Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика управления оборотными фондами на промышленном предприятии: На примере химической промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для минимизации времени передачи информации необходимо создать один или несколько связанных сетевых файлов, которые будут заполняться лабораторией (занесение норм потребления), отделом планирования производства (планируемое количество произведенной продукции), складом (наличие сырья и запасных частей на складе), закупщиками (планирование поставок). В диссертационном исследовании обобщены… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие теоретических и методологических подходов к проблеме управления запасами
    • 1. 1. Определение запасов и их разновидности
    • 1. 2. История вопроса управления запасами
    • 1. 3. Анализ теоретических подходов к управлению запасами
    • 1. 4. Факторы, влияющие на стратегию управления запасами
  • Выводы
  • Глава 2. Современное состояние вопроса управления запасами на предприятиях производства бытовой химии
    • 2. 1. Рынок бытовой химии в России
    • 2. 2. Вопрос управления запасами в отрасли производства товаров бытовой химии
    • 2. 3. Обзор рынка транспортных услуг
    • 2. 4. Современные пути организации управления запасами
  • Выводы
  • Глава 3. Совершенствование управления запасами на предприятии производящем товары бытовой химии
    • 3. 1. Характеристика современного химического предприятия на примере ОАО «Хенкель — ЭРА»
    • 3. 2. Процесс планирования и осуществления закупки «Хенкель -Россия»

Методика управления оборотными фондами на промышленном предприятии: На примере химической промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях рыночной экономики в России становится актуальным вопрос совершенствования организации производства, управления финансовыми и материальными потоками, оптимизации размеров оборотных фондов и вложенных в них средств.

Эффективное управление оборотными фондами играет важную роль в деятельности каждого современного предприятия. Приобретение сырья, услуг и оборудования лучшего качества, в нужном количестве, в нужное время и на основе долговременного сотрудничества — вот основные цели оптимизации данного процесса.

Управление запасами оборотных фондов обычно усложняется быстро меняющейся обстановкой, в которой осуществляется планирование покупки и создание запаса. Запасы всегда кажутся либо чрезвычайно большими, либо не того вида товара, либо не там хранящимися.

С изменением экономических условий то, что считается слишком малым на данном этапе, может легко стать большим на следующем.

Основная задача каждого предприятия — это обеспечение бесперебойности работы процесса производства, снабжения и сбыта, с учетом размера отвлеченных для этого оборотных средств из собственных финансовых ресурсов, и по возможности их минимизации.

Недостаток запасов оборотных фондов у предприятия приводит к нарушению ритмичности его производства, снижению производительности труда, перерасходу материальных ресурсов из-за вынужденных нерациональных замен и повышению себестоимости выпускаемой продукции. Недостаток сбытовых запасов не позволяет обеспечить бесперебойный процесс отгрузки готовой продукции, соответственно, это уменьшает объемы ее реализации, снижает размер получаемой прибыли и потерю потенциальной клиентуры потребителей продукции, выпускаемой предприятием. Одновременно наличие излишних производственных запасов затормаживает оборачиваемость денежных средств.

Различные аспекты управления производственными запасами освещены в зарубежной и отечественной литературе. Данный вопрос отражен в работах А. Р. Радионова, В. А. Балуковой, Ю. И. Рыжикова, И. П. Бойко, В. И. Сергеева, X. Фирона, М. Линдерса, Н. Д. Фасоляк, Р. П. Кулапина и других авторов.

Цель исследования заключается в разработке методики по повышению эффективности работы промышленного предприятия на основе совершенствования процесса управления запасами оборотных фондов, с учетом работы предприятия в рыночных условиях, на примере предприятия, производящего бытовую химию.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определение и классификация факторов, влияющих на процесс осуществления закупки.

2. Исследование процесса управления запасами оборотных фондов на современном промышленном предприятии.

3. Определение и оценка этапов осуществления процесса закупки во времени.

4. Разработка методики по повышению эффективности процесса управления запасами оборотных фондов.

Объект исследования — Крупные промышленные предприятия, имеющие широкий спектр закупаемых запасных частей и материалов, в том числе и импортных, на примере предприятия, производящего химическую продукцию широкого потребления (порошки, стиральные моющие, чистящие средства, жидкие средства для мытья посуды) ОАО «Хенкель — ЭРА».

Предмет исследования — Совершенствование механизма управления запасами оборотных фондов.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили: работы отечественных и зарубежных авторов в данной области, официальные документы, статистические данные, сопоставительный экономический анализ.

Эмпирической базой для теоретических выводов, явились годовые отчеты по наличию материальных запасов химического предприятия ОАО «Хенкель — ЭРА».

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Выявлены и классифицированы основные факторы, влияющие на осуществление процесса закупок на крупном промышленном предприятии с широким ассортиментом закупаемых позиций.

2. Выявлены особенности различных способов доставки и хранения грузов, предложены рекомендации по оптимизации этих процессов.

3. Разработана методика рационализации процесса закупок, путем комплексного подхода к оптимизации его временных и денежных составляющих.

4. Разработана методика повышения эффективности процесса закупок, путем минимизации его временных составляющих.

5. Разработана методика повышения эффективности управления производственными запасами, путем определения оптимального размера заказа при минимальных суммарных издержках, состоящих из издержек на размещение заказа, стоимости материала, упущенной выгоды и стоимости хранения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в диссертационном исследовании методика позволяет снизить суммарные временные и денежные издержки на осуществление закупки, может быть использована для повышения эффективности процесса снабжения. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курса «Управление предприятием».

3.3 Выводы и рекомендации по оптимизации процесса снабжения.

В связи с тем, что оптимизация процесса снабжения приносит значительную экономию средств предприятию, необходимо минимизировать издержки на приобретение, складирование и использование, одновременно обеспечивая бесперебойную работу предприятия и принимая во внимание срок закупки и годности сырья. Система процесса закупок должна так же отвечать следующим требованиям:

1. Простота в использовании, в понимании.

2. Наглядность, доступность.

3. Дешевизна разработки и применения.

4. Своевременная и достоверная информация.

Подойдем к оптимизации процесса снабжения с трех сторон:

1. Оптимизация взаимодействия между различными отделами предприятия, сокращение времени на обмен информацией.

Для минимизации времени передачи информации необходимо создать один или несколько связанных сетевых файлов, которые будут заполняться лабораторией (занесение норм потребления), отделом планирования производства (планируемое количество произведенной продукции), складом (наличие сырья и запасных частей на складе), закупщиками (планирование поставок) [см. Приложение 10, 11].

Наличие данного файла позволит всем службам предприятия заносить и контролировать данные процесса закупок. Например «планер», заходя в программу может посмотреть срок поставки, наличие на складе определенного материала и соответственно запустить или сдвинуть производство. Закупщик всегда может оценить количество сырья на складе и спланировать дальнейшие поставки. При введении такой системы значительно сокращается время на обмен информацией, отсутствует необходимость обращаться в отдел планирования за прогнозом производства, в лабораторию за новыми нормами и т. д. Уменьшается вероятность ошибки, потому что возрастает доля ответственности за предоставленную информацию. Закупщик уже не может занести, например, план производства. Если при получении печатной версии остатков, плана производства и норм, закупщик мог допустить ошибку в заведении данных, то с введением сетевых файлов данная ошибка сводится к минимуму.

Рассмотрим подробнее файл, заполняемый закупщиком. Приложение 10.

Поставки отслеживаются по месяцам и неделям. Задается минимальный запас, который определяется, как максимальное время поставки (если имеются несколько поставщиков) и страховой запас (обычно 2−3 недели), в нашем случае — 8 недель. Как только запас на складе опустился ниже определенного минимума, необходимо планировать следующую поставку. Минимальный запас выражен в строке «Необходимый запас», как произведение недельного потребления на 8.

Остаток на начало недели — параметр, который автоматически подкачивается из файла, заполняемого кладовщиками.

Потребление — данные закачиваются из программы отдела планирования.

Подтвержденные заказы, заказ является подтвержденным, если в ответ на наш запрос от поставщика поступило официальное подтверждение.

Если сырье поставляется несколькими компаниями, то в таблице закупщика можно посмотреть за сколько недель, у кого, по какой цене и на сколько денег можно приобрести данное сырье.

Остаточная стоимость показывает, сколько денег мы связываем, имея на складе данное сырье, считается как произведение остатка на стоимость приобретения.

Остаток на конец недели рассчитывается как остаток на начало неделипотребление.

Данная программа позволяет различным службам предприятия, контролировать поставки, цены закупки, остатки на складах, количество денег вложенных в сырье, следить за подтверждением заказов, экономить на закупочных ценах и т. д.

2. Оптимизация процесса осуществления закупки.

Задача оптимизации процесса закупки, решается путем подробного поэтапного его описания, разложение на этапы. На основании статистических данных для каждого этапа определяются входящие и исходящие потоки, присваивается период времени, ищутся пути их минимизации. Затем раскладывается каждый этап и т. д. В конечном итоге, после анализа и оптимизации элементарных процессов на предприятии, можно получить значительную экономию времени всего производственного цикла и, следовательно, увеличить его производительность. Основные этапы и соответствующие им проблемы были определены выше в разделе 2.2., получена формула, позволяющая оценить затраты времени на осуществление закупки: Тзакуп=Тоб + Тп + Тпр + Тсог + Тконт + Тзаб + Точи + Топр, 4 (3.1) где: Тоб — время на исследование рынка, Тп — время на взаимодействие с поставщиком, Тпр — производство продукта поставщиком, Тсог — согласование таможенных моментов, Тконт — стадия подписания контракта, Тзаб — время на организацию забора и доставки груза, Точи — время на таможенную очистку на территории России, Топр — время на разгрузку на склад.

Значения временных составляющих процесса закупки приведены в таблице 3.3.1.

Заключение

.

В диссертационном исследовании обобщены и проанализированы современные методики и системы управления запасами, разработана методика нахождения оптимального размера заказа. Выполнено исследование систем, методик управления запасами на предприятии ОАО «Хенкель — ЭРА». Проведенное исследование позволили сделать ряд обобщенных выводов:

1. Определены факторы, влияющие на выбор стратегии управления запасами оборотных фондов. Разработана их классификация.

2. Выявлены основные особенности осуществления процесса закупок в области производства бытовой химии, а именно: мелкомасштабные закупки, закупки импортного сырья, учет химических свойств сырья, большая удаленность поставщиков от потребителей, наличие наливных грузов, частые смены рецептур.

3. Предложенный комплексный подход к обеспечению оборотными фондами позволяет снизить временные и денежные издержки на осуществление закупки.

4. Предложенная методика определения основных этапов и составляющих процесса обеспечения, позволяет оптимизировать время на закупку.

5. Разработана методика определения оптимального размера заказа при нахождении минимальных суммарных издержек, состоящих из издержек на размещение заказа, стоимости материала, упущенной выгоды, стоимости хранения, с учетом возможности осуществления импортных закупок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ABC — принцип разумной достаточности // www.gaap.ru/biblio/mngacc/foreign/011 .htm.
  2. А.И. Планирование и нормирование запасов продукции производственного технического назначения. Методическая разработка — М.: ВИПК, 1971.-26 с.
  3. Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. М: ЗАО «Олимпбизнес», 2001. 640 с.
  4. Ю.А. Дефицит, рынок и управление запасами. — М.: Издательство Университета Дружбы Народов, 1991. 230 с.
  5. Беа Ф. К, Дихтл Э, Швайтцер М. Экономика предприятия: пер. с нем. М.: Инфра — М, 1999. — XVI, 928 с.
  6. И.П. Лекции по курсу «Экономика предприятия и предпринимательства»: Учебное пособие СПбГУ, 2002. — 47 с.
  7. Н.Б. Управление формированием производственных запасов в народном хозяйстве. / Автореф. Дисс.. к.э.н. М.: 1989. — 23 с.
  8. Внедрение и эксплуатация системы SAP // http://sappers.narod.ru
  9. Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II. СПб: Питер, 2003.-352 с.
  10. П.К. Вопросы совершенствования управления запасами средств производства. / Автореф. Дисс.. к.э.н. М.: 1979.-24 с.
  11. В.Ф. Применение теории управления запасами в условиях советской торговли. / Автореф. Дисс. к.э.н. М.: 1977. 20 с.
  12. Жидкие CMC на Российском рынке // Журнал. Сырье и Упаковка. 2002 г. № 4 52 с.
  13. В.И., Куликов Г. Г. Автоматизированное управление запасами предприятия. УФА, УГАТУ. 2002 — 104 с.
  14. Информация о ООО «Ступинский Химический завод» // http://mineconom.ru/Stupino/predpr/Prom jjred/himzav.htm
  15. С., Копытин Г., Файзулин А. Планирование и нормирование материальных ресурсов. Фрунзе.: Издательство «Кыргызстан», 1970. — 44 с.
  16. Н.И. Методические основы управления совокупными запасами материальных ресурсов в регионе. / Автореф. Дисс.к.э.н., Ленинград, 1988. — 23 с.
  17. Контроль за обеспечением производства с использованием карточек -«КАНБАН» // http://fmanalis.ru/71itraybooks/econenc/S061.
  18. Концепция Supply Chain Management // http://www.ifrance.com/supplychainmanagement/scmangl.htm.
  19. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. Под общей редакцией доктора экономических наук профессора В. И. Сергеева -Москва, Инфра М. 2004 — 976 с.
  20. Логистика: Учебник. Под редакцией Б. А. Аникина. 2-е изд, перераб. и доп М. Инфра-М, 2000. 352 с.
  21. В.А., Мандель А. С. Модели и методы управления запасами. — М.: «Наука», 1991.- 189 с.
  22. Р. Линдере, Харольд Е. Фирон. Управление снабжением и запасами. Логистика: пер. с англ. СПб.: GOO «Издательство Полигон», 1999 — 768 с.
  23. Международные перевозки // www.info-trans.biz
  24. Мыло душистое, пена пушистая // Журнал. Бытовая Химия. 2002 г. № 1 -30 с.
  25. Новое поколение моющих средств // Журнал. Сырье и Упаковка. 2003 г. № 1 62 с.
  26. Обзор рынка бытовой химии // www.marketsurveys.ru
  27. Описание, внедрение программы «Монолит» для организации управления предприятием // www.monolit.com
  28. Определение кодов ТНВЭД // http.7/www.softland.ru/tnved/tnved.php3
  29. Определение понятия Supply Chain Management // http://www.cfin.ru/press/loginfo/2001−07/pr77.shtml.
  30. Осуществление Внешнеэкономической деятельности // www.mctpp.chat.ru
  31. Официальный сайт «Cognis GmbH» //www.cognis.com/cognis.html
  32. Официальный сайт ООО «Проктер энд Гэмбл» // www.procterandgamble.ru
  33. Официальный сайт «Reckitt-Benckise» // www. reckit-benckiser.com
  34. Официальный сайт ООО «Юнилевер» // www.unilever.ru
  35. Официальный сайт «Шварцкопф Россия» // www.schwarzkopf.ru/index.shtml
  36. Официальный сайт «Wella Россия» // www.wella.ru
  37. Официальный сайт ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез» // www.kinef.ru
  38. Официальный сайт ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений» // www.novochrom.com
  39. Официальный сайт ОАО «Салаватстекло» // www.salstek.ru
  40. Официальный сайт ООО «Дружная горка» // http://dgorka.ru
  41. Официальный сайт ООО «Сода Хлорат» // www.soda.perm.ru
  42. Официальный сайт ЗАО «Эфиры целлюлозы» // www. kmz33.ru
  43. Официальный сайт Басф Групп // www.basf.com
  44. Официальный сайт Всемирной торговой организации // www.wto.ru
  45. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ // www.tpprf.ru
  46. Официальный сайт компании DHL в России // www.dhl.ru
  47. Официальный сайт корпорации SAP AG // www.sap.com
  48. Правила международных перевозок. Incoterms 2000 // www. on-time.ru
  49. Предприятия Пермской области // www.politperm.com/news2/l 15/4624 1 .htm
  50. Предприятия Рязанской области // http://visco.rzn.ru/products.htm
  51. Проблемы управления запасами/ Докл. II симпозиума по управлению запасами. М., 1972. — 63 с.
  52. Программа «Скала», как инструмент управления предприятием // www.scala.ru
  53. Продвижение на отечественный рынок решений SAP // www.intertech.ru/production/sap.sap
  54. Реализации производственного планирования в MRP // http://www.e-commerce.ru/biztech/implementation.htm.
  55. А.Р., Родионов Р. А. Нормирование производственных запасов и вложенных в них оборотных средств. М. Центр экономики и маркетинга, 1999.-248 с.
  56. А.Р., Родионов Р. А. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия (практика нормирования): Учебное пособие. — М. Издательство «Дело и сервис», 1999. 400 с.
  57. А.Н. Логистика. Терминологический словарь. М.: ИНФРА М, 2000.-352 с.
  58. Российский рынок бытовой химии за 2002 год // Журнал. Бытовая Химия. 2003 г. № 1 -30 с.
  59. Ю.И. Теория очередей и управление запасами: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2001.-384 с.
  60. В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: ИНФРА — М. 2001 — 608 с.
  61. Синтетические моющие средства//Журнал. Сырье и Упаковка. 2002 г. № 3 -48 с. ч
  62. Система MRP // www.erpr.ru/theory/whatis/index.htm.
  63. Система «Точно во время» //http://www.library.by/shpargalka/belarus/mathematics/001/mat-001.htm
  64. Система КАНБАН // http://www.ovsem.com/user/supri/.
  65. Таможенные документы, приказы // www.altasoft.ru
  66. Т. Логистический подход к управлению запасами // Журнал Логистика 2002 — № 1, 34 с.
  67. Товарная номенклатура ВЭД // http ://www. alta.ru/main.htm
  68. Транспортная логистика в грузовых перевозках // www.atrans.ru
  69. Н.С., Куренков П. В. О терминологии, используемой в смешанных грузовых перевозках.: Терминал. 1997. № 9.
  70. Л.С. Максимальный эффект при минимуме затрат: Логистическая стратегия управления материальными ресурсами в странах с развитой рыночной экономикой // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 1994 г. № 1- 2. 120 с.
  71. Шах А.Д., Погостин С. З., Альман П. А. Организация, планирование и управление предприятием химической промышленности. — 3-е. изд.: учебник. — М. Высш. школа, 1981. 432 с.
  72. Эффект осуществления закупочной деятельности // http://clml.org/wp/events.
  73. Blanding Warren. Yes, There is such a thing as too much customer service // Sales Management, 1974. October 14. 122 p.
  74. Harris F.W. How many Parts to Make at Once // Factory. The Magazine of Management, 1913. 10. № 2. P.135 136, 152.
  75. Kalakotova Ravi, Robinson Marcia. E- Business. Road for Success. Addison-Wesley, Longman Inc., 1999. 378 p.
  76. Stock R. James, Lambert M. Douglas. Strategic Logistics management. McGraw Hill — Irwin, 2001. — 862 p.
  77. Supply Chain Management// http://www.deloitte.com/dtt/section node
Заполнить форму текущей работой