Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научные основы структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из результатов исследования стали разработанные и апробированные автором в нескольких субъектах Российской Федерации методологические основы и методические положения регионального мониторинга структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики. В частности для региональных органов управления могут представлять интерес разработанная… Читать ещё >

Содержание

  • 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА И ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 1. 1. Региональный комплекс социально-экономических подсистем: теоретико-методологические аспекты интерпретации
    • 1. 2. Сущность и структура социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона
    • 1. 3. Значение социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики в стратегическом развитии региона
  • 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Основные закономерности функционирования региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики
    • 2. 2. Обоснование необходимости структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики
    • 2. 3. Проблемы научного обеспечения структурной перестройки исследуемой социально-экономической подсистемы региона
  • 3. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
    • 3. 1. Общие закономерности формирования целей структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики
    • 3. 2. Разработка целей структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики
    • 3. 3. Определение направлений структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона
  • 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
    • 4. 1. Методологические основы формирования механизма реализации целей структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона
    • 4. 2. Региональная политика структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики как ядро механизма реализации стратегических целей развития этой подсистемы
    • 4. 3. Использование механизмов социального партнерства в реализации региональной политики структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики
  • 5. РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОДСИСТЕМ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
    • 5. 1. Методологические основы регионального мониторинга структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики
    • 5. 2. Направления регионального мониторинга и индикаторы для оценки результативности структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики
    • 5. 3. Оценка влияния структурной перестройки подсистемы кадрового обеспечения экономики на деятельность других подсистем региона

Научные основы структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российская экономика, преодолев этап реформ, связанный с переходом к рыночным отношениям, демонстрировала в последние годы достаточно устойчивое развитие. Увеличивался валовой внутренний продукт страны и валовые региональные продукты субъектов Российской Федерации, был достигнут профицит государственного бюджета, обеспечена относительная стабильность национальной валюты.

Вместе с тем, наша страна в целом по-прежнему существенно уступает как многим промышленно развитым странам, так и отдельным развивающимся государствам по уровню конкурентоспособности, технологического развития, степени освоения новейших инновационных разработок. Особенно ясно эти проблемы проявились на фоне мирового финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 г.

Не отвечающая современным требованиям структура производства в регионах по видам экономической деятельности, сохраняющаяся преимущественно сырьевая ориентация экономики страны стали одним из факторов того, что последствия мирового финансового кризиса для России оказались по ряду позиций тяжелее, чем для других промышленно развитых стран.

Одной из причин, тормозящих перевод экономики регионов на рельсы эффективного развития, являются недостатки в функционировании социально-экономических подсистем кадрового обеспечения, обусловливающие дефицит квалифицированных специалистов во многих регионах России даже в условиях значительного числа ищущих работу. Дисбаланс профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на региональных рынках труда поддерживает хроническую нехватку необходимых специалистов для реального сектора экономики страны.

По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) для более чем половины российских компаний (52%) проблема нехватки квалифицированных кадров является основным препятствием на пути развития бизнеса. Кадровая проблема встает барьером и на пути иностранных инвестиций в Россию. По данным того же РСПП наличие квалифицированного персонала — важнейший аргумент для большинства иностранных инвесторов (53%) при принятии решения о вложении средств в российскую экономику.

Дефицит квалифицированной рабочей силы и специалистов в значительной степени обусловлен тем, что структура одной из важнейших социально-экономических подсистем региона — подсистемы кадрового обеспечения, остается во многом прежней, сформировавшейся еще до перехода страны на путь рыночной экономики. Следствием этого является и то, что отраслевая, профессионально-квалификационная структура подготовки кадров не отвечает в полной мере потребностям региональной экономики, квалификация подготавливаемых специалистов вызывает нарекания работодателей, усиливается дисбаланс между профилями подготовки кадров и структурой востребованных в регионах профессий.

Как результат, отсутствие процесса реструктуризации социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики региона становится тормозом структурной перестройки и самой региональной экономики, являющейся одним из важнейших направлений современных экономических реформ, проводимых в России.

Проблема структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики региона начинает постепенно выходить на первый план в российской экономической литературе, в дискуссиях по вопросу о необходимости, содержании и путях модернизации региональной экономики. Тем не менее, серьезных научных работ, посвященных теоретическому анализу сущности структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики региона, ее связи и взаимообусловленности с общей стратегией развития региона до настоящего времени не появилось. Фактически выпали из поля зрения исследователей и проблемы методологии формирования региональной политики реструктуризации этих подсистем, обоснования стратегических целей, ключевых направлений, механизмов реализации целей региональной политики структурной перестройки социально-экономических подсистем подготовки кадров.

Отсутствие до настоящего времени разработанных теоретических основ проведения структурной перестройкой региональных подсистем кадрового обеспечения экономики, обоснованных научных рекомендаций по управлению этим процессом обуславливает актуальность темы исследования, определяет цель и конкретные задачи исследования.

Степень изученности проблемы. Актуальность проблемы структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики региона определила все возрастающий интерес к этой теме как со стороны российских, так и зарубежных исследователей.

Основные аспекты реструктуризации социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики региона в общем контексте структурной перестройки региональной экономики рассматривались Т. Ю. Ломакиной, JI.B. Ивановским, C.B. Кузнецовым, A.M. Новиковым, В. Е. Рохчиным, A.M. Старостиным и другими. Определенный вклад в решение проблемы институциональных преобразований региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики внесли H.H. Карташова, Н. М. Таланчук, А. Н. Тихонов, C.B. Шишкин, Л. И. Якобсон. Концептуальные основы регионализации социально-экономических подсистем подготовки кадров были предметом анализа в работах В. А. Антропова, Е. Я. Бутко, А. И. Галагана, В. М. Зуева, В. М. Гаськова, Е. Я. Когана, А. Н. Лейбовича, H.H. Петрова. Экономическим аспектам управления социально-экономической подсистемой кадрового обеспечения экономики в условиях ее реструктуризации уделялось внимание в работах E.H. Богачева, Е. В. Егорова, В. И. Ерошина, E.H. Жильцова, В. К. Потемкина, A.M. Юркова.

Отдельные вопросы структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики региона в контексте децентрализации управления исследованы в трудах зарубежных авторов: Т. Велш, Р. Купер, Н. Маккгин, Е. Фиске, К. Флорестал и др. Однако, в них практически не нашла отражения российская специфика региональной экономики, на обеспечение которой квалифицированной рабочей силой и специалистами нацелена реструктуризация этих подсистем.

Цель диссертационного исследования состоит в развитии научных положений структурной перестройки региональной социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики как фактора стратегического развития региона.

Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

• осуществить анализ региона как комплекса социально-экономических подсистем, определив в нем место и роль подсистемы кадрового обеспечения экономики;

• исследовать закономерности функционирования социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики региона, определить сущность, структуру и функции этих подсистем;

• обосновать необходимость структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики региона в современных социально-экономических условиях;

• выявить и проанализировать проблемы научного сопровождения структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики региона;

• разработать теоретико-методологические подходы к формированию целей структурной перестройки региональной социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики;

• разработать методологические положения механизма реализации целей структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики;

• обосновать возможность использования механизмов социального партнерства в проведении структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики;

• разработать методологические основы организации и проведения регионального мониторинга структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики. Объектом исследования является процесс структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона, а также сама эта подсистема, рассматриваемые в контексте стратегического развития экономики региона.

Предметом исследования являются теоретико-методологические положения и методические аспекты управления структурной перестройкой социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения в контексте ее влияния на региональную экономику и развитие человеческого потенциала региона.

Теоретической основой исследования являются фундаментальные работы отечественных и зарубежных авторов в области региональной экономики, стратегического планирования, целеполагания, структурных и институциональных трансформаций.

В качестве базовой теоретической парадигмы диссертационного исследования принята современная институциональная экономическая теория, разработанная в трудах зарубежных исследователей (Р. Коуз, О. Уильямсон Д. Норт, Р. Нельсон, С. Уитнер, Дж. Ходжсон, и др.) и отечественных ученых (Л. И. Абалкин, Р. М. Нуреев, Д. С. Львов, А. Н. Олейник, А. Е. Шаститко и др.).

Согласно этой теории региональная подсистема кадрового обеспечения экономики рассматривается в диссертации как сложное институциональное образование, детерминированное экономическими отношениями субъектов управления, хозяйствования и населения региона в современных социально-экономических условиях.

Разрабатываемые в диссертационном исследовании методологические основы управления региональными социально-экономическими подсистемами кадрового обеспечения экономики базируются на положениях, выдвинутых и раскрытых ведущими представителями теории региональной экономики. Использованы, в частности, теоретические положения, представленные в трудах O.A. Биякова, Н. О. Вилкова, В. А. Воротилова, М. А. Горенбургова, А. Г. Гранберга, В. Н. Лаженцева, Ф. Д. Ларичкина, П. А. Минакира, H.H. Некрасова, О. С. Пчелинцева, A.A. Румянцева, В. М. Рутгайзера, И. И. Сигова, С. С. Шаталина, А. И. Шишкина, Д. В. Шопенко, Б. М. Штульберга.

При разработке методологии формирования стратегических целей реструктуризации исследуемой подсистемы автор использовал труды Р. Аккофа, П. С. Граве, Л. А. Расстригина, Ф. П. Перегудова, Н. П. Федоренко, Ю. Р. Лейбкинда, Е. З. Майминаса.

Методологические основы и методы исследования. В качестве методологии исследования принят диалектический подход к познанию объективной реальности, предполагающий изучение явлений в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. При решении конкретных задач диссертационного исследования использовались методы системного, логического и экономического анализа (Н.Т. Абрамова, В. Г. Афанасьев, В. Н. Волкова, A.A. Денисов и др.). Для обработки эмпирической информации применялись методы статистического анализа, контент-анализа, метода desk — research. В процессе сбора в регионах первичной информации использовался метод углубленного фокусированного интервью.

Информационную базу исследования составили данные государственного статистического наблюдения (публикации Федеральной службы государственной статистики, статкомитетов субъектов РФ), материалы учреждений ООН, Всемирного банка, Европейского фонда подготовки кадров (ЕТР), ряда международных, зарубежных и российских исследовательских центров, Санкт-Петербургского научного центра РАН, Центра мониторинга социальных процессов СПб госуниверситетаЦентра бюджетного мониторинга (г. Петрозаводск), результаты собственных исследований, проведенных в рамках ряда международных проектов, Приоритетного национального проекта «Образование» (программы «Государственной поддержки учреждений начального и среднего профессионального образования»), Федеральной целевой программы развития образованиянормативные документы и материалы организаций Северо-Западного, Приволжского, Сибирского федеральных округов.

Научная новизна исследования заключается в развитии теоретических положений и разработке инструментально-методических средств реструктуризации региональных подсистем кадрового обеспечения экономики, позволяющих превратить эти подсистемы в важнейший инструмент развития не только материального производства, но и человеческого потенциала региона.

К числу наиболее существенных результатов, полученных лично соискателем, обладающих научной новизной и выносимых на защиту, относятся следующие:

1. Разработан методологический подход к исследованию региона как территориально локализованного комплекса взаимосвязанных социально-экономических подсистем, детерминированных структурой и профилями отраслей материального производства, производственной и социальной инфраструктурой, характеристиками человеческого потенциала, особенностями системы управления социальным и экономическим воспроизводством, а также местом и ролью самого региона в социально-экономическом комплексе страны. Определена и содержательно раскрыта структура этого комплекса, включающего, по мнению автора, восемнадцать основных социально-экономических подсистем, объединенных в диссертации по признаку функциональности в три типа: ресурсные, производственные, управленческие. Выдвинут и обоснован тезис о социальной обусловленности возникновения и развития региональных подсистем, показана роль институтов в обеспечении их устойчивого функционирования.

2. Определены и содержательно раскрыты сущность, субъектная и функциональная структура региональной социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики. В отличие от существующих подходов показано, что структура и функции этой подсистемы определяются ее двойственной природой, имеющей экономические и социальные начала, что позволяет рассматривать исследуемую подсистему как сложный социально-экономический структурно — деятельностный феномен, детерминированный отношениями социальных субъектов и обладающий свойствами как экономического, так и социального института.

3. Вскрыты и проанализированы основные противоречия, возникающие в исследуемой подсистеме, для преодоления которых необходима ее структурная перестройка. Определены и систематизированы факторы, обуславливающие возникновение этих противоречий, включая трансформацию отраслевой и профессионально-квалификационной структуры экономики региона, изменения в квалификационных требованиях субъектов хозяйствования, изменение ресурсного потенциала самих региональных подсистем кадрового обеспечения экономики. Показано, что реструктуризация субъектного пространства региональной социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики должна сопровождаться изменениями в деятельности ее субъектов и приводить к обновлению функций, которые они выполняют. Определены и раскрыты основные принципы проведения структурной перестройки региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики, показана детерминирующая связь реструктуризации этих подсистем со структурной перестройкой всей экономики региона.

4. Выявлены и содержательно интерпретированы основные закономерности формирования целей структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики, включая детерминацию их целями стратегического социально-экономического развития региона, баланс между экономическими и социальными целями, отражение в этих целях консенсуса интересов основных субъектов регионального социума и пр. Разработана общая алгоритмическая схема формирования целей структурной перестройки региональных подсистем кадрового обеспечения экономики, построена иерархия целей, включая их экономические и социальные блоки. Показано, что в основе целеполагания лежат различные группы интересов, отражающие природу самой исследуемой подсистемы, выступающей одновременно и как инструмент кадрового обеспечения региональной экономики и как механизм развития человеческого потенциала региона.

5. Разработаны методологические положения формирования механизма реализации целей структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона, раскрыты его сущность, структура, элементный состав. В отличие от существующих теоретических интерпретаций механизма реализации целей, автором выдвинут и обоснован тезис о существовании в механизме реализации целей структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона пяти субсистем: целевой, ресурсной, функциональной, инструментальной и институциональной субсистемы. Разработаны теоретические положения формирования региональной политики структурной перестройки исследуемой подсистемы. Определены структура и составляющие этой политики, принципы ее формирования и общая концептуальная схема разработки. Показана связь этой политики с другими видами политик, проводимых в регионе, а также целевыми программами федерального и регионального уровня.

6. Выдвинут и обоснован тезис о том, что для эффективного проведения региональной политики структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики является принципиально важным использование механизмов социального партнерства. В развитие этого тезиса в диссертации разработаны методологические положения и методические рекомендации по организации социального партнерства в региональных подсистемах кадрового обеспечения экономики. Рассмотрены и содержательно раскрыты сущность, принципы, функции социального партнерства, формы его объективации применительно к региональной социально-экономической подсистеме кадрового обеспечения экономики.

7. Разработаны методологические основы регионального мониторинга структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики, под которым предложено понимать регулярный и с использованием единого методологического подхода сбор, анализ и систематизацию данных статистического, социологического наблюдения за ходом и результативностью структурных и функциональных изменений в исследуемой подсистеме, позволяющих делать прогноз ее развития и корректировать цели проведения структурной перестройки этой подсистемы.

Вклад автора в исследование проблемы заключается в том, что выносимые на защиту основные методологические положения, методические рекомендации, выводы и заключения, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельных исследований автора. Личный вклад автора в решение комплексной проблемы научного обеспечения управления структурной перестройкой региональной социально-экоиомической подсистемой кадрового обеспечения экономики включает следующее:

• постановку научной проблемы, определение цели и задач исследования, выбор методологии и методов исследования, разработку программы исследования;

• определение сущности исследуемых категорий: социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона, структурной перестройки этой подсистемыобоснование двойственной природы региональной подсистемы кадрового обеспечения экономики, имеющей экономические и социальные началавыявление основных закономерностей функционирования этих подсистем;

• обоснование на основе экономико-статистического анализа и результатов собственных исследований необходимости структурной перестройки региональных подсистем кадрового обеспечения экономикиопределение содержания и основных направлений этой перестройкиобоснование связи и взаимообусловленности реструктуризации региональной подсистемы кадрового обеспечения экономики с политикой структурной перестройки всей региональной экономики;

• содержательную интерпретацию проблем научного обеспечения перестройки исследуемых региональных подсистем, включая недостаточную разработанность методологического обеспечения формирования стратегических целей, алгоритма их разработки;

• разработку теоретических положений формирования целей структурной перестройки региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения, включая концептуальную схему их определенияобоснование детерминации целей интересами соответствующих групп регионального социумаразработку методики анализа этих интересов;

• обоснование стратегических направлений структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики регионаразработку принципов и критериев реструктуризации этих подсистем;

• разработку методологических положений механизма реализации стратегических целей структурной перестройки региональной социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики, обоснование элементного состава этого механизма, содержательное раскрытие образующих его субсистем;

• определение сущности, содержания, принципов, основных атрибутов региональной политики структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономикиразработку методологии формирования региональной политики реструктуризации этих подсистем;

• обоснование принципиальной необходимости использования социального партнерства в реализации целей структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики.

• разработку методологических основ и методических рекомендаций по организации и проведению регионального мониторинга структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики.

Практическая значимость результатов исследования заключается в создании управленческого инструментария для проведения структурных преобразований региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики, способствующих повышению эффективности их функционирования как в вопросах обеспечения региональной экономики квалифицированной рабочей силой и специалистами, так и для решения социальных задач развития ключевых, социальных, профессиональных компетенций регионального социума. Подтверждением практической значимости результатов исследования может служить факт использования отдельных разработанных в диссертации методологических положений региональными органами управления подготовкой кадров Калининградской, Кемеровской, Мурманской областей, Республики Карелия, Республики Марий Эл при разработке в 2005 -2006 гг. региональных программ реструктуризации систем профессионального образования.

Публикации и апробация результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлена как в теоретическом, так и практическом в плане. Результатов исследования представлялись на восьми международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях («Выбор стратегических приоритетов регионального развития: новые теоретико-методические подходы», г. Санкт-Петербург, 2007 г. «Реструктуризация региональной системы профессионального образования в России», г. Красноярск, 2007 г., «Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России», г. Санкт-Петербург, 2008 г. и др.), обсуждались на научно-методологических семинарах Института проблем региональной экономики РАН, Российского научного центра государственного и муниципального управления, Центра мониторинга социальных процессов СПб госуниверситета.

В практическом плане результаты исследования использовались в реализации международных и российских проектов по реструктуризации региональных подсистем подготовки кадров, были отражены в рекомендациях Минобразования РФ для работников региональных систем профессионального образования в пособии «Создание системы социального партнерства в профессиональном образовании», 2002; использовались при проведении мониторинга реструктуризации региональных подсистем подготовки кадров (Красноярский край, Республика Карелия, Республика Марий Эл, 2007 г.) — мониторинга эффективности реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (НФПЕС, 2008 г.).

Автором по теме диссертации опубликовано 47 научных работ общим объемом более 50 п.л.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило получить ряд принципиально важных результатов в области методологии, методики, а также практической организации структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона.

1. В ходе исследования были определены основные закономерности функционирования социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики региона, в их числе «детерминация стратегических целей реструктуризации исследуемой подсистемы консенсусом интересов основных субъектов социально-экономического развития региона" — «единство принципов стратегического управления развитием региона и управления структурной перестройкой исследуемой подсистемы" — «диалектическое единство экономического и социального начал этих подсистем, взаимосвязь и взаимообусловленность выполняемых ими функций, их одновременная реализация». Выявлена двойственная социально-экономическая природа этих подсистем, детерминирующая характер и особенности взаимодействия региональных подсистем кадрового обеспечения экономики с другими социально-экономическими подсистемами региона. Раскрытию основных закономерностей функционирования региональных подсистем кадрового обеспечения экономики способствовал использованный в ходе исследования методологический подход к анализу региона как комплексу социально-экономических подсистем с выделением четыре основных атрибутивных признаков региона — обособленной территории, региональной экономики, собственной системы управления развитием региона, локализованного на территории региона социума. Анализ региона с этих позиций позволил выделить и обосновать существование восемнадцати ключевых социально-экономических подсистем в совокупности обеспечивающих жизнедеятельность региона как сложной био — социо — экономической системы.

2. Анализ тенденций развития экономики регионов, структурных сдвигов по видам экономической деятельности, динамических рядов показателей развития различных секторов региональной экономики позволил обосновать объективную необходимость проведения на современном этапе развития страны глубоких структурных преобразований региональных подсистем кадрового обеспечения экономики. В ходе исследования выявилось значительное отставание процессов трансформации структуры и функций этих подсистем от предпринимаемых в настоящее время шагов по реструктуризации экономики регионов. Основной причиной сложившегося положения является то, что в отличие от подсистемы кадрового обеспечения структурные изменения в промышленности, инфраструктуре регионов давно приобрели черты управляемого процесса. Основываясь на тезисе о двойственной природе региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики, были определены важнейшие требования и критерии проведения их реструктуризации. Отмечено, что базовым является требование одновременного изменения не только субъектной, но и функциональной структуры подсистемы кадрового обеспечения. Исследование позволило определить и содержательно раскрыть функциональное пространство подсистемы кадрового обеспечения экономики, образованное блоком ее экономических и социальных функций.

3. В ходе исследования были вскрыты, проанализированы и систематизированы проблемы научного обеспечения структурной перестройки региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики. Показана определенная концептуальная уязвимость методологического ядра современной теории региональной экономики, базирующейся преимущественно на положениях классической и неоклассической экономической теории. Предложены и обоснованы подходы к усилению междисциплинарности при разработке стратегии реструктуризации региональной социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики, использованию концептов институциональной парадигмы в экономической теории при формировании целей структурной перестройки этих подсистем, согласовании интересов различных субъектов регионального социума в процессе разработки и реализации целей.

4. Важным методологическим результатом исследования стала разработка концептуальных основ проведения структурных преобразований региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики, включая методологию формирования целей реструктуризации этой подсистемы, выбора приоритетных направлений, разработки механизма реализации целей. В научном плане разработан новый методологический подход, позволяющий увязывать структурную перестройку кадрового обеспечения экономики с проведением реструктуризации самой экономики региона, с обеспечением при этом ориентации на всестороннее развитие человеческого потенциала как главного приоритета стратегического развития региона. Результатом исследования, представляющим интерес для практики управления, стал конкретный организационно методический инструментарий преобразования одной из важнейших, социально-экономических подсистем, позволяющий обеспечивать соблюдение консенсуса интересов хозяйствующих субъектов, органов управления и различных групп регионального социума.

5. В ходе исследования были разработаны теоретико-методологические положения формирования и реализации региональной политики структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики, включая принципы, которыми следует руководствоваться при формировании этой политики, атрибуты, которыми должна обладать данная политика, принципиальную схему формирования политики реструктуризации региональной социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики. Показано, что эта политика должна представлять собой совокупность нормативно-правовых, регулирующих документов, определяющих цели реструктуризации исследуемой подсистемы, а также принципы, способы и механизмы достижения целей. Для практики управления рекомендованы схема и алгоритм формирования региональной политики структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики, показаны роль и место этой политики в общей социально-экономической политике региона, связь данной политики с другими документами стратегического развития (Программой социально-экономического развития региона, среднесрочным прогнозом развития экономики и пр.). Основываясь на разработанных онтологических характеристиках региональной политики структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики, был проведен анализ и систематизация атрибутов этой политики, реализуемой в нескольких регионах Российской Федерации, участие в разработке которой принимал автор.

6. Одним из базовых аспектов методологии формирования региональной политики структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения являются принципы, на которых должна строиться эта работа. Исследование позволило обосновать семь базовых принципов, которыми следует руководствоваться при разработке этой политики: 1) подход к подсистеме кадрового обеспечения как элементу общей системы (региону) — 2) нацеленность на структурные и функциональные преобразования в комплексе- 3) соблюдение баланса интересов всех групп регионального социума- 4) прозрачность и гласность процедур разработки политики- 5) репрезентативность исходной информационной базы- 6) целенаправленность аналитического этапа работ- 7) рационализация и эффективность организации работ.

7. Одним из результатов исследования стало обоснование ключевых направлений проведения структурной перестройки региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики. Для обоснования этих направлений в ходе исследования был сделан аналитический обзор практики реструктуризации учреждений подготовки кадров в нескольких регионах Российской Федерации (Московская область, Калининградская область, Республика Коми, Республика Карелия и др.), систематизированы требования к критериям проведения реструктуризации. Показано, что важнейшими направлениями структурной перестройки региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики являются, во-первых, реструктуризация пространственного размещения учреждений подготовки кадров и реорганизация самих этих учреждений, во-вторых, развитие инфраструктуры исследуемой подсистемы, включая создание или реорганизацию вспомогательных учреждений системы кадрового обеспечения (центров изучения рынка труда, центров сертификации квалификаций и пр.), в-третьих, перестройка институтов управления исследуемой подсистемой.

8. Важным научным и практико-ориентированным результатом исследования стали методологические основы и методические рекомендации по формированию механизма реализации целей и проведению структурной перестройки региональной социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики. Анализ основных закономерностей функционирования региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики позволил определить и обосновать сущность, содержание и состав этого механизма. Показано, что механизм реализации целей структурной перестройки исследуемой подсистемы должен включать пять субсистем: целевую, ресурсную, функциональную, инструментальную и институциональную субсистемы.

9. В ходе исследования были разработаны методологические положения и методические рекомендации по использованию механизмов социального партнерства, открывающего органам управления дополнительные возможности в проведении эффективной региональной политики по кадровому обеспечению экономики. Приведены конкретные модели партнерства, схемы взаимодействия заинтересованных субъектов в процессе реструктуризации региональной социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики. Разработана организационная структура управления региональной социально-экономической подсистемой кадрового обеспечения экономики с использованием механизмов социального партнерства.

10. Одним из результатов исследования стали разработанные и апробированные автором в нескольких субъектах Российской Федерации методологические основы и методические положения регионального мониторинга структурной перестройки социально-экономических подсистем кадрового обеспечения экономики. В частности для региональных органов управления могут представлять интерес разработанная организационно-функциональная схема мониторинга этой подсистемы, основные положения программы мониторинга, требования к индикаторам и показателям, используемым в ходе мониторинга. Разработанные методологические основы и методические положения регионального мониторинга позволяют органам управления использовать этот мониторинг как инструмент информационной поддержки политики реструктуризации региональной социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики. Данный вывод получил подтверждение в ходе мониторинга реструктуризации региональных социально-экономических подсистем кадрового обеспечения, проведенного с участием автора в 2006;2007 гг. в Республике Карелия, Республике Марий Эл и Красноярском крае.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Региональные проблемы социального развития" под ред. С. Б. Лаврова, Л. Изд-во ЛГУ 1986. -136 с.
  2. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  3. Р.З. Региональная политика в Российской Федерации: состояние и перспективы развития. Материалы пресс-службы Совета Федерации. Парламентская хроника. 2006, № 12 от 26 декабря 2006.
  4. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. / Под ред. Ушакова И.А.- пер. с англ. Рубальского Г. М.: Сов. Радио, 1974. -272 с.
  5. И.М., Нациорковский В. В. Непроизводственная инфраструктура регионального центра // Социологические исследования, 1984. № 3.
  6. А.Г. Система экономико-математических моделей оптимального территориально-производственного планирования на перспективу // Проблемы народно-хозяйственного оптимума. Новосибирск, 1966.
  7. Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. — 248 с.
  8. И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
  9. И.В. Региональный рынок: воспроизводственный процесс. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1997.
  10. Ю.Арцишевский Л., Райзберг Б. Проблемы структурной перестройки экономики // Экономист. 2000. — № 1.
  11. В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. — М. Мысль, 1984.-416 с.
  12. В.Г. Системность и общество. — М.: Наука, 1980.
  13. В.И., Дж. ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-е допол. и перераб. — М.:
  14. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.
  15. М.Бакитжанов А., Филин С. Управленческие аспекты инвестиционной политики (на примере Республики Казахстан) // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 5. — С.15
  16. П.Я. Линейно-узловые системы промышленности (структурные особенности и возможности учета в планировании- и управлении). Владивосток, 1983, с. 14.
  17. С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2. с. 6−7.
  18. БастиаФ. Экономические гармонии (обращение к французскому юношеству). М.: Солдатенков, 1896. 205 с.
  19. БерестневаИ.Б. и др. Мониторинг занятости: методология, методика, опыт организации // Мониторинг социально-экономического ситуации состояния рынка труда Санкт-Петербурга: Информационно-аналитический бюллетень. — СПб. 1995. № 2.
  20. Бестужев-Лада. Методологические проблемы исследования качества, уровня и образа жизни. В кн.: Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М., ИСИ АН СССР, 1978.
  21. Бестужев-Лада. Советский образ жизни. Формы и методы его пропаганды. М., «Знание», 1980.
  22. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика Калининград: Янтар. сказ, 1998.
  23. O.A. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. — Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2004. 152 с.
  24. В.Н. О функциях районного звена хозяйственного управления // Методология системного анализа регионального развития и управления. Сб. трудов ВНИИСИ № 8. М.: ВНИИСИ, 1980, с. 62−76.
  25. В.Н. Регионы России: теория, проблемы Сибири, экономика строительства. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999.
  26. Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Т.41.
  27. В.К. Системные свойства региона как объекта управления. Регионология 2008, № 2.t
  28. П. Начала. M.: Socio-Logos, 1994.
  29. П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко / M.: Socio-Logos, 1993.- Бурдье П. Начала. — M.: SocioLogos, 1994.
  30. Г. С. и др. Краткая экономическая энциклопедия. —СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
  31. Н.О. Региональная экономика. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2003. 312 с.
  32. Г. И. Стратегия регионального развития: рефлексия практического опыта и возможности России // Муниципалитет и экономическое развитие. Обнинск, 1997
  33. В.Н., Денисов А. А., Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Системный анализ и управление». -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. с. 24.
  34. В.Н., Чабровский В. А. Цель: прогнозирование, анализ, структуризация. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. -114 с.
  35. В.А. Региональная экономика: (Концепция формирования и развития) Ин-т социально-экономических проблем РАН. — СПб. т.1 — 1993. 267с., т.2 — 1993. — 268с
  36. С.Г. Российские регионы в условиях становления нового типа мировой экономики. http://credo.osu.ru/002/001.shtml.
  37. А.И. Региональная экономика и управление. — М.: ЮНИТИ, 2002
  38. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учебное пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2001.
  39. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. -М.: Омега-Л, 2004.
  40. .И., Четвергова Н. В., Спиридонов С. П., Дьякова О. В. Экономика: введение в экономический анализ: Учеб. пособие / Под общ. ред. д-ра экономии, наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2003. -136 с.
  41. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. -СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. .659 с
  42. Е.В. Социально-экономическое состояние региона. -Тверь.: ТГСХА, 1999, с. 6−7.
  43. П.С., Расстригин Л. А. Кибернетика и психика. Рига. Зинатне. 1973.-96 с.
  44. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.
  45. А.Г. Разработка стратегии территориального развития и региональной экономической политики Российской Федерации // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2001. № 3.
  46. . Экономическое мышление. Социально-психологические аспекты развития. 1999. http://www.satio.by/publications/management/-33print.html
  47. Динамика позиций учащихся и преподавателей на рынке образовательных учреждений: 2006 -2007. Информационный бюллетень / ГУ-ВШЭ. -М., 2008, 1 (32).
  48. А.И. Региональные пропорции воспроизводства. JL: Изд-во ЛГУ, 1989.
  49. Доклад РСПП о взаимодействии бизнеса и власти в сфере реализации социально-экономической политики в 2007 году. Под общей ред. А. Н. Шохина. М.: РСПП, 2007.
  50. Единое социально-экономическое пространство как фактор регионального развития. / Под ред. C.B. Кузнецова и Л. Д. Тюличевой. -СПб.: Институт проблем региональной экономики РАН, СПб, 2007, 211 с
  51. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  52. Г. А. Концепция качества жизни и современная идеологическая борьба. В сб. «Наука и мировоззрение», Свердловск, 1977-
  53. Г. А. Критика методологических основ буржуазной концепции качества жизни. Дисс. на соискание степени канд.фил.наук. Свердловск, 1979.
  54. Д.Л. Реструктуризация и развитие контрактных отношений — пути активизации инвестиционной деятельности в оборонно-промышленном комплексе России. — М., 1999.
  55. И.В. Челноков, Б. И. Герасимов, В. В. Быковский. Региональная экономика: организацонно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / Под науч. ред. д-ра эконом, наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.
  56. С.А. Социальное партнерство в профессиональном образовании: методологически и организационные аспекты. Под. ред. С. А. Иванова и Г. В. Борисовой. СПб, Издательство «Скифия», 2003.
  57. С.А. Социальное партнерство как инструмент управления стратегическим развитием муниципального образования. В кн. Инновационные технологии в управлении стратегическим развитием муниципальных образований. Учебное пособие. М.: УНЦ ГМУ, 2002.
  58. С.А. Стандарты качества жизни населения как основа формирования стратегических целей социального развития. В кн. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации. СПб, ИСЭП РАН, 1999.
  59. С.А. Мониторинг качества жизни населения. В кн. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб, ИСЭП РАН, 1998.
  60. С.А., Тишин Е. В. Стандарты качества жизни в системе социального управления. СПб, ИСЭП РАН, 1998.
  61. С.А. Институциональная перестройка системы подготовки кадров для экономики региона. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2008, № 6.
  62. С.А. О структурной перестройке региональных систем профессионального образования. // «Вестник Инжэкона», 2008, № 2.
  63. С.А. Новые элементы национальной системы квалификаций в управлении качеством подготовки специалистов // Экономика и управление, 2008, № 6.
  64. С.А. Региональная система подготовки специалистов высокого качества. // Экономика и управление, 2007.
  65. С.А. Направления создания инновационной системы управления трудовым потенциалом региона. // Экономика и управление, 2007.
  66. С.А. Инновационные инструменты управления качеством рабочей силы. //"Вестник Инжэкона", 2007, № 4 (17).
  67. С.А. Формирование в субъектах Российской Федерации политики структурной перестройки системы подготовки кадров для экономики региона. / Регион: политика, экономика, социология, 2008, № 2−3, с. 5−12
  68. С.А. Профессиональные стандарты в управлении качеством подготовки специалистов. // В кн. Кадры для инновационной экономики Санкт-Петербурга: бизнес и высшая школа (сборник научных трудов). СПб.: Издательство СПбАУЭ, 2008.
  69. С.А. Инновационные механизмы управления воспроизводством трудового потенциала региона. Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, 2007, № 3 (33).
  70. Л.В. Управление развитием кадрового потенциала промышленности крупного города в условиях структурной перестройки. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 202 с.
  71. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение: Методология, политика, экономика, право. Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 1998.
  72. Игорь Юргенс: Концепция развития Псковской области — одна из наиболее проработанных региональных стратегий. Псковская лента новостей. 29.07.009 14:38 ПЛН, Москва, http://www.pln-pskov.ru/politics/66 903 .html
  73. Н.П., Овчинников В. Н. Региональная экономика. Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 1996. — 317 с.
  74. Г. Б. Эволюция институциональных систем / Г. Б. Клейнер- ЦЭМИ РАН. М.: Наука, 2004.
  75. В.Н. Социология управления социальной сферой: учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2003.
  76. А.Е., Рохчин В. Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб., ИСЭП РАН, 1994.
  77. А.Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е., Румянцев A.A. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки /Под ред. А. Е. Когута. СПб.: ИСЭП, 1994. — 186с.
  78. КогутА.Е. Рохчин В. Е Информационные основы регионального социально- экономического мониторинга ИСЭП РАН, С-Пб: 1995
  79. А.Е., Рохчин В. Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб., 1994.
  80. Н.Е. Социальные ресурсы и резервы региональной экономики: методология, проблемы развития, управление /РАН. ИРЭ. -СПб., 2001.-225с.
  81. Н.Е. Характеристика социального пространства. В кн. Единое социально-экономическое пространство как фактор регионального развития. / Под ред. C.B. Кузнецова и Л. Д. Тюличевой. -СПб.: ИПРЭ РАН, 2007, с. 27.
  82. О.В., Рохчин В. Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. СПб."Наука, 2003.-235 с.
  83. А.Н. Повышение научной обоснованности планов — важнейшая задача плановых органов // Плановое хозяйство. 1965. № 4. с. 3−28.
  84. В. В. Региональная экономическая политика Учебное пособие- М. Изд-во РДЛ. 2001. 272 с.
  85. И.А. Социальный мониторинг.-—Черкассы: Инкос, 1993.
  86. ЛаженцевВ.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. — СПб.: Наука, 1996.
  87. ЛазичеваЕ.И. Региональная система как объект и субъект управления региональным развитием / Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 312, № 6. с. 19−26
  88. В.Н., Селиверстов В. Е. Сущность, проблемы и механизмы формирования общероссийской системы мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем // Регион: экономика и социология. 1999. № 4. с.3−31.
  89. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
  90. О.П., Межевич Н. М. Региональная политика в Российской Федерации: Экономические и политико-правовые аспекты / Рос. акад. наук. Ин-т проблем региональной экономики. — СПб., 2000.- 119с.
  91. Д.С., ГневкоВ.А., РохчинВ.Е. Актуальные проблемы реформирования и стратегического управления развитием России: методологические аспекты решения. / Санкт-Петербургская академия управления и экономики. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2007. — 320 с.
  92. ЛэнгР.Д. Расколотое «Я»: пер. с англ. СПб.: Белый Кролик. 1995.-352 с.
  93. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Основы менеджмента. М.: «Дело». 1997.
  94. М.И.Иродов, Т. А. Степанова Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образования. Ярославский Педагогический Вестник. № 1 (1998)
  95. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.
  96. М.Г. Категория цель в домарксистской философии. -М.: Наука, 1974. 186 с.
  97. Н.В. Институциональные структуры реальной экономики: теория развития и практика хозяйствования / Под ред. А. И. Добрынина. Саратовский государственный социально-экономический университет. — Саратов, 2002. — 248 с
  98. A.B. Стратегия структурного регулирования российской экономики. М.: Изд-во МАИ, 1996.
  99. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1988.
  100. Л.К. Приоритеты социально-экономической политики субъекта РФ в период рыночной трансформации (на примере Караваево-Черкесской республики): автореф. дисс.. канд. экон. наук / Л. К. Махова. Ставрополь, 2005.
  101. Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М., «Дело», 1992.
  102. Методы структурной перестройки / Под ред. A.A. Румянцева. Рос. акад. наук. Ин-т проблем региональной экономики. СПб., 2000 -175с.
  103. В.В. Нужна структурная перестройка экономики России. // Аграрный вестник Урала, 2006, № 4 (34), с. 3−7.
  104. МильманВ.Э. Цель как способ проектирования деятельности. В кн. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1986.-М.:ВНИИСИ АН СССР. 1986.
  105. П.А. Экономическое развитие региона: программный подход. -М.: Наука, 1983.
  106. В.А. Основы социального партнерства: теория и политика Учеб. для вузов. — М.: Экзамен, 2001. 448 с.
  107. Е.Е. Кластерный подход основа повышения конкурентоспособности региональной экономики. / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 2. с. 34−40.
  108. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга. Под ред. Л. В. Ивановского и В. Е. Рохчина., СПб.: ИСЭП., 1998.
  109. Научно-технический прогресс: словарь / Сост.: В. Г. Горохов, В. Ф. Халипов. -М.: Политиздат, 1987.
  110. Мониторинг, статистика, социология в деятельности образовательного учреждения". Учебное пособие. М.: НФГЖ, 2005
  111. H.H. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978. — 343 с.
  112. Н.Ф. Структура // БСЭ. М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т.24
  113. ОльсевичЮ.Я. К теории экономических трансформаций. -М.: Институт экономики РАН, 1997. 287 е.-
  114. Основы местной социально-экономической политики: рекомендации по разработке и практической реализации. / Под. Ред. А. Е. Когута. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 141 с.
  115. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных АСУ / Под ред. Ф. И. Перегудова. Томск: Изд-во ТГУ, 1976.-440 с.
  116. Т. Мотивация экономической деятельности // О структуре социального действия. Изд. 2-е. — М.: Академический проект, 2002.
  117. Н.Я. Методологические аспекты трансформационных процессов в экономике России (тезисы доклада на ОЭ РАН). — 2000.
  118. И.И. Исследование эффективности социальной функции начального профессионального образования : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2002 151 с.
  119. Подсистема кадрового обеспечения. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т.,. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007, Том 2.
  120. А.Е. Проблемы структурной перестройки промышленности крупного города: методологический аспект /Рос. акад. наук. Ин-т социально-экономических проблем. СПб., 1999. -224с
  121. С.И. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе. М. 1977, с.37
  122. Пособие по разработке Региональных планов реализации основных направлений развития начального профессионального образования. СПб.: СЗАМП, 2002. — 25 с.
  123. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. -М.: Сов. радио, 1976. 422 с.
  124. В.К. Социальная инфраструктура регионов: нормативный подход к преобразованию. /РАН. Ин-т социально-экономических проблем. — СПб. 1996. 140с.
  125. Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем /Под ред. А. Е. Когута. СПб., 1996. — 208с.
  126. Проблемы программно-целевого планирования // Экономика и мат. методы, 1974, т.10, вып.З. Методические рекомендации по разработке комплексных народнохозяйственных программ М.: ЦЭМИ АН СССР, 1974.
  127. Проблемы разработки и реализации комплексных программ. (Под ред. Н. П. Федоренко, Ю. Р. Лейбкинда, Ю.М.Самохина). М.: Наука, 1984.-278 с.
  128. Прогнозирование социальных резервов регионального развития. / Под ред. Потемкина В. К. -СПб.: Институт проблем региональной экономики РАН, 1999. 230 с.
  129. А.Ю. Системно-логический подход к рассмотрению региональной экономики. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 10. с. 469−472.
  130. Промышленность России. 2008: Стат.сб. / Росстат М., 2008. -381 с.
  131. Психологические механизмы целеобразования / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1977. — 259 с.
  132. О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О.С. Пчелинцев- Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН. — М.: Наука, 2004. 258 с.
  133. РадаевВ.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 1996.
  134. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы. / Институт проблем региональной экономики РАН- Отв. ред. Е. Б. Костяновская. СПб.: Наука, 2006. -570 с.
  135. Л.А., Граве П. С. Кибернетика и психика. -Рига. Зинатне. 1973. 96 с
  136. Регионализация профессионального образования: управление региональной системой профессионального образования / Под общей ред. Т. Ю. Ломакиной. — М.: Университетская книга, Логос, 2006.
  137. Регионалистика: учеб. пособ. / М. В. Плешакова, Д. С. Дробышев- ВолгГТУ. Волгоград, 2003.
  138. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения / В. Лексин, А. Швецов // Российский экономический журнал. 1993. -№ 9.-с. 51 -52
  139. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / Под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург, 1998.
  140. Региональная экономика: Учебник. Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007.
  141. Региональные аспекты инновационной и инвестиционной деятельности /Под ред. д.э.н., проф. A.A. Румянцева. РАН. ИРЭ. — СПб., 2001.-213 с.
  142. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2009. — 990 с
  143. Реструктуризация российской экономики: государственное регулирование и ФПГ / Сборник статей под ред. В. Е. Дементьева. М.: ЦЭМИ РАН, 1997.
  144. Реструктуризация экономики дотационного региона / Под. общ. ред. чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. — 503 с.
  145. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб./ Росстат. -М., 2006. -819 с.
  146. В.Е., Половинкин А. Е. Структурная перестройка промышленности крупного города: сущность, цели, управление. -СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  147. В.Е.- Якишин Ю.В. Стратегическое управление структурной перестройкой экономики в городах России. СПб.: ИРЭ РАН, 2001.
  148. В.Е., ЖилкинС.Ф., Знаменская К. Н. Стратегическое планирование развития городов России: системный подход. / В. Е. Рохчин, С. Ф. Жилкин, К.Н.Знаменская- Российская академия наук,
  149. Ин-т проблем региональной экономики. СПб.: ИРЭ РАН, «Скифия-принт», 2004. — 276 с.
  150. В.М. Региональные особенности общественного производства и промышленности. М, 1978
  151. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. / Васильев В. Н., Гуртов В. А., Питухин Е. А., Рудаков М. Н., Серова JT.M., Сигова C.B., Суровов М.В./ Москва.: Техносфера, 2007. — 680 с.
  152. Рыночная экономика: Учеб.: в 3 т. Т.2. Часть 1. Основы бизнеса. М., «Сом интэк», 1992. — 160 с.
  153. Ю.В., Шишкин А. И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние проблемы и организация (опты Республики Карелия). Петрозаводск, 2003.
  154. В.Н. Опыт сочетания теоретического и эмпирического подходов в построении системы показателей образа жизни. В кн.: Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М., ИСИ АН СССР, 1978.
  155. В.И., Бигзаев Ф. Ф. Структурная экономическая политика в Читинской области. // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2007, № 6.
  156. И.И. Региональная экономика (понятийный аппарат). СПб.: С-3 секция содействия, разв.экон.науки ОЭ РАН, ИРЭ РАН, 2000.
  157. И.И. Региональная экономика (понятийный аппарат).-СПб.: ИПРЭ РАН, 2000.
  158. И.И. Региональная экономика (понятийный аппарат) 2-е изд., испр. и доп. СПб., ИПРЭ РАН, 2002.
  159. И.И. Региональная экономика, политика и управление: российские проблемы. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 276 с.
  160. СидуноваГ.И. Кадровая политика региона: инновационный подход М.: Инфра-М, 2004.
  161. Словарь современных понятий и терминов — 4-е изд., дораб. и доп./Авт.: Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др.- Сост., общ.ред. В. А. Макаренко. — М.: Республика, 2002.
  162. Е.Г., Качество жизни молодежи и молодежная политика. ИСЭП РАН. СПб., «Петрополис» 1997.
  163. П.А. Социологические теории современности. М., 1992.- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.
  164. Стратегическое территориальное планирование: зарубежный опыт и российская практика. СПб., ООО «Селеста», 2007.
  165. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы / Под ред. .А. Гневко, В. Е. Рохчина. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2004, — 288 с.
  166. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. Акад. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004. — 720с
  167. Спрос на рабочую силу мнение работодателей. Информационный бюллетень. — М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
  168. Социально-экономическое прогнозирование развития региона / Под ред. В. Я. Феодоритова, А. И. Попова. — JI, 1977, с. 13.
  169. ТургельИ.Д. Курс лекций «Региональная экономика и управление http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46 664
  170. H.H. Цель. // Философская энциклопедия, 1970. Т. 5.
  171. B.C. Отражение, системы, кибернетика. М.: Наука, 1992
  172. Л.Д. Использование сравнительных исследований для определения стратегических приоритетов регионального развития. /Под ред. д.э.н., проф. C.B. Кузнецова- РАН ИРЭ. СПб.: ГУАП, 2007. -263с.
  173. С.Г. Региональная экономика. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  174. Управление качеством жизни / Под. ред. члена-корр. РАН В. В. Окрепилова. -СПб.: Изд-во Санкт-петербургской академии управления и экономики, 2006. с. 384
  175. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, A.A. Мироедов, C.B. Федин- Под ред Г. В. Гутмана. — Финансы и статистика, 2001. 176 с.
  176. Управление социальными процессами развития региональной экономики. Часть II /Под ред. д.э.н. C.B. Кузнецова. РАН. ИРЭ. -СПб.: ИРЭ РАН, 2003. — 278с.
  177. Управление социальной сферой региона: колл. монография. / Под научн. Ред. C.B. Кузнецова и Е. Г. Слуцкого. СПб.: ГУАП, 2007.
  178. Н.П., Лейбкинд Ю. Р., Майминас Е. З. Системный подход к народнохозяйственному планированию // Целевая стадияпланирования и проблемы принятия технико-экономических решений. -М.: ЦЭМИ, 1972.
  179. Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2006.
  180. A.C. Структурная политика в российской экономике: принципы, приоритеты, механизмы. // Известия вузов. СевероКавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2003, № 1. с. 78−83.
  181. Философский словарь. /Под ред. И. Т. Фролова. -4-е изд. -М.: Политиздат, 1980. с. 407.
  182. Формирование стратегии управления социальными процессами в регионе. / Под ред. д.э.н., Кузнецова C.B. Институт проблем региональной экономики РАН. СПб, 2006. 173 с.
  183. Ходжсон Джеффри Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с. англ. М.: Дело, 2003. — 464 .
  184. М.И., Кунакбаев Р. Х. Государственная кадровая политика. Учеб. пособие. Уфа: РИО БАГСУ, 2002. 77 с.
  185. В.В. Книга об экономическом пространстве. — Кострома.: КГУ, 2001,-341 с.
  186. В.В. Теория экономического пространства // Проблемы новой политической экономии: Научн.-метод, журнал, Кострома, 1999. Вып. 4 (4), с. 3−18.
  187. A.A. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение. — Д.: Изд-во ЛГУ, 147 с.
  188. И.М., Ломовцева O.A., Трубин М.Ю.Теория и практика региональной экономики.// Учебное пособие Волгоград, 1996, — 183 с.
  189. С.С. Функционирование экономики развитого социализма: теория, методы. — М., 1982.
  190. ШниперР.И. Регион: экономические методы управления. -Новосибирск: Наука, 1991.
  191. ШниперР.И. Региональная диагностика и прогнозирование. — Новосибирск.: Наука, 1996
  192. ШокинИ.Н. Структурная политика в долгосрочной перспективе: задачи и приоритеты. // Проблемы прогнозирования, 2007, № 5, с. 3−15
  193. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. -М.: Гелиос АРБ, 2000.
  194. Н.С., Фрейдлин М. П. Математическая экономика в России (1865 1995 гг.). -М.: Наука, 1996.-351 с.
  195. Н.В. Качество образования в системе высшей школы. Автореф. дис.. канд. соц. наук / Н. В. Щипачева. Екатеринбург, 2005.
  196. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. H.A. Сафронова. М.: «Юристь», 1998.
  197. А.Я. Территориальная организация региональной политики. Новосибирск: ИЭиОПП, 1994.
  198. Ю.В. Экономический рост. Структурная политика. // Проблемы прогнозирования, 2001, № 1, с. 6−14
  199. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 2000. N 187. — 28 сентября. — раздел III. — п.8.
  200. Концепция долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации. — М. МЭРиТ, 2008, с. 8
  201. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393
  202. Концепция реструктуризации (оптимизации) сети учреждений начального профессионального образования Ярославской области. Приложение к решению коллегии департамента образования
  203. Ярославской области от 28.04.2006 г. http://www.depedu.yar.ru:8101/de/collegшm/a280406k.shtml
  204. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. № 322
  205. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393
  206. Об итогах реализации международного проекта Европейского фонда образования «Реформа профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России. Решение Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2002 № 20
  207. О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999−2002 годы»: Приказ Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике от 3 августа 1999 года№ 17
  208. О системе оценки хода экономической реформы. Распоряжение Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 426-р (с изм., внесенными Распоряжением Правительства РФ от 30.06.1993 № 1196-р)
  209. О реорганизации некоторых государственных образовательных учреждений начального профессионального образовании, финансируемых из средств областного бюджета. Постановление Правительства Калининградской области от 20.02.2006, № 98
  210. О реорганизации некоторых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования. Постановление Правительства Республики Коми от 03.05.2005. № Ц5
  211. О реорганизации государственных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования Московской области. Постановление Правительства Московской области от 28.09.2005 № 675/38
  212. О прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Краснодарского края. Закон Краснодарского края от 10 июля 2001 г. № 384-К3
  213. О национальной доктрине образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года, № 751
  214. О науке и государственной научно-технической политике (с изменениями на 29 декабря 2000 года): Закон РФ от 23.08.96 N 127-ФЗ // Российская газета, 1996. N 167. — 03 сентября.
  215. О мониторинге социально-экономического потенциала семей. Постановление Правительства РФ от 14.12.1994. № 1376
  216. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ (с изм. от 9 июля 1999 года № 159-ФЗ) Российская газета, № 134, 14.07.99
  217. О государственной целевой программе Калининградской области «Развитие образования на 2007−2011 гг.». Постановление Правительства Калининградской области от 25.12. 2006 года № 979
  218. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта Федеральный закон от 1 декабря 2007 гoдaN 309-Ф3
  219. Об организации всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1994 г. № 846 (РГ 94−144)
  220. Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 806-р
  221. Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 769
  222. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года № 5090−1 // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. -№ 25.-24.06.93.
  223. Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 03.06.96 N 803 // Российская газета, 1996. -№ 109.-11 июня.
  224. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15.06.96 № 909 // Российская газета, 1996. N 128. — 10 июля.
  225. Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15.10.99 N 1370 // Российская газета, 1999. N 208. — 21 октября.
  226. Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. № 1146
  227. Образовательные траектории детей и взрослых: семейные стимулы и издержки. Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — 40 с.
  228. Основные показатели деятельности органов службы занятости по Российской Федерации за период январь 2008 года январь 2009 года Федеральная служба по труду и занятости // Официальный сайт. — http://www.rostrud.info/results/
  229. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803. Российская газета, 1996, 11 июня.
  230. Подходы к реструктуризации сети областных учреждений начального и среднего профессионального образования. Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 18.05.2005 г. № 7/1
  231. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (утв. приказом Минобразования РФ от 6 сентября 2000 г. № 2571)
  232. Разработка теоретико-методологических основ социально-экономического развития регионов в контексте формирования социально ориентированной национальной экономики. // Отчет НИР. ИПРЭ РАН, 2002.
  233. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа 2004 г.), ст. 23
  234. Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266−1.
  235. Bryson, J. and Einsweiler, R. (eds.). Strategic planning: threats and opportunities for planners. Washington, DC: Planners Press (АРА). 1988.
  236. Cassels, E. Book 1. Introduction, B820 Strategy, The Open University, Walton Hall, Milton Keynes. 2000. P. 1−16
  237. Czamanski S. Identification of industrial clusters and complexes: a comparison of methods and findings // Urban Studies. 1979. -V. 16.
  238. Enright M. J. Regional clusters and economic development: a research agenda. Boston: Harvard Business School, 1993.
  239. IsardW. Methods of regional analysis. Cambridge: MIT Press, 1960.
  240. Gabor D. Desirable and Undesirable Ends of Technology.: In: Can we survive our Future. London, 1972, p. 201
  241. Goodstein, L., Nolan, T. and Pfeiffer, J. Applied strategic planning: a comprehensive guide. Toronto: McGraw-Hill. 1993.
  242. Gordon, G. Strategic planning for local government. Washington, DC: ICMA.1993.
  243. Kemp, R. Strategic planning in local government: a casebook. Washington, DC: Planners Press (APA). 1992
  244. Mainhofer W. Qualitat das Lebens in der Zielvorstellung der FDP. In «Lebensqualitat» Von der Hoffnung Mensch zu sein. Koln, 1974, s.58
  245. Miller, A. and Dess, G. Strategie management. 2nd. Edition. Toronto: McGraw-Hill. 1996.
  246. Muller R. Was heifit, wie bestimmt und verbessert man Lebensqalitat? Universitas. Stuttgart, 1975, № 4, S. 399
  247. Richter C. The impact of industrial linkages on geographic association // Journal of Regional Science. 1969. — V. 9
  248. Streit M. Spatial association and economic linkages between industries // Journal of Regional Science. 1969. — V. 9
  249. Toynbee A. America and the World Revolution. London-New York-Toronto, 1962, p. 69.
  250. Ugolini P. Notre culture et la qualite de la vie. Torino, 1972, p. 5.
  251. Wager J. Growth versus the Quality of Life.- Science, vol. 168, № 3936, 5 June 1970, p. 1182
Заполнить форму текущей работой