Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Семья как институт социализации личности

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, у шимпанзе старшие детеныши играют с младшими, осуществляют взаимное обыскивание, охраняют малыша от других особей, переносят их на безопасное расстояние и т. д. В нянченье Г. Г. Филиппова выделяет два периода. Содержанием первого является налаживание эмоционально-личностного общения с младенцами первых шести месяцев жизни. Второй период предполагает осуществление ухода старшего ребенка… Читать ещё >

Семья как институт социализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» .

В Г. КАЛИНИНГРАДЕ Курсовая работа по дисциплине «Общая психология» .

на тему: «Семья как институт социализации личности» .

Студентки 1 курса Факультета психологии Группы 81 ВПБ Марковой И.В.

Преподаватель К. п. н. Баркаева И.Л.

Калининград 2014.

  • Введение
  • 1. Проблема исследования семьи как социального института в научной литературе
  • 1.1 Семья и семейная социализация
  • 1.2 Становление социально-компетентной личности в семье
  • 1.3 Основные характеристики детско-родительских отношений
  • 1.4 Характер эмоциональных отношений в семье
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Семья всегда была институтом первичной социализации личности. Происходящие с семьей и в семье процессы, безусловно отражаются на процессе становления личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым» усложняют процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно остра. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других науках. И проблема эта заключается в том, что в настоящее время немало детей, независимо от степени благополучия и состава их семьи вырастают нравственно незрелыми и социально неприспособленными, а зачастую к сожалению жестокими. [14] В связи с этим, целью семейного воспитания наряду с прочими, является формирование в личности нравственной чистоты и правильной социальной адаптации.

Конфликт поколений — это проблема не новая, так как проблема «отцов и детей» существовала всегда. В прежние времена было проще, так как молодёжь, чаще всего, повторяла путь, пройденный своими родителями. Воспитание шло по определённой системе. Родители воспитывали детей так, как воспитывали их. Сейчас всё меняется. Меняется семья как институт социализации, меняются ценности общества и у современной молодёжи уже совсем другие ценности, другие моральные установки. В тоже время общество будет неспособно к жизнедеятельности и самовоспроизводству, если в нем исчезнет социализация, и особенно если семья утратит эту функцию.

Социализация - это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле — ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны — как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности. [14].

Рассматриваемая в данной курсовой работе тема представляет большой интерес. С распадом старой политической, духовной, экономической системы в России сегодня, проблема семейной социализации актуализировалась. Появились новые явления, как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути.

Цель курсовой работы: рассмотреть семейную социализацию как процесс формирования социально компетентной личности.

Объект исследования: семья в современном обществе.

Предмет исследования: процесс социализации личности в семье.

Задачи работы:

рассмотреть семью как главного агента социализации ребенка, основные признаки семейной социализации и ее характер;

рассмотреть социально-компетентную личность как итог семейной социализации.

Методологической основой работы послужили теории личности и социализации, принадлежащие западным выдающимся исследователям З. Фрейду, Ж. Пиаже, Д. Смелзеру, которые не утратили актуальности и сегодня, и позволяют рассматривать процесс семейной социализации и его результаты, как позитивные, так и негативные, а также работы отечественных ученых, исследовавших важнейшую проблему функции семьи как социального института, таких, как А. Г. Харчева, М. С. Мацковецкий, А. И. Антонова, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.

Данная проблема вызывала и вызывает интерес исследователей в разных областях общественного знания. По данным вопросам написано большое количество книг и статей.

социализация личность семья социальный.

1. Проблема исследования семьи как социального института в научной литературе

1.1 Семья и семейная социализация

В современной социологии семья понимается в двух значениях — как социальный институт и как малая социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. Рассмотрение семьи как малой социальной группы является отдельной темой для исследования.

Что же такое семья? Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. [2].

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Функции семьи.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в нашем обществе.

Функции семьи призваны реализовывать ее возможности в качестве как цели (создание оптимальных условий для формирования социальной идентичности и социализации детей), так и средства удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных потребностей. При этом сами семейные функции являются формой реализации двухсторонней связи. Через них, с одной стороны, семья связана с обществом, а с другой с составляющими ее индивидами. Реализация основных семейных функций удовлетворяет потребности отдельных членов семьи и системы в целом, в том числе ее потребность в росте и изменении. Однако также как до сегодняшнего дня в науке не обозначилось единого определения семьи, так и в многочисленных публикациях указывается значительное количество ее функций, нередко различающихся между собой, а в некоторых случаях и противоречащих друг другу.

Поскольку в разных источниках функции семьи обозначены достаточно неоднородно и зачастую противоречат друг другу, и темой данной курсовой работы является все-таки социолизация личности, то в качестве обзорного материала я выделила наиболее на мой взгляд общие и чаще всего встречаемые в различных источниках функции семьи.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная (семейная социализация) и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т. е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24−30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не менее чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25−30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50% семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот.

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это совместное ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, составление общих планов дальнейшего существования семьи, распределение трудовых функций каждого члена семьи и т. д.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ и способам приобретения этих благ, накапливает опыт общения с другими членами семьи и, как следствие, со своими сверстниками коллегами и членами собственной семьи в дальнейшей жизни. Давно известно что лучший пример — это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. [16].

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прежде всего бережное, внимательное отношение и заботливое отношение членов семьи друг к другу. [1].

Организация досуга играет большую роль в восстановлении жизненных сил любого члена семьи, будь — то уставшие на работе родители или или их не менее уставший после учебной недели ребенок. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека и от того как этот досуг организован зависит насколько полно человек может восстановить свои силы. Конечно, каждая семья по своему организует свой досуг. Кто — то смотрит ТВ, слушает музыку, проводит много времени за компьютером и т. д., то есть отдых членов такой семьи носит пассивный характер. А между тем человек нуждается в активном отдыхе — путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов. К тому же совместные прогулки укрепляют не только физическое состояние человека, но и способствуют укреплению духовных связей членов семьи, проводящих вместе время в путешествиях и прогулках. [10] Очень важным восстановительным стимулом являются совместные игры, а также занятия спортом.

Структура семьи.

Типы семейных структур многообразны и складываются в зависимости от характера супружества, родства и родительства. Так, структура семьи — это состав семьи и число ее членов в совокупности их взаимоотношений.

Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопросы: как реализуются функции данной семьи? из скольких поколений состоит семья? как представлены брачные отношения? кто руководит жизнедеятельностью семьи? кто является исполнителем? как распределены обязанности и роли?

Социологи делят семьи на родительские, т. е. семьи старшего поколения, и прокреационные, созданные взрослыми детьми, отделившимися от родителей.

По количеству поколений, входящих в состав, семьи делятся на расширенные (три и более поколений) и нуклеарные (два поколения).

Деление по другому критерию — наличие родителей — дает типы полных (двое родителей) и неполных (один родитель) семей.

По количеству детей семьи различаются на три типа: бездетные (нет детей); однодетные (один ребенок) и многодетные (трое и более детей).

Критерий лидерства дифференцирует семьи на три группы: патернальную (доминирование мужчины), матернальную (доминирование женщины), эгалитарную (равенство ролей).

Самой демократической считается эгалитарная семья, контроль в которой разделен между мужем и женой, оба они на равных участвуют в принятии семейных решений. Это не отменяет прав мужа принимать принципиальные решения (после совместного обсуждения) в одной сфере, например экономической, а жене — в другой, скажем, бытовой. Дети могут тоже принимать участие в выработке семейных решений.

Деление семей на следующие категории необходимо учитывать социальному работнику в профессиональной деятельности: [21] [8].

по количеству детей: бездетная (или инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная;

по составу: неполная семья, отдельная, простая (или нуклеарная), сложная (семья из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и детьми;

по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

по семейному быту, укладу: семья — «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

по семейному стажу: молодожены; молодая семья, семья, ждущая ребенка; семья среднего супружества; семья старшего супружеского возраста; пожилые супружеские пары;

по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

по месту проживания: патрилокальная (молодожены поселяются в доме родителей мужа); матрилокальная (молодая семья живет в доме родителей жены); неолокальная (молодая пара отделяется и живет независимо от родителей и других родственников);

по типу потребительского поведения: семьи с физиологическим, или наивно-потребительским, типом (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с интеллектуальным типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, различные зрелищные мероприятия и т. д., семьи с промежуточным типом потребления;

по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, дистантная семья, внебрачная семья;

по характеру проведения какого-либо досуга: открытые или закрытые;

по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;

по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья («виктимо» — жертва, в переводе с латинского).

Кроме того, в социальной работе принято выделять неблагополучные семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения. К таким семьям относятся:

конфликтная семья — где преобладает конфронтация между членами семьи; семья в ситуации развода;

аморальная семья — криминальная группа, где нарушаются права ребенка: жестокое обращение, физическое и другие виды насилия, вовлечение в криминальную деятельность родителей, употребление алкоголя, наркотиков; невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка;

педагогически несостоятельная семья — с низким уровнем общей и психолого-педагогической культуры родителей; с нежеланием видеть и исправлять ошибки воспитания; с сознательной ориентацией ребенка на неприятие им социальных и нравственных норм;

асоциальная семья — где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения.

Каждая семья может относиться одновременно к нескольким типам по разным показателям.

Типы семейной организации и жизненный цикл семьи.

Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей:

в зависимости от формы брака различают моно — и полигамию. Моногамная семья это семья в которой на одного мужчину приходится одна жена. Полигамная семья подарузмевает многоженство или многомужество.

в зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.

В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2-х или более супружеских пар, составляют 4,3% от всех семей в странах СНГ.

Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Строго говоря существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», предложенная Е. Duvall (1957), где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. В нашей стране наибольшую «известность получила периодизация Э. К. Васильевой:

образование семьи — вступление в первый брак;

начало деторождения — рождение первого ребенка;

окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

" пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

Как видим, эти классификации хоть и отличаются друг от друга, но имеют общую основу.

Жизненный цикл также называют моделью развития семьи, которая исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).

Роль отца и матери в семье.

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина — матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность — быть отцом, опорой в семье.

К сожалению, с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина — жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. К тому же в современных квартирах есть все для обеспечения жизнедеятельности семьи и дети просто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Однако, все равно отец — это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.

Отцовство — экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Ребенок — большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, супружеская жизнь которых с рождением ребенка меняется не в лучшую сторону, а то и совсем прекращается. К сожалению, при распаде семьи ребенок, чаще всего остается с матерью, и в этой ситуации мужчина часто избегает дальнейшего участия в воспитании ребенка, довольствуясь материальной поддержкой. Избегание мужчиной принятия участие в воспитании ребенка может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры. [1] Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее чем чувство материнства. Еще Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины — матерями.

В современном обществе, как в нашей стране, так и за рубежом и странах СНГ, в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины. Дефицит мужчин-воспитателей и мужчин — педагогов к сожалению не самым благоприятным образом сказывается на воспитании детей, особенно мальчиков. В современном обществе вследствие вечного недостатка времени ощутимым, также, становится дефицит отцовского влияния на детей в семьях. А между тем, доказано, что даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, мужскую упрямство, агрессивность. [16].

Ребенку необходим отец, исполняющий свою мужскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите». С самого раннего младенчества ребенку необходимо знать, что у него есть отец, который может защитить его от любой опасности. [15] В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети. [16].

К аспектам развития и воспитания ребенка в которых участие папы будет наиболее важно и полезно можно отнести следующее:

в первый год жизни очень значима роль отца в физическом развитии ребенка и формировании основных двигательных навыков. Как правило, игры пап с детьми отличаются от того, как развлекают малышей мамы: отцы более склонны к активным физическим забавам, они не боятся подбрасывать детей, вертеть их, учат их кувыркаться, катают на плечах и т. д. Это стимулирует физическую активность малышей. [16].

отец может стать неоценимым помощником в развитии мышления ребенка. Отмечено, что отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем мамы и бабушки: связано это с тем, что папы, в отличие от мам, не коверкают слова и не «сюсюкают», стараясь «подстроиться» под карапуза. Как правило, мужчины лучше обучают детей манипуляциям с предметами (особенно с конструкторами, головоломками); взаимодействие с отцом расширяет кругозор малышей, способствует формированию у них более широкого поля интересов. [16].

фигура отца важна для выстраивания конструктивных отношений в паре «мать-ребенок». В семье с гармоничными взаимоотношениями на определенном этапе развития ребенка (обычно после года) отец помогает ему максимально безболезненно «отделиться» от матери и выработать им оптимальную дистанцию. Некоторые психологи даже рекомендуют именно отцам брать на себя инициативу в таких значимых с точки зрения взросления малыша и социализации мероприятиях, как «переселение» ребенка в свою кроватку, «знакомство» с садиком и т. д. Именно отец является своеобразным «проводником» ребенка во внешний мир, благодаря которому ребенок чувствует себя безопасно.

отец приучает ребенка адекватно воспринимать социальную иерархичность (подчиненность и подотчетность). Он дает ему понять, что значит авторитет, знакомит с такими социальными инструментами, как одобрение и порицание (или наказание). Связано это с тем, что, в отличие от матери, которая любит ребенка просто за то, что он «есть», отец обычно предъявляет к ребенку определенные требования, которым тот должен соответствовать. Нужно отметить, что в России немало семей, где в воспитании ребенка эту роль отца примеряет на себя мать — она лишает малыша «безусловной» любви и начинает предъявлять к нему определенные требования. В этом случае в семье обязательно должен быть кто-то, кто берет на себя традиционную материнскую роль. Ребенок обязательно должен чувствовать, что он ценен сам по себе, безотносительно к своим достижениям, иначе это чревато серьезными психологическими расстройствами.

важна роль отца в таком аспекте воспитания ребенка, как его половая самоидентификация. Мальчики, глядя на отца, формируют определенную поведенческую модель, которой впоследствии (в идеале) будут придерживаться. Девочкам общение с папой помогает идентифицировать себя в качестве женщин. Причем соответствие реальных качеств отца бытующим в социуме представлениям о мужественности не является важным: намного более значима близость отца с детьми. [16].

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли «мамы» выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, в роли матери которых был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло, её опеку.

С самого рождения ребенок учится у мамы близости, общению, учится устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мама показывает, как ребенку справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мама — это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности ребенка.

Отношения с мамой особенно отражаются на способности ребенка, особенно девочки доверять, любить, принимать любовь. От того, как сложатся отношения ребенка с матерью или человеком, который ее заменяет, зависит понимание ребенком безопасности, свободы, самооценки. Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности, иногда продолжающийся всю жизнь. Однако, надо слудует отметить, что эта привязанность может быть здоровой, способствующей развитию ребенка, и негативной, удерживающей взросление и становление ребенка и чаще всего эта негативная привязанность возникает в неполных семьях. Дети со здоровым чувством привязанности в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В этом случае в подростковом возрасте таким детям присущи черты лидерства, инициативность, отзывчивость, сочувствие, самостоятельность, популярность среди сверстников (что очень важно для подростка). Здоровая привязанность к матери дает понять ребенку, что другие люди также надежны, как и мать, предсказуемы, им можно доверять. Мама особо ответственна за формирование в ребенке чувства доверия к себе.

Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?

способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка,

будь то взгляд, улыбка, плач, лепет;

способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям ребенка;

помощь ребенку в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства).

Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Именно такой вид вид отношений полностью исключает вероятность «подстроить ребенка под себя». А вот когда в отношениях матери и ребенка отсутствует чувствительность к детской инициативе (пренебрежение интересами и потребностями ребенка, навязчивый, контролирующий стиль отношений, отсутствие спонтанности в общении).

Подобное отношение матери к ребенку чаще всего формирует инфантильную в последствии неуверенную в себе, не приспособленную к внешним обстоятельствам, социально незрелую личность. [17]

Нездоровая привязанность ребенка к матери может сформироваться и тогда, когда к ребенку относятся с чуткостью только в моменты его болезни. В последующем такие дети осознают, что для того, чтобы получить родительскую любовь и заботу, надо заболеть. Так и начинают формироваться хронические болезни, причиной которых вполне может быть подсознательное желание ребенка получить сочувствие и заботы мамы Конечно же чаще всего обоюдная негативная привязанность возникает в неполных семьях, где отсутствует отец.

Из всего выше сказанного, видно, что влияние матери на становление ребенка как полноценной личности, неоценимо и имеет огромное влияние на процесс ее социализации.

Общение в семье.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера даже одного из супругов являются плохими спутниками семейного общения и отрицательно сказываются на восприятии ребенком модели поведения при общении, например со своими сверстниками.

Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про семьи, не умеющие нормально контактировать друг с другом. Однако не бывает идеального общения в семье, т. е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно родителям постараться, что бы дети не являлись свидетелями этих ссор, и тем более не были втянуты в эти конфликты. В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является — уважение другого, его «я». Иногда полезно делать компромиссы, т. е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать как свои ошибки, так и как право других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями с членами семьи и особенно с детьми, повышая таким образом их их включенность в жизнь семьи, не скупиться на похвалу, добрые слова. [17].

Не сложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами детей. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния ребенка.

Следует отметить, что общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Неслучайно, уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой. [17].

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками. [17].

Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

Некоторые теории семейной социализации.

Процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала.

Иногда этот процесс называют «социализацией личности». На наш взгляд, это название неудачно, потому что уже предполагает, будто личность как-то существует и до ее социализации". На деле же " социализируется не личность, а естественно-природное тело новорожденного, которому еще лишь предстоит превратиться в личность в процессе этой «социализации», т. е. личность еще должна возникнуть. И акт ее рождения не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днем физического появления человека на свет, Но существует и другое мнение. Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально. Личностью — социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности — ребенок станет лишь там и тогда, когда сам начнет совершать.

Ребенок рождается с генетически заданным набором физиологических потребностей. Но это рождение происходит в разных по социально-экономическим условиям семьях (семейных ситуациях). Поэтому, анализируя процесс социализации, следует выделять типические ситуации в семьях разного типа, различным образом воздействующие на удовлетворение тех или иных потребностей.

Иными словами, надо знать, какие именно семейные ситуации по фазам семейного цикла и каким образом влияют на те или иные конкретные потребности социализируемого ребенка. [26].

В разных теориях социализации подчеркиваются и разные аспекты семейной социализации, что, собственно, и отличает одну теорию от другой.

В психоанализе, в теориях З. Фрейда, внимание фокусируется на инстинктивных влечениях и на роли бессознательного. Семейные ситуации типологизируются по взаимоотношениям матери — сына, отца — дочери. Среди потребностей выделяется либидо (половое влечение). Изначальная социокультурная конфликтность ролей родителей и детей обнаруживается, в самых ранних детских возрастах. И если она не находит своего разрешения в семье, то активизирует влечения взрослого все его оставшуюся жизнь.

В когнитивных теориях, акцентирующих рациональность человеческого поведения, роль семьи обнаруживается в моральном развитии ребенка. Например, теория перехода от эгоцентризма к релятивизму Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как когнитивную незрелость, как веру в то, что и другие определяют ситуации и события точно так же, как и ребенок, Любовь и забота родителей, согласно этой точке зрения, укрепляют этот «реализм», когда мир искривляется под себя и когда оказывается невозможной подлинная кооперация с другими, которая выражается в том, что дети обычно все успехи приписываются себе, своим способностям, а неудачи — обстоятельствам, «помехам» со стороны других. «Хорошая» социализация в семье позволяет избежать этой тенденции, формирует социально компетентную личность, способную брать ответственность на себя, а не списывать все на неблагоприятные условия. [7].

В теории Дж. Мида процесс формирования личности или «Я» рассматривается как своего рода отход от центристской тенденции, как включение в свой мир других людей, как, с другой стороны, умение войти в их роль. Подражая родителям, ребенок учится входить в роль и выходить из нее, но, главное, он научается видеть себя со стороны. «Я-образ» - это представление о себе, увиденное глазами других. Чем значимее эти другие для ребенка, тем больше вероятность, что Я-образ будет формироваться под влиянием оценок этих «значимых других» .

При общении ребенка с отдельными «другими» начинает формироваться обобщенный образ своего Я, причем лучше всего это происходит не при парном взаимодействии, а в групповых интеракциях.

Различия Я-образов в разных группах — проводниках (агентах) социализации — будет заставлять человека подбирать таких «значимых других», которые будут подтверждать сложившуюся Я-концепцию.

Таким образом, умение входить в роль другого и видеть себя его глазами формирует ценность своего Я посредством переключения с одних ролей на другие. В теории Дж. Мида также подчеркивается та особенность ранней социализации, которая связана с неизбежностью уравновешивания противоположных тенденций, а, следовательно, с важной ролью семейного Мы в становлении Я.

Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей — потребности в физическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности. Вместе с тем указанная последовательность этих потребностей раскрывает их изначальную иерархию — прежде чем ломать голову над смыслом бытия и стремиться оберегать свое Я в общении с другими, надо быть хотя бы относительно сытым и одетым. В повседневности все взаимосвязано и та или иная направленность личности обнаруживается лишь как тенденция в массе повторяющихся ситуаций. [4].

Среди потребностей социального уровня — в образовании, труде, творчестве — выделим и потребности в браке и семье. Важно выяснить их значимость для социального самосохранения личности, то, какую роль они играют для сохранения и повышения социального статуса индивида, а также для творческого самосовершенствования личности, для ее полноценной самореализации. [4].

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия — период активного становления индивида как общественного существа — занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется: [22].

элементарная или первичная социализация ребенка;

нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка;

концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.

Вторая стадия — период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

в качестве трудоспособного члена общества;

в связи с выходом на пенсию.

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях — отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в «бремя». И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.

Нуклеарная семья является той изначальной социальной матрицей, внутрь которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки Я. Семья ориентирует ребенка, прежде всего, на членов семьи и других родственников и лишь затем — на социальное окружение и общество в целом. Важно знать, как именно в семье индивид (в момент рождения — еще только предпосылка и предусловие человека) делается личностью.

1.2 Становление социально-компетентной личности в семье

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д. Но главную и решающую роль в социализации личности и в дальнейшем ее формировании играет семья.

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка. [6].

1.3 Основные характеристики детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

мотивы воспитания и родительства;

степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;

стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;

способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Интегративные показатели детско-родительских отношений:

родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений. [11].

Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка. [9].

1.4 Характер эмоциональных отношений в семье

Родительская любовь.

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. [15] Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития. Если применительно к супружеским отношениям можно говорить о принципиальном равенстве партнеров — как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, — то в случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви, причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие», характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость определяет аффективный знак отношения (симпатия — антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком. [9].

Термин «привязанность» (attachment) используется для обозначения отношения ребенка к родителю. В современной психологии теория привязанности Дж. Боулби является общепризнанной и наиболее авторитетной в исследовании феномена любви ребенка к родителю. Подчеркнем, что сама теория привязанности в рассмотрении характера отношения ребенка к родителю (близкому взрослому), выходя за пределы чисто эмоционального аспекта, включает, в рассмотрение также закономерности развития познавательной деятельности и умственного развития ребенка в зависимости от особенностей детско-родительского взаимодействия.

Родительская любовь имеет социокультурную, историческую природу. Вплоть до XVIII в. общественная ценность родительской любви была относительно невысока. Социокультурные ожидания предписывали родителям воспитывать ребенка, проявлять заботу о его душе и телесном благополучии, контролировать, наказывать в случае необходимости, но не квалифицировали родительскую любовь как особую добродетель. Одной из причин такого положения была высокая детская рождаемость на фоне высокой смертности, многодетность семьи. В средневековой Европе умирало около 30% детей в возрасте до 5 лет. Родители делили свое внимание между многими детьми, часто теряя их в самом раннем возрасте. Близкие эмоциональные длительные отношения родителей с ребенком были редкостью в силу особенностей семейного уклада и образа жизни семьи того времени. Только во второй половине XVIII в. в Европе материнская любовь становится обязательной нормативной установкой, а со второй половины XIX в. возникает детоцентристский тип семьи. [20] В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайно велика, а интимно-эмоциональная близость родителей с детьми в условиях малодетной семьи и планирования рождения детей представляет собой массовое явление. Все это привело к тому, что родительская любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, — как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности.

Однако было бы несправедливо обвинять и осуждать таких родителей, конечно при условии выполнения ими родительского долга, проявления заботы, внимания и опеки в отношении ребенка. Любовь к ребенку — эмоциональная близость и взаимопонимание — не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением ребенка. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Напротив, переживание «нелюбви», отвержения ребенка вызывает у родителя тяжелые эмоционально-личностные расстройства — чувство вины, депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки. [19] Поэтому в таких случаях стратегия психологической помощи семье строится как последовательное решение следующих задач: стабилизация эмоционального состояния родителя — осознание отвержения ребенка и объективирование причин и механизма формирования нелюбви к нему — преодоление чувства вины — оптимизация общения и сотрудничества с ребенком — повышение уровня эмпатии, эмоционального взаимопонимания и привязанности в диаде родитель — ребенок. [18].

В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса.

Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями. [23].

Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности. [12].

Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви). [13].

Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная.

незрелость самого родителя. [13]

Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоциональнонегативное отношение к ребенку). [13]

Открытое эмоциональное отвержение ребенка. [13]

А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской. Напомним, что тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия/антипатия; уважение/презрение и близость — дальность. [23] Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако некоторые из них можно назвать.

Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов онтогенеза материнской сферы, определяющих становление материнской позиции женщины и ее психологическую готовность к реализации родительской функции. Первый этап — взаимодействие с собственной матерью — начинается с внутриутробного развития и продолжается всю жизнь, выступая в качественно новых формах на каждой стадии онтогенеза. Он определяет формирование ценностной и эмоциональной основы материнского поведения. Мать выступает для девочки значимой фигурой, кристаллизующей в себе образ материнства, посредником между ней, девочкой, и социокультурной практикой материнства. Опыт взаимодействия с матерью является основой формирования собственной материнской идентичности женщины. Ценностное отношение матери к дочери определяет у той формирование ценностного отношения к собственному ребенку. Хорошо известны факты нарушения материнского поведения вплоть до отвержения и жестокости по отношению к ребенку в случае, когда собственный детский опыт отношений с матерью определялся переживанием отвержения, нелюбви, игнорирования. Ценность материнства возникает у девочки позже на основе переживания и рефлексии социальных оценок материнства как культурной модели поведения и отношения к материнству ее собственной матери. Процесс усвоения материнской роли регулируется психологическими механизмами ассимиляции, идентификации, осознанного обучения родительству.

Второй этап — игровой — обеспечивает ориентировку девочки в содержании материнской роли в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре. Игра «в семью» и «дочки-матери» открывает для ребенка возможности экспериментирования в области материнского поведения, формирования устойчивого образа-эталона материнской роли. Игра в «дочки-матери» издавна культивировалась в народной педагогике как школа подготовки девочки к материнству. Одной из первых игрушек, вручаемых девочке родителями, была кукла. Кукла передавалась от матери к дочери, ее хранили, специально изготовляли. Девочки шили ей одежду, играли с ней, вывозили на праздники. По тому, как содержалась кукла, какие наряды имела, как играла с ней девочка, судили о том, хорошей ли матерью она станет. Куклы как отобразительные игрушки и игра в семью являлись важным элементом социализации в подготовке ребенка к будущей семейной жизни.

Третий этап — нянченье (от 4−5 до 12 лет) как привлечение девочки к реальному уходу за младенцем и его воспитанию. Нянченье в современной семье более связано с рождением второго ребенка и включением старшего в процесс воспитания малыша. В истории общества в примитивных культурах уже шести-семилетние дети включаются в процесс заботы о шестимесячных и более старших детях. Аналог нянченью младенцев можно наблюдать и в поведении высших животных, ведущих стадный образ жизни.

Например, у шимпанзе старшие детеныши играют с младшими, осуществляют взаимное обыскивание, охраняют малыша от других особей, переносят их на безопасное расстояние и т. д. В нянченье Г. Г. Филиппова выделяет два периода. Содержанием первого является налаживание эмоционально-личностного общения с младенцами первых шести месяцев жизни. Второй период предполагает осуществление ухода старшего ребенка за младшим, овладение инструментальной его стороной. Здесь формируется индивидуальный стиль эмоционального сопровождения ухода за младенцем. Сенситивным периодом для формирования установки на нянченье является возраст 6 — 10 лет. Именно тогда ребенок, ухаживающий за младенцем, получает возможность реализовать свою потребность в серьезной, взрослой, социально значимой деятельности, причем в привлекательной для него игровой форме и без принятия всей полноты ответственности за благополучие и здоровье малыша. Возникает вопрос — почему подростковый возраст, по мнению автора, исключен из зоны сенситивности к нянченью? Ведь именно подросток приобретает необходимую техническую умелость и компетентность в уходе за младенцем, да и перспектива материнства для подростка, несомненно, значительно ближе, чем для младшего школьника. Дело в том, что без предварительного формирования опыта эмоционально-позитивного общения с младенцем переход к технической стороне ухода может вызвать у подростка неприятие и брезгливость, а необходимость отвлечения на заботу о младшем сиблинге, порождающая недостаток времени для общения со сверстниками, формирует установку в отношении младенца как помехи, препятствия на пути реализации собственных интересов, неприятной обузы. Именно такая установка нередко проявляется у молодых мам, казалось бы имеющих достаточный подростковый опыт ухода за младенцем в собственной прародительской семье.

Четвертый этап — дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер — приходится на период полового созревания. Главной Задачей этого этапа становится интеграция ценностей половой жизни и материнства на основе их первоначального разделения. Психологические проблемы связи рождения ребенка и собственно сексуальных отношений, в частности внебрачной беременности и воспитания ребенка, предохранения от беременности и ее планирования, определяют развитие мотивационной и ценностно-смысловой сферы материнства.

Пятый этап — взаимодействие с собственным ребенком — включает несколько периодов, определяющих формирование материнской позиции в период беременности и ожидания ребенка и в период ухода за младенцем и его воспитания.

Наконец, шестой этап — это формирование привязанности и любви к ребенку как к личности (начиная с раннего возраста). На этом этапе происходит развитие отношения матери к ребенку в направлении преодоления симбиотического типа отношений и дифференциации границ «Я» — «ребенок». [26].

Таким образом, из рассмотренного материала, можно сделать следующие выводы:

1. Одним из основных институтов социализации является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.

2. Семья выступает как древний и первичный институт социализации включающий в себя:

совокупность семейный ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическое развитие, семейные правила и обязательства);

переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т. п.).

Заключение

Из рассмотренного материала, можно сделать вывод, что новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации и что именно семья является наиважнейшим агентом первичной социализации ребенка Родители передают детям свой жизненный опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью.

Ребенок не рождается членом общества. «Он рождается с предрасположенностью к социальности и затем становится членом общества». [5] Всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть называется социализацией. Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его, общества.

Понятно, что первичная социализация обычно является наиболее важной для индивида, поскольку в процессе первичной социализации конструируется первичный мир индивида и именно семья (в обычных условиях) выступает тем самым первичным проводником индивида, первой ступенью социализации, условием и источником его развития. Из институтов социализации, рассматриваемых по отдельности, именно семья была и остается самым важным и влиятельным.

Роль семьи в формировании личности ребенка сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала». [3; 5] Поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии в этом смысле заменить ребенку семью.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его семьи таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в дальнейшем и главную роль в этом процессе играет семья.

Социализация человека в семье осуществляется главным образом благодаря действию традиционного механизма, неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах и формах, которые обусловлены ее культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой.

" Институты социализации, исполняющие роль трансляторов социального опыта, на разных этапах исторического развития имеют неодинаковое значение и нагрузку". [8] Несмотря на это именно семья остается одним из самых важных институтов социализации ребенка на протяжении всей его жизни. Первый социальный опыт, а также эмоциональное тепло и чувство защищенности могут дать только родители. Согласно А. Г. Харчеву функция социализации детей относится к специфическим функциям семьи, то есть вытекает из сущности семьи и остается при всех изменениях общества.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что семья — важнейший фактор социализации для ребенка. Именно семья есть первичный институт социализации ребенка, она есть первая ступень социализации, условие и источник его развития. Из институтов социализации, рассматриваемых по отдельности, именно семья была и остается самым важным и влиятельным. Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказываются атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии заменить ребенку семью.

Список использованной литературы

1. Антонов А. И. Социология семьи. — М.: ИНФРА, 2005.

2. Бедный М. С. Семья-здоровье-общество. — М., 2006.

3. Варга АЯ. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 2.

4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004.

5. Дрейкурс Р., Зольц В. Счастье вашего ребенка / Под ред. А. В. Толстых. М.: Наука, 2006.

6. Дружинин В. Н. Психология семьи. — М., 2006.

7. Думитрашку Т. А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 2006. № 2.

8. Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. — Ростов-на-Дону. 2005.

9. Жинот X. Родители и подростки. Ростов н/Д., 2007.

10. Тараданов А. А. Семейный круг: результаты социологических исследований проблем семьи. — М: Наука, 2000.

11. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 2007.

12. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. — М., 2007.

13. Ковалев С. В: Психология современной семьи. — М., 2008.

14. Кон И. С Ребенок и общество. — М., 2008.

15. Корчак Я. Как любить детей. — М., 2006.

16. Макушина О. Л. Психологическая зависимость подростков от родителей: Дис. канд. психол. наук. — М, 2004.

17. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

18. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред.В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.

19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2000. — 456 с.

20. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. — М.: Владос, 2002.

21. Обозова А. Л. Психологические проблемы службы семьи и брака // Вопросы психологии. 2004. № 3.

22. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М., 2007.

23. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. и предисловие В. Я. Пилиповского. — М., 2007.

24. Спиваковская А. С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. — М.: Педагогика, 2005.

25. Филиппова Г. Г. Психология материнства. Учебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва 2002

26. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Академия, 2004.

25. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой