Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Росписи храма Панагия Ту Арака XII в. на Кипре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Добрынина Э. Н., Ливщин Л. И., Орлова М. А., Смирнова Э. С., Стерлигова И. А. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000;летию христианства. М.: Северный паломник, 2005. Мэтьюз Т. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе// Восточно-христианский храм. Литургия и искусство / ред. сост. A.M. Лидов. СПб., 1994. Рындина А. В… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Историографический обзор
  • 2. Постановка проблемы
  • Глава I. История создания храма Панагия ту Арака
    • 1. Историческая ситуация на Кипре во время основания и росписи храма
    • 2. Архитектура храма Панагия ту Арака
    • 3. Надписи в храме Панагия ту Арака
  • Глава II. Система росписей храма Панагия ту Арака
    • 1. Иконографическая программа фресок Панагия ту Арака
    • 2. Система росписи. а) Центральные образы. б) Сюжетные сцены и образы святых
    • 3. Художники
  • Глава III. Стилистическое своеобразие фресок Панагия ту Арака
    • 1. Стилистические особенности росписей
    • 2. Характеристика стиля художников расписывавших храм
    • 3. Место памятника в византийском искусстве конца XII в

Росписи храма Панагия Ту Арака XII в. на Кипре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Простой по архитектуре храм Панагия ту Арака является одним из значительных памятников XII в. на Кипре благодаря своим великолепным хорошо сохранившимся росписям. Эти фрески стоят по значимости рядом с произведениями мирового значения, такими как фрески в Монреале, в Македонии, Константинополе и другими известными памятниками. Несмотря на провинциальное местоположение монастыря, росписи совершенно не характерны для провинции, а наоборот отвечают требованиям комниновского искусства, господствовавшего в период создания фресок. Значимость памятника оценивается также в контексте культуры всего православного мира послекомниновского периода. Важную роль в выборе данного памятника как объекта исследования сыграли следующие факторы: Х1-ХП вв. на острове были периодом активного строительства и украшения храмов стенописью, но, к сожалению, лишь немногие памятники сохранили полностью росписи, уровень которых сопоставим с искусством византийской столицы. Храм Панагия ту Арака представляет собой выдающийся ансамбль, как по объему живописного убранства, так и по его значимости, являя собой важное связующее звено между художественными культурами Византии и Кипра. Фрески храма и система росписи играют первенствующую роль в дальнейшей эволюции монументального искусства на Кипре не только в ближайшие в. после создания храма, но и по настоящее время.

Программа росписей храма Панагия ту Арака, как и любого другого памятника, построена на основе определенных принципов, которые художник воплощал в своих произведениях. В иконографии каждый элемент играет свою роль в создании общего и целого мира. В нем читаются и акцентируются все богословские идеи своего времени, и дают возможность ощутить духовный мир участников свершаемой в храме литургии — связующего звена двух миров.

В нашей работе росписи церкви Панагия ту Арака рассматриваются в контексте истории создания памятника, его архитектуры, иконографической программы и стилистических особенностей монументального искусства того времени.

Храм Панагия ту Арака и его фрески представляют собой ценнейший материал для изучения византийской монументальной живописи и исследований в области реставрации. Роспись церкви является сокровищем не только кипрского монументального искусства, но и всего обширного византийского наследия.

Церковь Панагия ту Арака стала предметом научного изучения только лишь в середине XX в. Исследование храма остановилось в 1974 г. и снова начиналось после кипрской воины в 1990е гг. Конечно, исследовательское внимание, которое привлекает к себе церковь, не соответствует значимости памятника в мировом искусстве. Храм и его росписи требуют, безусловно, более глубокого изучения.

После проведения полномасштабных реставрационных работ появилась возможность полноценного художественного анализа расчищенных и отреставрированных фресок, что и определяет актуальность избранной темы.

1. Аверинцев С. С. Философия V1. I—XII вв.//Культура Византии: В 2 т. М., 1989.

2. Бусева-Давыдова И. Л. Толкование на Литургию и представление о символике храма в Древней Руси // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.

3. Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977.

4. Григорович Барский V.G. «Странствован1я Василия ГригоровичаБарскаго по святым местам Востока 1723−1747.» Православное палестинское общество. Vol.2. С-Петербург, 1886.

5. Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001.

6. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Дальмация, славянская Македония. М., 2000.

7. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1988.

8. Добрынина Э. Н., Ливщин Л. И., Орлова М. А., Смирнова Э. С., Стерлигова И. А. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000;летию христианства. М.: Северный паломник, 2005.

9. Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний средний периоды. С-Петербург, 2010.

10. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.: Л., 1947.

11. Лазарев В. Н. Фрески Старой Ладоге. М., 1960.

12. Лазарев В. Н. Система живописной декорации византийского храма IX—XI вв.// Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971.

13. Лазарев В. Н. Византийская живопись. В 2 т. М., 1971.

14. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.

15. Лазарев В. Н. История Византийской живописи. Т. 1−2. М., 1980.

16. Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV в. СПб., 1998.

17. Лидов А. М. Образ Христа-архиерея в иконографической программе Софии Охридской// Византия и Русь. М., 1989.

18. Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода. М., 1987.

19. Лифшиц Л. И. Соотношение техники и стиля в живописи середины XIначала XII в.// Материальная база сферы культуры. М., 1997.

20. Мэтьюз Т. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе// Восточно-христианский храм. Литургия и искусство / ред. сост. A.M. Лидов. СПб., 1994.

21. Папагеоргиу А. Монастырь святого Неофита, история и искусство (краткий путеводитель). Никосия, 1999.

22. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, издание второе, исправленное и дополненное. М.: издательство «Наука», 1994.

23. Победимская С. Кипр остров музей. Никосия, 2006.

24. Победимская С. Древние Церкви Кипра. Никосия, 2008.

25. Попова О. С. Свет в византийском и древнерусском искусстве XII—XIV вв.еков. СИ 1977 (1). М., 1978. С.75−99.

26. Попова О. С. Фрески Дмитриевский собора во Владимире и византийская живопись XII в.// Дмитриевский собор. М., 1997.

27. Попова О. С. Византийские иконы VI—XV вв. //История иконописи. VI—XX вв. М., 2002. С. 41−94.

28. Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.

29. Рындина А. В. Древнерусское искусство. Живопись. История русского искусства. Т. I. М., Изобразительное искусство, 1991.

30. Рындина А. В. К вопросу об источниках иконографии Успения Богоматери. Античность и Византия. // Древнерусская скульптура и восточнохристианский мир. М.: Индрик, 2003.

31. Сарабьянов В. Д. Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. История, архитектура, фрески. М.: ПрогрессТрадиция, 2002.

32. Сарабьянов В. Д. Фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге и стилистические течения в новгородской живописи последней трети XII в. ВВ. 2002.

33. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.

34. Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев» (тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси). М.: Северный паломник, 2007.

35. Хадзихристодулу X. Храм Богородицы Асину. Никосия, 2002.

36. Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. Учебн. пособие. М., 1997.

37. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии Х1-ХШ вв. М., 2000.

38. Агсог>р&кг| Г. В Хршткмкт| Ар%аю^оу1а, атогхе (а ало т?%У7″ | АуатоХх|д каг Дг>аесо<-. ТоцосВ', Еисоуес-, А6г|уа, 1984.

39. Аутоиракц Г. В. Мтууицата ало тт. Хрштиткг| те%уц. // Атгоото^осВаруаРад, тоцо<- 1ЧА', тетЗ%о<- I, Аегжакпа, 1990.

40. Аруирог" X. О уаостой Т (|Лои Етаирой тоиАушоцатг. Аггжшага, 2004.

41. АрхаиЛоушш х">р01 каг цугщега тг|<- КтЗттрог) атоу катаА, оуо щс, 7гаукооц, 1а<- 71оХтатпсг|(- кХ, т1роуо|д, 1а<-. Аеикюспа, 1999.

42. Аа7гра-Вар8аРакг| М. О Хргатод Паутократор. Еисоуа ко^упуеихсТ8%УТ1С атг) цоуп Ей/а. //ЛеХтшу тгц- %ргстаУ1кг|(- ар%аго^оупсг|д ?Ш1рг1а<-. А0гуа, 2002.

43. Ахе (|шато)-Пота|лгаусуи М. EM, T|viKrj Ts%vr|, Bu^avxivs<- хог%оураф1е<-. A0f|va, 1994.

44. BapaAf|<- I.A. IIapaxr|pf|csi<- yia xr| Oearj tod ЕиаууеАлстцогЗ axr| цуг|(Х81акг|юураф1кт ката тг| jisaoPt)^avTivii 7ispio8o. // AsXxiov xr|cXpiaxiaviKiitapxaioX-oyiKriq exaipeiac-, AsDKcoaia, 1997.

45. BsX, svri<- Г. Epjxqvsia хог) s^coxspiicoij бгакоацог" oxr| p)^avxivf| apxiTSKxoviKfj. (c)8aaaX, ovlKT|, 1984.

46. BehaveT. Bu^avxio Ts%vr| Kat Агак6а|лт|<�тг|. AOrjva, КаракюхаоуАхуо, 2004.

47. ГкюХ, 8<- N. О BuCavxivocxpouAlog каг то егкоуоурафгко хог) 7tpoypaj4ia (jieaa 6OT 1204). A0f|va, 1990.

48. ГкгоХ, е<- N. H %piaxiaviKf| xe%vr| oxr|v Китсро. AsuKtoaia, 2003.

49. ГошарГ|сГ. Oi хо1%оураф (е<- xcov Ayicov AttogxoXcov Kai хтцIIavayia<- Paairaxioaa^ axrjv Kaaxopla. (c)saoaA, ovira., 1980.

50. Aiovioiou xod 8K <- ^юурафгкп*- xexv-qg итто A. ПаяаЗбтсоиЛш-Керацсоо"-, sv nsxpotmo^si, 1909.

51. Aojiexiog |iova%oc-. H axa) p (c)|H8vr| Ayia vfjaoq, Tiopsia oxov Be|3r|A.ro (i8VO 7iolixio (j.6 xt.<- Кия: роиTiopsia тсро<- xrjv svco|isvr| Eupd)7rr|. AsuKwaia, 2008.

52. АракояогЗАш E. H 7тоА, г| xr^g Kaaxopia" — crxr|v znoyj. xcov Kojavrjvcbv. //As^xlov xr|txpicjxiaviKfi" — ap%aioloyiKf|(- sxaipsiag. ABfjva, 1989.

53. ЕууА, 8^акг|<- В. EiKocn Melexai 8ia xrjv sKKTaioiav Ruppou (40q ecbq 20o? aiwvaq). A0f|vai, 1996.

54. Epjirjveiaspjirivsia xr|<- ^шураф1кг|<- тгуущ (ed. Papadopoulos Kerameos). St Petersbourg, 1909.

55. IvSiavou A.K. каг Tomson G. Wall paintings at St. Neophytos Monastery. //Кгжргакед Хлопбед, 1939.2. 155−224.

56. Каккоира Г. О Аугод NiKotaxog хт)<- Exsyrig. 2005.

57. КаХокирцсК. Bu^avxiva xvrj|j.sia тгцКрг|тт|<-. Крцх. Хр., gen.-apr. 1952. Р. 211−273.

58. Karatori A.X. H icxopia kai ap%aia lepa fiovf| Tijiiod Exaupou КотЗкад. Aepsooc, 2009.

59. KapaKaxaavri A. Karcoiec Парахг|рг|о8иyia xic okr|vec (aapxupicov axic? u^avxiveg skkaxigisc. //AeAxiov xr|c xPlcmavl1cnC apxaioX, oyncrjc sxaipeiac. AGfjva, 1981.

60. Kapolioou П. Bu^avxiov-Ap (j, svia-I?r|pia (rsfflpyia). Eiiexripic BuCavxivdbv Sttodocuv, AOijva.

61. K^T|pior|cN. 25 j. iovaoxf|pia gxt|v Kwipo. AeuKcoaia, 1968.

62. Kovxoytayu Ф. 'Екфраац xr|c Op9o5o?, ou eiKovopatpiac. xojaoc A. A0f|va, 2000.

63. RupiaCrjc NT. Ta lovaaxripia sv Kwtpeo. AapvaKa, 1959.

64. K? vaxavxo)5aicr| -Kixpofir|A, i8oi> M. Oi vaoi xr|c Eiavayiac ITo5i30od Kai xrjc 08OxOKOt)(f| хот) ApxayyeA, OD gxt| Talaxa). AsuKCoaia, 2005.

65. AsKavrj Г. Ta (j.axa каг Ava0f|xaxa. A6f|va, sk. rs? pyiaorj, 2001.

66. Mapa? sXdKri E. Прокояши П. OiDA, oaxsyoi vaoi xtjc Ktmpot". //Кг)7гршка (SiiODSai, SA', 1997.

67. Mai) pO7r0i)}i0D-Tcyi0i3|xr| X. BD^avxivrj 08Goa^ovIKq. (c)SGGa^oviicri, 1996.

68. Mr|xpo7ioXixoD Orj? wv каг As? aSsiag Ispovu|io). XpiGxiaviicii Boi? xia. Kevxpo apxaioX, oyiKev, loxopiKOv каг OeoXoyiKcbv? us^sx?v. Ai? aoeia, 2005.

69. Mixar|?aoo) A.(s7ii|is^sia). Ispa Mrjxpo^oXic Морфои, 2000 xpovia Tsxvt) c каг Ayioxrjxoc. AsuK? GIa, 2000.

70. Nucr^opoc K. H vt|goc xcov? aovdbv. //Ефгцлер (8а Ka0r|p.spivfj. AeDKOGIa, 1997.

71. TlavayicoxiSri M. Hсоура (ргкг| xou 12™ awbva gtt|v Китсро Kat xo 7rpo? X, t||j, a xcov xo7tik®v spyaoxr|pio)v. //Exaipsla Килргакюу ZtiouScov, хо|д.о<- В'. AsuKcoaia, 2001.

72. Паяауеюруюг) A. H jiovf| А|/1уВкйхга<�тгц-. //Report of the Department of Antiquities Cyprus, 1963.

73. Палау ecopyioi) A. Eikodv xod Хргохои sv xco vaco xr|<- Ilavayia^ xou Арако<-. //Килр.Ел. AeuKCooia, 1968. S. 45−55.

74. Палаувсоруюи A. Oi ^u^oaxsyoi vaoi хтцКил рои. //Avaxurcov sk xou Avap, vr|GxiKoi3 Тоцои STii xr| 50exspi5i xou лбрюбгкои АпоотоХо^ Bapva? a"-. AsuKcoaia, 1975.

75. Патгауеооруюи A. H лроёАяиог| xou хгжои xou? uA, 6axsyou vaou. //Avaxujtov sk xou AvajivriaxiKou Topou srci xr| 50sxspi5i xou тгершбгкои AjtogtoAxxBapva? aq. AsuKOOcria, 1975.

76. ПалауЕСоруюи А. Аио Bu^avxivsq sikovs<- xou 12ой aicova. //Report of the Department of Antiquities Cyprus. 1976.

77. Палауscopyiou A. Aaivou, екккцага Havayiaq ФорркЬхтаад. //MsyaArj KuTupiarai ЕукикХола (5ега, vol. 3. AeuKoooia, 1985.

78. Палауеюруюи A. Eikovs" — xr|g Килрои. AsuKCoaia, 1991.

79. Палауscopyiou A. Ispa Мг|хр6ло?асПа<�рои. Iaxopia каг Tsxvr). AsuKcoaia, 1996.83. naTiayscopyiou AO. H лаАшохргахгаугкп Kai? u?avxivf| ap%aioA, oyia каг xsxvrj sv Килро каха xa sxr| 1964. IIAnomoXoq Bapva? aq, xojio<- KET AsuKioaia, 1965.

80. ГГатшуесоруюи AG. Н TiaA-aioxpioxiaviKii каг Pu^avxivf) ap%aioA.oyia каг xs%vr| ev Кияро ката та sxr| 1965;1966. //АттоотоАхкBapvaPag, хоцод К©-'. AsDKtoaia, 1968.

81. Паяаувоэрукю AG. Н rcaXaio%piaTiaviKf| каг P)^avxivf| ap%aioA, oyia каг xe%vr| sv Кгтро ката та ехг| 1967;1968. /¡-АпоатоХснBapvaf3a<-, xoju. o<- ЛВ AsDKCoaia, 1971.

82. Паяауешруюг" AG. Аракод navayiaq еккХ, т|а{а. //МгувХц кил: ргакг| еукикАхжагбега, II хбцос-. Леиксосна, 1985.

83. Патсауеюруюи AG. Н BD^avxivf| xe%vr| xrq Кбярои (12oq -150<�° amvaq). Thessalonike, 1997.

84. Палауеоруши AG. H }.iovf| xod AyioD Icd&wod xod Аа^гяабгахотЗ axov Kalo7cavayidbxr. AsuKcoaia, 2007.

85. Патш|лаохоракг|сТ. H отщао (а xoov 71рофГ|тюу axov хротЗАю xt|cIlavayiactod Арако*- каг ог avxiaxoi%e<- яергтсхшоецтгцnavayiag Мг) ргок8фаХ, шу каг хг|<- llavayia<- xr|<- Bg^ouaaq. //Ap%aioA, oyiKov SsXxiov 40, 1985.

86. ПатсацаахоракгцТ. Н цорфг| xod ХргохотЗ-Меуа^ои Ap%ispsoc-. //As^xiov хцсxpiGxiaviKfitар%агоА, оугкг|<- siaipsiag IZ', 1993;1994.

87. ПаиШт. A. Iaxopia xr|<- vfjooD RuTipOD. xojaoq III ano то 1192 |.ie%pi xo 1571. OiA, oKU7ipoc-, AsuKcoaia.92. ripoKouloD E. О EDVSTixuy^isvocахаироегбгцsyysypap, svo<- Nao<- axrjv Кшсро (9°s -120? airovaq). AsDcacria, 2007.

88. Zxpaxf) A. 2юурафгке<- |iapxDpis<- xod 12ог) airova аттуу avaxoAaKfj MaKsSovia. //Aekxiov xrjg 7pioxiaviKf|<- apxaioA, oyiicr|<- sxaipsiag. AGf|va, 2003.

89. Exuliavou A. The Wall Paintings of the Church of the Panagia tou Arakou, Lagoudhera. //Acts of the IX international Byzantine congress, Salonika. Athens, 1955.

90. HxuXiavou A. Ai 7tspiT|yr)Gsic тог) Podggou povaxou BaG&eiou rprjyopo? iTg Bapcncu sv Кгшро 1727,1730. //Ev Кштршка! Z7iouoai, Тоц. KA'. AeuKGuoia, 1957.

91. Scuxripioi) Г. А. Oi EiKovoypatpiKoi kukX, oi, gt| pacia xrjc eiKovoypcKpfjastoc tod op0o5o?, ou sX, X-t|vikoi3 vaoi3. A0r|vaic, Ooivikoc, 1927.

92. ScoxripioD Г. А. BuCavxivfj xexvr| то ovopa Kai т| a^la tt|c. A0r|va, Nea eoxiac, 1934.98. ucoxripiou Г. А. Та BuCavxiva (ivr|psia xrjc Ktmpou. Tojioc A', Аггжсора, Ev AOfjvaic, 1935.

93. ScoxripioD Г. А. Ey%eipl5iov xpiGxiaviicfjc ap%aioA, oyiac. AsuK? oia, 1936.

94. Xcoiripiou Г. А. XpmxiaviKf| Kai BuCavxivij АрхаюХ-oyí-a. Topoc A. AOfiva, 1942.

95. Scuxripiou Г. А. Xpiaxiaviicri Kai BuCavxivfj Ap/aio^oyia. To|uoc KST’xbdxoc A', A0f|vai, OeoXoyiac, 1955.

96. SouxripioD Г. А. Oi EiKovoypacpiKoi tcuk^oi xod BvCavxivou vaou. AsuKcoaia, 1955.

97. SoxrjpioD Г. А. (c)80XOK0C r| ApaKiexiaaa Tqc Кгжрои. //ApxaioA, oyiKf| Ефгцаерц (1953/4). A0f|va, 1955.

98. Icoxiipioi) Г. А. H Ccoypa (piKf| xr|c gxoIiic xr|c K? vaxavxivoimo^ecoc-. Ilaskzio xrjc %piaxiaviKf|c apxaiotayyiiciic sxaipeiac. AOrjvai, 1959.

99. EcoxripioD M. H paKeSoviicfi gxoat| Kai r iisyopsvri GxoXrj Milouxiv. I/Askxiov xrjc xpioxiaviKric apxaioA, oyiicr|c sxaipeiac. AGfjvai, 1969.

100. X? xrjpioD M. BvCavxivai xoixoypatpiai povaaxiKrjc xaxyqc xr|c Кшсрои. IlExaipeia Ri)7tpiaKav EttouSguv, xopoc B'. AeuK? oia, 1972.

101. Ecoxripiov Г. А. Ta TraXaioxpiGxiavuca Kai? v^avxivd pvripsia хтq КтЗтгрои. A0f|va.

102. Tpiavxa (puXA, 07t: ouA, ocA. ApxixsKxoviKr| каг ^соурафгкг). //Ефтц1?р15а Ka0ri (i8pivii. AeuKocia, 1997.

103. Toiyapioac N. Oi xoixoypaipisc xt|c Movqc Aaxo (xoD (c)saoa^oviicric kair| pucavtivr| ^соурафгкг| tod 1201) aieva. (c)ecraaxovikri, 1986.

104. TancvO7iouM, oc I. H Ispa jiovii Христоахорои тоь KoDxaopevxr). //AteoctxoIoc Bapvapac, xo|ioc KA Легжсоо1а, 1960.

105. TcipOTrouXoc K.E. PojxaviKT| ^соураф1кт|, BuCavuvri ^шурафпсг). A0f|va, 1980.

106. ФгХоОгог) Г. Asixoupyotiaec em aicbvec. //Ефгщер (5а КаОтцл. ергуг|. As) k (oaia, 1997.

107. ФгХоОеог) Г. IaxopiKec, aXka eyKaxaA, eX, ei|a.^ievec-. //Ефгцл?р (5а Ka0ri|a.spivf|. AsuKcoaia, 1997.

108. ФгогЗрт) E. Каг Геюруюи N. BuCavxivi| каг |uexaP)Cavxivii xs%vr| axr|v Kwpo.ApxaioX.oyia 24, 1987.

109. Хах? г|5гщт|хр1ои K. Iaxopla xrjc Ktiirpov. As) KCuaia, 2005.

110. XpiaxoSoi3A-ou Г. Ayioc № 6фиход о ЪукА-siaxoç-. //Ефтца8р (5а КаОгцл? ргуг|. AsuKcoaia, 1997.

111. Xpuooxoi5r| К. О Мтгаракг axr|v Кштро. //Ефгцхер{5а Ka9r||ispivfi. Аегжооспа, 1997.

112. Alexiou M. Literary Subversion and the Aristocracy in twelfth century Byzantium: A stylistic analysis of the Timarion (ch. 6−10). Byzantine and modern Greek studies, vol.8, 1982/83.

113. Bakalova E. Les fresques de l’eglise-ossuaire de Bathkovo, La peinture dans les terres bulgares aux Xle et Xlle siecles. Sofia, 1967.

114. Baltoyianni Ch. Christ the lamb and the evroxiov of the law in a wall painting of Araka on Cyprus. //AsAxiov tt|c xpioxiavucric apxaioA, oyira'*|c sxaipsiac IZ'. AGfjva, 1994.

115. Beck H.G. Humanismus und Palamismus, in Actes du Xlle Congr. Int. d’et. Byz., Ochrid, 1961,1, Belgrade, 1963. P.63−82.

116. Buckler W.H. and G. Buckler. Dated Wall Painting in Cyprus. //AIPHOS 7, 1939;1944.

117. Boyd S. The church of Panagia Amasgou, Monagri, Cyprus and its wallpaintings. //DOP, 28, 1974.

118. Buckler W.H. and Seymer V. The church of Asinou, Cyprus and its frescoes. //Archeologia, vol.83, Oxford, 1934. P. 327- 350.

119. Buckton D. Byzantium. Treasures of Byzantine Art and Culture. London, 1994.

120. Chatzidakis M. Mistra, la cite medievale et la forteresse. Athenes, 1981.

121. Demus O. Byzantine mosaic decoration. London, 1948.

122. Demus O. The mosaics of Norman Sicily. London, 1949.

123. Demus O. Byzantine Art and the West. London, 1970.

124. Der Nersessian S. Two images of the Virgin in DOP. //DOP 14, 1960. P.71−86.

125. Diez E. et Demus O. Byzantine mosaics in Greece. Hosios Lucas and Daphni. Cambridge, Mass., 1931.

126. Djuric V. Peinture medievale a Chypre et en Yougoslavie. Epetirida Kentrou Meleton Ieras Monis Kykkou. Nicosia, 1972.

127. Djuric V. La peinture murale Byzantine. Xlle et XlIIe siecles. //In XVe congres int. d’et. Byz. Athenes, 1979.

128. Eliades I. A. Cultural Interactions in Cyprus 1191−1571: Byzantine and Italian Art. Pisa, 2006.

129. Feuillet M. AeCuco XpiaxiaviKOv cru|436X, cov. A0f|va, 2007.

130. Grabar A. Un reflet du monde latin dans une peinture balkanique du Xlle siecle. P. 1007ss.

131. Grabar A. Les sources de peintres byzantins de Xtlle siecles. //Cahiers Archeologiques, XII, 1962.

132. Grigoriadou H. Affinites iconographiques de decors peints en Chypre et en Grece au Xlle siecle.// Exaipsia RimpiaKdov E7tou5? v, xo|ioc B'. AsDKCoaia, 1972.

133. Handermann-Misguich L. Tendances expressives et recherches ornamentals dans la peinture de la seconde moitie du Xlle siecle// Byzantion, 1965.

134. HandermannMisguich L. Fresques de Chypre et de Macedoine dans la seconde moitie du Xlle siecle.// Exaipsia KwipiaKfov ZtuodSqv, xo|j, oc B'. AeuKGuGIa, 1972.

135. Hadermann Misguich L. Kurbinovo. Les fresques de SaintGeorge et la peinture Byzantine du Xlle siecle. Bruxelles, 1975.

136. HandermannMisguich L. La peinture monumentale du Xlle siecle a Chypre. 32 Corso di cultura sull’arte ravennate e bizantina: seminario internazionale di studi su Cipro e il mediterraneo orientale, Ravenna, 2330 marzo, 1985. Ravenna, 1985.

137. Hamann-Mac Lean R. et Hellensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. //Vol. 11, bis zum fruhen 14. Jahrhundert, Giessen, 1963.

138. Hamlyn P. The early Christian and Byzantine world.//Landmarks of the World’s art. London, 1966.

139. Hawkins E.J.W. and Liz James. The east dome of St. Marko, Venice: reconsideration// DOP, 48,1994.

140. Hein E. Jakovljevic A. — Kleidt B. Cyprus, churches and monasteries, mosaics and frescoes. Ratingen, 1998.

141. Indianos A.C. and Thomson G.H. Wall-paintings of st. Neophytos Monastery. //Kypriakai Spoudai, III, 1940.

142. Jeffery G. A description of the Historic Monuments of Cyprus. Nicosia, 1918.

143. Kappais D. Ta monastiria tis Kyprou. 1994. P. 180−183.

144. Kazhdan A.P. and Epstein A. W. Change in Byzantine Culture in the Eleventh and Twelfth centuries. Berkeley, 1990.

145. Kessler H.L. On the state of Medieval art history. //The art Bullerin, vol.70,1988. P.166−187.

146. Kitzinger E. I Mosaici de Monreale. Palermo, 1960.

147. Kitzinger E. I mosaici di Santa Maria dell’Ammiraglio a Palermo. Palermo, 1990.

148. Kitzinger E. The Hellenistic Heritage in Byzantine Art. //DOP. 17, 1963.

149. Kitzinger E. The Byzantine contribution to Western art in the twelfth and thirteenth centuries. //DOP. 20, 1966.

150. Kitzinger E. Norman Sicily as a Source of Byzantine Influence on Western Art in Twelfth century, in Byzantine art and European art. Athens, 1966. P. 123−147.

151. Kitzinger E. A Virgin’s face antiquarianism in twelfth century art. //The art Bulletin, vol.62, no.l. 1980. P. 6−19.

152. Kitzinger E. Studies in late antique and Byzantine art.//Byzantium and the West in the Second half of the twelfth century: problems of stylistic relationships. Vol. I, 2002.

153. Koeler W. Byzantine art. //DOP. I, 1941. P. 61 ss.

154. Koeler W. Byzantine art in the west. //DOP. Inaugural Lectures November 2nd and 3rd 1940. Cambridge, 1941.

155. Lasareff V. HcoypacpiKfj xou ll0l) -12™ ai6vo<- sig tt|v MaKs8oviav, (pax-.), //Actes du XII congres international des etudes Byzantines, Ochrid, Rapport V.

156. Malmquist T. Byzantine 12th century frescoes in kastoria. Agioi Anargyroi and Agios Nikolaos tou Kasnitzi. Uppsala, 1979.

157. Mango C. and Hawkins EJ.W. Report on field work in Istanbul and Cyprus, 1962;1963. //DOP, 18. 1964. P. 333 ss.

158. Mango C. and Hawkins E. J. W. The Hermitage of St. Neophytos and its Wall Paintings. //DOP, No 20, 1966. P. 119−206.

159. Mango C. Appendix to Winfield D.C. The Church of the Panagia tou Arakos, lagoudera: first preliminary report, 1968. //DOP, 23−24, 1969;70. P. 379−80.

160. Mango C. Notes on Byzantine monuments. //DOP, 23−24, (19 691 970). P. 369- 375.

161. Mango C. Byzantium and its Image: History and culture of the Byzantine Empire and its Heritage. London, 1984.

162. Mango C. and Hawkins E.J.W. and Boyd S. The monastery of St. Chrysostomos at Koutsovendis (Cyprus) and its wall paintings. //DOP, 44, 1990. P. 63−94.

163. Maguire H. Style and Ideology in Byzantium imperial art// Gesta. vol. 28, no.2, 1989. P.217−231.

164. Maguire H. The iconography of Symeon with the Christ child in Byzantine art. //DOP, 34−35, 1980;1981. P. 261−69.

165. Maguire H. The icons of their bodies: Saints and Their Images in Byzantium. Princeton, 1996.

166. Medieval Cyprus, Studies in Art, Architecture and History in memory of Doula Mouriki. Princeton, 1999.

167. Megaw A.H.S. and Hawkins E.J.W. The church of the Holy Apostles at Perachorio, Cyprus and its frescoes. //DOP, 16. 1962. P. 277−348.

168. Megaw A.H.S. and Stylianou A. Cyprus, Mosaics and Frescoes, UNESCO World Art Series. N.Y. 1963 (Prefeca).

169. Megaw A.H.S. Twelfth Century Frescoes in Cyprus, //Actes du Xlle Congres International des Etudes Byzantines. Ochride, 1961. vol. III. Beograd, 1964.

170. Megaw A.H.S. Background architecture in the Lagoudera Frescoes. //JOB 21. Vienna, 1972. P. 195−201.

171. Megaw A.H.S. Byzantine architecture and decoration in Cyprus: Metropolitan or provincial. //DOP, vol. 28. 1974. P. 57−88.

172. Miljkovic-Pepek P. Nerezi. Belgrado, 1966.

173. Miljkovic-Pepek P. Vue comparative sur les qualities artistiques et stylistiques des fresques du Xlle siecle dans les Balkans et a Chypre. //Exaipeia KwipiaKibv E7tou56v, xo|io<- B'. AeDKCoaia, 1986.

174. Mouriki D. Stylistic trends in monumental painting of Greece during the eleventh and twelfth centuries. //Dumbarton Oaks Papers, Vol. 34. 1980; 1981.

175. Painter S. The lords of Lusignan in the eleventh and twelfth centuries. //Medieval academy of America, vol.32, no.l. 1957. P. 27−47.

176. Pallas D.I. L' Ordonnance originale des objets cultuels du monastere de Haghios Neophytos. //Exaipeia KtmpiaKcbv EtiouScov, xopog B'. AsuKtoaia, 1986.

177. Papadopoulos Kerameus A. Epfxnvsia xrjg ^(c)ypatpiKinxexyrj"-. St. Petersburg, 1909.

178. Papageorgiou A. Masterpieces of the Byzantine art of Cyprus. //Department of Antiquities. Nicosia, 1965.

179. Papageorgiou A. and Mouriki D. Byzantine icons of Cyprus. Benaki Museum, exhibition catalogue. Athens, 1976.

180. Panayotidi M. The wall-paintings in the church of the Virgin Kosmosoteira at Ferai (vira) and stylistic trends in 12th century painting. Byzantinische forschungen XIV, 1989.

181. Pelekanidis S. Kastoria. Salonicco, 1953.

182. Pelekanidis S. and Chatzidakis M. KastoriaWall paintings. Athens, 1985.

183. Sophokleous S. Panagia Arakiotissa in Lagoudera, Cyprus. Nicosia, 1998.

184. Sophocleous S. Icons of Cyprus, 7th 20th century. Nicosia, 1994.

185. Sophocleous S. Le peintre Theodoros Apsevdis et son entourage, Chypre 1183 et 1192, in Byzantinische Malerei. //Acts of the symposium helt at Marburg University, 1997.

186. Sophocleous S. Cyprus, the holly island, icons through the centuries (10°s -20°s aicovag). AeuKtooia, 2000.

187. Stylianou A., Sociological reflections in the painted churches of Cyprus. //JOB. Bd. 32/5, 1982.

188. Stylianou A. A cross inside acrescent on the shield of St. George? Wallpainting in the church of Panagia Phorbiotissa Asinou, Cyprus. //Kwrptaeg g7rai)3s<- 26, 1982. P.133−140.

189. Stylianou A. and J. Donors and Dedicatory Inscriptions, Supplicant and Supplications in the Painted churches of Cyprus. //JOBG 9, 1960.

190. Stylianou A. And J. Some Problems concerning the «Enkleistra» Of St. Neophytus and its wall-paintings. //KuTipiaKai XttodSgu, XXVI. Nicosia, 1962.

191. Stylianou A. Cyprus, Mosaics and frescoes, UNESCO World Art Series. N.Y., 1963 (Introduction).

192. Stylianou A. and J. The painted churches of Cyprus. Nicosia, 1964.

193. Stylianou A. Cyprus at the thirteenth international congress of Byzantine studies. Oxford. //RimpiaKai X7rouSai. AeuKCoaia, 1966.

194. Stylianou A. And J. The Monastery of St. Neophytos. Published by the Monastery of St. Neophytos at Paphos, 1970.

195. Stylianou A. and J. The painted churches of Cyprus. Treasures of Byzantine art. London, 1985.

196. Stylianou A. and J. The painted churches of Cyprus, treasures of Byzantine art second edition. Nicosia, 1997.

197. Talbot Rice D. The Icons of Cyprus. London, 1937.

198. Talbot Rice D. and Tamara icons and their dating. London, 1974.

199. Tomekovic S. L’esthetique aux environs de 1200 et la peinture de Studenica. //Note 33. 1988.

200. Tomekovic S. Le «manierismedans Part mural a Byzance (11 641 204). Paris, 1984.

201. Tsinopoullos LP. The enkleistra and St. Neophytos. Nicosia, 1965.

202. Velmans T. Quelques programmes iconographiques de coupoles chypriotes du Xlle au XVe siecle. //Cah. Arch. 32, 1984. P. 39−51.

203. Walter B. G. Ch. The inscriptions upon liturgical rolls in Byzantine apse decoration //Reb 34,1976.

204. Walter C. Art and ritual of the Byzantine church. Birmingham, Byzantine series 1, London, 1982.

205. Weitzmann K. The survival of mythological representations in early Christian and Byzantine art and their impact on Christian iconography. //DOP, vol. 14. 1960. P. 43−68.

206. Weitzmann K. Various aspects of Byzantine influence on the Latin countries from the sixth to the twelfth century. //DOP, vol.20. 1966. P. l-24.

207. Weitzmann K. The classical heritage in the Byzantine art as mode of individual expression// Weitzmann K. Studies in classical and Byzantine Manuscripts Illumination, Chicago. London, 1971.

208. Weitzmann K. Illustrations to the lives of the five martyrs of Sebaste. //DOP, vol.33. 1979. P. 95−112.

209. Weitzmann K. Icon programs of the 12th and 13th centuries at Sinai. //AsXxiov xri<- xpiGTiaviKr)<- ap%aioA, oyiKf|<- exaipeiac-. A0i|va, 1986.

210. Wharton Epstein A. Phases of construction and decoration in the Enkleistra of St. Neophytos near Paphos on Cyprus. //Byzantine Studies Etudes Byzantines 10, 1983.

211. Wharton AJ. Art of empire: painting and architecture of the Byzantine periphery: a comparative study of four provinces. University Park, Pa. London, 1988.

212. Winfield D.C. and Hawkins E. The church of our Lady at Asinou, Cyprus. A report on the seasons of 1965 and 1966. //DOP, 21. 1967. P. 261−266.

213. Winfield D.C. Middle and later Byzantine wall painting methods: a comparative study. //DOP, 22, 1968. P. 61−139.

214. Winfield D.C. Reports at Monagri, Lagoudera, and Hagios Neophytos, Cyprus, 1969/1970. //DOP, 25. 1971. P. 259−264.

215. Winfield D.C. Aghios Chrisostomos, Trikomo, Asinou, Byzantine painters at work. Nicosia, 1972, II. P. 285 ss.

216. Winfield D.C. Work at Haghios Neophytos, Monagri, Perachorio and Lagoudera. 1971;1973: Final Report. //RDAC, 1978. P. 279−87.

217. Winfield D.C. Panagia tou Arakos, Lagoudhera. A Guide. //Department of Antiquities. Nicosia, 1982.

218. Winfield J. and Winfield D.C. Proportion and structure of the human figure in Byzantine wall painting and mosaic. //BAR International series 154. Oxford, 1982.

219. Winfield D. & J. The church of the Panaghia tou Arakos at Lagoudhera, Cyprus: the paintings and their painterly significance. Washington, 2003.

220. Young S.H. Byzantine painting in Cyprus during the Early Lusignan period. Pennsylvania State University, 1983. Электронные ресурсы:1 .Битбунов Г. Богоявление Господне. Электрон, ресурс.: http://www.pravoslavie.ru.

221. Битбунов Г. Успение пресвятой Богородицы. Электрон, ресурс.: http://www.pravoslavie.ru.

222. Давидова М. Г. Программа росписей купола и сводов христианского храма (част 1) электрон, ресурс.: http://old.portal-slovo.ru.

223. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Электрон, ресурс.: www. icon-art.info Попова О. С. Византийские иконы У1-ХУ веков. Комниновский период. [Электрон, ресурс]: http://nesusvet.narod.ru.

224. Энциклопедия искусства архитектура Византии. Электрон, ресурс.: www.artpoiekt.ru.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой