Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие системы налогообложения коммерческих банков в современной экономике России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дальнейшее совершенствование банковского налогообложения коммерческих банков должно быть связано с упорядочением налогообложения создаваемых резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженностям, имеющих значительные размеры и оказывающих влияние на финансовые результаты деятельности банка, суммы подлежащего к уплате налога на прибыль. В 2002 году Главой 25 НК РФ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования и развития налогообложения кредитных организаций в современных условиях
    • 1. 1. Экономические предпосылки создания системы налогообложения коммерческих банков
    • 1. 2. Влияние финансово — кредитной политики государства на развитие системы налогообложения коммерческих банков
    • 1. 3. Роль налогообложения коммерческих банков в финансовом обеспечении экономики России
  • Глава 2. Практика банковского налогообложения на современном этапе
    • 2. 1. Состояние и вектор развития налогообложения коммерческих банков Ростовской области
    • 2. 2. Анализ основных налогов, уплачиваемых коммерческими банками
  • Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения коммерческих банков в налоговой системе государства
    • 3. 1. Реформирование налогообложения коммерческих банков в рамках реали зации «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года»
    • 3. 2. Совершенствование налогообложения прибыли коммерческих банков с целью улучшения системы кредитования реального сектора экономики

Развитие системы налогообложения коммерческих банков в современной экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. В настоящее время одной из главных задач по выходу экономики России из системного финансового кризиса остается задача построения эффективной системы налогообложения.

Проводимая рядом российских банков финансовая политика оказала негативное влияние на их устойчивость, что особенно остро проявилось в условиях кризиса и вызвало необходимость формирования новой модели развития банковского сектора, характеризующейся приоритетом качественных показателей деятельности, в том числе за счет изменения системы налогообложения банков.

Финансовые кризисы 1998 г. и 2008 г. показали недостаточную надежность банковской системы России, незавершенность правовой базы банковской деятельности, включая существующие нормы налоговых правоотношений.

В то же время в последнее десятилетие кредитно — банковский сектор развивался наиболее интенсивно по сравнению с другими сферами народного хозяйства, в связи с чем, коммерческие банки стали одними из наиболее крупных налогоплательщиков государства, что обеспечивало значительные налоговые поступления в бюджеты разных уровней.

Этап трансформационного процесса по — новому определяет в налоговой системе России роль и место налогов коммерческих банков, специфичных по определению сущностных характеристик. В налоговой системе банки занимают особое положение, обусловленное тем, что они являются налоговыми агентами, посредниками между государством и другими налогоплательщиками в части удержания налогов, осуществляют финансово-хозяйственные операции и в то же время сами исполняют государственные назначения.

Трансформация модели развития банковского сектора и определение задач его дальнейшего развития проводится Правительством РФ и Центральным банком в рамках «Стратегии развития банковского сектора Российской.

Федерации на период до 2015 года".

Важнейшим признаком современных институциональных изменений, направленных на создание необходимой инфраструктуры инновационного развития экономики, является усиление банковской системы, в которой система налогообложения должна соответствовать заданным направлениям ее развития. В современных условиях вопрос о совершенствовании налогообложения российских коммерческих банков приобретает особое значение. Их кризисное положение, с одной стороны, и необходимость расширения инвестиций в экономику, с другой стороны, в известной степени обостряют проблему совершенствования налогообложения коммерческих банков, превращают ее в один из наиболее актуальных теоретических и практических вопросов.

Налоговое регулирование деятельности коммерческих банков государством, следует рассматривать как с позиции обеспечения устойчивости банковской системы, так и позиции влияния банков на основные направления и темпы экономического развития страны. Здесь роль налоговой составляющей особенно значительна в реализации направлений проводимой государством экономической политики.

Необходимость разработки новой концепции налогообложения коммерческих банков обусловливает недостаточность теоретических установок, нестабильность нормативно-правового поля, видовой динамики налогов, условий их взимания .

Реализация функциональной роли российской системы налогообложения в банковской сфере осложняется тем, что она должна учитывать не только интересы развития финансового сектора, стимулировать инвестиционные процессы, но и регулировать направление инвестиций, способствуя привлечению финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, особенно с учетом сложившейся в настоящее время экономической ситуации.

Специфика отечественного налогообложения финансовых институтов вытекает, в первую очередь, из особенностей их деятельности. При этом, институциональная модель налоговой системы, являющаяся основой построения любого механизма налогообложения, не предполагает специального режима обложения данных институтов.

Практическая и теоретическая значимость, важность рассматриваемой проблемы актуализирует исследование данной проблематики.

Степень разработанности проблемы. Анализ периодической и монографической литературы по проблеме диссертационной работы показал, что вопросам реформирования налоговой системы страны, развития и роли системы налогообложения коммерческих банков в научной литературе уделено достаточно много внимания. Однако до настоящего времени вопросы направлений реформирования налогообложения банков являются во многом дискуссионными, несмотря на их разноаспектное рассмотрение.

В исследуемой области среди работ зарубежных и российских ученых, практиков можно выделить труды Д. Боголепова, А. Маршалла, Дж. Милля, У. Петти, Д. Риккардо, А. Смита, Дж. Стиглица, Д. Стюарта, И. Тургенева,.

Б.Франклина.

В определение границ налогообложения существенный вклад внесли исследования А. Лаффера, М.Фридмена. Современные исследования налогообложения отражены в работах О. Богачевой, И. Горского, Ю. Данилевского, Ю. Любимцева, Л. Маршавиной, Л. Павловой, В.Панскова.

Проблемы формирования эффективной системы налогообложения коммерческих банков исследованы в работах И. Ларионова, К. Мурзина,.

B.Слепова Е. Смирнова.

Анализу моделей налогообложения посвящены работы А. Брызгалина,.

И.Гашенко, А. Козырина, В. Князева, О. Мещеряковой, П. Мостового,.

C.Пепеляева, В. Пушкаревой, Д. Черника, С.Шаталова.

Вопросы реформирования налогообложения исследовались Л. Абалкиным, Л. Андриановым, А. Ворониным, Т. Гварлиани, С. Глазьевым,.

Е.Джурбиной Б. Златкис, А. Колесовым, В. Красницким, Л. Лавровым, В. Лексиным, Н. Малис, Р. Новоселовым, В. Мокрым, Л. Прониной, Т. Поляком, О. Пчелинцевым, Н. Тюпаковой, М.Яндиевым.

Недостаточная изученность налогообложения субъектов финансово-кредитной сферы в экономике России обусловило выбор темы, объекта, предмета, формулировку цели и задач настоящего исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических подходов и практических мер по развитию налогообложения коммерческих банков в условиях постоянного реформирования налоговой системы государства.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: -выявить экономические предпосылки создания и функционирования системы налогообложения коммерческих банков, их место и роль в налоговой системе страны;

— определить влияние финансово — кредитной политики государства на развитие системы банковского налогообложения;

— исследовать воздействие системы налогообложения коммерческих банков на развитие экономики России;

— обобщить опыт практики налогообложения коммерческих банков, выявить тенденции его развития на примере конкретного региона (Ростовской области);

— провести теоретический и количественный анализ основных налогов, уплачиваемых коммерческими банками;

— определить вектор реформирования системы налогообложения коммерческих банков с учетом современных стратегий.

— обосновать основные направления реформирования налогообложения прибыли коммерческих банков;

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития в экономике России, включая систему налогообложения коммерческих банков. Предметом исследования выступает совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся между коммерческими банками, налоговыми органами, хозяйствующими субъектами, в процессе налогообложения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения научных трудов отечественных и зарубежных специалистов по развитию системы налогообложения коммерческих банков, разработки Федеральной налоговой службы, материалы конференций по проблеме налогообложения, а также концепции и гипотезы, представленные в работах российских экономистов, занимающихся вопросами технологий налогообложения, обеспечивающих устойчивое развитие банковской системы государства.

Общеметодологические принципы исследования базируются на концептуальных положениях системного подхода к исследованию особенностей налогообложения субъектов финансово — кредитной сферы, использовании научных методов познания диалектики развития налогообложения коммерческих банков в экономике России и определения направлений их перспективного развития, влияния на бюджетно — налоговый механизм страны.

Диссертационная работа выполнена в рамках Паспорта специальности ВАК 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит, раздела 2 «Государственные финансы», п. 2.9 «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы».

Инструментарно-методический аппарат исследования базируется на системно-функциональном подходе и применении общенаучных методов исследования: логического, статистического и ситуационного анализа. В работе нашли конкретное применение методы экспертных оценок, группировок, сравнения, концептуального моделирования, монографического обследования и др. Каждый из этих методов и приемов применялся адекватно его функциональным возможностям, что позволило обеспечить аргументированность и достоверность выводов и положений диссертационной работы.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РФ, законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, касающиеся вопросов налогового контроля, функционирования налоговых органов, приказы Министерства финансов РФ, документы Федеральной налоговой службы, Стратегии и Концепции совершенствования бюджетно-налоговой системы России.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе законодательных и нормативных актов РФ, официальных данных Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), статистических и информационно — аналитических данных Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам, Ассоциации российских банков, Федеральной налоговой службы РФ, а также территориальных УФНС, нормативных и директивных документов Президента и Правительства РФ, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, авторских расчетов и Интернет-ресурсов.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования основана на идее создания оптимальной системы налогообложения коммерческих банков и состоит в том, что устойчивое функционирование коммерческих банков в современных экономических условиях (постоянно возникающих финансовых кризисах) определяется необходимостью изменения подходов к формированию резервов банка, финансового результата, налогооблагаемых баз, упорядочения льгот при условии обеспечения единства и однородности налогового пространства.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Необходимость создания системы налогообложения коммерческих банков с максимальными ставками и объемами предоставляемых льгот в налоговой системе государства, с использованием фискальных инструментов, функционирующих на основании общегосударственного налогового законодательства, связана со специфической ролью банков, обусловленной тем, что они во взаимоотношениях с налоговыми органами выступают в двух ролях: как самостоятельные налогоплательщики, а также как посредники между государством и другими налогоплательщиками, налоговыми агентами.

2 Определение влияния, направлений и методов налогового воздействия на деятельность банков посредством финансово — кредитной политики показало, что исходя из приоритетов государства и экономики в делом данное воздействие осуществляется по смешанной модели налоговой системы, сущность которой заключается в отсутствии зависимости бюджетных поступлений страны от конкретного вида налога или группы плательщиков. Несмотря на то, что данная модель, по сравнению с моделями западноевропейских стран, более аморфна и ее основные признаки размыты, выбор данной модели объясняется тем, что российская экономика развивается нестабильно, и в зависимости от специфики ее развития корректируется система налогообложения: в периоды роста инфляции упор делается на косвенные налоги, при более стабильной экономике налоговое бремя с физических лиц перекладывается на юридические. Изменяя механизм налогообложения государство воздействует на банковскую систему в целом и на отдельные операции банков (например, при общем изменении порядка определения налоговой базы воздействие оказывается на все банкипри изменении порядка налогообложения срочных сделок — только на указанные операции банков-участников срочного рынка).

3. Системный анализ структурной трансформации налогообложения коммерческих банков на современном этапе, источников и видов поступления налогов выявил процесс унификации банковского налогообложения с налогообложением предприятий и организаций народного хозяйства по сравнению с периодом первоначального налогообложения банков, отличавшегося более высокими налоговыми ставками, множественностью элементов налогооблагаемых баз, жесткими и ограниченными режимами льготирования. Учет тенденций и закономерностей развития практики налогообложения коммерческих банков позволяет констатировать повышение доли налога на прибыль в общем объеме налоговых поступлений коммерческих банков.

4. Действующая система налогообложения банков, несмотря на изменения, внесенные в налоговое законодательство, в отличие от зарубежных стран, почти не предусматривает возможностей для привлечения долгосрочных финансовых ресурсов и направления уже имеющихся ресурсов непосредственно на финансирование субъектов реальной экономики. Данная ситуация связана с тем, что на процесс кредитования влияет система налогообложения прибыли банков, вернее, изменение метода формирования финансовых результатов банка (замене с 2002 года кассового метода методом начисления), независимо от фактического поступления денежных средств, что способствует снижению величины свободных ресурсов банка. В связи с этим банки стали отдавать предпочтение краткосрочному кредитованию, вложению средств в спекулятивные операции, резко снизив заинтересованность в долгосрочном кредитовании экономики. Для увеличения заинтересованности банков в долгосрочном кредитовании реального сектора экономики при использовании вновь введенного метода начисления при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, необходимо предусмотреть возможность уменьшения данной базы на величину доходов, начисленных от долгосрочного кредитования приоритетных отраслей экономики.

5. Дальнейшее совершенствование банковского налогообложения коммерческих банков должно быть связано с упорядочением налогообложения создаваемых резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженностям, имеющих значительные размеры и оказывающих влияние на финансовые результаты деятельности банка, суммы подлежащего к уплате налога на прибыль. В 2002 году Главой 25 НК РФ (ст. 292) при определении налоговой базы был расширен круг задолженности, по которой разрешено в целях налогообложения создавать резервы, уменьшающие налоговую базу. Действующим законодательством при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже, по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных Ж РФ.

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по развитию налогообложения коммерческих банков, учитывающих специфику их деятельности в условиях дальнейшего реформирования налоговой системы страны. Конкретное приращение научного знания состоит в следующем:

1. Выявлено, что создание системы налогообложения коммерческих банков, с максимальными ставками и объемами предоставляемых льгот, в налоговой системе государства, с использованием фискальных инструментов, функционирующих на основании общегосударственного налогового законодательства, связано со специфической ролью банков, обусловленной тем, что они во взаимоотношениях с налоговыми органами выступают не только как самостоятельные исполнители бюджетных назначений, но и как посредники между государством и другими налогоплательщиками, налоговыми агентами.

2. Определена эволюционная динамика системы налогообложения коммерческих банков, отражающая качественные и количественные изменения в характеристике налогов, их структурную трансформацию, унификацию с налогообложением предприятий и организаций, фискальные элементы, главным из которых является налог на прибыль, что позволит разработать комплекс мер в направлении развития налогообложения банков на современном этапе.

3. Предложены новые методические подходы к определению финансового результата коммерческого банка, включающие корректировку налоговой базы на величину доходов, начисленных от долгосрочного кредитования приоритетных отраслей экономики, при применении метода начисления, вместо ранее использовавшегося кассового метода, что будет способствовать научно — обоснованному налогообложению доходов банка, увеличению объемов долгосрочного кредитования, снизит вложения средств коммерческих банков в спекулятивные операции.

4. Сформулирован и обоснован вывод о необходимости диверсифицированного подхода к изменению механизма формирования резервов коммерческого банка (сокращению объемов), значительно влияющих на размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, что позволит расширить данную базу, увеличит налоговые платежи банков в бюджет, улучшит прогнозные возможности в оценке налоговых доходов.

5. Обоснованы предложения по совершенствованию налогообложения коммерческих банков, а именно: изменению механизма формирования резервов, структурного состава налогов, порядка определения финансового результата, оптимизации элементного состава налогооблагаемых баз, упорядочению льгот и преференций, что обеспечит системность и единство в общегосударственном и субъектном налогообложении финансовокредитной сферы.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке конструктивного подхода к формированию стратегии развития системы налогообложения коммерческих банков, при обеспечении целостности налоговой системы государства. Теоретические выводы, сделанные в результате исследования, могут быть использованы в учебном процессе при совершенствовании программ учебных курсов по теории налогов, специальных теоретических курсов «Налоги и налогообложение», «Налоговое планирование», «Налогообложение предприятий и организаций», при разработке общегосударственной политики развития системы налогообложения в финансовокредитной сфере.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по модернизации системы налогообложения коммерческих банков. Предложенные рекомендации, могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании инструментарных средств налоговой политики, бюджетно-налогового механизма, решении проблем развития субъектов финансово — кредитной сферы, выработке направлений курса экономических реформ.

Результаты исследования могут быть использованы при:

— усилении фискальных инструментов (увеличения ставки по налогу на прибыль), функционирующих на основании общегосударственного налогового законодательства, что связано со специфической ролью коммерческих банков;

— изменении режима формирования резервов коммерческих банков с целью расширения и научно — обоснованного подхода к формированию налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

— формировании финансово-кредитной политики государства, экономических предпосылок участия в международных связях;

— разработке системы мер аналитическо-прикладного характера в стратегии развития банковского налогообложения на современном этапе.

Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования докладывались автором на региональных и международных научно — практических конференциях, научных семинарах и совещаниях по проблемам развития налогообложения коммерческих банков и роли банков в развитии экономики страны (Анапа, Ростов-на-Дону). Отдельные результаты исследования внедрены в практическую деятельность органов налоговой службы УФНС по Ростовской области и в учебный процесс Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса.

Публикации результатов исследования. Основное содержание диссертации и результаты проведённых научных исследований изложены в 6 научных публикациях, общим объемом 3, 21 пл., из них лично авторских — 3, 21 п.л., в том числе три статьи в журналах рекомендованных ВАК.

Логическая структура и объем диссертационной работы. Цели и задачи диссертационного исследования определили объём и последовательность его изложения. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 7.

Заключение

.

Развитие банковского сектора в России и совершенствование налогообложения банков — два параллельных и взаимосвязанных вопроса. С помощью государственного регулирования налогообложения кредитных организаций, проявления стимулирующей функции налогов можно достичь значительных успехов в привлечение инвестиций для реального сектора экономики. Предложенные меры по совершенствованию налогообложения коммерческих банков обеспечили решение некоторых назревших проблем в системе налогообложения. Одна из ведущих ролей в реформах отводилась налоговым методам регулирования экономического развития. Наиболее крупные изменения предусматривались в области налогообложения коммерческих банков.

Анализ, выполненный в работе по налогообложению коммерческих банков показал, что экономическими предпосылками формирования современной налоговой системы, в том числе института налогообложения коммерческих банков в России, стали институциональные изменения в сфере отношений собственности.

Это обстоятельство вызвало необходимость создания совершенно новой системы налоговых изъятий, включая финансовый сектор экономики, вследствие чего системы налогообложения коммерческих банков была построена подобно налоговой системе государства.

Значительное влияние на развитие системы банковского налогообложения оказывает финансово — кредитной политика государства.

С момента создания налоговой системы и до настоящего времени, исходя из приоритетов государства и экономики в целом, налоговое воздействие на деятельность коммерческих банков осуществляется по смешанной модели налоговой системы, несмотря на ее некоторую аморфность, поскольку российская экономика развивается нестабильно, и в зависимости от специфики ее развития корректируется система налогообложения. Изменяя механизм налогообложения, государство воздействует на банковскую систему в целом и на отдельные операции банков.

Выполненное исследование структурной трансформации системы налогообложения коммерческих банков по видам налогов позволило выявить унификацию, слияние банковского налогообложения с налогообложением предприятий и организаций по сравнению с периодом первоначального налогообложения, отличающегося более высокими налоговыми ставками, множественностью элементов налогооблагаемых баз, жесткими и ограниченными режимами льготирования, а также заключить, что в результате эволюционной динамики налогообложения с 2002 г. снизилось налоговое бремя коммерческих банков.

Установлено, что действующая система налогообложения банков, в отличие от зарубежных стран, почти не предусматривает возможностей для привлечения долгосрочных финансовых ресурсов и направления уже имеющихся ресурсов непосредственно на финансирование субъектов реальной экономики.

Среди анализируемых факторов на процесс кредитования больше всего влияет система налогообложения прибыли банков, вернее, изменение порядка формирования финансовых результатов банка, заключающегося в замене кассового метода методом начисления, независимо от фактического поступления денежных средств, что привело к снижению величины свободных ресурсов у многих банков.

В работе доказано, что в связи с этим обстоятельством банки в настоящее время отдают предпочтение краткосрочному кредитованию, вложению средств в спекулятивные операции и мало заинтересованы в долгосрочном кредитовании экономики.

Обосновано, что для увеличения заинтересованности банков в долгосрочном кредитовании реального сектора экономики при использовании вновь введенного метода начисления при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, необходимо предусмотреть возможность уменьшения данной базы на величину доходов, начисленных от долгосрочного кредитования приоритетных отраслей экономики, что будет способствовать более научному подходу формирования объекта обложения.

Кроме того, для стимулирования льготного долгосрочного кредитования, инвестиций в наукоемкие отрасли промышленности доказана целесообразность дифференциации и применения более низкой ставки налога на прибыль по доходам, полученным от предоставления долгосрочных кредитов приоритетным отраслям экономики, либо возможность их исключения из расчета налогооблагаемой базы при расчете сумм налога.

Повышение эффективности налоговой системы, совершенствование механизма банковского налогообложения должно быть связано и с упорядочением налогообложения создаваемых резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженностям, имеющих значительные размеры и оказывающих влияние на финансовые результаты деятельности банка, суммы подлежащего уплате налога на прибыль.

В диссертационной работе обоснованы предложения по изменению механизма формирования резервов за счет прибыли коммерческого банка, так как это позволит расширить налогооблагаемую базу, увеличит налоговые платежи банков в бюджет, уменьшит необходимость введения новых налогов, улучшит прогнозные возможности в оценке объемов налоговых доходов бюджетов.

Возрастание потребности в совершении операций по предоставлению займов ценными бумагами требует решения вопроса законодательного установления особенностей обложения налогом на прибыль таких операций, чтобы не создавать для банков значительные риски.

В рамках применения налога на прибыль организаций необходимо урегулировать ситуации с операциями РЕПО, в том числе с иностранными участниками, доверительным управлением в случае, когда за пределами России находится хотя бы одно из трех лиц (учредитель, бенефициар, доверительный управляющий). По действующему законодательству в России используются методы списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг, не применяемые в международной практике (по стоимости последних по времени приобретений — ЛИФО). В бухгалтерском учете от этого метода уже отказались в рамках его реформирования и приближения к МСФО.

В работе обоснован вывод о том, что реформирование налоговой системы России вызвано отсутствием единого подхода в разработке концепции эффективного налогообложения, в том числе в финансово — кредитной сфере, неустойчивостью и противоречивостью существующей системы налогообложения, серьезными проблемами в области фискального федерализма, льгот, контроля, нестабильностью налоговой политики и ее непосредственной зависимостью от субъективных и конъюнктурных факторов, отрицательно влияющих на показатели государственного бюджета.

Сложная структура экономической системы государства, зависимость государственной экономической политики от действенности средств ее реализации на уровне отдельных субъектов, при наличии ряда институциональных различий создают сложности в механизме налогообложения.

Реформирование системы налогообложения коммерческих банков основано на обеспечении социального характера налогообложения, упрощении методологических расчетов по отдельным налогам (налог на прибыль), систематизации льгот и преференции (НДС), изменении налогообложения создаваемых резервов, децентрализации ряда федеральных налогов и возвращения им законодательного статуса «регулирующих».

На современном этапе реформирования налоговой системы необходима разработка концепции системы налогообложения банков, которая должна учитывать как мировой опыт, так и специфические особенности государственной системы России.

Налогообложение находится на стыке всех социально — политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит выход из современного кризиса. Развитие экономических отношений в России сопровождается преобразованием финансово-бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и других систем хозяйствования.

Важность роли кредитных организаций как участников налоговых отношений заключается в экономическом значении банковских институтов для финансовой системы любого государства и его экономики в целом.

Кредитные организации — это главные финансовые посредники, обеспечивающие функционирование системы безналичных банковских расчетов между всеми хозяйствующими субъектами (организациями и индивидуальными предпринимателями), поэтому в силу специфики своего экономического положения налоговым законодательством эти субъекты наделяются дополнительными обязанностями публично-правового характера.

Проведенное исследование направлений будущих преобразований, анализ выявленных тенденций позволил определить пути реформирования налоговой системы, в том числе системы налогообложения коммерческих банков в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Указами
  2. Президента РФ от 09.01.1996 г. № 20, от 10.02.1996 г. № 173, от 09.06.2001 г. № 679, от 25.07.2003 г. № 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 г. № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 г. № 6-ФКЗ). КонсультантПлюс.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от3011.1994г. № 51 -ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г.) (ред. от 27.07.2006 г.). КонсультантПлюс.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от2601.1996г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995 г.) (ред. от 02.02.2006 г.). КонсультантПлюс.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г.
  6. ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001 г.) (ред. от 03.06.2006 г.). КонсультантПлюс.
  7. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395−1 (ред. от 27.07.2006 г.) «Обанках и банковской деятельности». КонсультантПлюс.
  8. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ (ред. 20.08.2004 г.) «Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД ФС РФ 18.09.1998 г.). КонсультантПлюс.
  9. Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 177 ФЗ «О страхованиивкладов физических лиц в банках Российской федерации» // Российская газета. -№ 261.
  10. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218 ФЗ «О кредитныхисториях"// Российская газета.-2005. № 2. 9. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы Российской Федерации».// Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 11
  11. Закон РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности"// Консультант плюс
  12. Закон РСФСР от 1 октября 1992 г. «О налогообложении доходов банков"// Консультант плюс
  13. Инструкция ГНС РФ от 7 апреля 1992 г. «О порядке налогообложения доходов банков"// Консультант плюс
  14. Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», от 22 декабря 1993 г. № 2270.// Консультант плюс
  15. Указ Президента РФ «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам», от 23 декабря 1998 г. № 1635// Консультант плюс
  16. Постановление Правительства РФ «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль» № 490 от 16 мая 1994 г.// Консультант плюс
  17. Приказ Госналогслужбы РФ «О порядке учёта налогоплательщиков» от 13 июня 1996 г.//Консультант плюс
  18. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая// принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г., в ред. от 03.06.2009 г.
  19. Закон РФ «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ// принят ГД ФС РФ 03.02.1996 г., в ред. от 03.06.2009 г.
  20. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг"// принят ГД ФС РФ 20.03.1996 г., в ред. от 09.06.2009 г.
  21. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) //принят ГД ФС РФ 27.06.2002 г., в ред. от 10.01.2009 г.
  22. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 //утв. Минфин РФ 19.11.2002 г., в ред. от 11.02.2008 г.
  23. Приказ МНС РФ от 29 декабря 2000 г. (ред. от 13.11.2001 г.) № БГ-3−07/465 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)"// Консультант плюс
  24. Приказ МНС РФ от 26. февраля 2002 г. № БГ-3−02/98 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации"// Консультант плюс
  25. Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. № БГ-3−03/447 (ред. от 22.05.2001 г.) «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации"// Консультант плюс
  26. А.Г. Об особенностях современного мирового финансового кризиса и его последствий для России//Деньги и кредит. 2008. — № 12.
  27. Н.Алексеев Г. От контакта до клиента // Бизнес и банки. 2004. — № 2.
  28. В.А., Зотова А. И. Маркетинговые исследования рынка ссудных капиталов Ростовской области: Теоретические и практические проблемы рыночной трансформации экономики России. Ростов-на-Дону, 1993.
  29. Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы разви-тия//Деньги и кредит. 2009. — № 3.
  30. Аудрюс Мисявичус Управление банковскими рисками: настоящее и бу-дущее//Деньги и кредит. 2006. — № 6.
  31. Банковское дело: Учебник./ Под ред. проф. Г. Н. Белоглазовой, проф. Л. П. Кроливецкой. -М.: Финансы и статистика, 2005.
  32. Банковское дело. /Под ред. проф. О. И. Лаврушина М. Финансы и статистика, 2003.
  33. М.В. Новое в налогообложении коммерческих бан-ков//Финансы. 2008. — № 2. — с. 11
  34. A.A. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. М.: Инфра-М, 2006. 416 с.
  35. В. Определение расходов на формирование резервов- журнал «Аудит и налогообложение», № 8, 2008 г.
  36. Н. Особенности начисления и уплаты НДС в кредитных организациях- Финансовая газета, № 7, 2009 г.
  37. . P.A. Изменения налогового процесса в 2007 году: Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2007 г.
  38. , М.А. НДС и налог на прибыль: спорные вопросы и практика применения М.: журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006 г.
  39. М.А. Антикризисные изменения налогового законодательства- журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», № 12, 2008 г.
  40. Банкам бросают новый спасательный круг//Независимая газета, 2009 6 февраля http://www.ng.ru/economics/2009−02−06/lbanks.html.
  41. В.Г. Формирование новой экономики в условиях глобализации. М., 2003. — 168 с.
  42. В.Г. Деньги как связующее звено материального и идеального миров / Антология современной философии хозяйства. Под ред. Ю. М. Осипова, 2008. Т. 1. С. 188.
  43. В.Г. Если бы стоимость заговорила./ Антология современной философии хозяйства. Под ред. Ю. М. Осипова, 2008. Т. 1. С. 698, 702−703.
  44. В.Г. Финансовый кризис как проявление кризиса экономики знаний//Философия хозяйства, 2009. № 1. С. 202, 203.
  45. A.B., Ломакина E.B. Регулирование кредитного риска надзорными органами // Бухгалтерия и банки. 2007. № 7. С. 19−26.
  46. О.Т. Анатомия глобальной экономики. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.-428 с.
  47. С. Россия сможет повысить качество своей финансовой системы до уровня американской// Российская газета. 2006 3 окт. //http// www.rg.ru/2006/10/03reiting.html.
  48. И.Р. Глобальный финансовый кризис 2008 года следствие нарушения меры соотношения хозяйства и офинансонизированной экономики //Философия хозяйства, 2008 № 6 (60). — С. 46.
  49. A.B. Экономика знаний и инноваций: перспективы в России / под ред. A.B. Бузгалина. М.: Эко-номический ф-т МГУ, ТЕИС, 2007. -С. 12.
  50. С.О., Букин Д. С., Букин М. С. Секреты банковского бизнеса. М.: Изд. Группа «БДЦ-пресс», 2004. 335 с.
  51. М.Я. О необходимости налогового учета// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2009. — № 3. — с. 91
  52. М., Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе// Вопросы экономики. 2007. — № 7. — с. 63
  53. М.А. Изменение в налогообложении коммерческих банков// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2009. — № 3. — с.46
  54. В.Р., Брызгалин A.B., Головкин А. Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. М.- Юрайт, 2007 г.
  55. Н.И. Современные банковские технологии, теор. основы и практика // Деньги и кредит. 2004. № 10. С. 50−61.
  56. А.И. Оценка влияния ставки рефинансирования на эффективность денежно-кредитной политики Банка России//Финансы и кредит. -2008. № 35(323).
  57. Выступление министра финансов Российской Федерации, председателя Национального банковского совета A. JL Кудрина //Деньги и кредит. -2007. № 3
  58. С. Глобальный финансовый кризис: механизмы развития и стратегия выживания М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — С. 194.
  59. Д.А. Роль банков в налоговом администрировании- журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», № 7, 2007 г.
  60. В. Особенности расчета налога на прибыль по финансовым инструментам срочных сделок.: Бухгалтерия и банки. 2006 г.
  61. Л.И. НДС и операции банков: теория и практика налогообложения — журнал «Налоги и налогообложение», № 10, 2008 г
  62. В.А. Россия 2006: Денежный обзор. М.: Научный эксперт, 2006, -С. 66.
  63. В.А., Ткачук И. Б. Безопасность банковской деятельности: Учебник. М.: Маркет ДС, 2006. С. 424.
  64. С.Ю. Институциональные проблемы макроэкономического регулирования. М.: ТЕИС, 2005. — 232 с.
  65. С.Ю. Экономическая политика и глобальная экономика М.: ТЕИС, 2005. — С. 27.
  66. С.Ю. Особенности сетевого роста финансового капитала -М.: Экономист, 2005. С. 61.
  67. А.Г. Модернизация финансовых институтов основа устойчивого развития финансовых операторов// Вестник Финансовой Академии при Правительстве РА. 2003.- № 23. — С. 12−16.
  68. А.Г. Особенности развития финансовой глобализации // Вестник Финансовой Академии. 2005, — № 2. С. 23−36.
  69. Г. Ю. Современные проблемы теоретических исследований: вызовы финансовой глобализации М.: ТЕЙС, 2005. — 128 с.
  70. Н.Б. Риск-менеджмент организации М.: Альфа-Пресс, 2005. -С. 239.
  71. Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: Учебник-М.- Финансы и статистика, 2005 г.
  72. Деятельность коммерческих банков: учебное пособие / Под ред. проф., д.э.н. A.B. Калтырина. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  73. Дёриг Ханс-Ульрих. Универсальный банк банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Пер. с нем. — М.: Между нар. отношения, 1999. 65. Дадашев А. З. Налогообложение коммерческих банков в Российской
  74. Федерации.-М.- Книжный мир, 2008 г.
  75. О.В. Проект изменений и дополнений главы 25 НК РФ// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке».
  76. А.О. Особенности исчисления и уплаты единого социального налога//Финансы. 2007. — № 5. с. 12
  77. Н. В. Оперативный анализ прибыльности операций банка с отдельными клиентами.//Деньги и кредит. № 9. — 2000.69.3акиров Р. З. Банковский сектор и социально-экономическое развитие региона (история и современность)// Деньги и кредит. 2007. — № 10.
  78. Замена ЕСН страховыми взносами, изменение функций коммерческих банков// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2009. — № 7. — с. 71
  79. А.И. Банковская система и Сбербанка России: новые вызовы и импульсы роста//Деньги и кредит. 2006. — № 10.
  80. A.B. Банки в системе кредитно-финансовых отношений переходной экономики. Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 1997.
  81. О.Г. Анализ и управление рисками в деятельности малых и средних кредитных организаций // Деньги и кредит. 2002. № 2. С. 43−52.
  82. JI.H. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2000. 567 с.
  83. О.В. Налоги и налогообложение.-М.- КноРус, 2009 г.
  84. Т.Л. Налог на прибыль 2009.-М.- АйСи Групп, 2009 г.
  85. М.С. Налоговый кодекс: двойное толкование.-М.- Сту-тус-Кво 97, 2008 г.
  86. A.B. Стратегическое управление как инструмент обеспечения экономической безопасности банка//Финансы и кредит. 2008. -№ 23(311).
  87. М.А. Глобализация и национальное регулирование на финансовых рынках// Финансы и кредит.-2008. № 39(327).
  88. М.Е. Проблемы управления рисками потребительского кредитования в банковском секторе экономики России//Финансы и кредит. -2008. № 19(207).
  89. В.А. Совершенствование формы заявления анкеты заемщика в целях снижения рисков потребительских кредитов//Финансы и кредит. 2008. -№ 28(316).
  90. A.B. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты// Деньги и кредит. 2006. — № 5.
  91. В.М. Банковская система России в 2008 г. разумная стабильности/Банковское дело. -2007. — № 12.
  92. JI.H., Необходимый комплекс мер для снижения инфляции в России // Банковское дело. 2006 г. — № 8.
  93. М.Ю. Налог на имущество организаций.-М- Экзамен, 2009 г. 8 6. Лавру шин О.И., Валенцева Н. И. Банковские риски. М.: КНОРУС, 2008. -232 с.
  94. И.В. Оценка уровня прибыли с точки зрения риска и влияния на ликвидность // Бухгалтерия и банки. 2008. № 5. С. 24−41.
  95. A.C. Управленческие решения : учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009. 248 с.
  96. Механизм налогового регулирования банковской деятельности// Специализированный методический журнал «Налоги и налогообложение». 2009. — № 4.
  97. Г. Г. Рзвитие банковской системы России и инвестиции: достижения и проблемы // Деньги и кредит. 2006. № 1. — С. 3−7.
  98. В.Д. Национальные банки могут оказаться заложниками при вступлении России в ВТО // Банковское дело. 2002 № 2. — С. 2−4.
  99. В.Д. Методология систем. М.: ТЕИС. 2005. — С. 43.
  100. Модернизация экономики России: Итоги и перспективы. Отв. Ред. Ясин. Е. Г. Кн.-1. М.: ГУ ВШЭ, 2007. — С. 7−8
  101. И.А. Теория и история налогообложения- М.- Юнити, 2007 г.
  102. A.B., Леонов В. Ф. Единый социальный налог: настоящее и будущее// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2008. — № 12. -с.58
  103. В.Е. Актуальные вопросы исчисления налога на прибыль кредитными организациями// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2009. — № 1.
  104. В.Е. Практическое применение положений главы 25 НК// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2009. — № 3. — с. 49
  105. В.Е., Писцов Г. И. Особенности определения налоговой базы банками// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2008. — № 8. — с. 93
  106. В.Е. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль по операциям с ценными бумагами.// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2009. — № 2. — с. 60
  107. ЮО.Некипелов А. Д. Российская экономическая стратегия в условиях глобализации // Экономическая теория в XXI веке 2(9): Глобальное и национальное в экономике / Под ред. Ю. М. Осипова, В. В. Чекмарева, Е. С. Зотовой: В 2 т. Т. 1. М., 2004.
  108. Налоги: Учеб. пособие. 5-е изд. перераб. и доп./ Под ред. Д. Г. Черника. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 656с.
  109. Налоговые льготы в налоговом законодательстве// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2009. — № 3.
  110. P.M. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М. 2001. — 240 с.
  111. В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации.1. М.: МЦФЭР, 2002. с. 85
  112. Г. И. Налоговый учет резервов на возможные потери// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт иотчётность в коммерческом банке». 2009. — № 7. — с. 64
  113. В. Взгляд в будущее// Экономика и жизнь. 2000. № 2. с. 1
  114. М. Международная конкуренция: пер. с англ. / под ред. В. Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 1993.
  115. В.Г. Российская система налогообложения: Проблемы развития -М.- МЦФЭР, 2003 г.
  116. Н., Хороший О. Д. В налоговом учете нужно руководствоваться теми же экономическими критериями, что и в бухучете- журнал «Российский налоговый курьер», № 15, 2006 г.
  117. М.В. Первичные документы для налогообложения прибыли — журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», № 12, 2008 г.
  118. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 96.
  119. Б. А. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2000. — С. 319.
  120. В.Т. Экономическая стратегия России в условиях растущей глобализации мировой экономики // Философия хозяйства, 2004. № 3 (33). С. 15−16.
  121. A.B. Анализ финансового состояния коммерческих банков: монография/А.В. Смирнов. Международный банковский клуб «Аналитика без границ», http://www.mbka.ru/item59/.
  122. A.B. Российская экономика: финансовая стабильность возможна/А.В.Смирнов.- http ://www.fmansy.ru/publ/bank/012smirnov.htm.
  123. А. Исследование о природе и причинах богатств народов, М., 1993 г.
  124. А.М. Проблемы кредитной политики и пути их решения// Банковское дело. 2009 г. — № 2.
  125. .В. Управление операционным риском в коммерческом банке // Москва: ООО «Вершина» 2008. 272 с.
  126. В.Т. Риски финансового сектора Российской Федерации: Практ. пособие. М.: Финстатинформ, 2001. 176 с.
  127. В.С. Новая экономика как стратегия развития экономики / Новая экономика / под ред. проф. Е. Ф. Авдокушина, проф. В. С. Сизова / ВСЭИ. М.: Магистр, 2009. — С. 32.
  128. Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. М. 2002. С. 71.
  129. О.Г. перспективы развития финансового сектора России. -СПб.: Питер, 2006. С. 88, 114.
  130. И.А. Сетевая экономика: проблемы и перспективы развития. М.: «ИНФРА М», 2006. — С. 36.
  131. О.С. Глобальная экономика и экономическая политика М.: ИЭ РАН, 2006.- С. 221.
  132. О.С. Теория эффективности экономики. М.: Финансы и статистика, 2009. 368 с.
  133. О.В. Налоги и налогообложение. Практикум». -М.- Academia, 2009 г.
  134. И.В. Налог на прибыль. Сложные моменты.- М- Статус-КВО 97, 2007 г.
  135. В. Налогообложение банков// информационный портал еженедельника Закон. Финансы. Налоги.: www.zfn.nizhny.ru
  136. Е.Е. Банки и налоги: между прошлым и будущим// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2007. — № 2. — с.81
  137. Е.Е. Изменения второй части Налогового кодекса РФ// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2009. — № 7. — с. 61
  138. Е.Е. Изменения Налогового кодекса РФ необходимы// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2009. — № 3. — с. 62
  139. A.A. Налогообложение кредитных организаций в 2009 году// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». 2009. — № 1. — с. 53
  140. B.JI. Институциональные изменения в россиской экономике: 1990-е годы// Экономическая теория в XXI веке 3(10): Проблемы пореформенной экономики/ под ред. Ю. М. Осипова, B.C. Сизова, Е. С. Зотовой. — М.: Экономистъ, 2005. — С. 27.
  141. А. Зарубежные компании выбирают Россию // Управление риском. 2006. № 6. — С. 14.
  142. Г. А. Банкизация России: право, экономика, политика. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2008. — 400 с.
  143. A.B. Проблемы налогообложения банковский операций, связанных с залогом недвижимости- журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», № 12, 2006 г.
  144. A.B. Изменение главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ затрагивают интересы банков" — журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», № 10, 2007 г.
  145. Финансовый кризис в России и в мире / Под ред. Е. Т. Гайдара М.: Проспект, 2009. — 256 с.
  146. П.А. Финансовый механизм региональной инновационно-инвестиционной политики//Финансы и кредит 27 (321) 2006. — 3 с.
  147. Футуросинергетика: универсальная теория систем. Научно-учебное пособие / JI.B. Лесков. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 170 с.
  148. Г. В., Кудрявцев A.A. Управление рисками: учеб. пособие.
  149. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 160 с. 144. Четыркин Е. М. Финансовые риски. М.: Дело, 2008. — 176 с. 145. Чернова Г. В., Кудрявцев A.A. Управление рисками: учебное пособие. -М.: Проспект, 2009. — 160 с.
  150. И.А. Налогообложение: история и современность- журнал «Налоги» № 3, 2008 г.
  151. Н., Шапран В. Раскрытие информации на фондовом рынке -путь к совершенству //Финансовый Директор, 2007. № 5 С. 31.
  152. Экономика знаний и инновации: перспективы России / Под ред. A.B. Бузгалина. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. — 364 с.
  153. Экономика знаний: Коллективная монография / Отв. ред. проф. В. П. Колесов. М.: ИНФРА-М, 2008. — С. 59.
  154. Ю.В. Особенности развития рынки инновационных услуг в глобальной экономике//Управление риском, 2006. № 3 С. 43.
  155. A.A. Агенты модернизации. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — С. 102.
Заполнить форму текущей работой