Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение состояния сформированности у будущих специалистов профессиональной идентичности с помощью стандартизированных и нестандар-тизированных методик мы проводили по когнитивному, мотивационно-ценностному и деятельностно-практическому критериям: Это исследование позволило нам получить следующие результаты. У 36,6% опрошенных студентов не сложился профессиональный «Образ-Я», у половины студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Профессиональная идентичность студентов как объект психолого-педагогического анализа
    • 1. 2. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов
    • 1. 3. Студенческое самоуправление: генезис и направления развития
    • 1. 4. Самоуправленческая деятельность как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. Изучение состояния сформированности профессиональной идентичности будущих специалистов
    • 2. 2. Диагностика общих и специальных интересов будущих специалистов и анализ связи показателей социальной и профессиональной идентификации в студенческих группах
    • 2. 3. Организация психолого-педагогической поддержки студенческого самоуправления как средства формирования профессиональной идентичности будущих специалистов
    • 2. 4. Результаты экспериментального исследования влияния эффективности средств студенческого самоуправления на сформированность профессиональной идентичности
  • Выводы по второй главе

Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В Концепции развития студенческого самоуправления в Российской Федерации подчеркивается, что в условиях модернизации системы российского образования развитие студенческого самоуправления может быть отнесено к высокому рангу значимости в воспитании и подготовке будущих специалистов.

В письме Федерального агентства по образованию от 24.10.2006 г. № 14−17−109/03 сказано, что в целях дальнейшего совершенствования и повышения эффективности работы со студенчеством, усиления общественной составляющей в системе высшего профессионального образования, а также в связи, с необходимостью подготовки молодых специалистов, имеющих помимо профессиональных, управленческие и деловые навыки, необходимо активнее1 поддерживать и развивать в вузах органы студенческого самоуправления.

Главное устремление студенчества — это устремление в свою будущую жизнь и профессиональную деятельность. Студенчество характеризуется наивысшей социальной активностью. Это обусловливает необходимость отношения к каждому студенту как к субъекту образовательного процесса, активно и самостоятельно организующего свою учебно-профессиональную деятельность.

Актуальность исследовательского замысла, по-нашему мнению определяется тем, что именно в студенческом возрасте целесообразно включение будущих специалистов в процесс формирования профессиональной идентичности с учетом когнитивных, ценностных и деятельностных компетенций.

Сказанное выше позволит студентам в процессе как учебной, так и вне-учебной деятельности в полной мере реализовать свои личные и профессиональные интересы для будущей жизни и трудовой деятельности.

Обращение к проблеме идентичности является актуальным по причине отмечаемого исследователями (В .И. Андреев, Т. М. Буякас, H.JI. Иванова, 3.

Н.В. Кузьмина, О. В. Лукьянов, J.F. Luotard, J.C. Turner и др.) кризиса идентичности современного человека.

Общество «быстрого развития» (по A. Toffler) создает потребность в новой системе образования, отвечающей требованиям возрастающего ускорения развития всех сфер социального бытия, что актуализирует заказ на самообразование и саморазвитие личности.

Следует отметить, что различные проблемы профессиональной идентичности рассмотрены в трудах психологов (А.Г. Асмолов, К. М. Гуревич, H. J1. Иванова, Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, Л. Б. Шнейдер и др.). Идентификация как психолого-педагогическая проблема остается пока малоисследованной (Н.Л. Иванова, В. И. Павленко, Н. Tajfel и др.).

Однако, роль студенческого-самоуправления как средства формирования профессиональной идентичности будущих специалистов еще не была предметом специального психолого-педагогического исследования.

Таким образом, возникла проблема выявления и обоснования психолого-педагогических и организационных условий формирования профессиональной идентичности будущих специалистов средствами студенческого самоуправления. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования: определить условия формирования профессиональной идентичности будущих специалистов средствами студенческого самоуправления на основе анализа феномена структурных компонентов и закономерностей развития профессиональной идентичности в студенческий период.

Объект исследования — деятельность по формированию профессиональной идентичности будущих специалистов в условиях дневного обучения;

Предмет исследования — студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов.

Гипотезой исследования является обоснование предположений о том, что:

1. Содержание деятельности студенческого самоуправления направлено на создание условий для самопознания, самоактивизации, саморегуляции, самоорганизации, саморазвития и самоконтроля.

2. Самоуправление выполняет учебно-профессиональную функцию, которая включает студентов в самоуправленческую деятельность и является обязательным условием формирования их профессиональной идентичности.

3. В структуре профессиональной идентичности будущих специалистов существуют инвариантный и вариативный компоненты.

Задачи исследования.

1. Обосновать теоретические предпосылки формирования профессиональной идентичности будущих специалистов средствами студенческого самоуправления.

2. Разработать динамическую структурно-функциональную модель студенческого самоуправления.

3. Обосновать и эмпирически проверить эффективность функционирования профессионально ориентированной модели организации студенческого самоуправления как средства формирования профессиональной идентичности будущих специалистов.

4. Разработать и экспериментально проверить содержание психолого-педагогической поддержки студенческого самоуправления как средства формирования профессиональной идентичности будущих специалистов.

5. Осуществить оценку сформированности у студентов профессиональной идентичности средствами студенческого самоуправления на основе учета факторов социальной и профессиональной идентификации в динамике обучения.

Методологическая основа исследования Философская основа исследования связана с методологическим положением деятельностной сущности человека и обоснованием кризиса его идентичности в современном мире (К.А. Абульханова-Славская, О. В. Лукьянов, Д. Орлов, JI.M. Путилова, J.C. Turner и др.).

Общенаучная методология опирается на принципы государственнойполитики в области образования: гуманизации, демократизации, адаптации системы образования к условиям и особенностям развития и подготовки обучающихся, свободного развития личности, создания условий для самоопределения и1 самореализации личности.

Конкретно-научный уровень исследования опирается на психологические категории."образ — Я", «Я — концепция», «Профессиональный образ — Я» (Р. Берне, В. А. Бодров, JI.C. Выготский, Э. Ф. Зеер, А. В. Карпов, Е. А. Климов, Ж. Пиаже, Ю.П. Новаренков-, 3. Фрейд, Э. Эриксон, К. Юнг и др.).

Технологический и методический уровни методологии составляют теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В. В: Давыдов," Д1Б. Эльконин), личностно-позиционный подход в формировании профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер), психолого-педагогические основы профессионального самоопределения (М.М. Кашапов, Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, В. В. Спасенников, П.А. Шавир), психологические основы самоуправления (В.И. Андреев, Г. С. Газман, А. С. Макаренко, Г. К. Селевко, В. А. Сухомлинский и др.), характеристики студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории (Б.Г. Ананьев, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. А. Мазилов, В. А. Сластенин, Т. А. Стефановская, В. А. Якунин и др.).

Методы исследования: 1. Теоретические методы: изучение специальной литературы, системное проектирование и моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования.

2. Эмпирические методы: опрос, тестирование, наблюдение, эксперимент (констатирующий и формирующий), квалиметрия, методы математической статистики (%2— критерий, t — критерий Стъюдента, гр коэффициент линейной корреляции Пирсона, rs — коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Базы исследования: Брянский государственный технический университет, Брянская государственная инженерно-технологическая академия.

Этапы исследования:

1-й этап (2000;2001 гг.) — поисково-теоретический;

2-й этап (2001 -2006 гг.) — опытно-экспериментальный;

3-й этап (2006;2008 гг.) — заключительный, обобщение результатов исследования и подготовка диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Теоретически создана и практически реализована динамическая структурно-функциональная модель студенческого самоуправленияв процессе формирования профессиональной идентичности:

2. Выделены функции студенческого самоуправления в процессе формирования у будущих специалистов профессиональной идентичности.

3. Определено содержание адаптационного, стабилизационного и уточняющего этапов процесса формирования у студентов профессиональной идентичности.

4. Выявлены критерии и показатели изучения эффективности формирования у будущих специалистов профессиональной идентичности средствами студенческого самоуправления.

5. Осуществлена оценка эффективности модели организациистуденческого самоуправления.

6. Обоснованы психолого-педагогические и организационные условия формирования у будущих специалистов профессиональной, идентичности средствами студенческого самоуправления.

Теоретическая значимость исследования i заключается в научном обосновании психолого-педагогических и организационных условий формирования инвариантного и вариативного компонентов профессиональной идентичности будущих специалистов средствами студенческого самоуправления, что обогащает теорию педагогической психологии.

Практическая значимость исследования определяется тем, что: разработано содержание студенческого самоуправления как средства формирования у будущих специалистов профессиональной идентичностиподготовлены научно-методические рекомендации по организации студенческого самоуправления-в вузематериалы, исследования могут быть использованы в учебном процессе при организации психологической службы вуза, по подготовке дополнительной’специальности «Преподаватель высшей школы», а также спецкурсов поэкономическим, педагогическим и психологическим ^ специальностям: «Экономика и менеджмент», «Профориентация», «Педагогическая психология», «Психологическая служба вуза».

На защиту выносятся следующие положения:

Г. Динамическая модель процесса формирования у будущих специалистов профессиональной идентичности, предусматривает формирование обобщенного «образа — Я», «образа — Профессии», профессионального идеала, осознание своей тождественности с избранной профессией и положительного отношения к себе как субъекту учебно-профессиональной и будущей профессионально-трудовой деятельности.

2. Функции студенческого самоуправления (профессионализация, пер-сонализация, самоорганизация, интеграция), направлены на формирование социальной непрофессиональной идентификации будущих специалистов.

3. Показателями когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельно-стно-практического критериев сформированности у будущих специалистов профессиональной идентичности являются выраженность общих и специальных интересов, взаимосвязь статусно-ролевых позиций с успешностью обучения, субъективная и объективная значимость влияния студенческого самоуправления на психолого-педагогические характеристики учебной, научной и профессиональной деятельности.

4. Психолого-педагогические и организационные условия поддержки формирования профессиональной идентичности будущих специалистов базируются на разработанной динамической модели студенческого самоуправления.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положенийприменением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследованиялогикой проведения. экспериментарепрезентативностью экспериментальных данных— сочетанием количественного и качественного’анализа материалаиспользованием методов математической' статистики, верификацией исследовательских гипотез.

Апробация^ и внедрение основных результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр психологии труда и консультативной психологии Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского, экономики и менеджмента Брянского государственного технического университета, на 8-ми Международных, Всероссийских и Региональных научно-технических и научно-практических конференциях, отражены в 16 научных работах автора и внедрены в практику работы Брянского государственного технического университета под личным руководством автора.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введениядвух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений. 0бщий объем диссертации 163 страницы, список литературы включает 171 наименование, из них 8 на иностранных языках.

Выводы по второй главе.

Изучение состояния сформированности у будущих специалистов профессиональной идентичности с помощью стандартизированных и нестандар-тизированных методик мы проводили по когнитивному, мотивационно-ценностному и деятельностно-практическому критериям: Это исследование позволило нам получить следующие результаты. У 36,6% опрошенных студентов не сложился профессиональный «Образ-Я», у половины студентов не сформирован образ избранной профессии, у 42,7% студентов не сформированы мотивационно-ценностные характеристики профессиональной идентичности, 30% студентов имеют низкий уровень выраженности рефлексивности, только 40% студентов оценивают себя адекватно, 40,4% студентов имеют низкий уровень готовности к саморазвитию, только 31,7% студентов обучаются на «отлично» и «хорошо».

Проведенное исследование позволило нам дать качественную характеристику низкого, среднего и высокого уровней сформированности у студентов профессиональной идентичности.

С помощью квалиметрического метода мы определили уровни сформированности профессиональной идентичности у студентов 1, 3 и 5 курсов и установили, что у 44,4% студентов сформированность профессиональной идентичности находится, на низком уровне. По мере приближения к выпускному курсу уровень сформированности у студентов профессиональной идентичности возрастает по всем критериям.

В целом исследование подтвердило необходимость поиска путей совершенствования работы по формированию профессиональной идентичности, будущих специалистов. Одним из направлений этой работы является создание профессионально ориентированной модели студенческого самоуправления. При проектировании такой модели мы опирались на такие принципы, как бинарность, многофункциональность, массовость.

В качестве органа студенческого самоуправления университета был утвержден Молодежный совет, в состав которого вошли студенты, аспирантыи молодые преподаватели вуза.

В процессе проведения, исследования нами, была организована психолого-педагогическая: поддержка студенческого самоуправления как средства формированияпрофессиональной идентичности будущих специалистовЭта поддержка выполняла организационную, методическук^ информационную и аналитическую функции.

Организационная' функция (связана с практической реализацией профессионально ориентированной' модели студенческого самоуправления и его широкой пропагандой — какзначимого средства подготовки конкурентоспособных специалистов.

Проведенные организационныемероприятия позволили, в плановом, порядке, сформировать следующие функции студенческого самоуправления: определить требования к современному профессионалуопределить пути и средства подготовки конкурентоспособного специалиста в вузевыявить содержание студенческого самоуправления: цели, задачи, структураустановить возможности самоуправленческой деятельности в процессе формирования конкурентоспособного специалиста.

Для реализацииметодической функции психолого-педагогической поддержки студенческого самоуправления как средства формирования профессиональной. идентичности будущих специалистов^ мы организовали работу Школы студенческого активаосновными задачами которой являются: обобщение инновационного опыта работы органов студенческого самоуправления, показ путей повышения их роли в подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем сформированности профессиональной компетентности и идентичностивовлечение студенчества в социально значимую деятельность, содействие социальному и профессиональному саморазвитию студентоворганизация отдыха и оздоровления студентов.

Школа работает на базе студенческого спортивно-оздоровительного лагеря «Сосновка».

Информационная функция психолого-педагогической поддержки студенческого самоуправления как средства формирования профессиональной идентичности будущих специалистов была реализована следующим образом. В Интернете была создана Web-страница. Кроме того, на информационном сайте помещена структура органов студенческого самоуправления и их возможности в формировании инвариантного и вариативного компонентов профессиональной идентичности будущих специалистов.

Аналитическая функция психолого-педагогической поддержки связана с анализом эффективности формирования у студентов профессиональной идентичности в процессе самоуправленческой деятельности. С целью реализации аналитической функции психолого-педагогической поддержки мы выявили степень влияния управленческой деятельности на формирование у студентов инвариантного и вариативного компонентов профессиональной идентичности. Было установлено, что участие в работе органов студенческого самоуправления в наибольшей степени улучшает показатели инвариантного компонента профессиональной идентичности. Причем наиболее интенсивно этот компонент формируется у студентов по мере приближения к выпускному курсу. Математическая обработка статистически подтвердила достоверность полученных результатов исследования.

Формирующий эксперимент нами проводился на протяжении пяти лет со студентами, участвующими в работе органов самоуправления (экспериментальная группа). Контрольную группу составили студенты, не участвующие в самоуправленческой деятельности.

За период формирующего эксперимента среди студентов экспериментальной группы в 2,3 раза сократилось число тех, у кого не сформирован профессиональный «Образ-Я», в 2,9 раза повысилась степень сформированности образа избранной профессии, в 1,6 раза повысилась степень сформированности профессиональной идентичности по мотивационно-ценностному критерию, значительно повысился уровень выраженности рефлексивности и готовности к саморазвитию, в 1,4 раза увеличилось количество обучающихся на «5» и «4», в 3 раза увеличилось количество студентов, имеющих адекватную самооценку.

В целом за период формирующего эксперимента в экспериментальной группе в 2 раза сократилось количество студентов с низким уровнем сформированности профессиональной идентичности.

В контрольной группе эти изменения являются менее значительными.

Математическая обработка статистически подтвердила достоверность полученных результатов исследования.

Мы выявили также, что за период формирующего эксперимента значительно возросли. коэффициенты объективной и субъективной значимости студенческого самоуправления как фактора формирования у студентов профессиональной идентичности.

Заключение

.

Проведенные исследования подтвердили актуальность проблемы формирования профессиональной идентичности будущих специалистов средствами студенческого самоуправления.

Целью нашего исследования было выявление и анализ феноменов и структурных компонентов профессиональной идентичности, общих закономерностей и этапов становления в студенческий период, условий формирования профессиональной идентичности будущих специалистов средствами студенческого самоуправления.

В процессе решения первой задачи мы обосновали теоретические предпосылки формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в процессе участия в органах студенческого самоуправления: профессиональная идентичность рассмотрена какобъект психолого-педагогического анализа, данахарактеристика компонентовпроцессаформирования профессиональной идентичности студентов!, проанализировано самоуправление как психолого-педагогическая категория, показана роль студенческого самоуправления в процессе формирования инвариантного и вариативного компонентов профессиональной идентичности будущих специалистов.

Решая .вторую задачу, связанную с разработкой динамической структурно-функциональной модели, мы спроектировали профессионально ориентированную модель организации студенческого самоуправления как средства формирования профессиональной идентичности будущих специалистов, основой которой является Молодежный совет. В структуре этого совета созданы такие сектора, как учебно-профессиональный, научный, социальный, трудовой, досуговый, спортивно-оздоровительный, информационный.

Третья задача исследования предусматривала выявление эффективности функционирования модели организации студенческого самоуправления, как средства формирования профессиональной идентичности. Мы изучили степень изменения сформированности у студентов компонентов структуры «Образа-Я», образа избранной профессии.

Применив метод квалиметрии, мы определили общие результаты исследований. Достоверность этих результатов мы подтвердили методом математической статистики. Мы выявили также коэффициенты объективной и субъективной значимости студенческого самоуправления в процессе формирования профессиональной идентичности будущих специалистов.

Четвертая задача исследования была связана с разработкой психолого-педагогической поддержки процесса формирования профессиональной идентичности будущих специалистов средствами студенческого самоуправления. Решая эту задачу, мы реализовали организационную, методическую, информационную и аналитическую функции психолого-педагогической поддержки.

Исследование подтвердило, что однойиз основных составляющих успе-, ха формирования профессиональной идентичности является единство организационных и психолого-педагогических условий. К организационным условиям мы относим нормативно-правовое, финансовое, кадровое, информационное обеспечение воспитательной деятельности, и работу общественных организаций студентов.

К психолого-педагогическим условиям мы относим взаимодействие учебного и внеучебного процессов, научно-методическое обеспечение вне-учебной деятельности всех участников процесса, наличие службы психолого-педагогической поддержки. В университете разработана концепция воспитательной деятельности и программа развития студентов на весь период обучения.

Пятая задача исследования была связана с оценкой эффективности процесса сформированности у студентов профессиональной идентичности в условиях студенческого самоуправления с помощью когнитивного, мотиваци-онно-ценностного, деятельностно-практического критериев, а также с помощью коэффициентов объективной и субъективной значимости, которые вычисляются по соответствующим формулам. Эти критерии позволяют выявить уровни сформированности профессиональной идентичности будущих специалистов и дать им качественную психолого-педагогическую интерпретацию.

Одним из основных условий повышения, рол и студенческого самоуправления в процессе формирования у будущих специалистов профессиональной идентичности является придание органам студенческого самоуправления профессиональной направленности.

Наибольшее влияние на уровень сформированности у студентов инвариантного > и вариативного компонентов профессиональной идентичности оказывает. их: участие в работе учебно-профессионального, научного и трудового секторов студенческого самоуправления. Участие студентов в работе социального, бытового и досугового, спортивно-оздоровительного секторов системы самоуправления оказываетвлияниевосновном на формирование у студентов инвариативногокомпонентапрофессиональной идентичности.

Таким образом, в результате исследования теоретически обоснована и экспериментально проверена совокупность концептуальных положений, психолого-педагогических и организационных условий формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в условиях студенческого самоуправления. Цель исследования? полностью достигнута, поставленные задачи решены, подтверждена гипотеза исследования.

Основными направлениями дальнейшего исследования данной проблемы могут быть следующие:

— выявление влияния ценностных и индивидуально-личностных характеристик студентов на формирование профессиональной идентичности будущих специалистов;

— осуществление дифференцированного подхода к студентам с различными уровнями сформированности профессиональной идентичности—.

— изучение эффективности различных моделей студенческого самоуправления как средства формирования профессиональной идентичности будущих специалистов.

Перспективным направлением дальнейших исследований является обоснование организационной структуры, создаваемой психологической службы вуза и координации взаимодействия с органами студенческого самоуправления в совместной деятельности по формированию профессиональной идентичности студентов в динамике образовательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция C.JI. Рубинштейна. М.- Наука, 1984. -374 с.
  2. , Г. З. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе / Г. З. Алибекова, А. В. Рудановская // Педагогика. -1995.-№ 3.-С. 56−60.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 336 с.
  4. , А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер, 2003. — 688 с.
  5. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 1988.-240 с.
  6. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  7. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1978. — 328 с.
  8. В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. Пособие./В.И. Байденко М.:ЭКСМО — Пресс, 2005−122 с.
  9. , Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 140−147.
  10. , Ш. Социальная идентичность и групповое сознание как межгруппового поведения / Шеффер Барнд, Шледер Бернд // Иностранная психология. 1993. — № 1. — С. 74−84.
  11. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  12. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1995. 336 с.
  13. , В.А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. М.: ПерСЭ, 2001. — 511 с.
  14. , Е.П. Дидактические основы обучения будущих специалистов по самоконтролю знаний: Дис.. докт. пед. наук / Е. П. Бочарова. Владивосток, 1996. — 407 с.
  15. , Б.С. Аномалии и личность / Б. С. Братусь. — М.: Мысль, 1988.-419 с.
  16. , Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у сьудентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестник Московского университета. Серия 14. 2000. — № 1. — С. 56−63.
  17. , Н.Е. Модель позиционного обучения студентов / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 122−130.
  18. , А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  19. , С.Н. Основы принятия решения о профессиональном выборе / С. Н. Вершинин. М.: Прометей, 1996. — 161 с.
  20. , М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в вышей школе / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. -М.: Педобщество России, 2005. 192 с.
  21. , Ю.Р. Социальный облик студенчества 90-х годов / Ю. Р. Вишневский, Л. Я. Рубина // Социолог, исследования. 1997. -№ 10.-С. 56−69.
  22. , О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов / О. В. Виштак // Социолог, исследования. — 2003. № 2. — С. 135−138.
  23. , В.И. Рынок труда сегодня / В. И. Власов // Библиотечка профсоюзного актива и предпринимателей. — 2003. № 5. — С. 3−54.
  24. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры // Регионология. 1999. — № 1. — С. 120−134.
  25. , М.С. Молодежь на рынке труда / М. С. Гайдуялина // Соискатель. 2002. — № 1. — С. 99−104.
  26. , Г. В. Критерии оценки уровней социально-профессиональной идентичности будущих специалистов / Г. В. Гарбузова // Экономическая психология как научное направление и учебная дисциплина. Брянск: Изд-во БГУ, 2005. — С. 18−26.
  27. , Г. В. Социально-профессиональная идентичность будущих специалистов как предмет педагогического анализа / Г. В. Гарбузова // Актуальные проблемы педагогики и образования. -Брянск: Изд-во БГУ, 2005. С. 106−108.
  28. , М.И., Красницкая, К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1977. -136 с.
  29. , В. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов / В. Граф, И. М. Ильясов, В. А. Лудис. -М.: Изд-во МГУ, 1981. 136 с.
  30. , В.В. Инновационные идеи в современном образовании/ Школьные технологии. — 1997. № 1. — С. 3−10.
  31. , А.В. Педагогические условия профессиональной идентификации будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997.-21с.
  32. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1996.-544 с.
  33. , Ю.С. Болонский процесс и российские реалии / Ю. С. Давыдов. -М.: МПСИ, 2004. 136 с.
  34. , Я.Н. Динамика профессионального самоопределения студентов- / Я. Н. Дидковская // Социолог, исследования. 2001. -№ 7.-С. 132−135.
  35. , Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: Дис.. док. психол. наук / Н: В. Дмитриева. -Новосибирск, 1999.-420 с.
  36. , В.И. Методы1 социологического исследования / В, И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: ИНФРА — М, 2006. — 768 с.
  37. , A.JI. Психологические особенности коллективного субъекта/ A.JI. Журавлев// Проблема субъектам психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В.Н.> Дружинин. -М.: Академ, проект, 2000: С. 133−151.
  38. , A.JI. Психолгия коллективного субъекта/ A.JI. Журавлев// Психология индивидуального и группового субъекта/ под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковош — М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 51−81. *
  39. Закон РФ «Овысшем и послевузовском профессиональном образовании» //Бюллетень Госкомитета по высшему образованию. — 1996. -№ 10.-С. 1−59.
  40. Закон РФ «Об образовании». М.: ТЦ Сфера, 2004. — 48 с.
  41. , Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социолог, исследования. — 2003. -№ 4.-С. 99−106.
  42. , Э.Ф. Модернизация1 профессионального образования: компе-тентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. -М.: МПСИ, 2005.-216 с.
  43. Зеер, Э. Ф: Психология профессий / Э. Ф. Зеер. М.: Академ, проект, 2003.-336 с.
  44. , Э.Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. М.: Изд-во МПСИ, 2003. — 408 с.
  45. , И.Я. Педагогическая психология / И. Я. Зимняя. — М.: Логос, 2000.-384 с.
  46. , А.Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века. Социально-историческая судьба / А. Е. Иванов. М.: РОСС ПЭН, 1999.-414 с.50: Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003.-272 с.
  47. , И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И. М. Ильинский. М.: Голос, 2001. — 696 с.
  48. , ИИ. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: Педагогика, 1986. — 283 с.
  49. , Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В.И. Слободчи-ков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 57−67.
  50. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. — 208 с.
  51. , Т.Г. Дифференциация ценностных ориентаций студентов / Т. Г. Исламшина, О. А. Максимова, Г. Р. Хамзина // Социолог, исследования. 1999: — № 6. — С. 132−136.
  52. , А.В. Текущая идентичность / А. В. Казанская // Московский психотерапевтический журнал. 1998. — № 2. — С. 67−85.
  53. , З.Н. Педагогическая поддержка студенческого самоопределения / З. Н. Калинина // Студенчество. Диалоги о воспитании. — 2005. -№ 4.-С. 15−16.
  54. , А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 5. С. 45−57.
  55. , М.М. Гносеологические основы исследования педагогического мышления как компетентности преподавателя // Труды Ярославского методологического семинара. — Ярославль: МАПН, 2003.-С. 168−186.
  56. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1996. -456 с.
  57. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  58. , А.И. Российское студенчество в условиях переходного периода / А. Н. Ковалева // Социолог, исследования. 1995. — № 1. -С. 142−145.
  59. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978.- 198 с.
  60. , Э.Д. Элемент воспитательной работы / Э. Д. Кондракова // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2005. -№ 4.-С. 14−15.
  61. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Академия, 2003. — 24 с.
  62. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2005. -№ 25.-С. 39−47.
  63. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970. 183с.
  64. , З.Ф. Профессиональное самоопределение студентов в условиях реформирования высшей технической школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук / З. Ф. Лавшук. Казань, 1997. — 22 с.
  65. , Л.Н. Алгоритмизация в обучении /Под ред. и со вступ. ст. Б. В. Гнеденко иБ.В. Бирюковой. М.: Просвещение, 1986. — 523с.
  66. , М.М. Технологии профессионально-педагогического образования / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  67. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 3 04 с.
  68. , Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 57−66.
  69. , В.Т. Молодежная политика и социальная защита молодежи / В. Т. Лисовский, А. А. Козлов. Высшая школа, 1994. — 167 с.
  70. , О.В. Проблемы идентичности и психологической регид-ности в психологической и образовательной практике: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Томск, 1999. — 21 с.
  71. , Л.Н. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы / Л. Н. Макарова. — Томбов, 1999. 143 с.
  72. , А.С. Изучение русской этнической самоидентичности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / А. С Мамбеева. М., 1995. -22 с.
  73. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Макарова. -М., 2006.-308 с.
  74. , А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  75. Т.Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии // Под ред. Т.Д. Марцинов-ской. -М.: Смысл. 2004. — С. 61−81.
  76. , Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова / Н. В. Матяш. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. — 286 с.
  77. , И.Н. Феномен помощи в студенческой среде как предмет социологического анализа: Автореф. дис.. канд. социол. наук / И. Н. Медведева. Саранск, 2004. — 24 с.
  78. , Г. Н. Дидактическое стимулирование профессионального самоопределения студентов в процессе педагогической практики: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Меженцева. -М., 1995. -16 с.
  79. Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности и исследований. М.: Логос, 2002. — 252 с.
  80. , Н.А. Технологии профессионального образования / Н. А. Морева. М.: Академия, 2005. — 432 с.
  81. , А. Как преодолеть негативную социальную идентификацию / А. Муммендей // Иностранная психология. — 1993. № 1. — С. 72−73.
  82. , A.M. Профессиональное образование в России / A.M. Новиков. М.: Просвещение, 1997. — 254 с.
  83. , В.Г. Проблемы формирования молодежных общественных объдинений в Российской Федерации / В. Г. Новиков, Т. Э. Петрова, В. В. Фещенко. М. Изд-во РГАУ, 2001. — 80 с.
  84. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. — 224 с.
  85. Об утверждении Типового положения в студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования: постановление // Рос. газета. 1995. — 2 августа.
  86. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации // Рос. газета, 2001. 25 апреля.
  87. Общая -и профессиональная педагогика / Под ред. В. Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2005. 368 с.
  88. , Д. Закат идентичности и игры в другого / Д. Орлов //-Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. — Вып. 6. -СПб.: Эйдос, 1998.-С. 182−197.
  89. Павленко, В. И: Представления о соотношении социальной wличностной идентичности в современной западной психологии / В. И. Павленко // Вопросы психологии, 2000. № 1. — С. 135−142.
  90. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 489 с.
  91. Педагогика^ профессионального образования / Под ред. В.А. Сла-стенина: М.: Академия, 2004. — 368 с.
  92. , Т.Э. Динамика социального облика российского студенчества в XX' веке / Т. Э. Петрова // Российское студенчество на рубеже* веков: Материалы Всерос. студенч. форума. — Mi, 2001. — 195 с.
  93. , Т.Э. Студенчество начала XX века как объект социально-библиографического анализа / Т. Э. Петрова // Социол. исследования. 1999. — № 3. — С. 120−125.
  94. , П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М. Г. Гарунов. -М.: Пед. общество России, 1999. 354 с.
  95. Плес, 3. Методологические проблемы научного" наследия, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу в контексте современной психологии. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. — К.: МАУП, 2004. 87 с.
  96. , Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека // Идея системности в современной психологии. М.: ПИРАО. — 2005. — С. 260−285.
  97. Примерное,-положение об органе студенческого • самоуправления-образовательного учреждения, профессионального образования- // Официальные документы в образовании, — 2005. — № 25.' — С. 47−50.
  98. Профессиональная:педагогика. — М.: Ассоциация!"Профессиональное образование", 1997. 512 с.
  99. Профессиональное образование на современном^ этапе развитияSобщества: Материалы', межрег. научно-практ. конф. / Под ред. КГ. Никифорова, Е. И. Малаховой: Калуга: Изд-во КГПУ, 2004fc. -205 с.
  100. , Н.С. Методы активизации профессионального ^ личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. М: МПСИ- Воронеж: НПО-«Модэк», 2002. — 400 с.
  101. , E.F. Высшая: школа: некоторые проблемы самоорганизации / Е. Г. Пугачева, К.Н."Соловьенке // Социол. исследования: -1999.-№ 11.-С. 99−101.
  102. , Ж.В. Студенты XX века>. Опыт сравнительной характеристики / Ж. В. Пузанова, П. А. Борисенкова // Социол. исследования. — 2001.-№ 7.-С. 136−139.
  103. , Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательная активность личности / Ф. М. Рахматуллина // Психологическая служба в вузе. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1981. -С. 90−104.
  104. ПЗ.Реан, А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией / А. А. Реан // Вопросы психологии. 1988. -№Ь — С. 83−88.
  105. , М.В. Современные требования к профессионалу / М: В. Ретивых // Вестник Брянского госуниверситета. 2005. — № 1. -С. 131−134.
  106. Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов: Тезисы докл. участников Всерос. конф. / Отв. ред: Г. Г. Николаева, А. В. Пономарев. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВППО «Уральский гос. технический университет», 2005. — 298 с.
  107. Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов: Резолюция Всероссийской конференции, 4−6 мая 2005 года // Официальные документы в образовании. 2005. -№ 25.-С. 34−38.
  108. , Л.Я. Советское студенчество: социол. очерк / Л. Я. Рубина. -М.: Мысль, 1981.-207 с.
  109. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн -М.: Педагогика, 1973.-448 с.
  110. Саморегуляция студентов первого курса. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1990.-120 с.
  111. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1. — 816 е.- Т.2.-816 с.
  112. , Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведений / Л. Г. Семушина, И. Г. Ярошенко. -М.: Мастерство, 2001. 272 с.
  113. , М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии / М. П. Сибирская. М.: Изд. центр АПО, 2002. — 221 с.
  114. , В.А. Методика производственного обучения / В. А. Скакун. -М.: Интеллект-Центр, 2003.-214 с.
  115. , В.А. Педагогика:' инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 308 с.
  116. , И.П. Человек. Образование Профессия. Личность / И. П. Смирнов. М.: Граф-Пресс, 2002. — 420 с.
  117. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. — М.: Гардарики, 2003. — 271 с.
  118. , Г. У. Этнические идентичности народов России и принципы межкультурного понимания / Г. У. Солдатова // Психологическое обозрение. 1997. — № 2. — С. 17−21.
  119. , В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях / В. В. Спасенников. — М.: Институт психологии РАН, 202. — 202 с.
  120. , Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т. А. Стефановская. М.: Педагогика, 1998. — 368 с.
  121. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Мысль, 1983.-284 с. '
  122. Студенческое самоуправление. Из опыта территориальных организаций Российского Союза молодежи. СПб., 2003. — 198 с.
  123. Студенческое самоуправление: история, современное состояние, перспективы развития: Материалы Всерос. научно-практ. конф. -М., 1997.-84 с.
  124. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты / А. С. Чернышев, Н. С. Степашов, Е. И. Дымов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990.-104 с.
  125. , JI.H. Об особенностях основных направлений воспитания / JI.H. Таранов, Г. А. Балл. Новые исследования в педагогических науках. 1990. — № 2. — с. 16−20.
  126. , О.В. Основные направления изучения национальной идентичности в современной немецкой социологии (1980−90-е гг.): Автореф. дисс.. канд. социал. наук. / О. В. Томазова. СПб., 1998. -23 с.
  127. , O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. -272 с.
  128. , Е.С. Развитие способности к временной регуляции поведения при формировании личности / Е. С. Улитова // Психологические исследования социального развития личности. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.-С. 197−214.
  129. Фам, Т. Н. Развитие профессионального самосознания студентов технических вузов: Автореф.. дис. канд. психол. наук / Т. Н. Фам. -М., 1989.- 17 с.
  130. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д. И. Фельдштейн, М.: МПСИ: Флинта, 1999. 672 с.
  131. , Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе / Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2002. — 224 с.
  132. Формирование учебной- деятельности студентов / Под. ред.
  133. B.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.143- Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990: — 3611. C. .'•'''.¦•144:. Чернилевский,. Д. В. Дидактические технологии в= высшей: школе / Д. В. Чернилевский. М.: ЮПИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  134. Чистякова^ (S.H^ и-др-, Педагогическая. поддержка профессионального самоопределения! старшеклассников. — Ml: Новая школа, 2004.112с. ' ¦
  135. , П.А. Психология! профессионального самоопределения' в ранней^юностиV П! А- Шавир- -Mi: Педагогика- 1981. —.96 с:
  136. , А.В. Актуальные проблемы развития студенческого самоуправления / А-В: Шapaфeeвaj Н-Т. Шафигуллина-// Студенчество: Диалоги о воспитании. 2005. — № 4. — 0. 13−14.
  137. , Н.Т. Развитие форм организации студенческого" самоуправления в педагогическом<:вузе: Автореф- дис.. канд, пед. наук / Н. Т. Шафигуллина. Казань, 2005. -21 с.
  138. , Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект / Ф-Э- Шереги, В .Г. Харчева, В. В. Сериков. М.: Юность, 1997. — 304 с. .
  139. , Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межличностного поведения / Б. Шеффер, Б. Шледер // Иностранная психология. — 1993. № 1. — 22−25.
  140. , Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг / Л. Б. Шнейдер. —М: МПСИ- Воронеж: Модэк, 2004. 600 с.
  141. , Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной . идентичности / Л. Б. Шнейдер. М.: Принт, 2001. — 128 с.
  142. , Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности / Л. Б. Шнейдер. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 193 с.
  143. , B.C. Проблемы занятости выпускников учебных заведений / В. С. Шувалова, О.В. Шиняева-// Социолог, исследования. — 1999. № 11'. — С. 91−97.
  144. , Е. Студент в>России и Америке: социологический портрет / Е. Щепкина // Высшее образование в России. — 2002. № 2. — С. 83−87.
  145. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. ~М.: Педагогика, 1987. 216 с.
  146. , Д.Б. Избранные психологические труды./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. 554с.
  147. , Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1979. 186 с.
  148. , Н.Е. Основы методики профессионального обучения / Н. Е. Эрганова.* Екатеринбург: УГЛПЦ, 1999. — 136 с.
  149. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М. Прогресс, 1996.-246 с.
  150. Эсаулов, А. Ф: Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А. Ф. Эсаулов. — М: Педагогика, 1982. — 223 с.
  151. , А.Г. Московское студенчество в период реформирования российского общества / А. Г. Эфендиев, О. Н. Дудина // Социол. исследования. 1997. — № 9. — С. 41−55.
  152. , В.А. Педагогическая! психология / В. А. Якунин. СПб.: Полиус, 1998. — 639 с.
  153. Barett, М. English children’s acguision of European Identity. // Changing European Identities:. Social-Psychological Analyses of Social Change. Oxford, 1996.
  154. Clayton, S., Opotow, S. Justice and identity: Changing perspectives on what is fair. // Personality and Social Psychology Review. 20 031 V. 7. № 4. P. 298−310-
  155. Greenberg, J., Cohen R.L. Equity and Justice in social behavior. N.Y.: Academic Press, 1982.
  156. Giddens, A. Modernity and self-identity: self and society in late modern age. — Cambridge: Polity Press, 1991.
  157. Kuzmichkaite, L. Ethnic and Territorial Identities // Changes of Identity in Modern Lithuania. Vilnius. 1996.
  158. Marsia, J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (eds.). Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980.
  159. , B. & Schloeder B. Nationalbewustein als Aspeit Sozialer Iden-titat. // Leidinger P. & Metzler D. (eds.). Geschichte und Geschichtebe-wusstein. Muenster. 1990.
  160. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986, p. 7−24.
Заполнить форму текущей работой