Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономическое обеспечение конкурентоспособности предприятий на основе совершенствования систем качества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее распространенной в мире организационно-методической основой создания систем качества предприятий являются международные стандарты ISO серии 9000. Создание системы качества на основе этих стандартов позволяет перейти от управления качеством вообще к управлению качеством определенных видов продукции, необходимых потребителю. В рамках системы качества реализуется и экономический аспект… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и значение систем качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия
    • 1. 1. Разработка и создание систем качества — важное направление обеспечения конкурентоспособности предприятия
    • 1. 2. Технико-экономические аспекты качества основа повышения конкурентоспособности продукции
    • 1. 3. Зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе эффективного управления качеством продукции
  • Глава 2. Исследование современного состояния конкурентоспособности предприятия на основе эффективного управления качеством продукции
    • 2. 1. Организация управления качеством продукции на предприятиях Нижегородского региона
    • 2. 2. Формирование затрат на обеспечение качества
    • 2. 3. Проблемы и задачи обеспечения конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития экономики
  • Глава 3. Основные направления совершенствования организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности предприятий
    • 3. 1. Организация аттестации производственного процесса
    • 3. 2. Экономико-математическая модель оптимального управления системой качества продукции как основы обеспечения конкурентоспособности предприятия

Организационно-экономическое обеспечение конкурентоспособности предприятий на основе совершенствования систем качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях обострения конкуренции, превращения ее в глобальную основу выживания и успеха предприятия, основой устойчивого положения предприятия на рынке является своевременное предложение продукции, соответствующей мировому уровню качества. При этом конкурентоспособность любого предприятия, независимо от размеров, формы собственности и других особенностей, зависит в первую очередь от качества продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, т. е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя.

Эти обстоятельства приводят к закономерному росту роли системы качества предприятия как универсального инструмента повышения конкурентоспособности предприятия, позволяющего достичь цели снижения себестоимости производимой продукции при абсолютном удовлетворении требований потребителя, т. е. добиться такого уровня качества и себестоимости, который делает продукцию конкурентоспособной в мире.

Наиболее распространенной в мире организационно-методической основой создания систем качества предприятий являются международные стандарты ISO серии 9000. Создание системы качества на основе этих стандартов позволяет перейти от управления качеством вообще к управлению качеством определенных видов продукции, необходимых потребителю. В рамках системы качества реализуется и экономический аспект качества — учет взаимосвязи между качеством продукции и результатами экономической деятельности предприятия через учет затрат на обеспечение качества и сопоставление их с потерями, связанными с выпуском некачественной продукции. Международной организацией по стандартизации качество продукции определяется как совокупность свойств и характеристик, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности. Выявление предполагаемых потребностей, ожиданий потребителя, связанных с качеством продукции, может также успешно осуществляться при реализации функции маркетинга в системе качества, охватывающей все этапы жизненного цикла продукции.

Кризисное состояние отечественной экономики обуславливает исключительную актуальность проблемы создания систем качества для российских предприятий с целью обеспечения конкурентоспособности предприятий. Для большинства предприятий нашей страны характерна ситуация, когда не конкурентоспособность продукции по качеству усугубляется не конкурентоспособностью по цене из-за чрезмерной затратности производства. Поэтому одним из обязательных условий выведения российской экономики из кризисного состояния является внедрение эффективных систем качества, способных обеспечить конкурентоспособность выпускаемых изделий по цене и качеству.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности предприятий, проблема создания систем качества должна решаться как на уровне отдельных предприятий, так и на государственном уровне. В числе мер, призванных стимулировать предприятия на внедрение систем качества, выделяются учреждение в 1996 году ежегодной Премии Правительства Российской Федерации в области качества, а также принятие Правительством в 1998 году постановления «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг» .

Однако задача создания эффективно функционирующей системы качества должна решаться, прежде всего, на уровне конкретного предприятия с учетом его особенностей, определяемых сферой деятельности, текущим финансовым состоянием, существующим уровнем реализации принципа системности в работе по обеспечению качества и т. д.

В настоящее время на страницах специализированных журналов широко освещаются теоретические основы развития систем качества, как метода повышения конкурентоспособности предприятий (в статьях В. Г. Версана, В. И. Галеева, В. А. Липидуса и других авторов), а также опыт успешного построения и функционирования систем качества на ряде предприятий нашей страны. Но при этом ряд проблем, с которыми сталкивается предприятие на пути создания и совершенствования системы качества, остаются за рамками рассмотрения.

Существовавшие при централизованно-плановой экономике системы управления качеством перестали отвечать требованиям времени. Появилась необходимость создания и внедрения новых систем управления качеством, на базе теоретических разработок в этом направлении с последующим их применением на практике. Несмотря на то, что интерес к системам управления качеством постоянно растет, организационно-экономические аспекты данного вопроса разработаны сравнительно слабо, фрагментарно.

Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования систем управления качеством представляет собой проблему, для решения которой требуется комплексный подход, охватывающий не только процесс производства продукции, но и ее реализацию и обслуживание после продажи.

Совершенствование систем управления качеством и повышение на их основе конкурентоспособности предприятия является процессом характерным для большинства производственных фирм. Это позволяет сделать вывод о возможности создания единого комплекса мероприятий по улучшению действенности систем управления качеством и их влиянию на конкурентоспособность предприятия.

Вышесказанное обусловило выбор темы диссертационного исследования, и ее актуальность.

Целью диссертационной работы является разработка научно-практических положений по созданию и внедрению организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе совершенствованию систем управления качеством.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие основные задачи: исследовать современные тенденции в области обеспечения конкурентоспособности предприятияопределить роль и значение систем управления качеством для предприятий в современных условиях и уровень их влияния на конкурентоспособность предприятиявыявить сущность и необходимость изменения систем управления качеством как основного элемента обеспечения конкурентоспособностипостроить экономико-математическую модель оптимального управления реформированием системами качества на российских предприятияхразработать научно-практические рекомендации по обеспечению эффективного функционирования систем управления качеством и оценки влияния ее на уровень конкурентоспособности предприятия.

В качестве предмета исследования теоретические и практически евопросы обеспечения конкурентоспособности предприятий, с точки зрения совершенствования их систем качества.

Объектом исследования являются промышленные предприятия Нижегородской области.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются имеющиеся разработки российских и зарубежных ученых по проблемам конкурентоспособности предприятий и внедрения систем качествазаконы, постановления Правительства и нормативные акты Российской Федерацииматериалы научно-практических конференций по проблемам обеспечения качества продукциинормативно-техническая документация, регламентирующая работу в области организационно-экономического обеспечения качества продукциитруды Голубкова Е. П., Либерникеля В., Липсица И. В., Родионовой Л. Н., Захарченк"В.И., Варсана В. Г., Чайки И. И., Ильенковой С. Д., Сапиро Е. С., Огвоздина А. А. В процессе работы использовались методы системного анализа и экономико-математического моделирования.

Научная новизна основных результатов, полученных автором в процессе диссертационного исследования и выносимых на защиту, состоит в следующем: выявлены возможные пути повышения конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции на современном этапе развития экономикиопределены варианты реорганизации и содержание работ по совершенствованию систем качества и требований к ним в соответствии с международными стандартамипредложен алгоритм разработки НТД по практическому применению ИСО 9001/9002 при оценке возможности поставщика проектировать и поставлять продукциюразработаны методики аттестации систем качества и производственного процесса промышленного предприятия, в том числе эффективного управления промышленным предприятиемразработана методика определения укрупненного объема работ (по блокам) по доработке существующей системы качества и определен состав затрат на доведение существующей системы качества до уровня требований ИСО 9000- разработана экономико-математическая модель оптимального управления реформированием систем качества на промышленных предприятиях.

Практическая значимость работы подтверждается использованием ее основных положений и выводов на промышленных предприятиях Нижегородской области, что подтверждается документально. Приведенные в диссертации разработки могут найти применение при подготовке, внедрении и функционировании системы управления качеством продукции, анализа ее эффективностипри подготовке специалистов в области систем качества.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на региональных научно-практических конференциях, а ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Результаты исследования нашли отражение в 13 печатных работах.

По результатам проведенного диссертационного исследования можно сделать следующее заключение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, сформулированы цели и задачи работы, научная новизна и практическая значимость. Исследуется взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и качества выпускаемой им продукции, отмечается роль систем качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия. В процессе исследования выделяются четыре составных систем качества: • организационная структура- • методика- • процесс- • ресурсы. Делается вывод, о том, что одним из обязательных условий успешного выведения российской экономики из кризисного состояния является использование внутренних резервов отечественных предприятий. По мнению автора, наиболее результативным внутренним резервом является внедрение эффективных систем качества, способных обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции (а следовательно и.

предприятия) не только по качеству, но и по цене. Раскрывается содержание ключевых принципов системного управления качеством, на базе которых должны действовать различные системы качества: • ориентация на потребителя- • роль руководства- • вовлечение работников- • процессный подход- • системный подход- • постоянное улучшение. Рассматриваются технико-экономические аспекты качества и их влияние на конкурентоспособность предприятия. Отмечается, что показатели качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Приводится классификация групп свойств и, соответственно, показателей качества: показатели назначенияпоказатели надежностипоказатели безотказностипоказатели сохраняемостипоказатели ремонтопригодностипоказатели долговечностипоказатели технологичностипоказатели стандартизации и унификациипоказатели эргономичностипоказатели эстетичностипоказатели транспортабельностипатентно-правовые показателипоказатели экологичностипоказатели безопасности. Отмечено, что под экономически оптимальным качеством понимается наибольшее отношение показателя качества изделия к суммарным затратам на производство и эксплуатацию. Приводится универсальная схема управления качеством продукции, и рассматриваются составляюшие ее блоки. Проведено исследование эволюционного развития систем качества, и выделяются этапы этого процесса. Результатом проведения работ в области систем качества стало создание КСУКП (комплексной системы управления качеством продукции).Далее в работе обосновывается тезис о том, что важным элементом в системах управления качеством является стандартизация. Цели стандартизации в обеспечении: • безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества- • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции- • качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки техники и технологии- • единства измерений- • экономии всех видов ресурсовРаскрываются основные принципы стандартизации: • посторяемость- • вариантность- • системность- • взаимозаменяемость.• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций- • обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Рассматривается Государственная система стандартизации России, ее составляющие, нормативные документы регламентирующие работу в этой области. Приведены формулы расчета экономического эффекта от внедрения стандарта с перспективными требованиями со сроком действия, равной сроку обновления данной группы однородной продукциизатрат на разработку стандарта с перспективными требованиями на стадии планированиякоэффициента сложности разработки стандарта с перспективными требованиямизатрат на внедрение стандарта с перспективными требованиями на стадии планирования. Рассматривается роль и значение международных стандартов ИСО Дается определение сертификации продукции, и рассматриваются ее виды. Обозначены цели сертификации: • создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле- • содействие потребителям в компетентном выборе продукции- • защиты потребителя от недобросовестности изготовителя, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества- • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Приводится состав схем сертификации по системе ГОСТ Р. Далее в диссертационном исследовании рассмотрен опыт сертификации продукции зарубежных стран (Канада, Япония, Великобритания, США, Франция).В практической части работы как основной элемент организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности предприятия исследуются и анализируются сложившиеся системы качества на промышленных предприятиях региона. Отмечается, что важная роль в управлении качеством продукции принадлежит информационному обеспечению, планированию и прогнозированию качества. Исследуются системы качества и этапы их реформирования на предприятиях ОАО «Старт», ОАО «Термаль», ОАО «ЗМЗ». Рассматриваются методы расчета увеличения прибыли в зависимости от увеличения качества выпускаемой продукции. Приводится классификация затрат на обеспечение качества продукции. Отмечается, что Можно избежать затраты на: • неиспользованные материалы- • доработку иили переделку дефектов (исправление дефектов) — • задержки, излишнее производственное время, вызванные дефектным продуктом- • дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного процента дефектов- • риски, в том числе по гарантийным обязательствам- • потери продаж, связанные с неудовлетворенностью потребителя. Далее в работе рассматриваются методы расчета конкурентоспособности продукции, методы выявления конкурентов и оценки силы их позиций в отрасли, раскрывается экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности. На основании анализа реальных данных по функционированию систем качества, сделан вывод о том, что подготовка и проведение сертификации систем качества на соответствие международным стандартам, а также конкретные указания по проведению аттестации производственного процесса с целью уменьшения затрат на качество продукции является неотъемлемой частью организационно экономического обеспечения конкурентоспособности предприятий. Предложен новый подход к организационно-экономическому обеспечению конкурентоспособности предприятий на основе совершенствования систем качества, в том числе: • предложены варианты реорганизации и содержание работ по совершенствованию систем качества и требований к ним в соответствии с международными стандартами, как основного элемента обеспечения конкурентоспособности предприятия- • разработан алгоритм по практическому применению стандартов ИСО 9000/9001 при оценке систем качества промышленных предприятий- • разработаны методики аттестации производственного процесса на соответствие требованиям международных стандартов, и оценки систем управления элементом промышленного предприятия- • разработана методика определения укрупненного объема работ (по блокам) по доработке существующей системы качества и определен состав затрат на доведение существующей системы качества до уровня требований ИСО 9000- • разработана экономико-математическая модель оптимального управления реформированием систем качества на промышленных предприятиях. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.В. «Обязательная сертификация в России за два года. Что изменилось?» // Сертификация, 1994, № 3, с. 6.
  2. Г. А. «Общие сведения о метрологии и квалиметрии». Стандарты и качество, 1994, № 11, с. 24.
  3. И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта». М.: Финансы и статистика, 1998 г.
  4. Н., Быков В. А., Клебанов А. И. «Управление качеством новой продукции в условиях интенсификации экономики», М., 1991 г.
  5. В.В., Гличев A.B. «Управление качеством продукции. Справочник». М., 1986 г.
  6. А.Г. «Об одном из подходов к комплексному обеспечению качества и сертификации авиационной технологиии». Стандарты и качество, 1994, № 7, с. 19.
  7. М.К. «Направления совершенствования работ по управлению качеством в регионах мира». Сертификация, 1995, № 1, с. 24.
  8. В.Г. «Интеграция управления качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития». Сертификация, 1994, № 3, с. 3.
  9. В.Г. «Организация работ на предприятии (в рамках системы качества) по подготовке продукции к сертификации». Сертификация, 19 994, № 3.
  10. В.Г., Панкина Г. В. «О некоторых акгеальных направлениях развития сертификации». Сертификация, 1994, № 3, с. 5.
  11. В. «Принципы японского управления». М., ФОБЗ, 1992, 207 с.
  12. А.М. «Обеспечение технологичности изделий и процессов». Справочное пособие, М., 1991 г.
  13. В. «Новые подходы к управлению качеством продукции». Экономика и жизнь, 1993, № 50, с. 15.
  14. В.И. «Проблемы внедрения стандартов ИСО серии 9000 на примере опыта ряда предприятий». С ертификация, 1994, № 2, с. 4.
  15. В.И. «Экспертные методы». Стандарты и качество, 1994, № 11, с. 49.
  16. В.И., Варгина M.K. «Управление качеством: проблемы, перспективы». Сертификация, 1994, № 3, с. 5.
  17. В.И., Дворук Т. К. «В помощь предприятиям, готовящим продукцию к сертификации». Сертификация, 1994, № 2, с. 15.
  18. A.B. «Очерки по экономике и организации управления качеством продукции». Стандарты и качество, 1995, № 5, с. 53.
  19. A.B. «Полная схема механизма управления качеством продукции». Стандарты и качество, 1995, № 4, с. 50.
  20. A.B. «Современное представление о механизме управления качеством продукции». Стандарты и качество, 1995, № 3.
  21. О.П., Горбунов А. И., Гуров А. И., Зорин Ю. В., «Всеобщий управление качеством»// М.: Радио и связь, 1999 г.
  22. Е.П. «Привлекательность отрасли и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе»// Маркетинг, а России и за рубежом, 1999, № 2, с. 27
  23. Г. М. «Пути повышения качества продукции». М., финансы и статистика, 1996 г.
  24. В.Я. «Экономика предприятия». М., 1996 г.
  25. ГОСТ 15 467 79 (Ст. СЭВ 35−19 — 81). «Основные понятия. Термины и определения». М.: Издательство стандартов, 1981 г.
  26. ГОСТ 27.002 89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения». М.: Издательство стандартов, 1990 г.
  27. ГОСТ 40.9001 88 (ИСО — 9001 — 87). «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и разработке, производстве, монтаже и обслуживании». М.: Издательство стандартов, 1988 г.
  28. ГОСТ 40.9002 88 (ИСО 9002 — 87). «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже». М.: Издательство стандартов, 1988 г.
  29. ГОСТ 40.9003 88 (ИСО 9003 — 87). «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях». М.: Издательство стандартов, 1988.
  30. ГОСТ Р 1.0 92 ГСС РФ. Основные положения.
  31. A.A., Поединщиков И. И. «Оценка эффективности менеджмента в реализации цели политики в области качества». Стандарты и качество, 1994, № 3.
  32. М.Т. «Маркетинг с MC ИСО серии 9000». Стандарты и качество, 1996 г.
  33. Л.Г. «В помощь предприятиям готовящимся к сертификации». Сертификация, 1995, № 3, с. 26.
  34. Ю.И., Ухов H.H. «Экономика качества»// Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1975.
  35. П.И., Ферапонтов А. П. «Один из вариантов подхода к оценке изменения затрат на производство технической продукции в зависимости от величины ее показателей». Стандарты и качество, 1994, № 7, с. 23.
  36. Н.Л. «Экономика промышленного предприятия». М.: Инфра М, 1998 г.
  37. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» 1993 г.
  38. В.И. «Взаимозаменяемость, качество продукции и контроль в машиностроении». Л., 1990 г.
  39. Ю.А., Матвеев Л. А. «Ориентация хозяйственного механизма на повышение качества продукции». М. 1986 г.
  40. Ю.П., Лотов A.B. «Математическое моделирование в экономике». М.: Наука, 1979 г.
  41. С.М. «Конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке: тенденции спада и линии укрепления"// Проблемы планирования, 1999, № 1, с. 113.
  42. К. «Японские методы управления качеством»// М.: Экономика, 1988 г.
  43. ИСО 9000 «Система качества. Стандарт на управление качеством, обеспечение качества. Руководящее положение по выбору и применению».
  44. ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы качества. Руководящее положение».
  45. В.А. «Сертификация системы менеджмента качества как основа для подхода к TQM». Стандарты и качество, 1997, № 8.
  46. А.М. «Экономика качества продукции»// Саранск: Изд-во Саранского Университета, 1990 г.
  47. Г. Д. «Зарубежный опыт управления качеством». М., экономика, 1986 г.
  48. Г. Д. «Основы стандартизации, сертификации и метрологию). М., Аудит, 1998 г.
  49. В.А. «Зачем нам заниматься качеством?». Экономика и жизнь, № 33, 1995 г.
  50. В.А. «Как внедрять стандарты ИСО серии 9000». Н. Новгород, СМЦ «Приоритет», 1998, 103 с.бб.Лапуста М. Г. «Повышение технического уровня и качества продукции». М.: Профиздат, 1987 г.
  51. И.Г. «Стандартизация и управление народным хозяйством». М., 1988 г.
  52. И.Г., Аристов О. В., «Управление качеством продукции». М., экономика, 1986 г.
  53. Р.В. «Влияние этапов проектирования на качество изделий». Стандарты и качество, 1994, № 8, с. 15.
  54. К.В., Кокотков В. А., Годлевский В. Е. «Качество инструмент достижения успеха». Надежность и контроль качества, 1998, № 11.
  55. Д. А. «Оценка конкурентоспособности экономических технологий»// Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 2, с. 44
  56. В.М. «Проектирование систем качества конкурентоспособной продукции машиностроения». М., 1991 г.
  57. В.Ю. «Модель качества». Стандарты и качество, 1991, № 11.
  58. B.B. «Служба управления качеством продукции». Санкт-Петербург., 1996 г.
  59. В.В. «Управление качеством». М., Экономика, 1998 г.
  60. .В. «Компьютеризация системы качества предприятий». Сертификация, 1994, № 3, с. 29.
  61. Л.Г. «Политику качества до каждого исполнителя». Сертификация, 1995, № 1, с. 7.
  62. Ф.И., Пролейко В. М. «Экономические методы управления качеством продукции». М.: Машиностроение, 1981 г.
  63. Т.Н. «Есть ли в России предприятия, работающие по принципам TQM?». Сертификация, 1999 г., № 1.
  64. Н. «Десять шагов по пути успешной сертификации системы качества по ИСО 9000»// Стандарты и качество, 1999, № 2, с.56−58.
  65. Ф., Куликова Л. «Маркетинг в управлении качеством продукции». Журнал «Маркетинг», № 3, 1994 г.
  66. Постановление Госстандарта РФ «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» от 16 февраля 1994 г.
  67. Постановление Гостандарта РФ «Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р» от 17 марта 1998 г.
  68. K.M. «Организация учета и оценки затрат предприятия на качество». Стандарты и качество, 1994, № 3, с. 34.
  69. Л.Н., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. «Оценка конкурентоспособности продукции»//Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 1, с. 63.
  70. Рой Додж. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита». М.: Финансы и статистика, 1992 г.
  71. А.И. «Маркетинг». М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 г.
  72. Ю.Т. «Четырнадцать пунктов Деминга программа действий для выживания производителей России?». Стандарты и качество, 1995, № 8, с. 38.
  73. Н.В. «Защита интересов и прав потребителей за рубежом». М.: Издательстов стандартов, 1989 г.
  74. И.Н. «Качество и конкурентоспособность продукции при рыночных отношениях»// Стандарты и качество, 1995, № 12, с. 43.
  75. М.З. «Методические документы по разработке и внедрению системы качества на предприятии в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000». Стандарты и качество, 19 996 г.
  76. Г. Д. «Политика европейских стран в области управления качеством». Стандарты и качество, 1988, № 5.
  77. А.Г., Латышев М. В. «Сертификация. Учебное пособие для студентов ВУЗов». М., издательская корпорация Логос, 1999 г.
  78. Система сертификации ГОСТ. Основные положения. 1996 г.
  79. СТП 37.304.746−97 «Порядок оценки и выбора поставщиков».
  80. E.H. «Опыт внедрения и сертификации системы качества на базе стандартов ИСО серии 9000». Сертификация, 1995, № 3, с. 9.
  81. О.Т., Попов В. Н. и др. «Организация производства», Воронеж, 1993 г.
  82. Управление качеством продукции ИСО 9000 ИСО 9004, ИСО 8402. М., международные стандарты, 1988 г.
  83. P.A. «Система обеспечения конкурентоспособности». Стандарты и качество, 1995, № 1, с. 48.
  84. Дж. «Управление качеством в американских корпорациях». М.: Экономика, 1990, с. 272.
  85. И.И. «Как добиться признания за рубежом отечественных сертификатов на системы качества». Сертификация, 1995.
  86. И.И. «Конкурентоспособное качество отечественной продукции -ключевая проблема выхода России из экономического кризиса». Стандарты и качество, 1994, № 8, с. 15.
  87. И.И. «Кризисный период экономики и проблемы управления качеством». Сертификация, 1994, № 3, с. 13.
  88. Н.Я. «Факторы повышения качества продукции». Киев, 1991 г.
  89. В.Е. «Об управлении конкурентоспособностью на предприятии». Санкт Петербург, 1996 г.
Заполнить форму текущей работой