Состояние и перспективы деятельности негосударственных пенсионных фондов на российском рынке
Пенсионные фонды, наряду со страховыми компаниями, инвестиционными банками и инвестиционными фондами, являются основными институциональными инвесторами. Активы некоторых пенсионных фондов сопоставимы с ВВП отдельных государств. По расчетам журнала «The Economist», проведенным в 2008 году, именно пенсионные фонды являются крупнейшими в мире институциональными инвесторами по объему активов… Читать ещё >
Состояние и перспективы деятельности негосударственных пенсионных фондов на российском рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Состояние и перспективы деятельности негосударственных пенсионных фондов на российском рынке
- Введение
- 1. Теоретические основы деятельности негосударственных пенсионных фондов
- 1.1 Сущность и структура финансовой системы
- 1.2 Сущность и особенности финансов негосударственных пенсионных фондов
- 1.3 Роль негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе
- 2. Современное состояние развития негосударственных пенсионных фондов в РФ
- 2.1 Особенности организации негосударственных пенсионных фондов в РФ
- 2.2 Виды операций негосударственных пенсионных фондов на российском рынке
- 2.3 Анализ показателей эффективности деятельности негосударственных пенсионных фондов в РФ
- 3. Проблемы и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в РФ
- 3.1 Проблемы развития негосударственных пенсионных фондов в РФ
- 3.2 Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в РФ
- Заключение
- Список использованных источников
- Введение
- В настоящее время пенсионная система России находится в стадии активного реформирования. Главным образом реформа направлена на совершенствование структуры и механизмов пенсионного обеспечения. В 2002 г. в России был введен накопительный принцип формирования пенсии, в соответствии с которым трудовая пенсия была разделена на три составные части — базовую (назначается при наличии минимального страхового стажа в 5 лет), страховую (назначается при наличии минимального страхового стажа в 15 лет) и накопительную.
- Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального ее реформирования с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики.
- Объект исследования — негосударственные пенсионные фонды.
- Предмет исследования? состояние и перспективы деятельности негосударственных пенсионных фондов на российском рынке.
- Цель работы? выявить особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов, определить проблемы и перспективы их развития.
- Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы деятельности негосударственных пенсионных фондов;
- определить особенности и проблемы деятельности негосударственных пенсионных фондов на российском рынке;
- охарактеризовать перспективы и тенденции развития негосударственных пенсионных фондов.
В ходе выполнения курсовой работы использовались такие методы исследования, как системный анализа, синтез теоретического и практического материала, индукция, дедукция, сравнение, группировка, метод экспертных оценок, приемы экономического анализа.
Информационной базой исследования являются учебные и научные издания, публикации в специальной периодической литературе таких авторов, как Ю. Ф. Бригхэм, Э.Дж. Долан, К. Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл, Г. Н. Лиференко, Н. В. Миляков и других авторов, а также статистические данные.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определяется цель, предмет и объект исследования, а также поставлены задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.
В первой главе рассматриваются теоретические основы деятельности негосударственных пенсионных фондов, выявлена сущность и особенности финансовой системы негосударственных пенсионных фондов, а также определена роль негосударственных пенсионных фондов в экономике; раскрыта сущность и структура финансовой системы.
Вторая глава посвящена современному состоянию и развитию негосударственных пенсионных фондов, определены особенности их организации и виды операций, проводимых на российском рынке; проведен анализ показателей эффективности деятельности негосударственных пенсионных фондов.
В третьей главе охарактеризованы проблемы деятельности негосударственных пенсионных фондов на рынке, а также перспективы их развития.
В заключении сформулированы основные выводы, полученные в процессе выполнения курсовой работы.
1. Теоретические основы деятельности негосударственных пенсионных фондов
1.1 Сущность и структура финансовой системы В зарубежной литературе финансовая система определяется как совокупность рынков и инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками [5, 7]. Данное определение отражает институционально-рыночную сторону финансов, но не их сущность как совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов.
Отечественные специалисты при трактовке понятия «финансовая система» исходят из содержания финансов как экономической категории, но определяют ее по-разному.
Более полным, на наш взгляд, определением финансовой системы, отражающим как ее многозвенность, так и наличие особенностей в формировании и использовании денежных фондов, различий в назначении элементов, является трактовка профессора А. М. Ковалевой: «Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве» [11, с. 23].
Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру [9, c. 14]:
1) централизованные финансы:
— государственный бюджет;
— внебюджетные фонды;
— государственный кредит;
— фонды имущественного и личного страхования;
— фондовый рынок;
2) децентрализованные финансы:
— финансы коммерческих предприятий и организаций;
— финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
— некоммерческих организаций;
3) финансы домашних хозяйств.
Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств, а также играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.
Финансы домохозяйств — это личные финансы, т. е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.
Финансовую систему можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 — Структура финансовой системы Необходимость существования финансов хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций) объясняется потребностью в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются их потребности в различных финансовых ресурсах.
Большое место в составе потребностей в денежных средствах занимают государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняет важную роль в регулировании экономики, в развитии социальнокультурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении безопасности страны и граждан.
Развитие рыночных отношений, базой которых является частная собственность, невозможно без страхования, которое образует особую сферу финансов. В страховании реализуются общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С развитием товарного производства возникает объективная необходимость страховой защиты имущественных интересов каждого собственника. Это достигается с помощью финансовых ресурсов страхования.
Развитие рыночных отношений невозможно представить без системы кредитовании. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. В системе кредитования образуются своеобразные финансовые отношения, что позволяет выделить их в отдельную сферу [14, c. 339−340].
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), которые связывают главных субъектов финансовых отношений (рис. 1.2).
Все виды отношений выражаются в денежной форме и представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств хозяйствующего субъекта (компании, фирмы, предприятия).
1.2 Сущность и особенности финансов негосударственных пенсионных фондов Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности — осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения.
Рисунок 1.2 — Структура финансовой системы [8, с. 18]
Негосударственный пенсионный фонд аккумулирует добровольные взносы вкладчиков, осуществляет инвестирование средств на финансовом рынке с целью извлечения дохода и производит пенсионные выплаты.
Негосударственные пенсионные фонды призваны выполнять следующие функции:
— разрабатывать условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
— заключать пенсионные договоры;
— аккумулировать пенсионные взносы;
— вести пенсионные счета, информировать вкладчиков и участников о их состоянии;
— заключать договоры с управляющим фонда;
— формировать и размещать самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;
— производить выплаты негосударственных пенсий;
— осуществлять контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
— предоставлять информацию о своей деятельности и др.
На НПФ возложен ряд обязанностей:
— осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;
— выплачивать вкладчикам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;
— переводить по поручению вкладчиков или участников выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;
— не принимать в одностороннем порядке решений, нарушающих права вкладчиков или участников.
В Российской Федерации действуют два вида негосударственных пенсионных фондов: корпоративные негосударственные пенсионные фонды и частные негосударственные пенсионные фонды.
Корпоративные негосударственные пенсионные фонды создаются по инициативе компаний, которые являются их учредителями. На сегодняшний день практически все ведущие российские компании сформировали НПФ. Цель создания таких фондов — обеспечить достойную старость своих работников. При достижении пенсионного возраста человек будет наряду с государственной пенсией получать пенсию из НПФ. Корпоративные негосударственные пенсионные фонды бывают закрытого и открытого типа.
Закрытые НПФ — осуществляют пенсионное страхование только работников учредительной компании.
Открытые НПФ — осуществляют пенсионное страхование не только работников учредительной компании, но и других лиц.
Частные негосударственные пенсионные фонды — специализированные некоммерческие организации, реализующие право всех граждан страны без исключения на добровольное пенсионное страхование независимо от профессиональной принадлежности Ключевую роль в системе негосударственного пенсионного обеспечения играют вкладчики, вносящие в фонд средства на пенсионное обеспечение. В качестве вкладчика, как правило, выступает предприятие, отчисляющие средства в пенсионный фонд за своих сотрудников. Однако вкладчиком может быть и физическое лицо, добровольно осуществляющие взносы за себя или любого другого человека.
Тех людей, за которых платят, называют участниками фонда. Компания, производя отчисления, указывает, за какого сотрудника и в каком объеме она платит. На каждого участника в фонде открывается персональный лицевой счет. Поэтому все поступления денежных средств зачисляются на указанные вкладчиком лицевые счета участников фонда. Пока участник не достиг пенсионного возраста, средства на его счете образуют активы фонда, которые размещаются на финансовом рынке и приносят инвестиционный доход. Расходование средств с лицевого счета возможно только при достижении участником пенсионного возраста.
Полученный в результате инвестирования на финансовом рынке доход распределяется следующим образом. Одна часть дохода идет на вознаграждение управляющей компании, другая — на финансирование деятельности фонда. Большая часть дохода направляется на индексацию пенсионных накоплений, находящихся на лицевых счетах участников.
Особенность активов пенсионных фондов состоит в том, что они могут инвестироваться на длительный срок. «Длинные» Деньги интересны и для экономики страны, и для участников фонда. Экономика нуждается в долгосрочных инвестициях для реализации крупных проектов. Пенсионные фонды могут эти Денежные средства предоставить, так как их списание с лицевых счетов будет производиться только при достижении участником фонда пенсионного возраста.
Длительный период инвестирования интересен и для участников фонда. Полученный на финансовом рынке доход не изымался, а постоянно реинвестируется, в результате чего проценты начисляются на ранее заработанные проценты. В итоге на длительном отрезке времени инвестиционный доход в результате постоянного реинвестирования получается очень большим.
При достижении участником фонда пенсионного возраста ему начинают выплачивать пенсию из средств, имеющих на его личном счете. При этом возможны два варианта пенсионных выплат: пожизненная пенсия и пенсия в течение ряда лет. Конкретную схему выбирает сам участник фонда.
Пожизненная пенсия предусматривает, что участнику фонда в течение всей его жизни НПФ будет производить пенсионные выплаты. Размер пенсии определяется исходя из суммы средств на счете участника и средней продолжительности жизни лиц, достигших пенсионного возраста.
Схема пенсионных выплат, предусматривающая выплату пенсии в течение ряда лет, основана на том, что участник фонда сам определяет, в течение какого числа лет он желает получать пенсию. Например, если человек выбрал 10-летний срок, то НПФ в течение этого срока выплатит ему все средства с его личного пенсионного счета. К концу 10-го года на счете участника денежных средств не останется. Если человек живет дольше, то он может рассчитывать только на государственную пенсию, так как в НПФ на его счете средств нет. Особенность данной схемы состоит в том, что если человек не доживает того числа лет, в течение которых он рассчитывал получать пенсию, то на счете остаются неиспользованные средства, и они наследуются.
1.3 Роль негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе Пенсионные фонды играют значительную роль в жизни современного общества.
Пенсионные фонды, наряду со страховыми компаниями, инвестиционными банками и инвестиционными фондами, являются основными институциональными инвесторами. Активы некоторых пенсионных фондов сопоставимы с ВВП отдельных государств. По расчетам журнала «The Economist», проведенным в 2008 году, именно пенсионные фонды являются крупнейшими в мире институциональными инвесторами по объему активов: совокупные активы пенсионных фондов превышали 21 трлн. долл. США. На начало 2011 г. пенсионные фонды лишь 13 ведущих стран мира обладали активами в 26 трлн. долл. США. Крупнейший пенсионный рынок в мире — это рынок США. Активы американских пенсионных фондов составляют 15 трлн. долл. США. Несмотря на наблюдаемый в последние годы достаточно внушительный рост отрасли в России, ее масштабы в международном сравнении остаются весьма незначительными: по состоянию на начало 2012 г. активы НПФ составляли всего 2,3% российского ВВП. Если к активам НПФ добавить активы ПФР, то получится, что в РФ пенсионные средства составляет всего 6% стоимости ВВП. Для сравнения: в США и Великобритании этот показатель составляет более 100%, в Нидерландах — 130%, в Японии — более 60%, в Бразилии — около 15%, в Германии — около 13%. В абсолютном выражении разрыв в объеме активов отечественных и зарубежных пенсионных фондов выглядит еще более внушительно (рис. 1.3).
Средства пенсионных накоплений являются долговременными инвестиционными ресурсами, которые могут существенно ускорить экономический рост в стране и, как следствие, инвестирование этих средств позволяет защитить их от обесценивания в результате инфляции и получить доход от их размещения, существенно превышающий сумму внесенных плательщиками страховых взносов. Поэтому НПФ не только являются потенциальным источником финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг, но и дают возможность заботиться о своем благосостоянии в старости, то есть влиять на размер будущей пенсии.
Рисунок 1.3 — Отношение активов пенсионных фондов к ВВП по странам, %
Исследование зарубежного опыта пенсионного обеспечения показывает, что существует связь и зависимость между государственным и частным сектором пенсионного обеспечения. Уровень развития частных пенсионных систем и страхования пенсий в стране зависит от того, в какой мере государственная система пенсионного обеспечения отвечает потребностям населения. Пенсионное обеспечение является категорией распределения и перераспределения, поскольку пенсионные средства формируются в процессе перераспределения национального дохода и приобретают соответствующую экономическую форму.
Как экономическая категория негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — финансовый институт, целью деятельности которого является аккумулирование и инвестирование части доходов субъектов рыночной экономики (работников, предприятий) на добровольных и договорных началах для использования в качестве источника для выплаты дополнительных пенсий.
С политической точки зрения деятельность НПФ направлена на улучшение социальной защиты граждан, создание благоприятной социальной атмосферы для нормального функционирования системы честного предпринимательства, на предотвращение социальных конфликтов в обществе. С экономической точки зрения расширение системы частного пенсионного обеспечения представляется, во-первых, как один из способов сокращения государственных социальных расходов. Во-вторых, потенциальные объемы накопления капитала, связанные с деятельностью негосударственных пенсионных систем, обеспечивают мобилизацию накопления средств в национальном масштабе. В-третьих, повышение благосостояния населения формирует дополнительный спрос, а значит, подталкивает рост экономики страны. В-четвертых, существует еще один привлекательный для работодателя фактор — возможность собственного кредитования из резерва, накопленного в пенсионном фонде. На уровне микроэкономики НПФ выступают:
1) как инструмент менеджмента и кадровой политики предприятия;
2) в качестве источника долгосрочных инвестиций для предприятия;
3) как средство минимизации налогов;
4) в качестве инструмента общественных связей предприятия, поддержания авторитета его руководителей.
На макроуровне НПФ являются важным инструментом создания национального рынка капитала и позволяют сформировать мощный поток долгосрочных внебюджетных инвестиций в национальную экономику. Таким образом, НПФ выполняют важные экономические функции:
— производственную (воспроизводство совокупной рабочей силы);
— распределительную (перераспределение доходов субъектов рынка);
— инвестиционную (аккумулирование средств и их размещение с целью прироста).
Таким образом, экономические функции схожи с функциями банков, страховых компаний и прочих финансовых посредников. НПФ выполняют следующие экономические функции:
— трансформируют пенсионные взносы в пенсионные выплаты;
— являются одними из важнейших участников финансовых рынков;
— выполняют перераспределение активов в долгосрочной перспективе;
— являются одним из самых мощных источников инвестиционного капитала для компаний;
— стабилизируют финансовые рынки и являются финансовыми посредниками.
При этом стоит отметить, что НПФ выполняет ряд исключительных видов деятельности:
— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ);
— добровольное пенсионное обеспечение;
— деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.
2. Современное состояние развития негосударственных пенсионных фондов в РФ
2.1 Особенности организации негосударственных пенсионных фондов в РФ Негосударственные пенсионные фонды относятся к некоммерческим организациям. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов регламентируется ст. 118 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
Исходя из вышесказанного, рассматривать финансы негосударственных пенсионных фондов необходимо с позиций финансов некоммерческих организаций.
Некоммерческое хозяйствование имеет ряд особенностей [10, с. 384]:
— ориентация деятельности не на прибыль;
— не в отрицании прибыли как таковой, а использовании ее как средства для достижения провозглашенной цели;
— сочетании экономической эффективности рыночного хозяйствования с социальной эффективностью деятельности государства;
— функционирование в рамках некоммерческого сектора.
Некоммерческий сектор имеет особый механизм хозяйствования, сочетающий экономическую эффективность рынка и социальную эффективность государства:
— отказ от максимизации прибыли в обмен на поддержку обществом либо местным сообществом целей деятельности;
— прибыль становится не целью, а средством достижения общественно значимых задач;
— формирование ресурсов на принципах совместного финансового участия заинтересованных сторон;
— конкурентные начала в распределении ресурсов (грантов, проектов и т. д.).
Процесс деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы образуют финансовый потенциал негосударственных пенсионных фондов и создают благоприятные условия для их деятельности. Поэтому финансы НПФ должны являться объектом учета, анализа, планирования и контроля. Из этого следует, что для того, чтобы рационально и эффективно управлять НПФ необходимо рационально и эффективно управлять его финансами.
Финансы некоммерческих организаций — это социально-экономические отношения, имеющие денежный характер, возникающие по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, связанных с осуществлением общественной деятельности некоммерческих организаций.
Это классическое, стандартное определение финансов некоммерческих организаций, которое достаточно часто встречается в большинстве учебников, рассматривающих финансы организаций, но это достаточно обобщенное понятие, которое не отражает в полной мере специфики деятельности негосударственных пенсионных фондов. Однако исследуя литературу, посвященную негосударственным пенсионным фондам, финансам организаций и отраслевым финансам, можно встретить упоминание о финансах пенсионного страхования, о финансах некоммерческих организаций, но понятие финансов негосударственных пенсионных фондов отсутствует.
Отталкиваясь от определения финансов некоммерческих организаций и специфики деятельности НПФ, четко прописанной ст. 2 Федерального закона «О НПФ» (ранее уже упомянутой в работе), под финансами негосударственного пенсионного фонда предлагаем понимать социально-экономические отношения, возникающие в процессе аккумулирования пенсионных взносов и средств пенсионных накоплений, размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, учета пенсионных обязательств фонда, назначения и выплаты пенсий участникам фонда.
Далее, следуя логике, необходимо определиться, что мы будем понимать под управлением финансами НПФ. Для этого опять обратимся к исследованиям понятий управления финансами организаций.
В условиях рыночных отношений управление финансами организаций зачастую отождествляют с финансовым менеджментом. Финансовый менеджмент — это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предпринимательской организации. Управление финансами — неотъемлемая часть общей системы управления организацией. Финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансами потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли.
Финансовый менеджмент некоммерческих организаций аналогичен финансовому менеджменту коммерческих организаций, однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.
Исходя из вышесказанного, под финансовым менеджментом негосударственных пенсионных фондов следует понимать управление финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда, путем принятия эффективных решений по его доходам и расходам, направленных на обеспечение финансовой устойчивости НПФ, а также полное и своевременное выполнение им своих пенсионных обязательств.
К важнейшим принципам организации финансового менеджмента НПФ, по нашему мнению, следует отнести:
— взаимосвязь финансового менеджмента НПФ с общей системой управления страховщика;
— комплексный характер принятия финансовых и инвестиционных решений;
— динамизм и социальный характер финансового управления;
— альтернативный подход в разработке и реализации управленческих решений;
— ориентация на долгосрочный характер инвестиций.
Принятые финансовые решения влияют на формирование и использование финансовых ресурсов НПФ. Более того, статус некоммерческой организации и высокий уровень социальной ответственности за финансовые решения, принимаемые НПФ требует более высокой степени государственного контроля и законодательного оформления деятельности НПФ.
2.2 Виды операций негосударственных пенсионных фондов на российском рынке В Российской Федерации виды операций, а также перечень активов, разрешенных для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов закреплены в законодательстве.
Согласно ст. 24 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственные пенсионные фонды могут размещать средства пенсионных резервов и инвестировать средств пенсионных накоплений на основании ряда принципов:
1) обеспечения сохранности указанных средств;
2) обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;
3) определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
4) учета надежности ценных бумаг;
5) информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
6) прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;
7) профессионального управления инвестиционным процессом.
В пункте первом данной статьи определены объекты инвестирования пенсионных средств, а также объекты их размещения в активы.
Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы в:
1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;
2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
3) облигации российских эмитентов помимо указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;
4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
5) паи паевых инвестиционных фондов, в том числе паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов, перечень которых устанавливается Банком России;
6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
7) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
8) депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях;
9) иностранную валюту на счетах в кредитных организациях;
10) ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
На размещение средств пенсионных накоплений, согласно статьи, накладывается ряд условий:
1) указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, разрешается, только если они обращаются на организованных торгах или специально выпущены Правительством Российской Федерации для размещения средств институциональных инвесторов, а также при их первичном размещении, если условиями выпуска ценных бумаг предусмотрено обращение на организованных торгах или они специально выпущены для размещения средств институциональных инвесторов;
2) указанные в подпунктах 2−4 и 6 пункта 1 настоящей статьи, разрешается, только если они обращаются на организованных торгах и удовлетворяют требованиям, установленным Банком России, а также при их первичном размещении, если они удовлетворяют требованиям, установленным Банком России;
3) указанные в подпунктах 7−9 пункта 1 настоящей статьи, разрешается только в тех кредитных организациях, которые отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к кредитным организациям — участникам системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
Помимо приведенных ограничений, существуют ограничения на объекты инвестирования:
1) приобретения ценных бумаг, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми фондом заключены соответствующие договоры;
2) приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о банкротстве либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.
Банком России могут устанавливаться дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений.
В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.
Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.
Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям:
— стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 15% общей стоимости пенсионных резервов;
— общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20% стоимости пенсионных резервов;
— общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
— общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
— общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50% стоимости пенсионных резервов;
— общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 70% стоимости размещенных пенсионных резервов;
— общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 80% стоимости размещенных пенсионных резервов.
Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ.
2.3 Анализ показателей эффективности деятельности негосударственных пенсионных фондов в РФ На сегодняшний день негосударственные пенсионные фонды имеют достаточно высокую социальную значимость. С каждым годом и больше граждан страны вносят свои деньги именно в них для получения накопительной части своей пенсии по достижении пенсионного возраста. Но, несмотря на это система негосударственного пенсионного страхования в России пока еще недостаточно эффективна, так как больший процент населения страны выбирает в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию государственную управляющую компанию Внешэкономбанк, а о негосударственном обеспечение граждане страны недостаточно осведомлены.
Основными показателями, по которым можно судить о работе негосударственного пенсионного фонда, являются [18]:
— пенсионные накопления;
— пенсионные резервы;
— размер имущества для обеспечения уставной деятельности;
— собственное имущество фондов;
— пенсионные выплаты;
— показатель доходности;
— ликвидность фонда;
— количество участников НПФ, всего физических лиц;?
— количество участников НПФ, получающих негосударственную пенсию;
— количество застрахованных лиц;
— количество управляющих компаний.
В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет, каким образом активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.
Пенсионные резервы — это средства, сформированные за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения. Пенсионные резервы предназначаются для исполнения негосударственным пенсионным Фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.
Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, — это имущество, находящееся в собственности фонда, которым фонд отвечает по своим долгам, на которое может быть обращено взыскание по долгам фонда, наложен арест. Фонд формирует имущество для выполнения уставной деятельности самостоятельно в размере, достаточном для обеспечения функционирования фонда.
Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.
Доходность — это количественная мера эффективности финансовых операций. При расчете доходности любой операции производится анализ затрат и результатов [6, с. 9].
Доходность должна быть выше инфляции, но несущественно выше ее (исключение — 2009 год, когда рынок сильно вырос после спада в 2008 году).
Если НПФ показывает доходность существенно выше уровня инфляции, это говорит о том, что он и его управляющие компании сильно рискуют при инвестировании средств пенсионных накоплений и размещении средств пенсионных резервов.
Показатели доходности пенсионного фонда R за период n рассчитываются в процентах годовых, по методу взвешенной по времени доходности с поправкой на входящиеисходящие денежные потоки фонда.
Расчет производится по формуле:
где Rn — доходность инвестирования средств пенсионных активов за расчетный период в процентах годовых;
n — количество дней, в которые происходили поступления/изъятия средств пенсионных активов в расчетном периоде, плюс один день (дата конца расчетного периода);
ЧCAi — чистая стоимость активов на дату поступления средств пенсионных активов в инвестиционный портфель или изъятия средств пенсионных активов из инвестиционного портфеля, руб.;
Si — денежный поток, руб.;
ЧCAi-1 — чистая стоимость активов на дату предыдущего поступления или изъятия средств пенсионных активов;
К — количество календарных дней в расчетном периоде.
Денежный поток Si рассчитывается по формуле [16]:
где СПФi — общая сумма поступлений в НПФ, руб.;
ССФi — общая сумма средств, изъятых из НПФ, руб.
Ликвидность НПФ — способность быстро (в сроки, предусмотренные договорами и законодательством) и без значительных потерь стоимости пенсионных активов преобразовать активы участника (группы участников) в денежные средства С для последующей передачи в пользу участника (группы участников) или лица, имеющего право на пенсионные активы участника.
Застрахованное лицо — это лицо, чьи интересы являются объектом страхования. Застрахованное лицо не является самостоятельным участником страхования, но именно в отношении застрахованного лица должен произойти страховой случай [4, с. 176].
Управляющая компания — это такая компания, которая имеет право на управление собственностью, пакетами акций, долями, паями в имуществе, то есть выполняет функции управления от лица остальных компаний и фирм.
По данным РА «Эксперт РА»" к концу 2014 года процедуру акционирования пройдут более 45 НПФ, в которых сосредоточено порядка 90% пенсионных накоплений. Первыми процедуру акционирования завершили крупнейшие участники рынка, которые в ближайшее время вступят в систему гарантирования. Поэтому почти все средства за 2013 год, которые были заморожены, будут перечислены в фонды до конца первого квартала 2015 года. Рынок ожидает увеличения активов на 525,9 млрд. рублей. Это средства по переходной кампании из ПФР в НПФ за 2013 год и взносы за 2 полугодие 2013 года. Приток более 0,5 трлн. рублей пенсионных накоплений обеспечит рынку увеличение до 2,8 трлн. рублей к концу 2015 года.
Рисунок 2.1 — Объем пенсионных накоплений и резервов в 2010;2015 годах, млрд. руб.
Таким образом, по предварительной оценке РА «Эксперт РА», на конец 2015 года совокупный объем пенсионных средств НПФ превысит 2,5 трлн. рублей. Объем пенсионных накоплений НПФ.
В 2015 году продолжится повышение регулятивных требований к участникам пенсионного рынка. В первую очередь эти требования коснутся организации риск-менеджмента фондов и ее эффективности. С учетом сложившейся рыночной ситуации у фондов резко возросли инвестиционные риски. Поэтому в ближайшее время могут измениться требования к инвестиционной декларации пенсионных накоплений с учетом качества риск-менеджмента НПФ. При этом изменения не могут не коснуться УК, под управление которых переданы все накопления фондов. Участники рынка ожидают введения нормативных требований к УК в части диверсификации портфеля пенсионных накоплений, аффилированности УК и НПФ и надежности управляющих пенсионными накоплениями. Ключевыми индикаторами для оценки надежности УК могут стать объем и структура капитала.
В ближайшее время внимание к капиталу УК может существенно повыситься. Значительное ухудшение ситуации на долговом рынке после повышения ключевой ставки ЦБ РФ до 17% поднимает вопрос о сохранении положительной (или как минимум нулевой) доходности фондов по инвестированию пенсионных накоплений. После кризиса 2008 года фонды пересмотрели свою инвестиционную политику в сторону корпоративных облигаций и банковских депозитов. На 30.09.2014 в корпоративные облигации было инвестировано порядка 40% пенсионных накоплений, вдепозиты — около 30%. Однако после повышения ключевой ставки стоимость большинства облигаций резко упала, а их доходность стала неконкурентной. Частично компенсировать снижение доходности фондам помогут банковские депозиты, ставки по которым уже начали расти.
Таблица 2.1 — НПФ предпочитают инвестировать накопления в корпоративные облигации и банковские депозиты, %
Вид актива | 31.12.11 | 31.12.13 | 30.09.14 | |
Денежные средства на счетах в кредитных организациях | 7,3 | 2,1 | ||
Денежные средства в банковских депозитах | 20,8 | 27,6 | 30,8 | |
Государственные ценные бумаги Российской Федерации | 5,4 | 5,8 | 3,9 | |
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации | 7,2 | 6,6 | ||
Облигации российских эмитентов | 46,4 | 38,9 | 40,7 | |
Акции российских эмитентов | 8,4 | 8,6 | 4,5 | |
Ипотечные ценные бумаги | 0,7 | 6,5 | ||
Ценные бумаги международных финансовых организаций | 0,4 | 0,1 | 0,4 | |
Прочие активы | 1,7 | 5,2 | ||
Однако для сохранения покупательной способности накоплений по сравнению с инфляцией в 2015 году фонды со своими УК будут вынуждены вести более активную и агрессивную инвестиционную политику, чтобы заработать доходность, соответствующую «новым реалиям». Спрос на повышенную доходность может привести к существенному росту инвестиционных рисков и снова в предметной плоскости поставить на рынке возможность споров УК и НПФ за возможные убытки, полученные от агрессивных стратегий на волатильном фондовом рынке. Велика вероятность, что эти убытки при их появлении придется покрывать управляющим. Однако объемы их капитала по-прежнему крайне малы. Так, на 30.09.2014 достаточность капитала УК по отношению к объему пенсионных накоплений под управлением у компаний, специализирующихся на накоплениях, составляет 0,5%. В то же время у остальных УК, управляющих накоплениями НПФ, этот показатель достигает 5,8%.
Таблица 2.2 — Топ-30 НПФ по объему собственного имущества на 30.09.2014
Место | Фонд | Объем собственного имущества | Объем капитала и резервов | Объем ИОУД | Объем пенсионных резервов | Объем пенсионных накоплений | |
НПФ «ГАЗФОНД» | 358 180 | 34 856 | 323 242 | ||||
НО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» | 239 581 | 3 938 | 234 028 | ||||
ОАО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» | 169 951 | 3 739 | 20 472 | 145 639 | |||
ОАО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОПС» | 116 987 | 116 565 | |||||
ОАО «НПФ электроэнергетики» | 109 755 | 1 309 | 38 315 | 70 070 | |||
ЗАО «НПФ Сбербанка» | 85 206 | 10 411 | 74 428 | ||||
ОАО «НПФ «РГС» | 70 026 | 68 911 | |||||
АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд | 68 326 | 67 029 | |||||
ЗАО «КИТФинанс НПФ» | 65 923 | 65 187 | |||||
ОАО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» | 65 396 | 1 996 | 63 373 | ||||
3. Проблемы и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в РФ
3.1 Проблемы развития негосударственных пенсионных фондов в РФ Система пенсионных взносов, разработанная несколько лет тому назад, не оправдала возложенных надежд, в результате чего обнаружился дефицит денежных средств в бюджете Пенсионного фонда России.
Существенным фактором, сдерживающим развитие рынка негосударственного пенсионного обеспечения — неадекватное налогообложение. До сих пор налогообложение строится на принципах, не соответствующих международной практике. В большинстве стран мира взносы в НПФ, а также доход от их размещения не облагаются налогами.
Пенсионная же выплата облагается подоходным налогом. Такая система нацелена на удержание долгосрочного инвестиционного ресурса и его работу в интересах национальной экономики. Дальнейшему росту также мешает невысокий уровень организации внешнего финансового контроля НПФ: многие процессы на рынке запутаны, не проработаны или законодательно не регламентированы. К их числу относятся учет убытков от инвестирования на пенсионных рынках, система гарантий для пенсионных накоплений и даже состав регуляторов пенсионного рынка и их функции.
Рынку негосударственных пенсионных услуг не позволяет развиваться отсутствие долгосрочных средств размещения пенсионных активов, а также принятый количественный метод регулирования инвестиционного портфеля фондов. Для обеспечения благоприятных условий развития рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни, необходимо определить основные цели и приоритеты в развитии этих рынков.
Несмотря на удачный опыт негосударственного пенсионного обеспечения и важности участия НПФ системе обязательного пенсионного страхования, достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ и страховых компаний, осуществляющих операции по долгосрочному страхованию жизни, являются не совсем удовлетворительными.
Накопительная часть пенсии, тех граждан, которые не писали заявления о ее переводе в НПФ, находится в ПФР и распоряжается ею государственная управляющая компания — Внешэкономбанк (ВЭБ). За период с 2005 по 2011 г. показатели ВЭБ проигрывают как инфляции, так и доходности всех НПФ (см. рисунок 1). Данные нижеприведенной диаграммы свидетельствуют о том, что средняя доходность НПФ из года в год превышала аналогичный показатель ВЭБ. Отсутствие реальной доходности НПФ в 2008 г. сполна компенсировалось значительным приростом в 2009 г.
В среднем по всем фондам значение доходности составило 7,22% (рис. 2.2). Если принять веса фондов — т. е. учесть доли каждого из НПФ в общей сумме пенсионных накоплений на конец 2012 г., то средняя взвешенная доходность составит 6,79%, что немногим, но все же выше потребительской инфляции (6,57%) и однозначно лучше итогов предыдущего года. Низкая средняя взвешенная доходность по сравнению со средней доходностью означает, что инвестиционная деятельность крупнейших фондов за отчетный год оказалась менее «доходной», чем в среднем по рынку.
Рисунок 2.2 — Средняя невзвешенная доходность НПФ, инвестиционных портфелей ВЭБ и инфляция [23, 24]
По данным ПФР на конец 2012 года порядка 77 млн. человек имели средства пенсионных накоплений на своих пенсионных счетах. Из них лишь 20 млн. или 26% по итогам переходной кампании 2012 года были клиентами негосударственных пенсионных фондов и около 0,5 млн. — частных управляющих компаниях.
Ежегодно количество застрахованных лиц в НПФ увеличивается, но численность лиц, не выбравших НПФ, все же превалирует. Здесь важно заметить, что доходность Государственной управляющей компании — Внешэкономбанка (ВЭБ) начиная с 2005 года, лишь по итогам 2012 года оказалась выше, чем в среднем по НПФ. Если сравнить накопленную доходность с инфляцией и доходностью, обеспеченной ВЭБ за 4 последних года (рис. 2.3), то окажется, что фонды также переигрывают своих основных «конкурентов» в лице ВЭБ и инфляции.
Рисунок 2.3 — Средняя накопленная доходность НПФ, инфляция и доходность расширенного инвестиционного портфеля ВЭБ за 2009;2012 гг.
Таким образом, мы считаем, что в связи с политикой Правительства Российской Федерации в области реформирования пенсионной системы, целесообразна передача накопительной части пенсии в управление НПФ.
В марте 2013 года фонды получили, последний крупный транш накоплений, после чего рост пенсионного рынка существенно замедлился. Но даже в режиме «страхового маневра» накопления продолжат поступать, хотя и в меньшем объеме. Кроме того, никто не отменяет добровольное пенсионное страхование. Фондам не нужно забывать об этой части их бизнеса, ведь уменьшение отчислений на ОПС государство может компенсировать стимулированием развития негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) среди работодателей.
Основной причиной сужения накопительной системы стал дефицит ПФР. Поводами же послужили неэффективное инвестирование, отсутствие четких гарантий сохранности пенсионных средств, мошенничество, сложность выбора управляющего из-за невозможности оценить его качество заранее — все это результаты низкой надежности и непрозрачности многих НПФ и УК.
Финансовая устойчивость системы НПФ пока что стабильно снижается: за период с 31 декабря 2008 года по 30 июня 2012;го среднее отношение ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности, аналог капитала у НПФ) к пенсионным средствам фондов уменьшилось в два раза, с 16 до 8%.
За доступ на финансовые рынки НПФ платят меньше, чем другие их участники, хотя пенсионные деньги — важнейший социальный актив. Так, капитал банков должен быть не меньше 180 млн. рублей, компаний общего страхования — 120 млн. рублей, а близких по природе к НПФ страховщиков жизни — не менее 240 млн. рублей. Требования же к минимальному размеру ИОУД с 1 июля 2012 года составляют 100 млн. рублей. Причем после повышения минимума с 50 до 100 млн. рублей многие НПФ оказались близки к лишению лицензии: таковых к 30 июня 2012 года набралось более 30%. Капитал еще 44% участников рынка был лишь немногим выше разрешенного минимума. При этом фонды, ИОУД которых постоянно поддерживается на уровне, близком к минимальному, нередко управляют миллиардами пенсионных средств сотен тысяч человек.
Дополнительный риск для ИОУД создают регулярные переходы клиентов из фонда в фонд, из-за которых НПФ могут терять часть капитала. «За каждого привлеченного клиента фонд платит комиссионное вознаграждение независимо от размера его пенсионного счета. Остался он в следующем году с нами или перешел в другой НПФ — комиссия уже заплачена. То есть административные издержки мы несем, а деньгами в следующем году можем уже не управлять», — поясняет председатель совета НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» Олег Киселев.
Причина нехватки капитала кроется не только в неготовности инвесторов фондов вкладываться в рынок с неопределенным будущим. И менеджмент фондов, и владельцы понимают, что для социально значимых организаций страховка в виде капитала необходима. Вопрос в том, что инвестировать в ИОУД фондов их учредителям сейчас очень невыгодно: из-за некоммерческой организационно-правовой формы и правил учета взносы в капитал НПФ равноценны затратам, а не финансовым вложениям. Поэтому даже крупные и сильные учредители стараются такие затраты минимизировать.
Государство принимало меры по стимулированию развития негосударственного пенсионного обеспечения введением льгот по налогообложению взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в пользу работников (п. 16 ст. 255, 4), по налогу на прибыль от размещения пенсионных резервов (пп. 2 п. I ст. 251, 4), по уплате страховых взносов с сумм пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (п. 5 ч. 1 ст. 9 гл. 2. 5). Однако ожидаемого увеличения активности вкладчиков в результате введения вышеуказанных льгот по налогообложению не произошло.
С 1 июля 2012 г. в связи с принятием Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений' согласно вступают в силу изменения ст. 36.2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которыми фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязан поддерживать денежную оценку имущества для обеспечения уставной деятельности в размере не менее 100 млн руб. Требование экономически обоснованное, но трудновыполнимое для большинства фондов. Поэтому следует ожидать, что в результате ведения этой нормы законодательства число фондов сократится еще на 60% за счет ликвидации средних и мелких фондов. Принято считать, что крупные финансовые структуры более устойчивы, чем небольшие. Однако устойчивость финансовой организации, в том числе негосударственного пенсионного фонда или банка, зависит не только от размера уставного капитала. В связи с тем, что размер обязательств у этих структур в десятки и сотни раз превышает размер уставного капитала, их устойчивость определяется прежде всего качеством и достаточностью активов для покрытия принятых обязательств. Примером может служить банкротство крупнейшего банка «Империал» во время кризиса 1998 г., в то время как мелкие и средние банки успешно выполняли свои обязательства.
Таким образом, для большинства негосударственных пенсионных фондов сейчас как никогда остро стоит задача выполнения требований законодательства по увеличению уставного капитала при сохранении сегментирования пенсионного рынка и устойчивости выполнения пенсионных обязательств.
3.2 Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в РФ Основным направлением вновь разработанной пенсионной реформы является сокращение страхового тарифа накопительной части с 6 до 0%. Эта участь постигнет так тех, кто никогда ничего не делал с накопительной частью своей пенсии или чьи заявления на перевод накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд либо управляющую компанию (УК) не были удовлетворены. Однако если перевести накопительную часть пенсии под управление одного из НПФ либо УК можно сохранить текущий тариф, а значит, и возможность получить значительную прибавку к моменту выхода на пенсию.
Наращивание капитала пропорционально объему обязательств должно стать первым шагом НПФ к надежности. Иначе, к сожалению, никак. Однако добиться этого можно, лишь изменив подход к учету взносов учредителей в ИОУД (отражать их в активах как финансовые вложения). Кроме того, нужно ввести требования не только к размеру самого имущества, но и к соотношению капитала и объема пенсионных средств НПФ. ИОУД является подушкой безопасности для клиентов, и это нам продемонстрировал кризисный 2008 год. Но ограничиваться тем, чтобы просто законодательно поднимать уровень ИОУД, нам кажется не совсем верным, здесь необходим комплекс мер. В первую очередь активы, которые формируют ИОУД, должны быть ликвидными, поэтому мы положительно относимся к инициативе ФСФР принимать во внимание качество активов. Во-вторых, величина ИОУД должна ставиться в зависимость от размера активов НПФ. И в-третьих, необходимо внедрить механизмы страхования рисков, например, закрепить обязанность НПФ быть членом СРО, управляющей объединенным гарантийным фондом, предусмотреть создание резервного фонда пенсионных накоплений по аналогии с Агентством по страхованию вкладов.
Как и все инвесторы, НПФ постоянно балансируют между доходностью и надежностью. При этом российские фонды ограничены узким кругом инструментов, ежегодными отчетами о доходности и собственной некачественной системой риск-менеджмента.
Ослабление контроля инвестиций НПФ в совокупности с более строгими требованиями к управлению рисками могут повысить доходность от инвестирования пенсионных денег на длинных горизонтах, сохранив приемлемый уровень риска. Пенсионные накопления должны стать долгосрочным инструментом. Горизонт инвестирования для тридцатилетнего гражданина должен составлять двадцать-тридцать лет. Необходимо изменить требование ежегодно фиксировать и разносить инвестиционный доход. Также следует расширить перечень инструментов инвестирования и разрешить использовать различные инвестиционные стратегии для разных возрастных групп. Чем старше человек, тем осторожнее должна быть политика управления его пенсионными накоплениями, чем человек моложе, тем менее консервативным может быть его портфель. Если в рисковых инструментах в краткосрочной перспективе возможно падение, то в долгосрочной перспективе доходность вырастет.
Проблема несоответствия законодательства и экономической сущности участия учредителей во вложении в деятельность негосударственного пенсионного фонда результатов своего труда и труда руководимого ими коллектива особенно остро проявляется в вопросах формирования совокупного вклада учредителей фондов, но носит гораздо более общий характер. Никакого своего собственного имущества организация в форме хозяйственного товарищества или общества не имеет. Оно принадлежит на праве общей долевой собственности тем, кто финансирует деятельность организации и несет риск убытков в связи с этой деятельностью. Это могут быть или учредители товариществ, обществ, или акционеры, коммандитисты, вкладчики и инвесторы, не входящие в состав финансируемой ими организации. Все они независимо от названия являются теми же рантье, но только в оболочке юридического лица. Более чем очевидно, что их участие в производственных отношениях осуществляется на вещно-правовой основе, а не на обязательственной, как сейчас предусматривается в ГК РФ.
Успешное формирование совокупного вклада учредителей достигнуто только корпоративными фондами, обеспечивающими негосударственными пенсиями работников своих вкладчиков крупнейших предприятий-монополистов (Газпром, Лукойл, Российские железные дороги и пр.) Для розничных фондов, которые составляют около половины от общего количества фондов, это трудноразрешимая проблема. Следует также учесть, что крупным корпоративным пенсионным фондам экономически нецелесообразно работать с множеством средних и мелких вкладчиков. Розничные фонды предлагают более гибкие условия пенсионных схем, внесения пенсионных взносов, расторжения пенсионных договоров. Поэтому многие эксперты считают, что небольшие фонды имеют право на существование, это очень своеобразная и работоспособная модель. Более того, именно небольшие региональные фонды делают рынок более сегментированным и разнообразным. Средние и небольшие фонды способны проводить более гибкую политику и предлагать более привлекательные модели пенсионного обеспечения по сравнению с крупными, бюрократическими неповоротливыми фондами. Поэтому лица со средним уровнем заработной платы, не являющиеся участниками корпоративных пенсионных схем, становятся вкладчиками средних розничных фондов. Именно данный сегмент пенсионного рынка имеет большие перспективы расширения деятельности. Однако, если средние розничные фонды перестанут существовать из-за трудностей с формированием совокупного вклада учредителей, большинство населения останется неохваченным негосударственным пенсионным обеспечением.
Второй важной проблемой, неразрывно связанной с первой, является требование (ст. 25, 1) организовывать размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений через управляющую компанию, которая должна способами, предусмотренными гражданским законодательством, обеспечить возврат переданных ей средств. При этом, согласно п. 1 ст. 1022, 8, «доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах учредителя управления, возмещает ему убытки». Поскольку доказать отсутствие должной заботливости практически невозможно, то эта статья носит чисто декларативный характер. «Управляющая компания не несет ответственности перед участниками по обязательствам фонда» (п. 4 ст. 25, 1). Инвестиционная декларация договора доверительного управления (п. 3.4, 12); п. 48, 13 содержит декларацию о рисках, возлагающих ответственность за реализацию инвестиционных рисков (рыночный, макроэкономический, системный, операционный, риск ликвидности) по размещению активов в доверительном управлении на учредителя управления, т. е. на негосударственный пенсионный фонд. Поэтому управляющая компания может, например, продать акции в точке локального минимума фондового рынка, а потом купить акции в точке локального максимума, в итоге получив отрицательный финансовый результат по этим операциям, но ни один суд не квалифицирует эти действия управляющей компании «как отсутствие должной заботливости». При этом управляющий отвечает за финансовый результат только своим вознаграждением, составляющим до 10% от дохода. Вся тяжесть убытков ложится на фонд. Поэтому, по итогам кризиса 2008 г негосударственные пенсионные фонды, вынужденные компенсировать убытки от доверительного управления собственным имуществом согласно п. 2,4 ст. 18, I, стали организовывать дочерние управляющие компании.
Организация совместной работы негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний по доверительному управлению активами давно вызывает большое количество вопросов у участников этого рынка. Для устранения возникших препятствий в деятельности негосударственных пенсионных фондов необходимо внести изменения в законодательство, в том числе:
1) исключить вышеназванные законодательные нормы, затрудняющие движение совокупного вклада учредителей, допустив возможность формирования имущества для обеспечения уставной деятельности в виде акционерного капитала с возможностью купли-продажи акций и выплаты дивидендов акционерам;
2) ввести управляющие компании в состав негосударственного пенсионного фонда, объединив их акционерные капиталы. При этом оставить действующие в настоящее время нормы законодательства:
— «Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан» (п. 2 ст. 7,9);
— «деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской» (п. 8 ст 25, 1).
Поскольку п. 4 ст. 7. 9 допускает создание различных типов фондов, целесообразно создать новую форму некоммерческой организации социального обеспечения в виде акционерного пенсионного фонда с имуществом для обеспечения уставной деятельности в виде акционерного капитала. Следует отметить, что согласно действующему законодательству существуют фонды в виде открытых акционерных обществ акционерный инвестиционный фонд. Нормативная величина акционерного капитала акционерного пенсионного фонда должна быть меньше нормативных величии суммы имущества для обеспечения уставной деятельности фонда и акционерного капитала управляющей компании.
Заключение
пенсионный фонд финансовый денежный В ходе выполненной работы была проанализирована роль негосударственных пенсионных фондов как участников финансового рынка и сделан вывод о том, что негосударственные пенсионные фонды обладают рядом преимуществ и значительным потенциалом в мобилизации долгосрочных финансовых ресурсов, что при правильной организации инвестиционного процесса позволит активно воздействовать на стратегические аспекты экономики страны: способствовать ускоренной реализации национальных проектов, развитию финансовых рынков.
Особое место в работе уделено анализу деятельности негосударственных пенсионных фондов. На основе сопоставления международного опыта организации инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов и подхода к ограничению деятельности по размещению пенсионных резервов в России, сформулированы выводы.
Подводя итоги, следует отметить то, что с 1992 года по настоящее время в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий.
Для российского бизнеса необходимость НПФ становится все более явной, так как корпоративное пенсионное обеспечение — это цивилизованный способ проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями за качественных наемных работников.
Список использованных источников
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»
4. Боровкова Вал. А, Боровкова Вик. А. Рынок ценных бумаг. Тесты и задачи. — СПб.: Питер, 2007. — 272 с.
5. Бригхэм Ю. Ф. Финансовый менеджмент / Ю. Ф. Бригхэм, М. С. Эрхардт; пер. с англ. Е. Бугаева, А. Колос; ред. пер. Е. А. Дорофеева. — СПб.: Питер, 2009. — 959 с.
6. Выгодчикова И. Ю. Оценка доходности финансовых активов. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. — 92 с.
7. Долан Э.Дж. Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело, денежно-кредитная политика / Пер. с англ. Лукашевич В. В. и др. — М.: Форум: ИНФРА, 2007. — 388 с.
8. Лиференко Г. Н. Финансовый анализ предприятия / Г. Н. Лиференко. — М.: Издательство «Экзамен», 2008. — 160 с.
9. Миляков Н. В. Финансы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 543 с.
10. Пономаренко Е. В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 427 с.
11. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2012 г. — 384 с.
12. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / И. И. Глотова, Е. П. Томилина, О. Н. Углицких, Ю. Е. Клишина. — Ставрополь: АГРУС, 2013. — 492 с.
13. Ковалева А. М., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 522 с.
14. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В. И. Видяпина. — М.: ИНФРА, 2011. — 714 с.
15. Курятникова О. Спасение в надежности // Эксперт. — 2012. — № 45. — С.118−123.
16. Михайлов А. Оценка финансового состояния НПФ / А. Михайлов, А. Ткач. // Финансовый директор. — 2006. -. № 6 — С.44−51
17. Пудовкин А. В. Анализ и перспективы развития рынка НПФ в России / А. В. Пудовкин // Вестник МГИМО-Университета. — 2014. — № 3. — С. 82−87
18. Сазонов С. П. Анализ эффективности деятельности негосударственных пенсионных фондов РФ / С. П. Сазонов, А. В. Лукьянова, А. В. Федорова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2012. — № 3 (20). — C. 216−219.
19. Семенова Н. В. Сущность финансов некоммерческих организаций // Экономические науки. — 2009. — № 11. — С. 434−437.