Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование технологических знаний и умений в профессиональной подготовке студентов педвуза: На примере машиноведческих и технологических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате теоретического и экспериментального исследования было доказано, что целенаправленная комплексная реализация положений, сформированных в гипотезе (это: — технологическая подготовка студентов ФТП является одним из важных компонентов в системе педагогического образования, обусловленных изменениями в науке, производстве, обществе- — формирование готовности студентов ФТП… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Технологическая подготовка студентов ФТП педвузов как комплексная проблема
    • 1. Формирование технологической культуры в высшей школе
      • 1. 1. Технологическая культура как одна из целей технологической подготовки
      • 1. 2. Формирование технологической культуры учителя технологии и предпринимательства
    • 2. Формирование научных понятий, профессиональной направленности внимания и познавательной активности студентов ФТП (ТЭФ) педвуза
      • 2. 1. Формирование научных понятий в технологической подготовке в педвузе
      • 2. 2. Формирование профессиональной направленности внимания будущего учителя технологии
      • 2. 3. Развитие познавательной активности в творческой деятельности студентов ФТП
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Экспериментальное исследование эффективности системы технологической подготовки студентов ФТП педвузов
    • 3. Исследование эффективности формирования профессиональной самостоятельности и ответственности в учебно-профессиональной деятельности студентов ФТП
    • 4. Формирование технологических знаний и умений будущих учителей технологии и предпринимательства
      • 4. 1. Методика формирования технологических знаний и умений на основе проблемного метода обучения
      • 4. 2. Интенсификация технологической подготовки студентов
      • 4. 3. Учебная задача с технико-технологическим содержанием как средство профессиональной подготовки студентов
      • 4. 4. Оценка эффективности формирования технологических знаний и умений студентов ФТП (ТЭФ)
  • Выводы по второй главе

Формирование технологических знаний и умений в профессиональной подготовке студентов педвуза: На примере машиноведческих и технологических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В новых социально-экономических условиях возникла необходимость осуществления значительных изменений в организации содержания учебно-воспитательного процесса в высшей педагогической школе. Развитие общества предъявляет новые требования к выпускнику педвуза, что ведет к пересмотру всех сторон общего образования, составляющего фундамент подготовки современного специалиста.

Решение вопроса о том, какой должна быть подготовка студентов в педвузе, каким содержанием образования они должны овладеть, за период обучения в нем связано с изучением особенностей общественного развития. Как известно, цель и содержание образования во многом обусловлены теми изменениями, которые происходят в обществе под воздействием социального и научно-технического прогресса. В этой связи чрезвычайно важно выявить основные предпосылки, диктующие необходимость осуществления современной технологической подготовки.

Очередной этап научно-технического прогресса носит не технический, а преимущественно технологический характер, содержащий в своей основе систему взаимосвязанных технологий. Это обусловлено тем, что сейчас развитие современной цивилизации во многом зависит от необычайного ускорения преобразования природного вещества, энергии, информации.

Создание и распространение новых технологий, важнейшими направлениями развития которых являются компьютеризация, переход от прерывистых (дискретных) процессов к непрерывным, химизация и биологизация технологии, экологизация технологических систем, внедрение «замкнутых» (безотходных) и малоотходных технологий, превращает их в существенных фактор развития общества. Решающим аспектом введения новых технологий является то, что они служат источником и базой преобразований, пронизывающих все сферы жизни общества и по-новому организующих старые способы отношения к окружающей действительности.

Современный этап общественного развития становится во многом обусловленным все более усиливающейся связью технологии и научного знания, что следует отнести к одной из основных его особенностей. В отличие от предыдущих этапов, подавляющее большинство инноваций сегодня возникает не как результат стихийной изобретательской деятельности, а как реализация научных знаний, практическое использование принципиально новых явлений, открытых в лидирующих областях естествознания. Именно развитие науки служит той теоретической основой, которая ведет к качественным скачкам в прогрессе технологии.

Отмечая особенности технического прогресса, следует заметить, что технология не просто опирается на расчет или отдельные научные результаты, но и сама представляет собой науку о преобразовательной деятельности человека, учитывающую в своих решениях и рекомендациях все системные характеристики деятельности. Это определяет ее направленность не только на экстремальные значения и определенную эффективность, но также решает вопрос об оправданности и целесообразности его достижения, об оптимальных условиях его протекания, о рациональности действий. Технология использует научные результаты не только для достижения целей деятельности, но и для теоретического обоснования, оправдания и рационализации всех производственных, экономических, социальных, культурно-гуманистических решений и процессов, реализуемых в данном виде человеческой деятельности.

Таким образом, нами выявлено противоречие между возникшим ускоренным развитием технологической реальности, изменяющей трудовой характер деятельности человека и отставанием формирования современной технологической культуры в процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в педагогических вузах, что влечет за собой недооценку снижения технологического образования в вузе.

Актуальность исследования. Многочисленные публикации в психолого-педагогической литературе, тестирование в педвузах, показали, что у подавляющего большинства студентов знания по машиноведческим и технологическим дисциплинам недостаточно глубоки и представлены во многих случаях как конгломерат разрозненных сведений, набор необобщенных и несистематизированных фактов. Практика обучения показывает слабое появление профессиональной направленности внимания и технологической культуры выпускников факультетов технологии и предпринимательства вузов.

В связи с этим возникает целый ряд теоретических и практических затруднений:

— как построить технологическую подготовку, способствующую формированию профессионально направленных прочных, глубоких технологических знаний и умений студентов — будущих учителей технологии и предпринимательства, с учетом современных потребностей и возможностей школы;

— каковы должны быть педагогические условия (методы, приемы, формы) обучения, способствующие формированию у студентов технологических знаний и умений (от которых зависит их готовность к профессиональной деятельности в школе) и учитывающие формирование целостной личности специалиста — учителя технологии и предпринимательства, обладающего технологической культурой, профессиональной направленностью внимания, познавательной активностью, профессиональной самостоятельностью и ответственностью;

Поиски ответов на эти вопросы привели нас к попытке применения теорий деятельностного подхода, формирования личности в творческой деятельности, метода проблемного обучения, к процессу формирования технологических знаний и умений, ориентированному на формирование личности будущего учителя технологии и предпринимательства, его технологической культуры.

У истоков развития технологической подготовки в России стояли С. А. Владимирский, И. А. Вышнеградский, А. Г. Калашников, Н. В. Касаткин, К. Ю. Цируль и др. Они сыграли важную роль в создании системы технологического и профессионального образования, в организации трудового воспитания, разработке ряда требований и качеств, которыми должен обладать учитель труда (технологии).

Целенаправленному системному исследованию проблемы профессиональной подготовки были посвящены научные труды ведущих ученых в области технологической и профессиональной подготовки (П.Р.Атутов, П. Н. Андрианов, С. Я. Батышев, А. К. Бешенков, В. С. Леднев, Э. Д. Новожилов, В. К. Розов, М. Н. Скаткин и др.).

Системному подходу исследования деятельности, к процессу обучения были посвящены основополагающие работы Е. П. Зинченко, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Г. П. Щедровицкого и др.- учебно-познавательной деятельности — П. П. Блонского, П. Я. Гальперина, З. И. Калмыковой, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и др.

В психолого-педагогической литературе широко представлены работы, посвященные изучению отдельных качеств личности: активности (Д.Б.Богоявленская, А. М. Матюшкин, Т.И.Шамова), самостоятельности (И.П.Волков, И. Я. Лернер, П. И. Пидкаситый, М.Н.Скаткин) — созданию материальных объектов труда с признаками полезности и новизны (П.Р.Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, Э.Д.Новожилов), определению состава профессионально значимых качеств инженера-педагога (Э.Ф.Зеер, Е. И. Тютюнник и др.).

Термин «технологическая культура» в психолого-педагогических работах до конца еще не определен, поэтому базовыми для изучения конкретизации технологической культуры явились исследования современной дидактики, получившей развитие в трудах М. А. Данилова,.

Б.П.Есипова, В. И. Журавлева, В. И. Загвязинского, Г. А. Ильина, М. Н. Скаткина и др.

Наиболее крупные достижения в области изучения механизмов творческой деятельности, развитие творческих способностей отражены в трудах Т. А. Артемьевой, Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского, Ю. Е. Виноградова, З. И. Калмыковой, И. П. Калошиной, В.А.Кан-Калика, В. А. Крутецкого, Т. В. Кудрявцева, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, В. А. Моляко, К. К. Платонова, Я. А. Понаморева, З. А. Решетовой, Б. М. Теплова, О. К. Тихомирова и других ученых. Исследованию процессов решения проблемных (творческих задач) посвятили свои работы Л. Л. Гурова, Н. А. Добровольская, Ю. Н. Кулюткин, Д. Пойа, В. Н. Пушкин, И. Н. Семенов, Эдвард Де Боно и др.

Но в научной литературе остается недостаточно исследованным в частности, вопрос формирования технологических знаний и умений, как процесс формирования целостной личности учителя технологии и предпринимательства.

С учетом перечисленных недостатков и противоречий назрела необходимость разработки положений технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, отличающихся от традиционных подходов к оценке развития личности-предметника и его готовности выполнить профессиональную работу в школе.

Указанные недостатки и противоречия позволят сформулировать проблему исследования: разработка научно методических подходов к формированию технологических знаний и умений будущих учителей технологии и предпринимательства, позволяющих сформировать у них технологическую культуру, некоторые профессионально важные качества личности и обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки специалиста. Стремление решить эту научную проблему побудило нас избрать следующую тему исследования «Формирование технологических знаний и умений в профессиональной подготовке студентов педвуза (на примере машиноведческих и технологических дисциплин)» .

Исходя из данной проблемы и учитывая значительную потребность в улучшении профессиональной технологической подготовки студентов факультета технологии и предпринимательства (ФТП) мы поставили целью исследования: формирование технологических знаний и умений, как составной части готовности студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки на примере машиноведения.

Объектом исследования выступает формирование готовности студента ФТП (ТЭФ) к профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства как целостной системы формирования и саморазвития личности специалиста.

Предметом исследования являются формирование технологических знаний и умений как составной части готовности студента ФТП (ТЭФ) к будущей конкретной профессиональной деятельности, соответствующей современному уровню развития техники и технологии.

Гипотеза исследования нами сформулирована как несколько допущений:

1. Технологическая подготовка студентов ФТП (ТЭФ) педвуза, как процесс является одним из важных компонентов в системе педагогического образования, обусловленных происходящими изменениями в науке, производстве и обществе.

2. Формирование технологических знаний и умений как составной части готовности студентов ФТП (ТЭФ) вуза к профессиональной деятельности есть сложный динамичный процесс, включающий в себя ряд составляющих (формирование технологических знаний и умений, технологической культуры, профессиональной направленности внимания, познавательной активности, профессиональной самостоятельности, ответственности и др.). Он является условием формирования и саморазвития личности будущего учителя технологии и предпринимательства.

3. Основы технологической подготовки в педвузе должны строиться на базе системы таких понятий, в которых отражены основные аспекты этой подготовки (цели, специфика содержания, основные педагогические условия технологической подготовки).

Для проверки выдвинутых допущений мы поставили следующие задачи:

1. Обосновать педагогические цели технологической подготовки в педвузе как основы ее содержания.

2. Исследовать содержание и достаточность технологической подготовки, адекватно отражающей ее целиопределить дидактические основания отбора учебного материала.

3. Рассмотреть формирование технологических знаний и умений, как составной части готовности выпускника педвуза к трудовой деятельности в школе.

4. Рассмотреть формирование познавательной активности, профессиональной направленности внимания, профессиональной самостоятельности и ответственности в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов ФТП.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы формирования технологических знаний и умений студентов ФТП педвуза в педагогическом процессе.

Теоретико-методологической основой исследования послужили положения:

• теории организации и проведения научно-педагогического исследования (В.И.Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина,.

Э.Д.Новожилов, А. М. Новиков и др.);

• концепция высшей профессиональной школы как ведущего звена общей системы непрерывного образования (С.И.Архангельский,.

Б.С.Гершунский, Ю. Н. Кулюткин, В. М. Монахов, В. А. Сластенин, И. Д. Чечель, Е.Н.Шиянов);

• теория деятельностного подхода (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.);

• теория проблемного обучения (А.М.Матюшкин, М. И. Махмутов и др-);

• основные положения заложенные в начале развития профессионального образования в России (С.А.Владимирский, И. А. Вышнеградский, Н. В. Касаткин, К. Ю. Цируль и др.);

• теории и концепции политехнического и технологического образования, профессиональной подготовки (П.Р.Атутов, С. Я. Батышев, В. С. Леднев, Э. Д. Новожилов, В. К. Розов, М. Н. Скаткин и др.);

• теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина);

• концепция развития творческой личности, творческих способностей, творческого мышления (В.И.Андреев, П. Н. Андрианов, Д. Б. Богоявленская, Р. М. Грановская, Я. А. Пономорев, М. А. Холодная, И. П. Калошина и др.);

• теория личности и ее развитие в процессе деятельности (К.А.Абульханова-Славская, В. А. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.);

• теория системного подхода (Н.В.Кузьмина, Г. П. Щедровицкий и др.);

Для проведения исследования применялись следующие методы: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературыанализ учебных программ, учебников и учебно-методических пособий по дисциплинам предметной подготовки студентов по машиноведению и другим технологическим дисциплинамнаблюдение за процессом преподавания этих дисциплинбеседы с преподавателями вузов и студентамианализ опыта работы преподавателейэкспериментальная проверка основных положений диссертационного исследования (педагогический эксперимент), применение разработанных учебно-методических материалов в учебном процессестатистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Выявлено, что технологическая подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства отстает от развития современной науки, техники и технологии, от усиливающейся связи технологии и научного знания, тем самым не достигается в полной мере востребованная обществом технологическая культура выпускника вуза. В связи с этим обоснована ведущая роль и значение технологической культуры и целого ряда профессионально важных качеств личности будущего специалиста в процессе формирования технологических знаний и умений, от которых зависит готовность к профессиональной деятельности в школе.

2. Представлена научно-обоснованная система формирования технологических знаний и умений студентов как составной части готовности их к последующей профессиональной деятельности, разработанная в контексте деятельностного подхода, проблемного обучения и развития личности в процессе деятельности.

3. Раскрыты структурные элементы технологической подготовки студентов ФТП (взаимосвязанные процессы формирования: технологических знаний и умений, профессиональной направленности внимания, познавательной активности, профессиональной самостоятельности и ответственности, технологической культуры), определено их содержание, а также педагогические условия их реализации в системе формирования технологических знаний и умений.

4. Разработанны основные положения системы формирования технологических знаний и умений студентов ФТП (ТЭФ), которые заключаются в единстве: а) логики образования технологических понятий, отражающих основные аспекты технологической подготовкиб) методических положений организации и проведения занятий на основе теории деятельностного подхода к формированию технологических знаний и умений, проблемного метода обучения, концепций политехнического и технологического образования, профессиональной подготовки будущего учителя технологиив) комплексного формирования профессионально важных качеств личности и технологической культуры будущих специалистов;

5. Разработана система задач с технико-технологическим содержанием, ориентированных на будущую профессиональную деятельность в школе (на основе спецкурса «Технологическая оснастка учебных мастерских»).

Практическая значимость работы определяется тем, что разработанные в диссертации методические положения будут способствовать более эффективному формированию профессиональных технологических знаний и умений студентов, развитию и саморазвитию личности будущего специалиста — учителя технологии, а использование системы заданий и задач с технико-технологическим содержанием позволит приблизить профессиональную подготовку студентов к современным требованиям технологической подготовки школьников. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и написании учебно-методических материалов для преподавателей и студентов педагогических вузов, учителей школ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается: методологической обоснованностью теоретических положений и исходных параметров исследованияконцептуальной непротиворечивостью совокупности методов, адекватных задачам, логике и специфике исследованияразнообразием информационной базы (психолого-педагогической, технико-технологической информации) — опорой на эмпирические данныекомплексным характером педагогического экспериментасочетанием количественного и качественного анализа экспериментального материаластатистической значимостью полученных результатов.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе факультета технологии и предпринимательства Московского государственного областного университета и технико-экономического факультета Владимирского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 318 студентов 3 и 4 курсов специальности 30 600 — «технология и предпринимательство» .

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1999 г. по 2003 г. и включало три этапа.

На первом этапе (1999;2001гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования проводились наблюдение, анализ и обобщение опыта работы преподавателей вузов и учителей школ по формированию технологических знаний и умений. Была сформулирована гипотеза исследования. Разрабатывалась концепция формирования технологических знаний и умений, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001;2003 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент, в ходе которого происходила корректировка разработанной методики обучения, были обобщены результаты исследования, сделаны выводы.

На третьем этапе (2002;2003гг.) проводилось обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических выводов и положений, внедрение результатов экспериментального обучения, оформление исследования в виде диссертации.

На защищу выносятся:

1. Педагогические цели технологической подготовки в высшей школе как основа ее содержания в формировании технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства, готовности к будущей педагогической деятельности в школе в соответствии с современным уровнем науки и техники.

2. Педагогические условия эффективного формирования технологических знаний и умений как составной части готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности (включающей в себя формирование технологических знаний и умений, технологической культуры, познавательной активности, профессиональной самостоятельности и ответственности) и реализация этих условий при соблюдении принципов:

— направленности на развитие целостной личности будущего учителя технологии и ориентацию в сторону активизации и интенсификации учебно-профессиональной деятельности;

— инновационно-технологической направленности профессиональной подготовки, в котором отражен характер формирования знаний и умений от практического освоения технологических операций к их теоретическому изучению и последующему более глубокому пониманию, а также пути и средства формирования познавательной активности студентов.

— формирования и саморазвития личности будущего учителя технологии и предпринимательства, на основе развития технического мышления, формирования современного стиля научно-педагогического мышления, связанного с техникой, технологией и производством.

3. Технологическая подготовка, как составная часть готовности студентов к решению профессиональных педагогических задач в школе, базирующаяся на единстве: — логики образования технологических понятий, отражающих основные аспекты и специфику технологической подготовки- - методических положений организации и проведения занятий на основе теории деятельностного подхода к формированию технологических знаний и умений, проблемного метода обучения, концепций политехнического и технологического образования, профессиональной подготовки будущего учителя технологиикомплексного формирования профессионально важных качеств личности будущего специалиста и технологической культуры.

4. Спецкурс «Технологическая оснастка учебных мастерских», позволяющий организовать учебно-профессиональную деятельность студентов ФТП педвузов, направленную на усвоение технологических знаний и умений, формирование профессионально важных качеств личности будущих учителей технологии и предпринимательства, на основе решения системы проблемно-творческих задач с технико-технологическим содержанием, максимально приближенных к реальной работе учителя технологии в школе.

5. Система проблемно-творческих задач с технико-технологическим содержанием, создающая благоприятные условия для формирования не только технологических знаний и умений, но и — педагогической направленности студентов, их глубокого понимания, важности и ценности педагогической профессии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы по результатам исследования были доложены и обсуждены на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы Московского государственного областного университета (2000, 2001, 2002, 2003гг.), на научно-методических семинарах кафедры методики трудового обучения МГОУна международных научно-практических конференциях, состоявшихся в МПГУ, МГОУ (2000;2003гг.). Материалы исследования внедрены в практику лекционных и лабораторных занятий педвузов МГОУ (г. Москва), ВГПУ (г. Владимир) в виде методических рекомендаций, разработок, научных статей, составивших основу для специальных машиноведческих и технологических курсов, в частности, специального технологического практикума и спецкурса «Технологическая оснастка учебных мастерских» .

Выводы по второй главе.

1. Экспериментальная работа подтвердила справедливость нашего предположения о том, что предлагаемая методика формирования технологичебских знаний и умений студентов ФТП комплексно и наиболее оптимально (в контексте деятельностного подхода, проблемного метода обучения) реализует программу формирования соразмерных составляющих технологической культуры, профессионального внимания, познавательной активности, профессиональной самостоятельности и ответственности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Тем самым достигается одна из комплексных целей технологической подготовки — формирования технологической культуры выпускников ФТП педвузов.

2. Разработана методика формирования технологических знаний и умений студентов ФТП, которая строится на принципах.

— направленности на развитие целостной личности будущего учителя технологии и предпринимательства, на ориентацию в сторону активизации и интенсификации его учебно-профессиональной деятельностина развитие профессиональной направленности внимания;

— инновационно-технологической направленности профессиональной подготовки на ФТП, в которой отражается интеграционный характер взаимодействия формирования технологических знаний и умений, от практического освоения некоторых технологических операций к их теоретическому изучению и последующему более глубокому пониманию технологической культуры будущего специалиста, а так же — пути и средства формирования познавательной активности, профессиональной самостоятельности и ответственности в учебно-профессиональной деятельности студента ФТП.

— формирования и саморазвития личности будущего учителя технологии и предпринимательства, который предполагает, что динамика формирования технологической культуры обеспечивается развитием студента как личности на основе развития мыслительной активности, технического мышления, личностно-ценностной технической доминанты, формирование современного стиля научно-педагогического мышления, связанного с техникой, технологией и производством.

3. Формирование системы технологической подготовки студентов должно базироваться на единстве: а) логики образования технологических понятий, отражающих основные аспекты технологической подготовкиб) методических положений организации и проведения занятий на основе теории деятельностного подхода к формированию технологических знаний и умений, проблемного метода обучения, концепций политехнического и технологического образования, профессиональной подготовки будущего учителя технологиив) комплексного формирования профессионально важных качеств личности будущих специалистов и технологической культуры;

4. В условиях педвуза основным способом разрешения противоречий между учебной и предстоящей профессиональной деятельностью учителя технологии и предпринимательства является их сближение и интеграция в учебно-профессиональную деятельность (которая выражается в решении проблемно-творческих задач с технико-технологическим содержанием, составленных на основе реальных педагогических ситуаций, возникающих на занятиях по технологии в школе). Компоненты учебной деятельности обогащаются элементами профессиональной деятельности. Учебная деятельность студентов ФТП под влиянием профессионализации имеет интегративный тип и может быть названа учебно-профессиональной.

5. Опытно-экспериментальная работа показала, что процесс профессионализации технологической подготовки студентов ФТП является длительным, сложным и целостным процессом. Для обеспечения большей результативности углубления технологических знаний и умений необходимо, чтобы каждый студент был вовлечен в активную учебно-профессиональную деятельность по решению учебных задач, максимально приближенных к реальной работе учителя технологии в школе, которая создает оптимальные условия для формирования таких качеств личности как профессиональная наблюдательность, профессиональная самостоятельность, ответственность и др.- и способствует освоению студентами технологической культуры в целом.

Процесс формирования технологической культуры и важных качеств личности будущего специалиста — учителя технологии и предпринимательства выстраивался в нашем эксперименте в соответствии с последовательностью: усложнения учебно-профессиональных задач с технико-технологическим содержаниемстановлению студента ФТП как субъекта профессиональной деятельности.

6. В ходе диссертационного исследования нами были классифицированы задачи с технико-технологическим содержанием. а) по общности элементов содержания учебного материала (задачи на маркировку, свойства и методы получения материалов, технические задачи на основу устройства и функционирования машин и механизмов, а также на устройство и работу средств и предметов труда, технологические задачи по основам и методам получения заготовок, конкретным процессам их обработки и вопросам техники безопасности, конструкторско-технологические задачи по организации и экономике производства) — б) при выборе путей реализации дидактических целей обучения — на типовые и проблемно-творческиев) в соответствии с уровнями сформированности технологических знаний и умений: I уровню (представлений) соответствуют задачи на узнавание, II уровню (воспроизведения) — задачи-упражнения воспроизводящего характераIII уровню (продуктивный) — типовые задачи с технико-технологическим содержаниемIV уровню (проблемно-творческий, рационализаторский) — учебно-профессиональные задачи с технико-технологическим содержанием (в том числе на разработку приспособлений для школьных мастерских).

7. Установлено, что использование в качестве основных средств диагностики типовые и проблемно-творческие задачи, построенные по уровневому принципу (в соответствии с уровнями технологических знаний и умений) с учетом общности элементов содержания учебного материала, позволило объективно оценивать достигнутый студентами ФТП уровень сформированности технологических знаний и умений. Средний показатель сформированности технологических знаний и умений составил в экспериментальных группах 79,65%, в контрольных 53,79%.

8. В ходе эксперимента было выявлено, что изучение спецкурса «Технологическая оснастка учебных мастерских» в сочетании с другими спецдисциплинами профессиональной подготовки вуза способствует четкой педагогической направленности студентов ФТП на практическое применение технологических знаний и умений в конструкторской, рационализаторской деятельности, объективно необходимой учителю технологии и предпринимательства для осуществления современной технологической подготовки школьников.

9. Экспериментально подтверждено, что предложенный комплекс дидактических материалов, включающий проблемно-творческие задачи с технико-технологическим содержанием и практической направленностью применения в школе, способствует глубокому и прочному усвоению действенных и технологических знаний и умений, включая рационализаторские умения (умение совершенствовать технологическое оборудование школьных мастерских для наилучшего использования станков и механизмов, снижения трудоемкости технологических процессов и повышения качества выполнения изделий с наименьшими затратами времени и материалов), тем самым усиливая профессиональную готовность выпускников ФТП к работе в школе сегодняшнего дня.

10. В результате теоретического и экспериментального исследования было доказано, что целенаправленная комплексная реализация положений, сформированных в гипотезе, это:

— технологическая подготовка студентов ФТП является одним из важных компонентов в системе педагогического образования, обусловленных изменениями в науке, производстве, обществе;

— формирование готовности студентов ФТП к профессиональной деятельности — сложный, динамичный процесс, являющийся условием формирования и саморазвития личности будущего учителя технологии и предпринимательства" ,.

— основы технологической подготовки студентов ФТП должны строиться на базе системы таких понятий, в которых отражены основные аспекты этой подготовкиприводит к значительному повышению качества и профессиональной направленности технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в высшей школе.

Заключение

.

Подводя итоги нашего исследования можно отметить, что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Результаты исследования позволили сформулировать следующие общие выводы.

1. В процессе исследования установлено, что технологическая подготовка является одной из важных задач профессионального образования учителя технологии и предпринимательства, она обусловлена происходящими изменениями в науке, технике и обществе. Содержание и достаточность технологической подготовки студентов педвузов на факультетах технологии и предпринимательства адекватно отражает ее цели и определяет дидактические основания отбора технологического материала.

2. Анализ теоретической базы технологической подготовки студентов ФТП (как целостного процесса формирования личности специалиста) показал, что существуют большие возможности профессионализации этой подготовки в соответствии с требованиями школы, предъявляемыми к современному учителю технологии и предпринимательства. Прежде всего, эти возможности состоят в комплексной работе вуза по формированию технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства, формированию профессиональной наблюдательности, познавательной активности, самостоятельности и ответственности, формированию глубоких и прочных технологических знаний и умений, ориентированных на будущую конкретную деятельность по совершенствованию технологических процессов в школьных мастерских, организации учебно-производственной деятельности учащихся в школе.

3. Изучение технологических знаний и умений студентов ФТП в системе профессиональной подготовки показало, что существует достаточные возможности для повышения их качества. Эти возможности состоят в использовании научных достижений психолого-педагогических наукв разработке методик повышающих интенсификацию учебного процессаприменении проблемного метода обученияиспользовании теоретических обобщений в процессе формирования технологических знаний и уменийв отборе учебного материала, связанного с проблемами школы и способствующего формированию познавательной активности, самостоятельности, профессиональной направленности внимания студентов.

4. В исследовании сформулировано определение технологической культуры учителя технологи и предпринимательства, под которой понимается целостное многоуровневое многокомплексное образование, включающее в себя педагогические убеждения, связанные с технологическим образованием учащихся, осознанием своей индивидуальности в условиях учебно-воспитательного процесса технологической подготовки школьников с применением достижений науки, техники, новых технологий.

Технологическая культура проявляется в:

— умении оперировать технологическими понятиями, образующими основу технологической подготовки;

— установке на преобразование педагогической деятельности и совершенствования технологических процессов в учебных мастерских;

— стремлении выявить единство и преемственность технологических, политехнических, дизайнерских знаний в их развитиив критическом отношении к результатам собственной деятельности;

— понимании роли науки, техники и технологии в развитии современного общества.

Поэтому уровень сформированности технологической культуры будущего учителя технологии рассматривается нами как результат определенного качества системы профессиональной подготовки.

5. Основываясь на результатах проведенного исследования, мы можем с уверенностью сказать, что в современной образовательной ситуации учебно-профессиональная деятельность, опирающаяся на метод проблемного обучения, является одним из главных условий, формирующих не только понимание студентами ФТП значения основ технологических знаний и умений для предстоящей педагогической работы в школе, но и расширяющих круг интересов, связанных с наукой, техникой, производством, формирующих глубокое понимание проблем и задач совершенствования технологической подготовки учащихся.

6. Экспериментальная работа подтвердила справедливость нашего предположения о том, что предлагаемая методика формирования технологичебских знаний и умений студентов ФТП комплексно и наиболее оптимально (в контексте деятельностного подхода, проблемного метода обучения) реализует программу формирования соразмерных составляющих технологической культуры, профессионального внимания, познавательной активности, профессиональной самостоятельности и ответственности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Тем самым достигается одна из комплексных целей технологической подготовки — формирования технологической культуры выпускников ФТП педвузов.

7. Разработана методика формирования технологических знаний и умений студентов ФТП, которая строится на принципах:

— направленности на развитие целостной личности будущего учителя технологии и предпринимательства, на ориентацию в сторону активизации и интенсификации его учебно-профессиональной деятельностина развитие профессиональной направленности внимания.

— инновационно-технологической направленности профессиональной подготовки на ФТП, в которой отражается интеграционный характер взаимодействия формирования технологических знаний и умений, от практического освоения некоторых технологических операций к их теоретическому изучению и последующему более глубокому пониманию технологической культуры будущего специалиста, а так же — пути и средства формирования познавательной активности, профессиональной самостоятельности и ответственности в учебно-профессиональной деятельности студента ФТП.

— формирования и саморазвития личности будущего учителя технологии и предпринимательства, который предполагает, что динамика формирования технологической культуры обеспечивается развитием студента как личности на основе развития мыслительной активности, технического мышления, личностно-ценностной технической доминанты, формирование современного стиля научно-педагогического мышления, связанного с техникой, технологией и производством.

8. Формирование системы технологической подготовки студентов должно базироваться на единстве. а) логики образования технологических понятий, отражающих основные аспекты технологической подготовкиб) методических положений организации и проведения занятий на основе теории деятельностного подхода к формированию технологических знаний и умений, проблемного метода обучения, концепций политехнического и технологического образования, профессиональной подготовки будущего учителя технологиив) комплексного формирования профессионально важных качеств личности будущих специалистов и технологической культуры;

9. В условиях педвуза основным способом разрешения противоречий между учебной и предстоящей профессиональной деятельностью учителя технологии и предпринимательства является их сближение и интеграция в учебно-профессиональную деятельность (которая выражается в решении проблемно-творческих задач с технико-технологическим содержанием, составленных на основе реальных педагогических ситуаций, возникающих на занятиях по технологии в школе). Компоненты учебной деятельности обогащаются элементами профессиональной деятельности. Учебная деятельность студентов ФТП под влиянием профессионализации имеет интегративный тип и может быть названа учебно-профессиональной.

10. Опытно-экспериментальная работа показала, что процесс профессионализации технологической подготовки студентов ФТП является длительным, сложным и целостным процессом. Для обеспечения большей результативности углубления технологических знаний и умений необходимо, чтобы каждый студент был вовлечен в активную учебно-профессиональную деятельность по решению учебных задач, максимально приближенных к реальной работе учителя технологии в школе, которая создает оптимальные условия для формирования таких качеств личности как профессиональная наблюдательность, профессиональная самостоятельность, ответственность и др.- и способствует освоению студентами технологической культуры в целом.

Процесс формирования технологической культуры и важных качеств личности будущего специалиста — учителя технологии и предпринимательства выстраивался в нашем эксперименте в соответствии с последовательностью: усложнения учебно-профессиональных задач с технико-технологическим содержаниемстановлению студента ФТП как субъекта профессиональной деятельности.

11. В ходе диссертационного исследования нами были классифицированы задачи с технико-технологическим содержанием: а) по общности элементов содержания учебного материала (задачи на маркировку, свойства и методы получения материалов, технические задачи на основу устройства и функционирования машин и механизмов, а также на устройство и работу средств и предметов труда, технологические задачи по основам и методам получения заготовок, конкретным процессам их обработки и вопросам техники безопасности, конструкторско-технологическйе задачи по организации и экономике производства) — б) при выборе путей реализации дидактических целей обучения — на типовые и проблемно-творческиев) в соответствии с уровнями сформированности технологических знаний и умений: I уровню (представлений) соответствуют задачи на узнаваниеII уровню (воспроизведения) — задачи-упражнения воспроизводящего характераIII уровню (продуктивный) — типовые задачи с технико-технологическим содержаниемIV уровню (проблемно-творческий, рационализаторский) — учебно-профессиональные задачи с технико-технологическим содержанием (в том числе на разработку приспособлений для школьных мастерских).

12. Установлено, что использование в качестве основных средств диагностики типовые и проблемно-творческие задачи, построенные по уровневому принципу (в соответствии с уровнями технологических знаний и умений) с учетом общности элементов содержания учебного материала, позволило объективно оценить достигнутый студентами ФТП уровень сформированности технологических знаний и умений. Средний показатель сформированности технологических знаний и умений составил в экспериментальных группах 79,65%, в контрольных 53,79%. Таким образом, прирост составил 25,86%.

13. В ходе эксперимента было выявлено, что изучение спецкурса «Технологическая оснастка учебных мастерских» в сочетании с другими спецдисциплинами профессиональной подготовки вуза способствует четкой педагогической направленности студентов ФТП на практическое применение технологических знаний и умений в конструкторской, рационализаторской деятельности, объективно необходимой учителю технологии и предпринимательства для осуществления современной технологической подготовки школьников.

14. Экспериментально подтверждено, что предложенный комплекс дидактических материалов, включающий проблемно-творческие задачи с технико-технологическим содержанием и практической направленностью применения в школе, способствует глубокому и прочному усвоению действенных и технологических знаний и умений, включая рационализаторские умения (умение совершенствовать технологическое оборудование школьных мастерских для наилучшего использования станков и механизмов, снижения трудоемкости технологических процессов и повышения качества выполнения изделий с наименьшими затратами времени и материалов), тем самым усиливая профессиональную готовность выпускников ФТП к работе в школе сегодняшнего дня.

15. В результате теоретического и экспериментального исследования было доказано, что целенаправленная комплексная реализация положений, сформированных в гипотезе (это: — технологическая подготовка студентов ФТП является одним из важных компонентов в системе педагогического образования, обусловленных изменениями в науке, производстве, обществе- - формирование готовности студентов ФТП к профессиональной деятельности — сложный, динамичный процесс, являющийся условием формирования и саморазвития личности будущего учителя технологии и предпринимательства- - основы технологической подготовки студентов ФТП должны строиться на базе системы таких понятий, в которых отражены основные аспекты этой подготовки) приводит к значительному повышению качества и профессиональной направленности технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в высшей школе.

Проведенное диссертационное исследование не исчерпывает всей проблематики данного направления работ. В дальнейшем предстоит обратить внимание на различные способы организации творческой самостоятельной и исследовательской работы студентов ФТП — на развитие всех составляющих технологической культуры и профессионально-важных качеств личности будущего учителя технологии в соответствии с требованиями современной школына осмысление проблем многоуровневости и вариативности специализации профессиональной подготовки в высшей школе.

Идеи совершенствования технологической подготовки студентов ФТП вузов могут также найти отражение при рассмотрении внедрения новых педагогических технологий в процесс обучения, в реализации непрерывного профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Х.Х. Подготовка будущего учителя к использованию проблемного обучения в школе. Дисс. канд. пед. наук. — Саранск, 1985. -183с.
  2. A.M. Формирование технического мышления в процессе решения технических задач. //Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду. Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1981 С. 24 — 28.
  3. Л.Д. Формирование ответственного отношения к учению. Ростов н/д, 1984.
  4. Г. С. Сборник задач и упражнений по методике изобретательства. Вып. 1 Баку: Гянджлик, 1970. — 30 с.
  5. Г. С. Алгоритм изобретения. М.:Московский рабочий, 1973,-296с.
  6. .Г. Познавательные потребности и интересы. /Учен, зап. ЛГУ, 1959, вып. 16, № 265.
  7. А.Ф. Нормирование труда учащихся в школьных мастерских как средство повышения эффективности обучения (обработка металлов, IV VI классы): Автореф. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1980.
  8. Л.Г. Дидактическая система формирования профессиональных интересов у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1986. с. 54.
  9. Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977.-184с.
  10. Архангельский С И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: 1976.-200с.
  11. Архангельский С И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  12. Асеев В. Г, Мотивация поведения и формирования личности. -М., 1976.
  13. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М., 1976.
  14. Атутов П Р. Вопросы совершенствования логики дидактических исследований. //Советская педагогика, № 8, 1978. С.44−52.
  15. П.Р. Изучение элементов технических конструкций на уроках труда. М.: 1985.
  16. Ю.Г. и др. Приспособления для школьных мастерских и УПК. М., 1980.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 251с.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  19. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. (Педагогика и психология, № 6.) М.: Знание, 1987, — 80 с.
  20. В.М. Педагогические условия формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства проектировочных и конструктивных умений. Дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 228с.
  21. З.О. Совершенствование методики технологической подготовки будущих учителей трудового обучения. Дисс. канд. пед. наук М., 1990. — 196с.
  22. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М., 1979.
  23. И.Ю. Дидактические условия формирования технологической культуры у будущих учителей. Дисс.. канд. пед. наук. -Тула, 2001. -233с.
  24. B.C., Мал штейн Л. К., Зеер Э. Ф. и др. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования -Свердловск, 1990. 128 с.
  25. B.C., Тюнников Ю. С. Взаимосвязь общего и профессионального образования как педагогическая проблема. //Психолого-педагогические проблемы инженерно-педагогического образования. Свердловск.: Свердл. инж. пед. ин-т, 1986 с. 14−24 /124с./
  26. А.А. Формирование обощенных конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения. Дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1993. 192с.
  27. С.А. Единство фундаментализации профессионализации знаний как принцип построения общетеоретической дисциплины вузе на материале теоретической механики. Автареф. Дисс. канд. пед. наук М.: 1985, — 17 с.
  28. В.В. и др. Оптимизация уровня унификации новой техники в машиностроении. М., 1981.
  29. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 272с.
  30. Д.Н., Менчинская Н А. Психология усвоения знаний в школе. М.: изд. АПН РСФСР, 1959. — 347с.
  31. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. //Психологический журнал том 16. № 5, 1995. -С.49−58.
  32. Д.Б., Гинзбург М. Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления. //Советская педагогика, 1977, № 1.
  33. А.А. Личность и общение. М., 1983.
  34. Боно Эдвард Де. Рождение новой идеи. М.: Мир, 1976, — 138с.
  35. А.В. Психология мышления и кибернетика. — М.1970.
  36. Г. Д. Задачи с производственно-техническим содержащем как одно из средств реализации политехнического принципа обучения физике. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1987. -17с.
  37. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. Рига.: Лиесна, 1976.-127с.
  38. B.C., Неволин И. Ф., Кукушкин В. Д. Организация умственного труда. М., 1980.
  39. Н.Б. Методические основы совместной технической творческой деятельности студентов индустриально-педагогического факультета и школьников. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. М.:1994. -17с.
  40. И.А., Поллужный В. Л., Тихомиров О.К Эмоции и мышление. -М., 1980.
  41. Ю.К. Теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению политехнического образования. Автореф. Дисс.. докт. пед. наук. —М.: 1979.
  42. Е.Н. и др. 0 производительном труде в школьных мастерских. /Школа и производство, 1978, № 2.
  43. Ю.Е. Эмоциональная активизация в структуре мыслительной деятельности. //Психологические исследования творческой деятельности. Под ред. О. К. Тихомирова М. Наука, 1975. — С.74−87.
  44. С.А. Метод обучения (ручной обработке металлов) слесарному делу на типичных деталях машин. М., 1888.
  45. Н.М. Методические принципы определения содержания общетехнического учебного предмета вуза. //О методологических и методических принципах построения модели специалиста высшей квалификации. Томск, 1979. — С.99−104.
  46. И.А., Арташкина Т А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знании. Владивосток.: Дальневосточный университет, 1993. — 196с.
  47. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в СССР М., 1959, т.1.
  48. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — 475с.
  49. Гаруля Н А. Формирование интеллектуальных умений у студентов педвуза будущих учителей труда на основе их политехнической подготовки. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1993. — 172с.
  50. Ю.З., Верещак Е. П. Формирование конструкторско-изобретательских умений. //Школа и производство, 1995, № 3. С.24−34.
  51. Ф.Н. Книга об учителе. -М.: Просвещения 1967.
  52. З.М. Понятийно-деятельностная технология развития обобщенного умения решать задачи у учащихся учреждений профессионального образования. Дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998, 164с.
  53. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  54. М.А., Малинин В. М. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов //Советская педагогика. 1971, № 1.
  55. В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. -236с.
  56. К. Новый подход к оценке знаний студентов. //Современная высшая школа. 1974, № 4. С. 139−155.
  57. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера М., 1981.
  58. Дидактика средней школы /Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М&bdquo- 1975.
  59. Д. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решения. М.: Мир, 1969. — 440с.
  60. Н.А. Формирование обобщенных умений по решению некоторых классов творческих задач. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. М.:1979. — 18с.
  61. А.Г. Методические условия конструкторско-технологической подготовки будущих учителей технологии. Дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк, 1999. — 165с.
  62. А.Г. Практические занятия в учебных мастерских. М.: Изд. ААН РСФСР, 1957. — 204с. и 127черт.
  63. Дубов А. Г, Бешенков А. К. Альбом чертежей школьного учебно-хозяйственного оборудования М.: Просвещение, 1968. — 176с.
  64. Дубов А. Г, Бешенков А. К. Альбом чертежей школьного учебно-хозяйственного оборудования. Пособие для учителей труда. М: Просвещение, 1967. — 176с.
  65. К. Психология продуктивного творческого мышления //Психология мышления. М.: Прогресс, 532с., С.11−17.
  66. И.А. Диагностика сформированности конструкторско-технологических знаний и умений у будущего учителя технологии. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 221с.
  67. В.И. Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента. Магнитогорск.: Магнитогорский ГПИ, 1995. — 111с.
  68. В.М. Теория и практика проектирования инновационных педагогических технологий для педагогических вузов в предметной области «Технология». Дисс. докт. пед. наук. С-Пб., 2001. — 414с.
  69. В.И. Дидактика высшей школы: лекция. -Челябинск.: ЧПИ, 1990. 95с.
  70. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: 1982. 160с.
  71. В.И. Учитель как исследователь. (Педагогика и психология № 4) М.: Знание, 1980. — 96с.
  72. А. В. Формирование самооценки в учебной деятельности. //В кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М., 1977.
  73. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера педагога. Свердловск.: изд-во Уральского университета, 1988. 117с.
  74. Э.Ф. Модернизация профессионального образования в Ф.Р.Г.-М.: Педагогика, 1993, № 4. С. 106−110.
  75. Э.Ф. Методические исследования психолого-педагогических проблем инженерно-педагогического образования. Свердловск, 1985. -66с.
  76. М.В. Педагогические основы подготовки учителей технического труда и политехнических практикумов на примере обучения студентов педвузов станочной обработке материалов. Автореф. Дисс.. канд. пед. наук Ташкент, 1978. — 16с.
  77. Зильберг Н И. Формирование у будущих учителей умений оптимизировать процесс обучения. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1989. -335с.
  78. М.Е. Геометрические фигуры в технических формах. -М&bdquo- 1960.
  79. В.В. Школьные учебные мастерские: В помощь учителю труда. Пермь, 1963.
  80. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, Вып.1,2 — 1972, вып. З — 1973.
  81. Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента: Материалы лекции, прочтенных в Политехническом музее. М.: Знание, 1975. — 123с.
  82. В. В., Путляева J1.B. Особенности контроля в проблемном обучении. //В кн.: Талызина Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. — С.86−108.
  83. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
  84. Калмыкова З. И, Продуктивное мышление как основа обучаемости М.: Педагогика, 1981. — 200с.
  85. И.Г. Формирование творческих способностей студентов в процессе трудового и эстетического воспитания. Дисс. фил. Наук. -М., 1989. 197с.
  86. И.П. Проблемы формирования технического мышления М., 1974. — 184с.
  87. И.П. Структура и механизм творческой деятельности. -М.: МГУ, 1983. 168с.
  88. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. — 286с.
  89. Кан-Калик В.А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 144с.
  90. К.Н. Педагогические основы производительного труда учащихся профтехнических училищ: Дисс.. докт. пед. наук М., 1976.
  91. Г. А. Переналаживаемые технологические процессы в машиностроении. М., 1980.
  92. Г. А., Шемякина Г. М. Мотивация учения в условиях применения метода активизации резервных возможностей. //В кн. Вид активизации учебной деятельности. М., 1982.
  93. Е.А. Путь в профессию. Пособие для старших классов общеобразовательной школы. Л., 1974.
  94. Е.А. Как выбрать профессию. М., 1984.
  95. В.А. Методические и технико-технологические задачи при организации производительного труда студентов. //Проблемыметодической подготовки инженеров педагогов. Свердловск: СИПИ, 1989. — С.72−78.
  96. А.П. и др. Экономическая эффективность новой техники в машиностроении. М., 1978.
  97. Комплексная мастерская по техническому труду в малокомплектной (сельской и городской) общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М., 1984.
  98. Л. А. и др. Оценка условий труда токарей /Машиностроитель, 1980, № 10.
  99. Г. С. Системно-структурный подход к организации учебного материала и его влияние на активизацию мыслительной деятельности студентов на материале технических дисциплин. Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. Ташкент, 1980. — 22с.
  100. Л.В. Управление качеством подготовки инженерно-педагогических кадров в системе повышения квалификации. Дисс. Канд. пед. наук. Челябинск, 1999, 183с.
  101. В.В. Состав, функции и структура научного обоснования обучения. М., 1975.
  102. ВВ. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. — 64с.
  103. Н.К. Доклад Реконструкция народного хозяйства и политехническое образованием В кн.: Первый Всероссийский съезд по политехническому образованию: Доклады, прения, резолюции и др. материалы. — М — Л., 1931.
  104. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. — 352с.
  105. А.В. Методы интуитивного поиска технических решений. М.: Научно-технически кооператив «Метод», 1992. — 11 1с.
  106. Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — 304с.
  107. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 232с.
  108. Ю.Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты. //Вопросы психологии, № 1, 1973.-С.48−57.
  109. А.А. 0 формировании трудовых навыков. //Школа и производство, 1971, № 6.
  110. И.Л. Экономические проблемы внедрения новой техники. Л., 1974.
  111. B.C. Структура и содержание общетехнических знаний основ производства. М., 1977.
  112. B.C. Содержание образования. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 360с.
  113. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  114. Леонтьев, А Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  115. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  116. И.Я. Дидактическая система методов обучения М., 1976.
  117. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186с.
  118. О.О. Эвристические задачи как педагогическое средство развития умственной самостоятельности учащихся. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. С.-Пб., 1996. — 17с.
  119. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1988. 192с.
  120. A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. //Новое в теориии и практике обучения. Выпуск № 1. -М.: Знание, 1980. С.3−47.
  121. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. 367с.
  122. Махмутов М. И, Матюшкин А. М Проблемное обучение -понятие и содержание. //Вестник высшей школы, № 2, 1977.
  123. А.Ф. Учебная работа в техническом вузе. М.: изд-во МЭИ, 1992. — 142с.
  124. Методические проблемы научного исследования профессионально-технического образования. /Ред. А. П. Беликовой, ВНИИ проф. тех. образования М.: Высшая школа, 1987. — 199с.
  125. Методологические проблемы развития педагогической науки. /Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткнна, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985.-236с.
  126. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н. В. Кузьминой. JL: изд-во ЛГУ. — 172с.
  127. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973.
  128. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. (Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской). М.: Педагогика, 1981. — 120с.
  129. В.А. Психология конструкторской даятельности. М.:1983.
  130. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Общество «Знание», 1978. — 47с.
  131. В.А. Стратегии решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности //Психологический журнал, том 16, 1995. № 1, с.18−23.
  132. В.А. Трудовое воспитание и техническое творчество. -М. 1985.
  133. Научно-технический прогресс и структура производства средств производства. -М., 1982.
  134. Научные основы прогрессивной техники и технологии. М., 1985.
  135. A.M. Педагогические основы формирования трудовых умений. Автореф. Дисс. докт. пед. наук. Казань: 1989. — 38с.
  136. Э.Д. Технико-технологическая подготовка учащихся в процессе трудового обучения.//Советская педагогика, 1982, № 8.
  137. Э.Д. Методические основы эффективного использования учебно-материальной базы для трудовой подготовки учащихся в общеобразовательной школе. Автореф. Дисс. докт. пед. наук -М, 1989.-38с.
  138. Э.Д. Научно-педагагические основы оборудования школьных мастерских. М.: Педагогика, 1986. — 144с.
  139. Э.Д. Приспособления в единичном и мелкосерийном производстве. М.: Машиностроение, 1996. — 264с.
  140. Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методика обучения. М.: МПУ, 1996. — 240с.
  141. И.В. Подготовка студентов профессионально-педагогического вуза к дидактическому технологическому творчеству. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 233с.
  142. Основы профессиональной педагогики /Под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского 2-ое изд. М.: Высшая школа, 1977. — 504с.
  143. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.312с.
  144. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. — 174с.
  145. Д. Как решать задачу. М.: изд. 2-е Учпедгиз, 196. — 207с.
  146. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучаемых по педагогическим специальностям и направлениям /Под ред. С. Я. Батышева 2-е изд. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. -204с.
  147. Я.А. Психология творчества и педагогика М., 1976.
  148. Психологические характеристики профессий. Минск, 1979.
  149. Психология решения учащимися производственно-технических задач /Под ред. Н А. Менчинской. М., 1965.
  150. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 182с.
  151. C.JI. Основы обшей психологии. М., 1940.
  152. Ю.К. Дидактическая подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства при изучении общетехнических дисциплин. Дисс. канд. пед. наук-Липецк, 2000. 174с.
  153. Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1961.
  154. И.Н. Системное исследование мышления в решении творческих задач. Автареф. Дисс. канд. псих. наук. М.: 1980. — 18с.
  155. Сереков В В. Личностный подход в образовании- концепция и технология. Волгоград: Монография, 1994. — 136с.
  156. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.
  157. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96с.
  158. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
  159. В.А. Формирование личности советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160с.
  160. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192с.
  161. A.M. Методические проблемы системно-структурного исследования учебного материала. //Новые исследования в педагогических науках. Вып. 5, С.39−44, 1976- Вып. 6, С.48−53, 1976.
  162. В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
  163. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста. //Вестник высшей школы. 1986, № 3, С. 10−14.
  164. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986.
  165. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. 2-ое изд. М.: МГУ, 1984. — 345с.
  166. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. И. Я. Лернера, В. В. Краевского. М., 1983.
  167. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  168. Е.И. Система подготовки студентов к работе с техническими средствами обучения в общеобразовательной школе. Дисс. канд. пед. наук. Душанбе, 1978. — 183с.
  169. Н.Ф. Теория и практика развития конструкторской деятельности школьников. Автореф. Дисс. докт. пед. наук. Челябинск, 1995. -48с.
  170. ПИ. Опыт устройства общеобразовательной школы с целью большей подготовки учащихся к жизни. М., 1912.
  171. В.Ф., Новиков A.M. Приспособления на занятиях по труду. М., 1970.
  172. Т.Н. Активизация учения школьников. М., 1982.
  173. С.А. Обучение и научное познание. М., 1981.
  174. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М&bdquo- 1971.
  175. А.Ф. Психология постановки и решения конструктивно-технических задач. Автореф Дисс. докт. псих. наук. Л.: 1974, 38с.
  176. А.Ф. Психология решения задач. — М.: Высшая школа, 1972.
  177. Энциклопедия профессионального образования в 3-х т. /Под ред. С. Я. Батышева М. АПО, 1998. Т1 — 568с., Т2 — 440с&bdquo- ТЗ — 488с.
  178. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  179. И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л.: ЛГУ, 1980. 115с.
  180. М.Т. Воздействие на эмоционально-ценностную сферу подростка. //Советская педагогика. 1986, № 12. 62с.
  181. З.П. Дидактические основы развития творческой познавательной активности у будущих учителей технологии при выполнении учебных самостоятельных работ. Дисс. канд. пед. наук. -Липецк, 2000. 176с.
  182. Л. А. Формирование профессиональной направленности студентов на пропедевтическом этапе вузовской подготовки Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1992. — 19с.
Заполнить форму текущей работой