Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государство и гражданское общество: функциональный анализ взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гражданское общество и государство — активно взаимодействующие социальные явления. Глубинная сущность их отношений может быть постигнута посредством использования метода моделирования, направленного на построение теоретических моделей реально существующих явлений и процессов — общества, государства и системы их взаимосвязей, что позволит не только выявить существующие формы и методы деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Гражданское общество как предмет теоретического анализа
    • 1. Социально-политическая природа гражданского общества
    • 2. Понятие и признаки гражданского общества
    • 3. Структура гражданского общества
    • 4. Основные закономерности формирования гражданского общества
  • Глава II. Взаимодействие государства и гражданского общества
    • 1. Теоретические подходы к определению модели соотношения государства и гражданского общества
    • 2. Сфера политического участия как составная часть политической системы общества. Функции гражданского общества в сфере политического участия
    • 3. Легитимация государственной власти и общественно-политический контроль как основные политические функции гражданского общества
    • 4. Участие институтов гражданского общества в правотворческой и правоприменительной деятельности. Делегированное осуществление государственных монопольных прав институтами гражданского общества

Государство и гражданское общество: функциональный анализ взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях современного развития российской социально-политической системы особую актуальность приобретает проблема согласования, обеспечения баланса личного, общественного и государственного интереса, решение которой зависит от уровня развития взаимонаправленных связей государства и общества. Формирование дееспособного общества представляет собой одну из важнейших стратегических задач российской государственной политики, что неоднократно отмечалось В. В. Путиным, который подчеркивал, что без развития демократии и гражданского общества, без обеспечения прав и свобод граждан и эффективной организации самого государства невозможно решить ни одну из актуальных задач, стоящих перед государством1.

По мере своего совершенствования и развития гражданское общество становится объединительной, интегрирующей общественные, частные, личностные интересы и потребности системой. Оказывая определенное влияние на экономическую, политическую, духовно-нравственную сферы жизнедеятельности людей, гражданское общество становится мощным передаточным и связующим механизмом, благодаря которому налаживаются объективно необходимые и практически значимые формы связи и взаимодействия общественных и частных структур с государством в целом и его соответствующими звеньями.

Как властно-политический феномен государство берет на себя ряд важных функций по обеспечению необходимой благоприятной основы для должного, поступательного, эффективного формирования, совершенствования и функционирования целостной системы отношений гражданского общества. Характер взаимосвязи развивающегося гражданского общества и государства, обретающего параметры правового,.

1 См.: Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. // РГ. — 27.04.2007. — № 90- Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // РГ. — 11.05.2006. — № 97. определяется не только единством их стратегических целей и задач, но и наличием определенных противоречий, конфликтных ситуаций, сложных проблем, что требует постоянного поиска точек соприкосновения и форм необходимого компромисса и взаимодействия между указанными общественными феноменами.

Ключевым свойством правового государства является его детерминированность: оно вырастает лишь на почве гражданского общества. Иными словами, вне существования гражданского общества идея правового государства является абсолютной утопией. Взаимная связь и обусловленность этих двух феноменов очевидна. В этом контексте особое значение приобретает исследование природы и содержания взаимоотношений гражданского общества и государства, выявление конкретных функций, осуществление которых позволяет общественным институтам оказывать реальное воздействие на государственно-властную систему.

Степень разработанности проблемы.

Анализ современной научной литературы свидетельствует о том, что отдельные аспекты проблемы взаимодействия государства и гражданского общества ставились в рамках исследований, посвященных различным вопросам политики и права.

Проблема определения сущности гражданского общества, выявления его признаков, принципов, структуры является предметом исследования отечественными и зарубежными учеными в области политологии, л социологии, философии и юриспруденции. Вопросы политической природы.

2 См.: Голенкова T.3. Гражданское общество в России // СОЦИС. — 1997. — № 2. — С.25−36- Кожевников С. Н. Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России // Вестник ННГУ. Серия Право. Вып. 1(5). — Н. Новгород, 2002. — С.26−35- Коэн Д. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. — М., 2003; Кравченко А. И. Общество: статика и динамика. — М., 2006; Кравченко И. И. Концепция гражданского общества в философском развитии // ПОЛИС. — 1991. — № 5- Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. — 1995. — № 3. — С.83−93- Одинцова А. В. Гражданское общество: прошлое, настоящее, будущее//Социально-политические науки. — 1991. -№ 12- Орлова О. В. Автономия личности и автономия гражданского общества // Государство и право. — 2006. — № 1. — С. 12−18- Резник Ю. М. Гражданское общество как объект социологического познания // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. — 1995. — № 2- Руткевич М. Н. Общество как система: социологические институтов гражданского общества затрагиваются в рамках политологических исследований, посвященных анализу круга субъектов политической системы3.

Отдельные проблемы взаимодействия государства и гражданского общества поднимаются преимущественно в рамках исследований, посвященных характеристике признаков и предпосылок правовой государственности4.

Политическая активность субъектов гражданского общества, содержание и формы ее реализации является предметом исследований, в рамках которых осуществляется анализ конституционных политических прав граждан, порядка и гарантий их осуществления, а также обоснование принципа народного суверенитета5. Некоторые аспекты участия общественности в процессе принятия и реализации государственных решений рассматриваются в работах о природе, субъектах, стадиях б правотворчества и правоприменения .

Вопросы, поднимаемые в указанных работах, затрагивают лишь отдельные грани темы, что свидетельствует о необходимости восполнения очерки. — СПб., 2001; Теория общества. Фундаментальные проблемы / Под ред. А. Ф. Филиппова. — M., 1999 и др.

3 См.: Карчевская Н. И. Гражданское общество как структурно-функциональный элемент политической системы современной России. Автореф. дисс. .к.ю.н. — СПб., 2004; Никифорова Е. А. Политическое влияние как фактор развития права в современной России. Дисс. .к.ю.н. — Н. Новгород, 2006; Перегудов С. П. Гражданское общество как политический феномен // Свободная мысль. — 1992. — № 9. — С.43−53 и др.

4 См.: Бобылев А. И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе // Право и политика. — 2001. — № 3. — С.70−79- Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. — 1991. — № 9. — С.5−18- Гражданское общество, правовое государство, право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. — 2002. — № 1. — С. 12−50- Мамут Л. С. Гражданское общество и государство: проблемы соотношения // ОНС. — 2002. — № 5. — С.94−103- Правовые основы взаимодействия гражданского общества и государства. — M., 1997; Худяков С. С. Правовые основы соотношения гражданского общества и государства. Дисс. .к.ю.н. — Тамбов, 2003 и др.

5 См.: Виллисов М. В. Участие негосударственных организаций в процессе принятия политических решений. Автореф. дисс. .к.полит.н. — М., 2004; Головацкая М. В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан // Юрист. — 2007. — № 5. — C. II-12- Головко Д. С. Суверенитет народа и его политико-правовые следствия // Философия права. — 2006. — № 2 (18) — Ковлер А. И., Смирнов В. В. Демократия и участие в политике: Критические очерки теории и истории. — М., 1986; Нестеренко А. В. Демократия: проблема субъекта // ОНС. — 2002. — № 4- Руденко B.H. «Народное вето» как институт непосредственной демократии // Государство и право. — 2004. — № 3. — С. 16−22 и др.

6 См.: Керимов Д. А. Законодательная техника. — М., 1997; Кожевников С. Н. Реализация права, юридическое толкование, законность. — Н. Новгород, 2002; Крашенинников Е. А. Понятие, принципы и субъекты правотворчества // Правоведение. — 2003. — № 3- Мурашин А. Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. — 2001. — № 2- Правотворчество в СССР / Под ред. А. В. Мицкевича. — M., 1974; Толстик В. А. Иерархия источников российского права. — Н. Новгород, 2002 и др. пробела в теоретическом исследовании проблем соотношения государства и гражданского общества посредством анализа функциональных аспектов их взаимодействия в качестве предмета комплексного исследования.

Объектом исследования является гражданское общество как специфический социально-политический феномен, а также совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе его взаимодействия с государством.

Предмет исследования составляют теоретические проблемы определения политической природы гражданского общества, выявления его признаков, структуры, форм политической активности институтов гражданского общества, функциональные аспекты взаимодействия государственных и общественных институтов, а также закономерности формирования в рамках политической системы общества особой сферы, опосредующей взаимоотношения гражданского общества и государства.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель работы заключается в получении комплексной характеристики функций гражданского общества, объектом осуществления которых является политическая сфера, а также в определении содержания научных категорий, раскрывающих различные аспекты взаимодействия государственных и общественных институтов.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

— определить сущность гражданского общества как реально существующего социального феномена и выявить природу гражданского общества в контексте решения дилеммы о его политичности или деполитичности;

— сформулировать понятие и признаки гражданского общества;

— раскрыть структуру гражданского общества с точки зрения интегрального подхода;

— проанализировать факторы и закономерности формирования гражданского общества;

— с применением метода моделирования сформулировать систему абстрактных типов отношений гражданского общества и государства;

— определить содержание категорий «политическое участие», «сфера политического участия», их соотношение со смежными категориями;

— сформулировать понятие функций гражданского общества и осуществить их классификацию;

— проанализировать содержание политических функций гражданского общества, а также оценить состояние действующего законодательства, регламентирующего способы их осуществления.

Методологическим основанием исследования является диалектический метод познания, позволяющий изучить предмет в развитии, во взаимосвязи всех его отдельных проявлений и во взаимодействии со смежными явлениями. В его рамках полученные результаты были достигнуты с применением ряда общенаучных и частнонаучных методов исследования: логического, системно-структурного и функционального анализа, моделирования, абстрагирования, диалектического восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и др. При проведении научного исследования также использовались специальные юридические методы: сравнительно правовой, формально-юридический, методы толкования права и др.

Теоретическое основание работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, конституционного права, политологии, социологии, философии политики и права. При исследовании природы, структуры, закономерностей формирования гражданского общества, вопросов его взаимодействия с государством использовались работы современных отечественных ученых-юристов: В. И. Авдийского, С. С. Алексеева, Т. А. Алексеевой, С. А. Авакьяна, В. К. Бабаева, М. И. Байтина, В. М. Баранова, А. И. Бобылева, К. С. Гаджиева, JI.T.

Кривушина, С. Н. Кожевникова, JI.C. Мамута, О. В. Мартышина, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, Л. А. Морозовой, B.C. Нерсесянца, В. Н. Руденко, В. А. Толстика, М. Х. Фарукшина, А. Ф. Черданцева, З. М. Черниловского, В. А. Четвернина, В. Е. Чиркина и других. В работе также использовались труды дореволюционных отечественных и зарубежных ученых различных этапов развития истории политических и правовых учений: Э. Арато, Г. В. Ф. Гегеля, Г. Еллинека, И. Н. Ильина, М. М. Ковалевского, Т. Пейна, Дж. Роулза, Ф. Хайека, Г. Ф. Шершеневича и других.

Некоторые аспекты темы исследовались с привлечением работ специалистов в области политологии, социологии и социальной философии: Н. Ю. Беляевой, В. А. Васильева, Т. З. Голенковой, А. П. Кочеткова, А. В. Одинцовой, С.П. ГГерегудова, Ю. М. Резника, М. Н. Руткевич, А. И. Соловьева, А. Ю. Сунгурова, Н. С. Федоркина и других.

Эмпирическую основу составили российские законодательные и подзаконные акты федерального и регионального уровней, а также индивидуальные акты, принятые в сфере применения права.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена постановкой проблемы и предпринятым подходом к ее исследованию и заключается в функциональном анализе вопросов взаимодействия гражданского общества и государства. В диссертации сформулировано авторское определение понятия гражданского общества, и обозначена система его признаков, использован интегральный подход к анализу структуры гражданского общества. Работа представляет собой одно из первых исследований, в котором предпринимается попытка обосновать политическую природу гражданского общества, сформулировать определения понятий и раскрыть содержание ряда научных категорий: «политическое участие», «сфера политического участия», «функция гражданского общества». В отличие от работ других исследователей, отношения гражданского общества и государства раскрываются посредством анализа объекта и содержания политических функций общественных институтов, определения системы способов их осуществления. В диссертации анализируется современное российское законодательство, формулируются предложения по совершенствованию его положений, регламентирующих порядок осуществления политических возможностей гражданского общества.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Гражданское общество представляет собой реально существующий социальный феномен, который имеет комплексную социально-политическую природу. Политичность гражданского общества, активное воздействие на государственную власть является конституирующей характеристикой общества в качестве гражданского.

2. Гражданское общество — это сложноструктурированная саморегулирующаяся открытая система юридически свободных, автономных по отношению к государству социальных институтов и отношений, выражающих частные интересы и объединяющих индивидов на основе ценностей гражданской культуры. Гражданское общество характеризуется следующими признаками: а) представляет собой органическую, динамическую, саморегулируемую, открытую, относительно неравновесную, неаддитивную, сложноструктурированную социальную системуб) является сферой реализации частного (а не публичного) интересав) автономия социальных институтовг) юридическая свобода социальных субъектовд) объединение индивидов и общностей на основе ценностей гражданской культуры.

3. Структура гражданского общества — совокупность устойчивых, относительно неизменных внутренних связей общества, обеспечивающая его целостность и отражающая как дифференциацию гражданского общества на элементы, так и их интеграцию в единую систему. Интегральный подход позволяет рассматривать гражданское общество как целостную, упорядоченную систему, включающую институционную, регулятивную, коммуникационно-функциональную и духовную подсистемы.

4. Формирование гражданского общества представляет собой, с одной стороны, многофакторно детерминированный процесс развития материального производства и социальной дифференциации, получивший выражение в форме плюрализма политических и духовных идей и ценностей, разграничении частной и публичной сфер общественной жизни и признании равноправия субъектов общественной жизни, а с другой стороны, — процесс антропосоциокультурогенеза и формирования особых свойств гражданской личности и гражданской культуры как синтезирующей основы гражданского общества.

5. На основе типа политического режима могут быть выделены следующие теоретические модели соотношения гражданского общества и государства: слияние государственной и общественной сфер, конфронтация и конфликтное противостояние государственной политики и общественных интересов, обособленное существование государства и гражданского общества при пассивном, но самодостаточном характере общественной системы, гармоничное взаимодействие. Только в рамках второй из названных моделей государственная власть признается как нелегитимнаяв остальных случаях политический конфликт отсутствует.

6. Политическое участие представляет собой опосредованную правовыми нормами деятельность как институализированных, так и неинституализированных социальных субъектов в политической сфере жизнедеятельности общества, являющуюся содержанием политического процесса и направленную осуществление политической власти либо оказание политического влияния на государственные органы. Сфера политического участия может быть определена как опосредующая взаимодействие гражданского общества и государства органичная часть политической системы как целого, ее особый «срез», охватывающий все элементы: институциональный, коммуникативный, функциональный, нормативный, идеологический.

7. Функции гражданского общества — это основные направления деятельности всего комплекса общественных институтов по достижению целей социальной интеграции. В зависимости от сферы общественных отношений, в рамках которой осуществляется деятельность институтов гражданского общества, необходимо различать политические и неполитические функции. К числу политических функций относятся: легитимация государственной властиобщественно-политический контроль за принятием и реализацией государственных решенийучастие негосударственных институтов в процессе принятия и реализации государственных решений посредством вовлечения общественности в правотворческий и правоприменительный процессделегированное осуществление государственных монопольных прав.

8. Процесс легитимации государственной власти осуществляется гражданским обществом на рациональной, регламентированной правовыми нормами основе и обусловливает формирование особого типа демократической легитимности, связанного с переносом на все общество механизма принятия решений. К способам демократической легитимации российское законодательство относит: выборы, референдум, систему публичных мероприятий, при этом необходимо констатировать, что политические возможности гражданского общества существенно ограничены и нуждаются в изменении.

9. Условием общественного контроля является открытость власти и гарантированность права на информацию. Основными средствами общественно-политического контроля в Российской Федерации являются: деятельность общественных палат, консультативных общественных советов, публичные мероприятия, петиции. Функционирование некоторых из названных институтов нуждается в совершенствовании, что требует внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.

10. Содержание конституционного права на участие в управлении делами государства позволяет говорить о непосредственном участии индивидов и их организаций в деятельности государства на всех стадиях механизма государственно-правового регулирования общественных отношений (в процессе правотворчества, применения и охраны права), что осуществляется в двух формах: а) содействия государственным институтам, б) делегированное осуществление государственно-властных полномочий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и развивают отдельные положения общей теории государства и права. Обосновывается необходимость использования функционального подхода к исследованию проблемы взаимодействия государства и гражданского общества, сущность которого последовательно раскрывается. В систему теоретической юридической науки вводится ряд научных категорийинтегрируется ряд социологических и политологических понятийс учетом положений социологии и политологии раскрывается содержание некоторых категорий, уже используемых юридической наукой.

Практическая значимость исследования. Научные выводы и материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в правотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной властив правореализационной и правоинтерпретационной практикев дальнейшем теоретическом исследовании проблем, связанных с предметом диссертационного исследованияв процессе подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий по теории государства и права, проблемам теории государства и права, а также могут составить основу соответствующего спецкурса.

Апробация результатов исследования. Выводы, содержащиеся в диссертации, были обсуждены и одобрены на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Основные положения диссертационного исследования нашли выражение в опубликованных статьях научно-исследовательского характера, в выступлениях на следующих научно-практических конференциях: международной научно-практической конференции «Проблемы идентичности современного российского общества: политика, право, экономика, экология, идеология, духовность» (Н.Новгород, 24 мая 2007 г.), межвузовской научно-практической конференции «Инновации в государстве и праве России» (Н.Новгород, 19−20 апреля 2007 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Конституция России как основа развития российского права» (Кострома, 10 декабря 2006 г.). Результаты исследования использовались при чтении курса лекций и проведении семинарских занятий по дисциплинам: «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права».

Структура диссертации логически обусловлена целью исследования и поставленными задачами и включает введение, две главы, содержащие восемь параграфов, заключение, библиографический список.

Заключение

.

Современная политико-правовая ситуация в России характеризуется развитием институтов гражданского общества, достигшим уровня, при котором граждане и их объединения способны оказывать активное воздействие на государственную власть. Признание государством данных тенденций социально-политического развития российской общественной системы обусловливает формирование механизма конструктивного диалога, взаимодействия гражданского общества и государства, что требует теоретического осмысления характера, сферы, направлений взаимной реализации государственных и общественных функций, а также критической оценки действующего законодательства и практики его применения.

Гражданское общество как предмет теоретического анализа в юридической наукой представляет собой специфический реально существующий и имеющий различные конкретные формы социальный феномен, качественно отличающийся по своим атрибутивным признакам от других социальных явлений, прежде всего, от государства. Природа гражданского общества раскрывается в контексте решения вопроса о его политичности либо деполитизированности. Гражданское общество имеет сложную социально-политическую природу: негосударственные социальные институты посредством различных форм и средств принимают активное участие в политической жизни общества в качестве самостоятельных, равноправных с государством субъектов политической системы. Политичность гражданского общества, активное воздействие на государственную власть является конституирующей характеристикой общества в качестве гражданского.

Гражданское общество — это сложноструктурированная саморегулирующаяся открытая система юридически свободных, автономных по отношению к государству социальных институтов и отношений, выражающих частные интересы и объединяющих индивидов на основе ценностей гражданской культуры.

Гражданское общество характеризуется следующими признаками: а) представляет собой органическую, динамическую, саморегулируемую, открытую относительно неравновесную, неаддитивную, сложноструктурированную социальную системуб) является сферой реализации частного (а не публичного) интересав) автономия социальных институтовг) юридическая свобода социальных субъектовд) объединение индивидов и общностей на основе ценностей гражданской культуры. Названные признаки также конкретизируются такими свойствами, как: конкуренция, поликратичность, координация и преобладание горизонтальных социальных связей и отношений.

Структура гражданского общества — совокупность устойчивых, относительно неизменных внутренних связей общества, обеспечивающая его целостность и отражающая как дифференциацию гражданского общества на элементы, так и их интеграцию в единую систему. Интегральный подход рассматривает гражданское общество как целостную, упорядоченную систему, включающую институционную, регулятивную, коммуникационно-функциональную и духовную подсистемы.

Формирование гражданского общества представляет собой многофакторно детерминированный процесс развития материального производства и социальной дифференциации, получивший отражение в политической и духовно-идеологической сферах в форме плюрализма политических и духовных идей и ценностей, нашедший оформление в разграничении частной и публичной сфер общественной жизни и получивший юридическое выражение в признании равноправия субъектов общественной жизни, а также процесс антропосоциокультурогенеза и формирования особых свойств гражданской личности и гражданской культуры как синтезирующей основы гражданского общества.

Гражданское общество и государство — активно взаимодействующие социальные явления. Глубинная сущность их отношений может быть постигнута посредством использования метода моделирования, направленного на построение теоретических моделей реально существующих явлений и процессов — общества, государства и системы их взаимосвязей, что позволит не только выявить существующие формы и методы деятельности государственных и общественных институтов, но также установить закономерности развития данных явлений и взаимосвязей между ними. Наиболее значимая система моделей, отвечающая целям диссертационного исследования, может быть построена на основе типа политического режима в широком понимании содержания данного понятия как системы методов осуществления политической власти всеми субъектами политической системы общества. На основе данного критерия могут быть выделены следующие модели соотношения гражданского общества и государства: слияние государственной и общественной сфер, конфронтация и конфликтное противостояние, обособленное существование государства и гражданского общества, гармоничное взаимодействие.

Диалектика отношений гражданского общества и государства может быть раскрыта посредством их функционального анализа: выявление направлений взаимодействия государственных и общественных институтов, сферы, в рамках которой они реализуются, субъектов и форм их осуществления. Диалог государства и гражданского общества осуществляется в форме политического взаимодействия в рамках сферы политического участия, которая представляет собой опосредующую взаимоотношения гражданского общества и государства часть политической системы, ее особый «срез», охватывающий все элементы: институциональную, коммуникативную, функциональную, нормативную и идеологическую подсистемы.

Политическое участие — деятельность негосударственных субъектов в политической сфере жизнедеятельности общества, являющаяся содержанием политического процесса и направленная на оказание воздействия на государственную власть. Политическое участие осуществляется посредством системы правовых форм, которая включает в себя: с точки зрения субъективных поведенческих факторов — добровольные и принудительные (мобилизационные), в зависимости от интенсивности и последовательностирегулярные и иррегулярные, по субъектному составу — индивидуальные и коллективные, в зависимости от формального соответствия юридическим нормам — легальные и нелегальные, по содержательной направленностилегитимирующие и протестные, по способу реализации — непосредственные и представительные формы политического участия. В целом, политическое участие осуществляется посредством реализации политических прав и свобод, при этом конкретному политическому праву корреспондирует одна или несколько форм политического участия.

Функции гражданского общества — основные направления деятельности всего комплекса общественных институтов по достижению целей социальной интеграции. Основной целью, которой подчинено функционирование гражданского общества, является удовлетворение общественных интересов, что может быть достигнуто посредством решения определенных задач, связанных с выражением, удовлетворением, согласованием, разрешением конфликта частных партикулярных интересов. С точки зрения сферы общественных отношений, в рамках которой осуществляется функционирование общественных институтов необходимо различать политические и неполитические функции гражданского общества. К числу политических функций, большинство из которых реализуется в сфере политического участия, необходимо отнести следующие: индивидуальная и коллективная реализация политических прав и свобод и контроль за их соблюдением, легитимация государственной власти, общественно-политический контроль за принятием и реализацией государственных решений, участие негосударственных институтов в процессе принятия и реализации государственных решений посредством вовлечения общественности в правотворческий и правоприменительный процесс, делегированное осуществление исключительных государственных полномочий в процессе правотворчества, правоприменения и легального принуждения.

Функции легитимации государственной власти и общественно-политического контроля имеют свом концептуальным основанием принцип народного суверенитета. Только общество, обладающее признаками гражданского и способное выступить равноправным контрагентом государства в политической системе, осуществляет процесс легитимации на рациональной, регламентированной политическими и правовыми нормами основе. Демократическая легитимация становится функцией гражданского общества, осуществление которой вынуждает государство выстраивать систему диалога и сотрудничества с общественными институтами. Эффективность реализации данной функции является условием стабильности общественно-политической системы. Необходимо различать формы и уровни легитимации государственной власти. Социально-политическое признание государственной власти может осуществляться в непосредственной или делегированной формах. Применительно к уровням легитимации необходимо разграничить: во-первых, легитимацию государственной власти как таковойво-вторых, конкретной формы, воплощающих ее институтов и процедур их формированияв-третьих, конкретных субъектов, олицетворяющих данные институты, а также политику конкретных субъектов, их программы и действия. Первый уровень легитимации находится за пределами возможностей гражданского общества, предшествует его формированию и определяется теми факторами, которые одновременно обусловливают процесс перехода общества в государственное состояниевторой и третий уровни напрямую зависят от политических возможностей общественных институтов. Легитимация государственной власти осуществляется посредством определенных способов, к которым можно отнести: выборы, референдум, систему публичных мероприятий, при этом необходимо констатировать, что положения современного российского законодательства существенно ограничивают политические возможности гражданского общества в осуществлении процесса легитимации третьего уровня.

Общественно-политический контроль представляет собой политическую функцию гражданского общества, которая осуществляется с целью учета частных и общественных интересов в процессе принятия и реализации властных решений, соблюдения прав человека и общностей. Демократический контроль должен характеризоваться четкой процедурой осуществления и предусматривать принятие императивного решения, отражающего мнение граждан. Основными средствами общественно-политического контроля в Российской Федерации являются: деятельность Общественной палаты РФ и общественных палат субъектов РФ, консультативных общественных советов при органах исполнительной власти, осуществление публичных мероприятий, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти, реализуемые в форме петиций. Функционирование некоторых из названных институтов нуждается в совершенствовании, что требует внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.

Осуществление функций государства происходит посредством правовых и организационных форм, а также с помощью таких методов, как убеждение и принуждение, что обусловливает необходимость анализа роли общественных институтов в процессе реализации государственной властью исключительных полномочий в сфере правотворчества, правоприменения и осуществления легального принуждения. Содержание конституционного права на участие в управлении делами государства позволяет говорить о непосредственном участии индивидов и их организаций в деятельности государства на всех стадиях механизма государственно-правового регулирования общественных отношениях: в процессе правотворчества, применения и охраны права.

Институты гражданского общества непосредственно осуществляют правотворческую функцию в следующих случаях: непосредственное правотворчество народа (референдум), заключение нормативных договоров, а также принятие локальных нормативно-правовых актов в порядке осуществления делегированного правотворчества. Граждане и их объединения принимают участие в процессе правотворческой деятельности компетентных государственных органов посредством реализации следующих возможностей: народная правотворческая инициатива, общественная экспертиза проектов нормативно-правовых актов, участие представителей общественных объединений в работе комитетов и комиссий соответствующих органов государства. Вместе с тем, положения российского законодательства, регламентирующего порядок реализации указанных возможностей, требуют внесения соответствующих изменений, устанавливающих право народной законодательной инициативы на федеральном уровне, расширяющих перечень нормативных актов, подлежащих экспертной оценке общественными палатами и др.

Институты гражданского общества выступают субъектом делегированного осуществления правоприменительной деятельностипринятие правоприменительных актов в сфере трудовых и корпоративных отношений, привлечение к дисциплинарной ответственности, деятельность частных нотариусов и третейских судов, а также осуществления правомочия применять легальное принуждение — деятельность общественных дружинников и общественных помощников прокуратуры, органов МВД и иных правоохранительных органов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993: принята всенародным голосованием // Российская газета. 25.12.1993. — № 237.
  2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // СЗ РФ. 05.07.2004. -№ 27.-Ст.2710.
  3. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. -16.10.95.-№ 42.-Ст.3921.
  4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 23.05.2005. — № 21. — Ст.1919.
  5. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ // СЗ РФ. 13.01.2003. — № 2. — Ст.171.
  6. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2000 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. — № 24. — Ст.2253.
  7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: ФЗ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // СЗ РФ. 08.05.2006. — № 19. — Ст.2060.
  8. О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ // СЗ РФ. -15.01.1996.-№ 3.-Ст.148.
  9. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от26.09.1997№ 125-ФЗ// СЗ РФ.-29.09.1997. -№ 39. -Ст.4465.
  10. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. // РГ. 27.04.2007. -№ 90.
  11. , В.И. Конституционно-правовые основы легитимации государственной власти в Российской Федерации / В. И. Авдийский. -СПб.: СПбУ МВД России, 2002. 73с.
  12. , JI.B. Демократический контроль как государственно-правовой институт (история, теория, практика) / Л. В. Акопов. Ростов-на-Дону, 1997.
  13. , С.С. Право: Азбука теория — философия: опыт комплексного исследования // С. С. Алексеев. — М., 1999.
  14. , Т.А. Современные политические теории / Т. А. Алексеева. -М.: РОСПЭН, 2001.-344с.
  15. С.В. Принуждение и убеждение в деятельности современного российского государства / С. В. Бабаев. Н. Новгород, 2001.
  16. , И. Формы правления и права человека в буржуазных государствах / И.Благож. М., 1985.
  17. , Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным судом Российской Федерации / Н. С. Бондарь. М., 2005.
  18. , М. Избранные произведения / М. Вебер. М., 1990.
  19. В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция/ В. В. Витюк. М., 1995.
  20. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1990. -524с.
  21. , В.И. Действие права (методологический анализ) / В. И. Гойман. -М., 1992.
  22. Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И. И. Кальной, И. Н. Лопушанский. СПб., 2006.
  23. Гражданское общество: современный взгляд. М., 1994.
  24. , П.В. Принуждение как социальное и правовое явление (вопросы теории) / П. В. Демидов. Н. Новгород: НПА, 2005.
  25. , И.А. Сочинения в 10 т. Т.4: О сущности правосознания / И. А. Ильин.
  26. , И.И. Онтологические основания гражданского общества / ИИ. Кальной // Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И. И. Кальной, И. Н. Лопушанский. СПб., 2006.
  27. , И.И. Потенциал гражданского согласия / И. И. Кальной // Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И. И. Кальной, И. Н. Лопушанский. СПб., 2006. — С.420−443.
  28. , В.Н. Теория правовой системы общества. В 2 т. Т.1/ В. Н. Карташов Ярославль: ЯрГУ, 2005. — 547с.
  29. , Д.А. Законодательная техника / Д. А. Керимов. М., 1997.
  30. , Б.А. Философия и социология права / Б. А. Кистяковский. СПб., 1998.
  31. , А.И. Демократия и участие в политике: критические очерки истории и теории / А. И. Ковлер, В. В. Смирнов. М.: Наука, 1986.
  32. , С.Н. Правовая активность граждан / С. Н. Кожевников. -Н.Новгород, 1994.
  33. , С.Н. Проблемы теории права. Право: понятие, сущность, система- правотворчество и правовое регулирование. 4.1 / С. Н. Кожевников. Н. Новгород: «Нижегородский печатник», 2004. -260с.
  34. , С.Н. Реализация права, юридическое толкование, законность / С. Н. Кожевников. Н. Новгород: Изд-во «Общество «Интелсервис», 2002. — 100с.
  35. Конституция Российской Федерации (проект). Альтернативный вариант (в редакции на 5 апреля 1992 г.). М.: Изд-во центральной газеты «Позиция», 1992.
  36. , Д.Л. Гражданское общество и политическая теория / Д. Л. Коэн, Э.Арато. М.: Весь мир, 2003. — 784 с.
  37. , А.И. Общество: статика и динамика / А. И. Кравченко. М., 2006.
  38. , Т.А. Проблема государства и общества в домарксистской мысли (историко-социологические очерки) / Т. А. Кривушин. JI.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 216 с.
  39. , Э.С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. -М.: Мысль, 1983.
  40. , К. Собрание сочинений / К. Маркс, Ф.Энгельс. Т.1.
  41. , Л.А. Проблемы современной российской государственности / Л. А. Морозова. М., 1998.
  42. , B.C. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости: Манифест о цивилизме / В. С. Нерсесянц. М., 2000.
  43. , B.C. Общая теория права и государства / В. С. Нерсесянц. -М.: НОРМА, 1999.
  44. , B.C. Философия права / В. С. Нерсесянц. М.: НОРМА, 1998. — 652 с.
  45. , А.В. Группы интересов и политический процесс в современной России / А. В. Павроз // Россия в мировом политическом процессе. -СПб., 2005.-С.140−144.
  46. , Т. Избранные сочинения / Т.Пейн. М.: Изд-во АН СССР, 1959. -422с.
  47. , С.В. Законотворчество в Российской Федерации / С. В. Поленина. М., 1996-
  48. Политология / отв. ред. проф. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2002.
  49. Правовые основы взаимодействия гражданского общества и государства. М., 1997.
  50. Проблемы общей теории права / под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2002.
  51. , Ю.М. Социокультурные основания гражданского общества / Ю. М. Резник // Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И. И. Кальной, И. Н. Лопушанский. СПб., 2006. — С.218−306.
  52. , Дж. Идеи блага и приоритет права / Дж. Роулз// Современный либерализм. М., 1998.
  53. , М.Н. Общество как система: социологические очерки / М. Н. Руткевич. СПб.: Алетейя, 2001.
  54. Социология: словарь-справочник. Т.1 Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 1990.
  55. , М.С. Государственный контроль в сфере управления / Студеникина. М., 1974.
  56. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Норма, 2002.
  57. Теория общества. Фундаментальные проблемы / под ред. А. Ф. Филиппова. М., 1999.
  58. , В.А. Иерархия источников российского права / В. А. Толстик. Н. Новгород: «Общество «Интелсервис», 2002. — 216 с.
  59. Философский словарь: основан Г. Шмидтом / общ. ред. ВэАэ Малинина. М.: Республика, 2003. — 575 с.
  60. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  61. , А. Теория общества: в 3 т./ А. Хоцей Казань, 1999. 89. Четвернин, В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию / В. А. Четвернин. М., 1993.
  62. , О.В. Политическая власть, ее эффективность и легитимность / О. В. Шабров // Политология / отв. ред. B.C. Комаровский. М., 2002. -С.122−136.
  63. , А. Самоограничение власти. Краткий курс конституционализма / А.Шайо. М.: Юрист, 2001. — 292 с.
  64. , Г. Ф. Общая теория права. Вып.1./ Г. Ф. Шершеневич -М.: Тип. И. Кушнерева, 1910.-698 с. 93 .Яковлев, А. И. Государственная идеология / А.ИЛковлев. М., 2001.1. Научные статьи
  65. , Л.Ф. Делегированное законодательство / Л. Ф. Абзалова // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. — № 1. -С.16−19.
  66. , Э. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок, воссоздание и направления для дальнейших исследований / Э. Арато // ПОЛИС. 1995. — № 3.
  67. , П.П. Институты гражданского общества в условиях переходного периода развития российской правовой государственности / П. П. Баранов // Философия права. 2004. — № 2.
  68. , И.Л. Факторы, влияющие на государственность / И. Л. Бачило // Государство и право. 1993. — № 7. — С.21−30.
  69. , Г. А. Институциональная система политической власти / Г. А. Белов // Кентавр. 1995. — № 4. — С. 142−154.
  70. , Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство / Н. Ю. Беляева // СОЦИС. 1995. — № 22. — С. 109−114.
  71. , А.И. Государство и право в политической системе общества А.И.Бобылев // Право и политика. 2002. — № 10.
  72. , А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе / А. И. Бобылев // Право и политика. 2001. — № 3. — С.70−79.
  73. ЮЗ.Булаков, О. Актуальные вопросы законотворчества и законодательной техники / О. Булаков // Право и жизнь. 2003.
  74. Ю4.Вайнберг, А. В. Легальность, легитимность, легитимация и делегитимация государственной власти: соотношение понятий / А. В. Вайнберг // Современные проблемы государства и права: материалы науч.-практич. конф. Н. Новгород, 2003. — С. 52−60.
  75. В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. 1997. — № 4.
  76. Юб.Гаджиев, К. С. Гражданское общество и правовое государство / К. Гаджиев // Мировая экономика и международные отношения. 1991. -№ 9.-С.5−18.
  77. , К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. -1991. -№ 7.-С.19−35.
  78. , Т.З. Гражданское общество в России / Т. З. Голенкова // СОЦИС. 1997. — № 2. — С.25−36.
  79. М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан / М. В. Головацкая // Юрист. 2007. — № 5. — С.11−12.
  80. , Д.С. Суверенитет народа и его политико-правовые следствия / Д. С. Головко // Философия права. 2006. — № 2 (18). — С.75−78.
  81. , С. Поликонфессиональность как ресурс и как угроза процессу формирования гражданского общества в России / С. Градировский // Гражданское общество в многонациональных и поликонфессиональных регионах: материалы конф. М., 2005. — С.42−50.
  82. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. — № 1. — С. 12−50.
  83. , Н.И. Государственный и народный суверенитет в их «внешнем» и «внутреннем» выражении / Н. И. Грачев // Философия права. 2006. — № 4 (20). — С.27−31.
  84. , Ю.И. О некоторых аспектах правового регулирования доступа граждан к информации о деятельности органов публичной власти / Ю. И. Гришаева // Юрист. 2007. — № 3. — С.6−9.
  85. , В.Е. Теоретические вопросы социалистического самоуправления / В. Е. Гулиев // Советское государство и право. 1986. — № 2.
  86. , Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества / Ю. А. Дмитриев // Государство и право. 1994. — № 7. — С.28−34.
  87. , М.В. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство / М. В. Ильин, Б. И. Коваль // ПОЛИС. 1992. — № 1−2. -С. 194−199.
  88. , С.А. Понятие и механизм легитимации политических режимов: от тоталитаризма к демократии / С. А. Киреева // Правоведение. 1996. — № 4. — С.25−30.
  89. , С.Н. Государственная власть и право / С. Н. Кожевников // Вестник ННГУ. Серия Право. Вып.2(7). Н. Новгород, 2003. — С.7−16.
  90. , С.Н. Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России / С. Н. Кожевников // Вестник ННГУ. Серия Право. Вып. 1(5). Н. Новгород, 2002. — С.26−35.
  91. , А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития / А. П. Кочетков // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 1998. — № 4. — С.85−97.
  92. , А.П. О формировании гражданского общества / А. П. Кочетков // Социально-политические науки. 1992. — № 1. — С.14−22.
  93. , И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии / И. И. Кравченко // ПОЛИС. 1991. -№ 5. — С.128−138.
  94. , Е.А. Понятие, принципы и субъекты правотворчества / Е. А. Крашенинников // Правоведение. 2003. — № 3-
  95. , Л.Е. К вопросу о построении моделей взаимоотношения между обществом и государством / Л. Е. Лаптева // Право и общество: от конфликта к консенсусу / под ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова. -СПб, 2004.-С.78−80.
  96. Лейст, О. Э. Гражданское общество и современное государство / О. Э. Лейст, И. Ф. Мачин // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1995. — № 4. — С.28−36.
  97. , Л. А. Проблема открытости политической власти: институционально-правовой анализ / Л. А. Лепихова // Философия права. 2006. — № 4 (20). — С.91−93.
  98. , Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов / Р. З. Лившиц // Советское государство и право.-1990.-№ 10.
  99. , В.Я. Гражданское общество: понятие, основные принципы функционирования / В. Я. Любашиц // Юристъ-Правоведъ. 2000. — № 1.
  100. , А.А. Проблемы взаимодействия власти и общества в современной России / А. А. Лютых // Юрист. 2006. — № 5. — С.10−12.
  101. , А.Ф. Государственная власть как правовая категория / А. Ф. Малый // Государство и право. 2001. — № 3. — С.94−99.
  102. , Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / Л. С. Мамут // Общественные науки и современность. -2002. № 5. — С.94−103.
  103. , О.В. Политическая обязанность / О. В. Мартышин // Государство и право. 2000. — № 4. — С.5−14.
  104. , М.Н. Формы права: проблемы понимания и значение / М. Н. Марченко // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2002. — № 1.
  105. , Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. — № 3. — С.83−93.
  106. , А.Н. Гражданское общество и правовое государство в политической мысли Германии / А. Н. Медушевский // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. 1992. — № 5.
  107. , А. Гражданское общество /А.Мигранян // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
  108. , JI.A. Функции государства на современном этапе / Л. А. Морозова // Государство и право. 1993. — № 6. — С.98−108.
  109. , А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия / А. Г. Мурашин // Государство и право. -2001. № 2. — С.85−93.
  110. , А.В. Демократия: проблема субъекта / А. В. Нестеренко // ОНС. 2002. — № 4.
  111. , Л.А. Новый закон об обращениях граждан: достоинства и недостатки / Л. А. Нудненко, Н. Ю. Хаманева // Государство и право. -2007.-№ 3.-С.5−12.
  112. , М.Ф. Общественное воздействие и методы его осуществления в социалистическом обществе / М. Ф. Озрих // Правоведение. 1966. -№ 3.-С.40−47.
  113. , А.В. Гражданское общество: прошлое, настоящее, будущее / А. В. Одинцова // Социально-политические науки. 1991. -№ 12.
  114. , О.В. Автономия личности и автономия гражданского общества / О. В. Орлова // Государство и право. 2006. — № 1. — С.12−18.
  115. , Б. А. Идея саморазвивающейся правовой системы / Б. А. Осипян // Государство и право. 2004. — № 4. — С.71−78.
  116. , С. Гражданское общество в политическом измерении / С. Перегудов // Мировая экономика и международные отношения. -1995. № 12. — С.75−82.
  117. , С. Гражданское общество как политический феномен / С. Перегудов // Свободная мысль. 1992. — № 9. — С.43−53.
  118. Проект закона «О нормативно-правовых актах» // Государство и право. 1992. — № 7.
  119. , Е.А. Некоторые теоретические аспекты становления и развития гражданского общества в российской политической действительности / Е. А. Пушкарев // Философия права. 2005. — № 2 (14). — С.42−47.
  120. , Ю.М. Гражданское общество как идея / Ю. М. Резник // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 4. — С. 108−118.
  121. , Ю.М. Гражданское общество как объект социального познания / Ю. М. Резник // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1995. -№ 2. — С.30−46.
  122. , JI.M. Суверенная демократия как политико-правовая категория / JI.M. Романова // Философия права. 2006. — № 4 (20). -С.100−103.
  123. , В.Н. «Народное вето» как институт непосредственной демократии / В. Н. Руденко // Государство и право. 2004. — № 3. — С.16−22.
  124. , В.Н. Институт «народного вето»: история и современность / В. Н. Руденко // История государства и права. 2002. — № 3. — С.37−40.
  125. , В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом / В. Н. Савин // Государство и право. 2000. — № 12. — С.64−72.
  126. , А.И. Три облика государства три стратегии гражданского общества / А. И. Соловьев // ПОЛИС. — 1996. — № 6. — С.29−38.
  127. , К.А. Государство и гражданское общество: генезис идеи и современная Россия / К. А. Струсь // Новая правовая мысль. 2003. -№ 2 (3). — С.6−9.
  128. , А.Ю. Организации-посредники в структуре гражданского общества / А. Ю. Сунгуров // ПОЛИС. 1999. — № 6. — С.34−48.
  129. , Е.Н. Государство как институт политической системы / Е. Н. Тарасов. Социально-политический журнал. — 1994. — № 1−2. — С.68−81.
  130. , Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. 2001. — № 5. -С.3−12.
  131. , Ю.А. Социализм и политическая власть / Ю. А. Тихомиров // Советское государство и право. 1974. — № 5.
  132. , B.C. Делегированное законодательство / В. С. Троицкий // Государство и право. 1997. — № 4. — С.91−99-
  133. , А.Б. Современные формы легитимации институтов государственной власти / А. Б. Турсункулов // Философия права. 2006. -№ 2(18).-С.80−82.
  134. , М.Х. Политическая система общества / М. Х. Фарукшин // Социально-политические науки. 1991. — № 5. — С.66−76.
  135. , Н.С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования / Н. С. Федоркин // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2005. — № 4. — С.3−14.
  136. , Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек // Вопросы философии. 1990. -№ 11.
  137. , А.Ф. Государственная власть и ее обоснование /
  138. A.Ф.Черданцев // Правоведение. 1992. — № 2.
  139. , В.А. Общество и государство: либертарно-юридическая интерпретация / В. А. Четвернин // Право и общество: от конфликта к консенсусу / под общ. ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова. СПб., 2004. — С.60−70.
  140. , В.Е. Индивид и общество: коллективные конституционные права / В. Е. Чиркин // Право и политика. 2001. — № 4. — С.90−93.
  141. , В.Е. Конституционные проблемы власти народа / В. Е. Чиркин // Государство и право. 2004. — № 9. — С.5−12.
  142. , В.Е. Легализация и легитимация государственной власти /
  143. B.Е.Чиркин // Государство и право. 1995. — № 8.
  144. , В.Е. О публичной власти народа (постановка проблемы) / В. Е. Чиркин // Государство и право. 2003. — № 10. — С.8−15.
  145. , В.Е. Реформа российской конституции: этапы и проблемы // ОНС.-2002.-№ 5.
  146. , В.Е. Три ипостаси государства / В. Е. Чиркин // Государство и право. 1993. — № 8. — С.107−115.
  147. , Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское общество / Е. Шацкий // ПОЛИС. 1997. — № 6. — С.68−87.
  148. Ш. Шебанов, А. Ф. Некоторые вопросы правовой нормы и нормативных актов в советском общенародном праве / А. Ф. Шебанов // Советское государство и право. 1964. — № 7.
  149. , В.И. Гражданское общество как основа формирования и функционирования нормативно-регулятивной системы / В. И. Шепелев // Философия права. 2006. — № 4 (20). — С.44−50.
  150. , A.M. Российская государственность (историко-социологический аспект) / А. М. Яковлев // ОНС. 2002. — № 5.
  151. Диссертации, авторефераты диссертаций
  152. , В.И. Механизм легитимации государственной власти: историко-теоретическое исследование: дисс. .д.ю.н./ В. И. Авдийский -СПб., 2002.
  153. , П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: дисс. .к.ю.н./ П. П. Баранов. -Ростов-на-Дону, 2003.
  154. , С.В. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: дисс. .к.ю.н./ С. В. Бошно. -М., 1997.
  155. , А.В. Легитимация и делегитимация выборной государственной власти в современной России: дисс. .к.ю.н./ А. В. Вайнберг. Н. Новгород, 2003.
  156. , М.В. Участие негосударственных организаций в процессе принятия политических решений: автореф. дисс. .к.полит.н./ М. В. Виллисов. М., 2004.
  157. , Д.А. Становление Интернет-диалога как формы участия граждан в политической жизни России: дисс. .к.полит.н./ Д. А. Войнов. М., 2007.
  158. , А.А. Электронная демократия как фактор повышения политического участия граждан современной России: дисс. .к.полит.н. / А.А.Голычев-М., 2006.
  159. , Н.И. Гражданское общество как структурно-функциональный элемент политической системы современной России: автореф. дисс. к.ю.н. / Н. И. Карчевская СПб., 2004.
  160. , М.Р. Гражданское общество и право: опыт теоретического исследования. Дисс. .д.ю.н./М.Р.Кулиев-М., 1997.
  161. , С.В. Право граждан на народное представительство в Российской Федерации: дисс. .к.ю.н./ С. В. Масленникова. М, 2001.
  162. , Е.А. Политическое влияние как фактор развития права в современной России: теоретико-правовые аспекты: дис. к.ю.н./ Е. А. Никифорова. Н. Новгород, 2006.
  163. , К.А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия: дисс. .к.ю.н./ К. А. Струсь. Саратов, 2003.
  164. Троицкий, В. С Делегированное законотворчество: теория и практика: автореф. дисс. .к.ю.н./В.С.Троицкий.-М., 2005-
  165. , А.Б. Национально-культурная легитимация и легализация институтов российской государственной власти: автореф. дисс. .к.ю.н. / А. Б. Турсункулов. Ростов-на-Дону, 2006.
  166. , И.С. Концепции ограничения государственной власти: теоретико-правовое исследование: дисс. .к.ю.н./ И. С. Филиппова. -Н.Новгород, 2006.
  167. , С.С. Правовые основы соотношения гражданского общества и государства: дисс. .к.ю.н./ С. С. Худяков. Тамбов, 2003.
  168. , Г. П. Политическая социология Электронный ресурс. / Г. П. Артемов. Режим доступа: http://gosprav.ru/artemovpolitsociology.
  169. , Д.В. Народная законодательная инициатива в России Электронный ресурс. / Д. В. Афиногенов: обзор регионального законодательства. Режим доступа: www. ecom-info.spb.ru.
  170. , Н. Политические отношения и политический процесс в современной России Электронный ресурс. / Н.Баранов. Режим доступа: http://nicbar.narod.ru/lekzia.3.htm.
  171. , Н.Ю. Законодательные инициативы общественных объединений Электронный ресурс. / Н. Ю. Беляева:. Режим доступа: www.ethics.iph.ras.ru.
  172. , С.Г. Институт делегированного законотворчества Электронный ресурс. / С. Г. Дзыбова. Режим доступа: www.vestnik.adygnet.ru.
  173. , В.А. К вопросу о юридической силе актов, принятых в рамках делегированных нормотворческих полномочий Электронный ресурс. / В. А. Толстик. Режим доступа: www.spbpravo.ru.
  174. , Г. Субъекты права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации (на примере республик в составе РФ) Электронный ресурс. / Г. Хабибуллина. Режим доступа: www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist.
Заполнить форму текущей работой