Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Христианская демократия в России: Соц.-филос. 
истоки и проблемы полит. 
ангажированности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая в практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем материалы и выводы углубляют и расширяют существующие в отечественной литературе представления о сущности христианской демократии, специфике ее становления и развития в России. Основные результаты проделанной работы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в преподавании курса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
    • 1. Понятие и сущность христианской демократии
    • 2. Западноевропейская общественная мысль и становление христианской демократии
  • Глава 2. РОССИЙСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И
  • СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
    • 1. Социально-философские истоки отечественной христианской демократии
    • 2. Христианская демократия в условиях трансформации современного российского общества

Христианская демократия в России: Соц.-филос. истоки и проблемы полит. ангажированности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процесс политических реформ в конце 80-х — начале 90-х годов привел к созданию в российском обществе ряда политических партий и движений. Относительно новым, но несомненно заметным явлением для России стало появление такого социально-религиозного движения, как христианская демократия.

Несмотря на отсутствие опыта практической деятельности, отечественные христианско-демократические партии за сравнительно короткий срок привлекли к себе внимание определенных кругов интеллигенции, предпринимателей, экуменически настроенных верующих — представителей различных конфессий. В этой связи представляется важным выявить социально-философские основы, а также значимость и специфику политической ангажированности христианской демократии в России.

Христианско-демократическое движение, имеющее глубокие исторические корни и собственное учение, является одной из крупных политических сил в Западной Европе, а потому своеобразное восприятие этого опыта российскими христианскими демократами и возникшая потребность в изучении данного феномена обусловили актуальность настоящего исследования.

Несмотря на то, что отечественные христианско-демократи-ческие партии пока еще не очень многочисленны, они, на наш взгляд, имеют определенную перспективу. Это дало основание диссертанту посвятить настоящую работу исследованию процесса возникновения и развития христианско-демократической мысли и христианско-демократического движения в России.

Состояние разработанности темы. За рубежом исследования по проблемам христианской демократии стали появляться с 30−40-х годов XX века. Отечественным ученым и политикам наиболее известны работы западных специалистов Р. Кальдеры «Специфика христианской демократии» (1992), С. Маркевича «Современная христианская демократия» (1982), Р. Папини «Интернационал христианской демократии» (1992), посвященные сущности, генезису и эволюции такого явления, как христианская демократия в Западной Европе.

В российской литературе феномен западноевропейского хрис-тианско-демократического движения привлек внимание исследователей в начале 90-х годов. Это нашло отражение в публикациях таких авторов, как А. А. Амплеева «От христианско-демократичес-кой идеи к христианско-демократическим партиям» (1994),.

B.Г.Забалуев «Германский политический католицизм как предшественник христианской демократии» (1994), Л. В. Пономарева «Начало христианской демократии в Европе и русская мысль» (1994),.

C.Л.Сокольский «Концепция человека в программе и политике христианской демократии ФРГ» (1992).

Анализу становления и развития христианско-демократичес-кого движения в России посвящена единственная диссертационная работа Ю. Е. Григорьевой «Христианская демократия в России: проблемы становления» (1996), а также ряд статей А.А.Амплее-вой, М. Боброва, С. И. Иваненко, Б. Лопухова, Н. Львова, Д. Савина, Э. Г. Филимонова, Н. А. Трофимчука, А. П. Щипкова, зарубежного исследователя Р.Саквы.

Во всех перечисленных работах почти не идет речи о соци-ально-философских истоках христианской демократии в России.

Исключение составляют работы С. И. Иваненко, Н. А. Трофимчука «Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды» (1991), Б. Лопухова «Христианская демократия и русская мысль в начале XX века» (1994), Э. Г. Филимонова «Христианская демократия в политическом процессе современной России» (1995).

Таким образом, отечественные истоки и проблемы политической ангажированности христианской демократии в России исследованы учеными недостаточно, в слабой степени изучен и феномен западноевропейского христианско-демократического движения. Этим и объясняется выбор автором темы диссертации.

Цель и задачи исследования

Цель работы состоит в том, чтобы выявить социально-философские истоки, значимость и специфику политической ангажированности христианской демократии в России.

При этом ставятся следующие задачи:

— определить понятие и сущность христианской демократии;

— осветить процесс возникновения и развития христианско-демократического движения в Западной Европе;

— исследовать отечественные социально-философские истоки христианской демократии;

— показать особенности становления и развития христиан-ско-демократических партий в условиях трансформации российского общества.

Методологическая и источниковедческая база диссертации.

Работа основана на принципах историзма и научной объективности, системно-аналитическом подходе, позволяющем рассмотреть истоки, сущность, специфику христианской демократии. Источниками исследования стали философские, социологические и политологические труды Ф. Ж. Бюшеза, Х. Доносо Кортеса, В.Э.фон Кеттелера, Ф.Р. де Ламенне, Э. Мунье, Ж. Маритена, папы Льва XIII, П. А. Сорокина, H.A.Бердяева, с.Н.Булгакова, Г. С. Петрова, В. С. Соловьева, П. Б. Струве, Е. Н. Трубецкого, П. Я. Чаадаева. Важное значение для автора имели работы отечественных исследователей-религиоведов Р. А. Гальцевой, В. Г. Забалуева, Н. И. Кареева, В. А. Коленко, Б. Лопухова, Г. С. Лялиной, Ф. Г. Овсиенко, Л. В. Пономарева, И. В. Роднянской, Л. Д. Ходорковского, А. П. Щипкова, И. Н. Яблокова, современных зарубежных политологов Ж. Борнара, Р. Кальдеры, П. Летамендиа, С. Маркевича, Р.Папини.

В диссертации были использованы уставы, программные документы и партийная литература современных отечественных христи-анско-демократических партий, а также интервью диссертанта с их лидерами.

Основные научные результаты, полученные лячно соискателем, и научная новизна исследования состоят в следующем:

— в наиболее полном виде дана трактовка понятий «христианская демократия», «христианско-демократические партии (союзы)», «христианско-демократическое учение» ;

— раскрыты содержание и основные принципы учения христианских демократов, особенности функционирования христианско-демократических партий на современном этапе;

— определены основные этапы становления и развития хрис-тианско-демократической мысли и христианско-демократического движения в Западной Европе;

— впервые на конкретном материале обосновано положение о существовании отечественных социально-философских истоков христианской демократии;

— установлены причины возникновения и особенности христи-анско-демократической мысли в России;

— представлен анализ социально-политических и философских концепций идеологов современного отечественного христианско-демократического движения;

— дан прогноз развития христианской демократии в России на ближайшую перспективу.

Теоретическая в практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем материалы и выводы углубляют и расширяют существующие в отечественной литературе представления о сущности христианской демократии, специфике ее становления и развития в России. Основные результаты проделанной работы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в преподавании курса религиоведения и курса политологии, спецкурсов по проблемам политики и религии.

Апробация диссертации. Результаты исследования были изложены в докладе на Международной научной конференции «Христианская демократия сегодня» (Санкт-Петербург, 1995 г.), в выступлениях на «круглом столе» «Христианство и коммунистическая идеология. Проблемы взаимоотношений» (Москва, 1996 г.), на Международной конференции «Нравственные основания государства и государственной политики» (Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1996 г.).

Диссертация обсуждена на кафедре религиоведения РАГС при Президенте РФ и рекомендована к защите.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осуществленный в данной работе анализ процесса становления и развития западноевропейской и отечественной христианской демократии позволяет сделать следующие выводы.

На современном этапе своего существования христианская демократия, в представлении автора диссертации, есть не только совокупность политических сообществ, но и самостоятельное политическое и социальное движение, автономное по отношению к церковным организациям, имеющее исторические корни, собственное учение и определенную перспективу.

Возникшие под влиянием французских революций 1830 и 1848 гг. и получившие развитие в трудах христианских философов Ф. Ж. Бюшеза, Ф.Р. де Ламенне, В.Э. фон Кеттелера, Э. Мунье, Ж. Маритена, папы Льва XIII христианско-демократические идеи оформились в законченное учение после II Мировой войны, когда христианская демократия превратилась в мощную политическую силу в Западной Европе.

На основе анализа этих идей и современного христианс-ко-демократического учения, диссертант заключила, что становление христианской демократии в России имеет свою специфику, которую можно свести к следующим положениям.

В отличие от существующих в современной российской литературе представлении о начальных вехах становления отечественной христианской демократии, автор диссертации считает, что ее социально-философские истоки сложились еще в начале XX века. Если западноевропейская христианская демократия развивалась под идейным влиянием Римской католической церкви, то в России, при иной традиции взаимоотношений между церковью и государством, указанные воззрения смогли сформироваться только в лоне светской общественной мысли. Русская православная церковь играла менее самостоятельную роль в политике, чем христианские церкви на Западе, поэтому проблема создания движения христиан-ско-демократической направленности как опосредующей формы отношений церкви и государства явилась предметом социально-фило-софской мысли Петербургских религиозно-философских собраний, организаций «Христианское братство борьбы», «Союз свободы, правды и миролюбия», журналов «Баптист», «Слово истины», С. Булгакова, Е. Трубецкого, Г. Петрова, И. Проханова, создавшего первую отечественную христианско-демократическую партию «Воскресение». Диссертант полагает, что накануне Октябрьской революции 1917 года в стране сложились определенные предпосылки для развития христианско-демократических идей и формирования христианско-демократического движения, выходу которых на общественную арену помешали последовавшие затем социально-политические преобразования в обществе. Христианская демократия появилась в России лишь на рубеже 80−90-х годов под влиянием процесса политических реформ и связанного с ним духовного поиска.

Не имея возможности остановиться на всех вопросах, касающихся состояния современной отечественной христианской демократии, что и не входило в задачи исследования, автор работы акцентировала свое внимание на концепциях идеологов российских ХДП для того, чтобы выявить особенности становления христианс-ко-демократической идеи в условиях трансформации нашего общества. Итак, первый опыт христианско-демократического движения в России показал следующее.

Современные демохристиане не в полной мере знакомы с отечественными идейными истоками христианской демократии. Их идеологические ориентиры были сформированы на основе западноевропейских христианско-демократических принципов. В связи с этим существовали определенные сложности с их применением в ситуации постсоветского периода, а также возникала потребность в адаптации этих принципов к сознанию россиян.

Попытки идеологов современной отечественной христианской демократии предложить обществу концепции, основанные на «синтезе демократии и православия» не могли быть восприняты широкими народными массами, поскольку в их понимании, приверженность демократическим убеждениям не может сочетаться с православным миропониманием.

В связи с этим возникает вопрос: каковы дальнейшие перспективы христианской демократии в условиях современного российского общества?

Автор диссертации считает, что при свойственных нынешнему религиозному сознанию россиян стихийности и эклектичности и одновременной ориентированности на западные ценности в обществе в той или иной форме неизбежно будут укореняться идеи христианской демократии.

Учитывая опыт Запада, важно отметить, что эволюционный путь развития европейского христианско-демократического движения сопровождался глубоким укоренением в народном сознании в течение целого века христианско-демократической идеи. Российской христианской демократии нет еще и десятка лет. Поэтому основная цель деятельности современных христианско-демократических партий будет сводиться к тому, чтобы донести до широких масс россиян суть христианско-демократической идеи. Путь к реализации этого намерения пролегает через приобщение названных партий к властным функциям в государстве, через вовлечение в свои ряды социально и политически активных россиян и формирование квалифицированного партийного актива.

Сегодня в России, в условиях глубочайшего социального кризиса, разочарований в состоятельности нынешних институтов власти и эффективности реформ в экономике, постепенной утраты веры в харизматических лидеров, у демохристиан есть все шансы привлечь к себе должное внимание народных масс, убедив их в способности проводить честную, бескорыстную, основанную на христианских принципах политику.

В условиях изменившейся социально-политической системы и поиска гражданами страны своей цивилизационной самоидентичности со всей остротой встает вопрос о сохранении российской государственности. Поэтому христианская демократия на данном этапе развития России претендует на то, чтобы ее программа стала основой социального и духовного преобразования общества. Думается, что нынешняя российская ситуация дает отечественной христианской демократии определенные возможности к ее дальнейшему развитию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Возрождение России. Христианская демократия и просвещенный патриотизм: Сборник материалов и документов РХДД. М.: Выбор, 1993. — 135 с.
  2. Краткая историческая справка о Российском христианско-де-мократическом союзе // Материалы выставки «Политические партии России и выборы в Государственную Думу». Государственная историческая библиотека. — М., 1995.
  3. Манифест российской христианской демократии. СПб., 1996.- 27 С.
  4. Принципиальная программа Российского христианско-демокра-тического союза. СПб., 1992. — 12 с.
  5. Программа Российской христианско-демократической партии (РХДП). М., 1991. — 20 С.
  6. Российское христианское демократическое движение: Сборник материалов и документов. М., 1990. — 30 с.
  7. Христиане будут участвовать в выборах // Материалы выставки «политические партии России и выборы в Государственную Дума». Государственная историческая библиотека. — М., 1995.
  8. Христианская демократия сегодня: Сборник документов. СПб., 1992. 42 с.
  9. Христианские партии и самодеятельные объединения: Сборник материалов и документов. М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. -216 с.
  10. Христианско-демократический союз Христиане России: Устав, Программные принципы. — СПб., 1996. — 15 с. 1. Монографин и сборники научных трудов
  11. В.В. Идеократия в России: Метаморфозы богоборческого режима. М.: Выбор, 1995. — 176 с.
  12. В.В. Мироправители тьмы века сего. М.: Выбор, 1994 .
  13. В.А. Постперестройка: несвободная совесть? (Интервью, беседы с религиозными деятелями, статьи о свободе совести и церковно-религиозных отношениях в России). М.: Россия молодая, 1992. — 62 с.
  14. Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. -301 с.
  15. А. Христианство и социализм. М.: Госполитиэдат, 1959. — 40 с.
  16. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. — 224 с.
  17. H.A. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс: ХДС-пресс, 1991. — 81 с.
  18. H.A. Самопознание: (Опыт философской автобиографии). м.: Книга, 1991. — 445 с.
  19. H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 173 с.
  20. H.A. Судьба России. М: Советский писатель, 1990. — 348 С.
  21. H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  22. Л. Христианско-социальное движение в Англии. М., 1906. 137 с.
  23. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. -М.: Республика, 1994. 415 с.
  24. С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 350 с.
  25. М. Протестантская этика и дух капитализма: Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  26. В котле России: Автобиография И. С. Проханова. Чикаго: ВСЕХ, 1992. — 263 С.
  27. B.C. Христианские организации и духовная жизнь общества. М.: Знание, 1991. — 62 с.
  28. Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. м.: Соцэкгиз, 1936. — 503 с.
  29. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций.- 4.1. М.: РАГС. — 257 с.
  30. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций.- 4.II. М.: РАГС. — 193 с.
  31. Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. -574 С.
  32. В. Проблемы становления демократического государства в России. М.: Ad Marginem, 1996. — 303 с.
  33. З.М. Партии России: испытание выборами. М.: Поли-тол.центр, 1994. — 80 с.
  34. П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905−1907 гг. М.: Наука, 1984. — 224 с.
  35. С.И., Трофимчук H.A. Новые религиозные объединения : поиски, противоречия, надежды. М.: Знание, 1991. -64 с.
  36. Избирательные объединения, избирательные бЛоки на выбо-рах-95 (справочник): Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». М.: Центризбирком, 1995.
  37. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. -431 с.
  38. История евангельских христиан-баптистов в СССР. м.: Изд-во ВСЕХБ, 1989. — 623 с.
  39. Р. Специфика христианской демократии. СПб.: ХДС, 1992. — 63 с.
  40. Н.И. История Западной Европы в начале XX века. М.: Изд. отд. Московск.научн. ин-та, 1920. 506 с.
  41. Н.И. История Западной Европы в новое время. Собр. соч. — Т.5. — СПб., 1898. — 888 С.
  42. Л.П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1993. 252 С.
  43. А.и. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. 1917 г.). — М.: Наука, 1965. — 348 с.
  44. А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973. — 255 с.
  45. Н.О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994. 457 с.
  46. Н.О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990.62 с.
  47. В.И. // ПСС. М.: Политиздат, 1961. — Т.15. — 583 с
  48. . Философ в мире. М.: Высш.шк., 1994. — 190 с.
  49. С. Современная христианская демократия. М.: Политиздат, 1982. — 287 с.
  50. А. Культура и духовное восхождение. М.: Искусство, 1992. — 495 С.
  51. Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. — 142 с.
  52. Э. Что такое персонализм? М.: Иэд-во гуманит. лит., 1994. — 128 с.
  53. Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма: философский критический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1987. -255 с.
  54. М.И. Государство и церковь в России. XX век. М.: луч, 1994. — 172 с.
  55. А., Красников Е., Мейер М. Политические партии, движения и блоки в современной России. Н. Новгород: Лета, 1993. 106 с.
  56. Отечественная философская мысль Х1Х-ХХ вв. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. — 88 с.
  57. От Лютера до Вайцзеккера: Великие протестантские мыслители Германии. М.: Раритет. — 286 с.
  58. Р. Интернационал Христианской Демократии. СПб.: Невское время, 1992. — 256 с.
  59. Г. С. Война и мир. СПб., 1906. — 48 с.
  60. Г. С. Церковь и общество, СПб., 1906. — 84 с.
  61. и.в. Быть протестантом в России. М.: Изд-во «Благовестник», 1996. — 382 с.
  62. Политические партии и движения. Христианско-демократичес-кое движение в Европе: Реферативный сборник. М.: РАН ИНИОН, 1994. — 184 с.
  63. Политические партии и движения в России и на Западе: Процесс формирования, методы исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. 176 с.
  64. Политические партии России. Справочное издание. М.: Фонд права, 1995. — 94 с.
  65. Политические партии современной России: Информационные и аналитические материалы об общероссийских партиях и общественных движениях (1990−1993). Вып.1. — М.: РОСС-ПЭН, 1993. — 379 с.
  66. Религиозная жизнь и культурное наследие России. Православие в России. М.: Институт Наследия, 1995. — 143 с.
  67. Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып.2. — М.: Прогресс-Культура, 1993. — 592 с.
  68. Религия и политика в посткоммунистической России. М.: Институт философии РАН, 1994. — 252 с.
  69. Религия и церковь в западном обществе. М., 1992. — 248 с
  70. Русская идея. М.: Республика, 1992. — 494 с.
  71. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  72. Социальные идеи христианства в XX веке. М.: ИНИОН, 1989.- 114 с.
  73. Струве П. Patriotica. Политика, культура, религия. СПб., 1911. — 619 с.
  74. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 730 с.
  75. Три взгляда на государство: христианские демократы, либералы, социал-демократы: Сборник обзоров. М.: ИНИОН, 1992. — 162 с.
  76. Л.Д. Католицизм и рабочий класс Германии. М.: Наука, 1978. 334 с.
  77. М.И. Ленин и проблемы атеизма. М.-Л.- Изд-во Акад. наук СССР, 1961. — 671 с.
  78. М.М. Христианский социализм. М.: Наука, 1969. -316 с.
  79. о. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. М.: мысль, 1993, — 666 с.
  80. И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. 182с.
  81. И.Н. Основы религиоведения. М.: Высш. шк., 1994, — 368 с.
  82. И.Н. Основы теоретического религиоведения: Пособие. М.: Космополис, 1994. — 224 с.
  83. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. — 527 с. 1.I. статьи
  84. А.А. Российская христианская демократия // Политические партии и движения. Христианско-демократическое движение в Европе: Реферативный сборник. М.: РАН ИНИОН, 1994. — С.164−184.
  85. А.А. Российское христианско-демократическое движение движение оппозиции // Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. — М.: ИНИОН, 1993. Вып.2. — С.72−78.
  86. A.A. Христианская демократия в ответственности перед человеческой личностью // Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. М.: инион, 1993. -ВЫП.2. — С.79−91.
  87. М. Христианская демократия в России: останется ли она политической экзотикой или станет серьезной силой? // Истина и жизнь. 1994, — N 11. — с.31.
  88. . Богатство и актуальность общественных принципов христианства // Христианская демократия сегодня: Сборник документов. СПб., 1992. — С.20−35.
  89. С. Десять заповедей демократии в христианском разумении // Новый мир. 1992. — N 1. — С.198−202.
  90. P.A., Роднянская И, Б. Из истории социального христианства в России XX в. // Социальные идеи христианства В XX веке. М.: ИНИОН, 1989. — С.70−94.
  91. В.Г. Германский политический католицизм как предшественник христианской демократии // Новая и новейшая история. 1994. — N 3. — С.20−30.
  92. С.И. Религиозные партии в России: итоги и перспективы // Диспут. 1992. — N 3, — (июль-сентябрь) -С.20−30.
  93. Иваненко С. И, Религия и политика в современной России // Диалог. 1993. — N 8/9, — С.17−24.
  94. П. Течения в христианской демократии // Христианская демократия сегодня: Сборник документов. СПб., 1992. — С.13−20.
  95. П. Христианская демократия в мире // Политические партии и движения. Христианско-демократическое движение в Европе: Реферативный сборник. М.: РАН ИНИОН.1. С.33−38.
  96. . Христианская демократия и русская мысль в начале XX века // Европейский альманах. М., 1994. — С.18−24.
  97. Н., Савин Д. Дом, разделившийся сам в себе, падает // Власть. 1994. — N 9. — С.17−23.
  98. В.П. Политические партии на Западе и в России: сопоставимы ли понятия? // Политические партии и движения в России и на Западе: Процесс формирования. Методы исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. — С.17−40.
  99. Г. С. Либерально-буржуазное течение в баптизме (1905−1917) // Вопросы религии и атеизма. М.: Мысль, 1966. — Вып.1. — С.312−340.
  100. А. Не списывайте Горби в архив. Интервью с человеком, который делает президентов // Собеседник. 1995. — N 24. — С.6.
  101. В. Параметры христианской политики // Москва.1994. N 8. — С.113−118.
  102. М.А. Христианство и политика // Россия и современный мир. 1997. — N 1. — С.98−102.
  103. Л., Сиземская И. Парадигма русской философии истории // Свободная МЫСЛЬ. 1995. — N 5. — С.42−54.
  104. Ф.Г. Социально-этическая концепция личности в интерпретации польской католической церкви // Проблемы личности в религии и атеизме. М.: Изд. Моск. ун-та. -С.72−92.
  105. А.И. Любовь, свобода, солидарность // Наука и религия. 1993. — N 3. — С.38−39.
  106. Д. Зловещая прелесть «христианской демократии» // Элементы. Евразийское обозрение. 1993. — Н 3. — с.13−16.
  107. Е. О статье Михаила Чельцова «Христианство и политика» // Журнал Московской Патриархии. 1994. — N 3. -С.54−66.
  108. Л. Начало христианской демократии в Европе и русская мысль // Евразийский альманах. М., 1994.1. С.18−24.
  109. Л.в. Христианская концепция человеческой личности (по материалам XX столетия) // Религия и церковь в западном обществе. М., 1992. — С.8−19.
  110. В. Церковь и демократия // Наука и религия.1995. N 7. — С.2−3.
  111. Религия и политика в посткоммунистической России: (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992.1. N 7. С. б-33.
  112. Р. Христианская демократия в России. 4.1: Пер. с англ. // Социологические исследования. 1993. — N 4. -С.126−134.
  113. Р. Христианская демократия в России. 4.2: Пер. с англ. // Социологические исследования. 1993. — N 7. -С. 122−131.
  114. В.П. Посмертные письма. Публикация Р. Крепса // Минувшее. Исторический альманах. Вып.1- - М.: Прогресс, 1990. С.294−296.
  115. И.В. Социальные взгляды православной церкви в начале XX века // Русская культура и мир. Тез. докл. между-нар. науч. конф. Ниж. Новгород, 1993. — С.88−89.
  116. А. Бодался теленок с дубом // Новый мир.1991. N 7. — С, 65−158.
  117. B.C. Великий спор и христианская политика // Сочинения: В 2-Х Т. М.: Правда, 1989. — Т.2. — С.59−167.
  118. B.C. Заметки в защиту Достоевского от обвинений в «новом» христианстве // Собр. соч. В. С. Соловьева. СПб., б.Г. Т.З. — С.201−205.
  119. B.C. О подделках // Сочинения. В 2-х т. М.: Правда, 1989. — Т.2. — С.305−316.
  120. B.C. Три речи в память Достоевского // Собр.соч. В. С. Соловьева. СПб., б.г. — Т.З. — С.169−200.
  121. А.К. Марксизм и динамика левых течений христианской демократии в Центральной Америке // Великий Октябрь и Латинская Америка. М.: ИЛА, 1987. — С.44−45.
  122. С.М. Христианская демократия Чили в идейно-политической борьбе в период революции 1970−1977 гг. // Латинская Америка: социально-экономические процессы и идеологическая борьба. Межвуз. сб. науч.тр. Иваново: ИвГУ, 1990. — С.116−131.
  123. Э.Г. Христианская демократия в политическом процессе современной России // Обновление России: трудный поиск решений. Вып.З. — М.: Рос. независ, ин-т социал. и нац. проблем, 1995. — с.193−203.
  124. П.Я. Философические письма (1829−1830) // Полн. собр.соч. М.: Наука, 1991. — Т.1. — С.320−440.
  125. М.П. Христианство и политика // Журнал Московской Патриархии. 1994. — N 3. — С.54−66.
  126. А. Свобода, солидарность, патриотизм // Власть. -N 3. 1994.
  127. Ю. Поиски христианских основ демократии в России // Новый мир. 1992. — N 1. — С.203−206.
  128. А.В. Христианская демократия в России // Религия и политика в посткоммунистической России. М.: Ин-т философии РАН, 1994. — С.119−186.
  129. А.В. Эволюция нашей христианской демократии // Вопросы философии. N 7. — 1992. — С.16−20.
  130. Е.С. Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний // Кентавр. 1994. — N 3. — С.119−130.
  131. и. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. — N 2. -С. 47−56.
  132. Chadecha // Leksykon religiozna WCZY. Warszawa: PWN, 1988. — P.47−49.
  133. Demichev S. From Communist to christian democrat // Religion, state a. soc. Keston, 1993. — Vol.91, N 4. -P.351−353.
  134. Status of the Russian Christian Democratic movement // Religion, state a.soc. Keston, 1992. — Vol.20, N 2. -P.187−189.
  135. Trofimschuk N. Religios-politische Parteien und dewogun-gen in Rubland // Berliner Debatte Initial. 1995.1. N 4/5. P.197−202.
  136. Vorontsova L., Filatov S. Religiosity and political cons-cionsness in postsoviet Russia // Religion, state a.soc.- Keston, 1994. Vol.22, N 4. — P.397−402.
  137. White S., Mc Allicter, Kryshtanovskay 0. Religion and po-liticts in postcommunist Russia // Religion, state a.soc.- Keston, 1994. Vol.22, N 1. — P.73−88.1. диссертации
  138. Ю.Е. Христианская демократия в России: проблемы становления: Дисс. ., канд.филос.наук. М.: РАГС, 1996. — 156 с.
  139. Н.Т. Протестантская вера: философский анализ: Дисс. .канд.филос.наук. М.: РАУ, 1994. — 139 с.
  140. М.И. Социально-этические воззрения евангельских христиан-баптистов (традиции и современные тенденции): Дисс. .канд.филос.наук. M.: АОН при ЦК КПСС, 1991. -147 с.
  141. H.A. Религиозно-политическая пропаганда зарубежных центров и ее влияние на христианское движение в СССР (философско-политологический анализ): Дисс. .д-ра философ, наук. М.: АОН при ЦК КПСС, 1991. — 285 с.
  142. Информационный бюллетень Российской христианско-демокра-тической партии. 1994−1995 гг.
  143. Московский еженедельник. 1906 г. 153. Народ. 1906 г. 154. НОВЫЙ путь. 1903 г. 155. Протестант. 1993−1995 гг.156. Согласие. 1997. — N 1.
  144. Христианская газета. 1994−1996 гг.
  145. Христианская политика. 1990−1994 гг.
Заполнить форму текущей работой