Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-экономическое развитие сельского хозяйства в условиях аграрной реформы: На примере Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объекты культурно-бытового назначения и инфраструктуры сельских населенных пунктов частично переданы в муниципальную собственность, что сыграло положительную роль в связи с тем, что сельскохозяйственные товаропроизводители перестали отвлекать финансовые средства и трудовые ресурсы от основного производства. Вместе с тем, в виду отсутствия у муниципальных образований организационных структур… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Цели и задачи реформирования сельскохозяйственных предприятий
    • 1. 1. Преобразование форм собственности и хозяйствования на селе
    • 1. 2. Социальный потенциал села и задачи развития социальной сферы сельскохозяйственных предприятий
  • Глава II. Анализ социально-экономических результатов реформы в сельском хозяйстве Московской области
    • 2. 1. Состояние агропромышленного производства
    • 2. 2. Анализ состояния социальной инфраструктуры села
  • Глава III. Основные направления социально-экономического развития села
    • 3. 1. Направления выхода сельского хозяйства из кризиса
    • 3. 2. Экономический механизм функционирования и развития социальной сферы села

Социально-экономическое развитие сельского хозяйства в условиях аграрной реформы: На примере Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход к рыночной экономике в агропромышленном комплексе определил необходимость решения целого ряда сложных социально-экономических проблем н, в том числе, проблему социально-экономического развития деревни. В результате аграрной реформы социально-экономическое положение сельского хозяйства резко ухудшттосъ. Поэтом)' в настоящее времянеобходим анализ причин сложившегося положения к разработка стратегических направлеш-ш вывода аграрной сферы нз кризиса.

В сельском хозяйстве продолжается процесс реформирования сельскохозяйственных предприятий, формируется многоукладная экономика на основе произошедшей трансформации форм собственности. Наряду с государственными предприятиями создаются и функционируют различные формы хозяйствования: акционерные общества, коллективные предприятия, производственные кооперативы, ассоциащ-пт и частные крестьянские хозяйства. Все это оказывает существенное влияние на экономическое развитие сельскохозяйственного производства и социально-экономических процессов на селе.

В дореформенное время норматнвно-правоЕые документы были ориентированы на решение вопросов соцргзльно-экономического развития села на основе государственных капитальных вложений в совхозах рг других государственных 1федщриягиях, а также собственных средств в колхозах. В современных условиях, при отсутствии минимально необходимых государственных средств для обеспечения фуккщюштрования объектов социальной т-шфраструктуры идет процесс ее разрушения Проводимая экономическая реформа в сельском хозяйстве практически сводилась только к расформированию колхозов и совхозов, к преобразованию отношений собственности без учета, влияния данного процесса на социальное положение работников сельского хозяйства.

Специфика сельскохозяйственного труда состоит в его особой социальности, в том смысле, что результаты деятельности во многом зависят от отношения работника к земле, как основном}' средству производства в сельском хозяйстве и сфере жизнеобеспечения. Существовавшая ранее система производства, при которой человек был в значительной мере лишен права управления производством и сбыта произведенной продукции будучи просто рабочей силой, выхолащивало социальное содержание процесса производства и определило безразличие исполнителяк его результатам. А настоящее время требует повышения роли человека как в осуществлении процесса сельскохозяйственного производства, так и, особенно, е решении экономических и социальных вопросов развития села, жизнеобеспечения самого сельского труженика, его семьи и развития села как такового.

Проблемы преобразования отношений собственности и социальной сферы рассматривались в работах Б. А Лазбы, Л. В. Бондаренко, однако не были взаимоувязаны. Недостаточная методологическая и практическая разработанность взаимосвязи изменения отношений собственности, форм хозяйствования и социально-экономического развития села обусловили выбор темы диссертации и определили круг исследуемых вопросов.

Объектом исследования являются сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности и хозяйствования Московской области, социальная инфрастрл’кгура сельских территорий. Для сравнительной оценки также использовались показатели хозяйственно-экономической деятельности сельскохозяйственных предприжнй, социальной инфраструктуры по экономическим районам и в целом по Российской Федерации.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является обоснование потенциальных возможностей регионов в преодолении социально-экономического кризиса в сельском хозяйстве.

Для достижения поставленной цели былн определены следующие основные задачи:

— рассмотреть содержание и взаимосвязь реформ сельскохозяйственных предприятий н социальной сферы села;

— исследовать влияние эволюции форм собственности в сельском хозяйстве на соцштно-эконош-гческое разЕнтне сельской общности;

— провести анаше результатов реформирования сельскохозяйственных предприятий н их елняння на социальную сферу села;

— определить причины кризиса социально-экономического развития сельского хозяйства;

— обосновать мероприятия, способствующие выводу сельского хозяйства из экономического и социального кризиса.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на научных разработках ведущих российских н зарубежных ученых, спещгализтфуюнщхся в области многоукладной экономики, теории рыночных отношений и экономической эффективности сельскохозяйственного производства, проблем социального развития села. Важной информационной базой диссертации явились также правовые и нормативные акты государственных органов по различным вопросам развития агропромышленного комплекса, реформирования сельскохозяйственного производства и социальной сферы, а также данные первичного бухгалтерского учета сельскохозяйственных предприятий Московской области, Московского областного Комитета по статистике, Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности Московской области, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Московской области.

Достоверность полученных результатов подтверждает использование информационно-аналитических материалов Госкомстата н Комитета по статистике Московской области, публикации автора по теме диссертации.

Нзтчкзя новизна иссщдовзния заключается в:

— раскрытии взаимосвязи форм собственности в сельскохозяйственных предприжкях и сферы социального развития села.;

— выявлении факторов, обусловивших сощ1ально-эконош-г-1ескнй кризис сельского хозяйства;

— обосновании потенциальных возможностей региона по выходу из кризиса;

— разработке механшма хозяйственного и государственного влияния на социзльно-эконош-гческ>'ю сферу;

— разработке модели социального развития села в зависимости от условий финансирования н экономического развития сельского хозяйства;

— обосновании механизма государственного регулирования социальной сферы села на региональном уровне.

Практическая значимость исследования заключается в том, что рекомендации могут использоваться структурными подразделениями органов управления предприятий и органов местного самоуправления в процессе решения социально-экономических проблем на селе. Разработанные предложения и рекомендации могут быть использованы при подготовке и реализации следующих ззконое Московской области: «О концепции социально-экономического развития Московской области на 1997;2005 годы», «О правилах застройки юридическими лицами на территории Московской области», «О льготном налогообложении в Московской области», «О внебюджетных фондах Московской области», «О крестьянских (фермерских) хозяйствах», а так же других документов, связанных с социальноч Г эконоыргческг-ш развитием агропромышленного комплекса Московской области.

Отдельные предложения автора применены при разработке Программы реформирования Афонически неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий ГУСХ Московской области в 1998 г.

Результаты исследования доложены в Московском Государственном социальном университете на международной конференции в 1992. г. «Перестройка экономических отношений н развитие социальной сферы села» и на конференции б 1993 г., на ученом совете Института экономики МГСУ в 1999 году.

Структура дассертэционяов работы Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов н предложений, списка использованной литературы и приложений. Объем диссертационной работы 130 страниц.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Преобразования, осуществляемые в сельском хозяйстве на современном этапе, не дают ожидаемых результатов: происходит падение объемов производства и реализации продукции, снижается урожайность и продуктивность, ухудшаются экономические показатели деятельности предприятий. В связи с этим важной проблемой является изменение нынешнего курса аграрной реформы на курс, обеспечивающий переход от тенденций падения к тенденциям роста агропромышленного производства. В его основе должно быть создание социально ориентированной системы производственных отношений, повышение мотивации труда в сельском хозяйстве с учетом региональных особенностей Российской Федерации.

2. Причинами сокращения объема производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями Московской области является:

— диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

— сложности со сбытом произведенной продукции по причине падения покупательского спроса населения, отсутствия рыночных структур по реализации продукции;

— сокращение капитальных вложений на развитие агропромышленного комплекса;

— сокращение государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции.

3. Изменение форм собственности на селе оказало негативное влияние на социальный уровень жизни сельского населения:

— снизился уровень доходов сельского населения;

— появилась безработица;

— ухудшилась криминальная обстановка;

— снизилась рождаемость и повысилась смертность сельского населения;

— сократилось строительство жилья и объектов соцкультбыта ь сельской местности.

4. Объекты культурно-бытового назначения и инфраструктуры сельских населенных пунктов частично переданы в муниципальную собственность, что сыграло положительную роль в связи с тем, что сельскохозяйственные товаропроизводители перестали отвлекать финансовые средства и трудовые ресурсы от основного производства. Вместе с тем, в виду отсутствия у муниципальных образований организационных структур по техническому обслуживанию, финансовых и трудовых ресурсов, большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей, являясь градообразующим субъектом сельских поселений, продолжает нести эксплуатационные затраты по объектам соцкультбыта без возмещения муниципальными образованиями произведенных затрат.

5. Для стабилизации эффективности агропромышленного производства необходимо разработать региональную целевую государственную программу по развитию агропромышленного комплекса Московской области с перспективой ее реализации не менее чем на 5 лет, предусматривающую восстановление отраслевой специализации, утраченной за годы реформ.

Для обеспечения выполнения указанной программы необходима разработка и принятие ряда нормативно-правовых документов, таких как: Положения о ценообразовании в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, законов Московской области: «О государственном регулировании в агропромышленном комплексе Московской области» — «О социальном развитии села в Московской области» — «О продовольственном налоге в Московской области, «О территориальном лизинговом фонде для приобретения сельскохозяйственной техники, племенных животных и сортовых семян» — «О инвестиционной политике в агропромышленном комплексе Подмосковья» — «О сельскохозяйственных кредитных кооперативах Московской области» и ряд других.

6. Одним из важных направлений стабилизации экономики сельского хозяйства области, восстановления животноводства является создание кормовой базы за счет присоединения земель убыточных хозяйств к землям прибыльных сельскохозяйственных предприятий.

7. Для большинства сельскохозяйственных предприятий Подмосковья основным направлением повышения эффективности производства и роста доходов является кооперация и интеграция. Схема создания интегрированных структур, реализованная в Ступинском районе, рекомендуется для широкого использования.

8. Социальное развитие села должно стать приоритетным направлением экономической и социальной политики в области. Для ее реализации необходимо разработать перспективную государственную региональную программу социального развития села в Московской области.

В качестве источника финансового обеспечения этой программы, с целью оптимального сочетания финансовых средств государственной поддержки, средств областного и местных бюджетов, юридических и физических лиц создать фонд социального развития села Московской области.

9. В Московской области сложилось четыре модели финансирования инфраструктуры. Наиболее перспективной для дальнейшего распространения является модель, которая обеспечивает объединение средств и реализацию мероприятий по целевым программам обустройства сельских территорий района.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Управление собственность н государственное регулирование экономики // Российский экономический журнал. 1993 — N4. — С, 56−62. .
  2. П. Развитие инновационных процессов е условиях рынка // АПК Экономика, управление. -1993 N 7. — С. 66−76.3. н. Баккет М. Фермерское хозяйство .//- М. Агропромиздат. 1990 г. С. 270
  3. С. Б. Предварительная оценка платежеспособности н финансовой устойчиЕОстн ссудозаемнщка. //Денын и кредит.-1992-М2,С. 36−4
  4. Р. Законы управления в рыночных условиях. Экономист 1992- N5, С. 3−11
  5. Л.В. Развитие социальных процессов на селе. М. ВНИЭСХ, 1995 г.
  6. Л. В. Проблемы социального развития села. Экономика сельского хозяйства России. 1995 г. N12
  7. Л. В. Социальные проблемы аграрной реформы. М. ВНИЭСХ, 1993 г.
  8. Л. В. Концепция и прогноз развития социальной сферы села на период до 2005 года . М. ВНИЭСХ 7 1996 г.
  9. БуздалоЕ И.Н. и др. Ценообразование е АПК стран Восточной Европы. ВНЙИТЭИагропром ., 1991 г. С. 43.
  10. С. Кредит в колхозах б условиях агропромышленной интеграции. Минск /Уроджзй. 1986 г. — С. 144
  11. . Габов В. Сельское хозяйство в районах промышленного освоения Сибкрн/ Опыт, проблемы. М. Экономика .1931 г. С. 152.
  12. В. Экономический механизм аграрной реформы// Эк. с-х .и перерабатывающих предприятии 1993 г. -N11−12, С. 7−3.
  13. В. Сагайдак Э. А. Цены и ценообразование на продукцию сельского хозяйства в СССР. М. ВНИИТЭИагропром. 1987 г. С. 38.
  14. В. Регион в водоБороте рыночных отношений // Российский экономический журнал. 1993 г. N6. С. 54−56.
  15. Н.М. Налош е системе экономических отношений капитализма / Финансы СССР. 1990 г. Ш. С. 66−71.
  16. В.И. Экономические методы стимулирования сельскохозяйственного производств, а е США . М. ВНИИТ Эагропром. 1991 г. С.
  17. Добрынин В. А Обоснование потребности в инвестициях для интенсивного развития сельского хозяйства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.1993г.Ш0.С.34−44.
  18. В.А. Интенсификация сельского хозяйства в условиях рыночных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993 г. N8. С. 44−48.
  19. Н.М. Ипотека//Деньги и кредит. 1992 г. N11.С. 53−56.
  20. В. Новая модель отношений собственности (анализ современного опыта) И Экономист 1994 г. N3.0. 72−86.
  21. Круш 3. Кредит в сельскохозяйственном производстве. М. // Финансы и статистика. 1987 г.С.174.
  22. А.К. К вопросу о реформе местного самоуправления е Российской Федерации // Экономист. 1994 г. N3. С. 66−72.
  23. В., Шахецкий А. Проблемы формирования многоукладной экономики на селе. // АПК экономика, управление. — 1994 г., N6.0, 3−8.
  24. О., Мнркин Я. Долгосрочная концепщш развития денежно-кредитной системы России// Деньги и кредит -1993г. N1. С- 3−24.
  25. М. О кррпериях платежеспособности предприятий// Финансы 1993 г. N10. С. 19−24.
  26. К., Энгельс Ф. Средине цекы ндн цены издержек н рыночные цены. Сочинение. 2-е издание, том 26, часть 2, С. 219−234.
  27. К., Энгельс Ф. Дифференциальная рента, общие замечания . Сочинение. 2-издание, том 25, С. 190−199.
  28. В. Экономическая реформа необходимость региональной адоптации .//Экономист 1992 г. N11. С. 14−20.
  29. В., Перламутров В. Об антиинфляционной политике// Финансы 1993r.-N8- С, 3−14.
  30. В. Аграрный вопрос чему учит американский опыт .// АПК — экономика, управление -1993г. N4.С. 46−56.
  31. Я. Рынок ценных бумаг структура н участники // Деньги и кредит- 1993 г. N2.C. 41−57.
  32. И. Назревшие структурные изменения в агропромышленном комплексе./'/' Российский экономический журнал. 1993 г. N2.C. 4343.
  33. А. Анализ баланса н оценка финансового состояния предприятий в условиях их приватизации .// Вестник Московского Университета (экономика) -1993г.-Ш- С. 60−68.
  34. В., Данилов Г. Налоговый кнут инфляционного галопа.// Экономика и жизнь 1993 г. N42.
  35. С. Инфляция и борьба с ней зарубежный опыт и Россия. // Деньги н кредит. 1993 г. N5.C. 11−16.
  36. Н.Г. Экономический механизм государственного регулирования сельского хозяйства в США //М. ВНИИТЭИагропром. 1998 г. С. 88.
  37. АЛ. Организация управления фермерскими кооперативами.// М. ВШЖГЭЙагропром. 1993 г. С. 29.
  38. Э.И. Государственное регулирование сельского хозяйства Франции.// М. Наука. 1988 г. С. 172.
  39. Н. О различиях б трактовке роли товарно- денежного механизма в переходной экономике.// ЭММ- 1988 г. N6. С. 965−982.
  40. М.З. и др. Финансы сельского хозяйства.// М. «Финансы н статистика. 1992 г. С. 397.
  41. И. Методика экономических исследований в сельском хозяйстве. // М. Экономика. 1982 г.С.21б.
  42. В.И. Социаяьно-экюномическне проблемы совершенствования земельных отношений в России . // АПК, экономика, управление. 1994 г. N4.C. 3−11.
  43. М. О регулировании продовольственного рынка.// АПК, экономика г управление. 1993 г. N5. С-. 68.
  44. Н.П. Аграрная экономика проблемы обновления. //М. Финансы и статистика. 1993 г.С. 239.
  45. Ревайкнн, А н др. Моннторннг-ннструмент наблюдения и анализа экономики. /7 Экономист -1994г. N2. С. 64−68.
  46. Сео6один В. Ат Кабана С. И. Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий.// М. Агропромиздат 1991 г.
  47. Сео6один В. А, Свободина М. В. Социальное развитие человека и эволющш форм собстЕенности.//АПК экономика, управление. 1998 г. N2.
  48. Е.С. Нужны реальные, ггоишщпы обустройства села. //Российские регионы. 1998 г. N7−8.
  49. С-аЪлук П. Т. Особенности аграрной реформы на Украине.// Аграрная нзукз, 1994 г. N1.0. 7−10.
  50. Э. Проблемы ценообразования в системе агропромышленного комплекса. М. Высшая школа Л 984 г. С. 84.
  51. Э. Государственное регулирование цен в системе АПК.// Экономика сельскохозяйственных н перерабатывающих предприятий. 1993 г. Nl. C2.-5.
  52. АЗ. Как рассчитать арендную плату за землю. М. Аг-ротгромкздат. 1990 г. С. 44.
  53. Г. М. Система штрафных санкций для стабильности работы тегошчных предприятий У/ Вестник РАСХН- 1992 г. МЗ. С. 7−10.
  54. Г. М. Ценовое регулирование регионального рынка аг-ропродукцин .// АПК, экономика, управление. -1994 г. N б. С. 45−48.
  55. СергееЕ С. Современная аграрная реформа б Российской Федерации и развитие сельского хозяйства в СССР в послевоенные годы. // АПК, экономика, управление. -1993 г. N6. С. 31−45, С. 21−30.
  56. Н. Вопросы устойчивого фугаащонировання АПК в период перехода к рынку (инициативная записка). РАСХН ОНЗ, 1993 г.
  57. АФ. Формирование рыночных отношений в агропромышленном комплексе на региональном уровне. М. 1995 г. С. 39.
  58. АЮ. О подходах к организации денежного регулирования. /7 Деньги и кредит. 1993 г. N1. С. 34−37.
  59. Е.С. Налоговая система проблемы н решения. //АПК, экономика, управление. 1998 г. N2.
  60. Хитрое, А И. Государственное регутшров зш-ге сельскохозяйственного производства в развитых кагогтзлнстических странах.// М. ВНИИТЭИзгропром. 1990 г. С. 49.
  61. Чаянов, А Краткий курс кооперации. М. Московский рабочий. 1990 г. Шэмберг В. Местные органы управления в США // МЭМО 1990 г. N6. С, 81−90.
  62. В. Настольная книга бизнесмена и менеджера.// М. Финансы н статистика. 1992 г. С. 236.
  63. К. Эффективная экономика- шведская модель.// М. Экономика 1991 г. 70. Эппггейн Д. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рынку.// 4−2. С. Петербург. 1993 г. С. 213.
  64. Югай А, Трофимов, А Переход на новые внутрихозяйственные экономические отношения. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993 г. N9.С. 15−20.
  65. М.М. Границы применения кредита. /7 Деньги н кредит. 1992 г. N2. С. 25−32.
  66. М.М. Ликвидность банков и кредитная политика. // Деньги н кредит
Заполнить форму текущей работой