Макроэкономические последствия монополизации экономики на примере Российской Федерации.
Проблемы регулирования монополий, пути решения
Конкурентные фирмы имеют стимулы к внедрению наиболее эффективных технологий производства, поскольку это необходимо для их выживания. Но их неспособность поддерживать получение сверхприбыли ограничивает как ресурсы, так и инициативу, необходимые для развития новых технологий. Монополист, напротив, получая сверхприбыли, имеет больше финансовых ресурсов для технического прогресса, но у него уже… Читать ещё >
Макроэкономические последствия монополизации экономики на примере Российской Федерации. Проблемы регулирования монополий, пути решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Макроэкономические последствия монополизации экономики на примере Российской Федерации. Проблемы регулирования монополий, пути решения Введение В настоящее время проблема монополизации, привлекает большое внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, поскольку ее существование затрагивает экономические интересы всего общества.
В кризисный период 2008;2009 значительное влияние на экономическое состояние России оказали участники естественных монополий. Сложилась такая ситуация, когда крупные предприятия — монополисты и естественные монополии практически всегда имели и имеют потенциальную возможность своими анти — рыночными действиями не только создавать кризисные явления в экономике, но и всячески дискредитировать саму политику проведения рыночных реформ. В странах с развитой рыночной экономикой такие действия хозяйствующих субъектов давно уже подвергаются ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства. В таких странах правительству в некоторых случаях приходится принуждать монополиста принять встречные условия для того, чтобы избежать общественных волнений и беспорядков.
Таким образом, можно говорить о возможном полном контроле государства над естественными монополиями. В кризисных ситуациях экономика любой страны нуждается в инвестициях и государственном регулировании, но если мы говорим о естественных монополиях, то мерами государственного регулирования можно предупредить развития на внутреннем рынке страны кризисных ситуаций. А, как известно, страна с прочными внутриэкономическими связями и слаженным механизмом взаимодействием меньше подвержена влиянию неизбежного мирового экономического кризиса.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Отсюда следует, что антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства служат одним из существенных условий успешного социально — экономического развития России.
Цель курсовой работы заключается в следующем: определить макроэкономические последствия монополизации экономики на примере РФ, а так же обозначить проблемы регулирования монополий и попытаться отыскать пути их решения.
В рамках указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотреть монополистические тенденции и сущность монополизации в рыночной экономике
— охарактеризовать экономическую природу монополий и современные формы их проявления
— выявить сферу влияния и вмешательства государства в регулировании монополистических тенденций
— проанализировать современное состояние и степень монополизма в экономике России
— определить макроэкономические последствия монополизации экономики и России и предложить пути их преодоления.
Объект исследования: монополии в экономике России.
Предмет исследования: макроэкономические последствия монополизации экономики России.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования в достаточной степени освещена в экономической литературе. Научные изыскания и практические разработки проблемы в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах: Барышевой А. В., Сухотина Ю. В., Богачева В. Н, Гальперина В. М., Игнатьева С. М, Моргунова В. И., Гончаровой А. В. Исмагилова И.Ф., Макконнелла К. Р., Брю С. Л., Нуреева Р. М., Радюковой Я. Ю., Райзберга Б. А, Лозовского Л. Ш., Стародубцева Е. Б., Роберта X. Франка, Сажиной М. А., Чибрикова Г. Г., Трачук А. В. Эскиндарова М.А., Юданова А.Ю.
В качестве источников для курсовой работы использовались: учебная литература, экономические журналы, информационные ресурсы Интернета и публикации в экономической печати, посвященные данной проблеме.
Структура курсовой работы: введения, двух глав, четырех параграфов, содержания, заключения и списка литературы.
Первая глава работы посвящена теоретической базе изучения монополизации рынка и ее последствиям, а также государственное регулирование монополий.
Во второй главе первом параграфе рассматриваются Российские монополии, в частности РАО «ЕЭС», кроме того оценивается их воздействие на экономику России. Во втором параграфе обозреваются проблемы регулирования монополий в РФ и пути их решения.
Глава 1. Теоретические аспекты макроэкономической монополизации рынка
1.1 Сущность монополизации рынка и ее последствия
Существует большое количество определений монополии, ведь это — многоаспектное понятие. Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход.
Монополия — это исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. Это означает, что по своей природе монополия — это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок.
В других источниках этот термин трактуется иначе. Монополия — это рыночная структура, при которой весь рынок обслуживается одним продавцом, реализующим некоторое изделие при полном отсутстции его близких заменителей. [21; 373] Монополия — наиболее ярко проявление несовершенной конкуренции. [26; 374] Монополия-фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар и оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Из этого следует, что монополия представляет собой рыночную структуру, в которой отсутствует конкуренция, в ней существует единственная фирма, контролирующая полностью или в большей мере отрасль. С целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли от реализации уникальной продукции, не имеющей субститутов.
Характерными чертами монополии являются:
— единственная фирма в отрасли, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.
— продукт уникален, в том смысле, что не имеет близких заменителей.
— контроль над ценами и манипуляция ими.
— высокие барьеры для вступления в отрасль. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.
— закрытая информация.
Одним из главных признаков монополии является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность ограничивать конкуренцию в определенной отросли. Это положение дает предпринимателю посредством своих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену.
Степень монопольной власти, можно измерять, для этого используются следующие показатели монопольной власти:
1. Показатель монопольной власти Лернера:
Коэффициент Лернера (Lerner Index) позволяет определить степень конкурентности рынка и монопольной власти на нем отдельного хозяйствующего субъекта по формуле:
L — индекс степени монополизации (индекс Лернера);
P— цена (монопольная цена);
MC — предельные издержки.
Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC.
2. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля — Хиршмана:
HHI принимает значения от 0 (в случае идеальной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 10% выпуска). При расчете рыночной доли в % HHI будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
Основное преимущество индекса — способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Он представляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. [8]
Монополия может существовать лишь, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны.
Среди них выделяют:
— преимущества крупного производства.
— легальные барьеры.
— нечестная конкуренция. [26; 375]
Укрепляет власть монополиста над рынком полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли он точно знает объем рынка, может оперативно абсолютно точно отслеживать изменения объемов продаж, а также детально осведомлен о ценах которые устанавливает.
Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей или субститутов. [9; 74−147]
Фирма монополист полностью контролирует весь объем выпуска товара. Он не боится понижать и повышать цену, поскольку не потеряет часть рынка в пользу конкурентов, устанавливающих более низкие цены. В ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. При тех же самых издержках фирма, действующая в условиях монополии, сочтет выгодным производить и продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем это сделал бы «конкурирующий производитель» .
Фирма-монополист стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса (рисунок 1) на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже её.
Рисунок 1 — Цена и предельный спрос в условиях чистой монополии Источник: [15; 236]
Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.
Экономисты веделяют четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией:
— полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.
— экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).
— патенты.
— государственные лицензии или привилегии.
Существуют разные виды монополий, которые классифицируются на:
1. Экономические монополии. Экономические монополии являются наиболее распространенными. Их появление обусловлено экономическими причинами, они развиваются на основе закономерностей экономического развития. Экономические монополии в двух случаях. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
2. Естественные монополии. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т. д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются:
— деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками.
— высокие барьеры входа на рынок.
— низкая эластичность спроса.
— сетевой характер организации рынка, наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги.
Существуют два типа естественных монополий:
— природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой.
— технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
3. Государственные монополии. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
4. Правовые монополии (юридические). Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть).
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по следующим причинам:
1) Нерациональное использование общественных ресурсов; производственная неэффективность.
Следствием свободной конкуренции по праву можно считать и производственную эффективность, и эффективность размещения общественных ресурсов. Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства — минимальны. Цена продукта при этом находится на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками. Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена была бы равна предельным издержкам. При тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками.
Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при монополистических рынках.
2) Неравенство в распределении дохода.
В большинстве случаев монополии в бизнесе способствуют неравенству в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также могут наложить на потребителя «частный налог» и получить значительную экономическую прибыль. Эта прибыль монополий распределяется среди узкого круга владельцев акций корпораций, которые, как правило, относятся к группе с высокими доходами. Таким образом, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальных слоев общества. Исключение было б, если покупатель продукции монополии богаче, чем ее владельцы, монополия может сократить неравенство доходов.
Несомненно, некоторые монополии, производящие продукцию, имеющую международный спрос, такую, как металлы, бананы и кофе, перераспределяют мировой доход, забирая что-то у богатых потребляющих стран для более бедных развивающихся стран. Но, как правило, монополия способствует неравенству распределения доходов.
3) Высокий уровень производственных издержек.
Согласно традиционной теории предложения, все фирмы всегда действуют в соответствии со своими кривыми минимально возможных издержек. Монополист, в отсутствие какого-либо конкурентного давления, побуждающего минимизировать издержки, может производить любой данный объем выпуска с издержками на единицу продукции, превышающими минимально возможные, т. е. быть более чувствительным, чем конкурирующие производители, к такому явлению, как X-неэффективность.
4) Отсутствие стимула к НТП.
Конкурентные фирмы имеют стимулы к внедрению наиболее эффективных технологий производства, поскольку это необходимо для их выживания. Но их неспособность поддерживать получение сверхприбыли ограничивает как ресурсы, так и инициативу, необходимые для развития новых технологий. Монополист, напротив, получая сверхприбыли, имеет больше финансовых ресурсов для технического прогресса, но у него уже есть все основания для удовлетворенности существующим положением. Монополисту зачастую весьма выгодно отказываться от технологических усовершенствований и в области техники, и в области продукции, с тем чтобы полностью использовать действующее капитальное оборудование. Новые и усовершенствованные техника и продукты могут быть скрыты монополистами, чтобы избежать любых потерь, вызванных неожиданным моральным износом уже действующих машин и оборудования. И даже когда новая техника с опозданием внедряется в производство, сопровождающие этот процесс сокращения издержек будут доставаться монополистам как приросты прибылей и только частично — потребителям в форме более низких цен и возросшего объема продукции. [15; 236]
Одной из проблем монополии является то, что монополисты склонны ограничивать свой выпуск товаров уровнями ниже конкурентных фирм. Такого рода использование монопольной власти обеспечивает соответствующим фирмам получение прибыли выше нормального уровня.
Однако власть монополий, создавая разницу между величиной предельных издержек производства продукции и ценностью ее дополнительной единицы для потребителя, что приводит к потерям для общества. [22; 245]
Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынков сбыта в условиях монополии. Производя продукции по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потребительского спроса.
Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:
— покупатель приобретает продукцию, не имеет возможности ее перепродать.
— существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.
Если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на товары, для определенной группы потребителей и сохранения ее на первоначальном уровне для остальных категорий населения приведет к тому, что покупая эти товары, социальная группа имеющая скидку, будет их тут же перепродавать.
Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться, сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Другими словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которые различна.
С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доход монополиста, и с другой стороны, большее количество потребителей сможет воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается, как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельных проявлений попадают под антимонопольное законодательство.
1.2 Государственное антимонопольное регулирование
Антимонопольное регулирование — комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
В экономической науке выделяют следующие направления антимонопольного регулирования:
1) Институциональное — это введение ограничений на создание самих монополий (характерно для США, Канады, Японии и Австралии);
2) Функциональное — это введение запретов на злоупотребление монопольной властью (характерно для стран Европы).
В основе антимонопольного регулирования лежит антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. [20; 58]
К основным методам борьбы с монополизацией экономики относятя:
— принудительное разделение крупной фирмы на несколько мелких.
— упрощение процедуры создания новой фирмы.
— использование налоговых льгот для фирм впервые пришедших на рынок.
— льготное кредитование малых фирм.
— субсидирование малых фирм.
— допуск иностранных компаний на внутренний рынок.
Монополии склонны занижать свое производство в сравнении с общественно-эффективным выпуском, достигаемым при совершенной конкуренции. Поэтому государство использует различные методы ограничения монопольной власти — антимонопольную политику.
Антимонопольная политика — это комплекс государственных мер (разработка, принятие и применение соответствующего законодательства, системы налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и др.), опирающихся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции и направленных на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Антимонопольная политика направлена на:
— обеспечение единства экономического пространства.
— обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение.
— снижение барьеров входа на товарные рынки.
— создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
— активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
Антимонопольное законодательство является не единственным методом антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам антимонопольного регулирования относятся административные меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. [11; 98] Очевидно, что антимонопольное законодательство является одной из форм прямого антимонопольного регулирования.
Помимо прямого антимонопольного регулирования существует косвенное. Оно заключается в поддержке конкурентной среды не путем ограничения концентрации и централизации капитала, а путем стимулирования либо поддержки развития среднего бизнеса с помощью государственных заказов и привлечения иностранных инвестиций. Другими словами, поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется средствами «невидимых регуляторов» государства.
Важнейшим средством антимонопольной политики во всех странах выступает содействие конкуренции. Антимонопольные органы препятствуют слияниям фирм, если в результате укрупненная компания будет обладать чрезмерной рыночной властью (таблица 1). С другой стороны, антимонопольное законодательство препятствует использованию действующими фирмами своей рыночной власти для сокращения производства, повышения цен, навязывания потребителям своей продукции, недопущения на рынок новых производителей или осуществления иной антиконкурентной практики.
В США главную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.
В реальной экономической жизни США антитрестовская политика федеральных органов власти определяется не только антитрестовским законодательством.
Конгресс США оставил за судебной властью право решать, что составляет «попытку монополизации», «существенное уменьшение конкуренции на свободном рынке», «нечестные методы ведения конкурентной борьбы» и т. д. Два основных государственных органа — Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства Юстиции — также обладают широкими полномочиями в этой сфере. [6; 68]
Таблица 1 — Основания для возникновения антитрестовского законодательства.
Название и дата принятия. | Основное содержание и направленность. | |
Закон Шермана (1890 г.) | Запрещение любых контрактов, сделок и форм межфирменного сотрудничества, в том числе и скрытых, ограничивающих возможность реализации своей продукции на данном рынке другими хозяйственными субъектами; постановка вне закона монополизации, попытки монополизации или скрытой формы монополизации коммерческой деятельности. | |
Закон Клейтона (1914г) | Установление различного уровня цен разным покупателям ставится вне закона, если оно направлено на монополизацию или снижение конкуренции; запрещение включать в контракт условия, требующие с другой стороны бойкотировать продукцию конкурентов в случае, если это ведет к установлению монополии или снижению конкуренции; запрет слияний или покупки активов в случае, если это ведет к значительному снижению конкуренции, запрет перекрестных директоратов. | |
Акт о ФТК (1914г) | Учреждает ФТК; наделяет ФТК полномочиями по защите Акта о ФТК и Акта Клейтона; запрещает несправедливые методы конкуренции и обманные методы торговли. | |
Источник: [14; 706−707]
Во всем мире деятельность естественных монополий регулируется правительственными комиссиями путем установления максимальных цен и стандартов качества продукции. В России разговоры о необходимости такого регулирования ведутся уже довольно давно, но к настоящему времени оно ограничено судорожным и малоосмысленным сдерживанием цен.
Проблема состоит в отсутствии действенного контроля над структурой затрат монополий (как естественных, так и остальных), без которого невозможно проверить обоснованность установления монопольных цен. Мониторинг цен и издержек должен стать постоянным и всеохватывающим, устранение монопольных злоупотреблений должно опираться на независимую судебную систему. Пока же в России зафиксированы лишь единичные случаи преследования фирм, злоупотребляющих своей монопольной властью.
Глава 2. Процессы монополизации и демонополизации рынков в Российской Федерации
2.1 Монополии в российской экономике
В процессе формирования рыночного механизма функционирования российской экономики и ее интеграции в мировую хозяйственную систему объективные причины привели к становлению монопольного сектора как неотъемлемого элемента ее структуры. Монополии, проникая во все сферы экономической деятельности и обуславливая дополнительные издержки монопольной власти, оказывают существенное влияние на эффективность функционирования, как отдельных предприятий, так и товарных рынков в целом. Особое место в их ряду занимают так называемые естественные монополии.
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются:
— передача электроэнергии, нефти и газа.
— железнодорожные перевозки.
— отдельные под отрасли связи.
На региональном уровне: коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т. д. Такие отрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной собственности.
До 2008 года в России было три главных естественных монополиста:
1) РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач).
2) ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа).
3) МПС (железнодорожные перевозки).
По оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), на долю трех крупнейших компаний (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и РЖД), приходится 13,5% ВВП и 16% всей прибыли страны. Кроме того, в производственно-хозяйственной деятельности этих предприятий задействовано 4% занятых в экономике, а практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче — более 30%) потребляется на внутреннем рынке.
Таким образом, можно сказать, что сегодня естественные монополии во многом определяют конкурентоспособность экономики России на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении всей жизнедеятельности страны. Кроме того, субъекты естественных монополий являются ключевыми компонентами поддержания и развития экономической системы в целом. [18; 187]
В настоящее время в российской экономике большое внимание уделяется проблеме электроэнергетики, как стратегически важной отрасли. В данном секторе экономики существовала одна единственная фирма монополист, которая диктовала свои законы на рынке.
В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам.
РАО «ЕЭС России» учреждено в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года № 923 и от 5 ноября 1992 года № 1334 [1], направленными на обеспечение управляемости Единой энергетической системы и сохранение электроэнергетики в виде единого комплекса при акционировании предприятий и организаций, выходивших из ведомственной подчиненности.
Целью образования РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества (связанное с объединением мощности свыше 700 электростанций и единой энергосистемы в 1992 г. Указ Президента РФ от 15 августа 1992 г. № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации») послужило формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО «ЕЭС России» поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
Основным акционером компании выступало государство, чья доля акций составляла 52,68% всех выпущенных акций (таблица 2).
монополизация макроэкономический рынок Таблица 2. — Крупнейшие держатели акций ОАО РАО «ЕЭС России» (по состоянию на 31.03.2008)
Доля от уставного капитала, % | ||
Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом | 52,6918 | |
ООО «Депозитарные и корпоративные технологии» | 14,0067 | |
ЗАО «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО» (номинальный держатель) | 8,7970 | |
Некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр» (номинальный держатель) | 8,2405 | |
ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания» (номинальный держатель) | 6,3131 | |
Источник: [16]
РАО «ЕЭС России» контролировала 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состояла из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имело 50 и более процентов акций, в остальных — менее 50%. Основные фонды компании оценивались в 400 млрд долл., рыночная капитализация холдинга составляла около 13 млрд долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» являлась собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляли АЭС, на которые приходилось 13% общего производства электроэнергии в РФ.
Предпосылкой к реформированию РАО «ЕЭС» послужило введение в 1991 году дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам. Это привело к главной проблеме — неплатежам. В силу специфики производимой продукции, применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Эту проблему можно было решить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО «ЕЭС». Но для этого потребовалось бы модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений.
2.2 Проблемы регулирования монополии в Российской Федерации и пути их решения
Объективная необходимость государственного регулирования российской экономики определяется не только насущными потребностями в дальнейшем реформировании таковой, но и общей несостоятельностью рынка в разрешении всех проблем обеспечения ее роста. Это обстоятельство, в частности, может проявляться в виде дисбаланса экономического равновесия на макроэкономическом уровне, которое способствует повышению степени концентрации производства и в конечном итоге приводит к формированию монополистического рынка. Двигательный механизм последнего, обуславливает появление ряда отрицательных процессов, таких как ценовая дискриминация и т. п. Именно против подобного хода событий направлена антимонопольная политика, которая реализуется в рамках государственного макроэкономического регулирования наряду с другими его составляющими: финансовой, внешнеэкономической, социальной и др. [10; 272]
Многие отрасли естественной монополии (электроэнергетика, железнодорожный транспорт и др.), подвергаются реформированию, цель которого состоит в повышении эффективности деятельности предприятий. Основным инструментом повышения эффективности становятся конкуренция и рыночное ценообразование, в свою очередь призванное создавать ценовые сигналы для потребителей и инвесторов. [24; 27]
Ожидаемый в итоге рост эффективности должен привести к снижению цен, выгоде для потребителей и уменьшению затрат экономики в целом на услуги инфраструктур естественных монополий.
Особое место в проблеме регулирование монополий принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО «ЕЭС», Газпром и МПС. Общая концепция реформ — отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Рассмотрению подлежит РАО «ЕЭС». Причина выбора обуславливается тем, что эта фирма уже подверглась государственной программе реформирования и на ее примере можно сделать определенные умозаключения насколько эти действия были рациональными и к чему они привели.
Цели реформирования РАО «ЕЭС» :
— развитие конкуренции в производстве электроэнергии.
— создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно
— совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.
Цели государственного регулирования электроэнергетики применительно к задачам экономического развития состоят в предоставлении субъектами предпринимательской деятельности, возможности покупки электрической энергии в необходимых им количествах и на условиях, позволяющих реализовать предпринимательскую инициативу, а также повышение эффективности использования электроэнергии. Применительно к задачам территориального развития регулирование отрасли призвано обеспечить необходимую инфраструктуру, поставку электроэнергии населению и объектам социальной сферы.
Важнейшим требованием к государственному регулированию является обеспечение баланса между общественно значимыми целями и интересами субъектов регулируемой отрасли.
И.Ф. Исмагилов в своей статье «Последствия приватизация энергетической отрасли России и обеспечение национальной, экономической и энергетической безопасности государства»: Учеными были предсказаны последствия демонополизации энергетической отрасли, а именно:
1. Материнская компания РАО «ЕЭС России» превратится в федеральную сетевую компанию, у нее останутся лишь некоторые электростанции. Это снимет с нее ответственность за генерацию, топливоснабжение федеральных ГРЭС, а это самая трудная задача в современных условиях.
2. Предлагалась английская модель реструктуризации электроэнергетики: разделение РАО «ЕЭС России» и АО-энерго на генерирующие, сетевые и сбытовые энергокомпании. Заранее было известно, что это тупиковый путь, исходя из опыта зарубежных стран. Так, руководитель английской генерирующей компании «Power Gen» заявил на европейской конференции по энергетике в 1999 году, что английские генерирующие станции не могут конкурировать на европейском рынке электроэнергетики с французской EdF (Electricity de France) и тремя немецкими интегрированными компаниями (недавно созданными на базе объединения шести компаний), так как по мощности английская компания составляет лишь 10% от мощности французской EdF (Electricity de France) и менее трети от мощности любой из трех немецких компаний. В Европе идет процесс интеграции и объединения энергокомпаний, чтобы они могли конкурировать на европейском рынке электроэнергетики.
3. Расщепление «Росэнергоатома» и поглощение отдельных АЭС межрегиональными энергетическими компаниями самым негативным образом скажется на ядерной безопасности страны, так как нарушается единый ядерный цикл, принятый в Минатоме России. Независимые генерирующие компании будут получать оплату за производимую электроэнергию в последнюю очередь. Это показал опыт работы РАО «ЕЭС» с «Росэнергоатомом». В результате российские АЭС не смогли в полном объеме провести ремонт из-за отсутствия денежных средств, и вынуждены были, например, с 1 ноября 2000 года снизить загрузку атомных энергоблоков.
4. Переход к свободным ценам производителей на конкурентном рынке электроэнергии и отмена государственного регулирования тарифов вызовет их резкий рост, что подтверждает и мировой опыт. В той же Англии тарифы на электроэнергию в результате реструктуризации электроэнергетики в 1990 году значительно выросли. В августе 2000 года в Калифорнии (США) свободные тарифы на электроэнергию подскочили в 2−4 раза. [13; 662]
Сегодня федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, является ФАС (Федеральная антимонопольная служба).
Особый блок образуют полномочия ФАС России в отношении такой инфраструктурной отрасли, как электроэнергетика.
В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 36 -ФЗ: «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. [3]
Следует отметить, что промышленные предприятия, которые совмещают деятельность по производству и передаче электрической энергии, указывают на то обстоятельство, что энергетические объекты вместе с производственными мощностями являются единым промышленным комплексом и что их разделение приведет к нарушению технологического процесса производства продукции и большим финансовым потерям.
В целях решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России» [5], который устанавливает, что организации, владеющие электростанциями, непосредственно связанными между собой и (или) с энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных нужд, не попадают под требование о разделении видов деятельности.
Одним из полномочий ФАС России, относящихся к регулированию естественных монополий, является контроль за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке.
В целях решения данной задачи приказом ФАС России № 378 от 14 ноября 2007 года утвержден Порядок установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности). [4]
Порядок применения указанных мер должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Таким образом, с одной стороны, негативные последствия к нарушителям будут применяться в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации на основании предписания (в соответствии с Законом о защите конкуренции), а с другой стороны, порядок применения мер должен быть определен Правительством Российской Федерации.
Поэтому следует внести соответствующие изменения в Закон о защите конкуренции, установив исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации в определении порядка применения мер ответственности. [10; 273−275]
В ходе 2001;2008 гг. государство решило далеко не все задачи. С приходом частных инвесторов и использованием рыночных механизмов отрасли созданы реальные предпосылки для повышения эффективности деятельности естественных монополий, по крайней мере, в сфере генерации. Заметим, что рыночные механизмы функционируют в отрасли в условиях далеко не идеальных, когда конкуренция существенным образом ограничена, что, безусловно, сказывается на эффективности рыночных механизмов ценообразования.
Создавая условия для инвестирования отрасли, государство весьма лояльно относилось к изменению цен на электроэнергию, и последние годы их рост опережал динамику индекса потребительских цен, поэтому на краткосрочном интервале расходы экономики на оплату услуг монополистов только увеличились.
Регуляторные риски, одной из причин которых является асимметричность информации, по-прежнему присутствует в российской электроэнергетике, более того, регулирование при наличии в деятельности одной компании регулируемых и нерегулируемых видов деятельности заметно усложняет задачу.
Проблема доступа субъектов экономики и граждан к услугам естественных монополий стала настолько острой, что Правительство России было вынуждено принять специальное решение об упрощении процедур и снижении стоимости технологического подключения для субъектов малого и среднего бизнеса. [25]
Единственные из потребителей — это крупные промышленные структуры, которые могут теперь покупать электроэнергию непосредственно на оптовом рынке электроэнергии и мощности. В отношении остальных потребителей, заявленные регулятором цели, недостигнуты.
Формально появившаяся у потребителя возможность выбора поставщика не имеет практической значимости в силу функционирования механизма деятельности гарантирующих поставщиков и заинтересованности независимых сбытовых компаний в сотрудничестве только с крупными потребителями. При этом расходы на технологическое подключение к сетям и стоимость электроэнергии выросли, а условия и сроки подключения, а также качество обслуживания не претерпели существенных изменений. [24; 26]
В 2008 году завершился один из важнейших этапов реформирования электроэнергетики, единственного на данный момент масштабного преобразования в экономике. Прекратила свое существование одна из крупнейших монополий России — РАО «ЕЭС» .
Завершившаяся реформа электроэнергетики пока не дает четких представлений о том, как будут работать отрасль и рынок электроэнергии в краткосрочной и тем более долгосрочной перспективе. Это относится и к железнодорожному транспорту, при реформировании которого важно избежать ошибок, допущенных при преобразованиях другой естественной монополии. Более того, мы можем обратиться не только к собственному опыту, но и к примерам зарубежных стран, где реформирование естественно-монопольных секторов экономики уже дало свои результаты — и не всегда однозначные. [18; 189]
На сегодняшний день, органы государственной власти заинтересованы в преодолении высокого уровня монополизации экономики России. Однако прежде чем проводить активную антимонопольную политику необходимо собрать и обработать информацию о рынках, уровне развития конкуренции на них, а также отдельных субъектах естественной монополии.
Проблема состоит в отсутствии действенного контроля над структурой затрат монополий (как естественных, так и остальных), без которого невозможно проверить обоснованность установления монопольных цен. Мониторинг цен и издержек должен стать постоянным и всеохватывающим, устранение монопольных злоупотреблений должно опираться на независимую судебную систему.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что проблема монополий и их регулирования является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.
В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.
Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, поскольку барьеры для входа слишком высоки, по сути, данное обстоятельство приводит к разрушению предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции — в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда.
Из-за таких негативных моментов в экономике, государство вынужденно создавать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную политику, чтобы пресечь вышеуказанные обстоятельства.
Разработка антимонопольного законодательства и механизма его реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.
Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Сфера антимонопольной политики затрагивает интересы производителей и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим — оптимальные цены на товары и услуги.
Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.
В России проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком Естественные монополии России по своим экономическим, техническим и организационным характеристикам находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры на данный момент являются стратегическими для Российской экономики, поскольку они являются лицом России на мировой арене. От их деятельности во многом зависит уровень благосостояния, бюджет и т. д. При разумном к ним отношении они могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в 21 в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.
Для развития экономики приоритетной задачей для правительства должно стать регулирование уже существующих монополий, поскольку, к сожалению, сейчас деятельность многих монополий вредит развитию малого бизнеса.
Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживание роста цена на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При правильной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее процветание, как монопольных субъектов, так и граждан страны.
Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Наряду с этим должно модернизироваться законодательство, которое просто обязано «идти в ногу со временем», потому что оно играет одну из ключевых ролей в регулировании монополий.
Развитие и становление монополий должно проходить под чутким руководством ФАС и прочих организаций. Наряду с этим должно модернизироваться антимонопольное законодательство России. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.
1. Указ Президента РФ от 15 августа 1992 г. № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации» (с изменениями от 5 ноября 1992 г.) // Информационно-правовой портал Гарант. http://base.garant.ru/10 104 330/ (дата обращения (06.06.2012).
2. Указ Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1334 «О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 922» «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» (с изменениями от 8 июля 1995 г., 16 апреля 1998 г.) // Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://base.garant.ru/10 104 726/ (дата обращения 06.06.2012).
3. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (с изменениями от 28 декабря 2004 г., 31 марта 2006 г., 5 февраля, 2 октября, 4 ноября 2007 г., 26 июля 2010 г., 6 декабря 2011 г.) // URL: http://base.garant.ru/185 652/ (дата обращения 06.06.2012)
4. Приказ федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2007 г. № 378 «Об утверждении порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)» // Информационно-правовой портал Гарант URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/167 602/ (дата обращения 06.06.2012).
5. Федеральный закон от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» (с изменениями от 26 июля 2010 г., 7 февраля, 18 июля, 6 декабря 2011 г.) // Информационно-правовой портал Гарант URL: http://base.garant.ru/12 156 787/ (дата обращения 06.06.2012).
6. Барышева А. В., Сухотин Ю. В., Богачев В. Н, и др. Монополизм и антимонопольная политика. М.: Наука. — 1993. — 240 с.
7. Белова И. Е. Монополия как угроза экономической безопасности России // Социально-экономические явления и процессы. — 2010 г. — № 4. — 11−14с.
8. База экономической литературы Economicus.Ru // Показатели размера фирмы. URL: http://io.economicus.ru/index.php?file=1−1 (дата обращения 06.06.2012)
9. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И., Микроэкономика. В 2-х томах / Общая редакция В. М. Гальперина. СПБ.: Экономическая школа. 1999 г. — 494 с.
10. Гончаров А. В. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции на естественно-монопольных рынках // Научно-теоретический журнал: Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2011 г. — № 1. -272−277 с.
11. Грязнова А. Г и Юданов А. Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика. М.: КноРус. 2005 г. — 587 с.
12. Ирниязов Б. С. Мнополии и общественное благосостояние // Стратегия развития экономики. — 2010 г. — № 23 — 25−28 с.
13. Исмагилов И. Ф. Последствия приватизации энергетической отрасли России и обеспечение национальной, экономической и энергетической безопасности государства // Вестник Казанского технологического университета. — 2010 г. — № 9. — 661−664 с.
14. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политик. Пер. с англ.М.: ИНФРА-М. 2001 г. — 904 с.
15. Нуреев Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учеб. Для вузов. М.: Высш. шк. 1996 г. — 447 с.
16. Официальный сайт РАО «ЕЭС» России. URL: http://www.rao-ees.ru/ru/investor/str_share/show.cgi?sc_struct.htm (дата обращения 06.06.2012)
17. Пермененков К. Н. Методы анализа состояния конкурентной среды на товарных рынка // Аудит и финансовый анализ. — 2011 г. — № 2. — 149−154 с.
18. Радюкова Я. Ю. Естественные монополии: специфика функционирования в России на современном этапе // Социально-экономические явления и процессы. — 2012 г. — № 1−2. — С. 187−193.
19. Райзберг Б. А, Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2006 г. — 479 с.
20. Роберт X. Франк. Макроэкономика и поведение. Перевод с английского. М.:ИНФРА-М.2000г. — 696 с.
21. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. М. Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА-М) 2003 г. — 456 с.
22. Смирнова О. О., Богданов Д. Д. Антимонопольное регулирование и отраслевое законодательство: опыт взаимодействия на примере рынка розничной торговли. // Экономика вчера, сегодня, завтра. — 2010 г. — № 2. — 77−90 с.
23. Трачук А. В. Рынок покупателя как цель реформирования естественных монополий // Сибирская финансовая школа. — 2010 г. — № 5. — 25−32 с.
24. 17. Трачук А. В. Истоки и смысл реформирования естественных монополий // Вестник финансовой академии. — 2010 г. — № 6 — 15−13 с.
25. Эскиндаров М. А., Юданов А. Ю. Под редакцией А. Г. Грязновой. А. Ю. Юданова. Макроэкономика. Теория и Российская практика М.: КноРус. 2004 г. — 592 с.