Разработка комплекса маркетинговых исследований контрацептивных средств (на примере оральных контрацептивов)
При изучении квалиметрическим методом влияния внешней среды на продвижение методов и средств контрацепции по социальному, технологическому, экономическому, политическому, экологическому и культурному факторам было установлено, что лидирующую позицию занимает экономический фактор, сводный параметрический индекс которого равен 3,8, на втором месте — культурный фактор, сводный параметрический индекс… Читать ещё >
Содержание
- Актуальность темы
- Глава. Современные методы контрацепции и подходы к исследованию рынка лекарственных препаратов
- 1. 1. Тенденции использования средств контрацепции при регулировании репродуктивной функции
- 1. 2. Особенности обращения на фармацевтическом рынке РФ оральных контрацептивов
- 1. 3. Использование маркетингового подхода при изучении рынка лекарственных препаратов
- Глава 2. Количественный анализ влияния факторов макросреды на продвижение методов и средств контрацепции на отечественном рынке
- 2. 1. Разработка методического подхода к квалиметрической оценке факторов STEP и PV-анализа
- 2. 2. Качественная и количественная характеристика влияния факторов макросреды на продвижение методов и средств контрацепции
- Глава 3. Маркетинговый анализ рынка оральных контрацептивов
- 3. 1. Маркетинговые характеристики ассортимента оральных контрацептивов
- 3. 1. 1. Широта и полнота ассортимента оральных контрацептивов
- 3. 1. 2. Структура ассортимента оральных контрацептивов
- 3. 1. 3. Глубина и устойчивость оральных контрацептивов
- 3. 2. Некоторые аспекты анализа рынка производителей ЛП группы оральных контрацептивов
- 3. 3. Методический подход оценки конкурентоспособности
- 3. 1. Маркетинговые характеристики ассортимента оральных контрацептивов
- Глава 4. Составление профиля целевого сегмента потребителей оральных контрацептивов
- 4. 1. Методический подход к выделению целевых сегментов потребителей контрацептивных средств
- 4. 2. Характеристика целевых сегментов различных типов потребителей оральных контрацептивов
- Выводы
Разработка комплекса маркетинговых исследований контрацептивных средств (на примере оральных контрацептивов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Переход к рыночной экономике и обусловленные им проблемы в социально-экономической сфере, а также отсутствие социальной политики государства, направленной на воспроизводство населения страны, оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства. Поэтому, забота о сохранении репродуктивного здоровья населения является одной из наиболее приоритетных задач нашего государства.
Анализ данных официальной статистики, литературы и результатов исследований свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии репродуктивного здоровья граждан РФ, отсутствия реальной возможности выбора поведения в репродуктивной сфере. Свидетельствами неблагополучия в этой области являются данные о реализации репродуктивной функции женщин: ухудшение состояния здоровья беременных и рожениц, что в значительной мере определяет высокий процент репродуктивных потерьзначительная частота гинекологической заболеваемости и болезней, передаваемых половым путемотносительно высокий уровень абортов и осложнений после них. Не секрет, что аборт все еще остается одним из основных методов регуляции рождаемости, приводя, зачастую, к непоправимым последствиям. Альтернативой аборту, как известно, является использование эффективных методов контрацепции. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что контрацепция — это не ограничение рождаемости, а метод ее регуляции, возможность осуществления репродуктивных планов в отношении числа детей и сроков их рождения.
Исходя из задач программы ВОЗ по репродуктивному' здоровью населения, необходимо более широко внедрять в практику здравоохранения нашей страны современные контрацептивные средства для предупреждения нежелательной беременности и сохранения репродуктивного здоровья женщины.
В последнее время, как в нашей стране, так и за рубежом появляются новые поколения КС, расширяется и обновляется ассортимент современных ОК. Это делает актуальной проблему разработки комплекса МИ КС, учитывая особенности ЛП данной ФТГ.
На разных этапах развития фармацевтической науки ведущими учеными: Васнецовой О. А., Дементьевой З. С., Дремовой Н. Б., Лопатиным П. В., Сбоевой С. Г., Максимкиной Е. А. и др. уделялось должное внимание некоторым направлениям МИ ЛС. Отдельные исследования по МИ КС проводились Кныш О. И., Лагуткиной Т. П., Малаховым В. Ю., Ульяновым В. О. В данных работах уделялось внимание анализу мирового ассортимента ОК (состав, форма выпуска, фирма-производитель, дата регистрации ЛП), изучению спроса и определению потребности в КС для служб планирования семьи, определению потребности в противозачаточных средствах на региональном уровне методом группового учета аргументов, исследованиям стадий жизненного цикла на региональном рынке. Комплексного подхода к МИ КС до настоящего времени не проводилось.
Таким образом, практическая значимость и актуальность исследований заключается в разработке комплекса МИ КС с учетом их фармакологических и потребительских характеристик с ориентацией на конечного потребителя (больного), что в результате обеспечит сохранение репродуктивного здоровья женщин, находящегося в тесной взаимосвязи с состоянием здоровья в целом.
Цель и задачи исследования
Целью настоящего исследования является разработка комплекса маркетинговых исследований контрацептивных средств на примере оральных контрацептивов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
— изучить и теоретически обобщить данные отечественной и зарубежной литературы по современным методам контрацепции и по проблемам проведения маркетинговых исследований лекарственных средств;
— изучить с помощью квалиметрического метода влияние внешней среды на продвижение методов и средств контрацепции по социальному, технологическому, экономическому, политическому, экологическому и культурному факторам и показать их значимость;
— систематизировать классификацию оральных контрацептивов применительно к маркетинговым исследованиям;
— провести анализ рынка оральных контрацептивов;
— разработать экспресс-анализ оценки конкурентоспособности оральных контрацептивов методом прямого ранжирования;
— разработать методический подход к сегментированию рынка контрацептивных средств.
Методологическая основа, объекты и методы исследования.
Методологической основой исследования явились современная концепция маркетинговых исследований рынка лекарственных средств, методология системного анализа и научного прогнозирования экономических явлений.
Объекты исследования: контрацептивные средства, основные показатели статистической отчетности Минздрава РФ и Госкомстата по данной проблеме за последние 10 лет, анкетные сведения экспертных оценок о потреблении контрацептивных средств, данные аптеки о лекарственных закупках и продажах оральных контрацептивных препаратов.
В процессе исследований использованы методы системного, социологического, логического, экономико-статистических анализов, в том числе: анкетирования, экспертных оценок.
Обработка статистической информации и результатов социологических исследований проводилась с использованием компьютерных технологий.
Научная новизна исследования.
Разработан комплекс маркетинговых исследований контрацептивных средств, включающий анализ внешней и внутренней сред изучаемого товара.
Разработан методический подход к квалиметрической оценке факторов STEPи PVанализа и на его основе изучено качественное и количественное влияние факторов внешней среды на продвижение методов и средств контрацепции.
Систематизирована классификация оральных контрацептивов применительно к маркетинговым исследованиям, и на ее основе проведен анализ рынка данных лекарственных препаратов.
Разработан методический подход к экспресс-анализу конкурентоспособности оральных контрацептивов методом прямого ранжирования.
Разработан методический подход к сегментированию рынка потребителей оральных контрацептивов и на его основе составлен профиль целевого сегмента конечных и промежуточных потребителей лекарственных препаратов данной группы. Практическая значимость.
По результатам исследования разработаны и внедрены в медицинскую и фармацевтическую практику:
— учебно-методическое пособие по маркетингу в здравоохранении для студентов Высшего сестринского образования (Акт внедрения Кировской государственной медицинской академии от 06 декабря 2004 г.);
— практические занятия по темам: «Анализ ассортимента медицинских и фармацевтических товаров" — «Сегментирование рынка медицинских и фармацевтических товаров. Определение фазы жизненного цикла товара" — «Оценка конкурентоспособности медицинских и фармацевтических товаров». («Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум». Рекомендуется УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузам России в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальностям 40 500 — Фармация, 40 600 — Сестринское дело).
— методические рекомендации по охране репродуктивного здоровья подростков для кризисного Консультационного Центра «Здоровый подросток» на базе ДТП № 52 ВАО совместно с МЖЦ «Будущее женщины». Апробация работы.
Результаты работы доложены на I Научно-практической конференции «Маркетинг в фармации» (2001), на II Российской конференции молодых ученых «Фундаментальные науки и прогресс клинической медицины» (2001).
Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук.
Диссертационная работа соответствует основным направлениям исследований ММА им. И. М. Сеченова «Разработка и совершенствование технологий подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием по маркетингу в здравоохранении» (номер государственной регистрации 1 200 110 532). Публикации.
По теме диссертационной работы опубликовано 9 работ.
Положения, выдвигаемые на защиту современное состояние влияния внешней среды на продвижение методов и средств контрацепции по социальному, технологическому, экономическому, политическому, экологическому и культурному факторамклинико — фармакологическая классификация оральных контрацептивов применительно к маркетинговым исследованиямрезультаты маркетингового анализа рынка оральных контрацептивоврезультаты оценки конкурентоспособности оральных контрацептивов методом прямого ранжированияметодический подход к сегментированию рынка контрацептивных средств.
Объем и структура диссертации.
Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, выводов и списка литературы, изложенных на 130 страницах машинописного текста и 10 приложений на 24 страницах, содержит 18 таблиц и 45 рисунков. Библиографический указатель включает 210 литературных источников, из которых 25 на иностранном языке.
выводы.
1. В результате систематизации отечественных и зарубежных литературных данных о современных тенденциях использования средств контрацепции при регулировании репродуктивной функции установлено, что за последние годы достигнут значительный прогресс в области создания новых современных контрацептивных средств, в частности низкодозированных оральных контрацептивов .
2. При изучении квалиметрическим методом влияния внешней среды на продвижение методов и средств контрацепции по социальному, технологическому, экономическому, политическому, экологическому и культурному факторам было установлено, что лидирующую позицию занимает экономический фактор, сводный параметрический индекс которого равен 3,8, на втором месте — культурный фактор, сводный параметрический индекс которого равен 3,6. Наименьшее влияние на исследуемую проблему оказывает экологический фактор, сводный параметрический индекс которого составляет 2,4.
3. Систематизирована классификация оральных контрацептивов применительно к комплексным маркетинговым исследованиям, позволяющая проводить анализ ассортимента этого вида лекарственных препаратов по следующим критериям: состав, фазность, доза эстрогенного компонента и поколение гестагенного компонента.
4. Проведен анализ ассортимента оральных контрацептивов по критериям, представленным в разработанной клинико-фармакологической классификации по следующим показателям: широта, полнота, глубина, устойчивость, структура. По результатам исследования установлено, что широта ассортимента по составу равна 0,75, по фазности, дозе эстрогенного компонента и поколению гестагенного компонента равна 1. Самой многочисленной группой являются комбинированные эстроген-гестагенные препараты, которые составляют 85,7%.
Коэффициент полноты равен 0,5. Анализ устойчивости ассортимента по изменению коэффициента широты показал, что с 1972 г. по настоящее время наблюдается тенденция увеличения доли низкодозированных и содержащих гестагенный компонент III поколения оральных контрацептивов. Они же являются лидерами по объему продаж при изучении структуры ассортимента.
5. Разработан экспресс-анализ оценки конкурентоспособности оральных контрацептивов методом прямого ранжирования, который менее трудоемок по сравнению с существующими методиками. Это позволило использовать его как для научных исследований, так и в учебных целях, например в практикуме по медицинскому и фармацевтическому товароведению.
6. Разработан методический подход к сегментированию рынка конечных и промежуточных потребителей контрацептивных средств по следующим факторам: демографический, социальный, поведенческий и профессиональный. Обработка результатов исследования по сегментированию рынка проводилась с помощью компьютерной программы, написанной на языке программирования Delphi 7. Разработан комплекс маркетинговых исследований, включающий анализ внешней и внутренней среды с учетом особенностей лекарственных препаратов данной фармакотерапевтической группы.
Список литературы
- Целевые сегменты Потенциал роста сегмента Доступность сегмента Удовлетворенность потребностивозможными.
- По результатам составления профиля сегмента установлено, что рост сегмента возможен в возрастных группах от 18 до 35 лет с уровнем дохода свыше 10 000 рублей
- Аборт и контрацепция. // Сборник основных нормативно -методических документов. М., 1990.- 102 с.
- Авдеев А.А., Воробьева JI.B. Социальные аспекты искусственного аборта в СССР. //Современные методы профилактики искусственного аборта и регуляция репродуктивной функции женщины. Сборник научных трудов. М., 1987.-С. 18−25.
- Алещенкова Е.Г. Маркетинговые исследования рынка противоопухолевых лекарственных средств: Автореф.дис. канд.фарм.наук.-М, 2001.- 23 с.
- Алипов В.И., Корхов В. А. Противозачаточные средства.- JL: Медицина, 1985.-231 с.
- Базисная и клиническая фармакология./ Под ред. Бертрама Г. Катцунга- Пер. с англ. под ред.д.м.н., проф. Э. Э. Звартау: В 2-х томах. М.- СПб.: Бином — Невский диалект, 1998. — Т. 1,2.
- Беликов В.Г., Пономарев В. Д., Коковкин-Щербак Н.И. Применение математического планирования и обработка результатов эксперимента в фармации.- М., Медицина, 1973. 232 с.
- Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб.пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.- 320 е.: ил.
- Березин И.С. Маркетинговый анализ. Принцип и практика. Российский опыт. М.: Эксмо, 2002.- 400 с.
- Березин И.С. Маркетинговый анализ.- М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. — 352 с.
- Березин И. Практический маркетинг на фармацевтическом рынке.// Ремедиум.-2003.-№ 11 (81). -С.23−25.
- П.Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок, — М.: Статистика, 1980.- 159 с.
- Бизнес-путеводитель по фармацевтическому рынку России / Под ред. А. Ю. Юданова, Е. А. Вольской, С. А. Лагунова. М.: Классик-Консалтинг, 1998−250с.
- И.Битерякова A.M., Кузубова Е. Л. Маркетинговые исследования региональных рынков лекарственных средств // Тезисы докладов IV РНК «Человек и лекарство». М., 1997. С. 310.
- М.Боголюбова О. В. Анализ ассортимента лекарственных препаратов для паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным. // Фармация. 1997.- № 3. — С.36 — 38.
- Борисенко Л.В., Федосеева М. А. Исследование потребления лекарственных средств в Российской Федерации // Достижения современной фармацевтической науки и практики на рубеже XXI века.- Курск, 1997. С. 22−27.
- Бороян Р.Г. Клиническая фармакология для акушеров-гинекологов: Практическое руководство для врачей.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 1997.-224 с.
- Вартанян Ф.Е., Мктрчян С. В. Состояние проблемы лекарственного обеспечения за рубежом // Фармация.-1992.-№ 3.-С.73−76.
- Васнецова О.А. Медицинский и фармацевтический маркетинг./ Тезисы доклада на семинаре «Роль фармацевтического товароведения в подготовке провизоров и перспективы развития этой дисциплины. Пятигорск, 1990.-С.5−6.
- Васнецова О.А. Маркетинг и фармацевтическое товароведение./ Тезисы докладов на итоговой научно-практической конференции ММА им. И. М. Сеченова. Москва, 1991.-С.256.
- Васнецова О.А. Маркетинг в фармации. М.: Книжный мир, 1999. -334 с.
- Васнецова О.А. Введение в медицинский и фармацевтический маркетинг. // Экономика здравоохранения, 1996. № 3.- С.23−26.
- Васнецова О. А. Фармацевтический рынок и маркетинговые исследования // Новая аптека, 1999 -№ 1-с. 1−13.
- Васнецова О.А. Маркетинговое управление здравоохранением. // Управление здравоохранением.-2000.- № 1.- С. 68−78.
- Васнецова О.А. Маркетинг в здравоохранении. // Управление здравоохранением.- 2001.- № 1. С.81−86.
- Васнецова О.А. Фармацевтический рынок и маркетинговые исследования.// Новая Аптека.- 1999. № 1. — С.1−13.
- Вольская Е. Качественная практика маркетинговых исследований.// Ремедиум.- 2002.- № 12 (70).
- Всесторонний фармакологический справочник для Филиппин // Монитор основных лекарств.-1995.-№ 3 (19).-С.22−23.
- Гаврилова Л.В. Желанный ребенок // Сестринское дело. 1998. — № 5−6.-с. 34−35
- Герасименко Н. Есть ли у нас мотивированная государственная политика? // Медицинский курьер. 1999. — № 3−4 (15). — с. 4−6.
- Глембоцкая Г. Т., Теодорович А. А. Анализ ассортимента лекарственных препаратов по скорости их реализации.// М.: Фармация. 1993.- № 3.- С. 51 — 54.
- Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структура. — М.: «Дело», 1995.- 192 с.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика.- М.: Изд. «Финпресс», 1998 — 416 с.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Финпресс», 2003.-496 с.
- Голубков Е. П. Голубкова Е.Н. Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. М.: «Экономика», 1993. — с.45
- Гормональная контрацепция./ Под ред. Прилепской В.Н.- М.: ООО «МЕДпресс», 1998. — 216 с.
- Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Официальное издание на 1 июля 1994 г., М., 1994.-512с.
- Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Официальное издание, М., 1996. 610с.
- Государственный реестр JIC Том I по состоянию на 1 февраля 2002 г. (VII ежегодное периодическое издание) 1300с. М. 2002.
- Готовац С., Соколова В. Обзор рынка аптечных продаж гормональных пероральных контрацептивов в РФ в 2000—2001 гг..// Ремедиум. 2002.- № 7−8. С. 25 — 28.
- Гридчик A. JL, Тамазян Г. В. Материнская смертность: социальная или медицинская проблема? // Вестник акушерства и гинекологии. -1998.-№ 1. С.34−37.
- Громовик Б.П. Лопстичш технологи у фармацн (методичш рекомендацн).- JIbBiB: Украшський центр науково1 медично1 шформаци та патентно-лщензшно1 роботи МОЗ Украши.-2001.-24 с.
- Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка./ Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2001. 240 с.
- Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова- под ред. И. С. Минко. М.: Высшая школа, ИНФРА-М, 1996 — 255с.
- Докучаева Н. Лекарственное средство как единичный продукт, или новый взгляд на работу с аптечным ассортиментом.// Российские аптеки.-2000.-№ 2 (6),-С.28−30.
- Дремова Н.Б. Исследование тенденций потребления лекарственных средств за рубежом // Фармация.-1992.-№ 4.-С.49−53.
- Дремова Н.Б. Концепция маркетинговых исследований по анализу и прогнозированию рынка лекарственных средств. // Фармация. -1996.-№ 1.- С.27−19.
- Дремова Н.Б., Лазарева Е. В. Система маркетинговых исследований рынка лекарственных средств // М.: Фармация, 1996. № 6. — с. 26−30.
- Дремова Н.Б. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности ЛС.// Фармацевтическая наука и практика в новых социально-экономических условиях: Сборник статей. -М., 1997. С.110−114.
- Дремова Н.Б. Маркетинговое планирование в фармации (практическое руководство по разработке плана маркетинга для фармацевтической организации). М.: Профессионал Центр, 1999 — 50 с.
- Дремова Н.Б. Реализация маркетинговых концепций в исследованиях фармацевтического рынка /В сб. «Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». Курск, 1998. — № 1. — с. 28−34.
- Дремова Н.Б. Маркетинговый анализ состояния и перспектив развития мирового фармацевтического рынка.// Маркетинг в России и за рубежом.-2005.-№ 1 (45).-С.87−96.
- Дремова Н.Б. Основные направления и перспектива маркетинговых исследований фармацевтического рынка России.// Фармация.-1999.-№ 3.- С.27−29.
- Дремова Н.Б., Олейникова Т. А., Лазарева Е. В., Соломка С. В. Исследование параметров конкурентоспособности лекарственных средств. // Сб. статей «Фармацевтическая наука в решении вопросов лекарственного обеспечения». М., 1998. 4.1. — С. 98 — 103.
- Ерофеева Л.В., Савельева И. С. Практика контрацепции после аборта: важность консультирования. // Вестник. 1998. — № 3.- С. 100 — 103.
- Завьялов П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг / Сто вопросов сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке. — 2-е издание, перераб. и доп. — М.: Международные отношения, 1991. — 416 с.
- Здоровье женщин, детей, подростков в зеркале статистики // Медицинский курьер. 1999. — № 3−4 (15). — с. 17−19.
- Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2001 году. Статистические материалы МЗ РФ. -М.: 2002 год. 199 с.бЗ.Зозулев А. В. Сегментирование рынка: Учебное пособие. -X.: «Студ-центр», 2003. 232 с.
- Зурабов М. Российское здравоохранение стоит на пороге больших перемен.//Ремедиум.- 2005.- № 1−2 (95−96). С. 18−22.
- Ивакина С.Н. Маркетинговые исследования в области управления рациональным использованием лекарственных препаратов, применяемых в гинекологии.: Автореф. дисс.канд. фарм. наук.-М.:1999.- 25 с.
- Ивакина С.Н., Лозовая Г. Ф. Конкурентоспособные JIC для детской гинекологии: методика выбора.// Новая аптека. 2004.- № 4.- С. 42 -45.
- Карева Н.Н., Охотина Н. А. Маркетинг на фармацевтическом рынке. // М.: Фармация. 1996. — № 1.- С.27−30.
- Каткова И.П., Анисимова Е. В., Андрюшкина Е. В. Медико-социальные аспекты аборта. // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992.- С. 143−154.
- Каткова И.П., Гаврилова Л. В., Красненков В. Л. и др. Особенности современной контрацептивной практики (по материалам Тверской области).// Проблемы социальной гигиены и история медицины,-1995.- № 6.- С. 14 20.
- Каткова И.П., Гаврилова Л. В., Зубкова Н. З. и др. Динамика абортов в отдельных регионах Российской Федерации. // Проблемы социальной гигиены и история медицины.-1996.- № 1.- С. 9 16.
- Кейт Л.Г., Бергер Г. С., Эдельман Д. А. Репродуктивное здоровье.-М., Медицина, 1988. 400 с.
- Кныш О.И., Лозовая Г. Ф., Бешлей С. Н., Васнецова О. А. Система маркетинговых исследований рынка лекарственных средств и опыт ее использования в отношении препаратов, применяемых в гинекологии.// Здравоохранение Башкортостана. 1995.- № 4 — 5.- С. 6−9.
- Кныш О.И., Васнецова О. А. Методологические основы фармацевтического маркетинга в вопросах планирования семьи. — Тюмень: Софт-Дизайн, 1998−352 с.
- Кныш О.И., Задираченко J1.H., Васнецова О. А. Методические аспекты разработки системы обеспечения служб планирования семьи и пациентов различными средствами контрацепции.// М.: Фармация.1998.-№ 1.-С.29−32.
- Кобзарь JI.B. Маркетинговые исследования, оценка и прогнозирование рынка лекарств России // М.: Фармация, 1993. -№ 6.-с. 30−33.
- Кобзарь J1.B. Анализ структуры ассортимента лекарственных средств России // М.: Фармация, 1996. № 6. — с. 44−45.
- Кобзарь JI.B. Особенности развития рынка лекарственных средств в России. // М.: Фармация.- 1999. № 2. — С. 9−12.
- Кобзарь J1.B. Ассортимент и ассортиментная политика аптечного учреждения.// Новая аптека.- 2004.- № 3.-С.53−63.
- Ковалев А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. — М.: Центр экономики и маркетинга.- Изд. 2-е, перераб. и доп., 2000.- 256 е.: ил.
- Концепция фармакоэкономических исследований лекарственной помощи. / Н. Б. Дремова, Е. В. Лазарева, А. И. Овод и др. // VI Национальный Конгресс «Человек и лекарство»: Тез.докл., М., 1999.- с. 504.
- Корвякова О.А. Ассортимент гомеопатических лекарственных средств (изучение потребления гомеопатических лекарственныхсредств населением как основа формирования ассортиментной политики аптечного учреждения). // Новая аптека. — 2000.- № 10. -С. 16−19.
- Кореневская И.А., Крылова О. В. Роль рекламы и информации на фармацевтическом рынке услуг.// Экономический вестник фармации.-2001 .-№ 9.-С.85−90.
- Коржавых Э. Почему так дороги новые лекарственные средства? // Экспресс-информация.-№ 9.-1991 .-С.З.
- Костерин А.Г. Практика сегментирования рынка. — СПб: Питер, 2002. 288 с: ил. (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер с англ. 2-е европ. изд. — К.- М.- СПб.: Изд. дом «Вильяме», 1998.- 1056 с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С-Пб: ПитерКом, 1998. 896 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
- Краснокутский А.Б., Лагунова А. А. Фармаэкономика.- T.I. / Системный анализ мирового фармацевтического рынка.- Науч.ред. Падалкин В.П.-М.: Классик-Консалтинг, 1998.-344 е.: ил.+ 9 вкл.
- Крылова О.В. Изучение мнения различных групп потребителей по отдельным вопросам контрацепции. // Экономический вестник фармации. Специальный выпуск, — 2001.- № 3.- С.103−106.
- Крылова О.В., Баранова Н. Ю., Левковская Т. Н. Маркетинговый подход к изучению проблемы планирования семьи в России на примере кабинета планирования семьи ММА им. И. М. Сеченова.// Экономический вестник фармации. Специальный выпуск.-2001.-№ З.-С.121−124.
- Крылова О.В., Васнецова О. А. Определение сегментов рынка контрацептивов. // Российские аптеки.-2004.-№ 4.- С. 18−19.
- Кузьменко М.М., Богданов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М.: Медицина, 1994. — 304 с.
- Лазарева Е.В. Разработка комплекса маркетинговых исследований по анализу и прогнозированию рынка лекарственных средств на примере местных анестетиков.: Автореф. дисс. канд. фарм. наук.-М.: 1994.-24 с.
- Лазарева Е.В., Дремова Н. Б. Основные положения концепции маркетинговых исследований по анализу и прогнозированию рынка лекарственных средств.// Актуальные вопросы медицинской науки: Сборник научных трудов. Курск, 1997.- - С.632−635.
- Лазарева Е.В., Дремова Н. Б. Исследование конкурентоспособности противотуберкулезных лекарственных средств.// Фармация на современном этапе-проблемы и достижения. -М., 2000.-Ч. 1 .-С.83−86.
- Ламбен Жан Жак Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер с фран. — М.: «Наука», 1996. — 589 с.
- Лапач С.Н. Статистические методы в фармакологии и маркетинге фармацевтического рынка. — Киев: ЗАО «Укрспецмонтажпроект», 1999.-311 с.
- Лебедева О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга. Учебное пособие под ред. д.э.н., проф. Лебедевой О. Т. Изд. 2-е, доп. СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 224 с.
- Лоскутова Е.Е., Максимкина Е. А., Дорофеева В. В. Анализ ассортимента и потребительского поведения на рынке препаратов психофармакологического действия.// М.: Фармация. 1994.- № 5. -С.6 — 8.
- Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: Практическое руководство / Пер.2-го англ. изд.- М.: Дело и Сервис, 2002.-288с.
- Максимкина Е.А. Маркетинговые исследования рынка препаратов психофармакологического действия.: Автореф.дис. канд. фарм. наук.-М., 1993.- 22 с.
- Максимкина Е.А., Лоскутова Е. Е., Дорофеева В. В. Конкурентоспособность фармацевтической организации в условиях рынка. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999. 256 с.
- Максимкина Е.А., Лоскутова Е. Е., Дорофеева В. В. Анализ ассортимента аптек по скорости реализации.// Новая аптека. 1999.-№ 11.- С.9- 14.
- Малахов В.Ю., Васнецова О. А. Фармацевтический рынок пероральных контрацептивов в России.// М.: Фармация, — 1994.- № 1.-С.27−29.
- Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство.- 3-е изд.: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2002. -960 с.
- Мануйлова И.А. Современные контрацептивные средства.- М., 1993.200 с.
- Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 560 с.
- Маркетинг / Под ред.проф.Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». М.: ЭКМОС, 1998. — 320 с.
- Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах./ Под ред. Л. А. Дангенок. М.: ООО «Маркетинг», 2004.- 758 с.
- Махмутова Г. С., Махмутов И. И. Анализ и классификация методов сегментации рынка. // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005.-№ 1 (45).- С.35−46.
- Машковский М.Д. Лекарственные средства.- 15-е изд., перераб., испр. и доп.- М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. — 1200 е.: ил.
- Межевитинова Е.А., Прилепская В. Н. Применение некоторых видов барьерных методов контрацепции. // Акушерство и гинекология.-1999.-№ 4.- С.46−47.
- Мешковский А.П. Лекарственное обеспечение в России взгляд из Женевы 2 года спустя // Фарматека, — 1997.-№ 2.-С.10−16.
- Мировой фармрынок. Рост продолжится. // Фармацевтический вестник, — 2004 .- 20 июля. С. 15.121. «Московский фармацевтический рынок. Факты и комментарии. Итоги 2003 года». ЗАО «Drug-Store Monitoring Group», 1999−2003 -57 с.
- Непланируемая беременность и аборт: возможности решения проблемы в перспективе. // Планирование семьи.- 2000.- № 1.- С.6−8.
- Охрана материнства и детства в России и Великобритании: междисциплинарный подход/отв. Ред. Н.С. Григорьева- Пер. с англ. А. В. Соловьев, В. М. Чубаров. М.: Медицина, 2002. -224с.
- Пархоменко Е. Ведущие торговые наименования на аптечном рынке гормональных пероральных контрацептивов в РФ в 2001 г.// Ремедиум. 2002.- № 11 (69). — С.36−37.
- Подгорбунских Н.И., Толстова Е. В., Зверева Е. С. Аптечная сеть России в цифрах и фактах. // Новая аптека. 2003.- № 5.- С.23−30.
- Пономарев В.Д., Беликов В. Г., Коковкин-Щербак Н.И. Математические методы в фармации. -М.: Медицина, 1983.- 232 с.
- Попов Е.В. Теория маркетингового исследования. — Екатеринбург: Изд-во «УГТУ», 1998. 200 с.
- Попов Е.В. Теория маркетинга.// 2-е изд. — Екатеринбург: Изд. ИГЖ УГТУ, 2000. 586 с.
- Попов Е.В. Сегментация рынка. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999.- № 2. — С. 15 — 26.
- Прилепская В.Н. Контрацепция у женщин после 45 лет. // Акушерство и гинекология. — 1998.- № 4.- С. 53 —55.
- Прилепская В.Н. Контрацепция (от репродуктивного периода до пременопаузы) // Акушерство и гинекология. 1997. — № 5.- С.56−60.
- Прилепская В.Н., Межевитинова Е. А., Назарова Н. М. Особенности контрацепции у подростков // Контрацепция и здоровье женщины. -1999. -№ 1. с.8−11.
- Прилепская В.Н., Назарова Н. М. Контрацепция у женщин переходного возраста.// Русский медицинский журнал. 1998.- т.6.-№ 5.- С.320−325.
- Прилепская В.Н., Роговская С. И., Межевитинова Е. А. Экстренная контрацепция. // Российский медицинский журнал.- 1996.- № 1.- С. 44 -49.
- Проблемы лекарственного обеспечения /А.Быков, Ю. Белоусов, Л. Ольбинская, Н.Афанасьев. Русская фармацевтическая газета. -1997. № 9.-С. 3−6.
- Регистр лекарственных средств России Энциклопедия лекарств / Гл. ред. Ю. Ф. Крылов.- М.: «РЛС-1997,1998,1999,2000,2001,2002», 2002 -1504 с.
- Резников В.А. Новое поколение оральных контрацептивов.// М.: Фармация. 1997.-№ 2.- С.52−53.
- Родионова Л.Н., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции.// Маркетинг в России и за рубежом.-2000.-№ 1 (15).
- Россия в цифрах. 2004: Крат. Стат. Сб./Федеральная служба государственной статистики. — М., 2004. — 431с.
- Рязанцев Е.В., Миронов И. М. Аборты (осложнения и профилактика). Рязань, 1994.-127с.
- Савельева Г. М., Блошанский Ю. М., Лобова Т. А. Репродуктивное здоровье населения г.Москвы и меры по его улучшению.// Планирование семьи.- 2000.- № 1.- С. 3 5.
- Савельева И.С. Принципы контрацепции у подростков.// Гедеон Рихтер в СНГ.- 2001.- № 3 (7).- С. 12−14.
- Саповский М.М. Организационные вопросы рационального использования лекарственных средств на основе системы территориального формуляра. // Фармация.-1997.-№ 2.-С.22−23.
- Сатоскар Р.С., Бандаркар С. Д. Фармакология и фармакотерапия. М.: Медицина, — 1986.- Том II. С.317−328.
- Саутенкова H. JL, Мошкова JI.B. ВОЗ и национальная политика в области обеспечения лекарственными средствами в России и СНГ. // Фармация.—1997.- № 6.- С. 37.
- Сбоева С.Г., Дибижева Е. В., Орлова Е. В. Маркетинговые исследования лекарственного обеспечения больных пиелонефритом // Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». М., 1997 С. 80−81.
- Сбоева С.Г., Шатилович Н. В. Об оценке конкурентоспособности лекарственных препаратов. // Российская национальная конференция «Формирование приоритетов лекарственной политики». М., 1995. — С. 39−40.
- Серов В.Н., Пауков С. В. Оральная гормональная контрацепция. М.: «Триада», — 1998.- 167 с.
- Скулкова Р.С. Организационно экономические проблемы лекарственного обеспечения населения (обзор материалов, представленных на II РНК «Человек и лекарство»). М.: Фармация. 1995. -№ 1. с. 6−28.
- Современные методы контрацепции: Справочное пособие для врачей. // М.: Медицина.-1998.-137 с.
- Соломка С.В., Дремова Н. Б. Маркетинговые исследования потребителей товаров аптечного ассортимента./ Материалыконференции «Приоритетные проблемы организации и экономики Российской фармации». М., 2001.- С.137- 138.
- Социальное положение и уровень жизни населения России 2002.: Стат.сб. / Госкомстата России. М., 2002.- 453 с.
- Социальное положение и уровень жизни населения России. 2004: Стат.сб./Росстат.-М., 2004. 509с.
- Справочник Видаль. Лек. препараты в России: Справочник. М.: OVPEE Астра Фарм Сервис, 2000 г. 1408с.
- Старостина Т.А., Розмахнина Н. И., Торганова И. Г. Планирование семьи. — М.: Медицина. 1996. — 80 с.
- Стукалова Т. Здоровье женщин — наша забота //Сестринское дело. -1998.-№ 5−6.- с.34−35.
- Тарасова М.А., Кобилянская В. А., Капустин С. Н. Гормональная контрацепция у женщин старше 35 лет.// Акушерство и гинекология. 1998.- № 6.- С.22−25.
- Тенденции развития фармацевтического рынка России в 1998—1999 гг. // Экономический вестник фармации. 1999. Август. — С. 101−114.
- Теория статистики: Учебник. / Под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 1996. — 464 с.
- Толстик Н.В., Матегорина Н. М. Статистика: Учебно-методическое пособие для студентов. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. — 480 с.
- Тюренков И.Н., Горшунова JI.H. Практика управления ассортиментом аптечного предприятия.// Экономический вестник фармации.-2001 .-№ 10.-С.73−84.
- Тюренков И.Н., Горшунова Л. Н., Битерякова A.M. Анализ аптечного ассортимента.// Экономический вестник фармации.- 2001.- № 12.-С.82−83.
- Тюренков И.Н., Горшунова Л. Н., Битерякова A.M. Управление запасами аптечного учреждения. // Экономический вестник фармации.- 2002.- № 1.- С.61−67.
- Тюренков И.Н., Наумова Н. А., Горшунова Л. Н. Изучение маркетингового потенциала аптечного ассортимента. // Экономический вестник фармации.- 2000.- № 4 (26).- С. 123−129.
- Удовлетворение потребности в лекарственных средствах населения и лечебных учреждений / Я. В. Лавришко, Р. С. Сафиуллин, Л. Х. Галимзянова и др.// Казанский медицинский журнал. 1995. -T.LXXW, № 3 — С. 236−237.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление. -М.: «Высшее образование», 2000.-312 с.
- Федотова Е.Н. Многофакторное сегментирование рынка. // Эксклюзивный маркетинг. -1999.-№ 6. С. 36−60.
- Филиппова И.А. Контрацептивы.: Полный справочник. СПб.: ЗАО «ВЕСЬ», 2000.-160 с.
- Фролов Е.А. Состояние мирового рынка маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 6. — С. 90−100.
- Фролова О.Г., Волгина В. Ф., Жирова И. А. и др. Аборт (медико-социальные и клинические аспекты). -М.: «ТриадаХ», 2003.- 160 с.
- Фролова О.Г. Медико социальные аспекты проблемы репродуктивного здоровья женщины. — Вестник РАМН. — 1997.- № 2.- С.7−9.
- Хорошавина Н. В поисках лекарства для российской фармацевтики. // Эксперт.- №> 25.- 1997.-С.34−36.
- Хэтчер Э. Руководство по контрацепции.- М., — 1994.- 252 с.
- Чукреев Е. Фармацевтический рынок ЕС предлагает шансы каждому жителю. // Медицинский реферативный журнал.- М., 1993.- С. 2.
- Шмидт В.В. Возможности и ограничения применения технологий SWOT-анализа в управлении медицинскими службами // Управление здравоохранением, № 7, 3/2002.
- Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. М.: «Экономика», 1990. — 350 с. — с. 234−244.
- Экономика здравоохранения / Кучеренко В. З., Гришин В. В., Шамшурина Н. Г., Алексеева В. М. и др.- М., 1996. 139 с.
- Энджел Д. Поведение потребителей. СПб.: Питер Ком, 1999. — 768 е.: ил. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
- Юсупова А.Н. Аборты в России./ Под ред. В. Ю. Альбицкого.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 208 с.
- Ягудина Р.И., Скулкова Р. С. Фармацевтический рынок России в цифрах. М.: Фармация. 1997-№ 5 с. 31−34.
- Ямпольская Д.О. Методы выбора целевого сегмента рынка. // Эксклюзивный маркетинг.- 2000.- № 5.- С. 75−86.
- Ясинская Н.Ю., Змихновская О. Б. Проблемы организации и проведения маркетинговых исследований в России.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России.- 1997.- № 5.- С.9−12.
- Balance R., Pogany J., Foster H. The World s Pharmaceutical Industries. An international perspective on innovaition, competition and policy. United Nations Industrial Development Organization: Edward Elgar Publishing Ltd., 1992.
- Derman R. Oral contraceptives a reassessment. // Gynecol. Surv, 1989. -Vol. 44, № 9.-P. 662−668.
- Effective pharmacy management. Seventh Edition. NARD Virginia 1994. P. 694.
- Fresle D.A., Hurst K.S., Forshaw C.J. Therapeutic Information: a global overview. Essential drugs lists, formularies and treatment guidelines. // Action Programme on Essential Drugs. -1996. WHO.
- Guidelines for defined daily doses. Oslo, WHO collaborating centre for drug statistics methodology, 1991.
- Handbook of family planning./ Edited by N. Locton. New York, 1991.
- H. Charles Romsburg, Cluster Analysis for Researchers (Melbourne: Krieger Publishing Company, 1990).
- Hirokawa K. Clinical pharmacologists and drug regulation future perspective in Japan // British J. Clinical Pharmacology. — 1996. — Vol. 42, № l.-P. 63−71.
- Improving access to quality care in family planning. Medical eligibility criteria for contraceptive use. — Geneva: WHO, 1996.
- Kessler D.A., Hass A.S., Feiden K.L. at al. Approval of new drugs in the United States. Comparision with the United Kingdom, Germany, and Japan. // JAMA. 1996. — Vol. 276, № 22. — P. 1826−1831.
- Kleinman R. Hormonal contraception. IPPF, 1990.
- Mi shell D.R. / Contraception. // N. Engl. J. Med., 1989, Vol. 320, p. 777 -787.
- Petrie J. Clinical guidelines in Scotland a SIGN of the times. // Essential Drugs Monitor. 1996. — № 22. — P. 13−14.199. Pharm. Ztg. 1995. — № 35.
- S. Dibbs Pharm. Ztg. 1991. — № 39.201., P. Stern «Questioning the Reliability of Market Segmentation Techniques», Omega, December 1995, p. 625−636.
- Senanayake P. and Kramer D.G. Contraception and the etiology of pelvic inflammatory disease: new perspectives. Amer. J. Obstet. Gynec., 1980, № 138, p. 852.
- Shenfield G.M. Oral Contraceptives. Are drug interactions of clinical significance? // Drug Safety. 1998. — № 9 (1).- P. 21−37.
- Sloan F. Et al. Valuing healthcare: Costs, benefits and effectiveness of pharmaceutical and other medical technologies. Cambridge: Cambridge University Press. — 1999.
- Smith M.C. Principles of Pharmaceutical Marketing. Ed. 3. Copyringt 1983 by Lea S Febiger. Philadelphia (USA), 1983. 529 p.
- Sudnir H. Kale, «Grouping Euroconsumers: A Culture -Based Clustering Approach», Journal of International Marketing, March 1995, p.35−48.
- Thurmann P.A., Harder S., Steioff A. Structure and activities of hospital drug commitees in Germany. // European J. Clinical Pharmacology. -1997. Vol.52, № 6. — P. 429−435
- Tung Zong Chang, Su-Jane Chen «Benefit Segmentatin: A useful Tool for Financial Investment Services», Journal of Professional Services Marketing, February 1995, p.69−80.
- USP Dispensing Information. 19-th ed. — Micromedex, Inc., USA, 1999. -V 1,2,3.
- Wind J.Y. Product Policy: Concepts, Methods and Strategi. Reading, Mass.: Addison Wesley. 1982, 505 p.