Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование стратегии государственного регулирования экономической устойчивости региональной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вследствие чего важное значение приобретает разработка методического инструментария по оценке экономической устойчивости субъектов экономической деятельности региона, с целью достижения оптимальных параметров регионального развития. Это обусловлено тем, что экономическая устойчивость региональной экономики определяется экономической устойчивостью хозяйствующих субъектов, функционирующих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Экономическая устойчивость региональной экономики как объект государственного регулирования
    • 1. 2. Теоретические основы государственного регулирования экономической устойчивости региональной экономки
    • 1. 3. Концептуальная модель системы государственного регулирования экономической устойчивости региональной экономки
    • 1. 4. Современные методические подходы к оценке экономической устойчивости экономических систем
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Исследование возможности применения существующих подходов для оценки устойчивости экономики Иркутской области
    • 2. 2. Формирование критериев оценки экономической устойчивости для целей государственного регулирования региональной экономики
    • 2. 3. Классификация и проверка соответствия выделенных критериев основным типам экономической устойчивости
    • 2. 4. Исследование динамики экономической устойчивости экономики Иркутской области в 1996—2004 гг. г. на основе выделенных критериев
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 3. 1. Формирование основных стратегий государственного регулирования экономической устойчивости региональной экономики
    • 3. 2. Методика оценки величины финансовых вложений для повышения экономической устойчивости региональной экономики
    • 3. 3. Оценка величины финансовых вложений для реализации стратегии развития применительно к экономике Иркутской области
    • 3. 4. Разработка алгоритма регулирования государственными органами власти экономической устойчивости региональной экономики
  • Выводы по третьей главе

Формирование стратегии государственного регулирования экономической устойчивости региональной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью решения ряда теоретических и практических задач, связанных с оценкой экономической устойчивости региональной экономики и формированием стратегии ее регулирования органами государственной власти с целью обеспечения устойчивого развития региона.

Процессы реформирования общества, начатые в 80-ые годы, коренным образом изменили основы территориального самоуправления. Одним из важных результатов этого реформирования стало обретение регионами значительной, по сравнению с доперестроечным периодом, политической и экономической самостоятельности, в результате чего регионы получили возможность самостоятельно определять направления своего развития исходя из имеющихся экономических, социальных, географических, национальных и прочих возможностей и особенностей. Это предопределило необходимость коренной модернизации парадигмы регионального управления, а также используемых региональными органами государственной власти управленческих технологий регулирования социально-экономических процессов.

Реакцией на произошедшие изменения экономической и политической ситуации в РФ на фоне имеющихся диспропорций в развитии различных регионов стало формирование региональными органами власти соответствующих стратегий устойчивого регионального развития. Особенно активно данные стратегии стали разрабатываться и обсуждаться с началом замедления экономического роста российской экономики после 2000 года, когда положительный эффект от девальвации национальной валюты в результате дефолта 1998 года был исчерпан.

Эти процессы нашли отражение в разработанной в 2005 году федеральным центром в лице Министерства регионального развития РФ документа под названием «Концепция стратегии социально-экономического развития регионов.

Российской Федерации". Ключевым в данном документе является отказ феде4 рального центра от политики выравнивания уровня социально-экономического развития регионов и практики механического подтягивания проблемных территорий до уровня «передовиков», т.к. по мнению Министерства регионального развития РФ, предел эффективности такой политики уже достигнут. При этом предлагается сделать упор на дифференцированное развитие регионов, в частности, приоритетном развитии регионов двух типов — «опорных» и «полюсов роста». Таким образом, государственная поддержка будет оказываться, в первую очередь, для стимулирования наиболее крупных, экономически развитых, а также динамично развивающиеся средних или небольших регионов России, что вынуждает большинство региональных администраций ориентироваться только на собственные финансовые источники развития.

В этих условиях роль научного подхода в решении актуальных задач саморазвития регионов, в том числе экономически устойчивого развития в рамках разрабатываемых стратегий регионального развития, резко возрастает.

Вследствие чего важное значение приобретает разработка методического инструментария по оценке экономической устойчивости субъектов экономической деятельности региона, с целью достижения оптимальных параметров регионального развития. Это обусловлено тем, что экономическая устойчивость региональной экономики определяется экономической устойчивостью хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории региона и формирующих налоговые поступления в региональный бюджет, которые являются экономической основой и главным источником финансового обеспечения реализации стратегий регионального развития. Поэтому при реализации стратегии устойчивого развития, важнейшим этапом является формирование органами государственной власти стратегии регулирования экономической устойчивости субъектов региональной экономики, которая позволила бы обеспечить достижение соответствующих целей регионального развития.

Необходимо отметить, что проблемы оценки экономической устойчивости региональной экономики и формирования стратегии ее регулирования являются недостаточно изученными.

В экономической литературе научная проработка проблемы устойчивости социально-экономических систем нашла отражение в трудах следующих отечественных и зарубежных ученых А. Г. Аганбегяна, Э. Б. Алаева, Э. Б. Аткинсона, E.H. Ведуты, А. Г. Гранберга, В. И. Гурмана, А. И. Добрынина, У. Изарда, В. Кристаллера, Я. Корнаи, В. А. Коптюга, Т. Г. Красновой, X. Ламперта, В. Леонтьева, Д. Ю. Миропольского, В. И. Самаруха, В. К. Сенчагова, Д. Е. Стиглица, Л. Столерю, Э. Хелферта, Дж. Хикса, Л. К. Якобсона и др.

Имеющиеся исследования в этой области ориентированы, главным образом, на проблемы экономической и финансовой устойчивости региона как социально-экономической системы. Вследствие этого, большинство существующих методик оперирует макроэкономическими и интегральными показателями, ориентированными на оценку устойчивости воспроизводственного процесса и бюджета региона, которые, как правило, имеют фискальную природу. При этом игнорируется реальная способность хозяйствующих субъектов обеспечивать налоговые платежи, которая является производной от экономической устойчивости каждого предприятия. На фоне усиливающегося давления со стороны государства на экономические субъекты рынка текущие налоговые поступления во все уровни бюджетов зачастую обеспечиваются за счет снижения экономической устойчивости предприятий и сокращения возможностей по формированию налоговых платежей в будущем. Очевидно, что полученная на основе таких показателей оценка экономической устойчивости региональной экономики не отражает объективных реалий, имеющих место в экономике региона.

Методологические и практические вопросы оценки устойчивости хозяйствующих субъектов исследовались в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как М. С. Абрютиной, В. Г. Артеменко, М. И. Баканова, Л.А. Берн-стайна, 3. Боди, Р. Брейли, Ю. Ф. Бригхема, Дж.К. Ван Хорна, A.B. Грачева, Л. В. Донцовой, А. Ф. Ионовой, В. В. Ковалева, Б. Коласса, Р. В. Колба, Н. М. Крейниной, С. Майерса, Э. А. Маркарьяна, Р. Мертона, Р.Дж. Родригеса, Г. В. Савицкой, P.C. Сайфулина, H.H. Селезневой, Е. С. Стояновой, Л.Н. Чечевици-ной, C.B. Чупрова, А. Д. Шеремета.

При этом проблемы оценки экономической устойчивости региональной экономики как результирующего показателя финансово-экономического состояния совокупности экономических субъектов, функционирующих на территории региона, остаются практически неизученными. А процессы изменения экономической устойчивости региональной экономики в аспекте анализа их динамической характеристики с позиции соответствия императивам устойчивого экономического развития региона не контролируются региональными администрациями вследствие отсутствия соответствующего методического аппарата. Это порождает необходимость научных поисков и разработки подходов по оценке экономической устойчивости региональной экономики и формированию стратегии ее регулирования региональными органами государственной власти.

Актуальность проблем исследования экономической устойчивости региональной экономики и отсутствие комплексной теории и методики ее исследования на региональном уровне определили выбор темы диссертационного исследования, цель и основные задачи.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является разработка методических основ формирования стратегии государственного регулирования экономической устойчивости региональной экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— уточнить понятие и сформировать системное представление об экономической устойчивости региональной экономики;

— определить критерии и разработать методический подход к оценке экономической устойчивости региональной экономики;

— диагностировать экономическую устойчивость региональной экономики, определив проблемные секторы экономики Иркутской области;

— разработать методику расчета финансовых вложений необходимых для достижения экономической устойчивости региональной экономики;

— провести апробацию методики на примере проблемных секторов экономики Иркутской области;

— сформулировать основные государственные стратегии регулирования экономической устойчивости региональной экономики и разработать алгоритм их реализации.

Объект исследования. Процесс государственного регулирования экономической устойчивости региональной экономики.

Предмет исследования. Методические подходы и критерии оценки экономической устойчивости при формировании стратегии государственного регулирования экономической устойчивости региональной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов, посвященные проблемам экономической устойчивости региональных социально-экономических систем и оценке экономической устойчивости хозяйствующих субъектов региональной экономики.

Эмпирическую базу исследования составили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по Иркутской области (Иркутскстата), формы бухгалтерской отчетности крупных и средних предприятий и организаций Иркутской области за 1996;2004гг., а также результаты расчетов, полученные автором самостоятельно в процессе исследования с применением программных продуктов Microsoft Excel, Microsoft Access, Statistica 6.0.

В качестве основных нормативных документов в работе используются федеральные законы Российской Федерации и законы Иркутской области.

Методы изучения. Необходимая глубина анализа и достоверность выводов при решении поставленных в работе задач обеспечена применением различных методов и приемов научного исследования на основе системного подхода. В процессе работы автором были использованы следующие методы и приемы научного исследования: методы аналогий, обобщения и синтезастатистический анализ с применением методов корреляционного, кластерного анализа и анали8 за неколичественных переменныхисторический, сравнительный и финансово-экономический анализметоды экспертных оценок, структурный анализ с применением статистических методов группировок и индексного метода.

Элементы научной новизны диссертационного исследования и личный вклад автора в решение рассматриваемых проблем заключается в следующем:

— уточнено понятие «экономическая устойчивость региональной экономики», которое рассматривается как результирующая величина экономической устойчивости хозяйствующих субъектов региона и отражает соотношение устойчивых и неустойчивых хозяйствующих субъектов в региональной экономике;

— обоснованы основные стратегии органов государственной власти по регулированию экономической устойчивости региональной экономики: «стратегия развития», «стратегия выдавливания», «стратегия реагирования»;

— разработан алгоритм реализации органами государственной власти стратегий регулирования экономической устойчивости региональной экономики;

— предложен показатель — «коэффициент инвестирования», обеспечивающий выполнение алгоритма реализации органами государственной власти выбранной стратегии в отношении экономически неустойчивых хозяйствующих субъектов.

Апробация результатов. Основные выводы и практический результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических семинарах кафедры экономики и государственного управления Байкальского государственного университета экономики и права, межрегиональных научно-практических конференциях г. Иркутска в период с 2000 по 2006 гг.

Результаты проведенных автором исследований и полученные аналитические материалы используются в работе Департамента экономики администрации Иркутской области.

Наиболее существенные результаты, полученные автором в процессе исследования:

— раскрыта сущность и внутренняя структура понятия «экономическая устойчивость региональной экономики», исследованы теоретические основы государственного регулирования экономической устойчивости территориальных экономических подсистем, рассмотрены методические подходы к формированию стратегии государственного регулирования экономической устойчивости региональной экономики;

— выделены критерии экономической устойчивости региональной экономики, на основании которых проведен анализ и диагностирован тип экономической устойчивости экономики Иркутской области, в результате проведенного автором исследования функционирования экономики Иркутской области разработаны основные стратегии государственного регулирования экономической устойчивости региональной экономики;

— предложена методика расчета потребности в финансовых вложениях в основной и оборотный капитал экономически неустойчивых хозяйствующих субъектов, на основании которой определена величина инвестиций для реализации «стратегии развития» экономики Иркутской области в разрезе отраслей, административно-территориальных образований и форм собственности;

— проведена группировка крупных и средних предприятий и организаций Иркутской области, имеющих неудовлетворительное экономическое состояние, для целей финансового оздоровления и ликвидации при реализации стратегий государственного регулирования экономической устойчивости.

Практическая значимость диссертационного исследования. Обоснованность и достоверность выводов и результатов подтверждается внедрением отдельных результатов и методических положений диссертационного исследования в практику управления государственных органов власти, что подтверждается справками о внедрении.

Материал диссертации может быть использован в преподавании дисциплин «Региональная экономика», «Территориальные и муниципальные финансы», «Финансы и кредит», а также в оказании методической помощи специалистам, занятым в сфере государственного и муниципального управления.

Разработанные стратегии государственного регулирования и подход к оценке экономической устойчивости региональной экономики могут быть рекомендованы для применения в других субъектах РФ.

Публикации по теме диссертации. Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях автора общим объемом 7,4 п. л.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 146 наименований работ отечественных и зарубежных авторов и 1 приложения. Она изложена на 183 страницах машинописного текста, включает 30 таблиц, 12 рисунков.

Выводы по третьей главе.

В ходе работы над третьей главой были получены следующие основные результаты:

1. Определен удельный вес хозяйствующих субъектов в различных типах экономического состояния в экономике региона. Сделан вывод о преобладании в экономике Иркутской области финансово-неустойчивых предприятий в удовлетворительном и неудовлетворительном экономическом состоянии.

2. Разработана методика оценки и проведен расчет необходимых инвестиций в оборотный капитал хозяйствующих субъектов Иркутской области в удовлетворительном и неудовлетворительном финансовом состоянии для достижения ими состояния экономической устойчивости (в том числе минимальной и нормальной финансовой устойчивости).

3. Разработана методика оценки и проведен расчет необходимых инвестиций в основной капитал (внеоборотные активы) хозяйствующих субъектов Иркутской области в удовлетворительном и неудовлетворительном финансовом состоянии для достижения ими состояния экономической устойчивости.

4. Осуществлен расчет суммарных инвестиций необходимых для перевода экономики Иркутской области в состояние экономической устойчивости. Проведены расчеты потребности в финансовых вложениях в основной и оборотный капитал в разрезе отраслей, административно-территориальных образований и формам собственности Иркутской области для экономически неустойчивых хозяйствующих субъектов в неудовлетворительном экономическом состоянии.

5. Проведен расчет среднеотраслевых значений коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспечения необоротных активов для хозяйствующих субъектов в отличном и хорошем экономическом состоянии, которые могут применяться как нормативные значения для предприятий соответствующих отраслей.

6. Разработан дополнительный критерий — коэффициент инвестированиядля принятия решения о ликвидации, либо финансовой помощи предприятию в неудовлетворительном экономическом состоянии.

7. На основании коэффициента инвестирования определен перечень крупных и средних предприятий и организаций Иркутской области в неудовлетворительном экономическом состоянии, которые целесообразнее ликвидировать, чем оказывать финансовую помощь.

8. Разработаны основные стратегии государственных органов власти по регулированию экономической устойчивости региональной экономики.

9. Разработан алгоритм реализации органами государственной власти стратегий регулирования экономической устойчивости региональной экономики, включающий основные результаты, полученные автором в ходе диссертационного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования было проведено комплексное изучение экономической устойчивости региональной экономики. Существующие теоретические пробелы вследствие продолжающегося процесса становления региональной науки, потребовали подробного рассмотрения понятий «регион» и «региональная экономика» с целью понимания природы рассматриваемого явления, а также обобщения существующих теоретических подходов к пониманию экономической устойчивости социально-экономических систем. Проведенный анализ позволил уточнить понятие «региональная экономика», а также разработать концептуальную модель системы государственного регулирования экономической устойчивости региональной экономики.

В ходе работы над первой главой было сформулировано авторское понимание экономической устойчивости региональной экономики, а также предложена концепция пирамиды финансовой устойчивости региональной экономики, обобщающая рассмотренные теоретические подходы и дающее системное представление об исследуемом явлении.

В качестве важнейшего свойства устойчивости региональной экономики была выделена зависимость устойчивости региональной экономики от устойчивости хозяйствующих субъектов, влияние каждого из которых соответствует удельному весу в региональной экономике.

Данное свойство региональной экономики потребовало подробного рассмотрения в рамках первой главы имеющих место точек зрения на экономическую устойчивость хозяйствующего субъекта, а также имеющихся подходов и методик по оценке устойчивости экономических систем различного уровня.

Практическая направленность диссертационной работы предопределила необходимость не только разработки теоретических конструкций и обобщений, которые были сделаны в первой главе, но проведения практического эксперимента, но применению методик оценки финансовой устойчивости, используемых для хозяйствующих субъектов, для оценки экономической устойчивости региональной экономики и ее элементов.

Вопросам оценки возможностей применения различных методик по определению экономической устойчивости, анализу динамики изменения экономической устойчивости в 1996;2004 гг., а также диагностике типа экономической устойчивости экономики Иркутской области в 2004 г. посвящена вторая глава. В ходе работы над второй главой были определены основные экономические показатели и их нормативные значения для соответствующих типов экономической устойчивости региональной экономики. В качестве таких показателей из первоначального количества в 21 показатель были выделены 4 базовых экономических показателя путем обследования 1228 крупных и средних предприятий и организаций Иркутской области. При этом был использован многокритериальный метод отбора, включающий многоуровневую процедуру с применением корреляционного и кластерного анализа, а также статистического анализа неколичественных переменных.

Одним из результатов этой работы стала рейтинговой оценка экономической устойчивости хозяйствующих субъектов сформированная на основе 21 экономического показателя и позволяющая определить не только рейтинговую позицию предприятия в исследуемой совокупности, но и тип его экономического состояния: отличное, хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное.

На основании выделенных статистическими методами критериев оценки экономической устойчивости региональной экономики был проведен анализ динамики устойчивости экономики Иркутской области за период с 1996 по 2004 гг. с выделением, промышленного сектора, производственной и непроизводственной сферы. Это позволило провести детализированный анализ влияния различных факторов на региональную экономику и ее основные элементы в исследуемом периоде, а также диагностировать тип экономической устойчивости региональной экономики как «удовлетворительная».

Кроме того, для дополнительной проверки полученных результатов была проведена оценка финансовой устойчивости региональной экономики в 2004 г. балансовыми методами (по методике трекхкомпонентной схемы покрытия запасов и затрат, а также по методике А. Д. Шеремета и P.C. Сайфулина). Полученные результаты подтвердили сделанные раннее выводы относительно предкризисной финансовой устойчивости и, соответственно, удовлетворительного экономического состояния экономики Иркутской области. При этом было выявлено, что для анализа отдельных элементов региональной экономики в рамках концепции пирамиды экономической устойчивости наиболее приспособлена методика трехкомпонентной схемы покрытия запасов и затрат, которая позволяет проводить анализ финансовой устойчивости в разрезе отраслей, административно-территориальных образований и форм собственности. Проведенный по этой методике анализ финансовой устойчивости в отраслевом, территориальном и институциональном срезах, существенным образом дополнил представления о ситуации сложившейся в экономике Иркутской области в 2004 г.

Вся совокупность данных, полученных в результате исследования проведенного во второй главе, позволила сделать вывод о необходимости государственного вмешательства в экономику региона и активизации действий государственных органов власти по повышению экономической устойчивости региональной экономики путем разработки и реализации соответствующей стратегии государственного регулирования экономической устойчивости.

Однако для разработки и реализации эффективного комплекса мер по повышению экономической устойчивости государственным органам власти необходима информация о финансовых затратах на реализацию данных мероприятий, а также экономическая оценка последствий принятия или непринятия соответствующих мер по выводу из кризиса экономически-неустойчивого сектора экономики.

Поэтому в третьей главе проведена группировка хозяйствующих субъектов по типам экономического состояния на основе разработанных во второй главе.

164 критериев экономической устойчивости, а также расчет основных экономических показателей деятельности предприятий по каждому сформированному таким образом сектору экономики. Полученные результаты свидетельствуют о том, что экономически неустойчивый сектор занимает около половины экономики региона, при этом доля хозяйствующих субъектов в неудовлетворительном экономическом состоянии по отдельным показателям (платежи во все уровни бюджета, величина фонда заработной платы, размер социальных отчислений) превышает долю хозяйствующих субъектов в отличном экономическом состоянии. Это позволяет сделать вывод о том, что в зоне риска находится существенная часть экономики Иркутской области, а банкротство кризисных предприятий чревато серьезными экономическими и социальными последствиями для региона.

Полученные в ходе расчетов данные подтверждают необходимость вмешательства государства в виде оказания финансовой поддержки хозяйствующим субъектам в неустойчивом экономическом положении. Однако такое вмешательство возможно только в случае четкого понимания необходимых затрат всех видов ресурсов, в том числе и в виде финансовой помощи, для реализации таких мероприятий с целью сравнения с возможным экономическим и социальным эффектом.

Для оценки величины финансовых вложений в рамках третьей главы разработана методика расчета инвестиций в основной и оборотный капитал для достижения хозяйствующим субъектом состояния экономической устойчивости.

На основании данной методики проведен расчет суммарных инвестиций в экономику области для перевода региональной экономики в состояние экономической устойчивости, а также расчет величины инвестиций в оборотные средства для достижения минимальной финансовой устойчивости (недопущения банкротства экономически неустойчивых хозяйствующих субъектов в краткосрочной перспективе). Полученная таким образом величина необходимых инвестиций в полтора раза превышает величину годового консолидиро.

165 ванного бюджета Иркутской области, что свидетельствует о невозможности вывода региональной экономики из предкризисного состояния без финансовой помощи федерального центра.

Учитывая огромную величину необходимых финансовых вложений для перевода всей региональной экономики в состояние нормальной экономической устойчивости, а также необходимость дифференциации данных вложений для повышения эффективности принятия управленческих решений органами государственной власти, в третьей главе проведен расчет необходимых инвестиций в отраслевом, территориальном и институциональном (по формам собственности) срезах по наиболее кризисному сектору экономики — группе хозяйствующих субъектов в неудовлетворительном экономическом состоянии.

Это позволило выявить, что около половины требуемых инвестиций необходимы в кризисные предприятия государственной и муниципальной собственности. Данный факт подтверждает также тезис о необходимости государственного вмешательства в процессы регулирования экономической устойчивости региональной экономики.

Очевидно, что все мероприятия по повышению финансовой устойчивости региональной экономики, в конечном счете, направлены на хозяйствующие субъекты и должны получить логическое продолжение в виде бизнес-плана и антикризисной программы конкретного предприятия.

Учитывая это, а также ограниченность бюджетного финансирования, в третьей главе предложены три основные стратегии государства по регулированию экономической устойчивости региональной экономики и алгоритм их реализации, включающий применение рейтинговой оценки на основе базовых финансовых коэффициентов. Применение данного алгоритма даст возможность эффективно распределять бюджетные средства не только с учетом отраслевой, территориальной и институциональной специфики региональной экономики, но с учетом экономического состояния кризисных хозяйствующих субъектов. Для этого алгоритма разработан дополнительный критерий — коэффициент инвестирования, — позволяющий идентифицировать кризисные предприятия, объем.

166 требуемых финансовых вложений в финансовое оздоровление которых превышает фактическую величину собственных активов. Сделан вывод, что данные предприятия экономически целесообразнее ликвидировать, так как на создание нового аналогичного по размерам хозяйствующего субъекта потребуется сумма равная или меньшая величине финансовых ресурсов необходимых на его оздоровление.

Расчеты коэффициента инвестирования по экономически неустойчивым хозяйствующим субъектам показал, что из 378 хозяйствующих субъектов Иркутской области в неудовлетворительном экономическом состоянии, целесообразно выводить из кризиса путем оказания финансовой помощи только 102 предприятия, на что потребуется около 6,1 млрд руб. Остальные предприятия данного сектора экономики в зависимости от выбранной стратегии экономически целесообразнее ликвидировать, создав новые предприятия аналогичного профиля с «нуля» либо заложив в бюджет соответствующие социальные компенсации уволенным работникам, учтя при этом налоговые потери.

Таким образом, в результате проведенного диссертационного исследования сформированы основные государственные стратегии регулирования экономической устойчивости региональной экономики, а также разработан инструмент реализации данных стратегий в виде алгоритма, обеспечивающего реализацию поставленных целей на всех уровнях региональной экономической системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрютина М. С Экономический учет и анализ деятельности предприятий // Вопросы статистики. 2000. — № 11
  2. М.С., Грачев A.B. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. 3-е изд., прераб. и доп.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. 272 с.
  3. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. М.: Сирин, 2002. 256 с
  4. Э.Б. Социально-экономическая география. М.:Мысль, 1983−350с.
  5. И.М., Емцов Р. Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика: Опыт перехода к рынку. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998. -320 с.
  6. Н.В. Эффективные пропорции управления и самоорганизации. Диссертация. д.э.н. Иркутск, 1999. — 298 с.
  7. О.В. Концепции экономической трансформации постсоветских обществ (некоторые методологические уроки) \ МЭ и МО, 1996, — № 6, — с. 516
  8. А. Н. Анализ многоструктурной перестройки экономики. -М.: Наука, 1993.- 127 с.
  9. Антикризисный менеджмент / Под ред. А. Г. Грязновой. М.: Ассоц. авт. и изд. «ТАНДЕМ»: ЭКМОС, 1999.- 368 с.
  10. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.'Экономика, 1973.-294 с.
  11. И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект.- Нижний Новгород, 1997.
  12. В.Г., М.В. Беллендир Значение финансового анализа в деятельности предприятия.- «Быстрая продажа», № 12, декабрь 1998.
  13. Э.Б., Стиглиц Д. Е. Лекции по экономической теории государственного сектора / Пер. с англ. М.: Аспект-пресс, 1995. 324 с.
  14. П.Я. Пространственные системы производства (микрострук-турпый уровень анализа и управления). М.: Наука, 1989. — 124 с.
  15. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1994. — 224 с. с. 8−9
  16. О.М. Регион как объект управления. СПб.: Лань, 1999.
  17. С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2. с.3−13
  18. С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: издательство БЕК, 1996.
  19. С. Способы измерения благосостояния региона / Пер. с франц. М.: Дело, 1993.-423 с.
  20. B.C., Захаров Р. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998.-316 с.
  21. Бисикало Е. Э. Механизмы структурных сдвигов и структурно-инвестиционная политика в регионах
  22. Боди 3., Мертон Р. Финансы: Учеб. пособие. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. 592 с.
  23. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. М.: Ин-т новой экономики, 1999. 1248 с.
  24. E.H. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997. — 349 с.
  25. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. 1120 с.
  26. Ю. Ф. Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ. 5-е изд. М.: РАГС: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. 823 с.
  27. И.В. Рейтинговая оценка экономической устойчивости строительного предприятия / И. В. Брянцева // Экономика строительства. 2002. № 11. с. 20−27
  28. В.К. Сравнительный анализ и типология регионов России // Известия СПб. универ. экон. и фин., 1999. № 2 (18). с. 119−132.
  29. M.K. Национальная экономика. Уч. пособие. М.: Дело -ЛТД, 1997.-272 с.
  30. В.И. Основы регионоведения. Ростов-на-Дону, 1998.
  31. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М.: Ростов н/Д: 2000. 448 с.
  32. E.H. Экономическая безопасность Российской Федерации. М.: Издание Государственной думы, 1997. 199 с.
  33. М.А. Стратегические ориентиры в развитии Иркутской области // Проблемы трансформации экономики региона: Сб. науч. тр. / Науч. ред. М. А. Винокуров. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. с. 6−11.
  34. М.А. Теоретические основы формирования региональной экономики // Вестн. Иркут. гос. экон. акад. 1996. № 10. с. 7−14.
  35. М.А., Суходолов А. П. Экономика Иркутской области: В 2 т. Иркутск: Изд-во ИГЭА: Изд-во ОАО НПО «Облмашинформ», 1999. Т.2. 312 с.
  36. А.И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с.
  37. Е.Т. Аномалии экономического роста. М.: Евразия, 1997. -116с.
  38. Х.Н., Климова Н. И. Проблемы выбора оптимальной структурной политики региона.// Общество и экономика. 1994.-№ 7−8,-с. 87−97.
  39. Ю.Н., Чистобаев А. И. Регионоведение. М., 2000. 384 с.
  40. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.-495 с.
  41. A.B. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело и Сервис, 2004. 192 с.
  42. В.А. Критерии оценки состояния бюджета региона // http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/50ntk/section5/
  43. В.А. Финансовая устойчивость Мурманской области и факторы, влияющие на бюджет // http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/50ntk/section5/
  44. Г. В., Краснова Т. Г., Максак В. И. Влияние закона ограниченности ресурсов на экономику сибирских регионов // Вестник ХТИ КГТУ, Хак. фил. КНЦ СО АН ВШ № 4. Абакан, 1998. — с. 7−19.
  45. М.П., Подпругин С. Д. Информационный ресурс особая форма капитала // Вестник Иркутского регионального отделения Академии наук высшей школы России. 2004. № 2 (5). с. 35−43.
  46. Дэниэлс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда / Пер. с англ., 5-ое изд. М.: «Дело Лтд», 1992. 707 с.
  47. Л., Евстигнеев Р. От стандартной экономической теории к экономической синергетике. Вопросы экономики, 2001, № 10
  48. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов н/Д., 1998 320 с.
  49. В.Г., Бутов В. И. Свободные экономические зоны. М.: ИНФРА-М, 1997.- 192 с.
  50. A.A. Мотылев В. В. Международное разделение труда: модели, тенденции, прогнозы. М.: «Международные отношения», 1988. -182 с.
  51. У. Общность в искусстве, науке и религии: перспективы эволюции, М: 1997.
  52. У. Экономическая география США / Пер. с англ., проф. Н. Тим-мане, М.: Дело, 1992.-347 с.
  53. В.В. Оценка экономической устойчивости промышленного предприятия, диссертация . к.э.н. Иркутск, 2005.
  54. Как читать финансовый отчет / перевод с англ. Предисловие академика А. Г. Аганбегяна. — М.: СП «Мосвест», «Дело», 1992. — 39 с.
  55. Н.П., Овчинников В. Н. Региональная экономика. Универсальный учебный экономический словарь. Ростов н/Д, 1996.
  56. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003. 768 с.
  57. В.В., Патров В. В. Как читать баланс. 4-е изд., прераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002. 520 с.
  58. Ф.Д. Совершенствование регионального управления. М.: 1990.-204 с.
  59. В. Институциональные преобразования в современной России Анализ динамики трансакционных издержек // Вопросы экономики. 1996 -№ 12-с. 61−72.
  60. H.H. Теория экономического районирования. — М. Мысль, 1969.- 335 с.
  61. Г. В. Экономическая безопасность России. М.: Изд-во ВНИИВС, 1996.- 187 с.
  62. П.А. Теоретические основы управления процессом стабилизации на промышленном предприятии / П. А. Кохно // Приватизация в России. 2003. № 2 (февраль) с. 63−80
  63. Т.Г. Экономическая устойчивость региона: проблемы теории и практики. Диссертация. д.э.н. Иркутск, 2000
  64. Т.Г. Экономическая устойчивость региона: теоретические вопросы и практические исследования. Красноярск: изд-во КГТУ, 1999. — 249 с.
  65. Т.Г., Максак В. И., Шейко О. В. Влияние инвестиционной деятельности на экономическую устойчивость предприятий и региона // Вестник Сиб.отд. АН ВШ, № 1 (т.З). Томск, 1998. — с. 67−74.
  66. Н.М. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решений.- Финансовый менеджмент № 2, 2001.
  67. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. № 4. с. 46−66
  68. В. Национальное в экономической теории и в ее вузовских курсах. Российский экономический журнал, 2004, № 4
  69. Курс переходной экономики: Учебник / Под. ред. Л. И. Абалкина. М.: ЗАО «Финстат-информ», 1997. 640 с.
  70. Курс экономической теории: Уч. пособие / Под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. Киров: Изд-во «АСА». 1997. 625 с.
  71. B.B. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния бизнеса // Экономический анализ. 2004. № 2(17). с. 6−14.
  72. X. Социальная рыночная экономика / Пер. с нем. М.: Дело, 1993.-252 с.
  73. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1999. -372 с.
  74. В. Межотраслевая экономика / Пер. с англ. М.: Экономика, 1997.-471 с.
  75. Л.И. Региональная инвестиционная политика // ЭКО, 1994. № 6., с. 72−81
  76. Г. Сравнительная экономика / Пер. с нем. М.: Лига-Пресс, 1994. 183 с.
  77. K.P., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 2-е изд. в 2-х т. / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1992. 956 с.
  78. В.А. Социалистическое воспроизводство и структурные сдвиги в экономике / Научный редактор Куликов А. Г. М.: Экономика, 1973.183 с.
  79. Международный Валютный Фонд: реалии и перспективы развития / Под ред. Дж. Боута, Т. Тэслера // Информационный сборник независимых негосударственных организаций «Фонд Сороса» и «Фонд Форда» (в 2-х частях). -Иыо-Йорк SDR. 1998.- 1007 с.
  80. Модели и применения: Уч. пособие / Под. ред. Дж. Моудера, С. Эл-маграби. М.: Изд-во «Мир», 1991. 677 с.
  81. Н.Г. Макроэкономика: Уч. пособие / Пер. с англ. М.: МГУ, 1994.-276 с.
  82. H.H. Региональная экономика,— М.: Экономика, 1978. 217 с.
  83. H.H. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978.-340 с.
  84. А. Экономический рост на основе институциональных изменений // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С. 19−29.
  85. Л. А. Структурный кризис и принципы трансформирования структуры экономики России: методологический аспект. Диссертация. к.э.н. -Владивосток, 1996.
  86. Д. Институциональные предпосылки экономического роста в России // Вопросы экономики. 1997. — № 11. — С.32−45.
  87. А.И. Темпы и пропорции социалистического воспроизводства. М.: Экономиздат, 1961.
  88. О наличии и состоянии основных фондов в Иркутской области: Стат. сб. Иркутск, 2003. 8 с.
  89. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- РАН- Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.
  90. М.В., Петрук Т. В. Модель банкротств государственных субъектов РФ по финансовым и экономическим показателям //"Управление финансовыми рисками» N1, 2006
  91. Промышленность Иркутской области в годы реформирования: 19 902 002 гг.: Стат.сб. Иркутск, 2003. 23 с.
  92. Равновесие и неравновесие социально-экономических систем / Под ред. Акад. А. И. Добрынина, проф. Д. Ю. Миропольского. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.-342 с.
  93. Размещение производительных сил / Под. ред. В. Кистанова и Н. Ко-пылова. М.: Экономика, 1994. — 303 с.
  94. Региональная экономика / Под ред Т. Г Морозовой. М.: Банки и биржи, 1995−304 с.
  95. Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998.-472 с.
  96. Региональное управление: методология и моделирование/ под.ред. В. А. Забродского. Харьков: Изд-во «Основа» при Харьк. ун-те, 1991.
  97. Региональное управление. Зарубежный опыт / Отв.ред. Г. И. Иванов. -М.: 1993.
  98. Региональные исследования за рубежом. М.: Наука, 1973. — 303 с.
  99. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики /Штульберг Б.М., Котилко В. В., Полынев А. О., Левитская E.H. М.: Наука, 1993.- 127 с.
  100. В.Ю. Конкурентоспособность хозяйства региона: постановка и анализ проблемы / В. Ю. Рогов // Вестник ИГЭА. 1998. № 15. с.50−53
  101. Рыночная экономика региональный аспект. Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭА, 1994. 4.2, гл. 6. -201 с.
  102. H.A. Риски и устойчивость предприятия / H.A. Савицкая, М.Н. Багиева- под ред. Д. В. Соколова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999 — 100 с.
  103. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд. Минск: ООО «Новое знание», 2001.- 688 с.
  104. В.И., Козлов A.A., Самаруха И. В. Развитие финансов Иркутской губернии: Ист. очерк. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002.- 392 с.
  105. Т.В., Метелева Е. Р. Анализ Процессов реформирования хозяйства в регионе Иркутск: издание ИГЭА, 1997.
  106. О.М. Отраслевые аспекты изменения финансового состояния региональной экономики в 1996—2004 гг.. (по данным отчетности крупных и средних предприятий иркутской области) /на депонировании
  107. О.М. Теоретические и практические аспекты рейтинговой оценки финансового состояния хозяйствующих субъектов для целей государственного управления региональной экономикой / на депонировании
  108. H.H., Ионова А. Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 479 с.
  109. А.К. Методы системного анализа структуры народного хозяйства. М.:Изд-во «Наука», 1974. — 220 с.
  110. В.И. Региональная экономика, управление, планирование. Л.:Лен. фин.-экон. ин-т, 1982.
  111. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст.2756
  112. Справочник финансиста предприятия. М.: ИНФРА-М, 1996. 368 с.
  113. Статистика финансов / под ред. В. Н. Салина. М.: Финансы и статистика, 2000.-816 с.
  114. Структура народного хозяйства и производительность труда. Под ред. Д. Н. Карпухина М.: Экономика, 1968.-215 с.
  115. Е.А. Теоретические подходы к определению устойчивости коммерческого банка / Е. А. Тарханова // Экономический анализ: теория и практика. № 5 (май) с.21−29
  116. Теория переходной экономики: Уч. пособие /Под. ред. В. В. Герасименко. М.: ТЕИС, 1997. 240 с.
  117. Теория фирмы / Под. ред. В. М. Гальперина. С-Пб.: Экономическая школа, 1995.-534 с.
  118. Н.И. Строение социалистического производства: содержание и формы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. экон., 1989. — № 2. — С. 3−12
  119. Г. А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. М.: Дело, 1997. — 304 е., Эволюционный подход к переходной экономике / Под. ред. Л. И. Абалкина. М.: ИЭ РАН, ЦЭМИ РАН, 1995.- 706 с.
  120. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.- 815 с.
  121. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. 2-е изд., прераб. и доп. — М.: Изд-во Перспектива, 1997. — 574 с.
  122. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т. II. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992. — 371 с.
  123. Э. Техника финансового анализа / Под ред. Валдайцева С. В: Пер. с англ. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1996. 663 с.
  124. Г. Экономическая культура / Пер. с англ. М.: Дело, 1989.
  125. B.B. Региональные аспекты экономической реформы в Казахстане. Алматы, 1999. 272 с.
  126. Г. В. Региональные проблемы социальной политики. -Свердловск: Изд-во Гос. унив. 1991. 214 с.
  127. А.П. Стратегия развития региона (структурный аспект) / А. П. Черников. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000. — 166 с.
  128. Д.А. Темпы и пропорции экономического роста. М.: Экономика, 1982.-223 с.
  129. JI.H., Чуев И. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.-352 с.
  130. C.B. Диагностика устойчивости промышленного предприятия: Системно-методологические проблемы и подходы. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. — 276 с.
  131. С.С. Пропорциональность общественного воспроизводства: (Очерк теории и методологии планирования). М.: Экономика, 1967.-214 с.
  132. А. Д. Сайфулин P.C. Методика финансового анализа. -М:ИНФРА-М, 1996.- 176 с.
  133. Ф., Росс. Д. Структура отраслевых рынков / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.- 698 с.
  134. Экономика: учебник/Под ред. A.C. Булатова. -М.:1994. 632 с.
  135. Экономическая безопасность. Финансы. Банки / Рук. авт. колл. В. К. Сенчагов. М.: ИЭ РАН, 1995. — 626 с.
  136. Экономическая теория: Учебник. Под общ.ред. М. А. Винокурова, М. П. Дёминой. Иркутск, 1999. 4.2. 463 с.
  137. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 т. — М.: Советская энциклопедия, 1979. — 624 с.
  138. Экономические кризисы и антикризисное управление / Г. В. Давыдова, А. Ю. Беликов, C.B. Чупров и др.- Под редакцией Давыдовой Г. В. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.-244 с.
  139. JI.K. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М.: Наука, 1995. 316 с.
  140. М.М. Перспективы развития Новгородской области. М.: Эльф пресс, 1998.- 197с.
  141. Яковец 10. История цивилизации: Учебное пособие. М.: Влад-Дар, 1995.-461 с.
  142. Ю.В. Структурные изменения в социалистической экономике. М.: «Мысль», 1981.-300 с.
  143. Domar Е. Expansion, employment and stability // Amer. Econ. Rev. 1947. Vol. 37. Mar. P. 157.
  144. Phelps E. The golden rule of accumulation: A fable for drowth men // Amer. Econ. Rev. 1961. Vol. 51. Sept. P. 638.
  145. Pugh S., Hickson D.J. Penguin Books Offices. Middlesex, Englang, 1989
  146. Wilson G. Urban and Regional Models in Geodraphy and Planning. N-Y: J/Wilcy, 1974.-218 p.
Заполнить форму текущей работой