Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Регулирование развития сферы платных услуг в системе региональной экономики: на примере Санкт-Петербурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Крупные города являются специфической сферой производства и потребления услуг. С одной стороны, в крупных городах, как правило, сосредоточено развитое индустриальное производство, а также высокий научный и образовательный потенциал, формирующий человеческий капитал высокого качества, постоянно обогащаемый за счет маятниковой миграции. Соединение данных факторов обеспечивает возможности получения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Научные основы формирования и регулирования сферы платных услуг в системе региональной экономики
    • 1. 1. Сфера услуг как объект регулирования: состав, структура, роль и место в экономике региона
    • 1. 2. Многосубъектность регулирования сферы услуг региона
    • 1. 3. Современные тенденции формирования и регулирования сферы услуг в экономике постиндустриальных стран
  • ГЛАВА 2. Методические основы формирования и регулирования сферы платных услуг крупного города
    • 2. 1. Крупный город как специфическая сфера производства и потребления услуг
    • 2. 2. Анализ состояния сферы платных услуг крупного города (на примере Санкт-Петербурга)
    • 2. 3. Опыт регулирования сферы услуг за рубежом
  • ГЛАВА 3. Перспективные направления развития сферы бытовых услуг крупного города как части платных услуг высокой социальной 84 значимости
    • 3. 1. Роль государственно-частного партнерства в регулировании сферы платных услуг
    • 3. 2. Методические подходы к управлению системой бытового обслуживания крупного города
    • 3. 3. Роль малого предпринимательства в развитии сферы бытовых услуг региона
    • 3. 4. Франчайзинг как форма поддержки малого бизнеса в сфере услуг
  • Заключение 159 Библиографический
  • список
  • Приложения

Регулирование развития сферы платных услуг в системе региональной экономики: на примере Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях одной из наиболее острых проблем социально-экономического развития России является значительная межрегиональная дифференциация. Она проявляется в заметных различиях в величине валового регионального продукта на душу населения (до 50 раз по сравнению с 4-х кратным различием в европейских странах), что обусловливает снижение качества и уровня жизни в целом ряде регионов и сокращение возможностей экономического роста. Дифференциация в развитии региональных экономических систем оказывает существенное влияние на уровень развития производства и сферы платных услуг. Процессы реформирования оказали противоречивое воздействие на российскую сферу услуг. С одной стороны, произошел определённый рост объема и качества некоторых видов платных услуг, что было обусловлено необходимостью обеспечения конкурентоспособности предприятий отрасли в новых экономических условиях. С другой стороны, целый ряд услуг в силу малой прибыльности постепенно исчезает. Это сказалось, прежде всего, на бытовых услугах, оказываемых предприятиями малого бизнеса. Недостаточно продуманная приватизация, сложившая в последние годы значительная дифференциация доходов населения, социальная незащищенность и сокращение масштабов государственного регулирования этой отрасли привели к значительному сокращению платных услуг, многие из которых являются социально значимыми, определяющими качество и уровень жизни.

Указанные проблемы усугубляются тем, что сфера услуг является совокупностью отраслей и видов деятельности преимущественно муниципального уровня, так как спрос на те или иные виды платных услуг определяется уровнем жизни на местах, который имеет значительные территориальные различия. В то же время развитие сферы услуг выступает фактором обеспечения экономического роста в регионе. Необходимо отметить, что развитие сферы платных услуг требует относительно небольшой величины затрат финансовых ресурсов при сравнительно непродолжительных сроках их окупаемости. Это положительно сказывается на поступлении налогов в местные бюджеты.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости развития данного сектора экономики с обязательным учетом региональных особенностей конкретной территории. Известно, что наиболее высокие темпы развития сферы платных услуг наблюдается в крупных городах, где при высокой концентрации населения формируются особые предпосылки регионального экономического роста с опорой на сферу услуг. Поэтому необходимость совершенствования регулирования сферы платных услуг на региональном уровне с учетом качественных и количественных характеристик сложившихся территориальных комплексов определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Методологическим аспектам регионального социально-экономического развития страны уделено значительное внимание в трудах П. И. Бурака, В. А. Воротилова, А. Г. Гранберга, М. А. Гусакова, Б. С. Жихаревича, О. В. Заборовской, М. Ф. Замятиной, P.A. Исляева, С. В. Кузнецова, О. П. Литовки, В. Н. Лексина, В. Ю. Морозова, В. Р. Полозова, И. А. Рождественской, В. Г. Ростанца, В. Е. Рохчина, A.A. Румянцева, И. И. Сигова, Е. Г. Ясина и других.

Проблемы развития сферы платных услуг подробно рассмотрены в работах таких авторов, как М. А. Абрамов, Г. А. Аванесова, Н. В. Алтухова, Л. Е. Басовский, Л. А. Бобров, Ф. С. Гарифуллина, В. В. Гуков, В. И. Дмитриев, Л. И. Ерохина, E.H. Жильцов, Н. Б. Кобелев, Ш. М. Магомедов, H.A. Платонова, Д. Г. Родионов, В. М. Рутгайзер, В. Н. Соловьев, Л. Б. Сульповар, В. Ф. Уколов.

Работы этих и других учёных и специалистов внесли большой вклад в развитие теории и практики управления развитием этой сферы. Вместе с тем, анализ существующих исследований показал, что ещё недостаточно разработанными являются вопросы, связанные с обоснованием направлений развития платных услуг в рамках крупных регионов и особенно крупных городов как специфических территориальных образований.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических и практических рекомендаций по регулированию развития сферы платных услуг региона с учетом использования мирового опыта и необходимости обеспечения социальной защиты населения.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих основных задач диссертации:

— исследовать состав и структуру сферы платных услуг как объекта регулирования, выявить ее роль и место в экономике региона и в обеспечении качества жизни населения;

— выявить особенности крупного города как специфической сферы производства и потребления услуг;

— выявить и обобщить особенности и тенденции развития сферы платных услуг в крупных городах и регионах РФ;

— уточнить методические принципы управления сферой платных услуг крупного города;

— предложить методические подходы к управлению развитием системы бытового обслуживания крупного города как части сферы платных услуг, имеющих социальное значение;

— обобщить опыт регулирования предоставления бытовых услуг в крупных городах и регионах РФ и обосновать наиболее перспективные формы и методы регулирования;

— разработать механизмы поддержки малого предпринимательства в региональной системе бытового обслуживания населения, в том числе регионального франчайзинга.

Объектом исследования является сфера платных услуг крупного города.

В качестве предмета исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессах регулирования развития региональной сферы платных услуг, а также закономерности и тенденции их развития.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области концептуальных основ рыночной экономики, управления экономическими системами, региональной экономики, регулирования развития сферы услуг в различных странах.

Поставленные в рамках диссертационной работы задачи потребовали применения следующих общенаучных методов: системный подход, метод экономического анализа и синтеза, функциональный, сравнительный и статистический анализ динамики социальных процессов.

Информационной базой диссертационного исследования явились нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, статистические данные социально-экономического развития ряда крупных городов и регионов РФ, аналитические материалы федеральных и региональных органов управления, данные периодических изданий, Интернет-ресурсы.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в разработке методических основ и научно-практических рекомендаций по регулированию сферы платных услуг региона как базы обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту, состоит в следующем: а) по специализации «региональная экономика»:

— обоснована роль сферы платных услуг как мультипликатора ускорения социально-экономического развития крупного города, создающего предпосылки экономического роста, позволяющего быстро преодолеть кризисные ситуации в дотационных регионах, способствующего выравниванию межрегиональной дифференциации и повышению качества жизни населения;

— на основе обобщения особенностей сферы услуг мегаполисов и агломераций определена особая роль крупного города как «точки регионального роста», обусловленная сочетанием высокоразвитой сферы услуг с промышленным, научным и кадровым потенциалом, маятниковой миграцией, а таюке высокими стандартами качества жизни в отношении предоставляемых и потребляемых услуг;

— уточнено определение термина «система бытового обслуживания крупного города» как части сферы платных услуг городского хозяйства, под которой понимается совокупность предприятий, отраслей и видов деятельности, функционирующих в рамках системы городского хозяйства, специализирующихся на оказании бытовых услуг и объединенных общностью цели — удовлетворение потребностей населения и предприятий в бытовых услугах соответствующей структуры и качества;

— с позиций системного подхода осуществлена декомпозиция целей и функций управления системой бытового обслуживания крупного города (СБОКГ), что нашло отражение в построении дерева целей управления, позволяющего выявить организационные связи государственных и общественных институтов управления СБОКГ и обосновать целесообразность использования потенциала частно-государственного партнерства (ЧГП) в бытовом обслуживании.

— обоснован интегральный показатель оценки развития системы бытового обслуживания крупного города как подсистемы платных услуг, определяемый с учетом доли объема бытовых услуг в ВВП регионадоли занятых в сфере бытового обслуживания в численности экономически активного населения-, доли инвестиций в сферу бытовых услуг, в общей величине инвестиций в регионе, величина которого позволяет проводить сравнительную оценку и обосновывать управляющие воздействия со стороны региональных органов властиб) по специализации «экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг»:

— разработаны рекомендации по созданию и развитию региональных сетей мультибытовых комплексов, выполняющих экономические и социальные функции, для чего предложена принципиальная схема взаимодействия региональных органов власти и управления, общественных организаций производителей и потребителей услуг, бизнес-инкубаторов, организаций профессионального образования, маркетинговых, консалтинговых и рекламных агентств, проектных и строительных компаний, инвесторов, рекрутинговых агентств, франчайзинговых и лизинговых компаний, кредитных учреждений, определяющая порядок их взаимодействия с учетом возможностей ЧГП.

Практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут быть использованы региональными и местными органами законодательной и исполнительной власти при разработке региональных программ развития сферы услуг с целью совершенствования механизма привлечения бюджетных и внебюджетных средств для производства и предоставления платных услуг населению, повышения эффективности использования существующих ресурсов региона, обеспечивающих рост качества жизни и уровня социальной защиты населения.

Апробация результатов диссертации. Основные результаты исследования были доложены и обсуждены на ряде научно-практических конференций, в том числе международных. Ряд результатов исследования используется в деятельности Правительства Ленинградской области при разработке и реализации программ социально-экономического развития региона, а также в учебном процессе НОУВПО «Институт телевидения, бизнеса и дизайна».

Публикации. По теме диссертации опубликовано девять печатных работ общим объёмом 2,7 п.л., в том числе автора 2,4 п.л., из которых одна публикация в журнале из списка ВАК.

Структура работы. В соответствии с поставленной целью и логикой исследования диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

По результатам диссертационного исследования можно сделать следующие выводы.

Изменения в экономических системах, связанные с переходом от индустриальной стадии развития общества в постиндустриальную, сопровождается ростом и расширением сферы услуг, что превращает последнюю в важнейший источник экономического роста, обеспечивающий, с одной стороны, рабочие места в экономике региона (а, следовательно, увеличение платежеспособного спроса), с другой стороны, расширение спектра удовлетворяемых потребителей, что способствует повышению качества жизни населения региона. В российской экономике наблюдаются общемировые тенденции развития сферы услуг, но в то же время отмечаются и специфические черты, важнейшей из которых является межрегиональная дифференциация. Сфера платных услуг может выступать мультипликатором ускорения социально-экономического развития региона, позволяющим преодолеть кризисные явления, что связано с относительно меньшими потребностями в инвестициях и более быстрым сроком возврата вложенного капитала, а также обеспечением занятости широких масс населения.

2. Крупные города являются специфической сферой производства и потребления услуг. С одной стороны, в крупных городах, как правило, сосредоточено развитое индустриальное производство, а также высокий научный и образовательный потенциал, формирующий человеческий капитал высокого качества, постоянно обогащаемый за счет маятниковой миграции. Соединение данных факторов обеспечивает возможности получения повышенной нормы прибыли, следовательно, прилив дополнительных финансовых ресурсов. Развитие производства и человеческих ресурсов создает рост спроса на платные услуги, как промышленного, так и бытового характера. С другой стороны, в крупных городах широкая индустрия платных услуг формирует повышенные стандарты потребления и требования к качеству и ассортименту услуг, дополнительно увеличивая привлекательность рынка услуг. Данные тенденции позволяют рассматривать крупные города в качестве «точек роста» экономики региона.

3. С учетом роли сферы услуг как мультипликатора социально-экономического развития крупного города актуальными целями и задачами управления данной сферой будут: разработка прогнозов, концепций, программ развития сферы платных услуг крупного городаоптимизация структуры платных и бесплатных услуг с учетом уровня бедности, дифференциации доходов, демографической структуры населения и других социально-экономических показателейразработка и совершенствование механизмов поддержки потребления платных услуг социально незащищенными слоями населениярасширение взаимодействия органов власти и общественных организаций производителей и потребителей услугсовершенствование системы информационного обслуживания производителей и потребителей услуг с внедрением элементов «электронного правительства" — обеспечение межрегионального сотрудничества с целью предоставления высококачественных услуг населению регионаразработка и применение региональных нормативов и стандартов качества услугподдержка малого бизнеса, в том числе применение специальных мер поддержки оказания бытовых услуг, имеющих высокую социальную значимость. Реализация указанных целей и задач возможна на основе учета таких методических принципов управления, как принцип системностиинституциональной обеспеченностиинформационной полнотыприоритетности социальных оценокпринцип конкурентностиобщественного участияколичественной определенностивзаимовыгодного взаимодействия.

4. Система бытового обслуживания (СБОКГ) заслуживает особого внимания с позиций управления, поскольку является частью сферы платных услуг крупного города высокой социальной значимости. Потребление бытовых услуг, их качество и доступность выступает важнейшим индикатором уровня и качества жизни населения. Поэтому целесообразно рассматривать развитие СБОКГ с позиций системного подхода. С этой точки зрения ведущей целью развития СБОКГ выступает удовлетворение потребностей населения региона в бытовых услугах, способствующие реализации социальной миссии СБОКГ — повышение качества жизни населения. Декомпозиция целей и функций управления СБОКГ позволило выделить государственные и общественные институты, способные повысить эффективность функционирования СБОКГ: комитеты развития потребительского рынка региона и муниципальных образованийкомитеты развития городского хозяйства региона и муниципальных образованийассоциации и союзы производителей и потребителей услуг, взаимодействие которых возможно в рамках региональных центров добровольной сертификациирегиональных информационных центроврегиональных и муниципальных центров подготовки кадров для СБОКГмультибытовых комплексов. Взаимодействие государства и частного бизнеса в СБОКГ может быть эффективно в рамках частно-государственного партнерства. Оценка развития СБОКГ может быть произведена на основе интегрального показателя, усредняющего характеристики объема производства бытовых услуг, занятости населения в сфере бытовых услуг и объема инвестиций. Многокомпонентность показателя дает возможность проведения факторного анализа при оценке его динамики и последующей коррекции управляющих воздействий.

5. Важной задачей управления СБОКГ является расширение ассортимента, объема, территориальной и ценовой доступности бытовых услуг, решение которой требует комплексного подхода. Анализ показал, что производители бытовых услуг представлены преимущественно малым бизнесом, нуждающимся в особой поддержке в силу его экономических особенностей. Действенным элементом такой поддержки могло бы стать создание региональных информационных центров по развитию бытовых услуг, которые могут предоставлять комплексную информацию о видах и условиях банковских кредитных программ поддержки малого бизнесао добросовестных производителях услуг, прошедших процедуру добровольной сертификации, участвующих в социальных проектахоб образовательных программах, конкурсах, семинарах для потребителей бытовых услуго помещениях, сдаваемых в аренду и т. п.

Решение проблем поддержки малого бизнеса в области финансов, кадров, аренды помещений, приобретения оборудования, анализа рынка лежит на пути создания мультибытовых комплексов, предполагающих взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти региона и муниципалитетов, консалтинговых компаний, общественных организаций производителей и потребителей бытовых услугобразовательных организаций, кадровых агентств, компаний по маркетингу и рекламе, проектных и строительных организаций, изготовителей оборудования, лизинговых компаний, финансовых учреждений, франчайзинговых организаций. Такое взаимодействие возможно на основе развития частно-государственного партнерства.

Развитие франчайзинга в сфере бытовых услуг региона также способствует территориальной доступности услуг, однако оно затруднено в силу негибкости предложений франчайзеров. Решением проблемы могла бы стать диверсификация франчайзинговых предложений с учетом региональных особенностей и возможностей индивидуализации пакета франшизы (частичная продажа), что учтено в предложенных в диссертации вариантах типовых договоров франчайзинга бытовых услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии и статьи в научных журналах
  2. Л.И., Агангебян А. Г. Переход к рынку. М.: Наука, 1993.
  3. Д.М. Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя учреждения культуры. 2007. № 12. С. 16−24.
  4. М.И., Шеремет А. Т. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997.
  5. Т.П., Вострокнутов А. Е. Система управления потребительской кооперацией Краснодарского края (когнитивный аспект)//Научный журнал КубГАУ, № 29(5), май 2007 года
  6. Н.Е. Экономика и управление в бытовом и жилищно-коммунальном обслуживании, городском хозяйстве: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛИЭИ, 1991.
  7. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт. Под общей редакцией Э. Маркварта (OST-EURO) -Москва, ИЛИ, 2005 г.-160 с.
  8. В.А., Кузнецова И. И. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2001. № 12.
  9. И.В. и др. Системный подход в современной науке // Проблемы методологиии системного исследования. М.: Мысль, 1970
  10. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.
  11. P.A. Обзор индустрии гостеприимства. М.: Аспект-пресс, 1995.
  12. К. Система поддержки малого и среднего бизнеса в Германии -возможный ориентир для России? // Материалы конференции «Бизнесинкубирование и приоритеты муниципальной политики». — М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2008. 156 с.
  13. Бюро Серт Интернэшэнл//ЬЦр://Ьсе11.ги
  14. В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы и перспективы // Отечественные записки. 2006. № 6.
  15. М. Город. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова- предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.— (Социологии, мысль Запада).
  16. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа: Учебник СПб.: Изд. СПГГТУ, 1998.-510 с.
  17. Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: Изд-во «Норма», 1997.
  18. С.Ю. О стратегии развития российской экономики. М.: ЦЭМИ, 2001.
  19. С.Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992
  20. А., Кузнецов Т. Собственность государству не противопоказана нужно лишь захотеть ею управлять // Экономика и жизнь. 1999. № 51. С.28
  21. М.И. Реформирование хозяйственной системы России: опыт антикризисного регулирования. СПб.: Изд-во: СПбГУЭФ, 2000.
  22. Государство в меняющемся мире: Отчет Всемирного банка за 1997 год. М., 1998.
  23. JI.C. Реформы общественного сектора на Западе // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 11.
  24. С. Неформальный рынок венчурного капитала: бизнес-ангелы//11Ир://Ьиз1пезз-апяе1з.пагос1.ш/
  25. В.И. Основы изучения и прогнозирование спроса на бытовые услуги. М.: Экономика, 1986.
  26. В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. Тольятти: Дока-пресс, 1994.
  27. Договор франчайзинга// http://www.klerk.ru/print.php782329
  28. Г. Н., Герасимова B.B. Институциональный механизм регулирования рынка бытовых услуг как экономической системы: Монография, Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 112 с.
  29. В.Ш. Активизация работы по развитию малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации // Материалы конференции «Бизнес-инкубирование и приоритеты муниципальной политики». — М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2003. 156 с.
  30. Как открыть дело с помощью государства? http://bishelp.ru/svoe delo/ variant/lvar/kakotkr gosudarstvo. php
  31. P.C. Терминология рыночной экономики и бизнеса. Алма-Ата, 1994
  32. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1993.
  33. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.
  34. Кредит для малого бизнеса: обзор банковских программ// http://www.bishelp.ru/gde dengi/kredit/mb/obzor bank programm. php
  35. Т. Кто такие «бизнес-ангелы»?/Л1Цр://шЬ5сЬоо1.ги/1оигпа1Меек top. php?top=21
  36. И. А. Проблемы совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством в переходной экономике. М.: Изд-во МГУ сервиса, 2002.
  37. Курс социально-экономической статистики: Учеб. для вузов / Под ред. Проф. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  38. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. М., 2006.
  39. Лизинг для малого предпринимателя. Преимущества // http://bishelp.ru /gdedengi/Iizing/obshee/preimushestva.php
  40. Д.С. Институциональная экономика: Учеб. пособ. по специальности «Менеджмент организации». М., 2001.
  41. Д.С., Поршнев А. Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. М.: Экономика, 2002.- 702 с.
  42. Щ.М. Наука сферы услуг. М.: «Республика», 1999.
  43. А. Франчайзинг: все шире и шире / А. Майлер, В. Кочетков // Экономика России. 2003. -N 11. — С.86−87.
  44. В.Д. Маркетинг услуг. М., Экономика, 1996.
  45. А. Принципы экономической науки. М., 1993.
  46. К. Управленческий консалтинг/ пер. с англ. М.: 1999
  47. Методика разработки структуры целевых показателей деятельности исполнительных органов государственной власти, утвержденная приказом центра региональных реформ от 21 августа 2006 г. № 7"0″
  48. О.Б. США: сфера услуг. М.: Изд-во АН СССР, 1984.
  49. Не упусти свою франшизу // Практика торговли. 16.09.2005 http://is.park.ru/pub info. jsp?no=2 166 914
  50. В.А. Генезис архитектурной культуры. — Тольятти, 1997.
  51. A.C. Региональные рынки. М., 1999.
  52. Новый «бизнес-инкубатор» ждет «мал biniem>//http://bi shelp.ru /strpodderzki/detail.php?ID=52 468
  53. О бизнес-ангелах// http://russba.ru/StaticItem.aspx?itemIdl:=l&groupIdl =1
  54. А.П. Этапы интерпретации системности научного знания (античность и новое время). Системные исследования // Ежегодник. М.: Наука, 1974
  55. Основы построения бизнес-инкубаторов / О. В. Айгистова, В. Л. Горбунов, В. Ш. Каганов и др. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 124 е.: ил
  56. Особенности сертификации услуг// http:// www.bishelp.ru/sertif/uslugi/ osobennosti. php
  57. Отчет Мирового банка 2000−2001/ пер. с англ. — М.: 2001.
  58. Е. Частный бизнес готов к технологическому рывку // Российская газета. № 3629.13 ноября 2008 г.
  59. Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе. М., Изд-во МГУ, 1997.
  60. Приватизация государственных предприятий на Западе: концепция и практика. 4.1. М.: ИНИОН, 1992.
  61. О. Режим наибольшего благоприятствования // Деловая Москва.39 (561) от 17.10.2005//http://www.businesspress.ru/newspaper/article mid 1 aid 356 742. html
  62. Д.Г. Регулирование развития отраслей сферы услуг в крупных городах в условиях переходной экономики (на примере Москвы и Санкт-Петербурга). СПБ.: Изд-во СПбГПУ, 2003. -184 с.
  63. Д.Г. Экономико-организационные основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Калуга: «Облиздат», 2000
  64. Д.Г., Малеева Т. В. Формы и методы регулирования развития сферы услуг в крупнейших городах. Гатчина: ЛОИЭФ, 2004.
  65. И.А. Социально-культурный комплекс в переходной экономике. М., 1997.
  66. М., Росс Т. Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг / Пер. с англ. М., 1996.
  67. Российский статистический ежегодник: Россия в цифрах. М.: Изд-во: Госкомстат России, 1998−2002.
  68. Российский статистический ежегодник, 2005 с. 579.
  69. В.Г. Регулирование потребительского рынка региона в условиях переходной экономики: роль государства, предпринимателей, потребителей. М.: Изд-во ИРЭИ, 2000.
  70. Н.И. О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике // Трудный поворот к рынку / Науч. ред. Л.И. Абалкин- сост. Е. М. Юдина. М.: Экономика, 1990. С.526−527.
  71. И.В. Франчайзинг в PoccHH-2006//http://www.fpsr.ru/info00.html
  72. С.А. и др. Большие технические системы. Анализ и прогноз развития. М.: Наука, 1977
  73. Ю.А. Территориальная организация населения /Учебное пособие. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004, 244 с.
  74. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник/ Под ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. — Л.: Политехника, 1991.
  75. Словарь русского языка/Сост. С. И. Ожегов.- М.: Гос. изд-во словарей, 1953, — 848 с. С. 776.
  76. У. Инвестиционный климат: Испытание партнерством// Ведомости. 21 февраля 2005 г., № 30 (131IV/ http://www.vedomosti.rU/newspaper/article.shtml72005/02/21/87 151
  77. Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999. — XXVI, 262 с.
  78. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях: Сб. тр. / Под ред. H.A. Платоновой, О. И. Вапнярской // МГУ сервиса. М., 2000. № 7.
  79. В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2007 г. — 326 с.
  80. Статистика рынка товаров и услуг / Под ред. И. К. Белявского. М.: Экономика, 1995.
  81. Сфера бытового обслуживания в США. Совершенствование управления сферой услуг, современные формы предприятий: Реферативный обзор. 1991. № 2.
  82. Сфера услуг в США: новые явления и структурные сдвиги / Отв. ред. В. М. Усоскин, JI.C. Демидова. М.: Дело, 1985.
  83. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. Ю. П. Свириденко. — М., 2001.
  84. США. Сфера услуг в экономике / Под ред. Е. А. Громова. М.: Наука, 1971.
  85. Управление народным хозяйством: Словарь / Под ред. P.A. Белоусова- сост. Н. И. Иванова. М.: Политиздат, 1983
  86. Управление социалистическим производством: организация, экономика: Словарь / Под ред. О. В. Козловой. М: Экономика, 1983
  87. Федеральная служба государственной статистики// http://www.gks.ru
  88. Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992.
  89. В.Д. Развитие социально-культурных отраслей в условиях местного самоуправления. М.: Феникс, 2001.
  90. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975
  91. Е.Г. Совершенствование ~ системы показателей территориального планирования и управления: Сб. науч. тр. М.: Совет по изучению производительных сил при Госплане СССР, 1987.
  92. В.А. Экономика СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития. М., 2001.
  93. Экономический словарь./Под ред. А. И. Архипова. ТК «Велби»: Издательство «Проспект», 2008 г.
  94. Г. А. Экономика России: наследство и возможности. М.: ЭПИ центр, 1995.
  95. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: курс лекций. М.: ГУВШЭ, 2002.
  96. Bureaucrats in Business. The Economics and Politics of Government Ownership // A World Bank Policy Report. 1995. P.30.
  97. Economic Report of the President 2001. Wash., 2001. Table B-l.
  98. Financial Market Trends. 1997. March. P. 19.
  99. Financial Market Trends. 1999. February. P. 130.
  100. Friedman M. Money and Economic Development. N.Y., 1973
  101. Ochel W., Megner M. Service Economy in Europe. London, 1997. P.96, 97.
  102. OECD Historical Statistics, 1960−1989. 1991. P.68.
  103. OECD in Figures. Statistics of the Members Countries. 1997 Edition. Paris, 1997. P. 48, 49−53.
  104. OECD in Figures. Statistics on the Member Countries. 1999 Edition. P., 1999. P.44−55.
  105. Osborn D., Gaebler T. Reinventing Government. How the Entrepreneurial Spirit in Transforming the public Sector. N.Y., 1992. P. 80, 81
  106. Privatization in Western Europe. Pressures, Problems and Paradoxes. L. 1994. P. 1, 105−119
  107. Statistical Abstract of the United States, 1994. New York, 1994. P. 186, 790, 796.
  108. Statistical Abstract of the United States 1995. Enlarged Ed. Wash., 1996. P. 95, 297, 300,331,353.
  109. Statistical Abstract of the United States, 1997. Wash., 1997. P.482.
  110. Statistisches Jahrbuch 1996. Wiesbaden, 1996. P.654.
  111. Stiglis J. Economics of the Public Sector. N.Y.L., 1986. P.184.
  112. Survey of Current Business. 1997. May. P. 80−83- 1997. August. P.98.
  113. World Economic and Social Survey New York, 1996. P. 278, 279.
  114. В.Д. Новые индустриальные страны в мировом капиталистическом хозяйстве: Дис.. канд. эконом, наук. М., 1990.
  115. Е.И. Статистический анализ регионального рынка бытовых услуг: Автореф. дис. .канд. экон. наук. М., 1999
  116. Г. Н. Формы и методы регулирования развития сферы услуг региона: Дис.. канд. эконом, наук. СПб., 2004.
  117. Г. Д. Государственное регулирование сферы платных услуг населению: Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 1993.
  118. Н.Л. Организация маркетинговой деятельности на рынке образовательных услуг (на примере второго высшего экономического образования): Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2000.
  119. Л.Ю. Формирование и основные направления развития рынка бытовых услуг в регионе (на примере Самарской области): Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1995.
  120. С.Н. Анализ решений динамических народнохозяйственных моделей: Дис.. канд. эконом, наук. М., 1980.
  121. С.Н. Методы прогноза структурных изменений материально-финансовой сбалансированности экономики: Дис.. д-ра эконом, наук. М., 1990.
  122. О.Б. Опека и регулирование деятельности предприятий промышленности органами местного самоуправления: Дис.. канд. эконом, наук. Иркутск, 2000.
  123. Е.В. Государство и общественные организации в регулировании развития экономики регионов в условиях рыночных отношений: Дис. .д-ра эконом, наук. М., 2003.
  124. И.А. Экономические отношения в социально-культурном комплексе региона в переходной экономике: Дис.. д-ра эконом, наук. М., 1997.
  125. В.Н. Развитие экономических форм и методов управления сферой сервиса в условиях становления рыночных отношений: Автореф. дис. д-ра экон. наук. СПб, 1997.
  126. Е.Г. Экономико-организационные основы развития жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка: Дис.. канд. эконом, наук. СПб., 1994
  127. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  128. ГОСТ Р ИСО 9001−2001 (ИСО 9001: 2000) «Системы менеджмента качества. Требования»
  129. ГОСТ Р 52 492−2005 «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования»
  130. Федеральный Закон «О введении в действие части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации» № 231-Ф3 от 18.12.2006 г.
  131. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»» № 65-ФЗ от 01.05.2007 г.
  132. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.) № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г.
  133. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005 г.
  134. Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г.
  135. Федеральный Закон «О техническом ре1улировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г.
  136. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300−1 от 07.02.1992 г.
  137. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» № 5151−1 от 10.06.1993 г.
  138. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 799 «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров»
  139. Постановление Госстандарта РФ от 5 августа 1997 г. № 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации» (с изменениями от 5 июля 2002 г.)
  140. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»
  141. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»
  142. Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 23 февраля 1998 г. № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации»
  143. Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 15 апреля 2003 г. № 226 «О создании технического комитета по стандартизации (ТК) «Бытовое обслуживание населения»
  144. Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 30 мая 2003 г. № 49 «О государственной регистрации системы добровольной сертификации бытовых услуг и ее знака соответствия»
  145. Закон Санкт-Петербурга от 3 сентября 1997 года № 149−51 «О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург»
  146. Закон Воронежской области от 28.03.02 № 16−03 «О бытовом обслуживании населения в Воронежской области»
  147. Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. № 200-ПП «Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года»
  148. Постановлению Правительства Санкт-Петербурга № 789 от 27.06.2006 г. «О Плане мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006−2008 годы»
  149. Распоряжение Правительства Москвы от 19 декабря 2003 г. № 2342-РП «О создании Региональной системы добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг в городе Москве»
  150. Рекомендации Европейской Комиссии от 6 мая 2003 г. для определения микропредприятий, малых и средних предприятий 2003−361-ЕС.
Заполнить форму текущей работой