Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана: в аспекте проектирования современной одежды
![Диссертация: Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана: в аспекте проектирования современной одежды](https://niscu.ru/work/4871935/cover.png)
Создан принципиально новый и обоснованный метод проектирования современной одежды на основе традиционного народного (национального) костюма Дагестана — комбинаторный метод формообразования, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, композиционных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
- 1. 1. Анализ конструкции и композиции элементов одежды и традиционных орнаментальных ковровых композиций народов Дагестана — по литературным источникам и подлинным музейным образцам
- 1. 2. Составление информационной базы элементов женского народного костюма (рубахи, платья) и орнаментальных ковровых композиций
- 1. 3. Классификация элементов женского народного костюма и ковровых композиций
- Выводы по первой главе
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АНАЛИЗА И КЛАССИФИКАЦИИ КОМПОЗИЦИОННО — КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ ДАГЕСТАНСКОГО ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА И ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОВРОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ В АСПЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ.
2.1. Реконструкция кроя и разработка классификатора конструкций основных элементов женского народного костюма — рубах, платьев.
2.2. Разработка классификатора цветов, рисунков тканей и орнаментальных композиций основных элементов женского народного костюма.
2.3. Выявление структуры и наиболее характерных составляющих деталей элементов женского народного костюма.
2.4. Разработка методов многовариантного композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанского женского народного костюма.
2.5. Выявление наиболее характерных орнаментальных мотивов составляющих композицию ковра.
2.6. Разработка методов построения плоскостных орнаментальных композиций с использованием элементов-модулей.
Выводы по второй главе.
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА СИСТЕМНОГО КОМПОЗИЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДАГЕСТАНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕГО В СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ
3.1. Выявление характерных комплексов женского народного костюма по народностям).
3.2. Реконструкция и образно-структурный анализ наиболее характерных комплексов народного костюма — костюмов-образов.
3.3 Разработка метода композиционно — пластического анализа женского народного костюма при трансформации его в современные модели.
Выводы по третьей главе.
Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана: в аспекте проектирования современной одежды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Костюм, как объект национальной культуры, теснейшим образом связан с историей своего народа, традициями и является ценным источником для изучения духовных и эстетических возможностей его создателем. Народный (национальный) костюм является богатейшим источником развития, обновления и обогащения ассортимента современной одежды /1−3/.
Для решения проблемы развития народных (национальных) традиций в современном костюме особо важным является знание первоисточника.
Впервые заявила о народных традициях в костюме известная российская художница по костюму Н. П. Ламанова и доказала правомочность этой идеи своим успехом на Всемирной выставке в Париже в 1925 г. /4−5/. Долгое время её начинание не находило поддержки и вызывало сомнение даже у авторитетных мастеров моды.
Такое состояние актуального вопроса объясняется в первую очередь незнанием первоисточника, каким является традиционный народный костюм. Это и приводило порой к поверхностному, ложному пониманию источника и такому же непониманию процесса трансформации его в современные решения (и в модный, и в сценический костюм).
Дагестанский народный (национальный) костюм исследователи, в основном, учёные-этнографы, как объект материальной культуры. В этом плане сделано немало и наиболее полно материал о дагестанском народном костюме представлен в труде этнографа Гаджиевой С. Ш. /6/.
Народный (национальный) костюм в целом, а дагестанский, в частности, — глубочайший пласт традиционной национальной культуры, который для исследователя современного костюма является многогранным научным и творческим источником.
К теме проектирования современной одежды на основе традиционного дагестанского костюма ранее не обращались.
Системный анализ структуры дагестанского народного костюма как первоисточника, классификация композиционных и конструктивных особенностей составляющих его элементов и деталей в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды до сих пор не проводились. Конструктивно-композиционные особенности дагестанского народного костюма до сих пор не расшифрованы. Отсутствие специальных, прикладных исследований, раскрывающих композиционные и конструктивные особенности традиционного дагестанского костюма, затрудняют практическую деятельность современных проектировщиковхудожников, дизайнеров, конструкторов, а также подготовку специалистов. Следовательно, разработка метода анализа и классификации элементов дагестанского народного костюма в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды является актуальной и современной.
Исследованию русского народного костюма как художественно-конструкторского источника творчества посвящен научный труд проф. Ф. М. Пармона /7−8/, признанный как новое перспективное направление в науке по исследованию искусства народного (национального) костюма как художественного ансамбля (в аспекте проектирования современного костюма) и рекомендованный к использованию исследователям при анализе и классификации других народных (национальных) костюмов.
Выше названный научный труд принят во внимание при выполнении настоящего исследования.
Целью настоящей работы является разработка метода анализа и классификации дагестанского женского народного костюма в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
— анализ и обобщение материала по формированию элементов, составляющих традиционный дагестанский народный (национальный) костюм;
— изучение, анализ и систематизация подлинных музейных образцов дагестанского народного (национального) костюма и традиционных орнаментальных композиций Дагестана — по музейным коллекциям, литературным и изобразительным источникам;
— разработка метода построения орнаментальных композиций на основе традиционных дагестанских ковровых композиций;
— разработка классификатора элементов и их составляющих женского народного костюма по народностямреконструкция, анализ и выявление наиболее характерных конструктивно-композиционных особенностей элементов дагестанского женского народного костюма;
— выявление структуры наиболее характерных элементов женского народного костюма — рубах и платьев — и разработка методов многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма.
Объектом исследования являются подлинники традиционного дагестанского народного костюма — музейные коллекции, литературные и изобразительные источники.
Исследование проведено на примере традиционного женского народного костюма, отличающегося большим разнообразием элементов костюма, их конструктивно-композиционных особенностей.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой является системный подход к исследованию сложной структуры с двояким рассмотрением: во-первых, в её предметном бытии, в статике, при которой возможно описать, смоделировать состав и строение данной системыво-вторых, в динамике её действительного существования (функционирования и развития, преобразования) — осмысление конструктивно-композиционных особенностей народного костюма с позиции теории отражения и теории информациииспользование современных компьютерных технологий, положений математики и теории вероятностей для определения многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма.
Научная новизна работы состоит в:
— систематизации подлинного музейного материала по дагестанскому женскому народному костюму и разработке развёрнутого и углублённого классификатора элементов традиционного женского народного костюма в плане проводимого исследования;
— реконструкции композиции и конструкции элементов женского народного костюма и ковровых композиций на основе анализа музейных образцов;
— обобщении, систематизации и классификации орнаментальных ковровых композиций и расширением формы с применением национальных комплексов в костюме;
— типизации, анализе и систематизации орнаментообразующих элементов в произведениях народного искусства Дагестана — ткачестворазработке метода построения орнаментальных композиций на основе традиционных орнаментальных ковровых композиций;
— разработке метода анализа композиционно-конструктивных особенностей дагестанского женского народного костюма и выявление наиболее характерных композиций и конструкций;
— выявлении ёмкости наиболее характерных (кроёных) элементов народного костюма — рубах, платьев — и разработка методов многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе народной одежды с использованием современных компьютерных технологий, положений математики и теории вероятностейреставрации наиболее характерных комплексов традиционного женского народного костюма — костюмов-образов и разработка метода композиционно-пластического анализа их при трансформации дагестанского народного костюма в современные модели одежды.
Практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование имеет социально-культурное значение, позволяющее решать задачи — дизайнерские, проектирования и образования: использовать национальные традиции в современном костюмеразвивать и обновлять ассортимент современной одежды, создавая новые конструктивные формы;
— способствовать гуманитаризации обучения и совершенствовать художественную подготовку специалистов в духе гуманизма, любви к народам (национальным) традициям.
Апробация результатов работы. Работа выполнена в рамках тематического плана № Гос. регистр. 01.200.115 121 НИР МГУДТ по теме: «Научно-творческая деятельность художника-педагога, обеспечивающая его профессиональный рост, дальнейшее совершенствование в художественной подготовке специалистов, развитие дизайна костюма» в проблеме: «Дизайн в лёгкой промышленности: творчество, наука, образование».
Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получали положительную оценку на заседаниях кафедры «Спецкомпозиция» Московского государственного университета дизайна и технологии.
Разработки диссертационной работы используются в учебном процессе.
Коллекция моделей и орнаментальные полотна, разработанные на основе результатов выполненных исследований, прошли апробацию в ЗАО «Вариант».
Достоверность полученных результатов в ходе выполнения диссертационной работы обсуждались и подтверждались актами апробации на трикотажном предприятии в ЗАО «Вариант» и положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях кафедры спецкомпозиции, научными публикациями.
Публикации. Основные результаты выполненных исследований опубликованы в пяти печатных работах.
Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам и общие выводы, библиографического списка, включающего 104 наименования и приложений. Основные результаты работы изложены на 238 страницах, набранного на компьютере текста, содержит приложения, представленные на 19 страницах, в том числе 27 рисунков, 44 таблицы.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
В дагестанском традиционном народном искусстве, как в зеркале отражается судьба народа, и можно в нём почувствовать то величие, которое заложено для дальнейшего его развития. Поэтому вполне понятно, что для науки изучение народного искусства не является отвлечённо теоретической темой, наоборот, изучение народного творчества, фольклора — для науки и для искусства являются актуальнейшей современной задачей.
1. Впервые проведена систематизация и разработана классификация ассортимента, внешней формы, конструкции традиционной национальной женской одежды народов Дагестана, что позволило нам найти новые пути в решении проблемы возрождения национальной культуры в одежде для многонациональной республики Дагестана.
2. Проведён анализ и систематизация построения Дагестанских орнаментальных композиций — произведений народного искусства ковроткачества. Выявлены и систематизированы наиболее характерные ковровые орнаментальные композиции, откуда определился принцип расположения орнаментальных акцентов в ковровых композициях.
3. Результатом проведённого графического эксперимента с применением компьютерных технологий явилась реконструкция кроя и выявление композиционного построения основных элементов дагестанского женского народного (национального) костюма.
4. Разработан метод многовариантного композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанских женских рубах и платьев.
5. Созданы предпосылки алгоритмизации и программирования процесса автоматизированного графического построения внешнего вида и развёрток поверхности моделей современной одежды на основе элементов народного костюма.
6. Разработана методика построения орнаментальных композиций на основе дагестанского традиционного искусства — ковроткачество, с использованием элементов-модулей, применительно к современному костюму с применением компьютерных технологий. В основе системы построения орнаментальной композиции наблюдается стремление к получению самых простых геометрических элементов, основанных на повторении определённой метрической величины, избранной в процессе анализа в качестве элемента-модуля — «крюк».
7. Создан принципиально новый и обоснованный метод проектирования современной одежды на основе традиционного народного (национального) костюма Дагестана — комбинаторный метод формообразования, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, композиционных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объектов из типизированных элементов.
8. Результатом изучения музейных образцов, компоновки в целостные композиции и проведённого графического образно-структурного анализа их с применением компьютерных технологий явилось выявление и реконструкция основных, типичных костюмных комплексов женского народного костюма, названных нами костюмами-образами.
9. Предлагается образное решение современных моделей и коллекций через преломление пластического своеобразия, цветового решения, тонального (светлотного) состояния и орнаментально-декоративного звучания дагестанского народного (национального) костюма, выраженного в костюмах-образах.
10. Впервые разработана оригинальная методика композиционно-пластического анализа женских костюмов-образов при трансформации их в современные решения — модели и коллекции, содержащие образную характеристику и национальный колорит с применением компьютерных технологий.
Список литературы
- Паиёк Л. Б. Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана. Махачкала. 1996.
- Крупнов Е.И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность. Махачкала. 1966.
- Дагестанская правда № 197 от 14 сентября 2002 г. Светлана Кривоносова «История края в костюме».
- Пармон Ф.М. Народный костюм: истоки дизайна (на примере русского народного костюма). М., 2005.
- Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2002.
- Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. Наука. М., 1981.
- Пармон Ф.М. Искусство русского народного костюма (методика анализа, классификации в аспекте проектирования современного костюма). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д. иск. М., 1991.
- Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. Монография. М., 1994.
- История Дагестана. Том 1, М., Наука, 1967.
- Народы Кавказа. М., Наука, 2003.
- Горский А.А. Древнейшие народы и государства на территории СССР, М., Высшая школа, 1985.
- Косвена М.О. Народы Кавказа. М., Изд-во Академии наук СССР, 1960.
- Булатова А.Г., Гаджиева С. Ш., Сергеева Г. А. Одежда народов Дагестана (этнографический атлас), 1? ущино, 2001.
- Народы Кавказа, T.I., JI., 1981.
- Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
- Стрейс Я.Я. Три путешествия. М., 1935.
- Эвлия Челеби. Книга путешествия, рукопись., РФ ИИЯЛ, д. 1157.
- Белл Дж. Путешествие через Россию в разные азиатские земли, ч. III СПб., 1776.
- Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала. 1963.
- Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, ч. 1−2. М., 1823.
- Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью, Казань, 1849.
- Пржецлавский П.С. Нравы и обычаи в Дагестане, «Военный сборник», XII, № 3−4, СПб., 1960.
- Пржецлавский П.С. Дагестан, его нравы и обычаи, «Вестник Европы», т. 3, СПб., 1863.
- Петухов П. Очерки кайтаго-табасаранского округа, Кавказ, № 8,13,16, М. 1867.
- Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе, т. 1, СПб., 1871.
- Вильер де Лиль-Адам В. Две недели в Даргинском округе (путевые заметки), ССКГ, вып. VIII, СПб., 1875.
- Марков Т.Е. Очерки Кавказа. СПб., М., 1904.
- Свидерский П.Ф. Материалы для антропологии Кавказа. Кумыки. Докт. дисс., СПб., 1898.
- Ганн К.Ф. Экскурсия в нагорную Чечню и Западный Дагестан летом 1901 года, т. 15, № 4, ИКОРГО, 1902.
- Буш Н. А. По скалам Андийского Дагестана. ИРГО. т.41. вып.З. 1905.
- Габиев С. Лаки, их прошлое и быт, СМОМПК, т. XXXVI. Махачкала. 1906.
- Белицер В.Н. Методологические указания по сбору народной одежды. Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, выпуск XVIII. М., 1953.
- Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР. Советская этнография, № 3−4. 1933.
- Студенецкая Е.М. Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв.. М., Наука. 1981.
- Коджесау Э.Л. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917−1967). М, 1968.
- Никольская З.А., Шиллинг Е. М. Женская народная одежда аварцев. КСИЭ. 1953.
- Мовчан Г. Ирреальная суть аварского жилища. Декоративное искусство № 11, с. 26−30.
- Гаджиева С.Ш. Каякентские кумыки. Тр. Ин-та этногр. АН СССР (новая серия), т. XLVI. М, 1958.
- Агаширинова С.С. Национальная одежда аварцев. Махачкала. 1967.
- Волкова Н.Г. Изобразительные материалы как источник изучения материальной культуры народов Кавказа. М., 1971.
- Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-началеХХв. М., 1974.
- Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М., Л., Издательство АН СССР. 1949.
- Дебец Г. Ф. Антропологические исследования в Дагестане. Антр. Сб., I. Тр. Ин-та этногр. АН СССР (новая серия), т. XXXIII. М., 1956.
- Гаджимурадов С.М. Основы ковроделия. Махачкала. Дагучпедгиз. 1989.
- Кильчевская Э.В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана. Всесоюзное кооперативное издательство. М., 1959.
- Шиллинг Е.М. Ковроткачество Дагестана. Советская этнография № 4−5, 1936.
- Ташлицкая Э.Н. Безворсовые ковры Дагестана. Махачкала. Даг. книжн. изд., 1975.
- Ташлицкая Э.Н. Дагестанские безворсовые ковры. Махачкала- Дагкнигоиздат, 1967.
- Хаппалаев Р.Ю., Гамзатова П. С. Народы Дагестана. Быт и ремёсла. АОЗТ «Издательско-полиграфическое объединение «Юпитер» РД. Махачкала. 2000.
- Основные термины дизайна. Краткий справочник словарь. М., 1989.
- Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979.
- Дагестанская правда от 1 августа 2002 г. Салихат Гамзатова «Эстетический мир женщин прошлого вызывает восхищение»
- Миллер А.А. Исследования на Северном Кавказе. Этнографические экспедиции 1924 и 1926гг. Л., 1981.
- Шиллинг Е. М. Орнаментальное искусство Дагестана. «Творчество народов СССР». Альманах, выпуск I. М., 1937.
- Дорн Б.А. Известия о хазарах восточного историка Табари, ЖМНП, 1844, ч. 43.
- Пигулевская Н.В. Из истории торговли Византии с Востоком в IV—VI вв.., М-Л., 1961.
- Гаджиева С.Ш. Материальная культура кумыков XIX начала XX в. Махачкала. 1960.
- Рамазанова С.К. Цовкра. Историко-этнографические очерки. Махачкала. Юпитер.1998.
- Ковры Дагестанской АССР. В книге «Ковры РСФСР», М., 1952.
- Романова И.А., Елкова В. А., Литвинова З. И., Романова Л. Ф. Народные художественные промыслы СССР. Альбом. Издательство «Советский^ художник». 1983.
- Алибекова М.И., Пармон Ф. М. Элементы информационной базы композиционно-конструктивных особенностей Дагестанского народного (национального) костюма. // Вестник МГУДТ. М., 2005. Вып. 3(45) юбилейный. С. 151−155.
- Полищук В.В., Полищук А.В. Auto CAD 2000, практическое руководство.- М., ДИАЛОГ-МИФИ. 1999.
- Петухов Г. Б. Основы комбинаторного анализа. Л., 1973.
- Ежов И.И., Скороход А. В., Ядренко М. И. Элементы комбинаторики. М., «Наука», 1977.
- Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. М., 2001.
- Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М., Наука. 1966.
- Изабакаров Г. Б. Основы кубачинского искусства. Махачкала. Дагучпедгиз, 1979.
- Шамадаева В.М. Народная керамика Дагестана. Проспект. ВРИБ «Союзрекламкультура» М., 1991.
- Журавлёва Т.А. Художественное проектирование рисунков тканей промышленного производства с использованием ЭВМ. Диссертация на соиск. уч. ст. к. т. н., М., 1984.
- Алибекоеа М.И., Пармон Ф. М. От изобразительности к орнаменту. // Инновационные технологии: теория и практика. Академия бизнеса и моды «СЫМБАТ». Алматы. 2004, С. 158−163.
- Нешатаев А.А. и др. Художественное проектирование трикотажных полотен. М., 1987.
- Нешатаев А.А., Заборцев В. Г. Художественное проектирование основовязаных полотен с использованием ЭВМ. М., МГТА. 1993.
- Нешатаев А.А. Теория и практика формирования орнамента основовязаного трикотажа. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. техн. наук, М., 1972.
- Нешатаев А.А. Применение пространственного смешения цветов в формировании орнамента трикотажного полотна. «Текстильная промышленность», № 6. 1972.
- Нешатаев А.А. Формирование рисунков в основовязаном трикотаже. М., Лёгкая индустрия. 1969.
- Масалова В.А., Маслова Е. Г. Основы Auto CAD. Методическое пособие.1. МГУДТ. М., 2004.
- Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1998.
- Народы Дагестана (этнографический сборник). М., 1955.
- Калашникова Н.М., Плужникова Г. А. Одежда народов СССР. М., 1990.
- Меч С. Кавказ. М., типография И. Н. Кушнарёва, 1914.
- Народы России. Составил, описал и рисовал А. Эйсснер. Пг., 1915.
- Могилянский Н. Поездка в Центральную Россию для собирания этнографических коллекций. Материалы по этнографии России. Т. 1. СПб., 1910.
- Чурсин Г. Ф. Этнографический очерк аваров. Бюллетень кавказского историко-археологического ин-та в Тифлисе № 4. 1928.
- Народы Дагестана. Серия «Народы и культуры», М., Наука. 2003.
- Гаджиева С.Ш. Кумыки. ГУП. Махачкала. Дагестанское книжное изд-во2000.
- Солодовников А.Д. Жители Кавказа. М., 1901.
- Солодовников А.Д. Жители Кавказа. Аварцы. Серия: Природа и люди России. М., изд. торг. Дома С. Курнин и К. 1901.
- Алибекова М.И., Пармон Ф. М. Объект исследования искусство костюманародов Дагестана. // Вестник МГУДТ. М. 2003. Вып. 1(43). С. 151−155.
- Калоев Б.А. Агулы. Махачкала, 1954.
- Костюм народов России в графике 18−20 вв. М., 1990.
- Георги И.П. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Ч. I-IV. СПб., 1799.
- Практический курс Adobe Illustrator 7.0, перевод с англ. М., КУбК- а. 1998.
- Айриг С., Айриг Э. Подготовка цифровых изображений для печати. Перевод с англ. Мн. ООО «Поппури» 1997.
- Д. Мак-Клелланд, Б. Обермайер. Photoshop 7, Диалектика, М., С-П., Киев.2002.
- Айриг С., Айриг Э. Сканирование профессиональный подход. Пер. с англ. Мн.000 «Попурри». 1997,
- Пармон Ф.М., Алибекоеа М. И., Тогузбаева Э. К. Народный костюм: системный анализ и творческая трансформация. Ж. «АСД», М., 2005, № 4(50)05. С. 74−79.