Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Городское самоуправление в системе местного самоуправления в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Городское самоуправление является составной частью местного самоуправления, обладает специфическими чертами и собственной нормативной базой. На основе анализа положений Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законов субъектов РФ о местном самоуправлении, уставов городов и существующих в научной литературе определений… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Исторические аспекты становления городского самоуправления в России
    • 1. Городское, самоуправление в дореволюционной России
    • 2. Государственная власть и управление в городах в советский период 34−5?
  • Глава II. Общие основы и полномочия городского самоуправления в Российской Федерации
    • 1. Конституционно — правовые основы городского самоуправления
    • 2. Полномочия городского самоуправления
  • Глава III. Система городского самоуправления
    • 1. Формы непосредственного участия населения в осуществлении городского самоуправления
    • 2. Органы и должностные лица городского самоуправления
    • 3. Организация территориального общественного самоуправления в городе

Городское самоуправление в системе местного самоуправления в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность томы исследования. В последнее время в науке и в государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе.

Действующая Конституция нашей страны определила местное самоуправление как один из элементов основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Кроме того, она закрепила важное положение в отношении местного самоуправления: в пределах своих полномочий оно самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти.

Конституционные положения нашли свое дальнейшее развитие в Федеральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно с его принятием начались формирование правовой основы становления и нормативного регулирования института местного самоуправления и его органов, а также работа по их реализации.

Сегодня крупные города, их представите, ьная и исполнительная власть воспринимаются как политические и экономические конкуренты властей субъектов Федерации. Во многих регионах между этими двумя уровнями власти идет непримиримая борьба. Городское самоуправление в этой ситуации оказывается фактически единственной преградой на пути «подавления городов» .

Идет процесс (в России с огромным отставанием) осознания городов не просто как «нижнего», местного уровня самоуправления и планирования, а как особого измерения устойчивого и управляемого общественного развития.

Поэтому насущной проблемой становятся исследование изменений функций городов на различных этапах отечественной истории, возможности предоставления городам индивидуального правового статуса.

В связи со сказанным представляется весьма актуальным изучение вопросов городского самоуправления. Это предопределяется, в частности, и тем, что именно в городах в настоящее время проживает большинство населения России, сосредоточена большая часть производственно — экономическою, культурного и научного Пиншциала. Следовательно, < <т состояния местного самоуправления в данных муниципальных образованиях зависит жизнь большей Чисти граждан Российского государства.

Анализ >акон'\а !''?льстна су’УМ’К! [>в ]>ф мосгноч г" ам'>у,., гмнл"1иии, уставов городов, их реализации показывает своеобразие норм, пивного регулирования городского самоуправления, особенностей его осуществления на практике, которое уже достаточно обширно и разнообразно. Таким образом, исследование теоретических вопросов и практики нормативного регулирования и организации городского самоуправления представлщот значительный научный интерес.

Рассмотрение соответствующих законодательных и уставных норм позволило показать устройство городского самоуправления в Российской Федерации, выявить его общие черты и особенности в отдельных городах. Анализу подверглись многие законы субъектов РФ, так или иначе обращенные к местному, в том числе городскому самоуправлению. Исследовались также различные нормативные акты органов городского самоуправления.

Проблемы, связанные со становлением института местного самоуправления в нашей стране, включая городское самоуправление, уходят корнями в прошлое, без изучения которого сложно их решать. В связи с этим представляет интерес исторический опыт земских учреждений и общественного управления в городах России, начиная со времен Петра I, при разрешении данными органами социальных проблем, удовлетворении потребностей населения, развития благоустройства городов. Актуальными представляются и организация работы местных, в первую очередь городских Советов в советский период нашей истории.

Таким образом, актуальность темы диссертации обусловлена: недостаточной теоретической разработанностью проблем городского самоуправленияважностью уяснения специфики городского самоуправленияпотребностью совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность городского самоуправления.

Актуальность усиливается и тем, что результаты этой работы в виде научных рекомендаций и предложений могут быть использованы дл# правового обеспечения осуществляемой в стране реформы местного самоуправления.

Цель и задачи исследования

Основная цель настоящего диссертационного исследования состоит в раскрытии мцста городского самоуправления в общей системе местного самоуправления в России, ЬЬдержания городского самоуправления на основе анализа законодательства, а также практики соответствующих органов.

Поставленная цель определила рЦрасновных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:

1) проследить становление и развитие городского самоуправления на основе изучения опыта общественного управления городов в дореволюционной России, городских Советов в советский период, специфику перехода к современному городскому самоуправлению в РФ;

2) рассмотреть конституционно — правовую основу городского самоуправления путем анализа норм Конституции РФ, федерального законодательства, законов о местном самоуправлении отдельных субъектов РФ и уставов городов;

3) раскрыть содержание городского самоуправления;

4) изучить полномочия городского самоуправления;

5) проанализировать систему и организацию городского самоуправления;

6) исследовать основные проблемы городского самоуправления в России и выработать рекомендации и предложения по их решению.

Методологическая основа исследования. В процессе работы были использованы исторический, сравнительно — правовой и технико — юридический методы научного познания, а также применен комплексный подход к рассмотрению изучаемых проблем.

Правовой базой диссертации являются: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения иных федеральных законов и законов субъектов Федерации о местном самоуправлении. В работе использован основной акт муниципального права — Европейская хартия местного самоуправления, а также нормативные правовые акты городского самоуправления (особенно уставы) различных городов РФ. Важное значение для исследования проблем, затронутых в настоящей работе, имело изучение Городовых положений Российской империи и практики их применения в XIX — начале XX веков. В ходе подготовки диссертации проанализированы нормативные правовые акты высших органов государственной власти СССР, РСФСР, местных Советов и современных органов городского самоуправления.

Степень изученности проблемы. В литературе имеются отдельные труды, касающиеся данной темы. Однако специальных работ, в которых исследовалось бы в целом городское самоуправление, его становление и развитие, пока нет.

В общеисторической литературе в той или иной мере освещается история городского самоуправления в работах Н. А. Нардовой «Городское самоуправление в России в 60 —х — начале 90 —х годов XIX века» (1984), В. Д. Калинина «Из истории городского самоуправления в России (17 —начало 20 века)» (1994), Л. Е. Лаптевой «Земские учреждения в России» (1996) и некоторых других.

Можно воспользоваться делением отечественной литературы по местному самоуправлению на три группы: дореволюционная литература, литература советского периода и современные работы.

Дореволюционная литература достаточно богатая и охватывает широкий круг вопросов по местному самоуправлению. Так, деятельность земских и городских органов общественного управления рассматривалась в работах российских ученых и государственных деятелей: В. П. Безобразова, А. В. Васильчикова, А. Д. Градовского, А. В. Дамашке, А. В. Ельчанинова, Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, С. А. Приклонского, В. О. Тотомианца и др. Их работы представляют большой научный и практический интерес и в настоящее время, так как в них уделяется значительное внимание изучению и решению проблем местного самоуправления, которые не утратили своей актуальности и сегодня.

В советское время проблемы местного самоуправления изучались в основном в аспекте советской государственности, в силу того, что идея местного самоуправления связывалась с Советами, которые являлись органами государственной власти на местах, а рядом ученых характеризовались также и как органы общественного (народного) самоуправления. В работах ученых — юристов С. А. Авакьяна, А. А. Аскерова, Г. В. Барабашева, В. И. Васильева, Б. Н. Габричидзе, Л. А. Григоряна, В. Ф. Котока, М. А. Краснова, В. А. Кряжкова, О. Е. Кутафина, Б. М. Лазарева, А. И. Лепешкина, В. А. Пертцика, М. И. Пискотина, А. Я. Сливы, Ю. А. Тихомирова, К. Ф. Шеремета и ряда других рассматривались вопросы организации и деятельности местных органов власти. Однако, надо отметить, что непосредственно научных исследований, относившихся к городским Советам, мало, среди них можно выделить работы Б. Н. Габричидзе «Городской Совет депутатов трудящихся» (1968), К. Ф. Шеремета «Участие населения в управлении городами в СССР» (1974), С. А. Авакьяна «Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения» (1979), «Роль местных Советов в экономическом и социальном развитии городов» под ред. Г. В. Барабашева (1983), В. И. Васильева «Городской Совет: закон и практика» (1984) и некоторые другие. Особо можно выделить работы В. А. Пертцика «Проблемы местного самоуправления в СССР» (1963) и Л. А. Григоряна «Советы — органы власти и местного самоуправления» (1965) — авторы одними из первых (хотя и с разными подходами) поднимали вопрос об использовании категорий местного самоуправления в характеристике местных органов государственной власти.

С началом муниципальной реформы в 80 — х — 90 — х годах отмечается повышенный научный интерес к местному самоуправлению. В трудах таких ученых — государствоведов, как С. А. Авакьян, Г. В. Барабашев, В. И. Васильев, М. А. Краснов, В. А. Кряжков, О. Е. Кутафин, Н. В. Постовой, А .Я. Слива, Ю. А. Тихомиров, В. А. Фадеев, К. Ф. Шеремет и др. рассматривались проблемы самоуправленческого характера статуса и компетенции органов местной власти. Эти ученые способствовали формированию отрасли современного муниципального права России. Однако в их трудах рассматривались лишь отдельные аспекты городского самоуправления.

Хотя сейчас имеется большое количество работ по местному самоуправлению, городское самоуправление остается еще мало изученным. До сих пор нет специального монографического исследования, в той или иной мере охватывающего комплекс вопросов, связанных с городским самоуправлением. Вопросам городского самоуправления посвящено несколько журнальных статей1- кроме того, имеется несколько диссертационных исследований, в той или иной мере, касающихся городского самоуправления2. Все это также повлияло на выбор темы исследования и особенно обусловило при подготовке данной работы использование нормативно — правового материала ряда городов Российской Федерации.

Например, Беляев Ю. А. Бюджет и финансы города // Финансы. М., 1993. № 1- Бондарь И. С., Зинченко С. П. Городской Совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности // Гос. и право. М., 1993. № 3 и ряд других.

2 См., в частности: Ванеев О. И. Городские поселения в Российской Федерации (конституционно — правовое исследование). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид наук. Екатеринбург, 1998; Кулиева С. Й. Развитие механизма местного самоуправления (конституционно — правовой аспект). Дисс. на соис-к. уч. степ, канд. юрид наук. М., 1994; Ларькина А. ГЬ Органы^Рфриториального общественного самоуправления. Дисс. на соис^уч. степ. кайд. юрид наук. СПб., 1992; Масловская Т. С. Нормотворчество органовлестного самоуправления Российской Ф^ерации. Дисс. на соиск. уч. степ. кащ&Шшшд наук. Омск, 1998; Пешин Н. Л^Лэавовое регулирование финансовой сиЩШЬы местного самоуправления в Щссийской федерации. Дисс. на соиск. уч. стеИГ канд. юрид наук. М., 1998; Пылин В. В. Представительные органы местного самоуправления. Дисс. на сшк. уч. степ. канд. юрид наук. СПб., 1996; Сиддиков P.P. Местные власти и местного самоуправления теоретические и организацией) — правовые проблемы). Дисс. на соиск. уч. степ. докт. юрид наук. М., 199IIP ft.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании проблем городского самоуправления с учетом исторического опыта, действующего законодательства и имеющейся практики городов.

Впервые более или менее полно исследуются мероприятия царского правительства по внедрению системы общественного управления в городах, анализируются соответствующие нормативные акты. Ставится задача выяснить роль городских Советов в советский период в становлении и организации управления городами в нашей стране, выявить достоинства и недостатки. Делается попытка раскрыть особенности современного городского самоуправления, систему его органов.

Новизна работы проявляется также в подходах к раскрытию темы. Последовательность расположения структурных частей работы предопределяется стремлением логически связать вопросы теории местного самоуправления и практику городского самоуправления, в связи с чем анализируются уставы городов и другие нормативные акты органов городского самоуправления.

Основные положения. выносимые на защиту. В результате проведенного исследования сделаны выводы и обоснованы положения, которые выносятся на защиту.

1. В настоящее время развитие теории и практики городского самоуправления приобретает новые черты, существенно отличающие его от дореволюционных органов городского общественного управления и городских Советов советского периода. Тем не менее положительный опыт предшествующих периодов следует учитывать как в местном самоуправлении в целом, так и в организации городского самоуправления.

2. Местное (городское) самоуправление не отделено от государства, несмотря на наличие конституционной нормы, в соответствии с которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данная норма означает гарантию самостоятельности местного, в том числе и городского самоуправления в пределах своих полномочий. Местное (городское) самоуправление развивается на основе и в соответствии с законами государства при его поддержке и государственных гарантиях. НеобА>димо учитывать, что территория города — это часть государственной территории, местные жители являются гражданами государства. Местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в русле единой государственной политики на основе сочетания местных общегосударственных интересов. Т. е. в местном, в том числе городском самоуправлении сочетаются два начала — государственное и общественное, иными словами, общественное самоуправление выполняет определенные государственные полномочия. Государство может устанавливать надзор за местным самоуправлением, который направлен на обеспечение его соответствия праву и конституционным принципам.

3. Городское самоуправление является составной частью местного самоуправления, обладает специфическими чертами и собственной нормативной базой. На основе анализа положений Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законов субъектов РФ о местном самоуправлении, уставов городов и существующих в научной литературе определений местного самоуправления в диссертации дано следующее определение: городское самоуправление — это право и реальная способность населения и создаваемых им органов городского самоуправления под свою ответственность и в интересах города осуществлять управление и контроль в отношении переданной государством в их ведение части общественных дел, исходя из исторических и иных местных традиций. При этом государство обязуется создавать необходимые условия и гарантии для осуществления переданных дел. Городское самоуправление должно быть вписано в структуру организации власти в Российской Федерации, действовать в интересах как государства, так и населения. С друтой стороны, оно должно быть некоторым противовесом вертикали государственного механизма.

4. Развитие федерального и формирование регионального законодательства о местном самоуправлении обусловило становление городского самоуправления, регулируемого на своем уровне уставами и другими правовыми актами органов городского самоуправления. При этом рядом субъектов Федерации нарушаются интересы городов. Например, в республиках города республиканского значения лишаются права на осуществление местного самоуправления путем упразднения органов самоуправления или подчинения их органам государственной власти. Города районного значения лишаются статуса муниципальных образований в силу того, что в ряде субъектов РФ низшей единицей местного самоуправления определены районы в сельской местности. Поэтому необходимо на федеральном уровне закрепить^ что же является низшей единицей местного самоуправления, чтобы города районного значения не лишались статуса муниципальных образований. Кроме того, требуется приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативны^ правовых актов субъектов Федерации и уставов городов, дальнейшее развитие и совершенствование федерального и регионального законодательства.

5. На федеральном уровне еще не принят закон о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, несмотря на то, что он крайне необходим. Между тем, некоторые субъекты Федерации уже приняли подобные законы (например, Ставропольский край, Томская область), хотя было бы логичней сначала принять такой закон на федеральном уровне.

6. В городском самоуправлении разделение властей не применяется, но все-таки должно быть разграничение полномочий, обусловленых правом населения города на самоуправление. Наиболее удачным для системы городского самоуправления можно считать вариант, при котором сохранится приоритет представительных органов над исполнительными, выражающийся не только в подотчетности администрации города представительному органу самоуправления, но и в его участии в формировании администрации. Кроме того, следует определить крут вопросов городского значения, которые решаются либо населением города на местных референдумах, либо органами городского самоуправления, но с обязательным выявлением мнения горожан или в порядке реакции на правотворческую инициативу населения.

7. Каждый город самостоятельно определяет систему органов местного самоуправления. На наш взгляд, наиболее удачной представляется система органов городского самоуправления, при которой глава города включен в представительный орган и председательствует на его заседаниях, а кроме того руководит деятельностью администрации. При такой системе наиболее полно соотносятся непосредственные и представительные формы участия населения в городском самоуправлении с элементами единоначалия, с возможностями осуществления руководства городом на основе принципов профессионализма и персональной ответственности. Поэтому в уставах городов необходимо закрепить, с одной стороны, широкие возможности населения и образуемого им органа городского самоуправления, и, с другой, признание и последовательную реализацию принципа единоначалия, профессионализма и персональной ответственности при решении городских вопросов.

8. При характеристике полномочий органов городского самоуправления сделан вывод о том, что их деление на собственные полномочия самоуправления и государственные условно, т.к. по сути перед органами государственной власти и органами местного самоуправления стоят одни и те же задачи и они вместе должны нести ответственность за их выполнение.

Деятельность органов городского самоуправления не может быть полностью выделена из решения общих государственных вопросов, она должна осуществляться в рамках, заданных федеральным законодательством. Вопросы имеют местное (городское) значение лишь в том плане, что решаются на конкретной территории и данным субъектом местного самоуправления, а так они все-таки являются частью вопросов государственного значения.

9. К формам непосредственного участия населения в осуществлении городского самоуправления относятся референдум, выборы, собрания, сходы граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан, опросы, отзыв депутатов и выборных должностных лиц городского самоуправления. К данным формам следует добавить такой важный институт непосредственной демократии как наказы избирателей, который действовал в советское время, но не утратил своей актуальности и сегодня.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается во внесении определенного вклада в разработку одной из важных и еще малоизученных тем науки конституционного и муниципального права. Результаты работы могут быть использованы для углубленного исследования и решения задач городского самоуправления, а также при изучении курса «Муниципальное право России» в юридических вузах. Диссертация может быть полезной в законопроектной работе субъектов Федерации, правотворческой деятельности муниципальных органов, практике применения соответствующих нормативных актов.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на кафедре конституционного права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Отдельные выводы и предложения диссертационного исследования изложены в публикациях по теме.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на семь параграфов и списка литературы. Основные выводы проведенного исследования, представлены в диссертации по параграфам.

1. Нормативные акты.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

3. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

5. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления Российской федерации» от 10 сентября 1997 г.//Российская газета от 30 сентября f997 г.

6. Шоджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 Г.//СЗ РФ. 1998. № 31*. Ст. 3823.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I.//C3 РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.

8. Конституция Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г.

9. Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г.

10. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 г.// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267.

11. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г.//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1011.

12. Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» от 5 марта 1971 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12.

13. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся» //Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12. Ст. 132.

14. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12. Ст. 133.

15. Закон Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области» от 17 декабря 1996 г.

16. Закон Кировской области «О сходах граждан и старостах в Кировской области» от 29 февраля 1996 г.

17. Закон Красноярского края «О местном референдуме» от 28 июня 1996 г.

18. Закон Ленинградской области «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» от 26 марта 1996 г.

19. Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» от 20 января 1998 г.

20. Закон Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18 июня 1997 г.

21. Закон Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» от 17 апреля 1996 г.

22. Закон Ханты — Мансийского автономного округа «Об общих принципах организации местного самоуправления в Ханты — Мансийском автономном округе» от 20 декабря 1995 г.

23. Устав города Благовещенска от 12 января 1996 г.

24. Устав города Иваново от 8 апреля 1996 г.

25. Устав города Ижевска от 3 июля 1997 г.

26. Устав города Кемерово от 17 декабря 1995 г.

27. Устав города Костромы от 4 октября 1995 г.

28. Устав города Липецка от 1 ноября 1996 г.

29. Устав города Мурманска от 17 декабря 1995 г.

30. Устав города Орла от 14 декабря 1996 г.

31. Устав города Рязани от 3 июня 1996 г.

32. Устав города Туапсе от 19 августа 1996 г.

33. Устав города Челябинска от 17 декабря 1995 г.

34. Устав города Читы от 6 августа 1996 г.

35. Устав города Ярославля от 16 ноября 1995 г.

36. Положение «О постоянных депутатских комиссиях Туапсинской городской Думы» от 22 апреля 1997 г.

37. Положение «О территориальном общественном самоуправлении в г. Ульяновске» от 21 мая 1997 г.

38. Положение «Об администрации г. Кемерово» от 15 июля 1996 г.

39. Положение «Об общественном совете при Ульяновской городской Думе» от 19 марта 1997 г.

40. Постановление «Об организационных основах городского самоуправления в г. Череповце» от 26 октября 1995 г.

41. Регламент администрации г. Кемерово от 14 декабря 1996 г.

42. Регламент думы г. Костромы от 13 марта 1997 г.

43. Городовое положение 1785 Г.//ПСЗ. Собрание I. 1830. Т. 22. № 16 187.

44. Положение об общественном управлении Санкт-Петербурга 1846 Г.//ПСЗ. Собрание И. 1847. Т. 21. Отделение I. № 19 721.

45. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 Г.//ПСЗ. Собрание И. Т. 39. № 40 458.

46. Городовое положение 1870 Г.//ПСЗ. Собрание II. Т. 45. Отделение I. № 48 498.

47. Городовое положение 1892 Г.//ПСЗ. Собрание III. 1895. Т. 12. № 8708.

48. Положение об общественном управлении г. Санкт-Петербурга 1903 Г.//ПСЭ. Собрание III. Т. 23. № 23 101.

49. Закон Временного правительства «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях» от 15 апреля 1917 г.//Сборник указов и постановлений Временного правительства. Выпуск № 1. Петроград, 1917.

50. Постановление Временного правительства «Об изменении действующих Положений об общественном управлении городов» от 9 июня 1917 г.//Сборник указов и постановлений Временного правительства. Выпуск № 2. Петроград, 1918.

51. Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа 1922 Г.//СУ РСФСР. 1922. № 10. Ст. 90.

52. Положение о городских Советах от 7 декабря 1925 г.//СУ РСФСР. 1925. № 91. Ст. 662.2. Монографии и статьи.

53. Авакьян С. А. Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения. М., 1979.

54. Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности Советов (конституционные основы, теория и практика). М., 1980.

55. Авакьян С. А. Советы и руководство экономикой. М., 1985.

56. Авакьян С. А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России//В сб.: Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 1994.

57. Авакьян С. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового Закона//Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. 1996. № 2.

58. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.

59. Антонова Н. А. Правовые вопросы организационной деятельности представительных органов местного самоуправления в РФ. Дис.канд.юрид.наук. М., 1995.

60. Аскеров А. А. Вопросы советского города. М, 1953.

61. Бабичев И. В. Правовой перекос//Российская Федерация сегодня. 1998. № 14.

62. Бабун Р. Готов ли народ к самоуправлению?//Российская Федерация. М., 1994, № 17.

63. Барабашев Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М., 1971.

64. Барабашев Г. В. Районный, городской Совет на современном этапе. М., 1975.

65. Барабашев Г. В. Принятие решений местными органами власти и управления. М., 1983.

66. Барабашев Г. В. Местное самоуправление. М., 1996.

67. Барабашев Г. В., Шеремет К.ф. КПСС и Советы народных депутатов. М., 1978.

68. Барабашев Г., Кряжков В. Самоуправление. В начале пути// Народный депутат. 1990. № 14.

69. Безуглов А. А. Власть народная. М., 1960.

70. Безуглов А. А. Социальные аспекты участия населения в планировании деятельности советских местных представительных органов власти. М., 1970.

71. Безуглов А. А. Самоуправление: теория и практика. М., 1991.

72. Беляев Ю. А. Бюджет и финансы города//Финансы. М., 1993, № 1.

73. Бланкенагель А. Местное самоуправление против государственного управления в РФ//Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. № 1.

74. Богданова Н. А. Вопросы местного самоуправления в конституционном праве//В сб.: Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М. 1994.

75. Бойцов В .Я., Степанова Н. В. Российское территориальное самоуправление 1864−1917. Кемерово, 1994.

76. Болтенкова Л. Ф. Упразднение органов местного управления и создание Советов. М., 1988.

77. Бондарь Н. С., Зинченко С. П. Городской совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности// Гос. и право. М., 1993, № 3.

78. Бондарь Н. С., Чернышев М. А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении (на примере г. Ростова —на—Дону). Ростов —на—Дону, 1996.

79. Брячихин А. М. Власть в городе. М., 1995.

80. Быстренко В. И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск, 1997.

81. Бялкина Т. М. Законодательство области о местном самоуправлении: концепция, практика и проблемы развития. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. Саратов, 1995.

82. Бялкина Т. М. Законодательство области о местном самоуправлении, Воронеж, 1996.

83. Ванеев О. Н. Городские поселения в Российской Федерации (конституционно — правовое исследование). Автореф. дисс, на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998.

84. Васильев В. И. Городской Совет: закон и практика. М., 1984.

85. Васильев Р. Ф. Правовые акты местных Советов. Очерки о юридической природе. М., 1975.

86. Васильев Р. Ф. Законодательство о принципах организации местного самоуправления и его совершенствование//В сб: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. М., 1996.

87. Васильчиков А. В. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869.

88. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. М., 1928.

89. Виноградов В. А. Местное самоуправление. Российский вариант: научно — аналитический обзор. М., 1993.

90. Вишневский Б. Дело Собчака живет. А как насчет побеждает?//Российская Федерация сегодня. 1998. № 3.

91. Вишняков В. Г. Двойное подчинение органов управления народным хозяйсйвЁ М., 1967.

92. Волков А. Социалистическое самоуправление народа: некоторые аспекты проблемы//Политическое самообразование. М., 1986. № 1.

93. Волков Ю. Е. Так рождается коммунистическое самоуправление. М., 1965.

94. Волохов В., Кононов А. Какая милиция меня сбережет?//Муниципальная власть. 1998, № 2.

95. Вопросы административного права на современном этапе. М., 1963.

96. Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. СПб., 1996.

97. Воронин А., Мурашко А., Троенко В., Шипов В. Как наполнить пересохшее русло бюджетных рек//Муниципальная власть. 1997, № 1.

98. Воронина Т. В Тульском самоваре кипяток крутой//Муниципальная власть. 1998, № 3.

99. Выдрин И. В. Территориальный коллектив как субъект местного самоуправления (государственно — правовые аспекты)//Правоведение. 1992. № 2.

100. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник. Екатеринбург, 1998.

101. Габричидзе Б. Н. Материал к лекции на тему: «XXIII съезд КПСС о повышении роли Советов депутатов трудящихся в коммунистическом строительстве». М., 1967.

102. Габричидзе Б. Н. Городской Совет депутатов трудящихся. М., 1968.

103. Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

104. Гильченко Л. В. Из истории становления местного самоуправления в России//Государство и право. 1996. № 2.

105. Гладышев А. Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996.

106. Градовский А. Д. История местного управления в России. СПб., 1868.

107. Графский В. Г., Ефремова Н. Н., Карпец В. И. и др. Институты самоуправления: историко — правовое исследование. М., 1995.

108. Григорян Л. А. Советы — органы власти и местного самоуправления. М., 1965.

109. Грузинов А. С., Рюмин В. П. Город: уйрЯИЙйие, проблемы. Л., 1977.

110. Гутман Г. В., Дмитриев Ю. А. Местное самоуправление в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1991.

111. Дамашке А. В. Задачи городского хозяйства. М., 1904.

112. Данилов Ф. А. Государственная власть и местное (городское и земское) самоуправление. М., 1907.

113. Дмитриев Ю. А., Ковалев В. Т. Муниципальное право: проблемы становления отрасли//Право и жизнь. 1994. № 4.

114. Дыльнов Г. В. Представительные органы власти — главное звено социалистического самоуправления. Саратов, 1986.

115. Дьяконова Л. А. Проблемы формирования местного бюджета//Финансы. М&bdquo- 1992. № 7.

116. Егорова Е. С. Местное самоуправление в России: история и современность. Ярославль, 1992.

117. Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве. Изд. 2-е, СПб. 1908.

118. Ельчанинов А. В. О самоуправлении. М., 1906.

119. Ефремова Н. Н., Немытина М. В. Местное самоуправление и юстиция в России (1864- 1917)//Государство и право. 1994. № 3.

120. Каганович Л. М. Местное советское самоуправление. Строительство Советской власти на местах. М., 1923.

121. Калинин В. Д. Из истории городского самоуправления в России (17 — начало 20 века). М., 1994.

122. Каменский А. А. Реформа местного управления: наблюдения и заметки практика. 1904.

123. Карапетян Л. М. Местное самоуправление как первичная форма самоопределения социума. В сб: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. М., 1996.

124. Киселев А. С. Городские Советы и вопрос массовой работы в них. Госиздат, 1926.

125. Кобалевский В. Л. Советское административное право. Харьков, 1929.

126. Кобилев А. Г. Муниципальная собственность. Формирование, функции, управление. Ростов — на — Дону, 1996.

127. Когут А. Е. Местное самоуправление в городах России. Рекомендации по разрешению и применению регламентирующих документов. Основные положения. СПб., 1995.

128. Когут А. Е. Система местного самоуправления. СПб., 1995.

129. Козлов Ю. М. Исполнительная власть: муниципальный уровень// Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1992. № 2.

130. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1995.

131. Козлова ЕМ., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1998.

132. Колюшин Е. И. Проблемы концепции местного еамоуправления//В сб.: Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 1994.

133. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Окунькова Л. А. М., 1994.

134. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Под ред. Тихомирова Ю. А. М., 1997.

135. Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь. М., 1995.

136. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд-е 8-е. М., 1970.

137. Краснов М. А. Местное самоуправление: государственное или общественное// Сов. государство и право. М. г 1990. № 10.

138. Краснов М. А.

Введение

в муниципальное право. М., 1993.

139. Кряжков В. А. Местное самоуправление: правовое регулирование и структуры//Сов.государство и право. М., 1992. № 1.

140. Кулешов В. Дом, который построил мэр//Российская Федерация сегодня. 1998, № 13.

141. Кулиева С. И. Развитие механизма местного самоуправления (конституционно — правовой аспект). Дис.. канд. юрид. наук. М., 1994.

142. Кутафин О. Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. М., 1976.

143. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1998.

144. Лагуткин А. В. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации. М., 1995.

145. Лазаревский Н. И. Самоуправление. В сб: Мелкая земская единица. СПб., 1903;1904г.

146. Лаптева Л. Е. Земские учреждения в России. М., 1993.

147. Лаптева Л. Е. Самоуправление в российской государственной традиции//В сб.: Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996.

148. Ларькина А. П. Органы территориального общественного самоуправления. Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1992.

149. Ларькина А. П., Малый А. Ф. Органы территориального общественного самоуправления. Саранск, 1993.

150. Лебедев П. И. Местное управление. Л., 1987.

151. Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Полн.собр.соч. Т. 41.

152. Ленин В. И. Доклад на объединительном съезде РСДРП. Полн.собр.соч. Т. 13.

153. Лепешкин А. И. Материал лекции на тему: «Местные органы государственной власти в СССР». М., 1953.

154. Лепешкин А. И. Местные органы власти Советского государства. М., 1957.

155. Лепешкин А. И. Советы — власть трудящихся. М., 1966.

156. Лепешкин А. И. Советы — власть народа. М., 1967.

157. Лепешкин А. И. Ленинские идеи о Советах и их воплощение в жизнь. М-, 1977.

158. Лима некий Г. Не стоит бояться коммунального рынка//Муниципальная власть. 1997, № 2.

159. Любимова В. В. Муниципалитеты: экономика и социально ~ политическая роль//Мировая экономика и международные отношения. М., 1993, № 9.

160. Лясковский А. И. Становление системы местного самоуправления в РФ. М&bdquo- 1992.

161. Масловская Т. С. Нормотворчество органов местного самоуправления Российской Федерации. Автореф, дисс. на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. Омск, 1998.

162. Матвеев М. И. Взаимодействие представительных и исполнительных органов в системе местного самоуправления. М., 1992.

163. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. М., 1988.

164. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986.

165. Мачульская И. Г. Соотношение прав Российской Федерации и прав ее субъектов в области организации местного самоуправления//В кн.: Российская государственность: состояние и перспективы развития. М.: Республика. 1995.

166. Мачульская И. Г. Государственные полномочия местного самоуправления//Федерализм. М., 1998, № 3.

167. Местное самоуправление в России: история и современность. Материалы региональной научно — практической конференции. Новгород, 1997.

168. Местное самоуправление в России. Сборник материалов по проблемам местного самоуправления в Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995.

169. Местное самоуправление в Российской Федерации (региональный аспект). М., 1998.

170. Местное самоуправление в современной России: политика, практика, право, Под ред. С. И. Рыженкова. М., 1998.

171. Местное самоуправление: проблемы и решения. Материалы международного симпозиума. М., 1996.

172. Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы. Под ред. Н. В. Винника и С. И. Рыженкова. М&bdquo- 1998.

173. Местное самоуправление: российский вариант. М., 1993.

174. Миневич В. Их адрес и дом, и улица//Муниципальная власть. 1998. № 1.

175. Мирошниченко Е. В. Шаги к самоуправлению//Нар.де11утат. М., 1992. № 17.

176. Мирошниченко Е. В. Местное самоуправление в России: теория и практика//Государство и право М., 1993, № 6.

177. Нардова В. А. Городское самоуправление в России в 60—х — начале 90—х годов XIX века. Д., 1984.

178. Новый энциклопедический словарь. Под ред. Арсеньева К. К. СПб., 1915.

179. Овчинников И, И. Местное самоуправление: конституционно — правовая основа формирования//Конституционный строй России. М., 1992.

180. Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ: концепции, конституционно — правовые основы, практика. М., 1996.

181. Панина Е. Возьмем лучшее из опыта земств. Российская Федерация 1994, № 17.

182. Пахомов Е. А. Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия). Дис.. канд. юрид, наук. М., 1998.

183. Пертцик В. А. Проблемы местного самоуправления в СССР. Иркутск, 1963.

184. Петров А. Как управлять столицей//Рассийская Федерация. М., 1994, № 16.

185. Пешин Н. Л. Правовое регулирование финансовой системы местного самоуправления в Российской Федерации. Дне.. канд. юрид. наук. М., 1998.

186. Пискотин М. И. Местные Советы в системе государственных отношений//Советы депутатов трудящихся. М., 1961. № 1.

187. Поляк Г. Б. Бюджет города. Проблемы и перспективы развития, М., 1978,.

188. Постовой Н. В. Экономическая основа местного самоуправления//Сов.государство и право. 1990, № 11.

189. Постовой Н. В. Четко разграничить функции//Нар.депутат. М, 1991. № 4.

190. Постовой Н В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М&bdquo- 1995.

191. Постовой Н. В. Муниципальное право. М., 1998.

192. Приклонский С. А. Очерки самоуправления земского, городского и сельского, СПб, 1886,.

193. Прохоров В. Т., Кашо B.C. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления//Государство и право. М&bdquo- 1992. № 7,.

194. Пуздрач Ю. В. Местное самоуправлениесущность, критерии, условия развития (государственно — правовой аспект анализа). Дис.. канд. юрид. наук. М&bdquo- 1994.

195. Пылин В. В. Представительные органы местного самоуправления. Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1996.

196. Роль местных Советов в экономическом и социальном развитии городов. Под ред. проф. Г. В. Барабашева. М., 1983.

197. Российское земство и современное самоуправление. Вестник РАН. М., 1995. Т. 65, № 2.

198. Саломаткин А. С. Территориальная основа местного самоуправления. Челябинск, 1996.

199. Свешников М. И. Основы и пределы самоуправления. Опыт критического разбора основных вопросов местного самоуправления в законодательстве важнейших европейских государств. СПб., 1892.

200. Селиванов Т. А., Гельперин М. А. Планирование городского хозяйства. М., 1970.

201. Семьянинов В, П. Государственное управление и самоуправление в России. М&bdquo- 1995.

202. Сергеев А. С. Конституционные вопросы местного самоуправления//В сб.: Конституционное развитие России. Межвуз. научн. сб. Вып. 2. Саратов, 1996.

203. Сиддиков P.P. Местные органы власти и местного самоуправления (теоретические и организационно — правовые проблемы). Дис.. докт. юрид. наук. М.(1993.

204. Скуратов Ю. И. Система социалистического самоуправления советского народа//Проблемы конституционной теории и практики. Свердловск, 1987,.

205. Скуратов Ю. И. Концепция самоуправления народа в СССР: понятие и содержание//Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 1991,.

206. Слива А, Я. Пора возвращаться в мир. От системы Советов к парламентаризму и местному самоуправлению//Нар.депутат. М., 1992. № 2.

207. Советы народных депутатов и органы государственного управления. Под ред. проф. Г. В. Барабашева и проф. Ю. М. Козлова. М., 1987,.

208. Солдатова Е. Нагрузка больше — мускулатура крепче?//Муниципальная власть. 1997, № 1.

209. Справочник Москвы. Городское управление. 300 лет истории управления городом. М., 1997.

210. Столетие С.-Петербургского городского общества. 1785—1885 гг. СПб., 1885.

211. Суворов В. И, Развитие системы социалистического самоуправления народа. М., 1989.

212. Сумина 3. Раскошелятся богатенькие//Российская Федерация сегодня. 1998, N° 14.

213. Тимофеев Н. С. Местное самоуправлениеистория, опыт и современность. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 1994.

214. Тихомиров Ю. М. Местное самоуправление в поисках «жизненного пространства «//Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. Щ 1994.

215. Топорнин Б. Н. Социалистическое самоуправление: опыт и тенденции развития. М., 1986.

216. Тотомианц В. О. Самоуправление и городское хозяйство. СПб., 1910.

217. Туманова Н. Л. Местное самоуправление: проблемы реализации муниципального права. Автореф. дисс. канд. юр ид. наук. М., 1996.

218. Фадеев В. И. Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации. Научно — аналитический обзор. М., 1994.

219. Фадеев В. И. Муниципальное право России. М., 1994.

220. Фадеев В. И. Представительные и исполнительные органы власти в системе местного самоуправления Российской Федерации. Научно — аналитический обзор. М., 1994.

221. Фадеев В. И. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. М., 1996.

222. Федоткин В. Формально — правовая асимметрия?//Муниципальная власть. 1998, № 3.231. фрицкий О ф. Местные Советы народных депутатов и управление. Киев, 19?7.

223. Хорев Б. С. Городские поселения СССР (проблемы роста и их изучению), М., 1968,.

224. Черкасов А. И, Сравнительное местное управлениетеория и практика. М., 1998,.

225. Черник И. Д. Местное самоуправление в РФ (теория, практика, становление в г, Москве). Дис.. канд. юрид. наук. М., 1992.

226. Черник И. Д. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М., 1996.

227. Шеремет К. Ф., Барабашев Г. В. Советское строительство. М., 1961.

228. Шеремет К. Ф. Участие населения в управлении городами в СССР. Таллинн, 1974.

229. Шилов А. И. Город на пути к самоуправлению. М., 1991.

230. Широков А. Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении. СПб., 1996.

231. Шутрина Е. С. Муниципальное право. Учебное пособие. Новосибирск, 1995.

232. Щербаков А. Монополиста поставили на счетчик//Российская Федерация сегодня. 1998. № 15.

233. Щиглик А. И. Самоуправление в условиях развитого социализма. М., 1986.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой