Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Условия реализации экономического потенциала среднего класса в процессе рыночных преобразований в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соответствие вышеописанным функциональным характеристикам приводит к образованию конкурентоспособности среднего класса — его доминантной, сущностной характеристики. Конкурентоспосбность является синтетической, интегративной характеристикой, включающей в себя все предыдущие и выводящей их на новый качественный уровень анализа. Конкурентоспособность среднего класса можно рассматривать в широком… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическая природа среднего класса в системе национальной экономики страны
    • 1. 1. Сущность и социально-экономическое значение среднего класса
    • 1. 2. Структура и функциональные характеристики среднего класса в современной российской экономике
    • 1. 3. Особенности экономических отношений в системе среднего класса на современном этапе
  • Глава 2. Основные механизмы реализации экономического потенциала среднего класса в системе национального производства России
    • 2. 1. Малое предпринимательство — важнейший фактор формирования экономической основы среднего класса
    • 2. 2. Усиление государственного регулирования экономических основ среднего класса в России
    • 2. 3. Механизмы повышения эффективности функционирования среднего класса в системе национальной экономики
  • Заключение

Условия реализации экономического потенциала среднего класса в процессе рыночных преобразований в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы в России все более острым становиться вопрос о путях повышения благосостояния нации и обеспечения прогрессивного экономического роста. В сложившихся условиях трансформационной экономики необходим поиск национальной идеи, которая в конечном итоге поможет преодолеть нарастающие противоречия современного общества, повысит его социально-политическую стабильность и будет способствовать выходу национальной экономики на новый уровень развития.

Опыт промышленно развитых стран Запада показывает, что наиболее прогрессивной, действенной, объединяющей население является идея становления и развития среднего класса как основы формирования экономически развитого общества социальной справедливости.

Диссертация посвящена теоретическому исследованию проблемы становления и развития среднего класса в условиях экономической реформы в России. Основное внимание в работе уделено анализу экономических закономерностей функционирования среднего класса, условий и механизмов реализации его созидательного экономического потенциала. До сих пор в России не проводились серьезные теоретические исследования по данной теме. Проблема среднего класса рассматривается общественными науками в основном с точки зрения его социологических характеристик, знание которых в сложнейших российских условиях необходимы, но недостаточны для более полной реализации функций среднего класса в современной экономике.

Чрезвычайная актуальность проблемы теоретической разработки экономических закономерностей реализации потенциала среднего класса в России в сочетании с недостаточностью ее научной разработки, послужила причиной выбора темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Фактическое состояние и степень научной разработанности современных проблем развития среднего класса не достаточны для того, чтобы стать теоретической основой реализации экономического потенциала среднего класса и обеспечения поступательного развития рыночной экономики в России.

Проблемы среднего класса разрабатывается в основном в рамках социологической науки. Отдельные вопросы и подходы к определению среднего класса разработаны в работах таких отечественных и зарубежных ученых как Т. Малеева, X. Бэлзер, Л. Григорьев, М. Вебер, Т. Заславская, Р. Рывкина, В. Радаев, О. Шкаратан, Е. Стариков, В. Ильин, Е. Игитханян, С. Балабанов, Н. Тихонова, Г. Ионин, Н. Лапин, А. Демидов, Р. Громова, Е. Авраамова, Л. Хахулина, Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур, Г. Дилегенский и многие другие. Но, несмотря на достаточно комплексный и детальный подход к исследованию среднего класса, работы этих авторов не затрагивают самое главное — экономическую составляющую его сущностных характеристик. Часто социологические исследования включают содержательный объем статистического материала, но, как правило, отражающий отдельные аспекты проблемы, главным образом прикладного характера. Однако, с теоретической, политэкономической точек зрения проблемы среднего класса разработаны недостаточно. Исследования политэкономического характера только начали появляться.

Социологический подход не затрагивает актуальные вопросы связи среднего класса с проблемой экономического развития: роль новых информационных технологий в повышении экономического потенциала среднего класса, механизмы реализации его инновационных и инвестиционных возможностей, роль среднего класса как носителя эффективного спроса и т. п. Совершенно выпадает из поля зрения такая актуальная проблема, как использование потенциала среднего класса в формировании социального капитала страны. В современной литературе тема социального капитала разрабатывается достаточно активно такими авторами как П. Бурдье, И. Дискин, С. Долуцкая, Р. Инглегарт, Д. Коулман, Р. Патнэм, А. Портес, В. Радаев, Л. Стрельникова, Н. Тихонова, А. Трапкова,.

П. Шихирев и др. Но ни в одной работе даже не отмечается, что развитый социальный капитал базируется на среднем классе общества.

Недостаточна разработка экономических аспектов реализации потенциала среднего класса в условиях трансформационной экономики.

Целью диссертационного исследования является раскрытие экономической сущности среднего класса и условий реализации его экономического потенциала в период рыночных преобразований.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

Сформулировать и раскрыть сущность среднего класса применительно к условия трансформационной экономики.

Исследовать современные тенденции формирования и развития среднего класса.

Провести научный анализ опыта развития среднего класса в экономически развитых странах мира и определить основные пути адаптации данного опыта применительно к условиям нашей страны.

Проанализировать государственную политику в области формирования среднего класса и внести предложения по повышению ее эффективности.

Определить основные пути повышения эффективности функционирования среднего класса в системе национальной экономики.

Предложить научные рекомендации по дальнейшему развитию среднего класса и обеспечению на основе его экономического потенциала высоких темпов экономического роста страны. Объектом исследования в диссертации являются экономические отношения, складывающиеся в системе среднего класса и обеспечивающие реализацию его экономических функций на современном этапе социально-экономического развития.

Предметом исследования в диссертации выступают закономерности реализации экономического потенциала среднего класса в условиях трансформационной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория. В работе использованы труды зарубежных и отечественных ученых и практиков, материалы научных конференций, статьи в научных сборниках и периодической печати по проблемам среднего класса, а также данные смежных дисциплин, в первую очередь экономической социологии. В процессе диссертационного исследования применялись как общенаучные подходы (комплексный, системный, ситуационный, динамический, процессный и др.), так и методы, заимствованные из других областей знаний (экспертные оценки, наблюдения и т. п.).

Информационной базой исследования явились официальные нормативные документы, статистические данные Государственного комитета по статистике РФ, результаты исследований ВЦИОМ (Всероссийский Центр изучения общественного мнения), РОМИР («Российское общественное мнение и исследование рынка»), исследовательской компании Комкон-2 и Рейтингового агентства Эксперт-РА, отчеты исследовательской группы по проблемам среднего класса в России Фонда Карнеги и другие источники. Кроме того, автором использованы данные собственных исследований, основанных на анализе материалов, опубликованных в научных и периодических изданиях.

Научная новизна результатов исследования состоит в теоретическом обосновании возрастающей экономической роли и значении среднего класса для стабилизации и активизации рыночных отношений в России, в выявлении факторов и тенденций поступательного развития среднего класса общества. В соответствии с этим в диссертации: • Сделано авторское обоснование сущности среднего класса в условиях экономической реформы, которая заключается в обладании средним классом набором основных характеристик: экономической, политической, социальной, самоидентификационной и конкурентоспособностной. Обладая завершенным набором сущностных характеристик, средний класс становиться обладателем достаточной конкурентоспособности, позволяющей решать задачи сглаживания экономических и социальных противоречий российского общества и формировать стартовые условия для дальнейшего развития страны.

• Предложена модель идентификации субъекта как представителя среднего класса, состоящая из четырех критериев: материальной составляющей (через оценку доли затрат на питание от общего размера дохода), наличия «знаковых» предметов, рациональной гражданской позиции и инвестиционной активности. Соответствие данным критериям позволяет идентифицировать субъекта как представителя среднего класса. Измеряемость данных критериев основывается на расчете научно обоснованных норм потребления, которые должны быть направлены на рациональное распределение ресурсов внутри страны в соответствии с государственной политикой регулирования среднего класса.

• Обосновано, что в современной смешанной экономике средний класс является основой социального капитала государства, который повышает эффективность национального хозяйства. Совокупность сущностных характеристик среднего класса увеличивает толерантность общества, способствует установлению доверительных взаимоотношений, повышает надёжность контрактных отношений между партнёрами по бизнесу, формирует благоприятный инвестиционный климат в стране.

• Раскрыто понятие конкурентоспособности среднего класса в широком и узком смысле слова. В широком смысле конкурентоспособность среднего класса складывается как интеграционный результат его сущностных характеристик и реализуется в способности среднего класса формировать социальный капитал страны. В узком смысле конкурентоспособность представляет собой способность среднего класса реализовать свой экономический потенциал.

• Предложена трактовка экономического потенциала среднего класса как единства потребительской, инновационной и инвестиционной активности. Средний класс является основой формирования эффективного спроса в стране, осуществляет значительную долю инвестиций и является носителем инновационного начала, преодолевающего экономическую монополию высшей социальной страты. Использование экономического потенциала среднего класса позволяет обеспечить высокие темпы роста национальной экономики.

• Обосновано, что основным направлением государственной политики по укреплению среднего класса должна быть активная поддержка малого и среднего бизнеса, позволяющего наиболее полно реализовать инновационно-инвестиционный потенциал среднего класса. Показано, что предпосылки для раскрытия инвестиционно-инновационного потенциала среднего класса на современном этапе сформированы развитием информационных технологий, резко снижающих трансакционные издержки малого предпринимательства.

• Раскрыт механизм повышения социально-экономической эффективности функционирования среднего класса за счёт формирования сетевых предпринимательских объединений: межфирменных и межличностных. Сетевые структуры обладают гибкостью и мобильностью, необходимыми в современной динамичной экономике. Они повышают устойчивость малого бизнеса, снижают экономические риски, а в целом, увеличивают конкурентоспособность среднего класса в широком и узком смысле слова.

Основные теоретические положения, обоснованные в работе могут быть использованы для создания теоретико-методологических основ эффективной системы функционирования среднего класса в современной экономике. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке федеральных и региональных комплексных программ по формированию среднего класса в нашей стране.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции Менеджер XXI века, Нижегородский государственный технический университет, 2000 годВсероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в менеджменте организации», Нижегородский государственный технический университет, 2001 годРегиональной научно-практической конференции «Совершенствование системы хозяйствования рыночной экономики», Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2002 годРегиональной научно-практической конференции «Повышение благосостояния населения России: проблемы и пути решения», Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2004 годМеждународной конференции «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект», Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2005 год.

По результатам исследования опубликовано 6 работ общим объёмом 1 п.л., из них 0,8 п.л. авторских.

Заключение

.

Средний класс — это уникальный феномен общественной жизни. С одной стороны, он очень тщательно, досконально изучен общественными науками, прежде всего социологией. С другой стороны, экономические закономерности функционирования среднего класса, направления и механизмы реализации его экономического потенциала не рассматриваются специалистами. Недостаточность именно экономических знаний о среднем классе определила необходимость проведения данного исследования.

Массовый средний класс сформировался в послевоенный период во всех экономически развитых странах Запада. Его становление базировалось на двух предпосылках: объективной и субъективной. Первая была заложена мощным экономическим подъёмом, реализовавшимся на волне повышательной фазы долгосрочного кондратьевского цикла. Рост экономики способствовал повышению уровня благосостояния всех слоёв населения и резкому уменьшению низкодоходных групп. Вторая состояла в сознательном применении правительствами развитых стран кейнсианской перераспределительной экономической политики, сокращающей социальную дифференциацию. Основными направлениями формирования массового среднего класса стали: прогрессивного налогообложение, система участия наёмных работников в прибылях предприятий, сокращение сферы материального и увеличение нематериального производства, способствующее расширению слоя «белых воротничков».

Экономический анализ среднего класса, осуществлённый в работе, исходит из положения о том, что условия для формирования массового среднего класса создаёт развитая рыночная экономика. Только при высоком уровне экономического развития можно обеспечивать большинству населения высокий уровень доходов, который является экономической предпосылкой отнесения людей к среднему классу. Но рыночная система не однородна, а многогранна и многофункциональна. Кроме этого, рыночные страны отличаются друг от друга по уровню экономического развития, технического оснащения, природно-климатическим условиям, историческим и национальным традициям, а также по методам и формам управления и организации производства. Поэтому методы и способы формирования среднего класса в них также различаются. Этот вывод необходимо учитывать при анализе рыночных предпосылок становления и функционирования среднего класса в национальной экономике России. В то же время существует определённый набор закономерностей и общих сущностных характеристик, присутствующих во всех странах, ставших на рыночный путь развития. По нашему мнению, наиболее важными сущностными характеристиками среднего класса выступают пять составляющих: социальная, политическая, самоидентификационная, экономическая и конкурентоспособность относительно других классов в обществе.

Соответствие вышеописанным функциональным характеристикам приводит к образованию конкурентоспособности среднего класса — его доминантной, сущностной характеристики. Конкурентоспосбность является синтетической, интегративной характеристикой, включающей в себя все предыдущие и выводящей их на новый качественный уровень анализа. Конкурентоспособность среднего класса можно рассматривать в широком и узком смысле. Конкурентоспособность в узком смысле представляет собой реализацию экономического потенциала среднего класса. Конкурентоспособность в широком смысле слова можно считать комплексным понятием, соединяющем все свойства среднего класса, в том числе и экономическую составляющую. В общем виде она представляет собой способность среднего класса формировать и увеличивать социальный капитал нации. Не обладая достаточным уровнем конкурентоспособности, данный класс не может нести на себе 'ту сущностную нагрузку, которая на него возлагается.

В России проблема становления среднего класса непосредственно связана с проведением реформ и формированием рыночного экономического механизма. Однако политическая борьба в России и затяжной экономический кризис не позволили сформировать предпосылки, благоприятные для представителей среднего класса. Резкое падение доходов населения, глубокое социальное расслоение, сокращение финансирования сфер науки и культуры, социальная беззащитность интеллигенции, которая практические ничего не приобрела в ходе приватизации, — все эти и им подобные факторы обусловили противоречивость положения различных слоёв среднего класса. Они получили возможность участвовать в демократическом процессе, но материальные ресурсы, обуславливающие их экономическую и политическую независимость, резко сократились.

Дискуссии 90-х годов о численности среднего класса в современном российском обществоведении сменились устойчивым выводом: средний класс в России существует, но крайне ограниченный. Его численность оценивается в интервале от 11 до 15%. Специалисты отмечают гетерогенность российского среднего класса, неустойчивость и мозаичность относящихся к нему групп, неконсистентность и нестабильность их статуса. К собственно среднему слою относят только верхнюю его часть, меньшую по численности (то, что ранее определялось как верхний средний слой). За нижней половиной срединной части населения закрепилось название «базовый слой». Его определяется в 50%. Базовый слой объединяет ту часть населения, которая по многим признакам потенциально могла бы войти в состав среднего класса, но не дотягивает до него по критерию доходов.

К числу основных особенностей процесса формирования среднего класса в период рыночных преобразований мы отнесли следующие: чрезмерно высокий уровень имущественной поляризации обществасущественная географическая дифференциация населения по доходамналичие такого специфически российского явления как «работающие бедные" — слабая социальная защищенность населения страны в целом и среднего класса в частностикрайне низкая самооценка российских граждан, значительная часть которых не идентифицирует себя в качестве представителей среднего класса. В то же время российский средний класс и его потенциальный резерв — базовый класс — не утратили присущих им сущностных характеристик, способных стать основой социальноi экономического возрождения страны: высокий уровень образования и профессиональной подготовки, хорошие адаптационные способности, готовность к вертикальной мобильности, экономический потенциал.

Основу экономического потенциала среднего класса составляет его потребительская и инновационно-инвестиционная активность. Средний класс вносит значительный вклад в формирование обеих составляющих совокупного спроса: потребительской и инвестиционной. Согласно выводам исследования, проведённого американскими экономистами по материалам 49 стран, основным источником внутренних инвестиций служат сбережения не богатейших слоёв населения, а средних классов. Как считают сами авторы исследования, сбережения наиболее богатых групп легко становятся теневыми и вывозятся за рубеж. Средний класс не имеет таких возможностей. Поляризация доходов и размывание среднего класса ведут к падению внутренней инвестиционной активности.

Средний класс оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на инвестиционную активность — за счёт своей социальной стабилизирующей функции, формирования основы социального капитала. При неразвитом среднем классе, сильной социальной дифференциации и низким уровнем 1 взаимного доверия снижается инвестиционный потенциал страны, а вместе с ним и шансы на социально-экономическое развитие. При этом страдает не только внутренняя, но и внешняя инвестиционная привлекательность национальной экономики. Социальное неравенство порождает нестабильность в обществе, что отпугивает потенциальных зарубежных инвесторов.

Представители среднего класса являются в обществе и носителем инновационного потенциала. Они разрушают монополию лидеров и обеспечивают инновационный прорыв на принципиально новых направлениях. Креативная инновационная активность реализуется прежде всего в таком направлении малого и среднего бизнеса, как венчурное предпринимательство. Оно выступает концентрированным создателем и аккумулятором инноваций в любых сферах деятельности, прежде всего высокотехнологичных. Занятыми в сфере венчурного предпринимательства в развитых странах являются в подавляющем большинстве представители среднего класса с высоким уровнем образования и творческими способностями.

В то же время в работе обосновано, что конкурентоспособность среднего класса в экономическом смысле — это потенциальная характеристика, которая реализуется в благоприятных условиях и остаётся не реализованной в ситуации, когда она не востребована обществом. Функцией государственных органов власти является формирование в стране экономического климата, благоприятного для реализации экономического потенциала среднего класса. Причём основным, стратегическим направлением формирования и укрепления среднего класса в стране должна стать государственная политика, направленная на развитие малого предпринимательства. Необходимо создать условия, чтобы подавляющая часть населения могла реализовать ' свой экономический потенциал в различных сферах деятельности и собственным трудом (преимущественно умственным или высококвалифицированным физическим) обеспечивала себе высокий уровень доходов.

Изучение тенденций социально-экономического развития стран Запада за последние 10−20 лет показывает, что успехами в развитии национальных экономик они в первую очередь обязаны эффективно работающей и развивающейся системе малого и среднего предпринимательства. Анализируя имеющуюся информацию, мы можем с уверенностью говорить о том, что формирование среднего класса на 60−70% обеспечивается за счет развития малых и средних предприятий, а остальная часть представителей среднего класса формируется за счет других форм национального хозяйства и государственных служащих. Таким образом, мы видим, что «фундаментальная» часть среднего класса в развитых странах Запада формируется за счет вовлечения большей части населения в систему малого и среднего предпринимательства, в том числе за счёт самозанятости. Малый бизнес является той силой, которая организует и поддерживает институциональную организацию общества, основанную на принципах политической свободы и экономической конкуренции. Под его давлением формируются социальные нормы и правила, соответствующие развитому рыночному механизму и способствующие увеличению социального капитала страны.

В работе также рассмотрена и предложена наиболее эффективная модель организации малого предпринимательства, основанная на использовании современных информационных технологий, а также передовых методов управления и координации — сетевая модель бизнеса. Сетевая организация кооперации между фирмами делает всю сеть сопоставимой по экономической мощи с крупной вертикально интегрированной, но неповоротливой традиционной корпорацией. При этом сеть малых предприятий выигрывает в оперативности, гибкости, мобильности, способности практически мгновенно реагировать на изменение потребительских предпочтений и перестраивать в соответствии с ними производственный процесс.

В современном обществе главной стабилизирующей, сплачивающей силой является наличие доминирующего «социального круга», который определяет экономические «правила игры», институциональные нормы и принципы, в соответствии с которыми организуется экономическая жизнь общества. Таким социальным кругом является именно средний класс. Всеми своими характеристиками он способствует формированию в стране благоприятного социально-экономического климата, основанного на толерантности, взаимном уважении, учёте чужих интересов и доверии к контрагентам. На наш взгляд, в современной Росси сложились все необходимые условия, способные в случае их реализации улучшить состояние национальной экономики, резко повысить темпы её роста и сформировать средний класс, в основных своих характеристиках соответствующий общепринятым Западным стандартам. Но, чтобы эти предпосылки реализовались, необходимы совместные энергичные действия двух общественных сил: государства, осуществляющего грамотную социально-экономическую политику, и населения, стремящегося обеспечить себе высокий уровень жизни и социально-политическую стабильность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Россия 2015: «оптимистический сценарий» // Наука и религия. 2000. № 7.
  2. Е.М. Время перемен: социально экономическая адаптация населения М, 1998
  3. Е.М. Появился ли в России средний класс? // Средний класс в современном российском обществе. М., 1999.
  4. Е.М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки // Общественные науки и современность. 2002. № 1.
  5. Е., Овчарова Л. Количественные оценки российского среднего класса методом концентрации признаков // Вопросы экономики. 2001. № 1.
  6. Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах, М.: АНКИЛ, 2000.
  7. A.A. Маркетинговые исследования рынка услуг: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  8. М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998.
  9. Америка и устойчивое развитие. Москва, 1996. 336с.
  10. А.Л. Два средних класса в российском обществе? // Средний класс в современном российском обществе М., 1999.
  11. А.Л. Социальное ядро нации (Средние слои в современном российском обществе) // Общественные науки и современность. 2000. № 3.
  12. В., Василенко Е., Раскутана Т. Об организации и некоторых результатах обследования социальных процессов в малом предпринимательстве // Вопросы статистики. 1997. № 6.
  13. С. Проблема глобального управления мирохозяйственной системой: теоретические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 5.
  14. Ю. К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство. М., 1999.
  15. В.И., Согомонов Ю. В. Городские профессионалы: ценности и правила игры среднего класса. Тюмень, 1999.
  16. М.В. Японская экономическая модель И Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 1. С. 98−106.
  17. В.И., Поздеева Т. В. Проблемы экономической теории XXI века. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
  18. Л. Средний класс: проблемы формирования и развития в России // Мир России 1996. № 2.
  19. А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики // Экономика и организация промышленного производства. 2000. № 8.
  20. В. Экономическое неравенство: российские тенденции на фоне мировых реалий // Общество и экономика. 2003. № 1.
  21. Т.Ю., Тапилина В. С. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр // Социологические исследования. 2004. № 12.
  22. И. М., Крашенинников С. Н. Регионам России европейские зарплаты. Москва.: Грааль, 2003.
  23. X. П. Состояние государственной службы в Германии // Государственная служба Тенденции развития. Зарубежный опыт. Вып. 17, М, 1997.
  24. Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики. 2001. № 4.
  25. А. Глобализация и регионализация: российские интересы и перспективы евроазиатской интеграции // Российский экономический журнал. 2001. № 7.
  26. Валютные и фондовые рынки в мировой экономике: новейшие тенденции // Информационный бюллетень ВИНИТИ. 2001. № 4.
  27. Ван дер Bee Г. История мировой экономики. 1945 1990. М.: Наука, 1994.
  28. В. И. Экономическая теория (политэкономия): учебник для ВУЗов. М., 2000.
  29. A.B. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // Общественные науки и современность. 2005. № 1. .
  30. Э.Д. Постиндустриальные модели труда: социоорганизационный прогресс на рубеже XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 3.
  31. JI. Прогнозирование в условиях рынка. М., 2000.
  32. A.M. Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль, 1991.
  33. .М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Дарифевич П. С. Макроэкономика. СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1997.
  34. И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. Уч. пособие. М.: Консалтбанкир, 2002.
  35. Н.В. Занятость в постиндустриальном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 12.
  36. Голенкова 3., Игитханян Е., Казаринова И., Саровский Э. Социальная стратификация городского населения // Социологические исследования. 1995. № 5.
  37. Л.А. Бедность, благополучие, противоречивость: материальная дифференциация в 1990-е годы // Общественные науки и современность. 2001. № 3.
  38. Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Под ред. В. Б. Супяна. М.: Наука, 2002.
  39. Государство и экономика развитых капиталистических стран в 80-х гг. / Отв. ред. Осадчая И. М. М.: Наука, 1989.
  40. Гражданский кодекс Российской Федерации части 1,2 и 3.-М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  41. Л., Малеева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопросы экономики. 2001. № 1.
  42. Э. Послевоенная Америка. М.: Госсоцэкономиздат, 1987.
  43. Г. Г. Становление гражданского общества: культурные и психологические проблемы / Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998.
  44. И.Е. Средний класс как «мигрант» в консервативном российском обществе / Средний класс в современном российском обществе. М., 1999.
  45. И.Е. Хозяйственная система России: проблемы институционального генезиса // Общественные науки и современность. 1998. № 4.
  46. М. Политика социальных расходов в современной России // Вопросы экономики, 1996. № 10.
  47. Э., Линдсей Д. Макроэкономика. С.-Пб.: Литера плюс, 1992.
  48. В.И. Социальный фактор развития цивилизации // Общество и экономика. 1996. № 10.
  49. . Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: Юрист, 2003.
  50. Т.И. О движущих силах трансформации обществ // Общество и экономика. 2003. № 6.
  51. Т.И. Социальная структура России: главные направления перемен / Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии. М., 1997.
  52. Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М., 2002.
  53. Т. Стратификация современного российского общества И Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 1.
  54. Т.И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» в российском обществе // Мир России. 1998. № 4.
  55. А.Г. Несколько замечаний по поводу дискуссии о среднем классе / Средний класс в современном российском обществе. М., 1999.
  56. Н.П. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 9.
  57. В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат (методолого-теоретические аспекты) // Российский экономический журнал. 1997. № 11−12.
  58. Информационные технологии в банковских услугах // Информационный бюллетень ВИНИТИ. 2003. № 4.
  59. История мировой экономики / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1999.
  60. История экономических учений. 4.2 / Под ред. А. Г. Худокормова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  61. Е.А. Международные стратегические альянсы. М.: Дело и Сервис, 2004.
  62. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  63. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  64. М.Б. «Новой экономике» новое образование // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 12.
  65. Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М., 1998.
  66. Т. Количественные характеристики среднедоходных групп населения России // Вопросы экономики 2001. № 1.
  67. Н. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты // Мировая экономика и международныеотношения. 2001. № 3.
  68. Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3.
  69. А.И. Социология: Учебник. М.: Проспект, 2004.
  70. М. И. Природный и инновационный ресурсы экономического роста (на примере Великобритании). М.: Экслибрис-Пресс, 2003.
  71. Л.Ю. Проблема дифференциации статуса предпринимателя в учете // Вопросы статистики. 2002. № 1.
  72. А.Е. Проблемы и перспективы государственного менеджмента рынка труда в России: взгляд из региона // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 4.
  73. М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2002.
  74. Ю. «Средний человек»: фикция или реальность // Мониторингобщественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 2.
  75. A.B. Российские хозяйственные реформы. История и уроки. — М.: Наука, 2004.
  76. B.C. Собственность и предпринимательство в переходной экономике современной России. М.: Высшая школа, 1999.
  77. P.A. Проблемы формирования рыночной экономики России. М., 1994.
  78. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под общ. ред. Е. Г. Ясина и др. М.: Новое издательство, 2004.
  79. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах, сборник обзоров / Под. ред. Ажаева B.C. М.: ИНИОН РАН, 1997
  80. K.P., Брю С.Л. Экономикс. М.: Инфра-М, 2002.
  81. В.В. Формирование партнёрских отношений в предпринимательской деятельности (вопросы теории и практики). Автореф. дис. д.э.н. М., 1998.
  82. А. И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. М., 1999.
  83. Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы. М., 1958.
  84. М.А., Махотаева М. Ю. Эволюция государственной экономической политики в России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 5.
  85. P.M. Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1997.
  86. Г. П. Микроэкономика. Макроэкономика. С.-Пб.: Изд-во Михайлова, 1997.
  87. А. Н. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. 2003. № 8.
  88. Организация труда в постиндустриальной экономике // Информационный бюллетень ВИНИТИ. 2003. № 5.
  89. О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? // Вопросы экономики. 2001. № 10.
  90. А. Строительство капитализма. Рыночная трансформация стран бывшего советского блока. М.: Логос. 2003.
  91. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. М.: РОССПЭН, 1998.
  92. Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 4.
  93. Предпринимательская активность в США // Информационный бюллетень ВИНИТИ. 2003. № 10.
  94. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 2000.
  95. В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. № 2.
  96. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996.
  97. И.И. Американский средний класс в условиях регулируемой экономики // США Канада: экономика, политика, культура. 2004. № 4.
  98. H.H., Сергиенко Я. В., Френкель A.A. Стабильное развитие экономики и инвестиционный спрос // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 11.
  99. Россия в глобализирующемся мире // Мировая экономика и международные отношения.'2004. № 11.
  100. М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социальные исследования. 2004. № 12.
  101. М.Н. Основные этапы становления малогоVпредпринимательства в условиях современных радикальных рыночных -" реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2.
  102. Сведения Министерства по налогам и сборам (МНС) России о численности налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговыхорганах субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2003 года.
  103. Н.Ю. Перспективы малого предпринимательства в России. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2001.
  104. Г. Формирование, среднего класса в республике Беларусь // Общество и экономика. 2003. № 12.
  105. П.А. Система социологии. Т. 2. Социальная аналитика: Учение о строении сложных социальных агрегатов. М., 1993.
  106. В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2.
  107. Социология. Основы общей теории: Учебник / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичёв. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2002.
  108. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т. Малеевой. Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2003.
  109. Средний класс в России: количественные и качественные оценки / Бюро экономического анализа. М., 2000.
  110. Средний класс в современном российском обществе. Ч. 2. Средний класс в постсоветской России: происхождение, особенности, динамика. М., 1999.
  111. Статистический бюллетень МГС «Малое предпринимательство г. Москвы». 2000. № 12.
  112. Статистический бюллетень МГС «Малое предпринимательство г. Москвы». 2001. № 18.
  113. Статистический бюллетень МГС «Малое предпринимательство г. Москвы» 2002. № 14.
  114. Статистический сборник Государственного комитета по статистике «Малое предпринимательство в России 2002». М., 2003.
  115. Статистический сборник Государственного комитета по статистике «Регионы России. Социально-экономические показатели 2002», М., 2003.
  116. JI.B. Социальный капитал: типология зарубежных подходов // Общественные науки и современность. 2003. № 2.
  117. А.К. Перспективы глобального рынка // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 1.
  118. В.Б. Эволюция форм собственности в США: современные особенности // США Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 1.
  119. США: Государство и рынок /А.Б. Парканский, C.B. Чепраков, С. К. Дубинин и др. М.: Наука, 1991.
  120. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике / Российский независимый институт социальных и национальных проблем. М.: РОССПЭН, 1999.
  121. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Институт социологии РАН. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000.
  122. A.B. Доверие в российском малом и среднем бизнесе // Общественные науки и современность. 2004. № 4.
  123. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для организаций субъектов малого предпринимательства / Состав. О. В. Кратт. М.: Экзамен, 2002.
  124. И.И. Синергетические связи как новая модель организации производства // Мировая экономика и международные отношения.2000. № 3.
  125. Функции и статус центральных правительственных органов. (На примере США и Швеции) // Государственная служба. Исполнительнаявласть: структура, функции. Зарубежный опыт. Вып. 15. М., 1996. С. 10.
  126. М. Социальные классы и морфология. М.: Институт экспериментальной социологии, 2000.
  127. С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России / Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика). Институт экономики РАН. М., 1996.
  128. Л. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1999. № 2.
  129. Д., Гольдблатт Д., 'Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура. М.: Праксис, 2004.с.
  130. О.В. Перспективы развития предпринимательских сетей в России // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2000. № 1.
  131. В.Г. Альтернативные системы капитализма // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 1.
  132. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2001. № 4.
  133. А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // Вопросы экономики. 2001. № 4.
  134. О. Социальная стратификация в постсоветской России: от сословно-слоевых к классовым отношениям / Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация М., 1996
  135. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1988.
  136. К. Эффективная экономика — шведская модель. М., 1991.
  137. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999,
  138. Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
  139. Jl. Полвека размышлений. Речи и статьи. М., 1993.
  140. Ю.В. Концептуальные подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции // Российский экономический журнал. 1988. № 5.
  141. Balzer Н. Russia’s Middle Classes // Post-Soviet Affairs. 1998. V. 14. № 2.
  142. Human Development Report 2002. Wash., 2002.
  143. World Bank. World Development Report 1996 From Plan to Market. Wash., 1996.147. www.marketologi.ru/lib/berezin148. www.gks.ru149. www.middleclass.ru150. www.mbm.ru151. http://giac.ru152. www.kremlin.ru153. www.vedomosti.ru
Заполнить форму текущей работой