Учет начисления и уплаты федеральных налогов, его значения и особенности
Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Кредитов в банках они не берут… Читать ещё >
Учет начисления и уплаты федеральных налогов, его значения и особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования города Москвы Коммерческо-Банковский Колледж № 6
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: «Учет начисления и уплаты федеральных налогов, его значения и особенности»
Семенова Ирина Владимировна Москва, 2014
Оглавление Введение Глава 1. Теоретические аспекты системы Федеральных налогов в Российской Федерации
1.1.История возникновения налогов
1.2 Общая характеристика федеральных налогов и сборов
1.3 Подходы к ведению налогового учета и их характеристика Глава 2. Практическое применение учета начисления и уплаты Федеральных налогов в бюджет на примере ООО «Гермес»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Особенности организации и порядка исчисления и сроки уплаты федеральных налогов в бюджет (на примере ООО «Гермес»
2.3 Значение организации учета начисления и уплаты Федеральных налогов (на примере ООО «Гермес»)
Заключение
Использованная литература
Введение
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [46]
Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т. д.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке.
По уровням взимания налоги делятся в РФ на федеральные, региональные и местные. В данной работе рассматривается федеральная налоговая система. К числу федеральных налогов в РФ относятся одни из основных дохода образующих налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), государственная пошлина.
Федеральные налоги являются, прежде всего, источником средств, поступающих в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды.
Обзор литературы по теме данной работы свидетельствует о том, что действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С другой стороны невозможно обойтись без действующей налоговой системы. Налоги регулируют отношения в жизни общества: налоги, уплаченные обеспеченными работающими людьми расходуются из бюджета на социальные нужды государства.
Таким образом, актуальность изучения федеральной налоговой системы связана с современной экономической ситуацией, процессами модернизации, повсеместно протекающими на различных уровнях и отраслях народного хозяйства, а так же важностью и необходимостью реформирования российской налоговой системы. Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан.
Целью дипломной работы является обобщение и углубление теоретических и практических знаний в области учета начисления и уплаты федеральных налогов в бюджет.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
— Дать общую характеристику налоговой системы РФ;
— Описать систему федеральных налогов и сборов РФ;
— Выделить значение федеральных налогов и сборов в формировании бюджетов;
— Выявить возможные перспективы оптимизации налоговых выплат на примере ООО «Гермес».
Источниками информации для решения вышеперечисленных задач являются: Налоговый кодекс РФ, законодательство о налогах и сборах, сборники научных трудов, монографии, статистические сборники, периодическая литература.
Методологической основой написания выпускной квалификационной работы послужили нормативно-правовые акты по учету начисления и уплаты федеральных налогов. Для решения поставленных задач в работе использованы данные бухгалтерского и налогового учета.
Объект исследования: система учета начисления и уплаты федеральных налогов.
Предмет исследования: организация учета начисления и уплаты федеральных налогов, его значения и особенности на примере ООО «Гермес».
Особое внимание в данной выпускной квалификационной работе я уделила правильному учету начисления и своевременной уплате федеральных налогов и сборов. В настоящее время вопрос о правильной постановке бухгалтерского учета в целях расчетов по налогам и сборам является очень важным, так как существующий механизм налогообложения предприятий состоит из весьма многочисленной и достаточно сложной системы налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, что вызывает определенные трудности у специалистов учетной службы. Поэтому вопросы оптимизации, правильного учета начисления и своевременной уплаты федеральных налогов и сборов особенно актуальны при ведении бухучета предприятия.
Глава 1. Теоретические аспекты системы федеральных налогов в российской федерации
1.1 История возникновения налогов Точное время возникновения налогов как экономического явления науке определить пока не удaлось. Однако не будет большим прегрешением перед истиной утверждение, что они возникли вместе с появлением в структуре обществa особого органa — государствa. Ни одно государство не могло обходиться без взимания налогов с населния.
Таким образом, налоги — один из древнейших финансовых институтов.
Первые появившиеся налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой). Средства, полученные от уплаты налогов, тратились на содержание армий, укрепление городов, строительство дорог, кораблей, сооружение храмов, помощь неимущим.
Быстрый рост государственных потребностей и переход страны от натурального хозяйства к денежному вызвал неизбежность массивного развития налогов как средств пополнения бюджета.
По окончании реформ 1875−1898 гг. налоговая система России стала включать в себя такие прямые налоги, как поземельный налог, налог с недвижимых имуществ, государственный квартирный налог, промысловый налог и сбор с доходов от капитала. К косвенным налогам относились акцизы и таможенные пошлины.
Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917 года.
Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти являлись эмиссия бумажных денег и контрибуции, т. е. принудительные денежные или натуральные поборы.
14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране. Однако события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления Российского государства. В этот период были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации». [22]
С введения I части Налогового кодекса Российской Федерации 1 января 1999 г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. С 1 января 2001 г. введена в действие часть II Налогового Кодекса Российской Федерации, где каждый налог имеет отражение по отдельности.
Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое: [17]
· Натуральная форма оплаты налогов;
· Денежная форма оплаты налогов.
1.2 Общая характеристика федеральных налогов и сборов Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации (региональный) и местный.
Ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
1) Налог на добавленную стоимость;
2) Акцизы;
3) Налог на доходы физических лиц;
4) Налог на прибыль организаций;
5) Налог на добычу полезных ископаемых;
6) Водный налог;
7) Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
8) Государственная пошлина.
Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства. Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню, исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования. [25]
Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в бюджет Российской Федерации зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.
Федеральные налоги устанавливаются законами Российской Федерации и подлежат взиманию на всей ее территории. Льготы по ним закрепляются только федеральными законами, но органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием, однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов, минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. [18]
Сроки уплаты федеральных налогов определены в Налоговом кодексе РФ. Это означает, что налоги:
1) Вводятся Налоговым кодексом РФ;
2) Обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;
3) Ставки налога, срок и порядок уплаты и другие элементы налога указаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. Срок и уплаты каждого налога можно узнать в налоговом календаре;
4) Любые изменения ставок и порядка уплаты федеральных налогов, отмена налога вносятся путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. [21]
Таким образом, федеральные налоги и сборы являются источником формирования федерального бюджета, то есть представляют собой первый (федеральный) уровень бюджетной системы и соответствующий ему уровень системы налогов и сборов.
Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и заканчивая продажей конечному потребителю.
Налогоплательщиками налога признаются: [6]
1) Организации;
2) Индивидуальные предприниматели;
3) Лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг), а также передача имущественных прав;
2) Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
3) Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Не признаются объектом налогообложения:
1) Осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики); передача основных средств, нематериальных активов или иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации и др.;
2) Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
3) Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4) Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
5) И другое.
Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Налоговый периоду останавливается как календарный месяц. Налогообложение производится по налоговой ставке 0%, 10%, 18%.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения,
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.
Уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
НК РФ предусматривает освобождение от уплаты налога, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Налогоплательщиками акциза признаются: [6]
1) Организации;
2) Индивидуальные предприниматели;
3) Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК РФ.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
Реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе.
2) Оприходование на территории РФ организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов, получение нефтепродуктов в собственность.
Оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
3) Получение на территории РФ нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство;
4) Передача на территории РФ организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства;
5) Передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
6) Передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд;
7) Передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов);
8) Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
9) Получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
10) И другое.
Не подлежат налогообложению следующие операции:
1) Передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
2) Реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;
3) Реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;
4) Первичная реализация (передача) конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Налоговые ставки по данному налогу определяются в соответствующих размерах, определенных ст. 193 НК РФ.
Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров, либо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческого сырья при его производстве, либо фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение.
В случае оплаты подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других товаров, третьими лицами, налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.
Уплата акциза при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с НК РФ, в отношении нефтепродуктов производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают акциз не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Подакцизными товарами признаются:
— Спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
— Спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9% (не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция: лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства; препараты ветеринарного назначения; парфюмерно-косметическая продукция; подлежащие дальнейшей переработке или использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий; товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке; парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке);
— Алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
— Пиво;
— Табачная продукция;
— Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
— Автомобильный бензин;
— Дизельное топливо;
— Моторные масла для дизельных или карбюраторных двигателей;
— Прямогонный бензин.
Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются таможенным законодательством РФ.
Налог на доходы физических лиц — это прямой налог, который обращен непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговыми агентами являются:
— Российские организации;
— Индивидуальные предприниматели;
— Постоянные представительства иностранных организаций в РФ, в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
— От источников в РФ или от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
— От источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Не подлежат налогообложению:
1) Государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;
2) Пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
4) Вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь, материнское молоко и иную помощь;
5) Алименты, получаемые налогоплательщиками;
6) Суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ;
7) Суммы единовременной материальной помощи, не превышающей 4000 рублей в год;
8) Стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов;
9) Выигрыши и призы, не превышающие 4000 рублей в год.
Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. Выделяют следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы:
1) Доходы, полученные в денежной форме;
2) Доходы, полученные в натуральной форме;
3) Доходы, полученные в виде материальной выгоды;
4) Возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами.
При определении налоговой базы применяются определенные налоговые вычеты:
1) Стандартные налоговые вычеты:
В размере 3000 рублей за каждый месяц для лиц:
— Получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
— Участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия
— Инвалидов Великой Отечественной войны
— Инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы
— И другое.
В размере 500 рублей за каждый месяц для лиц:
— Героев Советского Союза и Героев РФ, лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;
— Участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР, и бывших партизан;
— Инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;
— Лиц, эвакуированных в 1986 году из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, подвергшейся радиоактивному загрязнению;
— Родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
— И другое.
Вычет на детей.
Распространяется за каждый месяц налогового периода на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
— 1 400 рублей — на первого ребенка;
— 1 400 рублей — на второго ребенка;
— 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;
— 3 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет предоставляется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
2) Социальные налоговые вычеты:
— В сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемым из средств соответствующих бюджетов, — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
— В сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50 000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя);
— В сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей или своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ, а также в размере стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
3) Имущественные налоговые вычеты:
— В суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 рублей;
— В сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство, либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли в них, в размере фактически произведенных расходов;
4) Профессиональные налоговые вычеты:
— Физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.;
— Налогоплательщикам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, — в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);
— Налогоплательщикам, получающим авторские вознаграждения или вознаграждения за использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, — в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет один календарный год, а налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц установлены ст. 224 НК РФ. В соответствии с данной статьей для разных видов доходов предусмотрены четыре разные налоговые ставки:
1) Общая налоговая ставка в размере 13%;
2) Налоговая ставка по дивидендам 9%;
3) Налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30%;
4) Специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35%.
Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) — это прямой налог, взимаемый с организаций, относящийся к группе обязательных платежей федерального уровня, но зачисляемый во все бюджетов РФ.
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:
1) Российские организации;
2) Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
К доходам относятся:
1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
2) Внереализационные доходы.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:
— От долевого участия в других организациях;
— В виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
— В виде признанных должником штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
— В виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;
— В виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами РФ, используемых не для производственных целей;
— И другое.
Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.
Прибылью признается:
1) Для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
2) Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
3) Для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль. При этом:
— Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
— Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Налог по итогам года уплачивается не позднее28 марта следующего года.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода.
Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого начисляется налог.
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ, в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:
1) Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;
2) Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
3) Полезные ископаемые, добытые из недр за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых).
К видам добытого полезного ископаемого относятся: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы; торф; углеводородное сырье и др.
Не признаются объектом налогообложения:
1) Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые для личного потребления;
2) Добытые геологические коллекционные материалы;
3) Полезные ископаемые, добытые при образовании, использовании, реконструкции и ремонте охраняемых геологических объектов;
4) Полезные ископаемые, извлеченные из отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
5) И другое.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (кроме угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья и газового конденсата).
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 340 НК РФ.
Налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика.
Пользование водными ресурсами регулируется Водным кодексом РФ. Как и при эксплуатации любого другого природного ресурса, пользование запасами поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, производится при условии внесения определенных платежей.
Налогоплательщиками (ст. 333.8 НК РФ) водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.
Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:
1) Забор воды из водных объектов;
2) Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
Не признаются объектами налогообложения:
1) Забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) Забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
3) Забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) Забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
5) Забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
6) И другое.
Налоговым периодом признается квартал.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 333.12 НК РФ.
При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно какј утвержденного годового лимита.
Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.
Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, в отношении всех видов водопользования.
Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.
Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира (ст. 333.1 НК РФ), за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами животного мира на территории РФ.
Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Объектами обложения признаются:
— Объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ;
— Объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ.
Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.
Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора (Ст. 333.3), установленной для соответствующего объекта животного мира.
Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора (Ст. 333.3), установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.
Уплата сборов производится:
— Плательщиками — физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, — по местонахождению органа, выдавшего лицензию;
— Плательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.
Суммы сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
Плательщиками государственной пошлины признаются:
1) Организации;
2) Физические лица.
Ставки государственной пошлины определены в статьях 333.19 (при обращении в суды общей юрисдикции), 333.21 (при обращении в арбитражные суды), 333.23 (при обращении в Конституционный суд), 333.24 (при обращении к нотариусу) и 333.33 НК РФ (при государственной регистрации фирм и оформлении других юридических действий).
Налогоплательщик при уплате пошлины имеет право на отсрочку или рассрочку по ее уплате. Для этого необходимо приложить ходатайство к исковому заявлению Максимальный срок отсрочки или рассрочки — 6 месяцев.
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) Уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено НК РФ;
2) Возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами.;
3) Прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
1.3 Подходы к ведению налогового учета и их характеристика федеральный налог бюджет финансовый Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно. Способы и методы ведения налогового учета должны использоваться в течение всего года с поправкой на изменения в законодательстве.
Существуют разные подходы к ведению налогового учета:
1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского учета.
Данный подход используют в основном крупные предприятия, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет. При использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанные между собой регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.
2. Налоговый учет ведется вместо бухгалтерского учета.
Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Кредитов в банках они не берут, инвесторов у них нет, поэтому бухгалтерская отчетность представляется только в налоговые органы и органы государственной статистики. Они мотивируют свою позицию тем, что налоговые органы интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который как бы становится ненужным.
3. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета.
Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, то есть пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном плане счетов бухгалтерского и налогового учета. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете не представляется возможным совместить два этих учета.
4. Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируются для целей налогообложения.
Сторонники этого подхода предлагают исчислять прибыль для целей налогообложения так же, как и в прошлом году. Свою позицию они мотивируют следующим: система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно. Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра — регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения.
5. Налоговый учет ведется в обособленном «налоговом» Плане счетов.
Этот подход является компромиссом между первым и третьим способами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся «налоговые» счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ.
Глава 2. Практическое применение учета начисления и уплаты федеральных налогов в бюджет на примере ООО «ГЕРМЕС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации Общество с ограниченной ответственностью «Гермес» является многопрофильной организацией, созданным по решению учредителей.
Организация является юридическим лицом, права которой приобретаются с момента государственной регистрации. Организация от своего имени может приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести ответственность, быть истцом и ответчиком в судебных и арбитражных органах.
Свою деятельность организация ООО «Гермес» начала 18 февраля 2013 года.
Место нахождения организации ООО «Гермес» (почтовый адрес): 117 149, г. Москва, ул. Азовская, д. 12, корп. 2.
Уставный капитал составляет 10 000 руб.
Количество учредителей в ООО «Гермес» — 1 человек.
Генеральный директор — Шумейко Ольга Борисовна.
ООО «Гермес» стоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по г. Москве в качестве налогоплательщика по месту ее нахождения.
Организация обладает полной самостоятельностью в вопросах внутренней организации и управлении; принятие хозяйственных решений; организации и режиме оплаты труда; распределении чистой прибыли; распоряжении своим имуществом, а также иных вопросах своей деятельности, не регламентированных законодательством.
Организация ООО «Гермес» была создана в целях удовлетворения потребностей юридических лиц, граждан в товарах, работах и услугах.
Основные виды деятельности ООО «Гермес»: прочая оптовая торговля (51.7). Также организация осуществляет дополнительные виды деятельности:
1) Строительство зданий и сооружений (45.2);
2) Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (51.3);
3) Строительство водных сооружений (45.24);
4) Деятельность агентов по оптовой торговле цветными металлами, кроме драгоценных (51.12.22);
5) Оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем и живыми животными (51.2);
6) И другое.
Организация самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность на основе договоров или иных форм обязательств и свободном выборе их предмета, порядка хозяйственных взаимоотношений и определения ответственности договаривающихся сторон по взятым обязательствам. Договор является основной формой, регламентирующей взаимоотношения организации ООО «Гермес» с юридическими лицами и гражданами.
Организация ведет бухгалтерский учет и осуществляет статистическую отчетность, а также несет ответственность за состояние учета и отчетности в порядке, установленном действующими на территории РФ законодательными нормативными актами.
Финансовая деятельность организации ООО «Гермес» направлена на создание денежных ресурсов в рублях для производства и социального развития, обеспечение роста прибыли (дохода).
Имущество организации ООО «Гермес» составляют основные фонды и оборотные средства, а также иное имущество, стоимость которого отражается в самостоятельном балансе организации.
2.2 Порядок исчисления и сроки уплаты федеральных налогов в бюджет (на примере ООО «Гермес»)
Организация ООО «Гермес» исчисляет и уплачивает следующие федеральные налоги и сборы в бюджет:
1) Налог на добавленную стоимость;
2) Акцизы;
3) Налог на доходы физических лиц;
4) Налог на прибыль организаций;
5) Государственная пошлина.
ООО «Гермес» производит запасные части для легковых автомобилей. Предприятием в октябре 2013 г. получены и оприходованы от ООО «Озон» по накладной № 731 от 20.10.2013 г. (счет-фактура № 731 от 20.10.13) материалы на сумму 480 000 руб., НДС 18% - 86 400 руб.
Сумма выручки от реализации запасных частей за октябрь 2013 г. составила 2 600 000 руб. (в том числе НДС).
ООО «Гермес» перечислило на расчетный счет ООО «Озон» 50% стоимости этих материалов по платежному поручению № 965 от 15.10.2013 г. На оставшуюся сумму ООО «Гермес» отгрузило в ООО «Озон» запасные части (накладная № 786 от 05.11.2013 г. и счет-фактура № 786 от 05.11.13). Определим сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период.
Решение:
1) Извлекаем НДС от реализации
2 600 000 / 118*18 = 396 610 руб.
2) Находим общую стоимость поступивших материалов
480 000 + 86 400 = 566 400 руб.
3) Сумма НДС от реализации, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму НДС по приобретенным ценностям:
396 610 — 86 400 = 310 210 руб.
4) Извлекаем еще НДС от последующей реализации:
(566 400 / 2) / 118*18 = 43 200 руб.
5) Находим сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет:
43 200 + 310 210 = 353 410 руб.
Таблица 1
№ | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб | Дт | Кт | |
Получены материалы от ООО «Озон» по накладной № 731 от 20.10.2013 г. (сч.-фак. имеется) | 480 000 | ||||
Учтен НДС по приобретенным материалам | 86 400 | 19.3 | |||
НДС предъявлен к вычету | 86 400 | 68ндс | 19.3 | ||
Отражена выручка от реализации зап. частей | 2600 000 | 90.1 | |||
Начислен НДС | 396 610 | 90.3 | 68ндс | ||
Оплачено ООО «Озон» 50% стоимости материалов по платежному поручению № 965 от 15.10.2013 г. | 566 400 | ||||
На оставшуюся сумму отгружены в ООО «Озон» зап. части (накладная № 786 от 05.11.2013 г. и счет-фактура № 786 от 05.11.13) | 566 400 | 90.1 | |||
Начислен НДС | 43 200 | 90.3 | 68ндс | ||
Начислен НДС к уплате в бюджет | 353 410 | 91.2 | 68ндс | ||
Из норм главы 21 НК РФ следует, что бухгалтерский учет НДС можно свести к трем группам операций:
— Начисление задолженности по налогу;
— Учет покупателем сумм налога, предъявленного к оплате (налоговые вычеты);
— Возмещение НДС.
По первой группе операций суммы налога, подлежащего оплате покупателем, отражаются (обособленно) на счетах учета продаж или прочих расходов и счете учета задолженности покупателей или заказчиков.
Суммы налога, которые впоследствии могут быть предъявлены к налоговому вычету, учитываются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», к которому могут открываться субсчета в зависимости от того, по стоимости какого имущества поставщику или подрядчику уплачивается налог.
Если же право на налоговый вычет не возникает (например, при осуществлении деятельности, не облагаемой налогом), суммы ранее уплаченного (предъявленного к оплате), НДС списываются в дебет счетов учета производственных затрат.
Для того чтобы возникли условия, обязательные для возмещения налога, как минимум, необходимо образование дебетового сальдо по счету 68 субсчет «НДС».
В бухгалтерском учете по НДС могут производиться следующие записи:
По операциям, связанным с продажей товаров, продукции, работ и услуг, а также прочего имущества:
— Дебет 90 Кредит 68 — на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг;
— Дебет 91 Кредит 68 — на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи основных средств, нематериальных и прочих активов, а также от их безвозмездной передачи.
При определении для целей налогообложения выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг, а также иного имущества по оплате обязательства по НДС перед бюджетом учитываются в следующем порядке:
— Дебет. 90, 91 Кредит 76 — отражена задолженность по НДС от стоимости проданной продукции, товаров и передаваемого имущества в неоплаченной их части;
— Дебет 76 Кредит 68 — отражена задолженность бюджету по НДС по поступлении денежных средств в оплату отгруженных объектов сделки.
По прочим операциям:
— Дебет 62 Кредит 68 — начислен НДС от суммы авансов полученных;
— Дебет 68 Кредит 19 — уменьшена сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, на суммы, уплаченные ранее по материальным ценностям, работам и услугам;
— Дебет 68 Кредит 19 — уменьшен налог, подлежащий перечислению, на суммы НДС, уплаченные на таможне по материальным ценностям, полученным по импорту;
— Дебет 68 Кредит 19 — уменьшен налог, подлежащий перечислению, на суммы НДС по материальным ценностям, в оплату которых передан вексель по индоссаменту;
— Дебет 68 Кредит 62 — восстановлена сумма аванса по продаже продукции, работ и услуг в счет полученного аванса.
Срок сдачи отчетности: ООО «Гермес» в соответствии с НК РФ обязана представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (Приложение 1) в срок не позднее 20-го января 2014 года.
Срок уплаты налога: ООО «Гермес» обязана уплатить налог на добавленную стоимость не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В случае если по итогам отчетного периода образовалось сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, то налоговая инспекция должна затребовать копии документов для проведения камеральной проверки. Иначе, зачет суммы возмещения не произойдет.
ООО «Гермес» реализовала в отчетном году сигареты с фильтром в количестве100 000 пачек (в пачке 20 штук). Оптовая цена пачки 31 руб. (без учета НДС). Ставка акциза — 600 руб. за 1000 штук + 9% расчетной стоимости, исчисляемой, исходя из максимальной отпускной цены.
Определим сумму акциза, подлежащего к уплате в бюджет.
Решение:
1) Определим сумму акциза по твердой ставке:
100 000 п. * 20 шт. = 20 000 000 шт. — Количество реализованных сигарет
20 000 000 шт. / 1000 шт. * 600 руб. = 12 000 000 руб. — Акциз
2) Определим сумму акциза по адвалорной ставке:
100 000 п. * 31 руб. = 3 100 000 руб. — Сумма выручки по отпускной цене
3 100 000 руб. * 9% = 279 000 руб.
3) Определим сумму акциза к уплате в бюджет
12 000 000 руб. + 279 000 руб. = 12 279 000 руб.
Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.
При этом по акцизам делаются следующие бухгалтерские записи:
— Дебет 90 Кредит 68 — на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону
— Дебет 20 Кредит 68 — на сумму акцизов по товарам, использованным в собственном производстве;
— Дебет 68 Кредит 51, 52 — перечислена задолженность в бюджет
— Дебет 19 Кредит 60 — отражены акцизы, уплаченные по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров;
— Дебет 68 Кредит 19 — зачет акцизов по мере списания на производство подакцизных товаров.
При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.
Срок сдачи отчетности: ООО «Гермес» в соответствии с НК РФ обязана представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (Приложение 2) в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок уплаты налога: ООО «Гермес» обязана уплатить акциз не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В 2013 году работнице Серовой И. В. ежемесячно начисляется зарплата в размере 40 000 руб. В июне и сентябре 2013 года по итогам работы за II и III кварталы ей были выплачены премии по 15 000 руб. В сентябре 2013 года Серова И. В. получила материальную помощь в размере 3500 руб. В октябре 2013 года она получила доплату как лучший работник в размере 8000 руб.
Серова И.В. имеет 2ух детей (5 и 9 лет).
Рассчитаем сумму НДФЛ за декабрь 2013 года.
Решение:
1) Определим размер налогооблагаемого дохода Серовой И. В. за февраль — декабрь 2013 года (так как организация начала свою деятельность 18 февраля 2013 года, размер первой зарплаты будет рассчитан за неполный отработанный месяц).
В него включаются:
— Зарплата: (40 000 / 24 дня * 8 дней) + 40 000 * 10 мес. = 413 300 руб.
— Премии: 15 000 + 15 000 = 30 000 руб.
— Доплата: 8000 руб.
— Материальная помощь: в пределах 4000 руб. налогом на доходы физических лиц не облагается.
2) Определим размер вычетов, которые будут предоставлены Серовой И. В. с февраля по октябрь 2013 года:
Февраль: 13 300
Март: 40 000
Апрель: 40 000
Май: 40 000
Июнь: 40 000 + 15 000 = 55 000
Июль: 40 000
Август: 40 000
Итого: 258 300 руб.
В сентябре 2013 года был превышен доход Серовой И. В. нарастающим итогом установленной предельной суммы 280 000 руб. Следовательно, вычеты на детей Серовой И. В. будут предоставляться с февраля по август.
3) Определим размер налоговой базы нарастающим итогом с февраля по декабрь 2013 года:
13 300 + 40 000 + 40 000 + 40 000 + 55 000 + 40 000 + 40 000 + 55 000 + 48 000 + 40 000 + 40 000 = 371 300 руб.
Размер налоговой базы за минусом вычетов на детей
371 300 — 1400 * 2 дет. * 7 мес. = 371 300 — 19 600 = 351 300 руб.
4) Рассчитаем НДФЛ на всю налоговую базу с февраля по декабрь 2013 года:
351 300 * 13% = 45 721 руб.
5) Рассчитаем сумму налога, которая удержана с февраля по ноябрь 2013 года и сумму налога, которую нужно удержать в декабре 2013 года:
Налоговая база с февраля по ноябрь:
331 300 — 1400 * 2 дет. * 7 мес. = 311 700 руб.
НДФЛ = 311 700 * 13% = 40 521 руб.
НДФЛ за декабрь составит:
45 721 — 40 521 = 5 200 руб.
Таблица 2
№ | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб | Дт | Кт | |
Начислена зарплата Серовой И.В. | 40 000 | ||||
Начислена доплата Серовой И.В. | 8 000 | ||||
Удержан НДФЛ | 6 240 | 68ндфл | |||
Выдано из кассы Серовой И.В. | 41 760 | ||||
Согласно п. 2 ст. 223 НК РФ датой фактического получения работником дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности.
Налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет не позднее дня фактического получения работниками заработной платы за вторую половину месяца. Однако при выплате отпускных и при расчетах с уволенными работниками налог исчисляется и удерживается не позднее даты выплаты денег.
Доходы каждого физического лица необходимо учитывать персонально. Для этого применяется форма N 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц». На основе данных из налоговой карточки по каждому работнику организации составляется справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ (Приложение 3).
Ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим годом, организация ООО «Гермес» должна представить в ИФНС России № 27 по г. Москве сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов. Они представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России.
Налогу на доходы физических лиц посвящена глава 23 НК РФ.
В ООО «Гермес» на производство продукции были произведены следующие затраты:
1) Материалы — 200 000 руб.;
2) Зарплата сотрудникам основного производства — 70 000 руб.;
3) Страховые взносы (30% от зарплаты);
4) Амортизация основных средств в бухгалтерском учете (линейный метод) — 7000 руб., в налоговом учете (нелинейный метод) — 9000 руб.
5) Общехозяйственные расходы — 65 000 руб.
Продукция была реализована на сумму 944 000 руб. (в том числе НДС — 18%). Организация получила безвозмездно основное средство стоимостью 46 000 руб. Основное средство введено в эксплуатацию. Амортизация составила 1500 руб.
Определим сумму налога на прибыль к уплате в бюджет в налоговом и бухгалтерском учетах.
Таблица 3
№ | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб | Дт | Кт | |
Отпущены материалы в производство | 200 000 | ||||
Начислена зарплата сотрудникам основного производства | |||||
Начислены страховые взносы | 21 000 | ||||
Начислена амортизация основных средств | 7 000 | ||||
Списаны общехозяйственные расходы | 65 000 | ||||
Выпущена готовая продукция из производства | 363 000 | ||||
Отражена выручка от реализации готовой продукции | 944 000 | 90.1 | |||
Начислен НДС | 144 000 | 90.3 | 68ндс | ||
Списана себестоимость готовой продукции | 363 000 | 90.2 | |||
Отражен финансовый результат (прибыль) | 437 000 | 90.9 | |||
Получено безвозмездно основное средство | 46 000 | ||||
Основное средство введено в эксплуатацию | 46 000 | ||||
Отражен прочий доход в виде суммы амортизации | 1 500 | 98.2 | 91.1 | ||
Получен финансовый результат (прибыль) в виде прочего дохода | 1 500 | 91.1 | |||
Начислен условный налог на прибыль | 87 700 | 68приб | |||
По данным налогового учета сумма расходов составила:
1) Амортизация основных средств — 9000 руб.;
2) Материалы — 200 000 руб.;
3) Зарплата + страховые взносы — 91 000 руб.;
4) Общехозяйственные расходы — 65 000 руб.
Итого: 365 000 руб.
Сумма дохода в налоговом учете составила:
1) Доход от реализации готовой продукции — 800 000 руб.;
2) Внереализационный доход — 46 000 руб.
Итого: 846 000 руб.
Налоговая база составила:
846 000 — 365 000 = 481 000 руб.
Налог на прибыль:
481 000 * 2% = 9620 руб. — в Федеральный бюджет;
481 000 * 18% = 86 580 руб. — в бюджеты субъектов РФ.
Отложенный налоговый актив составил:
46 000 * 20% = 9200 руб.
Уменьшенная величина отложенного налогового актива:
1500 * 20% = 300 руб.
Сумма превышения амортизации в налоговом учете над бухгалтерским учетом:
9000 — 7000 = 2000 руб.
2000 * 20% = 400 руб. — Отложенное налоговое обязательство.
Налог на прибыль составит:
87 700 + 9200 — 300 — 400 = 96 200 руб.
ООО «Гермес» декларации по налогу на прибыль представляет по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев и календарного года — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) (п. 3, п. 4 ст. 289 Кодекса).
Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до конца календарного года.
Налогу на прибыль организаций посвящена глава 25 НКРФ.
ООО «Гермес» при заключении договора о покупке товаров заверило копии документов у нотариуса на сумму 1000 руб. Подтверждено документом оплаты, представленным подотчетным лицом.
Таблица 4
№ | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб | Дт | Кт | |
Начислена сумма гос. пошлины | 68пошл | ||||
Оплата произведена подотчетным лицом | 68пошл | ||||
В доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж, перечисляются пошлины:
— по делам арбитражных судов;
— по делам Конституционного Суда РФ;
— по делам Верховного Суда РФ;
— за государственную регистрацию фирм и внесение изменений в их учредительные документы.
В остальных случаях пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.
Пошлину можно заплатить наличными (например, государственному нотариусу) или через банк.
В современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом.
В бухгалтерском учете делаются следующие записи.
По экспорту товаров
— Дебет 44 Кредит 68 — отражена задолженность бюджету по таможенной пошлине на дату представления грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;
— Дебет 68 Кредит 51, 52 — погашена задолженность.
По импорту товаров
— Дебет 07, 10, 41 Кредит 68 — отражена задолженность бюджету по таможенной пошлине на дату представления грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;
— Дебет 68 Кредит. 51, 52 — погашена задолженность.
Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное.
Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61, 611 и 612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
2.3 Значение организации учета начисления и уплаты федеральных налогов (на примере ООО «Гермес»)
Учет налогоплательщиков — один из основных институтов налогового права. Учету в налоговых органах подлежат как налогоплательщики-организации, так и налогоплательщики — физические лица. Сведения о них включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС «Налог») и в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Основными задачами налогового учета являются:
— Формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;
— Обоснование применяемых льгот и вычетов;
— Формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;
— Обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;
— Обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.
В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учета:
— Принцип денежного измерения, т. е. в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, прежде всего в денежном выражении;
— Принцип имущественной обособленностит.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;
— Принцип непрерывности деятельности организацииучет должен вестись непрерывно с момента ее регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Если организация в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то амортизация имущества не начисляется с 1-го числа месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;
— Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) (ст. 271, 272 НК РФ);
— Принцип последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;
— Принцип равномерности признания доходов и расходов — предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчетном (налоговом периоде, что и доходов, для получения которых они были произведены.
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями:
— Налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
— Отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
— Конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета.
Для обеспечения правильного учета начисления федеральных налогов и сборов в ООО «Гермес», осуществляются следующие мероприятия:
— Учет расчетов по налогам и сборам производится в соответствии с Налоговым Кодексом РФ;
— Налоги, подлежащие уплате в бюджет оформляются налоговыми декларациями и своевременно подаются в налоговый орган;
— Учет расчетов по налогам и сборам производится с использованием счетов 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 90.3 «Налог на добавленную стоимость», 91 «Прочие доходы и расходы» и др.
Федеральные налоги играют значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета. Это, в свою очередь, способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства.
Заключение
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были достигнуты ее основные цели и решены поставленные во введении задачи.
Федеральные налоги и сборы появились постепенно и формировались вместе с государством. Они прошли сложный эволюционный путь. Из 17 первоначально действующих в России федеральных налогов и сборов, в данный момент функционируют лишь 6 федеральных налогов и 2 федеральных сбора. [27]
В 2013 году в федеральный бюджет поступило 5,4 трлн. рублей, что выше 2012 года на 3,9%.
Одним из направлений совершенствования налоговой системы должно стать осуществление работы по дальнейшему упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки, или оборотных налогов. Но, учитывая, что с позиций фискального значения эти налоговые рычаги играют важную роль как наиболее стабильный и гарантированный источник поступлений в бюджет, отмена указанных платежей в ближайшем будущем неосуществима и будет возможна лишь по мере их замещения иными источниками финансирования государственных расходов. Причем необходимо не только постепенно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать введения новых.
Также еще одним путем усовершенствования в организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам должна стать автоматизация учета. Несмотря на то, что в организации установлена автоматизированная программа 1С Предприятие 8.2, налогообложение ведется вручную, так как проследить все изменения, связанные с налогами программа не может, для этого необходимо ее постоянное обновление.
Федеральные налоги и сборы в Российской Федерации создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов.
Место и роль налогов в финансовой системе государства определяют также и другие показатели — степень собираемости налогов, степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения, размер убытка или дохода от действия той или иной налоговой льготы.
Поддержание баланса доходов и расходов государства неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в ее рамках — с рациональным соотношением между функциями налогов.
В настоящее время, аккумулируя федеральные налоги в Федеральном бюджете РФ, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.
Законом, методическими указаниями, инструкциями предусмотрены сроки уплаты налогов, порядок предоставления отчетности налоговой инспекции и соответствующим органам, нарушение которых влечет наложение серьезных финансовых санкций. При этом ошибки в налоговых расчетах происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и финансовых служб предприятия. По некоторым оценкам, 75% ошибок происходит вследствие низкой организации учета, и только оставшаяся часть — результат несовершенства законодательства. В связи с этим ведение расчетов с бюджетом является очень ответственным участком работы бухгалтерии.
Необходимо также иметь ввиду, что учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, можно выработать наиболее удобный способ учета в целях получения налоговой экономии, наличие и величина которой зависят от правильности ведения бухгалтерского учета в целях налогообложения.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что одной из главных задач в сфере реформирования федеральных налогов в РФ является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.
Использованная литература
I. Нормативно-правовые акты:
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014);
2. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2013);
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 416-ФЗ (ред. от 28.12.2013);
4. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 12.03.2014);
5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2014);
6. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2014);
7. «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 27.11.2010);
8. «Трудовой кодекс Российской Федерации» (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 02.04.2014)
9. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» // СЗ РФ. — 07.08.2000. — № 32, ст. 3341.
10. Федеральный закон от 06.12.1991 N 1993;1 (ред. от 02.01.2000) «Об акцизах»
11. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Российская газета.- № 56. 10.03.1992.
12. Закон РФ от 21.03.1991 № 943−1 «О налоговых органах Российской Федерации» //Ведомости СНД и ВС РСФСР. -11.04.1991. — № 15, ст.492;
13. Закон РФ от 09.12.1991 N 2003;1 (ред. от 02.11.2013, с изм. от 02.12.2013) «О налогах на имущество физических лиц» ;
14. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395−1 (ред. от 28.12.2013) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014);
15. Закон РФ от 06.12.1991 N 1992;1 (ред. от 24.03.2001) «О налоге на добавленную стоимость» ;
16. Закон РФ от 27.12.1991 N 2116−1 (ред. от 06.08.2001) «О налоге на прибыль предприятий и организаций» ;
17. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“ ПБУ 18/02»
II. Научная, учебная и иная литература:
18. Ахунова, Д. С. Развитие налоговой системы в России на современном этапе / Д. С. Ахумова // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. — 2012. — № 61. — С. 42−44.
19. Климчева, Л. Г. Налоги в системе бюджетно-налогового федерализма / Л. Г. Климчева // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. — 2012. — № 3. — С. 95−108.
20. Колчин, С. П. Налоги в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / С. П. Колчин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
21. Курбатова, О. В. Принципы налоговой системы / О. В. Курбатова // Налоги. — 2012. — N 2. — С. 18 — 21.
22. Липатова, И.В. К вопросу о развитии налоговой системы Российской Федерации в условиях модернизации экономики / И. В. Липатова // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — N 30. — С. 48 — 53.
23. Майбуров И. А. Теория и история налогообложения: учебник / И. А. Майбуров. — 2−3 изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 422 с.
24. Майбуров И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования / И. А. Майбуров // Финансы. — 2012. — № 8. — С. 45−49.
25. Налоги и налогообложение. учебник / под ред. В. Ф. Тарасовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: КноРус, 2012. — 484 с.
26. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Романова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
27. Перов, А. В. Налоги и налогообложение: учебник / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2013. — 996 с.
28. Петров, Ю. А. Эволюция налоговой системы России и возможности использования налоговых инструментов для стимулирования экономического развития / Ю. А. Петров // Российский экономический журнал. — 2012. — № 1. — С. 45−59.
29. Швецов, Ю.Г. Бюджетно-налоговая система РФ: состояние кризиса / Ю. Г. Швецов // Финансовый бизнес. — 2012. — № 5. — С. 53−57.