Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные идеи, положения, результаты и выводы исследования отражены в публикациях автора и докладывались на международных конференциях: -AFTA-IFTA International conference on family therapy, Вашингтон, США, 2005; Pathways to Resilience, An International Conference, Галифакс, Канада, 2005; Всероссийской конференции «Пути решения проблемы сиротства в России», 2006; Юбилейной общероссийской научной… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Г
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения жизнеспособности субъекта
    • 1. 1. Дефиниции понятия «жизнеспособность» субъекта
    • 1. 2. Понятие «жизнеспособность» и его отличие от терминов «адаптация», «регуляция», «саморегуляция», «контроль поведения», «защитные механизмы», «копинговые механизмы», «жизнестойкость»
  • -1.3.---Взаимосвязьмежду жизнеспособностьюисоциальной адаптацией
    • 1. 4. Особенности жизнеспособности подростков
    • 1. 5. Взаимосвязь средовых условий (взаимоотношения, социум, культура) с жизнеспособностью подростков
      • 1. 5. 1. Взаимоотношения и жизнеспособность подростков
      • 1. 5. 2. Социум и жизнеспособность подростков
      • 1. 5. 3. Культура и жизнеспособность подростков
    • 1. 6. Взаимосвязь личностных особенностей подростков с их жизнеспособностью
      • 1. 6. 1. Эмоциональная регуляция
      • 1. 6. 2. Мотивация как направленность поведения
      • 1. 6. 3. Уровень субъективного контроля
      • 1. 6. 4. Механизмы психологической защиты и совладания
      • 1. 6. 5. Я-концепция: самосознание и самооценка
  • Глава 2. Организация эмпирического исследования жизнеспособности и социальной адаптации подростков
    • 2. 1. План и организация эмпирического исследования
    • 2. 2. Обоснование методов и методик исследования
      • 2. 2. 1. Методы сбора эмпирических данных
      • 2. 2. 2. Методы обработки эмпирических данных (качественные и количественные)
    • 2. 3. Требования к методикам и показателям оценки жизнеспособности
    • 2. 4. Описание группы испытуемых
    • 2. 5. Схема эксперимента
    • 2. 6. Методы математической обработки экспериментальных данных

    Глава 3. Сравнительное исследование особенностей жизнеспособности и социальной адаптации в группах адаптивных и дезадаптивных подростков, а также взаимосвязей между жизнеспособностью и социальной адаптацией

    3.1. Исследование взаимосвязей между жизнеспособностью, социальной адаптацией и социальной дезадаптацией

    3.2 Исследование взаимосвязей между жизнеспособностью, социальной адаптацией, личностными и поведенческими характеристиками и средовыми факторами

    3.3. Сравнительная характеристика выраженности личностных особенностей и средовых факторов в двух группах

    3.4. Сравнительная характеристика особенностей жизнеспособности и социальной адаптации в двух группах: «адаптивные подростки» и «дезадаптивные подростки»

    3.4.1. Характеристика группы «адаптивные подростки» по результатам факторного анализа

    3.4.2. Характеристика группы «дезадаптивные подростки» по результатам факторного анализа

    3.4.3. Сравнительная характеристика особенностей жизнеспособности и социальной адаптации в двух группах: «адаптивные подростки» и «дезадаптивные подростки» 146

    Заключение и

    выводы 154

    Приложения 157

    Список литературы

Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Жизнеспособность стала объектом научного исследования сравнительно недавно, в семидесятых годах 20 века впервые прозвучал термин «неуязвимый» ребенок (Garmezy, 1976). Этот термин, являлся ключевым для описания детей и подростков, выживающих в неблагоприятных условиях жизни. Термин «жизнеспособность» («resilience») впоследствии заменил термин «неуязвимость» так как он предполагает невосприимчивость к вредным воздействиям, которая не является точной характеристикой таких детей и подростков. Сегодня эта проблематика является одной из приоритетных в западной гуманистической и позитивной психологии (Charney D.S., 2004; Cicchetti D., Sroufe L.A., 2000; Kitano M., Lewis R., 2005; Kumpfer L.K., 1999; Luthar S. S, Cicchetti D., 2000; Masten A.S. Coatsworth J.D., 1998; Polk L.V., 1997; Rutter M., 1987, 1990; Ungar M., Clark S., Kwong W.M., Makhnach A., Cameron A., 2005; Werner E.E., 1993; и др.).

Подросток находится в положении маргинальной личности и одновременно принадлежит двум культурам: он уже вышел из сообщества детей, но еще не является взрослым и поэтому подростка можно отнести к маргинальной личности (Левин, 2000, С.240). В этом возрасте перед подростками встает множество проблем, связанных с социализацией и адаптацией.

Изучение жизнеспособности подростка, выявление личностных и поведенческих характеристик, помогающих ему жить, делающих его сильным и стойким духом, позволит целенаправленно формировать эти качества, что очень важно не только для детей и подростков, живущих в сложных и даже экстремальных условиях. Согласно идеям Выготского следует обращать внимание не на то, чего у ребенка нет, а на то, что у него есть и на что можно опереться, воспитывая из него полноценного человека. Вместо того, чтобы изучать слабости и недостатки, а также способы их преодоления, психологи, изучающие жизнеспособность, сосредотачивают усилия на поиске сильных сторон ребенка и подростка. В рамках этого направления исследуются также средовые условия с целью изменения неблагоприятной для детей и подростков социальной действительности с помощью различных социальных программ, анализ полученных изменений позволяет максимизировать потенциал таких социальных вмешательств. Таким образом, развитие теории жизнеспособности может внести серьезный практический вклад в развитие общества.

Введение

в научный оборот отечественной психологии этого термина представляет особый интерес, т.к. многие современные исследования в психологии, педагогике, психотерапии, философии, социологии и медицине стремятся базироваться на этом подходе (Ахиезер A.C., 1996; Ильинский И. М., 2001; Муздыбаев К., 2005; Мухина B.C., 1991; Назаретян А. П., 1999; Разумовский О. С., Хазов М. Ю., 1998; Рыльская Е. А., 2009; Сироткина И. Е., 2000; и др.).

Актуальность проблемы, недостаточная разработанность, а также высокая социальная значимость изучения и описания феномена «жизнеспособности», определили выбор темы, цели и задачи исследования, а также научную и практическую значимость данной работы. Научная разработанность проблемы.

Феномен «жизнеспособности» серьезно изучается в последние годы. На сегодняшний день в зарубежной психологии накоплен большой опыт, эта проблематика является одной из приоритетных в гуманистической и позитивной психологии (Hamill S.К., Kazdin А.Е., Holland L., Crowley M., 1997; Kitano M., Lewis R., 2005; Luthar S.S., 1993; Millstein S.G., Petersen A.C., Nightingale E.O., 1993; Rutter M., 1987; Ungar M., 2005; Vaillant G.E., 2003; Werner E.E., 1993; Zimmerman M.A., Arunkumar R., 1994; и др.).

В отечественной науке феномен «жизнеспособности» исследуется в широком междисциплинарном контексте. Понятие «жизнеспособность» используется в биологии, в философии, в исторической науке, в педагогике, в социологии, в психологии (Ахиезер A.C., Ильинский И. М., Муздыбаев К., Мухина B.C., Назаретян А. П., Рыльская Е. А., Разумовский О. С., Хазов М. Ю., Сироткина И. Е., Слободчиков В.И.).

Несмотря на то, что изучению феномена «жизнеспособности» в России, как и в других странах, уделяется внимание исследователей, оно на сегодняшний день не является достаточно разработанным. Вместе с тем, в отечественной психологии глубоко изучены такие близкие к «жизнеспособности» понятия как: адаптация и психическая регуляция индивида (Б.Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов A.B. Брушлинский, В. И. Медведев, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, В. А. Бодров, Д. Н. Завалишина, В. А. Барабанщиков, O.A. Ко-нопкин, В. И. Моросанова, Л. Г. Дикая, Ф. Б. Березин, Л.А. Китаев-Смык, Л. Г. Дикая, A.B. Махнач и др.) — саморегуляция психического состояния (Л.Г. Дикая, Е. П. Ильин, В. И. Моросанова, А. Н. Осницкий, В. И. Рождественский и др.) — стили и стратегии совладающего поведения (Л.И. Анцыферова, С.К. Нартова-Бочавер, В. А. Бодров, P.M. Грановская, И. М. Никольская, Т. Л. Крюкова, H.A. Сирота, В. М. Ялтонский и др.). В последние годы плодотворно разрабатывается" концепция контроля поведения (Е.А. Сергиенко, Г. А. Виленская, Ю. В. Ковалева и др.) и жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е. И. Рассказова, С. А. Богомаз, Т.Е. Левицкая).

Объект исследования: жизнеспособность и социальная адаптация подростков с нормативным и девиантным поведением.

Предмет исследования: внешние и внутренние факторы жизнеспособности и социальной адаптации у подростков с нормативным и девиантным поведением. Цель исследования. Изучить взаимосвязь между внутренними (личностными, поведенческими) и внешними (средовыми) факторами жизнеспособности подростков и их социальной адаптацией. Основные гипотезы исследования:

Теоретическая гипотеза — существует взаимосвязь между жизнеспособностью подростка и его социальной адаптацией. Жизнеспособность обуславливается наличием факторов риска, которые связаны с определенными расстройствами социальной адаптации и защитными факторами (факторы жизнеспособности). На основе теоретических гипотез сформулированы следующие исследовательские гипотезы:

1. Существует взаимосвязь между личностными и поведенческими характеристиками подростков и их жизнеспособностью. Предполагается что такие характеристики, как: эмоциональная регуляция и мотивация, уровень субъективного контроля, особенности самооценки, механизмы совладания и защитные механизмы, коммуникативные особенности — коррелируют с жизнеспособностью и принимают участие во всех механизмах адаптации.

2. Предполагается, что личностные и поведенческие характеристики адаптивных подростков и средовые условия их развития относятся к защитным факторам (факторам жизнеспособности). Личностные и поведенческие характеристики и средовые условия развития дезадаптивных подростков относятся к факторам риска, понижающим их жизнеспособность. Низкий уровень жизнеспособности дезадаптивных подростков определяется недостаточностью психологических и средовых ресурсов.

3. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков определяется не только выраженностью оцениваемых свойств личности и факторами среды, но и изменением структуры взаимосвязей между этими характеристиками. Задачи исследования.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотез предполагается решение следующих задач:

— исследовать взаимосвязи между жизнеспособностью подростков и уровнем их социальной адаптации / дезадаптации;

— провести сравнительный анализ выраженности личностных особенностей и средовых условий в двух группах подростков:

— оценить уровень субъективного контроля, эмоциональные характеристики, особенности самооценки, механизмы совладания и защитные механизмы, коммуникативные особенности и мотивационный компонент у подростков обеих групп;

— проанализировать выраженность жизнеспособности у подростков с разными типами социально приемлемого поведения;

— провести сравнительный анализ взаимосвязей личностных и поведенческих характеристик подростков и средовых условий (социум, культура, взаимоотношения) с жизнеспособностью и социальной адаптацией.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: психология субъекта (А.В. Брупшинский, К. А. Абульханова, Л. И. Анциферова, A.JI. Журавлев, В. В. Знаков, Е. А. Сергиенко и др.) — системный подход в изучении адаптации (Б.Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова, А. В. Брупшинский, Л. И. Анциферова, Д. Н. Завалишина, В.А. БарабанщиковВ.И. МедведевЛ.Г. Дикая) — культурно-историческая концепция психического развития Л. С. Выготскогосоциокультурный (экологический) подход У. Бронфен-бреннера.

Методы исследования.

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотез нами были использованы: Методы сбора эмпирических данных (выборочное непосредственное и опосредованное наблюдение, экспертный опрос, тестирование, беседа, изучение документации) — Для исследования жизнеспособности и социальной адаптации подростков были использованы: опросник «Шкала социально-психологической приспособленности» К. Роджерса, Р. Даймонда (адаптация Т.В. Снегиревой) — тест CYRM (Child and Youth Resilience Measure, Шкала оценки жизнеспособности детей и молодежи) — Тест мотивации достижений А. Мех-рибиана (ТМД) (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова) — Методика диагностики стресс-совладающего поведения Д. АмирханаАнкета для определения способов преодоления эмоционального дискомфорта А.Н. ФоминовойМетоды статистической обработки данных: корреляционный и факторный анализ. Математико-статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки данных Microsoft EXCEL ХР и пакета статистического анализа SPSS for Windows 13.0. Для установления достоверности различий использовались непараметрические критерии: U-Манна-Уитни.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов проведенного эмпирического исследования обеспечена: 1) репрезентативностью группы обследованных респондентов- 3) применением адекватных задачам исследования психологических методов- 4) соблюдением требований к валидности и надежности используемых методик исследования- 5) использованием современных математи-ко-статистических методов обработки и анализа данных- 6) применением адекватных критериев оценки достоверности полученных результатов- 7) высокой согласованностью и непротиворечивостью полученных результатов. Характеристика выборки. В эмпирическом исследовании жизнеспособности и социальной адаптации подростков принимали участие учащиеся старших классов московских общеобразовательных школ и школы для детей с девиант-ными формами поведения (п=186). Из них: учащиеся 9−11 классов московских общеобразовательных школ (п=101) — учащиеся специальной школы для детей с девиантным поведением (п=85). Всю группу 51.5% составляли девушки, 48.5% -юноши. Средний возраст участников — 16.1. Разброс возраста: гшп-15, шах-17 лет.

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

1. Впервые в отечественной психологии дано теоретическое обоснование и проведено эмпирическое исследование жизнеспособности подростков с опорой на уже существующие теоретические подходы к изучению адаптации в отечественной и зарубежной психологии. Рассмотрены взаимосвязи между такими феноменами как жизнеспособность, социальная адаптация, регуляция и саморегуляция, контроль поведения, стили и стратегии совпадающего поведения, жизнестойкость.

2. Выделены личностные характеристики, связанные с жизнеспособностью и социальной адаптацией подростков: эмоциональная регуляция и мотивация, уровень субъективного контроля, особенности самооценки, механизмы совла-дания, коммуникативные особенности.

3. Показано, что жизнеспособность, социальная адаптация подростков определяется не только выраженностью оцениваемых свойств личности и факторами среды, но и изменением структуры взаимосвязей между этими характеристиками.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Жизнеспособность подростков положительно связана с социальной адаптаг цией и отрицательно с социальной дезадаптацией и является важным ресурсом развития.

2. Жизнеспособность — это индивидуальная способность человека к социальной адаптации и саморегуляции, механизм управления собственными ресурсами (эмоциональная, мотивационно-волевая, когнитивная сферы) в контексте социальных, культурных норм и средовых условий;

3. Личностные, поведенческие характеристики и средовые условия (взаимоотношения, социум, культура), связанные с жизнеспособностью подростков, составляют единую систему социальной адаптации.

4. К личностным свойствам, связанным с жизнеспособностью, относятся: эмоциональная регуляция и мотивация, уровень субъективного контроля, особенности самооценки, механизмы совладания и защитные механизмы, коммуникативные особенности подростков.

5. Жизнеспособность и социальная адаптация подростка определяется не только выраженностью оцениваемых свойств личности и факторами среды, но и изменением структуры взаимосвязей между этими характеристиками.

5. Низкий уровень социальной адаптации дезадаптивных подростков определяется низким уровнем их жизнеспособности, и, как следствие — отсутствием ресурсов для социальной адаптации, а также неэффективностью проксимальных процессов.

Практическая значимость результатов.

Результаты работы используются: 1) в курсах повышения квалификации для психологов, педагогов специальной школы для детей с девиантным поведением, специалистов органов опеки и попечительства, работников социальных служб и сиротских учреждений, сотрудников медико-психолого социального центров, а также в обучении сотрудников ряда государственных и международных компаний- 2) в психотерапевтической и консультационной работе. Материалы и результаты исследования могут быть использованы: при разработке научно обоснованных курсов для социальных психологов, психологов системы образования, специальных и клинических психологов, психотерапевтов, педагогов, социальных работников и специалистов органов опеки и попечительства. Апробация результатов работы.

Основные идеи, положения, результаты и выводы исследования отражены в публикациях автора и докладывались на международных конференциях: -AFTA-IFTA International conference on family therapy, Вашингтон, США, 2005; Pathways to Resilience, An International Conference, Галифакс, Канада, 2005; Всероссийской конференции «Пути решения проблемы сиротства в России», 2006; Юбилейной общероссийской научной конференции ИЛ РАН «Тенденции развития современной психологической науки», Москва, 2007; Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в обществе», Москва, 2007; 1 Международной научно-практической конференции «Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе», Москва, 2007; Второй всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство», Москва, 2009; в лаборатории психологии труда ИП РАН (2005;2010). Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (243 источника, в том числе 90 на иностранных языках) и 2 приложений. Объем основного текста составил 183 листа. Содержание текста проиллюстрировано 16 таблицами и 12 рисунками.

Результаты исследования, позволяют нам сделать вывод о том, что жизнеспособность это индивидуальная способность человека к социальной адаптации и саморегуляции, являющаяся механизмом управления собственными ресурсами: эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами, в контексте социальных, культурных норм и средовых условий.

В Заключение диссертационной" работы были сформулированы следующие выводы:

1. Жизнеспособность подростков положительно связана с социальной адаптацией и отрицательно с социальной дезадаптацией и является важным ресурсом развития.

2. Выделены личностные, поведенческие характеристики и средовые условия (взаимоотношения, социум, культура), оказывающие влияние на жизнеспособность подростков, и связанные в единую систему адаптации: эмоциональная регуляция и мотивация, уровень субъективного контроля, особенности самооценки, механизмы совладания и защитные механизмы, коммуникативные особенности.

4. Установлено, что личностные и поведенческие характеристики адаптивных подростков и средовые условия их развития относятся к защитным факторам (факторам жизнеспособности). Личностные и поведенческие характеристики и средовые условия развития дезадаптивных подростков относятся к факторам риска, понижающим их жизнеспособность. Низкий уровень жизнеспособности дезадаптивных подростков определяется недостаточностью психологических и средовых ресурсов.

5.' ЖизнёспособностьГйГ сбциальная адаптацйя подростка определяется не «толь— ~ ко выраженностью оцениваемых свойств личности и факторами среды, но и изменением структуры взаимосвязей между этими характеристиками. Например: способы эмоциональной регуляции не различаются в рассматриваемых группах подростков по степени выраженности, однако группа адаптивных подростков характеризуется наличием значимых связей между копинг-стратегиями, способами эмоциональной регуляции и уровнем эмоционального комфорта. В группе дезадаптивных подростков способы эмоциональной регуляции и совладания не связаны с состоянием эмоционального комфорта, это свидетельствует о том, что они не позволяют редуцировать психоэмоциональное напряжение, что негативно сказывается на уровне их жизнеспособности и социальной адаптации.

6. Сравнивая особенности жизнеспособности в обеих группах, отмечаем: а) В группе адаптивных подростков личностные и поведенческие свойства, положительно связанные с жизнеспособностью, выражены в большей степени, чем у дезадаптивных подростков. Жизнеспособность этой группы определяется также средовыми условиями социума, и взаимоотношений, а также эффективным использованием средовых ресурсов и социальных способов совладания и эмоциональной регуляции. б) В группе дезадаптивных подростков, низкий уровень жизнеспособности определяется недостаточной степенью выраженности личностных и поведенческих характеристикположительно связанных с жизнеспособностью, и избыточной выраженностью характеристик, связанных с ней отрицательноотсутствием эффективной социальной поддержкинизким уровнем эффективности использования ресурсов среды.

7. Сравнивая особенности проксимальных процессов в двух группах, отмечаем: а) В группе дезадаптивных подростков проксимальные процессы не эффективны. Недостаточность влияний среды и неэффективное использование средовых ресурсов взаимообусловлено: избыточной выраженностью характеристик, отрицательно связанных с социальной адаптацией, неэффективностью копинг-повёдения, йнтенсивнымиспользованиеминтрапсихическихформпреодоления^ стресса (защитных механизмов): обесцениванием других и внешней экстер-нальностью. б) Эффективность проксимальных процессов в группе адаптивных подростков взаимообусловлена положительной связью со средовыми условиями взаимоотношений и культуры, преобладанием внутренней экстернальности, высоким или средним уровнем мотивации достижения, уровнем эмоциональной регуляции, позволяющим редуцировать психоэмоциональное напряжение и эффективным копинг-поведением.

8. Низкий уровень социальной адаптации дезадаптивных подростков определяется низким уровнем их жизнеспособности, и, как следствие — отсутствием ресурсов для социальной адаптации, а также неэффективностью проксимальных процессов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Психология детей и подростков. СПб.: Изд. Михайлова, 1998.
  2. A.A. Психологическая адаптация специалистов ВМФ к условиям деятельности. Автореф. дис. докт. психол. наук. Бишкек, 1998.
  3. .Г. К постановке проблемы детского самосознания. // Известия АПН РСФСР. 1948.-№ 18.-С. 101−124.
  4. .Г. Человек как предмет познания. JL: изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1968.
  5. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  6. Л.И. Методические проблемы психологии развития. // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 3 21.
  7. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливашр, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психол. ж. 1994. Т. 15. — № 1. — С. 3 — 19.
  8. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. // Психол. ж. 1993. № 2. — С. 3−16.
  9. A.C. Жизнеспособность российского общества. // Общественные науки и современность. 1996. — № 6. — С. 58−66.
  10. В.П. Отрицательные переживания у детей. // Журнал практического психолога. 1996. № 1. — С. 6−23.
  11. A.A. Особенности самооценки подростков с делинквентным поведением. // Дети России: насилие и защита. М., 1997. С. 108−111.
  12. М.К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных состояний у детей. М.: УМК «Психология», 2003.
  13. Ф.В. О силе «Я» и психологической защите. // Вопр. философ. 1969. № 2. — С. 118−125.
  14. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
  15. Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  17. Л. Общая теория систем. // Системные исследования. М.: Наука, 1969.-С. 30−54.
  18. П.П. Педология. М., 1934.
  19. A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука. Т. 1. М.: Экономика. 1989. С. 213−215.
  20. В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ. 2000.
  21. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора. // Психол. ж. 1985. -Т.в.- №. 2. С. 85−94.
  22. В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006.
  23. A.B. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности. // A.B. Брушлинский. Избранные психологические труды. Выдающиеся ученые Института психологии РАН. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. С. 507.
  24. A.B. Целостность субъекта — основание для системности всех его качеств // A.B. Брушлинский. Избранные психологические труды. Выдающиеся ученые Института психологии РАН. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. С. 511.
  25. C.B. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах. // Психол. ж. 2004. Т. 25. — № 3. — С. 34−43.
  26. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей. // Вопр. психол. 1989. № 1. — С. 45−54.
  27. С. «Резильентность» или оправданные надежды. Раненный, но непобежденный. Женева: Bice, 1998.
  28. Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  29. И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции. / ред. A.JI. Журавлев, Т. Н. Крюкова, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.-С. 179−196,f
  30. Л.С. Педология подростка. Избранные главы. // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика. 1984. С. 5−242.
  31. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб: Знание, 1999.
  32. И.А. Гуманистический смысл идей Б.Г. Ананьева о системном человекознании. // Методология комплексного человекознания и современная психология. / ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 29−43.
  33. Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.
  34. М.С., Зырянова О. В. и др. Генотип. Среда. Развитие / Монография. -М.:ОГИ, 2004.
  35. .В. Основы патопсихологии. М.: Изд -во Моск. гос. ун-та. 1973.
  36. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.
  37. И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. -М.: Голос, 2001. 696 с.
  38. Н.М., Северный A.A., Морозова Н. Б. Детская социальная психиатIрия для непсихиатров. СПб.: Питер, 2008.
  39. Е.И. Выготский и Бронфенбреннер диалог теорий. // Семейная психология и семейная терапия. 2009. — № 3. — С. 31−32.
  40. К.В. Опросник смысложизненного кризиса. Гродно: ГрГУ, 2008. 108 с.
  41. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
  42. Д.В., Мячков И. Ф. О психологии и физиологии подростка. М., 1986.
  43. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  44. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001.
  45. T.JI. О методологии исследования и адаптации опросников диагностики совладающего поведения. // Психология и практика. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. С. 66−72.
  46. Т.Л. Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. // Роль когнитивного оценивания в психологическом совладании личности. Тез. докл. научн. конф. М.: Изд-во ИПРАН. 2003.-С. 86−89.
  47. Т.Л. Совладающий субъект: исследование стратегий избегания. // Субъектный подход в психологии. / ред. А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. -С. 397−409.
  48. В.Н. Правовое поведение. Норма и патология. М.: Наука, 1982.
  49. У. Мудрость тела. М., 1946.
  50. А.И., Махнач A.B. Влияние факторов жизнеспособности на социальную адаптацию подростков. // Ребенок в современном обществе / ред. Л.Ф. Обухов^, Е. Г. Юдина. М., 2007. С. 184−191.
  51. В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
  52. К. Разрешение социальных конфликтов, СПб.: Речь, 2000.
  53. К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001.
  54. К. Теория поля в социальных науках. СПб. Ювента. 1999.
  55. А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 3. — С. 4−21.
  56. Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Уч. зап. каф. общ. психол. МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1. М.: Смысл, 2002. — С. 56−65.
  57. Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции. // Уч. зап. каф. общ. психол. МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 2. / ред. Б. С. Братусь, Е. Е. Соколова. М.: Смысл, 2006. С. 85−105.
  58. Д.А. О влиянии среды на развитие ребенка: к уточнению ключевых понятий. // Ребенок в современном обществе. Сб. науч. ст. / ред. Л. Ф. Обухова, Е. Г. Юдина. М.: МГППУ. 2007. С. 23−27.
  59. Д.А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
  60. А. Е. Бартенский B.C. Подростковая наркология: руководство. Л., 1991.
  61. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.
  62. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984.
  63. А.Р. Теория и технология создания ситуаций успеха в образовательном процессе. Кострома: КГУ. 2003. 248 с.
  64. Е.А. > Некоторые возможности организации психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов вуза, как условия ихсамоактуализации. // Человек в мире культуры: вызовы современности. Рязань: Рельеф Принт, 2008. С. 181−186.
  65. К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1997.
  66. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и интерпретация причин поведения.1. М., 1986.
  67. Д. Социальная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2000.
  68. Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. — 272 с.
  69. Т.М. Об использовании понятий «критический» и сензитивный период индивидуального развития. // Психол. ж. 1981. Т. 2. — № 1. — С. 145−153.
  70. Л. Самоактуализация. // Психология личности. М: из-во Моск. гос. ун-та. 1982.-С. 108−117.
  71. A.B. Международная конференция по проблемам жизнеспособности детей и подростков. // Психол. ж. 2006. Т. 27. — № 2. -С. 129−131.
  72. A.B., Лактионова А. И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция. // Психологическая адаптация и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 290−312.
  73. В.И. Адаптация человека. СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003.
  74. В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины. BMA. 2003.
  75. В., Лиф М. Психические механизмы. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2000. С. 509−536.
  76. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М: Форум-Инфра. 1998.
  77. Л.В. Социально-психологическая адаптация мигрантов в новой социальной среде: проблемы исследования. // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2007. С. 149−168.
  78. К. Качество жизни населения Петербурга: 1990−2004 годы. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2005.
  79. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.
  80. B.C. Предисловие. // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / ред. B.C. Мухина. М: Просвещение, 1991. 223 с.
  81. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. I
  82. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007
  83. А.П. Векторы исторической эволюции. // Общественные науки и современность. 1999. № 2. — С. 112−126.
  84. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности. // Психол. ж. 1997. Т. 18. — № 5. — С. 20 — 30.
  85. A.A. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988.
  86. Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2007.
  87. A.C. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // URL: http://www.researcher.ru/methodics/teor/teor 0003. html?xsl:print=l
  88. .В. Типы темперамента в практической психологии. / ред. Б. В. Овчинников, И. М. Владимирова, К. В. Павлов. СПб.: Речь, 2003. 288 с.
  89. А.К. Определение характеристик социальной адаптации. // Психология и школа. 2004. № 1. — С. 43−56.
  90. JI.A., Джон О. П. Психология личности. М.: Аспект Пресс, 2000
  91. В.А., Лапа В. В. Профессия летчик. М.: Воениздат, 1985.
  92. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. / ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2010.
  93. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие. / ред. Г. С. Никифоров, МА. Дмитриева, В. М. Снетков. СПб.: Речь. 2007. 448 с.
  94. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М». 2006.
  95. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.
  96. A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. с. 12, 352 -374.
  97. А.О. Психические состояния и их функции. Казань: изд-во Казанского ун-та, 1994.
  98. А.О. Саморегуляция психических состояний как фактор социальной адаптации субъекта. // Психология адаптации и социальная среда: Современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2007. С. 195−216.
  99. Психологические тесты для деловых людей. М. 1996.
  100. Психология подростка. Учебник. / ред. A.A. Реан. СПб.: Прайм-Еврознак. 2003.
  101. Психология. Учебник. / ред. A.A. Крылов. М.: Проспект, 1998.
  102. О.С., Хазов М. Ю. Проблема жизнеспособности систем. // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 1. — С. 1−72.
  103. Е.И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации. // Гуманитарные проблемы современной психологии. Изв. Таганрогского гос. радиотехнического ун-та. 2005. № 7. — С. 124−126.
  104. А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. ПО. Реан A.A. К проблеме социальной адаптации личности. // Вест. СПб ун-та.1995. № 3. Серия 6. — С. 74−79.
  105. Ш. Реан A.A. Психологическая служба школы (Принципы деятельности иработа с «трудными»). СПб., 1993. 112. Реан A.A. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во
  106. В.А. 1999. ПЗ.Реан. A.A. Практическая психодиагностика личности. Из-во .СПб ун-та. 2001.
  107. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  108. Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. С. 45−49.
  109. X. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1994.
  110. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996. 529с.
  111. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  112. В.В. Онтогенетическое развитие субъекта. // Субъектный подход в психологии. / ред. АЛ. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 267 282.
  113. Е.А. Проблема психического развития: некоторые острые вопросы и пути их решения. // Психол. ж. 1990. Т. 11. — № 1. — С. 154−155.
  114. Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. / ред. A.JI. Журавлев, Т. Л. Крюкова, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 67−83.
  115. Сергиенко Е.А." Континуально-гинетический принцип становления субъекта. // Субъектный подход в психологии. / ред. А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 50−66.
  116. П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.
  117. H.A. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Дис. .докт. мед. наук. СПб., 1994.
  118. H.A., Ялтонский В. М. Копинг-поведение подростков с наркотической зависимостью, находящихся в воспитательно-трудовых колониях. СПб., 1998.
  119. И.Е. Психопатология и политика: становление идей и практики психогигиены в России // Вопросы истории естествознания и техники. 2000. № 1. URL: http://vivovoco.rsl.ru/w/iournal/viet/sirotk.htm (дата обращения: 10.12.2009).
  120. И.Г. Категория «субъект» и уровни субъектности // Субъектный подход в психологии. / ред. А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. -С. 94−106.
  121. Слободчиков В .И, Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебн. по-соб. для вузов. М., 1995.
  122. Т.В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности. Автореф.. дис. канд. психол. наук. М, 1978.
  123. B.C., Абросимова З. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. Подросток: нормы, риски, девиации. М., 2005.
  124. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд. Моск. гос. ун-та. 1989.
  125. A.B. Психологическая защита и различия в ее понимании // Психологические исследования личности. / ред. Е. А. Чудина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2005. С. 7−15.
  126. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
  127. H.H. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы. // Формирование личности старшеклассника. / ред. И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1989.
  128. H.H. Формирование личности как становление субъекта развития. // Вопр. психол. 2008. № 5. — С. 134−140.
  129. H.H. Хронотоп: Культура и онтогенез. Монография. Смоленск-Москва, 2010. С. 204.
  130. Учителям и родителям о психологии подростка. / ред. Г. Г. Аракелова. М.: Высшая школа 1990. 119 с.
  131. Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж: Модэк. 1996.
  132. JI. Теория когнитивного диссонанса: СПб.: «Ювента», 1999.
  133. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.5 2002.
  134. НЗ.Фоминова А. Н. К вопросу о причинах эмоционального дискомфорта ребенка в процессе обучения и возможностях эмоциональной саморегуляции. // Психология психических состояний. Казань, 2002. Вып. 4. С. 313−324.
  135. А.Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Н.Новгород. 2000. 21 с.
  136. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  137. К. Невроз и развитие личности. Собр. соч. в 3-х тт. Т. 3. М.: Смысл. 1997. с. 36−37.
  138. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. // Вопр. психол. 1997. № 3. — С. 102−110.
  139. Л.Ф. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность? Томск: изд-во Томского гос. ун-та, 2005.
  140. Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами. Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. 157 с. I
  141. Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопр. психол. 2000. № 2. — С. 69−79.
  142. И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М.-Л., 1939.
  143. Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект, 2005.
  144. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.
  145. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Избранные психологические труды. М., 1989.
  146. Э. Идентичность- юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  147. У.Р. Введение в кибернетику. М., 1975.
  148. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
  149. В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: Дис.. докт. мед. наук. СПб., 1995.
  150. Amirkhan J.H. A factor analytically derived measure of coping: the coping strategy indicator. //J. Personal. Soc. Psychol. 1990. Vol. 59. P. 1066−1074.
  151. Amirkhan J.H. Attributions as predictors of coping and distress. // Personality and Social Psychology Bulletin. 1998. Vol. 24. №. 9. P. 1006−1018.
  152. E.J., Cohler B.J. (Eds.) The invulnerable child. New York: Guilford Press. 1987.
  153. Aslin R. N. Experimental Influences and Sensitive Periods in Perceptual Development: A Unified Model. // Development of Perception. / Ed. R.N. Aslin, R. Alberts. N.Y., 1981. P. 45−90.
  154. Bandura A. Self efficacy. Toward a unifying theory of behavioral change. // Psychological Review, 1977. Vol. 84. P. 91−215.
  155. Baumeister R. F, Smart L, Boden J.M. Relation of threatened egotism to violence and aggression: The dark side of high self-esteem. // Psychol. Rev. 1996. Vol. 103. P. 5−33.
  156. Baumeister R.F., Bushman B.J., Campbell W.K. Self-esteem, narcissism, and aggression: Does violence result from low self-esteem or from threatened egotism? // Current Directions in Psychological Science. 2000. Vol. 9. P. 26−29.
  157. Baumrind D. New direction in socialization research. // American Psychologist. 1980, Vol. 35. P. 639−650.
  158. Bronfenbrenner U. Ecology of the family as a context for human development: research perspectives. // Developmental psychology. 1986. Vol. 22. № 6. P. 723 742.
  159. Bronfenbrenner U% Nature with Nurture: A reinterpretation of the evidence. // Race and IQ. / A. Montague (Ed.) N.Y.: Oxford University Press, 1975. P. 114 144.
  160. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1979.
  161. Bronfenbrenner U., Ceci S. Nature-nurture reconceptualized: a bio-ecological model. // Psychological Review. 1994. Vol. 101. № 94. P. 568 586.
  162. Buri J.R., Louiselle P.A., Misukanis T.M., Mueller R.A. Effects of parental authoritarianism and authoritativeness on self-esteem. // Personality and Social Psychology Bulletin. 1988. Vol. 14. P. 271−282.
  163. Burton L.M., Jarrett R.L. In the mix, yet on the margins: The place of families in urban neighborhood and child development research. // Journal of Marriage and the Family. 2000. Vol. 62. P. 444−465.
  164. Charney D.S. Psychobiological mechanism of resilience and vulnerability: Implications for successful adaptation to extreme stress. // Am. J. Psychiatry. 2004. Vol. 161. P. 195−216.
  165. Cicchetti D., Ackerman B., Izard C. Emotions and emotion regulation in developmental psychopathology. // Development and Psychopathology. 1995. Vol. 7. P. 1−10. '
  166. Cicchetti-D., Sroufe L.A. Editorial: The past as prologue to the future: The times, they’ve been achangin. // Development and Psychopathology, 2000. Vol. 12. P. 255−264.
  167. Compass B.E., Phares V., Ledoux N. Stress and coping preventive intervention for children and adolescents // Primary Prevention and Promotion in the Schools. / L.A. Bond, B.E. Compass (eds.), Newbury Park: Sage, 1989. P. 844−854.
  168. Conger J., Petersen A. Adolescence and youth: Psychological development in a changing world (3rd ed.). New York: Harper & Row, 1977.
  169. Crick N.R., Dodge K.A. A Review and reformulation of social information-processing mechanisms in children’s social adjustment. // Psychol. Bull. 1994. Vol. 115. P. 74−101.
  170. Deci E.L., Neziek J., Sheinman L. Characteristics of the rewarder and intrinsic motivation of the rewardee. // J. Pers. Soc. Psychol. 1981. Vol. 7. P. 79−83.
  171. Dishion T.J., French D.C., Patterson G.R. The development and ecology of antisocial behavior. // Developmental Psychopathology: / D. Cicchetti, D.J. Cohen (Eds.) Vol. 2.: Risk, Disorder, and Adaptation. 1995. P. 421−471.
  172. Dunahoo C.L. The Tri-axial model of coping: Theory and instrument development. Unpublished doctoral dissertation. Kent State University. Kent. 1996.
  173. Emde R.N., Spicer P. Experience in the midst of variation: new horizons for development and psychopathology. // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12. P. 313−331.
  174. Findley M.J., Cooper H.M. Locus of Control and Academic Achievement: A Literature Review. // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 44. P. 419−427.
  175. Fischer J. L, Sollie D.L., Morrow K.B. Social networks in male and femaleadolescents. // Journal of Adolescent Research. 1986. Vol. 6. № 1. P. 1−14.
  176. Folkman S., Lazarus R.S. An analysis of coping in a middle-aged community sample // J. Health and Social Behavior. 1980. Vol. 21. p. 219−239.
  177. Frydenberg E. Adolescent Coping. Theoretical and Research Perspectives. Rout ledge. London and N.Y., 1997.
  178. Garcia Coll C., Akerman A., Cicchetti D. Cultural influences on developmental processes and outcomes: Implications for the study of development and psychopathology // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12. №. 3. p. 333−356.
  179. Garmezy N. The experimental study of children vulnerable to psychopathology. / A. Davids (Ed.) // Child Personality and Psychopathology: Current Topics. Vol. 2. New York: Wiley, 1976. p. 171−216.
  180. Grolnick W.S., Ryan R.M. Patent style associated with children’s self-regulation and competence in school // J. Educ. Psychol. 1989. Vol. 81. p. 143−154.
  181. Hamill S.K. Resilience and self-efficacy: the importance of efficacy beliefs and coping mechanisms in resilient adolescents // Colgate University Journal of the Sciences. 2003. p. 115−146.
  182. Hartup W.W. Social relationships and their developmental significance // American Psychologist, 1989. Vol. 44. № 2. p. 120−126.
  183. Health Labrador Corporation Influences on adolescent health and behaviour. Report on the Local Public Health Infrastructure Development Project. 2000.
  184. Hobfoll S.E., Dunahoo C.L., Ben-Porath Y., Monnier J. Gender and coping: The dual-axis model of coping // Am. J. of Community Psychol., 1994. Vol. 22. p. 49−82.
  185. Hobfoll S.E., Vaux A. Social support: social resources and social context / L. Goldberger, S. Breznitz (ред.). Handbook of stress: theoretical and clinical aspects. N. Y: The Free Press. 1993. p. 685−705.
  186. International Resilience Project. URL.: http://www.resilienceproiect.org/index.cfm?fliseaction=text.&strcmpID=181
  187. Jacelon C.S. The trait and process of resilience. // Journal of Advanced Nursing, 1997. Vol. 25. p. 123−129.
  188. Joiner T., Wingate L., Gencoz T., Gencoz F. Stress generation in depression: three studies on its resilience, possible mechanism, and symptom specificity // Journal of Social and Clinical Psychology. 2005. Vol. 24. p. 236−53.
  189. Kazdin A.E., Holland L., Crowley M. Family experience of barriers to treatment and premature termination from child therapy // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1997. Vol. 65. p. 453−463.
  190. Kazdin A.E., Kagan J. Models of dysfunction in developmental psychopathology // Clinical Psychology: Science and Practice, 1994. Vol. 1. p. 35−52.
  191. Kitano M., Lewis R. Resilience and coping: implications for gifted children and youth at risk. // Roeper Review. 2005. Vol. 27. № 4. p. 200(6). http://fmdarticles.eom/p/articles/mi hb6470/is 4 27/ai n29199888
  192. Kohn P.M., O’Brien C., Pickering D.I. Adaptiveness: A moderator of the adverse impact of hassles? // Personality and Individual Differences. 1997. Vol. 22. № 6. p. 895−899.
  193. Kumpfer L.K. Factors and processes contributing to resilience: The resilience framework. / M.D. Glantz, J.L. Johnson (Eds). // Resilience and development: Positive life adaptations. New York: Academic/Plenum. 1999. p. 179−224.
  194. Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping // A. Monat, R.S. Lazarus (Eds.). Stress and Coping. N.-Y. 1991. p. 189−206.
  195. Lazarus R.S. Stress and emotion. A new synthesis. London: Free association books, 1999.
  196. Lefcourt H.M. Locus of control: Current trends in theory and research, Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum. 1982.
  197. Luthar S. S, Cicchetti D, Becker B. The construct of resilience: A critical evaluation and guidelines for future work // Child Development 2000. Vol. 71. № 3. p. 543−562.
  198. Luthar S.S. Annotation: Methodological and conceptual issues on research on childhood resilience // Pediatric Annals. 1993. Vol. 20. № 9. p. 501−506.i180
  199. Maccoby E.E. Socialization and developmental change. // Child development, 1984. Vol. 55. p. 317−328.
  200. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health / H.S. Fridman (Ed.). San Diego: Academic Press, 1998. p. 323 335.
  201. Maddi S., Khoshaba D. Resilience at Work. New York- American Management Association, 2005.
  202. Maddi S.R. Hardiness Training at Illinois Bell Telephon // Health promotion evaluation / J.P. Opatz (Ed.). Stevens Point: National Wellness Institute, 1987. p. 103.
  203. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // J. of Personality Assessment. 1994. Vol. 63. № 2. p. 265−274.
  204. Masten A.S. Coatsworth J.D. The development of competence in favorable and unfavorable environments: Lessons from research on successful children. // American Psychologist. 1998. Vol. 53. p. 205−220.
  205. Miller P.C., Lefcourt H.M., Holmes J.G., Ware E.E., Saley W.E. Marital locus of control and marital problem solving // Journal of Personality and Social Psychology, 1986. Vol. 51. p. 161−169.
  206. Patterson G.R., Reid J.B., Dishion T.J. A social learning approach. IV. Antisocial boys. Eugene, OR: Castalia. 1992.
  207. Pines M: PT conversations: Resilient children. // Psychology Today. 1984. Vol. 12. № 8. p. 53−63.
  208. Pinkerton J., Dolan P. Family support, social capital, resilience and adolescent coping // Child and Family Social Work. 2007. Vol. 12. p. 219−28.
  209. Plomin R., Daniels D. Why are children in the same family so different from each other? // Behavioral and Brain Sciences. Vol. 10. 1987. p. 1−16.
  210. Polk L.V. Toward a middle-range theory of resilience // Advances in Nursing Science, 1997. Vol. 19. № 3. p. 1−13.
  211. Rice P.L. Stress and health: Principles and practice for coping and wellness. Monterey: Brooks/Cole, 1987.
  212. Rosenbith J.R., Sii? is-Knight J. In the beginning: Development in the first two years of life. Monterey: Brooks Cole. 1992.
  213. Rubin K.H., Coplan R.J., Fox N.A., Calkins S.D. Emotionality, emotion regulation, and preschoolers' social adaptation // Development and Psychopathology. 1995. Vol. 7. p. 49−62.
  214. Rutter M. Psychosocial resilience and protective mechanisms // American Journal of Orthopsychiatry, 1987. Vol. 57. № 3. p. 316−331.
  215. Rutter M. PT conversations: Resilient children. // Psychology Today. 1984. Vol. 18. № 3. p. 60−65.
  216. Rutter M. Resilience, competence, and coping // Child Abuse and Neglect. 2007. Vol. 31. № 3. p. 205−209.232.
  217. Rutter M., Scoufe L.A. Developmental psychopathology: concepts and challenge // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12. p. 265−296.
  218. Sameroff A. Ecological perspectives on developmental risk. / J.D. Osofsky. H.E. Fitzgerald (Ed.). // WAIMH handbook of infant mental health. Infant Mental Health in Groups at High Risk. vol. 4. New York: Wiley. 2000. p. 1−33.
  219. Samuels-Dennis J. Employment status, depressive symptoms, and the mediating/moderating effects of single mothers' coping repertoire // Public Health Nursing. 2007. Vol. 24. № 6. p. 491−502.
  220. Scarr S. A whistleblower’s perspective on the Needleman case // Pediatrics. 1993. Vol. 91. № l.p. 173−174.
  221. Slaby R.G., Guerra N.G. Cognitive mediators of aggression in adolescent offenders: 1st Assessment // Developmental Psychology. 1988. Vol. 24. p. 580 588.
  222. Ungar M. A thicker description of resilience // The International Journal of Narrative Therapy and Community Work. 2005. № 3−4. p. 89−96.
  223. Ungar M., Clark S., Kwong W.M., Makhnach A., Cameron A. Researching resilience across cultures // J. of Cultural and Ethnic Social Work. 2005. Vol. 14. № ¾. P. 1−20.
  224. Ungar M., Lee A.W., Callaghan T., Boothroyd R. An international collaboration to study resilience in adolescents across cultures // J. of Social Work Research and Evaluation. 2005. Vol. 6. № 1. p. 5−24.
  225. Vaillant G.E. Mental Health // American Journal of Psychiatry. 2003. Vol. 160. p. 1272−1284.
  226. Van de Vijver F., Leung K. Methods and data analysis for cross-cultural research. Thousand Oaks, CA: Sage. 1997.
  227. Werner E.E. Risk, resilience, and recovery: perspectives from the Kauai longitudinal study // Development and psychopathology. 1993. Vol. 5. p. 503 515.
  228. Werner E.E., Smith R.S. Overcoming the odds: High risk children from birth toadulthood. Ithaca, NY: Cornell University Press. 1992.
  229. Williams P.G., Wiebe D.J., Smith T.W. Coping processes as mediators of the relationship between hardiness and health // J. of Behavioral Medicine. 1992. Vol. 15. № 3. p. 237−255
  230. Wong P.T. The psychology of control (Special issue) // Canadian J. of Behavior Science. 1992. Vol. 24. № 2. p. 93−96.
  231. Woodgate R. Part II: A critical review of the literature of resilience in the adolescent cancer experience // J. of Pediatric Oncology Nursing, 1999. Vol. 16 № 2. p. 78−89.
  232. Zimmerman M.A., Arunkumar R. Resiliency research: implications for schools and policy // Social Policy Report. 1994. Vol. 8. p. 1−17.133.184.184 f
Заполнить форму текущей работой