Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Архитектура крупнейших машиностроительных заводов периода первых пятилеток: современное состояние, перспективы развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние вопроса. Изучению вопросов промышленной архитектуры традиционно уделялось меньшее внимание, чем прочим сферам архитектурно-строительной теории и практики. С середины прошлого века архитектурная практика в части отраслей тяжелой промышленности была практически полностью сокрыта от изучения под покровом секретности. В период 1970;1980 годов проводились исследования теоретических вопросов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Создание и развитие крупнейших машиностроительных предприятий периода первых пятилеток. Их место и значение в отечественной промышленной архитектуре
    • 1. 1. Периодизация создания крупнейших промышленных предприятий в ходе первых пятилеток
    • 1. 2. Анализ генеральных планов крупнейших машиностроительных заводов в России
    • 1. 3. Анализ архитектуры крупнейших машиностроительных и металлургических заводов в
  • Советской России
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Современные тенденции развития крупнейших машиностроительных предприятий в отечественной и зарубежной практике
    • 2. 1. Зарубежная практика строительства крупных машиностроительных предприятий
    • 2. 2. Сравнение зарубежных и отечественных машиностроительных предприятий
    • 2. 3. Анализ развития генеральных планов и архитектуры отдельных цехов крупнейших машиностроительных заводов в России в период после 1941 года
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Современное состояние и перспективы развития крупнейших машиностроительных предприятий периода первых пятилеток
    • 3. 1. Основные направления реконструкции промышленных территорий в зарубежной практике во второй половине 20 века
    • 3. 2. Определение возможности и целесообразности реконструкции рассматриваемых предприятий в современных условиях
    • 3. 3. Возможные пути развития рассматриваемых заводов
  • Выводы по третьей главе

Архитектура крупнейших машиностроительных заводов периода первых пятилеток: современное состояние, перспективы развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Заводы и фабрики, построенные в годы первых пятилеток, стали основой промышленного потенциала нашей страны. Для их создания были привлечены лучшие силы советских специалистов, были использованы самые современные строительные материалы и конструкции, цехи заводов оснащались оборудованием, отвечавшим последним достижениям техники. Эти заводы стали лучшими примерами промышленной архитектуры рассматриваемого периода, послужили образцами при последующем строительстве.

В последние десятилетия в связи со стремительным развитием техники и технологий меняется характер промышленного производства. Современное производство характеризуется высокой степенью внутренней мобильности, возрастание его экономической эффективности напрямую зависит от сокращения степени серийности производства и уменьшения сроков переориентирования производства на новый продукт.

В сложившихся условиях возникают новые требования к промышленным зданиям. Современное производственное здание должно отвечать динамическим изменениям рынка. Все строительные элементы здания в отдельности, их комбинации в качестве модулей и здания в целом должны соответствовать многократно меняющемуся производству. В то же время, промышленные здания и все их части должны соответствовать современным экономическим, экологическим и эстетическим требованиям.

На сегодняшний день рассматриваемые предприятия, построенные в годы довоенных пятилеток, в основном сохранили свое производственное назначение. Некоторые предприятия производят уникальную продукцию, другие решают вопросы повышения конкурентоспособности производства. ЗИЛ является единственным из заводов, производство на котором практически остановлено. Однако их современное состояние характеризуется такими негативными факторами как: несоответствие современным требованиям, предъявляемым к промышленным предприятиям, и низкая конкурентоспособность производств, занимающих огромные площади в крупных городах, низкая эффективность использования территорий в производственных целях.

Состояние вопроса. Изучению вопросов промышленной архитектуры традиционно уделялось меньшее внимание, чем прочим сферам архитектурно-строительной теории и практики. С середины прошлого века архитектурная практика в части отраслей тяжелой промышленности была практически полностью сокрыта от изучения под покровом секретности. В период 1970;1980 годов проводились исследования теоретических вопросов промышленной архитектуры. Начиная с 1990;х годов до начала 21 века число научных публикаций существенно сократилось.

Вопросам истории и теории создания крупных промышленных предприятий в период довоенных пятилеток особое внимание уделяли авторы: Аранович Д., Вайнцвайг A.C., Гофман B. JL, Зильберт А., Николаев И. С., Фисенко A.C., Цветаев В. Д., Щербаков С. Н. В послевоенные годы вопросы промышленной архитектуры были освещены в некоторых трудах Академии Архитектуры и строительства СССР, а также авторами: Вершинин В. И., Ким H.H., Ковалев А. Я., Ковалев В. А., Ключевич Б. С., Николаев И. С., Орловский Б. Я., Хорхот А. Я., Черкасов Г. Н. и другие. В зарубежной научной литературе вопросами истории и теории промышленного строительства занимались авторы: Агглетеки Б. (Aggteleky Bela), Акерманн К. (Ackermann Kurt), Алой Г. (Giampiero Aloi), Бучи Ф. (Federico Bucci), Винтер Д. (Winter John), Ланд ер К.-Х. (Lander Karl-Heinz), Пиренкемпер Т. (Pierenkemper Toni), Пфайфер Х.-Г. (Pfeifer Hans-Georg), Шмалор P. (Schmalor Rolf), и многие другие.

Вопросам реконструкции промышленных предприятий были посвящены труды ЦНИИпромзданий, академии строительства ГДРтакже этим вопросом занимались авторы: Алексашина В. В., Блохин В. В., Борис Г. Г., Бутаев О. В., Демидов C.B., Лейкина Д. К., Леонтьев В. В., Новиков В. А., Рыгалов В. А., Рудницкий A.M., Холодова Л. П. и другие.

Целью исследования является определение возможных путей развития территорий крупных машиностроительных заводов первых пятилеток, разработка рекомендаций по совершенствованию их архитектурно-планировочных структур с целью приведения их в соответствие с требованиями к современным конкурентоспособным предприятиям.

Задачи исследования:

1. Выявление характерных особенностей архитектуры и генеральных планов крупнейших машиностроительных заводов, построенных в годы первых пятилеток, определение их роли и значения в истории отечественной промышленной архитектуры.

2. Исследование современного состояния рассматриваемых предприятий, степени рациональности использования их территорий.

3. Определение закономерностей развития крупных машиностроительных предприятий, построенных в первой половине прошлого века, в зарубежной и отечественной практике, современных тенденций в реконструкции крупных машиностроительных предприятий.

4. Определение степени соответствия современным требованиям рассматриваемых заводов в целом и отдельных цехов.

Объект исследования. Крупнейшие машиностроительные предприятия, возведенные в рамках реализации плана индустриализации Советской России в период первых (довоенных) пятилеток (1928;1941).

Предмет исследования. Композиционно-пространственная структура заводов (генеральные планы) и архитектура производственных зданий в контексте комплексной реконструкции производственных территорий в сложившейся городской застройке.

Границы исследования включают крупнейшие машиностроительные заводы, построенные в период с 1928 по 1941 гг. (в границах РСФСР), зарубежные аналоги периода роста промышленного потенциала (второй половины 19 — первой половины 20 веков) в исторической ретроспективе процесса их возведения и развития до современного состояния.

Методика исследования:

— изучение проектных и архивных документов довоенных лет, связанных с периодом строительства и расширения рассматриваемых крупных машиностроительных предприятий;

— натурное обследование и фотофиксация современного состояния рассматриваемых предприятий, выявление степени сохранности архитектуры зданий и сооружений довоенных лет;

— анализ современных тенденций развития архитектурно-планировочных структур крупных машиностроительных предприятий в отечественной и зарубежной практике;

— анализ современной зарубежной практики реконструкции крупных машиностроительных предприятий в сложившейся городской застройке.

Научная новизна исследования:

— выявление архитектурной ценности рассматриваемых заводов в результате впервые проведенного комплексного исследования крупнейших машиностроительных предприятий периода первых пятилеток;

— обоснование соответствия основных производственных зданий рассматриваемых предприятий современным требованиям, предъявляемым к производственным зданиям;

— разработка рекомендаций по методике комплексной реконструкции крупных машиностроительных предприятий с учетом современного передового опыта.

Научные результаты, выносимые на защиту:

— результаты комплексного рассмотрения крупнейших машиностроительных предприятий периода первых пятилеток в контексте выявления их значения и архитектурной ценности в истории отечественной промышленной архитектуры;

— рекомендации по методике комплексной реконструкции крупнейших машиностроительных предприятий;

— предложения по первоочередным мерам реконструкции территорий крупнейших машиностроительных предприятий периода первых пятилеток (ЗИЛ, ГАЗ, ЧТЗ, Уралмаш).

Теоретическая значимость работы.

В работе обосновано значение промышленной архитектуры периода довоенных пятилеток в истории отечественной архитектуры, соответствие предприятий в целом и отдельных цехов современным требованиям к производственным зданиям. Предложена методика оценки современного состояния территорий крупнейших машиностроительных заводов в рамках разработки проектов комплексной реконструкции промышленных территорий, на основе анализа современного зарубежного опыта выявлены современные тенденции в реконструкции промышленных предприятий.

Практическая значимость работы.

Результаты работы ориентированы не только на применение в учебном проектировании, но и в практике разработки и реализации проектов комплексной реконструкции крупнейших машиностроительных предприятий. Предложена методика разработки проектов комплексной реконструкции промышленных предприятий, направленная на повышение эффективности использования территорий. В ходе работы впервые проанализированы обширные архивные материалы, относящиеся к периоду проектирования и строительства крупнейших машиностроительных предприятий периода первых пятилеток (1928;1941 гг.).

Апробация и внедрение результатов работы.

Результаты работы опубликованы в отечественных профессиональных периодических изданиях, доложены на ежегодных научных конференциях МАрхИ в 2003, 2007 и 2008 годах, на XII Международном конгрессе Т1СС1Н по сохранению индустриального наследия в Москве, 2003 год. Результаты исследования включены в Научный отчёт НИИТАГ по гранту РААСН в 2004 году, «Архитектура крупнейших машиностроительных заводов первых пятилеток. Современное состояние и перспективы развития» и в Научный отчет НИР.

МАРХИ «Энергоэффективность промышленной архитектуры», 2011, 2012 годах (номер государственной регистрации 1 201 176 714).

Автор исследования приняла участие в рабочей группе в качестве эксперта в ходе проведения стратегической сессии (организованной IRP Group по заказу Правительства Москвы) по разработке концепции развития территории AMO ЗИЛ в контексте стратегических вызовов Москвы (март 2012 года).

Положения диссертации включены в программу-задание и методическое пособие «Реконструкция промышленных предприятий» для проектирования на 5 курсе (10 семестр) в Московском архитектурном институте (государственной академии) на кафедре «Архитектура промышленных сооружений», 2005 год.

Основные выводы и результаты исследования.

I. Анализ истории создания, проектирования и строительства крупнейших машиностроительных предприятий в Советской России выявил особое значение архитектуры рассматриваемых заводов в отечественной промышленной архитектуре. Характерными особенностями генеральных планов этих заводов являются:

— предприятия занимают огромные территории (до 300 га);

— промышленная застройка велась в привязке к планировке прилегающих жилых районов, возведение прилегающей жилой застройки осуществлялось параллельно со строительством заводов;

— предзаводские площади — связующий элемент промышленных и жилых районов;

— панельная планировочная система застройки промышленных территорий, цехи сплошной застройки большой протяженности;

— разделение транспортных и людских потоков внутри территории. Характерными особенностями архитектуры заводских зданий являются:

— ансамблевое решение комплексов заводских зданий и благоустройство их территории;

— динамичные силуэты зданий, построенные на ритме продольных светоаэрационных фонарей типа «понд», «баттерфляй» и др.;

— большая площадь остекления вертикальных ограждающих конструкций;

— масштабное ритмическое членение фасадов и переплетов остекления;

— высокое качество архитектурных решений, достигнутое применением минимальных декоративных средств (карнизов, пилонов, порталов и прочее).

Основными планировочными приемами являются:

— повторяющиеся пролеты и шаги конструкций производственных зданий;

— габариты зданий, основанные на модульных размерах;

— размещение административно-бытовых пристроек различным образом для горячих и холодных цехов.

II. В результате изучения развития территорий во второй половине 20 века, натурных обследований и сопоставления полученных данных с зарубежными аналогами дана оценка их современного состояния, характеризующаяся следующими факторами:

— более низкая эффективность использования промышленных территорий в отечественной практике сегодня, в сравнении с довоенными планировочными решениями;

— преобладание вспомогательных производств в балансе территорий к концу 20 века;

— коэффициент эффективности использования территории отечественных заводов в довоенный период близок к показателям современных крупных зарубежных предприятий;

— высокая степень сохранности первоначально заложенных планировочных и пространственных структуросновной негативный фактор — обилие трубопроводов и коммуникационных каналов, проложенных в последующие годы, препятствующих зрительному восприятию пространства;

— хорошее состояние многих цехов довоенных лет постройкиосновным негативным фактором являются технические пристройки, воздуховоды и прочие коммуникации, проложенные без учета архитектуры зданий;

— существенную роль цветового решения зданий для восприятия не только архитектуры отдельных зданий, но и территории заводов в целом.

III. В результате анализа новейшей зарубежной практики реконструкции выявлены основные направления в реконструкции и развитии крупных машиностроительных предприятий, выделены наиболее перспективные тенденции:

— экологическая реконструкция с применением принципов устойчивой архитектурыревитализация;

— реконструкция предприятий, либо отдельных зданий с размещением новых, в том числе, непроизводственных функций — реинтеграция.

— размещение научно-образовательных и технических центров в непосредственной близости к заводским территориям — популяризация.

IV. Разработана методика комплексной реконструкции территорий, включающая:

— комплексный анализ современного состояния территорий;

— выявление исторических планировочных структур, определение степени их сохранности и архитектуры зданий;

— определение направлений реконструкции с учетом современных тенденций;

— решение пяти уровней задач: градостроительной, генеральный план, архитектурной, экологической, комфорт рабочего мест.

Даны рекомендации по направлениям реконструкции территорий крупнейших машиностроительных предприятий периода первых пятилеток:

— повышение эффективности использования территорий, сокращение вспомогательных производств, перепрофилирование, размещение смежных или иных непроизводственных функций, отчуждение территорий в пользу города;

— выявление первоначально заложенных планировочных структур, восстановление благоустройства на современном техническом уровне;

— реконструкция цехов довоенных лет, демонтаж пристроек, санация фасадов, отделка в едином стиле;

— размещение научно-популярных, образовательных или сервисных центров в непосредственной близости.

Заключение

.

Представленное исследование является лишь первым этапов в разработке проблем промышленной архитектуры в нашей стране. В исследовании раскрыты и проанализированы факты и материалы, связанные с периодом строительства крупнейших машиностроительных заводов периода первых пятилеток в нашей стране. На основе ретроспективного анализа развития архитектуры заводов с момента их возникновения и до наших дней дана оценка их современному состоянию.

Исследование проведено на основе обширного проектного материала, впервые использованного в исследованиях по данной тематике. Впервые опубликованы архивные материалы архива проектного института ЗАО «Промстройпроект», Российского государственного архива научно-технической документации (филиал в Самаре), архива УКС Горьковского автомобильного завода, музея Московского автозавода имени Лихачева, архива проектного бюро Альберта Кана, личного архива A.A. Фисенко.

Проведение параллелей с зарубежными аналогами и анализ передовой практики реконструкции крупных производственных комплексов позволили разработать методику реконструкции крупнейших машиностроительных заводов в сложившейся городской застройке. В исследовании выявлены основные направления в реконструкции крупных промышленных территорий, даны рекомендации по направлениям реконструкции, подкрепленные многочисленными примерами из новейшей зарубежной и отечественной практики.

Знакомство с одним из малоизученных периодов в истории отечественной промышленной архитектуры раскрывает многоплановую палитру вопросов, требующих анализа и разработки современных решений.

В качестве направлений развития тематики исследования можно предложить:

— дальнейшее изучение архитектуры заводов периода первых пятилеток, расширение рамок исследования с анализом эволюции проектов на пути их реализации;

— более глубокий анализ современного состояния крупнейших машиностроительных заводов периода первых пятилеток, расширение рамок натурных обследований, выявление состояний отдельно взятых производственных зданий;

— углубление разработок по вопросам реконструкции машиностроительных предприятий, установление контактов и обмен опытом с передовыми зарубежными специалистами;

— расширение круга читателей, по средством публикаций как в профессиональной так и в массовой прессе, с целью преодоления негативного стереотипного отношения к промышленной архитектуре.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильные компании стран Западной Европы. НИИавтопром. Москва, 1977.
  2. Автомобильные компании США и Японии. НИИавтопром. Москва, 1977.
  3. Автомобильная промышленность в девятой пятилетке. Машиностроение. Москва, 1976.
  4. Автомобильная промышленность капиталистических стран. Часть 1. Раздел 2. Западная Европа. НИИавтопром. Москва, 1972.
  5. Автомобильная промышленность капиталистических стран. Часть 2. Скворцов Б. В. США и Канада. НИИавтопром. Москва, 1973.
  6. Альбом «Проектирование промсооружений в условиях военного времени». Серия РМ-14−0. Народный комиссариат по строительству Главстройпроект. Челябинский Промстройпроект. 1942.
  7. Американское строительство. Сборник. Американское акционерное общество Амторг. Нью-Йорк, 1946.
  8. Д. «Заметки о промышленной архитектуре»// «Архитектура СССР» 1935 № 8. Стр. 9−14.
  9. Архитектура промышленных предприятий, зданий и сооружений. Под общей ред. Кима H.H. справочник проектировщика. Стройиздат, М., 1990.
  10. Архитектура промышленных сооружений. Изд-во академии архитектуры СССР, М., 1949.
  11. Н.П. «Новые типы промышленных зданий». В кн. Вопросы промышленной архитектуры. Государственное издательство архитектуры и градостроительства, М., 1950. Стр. 58−65.
  12. Н.И. Рабочий генеральный план строящегося завода.// «Проект и стандарт» 1933 № 1. Стр. 16−22.
  13. Большая Советская энциклопедия, т. 10, Изд-во «Советская энциклопедия», М., 1972.
  14. Большая Советская энциклопедия, т. 40, Государственный институт «Советская энциклопедия», ОГИЗ РСФСР, М., 1940.
  15. В.И. Эволюция промышленной архитектуры. ООО издательство «Архитектура-С», М., 2007.
  16. JI.A. «Особенности формирования архитектурного ансамбля машиностроительных предприятий с учетом изменяемости производства». В кн.: Архитектура предприятий машиностроения. Труды Института ЦНИИПромзданий. М., 1980. Стр. 82−96.
  17. Вопросы промышленной архитектуры. Государственное издательство архитектуры и градостроительства. Москва, 1950.
  18. A.A. Горьковский автомобильный завод. История и современность. 1932−2012. Изд-во «Кварц». Нижний Новгород, 2012.
  19. Горьковский автомобильный завод имени Молотова. Материалы к вопросу о расширении завода. 1936.
  20. Гофман B. JL Основы проектирования промышленных зданий. ОНТИ-ГОССТРОЙИЗДАТ, Москва Ленинград, 1934.
  21. В.Л. Фабрично-заводская архитектура. Часть 1. Планировка и конструирование зданий и сооружений промышленных предприятий. Кубуч, Ленинград, 1932.
  22. А. «Архитектурная организация промышленной территории»// «Архитектура СССР» 1935 № 2. Стр. 12−17.
  23. Из истории советской архитектуры. 1926−1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения. Под ред. Афанасьева К. Н. Наука, М., 1970 г.
  24. Индустриальное развитие СССР за годы предвоенных пятилеток 1928−1940 гг. Карты.
  25. История Московского автозавода имени И. А. Лихачева. Мысль, М., 1966.
  26. К столетию Путиловского завода 1801−1901. Издание Путиловского завода. Санкт-Петербург, 1902.
  27. Д., Сумленный С. «Вторая промышленная революция»// «Русский репортер», 2011 № 42. Стр. 42−48.
  28. Е. Г. Паровозостроительный завод Baldwin’a. из поездки в Североамериканские Соединенные штаты. Типография русского товарищества. М., 1909.
  29. А. Я., Ковалев В. А. Промышленная архитектура Советской России. Стройиздат, М., 1980.
  30. Л. С. Летопись Челябинского тракторного (1929−1945 гг.). Профиздат, М, 1972.
  31. В. В. «Практика архитектурно-строительной реконструкции машиностроительных заводов». В кн.: Архитектура предприятий машиностроения. Труды Института ЦНИИПромзданий. М., 1980. Стр. 34−51.
  32. Локомотивостроение в СССР. Цикл диапозитивных серий «Догнать и перегнать», пояснительная брошюра к серии диапозитивов № 242. Издание «Всехудожник». М., 1932.
  33. Д. Н. Уральский вагоностроительный завод. Машгиз, М. Свердловск, 1961.
  34. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Под ред. Бархина М. Г. Том 1, 2. Искусство, М., 1975.
  35. И. С. «Архитектура советских фабрик и заводов»// «Архитектура СССР» 1933 № 2. С. 85−89. Стр. 23−29.
  36. И. С. «Об архитектурном лице советского завода»// «Академия архитектуры» 1935 № 1−2. Стр. 84−89.
  37. В.А., Иванов A.B. Архитектурно-эстетические проблемы реконструкции промышленных предприятий. Стройиздат, М., 1986.
  38. Новый AMO. Автозавод им. Сталина. 1-я типография Огиза РСФСР «Образцовая», М., 1932.
  39. Новый завод сельскохозяйственного машиностроения в Ростове-на-Дону. Издание Северо-Кавказского отделения Гипромеза в Ростове-на-Дону, Ленинград Ростов-на-Дону, 1927.
  40. . Я. Промышленные здания. Высшая школа, М., 1975.
  41. Планировка промышленных районов. Под ред. А. С. Вайнцвайга. НКТП СССР, ОНТИ Госстройиздат, 1934.
  42. Р. П. «Промышленная архитектура России XVII—XIX вв.еков»// «Академия архитектуры» 1935 № 3. Стр. 24−31.
  43. . Ю. Второе открытие промышленного строительства задача архитектора. В кн. Промышленная архитектура на рубеже XXI века. С. 15−21.
  44. Прогрессивные типы промышленных зданий для предприятий машиностроения. Под. ред. КлючевичаБ. С. Стройиздат, М., 1975.
  45. Проект Нижегородского автомобильного завода. Схематические чертежи зданий и сооружений. 1929−1930. ВСНХ СССР BATO.
  46. Промстройпроект, Московское отделение, Фотоальбом проектных работ за 1930−1933 гг., 1934−1935 гг., 1936−1937 гг. Пояснительная записка. Период 1930—1933 гг., 19 341 935гг., 1936−1937гг.
  47. Промышленная архитектура на рубеже XXI века. VII Совместный международный симпозиум МСС МСА. Материалы симпозиума. М, ВНИИИС, 1986.
  48. Промышленная Россия, 1916 № 5−6.
  49. Путиловский завод. Типография Я. И. Либермана. С-Петербург, 1892.
  50. Развитие промышленной архитектуры СССР. По работам треста Промстройпроект. Серия А-101. Выпуск 2. Альбом фотографий. Часть 1, 2. ПСП, М., 1949.
  51. Ростсельмаш в десятой пятилетке. Реконструкция и техническое перевооружение в 1976—1980 годах. Ростовское книжное издательство. Ростов-на-Дону, 1981.
  52. В.А., Хохлачева С. Г., Князев С. Ю., Симагина Е. В. Проблемы реконструкции промышленных предприятий, (в 2 частях). Учебное пособие. НГАС, Новосибирск, 1995.
  53. Справочник американской техники и промышленности. Том 3. Строительная промышленность США. Американское акционерное общество Амторг. Нью-Йорк, 1946.
  54. Стройплощадка Уралвагонзавод. Изд-во «Медиа-Принт». Нижний Тагил, 2005.
  55. Н.И. Кузница Челябинского тракторного завода. (Уроки первых лет эксплуатации)// «Проект и стандарт» № 3 1935. Стр. 15−21.
  56. Техническое описание Коломенского машиностроительного завода, 1863−1903. Типо -лито фотография и светопечатание А. Б. Тембургского. Коломна, 1903.
  57. Тракторный завод имени Ф. Дзержинского в Сталинграде (Проект). Издание государственного института по проектированию новых металлозаводов, Ленинград, 1928.
  58. Тракторный завод имени Ф. Дзержинского. 40.000 тракторов в год. Тракторострой, Сталинград на Волге, 1929.
  59. Технические условия на строительное проектирование. Механосборочные цеха. Серия 167. 1935 г. Промстройпроект, Отдел технических исследований и стандартов. НКТП главстройпром СССР.
  60. Уральский завод тяжелого машиностроения 1928−1933. Уральское областное государственное издательство, Свердловск Москва, 1933.
  61. А. С. «Опыт реконструкции Горьковского автомобильного завода им. Молотова» // «Академия архитектуры» 1936 № 6. Стр. 42−50.
  62. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Книга 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения. Стройиздат, М., 1996.
  63. Л.П. Архитектурная реконструкция исторически сложившихся промышленных предприятий. Московский ордена трудового красного знамени архитектурный институт. М., 1987.
  64. А. Я. Архитектура и благоустройство промышленных предприятий. Изд-во академии архитектуры Украинской ССР, Киев, 1953.
  65. В. Д. Современная фабрично-заводская архитектура. Госстройиздат, Москва -Лен., 1933.
  66. Челябинский тракторный завод имени тов. Сталина. Челябтракторострой, Ленинград, 1930.
  67. М. С. Промышленная архитектура Петербурга в сфере «индустриальной археологии». Белое и черное, Санкт-Петербург, 2003.
  68. С.Н. Работа архитектора над генеральным планом завода машиностроительной промышленности.// «Проект и стандарт» 1933№ 3. Стр. 17−23.
  69. Ackermann Kurt. Industriebau. Deutsche Verlags Anstalt. Stuttgart, 1985.
  70. Aggteleky Bela. Fabrikplanung. Optimale Projektierung, Planung und Ausrustung von Industrieanlagen. Carl Hanser Verlag, Munchen, 1970.
  71. Austin Richard Cartwright. Building Utopia. Erecting Russia’s first modern city, 1930. The Kent State university press. Kent & London.
  72. Bauliche Rekonstruktionen in der Industrie. BAUFORSCHUNG-BAUPRAXIS, H. 111. Bauakademie der DDR. Bauinformation. Berlin, 1982.
  73. Der Industriebau. Band 1. Maier-Leibnitz Hermann. Die bauliche Gestaltung von Gesamtanlagen und Einzelngebauden. Berlin, 1932.
  74. Der Industriebau. Band 2. Heideck Erich und Leppin Otto. Planung und Ausfuhrung von Fabrikanlagen. Berlin, 1933.
  75. Eberlein Kurt, Stadtebauliche und industriebauplanerische Vorbereitung innerstadtischer Rekonstruktionen. BAUFORSCHUNG-BAUPRAXIS, H. 200. Bauakademie der DDR. Bauinformation. Berlin, 1987.
  76. Entwurf und Planung, 1. Wild Friedemann. Industriebau, Fertigungsbetriebe. Verlag Georg D. W. Callwey. Munchen, 1969.
  77. Eine Chance fur den Industriebau?// Industriebau 2001 № 5.
  78. Federico Bucci. Albert Kahn architect of Ford. Princeton architectural press. New York, 1993.
  79. Ford factory facts. Ford motor Company. Detroit, 1915.
  80. Giampiero Aloi. Architetture industriali contemporanee. Ulrico Hoepli editore. Milano, 1966.
  81. Gramisch Hans-Ulrich, Auswertung internationaler Erfahrungen. BAUFORSCHUNGBAUPRAXIS, H. 200. Bauakademie der DDR. Bauinformation. Berlin, 1987.
  82. Huse Norbert. Neues Bauen 1918 bis 1933: Moderne Architektur in der Weimarer Republik. Ernst, Verlag fur Architektur und technische Wissenschaften. Berlin, 1985.
  83. Industriebauten. DBZ-Baufachbucher 5. Bertelsmann Fachverlag. Gutersloh, 1969.
  84. Innerstadtliche Rekonstruktionma? nahmen im Industriebau. BAUFORSCHUNGBAUPRAXIS, H. 238. Bauakademie der DDR. Bauinformation. Berlin, 1989.
  85. Lander Karl-Heinz. Produktionsstatten. Grundlagen und Methoden ihrer architektonischen Gestaltung. VEB Verlag fur Bauwesen. Berlin, 1988.
  86. Messerschmidt Wolfgang. Lokomotiven der Maschinenfabrik Esslingen. VEB Verlag fur Verkehrswesen. Berlin, 1984.
  87. Muller-Wulckow Walter. Bauten der Arbeit und des Verkehrs aus deutscher Gegenwart. Karl Robert Langewiesche Verlag/Konigstein im Taungus. Leipzig, 1925.
  88. Nelson George. Industrial architecture of Albert Kahn Inc. Architecture Book Publishing Co. New-York, 1939.
  89. Neue Konzepte fur alte Bauten. J. Horschig// Industriebau № 4 2002.
  90. Pfeifer Hans-Georg. Peter Behrens «Wer aber will sagen, was Schonheit sei?» Beton-Verlag GmbH, Dusseldorf, 1990.
  91. Pierenkemper Toni. Gewerbe und Industrie im 19. und 20. Jahrhundert. Enzyklopadie deutcher Geschichte. Band 29. R. Oldenbourg Verlag. Munchen, 1994.
  92. Rationalisierung der Rekonstruktionsbauprozesse in der Industrie. BAUFORSCHUNGBAUPRAXIS, H. 200. Bauakademie der DDR. Bauinformation. Berlin, 1987.
  93. Schmalor Rolf. Industriebauplanung. Werner-Verlag. Dusseldorf, 1971.
  94. Sommer D., Wojda F. Industriebau. Anregungen zum Mitgestaltungen. Verlag des Osterreichschen Gewerkschaftsbundes. Wien, 1987.
  95. Utz Ludwig. Moderne Fabrikanlagen. Uhlangs Technischer Verlag. Leipzig, 1907.
  96. Weekly bulletin Michigan society of architects. Albert Kahn memorial issue. 1943, Volume 17, March 30.
  97. Wehdorn Manfred. Baudenkmaler der Technik und Industrie in Osterreich. Band 1. Wien, 1984.
  98. Winter John. Industrial architecture. A survey of factory building. Studio Vista Limited.1. Периодические издания:
  99. Architektur der DDR. 1,3/88, 9/89, 3/90.
  100. BAUFORSCHUNG-BAUPRAXIS. H. 111, 200, 238.106. Detail.
  101. Industriebau. 05/01, 04/02
  102. Академия архитектуры 1−2/35, 6/36,
  103. Архитектура СССР 2/33, 2/35, 8/35,
  104. Проект и стандарт 1,3/33, 3/35,
Заполнить форму текущей работой