Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Поэзия Кайсына Кулиева: национально-эстетическое самовыражение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка исследовать поэтическое творчество К. Кулиева в свете проблемы его национальных особенностей, сопоставляя с философско-нравственными исканиями других северокавказских поэтов его времени. Отечественная многонациональная поэзия располагает достаточными примерами, свидетельствующими о правоте наших выводов о различии и сходстве… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ «РАНЕНОГО КАМНЯ» В КОНЦЕПЦИИ К.Ш.КУЛИЕВА
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТНОПОЭТИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ В ПОЭЗИИ К. КУЛИЕВА
    • 2. Л. Образ тишины и его нравственно-философский смысл
      • 2. 2. 0. браз апреля в творческой лаборатории К. Кулиева и его нравственный лингво-культурный характер
      • 2. 3. Образ дома и его нравственно-психологическая значимость
  • ГЛАВА 3. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ТОПОНИМИКИ И ОНОМАСТИКИ В ПОЭЗИИ К. Ш. КУЛИЕВА
    • 3. 1. Культурно-историческая особенность топонимики в поэзии К. Кулиева
    • 3. 2. Топонимика как один из факторов социально-этнической памяти репрессированных народов и ее отражение в лирике
    • 3. 3. Культурно-национальная специфика ономастики в поэзии
  • К. Кулиева

Поэзия Кайсына Кулиева: национально-эстетическое самовыражение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Обращение к избранной теме обусловлено необходимостью решения целого ряда проблем, связанных с вопросами национального выражения в поэтическом творчестве Кайсына Кулиева, с его художественным мышлением и национальной самобытностью. Талантливый балкарский поэт внес весомый вклад в развитие поэтических жанров и стал одним из классиков родной литературы.

Актуальная проблема национального своеобразия поэзии Кайсына Кулиева исследуется в тесной связи с творческим методом его ровесников — поэтов Северного Кавказа и со становлением метода реализма в молодых северокавказских литературах, которые начали успешно развиваться в 4060-е годы и последующие десятилетия XX века.

Поэзия Кайсына Кулиева формировалась и развивалась на почве самобытной истории и духовной культуры балкарского народа, под влиянием русской литературы и классической литературы Востока и Запада. Проблема национального своеобразия — одна из актуальных задач, потому что она имеет отношение к основным тенденциям проблемно-тематического, жанрового, эстетического формирования национальной литературы как неотделимая часть от процессов и закономерностей, общих для литератур Северного Кавказа.

Исследование природно-ландшафтных художественных образов Кайсына Кулиева является важным звеном в системе глубокого проникновения в его философско-нравственные искания и идейно-этическую проблематику, начиная с самого раннего творчества вплоть до середины 1985 года, когда поэта не стало. В плане поставленной проблемы заслуживают в первую очередь внимание вопросы национального своеобразия К. Ш. Кулиева, мир его художественных образов.

Степень научной изученности темы.

Проблема национального своеобразия писателя — далеко не новая в кавказоведении, и она всегда находилась и находится в центре внимания зарубежного и отечественного литературоведения, потому что интерес к нравственно-этической проблематике и художественным исканиям всегда были присущи исследователям. Но вместе с тем все еще нет серьезных обобщающих работ по этой проблеме и богатый теоретический материал, по существу, не систематизирован. Это известные исследования Г. Ломидзе, 3. Османовой, 3. Кедриной, Д. Лихачева, Л. Лосева, А. Бушмина, И. Неупоковой, В. Жирмунского, Н. Конрада, Г. Гачева, М.Бахтина., В. Р. Щербины, Г. Г. Гамзатова, У. Б. Долгат, А. И. Караевой, А. Алиевой, Л. Бекизовой, Л. Егоровой, Ю. Тхагазитова, X. Бакова, К. Шаззо, X. Хапсирокова, А. Мусукаевой, Ф. Урусбиевой, З. Кучуковой, Т. Эфендиевой, затрагивающих многие вопросы национальной самобытности того или иного писателя.

Историография изучения поэтического наследия Кайсына Кулиева, мира его художественных образов может быть со значительной степенью условности поделена на несколько крупных блоков, когда оценивалось и изучалось его творчество. Это — военный период с 1941;1945, послевоенный (50−60-е годы) и последний период творчества -70-е и середина 80-х годов. Кратко остановимся на них.

В мае 1943 года, когда Кулиев был на фронте и публиковал свои стихи в центральных и местных газетах, таких, как «Всегда гордился тем, что горец я!», «России», «Сосны России шумят», писатель А. Фадеев о даровании молодого поэта и в одной из своих записных книжек отметил: «Прекрасный балкарский поэт К.Кулиев. Подлинный горец и подлинная поэзия.».(Фадеев А. Собр. Соч. в 5 т., т.5. М. 1961. С. 179). Фадеев был одним из первых, кто отметил национальное своеобразие горского поэта. Писала о военной лирике Кулиева и молодой критик Лия Степановна Ерусалимчик, сотрудница Союза писателей СССР. Ее статья «Стихи Кайсына Кулиева» была опубликована в газете «Социалистическая Кабардино-Балкария» в 1943 г. за 13 августа.

Поэт и переводчик стихов КулиеваДмитрий Кедрин в годы войны писал своему фронтовому другу 9 марта 1944 года: «Сейчас я стал переводить твои новые стихи „Глядя в темную даль“, „Цветы“, „Песня о голубых глазах“. Говорю без комплиментов: среди них есть маленькие шедевры. Я люблю твои стихи за полноту мысли и чувства, что, увы, не часто в нашей поэзии. Я понимаю, что тебя побудило написать то или другое стихотворение, восприятие мира у нас, вероятно, сходное».

Второй период- 50−60-е годы можно разделить — на период депортации, длившейся для поэта одиннадцать лет, и время возвращения на свою историческую родину, когда Кулиев печатал все то, что писал в годы среднеазиатской ссылки. Одним из первых, кто написал о нем был поэт Н.Тихонов. В статье «Мужество и нежность», опубликованной в газете «Литература и жизнь» (М., 1959, 22 ноября) он отметил характерные черты лирики Кулиева.

Находясь в Средней Азии (1945 — 1955 гг.), Кулиев переписывался с Б. Пастернаком, который писал ему в ноябре 1948 года, отметив то, что составляло тогда лучшую сторону лирики балкарского поэта, указывая на особенные черты его характера и поэтического таланта. «. Вы пользуетесь моей взаимностью, — писал Б. Л. Пастернак — Вы из тех немногих, которых природа создает, чтобы они были счастливыми в любом положении, даже в горе». Писатели К. Симонов и Ю. Либединский в это же время высоко оценили поэзию Кулиева.

В 60-е годы XX века о Кулиеве писали очень многие известные писатели, критики и литературоведы нашей страны, такие, как Ст. Рассадин, И. Гринберг, Вл. Орлов, Л. Антопольский, С. Смирнов, В. Григорьев, В. Перцов, Ф. Урусбиева, Л. Кашежева, Наби Хазри, Мустай Карим,.

А.Кешоков, Ад. Шогенцуков, Д. Бычков, Н. Тихонов, С. Липкин, Д. Маммеева, М. Мокаева, Н. Джусойты, 3. Толгуров и др.

В 70-е годы вышли в свет монографии Ст. Рассадина «Кайсын Кулиев» (М., 1974), Н. М. Байрамуковой «Кайсын Кулиев. Очерк творчества» (М., 1975) и Т. Е. Эфендиевой «Поэзия жизни»: О Кайсыне Кулиеве \(Нальчик, 1977), «Поэмы Кайсына Кулиева» (Нальчик: КБГУ, 1979) и очень много статей в центральной и местной печати (Н.Байрамукова, А. Кулешов, М. Кармоков, Б. Тихов, М. Львов, В. Захаров, С. Гочияев, М. Баксанов, Н. Саакян, М. Поцхишвили, В Огнев, Д. Кугультинов, Н. Удалов, А. Караев), в которых были затронуты вопросы национального своеобразия поэзии Кайсына Кулиева.

Авторы названных работ ограничивались немногословными утверждениями о мире художественных образов в поэзии Кулиева, так как цель этих и других работ, изданных в 80-е годы прошлого века, была иной.

80-е годы о Кулиеве продолжали также много писать, как и в предшествующие годы. Вышли три монографии о поэте — В. В. Дементьева «Кайсын Кулиев. Размышления и жизни и творчестве» (Нальчик, 1988) и Т. Е. Эфендиевой «Кайсын Кулиев. Литературный портрет» (М.: Советская Россия, 1985), «Лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова» (Нальчик, 1981) и два ее методических пособия «Философская лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова» (Нальчик, 1980) и «Проблемы традиций и новаторства Кайсына Кулиева», предназначенных для студентов вузов Северного Кавказа.

В 1987 году А. Теппеев издал учебное пособие для учителей средних школ «Кайсын Кулиев» (Нальчик, 1987) на балкарском языке.

В 90-е годы интерес к поэзии К. Кулиева не утихает. Интересными и проблематичными были статьи С. К. Башиевой, которая в 1990 году в издательстве «Эльбрус» выпустила книгу ««В оригинале и переводе»: Литературно-критические статьи о Кулиеве (Нальчик, 1990). С. Башиева обратила внимание на роман Кулиева «Была зима» и коснулась некоторых проблем художественного перевода его стихов с родного на русский язык.

В связи с 80-летием со дня рождения К. Ш. Кулиева была проведена научно-теоретическая конференция (12−13 ноября 1997) и был опубликован сборник материалов конференции. Это были вторые Эльбрусские чтения (Нальчик, 1998). На секциях рассматривались традиции Кулиева в современной карачаево-балкарской литературе, социально-философские проблемы его поэтического творчества и языковые особенности. Некоторыми вопросами поэзии К. Кулиева заинересовались Т. А. Чанкаева, Р.А.-К. Ортабаева, С. Акачиева, Г. Базиева, Т. Хаджиева, Ф. Магулаева, Ф. Эфендиев, И. Хочуев, К Бауаев, М. Кетенчиев, Б. Тетуев, X. Малкандуев, И. Шаваев, М. Текуев .

В новом тысячелетии появились и статьи о национальном образе мира в поэзии К. Кулиева доцентов кафедры зарубежной литературы КБГУ Б. И. Тетуева и З. А. Кучуковой (Вестник КБГУ. Серия: филологические науки. Вып.6. -Нальчик, 2003. С.79−82), а также многих других в связи с проведением межвузовских научных конференций, посвященных 80-летию и 85-летию со дня рождения поэта «Кайсын Кулиев и современность»: Третьи Эльбрусские чтения (Нальчик, 2002. 152 с.) и республиканской научной конференции, посвященной 20-летию со дня смерти К. Ш. Кулиева под названием «Идеи гуманизма в поэзии Кайсына Кулиева» (Нальчик :СКГИИ, 2005), которую провел Северо-Кавказский государственный институт искусств 4 июня (День памяти поэта) 2005 г. По материалам этой конференции, то есть пятых Эльбрусских чтений, был издан сборник статей о поэте. Ответственными за его выпуск были профессора Фуад и Салих Эфендиевы.

Среди современных исследований поэтического наследия Кайсына Кулиева следует отметить многотомные работы проф. Эфендиевых С. И., Ф.С., Т.Е., которые в издательстве «Эль-Фа» издали семь томов о К. Ш. Кулиеве. Два тома посвящены научной биографии поэта с 1917 по 1985 гг.

Третий том также называется «Кайсын Шуваевич Кулиев», только имеет подзаголовок «Друзья поэта».(Нальчик, 2000. — 547 с.) Следующий -«Кайсын Шуваевич Кулиев. Воспоминания современников». Том 1У. (Нальчик, 2001. — 636 е.) — «Кайсын Шуваевич Кулиев. Литературно-критические статьи о творчестве поэта.» Том 5. (Нальчик, 2002 -642 е.) — «Кайсын Кулиев — символ национальной духовной культуры». Том 6. (Нальчик, 2003. — 662 е.).

К 90-летию со дня рождения поэта вышел 7 том «Фолыслорно-философские и лингвокультурологические аспекты поэзии Кайсына Кулиева» (Нальчик: Эльбрус, 2006. — 295 е.). Все труды Эфендиевых опираются на архивные источники, которые взяты из фондов ЦГА КБР, ЦГАЛИ СССР, ЦГА Ростовской области и г. Ростова-на-Дону, архива новейшей истории КБР, Правления Союза писателей РФ (Москва). Многие сведения о поэте вводятся в научный оборот впервые.

Внесла большой вклад в кулиевоведение дочь поэта Ж. К. Кулиева, которая является составителем и автором предисловий двух ценных книг «Остаться в памяти людской.» (Нальчик, 1987. — 367 с.) и «Я жил на этой земле» (Нальчик, 1999. -512 е.). Первая ее книга посвящалась 70-летию со дня рождения К. Ш. Кулиева, а вторая была издана к 80-летию со дня рождения поэта. Обе книги включают подлинные документы о Кайсыне Кулиеве, большая часть которых была опубликована впервые.

Нужно отметить и книгу Кулиевой Элизат Э., жены поэта — «Мой гений, мой ангел, мой друг»: Воспоминания. Письма. Дневники. (Нальчик: Эльбрус, 2002. -354 е.). В ней много личного. Нашу проблему эта книга никак не затрагивает.

К серьезным исследованиям относятся диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наукЗ.А.Кучуковой «Поэзия К. Кулиева в русских переводах. К проблеме национального колорита» (М., ИМЛИ. 1992) — В. М. Перельгут «Художественное решение проблемы трагического в романе К. Кулиева «Была зима» (в контексте русской и северокавказской литератур) — Нальчик, 2004 г.- Ж. К. Кулиевой «Кайсын Кулиев. Личность поэта в документах и воспоминаниях современников» (Нальчик, 2003) — В. Л. Бжаумыховой «Сравнительно-исторический анализ кабардинской и балкарской лирики 1940;1970;х годов» (А.Кешоков и К. Кулиев) — Нальчик, 2002. Н. М. Байрамуковой «Творчество Кайсына Кулиева» (М, 1975), С. К. Башиевой «Проблема художественного перевода: на материале поэзии К. Кулиева» (Тбилиси, 1986) и Боковой Л. Х. «Северокавказская поэзия периода Великой Отечественной войны» (На материале чечено-ингушской и балкарской литератур — Уфа, 1990). В диссертации Л. Боковой упомянута лирика Кайсына Кулиева и поэтов Чечни и Ингушетии 1941 -1945 гг.

Национальное своеобразие поэта в этих диссертационных исследованиях не затрагивалось, так как цель этих работ была-иной. На соискание кандидата философских наук (этика) защитила диссертацию азербайджанка Намазова Айбола Фирудин кызы «Вопросы этики в творчестве Кайсына Кулиева (Баку, 1997). В Баку в 1982 году защитила диссертацию на соискание доктора филологических наук Т. Е. Эфендиева «Творчество Кайсына Кулиева» (Художественная концепция личности). Она создала целое направление, и ее работы до сегодняшнего дня — это вехи по изучению поэзии К.Кулиева. С тех пор вот уже более двадцати лет Т. Е. Эфендиева занимается творчеством этого поэта.

В 2005 году на соискание ученой степени кандидата культурологических наук защитила диссертацию А. И. Хажметова «Творчество Кайсына Кулиева в контексте художественной культуры России: культурологический анализ» по истории и теории культуры (Краснодар, 2005), отразившего в своём творчестве, по словам исследователя, целую историческую эпоху.

По теории и истории культуры защитила диссертацию М. Х. Хакулова «Лингвокультурологические аспекты творчества. Кайсына Кулиева» на соискание ученой степени кандидата философских наук (Ростов-на-Дону,.

2005). Её официальными оппонентами были доктор культурологии Ф. А. Урусбиева и доктор философских наук Е. В. Золотухина.

Наиболее близкие к проблематике нашего исследования можно назвать работы Станислава Рассадина, З. А. Кучуковой, Фуада и Тамары Эфендиевых.

Особенно хотелось бы отметить монографию Зухры Кучуковой «Онтологический метакод как ядро этнопоэтики»: Карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии. (Нальчик, 2005), в которой много внимания уделено поэзии Кайсына Кулиева. Опираясь на многие мнения и оценки ученых в подходе к определению статуса этнокультуры в контексте глобализации, З. А. Кучукова пытается идентифицировать онтологический метакод национальной поэзии (на примере поэзии Кайсына Кулиева) как единый динамический гипертекст. В зеркале художественного слова Кулиева и других карачаевских и балкарских поэтов она довольно глубоко осмысливает ментальность этих двух генетически связанных народов Северного Кавказа, уделяя большое внимание расшифровке ключевых символов, архетипов, мифологем.

Необходимо отметить и некоторые работы кабардино-балкарских литературоведов и кинорежиссеров, в которых творчеству Кайсына Кулиева посвящены специальные разделы и главы, освещающие его поэтический путь развития в очерках по истории балкарской литературы и в различных монографиях (Л. Кашежева, Ф. Урусбиева, 3. Толгуров, А. Теппеев, В. Х. Вороков и др.).

В выше перечисленных работах и исследованиях, на наш взгляд, рассматривались многие проблемы в социально-философском и нравственно-этическом плане, но национальная специфика поэта Кулиева, его художественные природно-ландшафтные образы, традиции и новаторства глубоко не затрагивались.

Научная новизна состоит в том, что взятая нами проблема — явление весьма многоаспектное. Сюда входит и национальное бытие этноса и национальный характер, национальное мироощущение, миропонимание, и многогранный мир художественных природно-ландшафтных образов Кайсына Кулиева.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка исследовать поэтическое творчество К. Кулиева в свете проблемы его национальных особенностей, сопоставляя с философско-нравственными исканиями других северокавказских поэтов его времени. Отечественная многонациональная поэзия располагает достаточными примерами, свидетельствующими о правоте наших выводов о различии и сходстве общественно-политических и эстетических позиций между этими поэтами в интерпретации, скажем, художественных образов родного очага, весны в горах, образа дороги, белоствольной березы, тишины, матери-горянки и т. д. Разумеется, существуют значительные черты близости, общности, но есть и существенные различия. Это вызывает объективную необходимость диалектического рассмотрения национального образа мира, нравственных традиций и новаторства в творческой преемственности поэта.

В центре нашего внимания — мир природно-ландшафтных художественных образов Кайсына Кулиева: художественная концепция «раненого камня», образов тишины, апреля и родного дома, а также культурно-социальный аспект топонимики и ономастики в его поэзии.

Материалом исследования явилось все поэтическое творчество К. Кулиева, изученное в аспекте поставленной проблемы, с которой связаны и вопросы национального своеобразия поэта, его художественное мышление, поэтика и стиль произведений. Это в основном собрание сочинений в трех томах, изданных в Москве в 1976;1977 гг, и — после смерти поэта — в 1987 годуа также сборники стихов «Горы» (М., 1957), «Раненый камень» (М., 1968), «Живу среди людей» (М., 1976), «Книга земли» (М., 1977, «Говорю людям» (М., 1985), «Человек. Птица. Дерево» (М., 1985).

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационной работы является исследование вопросов, связанных с миром художественных образов К. Кулиева, с историзмом его ' художественного мышления и мировидения.

В связи с поставленной целью предполагается разрешить следующие задачи:

— проследить художественный образ «раненого камня»" в концепции К. Ш. Кулиева;

— выявить нравственно-философский смысл образа тишины в поэзии К. Кулиева;

— уяснить образ апреля в творческой лаборатории.

Кулиева и его нравственный, лингвокультурный аспект;

— исследовать художественный образ дома в лирике.

Кулиева и показать его нравственно-психологическую значимость;

— рассмотреть топонимику и ономастику в поэзии.

К.Кулиева в их культурно-социальном аспекте.

Хронологические рамки исследования определены периодами формирования поэтического творчества Кайсына Кулиева, начиная от 30-х годов двадцатого века, времени опубликования его первого сборника стихов «Здравствуй, утро!», до последней его книги «Человек. Птица. Дерево» (М., 1985), составителем которой он был сам.

Методологическая основа диссертации. В качестве исходных принципов при изучении литературоведческих источников, анализе произведений Кайсына Кулиева мы опирались на принципы историзма и народности, преемственности и новаторства.

В своём исследовании мы использовали труды теоретиков литературы М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, М. Б. Храпченко, А. Г. Бочарова, Л. Н. Арутюнова, К. К. Султанова, С. М. Хитаровой, В. Д. Щербины, Б. Л. Сучкова, В. Я. Пропп, а также работы ученых по национальной специфике взаимодействия фольклорных и литературных традиций А. И. Алиевой, В. Г. Агрба, Г. Гачева, А. А. Аншба, Х. С. Бгажба, Л. А. Бекизовой, Х. И. Бакова, A.M. Гадагатля,.

A.М.Гутова, Р. Фидаровой, Ю. Тхагазитова, К. Шаззо, А. Мусукаевой, 3. Толгурова, А. Хакуашева, Т. Эфендиевой.

Источниковой базой настоящего исследования послужили теоретические положения работ о К. Кулиеве — Ж. К. Кулиевой, С. К. Башиевой, Н. Джусойты, С. Эфендиева, X. Малкандуева, В. Б. Тугова, З. А. Кучуковой, Б. И. Тетуева, В. Л. Цвинария, Р. Мамий, Ф. Урусбиевой, Ф. Эфендиева и известных культурологов нашей страны Ю. Жданова,.

B.Е.Давидовича, Г. Драча, И Горловой, Ю. Волкова, В. Добрынина, Г. Денисовой, И.Мостовой.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что обобщения и выводы, к которым мы приходим, позволит раскрыть природу и характер национального в поэтическом творчестве Кайсына Кулиева, понять национальную философию его художественных образов, охарактеризовать его духовный мир, показать самобытность лексических средств образности языка поэта, неповторимость его образного мышления.

Диссертационная проблема исследуется не только на уровне научного, но и прикладного значения. Она может быть использована в учебном процессе вузов нашей страны, а именно: служить учебным пособием для студентов филологических специальностей, в преподавании отдельных тем общего курса литературы народов Российской Федерации, в частности, при изучении творчества ведущих поэтов Северного Кавказа.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в докладах на научно-практических конференциях, которые проходили в северокавказском регионе — городах Пятигорске, Нальчике, Элисте, Майкопе с 1997 по 2005 годы. Я участвовала в Третьих Эльбрусских чтениях, посвященных 85-летию со дня рождения К. Ш. Кулиева 30−31 октября 2002 г., которые проходили в городе Нальчике. Выступила с докладом «Русские поэты о Кайсыне Кулиеве» по секции «Мастерство языка К. Ш. Кулиева».

Диссертация прошла апробацию и на международных конференциях «Русский язык на Северном Кавказе» (Пятигорск, ПГЛУ, 2003), «Биосфера и человек» (Майкоп, АГУ, 2003) и «Национальная политика Советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения» (Элиста. КГУ, 2003). На этой конференции выступила с докладом «Художественное осмысление дома в поэзии Кайсына Кулиева периода депортации балкарского народа».

Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры русской литературы КБГУ, на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» и рекомендована к защите (сентябрь, 2006).

Публикации.

По основным разделам диссертации опубликовано 8 статей и тезисов в сборниках материалов научно-теоретических конференций ««Кайсын Кулиев и современность» (Нальчик, 2002), «Национально-региональный компонент в школах КБР: проблемы, решения, перспективы» (Нальчик, 2002), «Русский язык на Северном Кавказе» (Пятигорск, 2003), «Биосфера и человек «(Майкоп, 2003) и др.

Структура диссертации.

Работа традиционно состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе анализа целого ряда произведений К. Кулиева, соответствующих теме диссертации, сделаны определенные выводы и обобщения, вытекающие из решения поставленных задач:

1. Поэзия К. Кулиева — уникальное явление в художественной культуре карачаево-балкарского народа. Исторически на долю поэта выпало стать той национальной единицей, в творчестве которого с наибольшей полнотой сфокусировались основы народного мировидения.

2. Художественные предметно-ландшафтные образы поэзии К. Кулиева отражает национальный образ мира, в котором жил и формировался поэт, усваивая традиции поэтов старшего поколения, сказителей, русской поэтической школы и классики Востока и Запада.

3. В национально-эстетическом самовыражении поэта, формировании его онтологической картины мира, на наш взгляд, основную функциональную роль сыграли такие этнопоэтические константы, как «раненый камень», «тишина», «апрель», «дом». Выбор этих четырех образных единиц обусловлен их эмблематическими признаками, соотносящимися с концепцией человека (раненый камень), мировоззрением (тишина), художественным временем (весна, апрель) и пространством (дом).

4. Мотив «раненого камня» в поэзии Кайсына Кулиева определяет авторскую концепцию человека, согласно которой личность может быть счастливой только в условиях сопричастности к людям, их тревогам и страданиям.

5. Согласно результатам нашего исследования, основное место в «звуковом пейзаже» кулиевской поэзии занимает «тишина» художественный образ, обретающий статус мировоззренческой категории, по-разному выражающей лирическое настроение героя в разные промежутки его личной биографии, вписанной в контекст народной истории.

6. Среди множества других хронотопных образов К. Кулиева как приоритетный образ выделяется «апрель», воспроизводящийся в целом ряде стихотворений. Согласно результатам произведенного нами анализа, «апрель» в творческой лаборатории поэта выступает в качестве образного иносказательного соответствия понятиям «рубеж», «перекресток», «граница», уточняющим специфику авторского мировидения применительно к самым разным сферам бытия.

7. К числу этнокультурно значимых образов, наиболее ярко выражающих специфику художественного сознания К. Кулиева, является «дом», «родной очаг», воспринимающийся как объект сакральной географии, вбирающий в себя идейно-нравственные понятия «любовь к родине», «приверженность духовным заветам предков», «сохранение исторических традиций». Символическая емкость кулиевского «дома» включает в структурное содержание образа не только понятия малой родины, но идею всечеловеческого братства, планетарного бытия в целом.

8. В систему образов, выражающих национальное своеобразие поэзии К. Кулиева, входят также топонимические и ономастические единицы. Как показало наше исследование, топографические обозначения, имена героев служат в поэтическом тексте ярко выраженной знаковой системой, несущей информацию эстетической и этнокультурной значимости и оттеняют народную специфику «взгляда на вещи» (В.Г. Белинский).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Кайсын Кулиев. Очерк творчества. —М., 1975.-270с.
  2. Г. Избранное: поэтика пространства. М., 2004. — 171 е.
  3. Вестник КБГУ. Серия: филологические науки. Вып.6. Нальчик: КБГУ, 2003.- 110 с.
  4. Вестник КБГУ. Серия: гуманитарные науки. Вып.8. Нальчик: КБГУ, 2003.-76 с.
  5. В. Кайсын Кулиев. Размышления о жизни и творчестве. -Нальчик: Эльбрус, 1988.-231 с.
  6. Журнал «.Известия высших учебных заведений северокавказского региона».- Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. -№ 3 .-282 с.
  7. Кайсын Кулиев и современность: Материалы научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения поэта 30−31 окт. 2002. Третьи Эльбрусские чтения. -Нальчик: СКГИИ. — 152 с.
  8. Ю.Кучукова З. А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики (Карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии). -Нальчик, 2005. — 310 с.
  9. П.Кучмезова М. «И мой огонь горел.» Эссе о Слове Кязима. -Нальчик: Эльбрус, 1996. 126 с.
  10. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М., 1976.-240 с.
  11. Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Кайсына Кулиева (12−13 нояб. 1997). Вторые Эльбрусские чтения. Нальчик: СКГИИ, 1998. — 113 с.
  12. Материалы региональной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения К. Ш. Кулиева Нальчик: КБГУ, 2002 — 229 с.
  13. Национальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения: Материалы международной научной конференции 23−24 окт. 2003. Элиста: КГУ, 2003. — 256 с.
  14. Писатели Кабардино-Балкарии. Биобиблиографический словарь. -Нальчик :Эльбрус, 2003.-441 с.
  15. Пятые Эльбрусские чтения: Материалы научной конференции «Идеи гуманизма в поэзии Кайсына Кулиева», посвященной 20-летию со дня смерти поэта (3 июня 2005) Нальчик: СКГИИ, 2005.- 98 с.
  16. Слово к молодым. Сборник критических статей. -М., 1975. 91 с.
  17. Топонимика и ономастика Северного Кавказа. — Пятигорск: ПГЛУ, 1997. 128 с.
  18. Ф.А. Путь к жанру. Нальчик: Эльбрус, 1982. — 173 с.
  19. Т.А. А. Суюнчев. Очерк творчества. М., 1998. — 383 с.
  20. М. Избранные произведения. М., 1994. — 489 с.
  21. Т. Е. Эфендиев С.И. Эфендиев Ф. С. «Кайсын Шуваевич Кулиев». Билграфия поэта в двух частях. Часть 2. Нальчик, 1997. -421 с.
  22. Эфендиева Т. Е. Поэзия жизни. Очерк творчества о Кайсыне Кулиеве. Нальчик: Эльбрус, 1977. — 255 с.
  23. Т.Е. Философская лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. Методические указания по спецкурсу для студентов филологических факультетов. -Нальчик: КБГУ, 1980. 65 с.
  24. Т.Е., Эфендиев С. И., Эфендиев Ф. С. Кайсын Кулиев -символ национальной духовной культуры. Том 6. — Нальчик: Эль-Фа, 2003. — 663 с.
  25. Т. Е. Эфендиев С.И. Эфендиев Ф. С. Фольклорно-философские и лингвокультурологические аспекты поэзии Кайсына Кулиева. Том 7 Нальчик: Эльбрус, 2006. — 294 с. 11.
  26. И.В. Певец из Кабардино-Балкарии// И. Абашидзе. Друзья, дороги, раздумья.-Тбилиси: Мирани, 1979. -С. 102−103.
  27. М. Кайсын Кулиев // М.Агатов. Об авторах ваших книг.-М.: Молодая гвардия, 1972. —С.223.
  28. В. От вершины к вершине // Дружба народов. —М., 1964.-№ 6. -С.220.
  29. Л. Кайсын Кулиев //У очага поэзии. М.: Советский писатель, 1974. — С.226−228
  30. В. Свое понимание жизни // Аврора, 1974. -№ 9, № 10-. Смена, 1974, 18 декабря.
  31. Н. Поэзия и условная поэтика // Дон, 1966. -№ 7. — С.163−167.
  32. Н. Поэзия и ты друзья издревле // Книжная торговля, 1972. -№ 12. -С.52−53.
  33. Н. Становление реализма в творчестве Кайсына Кулиева // Доброе утро. —Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение, 1969.
  34. С. Три поэта — самим маленьким // Дружба народов, 1977. -№ 6. С.278
  35. Д. О творческом пути Кайсына Кулиева // Сб. методических статей. Нальчик, 1960.
  36. В. Читая Кайсына Кулиева // Новый мир, 1965.- № 2. -С.253−257.
  37. Ю. Певец из Чегема // Советская Россия. 1977, 1 ноября.
  38. И. Счастливое искусство удивляться // Гринберг И. Три грани лирики. М., 1975. — С.376.
  39. И. Мужество ума и сердца//Дон, 1964.-№ 1.-С 165.
  40. И. Полет стиха // Знамя, 1965.- № 4. -С.235−240.
  41. И. Счастливое искусство удивляться // Молодая гвардия, 1974.- № 11. — С.256−269.
  42. И. Постижение времени // Знамя, 1974.- № 3. -С.220−236.
  43. А. Вблизи времени: Об истоках и своеобразии поэтического творчества К. Кулиева // Радуга. -Киев, 1979. № 7. — С. 173−180.
  44. Л. Книга земли // Учительская газета, 1974, 24 дек.
  45. Д. Рецензия на книгу «Мир дому твоему» // Дон, 1967. -№ 3. -С. 165- 166.
  46. Н. Мир сквозь сердце // Дружба народов, 1965. № 3. — С.264.
  47. М. От переводчика // Нева, 1962. № 1. -С. 17.
  48. М. Кайсын Кулиев. // Детская энциклопедия, т.11. -М., 1976. -С.224−225.
  49. М. Славь молодость, поэт! // Известия. Московский вечерний выпуск, 1977, 31 октября.
  50. Л. Стихи Кайсына Кулиева // Социалистическая Кабардино-Балкария, 1943, 13 августа.
  51. В. «Мои соседи» // Дружба народов, 1956. -№ 6.
  52. С. Поэзия Кайсына Кулиева // Красный Киргизстан, 1955, 12 января. На киргизском языке.
  53. В. Все вверх подниматься // Советская культура, 1974, 29 марта.
  54. Индира Ганди. О стихотворении Кулиева «Первой пулей на войне любой."//Правда, 1976, 10 июня.
  55. М. Волшебный мир поэзии // Культура и жизнь, 1965. № 12. -С. 40.
  56. М. Мир поэта //Агидель, Уфа, 1967. -№ 10. -С.85. На башкирском языке.
  57. Л. Поэзия, рожденная жизнью // Кабардино-Балкарская правда, 1962, 16 января.
  58. Л. Расцвет творчества // Дружба- Нальчик, 1964. -№ 23. -С. 90−108. На балкарском языке.
  59. Л. О Кайсыне Кулиеве // Кашежева Л. Совершеннолетие пера. Нальчик: Эльбрус, 1968. -С. 5−27.
  60. Н. Песня убежденного сердца // Дружба народов, 1963. -№ 1. -С.239−240.
  61. Н. О К.Кулиеве // Капиева Н. Критические новеллы. М.: Советская Россия, 1969. — С.25−26.
  62. А. Знак мастера // Лауреаты России. Автобиографии. М.: Современник, 1976, кн.2, — С. 144.
  63. А. Слово о друге // Кабардино-Балкарская правда, 1967, 30 ноября.
  64. А. Труд поэта // Дружба народов, 1959. № 12. -С. 205.
  65. А. Кайсын Кулиев // Октябрь, 1959. № 11. -С.195.
  66. А. Вид с Белой горы. Автобиографическая повесть.// Знамя, 1973. -№ 2. -С. 81- 108.
  67. В. Поэт и земля // Дон, 1977. -№ 11. -С. 177- 181.
  68. В. Вечер перед рассветом // Октябрь, 1975. № 8, -С.215.
  69. Д. Редкий, могучий талант. // Дон, 1977. № 11. — С.176−177.
  70. Д. Сын Эльбруса Кайсын // Хальмг уни, 1967, 2 сентября. На калмыцком языке.
  71. А. Крылатое слово поэта // Правда. 1971, 3 мая.
  72. А. Чудо поэзия // Советская молодежь. —Нальчик. 1974,5 марта и газ. „Коммунизмге жол“, 1974, 8 марта. На балкар, языке1
  73. А. Ровесник революции //Тувинская правда, 1977, 1 ноября.
  74. М. Наступательный дух поэзии //Ставропольская правда, 1974, 1 сентября.
  75. М. Поэт и солдат //Молодая гвардия, 1977. № 11.1. С. 294.
  76. Г. Вырастая из единого корня // Октябрь, 1976. № 1.1. С. 175.
  77. Г. Путем испытанным, единым // Знамя, 1976. № 1.1. С. 225.
  78. С. По горным дорогам // Дружба народов, 1958. -№ 1.1. С. 234.
  79. Д. Самобытный талант // Кабардино-Балкарская правда, 1967, 7 сентября.
  80. . Песни о человеке и земле // Советская Латвия, 1974, 9 апреля.
  81. Л. Мудрость таланта // Труд, 1977, 30 октября.
  82. Е. С чего начинаются стихи // Известия, 1972, 15 декабря.
  83. Е. Простое слово поэзии // Октябрь, 1976. -№ 12. -С.213.
  84. А. Мир дому твоему, человек! \Правда. 1966, 12 декабря.
  85. Л. Доброта и мужество // Мкртчян Л. Родное и близкое. Статьи. -М., 1978. С. 152- 159.
  86. Л. На мир смотрите добрыми глазами. // Мкртчян Л. Если бы в Вавилоне были переводчики. -Ереван, 1976. -С. 434−444.
  87. Л. О Кулиеве // Кулиев К. Книга об Армении. Ереван: Айстан, 1973.-C.3−17.
  88. Л. Без тебя, Кайсын, и вместе с тобой. Ереван: Наири, 1997. — 107 с.
  89. В. Трудное счастье // Дружба народов, 1960. -№ 5. -С. 244.
  90. В. Земля и песня // Дружба народов, 1966. -№ 8. -С.242 250.
  91. В. Несуетное слово поэта // Новый мир, 1970. -№ 5. —С.
  92. В. Поэтому поэзия жива // Комсомольская правда, 1974, 15 ноября.
  93. В. „Печется хлеб, горит очаг.“ // Октябрь, 1977. № 10. —1. С. 215.
  94. В. Высокогорная поэзия // Известия, 1965, 18 февраля.
  95. А. Родина, земля, судьба // Нева, 1967. № 5. — С. 179−182.
  96. . Дорогой Кайсын!. Письма Кулиеву. // Коммунизмге жол, 1974, 20 ноября. На балкарском языке.
  97. Вл. Слияние сердца и ума // Москва, 1967. -№ 3.1. С. 214.
  98. С. На перекрестке традиций // Юность, 1968. -№ 11.1. С. 70.
  99. А.Н. Согревать огнем поэзии // Салахян А. Древняя и молодая.- М., 1971. С. 295−297.
  100. Гр. Чтоб шелест страниц // Наш современник, 1968. № 11.-С. 104.
  101. . Мужество и мастерство//Октябрь, 1964.-№ 3.-С.210
  102. Е. Поэзия мужественного сердца // Дон, 1958.- № 5. -С. 187- 189.
  103. К. Жизнь прекрасный дар // Известия, 1972, 4 дек.
  104. К. Жить, удивляясь // КПБ, 1974, 6 марта- то же самое — Ленинский путь, Нальчик, 1974, 6 марта и Комжол, 1974, 21 марта. На балкарском языке.
  105. А. Время и талант //Ленинское знамя. Черкесск, 1964, 28 января. На карачаевском языке.
  106. А. По случаю юбилея // Новый мир, 1965. № 1,с.12.
  107. А. Когда к камню прикасается мастер // КБП, 1974, 4 апреля.
  108. Н. Большая правда поэзии //Комсомольская правда, 1963, 12 мая.
  109. Н. Горской песни могучее крыло // Красное знамя, 1974 8 ноября.
  110. Токомбаев Аалы. Предисловие к книге К. Кулиева „Огонь на скале“. —Фрунзе, 1970. На киргизском языке.
  111. А. О Кулиеве // Фадеев А. Собр. Соч. Т.5.-М.Д961.С.179 148. Хочуев И. Ч. Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Кайсына Кулиева. Вторые Эльбрусские чтения. -Нальчик, 1998. С. 65.
  112. Дм. Совесть Кайсына // Хренков Д. Дорогие спутники мои. -М., 1975. С.107−113
  113. Хазри Наби. Вечное удивление // Бакинский рабочий, 1965, 4 апреля
  114. Черкасский 3. Достойный кандидат на Ленинскую премию //КБП, 1964, 21 января.
  115. Л. » Где за тучей белеет гора." // Книжное обозрение, 1975, 7 ноября.
  116. А. К новым свершениям // Октябрь, 1971. № 8.1. С. 201.
  117. В. Восходящая сила стиха //Аврора, 1977. № 3. -С.62
  118. Т. Жизнь- восхождение // Дон, 1972. -№ 6. -С. 170
  119. Э. Сильное слово // Комжол, 1964, 31 октября.
  120. А. Наш Кайсын //КБП, 1958, 2 февраля
  121. Т.Е. Кулиев о Кязиме Мечиеве // Сборник научных работ аспирантов КБГУ. Вып 3. Часть 2. Нальчик: Эльбрус. — С. 141- 146.
  122. Т.Е. Символ верности. О поэме К. Кулиева «Знамя» // Комжол, 1971, 3 апреля. На балкарском языке.
  123. Т.Е. Гимн земле и труду. Рец. на «Книгу земли» Кулиева (М., 1972)//Кабардино-Балкарская правда, 1972, 13 июля.
  124. Т.Е. «Без гибели героев нет побед»: о поэме Кулиева «Знамя» //Материалы конференции, посвященной 50-летию образования СССР. Нальчик: КБГУ, 1972. — С. 77- 84.
  125. Т.Е. Перекличка поэтов: О дружбе К. Кулиева с поэтами Армении // Коммунист. Ереван, 1972, 23 июля.
  126. Т.Е. Славные певцы Родины: Кайсын Кулиев и Мустай Карим // Агидель. -Уфа, 12 973. № 2. — С. 103- 105.
  127. Т. Е. О мотивах интернационального братства в балкарской поэзии: Кайсын Кулиев о Гарсиа Лорке // Сборник докладов ивыступлений на заседании Совета КБГУ, посвященном 50-летию Автономии КБАССР. Нальчик: КБГУ, 1973. — С. 259- 268.
  128. Т.Е. Большая любовь поэта: Рецензия на «Книгу лирики» К. Кулиева//КБП, 1973, 15 сентября
  129. Т.Е. Звездам гореть! Рецензия на книгу стихов К.Кулиева «Звездам — гореть!» // КБП, 1973, 23 января
  130. Т.Е. Проблемы гуманизма и гражданственности в поэзии К.Кулиева // Шуехлук. -Нальчик: Эльбрус, 1973. № 4, — С. 100−106. На балкарском языке.
  131. Т.Е. Книга земли. В связи с выдвижением «Книги земли» К. Кулиева на соискание Ленинской премии // Комсомольское племя. -Грозный, 1974, 24 апреля.
  132. Т.Е. «Прошел мой полдень, здравствуй, вечер мой.»: Рецензия на сборник стихов К. Кулиева «Вечер». // Комсомольское племя. -Грозный, 1974,18 июня
  133. Т.Е. Стихи, подаренные Латвии. О «Стихах, написанных в Латвии» // Советская Латвия, Рига, 1974, 7 сентября
  134. Т.Е. Поэма, утверждающая мужество: О поэме Кулиева «Перевал» // Ученые записки КБНИИ. Серия филологическая. — Нальчик: Эльбрус, 1975, т.27, с. 16−27
  135. Т.Е. Муза в строю солдатском: Тема войны и мира в поэзии К. Кулиева // Комсомольское племя. Грозный, 1975, 17 апреля
  136. Т.Е. Духовное родство: О К. Кулиеве и А. Исаакяне // Коммунист. Ереван. 1975, 17 октября
  137. Т.Е. Благотворные узы поэзии: О поэтической дружбе Н. Тихонова и К. Кулиева //КБП, 1976, 3 декабря
  138. Т.Е. Поступь истории: Идейно-тематический анализ цикла стихов Кулиева «Половецкая луна» // Нева. — Ленинград, 1977. № 3. -С.173−175
  139. Т.Е. «Я многих на милой земле любил.»: Рецензия на книгу лирики «Живу среди людей» // КБП, 1977, 24 марта.
  140. Т.Е. Свет исканья //КБП. 1980, 29 августа.111
  141. К. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. -М., 1976
  142. К. Собрание сочинений в трех томах. Т.2.-М., 1977
  143. К. Собрание сочинений в трех томах. Т. З .-М., 1977
  144. К. Собрание сочинений в трех томах T.l. -М., 1987
  145. К. Собрание сочинений в трех томах. Т.2. М, 1987
  146. К. Собрание сочинений в трех томах. Т.З. -М. 1987
  147. К. Горская поэма. Нальчик, 1966
  148. К. Избранные произведения в двух томах. Т. 1 .-М., 1970
  149. К. Избранные произведения в двух томах. Т.2-М.Д970
  150. К. Раненый камень. -М., 1 968 197. Кулиев К. Горы. М., 1957
  151. К. Человек. Птица. Дерево. -М., 1985.
  152. К. Так растет и дерево. М., 1975
  153. К. Завещание. Нальчик, 2000.- 59 с.
  154. Д. Собрание сочинений в трех томах. Т.1-Норильск, 2002.
  155. А. Азиатская тетрадь, Карачаевск, 1999.
Заполнить форму текущей работой