. 2-е изд., испр. и доп -М.: Учпедгиз, 1953.-271 с.
  101. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998 640 с
  102. , JI. В логике профильного обучения. Структура и этапы развития Электронный ресурс. / JI.B. Петрук // Журнал «Учитель». 2006. — Март -апрель. -№ 2. Режим доступа: http://www.ychitel.com/journal/journ02−06/journ02−06.html
  103. План социально-экономического развития Великого Новгорода на 2006 -1 полугодие 2009 года Электронный ресурс. /Администрация Великого Новгорода. 2006. Режим доступа: www.adm.nov.ru/web.nsf/pages/socrazv20069
  104. , Г. Д. Архитектура школьных зданий / Г. Д Платонов. JI.: ГИЛпоСиА, 1954.-182 с.
  105. , В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник / В. М. Полонский. М.: Новая школа, 1995. -155 с.
  106. Проблемы и перспективы российского образования. 29 мая 4 июня на вопросы отвечает Андрей Фурсенко Электронный ресурс. // Газета «Первое сентября». — 2006. — 10 июня. -№ 11 (1445). Режим доступа: http://ps. 1 september.ru/article.php?ID=200 601 101
  107. , М.А. Послевоенная школа России / М. А. Прокофьев. М.: МИРОС, 1997.- 135 с.
  108. , А.А. Педагогика: Учеб. Пособие / А. А. Радугин. -М.: Центр, 2002. 272 с.
  109. РГИА, ф. 1601, on. 1, д. 146, л. 1−5.
  110. РГИА, ф. 1488, оп. 2, д. 1094, л.1.
  111. Рекомендации по реконструкции и модернизации существующего фонда школьных зданий в соответствии с современными педагогическими требованиями, М.: Москомархитектура, 1997.-79 с.
  112. Рекомендации по совершенствованию существующего фонда зданий школ. М.: ЦНИИЭП учеб. зд-й, 1986. -39 с.
  113. Руководство по рациональному использованию школьных зданий, построенных по проектам прошлых лет: ЦНИИЭП учебных зданий. -М.: Стройиздат, 1979.-31 с.
  114. , И.А., Степанов, С.А. Концепция среднего общеобразовательного учреждения постиндустриального общества / И. А. Румянцев, С. А. Степанов //Информатика и образование. 2001. — № 8. — С. 32 — 41.
  115. Сборник статей электронного педагогического журнала «Вопросы Интернет образования». «В избранное». М.: Федерация Интернет Образования, 2003. -120 с.
  116. , В. Цифры, факты, удивление! Электронный ресурс. /
  117. B. Севрюгин / / Газета «Первое сентября». 1999. — № 48. Режим доступа: http://ps. 1 september.ru/1999/48/l-2.htm
  118. , JT.A. Дома, события, люди. (Новгород. XVIII начало XX вв.) / JT.A. Секретарь. — Великий Новгород: «Кириллица», 1999. — 252 с.
  119. , С. Система образования: Госсовет предлагает Электронный ресурс. / Сергей Лебедев // газета «Первое сентября». 2006. — 22 апреля. — № 08 (1442). Режим доступа: http://ps.lseptember.ru/article.php?ID=200 600 805
  120. , Г. Н. Новое положение о школах / Г. Н. Сердюковская //Гигиенаи санитария. -1973. -№ 10. -С. 3−5.
  121. , М.Н. О школе будущего / М. Н. Скатин. М.: «Знание», 1974. -64с.
  122. , В.В. О влиянии некоторых градостроительных факторов на формирование типов школьных зданий для городов /В.В. Смирнов // Архитектура и градостроительство.: Межвуз. темат. сб. тр. Л.: ЛИСИ, 1990.1. C. 37−43.
  123. , В.В. О составе помещений средних общеобразовательных школ / В. В. Смирнов // Архитектура народов СССР. Вопросы истории и теории: Межвуз. темат. сб. тр. Л.: ЛИСИ, 1981. — С. 99−107.
  124. , В.В. Первые образцовые училища / В. В. Смирнов // Ленинградская панорама. 1984. — № 9. — С. 32−37.
  125. В.В. Петербургские школы и школьные здания. История школьного строительства в Санкт-Петербурге Петербурге — Ленинграде. 1703 -2003 гг. / В. В. Смирнов. — Спб.: «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», 2003. — 144 с.
  126. , В.В. Приемы планировочной организации школьных зданий Ленинграда / В. В. Смирнов // Пути развития архитектуры жилых, общественных и промышленных зданий: Межвузовский тематический сборник трудов. Л.: ЛИСИ, 1986.-С. 95−102.
  127. , В.В. Школьное строительство. Опыт Ленинграда/В.В. Смирнов. Л: Стройиздат, 1982. — 198 с.
  128. , В.В. Экономические аспекты формирования состава помещений школ / В.В. Смирнов// Архитектура.: Межвуз. темат. сб. тр. СПб.: СПбИСИ, 1992.-С. 132−141.
  129. , В.Г. Феофан Прокопович / Смирнов В. Г. -М.: Соратник, 1994. -221 с.
  130. , В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в./ В 3 Смирнов. М.: Изд.Акад. пед. наук РСФСР, 1954. — 224 с.
  131. СНиП 11—60 -75. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов М. Стройиздат, 1981.
  132. СНиП Н-65−73. Общеобразовательные школы и школы-интернаты. М.: Стройиздат, — 1974.
  133. СНиП, ч.2 — Нормы строительного проектирования. — М. — 1954.
  134. Социология. Учебник для высших учебных заведений / Г. В. Осипов и др. -М.: Наука, 1995.-374 с.
  135. , П.Н. 150-летие Новгородской духовной семинарии 1740 — 1890 гг. / П. Н. Спасский // «Юбилейный сборник». Новгород. — 1891. — С.7.
  136. , В. И., Мирчевская, JL Б. Организация сети школ, межшкольных учебно- производственных комбинатов и внешкольных учреждений / В. И. Степанов, Л. Б. Мирчевская. М .: Стройиздат, 1983. — 92 с.
  137. , В. И. Школьные здания / В. И. Степанов. М.: Стройиздат, 1975. -230 с.
  138. , В.И. Влияния композиции здания школы на его технико-экономические показатели / В. И. Степанов // Общественные здания. Сб. научн. сообщ. № 5 / ЦНИИЭП Учебных зданий / под. ред. А. Г. Градова. — М.: Стройиздат, 1967. — С. 127−142.
  139. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. Электронный ресурс.: -М. 2001. Режим доступа: www.imo.oblcit.ru/documents.html?no=64
  140. ТСН 31−306−96 г Москвы. Общеобразовательные учреждения // Консультант Плюс Электронный ресурс.: Справочная правовая система. —
  141. Версия Проф, сетевая. — Электрон, дан. — М.: АО Консультант Плюс, 19 922 006. Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Новг. гос. ун-та, свободный.
  142. , А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 1994. — N 3. — С.3−14.
  143. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы Электронный ресурс. // Журнал «Учитель». -2006. Май — июнь. — № 3. Режим доступа: http://www.ychitel.com/journal/journ03−06/journ03−06pl .html
  144. , И.Б. Участки школьных зданий / И. Б. Федорова // Общественные здания: сб. научн. сообщ. № 5. ЦНИИЭП Учебных зданий / под. ред. А. Г. Градова. — М.: Стройиздат, 1967. — С. 143−154.
  145. , В.М. Правда и домыслы о Российском образовании Электронный ресурс. / В. М. Филиппов // Журнал «Университетское управление». 2001. — № 2. Режим доступа: http://www.umj .ru/index.php/pub/inside/160
  146. Ховард, Дональд. Школа завтрашнего дня/ Дональд Ховард. М.: Российско-американский Институт педагогических систем, 1993. — 20 с.
  147. , А.К. Школьное здание и его участок/ А. К. Чалдымов // Школоведение М., 1955 — С. 77 — 84.
  148. , JI.А. Интеграция общего и дополнительного образования Электронный ресурс. / Л. А. Черных //Образование и общество. 2002. — № 6. Режим доступа: http://education.rekom.ru/62 002/index62002.html
  149. Шаг вперед или два шага назад? Министр образования и науки РФ
  150. A.А.Фурсенко «Концепция реформы затронет весь образовательный процесс» Электронный ресурс. // Журнал «Учитель» № 1, январь февраль, 2005. Режим доступа: http://www.ychitel.com/journal/journO 1 -05/journ01 -05р 1 .html
  151. Школа без педагогики Электронный ресурс. // газета «Первое сентября». -2006. 28 октября. — № 20 (1454). Режим доступа: http://ps. 1 september.ru/article.php?ID=200 602 001
  152. Школьный ландшафт // Архитектура и строительство России. 2002. -№ 3. — С.10−12.
  153. Экономика архитектурного проектирования и строительства: Учеб. для вузов/ В А. Варежкин и др. —М.: Стройиздат, 1990. —272 с.
  154. , В. На житном дворе / В. Ядрышников // Новгород. -1992. 14 февр. — С.4.
  155. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию //
  156. B.А. Ясвин — М: Смысл, 2001. — 365 с.
  157. Славяно-греческая школа (Лихудов), 1706 г. 2. Знаменская школа, 1721 г. 3.Юрьевская Школа, 1721 г.
  158. Николо-Розважская школа, 1721 г.
  159. Духовная семинария, 1741 г.6. Народное училище, 1785 г.
  160. Школьная сеть Великого Новгорода XVIII в.81. Славя но- греческая школа1. U !1г ,'. 1 «и i Л If 77• м 1 п II tfK^w. t -1 «Til .0 10 ЕЕ 0 п1. Восточный фасад1. План 1 этажао г v б у у*1. Народное училище1. Северо-Восточный фасад1. План 2 этажа
  161. Школьная сеть Великого Новгорода второй половины XIX- начала XX вв. начальные школы и приходские училища1. Мужская гимназия, 1830 г.
  162. Духовная семинария, 1841 г
  163. Приходское училище, 1869 г. 4. Реальное училище. 1875 г, 5. Духовное училище. 1876 г. 6. Женская гимназия. 1882 г.
  164. Женская прогимназия, 1900-е г.
  165. Женская Учительская семинария, 1910 г.
  166. Школа огнестойкого строительства, 1905 г.
  167. Григоровская учительская семинария, 1901 г. 1. Мужская гимназия1. Приходское училище1. План 1 этажа1. План 2 этажа1. План 1 этажа1. Восточный фасад1. План 2 этажа1. Ml1. Западный фасад1. Реальное училище1. План 2 этажа
  168. Школьная сеть Новгорода в 1957 г.
  169. Семилетняя школа N° 1ул Суворовская 14
  170. Средняя школа № 2 ул Советская 4
  171. Семилетняя школа N° 3 ул Московская 23/7
  172. Средняя школа № 4 ул 1 Мая 3/22
  173. Семилетняя школа № 5 ул Ленинградская 98
  174. Средняя школа № 6 ул Пролетарская 15
  175. Семилетняя школа N° 7 ул Ленинградская 22
  176. Средняя школа N° 8 Ул Московская 39
  177. Средняя школа N° 9ул Желябова 6
  178. Средняя школа N° 10 ул Большевиков 31
  179. Средняя школа N° 11 ул Желябова 22
  180. Средняя школа N° 1 2 ул Мининская 1513 Начальная школа л Юрьево
Заполнить форму текущей работой