Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности личности преступников рецидивистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры общей психологии и кафедры социальной психологии МаГУ. Наиболее значимые результаты исследования, предварительные итоги и выводы докладывались па ежегодных научно-практических конференциях: «Психологические проблемы бытия человека в современном обществе» (Магнитогорск, МаГУ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Личность преступника рецидивиста как объект психологического исследования
    • 1. 1. «Личность» как базисная категория в психологическом изучении преступника
    • 1. 2. Личность преступника как объект изучения в юридической психологии
    • 1. 3. Психологической изучение личности преступника рецидивиста
    • 1. 4. Анализ психологических исследований личности преступника
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Характеристика выборки и методов исследования
    • 2. 1. Характеристика выборки респондентов
    • 2. 2. Обоснование используемых методов исследования
    • 2. 3. Характеристика психодиагностических методов исследования
    • 2. 4. Методы математической статистики
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Сравнительный анализ результатов исследования личности рецидивистов и законопослушных граждан
    • 3. 1. Результаты исследования по опроснику 16-PF Р. Кеттелла
    • 3. 2. Исследование проявлений личности с помощью опросника FPI
    • 3. 3. Выявление особенностей личности рецидивистов с помощью фрустрационного теста С. Розенцвейга
    • 3. 4. Результаты исследования по методике
  • Незаконченные предложения"
    • 3. 5. Обсуждение и оценка результатов исследования
  • Выводы по главе

Психологические особенности личности преступников рецидивистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное состояние психологических исследований личности преступника характеризуется накоплением значительного количества данных о различных ее свойствах, их комплексах и структурах, освещением отдельных сторон личности, в которых проявляются ее своеобразные черты, характерные для определенных криминологических типов преступников. Вопросы структуры личности преступника рассматриваются в работах Г. А. Аванесова (1990), Ю. М. Антоняна (1982;1987), Ю. Д. Блувштейна (1990), Н. В. Вострокнутова (1998), П. С. Дагеля (1996), А. И. Долговой (2001), М. И. Еникеева (1996), К. Е. Игошева (1991), И. И. Карпеца (1989), А. Г. Ковалева (1970),.

B.Н.Кудрявцева (1995), Г. М. Миньковского (1979), К. К. Платонова (1982),.

C.В.Познышева (1921), Е. Г. Самовичева (1983), А. Б. Сахарова (1979), В. Е. Эминова (1996) и др.

Исследования психологических особенностей личности преступника рецидивиста дают возможность сегодня предполагать наличие у них субъективной причины преступного поведения, которая объективно существует и социально обусловлена. В качестве такой причины Антонян Ю. М. (1996), Бурлаков В. Н. (1998) выделяют наличие однородных личностных особенностей (импульсивность, агрессивность, отчужденность л пр.) — Лейкина Н. С. (1968) указывает на определенные воздействия социальной среды, усиливающие или тормозящие проявления психологических особенностей личностиСахаров А.Б. (1979) выделяет сформированную ценностно-нормативную систему, отличающуюся негативным содержанием, специфичную именно для преступников.

В связи с этим, актуальным представляется рассмотрение личности преступника рецидивиста как системной совокупности свойств (относительно элементарных и интегративных), которые имеют социально значимую качественную определенность и выражают собой, с одной стороны, социальные свойства, и, с другой стороны — психологические.

Цель работы — выделить систему психологических характеристик личности преступников рецидивистов посредством изучения особенностей ее строения и изменений, в связи с длительностью пребывания в местах лишения свободы.

Объект исследования — преступники рецидивисты, находящиеся в условиях исправительно-трудового учреждения, отбывающие наказание за очередное преступное деяние с общим сроком заключения от 5 до 18 лет.

Предмет исследования — строение и изменения системы психологических свойств личности преступников рецидивистов.

Гипотеза исследования — в процессе пребывания в исправительно-трудовых учреждениях у преступников рецидивистов происходят изменения в структуре психологических свойств личности, обусловливающие совершение повторных правонарушений.

Частные гипотезы:

1. Личность преступника рецидивиста отличается определенной системной совокупностью психологических свойств от лиц, характеризующихся правомерным поведением.

2. Совокупность психологических свойств личности рецидивистов, в процессе пребывания в местах лишения свободы, приобретает тенденцию к появлению специфических изменений.

3. Существуют скрытые причины (факторы) взаимосвязей переменных в структуре личности рецидивистов, характеризующих их как лиц, склонных к повторному совершению правонарушений.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой следует сформулировать основные задачи исследования:

1. Методологически и теоретически обосновать необходимость изучения личностных особенностей преступников рецидивистов.

2. Раскрыть психологическую обусловленность повторных противоправных действий.

3. Провести качественный сравнительный анализ психологических особенности личности преступника рецидивиста и лиц, характеризующихся правомерным поведением.

4. Доказать статистически специфику системной организации свойств личности преступников рецидивистов в соотнесении с «психологическим профилем» личности законопослушных граждан.

5. Определить направленность изменений личностных особенностей, складывающуюся под влиянием многократного пребывания в местах лишения свободы.

Методологической и теоретической основой исследования являются принцип единства сознания и деятельности (C.JI. Рубинштейн), концепции о сущности личности (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, А. Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), основной методологический принцип субъектного подходапризнание активной роли человека в реализации своих многообразных отношений с окружающим миром (С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, А.В. Петровский) — юридический подход к пониманию личности преступника (Ю.М. Антонян, Ю. Д. Блувштейн, М. И. Еникеев, В. Н. Кудрявцев, Г. М. Миньковский, К. К. Платонов, С.В. Познышев) — комплексный подход к изучению личности преступника (Е.В. Заика,.

H.П.Крейдун, А .С. Ячина).

Для реализации цели и задач, при проверке гипотезы нами были использованы следующие методы исследования: метод поперечных срезов, беседа, тестирование, анкетирование, анализ литературы, математико-статистический анализ.

В работе использован комплекс психодиагностических методик:

I. Многофакторный личностный опросник 16-PF Р. Кеттелла. Форма С. 2. Фрайбургский личностный опросник — FPI. Форма В.

3. Тест «Незаконченные предложения» (Д.М. Сакс, С. Леви).

4. Тест Рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.

Комплекс статистических методов, позволяющих выявить наиболее характерные тенденции в распределении результатов, полученных психодиагностическими методами, следующий:

1. Вычисление параметров распределения,.

2. Оценка различий дисперсий и средних.

3. Корреляционный анализ.

4. Факторный анализ.

Расчеты осуществлялись в программе STATISTIKA 5.5. Организация и этапы исследования. В исследовании приняли участие 200 человек: мужчины в возрасте от 25 до 40 лет. Экспериментальную выборку респондентов составили 100 человек — лица, ранее судимые за хищение либо вымогательство, имеющие две и более судимости за повторяющиеся преступления против собственности. В контрольную группу вошли мужчины (100 человек) того же возраста, занятые в разных сферах деятельности, не имеющие высшего образования, отличающиеся правомерным поведением.

На первом этапе (2002;2003гг.) осуществлялся анализ существующих концептуальных подходов в философской, юридической, психологической отечественной и зарубежной литературе. Определялись теоретические и методологические основы исследованиявыделение проблемы, объекта, проблемы работы, постановка цели, задач, выбор методов исследования.

На втором этапе (2004;2005гг.) составлялся план экспериментального исследованияосуществлялся констатирующий эксперимент в экспериментальной и контрольной группе.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) осуществлялся анализ и сопоставление теоретико-экспериментальных выводов, обобщение и систематизация полученных выводов, оформление материалов диссертационного исследования, обсуждение результатов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ведущая роль в детерминации антиобщественной направленности поведения принадлежит системной совокупности психологических свойств личности преступника, совершающего повторные преступления.

2. Принципиальным в подходе к изучению личности преступника является выделение и признание отличий психологических особенностей личности рецидивистов от лиц, характеризующихся правопослушным поведением.

Именно эти отличия обосновывают искомую систему психологических свойств личности преступника рецидивиста.

3. С помощью факторного анализа выявлены латентные причины взаимосвязей интегральных переменных в структуре личности рецидивистов: эмоциональный фактор, коммуникативный фактор, фактор адаптивности к социальному окружению и фактор саморегуляции поведения.

4. В изученной совокупности психологических свойств личности рецидивистов выявлена тенденция специфических изменений, вызванных увеличением количеством судимостей и соответственно сроком пребывания в исправительно-трудовых учреждениях.

Научная новизна исследования. Обоснованы критерии в описании психологического профиля личности рецидивиста, основанные на раскрытии указанных характеристик ее составляющих.

Раскрыто содержание психологических свойств личности и их внутрисистемных связей в детерминации повторного антиобщественного поведения.

Получены и психологически объяснены значимые различия по основным исследуемым параметрам особенностей личности рецидивистов.

Выявлена направленность изменений личностных особенностей, складывающаяся под влиянием многократного, длительного пребывания в местах лишения свободы.

Теоретическая значимость. Установлены личностные особенности рецидивистов, способствующие принятию повторной преступной цели действий. Определена специфика системной организации психологических свойств личности преступников рецидивистов. Обоснована направленность изменений отдельных психологических свойств в структуре личности преступников рецидивистов.

Практическая значимость настоящего исследования:

1. Проведенный сравнительный анализ полученных данных позволяет диагностировать определенные деформации личности, которые доказывают необходимость проведения специальной психокоррекционной и профилактической работы, направленной на блокирование или снятие определенных состояний, провоцирующих рецидив преступлений.

2. Обобщающие результаты данной работы могут быть использованы как объяснительный потенциал в разработке психологической проблемы рецидива. На их основе целесообразным является получение знания прогностического и преобразующего назначения, создающего научную основу для совершенствования понятия о психологических особенностях личности преступника рецидивиста.

3. Используемый комплекс методик позволил в более глубоком аспекте системно изучить психологические особенности личности рецидивистов и полученные данные непосредственно связать с задачами получения углубленных знаний по выделенной проблематике.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры общей психологии и кафедры социальной психологии МаГУ. Наиболее значимые результаты исследования, предварительные итоги и выводы докладывались па ежегодных научно-практических конференциях: «Психологические проблемы бытия человека в современном обществе» (Магнитогорск, МаГУ, 2001;2006), «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, СПбГИПСР, апрель 2002), «Социально-психологические аспекты формирования личности» (Шадринск, ШГПИ, март 2004), «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, СГ16ГУ, апрель 2004), «Ананьевские чтения: Психология и политика» (Санкт-Петербург, СПбГУ, октябрь 2002), на методических семинарах молодых ученых и аспирантов Магнитогорского государственного университета (2001;2006), были представлены на круглых столах, семинарах, и опубликованы в научных сборниках. Диссертационный материал включен в цикл лекций по дисциплинам «Юридическая психология», «Психологическое консультирование», «Психология девиантного поведения», «Социальная психология», «Психология личности» на факультете психологии МаГ’У.

Объем и структура работы: диссертация изложена на 185 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована 14 рисунками, 11 таблицами.

Список литературы

включает 160 источников отечественных и 14 зарубежных авторов.

Выводы по главе.

Отправным пунктом в изучении любой личности является понимание ее как целостного образования, как единства всех свойств и качеств, отражающих взаимосвязь и взаимозависимость личности и социальной среды, в которой эта личность живет, воспитывается и себя проявляет.

Результаты, полученные в нашем исследовании, целесообразно обобщить и структурировать, исходя из предложенных Б. Г. Ананьевым основных общих черт личности: коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых.

1. Особенности блока коммуникативных характеристик личности: Рецидивисты замкнуты, скрытны, сдержанны, негибки в социальных контактах, интровертированны.

Данные особенности складываются в определенные социально-психологические характеристики: респонденты излишне осторожны и подозрительны, раздражительны, многие конкретные ситуации воспринимаются ими как угрожающие, представляющие опасность.

Отмечается, что увеличение срока пребывания в местах лишения свободы способствует большей сдержанности, осторожности в выборе партнера по общению, а необходимость и желание взаимодействовать с окружающими сводится к минимуму.

2. Особенности блока эмоциональных характеристик: Эмоциональный профиль личности рецидивиста заключается в приоритетах коммуникативной эмоциональности, где подчеркиваются положительно окрашенные связи с матерью, семьей, позитивная направленность на воспоминания «безоблачного» детства, и альтруизм в ожиданиях от будущего.

Рецидивисты жестки, суровы, отличаются низкой чувствительностью по отношению к окружающим. Однако, синдром тревожности в структуре их личности усиливается, провоцируя снижение порога чувствительности к угрозе. Восприятие многих ситуаций контакта с окружающими как враждебных провоцирует либо избегание разного рода отношений (характерно для рецидивистов с большим количеством судимостей), либо проявление вспышек агрессии в социальных контактах (характерно для рецидивистов с меньшим сроком пребывания в местах лишения свободы).

3. Особенности волевой регуляции характеризуются выраженной нормативностью поведения, детерминированной условиями заключения. Отмечается, что увеличение «рецидивного стажа» активизирует способность контролировать возникающие эмоции и поведение, вырабатывается соответствующая модель поведения, ограничивающая экспрессивность в общении.

Потребность в нахождении конструктивного решения проблемной ситуации продиктована опасениями, страхами и недоверием, причем, рецидивисты с большим количеством судимостей более дипломатичны, проявляют манипулятивные тактики, а рецидивисты с малым количеством судимостей более естественны и прямолинейны в эмоциях, отличаются неумением анализировать мотивы поведения партнера, бестактностью и непосредственностью отношений.

4. Особенности блока интеллектуальных характеристик личности. Рассматривая фактор интеллекта во взаимосвязи с поведенческим и эмоциональным уровнями личности, следует отметить статичность в проявлении интеллектуальных возможностей. Интеллектуальный потенциал личности рецидивистов выражается в неуверенности в своих силах, в невысокой оперативности мышления, в недостаточно развитом культурном уровне.

Отмечается выделенная тенденция к проявлению способностей к анализу, к усилению тактической проницательности в решении практических вопросов по мере увеличения сроков пребывания в местах лишения свободы, что свидетельствует о приобретении определенного жизненного опыта. Однако, характеристика оригинальности и неординарности в принятии интеллектуальных решений (креативность личности) с увеличением количества лет, проведенных в заключении, снижается.

Данные нашего исследования подтверждают выводы о низком уровне развития интеллекта у осужденных. Учитывая, что слабое интеллектуальное развитие является одним из звеньев цепи, которое приводит к выбору противоправных средств и способов деятельности, следует определить прогноз о продолжении стимулирования преступного поведения, а значит закрепление рецидива неизбежно.

5. Особенности самооценки, как показатель развития самосознания в структуре личности рецидивистов, характеризуется недостаточной критичностью, склонностью к самообману. Факт принятия только «позитивного» себя и своих личностных качеств целесообразно расценивать как индикатор личностной незрелости.

Усиливающееся явление некритичного к себе отношения с увеличением количества судимостей следует рассматривать как действие компенсаторного механизма: ожидание негативного отношения к себе со стороны окружающих стимулирует выделение и концентрацию внимания только на положительных моментах. Это факт появления неадекватного самовосприятия.

6. Отмечается тенденция к появлению специфических изменений в структуре личности рецидивистов, вызванных увеличением количества судимостей и сроком пребывания в исправительно-трудовых учреждениях:

— истощаются коммуникативные характеристики;

— изменяются внешние эмоциональные проявления;

— обостряется план внутренних переживаний;

— усугубляются проявления волевых процессов;

— усиливается «интеллектуальный консерватизм»;

— проявляется некритичное отношение к себе.

Указанные изменения, происходящие в особенностях проявляющихся свойств личности рецидивистов, неизбежны, поскольку на комплекс психических свойств личности оказывает влияние неблагоприятная для субъекта социальная ситуация, в которой они находятся на протяжении длительного времени.

Заключение

и выводы.

В нашей работе рассмотрены основные положения, определяющие подход к личности преступника как к объекту психологического исследования, основанного на понимании категории личности и психологического аспекта ее изучения. Приведены теоретические и методологические обоснования необходимости изучения личностных особенностей преступников рецидивистов как системной совокупности элементарных и интегративных свойств, качественно определенных и выражающих собой социальные и психологические свойства.

Нахождение в местах лишения свободы не может не отразиться на психологических особенностях личности человека. Однако, общие условия, которые имеются в местах лишения свободы, по-разному воздействуют на осужденных, по-разному влияют на изменение их психики. Психология осужденного во многом определяется его отношением к самому факту лишения свободы. Так, основными факторами, влияющими на формирование личностных особенностей у лиц, лишенных свободы, характеризуемые как объективные, субъективные и объективно-субъективные, являются:

— наличие режима в месте лишения свободы;

— изменение сложившегося стереотипа жизни;

— характер отношений межличностного и внутриличностного плана;

— переживания, связанные с осуждением к лишению свободы, в нашем случае не в первый раз;

— использование специфических компенсаторных механизмов психики.

Анализируя теоретический и практический материал психологических исследований личности преступника рецидивиста, мы определили необходимость изучения проявлений личности в соотнесении с внешними и иными условиями. В связи с этим особое внимание в настоящем исследовании было уделено определению ведущей роли структуре и организации психологических свойств личности в детерминации антиобщественной направленности поведения.

Именно с позиции данного подхода психологическая проблема личности преступника рецидивиста изучалась в нашей работе. По результатам проведенного диссертационного исследования представим основные выводы:

1. Принципиальным в подходе к личности преступника является выделение отличий психологических особенностей личности рецидивистов, от психологических особенностей личности, отличающейся правопослушным поведением. Эти отличия выделены и содержательно проанализированы по основным блокам личностных характеристик:

— коммуникативные характеристики (подозрительность, сдержанность, осторожность в выборе партнера по общению, отсутствие желания контактировать с окружающими);

— интеллектуальные характеристики (низкий уровень проявления интеллектуальных возможностей, рациональная практичность в суждениях);

— эмоционально-волевые характеристики (суровость, черствость, реализм, высокая способность контролировать эмоции, расчетливая дипломатичность) — самоотношение, создающее основу целостности личности (некритическое отношение к себе — определенная незрелость личности).

Предполагаем, что данная совокупность психологических свойств личности рецидивиста создает трудности в межличностных отношениях, может быть взаимообусловлена невротическим синдромом личностной тревожности, депрессивности, и усугубляет действие внутреннего механизма выбора средств и способов достижения целей.

2. Личность преступника рецидивиста представляет собой системную совокупность психологических свойств, характерных для лиц, совершающих повторные преступления. При этом: эмоциональная устойчивость способствует сохранению психологического здоровья рецидивистов, укреплению адекватной регуляции поведения, появлению ограничений в контактах с социальным окружением;

— эмоциональная лабильность связана с невысоким стремлением к достижениям, с невозможностью проявлять доступную активность в удовлетворении возникающих желаний, что влияет на проявление внутреннего контроля поведения и радикальных установок;

— общительность обусловлена проявлением собственной позиции в отношениях, экспрессии, смелости, расчета, практичности в суждениях, тяги не только к социальной, но и к пространственной, территориитьной неприкосновенности личного «Я»;

— ориентированность на свой внутренний мир, мечтательность связывается со значимостью отношений в мужском окружении, с самозащитной реакцией и с отсутствием внешних обвинений во фрустрирующих ситуацияхреакция самозащиты взаимообусловлена осторожностью, изощренностью во взаимоотношениях, умением находить выход из сложных ситуаций. Проявление данной реакции ослабляется в связи с ориентацией на значимые отношения с друзьями.

3. Скрытыми причинами взаимосвязей психологических характеристик в структуре личности рецидивистов служат: особенности эмоционального реагирования, коммуникативные способности, адаптивность к социальному окружению, система социальных отношений и самоконтроль во взаимодействии с окружением.

4. С увеличением количества судимостей и сроков отбывания наказания в психологических свойствах личности рецидивистов происходя! специфические изменения: истощение коммуникативных характеристик, сдержанность, интровертированность, обособленностьожесточение, снижение чувствительности, рационализм во взаимодействии с окружением;

— активизируется функция контроля эмоций и поведения и манипулятивная способность проявлять дипломатичность, расчетливость;

— возрастает тревожность, снижается порог чувствительности к угрозе, возрастает невротичность, депрессивностьпритупляется креативность, усугубляется рационально-неоригинальный подход в решении практических вопросов;

— снижается самокритичность.

В то же время происходит формирование компенсаторных (защитных) механизмов психики, в том числе: ощущение несправедливости наказания и частичное снятие с себя винымечты о сказочном будущем и приукрашенные легенды о прошломзамкнутость, уход от проблемысоздание «своего мира» с особыми нормами и ценностями.

В качестве перспектив дальнейших разработок в данной области отмечаются: лонгитюдные исследования психологических особенностей личности рецидивистов, с целью углубленного научного объяснения психологической проблемы рецидиваразработка адекватных психокоррекционных программ, направленных на блокирование или снятие определенных состояний, провоцирующих рецидив преступленийдальнейшее получение знаний прогностического и преобразующего назначения для лучшего понимания особенностей личности преступников рецидивистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  3. Абрамкин 10., Чижов С. Как выжить в советской тюрьме. -Красноярск, 1992.
  4. Г. А. Криминология и социальная профилактика. М.: Акад. МВД СССР, 1990.
  5. Ю. Трудный случай // Новый мир. 1984.№ 5.
  6. Актуальные проблемы борьбы с рецидивной преступностью // Отв. ред. Стумбина Э. Я. Рига, 1989.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. JL, 1977 г.
  8. .Г. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений. М., 1973.
  9. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1969. Ю. Антонян Ю. М. Изучение личности преступника. — М.: ВНИИ МВД1. СССР, 1982.
  10. Ю.М. Преступность среди женщин. М.: Российское право, 1992.
  11. Ю.М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. -М, 1987.
  12. Ю.М., Блувштейн Ю. Д. Методы моделирования в изучении преступника и преступного поведения. М., 1974.
  13. Ю. М., Виноградов М. В., Голумб Ц. А. Преступное поведение лиц с психическими аномалиями и его профилактика //Вопросы борьбы с преступностью М.: Юрид. лит-ра, 1980 — Вып. 32.
  14. Ю. М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность корыстного преступника-Томск, 1989.
  15. Ю. М., Голубев В. П., Кудряков 10. Н., Бовин В. Г. Некоторые отличительные психологические черты личности преступника //Личность преступника и предупреждение преступлений. Сб. научных трудов. -М., 1987. — С. 13−26
  16. Ю.М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристь, 1996.
  17. Ю. М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений (Психологические механизмы насильственного преступного поведения). -М.: ВНИИ МВД СССР, 1983.
  18. Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — C.278−3I8.
  19. Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. — С.7−17.
  20. Р. Психосинтез: теория и практика. М.: «REEL-book», 1994.
  21. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.
  22. Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). Д.: Сталкер, 1998. — 432 с.
  23. П.П., Курбатов В. И. Юридическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 576 с.
  24. Ю.Д., Добрынин А. В. Основания криминологии: Опыт логико-философского исследования. Мн.: Университетское, 1990.
  25. В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
  26. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
  27. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  28. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.
  29. С.П. Множественность преступлений. М., 1989.
  30. В.Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: Проблемы моделирования. СПб., 1998.
  31. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1997. — 336 с.
  32. Васильев B. J1. Юридическая психология. СПб., 4-ое изд.: Питер, 2001 г.
  33. Васильев B. J1. и др. Изучение факторов, влияющих на преступность в ИТК.-М., 1978.
  34. .В. Общественная опасность личности как криминологическая и уголовно-правовая категория.// Теоретические проблемы учения о личности преступника: Сб. науч. трудов.// Под ред. Миньковского Г. М.-М., 1979.
  35. Н.В. Нарушение поведения. Социально-психологическая деформация личности //Подростковая судебная психиатрия: руководство для врачей /под ред. Проф. В. А. Гурьевой. М.:РИО ГНИ СиСП им. В. П. Сербского, 1998. — 364 с.
  36. Выготский J1.C. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983.
  37. В.Б. Особенности потребностно-мотивационной сферы лиц с отклоняющимся поведением//Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата психол. наук. JL, 1984.
  38. Е.Г., Кононов A.JL, Юцкова Е. М. Личность рецидивиста и использование данных о ней в деятельности прокуратуры. -М, 1987.
  39. Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121−132.
  40. А.И. Профессиональная преступность. М., 1990. — с. 132.
  41. В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. Т.9. № 4. С. 22−32.
  42. В.В., Запорожец А. В., Зинченко В.Г1. Психологический словарь. М., Педагогика, 1983.
  43. И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // Социс. 1994. № 8−9.
  44. B.C. Психология личности и физиология ВИД. J1.: Наука, 1980
  45. .И. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека // Вопросы психологии. 1997. № 2.
  46. Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением //Диссертация на соискание уч. степени доктора психологических наук. М., 2000.
  47. Л.Я. Полисистемная организация метаиндивидуального мира // Психологический журнал. 1997, № 2. С. З-17.
  48. Э. Норма и патология // Социология преступности. М.: Прогресс, 1966.
  49. М.И. Основы общей юридической психологии. М., Юрист, 1996.
  50. М.И. Психолого-юридическая сущность вины и вменяемости //Советское государство и право. 1989. № 12.
  51. С. А. Некоторые результаты исследования агрессии //Личность преступника как объект психологического исследования М., 1979.
  52. С. А. Агрессивность как специфическая форма активности и возможности ее исследования на контингенте преступников //Психологическое изучение личности преступника: (Методы исследования).-М., 1976, с. 83−114.
  53. В.И., Асмолов А. Г., Ениколопов. Установки личности и противоправное поведение. //Вопросы психологии. 1991. № 4.
  54. О.В. Психиатрия. М., 1968.
  55. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.
  56. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий // Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. J1.: Лениздат. 1997.
  57. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  58. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. № 6. С.58−68.
  59. Г. С. Проблема личности в философском и психологическом аспектах // Избранные психологические труды / Под ред. Л. Н. Прокопенко. -М.: Педагогика, 1985. С. 76−85.
  60. Л.Г. Проблема качества в философии. Мн.: Наука и техника, 1971.
  61. Краткий психологический словарь // Сост. Л. А. Карпенко / Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985.
  62. Криминология// Под ред. А. И. Долговой. М.: Норма, 2001. — 784 с.
  63. Криминология: Учебник // Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. -М.: Юрист, 1995.- 512 с.
  64. Криминология // Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. — 576 с.
  65. Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика, 1995.
  66. Н.М. Личность преступника // Криминология // Под ред.1. B.В. Орехова.-Л., 1992.
  67. В.Н. Механизмы поведения, отклоняющегося от нормы // Социальные отклонения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1989.1. C.171−202.
  68. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974.
  69. Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. М.: Юрид. лит., 1985.
  70. А.Ф. Очерк науки о характерах. Петроград. 1917.
  71. А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997 г.
  72. Н.С. Влияние личностных особенностей на преступность // Советское государство и право, 1970.
  73. Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. -Л, 1968.
  74. В.А., Порохов Ю. Н. Молодежь: криминальная активность и проблемы ресоциализации.//Социс, 1994. № 5.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
  76. А.Н. Развитие психики в онтогенезе // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
  77. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3.-С. 11−21.
  78. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
  79. Личность преступника // Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1971.
  80. Ч. Преступление. М.: Спарк, 1994.
  81. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984.
  82. В. Личность как основание регуляции поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. — С. 161−170.
  83. И.Ф. Сущность категории «свойство». М: Мысль, 1982.
  84. В.В. Личностные условия мотивации преступного поведения // Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. -С.98−115.
  85. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. 375 с.
  86. Нартова-Бочавер С.К. «COPING BEHA-VIOR» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С.20−30.
  87. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. М.: Госполитиздат, 1955. Т1.
  88. В.В. Проблема отражения и оценки общественно опасного поведения в уголовном праве: автореф. дисс. доктора юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1993.
  89. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1996.
  90. Метод незаконченных предложений.//Вопросы психологии. 1989.3.
  91. А.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука, 1984.
  92. С.П. Преступность несовершеннолетних и противодействие ей в Санкт- Петербурге.//Диссертация на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук.-СПб, 1999.
  93. Г. М. Личностный подход в криминологических исследованиях проблем борьбы с преступностью среди несовершеннолетних.// Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977.
  94. Г. М. О некоторых общих положениях криминологического изучения личности // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М.: Всесоюзн. ин-т по изучению и разработке мер предупреждения преступности. 1979. — С.24−33.
  95. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды // Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии», 1995.
  96. К. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С.45−67.
  97. И.П. Полное собрание сочинений. 1951. Т. 2.
  98. А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избр. тр. М.: Педагогика, 1984.
  99. А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. N 4. -С.30−44.
  100. В.А. Системно-деятельный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — С.8−18.
  101. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
  102. В.Ф. Влияние социальной изоляции на психологию осужденного .//В опросы борьбы с преступностью. М., 1981.
  103. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. школа, 1981.
  104. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.
  105. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986 г.
  106. С.В. Криминальная психология: Преступные типы. -Л., 1926.
  107. Проблемы борьбы с рецидивной преступностью // Под ред. Филимонова В. Д. Томск, 1992.
  108. А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. Т 17. № 3. 1996. С.9−18.
  109. Психология личности в трудах отечественных психологов.//Хрестоматия. Составитель Куликов J1.B. СПб.: Питер, 2000.
  110. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Пол ред. А. В. Брушлинского. М.: Ин-т психологии РАН, 1997.
  111. Психологическое изучение личности преступника: Методы исследования. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1976.
  112. Психология: Словарь // Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.
  113. А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М.: Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. 1979. — С.3−33.
  114. А.Р., Константинова Н. Я., Собчик Е. М. Самооценка преступников.//Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  115. А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал, 1996, т.15, № 5. С.3−18.
  116. А.А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал, 1994, № 2. С.52−56.
  117. А.А. Характерологические особенности подростков -делинквентов //Вопросы психологии. 1990. № 4.
  118. Л., Нисберг Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии // Пер. под ред Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 1999. — 429 с.
  119. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
  120. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  121. А.Б. Актуальные вопросы учения о личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника: Сб. науч. трудов // Под ред. Миньковского Г. М. М., 1979. — С. 10−18.
  122. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб.: ООО «Речь», 2002. — 350 с.
  123. П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Вопросы психологии. 1988. N6. -С.94−100.
  124. Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М, 1980.
  125. Стиль человека: психологический анализ // Под ред. А. В. Либина. -М.: Смысл, 1998.
  126. В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения личности к себе с помощью методики управляемой проекции.//Психологический журнал. 1981. № 3.
  127. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  128. Э.Я. Рецидивная преступность как объект предупредительной деятельности // Причины отдельных видов преступлений и проблемы борьбы с ними. М., 1989.
  129. Социальная психология // Под ред. Петровского А. В. М., 1987.
  130. Социологический словарь // Сост.: А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. 2-е изд. перераб. и доп. Мн.: Университетское, 1991.
  131. Судебная психиатрия: Учебник // Под ред. проф. Шостаковича Б.В.-М.: Зерцало, 1997.
  132. Г. В. Основы математической статистики для психологов: Учебник. Спб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998. — 464 с.
  133. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  134. Г. Преступление толпы. Казань, 1873.
  135. Уголовный Кодекс Российской федерации 1997 г.
  136. М.Г. Природа настороженного поведения в свете советской пихологии.//Проблемы борьбы с преступной неосторожностью в условиях НТР. Владивосток, 1976.
  137. Философский словарь // Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981.
  138. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1997.
  139. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.
  140. Е.Д. Нейропсихология: 4-е изд. СПб.: Питер, 2005. -496 с.
  141. П.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991.
  142. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999.
  143. Ю.В. Юридическая психология. М., 1995.
  144. Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С.3−33.
  145. Н.Г. Личность пенитенциарного преступника // Социс. 1993. № 8.
  146. Д.Б. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  147. Э.Г. Системный.подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
  148. В.А. Социальная психология личности // Социальная психология. Л.: ЛГУ, 1979. — С.75−120.
  149. М.Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М.: Мысль, 1986.
  150. Amabile Т.М., Dejong W., Lepper M.R. Effects of externally imposed deadlines on subsequent intrinsic motivation // J. Pers&Soc. Psychol. 1976. N34. P.92−98.
  151. Atkinson J.M. An introduction to motivation. Princeton. N.J.: van Nostrand, 1964.
  152. Bandura A. Behavior theory and the models of man. American Psychologist, 29, 859−869, 1974.
  153. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook of the sixteen personality factor questionnaire (16PF) Compaign Illinois, 1970.
  154. Dahlback 0. Criminality and rise-taking // Pers. and indiv. Diff. 1990.-11, N3. P. 265−272.
  155. Dwyer S.M., Amberson J. I, Behavioral patterns and personality characteristics of 56 sex offenders: A preliminary study//J. Psychol, and Hum. Sex., 1989. N1. P. 105−118.
  156. Huesman L., Rowell E., Ieonard D. Individual differences and the trait, of aggression //Eur. J. Pers. 1989. 3 N2. P 95−106.
  157. James H. Theories of emotion and motivation: A historical and conceptual review // Genet., Soc., and Gen. Psycol. Monogr. 1989. 115. N 4. P. 431−448.
  158. McGurk, В., Bolton, N., and Smith, M. (1978) Some psychological, educational and criminological variables related to recidivism in delinquent boys // British Journal of Social and Clinical Psychology, 251.
  159. Ram, P. A comparative study of murderers and recidivists using Eysenck’s Personality Inventory // Indian Journal of Clinical Psychology, 100 101.
  160. Shaw J.M., Scott W.A. Influence of parent discipline style on delinquent behavior: The mediating role of control orientation // Austral. J. Psyhol. 1991. 43, N2. P. 61−67.
  161. Snell W., McDonald K., Koch W. Under provoking scaling analysis // Pers. and indiv. Diff. 1991. 12 N 10. P. 109−110.
  162. Spatz W.C. Child abuse, neglect, and violent- criminal behavior //Criminology. 1989. 27. N 2. P. 251−271.
  163. Vroom V.H. Work and motivation. N.V.: Wiley, 1964.186
  164. Описательная статистика рецидивистов и законопослушных
Заполнить форму текущей работой