Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика управления состоянием моторных масел в эксплуатации автомобильных двигателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как уже отмечалось выше, свойства моторного масла непрерывно изменяются в процессе эксплуатации, то есть после определённой наработки действительные свойства могут существенно отличаться от исходных. Таким образом, на ресурс подвижных сопряжений двигателя большее влияние оказывают свойства, реализуемые в среднем за эксплуатационный цикл. В ходе проведения исследования рассматриваются вопросы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ состояния вопроса. Цели и задачи исследования
    • 1. 1. Актуальность исследования
    • 1. 2. Анализ существующих методов повышения долговечности подшипников скольжения автомобильных двигателей
    • 1. 3. Анализ триботехнических процессов в подшипниках скольжения
    • 1. 4. Общая методика исследования
    • 1. 5. Цель и задачи исследования
  • 2. Теоретические основы исследования
    • 2. 1. Постановка задачи повышения долговечности опор скольжения коленчатого вала автомобильных двигателей
    • 2. 2. Теоретические положения описывающие характер влияния свойств моторного масла на долговечность коренных подшипников коленчатого вала
      • 2. 2. 1. Исследование характера влияния вязкостных свойств моторного масла на долговечность коренных подшипников коленчатого вала
      • 2. 2. 2. Исследование влияния смазывающей способности моторного масла на долговечность коренных подшипников коленчатого вала
    • 2. 3. Методика определения оптимальных свойств моторного масла
    • 2. 4. Методы реализации оптимальных свойств моторного масла в течении эксплуатационного цикла
  • 3. Методика экспериментальных исследований
    • 3. 1. Общая схема проведения экспериментальных исследований
    • 3. 2. Автоматизированная система определения продолжительности существования смазочного слоя
    • 3. 3. Исследование влияния вязкостных свойств моторного масла на несущую способность смазочного слоя в подшипниках скольжения
    • 3. 4. Методика проведения эксплуатационных испытаний
  • 4. Результаты экспериментальных исследований
    • 4. 1. Влияние вязкостных свойств моторного масла на несущую способность смазочного слоя в подшипниках скольжения
    • 4. 2. Результаты эксплуатационных испытаний разработанной методики
      • 4. 2. 1. Исходные данные
      • 4. 2. 2. Определение оптимальных свойств моторного масла
      • 4. 2. 3. Выбор методов управления состоянием моторных масел в эксплуатации
  • 5. Экономическая часть
    • 5. 1. Расчет сметы затрат на выполнение научно-исследовательских работ
    • 5. 2. Исходные данные к расчету экономической эффективности
    • 5. 3. Экономическая эффективность внедрения результатов исследования
      • 5. 3. 1. Экономический эффект от снижения удельных затрат на капитальный ремонт двигателей
      • 5. 3. 2. Экономический эффект от увеличения общего годового пробега парка
      • 5. 3. 3. Экономический эффект от снижения затрат на моторное масло
    • 5. 4. Срок окупаемости вложений
  • Выводы

Методика управления состоянием моторных масел в эксплуатации автомобильных двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На формирование реализуемых показателей качества транспортных средств в равной мере оказывает влияние, как сфера производства, так и сфера эксплуатации, грамотное управление которой, в значительной мере способствует повышению работоспособности автомобильных парков.

В настоящей работе рассмотрены вопросы, касающиеся совершенствования технологии эксплуатации автомобильных двигателей, и в частности, разрабатывается такое направление, как оптимизация свойств моторного масла, применительно к конкретным условиям работы ДВС.

В качестве объекта исследования выбраны опоры скольжения коленчатого вала, так как этот элемент наименее долговечен, и его ресурс в значительной степени определяет ресурс двигателя в целом.

На первом этапе выявлены и классифицированы факторы, влияющие на ресурс, опор скольжения и выполнен анализ существующих методов повышения их долговечности.

Одним из основных факторов, в значительной мере влияющим на работоспособность пар трения, является качество смазочных материалов, в нашем случае моторных масел. Этот фактор выбран в качестве параметра оптимизации, так как он является наиболее управляемым, и позволяет повысить эффективность эксплуатации уже существующего парка автотранспортных средств.

Качество масла определяется рядом показателей, которые непрерывно изменяются в процессе эксплуатации. Выполненный обзор литературы позволил выявить закономерности изменения этих показателей в различных условиях, определить их влияние на работоспособность опор скольжения. Изучены известные методы подбора свойств моторного масла для автомобильных двигателей. На основе собранного материала определена общая методика исследования, сформулированы цель и задачи.

В теоретической части работы представлена разработанная автором методика определения оптимальных свойств моторного масла. Предложенная расчётная схема позволяет подобрать для каждого двигателя масло, имеющее оптимальные свойства, с учётом его конструктивных особенностей, технического состояния и конкретных условий эксплуатации. То есть, разработанная методика позволяет учесть не учтённые ранее факторы, и за счёт этого добиться повышения долговечности опор скольжения.

Как уже отмечалось выше, свойства моторного масла непрерывно изменяются в процессе эксплуатации, то есть после определённой наработки действительные свойства могут существенно отличаться от исходных. Таким образом, на ресурс подвижных сопряжений двигателя большее влияние оказывают свойства, реализуемые в среднем за эксплуатационный цикл. В ходе проведения исследования рассматриваются вопросы поддержания свойств моторного масла на оптимальном уровне в течении всего срока службы. Предлагается ряд наиболее приемлемых методов, позволяющих свести к минимуму разницу между оптимальными и реализуемыми в среднем за эксплуатационный цикл значениями.

С целью подтверждения и уточнения представленных теоретических выкладок было создано оригинальное исследовательское оборудование, и получены необходимые экспериментальные зависимости. Обработка результатов экспериментальных исследований проводилась с использованием комплекса вычислительных программ на ПЭВМ типа IBM. Частные методики исследований проведены в соответствии с ГОСТ, ТУ и РТМ.

Результатом проделанной работы является комплексная методика, позволяющая подобрать для каждого конкретного двигателя моторное масло с оптимальными свойствами и определить перечень мероприятий, способствующих поддержанию этих свойств на заданном уровне.

В экономической части исследования произведён расчёт эффективности внедрения разработанной методики. По результатам расчёта сделан вывод о целесообразности применения результатов исследования на практике.

Выводы по работе.

В процессе теоретического и экспериментального исследований, проведенных в настоящей работе, получены следующие выводы и рекомендации:

1. Существующая в настоящее время технологическая схема применения моторных масел не позволяет в полной мере реализовать ресурс подвижных сопряжений двигателя, так как не учитывает ряд эксплуатационных факторов.

2. Теоретическими исследованиями определено, что на долговечность коренных подшипников автомобильных двигателей решающее влияние оказывают вязкостные свойства моторного масла и его смазывающая способность. Зависимости интенсивности изнашивания рабочих поверхностей от параметров, характеризующих данные свойства, имеют выраженные минимальные экстремумы, соответствующие оптимальным значениям.

3. Установлены значительные расхождения между оптимальными свойствами и свойствами фактически используемых сортов масла. По вязкости расхождения достигают 40%, по содержанию активных компонентов 30%. С учётом этого, разработана методика управления состоянием моторных масел. Одним из результатов её использования является уменьшение данного расхождения до 10 — 15%.

4. Анализ эксплуатационной динамики свойств моторного масла позволяет сделать заключение, что расхождения между начальными и реализуемыми за эксплуатационный цикл значениями вязкости достигают 20 — 30%, содержания активных компонентов 50%. Разработаная методика управления состоянием моторных масел, предполагает прведение комплекса мероприятий, позволяющих снизить данные расхождения до 5−15%.

5. Данные лабораторных исследований выполненных на кафедре автомобильного транспорта Оренбургского государственного университета, и данные эксплуатационных испытаний, проведённых на выборке из 30 автобусов ЗАО «Автоколонна 1825» показали адекватность выдвинутых теоретических положений.

6. Результаты эксплуатационных испытаний разработанной методики позволяют сделать заключение, что её внедрение приводит к повышению долговечности коренных подшипников на 10 — 25%.

7. Расчетный экономический эффект от внедрения системы управления состоянием моторных масел составляет 2000;3000 рублей в год на один автомобиль. Затраты на внедрение на крупном транспортном предприятии составляют около 100 000 руб. (По ценам на январь 1999 г.). Основные источники экономической эффективности: снижение относительных затрат на капитальный ремонт двигателей на 10−20% и увеличение продолжительности работы автомобилей на линии на 5 — 10%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильные двигатели. /Под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977.
  2. H.A. За долголетие автомобиля. Автомобильный транспорт, 1981, № 8. С 1 — 3.
  3. Арчбютт JL, Дилей P.M. Трение, смазка и смазочные материалы: перевод с англ. М. — JL: Гостоптехиздат, 1940. — 824 с.
  4. A.C. Молекулярная физика граничного трения. -М.:Физматгиз, 1963. 472 с.
  5. A.C. 1 312 444 СССР, МКИ3 G 01 № 3/56. Способ определения нарушения жидкостного режима трения подшипников скольжения /Абдрашитов Р.Т., Шевченко А. И., Якунин H.H., // Открытия. Изобретения. 1987. № 19.
  6. В.И. Моделирование процессов взаимодействия со средой рабочих органов дорожно-строительных машин. М.: Высшая школа, 1981.-335 с.
  7. И.Е. Электрическая прочность жидких диэлектриков. М. -Л.: Энергия, 1964.-312 с.
  8. Г. Ф. Восстановление и контроль качества нефтепродуктов. Л., «Недра», 1974. 320 с.
  9. В.А. Концепции и технологические основы ремонта транспортных средств в условиях постиндустриальной экономики. Автореферат диссертации. доктор техн. наук. Оренбург: ОГУ, 1996.
  10. В.А. Математическая модель процесса разогрева двигателей.// Труды оренбургского СХИ, вып.2 Саратов, 1973, с. 183 — 197
  11. В.А. Централизованная система смазки и охлаждения на обкаточно-испытательной станции Оренбургского АРЗ // Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей. Экспресс информация, вып. 6, ЦБНТИ.-М., 1982, с. 20 — 25
  12. В.А., Якунин H.H. Повышение качества ремонта автомобильных двигателей по динамике смазочного слоя в подшипниках скольжения. Юбилейный сборник научных трудов.-Оренбург: ОГУ. 1996. С.58−63
  13. Н.Боуден Ф. П., Тейбор Д. Трение и смазка. Пер. с англ. Под ред. И. В. Крагельского, Переводчик Ю. Н. Востротяпов. М., «Машиностроение», 1968, 344 с.
  14. Э.Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе A.B. Моделирование трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение, 1982. — 191 с.
  15. Ф.Л., Земскова Н. И. Контроль качества продукции машиностроения. М.: Изд-во Стандартов, 1982.
  16. Буяновский И.А.//Трение и износ. 1993. — Т. 14 — № 1. С. 129 — 142.
  17. Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы. Учебник для ВУЗов. М.: Транспорт, 1986. — 279 с.
  18. Л.С. Краткий справочник по автомобильным эксплуатационным материалам. М.: Транспорт, 1992. — 120 е., табл., библиогр.
  19. Л.С., Иванова Р. Я. Автомобильные топлива, смазочные материалы и технические жидкости. Ч. 1−2, М.: Высшая школа, 1976. 162 с.
  20. В.А., Веников Г. В. Теория подобия и моделирования (применительно к задачам электроэнергетики).- 3-е изд. М.: Высшая школа, 1984.-439 с.
  21. C.B. Применение смазочных масел в ДВС. М.: Химия, 1979. 238 с.
  22. Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1985. — 424с.
  23. Д.Н. Триботехника: Учебник для вузов. 2е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1989. — 328 с.
  24. ГОСТ 25 371–82 Нефтепродукты. Метод определения щелочного числа.
  25. ГОСТ 33–82 Нефтепродукты. Метод определения кинематической и расчёт динамической вязкости.
  26. ГОСТ 3900–85 Нефтепродукты. Метод определения индекса вязкости.
  27. ГОСТ 7163–84 Нефтепродукты. Метод определения вязкости автоматическим капиллярным вискозиметром.
  28. М.А., Бундаков Б. М., Долецкий В. А. Качество моторного масла и надёжность двигателей. -М.: Изд-во стандартов, 1981. 231 с.
  29. М.А., Пономарёв H.H. Износ и долговечность автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1977. 248 с.
  30. М.А., Слабов Е. П. Исследование критериев предельного состояния двигателей. «Автомобильная промышленность», 1972, № 12, с. 8−10.
  31. И.Б. Износ и долговечность двигателей. Горький: Волго Вятское кн. изд-во, 1970. 172 с.
  32. И.Б. Исследование путей повышения износостойкости цилиндров, поршней и поршневых колец автомобильных двигателей. В кн. «Повышение износостойкости деталей ДВС». Под ред. М. М. Хрущёва. «Машиностроение», 1972, с. 70 78.
  33. И.Б., Сыркин П. Э. Эксплуатационная надёжность автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1984. — 141 е., ил., табл. -(надёжность и качество)
  34. A.A., Иванова Р. Я., Щеголев Н. В. Автомобильные эксплуатационные материалы. М., Транспорт, 1974.
  35. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн.В. И. Луканин, Алексеев, М. Г. Шатров и др.- под ред. В. И. Луканина М.: Высшая школа, 1995 -319 е.- ил.
  36. Ю.А., Колесников В. И., Тетерин А. Н. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980.-230 с.
  37. Н.С., Николаенко A.B. Надёжность и долговечность автотракторных двигателей. Л.: Космос, 1981. 292 с.
  38. С.М. Разработка методов расчёта параметров гидродинамической смазки и прогнозирования показателей надёжности подшипников скольжения двигателей внутреннего сгорания силовых установок: Дисс.. докт. техн. наук. М.: ВНИИЖТ, 1983.
  39. В.А. Влияние режимов работы подшипникового узла и состояния смазочного материала на характер трения и тип смазки. ЦНИИТЭСтроймаш № 16-сд88-М., 1988
  40. В.А. Математический анализ изменения состояния механической системы// Сб. Системный анализ, моделирование и оптимизация прикладных задач М.: ВЗИТЛП, 1990
  41. В.А. Методические материалы по выбору и взаимозаменяемости смазочных материалов и рабочих жидкостей гидросистем автомобилей и строительных машин М.: ЦМИПКС, 1990, 23 с.
  42. В.А. Методические рекомендации по организации рационального использования топлив и смазочных материалов на предприятиях по эксплуатации автомобилей и строительных машин -М: МИНВОСТОКСТРОЙ, 1989,50 с.
  43. В.А. Организация контроля качества ТСМ на предприятии -Механизация строительства, № 6, 1993, с. 14 15
  44. В.А. Организация эффективного использования ТСМ автомобилей и строительных машин —М.: ЦМИГЖС, 1990, 65 с.
  45. В.А. Повышение долговечности дорожно-строительных машин путём совершенствования системы технического обслуживания и ремонта. Автореферат диссертации. доктор техн. наук. М: МАДИ, 1998.
  46. В.А., Абгаран А. Р. Математическая модель оптимизации проведения управляющих воздействий// Сб. Проблемы индустриального ремонта автомобилей и дорожных машин, 1996, с. 129 133
  47. В.А., Крохин С.А. Лаборатория экспресс-анализа «ЛАМА-5» для определения качества и состояния рабочих жидкостей -Механизация строительства, № 2, 1990
  48. В.В., Илларионов В. А., Морин М. М. Основы теории автомобиля и трактора. М.: Высшая школа, 1977. — 266 с.
  49. И.И. Прирабатываемость материалов для подшипников скольжения. М.: Наука, 1978. — 120 с.
  50. И.И., Буше H.A. Интерпретация диаграммы Герси Штрибека с учётом приработочных эффектов // Оценка надёжности техническихсистем по опытным данным: ВНИИНМАШ. Вып. 38 М.: 1980. — с. 42 -87.
  51. К., Геленов А. Теоретические основы сроков замены моторного масла автомобильных двигателей (на примере Туркменской ССР). /Под ред. Г. П. Лышко. А.: Ылым, 198. — 64 е., с ил.
  52. Кито Матти. Смазка двигателя в условиях холодного пуска. -TECHNICAL PAPER SERIES, 1989.
  53. А.П. и др. Экономическое обеспечение надежности машин. /А.П.Ковалев, В. И. Кантор, А. Б. Можаев. М.: Машиностроение, 1991. -240 е.: ил.
  54. Д.С. Контактная гидродинамика и смазка деталей машин. М.: Машиностроение, 1976. -216 с.
  55. Д.С. Эластогидродинамический расчёт деталей машин / Коднир Д. С., Жильников Е. П., Байбородов Ю. И. М.: Машиностроение, 1988. — 160 с.
  56. Контроль качества продукции машиностроения. Под. ред. А. Э. Артеса -М.: Изд-во Стандартов, 1974.
  57. Дж. Повреждение материалов в конструкциях. Анализ, предсказание, предотвращение: Пер. с англ. М.: Мир, 1984. — 624 с.
  58. А.И., Демидов В. П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высшая школа, 1971. — 400 с.
  59. Конструирование и расчёт двигателей внутреннего сгорания: Учебник для вузов /Н.Х.Дьяченко, Б. А. Харитонов, В. М. Петров и др.: под ред. Н. Х. Дьяченко: Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979. — 392 с.
  60. Конструкция и расчет автотракторных двигателей. /Под ред. проф. Ю. А. Степанова. М.: машиностроение, 1964. — 552 с.
  61. М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. М.: Машгиз, 1959 — 403 с.
  62. Н.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. — 480 с.
  63. В.А. Динамика станков. М.: Машиностроение, 1967. — 258 с.
  64. Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1990. — 272 с.
  65. П.П., Гаспаряну Г. А., Радионов В. Ф. Конструирование и расчет автомобиля. М.: Машиностроение, 1974. — 376 с.
  66. P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. -М.: Наука, 1971.
  67. P.M., Лашхи В. Л., Буяновский И. А. и др. Смазочные материалы. Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний. М.: Машиностроение, 1989. — 224 с.
  68. С., Цеммерман Г. Электронные цепи, сигналы и системы. -1963, ил.
  69. Методические указания по определению экономического эффекта от изменения надежности тракторов и сельскохозяйственных машин. -М.: НПО «НАТИ», 1983. 31 с.
  70. Методическое пособие по статистическим методам управления качеством продукции. -М.: ВНИИС, 1995. 169 с.
  71. Ю.В., Карницкий В. В., Энглин Б. А. Пуск холодных двигателей при низкой температуре. М.: Машиностроение, 1971.
  72. И.А. Долговечность двигателей. Л.: Машиностроение, 1976. -282 с.
  73. У.Т. Наука об управлении: Байесовский подход: Пер. с англ. М.: Мир, 1971. 304 с.
  74. Мур Д. Основы и применения триботехники. М.: Мир, 1978. — 487 с.
  75. Г. М. Технологическое проектирование автотранс-портных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1985. — 231 с.
  76. А.П. Исследование гидродинамических характеристик и кавитационного изнашивания подшипников коленчатых валовфорсированных двигателей. Диссертация. канд. техн. наук. М.: ВНИИЖТ, 1975.
  77. В.Н., Брук В. М. Системотехника: методы и приложения. -Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение. 1985. 199 с.
  78. Основы трибологии (трение, износ, смазка) /Э.Д.Браун, Н. А. Буше, И. Я. Буяновский и др./ Под ред. А. В. Чичинадзе: учебник для технических вузов. М.: Центр «Наука и техника», 1995. — 778 с.
  79. И. Л. Влияние констрктивных параметров системы «коленчатый вал коренные подшипники» двигателей внутреннего сгорания на её работоспособность. Автореферат диссертации. канд. техн. наук. — Л: ЦНИДИ, 1988.
  80. Н.А. Основы гидравлики и гидравлические машины. М.: ИНТЛР, 1960.-428 с.
  81. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М.: Транспорт, 1985.
  82. Н.В., Чичинадзе А. В. Исследование экранирующего действия масляной пленки, находящейся во фрикционном контакте.
  83. К.Г. Динамика автомобильных и тракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1965.-259 с.
  84. Пусковые износы автомобильных двигателей при низких температурах. Лосавио Г. С. -М.: Транспорт, 1967, 1 58.
  85. Ремонт автомобилей. /Под ред. С. И. Румянцева. М.: Транспорт, 1988. -327 с.
  86. В.Ф. Трение и износ тяжелонагруженных передач. М.: Машиностроение, 1975. — 216 с.
  87. Ю.А. Влияние смазочных масел на надёжность и долговечность машин. М.: Машиностроение, 1970 — 315 с.
  88. Л.И. Методы подобия и размерности в механике. М.: Гостехиздат, 1987. -430 с.
  89. И.А. Динамика вязкой несжимаемой жидкости. М.: Гостехиздат, 1955. — 519 с.
  90. А.И. Изменение качества масла и долговечность автомобильных двигателей.
  91. Справочник по триботехнике / Под ред. М. Хебды и А. В. Чичинадзе. -М: Машиностроение. т.1. — 1989. — 400 е.- Т.2 — 1990. — 420 е.- Т.З. -1992−730 с.
  92. Справочник по триботехнике. Триботехника антифрикционных, фрикционных и сцепных устройств. Методы и средства триботехнических испытаний / под ред. М. Хебды и А. В. Чичинадзе. -М.: Машиностроение, Варшава BKJI, 1992. 730 с. — Т.З.
  93. Теоретические основы электротехники. /Под ред. П. А. Ионкина., ч. I и II. М.: Высшая школа, 1975.
  94. Теория двигателей внутреннего сгорания. /Под ред. проф. Н. Х. Дьяченко. Д.: Машиностроение, 1974. — 551 с.
  95. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов / Под ред. Г. В. Крамаренко. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Транспорт, 1983. -448 е., ил., табл.
  96. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. /Ю.И.Боровских, В. М. Кленников, В. М. Никифоров, А. А. Сабинин. М.: Высш. школа, 1983.- 128 с.
  97. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочное издание. /Под ред. В. М. Школьникова. М.: Химия, 1989.-431 с.
  98. Трение, изнашивание и смазка. Справочник. в 2 кн.: кн 2 / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. — М.: Машиностроение, 1978. — 258 с.
  99. ЮЗ.Усков М. К., Максимов В. А. Гидродинамическая теория смазки. М.: Наука, 1985- 143 с.
  100. Химики автолюбителям: Справ, изд. /Б.Б.Бобович, Г. В. Бровак, Б. М. Бундаков и др. — 2-е. изд., испр. — Л.: Химия, 1991. — 320 е., ил.
  101. Ю5.Цуркан И. Г., Кузнецов В. П., Гвирцман A.A. Смазочные и защитные материалы: Учебник для техникумов ж-д. трансп.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1988. — 167 с.
  102. Юб.Чихос X. Системный анализ в триботехнике: Перевод с англ. М.: Мир, 1982.-351 с.
  103. Ю7.Чичинадзе A.B., браун Э.Д., Гинзбург А. Г. и др. Расчет, испытание и подбор фрикционных пар. -М.:Наука, 1979. 268 с.
  104. Ю8.Чичинадзе A.B., Матвеевский P.M., Браун Э. Д. Материалы в триботехнике нестационарных процессов. М.: Наука, 1986. — 247 с.
  105. Р. Имитационное моделирование систем: Искусство и наука: Пер. с англ. М.: Мир, 1978. 420 с.
  106. ПО.Шехтер Ю. Н., Крейн С. Э. Поверхностно-активные вещества из нефтяного сырья. -М.: Химия, 1971.
  107. Я. Электротехнические материалы в вопросах и ответах. М.: Энергоатомиздат, 1984. — 220 с.
  108. А.И. Эффективность научной деятельности в СССР. М.: Экономика, 1982. 224 с.
  109. ПЗ.Энглиш К. Поршневые кольца.ТЛ.М., Машгиз, 1963, 368 с.
  110. Н.Яковлева Т. Г., Иванов Д. И. Моделирование прочности и устойчивости земляного полотна. М.: Транспорт, 1980. — 228 с.
  111. H.H. Переходный смазочный процесс в подшипниках скольжения. Трение и износ. 1999, том 20. № 5. С.515−519
  112. H.H. Разработка информационно алгоритмической базы системы управления качеством ремонта коленчатых валов: Диссертация. канд. техн. наук. — Оренбург: ОГТУ, 1995.
  113. H.H., Калимуллин Р. Ф. Расчётная оценка условий смазки коренных подшипников автомобильных двигателей. Вестник ОГУ, 2000, № 1
  114. H.H., Калимуллин Р. Ф. Теоретическое исследование условий работоспособности подшипников скольжения машин. Трение и износ. 1999, том 20. № 5. С.358−363
  115. H.H., Калимуллин Р. Ф., Баловнев С. В. Переходный смазочный процесс в подшипниках скольжения машин. Справочник. Инженерный журнал, 1999, № 12. С. 30 33, 2000, № 1. С16 — 20
  116. Янч Э. Прогнозирование научно технического прогресса. М.: Прогресс, 1970. 300 с.
Заполнить форму текущей работой