Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования готовности будущего учителя к оценке результатов учебной деятельности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе практической подготовки студентам необходимо отрабатывать умения формулировать и задавать вопросы, соблюдая их четкую логическую последовательность и преемственностьсоздавать высокий уровень учебно-познавательной деятельности учащихся при проверке их знаний и уменийпользоваться оценкой для организации обратной связи и коррекции развития и формирования личности младшего… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 1. Историографический обзор проблемы оценки результатов учебной деятельности младших школьников
  • 1. 2. Характеристика оценки результатов учебной деятельности младших школьников с позиций гуманистической парадигмы образования
  • 1. 3. Психолого-педагогическая характеристика оценочной 47 деятельности учителя начальных классов, требования к ее организации
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. 0 Опыт экспериментального исследования формирования готовности учителя начальных классов к оценке результатов учебной деятельности младших школьников
    • 2. 1. Диагностика готовности будущих учителей начальных классов к успешному осуществлению оценочной деятельности
    • 2. 2. Опыт экспериментальной подготовки учителя начальных классов к оценке результатов учебной деятельности младших школьников
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе
  • Педагогические условия формирования готовности будущего учителя к оценке результатов учебной деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Проблема оценивания учебных достижений учащихся, в особенности учащихся начального звена, всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда радикальные перемены охватили все общество. Прежняя практика выставления отметки за знания, умения и навыки представляется сейчас уже совершенно неадекватной широте запросов как ребенка и его родителей, так и самого педагога. С позиций сегодняшнего дня новая система оценки учебных достижений учащихся должна заключаться прежде всего в выявлении их способности использовать освоенное содержание образования для творческого решения практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных задач и проблем.

    Анализ проблемы целей современного школьного образования с позиций требований государственного образовательного стандарта даёт основание утверждать, что одна из его приоритетных целей заключается в том, чтобы научить школьников ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей — сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и определенной системой ценностей, формировать собственную позицию, развивать способность обосновывать ее.

    Такая постановка цели современного образования требует обращения к технологиям личностно-ориентированного развивающего образования, где центральное место будет занимать оценочная деятельность педагога. В связи с этим возникает необходимость совершенствования всей системы профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, важнейшим компонентом которой является его оценочная деятельность при организации целостного педагогического процесса с позиций современной гуманистической парадигмы образования. Особенно остро сегодня переживается необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов. 3.

    В настоящее время современная начальная школа стала вариативной. На смену знаниевой парадигме пришла парадигма личностно-ориентированного развивающего образования. На первой ступени подготовки учащихся реализуются в рамках ГОСТа 6 образовательных программ, представляющих разные технологии подготовки младших школьников («Школа России», «Гармония», «Школа — XXI век», «Школа -2000;2100», развивающие системы J1.B. Занкова и Эльконина-Давыдова). В их основу положены авторские концепции построения модели этой школы (В.Г. Горецкий, А. А. Плешаков, Н. Б. Истомина, Н. Ф. Виноградова, Р. В. Бунеев, А. А. Леонтьев, J1.B. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов), которые предполагают совершенно иной подход к оценке результатов учебной деятельности младших школьников.

    Низкий, непрофессиональный уровень решения проблемы оценки результатов учебной деятельности на практике приводит к отчуждению ученика от процесса обучения, в результате чего обучение теряет для него смысл, а знания оказываются внешними по отношению к его реальной жизни.

    Специальные исследования ученых по этой проблеме выявили факты затруднений учителей в оценке результатов учебной деятельности при реализации гуманистической личностно-развивающей парадигмы обучения младших школьников (В.А. Афанасов, А. Д. Деминцев, Т. С. Полякова, В.Л. Синебрюхова). Причины затруднений учителей связаны прежде всего с реальной педагогической действительностью, в которой от детей требуются только знания, а личностное развитие самих детей не вызывает должного интереса ни у учителя, ни у родителей, ни у общественности. И, несмотря на то, что новая парадигма образования выдвигает новые цели, основная из которых — развитие ребенка, большинство учителей по-прежнему ориентированы на знаниевую парадигму образования младших школьников.

    Вышеописанная проблемная ситуация по реализации учителями оценочного компонента их профессиональной деятельности выявляет противоречие в современной образовательной парадигме: между целью современного образования по развитию школьников и недостаточной подготовкой учителя к реализации этой цели.

    Это противоречие уже обозначено в концепции педагогического образования (Е.П. Белозерцев, И. Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).

    Разрешение этого противоречия требует совершенствования педагогического процесса в вузе по профессиональной подготовке учителя, новых концептуальных подходов к преподаванию психолого-педагогических и методических дисциплин.

    Анализ научной литературы показал, что проблемы педагогической оценки нашли свое отражение в работах психологов (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, C.JI. Рубинштейн и др.). В большинстве психолого-педагогических исследований педагогическая оценка изучается как необходимый компонент учебной деятельности, направленный на измерение соответствия знаний уровню учебной программы, как средство стимулирования учебно-воспитательного процесса и регуляции поведения школьников (Ш.А. Амонашвили, О. С. Богданова, А. В. Захарова, А. И. Липкина, В. А. Сухомлинский, Н. В. Селезнев, А. В. Петровский, В.Ф. Шаталов).

    Подходы к определению педагогической оценки у различных авторов весьма неоднозначны. Она рассматривается как метод стимулирования и регуляции деятельности и поведения детей (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина), как средство педагогического воздействия, как способ выражения положительной и отрицательной оценки (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин).

    Проблема реализации личностно-ориентированного подхода к оценке учащегося младших классов рассмотрена в трудах А. А. Аксенова.

    И.В. Гладкая уделяет внимание особенности контроля уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения.

    Работа О. Ф. Горбуновой нацелена на профессиональную подготовку педагога к оценочной деятельности в процессе воспитания школьника.

    Ю.М. Инкина рассматривает подготовку будущих учителей начальных классов к формированию мотивации учения школьников.

    Психологические условия воспитательного воздействия на учащихся оценки их знаний отражены в работе Г. В. Мазуренко.

    Ряд авторов уделяет внимание формированию культуры педагогического общения, педагогической технике, готовности к общению, коммуникативным умениям будущего учителя в воспитательной работе (И.В. Малахова, Н. М. Косова, О. О. Киселева и др.).

    При этом практически отсутствуют исследования, посвященные разработке теоретических и практических основ подготовки будущего учителя начальных классов к педагогической оценке результатов учебной деятельности младших школьников в современных личностно-ориентированных технологиях обучения с позиций современной гуманистической парадигмы образования. В педагогической науке только указаны затруднения учителей и студентов, возникающие при оценке результатов учебной деятельности младших школьников, но не исследована сама проблема профессиональной подготовки будущего учителя к реализации оценочного компонента целостного педагогического процесса.

    До настоящего времени, как показал анализ научной литературы, нет исследований, в которых интегрированные психолого-педагогические знания об оценочной деятельности будущего учителя начальных классов конкретизировались бы в современных педагогических технологиях формирования у него готовности к её реализации.

    Поиск эффективных путей разрешения указанных противоречий, их недостаточная научная разработанность определили тему исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы 6 педагогические условия эффективности подготовки учителя к оценке результатов учебной деятельности младших школьников с позиций гуманистической парадигмы современного образования? Решение проблемы — цель исследования.

    Объект исследования: профессиональная подготовка учителей начальных классов в вузе.

    Предмет исследования: педагогические условия формирования у будущего учителя готовности к оценке результатов учебной деятельности младших школьников.

    Задачи исследования:

    1. Выявить сущность, структуру и роль оценочного компонента профессиональной деятельности учителя в личностно-ориентированных технологиях развивающего обучения младших школьников.

    2. Обосновать основные структурные компоненты готовности будущих учителей к оценке результатов учебной деятельности младших школьников.

    3. Определить возможности дисциплин психолого-педагогического блока в подготовке студентов к оценке результатов учебной деятельности младших школьников в гуманистической парадигме образования.

    4. Экспериментально проверить комплекс педагогических условий, направленных на формирование у студентов профессиональной готовности к оценке результатов учебной деятельности младших школьников с позиций гуманистической парадигмы образования;

    5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации для преподавателей вузов, ИПКиПРО и педагогических колледжей по формированию готовности учителя начальных классов к оценке результатов учебной деятельности младших школьников.

    Гипотеза исследования базируется на представлении о том, что формирование готовности будущего учителя к оценке результатов учебной деятельности младших школьников может быть эффективным, если:

    — процесс формирования данной готовности является составной частью целостной системы профессиональной подготовки;

    — профессиональная подготовка студентов будет направлена на формирование у них ценностного видения явлений окружающей действительности, позволяющего обеспечить аксиологическое восприятие и профессиональную ценностную интерпретацию проявляемых ребенком отношений;

    — педагогический процесс изучения вузовских дисциплин будет строиться на основе интеграции мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов психолого-педагогического блока общепрофессиональной подготовки студентов;

    — во все практические формы профессиональной подготовки будущих учителей будут включены имитационные и тренинговые упражнения, направленные на формирование специальных умений по оценке результатов учебной деятельности младших школьников;

    — в ходе педагогической практики для студентов будут созданы условия, развивающие коммуникативные аспекты их оценочной деятельности, личные контакты с детьми, продуктивное общение с ними, направленные на формирование умений творчески отбирать виды и формы педагогической оценки с опорой на положительное в каждом ребёнке, создающей для него ситуацию успеха в учебной деятельности;

    — в программу вузовской подготовки студентов будут включены самостоятельные исследования по проблеме оценки результатов учебной деятельности младших школьников с выходом на написание курсовых и выпускных квалификационных работ.

    Методологическую основу исследования составляют научные представления о целостности образовательного процесса и его 8 аксиологической, социокультурной, психологической обусловленности (М.Н. Берулава, А. В. Брушлинский, В. Г. Воронцова, И. Ф. Исаев, В. П. Зинченко, В. В. Краевский, Н. И. Лифинцева, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, А. Н. Ходусов и др.), учение о деятельности человека (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.- личностно-деятельностный и профессиографический подход к подготовке специалистов (К.А. Абульханова-Славская, Г. И. Аксенова, Б. Г. Ананьев, А. Г. Пашков, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.), задачный и технологический подход к проектированию и организации образовательного процесса (Г.А. Балл, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Л.И. и А. И. Мищенко, В. М. Монахов, П. Е. Решетников и др.), учение об управлении учебной деятельностью (Ш.А. Амонашвили, В. П. Беспалько, В. П. Симонов, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунина и другие).

    Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

    Теоретические методы исследования — сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогических и методических исследований и классификация позиций разработчиков проблемы по исследуемым вопросам, моделирование ситуаций оценочной деятельности будущих педагогов в целостном педагогическом процессе их вузовской подготовки;

    Эмпирические методы исследования — опрос учителей начальных классов и студентов о профессиональных качествах учителя в роли индикаторной функции, об их типичных затруднениях в реализации оценочного компонента в структуре учебно-познавательной деятельности младшего школьника, монографическое изучение опыта учителейконстатирующий и формирующий эксперименты, сопровождаемые систематизированным наблюдением, срезовым тестированием и анкетированиемматематическая обработка результатовизучение педагогических дневников студентованализ конспектов их уроковнаблюдение за педагогической деятельностью студентов в ходе 9 педагогической практикиэксперимент по формированию у студентов специальных умений, направленных на реализацию оценочного компонента учебно-познавательной деятельности младших школьников.

    Опытно-экспериментальная база исследования — Курский государственный университет, ИПКиПРО г. Курскаобщеобразовательные средние школы №№ 5, 6, 25, 31, 42, г. Курска, МОУ «Болылежировская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области. В эксперименте участвовали 40 учителей начальных классов вышеназванных школ, 8 преподавателей и более 160 студентов факультета педагогики и психологии дневной и заочной формы обучения Курского государственного университета.

    Исследование проводилось в три этапа.

    На первом этапе (2000 — 2001гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы подготовки учителя к оценке результатов учебной деятельности младших школьников, состояния практической готовности учителя начальных классов к оценочной деятельности.

    На втором этапе (2001 — 2004 гг.) определялась эффективность опытно-экспериментальной модели реализации условий формирования готовности будущих учителей начальных классов к оценке результатов учебной деятельности младших школьников, опытно-экспериментально проверялись условия формирования этой готовности в условиях вузовской подготовки будущих специалистов.

    Третий этап (2004 — 2006 уч. год) — выполнялось оформление результатов исследования, их литературная обработка и подготовка к защите.

    Основные результаты исследования и их научная новизна состоят в следующем:

    — изучена природа педагогической оценки, ее изменение и актуальность в разные исторические периоды, дана характеристика профессиональной готовности учителя к оценке результатов учебной деятельности младших школьников с позиций гуманистической парадигмы образования;

    — выявлена совокупность теоретических знаний и практических умений, обеспечивающих возможность эффективной подготовки будущего учителя к педагогическому оцениванию результатов учебной деятельности младших школьников в современных технологиях безотметочного обучения младших школьников;

    — определены критерии и уровни подготовки будущего учителя к оценке результатов учебной деятельности младших школьниковвыявлены дополнительные возможности вузовского педагогического процесса, обеспечивающие более высокий уровень подготовки будущего учителя к оценке результатов учебной деятельности младших школьников с позиций гуманистической парадигмы их образования (интегрированный аксиологический подход к изучению психолого-педагогических дисциплин блока общепрофессиональной подготовки, тренинговые упраженния и деловые иммитационные игры, усложнение задач педагогической практики, дополнение тематики курсовых и выпускных квалификационных работ и др-);

    — разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование в целостном педагогическом процессе вуза оценочного компонента современной профессиональной подготовки будущих педагогов, подготовлены рекомендации в этой области подготовки специалистов.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

    — представлен подход к определению сути профессионально-педагогической готовности учителя начальных классов к оценке результатов учебной деятельности младших школьников с позиций гуманистической парадигмы современного образования;

    — уточнено понятие профессиональной готовности учителя начальных классов к оценочной деятельности;

    — разработаны для учреждений высшего профессионального образования и повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров мотивационно-личностный, содержательный и деятельностный компоненты подготовки, направленные на формирование оценочной деятельности учителя начальных классов.

    Практическая значимость. Результаты исследования применяются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, организующих подготовку учителей начальных классов, а также в системе повышения их квалификации. Результаты и выводы исследования могут представлять интерес для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, методистов и учителей начальных классов и могут быть использованы преподавателями педвузов и педколледжей на учебных занятиях и в педагогической практике. Разработанные методические рекомендации и программа интегрированного спецкурса «Оценочная деятельность учителя начальных классов» могут быть рекомендованы для подготовки учителей начальных классов в педагогических колледжах, педвузах, а также в ИПКиПРО.

    Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена целостным подходом к изучаемой проблеме, четкой определенностью исходных и теоретических положений, а также использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету и задачам, внедрением авторских разработок и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, ее продолжительностью, определенной циклом профессионального обучения, использованием математико-статистических методов при обработке и анализе результатов эксперимента.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались и получили одобрение на научно-практических и научно-методических конференциях «Развитие личности в образовательном процессе» (Курск, 2003), «Реализация идей К. Д. Ушинского.

    12 в практике современного образования" (Курск, 2003), «Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы модернизации российского образования» (Курск, 2004), «Педагогические идеи К. Д. Ушинского и модернизация современного начального образования» (Москва — МПГУ, 2004), «Развивающее образование: теория и практика подготовки специалиста к реализации развивающих технологий общеобразовательной школы» (Курск, 2005), с докладами и сообщениями по результатам исследования соискатель ежегодно выступал на конференциях в Курском областном ИГЖиПРО, в Курском педагогическом колледже, в Курском государственном университете, участвовал в различных семинарах и совещаниях по вопросам совершенствования подготовки учителей начальных классов к оценке результатов учебной деятельности младших школьников. Разработанный и апробированный комплекс педагогических условий, направленных на формирование готовности будущих учителей начальных классов к оценке результатов учебной деятельности младших школьников реализуется в полном объеме в спецкурсе «Оценочная деятельность учителя начальных классов» на факультете педагогики и психологии в КГУ.

    На защиту выносятся следующие положения: • формирование готовности будущего учителя к оценке результатов учебной деятельности младших школьников представляет собой целостный процесс, включающий в себя единство мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов, которые реализуются в образовательном процессе его вузовской профессиональной подготовки с позиций ценностного видения явлений дидактического взаимодействия педагога с ребёнком, позволяющего обеспечить аксиологическое восприятие и профессиональную ценностную интерпретацию проявляемых ребенком отношений:

    — отношение к педагогической деятельности как к призванию, миссии, мотивационная направленность учителя не только на предмет, но в первую очередь на ребенкапедагогический гуманизм, который невозможен без принятия себя и учеников, выражающийся в доверии и уважении к детям, уверенности в их способностях и возможностях, в том, что каждый из них «равноценен» учителю;

    — эмпатическое отношение к ученикам, предполагающее стремление и умение чувствовать другого как самого себя, вставать на его позицию, понимать внутренний мир ребенка, чувствовать и принимать его проблемы, переживания;

    — диалогизм как желание и умение слушать и слышать ребенка, способность излагать учебный материал как ответ на возникающие у детей вопросы, «идти не с предметом к ученику, а с учеником к предмету"(Е.Н. Ильин), вести межличностный диалог на основе равенства позиций, взаимного уважения и доверия;

    — сотрудничество как установка на взаимодействие с учеником (а не воздействие на него) в процессе совместной деятельности и общения;

    — стремление и умение обеспечить детям позицию «соавторов учебного процесса», которые вместе с учителем участвуют в постановке целей урока, выборе средств их достижения, анализе достигнутых результатов;

    • оценочный компонент профессиональной деятельности будущего педагога — одна из наиболее важных составляющих его личностно-ориентированного дидактического взаимодействия с детьми, способствующая их продуктивному общению и формированию готовности создавать для детей ситуацию успеха творческой реализации полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной учебной деятельности;

    • эффективность формирования профессиональной готовности педагога к оценке результатов учебной деятельности младших школьников обусловлена направленностью содержания всех форм занятий.

    14 общепрофессиональной подготовки студентов на углубленное аксиологическое изучение и анализ практического опыта их оценочной деятельности с позиций гуманистической парадигмы образования в ходе имитационных и тренинговых упражнений, а также благодаря освещению и анализу типичных дидактических затруднений, встречающихся в этой области их будущей профессиональной деятельности, на теоретических и практических занятиях.

    Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

    Выводы по второй главе.

    В ходе констатирующего этапа исследования мы выделили низкий, средний и высокий уровни готовности студентов к исследуемой деятельности, где каждый из компонентов (мотивационно-личностный, содержательный и деятельностный) рассматривается нами в разной степени развития.

    На этапе формирующего эксперимента были реализованы все выше названные компоненты. Этот этап исследования подтвердила и несколько расширил основные положения рабочей гипотезы. Полученные экспериментальные данные позволяют утверждать, что формирование готовности будущего учителя к оценке результатов учебной деятельности младших школьников следует рассматривать как целостный процесс, включающий в себя единство мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов. Этот процесс может успешно осуществляться только в рамках образовательного процессе всей вузовской подготовки специалиста при соблюдении определённой совокупности педагогических условий:

    — направленность обучения на формирование готовности студентов к реализации оценочной деятельности как одной из составляющих их будущей профессиональной деятельности;

    — организация этого направления их профессиональной подготовки на основании ценностного подхода при учете индивидуальных, возрастных и психологических особенностей младших школьников;

    — включение в процесс профессиональной подготовки студентов к оценочной деятельности ценностного видения явлений окружающей действительности, позволяющего обеспечивать аксиологическое восприятие и профессиональную ценностную интерпретацию проявляемых ребенком отношений;

    — коммуникативный характер оценочной деятельности, обеспечивающий наличие личных контактов студентов с детьми, продуктивное общение с ними;

    — умение будущих педагогов творчески отбирать виды и формы педагогической оценки и осуществлять педагогическое оценивание ученика в каждой отдельной ситуации.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Анализ проблемы целей современного школьного образования с позиций требований государственного образовательного стандарта даёт основание утверждать, что одна из его приоритетных целей заключается в том, чтобы научить школьников ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей — сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать собственную позицию, развивать способность обосновывать ее.

    Такая постановка цели современного образования требует обращения к технологиям личностно ориентированного развивающего образования, где в центре внимания будет выступать проблема оценочной деятельности педагога.

    В связи с этим возникает необходимость совершенствования всей системы профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, важнейшим компонентом которой является его оценочная деятельность при организации целостного педагогического процесса с позиций современной гуманистической парадигмы образования.

    1) На первый план в диссертации мы поставили задачу выявить сущность, структуру и роль оценочного компонента профессиональной деятельности учителя в личностно ориентированных технологиях развивающего обучения младших школьников.

    Оценочную деятельность педагога, направленную в адрес личности воспитанника, принято называть педагогической оценкой.

    Оценка является необходимым инструментом профессиональной деятельности педагога, выступает как важный компонент развития и воспитания школьников.

    Рассматривая оценочное воздействие как совокупность средств стимулирования деятельности учащихся, мы выделяем две наиболее важные функции педагогической оценки: ориентируюъцую, воздействующую на умственную работу школьника, содействующую осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний и стимулирующую, воздействующую на аффективно — волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений.

    В исследовании мы подчеркиваем, что оценка и отметка характеризуются своими особенностями и последствиями: оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая педагогомотметка же является результатом этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно-формальным отражением.

    Педагогическая оценка многолика. В оценке педагог выражает свое отношение к тому или иному действию, поступку ребенка, направляет и корректирует его первые учебные шаги, помогает освоиться в новой школьной обстановке, доносит до него те требования, которые предъявляет к нему учение.

    Педагогическая оценка в начальной школе выступает одним из главных регуляторов внутриколлективных отношений детей, определяющей место, значимость, достоинство каждой личности в коллективе. Житейские наблюдения, теоретические исследования показывают, что педагогическая оценка определяет отношение к ребенку даже в домашней обстановке, в его семье (одобрение, похвала и т. д. или порицание, наказание, возникновение конфликта между ребенком и родителями).

    На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: — степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

    — степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

    — уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельностистепень прилежания и стараний.

    Для учителя начальных классов особенно важной и осторожной является оценочная деятельность с детьми, характеризующимися повышенной тревожностью, импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к негативизму, болезненному реагированию на действия, воспринимаемые как несправедливые. Оценочной деятельности учителя в работе с этой категорией детей предъявляются особые требования. По отношению к этим детям изменяется само основание, на котором строиться педагогическая оценка. Таким основанием становится критерий относительной успешности. Данный подход означает, что оцениваться будет сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера. Норма и эталон в этом случае являются лишь ориентиром, показывающим направление, цель, к которой нужно вести учащегося. А основанием оценки становятся те изменения, которые произошли к данному моменту в учебной деятельности школьника и ее результатах по сравнению с предыдущим отрезком времени. Если ученик на этом временном отрезке активно трудился, то закономерным результатом труда будет его продвижение вперед. Именно это продвижение и является предметом оценки.

    Мы подчеркиваем, что на начальном этапе обучения всё же главной функцией педагогической оценки является стимулирующая функция, побуждающая детей к овладению новым для них видом деятельностиучением. Для учителей начальных классов должно являться законом правило: прежде, чем перейти к оценке результатов деятельности необходимо научить детей учиться. В младших классах главным и основным объектом педагогической оценки должен стать сам процесс учебной работы школьников, умение рационально организовать его. Это качество, будучи сформированным, обеспечивает успешность учения детей в начальной школе и в дальнейшем. Учитель должен целенаправленно работать над его формированием.

    В дидактическом аспекте педагогическая оценка заключается в выявлении степени соответствия или несоответствия запланированного результата выполнения учебной задачи достигнутому. На основе данной информации она позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возросшие творческие возможности и достигнутые при этом результаты. Особенностью словесной педагогической оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего) успешных результатов его продуктивной деятельности и раскрытие причин неудач.

    2) В диссертации мы ставили задачу выявить совокупность знаний, умений и практических навыков, обеспечивающих учителю эффективность оценки результатов учебной деятельности младших школьников с позиций личностно ориентированных технологий развивающего обучения.

    Аналитический обзор научных исследований, посвящённых проблеме профессиональной готовности педагога, позволил сделать вывод, что в структуре исследуемой нами профессиональной готовности педагога логично выделение мотивационно-личностного (направленность), содержательного (теоретические знания) и практического (профессионально-значимые умения и навыки) компонентов. Эти компоненты мы рассматриваем как основополагающие в исследуемой готовности будущих педагогов к оценочной деятельности.

    Таким образом, готовность будущего учителя начальной школы к реализации оценочной деятельности мы определили как состояние его личности, как сложное интегральное целостное личностное профессиональное новообразование, обеспечивающее реализацию определённых психолого-педагогических и методических знаний в практической деятельности на высоком профессиональном уровне и включающее в себя мотивационно-личностный, содержательный и деятельностный компоненты.

    На основании теоретического и эмпирического анализа поэлементный состав компонентов изучаемой готовности мы представили следующим образом:

    — Мотивационно-личностный компонент: убеждение в значимости оценочной деятельности учителя начальных классов, осознание ее как необходимого условия успешного профессионального становлениянацеленность на оценочную деятельность, стремление осуществлять ее творческипризнание каждого ребенка субъектом учебной деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию ребенка и оказанию помощи в решении его личностных проблемстремление к творчеству, самообразованию и самовоспитанию.

    — Содержательный компонент: знание цели и основных задач оценочного компонента деятельности учителя в образовательном процессероли оценочного компонента учебной деятельности в развитии личности младшего школьникасодержания и структуры оценочной деятельности учителя начальных классовосновных функций учителя в его оценочной деятельностиразличных подходов к оценке эффективности результатов учебной деятельности младших школьниковпричин и характера затруднений учителя в реализации его оценочной функции.

    — Деятельностный компонент: умения планировать оценочную деятельностьеё организовыватьоценивать результаты её эффективности.

    Определяя уровни готовности студентов к исследуемой деятельности, мы выделили низкий, средний и высокий, где каждый из компонентов (мотивационно-личностный, содержательный и деятельностный) рассматривался в разной степени развития.

    Также мы выделили основные показатели сформированности компонентов изучаемой готовности: для мотивационно-личностногоналичие у учителя начальных классов установки на реализацию оценочной деятельностисодержательного — знание психолого-педагогических основ её реализации в практической деятельностидеятельностного — владение учителем начальных классов практическими умениями, необходимыми для реализации оценочной деятельности.

    На этапе формирующего эксперимента в ходе вузовской профессиональной подготовки студентов были реализованы все выше названные компоненты исследуемой готовности. На этом этапе мы углубленно проанализировали с точки зрения задач нашего исследования содержание общепрофессиональных учебных дисциплин психолого-педагогического блока. Это позволило нам выявить дополнительные возможности дисциплин этого блока по каждому из компонентов исследуемой нами готовности (мотивационно-личностному, содержательному и деятельностному). Эти программно-целевые дополнения выступали в качестве обобщенных интегрированных компонентов подготовки будущих специалистов.

    В ходе моделирования этого процесса подготовки мы исходили из того, что знания и умения, необходимые для формирования исследуемой нами готовности, должны опираться на общие закономерности, общие теоретические концепции педагогики, психологии, физиологии ребенка младшего школьного возраста и формироваться в процессе усвоения всех дисциплин психолого-педагогического общепрофессинального блока подготовки, где каждый из предметов решает определённую часть задач в реализации этих знаний умений.

    В ходе опытно-экспериментальной работы мы выдвигали задачи возбуждать у студентов интерес и положительное отношение к оценочной деятельности, добиваться осознания её важностиформировать у них представления о педагогической оценке, о её роли в становлении и личностном развитии ребёнка, переживать острую необходимость овладения знаниями и практическими умениями из этой важной области их будущей профессиональной деятельности, а также формировать сами умения, необходимые для эффективной организации оценочной деятельности, стимулировать их формирование в тесном единстве с овладением общепрофессиональными знаниями.

    Поставленные на данном этапе исследования задачи логично вытекали из самого содержания «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» и включали решение вопросов, тесно связанных с профессиональной подготовкой учителя начальных классов, его педагогической деятельностью, личностью ребенка младшего школьного возраста, педагогической культурой, профессиональными знаниями и умениями, путями овладения профессией.

    В ходе проектирования этого процесса подготовки мы учитывали и тот факт, что данную готовность нужно рассматривать «встроенной» в общую систему педагогической подготовки, где формируются гуманные профессиональные установки личности педагога, и на этой основе развиваются специфические профессиональные способностипроисходит формирование профессиональных умений, которые не только обеспечивают эффективную оценку результатов учебной деятельности младших школьников, но и направлены на становление системы общих педагогических умений будущего учителя начальных классовформируется педагогическое мышление и рефлексия.

    3) В ходе анализа возможностей дисциплин психолого-педагогического блока в подготовке студентов к оценке результатов учебной деятельности младших школьников в гуманистической парадигме образования выявлены дополнительные возможности исследуемой нами готовности по каждому из трёх компонентов (мотивационно-личностному, содержательному и деятельностному). Эти программно-целевые дополнения выступали в качестве обобщенных интегрированных компонентов подготовки будущих специалистов.

    Так, например, на лекциях по дисциплинам блока общепрофессиональной психолого-педагогической подготовки студентам необходимо излагать современные требования, предъявляемые к учителю начальных классовраскрывать роль «оценки» и «отметки», подчеркивать значение оценочного компонента в профессионально-педагогической деятельностиподчёркивать роль педагогической оценки в профессиональном самосовершенствовании педагогадоказывать наличие прямой зависимости между оценочной деятельностью учителя начальных классов и качеством образовательного процессастудентов необходимо побуждать к осознанию необходимости овладения этим видом деятельности.

    На семинарских занятиях необходимо актуализировалась ту содержательную часть каждого учебного предмета, которая имеет наибольшую значимость для формирования оценочной деятельности будущего педагога, подкреплять теоретические знания наблюдениями за деятельностью учителя во время выхода в школу или примерами из опыта работы учителей начальных классов, организовывать творческие встречи и беседы с учителями, работающими в начальной школе.

    На лабораторных практикумах в процессе совместной продуктивной деятельности необходимо стремиться достигать осмысления студентами приобретаемых знаний, умений и навыков, осуществлять трансформацию специальных теоретических знаний в практические умения и навыкисоздавались соответствующие психологические установки на успешное овладение оценочными умениями и навыками.

    Существенная корректировка содержания дисциплин психолого-педагогического блока подготовки студентов должна заключаться в пересмотре ценностных оснований профессиональной деятельности будущего педагога с позиций гуматистической парадигмы современного образования и технологий его реализации. С этих позиций необходимо рассматривать принципы гуманизации отношений между участниками педагогического процесса, творческую природу их субъект-субъектного дидактического взаимодействия, диалоговость и вариативность, предполагающих отношение педагога к педагогической деятельности как к призванию, миссии, его мотивационную направленность не только на предмет, но в первую очередь на ребенка. С этих позиций оценочную деятельность, базирующуюся на педагогическом гуманизме, необходимо рассматривать на доверии и уважении к детям, уверенности в их способностях и возможностях, в том, что каждый из них «равноценен» учителю. Эта деятельность неизбежно предполагает эмпатическое отношение к ученикам, стремление и умение чувствовать другого как самого себя, вставать на его позицию, понимать внутренний мир ребенка, чувствовать и принимать его проблемы, переживания. Будущим педагогам необходимо понять, что для них чрезвычайно важно строить педагогический процесс на уроке в диалоговой форме, дающей возможность слушать и слышать ребенка, излагать учебный материал как ответ на возникающие у детей вопросы, «идти не с предметом к ученику, а с учеником к предмету"(Е.Н. Ильин), вести межличностный диалог на основе равенства позиций, взаимного уважения и доверия, т.о. в учебном процессе неизбежно должно присутствовать сотрудничество как установка на взаимодействие с учеником (а не воздействие на него) в процессе совместной деятельности и общениястремление и умение обеспечить детям позицию «соавторов учебного процесса», которые вместе с учителем участвуют в постановке целей урока, выборе средств их достижения, анализе достигнутых результатов.

    В ходе практической подготовки студентам необходимо отрабатывать умения формулировать и задавать вопросы, соблюдая их четкую логическую последовательность и преемственностьсоздавать высокий уровень учебно-познавательной деятельности учащихся при проверке их знаний и уменийпользоваться оценкой для организации обратной связи и коррекции развития и формирования личности младшего школьникаразнообразить методы и формы оценки результатов учебной деятельности младших школьников в ходе педагогического процессаподдерживать внимание учащихся при опросе, распределять внимание между отвечающими и классом в целомбыть внимательным к ответу ученикамотивировать оценку с учетом индивидуальности школьникавовлекать младших школьников в оценочную деятельностьформировать у учащихся знания о критериях оценки и самооценкисоздавать благоприятную обстановку в ходе оценки результатов учебной деятельностисоблюдать педагогический такт при оценке результатов учебной деятельностивладеть общепринятыми критериями оценки учебной деятельности школьников и создавать новые системы показателей, структур и алгоритмов, механизмов оценки учебной деятельностиосуществлять аргументированную оценку учебно-познавательной деятельности младших школьниковвыявлять причины ошибок и определять пути их ликвидацииэмоционально реагировать на удачи и неудачи школьникасоздавать ситуацию успехаучитывать творческий характер учебно-познавательной деятельности учащихсясоздавать новые всё возрастающие критерии оценки результатов учебной деятельности детей.

    4) В диссертации выявлен комплекс педагогических условий, направленных на формирование у студентов профессиональной готовности к оценке результатов учебной деятельности младших школьников с позиций гуманистической парадигмы образования:

    — включение оценочного компонента профессиональной деятельности педагога как одной из составляющих его профессиональной подготовки;

    — формирование готовности будущего учителя к оценке результатов учебной деятельности младших школьников в рамках целостного процесса вузовской профессиональной подготовки, включающего единство мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов;

    — подготовка к реализации оценочного компонента в профессиональной подготовке будущего учителя на основании ценностного подхода при учете индивидуальных, возрастных и психологических особенностей младших школьников;

    — включение в этот процесс ценностного видения явлений окружающей действительности, позволяющего обеспечивать аксиологическое восприятие и профессиональную ценностную интерпретацию проявляемых ребенком отношений;

    — коммуникативный характер оценочной деятельности, обеспечивающий наличие личных контактов с детьми, продуктивное общение с ними с опорой на положительное, возможность творчески отбирать виды и формы педагогической оценки и осуществлять педагогическое оценивание ученика в каждой отдельной ситуации- - направленностью содержания всех форм занятий общепрофессиональной подготовки студентов на углубленное аксиологическое изучение и анализ практического опыта их оценочной деятельности с позиций гуманистической парадигмы образования в ходе имитационных и тренинговых упражнений, а также благодаря освещению и анализу типичных дидактических затруднений, встречающихся в этой области их будущей профессиональной деятельности, на теоретических и практических занятиях.

    5) В диссертации были выявлены дополнительные возможности усиления подготовки будущих учителей к оценочной деятельности с позиций гуманистической парадигмы образования, что дало нам основание предложить ряд практических рекомендаций для преподавателей вузов, ИПКиПРО и педагогических колледжей, направленных на усиление оценочного компонента профессиональной деятельности учителя начальных классов: включение в профессиональную подготовку тренинговых упражнений, деловых имитационных игрусложнение задач педагогической практикидополнение тематики курсовых и выпускных квалификационных работвключение на завершающем этапе подготовки студентов спецкурса-практикума «Оценочная деятельность учителя начальных классов», направленного на формирование у студентов целостного представления об оценочной деятельности учителя начальных классов, закрепление полученных ранее практических умений осуществлять оценку результатов учебной деятельности младших школьников в личностно-ориентированных технологиях развивающего обучения на безотметочной основеинтегрированный аксиологический подход к изучению психолого-педагогических дисциплин блока общепрофессиональной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов гуманистических ценностных ориентаций и установок (отношение к педагогической деятельности как к призванию, миссиимотивационная направленность будущего учителя не только на предмет, но в первую очередь на ребенкадоверие и уважение к детям, уверенности в их способностях и возможностях, в том, что каждый из них «равноценен» учителюэмпатическое отношение к ученикам, предполагающее стремление и умение чувствовать другого как самого себя, вставать на его позицию, понимать внутренний мир ребенка, чувствовать и принимать его проблемы, переживаниядиалогизм как желание и умение слушать и слышать ребенка, способность излагать учебный материал как ответ на возникающие у детей вопросы, вести межличностный диалог на основе равенства позицийсотрудничество как установка на взаимодействие с учеником (а не воздействие на него) в процессе совместной деятельности и общениястремление и умение обеспечить детям позицию «соавторов учебного процесса», которые вместе с учителем участвуют в постановке целей урока, выборе средств их достижения, анализе достигнутых результатов.

    Результаты опытно-экспериментальной работы показали существенный рост уровня сформированное&tradeмотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов у студентов экспериментальный группы. Показатели всех составляющих готовности к данной деятельности в экспериментальной группе превышают показатели в контрольной группе. Это даёт нам основание утверждать, что предложенный нами путь формирования готовности учителя начальных классов к оценке результатов учебной деятельности младших школьников способствует обеспечению готовности выпускников педвуза к реализации данной деятельности на достаточно высоком уровне.

    Проведенная нами экспериментальная работа не исчерпывает всех проблем подготовки студентов к оценке результатов учебной деятельности младших школьников. Каждый из выделенных нами компонентов готовности (мотивационно-личностный, содержательный и деятельностный) может быть подвергнут более глубокому и тщательному анализу с целью выявления психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации процесса формирования готовности студентов к этой, чрезвычайно важной сфере их будущей профессиональной деятельности.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. , О. А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдулина // Советская педагогика. — 1976. — № 1. — С. 76−84.
    2. Абасов, 3. От оценки учителя к самооценке ученика Текст. / 3. Абасов // Директор шк. — 1999. — № 2. — С. 63−71.
    3. , В. В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста Текст.: Дис.. канд. пед. наук / В. В. Абашина. Сургут, 1998. — 187 с.
    4. , О. А. О формировании педагогических умений Текст. / О. А. Абдулина // Советская педагогика. 1992. — № 11. — С. 93−103.
    5. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдулина. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
    6. , Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1−4 классов Текст. / Н. Е. Аккудинова // Вопросы психологии. 1968. — № 3.
    7. , В. Опрокинутая логика отметки Текст.: [Как объективно оценить работу учащегося] / В. Александров // Первое сент. 1997. — 06 июня (№ 61).-С. 2.
    8. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
    9. , Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки умения школьников Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984. -296 с.
    10. , Б. Г. Психология педагогической оценки Текст.: Избр. труды: в 2 т. Т.2/Б. Г. Ананьев.-М., 1980.-С. 128−267.
    11. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст.: Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. -212с.
    12. , П. К. Философские аспекты теории функциональной системы Текст. / П. К. Анохин // Анохин, П. К. Избранные труды. М.: Наука, 1978.-400 с.
    13. , Е. А. Об изучении детского коллектива Текст. / Е. А. Аркин. М.: Новая Москва, 1927. — 40 с.
    14. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М., 1980. — 367 с.
    15. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
    16. , JI. В. Особенности оценки школьниками процесса решения задач Текст. / J1. В. Барцфаи, А. В. Захарова // Вопросы психологии. 1975. -№ 6. — С. 53−56.
    17. , JI. В. Диагностика действия контроля Текст. / JI. В. Барцфаи, К. П. Поливанова // Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей.-М., 1981.-С. 29−40.
    18. , Ю. Ю. Самоконтроль при выполнении заданий Текст. / Ю. Ю. Батий // Начальная школа. 1979. — № 4. — С. 41−43.
    19. , С. Г. Особенности оценочного стиля личности Текст.: Дис.. канд. пед. наук / С. Г. Безносов. Л., 1982. — 207 с.
    20. , В. П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к нравственному воспитанию школьников Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П, Безухов. JI., 1987. — 16 с.
    21. , А. Оценка для учителя Текст.: Ученик вынес свой вердикт. Что ответит преподаватель? / А. Бернштейн // Первое сент. 1998. — 14 апр.(№ 41). — С. 2.
    22. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
    23. , В. П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием Текст. / В. П. Беспалько // Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 31−36. — (Заоч. шк. управленца).
    24. , М. Жить значит оценивать Текст.: [оценка успеваемости учащегося: мотивация, сравнение, самооценка] / М. Битянова // Школ. психолог: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2001. — № 9. — С. 5.
    25. , Н. Е. Контроль за усвоением учебного материала Текст. / Н. Е. Бобков // Сов. педагогика. 1985. — № 8. — С.82−86.
    26. , М. П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности Текст.: Дис.. канд. пед. наук / М. П. Боброва. Барнаул, 1997. — 291 с.
    27. , А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М., 1983.
    28. , Е. Д. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий Текст. / Е. Д. Божович // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М., 1995. — С. 6−12.
    29. , Н. В. Дискуссия в активном обучении Текст.: метод, пособие / Н. В. Борисова, А. А. Соловьева. М., 1992. — 56 с.
    30. , С. С. Деловые игры на учебных занятиях по педагогике Текст. / С. С. Боровик // Начальная школа. 1977. — № 3. — С.70−74.
    31. , Е. В. Проверка умений и навыков чтения в конце учебного года Текст. / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева // Нач. шк.: плюс-минус. 1999. -№ 4.-С. 73−75.
    32. Бур дина, Н. Г. Подготовка учителя, нужного детям и обществу Текст.: [Моск. обл.] / Н. Г. Бурдина // Нач. шк. 1995. — № 6. — С. 4−5. — (Говорит Подмосковье).
    33. Буя, Т. А. Управление процессом формирования профессиональных умений и навыков будущих учителей начальной школы Текст.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) / Т. А. Буя — Моск. пед. ун-т.-М., 1997. 18 с. -Библиогр.: с. 18.
    34. , Н. Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе Текст. / Н. Ф. Виноградова // Нач. шк. 1999. — № 8. — С. 93−95.
    35. , JI. С. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выгодский. М. :Изд-во АПН РСФСР, 1956.-518 с.
    36. Выпускник учебных заведений в период перехода к рынку Текст.: (информац. материал)//Сов. педагогика. 1991.-№ 9.-С. 11−20.
    37. , С. И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников Текст. / С. И. Высоцкая. -М., 1974.- 178 с.
    38. , М. А. Формирование самоконтроля и самооценки при обучении математике на верхней границе начальной ступени школы Текст.: Дис.. канд. пед. наук / М. А. Гончарова. М, 1997. — 158 с.
    39. , С. Ф. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения Текст.: Пакет предм. диагностики по математике: 1 кл. / С. Ф. Горбов, Н. JL Табачникова — Психол. ин-т Рос. акад. образования,
    40. Междунар. образоват. и психол. колледж. М.: МОПК, 1995.
    41. , О. Ф. Профессиональная подготовка педагога к оценочной деятельности в процессе воспитания школьника Текст. / О. Ф. Горбунова — МПГУ.-М., 1999.
    42. , О. В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности Текст.: Дис.. канд. пед. наук / О. В. Госсе. Волгоград, 1996.-233 с.
    43. Государственный образовательный стандарт высшего образования Текст.-М., 1994.-34 с.
    44. , JI. Г. Контроль и самоконтроль как способ управления учебной деятельностью при формировании коммуникативной компетентности Текст.: Дис.. канд. пед. наук / JI. Г. Громова. ML, 1991. — 153 с.
    45. , Л. Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики Текст.: Дис.. канд. пед. наук / JI. Ф. Губова. Самара, 1994. -205 с.
    46. , В. В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 5−14.
    47. Диагностика учебных достижений младших школьников в рамках критериально-ориентированного подхода Текст.: метод, советы и рекомендации / сост. JI. М. Голубева, Р. С. Рамеева. Красноярск: ИПК РО, 2004.-44 с.
    48. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: Дис.. канд. пед. наук / К. М. Дурай-Новакова. М., 1983.-356 с.
    49. , А. Избр. пед. соч. Текст. / А. Дистервег. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967.-С. 317.
    50. , М. И. Психология высшей школы Текст.: особенности деятельности вуза / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Мн.: Изд-во БГУ, 1978.-319 с.
    51. , Е. А. Методика организации устного контроля в процессе педагогического общения Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Е. А. Жукова. -М., 1994.- 171 с.
    52. , В. С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса Текст.: методические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса/В. С. Ильин. Волгоград, 1981. — С.5−21.
    53. , А. Ф. Философский энциклопедический словарь Текст. / А. Ф. Ильичев. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 839 с.
    54. , В. И вновь поговорим об отметке Текст.: Я иду на родит, собр.: [Помощь родителей в орг. учеб. деятельности мл. школьников] / В. Илюхина // Нач. шк.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2000. -№ 6. — С. 1−2.
    55. , Л. С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе Текст.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ.канд. пед. наук: (13.00.01) / JI. С. Илюшин — Рос. гос. пед. ун-т им.
    56. A. И. Герцена. СПб, 1995. — 17 с. — Библиогр.: с. 17.
    57. , М. С. Человеческая деятельность Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. -238 с.
    58. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. / В. А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
    59. Кан-Калик, В. А, Никандров Д. Н. Педагогическое творчество Текст. /
    60. B. А. Кан-Калик, Д. Н. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 157 с.
    61. Кара-Мурза, С. Г. Проблемы организации научных исследований Текст. /
    62. C. Г. Кара-Мурза. -М, 1981.
    63. , М. Д. Комплексный контроль в учебной деятельности Текст. / М. Д. Касьяненко // Сов. педагогика. 1986, — № 10. — С. 46−49.
    64. , Н. А. Формирование готовности студентов педагогических вузов к аналитической деятельности Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Н. А. Китайцева. Курган, 1997. — 188 с.
    65. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования Текст. / под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — С. 135−162.
    66. , С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования Текст. / С. И. Киссельгоф. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 150 с.
    67. , Н. Г. Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Ковальская. -Мн, 1973. 19 с.
    68. , Я. А. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / Я. А. Коменский. М., 1982.
    69. , Н. И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков. -М.: Наука, 1975.-717 с.
    70. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе Текст.: (метод, письмо) / М-во образования Рос. Федерации // Нач. шк.: плюс-минус. 1999. — № 4. — С. 58−72.
    71. , О. А. Педагогический мониторинг Текст.: [Качество знаний учащихся нач. шк.: Дет. центр г. Тулы] / О. А. Корнеева // Завуч. 1998. -№ 6.-С. 17−22.
    72. , М. Ф. Новые методы и средства обучения Текст. / М. Ф. Королева — под ред. Л. И. Мхитарова. -М.: Знание, 1989. 119 с.
    73. , Е. В. Технология обучения младших школьников на оценочно-содержательной основе Текст. / Е. В. Коротаева // Технология и мониторинг образовательного процесса: информационно-методический бюллетень. Вып.2. Урал. — С.38−39.
    74. , Ф. В. Учить по-новому Текст.: нужны ли оценки-баллы: кн. для учителя / Ф. В. Костылев. М.: Владос, 2000. — 102,[2] с. — (Пед. мастерская).
    75. , В. М. Стратегия профессионального развития учителя начальных классов Текст.: [из опыта метод, подгот. учителя нач. шк. в Волгогр. учеб.-пед. комплексе] / В. М. Краснощеков, В. В. Зайцев //
    76. Специалист. 1997.-№ 11.- С. 4−7.
    77. Краткая философская энциклопедия Текст. М.: Издат. группа «Прогресс"-"Энциклопедия», 1994. — 576 с.
    78. Краткий психологический словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярощенко. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
    79. , Р. Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе Текст. / Р. Ф. Кривошапова, О. Ф. Силютина // Сов. педагогика. 1980. -№ 11.-С. 60−65.
    80. , Г. Школьная отметка: стимулятор учения или «домоклов меч «? Текст. [тенденции развития оценоч. системы в рос. шк.: история образования] / Г. Ксензова // Директор шк. 2000. — № 5. — С. 49−57.
    81. , JI. П. Критерии уровня развития педагогических способностей Текст.: [проф. подгот. специалистов в пед. колледже г. Волгодонска Рост, обл.] / Л. П. Кугукина // Специалист. 1997. — № 1. — С. 19−20.
    82. , Е. С. Основы социальной психологии Текст. / Е. С. Кузьмин. -Л, 1967.
    83. , Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 57 с.
    84. , Н. В. К вопросу о системном подходе исследования педагогической деятельности Текст.: обучение студентов основам педагогического мастерства / Н. В. Кузьмина. Иваново: ИЛИ, 1971.
    85. , Н. В. Психологическая структура деятельности учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Гомель: ГГУ, 1976. — 57 с.
    86. , Н. В. Современные психолого-педагогические проблемывысшей школы Текст. / Н. В. Кузьмина. J1, 1973.
    87. , Н. В. Очерки психологии труда учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 183 с.
    88. , Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки Текст. / Н. В. Кузьмина. Л, 1980. — 172 с.
    89. , Р. И. Другая школа Текст.: [о соврем, типах шк. и системах оценки знаний учащихся размышляет Р. И. Курбатов, дир. негос. лицея «Ковчег-XXl» г. Красногорска Моск. обл.] / Р. И. Курбатов // Семья и шк. -1996,-№ 7.-С. 11−13.
    90. Кучу гурова, Н. Д. Формирование у будущего учителя умения осуществлять контроль учебно-познавательной деятельности школьников Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Н. Д. Кучугурова. Ставрополь, 1997. -241 с.
    91. , Т. П. Подготовка учителя начальных классов к реализации личностного подхода к педагогической деятельности Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Т. П. Лакоценина. Волгоград, 1997. — 180 с.
    92. , М. Б. Какой должна быть рейтинговая система оценивания? Текст.: оценка качества обучения в современном образовательном пространстве / М. Б. Лебедева — отв. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоева. М.: МОГУ, 2005.
    93. , Н. Д. Психология Текст. / Н. Д. Левитов. М.: Высш. шк, 1964.-256 с.
    94. Юб.Лейтес, Н. С. Возрастные особенности развития склонностей Текст. / Н. С. Лейтес // Проблемы общей и возрастной психологии. М, 1978.
    95. , Н. А. Обучение без отметок будущее школы Текст.: [из опыта работы учителя нач. классов шк. N 8 г. Апатиты Мурман. обл.] / Н. А. Лейченко // Нач. шк. — 1995. — № 4. — С. 10−11.
    96. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
    97. А. Н. Проблемы развития психики Текст./ А. Н. Леонтьев. М., 1972.
    98. ПО.Леонтьева, О. Цифра, научившаяся молчать Текст.: [о необходимости нововвед. в оценку знаний учащихся] / О. Леонтьева // Первое сент. 1998. — 12 сент.(№ 87). — С. 3.
    99. , О. Б. Хороша та отметка, которой нет? Текст.: для поощрения существующей системы оценок слишком мало, а для наказания слишком много.: [Оценка в шк.] / О. Б. Логинова // Первое сент. — 2001. — 27 окт. (№ 76). — С. 3.
    100. ПЗ.Лыюрова, Н. В. Формирование оценочно-диагностических умений у младших школьников Текст.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) / Н. В. Лыюрова — Астрах, гос. пед. ун-т. Волгоград, 2001. — 22 е.: ил. — Библиогр.: с. 21−22.
    101. , Г. П. О формировании контрольно-оценочных действий при обучении младших школьников математике Текст. / Г. П. Максимова // Учебная деятельность и творческое мышление. Уфа, 1985.
    102. , Т. А. Некоторые причины несформированности действия контроля у младших школьников в процессе учебной деятельности Текст. / Т. А. Матис. М., 1983. — 154 с.
    103. , Г. Оценка и отметка не синонимы Текст.: [особенности проведения школ, итоговых аттестаций в Норвегии]/ Г. Маттиесен // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1998. — № 18. — С. 14.
    104. , М. И. Современный урок Текст.: вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1981. — 190 с.
    105. , М. И. Проблемное обучение Текст. / М. И. Махмутов. М. :1. Педагогика, 1975.-368 с.
    106. , Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
    107. , В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности Текст. /B.C. Мерлин // Ученые записки Пермского педагогического института. -Т. 77.-Пермь, 1970.
    108. Методы системного педагогического исследования Текст.: учеб. пособие — под ред. Н. В. Кузьминой. J1.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 171 с.
    109. Методическое письмо Министерства образования РФ Текст. от 21.05.2004 г. за № 14−51−140/13
    110. Моделирование педагогических ситуаций Текст. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981.- 119 с.
    111. , Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте Текст.: [формирование психол. готовности к обучению в шк. в процессе дет. игры с правилами] / Д. Моисеев // Дошкол. воспитание. -1995,-№ 9.-С. 17−21
    112. , М. И. Письменные контрольные работы по математике Текст. / М. И. Моро, С. И. Волкова // Начальная школа. 1990. — № 8. — С. 14−21.
    113. , Б. О. Формирование оценочно-диагностических умений у будущего учителя трудового обучения Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Б. О. Мурий. Киев, 1991. — 181 с.
    114. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX 90-е гг. XX вв.) Текст. / под ред. 3. И. Равкина. -М.: ИТОиП РАО, 1997. — С. 409−410.
    115. Нетрадиционные методы контроля в обучении Текст. / Департамент кадровой политики и образования, Учеб.-метод, центр сред. спец. образования. -М.: Б. и, 1996.
    116. Новые технологии в обучении в вузе Текст. М, 1995. — 63 с.
    117. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. 18 изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1986. — 797 с.
    118. Отметка как фактор риска Текст.: [резюме семинара «Проблемы оценки при индивидуальном подходе к обучению», Санкт-Петербург] / подгот. С. Туровская // Част. шк. 1997. — № 2. — С. 144−152.
    119. Оценка и отметка Текст.: [вопр. оценивания успеваемости учащихся в шк.] / авт. Г. Фролова, Н. Палтышев, В. Микрюков // Учит. газ. 2000. -25 янв. (№ 3). — С. 8−9.
    120. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу Текст. / Н. Ф. Виноградова и др. М.: Дрофа, 2000. — 128 с.137а Оценка качества обучения в современном образовательном пространстве Текст. / отв.ред. М.Е. Вайндорф-Сысоева.-М.: МОГУ, 2005.
    121. Педагогическая практика в системе подготовки учителя начальных классов Текст.: метод, рекомендации для студентов, преподавателей и учителей / сост. С. Е. Царева- Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: Б. и., 1993. — 63 с.
    122. Педагогические идеи К. Д. Ушинского Текст. -М.: Знание, 1971.
    123. , JI. Г. Оценка в условиях перехода к «безотметочному обучению» Текст.: проблемы и перспективы / Л. Г. Петерсон, В. А. Петерсон. М.: УМЦ «Школа2000.», 2003. — 16 с.
    124. , А. И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя Текст. / А. И. Пискунов // Сов. педагогика. 1985. — № 12. -С. 42−47.
    125. , К. К. О знаниях, навыках, умениях Текст. / К. К. Платонов // Советская педагогика. 1963. — № 11. — С. 7−10.
    126. , П. И. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб, заведений. М.: Просвещение- Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-432 с.
    127. , Г. Н. Стратегия модернизации содержания общего образования Текст. / Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин // Управлениешколой. 2001. — Август. — № 30. — С. 104−107.
    128. Полонский, В, М. Оценка знаний школьников Текст. / В. М. Полонский. -М.: Знание, 1981.-96 с.
    129. , Ю. А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности Текст.: [на уроках изобр. искусства: эксперим. исслед.: пед. система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова] / Ю. А. Полуянов, Т. Матис // Нач. шк. — 1999. — № 7. — С. 71−76.
    130. , Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей Текст. / Т. С. Полякова. М.: Педагогика, 1983 -129 с.
    131. , М. Оцениваю знания по-новому Текст.: рейтинговая система оценки знаний учащихся: из опыта работы учителя лит. гимназии N 10 г. Тобольска] / М. Прибыльская // Нар. образование. 1998. — № 2. -С. 54−56.
    132. Проблемы оценки учебных достижений школьников Текст.: [сб. ст.] / [О. А. Манзадей, С. А. Плаксина, Н. В. Денискина и др.] - Ряз. обл. ин-т развития образования. Рязань, 1998. — 56 е.: ил.
    133. Проблемы профессионального образования будущих учителей начальных классов Текст.: сб. науч. ст., посвящен. 40-летию фак. педагогики и методик нач. образования / Магнитогор. гос. ун-т. Магнитогорск, 2000. -156 с.
    134. , В. Г. Особенности действия контроля в учебной деятельностимладших школьников Текст.: Дис.. канд.пед. наук / В. Г. Романенко. -М, 1985.- 154 с.
    135. , Н. В. Мониторинг изучение качества знаний, умений, навыков Текст.: [опыт краевого науч.-метод, центра г. Краснодара] / Н. В. Романычева // Нач. шк. — 1998. — № 10. — С. 62−64.
    136. , С. Л. Бытие и сознание Текст. / С. JL Рубинштейн. М, 1957.
    137. , С. Л. Человек и мир Текст.: Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. 2-е изд. — М, 1976. — С. 253−381.
    138. , М. Стандарты образования и современная российская школа Текст. / М. Рыжаков // Нар. образование. 1995. — № 8−9. — С. 8−12. -(Стратегия образования).
    139. , А. Учитель глазами учеников и ученик — глазами учителя Текст.: [оценоч. восприятие учащимися работающих с ними педагогов: опрос учащихся разного возраста в сред. шк. N 1415 Москвы] / А. Рябов // Директор шк. — 2002. — № 1. — С. 50−59.
    140. , А. Надо ли отменять пятибалльную систему оценки знаний учащихся? Текст.: [опыт нововведений в традиц. систему оценок в Проф. лицее N 80 г. Снежинска Челяб. обл.] / А. Савин // Пед. вестн. 1996. — № 5.-С. 9.
    141. , В. М. Философские основания педагогической деятельности Текст. / В. М. Сагатовский // Вестник высшей школы. 1987. — № 1. -С .22−32.
    142. , В. Н. Формирование готовности студентов к развитию познавательных интересов у учащихся Текст.: Дис.. канд. пед. наук / В. Н. Саяпин. Саратов, 1996. — 232 с.
    143. , В. И. Новые философские аспекты экспериментально-структурных отношений Текст. / В. И. Свидерский, Р. А. Зобов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 128 с.
    144. , В. П. Современные средства оценивания результатов обучения Текст.: учеб.-метод, пособие / В. П. Сергеева, Ф. В. Каскулова, И. С. Гринченко — под общ. ред. В. П. Сергеевой. М.: АПКиППРО, 2005, — 116 с.
    145. , Н. К. О категории «связь» и ее применении в исследовании целостного педагогического процесса Текст.: методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса / Н. К. Сергеев. -Волгоград, 1984.-С. 95−103.
    146. , В. В. Критерии определения результативности обучения математике младших школьников Текст.: -Дис.. канд. пед. наук / В. В. Силков.-М., 1981.- 135 с.
    147. , В. П. Диагностика личности и профессионального мастерствапреподавателя Текст. / В. П. Симонов. М.: Межд. пед. академия, 1 995 192 с.
    148. , В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом Текст.: учеб. пособие / В. П. Симонов. М., 1997. — 264 с.
    149. , В. П. Системный подход и анализ урока Текст. / В. П. Симонов // Сов. Педагогика. 1987. — № 5. — С. 60−67.
    150. , В. На что опереться образовательному стандарту? Текст.: [концепция оценки обученности школьников] / В. Симонов // Нар. образование. 1997. — № 6. — С. 55−61. — (Стратегия образования). -(Образоват. стандарт: за и против).
    151. , М. Н. Совершенствование процесса обучения Текст.: проблемы и содержания / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 205 с.
    152. , Б. Г. Контроль знаний и обратная связь в обучении Текст. / Б. Г. Сладкевич. Л, 1980. — 160 с.
    153. , В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования Текст. / В. А. Сластенин. -М., МШИ им. Ленина, 1982. 220 с.
    154. , В. А. Проблемы формирования содержания педагогического образования на современном этапе Текст. / В. А. Сластенин, Л. Г. Семушина // Формирование личности учителя: межвузовский сб. науч. тр. -М.: Прометей, 1994. 158 с.
    155. , В. А. Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности Текст. / В. А. Сластенин,
    156. Н. Е. Мажар.-М, 1991.-144 с.
    157. , В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
    158. , В. А. Пути повышения творческого потенциала будущих учителей. Формирование личности учителя советской школы Текст. / В. А. Сластенин. -М.: Прометей, 1991. 16 с.
    159. Словарь по этике Текст. / под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1983. -445 с.
    160. Современная начальная школа и подготовка учителя Текст.: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф, прочит. 24−26 февр. 1998 г. / Магнитогор. гос. пед. ин-т. Магнитогорск, 1998. — 122 с.
    161. , Г. Мысли о работе учителя Текст. / Г. Солдатов // Начальная школа. 1994. — № 3. — С. 85−88.
    162. , Г. Оценки и отметки Текст. / Г. Солдатов // Начальная школа. -1998,-№ 2.-С. 59−63
    163. , JI. Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя Текст.: спец. курс / JI. Ф. Спирин. Ярославль, 1976.-82 с.
    164. , JI. Ф. Формирование общепедагогических умений учителя Текст.: Дис.. д-ра пед. наук / JI. Ф. Спирин. М, 1980. — 435 с.
    165. , JI. Ф. Педагогические задачи в профессиональном обучении студентов Текст. / JI. Ф. Спирин // Сов. педагогика. 1974. — № 6. — С. 7787.
    166. , О. В. Философско-исторические основы общего образования в России Текст. / О. В. Степаненко // Материалы всероссийской научно-практической конференции 3−4 октября 2002 г. -М.: ИТО и П РАО, 2002. С. 338−342.
    167. , JI. П. Формирование аналитических и проектировочныхумений воспитателя дошкольного учреждения в процессе подготовки в педагогических училищах Текст.: Дис.. канд. пед. наук /: Л. П. Ступникова. М, 1995. — 206 с.
    168. , Е. Н. Семь законов оценивания знаний Текст.: [школьников и студентов вузов] / Е. Н. Сыромолотов // Школ, технологии. 1999. -№ 1−2. — С. 207−212.
    169. , Л. Н. Формы контроля в университетах США Текст. / Л. Н. Талалова // Формирование личности учителя: межвузовский сб. науч. тр. М.: Прометей, 1994. — 158 с.
    170. , Т. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Текст.: книга для учителя / Т. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
    171. , Т. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе Текст. / Т. Ф. Талызина // М.: Знание, 1983. 96 с.
    172. , Д. Развитие общеучебных умений школьников Текст. / Д. Татьянченко // Народное образование. 2003. — № 8 — С. 115
    173. Технологии образовательного процесса Текст.: тез. докл. Межвуз. научн.-метод. конф. / Оренбургский гос. ун-т. Оренбург, 1997. — 147 с.
    174. Технология обучения и воспитания в системе многоуровневой подготовки учителей начальных классов и преподавателей дошкольной педагогики и психологии Текст.: тез. докл. научн.-практ. конф. Волгоград: Перемена, 1995, — 158 с.
    175. , Л. Н. Педагогические сочинения Текст. / Л. Н. Толстой. М., 1989.
    176. , К. Д. Человек как предмет воспитания Текст. / К. Д. Ушинский // Ушинский, К. Д. Собр. соч. Т. 8. М.-Л., 1950. С. 55.
    177. , К. Д. Вопросы обучения Текст. / К. Д. Ушинский // Ушинский, К. Д. Собр. соч. Т.2. М.-Л., 1954.
    178. , К. Д. и русская школа Текст.: беседы о великом педагоге / под общ. ред. Е. П. Белозерцева. -М.: Роман-газета, 1994.
    179. , Г. Е. Умеем ли мы оценивать младшего школьника? Текст.: [психол. аспект] / Г. Е. Филатова // Класс'. 1995. — № 2. — С. 34−41.
    180. Философский энциклопедический словарь Текст. / глав. ред. А. Ф. Ильичев. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. 839 с.
    181. , И. Л. Учителю о развитии у учащихся мотивации достижения успеха Текст. / И. Л. Финько // Психологические знания в помощь учителю. Ульяновск, 1998.-С. 13−19.
    182. Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов пед. институтов Текст.: межвузовский сб. науч. тр. Саратов, 1985. — 132 с.
    183. Формирование профессионально-педагогических умений будущего учителя Текст.: сб. науч. тр. Днепропетровск, 1989. — 136 с.
    184. Формирование профессиональных знаний, умений и навыков у будущих учителей начальных классов Текст.: материалы конф. (3−5 апр. 1996 г.) / Череповец, гос. пед. ин-т им. А. В. Луначарского. Череповец: Изд-во ЧГПИ, 1997.- 149 с.
    185. , Л. М. Психологическая наука учителю Текст. / Л. М. Фридман, К. Н. Волков. -М.: Просвещение, 1985. — 162 с.
    186. , Н. Г. Модернизация педагогической практики в системе подготовки учителя начальных классов Текст. / Н. Г. Шабло — Таганрог, гос. пед. ин-т. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1999. — 9,1. с. — Библиогр. в конце кн.
    187. , Т. И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. 209 с.
    188. , С. Т. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / С. Т. Шацкий.- М, 1980.
    189. , А. О. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя Текст. / А. О. Щербаков // Вопросы психологии,-1981,-№ 5.-С. 13−21.
    190. , А. О. О подготовке студентов будущих учителей к исследованию педагогических явлений и процессов Текст. / А. О. Щербаков // Психология труда и личности учителя. — JT, 1977. Вып. 2.
    191. , Д. Б. Проблемы развивающего обучения Текст. / Д. Б. Эльконин, JT. В. Занков. М, 1986.
    192. Педагогика ненасилия Текст.: Яснополянская школа JI .Н. Тостого // http://home.tula.net/ltolstoy/165.htm]
    193. Время Екатерины II. Глава IX. Государственная педагогия Текст. // http://www.rustrana.ru/print.php7nid
    Заполнить форму текущей работой