Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана: в аспекте проектирования современной одежды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создан принципиально новый и обоснованный метод проектирования современной одежды на основе традиционного народного (национального) костюма Дагестана — комбинаторный метод формообразования, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, композиционных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
    • 1. 1. Анализ конструкции и композиции элементов одежды и традиционных орнаментальных ковровых композиций народов Дагестана — по литературным источникам и подлинным музейным образцам
    • 1. 2. Составление информационной базы элементов женского народного костюма (рубахи, платья) и орнаментальных ковровых композиций
    • 1. 3. Классификация элементов женского народного костюма и ковровых композиций
  • Выводы по первой главе

2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АНАЛИЗА И КЛАССИФИКАЦИИ КОМПОЗИЦИОННО — КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ ДАГЕСТАНСКОГО ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА И ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОВРОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ В АСПЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ.

2.1. Реконструкция кроя и разработка классификатора конструкций основных элементов женского народного костюма — рубах, платьев.

2.2. Разработка классификатора цветов, рисунков тканей и орнаментальных композиций основных элементов женского народного костюма.

2.3. Выявление структуры и наиболее характерных составляющих деталей элементов женского народного костюма.

2.4. Разработка методов многовариантного композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанского женского народного костюма.

2.5. Выявление наиболее характерных орнаментальных мотивов составляющих композицию ковра.

2.6. Разработка методов построения плоскостных орнаментальных композиций с использованием элементов-модулей.

Выводы по второй главе.

3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА СИСТЕМНОГО КОМПОЗИЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДАГЕСТАНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕГО В СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ

3.1. Выявление характерных комплексов женского народного костюма по народностям).

3.2. Реконструкция и образно-структурный анализ наиболее характерных комплексов народного костюма — костюмов-образов.

3.3 Разработка метода композиционно — пластического анализа женского народного костюма при трансформации его в современные модели.

Выводы по третьей главе.

Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана: в аспекте проектирования современной одежды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Костюм, как объект национальной культуры, теснейшим образом связан с историей своего народа, традициями и является ценным источником для изучения духовных и эстетических возможностей его создателем. Народный (национальный) костюм является богатейшим источником развития, обновления и обогащения ассортимента современной одежды /1−3/.

Для решения проблемы развития народных (национальных) традиций в современном костюме особо важным является знание первоисточника.

Впервые заявила о народных традициях в костюме известная российская художница по костюму Н. П. Ламанова и доказала правомочность этой идеи своим успехом на Всемирной выставке в Париже в 1925 г. /4−5/. Долгое время её начинание не находило поддержки и вызывало сомнение даже у авторитетных мастеров моды.

Такое состояние актуального вопроса объясняется в первую очередь незнанием первоисточника, каким является традиционный народный костюм. Это и приводило порой к поверхностному, ложному пониманию источника и такому же непониманию процесса трансформации его в современные решения (и в модный, и в сценический костюм).

Дагестанский народный (национальный) костюм исследователи, в основном, учёные-этнографы, как объект материальной культуры. В этом плане сделано немало и наиболее полно материал о дагестанском народном костюме представлен в труде этнографа Гаджиевой С. Ш. /6/.

Народный (национальный) костюм в целом, а дагестанский, в частности, — глубочайший пласт традиционной национальной культуры, который для исследователя современного костюма является многогранным научным и творческим источником.

К теме проектирования современной одежды на основе традиционного дагестанского костюма ранее не обращались.

Системный анализ структуры дагестанского народного костюма как первоисточника, классификация композиционных и конструктивных особенностей составляющих его элементов и деталей в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды до сих пор не проводились. Конструктивно-композиционные особенности дагестанского народного костюма до сих пор не расшифрованы. Отсутствие специальных, прикладных исследований, раскрывающих композиционные и конструктивные особенности традиционного дагестанского костюма, затрудняют практическую деятельность современных проектировщиковхудожников, дизайнеров, конструкторов, а также подготовку специалистов. Следовательно, разработка метода анализа и классификации элементов дагестанского народного костюма в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды является актуальной и современной.

Исследованию русского народного костюма как художественно-конструкторского источника творчества посвящен научный труд проф. Ф. М. Пармона /7−8/, признанный как новое перспективное направление в науке по исследованию искусства народного (национального) костюма как художественного ансамбля (в аспекте проектирования современного костюма) и рекомендованный к использованию исследователям при анализе и классификации других народных (национальных) костюмов.

Выше названный научный труд принят во внимание при выполнении настоящего исследования.

Целью настоящей работы является разработка метода анализа и классификации дагестанского женского народного костюма в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

— анализ и обобщение материала по формированию элементов, составляющих традиционный дагестанский народный (национальный) костюм;

— изучение, анализ и систематизация подлинных музейных образцов дагестанского народного (национального) костюма и традиционных орнаментальных композиций Дагестана — по музейным коллекциям, литературным и изобразительным источникам;

— разработка метода построения орнаментальных композиций на основе традиционных дагестанских ковровых композиций;

— разработка классификатора элементов и их составляющих женского народного костюма по народностямреконструкция, анализ и выявление наиболее характерных конструктивно-композиционных особенностей элементов дагестанского женского народного костюма;

— выявление структуры наиболее характерных элементов женского народного костюма — рубах и платьев — и разработка методов многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма.

Объектом исследования являются подлинники традиционного дагестанского народного костюма — музейные коллекции, литературные и изобразительные источники.

Исследование проведено на примере традиционного женского народного костюма, отличающегося большим разнообразием элементов костюма, их конструктивно-композиционных особенностей.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой является системный подход к исследованию сложной структуры с двояким рассмотрением: во-первых, в её предметном бытии, в статике, при которой возможно описать, смоделировать состав и строение данной системыво-вторых, в динамике её действительного существования (функционирования и развития, преобразования) — осмысление конструктивно-композиционных особенностей народного костюма с позиции теории отражения и теории информациииспользование современных компьютерных технологий, положений математики и теории вероятностей для определения многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма.

Научная новизна работы состоит в:

— систематизации подлинного музейного материала по дагестанскому женскому народному костюму и разработке развёрнутого и углублённого классификатора элементов традиционного женского народного костюма в плане проводимого исследования;

— реконструкции композиции и конструкции элементов женского народного костюма и ковровых композиций на основе анализа музейных образцов;

— обобщении, систематизации и классификации орнаментальных ковровых композиций и расширением формы с применением национальных комплексов в костюме;

— типизации, анализе и систематизации орнаментообразующих элементов в произведениях народного искусства Дагестана — ткачестворазработке метода построения орнаментальных композиций на основе традиционных орнаментальных ковровых композиций;

— разработке метода анализа композиционно-конструктивных особенностей дагестанского женского народного костюма и выявление наиболее характерных композиций и конструкций;

— выявлении ёмкости наиболее характерных (кроёных) элементов народного костюма — рубах, платьев — и разработка методов многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе народной одежды с использованием современных компьютерных технологий, положений математики и теории вероятностейреставрации наиболее характерных комплексов традиционного женского народного костюма — костюмов-образов и разработка метода композиционно-пластического анализа их при трансформации дагестанского народного костюма в современные модели одежды.

Практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование имеет социально-культурное значение, позволяющее решать задачи — дизайнерские, проектирования и образования: использовать национальные традиции в современном костюмеразвивать и обновлять ассортимент современной одежды, создавая новые конструктивные формы;

— способствовать гуманитаризации обучения и совершенствовать художественную подготовку специалистов в духе гуманизма, любви к народам (национальным) традициям.

Апробация результатов работы. Работа выполнена в рамках тематического плана № Гос. регистр. 01.200.115 121 НИР МГУДТ по теме: «Научно-творческая деятельность художника-педагога, обеспечивающая его профессиональный рост, дальнейшее совершенствование в художественной подготовке специалистов, развитие дизайна костюма» в проблеме: «Дизайн в лёгкой промышленности: творчество, наука, образование».

Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получали положительную оценку на заседаниях кафедры «Спецкомпозиция» Московского государственного университета дизайна и технологии.

Разработки диссертационной работы используются в учебном процессе.

Коллекция моделей и орнаментальные полотна, разработанные на основе результатов выполненных исследований, прошли апробацию в ЗАО «Вариант».

Достоверность полученных результатов в ходе выполнения диссертационной работы обсуждались и подтверждались актами апробации на трикотажном предприятии в ЗАО «Вариант» и положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях кафедры спецкомпозиции, научными публикациями.

Публикации. Основные результаты выполненных исследований опубликованы в пяти печатных работах.

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам и общие выводы, библиографического списка, включающего 104 наименования и приложений. Основные результаты работы изложены на 238 страницах, набранного на компьютере текста, содержит приложения, представленные на 19 страницах, в том числе 27 рисунков, 44 таблицы.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

В дагестанском традиционном народном искусстве, как в зеркале отражается судьба народа, и можно в нём почувствовать то величие, которое заложено для дальнейшего его развития. Поэтому вполне понятно, что для науки изучение народного искусства не является отвлечённо теоретической темой, наоборот, изучение народного творчества, фольклора — для науки и для искусства являются актуальнейшей современной задачей.

1. Впервые проведена систематизация и разработана классификация ассортимента, внешней формы, конструкции традиционной национальной женской одежды народов Дагестана, что позволило нам найти новые пути в решении проблемы возрождения национальной культуры в одежде для многонациональной республики Дагестана.

2. Проведён анализ и систематизация построения Дагестанских орнаментальных композиций — произведений народного искусства ковроткачества. Выявлены и систематизированы наиболее характерные ковровые орнаментальные композиции, откуда определился принцип расположения орнаментальных акцентов в ковровых композициях.

3. Результатом проведённого графического эксперимента с применением компьютерных технологий явилась реконструкция кроя и выявление композиционного построения основных элементов дагестанского женского народного (национального) костюма.

4. Разработан метод многовариантного композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанских женских рубах и платьев.

5. Созданы предпосылки алгоритмизации и программирования процесса автоматизированного графического построения внешнего вида и развёрток поверхности моделей современной одежды на основе элементов народного костюма.

6. Разработана методика построения орнаментальных композиций на основе дагестанского традиционного искусства — ковроткачество, с использованием элементов-модулей, применительно к современному костюму с применением компьютерных технологий. В основе системы построения орнаментальной композиции наблюдается стремление к получению самых простых геометрических элементов, основанных на повторении определённой метрической величины, избранной в процессе анализа в качестве элемента-модуля — «крюк».

7. Создан принципиально новый и обоснованный метод проектирования современной одежды на основе традиционного народного (национального) костюма Дагестана — комбинаторный метод формообразования, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, композиционных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объектов из типизированных элементов.

8. Результатом изучения музейных образцов, компоновки в целостные композиции и проведённого графического образно-структурного анализа их с применением компьютерных технологий явилось выявление и реконструкция основных, типичных костюмных комплексов женского народного костюма, названных нами костюмами-образами.

9. Предлагается образное решение современных моделей и коллекций через преломление пластического своеобразия, цветового решения, тонального (светлотного) состояния и орнаментально-декоративного звучания дагестанского народного (национального) костюма, выраженного в костюмах-образах.

10. Впервые разработана оригинальная методика композиционно-пластического анализа женских костюмов-образов при трансформации их в современные решения — модели и коллекции, содержащие образную характеристику и национальный колорит с применением компьютерных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Б. Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана. Махачкала. 1996.
  2. Е.И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность. Махачкала. 1966.
  3. Дагестанская правда № 197 от 14 сентября 2002 г. Светлана Кривоносова «История края в костюме».
  4. Ф.М. Народный костюм: истоки дизайна (на примере русского народного костюма). М., 2005.
  5. Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2002.
  6. С.Ш. Одежда народов Дагестана. Наука. М., 1981.
  7. Ф.М. Искусство русского народного костюма (методика анализа, классификации в аспекте проектирования современного костюма). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д. иск. М., 1991.
  8. Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. Монография. М., 1994.
  9. История Дагестана. Том 1, М., Наука, 1967.
  10. Народы Кавказа. М., Наука, 2003.
  11. А.А. Древнейшие народы и государства на территории СССР, М., Высшая школа, 1985.
  12. М.О. Народы Кавказа. М., Изд-во Академии наук СССР, 1960.
  13. А.Г., Гаджиева С. Ш., Сергеева Г. А. Одежда народов Дагестана (этнографический атлас), 1? ущино, 2001.
  14. Народы Кавказа, T.I., JI., 1981.
  15. А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
  16. Я.Я. Три путешествия. М., 1935.
  17. Эвлия Челеби. Книга путешествия, рукопись., РФ ИИЯЛ, д. 1157.
  18. Дж. Путешествие через Россию в разные азиатские земли, ч. III СПб., 1776.
  19. Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала. 1963.
  20. С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, ч. 1−2. М., 1823.
  21. И. Путешествие по Дагестану и Закавказью, Казань, 1849.
  22. П.С. Нравы и обычаи в Дагестане, «Военный сборник», XII, № 3−4, СПб., 1960.
  23. П.С. Дагестан, его нравы и обычаи, «Вестник Европы», т. 3, СПб., 1863.
  24. П. Очерки кайтаго-табасаранского округа, Кавказ, № 8,13,16, М. 1867.
  25. Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе, т. 1, СПб., 1871.
  26. Вильер де Лиль-Адам В. Две недели в Даргинском округе (путевые заметки), ССКГ, вып. VIII, СПб., 1875.
  27. Т.Е. Очерки Кавказа. СПб., М., 1904.
  28. П.Ф. Материалы для антропологии Кавказа. Кумыки. Докт. дисс., СПб., 1898.
  29. К.Ф. Экскурсия в нагорную Чечню и Западный Дагестан летом 1901 года, т. 15, № 4, ИКОРГО, 1902.
  30. Буш Н. А. По скалам Андийского Дагестана. ИРГО. т.41. вып.З. 1905.
  31. С. Лаки, их прошлое и быт, СМОМПК, т. XXXVI. Махачкала. 1906.
  32. В.Н. Методологические указания по сбору народной одежды. Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, выпуск XVIII. М., 1953.
  33. Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР. Советская этнография, № 3−4. 1933.
  34. Е.М. Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв.. М., Наука. 1981.
  35. Э.Л. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917−1967). М, 1968.
  36. З.А., Шиллинг Е. М. Женская народная одежда аварцев. КСИЭ. 1953.
  37. Г. Ирреальная суть аварского жилища. Декоративное искусство № 11, с. 26−30.
  38. С.Ш. Каякентские кумыки. Тр. Ин-та этногр. АН СССР (новая серия), т. XLVI. М, 1958.
  39. С.С. Национальная одежда аварцев. Махачкала. 1967.
  40. Н.Г. Изобразительные материалы как источник изучения материальной культуры народов Кавказа. М., 1971.
  41. Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-началеХХв. М., 1974.
  42. Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М., Л., Издательство АН СССР. 1949.
  43. Г. Ф. Антропологические исследования в Дагестане. Антр. Сб., I. Тр. Ин-та этногр. АН СССР (новая серия), т. XXXIII. М., 1956.
  44. С.М. Основы ковроделия. Махачкала. Дагучпедгиз. 1989.
  45. Э.В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана. Всесоюзное кооперативное издательство. М., 1959.
  46. Е.М. Ковроткачество Дагестана. Советская этнография № 4−5, 1936.
  47. Э.Н. Безворсовые ковры Дагестана. Махачкала. Даг. книжн. изд., 1975.
  48. Э.Н. Дагестанские безворсовые ковры. Махачкала- Дагкнигоиздат, 1967.
  49. Р.Ю., Гамзатова П. С. Народы Дагестана. Быт и ремёсла. АОЗТ «Издательско-полиграфическое объединение «Юпитер» РД. Махачкала. 2000.
  50. Основные термины дизайна. Краткий справочник словарь. М., 1989.
  51. В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979.
  52. Дагестанская правда от 1 августа 2002 г. Салихат Гамзатова «Эстетический мир женщин прошлого вызывает восхищение»
  53. А.А. Исследования на Северном Кавказе. Этнографические экспедиции 1924 и 1926гг. Л., 1981.
  54. Е. М. Орнаментальное искусство Дагестана. «Творчество народов СССР». Альманах, выпуск I. М., 1937.
  55. .А. Известия о хазарах восточного историка Табари, ЖМНП, 1844, ч. 43.
  56. Н.В. Из истории торговли Византии с Востоком в IV—VI вв.., М-Л., 1961.
  57. С.Ш. Материальная культура кумыков XIX начала XX в. Махачкала. 1960.
  58. С.К. Цовкра. Историко-этнографические очерки. Махачкала. Юпитер.1998.
  59. Ковры Дагестанской АССР. В книге «Ковры РСФСР», М., 1952.
  60. И.А., Елкова В. А., Литвинова З. И., Романова Л. Ф. Народные художественные промыслы СССР. Альбом. Издательство «Советский^ художник». 1983.
  61. М.И., Пармон Ф. М. Элементы информационной базы композиционно-конструктивных особенностей Дагестанского народного (национального) костюма. // Вестник МГУДТ. М., 2005. Вып. 3(45) юбилейный. С. 151−155.
  62. В.В., Полищук А.В. Auto CAD 2000, практическое руководство.- М., ДИАЛОГ-МИФИ. 1999.
  63. Г. Б. Основы комбинаторного анализа. Л., 1973.
  64. И.И., Скороход А. В., Ядренко М. И. Элементы комбинаторики. М., «Наука», 1977.
  65. П.М. История орнамента Дагестана. М., 2001.
  66. П.М. Резьба по камню в Дагестане. М., Наука. 1966.
  67. Г. Б. Основы кубачинского искусства. Махачкала. Дагучпедгиз, 1979.
  68. В.М. Народная керамика Дагестана. Проспект. ВРИБ «Союзрекламкультура» М., 1991.
  69. Т.А. Художественное проектирование рисунков тканей промышленного производства с использованием ЭВМ. Диссертация на соиск. уч. ст. к. т. н., М., 1984.
  70. М.И., Пармон Ф. М. От изобразительности к орнаменту. // Инновационные технологии: теория и практика. Академия бизнеса и моды «СЫМБАТ». Алматы. 2004, С. 158−163.
  71. А.А. и др. Художественное проектирование трикотажных полотен. М., 1987.
  72. А.А., Заборцев В. Г. Художественное проектирование основовязаных полотен с использованием ЭВМ. М., МГТА. 1993.
  73. А.А. Теория и практика формирования орнамента основовязаного трикотажа. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. техн. наук, М., 1972.
  74. А.А. Применение пространственного смешения цветов в формировании орнамента трикотажного полотна. «Текстильная промышленность», № 6. 1972.
  75. А.А. Формирование рисунков в основовязаном трикотаже. М., Лёгкая индустрия. 1969.
  76. В.А., Маслова Е. Г. Основы Auto CAD. Методическое пособие.1. МГУДТ. М., 2004.
  77. М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1998.
  78. Народы Дагестана (этнографический сборник). М., 1955.
  79. Н.М., Плужникова Г. А. Одежда народов СССР. М., 1990.
  80. Меч С. Кавказ. М., типография И. Н. Кушнарёва, 1914.
  81. Народы России. Составил, описал и рисовал А. Эйсснер. Пг., 1915.
  82. Н. Поездка в Центральную Россию для собирания этнографических коллекций. Материалы по этнографии России. Т. 1. СПб., 1910.
  83. Г. Ф. Этнографический очерк аваров. Бюллетень кавказского историко-археологического ин-та в Тифлисе № 4. 1928.
  84. Народы Дагестана. Серия «Народы и культуры», М., Наука. 2003.
  85. С.Ш. Кумыки. ГУП. Махачкала. Дагестанское книжное изд-во2000.
  86. А.Д. Жители Кавказа. М., 1901.
  87. А.Д. Жители Кавказа. Аварцы. Серия: Природа и люди России. М., изд. торг. Дома С. Курнин и К. 1901.
  88. М.И., Пармон Ф. М. Объект исследования искусство костюманародов Дагестана. // Вестник МГУДТ. М. 2003. Вып. 1(43). С. 151−155.
  89. .А. Агулы. Махачкала, 1954.
  90. Костюм народов России в графике 18−20 вв. М., 1990.
  91. И.П. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Ч. I-IV. СПб., 1799.
  92. Практический курс Adobe Illustrator 7.0, перевод с англ. М., КУбК- а. 1998.
  93. С., Айриг Э. Подготовка цифровых изображений для печати. Перевод с англ. Мн. ООО «Поппури» 1997.
  94. Д. Мак-Клелланд, Б. Обермайер. Photoshop 7, Диалектика, М., С-П., Киев.2002.
  95. С., Айриг Э. Сканирование профессиональный подход. Пер. с англ. Мн.000 «Попурри». 1997,
  96. Ф.М., Алибекоеа М. И., Тогузбаева Э. К. Народный костюм: системный анализ и творческая трансформация. Ж. «АСД», М., 2005, № 4(50)05. С. 74−79.
Заполнить форму текущей работой