Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коммуникативный процесс в условиях глобализации: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ коммуникативного процесса в условиях глобализации показывает, что эффективное функционирование социальных систем в современном мире зависит от характера информационных потоков, которыми обмениваются работники организации, умения наполнять эти потоки необходимым содержанием, а также управлять этими потоками. Сбор и распространение информации, как форма коммуникации… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Коммуникация как объект философского анализа
    • 1. Природа коммуникации. Субъект и объект коммуникации
    • 2. Модели коммуникации (нормативная, прагматическая, контекстная) и взаимодействие культур
    • 3. Этапы становления коммуникативных средств и расширение мира человека
  • Глава II. Глобализация и коммуникация
    • 1. Интернет как новая коммуникативная система эпохи глобализации
    • 2. Социальные последствия глобализации коммуникативного процесса: проблема диалога культур

Коммуникативный процесс в условиях глобализации: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность концептуального осмысления коммуникации, как особого социокультурного феномена, возрастает в современных условиях, поскольку процесс глобализации усиливает потребность в диалоге между государствами и народами. В новой ситуации более многообразными становятся точки «пересечения» культурных полей. Глобализация как фактор цивилизационного развития опирается на качественно иной уровень развития информационных технологий, что открывает новые возможности для коммуникации. В современных условиях уровень развития человека, его способности раскодировать тексты все больше определяется его вовлеченностью в сетевое (М. Кастельс) общество. Тем самым коммуницируемость, равно как и интерактивность, оказываются зависимыми от уровня овладения современными информационными технологиями.

Другим важным фактором, актуализирующим вопрос о специфике коммуникативного процесса в условиях глобализации, является необходимость адекватного понимания социальных последствий развития новых коммуникационных сетей и информационных потоков. Суть проблемы в том, что использование глобализирующихся коммуникационных медиа-средств влечет за собой появление новых форм взаимодействия в социальном мире, качественно иные виды социальных и индивидуальных отношений. Фундаментальная значимость глобализирующихся коммуникационных медиа связан с тем, что они трансформируют не только пространственную, но и временную организацию социального бытия, вызывают к жизни новые формы взаимодействия индивидов.

Радикально изменилась возможность приобретения опыта, поскольку она связана не только с деятельностью человека в реальной жизни. Конкретный опыт индивида в пространственно-временном контексте бытия осуществляется параллельно с опосредованным, виртуальным опытом. Формируется принципиально новое социо-культурное пространство, в котором человек имеет доступ ко всем временам и пространствам одновременно. Данный фактор в значительной степени предопределяет универсализацию и унификацию коммуникативного пространства, который оказывает влияние на восприятие общих культурных кодов, символов и ценностей, обеспечивающих участие индивида в глобальной коммуникации.

Появился Интернет как новая коммуникативная система глобального мира. Культура Интернета и виртуальные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Эти новые реалии требуют своего концептуального осмысления. Несмотря на то, что человек не так давно пользуется Интернетом, как коммуникативной системой, и практикует «параллельное существование» в реальном и виртуальном мирах, очевидны признаки того, что как первое, так и второе серьезно трансформируют мировосприятие и социальные аспекты бытия человека и общества. В современных условиях использование Интернета и функционирование в виртуальной реальности становятся одними из важнейших показателей «развитости» культуры человека.

Тем самым, вопросы сущности этих феноменов и роли коммуникации в условиях глобализации приобрели важное онтологическое и гносеологическое значение. Новое коммуникационное пространство еще находится на стадии формирования и не до конца ясны возможные последствия этого процесса. Вместе с тем, несомненно то, что Интернет и виртуальная реальность, как базовые элементы нового мира коммуникации, представляют собой концептуальный сдвиг парадигмы не только восприятия, но и понимания мира.

Принципиальная социокультурная значимость цивилизационных трансформаций на базе новых информационных технологий проистекает из того, что эти трансформации меняют не только социальную структуру общества, но и менталитет людей. Это новый существенный фактор, который, как можно предположить, качественно изменит в недалеком будущем социальную структуру общества, его базовые ценности и моральные нормы. По словам А. Барда и Я. Зодерквиста, сегодня формируется новая правящая элита, которую они называют нетократамЛ Сила и влияние нетократов основывается на умении «создавать связи», контролировать информационную сеть, управлять новыми формами коммуникаций. Стремительное распространение информации, глобализация коммуникативного пространства, переход к новой экранной культуре влияет на специфику общения, формы связи, характер ценностно-мировоззренческих установок. Тем самым происходящее в современной культуре изменение коммуникативной парадигмы — явление общецивилизационного масштаба. Новые коммуникационные формы создают качественно иную социокультурную среду, которая предъявляет новые требования к человеку. Главное в новой ситуации — быть частью сетевого общества, иметь доступ к информации, уметь раскодировать эту информацию наиболее адекватным образом и, что не менее важно, участвовать в производстве информации.

С концептуально-философской точки зрения значительный интерес представляет вопрос о том, как и насколько стремление к глобальности совмещается с формированием целостной личности, поскольку одна из причин системного кризиса цивилизации — разрыв знания и нравственных ценностей, технологической, информационной мощи и моральных принципов. Современный компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными средствами связи — новый, не имеющий аналога в истории культуры, этап в развитии человека и общества. Этот этап имеет то общее с предшествующим, что он основан не только на силе слова, информации, заключенной в слове, но и на возможности соединения слова и изображения. Последнее оказывает влияние на характер социализации личности, поскольку социальный процесс в значительной мере обусловлен спецификой функционирующих в обществе коммуникативных связей, усиливается контроль и влияние СМИ на все события в культуре.

Вместе с тем формирование глобального коммуникативного пространства ставит перед современной цивилизацией сложные проблемы. Развитие коммуникаций в эпоху глобализации создает условия для новой дифференциации общества. Это связано со сегментацией получателей информации в аудио-визуально-печатной форме. С развитием коммуникаций и коммуникативных средств общество сталкивается с новым характером социальной стратификации. Стратификация в данном случае во многом определяется вовлеченностью страны в глобальные коммуникации и уровнем развития технологий.

В этом контексте актуальным представляется систематический социально-философский анализ комплекса вопросов, связанных с глобализацией и коммуникацией, их влиянием на жизнь современного общества.

Степень изученности темы.

Поскольку темой диссертационного исследования является социально-философский анализ коммуникативного процесса в условиях глобализации, необходимо отметить тот факт, что сама постановка проблемы имеет междисциплинарный характер. Междисциплинарность проявляется в том, что, с одной стороны, необходим анализ коммуникации, которая является предметом специального исследования комплекса социально-гуманитарных наук, с другой — необходим учет «контекста» проблемы, а именно, результатов влияния такого сложного феномена, как глобализация, на динамику коммуникационных процессов. Сложность заключается в том, что современный процесс глобализации является открытым и незавершенным, а коммуникации и технологии совершенствуются с огромной скоростью. Это затрудняет понимание фундаментальной значимости коммуникативных процессов, их связь с глобализацией. Последствия фундаментальных сдвигов в социальной жизни и ментальности людей не осознаются в полной мере сразу после того, как человек начинает пользоваться новыми технологиями, практиковать новые виды взаимодействия в глобальной коммуникационной сети. Поэтому использование новых коммуникационных средств опережает их концептуальное осмысление.

Между тем нельзя понять суть глубоких трансформаций в современной культуре без учета влияния новых коммуникационных технологий. Этим проблемам посвящены фундаментальные работы, которые обеспечивают теоретическим и методологическим инструментарием диссертационное исследование. К первому блоку работ, посвященных вопросам развития коммуникации в целом, и, современным коммуникациям, в частности, можно отнести исследования А. Гидденса, Г. Лассвела, Н. Лумана, М. Маклюэна, Ю. Хабермаса, а из отечественных исследователей — М. М. Бахтина, В. Библера, В. Махлина, М. Назарова, Г. Почепцова, В. Терина, Е. Тавокина, В. Шнейдера, и других.2.

Ко второму блоку работ относятся исследования отечественных и зарубежных авторов, направленные на обозначение контуров глобального мира и осмысление различных аспектов процесса глобализации, в том числе.

2 Хабермас 10. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб, 2000; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. — М., 2003. Луман Н. Общество как социальная система. -М., 2004;Макл/оен М. Понимание медиа: внешние расширения человека.- М., 2003; Мак-Люэи М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. -Киев, 2003; Мак-Люэи М. Пятьсот лет после Гуттенберга. 1468−1968. Статьи, исследования, материалы. — М., 1968. Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе // М. М. Назаров. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — М., 2003. Гидденс А. Опосредование опыта// М. М. Назаров. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — М., 2003. Библер В. М. М. Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991; Махлин В. Бахтин и Запад (опыт обзорной ориентации)-// Вопросы философии. 1993, № 1,№ 3- Махлии В. Я и Другой: к истории диалогического потенциала в философии XX века. М., 1997; Шнейдер В. Б. Коммуникация, нормативность, логика. Екатеринбург, 2002. Тавокин Е. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. — М., 2005. Терин В. П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М. 2000. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. — М., 1998. John В. Thomson. The media and Modernity. A Social Theory of the Media.-Cambridge, 1995. коммуникационного. Это работы таких видных теоретиков, как Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Д. Перратан, Б. Барбер и других.3.

К третьему блоку исследований можно причислить теоретические работы, посвященные изучению сущностных характеристик информационного общества, прежде всего, связанные с именами таких ученых, как М. Кастельс, Д. Тапскотт, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер, А. Каптерев.4 Четвертый блок работ составляют исследования, посвященные Интернету, информационным технологиям и трансформациям общекультурного характера в условиях глобализации.5 Особо отметим работы, анализирующие сущностные характеристики Интернет с позиций нелинейно-синергетического подхода. Таковы, в частности, работы В. И. Аршинова, О. Н. Астафьевой, В. Г. Буданова, В. В. Васильковой, Ю. А. Данилова, К. Х. Делокарова, В. В. Тарасенко и др.6.

Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э. Перратан Д. Глобальные трансформации. — М., 2004. Benjamin Barber R. Jihad vs McWorld// Globalization and the Challenges of a New Century. Bloomington and Indianipolis. 2000; Daniel C. Halin, Paolo Mancini. Americanization, Globalization and Secularization: Understanding the Convergence of Media Systems and Political Communication in the U.S. and Western Europe. //http:communication.iicsd.edu/peoplc/Fhallinhomogenization.htmFeather Mike. The Globalization of Diversity: Knowledge formation and Global Public life.//wwvv.sociology/emory.edu/globalization/issues.html.

4 Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — М., 2000. Castells М. Materials for an Exploratory Theory of Network Society// British Journal of Sociology. 2000, № 51. P. 5−24.

Тапскотт Д.Д. Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. — Киев-М., 1999. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М&bdquo- 2004. Тоффлер Э. Метаморфозы власти.- М.,.

2003. Каптерев А. Информатизация социокультурного пространства. — М., 2004.

5 Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. — М., 2000. Бард А. и ЗодерквистЯ. №юкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004. Минюшев Ф. И., Медведев Е. А. Интернет как-глобальный виртуальный мир и проблемы безопасности человека// Материалы Ломоносовских чтений в МГУ им. М. В. Ломоносова. 200l//http://lib.socio.msu.ru/l/library.

Rita Lauria. Virtual reality: An EmpiricalMetaphysical Testbed. //http://www.ascusc.org/jcmc/voL3/issue 2/lauria. Rita htmlSandra Calvert. The Social Impact of Virtual Reality. http: vehand.engr.uct.edu/handbook/Chaptcrs/chapter38a.htm.

Высоцкая H. Трамскульгура или культура в трансе? // Вопросы литературы. № 2. 2004. Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. — М.,.

2004. Палажченко П. Диалог культур в языковом пространстве мира// Свободная мысль. XXI, № 6. 2004.

6 Аршинов В. И. Когнитивные стратегии синергетпки//Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997; Аршинов В. И., Данилов Ю. А., Тарасенко В. В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации// Онтология и эпистемология синергетики. М&bdquo- 1997; Астафьева О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002; Буданов В. Г. Синергетика коммуникативных сценариев.-// Спнергетическая парадигма. 2004. М&bdquo- 2004; Василькова В. В. «Космос» коммуникации: новые понятия и традиционные образы. // Спнергетическая парадигма. 2004. М., 2004; Делокаров К. Х. Синергетика и динамика базовых смыслов// Спнергетическая парадигма. 2004. М&bdquo- 2004.

Значительный интерес для раскрытия рассматриваемой проблемы представляют работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященных осмыслению сути виртуальной реальности.7.

Объектом диссертационного исследования являются коммуникативные модели и системы и их трансформации, развитие коммуникативных средств и информационных технологий в процессе глобализации. Предметом диссертационного исследования выступает социально-философские аспекты коммуникативного процесса в условиях глобализации.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целыо диссертационного исследования является социально-философский анализ природы и сущности коммуникативного процесса в условиях глобализации.

Достижение поставленной цели диссертационного исследования потребовали решения следующих исследовательских задач:

— Определить сущностные характеристики коммуникации как социокультурного феномена;

— выявить особенности существующих теоретических моделей коммуникации и провести их анализ в контексте глобализационных процессов;

— выяснить специфику современного этапа развития коммуникативных средств и их влияния на ментальные установки восприятия информации и деятельность социумавыявить сущностные характеристики Интернета как новой коммуникативной системы эпохи глобализации и информационных технологий;

7 Микешина Л. А., Опеиков M.IO. Новые образы познания и реальности. М., 1997; Носов Н. А. Реальные нереальности // Человек. 1993, № 1- Корсунцев И. Г. Философия виртуальной реальности// Виртуальная реальность. Философия п психология проблемы. М., 1997 и др. концептуализировать представления о социальноонтологических и социально-психологических последствиях глобализации коммуникативного процессаг- систематический анализ особенностей универсализации коммуникативного процесса в социально-философском и культурологическом аспектах и обоснование необходимости диалога культур в условиях глобализации.

Научная новизна работы заключается в том, что в диссертационном исследовании:

— проанализирована природа коммуникации, особенности субъектно-объектных отношений в коммуникативном процессепонятие коммуникации — одно из наиболее сложно определимых, существующие определения не взаимоисютючают, а взаимодополняют друг другав диссертации коммуникация трактуется как процесс передачи социально и индивидуально значимой информации с помощью различных коммуникативных средств;

— выявлен характер трансформации коммуникативных отношений иод влиянием процесса глобализации и развития информационных технологий;

— показано расширение содержания понятий «пространство», «время», «реальность» под влиянием новых компьютерных технологий и Интернетпоследние привели к «смерти пространства», изменили характер восприятия времени и реальности, введя наравне с объективной реальностью виртуальную реальность;

— исследована специфика функционирующих моделей коммуникации и связанных с ними вопросов смыслообразования, интерпретации и понимания текстовпоказано усложнение как текста, так и контекста коммуникации под влиянием глобализации мира и появления новых комму1Шв: ативных технологий;

— выявлены этапы становления и развития коммуникативных медиа-средств, показаны причины появления качественно новых форм коммуникации и способов взаимодействия в коммуникативном пространствесуть проблемы в том, что все больше осознается нелинейность передачи смыслов, увеличивается количество сценариев, интерпретации и толкования передаваемой в процессе коммуникативного взаимодействия информации;

— показано, что развитие коммуникационных медиа-средств трансформировало не только пространственную, но и временную организацию социальной жизни, что оказало существенное влияние как на контекст восприятия, так и на интерпретацию и понимание содержания коммуникациипоявление речи, письменности, книгопечатания, телеграфа, радио, современных электронных средств передачи, хранения и обработки информации, и, наконец, появление компьютеров и глобальной сети Интернет не только качественно преобразовали характер коммуникативного взаимодействия, но и весь характер и контекст этого взаимодействия, что имело решающее значение для формирования открытого глобального мирарассмотрена парадигма Интернета как новой нелинейной коммуникативной системы, позволяющей человеку практиковать «параллельное существование» в реальном и виртуальном мирах, показана сложность и противоречивость складывающейся ситуации, которая, с одной стороны, принципиально стремится к децентрализации, а с другой, -попыткам формирования одномерной культуры, основанной только на ценностях техногенной цивилизации.

Методологическая основа и теоретическая база исследования.

Методологической основой диссертационного исследования послужили общие методы социальной философии и системного анализа.

Теоретической базой выступают работы по общей теории коммуникаций, теории массовых коммуникаций, глобализации и фундаментальные труды, раскрывающие особенности функционирования современного общества и коммуникаций в эпоху развития информационных технологий и глобализации.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что диссертационное исследование расширяет современные представления о сути и моделях коммуникации в обществе, Интернете как новой нелинейной коммуникативной системы, позволяет глубже понять социальные последствия глобализации коммуникативного процесса, и потребность в диалоге культур и цивилизаций. Практическая значимость работы определяется тем, что диссертационное исследование может служить основой для дальнейшего, более глубокого изучения рассматриваемых проблем, а также для разработки лекционных и специальных курсов по социальной философии, философским вопросам массовых коммуникаций.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и идеи диссертационного исследования представлены на IV Российском философском конгрессе (М., 2005) и нашли отражение в научных публикациях автора. Работа обсуждена на заседании кафедры философии факультета социологии, экономики и права МПГУ и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Проведенный анализ коммуникативного процесса в условиях глобализации показывает, что эффективное функционирование социальных систем в современном мире зависит от характера информационных потоков, которыми обмениваются работники организации, умения наполнять эти потоки необходимым содержанием, а также управлять этими потоками. Сбор и распространение информации, как форма коммуникации, осуществляется менеджерами, руководителями организации разных уровней. Коммуникация призвана не только информировать, но и побуждать к определенным действиям. В этом одно из главных, не всегда артикулируемых предназначений процесса коммуникации в современном мире. Новые компьютерно-информационные технологии, Интернет не только не снимают множество фундаментальных проблем, с которыми столкнулось индустриальное и постиндустриальное общество, но и углубляет эти проблемы и создает-новые очаги напряженности. Манипуляция информацией с помощью различных средств приводит к неверию в информацию, что приводит к негативным последствиям принципиального свойства. Уменьшение доверия к информации приводит, в частности, к тому, что демократические институты плохо работают. Это особенно видно на примере отношения людей к выборным кампаниям во многих, особенно в индустриально-развитых странах мира. Тем самым, в период глобализации, когда мир становится более целостным и взаимозависимым, чему способствует новейшая информационная технология вообще и Интернет, в особенности, вновь дктуализируются проблемы, связанные с возможностью в современном мире открытой и свободной коммуникации, ролью общественности, публичной сферы в глобализирующемся мире.

Современная цивилизация только начинает систематически осмысливать глубинные причины и отдаленные следствия интернетизации и виртуализации мира. Между тем новаяинформационно-компьютерная технология — поворотный пункт в истории цивилизации, сравнимый по своим последствиям с появлением печатного слова, книги как формы коммуникации. Подобно тому, как книжная культура создала нового человека, так и новая информационная технология начинает формировать новую личность. Компьютерная революция меняет характер коммуникации, способствует созданию новых смыслов и ценностей, ускоряет динамизм цивилизационных процессов, делая мир более открытым и взаимосвязанным.

Как свидетельствует проведенный анализ, информатизация общества приводит к возрастанию роли виртуальных технологий, уменьшению значимости непосредственного общения и увеличению места информационных коммуникаций на основе новых компьютерных технологий. Как отметил Ж. Бодрийар, «Коммуникация перестала быть разговором, превратилась в производство информации, в возможность знаниякругом — производство возможности, виртуальное производство"186. Последнее влияет на язык, характер связи между людьми, приводит к появлению сетевого общества. Интернет, как социокультурный феномен, сложен и противоречив. С одной стороны, он открывает невидимые до сих пор возможности, коммуникации, получения, хранения, трансляции информации. С другой стороны, Интернет-для многих возможность получить готовые ответы на сложнейшие вопросы, что приводит к уменьшению роли рефлексного в культуре. В подобной ситуации возрастает опасность манипуляции сознанием человека, что подрывает основы личностного «Я». Это может привести к тому, о чем говорил М. Фуко, когда предсказывал, что «человек» исчезнет как нарисованное на прибрежном песке слово. Как отметил Б. Г. Соколов, размышляя над прогнозом М. Фуко, сегодня все больше «утрачивается субстанциональное и привилегированное положение человеческой экзистенции. Антропоцентризм, тесно связанный с центральным положением человека, его субстанциональностью, перестает быть значимым. Человек уже не мера всего сущего. Возникает иная размерность"187.

В новом сетевом обществе формируется новый человек, которого разные авторы называют различным образом. Но как бы эти названия не различались — главное в них в том, что подчеркивается новая более фундаментальная, чем раньше, роль информации и коммуникации. Процитированный выше известный французский философ Ж. Бодрийар называет нового человека «телематическим» и пишет: «Телематический человек, как аппарат, подчинен другому аппарату. Машина определяет то, что может и чего не может человек. Он — оператор виртуальности, и его действия нацелены на информацию и коммуникациюв действительности, речь идет о том, чтобы испробовать все возможности программы, подобно тому, как игрок пробует все возможности игры"188. Тем самым в культуре вместе с виртуализацией и интернетизацией усиливается роль игровых элементов. Игровое моделирование, как специфическая мыследеятельностная практика, становится одной из форм достижений различных целей. Все это приводит к расширению горизонта культуры и соответственно горизонта личности.

Анализ показывает, что глубинные смыслы коммуникативного процесса связаны с возможностями слова, текста, речи, различных сообщений на базе тех или иных знаков. Поэтому коммуникация пронизывает все бытие человека, и вопрос о сути человека в современном мире равновелик по своему глубинному статусу с таким предельным вопросом, как вопрос о смысле бытия. Разумеется, подобные вопросыверхний пласт культуры, а коммуникация касается не только верхних слоев культуры, т.к. вопросы о том, что такое культура, история, цивилизация и т. д., анализируемые с помощью изучения текстов, памятников культуры, исторических событий и т. д. только тогда наполняются реальным.

187 Соколов Б. Г. Культура и традиция // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. — СПб., 1997. С., 48. •.

188 Бодрийар Ж. Америка. СПб., 2000. С., 39. содержанием, когда учитывается специфика повседневности, всех реальных процессов человеческой коммуникативности, то есть и тех форм коммуникации, которые относятся к «низшим», повседневным формам. Любая конкретная человеческая коммуникация актуализирует лишь отдельные возможности, стороны человека, оставляя в стороне другие смыслы и функции человека. Отсюда актуализация целостного видения происходящих в мире глобальных процессов. Отмеченные факторы свидетельствует о сложности мира коммуникации, возрастании влияния коммуникативных процессов на жизнь общества, необходимости новых, в том числе философских исследований, сущности коммуникации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки. Пер. с фр. М., 2003.
  2. . На пороге нового тысячелетия. М., 2000.
  3. А. и Зодерквист Я. №кжратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004.
  4. Дж. П. Декларация независимости киберпространства // Информационное общество. М., 2004.
  5. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.
  6. М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
  7. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  8. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  9. Бергер Питер Л. Культурная динамика глобализации// Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. Бергера П., Хантингтона С. М., 2004.
  10. Ю.Березин Б. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М., 2002.
  11. B.C. М.М. Бахтин, или поэтика культуры. М., 1991.
  12. B.C. На гранях логики культуры. М., 1997.
  13. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
  14. М.Бодрийар Ж. Америка. СПб, 2000.
  15. С.В. Социология коммуникации. М., 2003.
  16. М. Я и Ты// Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
  17. Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира. М., 1997.
  18. Введение в теорию устойчивого развития. Отв. ред. д.ф.н., проф. Мамедов Н. М. М., 2002.
  19. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001.
  20. Н. Человек управляющий. СПб., 2000.21 .Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996.
  21. А. Опосредование опыта// М. М. Назаров. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003.
  22. Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.
  23. Я. Э. Логика мифа. М., 1987.
  24. Р. Э. Информационная эволюция в перспективе: Взгляд из 2091 года. Глобализация: контуры XXI века. Часть III. М., 2004.
  25. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки: становление и развитие. М., 1984.
  26. B.C., Жог В.И. Материальное единство мира и единство линейности и нелинейности физических процессов// Вопросы философии. 1984, № 12.
  27. А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М., 2001
  28. С.Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. -М., 1999.
  29. И.Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина. К вопросу о соотношении формальной и неформальной логики. М., 1998.
  30. Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.
  31. В.А. Концепция киберпространства и перспективы современной демократии // Интернет и современное общество: Тез. конф./ http: www. ims98.nv.ru
  32. Дейк Ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация.- М., 1989.
  33. Э., Мерил Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
  34. . О почтовой откртыке. От Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999.
  35. А.В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.
  36. H.JT. Конвенциональный стереотип как средство регуляции восприятия вербализованного содержания. Барнаул, 1996.
  37. К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. -М., 1993.
  38. Т.М. Социальная коммуникация в управлении обратной связью // Социс. 1998, № 10.
  39. Д.И. Мозг и психика (о необоснованности философского отрицания психофизиологической проблемы). // Вопросы философии. 1968, № 8.
  40. Д.И. Информационный подход к проблеме «сознание и мозг»//Вопросы философии. 1976, № 11.
  41. Е.Г. Массовые коммуникации и власть. Екатеринбург, 2002.
  42. Жог В. И. Научные знания и фундаментальные постоянные// Личность, познание, культура к 70-летию Микешиной Л. А. М., 2002.
  43. Жог В. И. Пространство, время и симметрия в физических теориях. М., 1985.
  44. Жог В. И. Синергетика, нелинейное мышление и принятие решений// Системная аналитика и проблема принятия решений. М., 1999.
  45. Жог В.И., Ключарев Г. А. Естественное познание: от простого к симметрии// Философские науки. 1988, № 12.
  46. Жог В.И., Крылов В. В. Нелинейная методология и познание социальных систем // Эпоха глобальных перемен. М., 2004.
  47. Жог В.И., Ушаков Х. А. Нелинейность общественных процессов и социальное творчество. М., 1992.
  48. И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.
  49. Землянова J1.M. Современная американская коммуникативистика. -М., 1999.
  50. А.А. Масс-медиа/Запад. Феномен западнизма. М., 1995.
  51. Д. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество. М., 2004.
  52. Информационные войны: мифы и реальность. М., 2001.
  53. Ю. Электронная демократия и управление: британский опыт и российские реформы // Британские политические традиции и реформы власти в России. Материалы конференции. М., 2005.
  54. А. Информатизация социокультурного пространства. М., 2004.
  55. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.
  56. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.
  57. М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
  58. Р. Диалоги о Европе. М., 2002.
  59. Г. А. Эволюция понятий в современном человековедении. М., 1992.
  60. Г. А. Феномен открытости. Логико-философский анализ языка открытого общества. М., 1997.
  61. В.И. Власть и коммуникация: проблемы взаимодействия в информационном обществе. СПб, 2003.
  62. В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
  63. А.А. Информация и коммуникация. Киев, 1986.
  64. В. И. Корогодина B.JT. Информация как основа жизни. Дубна, 2000.
  65. В.И. Диалогичность как форма бытия сознания. Красноярск, 1998.
  66. Дж. Глобализация и средства массовой информации // Постиндустриальный мир и Россия. М., 2001.
  67. ЛаслоЭ. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен. М., 2004.
  68. Лассвелл. Г. Структура и функции коммуникации в обществе // М. М. Назаров. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003.
  69. С. В. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное. М., 2002.
  70. Лиотар Ж.-Ф. Предпосылки постмодерна. СПб., 1999.
  71. В.А., Шелепин Л. А. Третья мировая, информационно-психологическая война. М., 1999.
  72. К. Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
  73. Ю. Семиосфера. СПб., 2000.
  74. Н. Общество как социальная система. М., 2004.
  75. Н. Реальность масс-медиа. М., 2005.
  76. И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. М., 2004.
  77. М. Понимание медиа: внешние расширения человека.- М., 2003.
  78. М. Средство само есть содержание // Информационное общество. М., 2004.
  79. Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2003.
  80. Мак-Люэн М. Пятьсот лет после Гуттенберга. 1468−1968. Статьи, исследования, материалы. -М., 1968.
  81. Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996.
  82. Н.М. Моделирование и синтез знаний. Баку, 1979.
  83. . Человек в эпоху масс-медиа // Послесловие к кн.: Информационное общество. М., 2004.
  84. . Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999.
  85. Маркович А. А, Аргументативная коммуникация// Методология исследований политического дискурса. Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов/ Под ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. Минск, 2000. Вып. 2.
  86. Т. Одномерный человек. Киев, 1994.
  87. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003.
  88. B.JI. Я и Другой: К истории диалогического потенциала в философии XX в. М., 1997.
  89. Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2001.
  90. Медиа. Введение. Зарубежный учебник. М., 2005.
  91. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. -СПб., 1996.
  92. Микешина J1.A. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
  93. Микешина JLA. Философия науки. Учебное пособие. М., 2005.
  94. Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
  95. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб., 2001.
  96. Ф.И., Медведев Е. А. Интернет как глобальный виртуальный мир и проблемы безопасности человека// материалы Ломоносовских чтений в МГУ им. М. В. Ломоносова. 2001 //http: //1 ib. so ci о .msu. ru/1/1 i brary
  97. H.H. Универсум. Информация. Общество. M., 2001.
  98. С. Век толп. М., 1998.
  99. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003.
  100. Наука и общество на рубеже веков. Реферативный сборник. ИНИОН-М., 2000.
  101. Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методолгический анализ. М., 2003.
  102. Ноель Нойман Э. Общественное мнение. Открытие «спирали молчания». -М., 1996.
  103. Н.А. Виртуальная реальность //Вопросы философии. 1999, № 10.
  104. Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М., 2004.
  105. П. Диалог культур в языковом пространстве мира// Свободная мысль. XXI, № 6. 2004.
  106. В.Д. Социальная информациология наука XXI века (проблемы становления и развития). — М., 2004.
  107. В.Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. М., 2004.
  108. Н. «А теперь., о другом.» // Хрестоматия. Приложение к кн.: Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003.
  109. Г. Г. Информационные войны. М., 2000.
  110. Г. Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.
  111. Размышления о будущем. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Выпуск седьмой (19). М., 2002.
  112. С.П. Философия информационной войны. М., 2001.
  113. Л.Л. Двухсторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М., 2001.
  114. Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего. // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. Иноземцева В. Л. М., 1999.
  115. В. Телевидение и мы. М., 1988.
  116. И. Коммуникативная парадигма // Глобалистика. -Энциклопедия. М., 2003.
  117. Э. Коммуникация// Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
  118. Д. Шагни в будущее. Стратегия в эпоху электронного бизнеса. М., 2001.
  119. Л.Н. Информационная культура и цельное знание. М., 2001.
  120. Л.В. Сетевой подход в политике и управлении // Политические исследования. 2001. № 3.
  121. .Г. Культура и традиция//Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб., 1997.
  122. Средства массовой информации и современное общество. -СПб., 2000.
  123. Е. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М., 2005.
  124. Ф.В. Коммуникация как поиск разногласий и символический обман. // Поликультурное общество: стабильность и коммуникация. Под. ред. Мальковской И. А. М., 2003.
  125. Д.Д. Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. Киев- М., 1999.
  126. ТардГ. Психология толп. М., 1998.
  127. В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М. 2000.
  128. М. Информация. Информационные технологии. Информационное общество (Философские и методологические аспекты). -М., 1997.
  129. Э. Метаморфозы власти.- М., 2003.
  130. Э. Третья волна. М., 1988.
  131. Тревоги мира, Социальные последствия глобализации мировых процессов. Доклад ЮНРИСД (Научно-исследовательский институт социального развития при ООН). М., 1997.
  132. Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э. Перратан Д. Глобальные трансформации. М., 2004.
  133. Р.Ж. Политическая социология. М., 1992.
  134. П. Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря. Минск, 1995.
  135. В.Н., Пасхин Е. Н., Урсул А. Д. Информатизация общества и устойчивое развитие. М., 2000.
  136. Ю.А. Природа и функции массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия «Журналистика». 1967.
  137. В.Б. Коммуникация, нормативность, логика. Екатеринбург, 2002.
  138. Уилсон' Э. Дж. На пути к глобальному информационному обществу // Глобализация: контуры XXI века. Реферативный сборник. Часть III. М., 2004.
  139. А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М., 1975.
  140. А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993.
  141. Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
  142. ФукуямаФ. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999. С. 123.
  143. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб, 2000.
  144. Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.
  145. А. Политические манипуляции и покорение толпы. М., 1999.
  146. Дж. Постмодернизм и телевидение // Хрестоматия. Приложение к кн.: Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003.
  147. А.В. Виртуальная реальность. Глобалистика. -Энциклопедия. М., 2003.
  148. Язык и массовая коммуникация. М., 1984.
  149. Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
  150. Hansen Anders, Cottle Simon, Negrine Ralph, Newbold Chris. Mass Communication Research Methods.-London, 1998.
  151. Barber Benjamin R. Jihad vs McWorld// Globalization and the Challenges of a New Century. Bloomington and Indianipolis. 2000.
  152. Castells M. Materials for an Exploratory Theory of Network Society// British Journal of Sociology. 2000, № 51. P. 5−24.
  153. Graham Philip. Critical Systems Theory. A political Economy of language, Thought, and Technology//Communication Research. Special Issue. Volume 26, Number 4. August 1999.
  154. Thomson John В. The Media and Modernity. A Social Theory of the Media.-Cambridge, 1995.
  155. Lauria Rita. Virtual reality: An Empirical -Metaphysical Testbed. //http://www.ascusc.0rg/jcmc/v0l.3/issue 2/lauria. Rita html
  156. Calvert Sandra. The Social Impact of Virtual Reality. //http:vehand.engr.uct.edu/handbook/Chapters/chapter38a.htm
  157. Finkelstein Sidney. Sense and Nonsense of Mcluhan. N-Y, 1968.
  158. Toward the year 2018. N-Y, 1968.
  159. Feather Mike. The Globalization of Diversity: Knowledge Formation and Global Public Life.www.sociology/emory.edu/globalization/issues.html1. Диссертации:
  160. .Н. Коммуникативная рациональность 10. Хабермаса. Диссертация на соискание ученой степени канд. философских наук. М., МГУ, 2003.
Заполнить форму текущей работой