Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Медико-социальные и гендерные аспекты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании эиопатогенетического подхода правомерно выделять три формы СДВГ: преимущественно наследственную (НФ), преимущественно эн-цефалопатическую (ЭФ), смешанную (наследственно — энцефалопатическуго) (НЭФ). НФ и ЭФ с нарушениями познавательных функций своими клиническими проявлениями больше соответствует синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (Б90.0), а НЭФ и ЭФ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. История изучения заболевания
    • 1. 2. Этиология, патогенез и основные клинические проявления СДВГ
    • 1. 3. Варианты СДВГ
    • 1. 4. Тендерные различия
    • 1. 5. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ПРИМЕНЯВШИХСЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ 39 2.1. Описание выборки
    • 2. 2. СДВГ и гиперкинетические расстройства
    • 2. 3. Этапы и методы исследования
  • ГЛАВА 3. КЛIIНИКО-ПСИХОП АТОЛОГИЧЕСКИЕ, ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПАРАКЛИ НИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С СДВГ
    • 3. 1. Результаты пилотажного исследования
    • 3. 2. Сравнительное клиническое и патопсихологическое исследование детей с СДВГ и условно здоровых детей
    • 3. 3. Классификация и характеристика форм СДВГ
    • 3. 4. Сравнительное изучение клинико-психопатологических, патопсихологических и параклинических характеристик различных форм СДВГ
    • 3. 5. Изучение сферы межличностных отношений, особенностей пове- 96 дения детей с СДВГ и их семейного воспитания
  • ГЛАВА 4. ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
    • 4. 1. Результаты исследования тендерных различий условно здоровых детей и детей с СДВГ ^ ^
    • 4. 2. Результаты исследования тендерных различий у детей с
  • СДВГ
  • ГЛАВА 5. ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА 117 ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
    • 5. 1. Изучение эффективности фенотропила в лечении СДВГ
    • 5. 2. Модель психопрофилактической и лечебно-коррекционной помощи детям младшего школьного возраста с различными формами СДВГ и оценка ее эффективности

Медико-социальные и гендерные аспекты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние десятилетия значительно возрос интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей к изучению пограничных психических расстройств детского возраста.

Среди них одно из ведущих мест в дошкольном и младшем школьном возрасте занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот синдром уже более трех десятков лет привлекает внимание ученых и врачей всего мира. В настоящее время он является наиболее интенсивно изучаемым синдромом в детской психиатрии, и, наверное, самым спорным. Например, в период с 1957 года по 1960 по гиперактивности детей была написана 31 статья, а уже в период с 1977 по 1980 год эта цифра возросла до 7000 (Weiss M., Weiss G., 2002), эта тенденция сохраняется и в настоящее время.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте. По данным зарубежных и отечественных эпидемиологических исследований, частота СДВГ среди детей этих возрастных групп достигает 4,0−9,5% (Rutter M. et al., 1970; Shapiro S.K., Garfmkel B.D., 1986; Buitelarj R., van Englend H., 1996; Kadesio B, Gillberg С., 2001; Кучма B.P., Платонова А. Г., 1997; Заваденко H.H., 2001).

СДВГ вызывает значительные социальные последствия, выраженные в росте преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа (Покровский В.И., 2006).

Результаты контрольных исследований опровергли прежнее оптимистичное мнение, что дети естественным образом избавляются от этого расстройства, входя в подростковый период. Было обнаружено, что почти половина из них не избавилась с возрастом от симптомов расстройства, у некоторых детей был отмечен риск развития антисоциального поведения в подростковом возрасте и в период полового созревания (Elliot F.A., 1990; Lau М.А. at al, 1995; Полунина А. Г., Давыдов Д. М., Брюн Е. А., 2007). Катамнестические исследования показывают, что если в детском возрасте диагностируется СДВГ, то он «персистиру-ет» в подростковом возрасте в 50−80% случаев, а в дальнейшем может маскироваться коморбидными расстройствами: тревогой (43%) — оппозиционным поведением (30%), личностными расстройствами с антисоциальностью (10%) — алкоголизмом (27%) и наркоманиями (18%) (Fitzerald М., 1998).

Поэтому лечение и психолого-педагогическая коррекция детей с СДВГ необходимы для предотвращения академической неуспеваемости, отстранения от общества, а возможно, и криминального поведения.

Несмотря на накопленные научные данные, проблема изучения этиопато-генеза, систематики клинических проявлений, тендерных различий, методов лечения остается актуальной и привлекает внимание как психиатров, так и других специалистов: психологов, неврологов, педиатров, нейрофизиологов, де-фектологов, педагогов, философов (Douglas V.l., 1984; Faraone S.V., Biederman G. at al., 1999; Pliszka S.R., 1998; Баркли P.A., 2006; Красов B.A., 1989; Мендес Г. Г., 1992; Забрамная С. Д., 1995; Заваденко H.H., 1999; Белоусова Е. Д., Ника-норова М.Ю., 2000; Ермолаева В. Ю., 2001; Брязгунов И. П., Касатикова Е. П., 2002; Семенович A.B., 2002; Шевченко Ю. С., 2003; Громова O.A., Федотова Л. Э., 2004; Маггнер Д., 2004; и др.).

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования было изучение проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей 610 летнего возраста с учетом различных форм СДВГ, психосоциальных и тендерных факторов и разработка дифференцированной модели психопрофилактической и лечебно-коррекционной помощи детям с данным расстройством.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Выделить формы СДВГ и изучить их клинико-психопатологические, патопсихологические, нейропсихологические, нейрофизиологические особенности у детей 6−10-летнего возраста.

2. Исследовать особенности воспитания детей с различными формами СДВГ.

3. Охарактеризовать тендерные различия при СДВГ.

4. Оценить эффективность препарата «фенотропил» в лечении детей с СДВГ.

5. На основе анализа полученных результатов разработать модель психопрофилактической и лечебно-коррекционной помощи детям младшего школьного возраста с различными формами СДВГ и оценить эффективность этой модели.

Предмет исследования.

Структура синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у пациентов с различными его формами, межличностные отношения и семейное воспитание детей с СДВГ, тендерные различия, эффективность лечения и психолого-педагогической коррекции.

Объект исследования.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста с СДВГ, условно здоровые дети.

Научная новизна.

Впервые на базе эволюционно-онтогенетического подхода, многоосевой диагностики, комплексного использования нейрои патопсихологических методов были исследованы различные этиопатогенетические формы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. С учетом выделенных форм изучены особенности воспитания детей с СДВГ и описаны некоторые тендерные различия.

Доказана эффективность лечения детей младшего школьного возраста отечественным препаратом «фенотропил».

Разработана и апробирована модель психопрофилактической и лечебно-коррекционной помощи детям с СДВГ.

Достоверность результатов обеспечивается теоретической и методологической аргументированностью исходных положенийприменением методов, адекватных целям и задачам исследованиястатистическим анализом.

Практическая значимость работы.

Разработанная модель дифференцированной психопрофилактической и лечебно-коррекционной помощи детям с СДВГ может быть использована в практической деятельности специалистов учреждений здравоохранения и системы профилактического и специального (коррекционного) образования, что позволит повысить эффективность лечения этого расстройства у детей младшего школьного возраста, осуществить коррекцию дисфункциональных внутрисемейных отношений и улучшить тем самым социальную адаптацию.

Результаты исследования внедрены в лечебную, психолого-коррекционную и психопрофилактическую работу Брянской областной детской психиатрической больницы и Смоленского областного психоневрологического клинического диспансера.

выводы.

1. На основании эиопатогенетического подхода правомерно выделять три формы СДВГ: преимущественно наследственную (НФ), преимущественно эн-цефалопатическую (ЭФ), смешанную (наследственно — энцефалопатическуго) (НЭФ). НФ и ЭФ с нарушениями познавательных функций своими клиническими проявлениями больше соответствует синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (Б90.0), а НЭФ и ЭФ с эмоционально-волевыми и поведенческими нарушениями — гиперкинетическому расстройству поведения (Г90.1).

2. Сравнительный анализ структуры различных форм СДВГ демонстрирует статистически достоверные различия по клинико-патопсихологическим и психопатологическим характеристикам:

2.1. У детей с НФ, по сравнению с ЭФ, меньше страдают функции внимания и памяти, выше интеллектуальные показатели. Они успешнее в освоении школьной программы и имеют более высокие показатели психосоциальной продуктивности. У них чаще выявляются страхи и энурез.

2.2. Дети с НФ, по сравнению с НЭФ, также демонстрируют более высокие показатели внимания, памяти, интеллекта. У них менее выраженные нарушения поведения и выше показатели психосоциальной продуктивности. При НФ чаще выявляются психосоматические расстройства. Неврозоподобные нарушения в виде тиков более характерны для НЭФ.

2.3. У детей с НЭФ, по сравнению с ЭФ, меньше нарушена функция внимания, выше интеллект, меньше трудностей в усвоении школьной программы. В то же время дети со смешанной формой более конфликтны, у них более выражены нарушения поведения, чаще выявляются страхи и психосоматические расстройства.

3. С помощью методики Сонди выявлено, что детям с СДВГ характерно конфликтное сочетание таких индивидуально-типологических особенностей, как сензитивность, тревожность, эмотивность с агрессивностью и спонтанностью.

3.1. У детей с НФ СДВГ сензитивно-тревожный паттерн преобладает над агрессивно-спонтанным. Им свойственна импульсивность в словах и поступках, склонность к риску, стремление к независимости при высоких показателях инфантильности, потребности в понимании, сочувствии, привязанности к значимым взрослым.

3.2.Сензитивность и эмотивность детей с ЭФ СДВГ одинаково избыточно выражены. Для них характерны не целеустремленность, не стремление к лидерству, а скорее детское упрямство, импульсивность, эмоциональная неустойчивость.

3.3. Отличительной чертой детей с НЭФ является избыточное проявление спонтанности и агрессивности при отсутствии достаточной компенсации со стороны противоположных свойств (сензитивности и тревожности).

4. Проведенное нейропсихологическое исследование психического статуса детей с СДВГ выявило специфическую деформацию онтогенеза мозгового обеспечения высших психических функций. Она проявлялась нарушениям в деятельности трех функциональных блоков мозга (ФБМ) по А. Р. Лурия.

4.1. При НФ регуляторные механизмы 3-го ФБМ не нарушены, но они не справляются с компенсацией дефицитарных 1-го и 2-го ФБМ, либо не получают достаточной энергии от 1-го ФБМ.

4.2. При ЭФ СДВГ страдают 1-й и 2-й ФБМ, 3-й же блок вторично «не дозревает».

4.3. Для НЭФ характерен изначальный конституциональный дефект 3-го ФБМ, что обуславливает слабость волевого контроля (импульсивность), а при дефиците 1-го и 2-го ФБМ, 3-ий не справляется с их компенсацией.

5. У детей с СДВГ отмечается дисгармоничность социальных связей и низкая социальная адаптация, чему могут способствовать и особенности воспитания, такие как: снижение уровня требований, строгость, отсутствие сотрудничества, эмоциональная дистанция, общая неудовлетворенность отношениями с ребенком. Наряду с этим при ЭФ со стороны родителей отмечается высокий контроль, отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка, а в семьях детей с НЭФ — выраженная конфронтация между членами семьи по вопросам воспитания.

6. Частота обращаемости к врачу-психиатру с СДВГ в целом у мальчиков выше, чем у девочек (2,4:1): с ЭФ СДВГ в 3,8 раз выше, с НФ в 2,4 раза, а с НЭФ в 1,9 раз. Пик обращаемости у девочек приходится на 8-летний возраст и до 11-й лет уровень стабильно высокий. Максимальный показатель обращаемости у мальчиков отмечается в 7-летнем возрасте, затем происходит его постепенное снижение.

Основные и сопутствующие симптомы СДВГ выявлены у всех детей независимо от пола. При этом у мальчиков более выражены нарушения внимания, гиперактивность и ниже интеллектуальные показатели, в связи с чем у них больше проблем в обучении и поведении. При обращении к врачу родители девочек чаще предъявляют жалобы на коморбидные расстройства, что существенно затрудняет своевременную диагностику СДВГ.

7. Фенотропил оказывает благоприятное влияние на высшие психические функции у детей (повышает умственную работоспособность, улучшает внимание). Более выраженный и быстрый эффект фенотропил оказывает при ЭФ СДВГ, при НЭФ — отсроченный, при НФ — стабилизирующий.

8. Психопрофилактическая и лечебно-коррекционная помощь детям с СДВГ должна включать медикаментозное, психолого-педагогическое и психотерапевтическое воздействие. При НФ оно направлено на коррекцию эмоциональных, невротических нарушений, профилактику расстройств поведенияпри ЭФ — на улучшение когнитивных способностей ребенкапри НЭФ — на коррекцию нарушений поведения и профилактику патологии характера.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Выявленную специфику форм СДВГ следует использовать для разработки психо-профилактической и лечебно-коррекционной помощи детям с данным расстройством.

2. В целях достижения позитивных результатов в лечении СДВГ рекомендуется:

— включение обязательного консультирования родителей по вопросам воспитания;

— активное выявление группы риска по школьной дизадаптации у дошкольников;

— раннее выявление СДВГ у девочек;

— бригадное сотрудничество специалистов различного профиля (психиатра, психолога, психотерапевта, логопеда).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П., Андрусенко И. В. Коморбидные состояния при СДВГ у детей- клиническая характеристика. В кн: Психосоматические и пограничные нервно-психические расстройства в детском и подростковом возрасте. Новосибирск, 2008- 76−78.
  2. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.: Изд-во Института Психотерапии, 1999. — 304 с.
  3. В.И., Воронина Т. А. Сравнительная характеристика ноо-тропной активности препарата фенотропил // XI Российский национальный конгресс «Человек и лекарство» (19−23 апреля 2004). Тезисы докладов. М., 2004. — С.70.
  4. Л.О., Заваденко H.H., Успенская Т. Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. — № 3. — С.74−90.
  5. P.A. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: руководство по диагностике и лечению (3 изд.) Нью-Йорк: издательство Гилфорд, 2006.
  6. P.A. Препараты для лечения СДВГ // Материалы Форума «Охрана здоровья детей в России». Москва, 13−14 апреля 2006 г. М., 2006.
  7. H.H. Развитие навыков совладания у детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами в процессе сказкотера-пии: Дисс.. канд. психол. наук. СПб, 2005. — 231с.
  8. Е.Д. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Педиатрическая фармакология. 2003. — Т.1. — № 4. — С.59−62.
  9. Ю.Б., Мухина М. А. Фенотропил ноотропный препарат нового поколения // Журнал «Качественная клиническая практика». — 2005. — № 3. — С 29−32.
  10. П.Белоусова Е. Д., Никанорова М. Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. -№ 3. — С. 39−42.
  11. И.П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика-М, 2002. — 128 с.
  12. И.П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. — 96 с.
  13. Т.Р. Перспективы создания отечественных препаратов // Материалы Форума «Охрана здоровья детей в России». Москва, 13−14 апреля 2006 г.-М., 2006.
  14. Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. — С. 8−11.
  15. Р. Психотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2002.- 416 с.
  16. H.H., Игнатьева Н. Д. Методы исследования межличностных отношений ребенка. Метод, пособие. Серия: Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994. — 64 с.
  17. Т.Б. Мозговая дисфункция у детей: нейропсихологические аспекты. -М.: Наука, 1983. С.5−21.
  18. Е.В. Психологические факторы адаптации детей с ММД к школьному обучению // www.instenon.ru.
  19. O.A., Федотова Л. Э. Дефицит магния у детей с синдромом дефицита внимания и его коррекция препаратом Магне В6 // Российский педиатрический журнал. 2004. — № 3. — С. 1−4.
  20. В.И., Шарф М. Я. Минимальная мозговая дисфункция: руководство по детской неврологии / под ред. В. И. Гузевой. СПб.: СПбГПМА, 1998. — С. 226−232.
  21. Дж. Учебные трудности детей с СДВГ и способы помощи // Материалы Форума «Охрана здоровья детей в России». Москва, 13−14 апреля 2006 г. -М., 2006.
  22. A.B. Иппотерапия в лечении детей больных ДЦП, гипердинамическим синдромом и логоневрозом: Автореф. дисс. канд. мед. наук. -М., 2001.-24 с.
  23. В.Ю. Исследование процессов внимания // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2001. — Т.46. — № 4. — С.46.
  24. JI.T., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция у детей // Обзорная информация ВНИИМИ, Серия: Педиатрия. М., 1978.
  25. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Просвещение: Владос, 1995. 192 с.
  26. H.H. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа-Пресс, 2001. — 148 с.
  27. H.H. Неврологические основы дефицита внимания и гиперактивности у детей: Автореф. дисс.докт.мед.наук. М., 1999. — 36 с.
  28. H.H., Петрухин A.C., Семенов П. А. и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии // Московский медицинский журнал. — 1998. С. 19−23.
  29. В.В. Применение фенотропила при когннтивных нарушениях различной этиологии // Русский медицинский журнал. 2005. — № 22. — Т. 13. -С. 1491−1495.
  30. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. JL: Медицина, 1982.-224 с.
  31. Д.Н., Каган В. Е. Состояния гиперактивности у детей (клиника, терапия и реабилитация) // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1978.-№ 10. — С. 1544−1549.
  32. Д.Н., Микиртумов Б. Е. К систематике психопатоподобных расстройств у детей с общим психическим недоразвитием // 4-я Всероссийская конференция неврологов и психиатров, 1978. 150 с.
  33. К. Гиперкинетические расстройства // Психотерапия детей и подростков / под. ред. Х.Ремшмидта. -М.: Мир, 2000. С.457−475.
  34. Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. М.: Издательский центр «Академия». — 2004. — С.47−64.
  35. В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). -М.: Медицина, 1979. 608 с.
  36. Г. В. Гнпердинамический синдром // Руководство по психиатрии / под. ред. А. С. Тиганова. Т.2. -М.: Медицина, 1999. — 713 с.
  37. В.А. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста // Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002.-С. 463−485.
  38. В.А. Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста (клиника, типология, лечение): Автореф. дисс. канд.мед.наук. -М., 1989.-24 с.
  39. Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания: (нейрометрика, электромагнитная томография и нейроте-рапия). СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. — 148 с.
  40. Ю.Д., Чутко JT.C., Гринь-Яценко В.А. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2002. — № 5. — С.26−28.
  41. С.А. Основы психосоматики. СПб.: Речь, 2003.-288 с.
  42. В.Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. М., 1997. -205 с.
  43. М.И., Юркова И. А., Вишневская A.A. О применении мелле-рила в суспензии при некоторых заболеваниях у детей дошкольного возраста // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1972. — Т.72. -Вып. 10.-С. 1571−1574.
  44. О.В. Тревожные расстройства у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: Автореф. дисс. соиск. к.м.н. С-Пб., 2008.-24с.
  45. Н.Д. Психология характера. — М.: Просвещение, 1969 424 с.
  46. А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). — Л.: Медицина, 1985.-416 с.
  47. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Академический проект, 2000. — 512 с.
  48. Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001. — 190 с.
  49. А.В. Гиперкинетические расстройства поведения у младших школьников с резидуально-органическим психосиндромом // Психиатрия и психофармакотерапия 2005. — № 5. — Т.7. — С. 27−30.
  50. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -СПб., 2002.- 150 с.
  51. И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993. — 148 с.
  52. Д. Сущность феномена детской гиперактивности // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. М.: Издательский центр «Академия». — 2004. — С. 24−33.
  53. Г. Г. Варианты неблагоприятной возрастной динамики гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста (по материалам стационарного обследования): Автореф.дисс. канд.мед.наук. -М., 1992. -24 с.
  54. Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей // 1-я Международная конференция памяти А. Р. Лурия / под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М&bdquo- 1998. — С. 225−231.
  55. Н.В. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2001. — № 3. — С.46−49.
  56. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с.
  57. Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М., 1996.- 190 с.
  58. Е.А., Панкратова Н. В. Динамика нейропсихологпческого статуса у детей с различными вариантами синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья. М., 1997. — Т. 4. — № 4. — С.34−43.
  59. В.И. СДВГ: исследование, предварительные выводы и рекомендации // Материалы Форума «Охрана здоровья детей в России». Москва, 13−14 апреля 2006 г. М., 2006.
  60. О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб.: Речь, 2006. — 208 с.
  61. А .Г., Давыдов Д. М., Брюн Е. А. Синдром дефицита вниания с гиперактивностью и антисоциальное поведение у детей // Русский журнал детской неврологии. 2007. Т.2, № 1. — С. 22−30.
  62. Пфиффнер J1. Помощь детям с СДВГ в классе // Материалы Форума «Охрана здоровья детей в России». Москва, 13−14 апреля 2006 г. М., 2006.
  63. Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. -М. 1999.-444 с.
  64. X. Детская и подростковая психиатрия. М.: ЭКСМО-пресс, 2001.-624 с.
  65. A.A. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. М.: «Плэйт». — 2004. — 112 с.
  66. С .Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство). М.: Медицина, 1970.-216 с.
  67. А.Ю., Захарова Н. С., Степанов И. Н. Лечение последствий органического поражения головного мозга фенотропилом // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2005. — № 12. — С.22−26.
  68. H.A., Моховикова И. А. Особенности взаимодействия факторов вариации биоуправления потенциалами мозга у больных психическими нарушениями // Экология человека. 1994. — Т.1. — № 1. — С.37.
  69. A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 232 с.
  70. A.B. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. М.: Генезис, 2005. — 319 с.
  71. A.B., Цыганок A.A. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза // Нейропсихология сегодня / под ред. Е. Д. Хомской. М., 1995.-С. 170−183.
  72. Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня / под. ред. Е. Д. Хомской. -М., 1995.-С. 154−160.
  73. Сиротюк A. J1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.
  74. A.B., Есенин A.B., Громова O.A., Авдеенко Т. В., Скальная М. Г. Свинец и здоровье человека (диагностика и лечение сатурнизма). М., 1997.-35 с.
  75. JI.H. Метод портретных выборов адаптированый тест Сонди. Практическое руководство. — СПб.: Речь, 2002. — 128с.
  76. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.-215 с.
  77. Справочник по неврологии детского возраста // под ред. Б. В. Лебедева. -М.: Медицина, 1995. С.193−194.
  78. В.А., Сухотина Н. К. Клинико-психопатологичский аспект школьной дезадаптации детей с гиперкинетическими расстройствами // Психическое здоровье. 2009. — № 12 (43). — С.54−61.
  79. Г. Е. Роль возрастных особенностей в формировании клинической картины болезни // Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1.-М.: Медицина, 1955. С.64−71.
  80. Н.К., Красова A.B. Современные подходы к терапии гиперкинетических расстройств у детей // Социальная и клиническая психиатрия. -2006. Т.16. — № 2. — С.44−46.
  81. Н.К., Крыжановская И. Л., Коновалова В. В., Куприянова Т. А. Опыт применения ноотропов при пограничных психических расстройствах у детей // Психиатрия и пснхофармакотерапия. 2004. — Т.6.- № 6. -С.298−301.
  82. Н.К., Егорова Т. И., Кибрик Г. Н. Распространенность гиперкинетических расстройств среди детей города Москвы дошкольного и младшего школьного возраста //Социальная и клиническая психитрия. 2009. — № 3. -С. 5−10.
  83. Н.К. О разработке протокола ведения больных «Гиперкинетические расстройства у детей и подростков» // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -2009, — Т.109, № 41. С. 43−50.
  84. А.Э. Коррекция нарушений внимания у детей дошкольного возраста с использованием комплекса физических упражнений. М.: РОСИН-ЭКС, 2001. — С. 158−159.
  85. Н.И., Прокопьева Л. П. Нейрохимия гипобиоза и пределы криорезистентности организма. -М.: Наука, 1997. 142 с.
  86. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986.-255 с.
  87. В.М., Радаев A.M., Халецкая О. В., Радаева Г. М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста // Педиатрия. 1994. — № 2. — С. 72−75.
  88. М.Г., Мисионжик Э. Ю., Мариничева Г. С., Красов В. А. Вопросы обмена биогенных аминов у детей с гиперкинетическим синдромом // Российский психиатрический журнал. 1998. — № 6. — С. 39−43.
  89. П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью // Психиатрия / под ред. Р.Шейдер. М., 1998. — С.223−236.
  90. Ю.И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера (WISC). Адаптированный вариант. Спб.: ГП «Иматон», 1992. — 80 с.
  91. О.В., Трошин В. М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1998. -№ 9. — С. 4−8.
  92. О.В., Трошин В. М. Минимальные мозговые дисфункции мозга в детском возрасте. Н. Новгород, 1995. — 164 с.
  93. JI.C. Методика нейропсихологической диагностики детей.- М.: Когито-центр, 1998. 98 с.
  94. Н.В., Мовсисянц С. А., Тимофеева А. Н. Клиническое значение адаптивного биоуправлепня. Л.: Медицина, 1982. — 128 с.
  95. М.И. Психогимнастика. М., 1990. — 128 с.
  96. Л.С., Кропотов Ю. Д., Яковенко Е. А., Королева Н. Ю. Применение нейромультивита в лечении синдрома нарушения внимания с гиперактивностью // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2002. — № 5. С.56−57.
  97. Л.С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004.- 112 с.
  98. М.Ю. Игровая психокоррекция при работе с гиперактивными детьми // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2003 (3).- № 2. С. 40−44.
  99. Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М.: Вита-Пресс, 1997. — 156 с.
  100. Ю.С., Добридень В. П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС): Практ. пособ. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — 157 с.
  101. Ю.С., Корнеева В. А., Шевченко М. Ю. Комплексная многоуровневая терапия и психокоррекция детей с гиперактивностью // Материалы
  102. Форума «Охрана здоровья детей в России». Москва, 13−14 апреля 2006 г. М., 2006.
  103. .Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Салит-Медкнига, 2002.
  104. Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. -СПб.: ГП «Иматон», 1997. 80 с.
  105. Altfas R. J. Prevalence of attention deficit/hyperactivity disorder among adults in obesity treatment // BMC Psychiatry. 2002. — Vol. 2. — № 9. — P. 1−8.
  106. Allen A.J., Kurlan R.M., et al. Atomoxetin treatment in children and adolescents with ADHD and comorbid tic disorders // Neurology. 2005. — Vol.65 (12): 1941−9.
  107. Atomoxetine // New Drug Evaluation. 2004. — № 65. — P. 1−2.
  108. Aylward E.H. Reiss A.L., Reader MJ. Basal ganglia volumes in children with attention deficit hyperactivity disorder // J. Child. Neurol. 1996. — Vol. 11.-P. 112−115.
  109. Barkley R. A. Commentary on the multimodal treatment study of children with AD/HD // Journal of Abnormal Child Psychology. 2000. — V. 28. — P. 595−598.
  110. Barkley R.A. Attention deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment. NY: Guilfred Press. — 1998. — 688 p.
  111. Barkley R.A. Behavioral inhibition, sustained attention, and executive functions: constructing a unifying theory of ADHD // Psychol Bull. 1997. — Vol. 121.-P. 65−94.
  112. Biederman J., Faraone S.V. et al. A prospective four-year follow-up study of attention deficit hyperactivity and related disorders // Arch. Gen. Psych. -1996. Vol.53. — P. 437−446.
  113. Biederman J., Kwon A., Faraone V., at al. Absence of Gender Effects on Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Findings in Nonreferred Subjects // Am. J. Psychiatry.- 2005. -Vol. 162. № 6.-P. 1083−1089.
  114. Biederman J., et al. Impact of adversity on functioning and comorbidityin children with attention-deficit hyperactivity disorder. J. of American Academy of Child & Adolescent Psychiatry 1995b.- 34: 1495−1503.
  115. Block S.L. Attention-deficit disorder. A paradigm for psychotropic medication intervention in pediatrics. // Pediatr. Clin. North Am. 1998. — Vol. 45(5) -P. 1053−1083.
  116. Bradley C. The behavior of children receiving Benzedrine // Am. J. Psy-chiatr. 1937. — Vol. 94. — P. 577−585.
  117. Buitelarj R., van Englend H. Epidemiological approaches // Hyperactivity disorders of childhood / S. Sanberg (Ed.). 1996. P. 26−28.
  118. Cantwell D.P. Attention Deficit Disorder: A Review of the Past 10 Years. // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. -1996. Vol. 35(8). — P. 978−987.
  119. Cardon L.R., Smith S.D., Fulker D.W., Kimberling W.J., Pennington B.F., DeFries J.C. Quantitative trait locus for reading disability on chromosome 6 // Science. 1994. — Vol. 266. — P. 276−279
  120. Castellanos F.X. Toward a pathophysiology of attention deficit hyperactivity disorder // J. Clin. Pediatrics. 1997. — Vol.36. — P.381−393.
  121. Conners C.K. The syndrome of minimal brain dysfunction: psychological aspects // Pediatr Clin North Am. 1967. — Nov. 14(4). — P.749−766.
  122. Conners K., Casat C., Gualtieri T. et al. Bupropion hydrochloride in attention deficit disorder with hyperactivity // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1996.-Vol. 35.-P. 1314−1321.
  123. Conners C.K., Sitarenios G., Parker J.D., Epstein J.N. The revised Conners' Parent Rating S (CPRS-R): factor structure, reliability, and criterion validity. J. Abnorm Child Psychol 1998 -26: p.257−268.
  124. Cook E.H.Jr., Stein M.A., Krasowski M.D., Cox N.J., Olkon D.M., Kieffer J.E., Levental B.L. Association of attention-deficit disorder and the dopamine transporter gene. //Am. J. Hum. Genet. 1995. — Vol. 56(4). — P. 993−998.
  125. Cohn L.M., Caliendo G.C. Guanfacine use in of children with attention deficit /hyperactivity disorder // Ann. Pharmacother. 1997. — Vol. 31, № 7−8. — P/ 918−919.
  126. Clarke A.R., Barry R.G., Bond D., Mc Carthy R. Effects of stimulant medications on the EEC of children with attention deficit /hyperactivity disorder. // Psychopharmacology (Berl). 2002. Vol. 164. P. 277−284.
  127. Douglas V.I. Stop, look and listen: the problem of sustained attention and impulse control in hyperactive and normal children. Canadian Journal of Behavioral Science. 1972. — Vol. 4. — P. 259−282.
  128. Douglas V.T. Attentional and cognitive problems. In Rutter M. (Ed.): Developmental neuropsychology. Churchill Livingstone, Edinburgh, 1984. — P. 280−329.
  129. DuPaul G.L., Barkley R.A., McMurray M. Response of children with ADHD to methylphenidate: interaction with internalizing symptoms // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1994. — Vol. 33. — P. 894−903.
  130. Elliot F.A. Neurology of aggression and episodic dyscontrol. // Semin. Neurol. 1990. — Vol. 10. P. 303−312.
  131. Faraone S.V., Biederman J. The neurobiology of attention deficit hyperactivity disorder. In: Charney D.S., Nestler E.J., Bunney B.S., eds. Neurobiology of Mental Illness. New York: Oxford University Press, 1999. — P. 788−801.
  132. Feingold B.F. Hyperkinesis and learning disabilities linked to artificial food flavors and colors // Am. J. Nurs. 1975. — Vol. 65. — P. 793−803.
  133. Fitzerald M. Adult attention deficit hyperactivity disorder / Irish J. of Psychological Medicine. 1998. — Vol. 15. P.82−83.
  134. Frederiks (1975) J.A.M. Consciousness. In. PJ. Vinken, G.W.Bruyn (eds.) Handbook of clinical neurology. Vol.3. Disorders of higher nervous activity. -Amsterdam: North Holland Publishing Company, 1969.
  135. Gadow K.D., Sverd J., Sprafkin J., Nolan E.E., Grossman S. Long-term methylphenidate therapy in children with comorbid attention-deficit hyperactivity disorder and chronic multiple tic disorder // Arch. Gen. Psychiatry. 1999. — Vol. 56. -P. 330−336.
  136. , K.D., & Sprafkin, J . Child Symptom Inventory-4 screening manual. Stony Brook, NY: Checkmate Plus 1998.
  137. Gittelman R. Childhood disorders. In: Klein D., Quitkin F., Rifkin A., Gittelman R., eds. Drug Treatment of Adult and Child Psychiatric Disorders. Baltimore, Md: Williams and Wilkins- 1980. — P. 576−756.
  138. Jacobvitz D. Treatment of attentional and hyperactivity problems in children with sympathomimetic drugs: A comprehensive review // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1990. — Vol. 29.-N 5. — P. 677−688.
  139. Kadesio B, Gillberg C., The comorbidity of ADHD in the general population of Sweden school-age children // J. Psychology & Psychiatry & Allied Disciplines. 2001. № 42. P.487−492.
  140. King R.A., Noshpitz J.D. Pathways of growth // Essentials of child psychiatry. NY, 1991. — Vol. 2 — P. 318−375.
  141. La Hoste G.J., Swanson J.M., Wigal S.B. et al. Dopamine D4 receptor gene polymorphism is associated with attention deficit hyperactivity disorder // Mol. Psychiatry. 1996.-Vol.1.-P. 121−124.
  142. Lahey B., Pelham W., Loney J., et al Three-Year Predictive Validity of DSM-IV Attention Deficit Hyperactivity Disorder in Children Diagnosed at 4 6 Years of Age. // Am. J. Psychiatry. — 2004. — V. 161. — № 11. — P. 2014−2020.
  143. Lau M.A., Pihl R.O., Peterson J.B. Provocation, acute alcohol intoxication, cognitive performance and aggression. // J. Abnormal Psyhol. 1995. — Vol. 104. P. 150−155.
  144. Laufer M., Denhoff E., Solomons G. Hyperkinetic impulse disorder in children’s behavior problems // Psychosom. Med. 1957. — Vol. 19. — P. 38−49.
  145. Lenard A., Adler M.D. Clinical Presentations of Adult Patients with ADHD // J. Clin. Psychiatry. 2004. — Vol. 65. — № 3. — P. 8 -11.
  146. Malier B.S., Marazita M.L., Moss H.B., Vanyukov M.M. Segregation analysis of attention deficit hyperactivity disorder // Am. J. Med. Genet. 1999. -Vol. 88.-N 1.-P. 71−78.
  147. Michelson D., Allen A., Busner J. Once daily atomoxetine treatment for children and adolescents with attention deficit hyperactivity disorder: a randomized, placebo controlled study // Am. J. Psychiatry. 2002. — Vol. 159. P. 869−901.
  148. Paidg R., Pasternack H.R., Lee S at al. Identifying and Treating Attention Deficit Hyperactivity Disorder: recourse for school and home. Washington.: ED Pubs.-2003.-P. 1−16.
  149. Pfiffner L.J., O’Leary S.G. School-based psychological treatments. In Matson J.L. (ed). Handbook of Hyperactivity in Children. Boston, Mass: Allyn and Bacon, 1993.
  150. Pfiffner. L. McBurnett. K. Rathouz, P., & Judice. S. Family correlates of oppositional and conduct disorders in children with attention deficit/hyperactivity disorder. Journal of Abnormal Child Psychology 2005 — 33: 551−563.
  151. Pliszka S.R., Maas J.W. Urinary catecholamines in attention deficit hyperactivity disorder with and without comorbid anxiety // J. Am. Acad. Child Ado-less. Psychiatry. 1994.-Vol. 33.-P. 1165−1173.
  152. Pliszka S.R. The use of psychostimulants in the pediatric patients // Pe-diatr. Clin. North America. 1998. — Vol.45. — P. 107−121.
  153. Ross D.M., Ross S.A. Hyperactivity: Current issues, research and therapy.-NY: Wiley, 1982.
  154. Rohde L.A. Is There a Need to Reformulate Attention Deficit Hyperactivity Disorder Criteria in Future Nosologic Classificvations? Child and Adolescent Psychiatric Clinics ofNorth America? 2008−17:405−420.
  155. Rowe D.C., Stever C., Giedinghagen L.N. et al. Dopamine DRD4 receptor polymorphism and attention deficit hyperactivity disorder // Mol. Psychiatry. -1998.-Vol.3 -N 5.-P. 419−426.
  156. Rutter M., Graham P., Yule W. A neuropsychiatry study in childhood. -London: Spestics Int. Medical Publ., 1970.
  157. Sandber S. Hyperkinetic of attention deficit disorder // British. J. Psychiatry. 1996. — Vol. 169. — N 7. — P. 10−17.
  158. Shafritz M.K., Marchione K., Gore J., at al. The Effects of Methylphenidate on Neural Systems of Attention Deficit Hyperactivity Disorder // Am. J. Psychiatry. 2005. — Vol. 161.- № 11.- P. 1990−1997.
  159. Shapiro S.K., Garfinkei B.D. The occurrence of behavior disorders in children: The interdependence of attention deficit disorder and conduct disorder // J. Amer. Acad. Child. Psychiat. 1986. — Vol. 25. — № 6. — P. 809−819.
  160. Shaywitz B.A., Fletcher J.M., Shaywitz S.E. Attention deficit (hyperactivity disorder) // Adv. Pediatr. 1997. — Vol. 44. — P. 331−367.
  161. Spencer T.J., Biederman J., Wilens Т., Harding M., O’Donnell D., Griffin S. Pharmacotherapy of attention deficit hyperactivity disorder across the lifecycle: a literature review // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1996. — Vol. 35. — P. 409−432.
  162. Swanson. Modafmil // J. of Clinic. Psych. 2006. — V. 67, — P. 137−147.
  163. Swanson J.M. et al. Strengths and Weakness of ADHD-symptoms and Normal-behavior, 2001. цит. no no H.H. Заваденко Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: ACADEMA 2005: 246−247.
  164. Szatmari P. The epidemiology of attention deficit hyperactivity disorder. In. G. Weiss (Ed.). Child and adolescent psychiatry clinics of North America: attention deficit disorder. Philadelphia. W.B.Saunders. — 1992. — P. 361−372.
  165. Tannock R., Schachar R.J., Carr R.P., Logan G.D. Dose-response effectsof methylphenidate on academic performance and overt behavior in hyperactive children // Pediatrics. 1989. — Vol. 84. — P. 648−657.
  166. Taylor E. Hyperactivity. British J. ofPsycgiatry 1986 — b. l49:562−573.
  167. Warren R.P. Reading disability, attention deficit hyperactivity disorder and the immune system // Science. 1995. — Vol. 268. — P. 786−787.
  168. Weinberg W.A., Brumback R.A. Primary disorder of vigilance a novel explanation of inattentiviness, daydreaming, boredom, restlessness and sleepiness // J. Pediatrics. 1990.-Vol. 116.-N 5.-P. 720−725.
  169. Weiss M., Weiss G. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. In M Lewis (Ed.), Child and Adolescent Psychiatry: A Comprehensive Textbook, 3rd Edition. Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2002. — Ch. 52 — P. 645−670.
  170. Wender E.H., Solanto M.V. The effects of sugar on aggressive and inattentive behavior in ADD-H and normal children // Pediatrics. 1991. — Vol. 88. — P. 960−966.
  171. Wender P.H. Minimal brain dysfunction in children. NY: Wiley. -1971.-242 p.
  172. Wilens T.E., Biederman J., Geist D.E., Steingard R., Spencer T. Nortriptyline in the treatment of attention deficit hyperactivity disorder: A chart review of 58 cases // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1993. — Vol. 32. — P. 343−349.
  173. Zametkin A.J., Rapoport J.L. Noradrenergic hypothesis of attention deficit disorder with hyperactivity: a critical review. In: Meitzer HY, ed. Psy-chopharmacology: The Third Generation of Progress. New York, NY: Raven Press, 1987.-P. 837−842.
Заполнить форму текущей работой