Оздоровительно-развивающая методика физического воспитания сельских школьников 12-14 лет с учетом их типологических особенностей и двигательного возраста
В зависимости от результатов контрольно-педагогических испытаний уровень двигательной подготовленности оценивается как низкий по скоростным качествам у 44% 11-летних мальчиков, 12-летних — 36,4%, 13-летних — 42,1%, 14-летних — 43,6% и, соответственно, у девочек — 36,4- 38,9- 28,7 и 36,9%- по двигательно-координационным способностям: у 39,1% 11-летних мальчиков, 12-летних — 33,5%, 13-летних… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 1. 1. Построение урока физической культуры в общеобразовательных школах
- 1. 2. Формирование мотивационных потребностей у учащихся к занятиям физическими упражнениями
- 1. 3. Влияние двигательного режима на организм школьника
- Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
- Глава 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 11−14 ЛЕТ
- 3. 1. Характеристика физического развития школьников 11−14лет
- 3. 2. Характеристика психологического и функционального состояния школьников 11−14 лет
- 3. 3. Характеристика уровня физической подготовленности школьников 11−14 лет
- 3. 4. Выявление мотивационных предпочтений школьников 11−14 лет к занятиям физической культурой и спортом
Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 12−14 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
4.1. Структура и содержание оздоровительно-развивающей методики физического воспитания современных сельских школьников 12−14 лет с учетом их типологических особенностей и двигательного возраста.
4.2. Динамика соматических показателей школьников 12−14 лет в процессе формирующего педагогического эксперимента.
4.3. Характеристика психологического и функционального состояния школьников 12−14 лет.
4.4. Динамика показателей физической подготовленности школьников 12−14 лет в ходе формирующего педагогического эксперимента.
Оздоровительно-развивающая методика физического воспитания сельских школьников 12-14 лет с учетом их типологических особенностей и двигательного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В настоящее время в отечественной системе физического воспитания и образования школьников наблюдается интенсивный поиск новых методик и педагогических технологий, обеспечивающих эффективное воздействие на сохранение и улучшение здоровья ребенка — основы воспитания гармонично развитой личности, развитие его индивидуальных физических качеств и функциональных возможностей, ориентированных на целенаправленное формирование мотивации, интересов к занятиям физическими упражнениями и развитие творческих способностей на разных ступенях школьного образования, являющихся фундаментом освоения духовных, нравственных и двигательных ценностей физической культуры, способных приумножить здоровье детей [15- 34- 99- 108- 123].
Однако состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность школьников в разных регионах России вызывает большую озабоченность общества, специалистов в области физического воспитания и родителей. По данным Н. Ж. Булгаковой [28], 90% детей имеют отклонения в физическом и психологическом здоровье, 30−35% поступающих в школу имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе многократно возрастает число детей, имеющих нарушения зрения, осанки и опорно-двигательного аппарата, увеличивается количество учащихся с заболеваниями сердечнососудистой, дыхательной систем и органов пищеварения.
Зарегистрированный уровень здоровья школьников, следует полагать, обусловлен результатом длительного неблагоприятного воздействия социально-экологической и природной среды на организм школьников и рядом педагогических факторов. В частности:
— интенсификацией образовательного процесса, происходящей за счет увеличения интенсивности и объема учебного материала, которые не компенсируются необходимыми физическими нагрузками на уроках по предмету «Физическая культура» и самостоятельной двигательной активностью;
— несоответствием существующих методик обучения по физическому воспитанию возрастным, половым, индивидуальным и функциональным особенностям сельских школьников;
— использованием малоэффективных средств и методов, реализуемых на уроках физической культуры;
— недостаточной профессионально-педагогической подготовленностью и компетенцией учителей физической культуры, соответствующих современным требованиям педагогики и психологии.
Результаты исследований показали, что увеличение заболеваемости школьников связано, прежде всего, с физической и функциональной детренированностыо основных систем и организма в целом, из-за выраженной ограниченной двигательной активности [21, 31, 113, 183].
Остается низким уровень коэффициента полезного действия действующих методик физического воспитания школьников, вследствие недостаточного применения легкоатлетических упражнений, спортивных и подвижных игр и средств из нетрадиционных видов спорта [108, 112, 122].
До настоящего времени в системе физического воспитания учащихся недостаточно целевых исследований, связанных с разработкой, обоснованием и применением методик оздоровительно-развивающей направленности физических упражнений на уроках физической культуры сельских школьников [17,35,50,51].
Опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, предпринята попытка обосновать научно-методический подход к организации и содержанию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися сельской школы.
Сложившаяся проблемная ситуация связана, прежде всего, с неразработанностью современных и инновационных методик и педагогических технологий, существенно улучшающих качество и эффективность физического воспитания, основанных на учете соматических типов, двигательного возраста, мотивационной потребности и применении дифференцированных средств для повышения уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности сельских школьников, проживающих в разных регионах России.
Анализ современной учебно-методической литературы выявил объективные противоречия между существующей практикой физического воспитания сельских школьников и отсутствием научно обоснованных инновационных методик и педагогических технологий, направленных на повышение качества и эффективности оздоровительно-развивающих уроков физической культуры, существенно расширяющих объем двигательной деятельности.
Все вышеизложенное определяет насущную необходимость разработки инновационной методики физического воспитания сельских школьников, основанной на личностно-ориентированном подходе, путем комплексного применения дифференцированных средств общей и специальной физической подготовки в сочетании с формированием мотивационных потребностей к занятиям физическими упражнениями, которые в значительной степени обеспечат повышение физической активности [93]. Это является одним из важнейших условий научной разработки и реализации новой методики по физической культуре и определяет актуальность избранной темы исследования.
Цель исследования — теоретически разработать и экспериментально обосновать оздоровительно-развивающую методику физического воспитания сельских школьников 12−14 лет с учетом соматических типов, двигательного возраста и применения средств, направленных на улучшение здоровья повышение уровня физического развития и физической подготовленности, функционального состояния, формирования мотивационных потребностей школьников к занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни.
Объект исследования — процесс физического воспитания сельских школьников 11−14 лет региональной популяции.
Предмет исследования — содержание и направленность оздоровительно-развивающей методики физического воспитания сельских школьников 12−14 лет в соответствии с половозрастными признаками физического развития, физической подготовленности, функционального состояния и двигательного возраста учащихся.
Гипотеза исследования: предполагалось, что эффективность процесса физического воспитания сельских школьников 12−14 лет можно существенно улучшить, если будет обеспечено:
— соответствие содержания уроков по физическому воспитанию биологической предрасположенности организма детей к решению двигательных задач определенного класса;
— применение целенаправленных средств для развития скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей;
— использование комплексности различных форм физического воспитания (спортивные праздники, подвижные игры, внеурочные физические упражнения, соревнования, участие родителей в процессе физического воспитания) — систематический педагогический контроль и оценка морфофункционального статуса, физического развития, физической подготовленности, двигательного возраста и мотивационных потребностей к занятиям физическими упражнениями для коррекции применяемых средств оздоровительно-развивающей направленности.
Методологическую основу исследования составили: фундаментальные разработки по теории и методике физического воспитания и спорта [А. П. Матвеев, Ю. Ф. Курамшин, Ж. К. Холодов, В. Я. Лях, М. Я. Виленский]- основополагающие положения теории и методики детско-юношеского спорта (Н. А. Филин, В. П. Фомин, В. М. Староста, В. В. Варюшин, В. П. Губа) — по закономерностям сенситивных периодов и зон ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский) — концепции современного физкультурного образования и воспитания школьников (А. П. Матвеев, В. Я. Лях, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева).
Научная новизна:
1. Теоретически разработана и экспериментально обоснована инновационная оздоровительно-развивающая методика физического воспитания сельских школьников 12−14 лет региональной популяции, базирующаяся на учете соматотипа, двигательного возраста и формирования мотивационных потребностей к занятиям физическими упражнениями, которая обеспечивает улучшение здоровья, существенный прирост скоростных, скоростно-силовых и двигательно-координационных способностей, функциональных возможностей и психологического состояния учащихся.
2. Разработана и оценена структурно-логическая схема методики физического воспитания сельских школьников, основанная на формировании познавательных, регулятивных, коммуникативных способностей учащихся, создании ситуации достижения успеха, применении дифференцированных средств, обеспечивающих повышение мотивации и интереса сельских школьников 12−14 лет к занятиям физическими упражнениями.
3. Экспериментально доказана эффективность применения типологического подхода к процессу физического развития детей 12−14 лет, основанного на учете соматических типов, который обеспечивает целенаправленное воздействие образовательных и оздоровительно-развивающих комплексов упражнений, ориентированных на развитие и коррекцию соматических показателей, двигательного возраста, физических качеств и формирование двигательных умений в процессе физического воспитания.
4. Получены новые данные об особенностях физического развития, физической подготовленности, функционального и психологического состояния сельских школьников 12−14 лет региональной популяции.
5. Разработана схема процесса развития мотивации сельских школьников к занятиям физическими упражнениями, включающая организационный, образовательный, оздоровительный блоки, а также блок социальной активизации и спортивного совершенствования, реализация которой направлена на самоорганизацию и самооценку отношения к занятиям физической культурой для всестороннего развития личности ребенка.
Теоретическая значимость. Представлены новые научные данные о построении и содержании процесса физического воспитания сельских школьников 12−14 лет, обусловленные целенаправленным физическим развитием личности, формированием мотивации к здоровому образу жизни, воспитанием двигательных качеств и функциональных возможностей с учетом соматического типа, возрастного онтогенеза, что существенно расширяет и углубляет существующие положения теории и методики физического воспитания школьников.
Практическая значимость результатов исследования заключается в их направленности на решение объективного противоречия между существующей практикой физического воспитания, не обеспечивающей формирование устойчивых интересов школьников к занятиям физическими упражнениями в учебное и внеучебное время, и успешной реализацией научно обоснованной инновационной методики, которая. вносит существенные изменения в систему физического воспитания сельских школьников, значительно повышает их двигательную деятельность. Обоснован комплекс средств тренировочного и воспитательного воздействия, применение которых ориентировано на развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, что существенно повышает эффективность физического воспитания учащихся сельских школ. Результаты исследования могут быть использованы: при разработке нормативно-программного материала по физическому воспитанию учащихся в сельских общеобразовательных школахв практической деятельности учителей физической культуры и курсах повышения квалификации учителей физической культуры.
Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и основных положений, выносимых на защиту, обеспечиваются методологической базой системного, деятельного и личностного подходов, опорой на концептуальные положения теории физической культуры личности, знания и представления теории и методики физического воспитанияподтверждаются применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, результатами педагогических экспериментов с участием достаточных выборок испытуемых, корректным применением методов математической статистики при количественном анализе экспериментальных данных.
Основные положения выносимые на защиту:
1. Объективной основой для разработки и реализации инновационной методики физического воспитания учащихся являются данные сопоставительной оценки изменений показателей физического развития и физической подготовленности, функционального и психологического состояния сельских школьников, дифференцированных по половому и возрастному признакам и двигательному возрасту.
2. Разработанная структурно-логическая схема формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом сельских школьников, включающая блоки организационный, образовательный, оздоровительный, социальной активизации и спортивного совершенствования, обусловлена целевой направленностью на повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности класса, проявлении творческих возможностей, познавательной и физической активности школьников, выработку основ самоорганизации личности к потребности в физкультурной деятельности, в целом, на привитие и самооценку здорового стиля жизни.
3. Реализация разработанной оздоровительно-развивающей методики, основанной на учете взаимосвязанных компонентов: соматического типа, двигательного возраста и мотивационных потребностей к занятиям физическими упражнениями более эффективно, по сравнению с традиционными подходами, обеспечивает физическое развитие, существенно повышает уровень развития основных физических качеств, двигательный возраст, адаптационные возможности организма, что, в целом, позволяет улучшить состояние здоровья учащихся, приобщить их к здоровому стилю жизни.
Апробация результатов. Основные положения диссертационной работы докладывались на трех научных и научно-практических конференциях СГАФКСТ (2009;2013), на XV научно-практической конференции Кирилло-Мефодиевские чтения (Смоленск, 2009), международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся (Смоленск, 2012), международной научно-практической конференции посвященной 80-летию Московского гос. областного университета и 65-летию факультета физкультуры (Москва, 2011), посвященных вопросам оздоровления детского населения и проблемам физического воспитания, и отражены в 13 публикациях.
Результаты исследования внедрены в практику работы МБОУ СОШ № 16 г. Смоленска, МБОУ «Талашкинская СОШ» и подтверждены 2 актами внедрения.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, который включает 201 источник, из них 18 иностранных авторов, и 42 приложений. Основное содержание работы изложено на 128 страницах компьютерной верстки, работа иллюстрирована 2 таблицами и 19 рисунками.
ВЫВОДЫ.
1. Результаты констатирующего эксперимента показали, что низкий уровень физического развития, низкое функциональное и психологическое состояние, невысокий уровень развития ведущих физических качеств и выраженную недостаточность мотивации и интереса к различным физическим упражнениям характеризуют следующие особенности:
— 40% исследованных школьников, как мальчиков, так и девочек, имеют низкий уровень физического развития.
— в зависимости от результатов контрольно-педагогических испытаний уровень двигательной подготовленности оценивается как низкий по скоростным качествам у 44% 11-летних мальчиков, 12-летних — 36,4%, 13-летних — 42,1%, 14-летних — 43,6% и, соответственно, у девочек — 36,4- 38,9- 28,7 и 36,9%- по двигательно-координационным способностям: у 39,1% 11-летних мальчиков, 12-летних — 33,5%, 13-летних — 30,5%>, 14-летних — 30,4% и, соответственно, у девочек — 36,4- 33,4- 46,4 и 34,8%- по силовым качествам у 43,5% 11-летних мальчиков (13% не выполнили нормативы), 12-летних — 39,9%(5,6% не выполнили нормативы), 13-летних — 43,5%, у 14-летних — 43,5% (4,3% не выполнили нормативы) и у девочек -31,8- 55,6- 32,1 и 36,9% (10,5%), соответственнопо выносливости: у 52,2% 11-летних мальчиков, 12-летних -52,7%, 13-летних — 43,5%, 14-летних — 47,8% и, соответственно, у девочек — 63,4- 55,6- 64,3 и 57,9%- по скоростно-силовым способностям: у 60,8% 11-летних мальчиков, 12-летних — 57,8%, 13-летних — 34,8%, 14-летних — 30,5%>- у девочек -63,6- 38,9- 35,8 и 36,8%, соответственно.
— низкий уровень мотивации имеют все исследованные учащиеся;
— соматические показатели у детей развиты негармонично, у 12-летних подростков показатели массы тела соответствуют возрастной норме, но показатели длины тела находятся ниже возрастных норм, размеры грудной клетки соответствуют нижней границе нормы. У 13- летних значения длины и массы тела располагаются ниже значений возрастных норм, а размеры грудной клетки соответствуют нормеу 14- летних показатели длины тела соответствуют возрастным нормам, но размеры грудной клетки и масса тела отстают от показателей возрастных норм.
Анализ антропометрических показателей девочек 11−14 лет выявил, что у школьниц наблюдается низкий уровень физического развития по длине, массе тела и окружности грудной клетки. Показатели индекса Кетле, как у мальчиков, так и девочек, свидетельствуют о дефиците массы тела.
Показатели устойчивости и продуктивности внимания у 11−12-летних школьников (20% девочек и 75% мальчиков), 13- и 14-летних (60% мальчиков и 48% девочек) соответствовали зоне низко продуктивного внимания, у 5% 13-летних мальчиков — зоне очень низко продуктивного внимания.
У всех обследуемых детей показатели жизненной емкости легких ниже возрастной нормы, у 68% обследованных детей отмечается недостаточная функциональная устойчивость нервно-мышечного аппарата.
2. Структурно-логическая схема формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом сельских школьников 12−14 лет, направленная на повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности класса, проявление творческих возможностей, познавательной и физической активности школьников, выработку основ самоорганизации личности к потребности в физкультурной деятельности, более эффективно, по сравнению с традиционными подходами, позволила приобщить их к здоровому стилю жизни.
3. Инновационная оздоровительно-развивающая методика физического воспитания сельских школьников 12−14 лет региональной популяции основана на:
— учете соматических особенностей детей;
— учете половозрастных и индивидуальных особенностей;
— системности и целостности;
— формировании мотивационных потребностей к занятиям физической культурой;
— комплексного применения дифференцированных средств общей и специальной физической подготовки для обеспечения более выраженного прироста морфофункциональных показателей, мотивационных потребностей, физической подготовленности.
Содержание оздоровительно-развивающей методики физического воспитания сельских школьников ориентировано на следующие детерминанты:
— применение целенаправленных средств для развития скоростных, скоростно-силовых и двигательно-координационных способностей;
— использование комплекса различных форм физического воспитания (спортивные праздники, подвижные игры, внеурочные физические упражнения, соревнования, участие родителей в процессе физического воспитания);
— развитие мотивационных потребностей к занятиям физической культурой и спортом;
— целенаправленное воздействие образовательных и оздоровительно-развивающих комплексов упражнений, направленных на развитие функциональных и соматических показателей, физических качеств и формирование двигательных умений;
— педагогический контроль и оценку морфофункционального статуса, физического развития, физической подготовленности и их коррекцию;
— выработку основ самоорганизации личности к потребности в физкультурной деятельности, привитие и самооценку здорового стиля жизни.
4. Выявлены различные данные, характеризующие половозрастные особенности развития сельских школьников 12−14 лет, с учетом срезовых обследований, которые сопоставимы в экспериментальных и контрольных группах. У испытуемых экспериментальных групп по сравнению с контрольными были достоверно больше приросты показателей жизненной емкости легких, силы правой и левой кисти (р<0,05), а также отдельных показателей скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей на заключительном этапе формирующего эксперимента.
5. Высокая эффективность региональной оздоровительно-развивающей методики физического воспитания сельских школьников 12−14, отнесенных к разным соматическим типам, подтверждает научную гипотезу настоящего исследования. Ее практическая значимость подтверждается существенными качественными изменениями в организации и проведении физического воспитания и образования в сельских общеобразовательных школах, что обеспечило улучшение здоровья, повышение физического развития, функционального и психологического состояния, физической подготовленности сельских школьников 12−14 лет, их мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Выявленные в ходе проведения исследования факты позволяют рекомендовать учителям физической культуры для успешного решения задачи приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, формирования у них основ здорового образа жизни создание определенных условий: наличие квалифицированных специалистов в области педагогики и спортаиспользовать инновационные подходы в методике преподавания физической культуры с непременным учетом физиологических, соматических и психологических компонентов каждого обучающегося. Различия в уровнях развития морфофункциональной и физической подготовленности школьников, имеющих различную соматическую зрелость, обуславливают необходимость их дифференцированной физической подготовки для более рационального использования ограниченного времени урока, которое выделяется для физической культуры в школесотрудничество с психологической службой и медицинскими работникамиулучшать материальные базы школ для более эффективного проведения уроков физкультурыразнообразие спортивных секциймаксимально разнообразить программу занятий, отмечая, какой аспект наиболее заинтересует каждого из детей, и в дальнейшем стараться стимулировать их индивидуальные интересы, чаще использовать на уроках те формы и средства общения, которые вызывают у учеников наименьшее число отрицательных реакцийповышать уровень сформированности эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, целеустремлённость, трудолюбие) — при всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе, помнить, что главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе, главной целыо которой является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника;
• уделять внимание формам сотрудничества с родителями, возможным путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям;
• приобщать школьников не только к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, но и к их организации и проведению.
Основными организационно-педагогическими и методическими условиями активизации полноценной мотивации следует считать:
• создание позитивного психоэмоционального настроения и благоприятного климата на уроке (пример учителя, использование игрового, соревновательного методов, разнообразие упражнений);
• методически грамотная постановка и реализация задач урока;
• оптимальная моторно-педагогическая плотность урока;
• соблюдение основных дидактических принципов (оптимальности сложности заданий, прогрессирования сложности учебных заданий, сознательности практической важности выполняемых упражнений, индивидуального подхода и др.);
• привлечение учеников к осознанной практической деятельности с целыо формирования у них ценностей здоровья и здорового образа жизни (проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, праздников, выполнение творческих работ).
Целесообразна следующая последовательность действий учителя физической культуры, с учетом соматической зрелости детей:
— сформировать у школьников потребность в занятиях физической культурой;
— провести исходное тестирование занимающихся с целыо определения уровня их физической нагрузки, подготовленности и состояния здоровья;
— довести результаты тестирования до каждого ученика, обратив его внимание на наиболее слабое звено в его организме, подсказать пути оздоровления. Тестирование повторять регулярно 2 раза в год, чтобы учащиеся могли проверить, успешно ли они организуют свой образ жизни.
Список литературы
- Абаскалова Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа вуз»: автореф. дис. д-ра.пед.наук / Н. П. Абаскалова. — Барнаул, 2004. — 48 с.
- Абзалов Р. А. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6−11 классов / Р. А. Абзалов, О. И. Павлова, В. Н. Косов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 3−4.- С. 50−55.
- Абрамова Г. Методы исследования мотивации и интереса к учению / Г. Абрамова // Педагогика. 1986. — № 5. — С. 38−47.
- Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма: учебное пособие / Н. А. Агаджанян. -М.: Физкультура и спорт, 2005. 176 с.
- Агаджанян Н. А. Экология, здоровье, качество жизни: очерки системного анализа / Н. А. Агаджанян, Г. П. Ступаков, И. Б. Ушаков. Москва -Астрахань: АГМА, 1996. — 260 с.
- Альмуханов Б. У. Вариативность учебных программ по физической культуре: автореф. дис. канд. пед. наук / Б. У. Альмуханов. СПб., 1994. — 23 с.
- Айзман Р. Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования / Р. Ц. Айзман, 2005. -27 с.
- Амосов Н. М. Раздумье о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 2001. — 63с.
- Андреева А. Н. Особенности мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом / А. Н. Андреева // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: тез. докл. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1985. — С. 60−61.
- Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избранные труды / П. К. Анохин. М.: Наука, 1979. — 453 с.
- Антропова М. В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина // Здравоохранение Р. Ф. 1997.-№ 3. — С.29−33.
- Асеев В. Г. Мотивации поведения и формирование личности: учебное пособие / В. Г. Асеев. М: Мысль, 1976. -156 с.
- Бакурова Т. П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятиям физической культурой посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. П. Бакурова. Омск, 2000. — 18 с.
- Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К Бальсевич. М.: Советский спорт, 2009. — 220 с.
- Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М: Физкультура и спорт, 1988. — 132 с.
- Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2002.- № 4. С. 2−7.
- Бальсевич В. К. Перспективы освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Принципы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи: межвуз. сб. науч. тр. Тула, 1994. — С. 3−10.
- Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995.- № 4. С. 2−8.
- Бальсевич В. К. Физическая активность человека: учебное пособие / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоровье, 2004. — 224 с.
- Баранов А. А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, JI.A. Щеплягина, А. Г. Ильин // Российский педиатрический журнал. 2005. — № 2. — С. 4−7.
- Бахрах И. И. Врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся общеобразовательных школ: метод, рекоменд. / И. И. Бахрах.-Смоленск: СГИФК, 1987. С. 32−54.
- Бахрах И. И. Нормативные показатели физического развития детей (девочки, мальчики) / И. И. Бахрах, Т. Г. Авдеева // Детская спортивная медицина. Смоленск: СГАФКСТ, 2005. — С. 307−326.
- Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
- Бородкина Г. В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении / Г. В. Бородкина // Педиатрия. 1994. — № 4. — С. 77−80.
- Брехман И. И. Валеология наука о здоровье: учебник / И. И. Брехман. — М.: Наука, 2002. — 207 с.
- Быховская И. М. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / И. М. Быховская, JI. И. Лубышева, В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 5. — С. 11−15.
- Булгакова Н. Ж. Физическое развитие и физическая подготовленность школьников 12−16 лет с разным объемом двигательной активности / Н. Ж. Булгакова, Е. А. Табакова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 2. — С. 48−50.
- Вавилов Ю. Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания / Ю. Н. Вавилов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. — С. 2−9.
- Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов: учеб. пособие / В. В. Варюшин. М.: Физкультура и спорт, 2007. — 111 с.
- Вельтищев Ю. Е. Проблемы охраны здоровья детей России /10. Е. Вельтищев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. — С. 5−9.
- Верхошанский Ю. В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2. — С. 41−42.
- Виленский М. Я. Физическое воспитание школьников вопросы перестройки / М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов // Физическая культура в школе. 1990.-№ 12.-С 2−5.
- Виленский М. Я. Физическая культура 5−7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова. -М.: Просвещение, 2006. 138с.
- Виленский М. Я. Физическая культура: 5−7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова. 6-е изд. -М.: Просвещение, 2010.- 162 с.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека: учебное пособие / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. — 288 с.
- Вишнева Л. В. Обучение должно быть развивающим / Л. В. Вишнева // Физическая культура в школе. 1980. — № 2. — С. 15−19.
- Войлоков А. М. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и путей воспитания интереса к ним: автореф. дис. канд. пед. наук / А. М. Войлоков. Л., 1972. — 22 с.
- Войлоков А. М. Осуществление межпредметных связей как одно из условий воспитания у старшеклассников интереса к урокам физической культуры / А. М. Войлоков // Сборник научных работ молодых ученых за 1971. — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1972. С. 20−21.
- Володажский Г. Г. Исследование интереса учащихся 5−8 классов общеобразовательной школы к занятиям физическими упражнениями и педагогические условия его воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. Г. Володажский. М., — 1969. — 23 с.
- Выготский Л. Развитие высших психических функций: Сочинения /Л. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — 257 с.
- Годфруа Ж. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1992. — 496с.
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: дис. .д-ра. пед. наук / Г. Д. Горбунов. СПб., 1994. — 472с.
- Груев Д. Пути совершенствования организации внеклассной работы по физическому воспитанию школьной молодежи НРБ: автореф. дис.канд. пед. наук / Д. Груев. М., 1977. — 20 с.
- Губа В. П. К вопросу об определении индивидуальных двигательных возможностей / В. П. Губа // Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 10.-С. 26−28.
- Губа В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений: учебное пособие / В. П. Губа. Смоленск: СГИФК, 1996. — 134 с
- Губа В. П. Нетрадиционные технологии и условия раскрытия резервных возможностей человека: учебное пособие / В. П. Губа. Смоленск: СГИФК, 1999.- 120 с.
- Губа В. П. Морфобиомеханические исследования в спорте: учебное пособие / В. П. Губа. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 120 с.
- Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников: учебное пособие / А. А. Гужаловский. Минск: Нарасвета, 1978. — 213 с.
- Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика: учебное пособие / М. П. Гурьянова. М. — Амалфея, 2000. — 448 с.
- Гурьянова М. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума: методическое пособие / М. П. Гурьянова. М.: ПОР, 2005. — 46 с.
- Гуськов И. Физическое воспитание в школах США / И. Гуськов // Физическая культура в школе. 1995. — № 4. — С. — 71−75.
- Давыдов Б. И. Состояние здоровья школьников из экологически неблагоприятных условий проживания / Б. И. Давыдов, В. П. Вавилов, В. И. Коба // Здравоохранение. 1992. — № 9. — С. 17−19.
- Демидова Е. В. Спорт и (или) школа? / Е. В. Демидова // Газета «Российская неделя». 2009. — № 150. — С. 28−33.
- Деркач А. А. Педагогическое мастерство тренера: учебно-методическое пособие / А. А. Деркач, А. А. Исаев. М.: Физкультура и спорт, 1981.-374 с.
- Джидарьян И. А. Эстетическая потребность: учебное пособие / И. А. Джидарьян. М., 1976. — 190 с.
- Диагностика физической подготовки и развития дошкольников // Детские подвижные игры / под ред. Е. В. Клнеевой. Ростов-на-Дону, 2006. — С. 23−42.
- Дорохов Р. Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте (соматический тип и его функциональная характеристика): учебное пособие / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа, В. Г. Петрухин. Смоленск: СГИФК, 1994. — 80 с.
- Дорохов Р. Н. Ориентиры формирования подхода к совершентствованию физической культуры детей и подростков / Р. Н. Дорохов // Новые методические исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте: сб.науч.тр. Смоленск: ИКА, 1999. — С. 69−74.
- Дорохов Р. Н. Спортивная морфология: учебное пособие / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. М: СпортАкадемПресс, 2002. — 232 с.
- Дубровский В. И. Исследование и оценка физического развития / В. И. Дубровский // Спортивная медицина: учебник. М.: Просвещение, 1999.- С. 38−65.
- Дубровский В. И. Валеология здорового образа жизни / В. И. Дубровский. М.: Флинта- Иконка., 2004. — С. 1−35.
- Дубровский В. С. Динамика уровня физического развития школьников 7−16 лет / В. С. Дубровский // 54 науч.-практ. конф. студентов СГАФКСТ: тез.докл. Смоленск, 2005. — С. 29−37.
- Дуркин П. К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 8. — С. 2−5.
- Дуркин П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: дис. д-ра пед. наук / П. К. Дуркин. -М, 1995.-496 с.
- Дуркин П. К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом / П. К. Дуркин // Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 11.-С. 49.
- Дурхеев О. В. Система оценки физической подготовленности школьников / О. В. Дурхеев // Культура здоровой жизни. 2003. — № 4. — С.80−82.
- Жаворонкова М. И. Формирование потребности физического совершенствования у школьников 5−8 классов: автореф. дис. канд. пед. наук / М. И. Жаворонкова. Л., 1972. — 19 с.
- Нистрян Д. У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса / Д. У. Нистрян // Здоровый образ жизни, социально-философские и медико-биологические проблемы образа жизни.-Кишенев, 1991. С. 40−63.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2000. 508 с.
- Ильин И. П. Психофизиология физического воспитания: учебное пособие / И. П. Ильин. — М.: Просвещение, 1980. 199 с.
- Казначеев В. П. Основание формирования программы общей и частной валеологии / В. П. Казначеев // Валеология. 2006. — № 4. — С. 75−82.
- Каменцер М. Г. Урок после урока: учебно-методическое пособие / М. Г. Каменцер. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 109 с.
- Коваленко Е. А. Гипокинезия / Е. А. Коваленко, Н. Н. Туровский. -М.: Медицина, 1980. 320 с.
- Коджаспиров Ю. Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом / Ю. Г. Коджаспиров // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5−6. — С. 34−37.
- Комков А. Г. Система социально-педагогического мониторинга физической активности и здоровья подрастающего поколения: Методические рекомендации / А. Г. Комков. СПб., 2002. — 23 с.
- Королева М. А. Показатели физического развития и уровень двигательной подготовленности учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы / М. А. Королева // 52 науч.-практ. конф. студентов: тез. докл. Смоленск: СГИФК, 2003. — С. 9−14.
- Короткова Е. В. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования / Е. В. Короткова // Физическая культура. 2001. — № 2. — С. 23−28.
- Кофман JI. Б. Настольная книга учителя физической культуры / JI. Б. Кофман. М.: Физкультура и спорт, 1998. — С. 34−56.
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 300с.
- Кузнецов В. С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: метод, пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. М.: НЦЭНАС, 2006. — 184 с.
- Кузнецова 3. И. Развитие двигательных качеств школьника: методическое пособие / 3. И. Кузнецова. М.: Просвещение, 1977. — 30с.
- Кузнецова 3. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / 3. И. Кузнецова // Физическая культура в школе. 2001. -№ 1. — С. 7−9.
- Куликов Н. М. Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников: дис. канд. пед. наук / Н. М. Куликов. М., 2003.- 157 с.
- Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин. 2-е изд. -М.: Советский спорт, 2007. -464 с.
- Курамшин Ю. Ф. Профессионально-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания: монография / Ю. Ф. Курамшин, И. А. Грец, Мин Хе Чжин. Смоленск: СГАФКСТ, 2010. — 268 с.
- Кутепов М. Е. Структура потребностей и интересов школьников и трудящихся в занятиях физическими упражнениями и спортом: автореф. дис. канд. пед. наук / М. Е. Кутепов. М., 1980. — 24с.
- Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий: учебное пособие / В. Р. Кучма. М.: НЦЗД РАМН, 2001. -376 с.
- Ланда Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б. Х. Ланда. М.: Советский спорт, 2004. — 192 с.
- Левитская А. Здоровье сбережение в школе: аспект физической культуры / А. Левитская // Модернизация физического воспитания в условиях общего образования: доклад на круглом столе. Газета «Спорт в школе». — 2009. — № 23. — 1 декабря
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев, Б. Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1971. — 380 с.
- Лисицын Ю. П. Здоровье населения и современные теории медицины: учебное пособие / Ю. П. Лисицын. М.: Медицина, 2003. — 189 с.
- Лисицын Ю. П. Слово о здоровье: учебное пособие / Ю. П. Лисицын. -М., 2002.- 192 с.
- Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека: монография / Л. И. Лубышева. М: ГЦОЛИФК, 2002. — 120 с.
- Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1.-С.11−18.
- Лубышева Л. И. Взаимодействие семьи и школы в формировани здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста / Л. И. Лубышева, А.
- B. Шукаева // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. -2007.-№ 3.-С. 2−5.
- Лях В. И Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. В. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1996. — № 1. — С. 5−1.
- Лях В. И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков: методическое пособие / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман. -М.: Физкультура и спорт, 1992. 24 с.
- Лях В. И. Критерии оценки успеваемости учащихся и эффективности деятельности учителя физической культуры: метод, пособие / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. М.: Физкультура и спорт, 1992. — 22с.
- Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10−14.
- Лях В. И. Оценка успеваемости по физической культуре / В. И. Лях, Г. В. Мейксон, Ю. А. Копылов // Физическая культура в школе. 1991. — № 11.1. C.3−8.
- Лях В. И. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников. Научный анализ. Проблемы. Находки / В. И. Лях, Л. Б. Мейксон, Ю. А. Копылов. М.: РАО, МГФСО, 1992. — 97 с.
- Лях В. И. Физическое воспитание в школах Западной Европы: состояние и перспективы / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1995,-№ 5−6.-С. 10−14.
- Лях В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ: состояние перспективы и пути реорганизации / В. И. Лях, Ю. А. Копылов // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2 — 9. — С. 49.
- Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания. 1−11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2007. — 34 с.
- Лях В. И. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей: Программа общеобразовательных учебных заведений / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон. М.: Просвещение, 1993. — 64 с.
- Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности / М. Ш. Магомед-Эминов.-М., 1998.-494 с.
- Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб., 2003. — 688с.
- Малинин В. М. Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе: метод, пособие / В. М. Малинин М.: Педагогическое общество России, 2006.- 192 с.
- Малинин В. М. Как оздоровить сельских школьников. Развивать их физическую активность / В. М. Малинин // Директор сельской школы. 2009. -№ 2. — С. 64−70.
- Мамедов К. Р. Физкультура для учащихся 1−11 классов специальных медицинских групп- тематическое планирование, игры и упражнения / К. Р. Мамедов. Волгоград: Учитель, 2007. — 83 с.
- Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебное пособие / В. В. Марков. М.: Академия, 2001. — 320 с.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. Д. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Мартиросов Э. Г. Применение антропологических методов в спорте, спортивной медицине и фитнесе: учебное пособие / Э. Г. Мартиросов, С. Г. Руднев, Д. В. Николаев. М.: Физическая культура, 2010. — 120 с.
- Мартынова Н. М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека / Н. М. Мартынова // Философские науки. 2003. — № 2. — С. 34−42.
- Физическая культура. Основная школа (5−9 классы). Средняя (полная) школа (10−11 классы): учеб. издание / Сост. А. П. Матвеев. М.: Просвещение, 2006. — 79 с.
- Матвеев JI. П. Общая теория спорта: учебник / JI. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1997. 147 с.
- Матвеев J1. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / JI. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1993.-338 с.
- Матвеев JI. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник / J1. П. Матвеев. изд. 4-е. — СПб.: Лань, 2005. — 384 с.
- Матвеев А. П. Физическая культура. 6−7 классы: учебник/ А. П. Матвеев. М: Просвещение, 2008. — 192 с.
- Медведев А. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов /М. А. Медведев, В. М. Смирнов. М.: РУДН, 2006. — 284.
- Меерсон Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам: учебное пособие / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988.-256 с.
- Мотылянская Р. Е. Спорт и возраст: учебное пособие / Р. Е. Мотылянская. -М.: Медицина, 2002. 249 с.
- Мустаев В. Л. Оценка физической подготовленности школьников / В. Л. Мустаев // Физкультура в школе. 2003. — № 2. — С. 26−29.
- Мухина В. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество / В. Мухина. М., 1998. -115 с.
- Найданов Б. Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5−9 классов общеобразовательной школы / Б. Н. Найданов // Физическая культура. 1996. -№ 1.-14−19 с.
- Немов Р. С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: пособие для учащихся / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1999. — 320 с.
- Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 640 с.
- Никитюк Б. А. Акселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия) / Б. А. Никитюк // Итоги науки и техники. Серия Антропология.-М.: АМН СССР, 2001.-Т. 3.-С. 5−76.
- Николаев А. Д. О культуре физической, ее теории в системе физкультурной деятельности / А. Д. Николаев // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 2−10.
- Никулашев С. Г. Физическое воспитание и здоровье / С. Г. Никулашев // Физическая культура в школе. 2003. — № 3. — С. 2−9.
- Орлов А. Б. Методы изучения активации развития мотивации учения в современной зарубежной психологии / А. Б. Орлов, А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1990.-С. 122−190.
- Петков А. Мотивация как системное качество личности / А. Петков // Актуальные вопросы психологии личности. М., 1988. — С. 33−47.
- Платонов К. К. Психология: учебное пособие / К. К. Платонов М.: Высшая школа, 1977. 247 с.
- Платонов К. К. Занимательная психология: практикум / К. К. Платонов. М.: Молодая гвардия. — 1986. — 224 с.
- Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры / Г. И. Погадаев, М. Д. Никандрова. М.: Физкультура и спорт, 2000. — 496 с.
- Полиевский С. А. Стимуляция двигательной активности: монография / С. А. Полиевский. М.: Здоровье, 2007. — 216 с.
- Практикум по экспериментальной и прикладной прикладной психологии: учеб. пособие / под ред. А. А. Крылова. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. — 272 с.
- Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: ВЛАДОС, 2000. — Т. 2. — 248 с.
- Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: ВЛАДОС, 2000. — Т. 1. — 312 с.
- Пуни А. Ц. Очерки психологии / А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1959. — 308 с.
- Пуни А. Ц. Психология : учеб. для техникумов физ. культуры / А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 246с.
- Рыжков П. А. Развитие физической культуры и спорта -приоритетное направление социальной политики государства / П. А. Рыжков // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 1. — С. 2−8.
- Сарсанбаева Б. И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности / Б. И Сарсанбаева // Вопросы психологии. 1981. — № 4. — С. 124−126.
- Сенаторова О. Ю. Факторы развития спортсмена / О. Ю. Сенаторова // Сборник научных трудов молодых ученых. Смоленск: СГАФКСТ, 2005.-Вып. 12.-С. 98−101.
- Середа Е. И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост / Е. И. Середа. СПб.: Речь, 2006. -224 с.
- Серенко А. И. Гетерогенность подростков по физическому развитию: методика выделения групп / А. И. Серенко // Физическая культура. 2000. — № 4. -С. 18−23.
- Сидоренко Г. И. Актуальные проблемы изучения воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения / Г. И. Сидоренко, Г. И. Румянцев, С. М. Новиков // Гигиена и санитария. 1998. — № 4. — С. 3−8.
- Смеловская 3. К. Структура спортивных интересов учащихся и факторы их формирования / 3. К. Смеловская // Социальные проблемы физической культуры и спорта. М.: Всес. науч.исслед. ин-т физич. культ., 1973. — С. 87−94.
- Соколов В. А. Мотивация занятий физической культурой и спортом школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Соколов. Минск, 1973. — 22 с.
- Соколов Е. И. Эмоции, гормоны и атеросклероз: монография / Е. И. Соколов. -М.: Наука, 1991. -294с.
- Соловьев М. Г. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры: учебно-методическое пособие / М. Г. Соловьев. -Ставрополь: СГУ, 2006. 111 с.
- Солодков А. С. Физиология спорта: учебное пособие / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб // СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. — 231с.
- Социальные и биологические основы физической культуры: учебное пособие / отв. ред. Д. Н. Давиденко. СПб.: СПбГУ, 2005. — 208 с.
- Староста В. М. Современная система отбора юных спортсменов для занятий спортом / В. М. Староста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. — № 2. — С. 51−56.
- Стукалова Т. И. Задачи органов здравоохранения по совершенствованию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях / Т. И. Стукалова // Магистр. 1999. — № 3. — С. 14−23.
- Ступенева Г. И. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе / Г. И. Ступенева, В. А. Кирюшин, А. М. Цургин // Гигиена и санитария. -2000. № 3. — С. 45−46.
- Судаков К. В. Физиология. Функциональные системы: учебник / К. В. Судаков. М.: Медицина, 2000. — 784 с.
- Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: учебное пособие /А. Г. Сухарев. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
- Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: учебное пособие / А. Г. Сухарев. М.: Медицина, 2005. — 270 с.
- Тимошина И. Н. Физкультурное образование учащихся специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений: монография / И. Н. Тимошина. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. — 134 с.
- Трещева О. Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов / О. Л. Трещева // Здоровье и обоснование: матер. Междунар. конгресса валеологов. СПб., 2004. — С. 176−187.
- Усанова Е. П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: автореф.дис.д-ра.мед.наук / Е. П. Усанова. Н. Новгород, 1997.-43 с.
- Шарманова С. Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, Е. А. Черепов. М.: Советский спорт, 2004. 120 с.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов: учебное пособие / В. П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 252 с.
- Фомин Н. А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы: монография / Н. А. Фомин. М.: Теория и практика физической культуры, 2003. -383 с.
- Фомин H.A. Возрастные основы физического воспитания: монография / Н. А. Фомин, В. Е. Фолин М.: Физиология и спорт. — 2008. — 421 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 407 е.- Т. 2. — 391 с.
- Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: Академия, 2004. — 480 с.
- Ченегин В. И. Физическое развитие детей, подростков, юношей / В. И. Ченегин // Физическое развитие и половое созревание юных спортсменов. -Волгоград, 1988.-С. 6−8.
- Чичикин В. Т. Содержательное обеспечение учебного предмета «Физическая культура» в школе / В. Т. Чичикин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 11. — С. 18−20.
- Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие / Б. М. Шиян. М.: Просвещение, 1988. — 65 с.
- Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие / Б. М. Шиян, Б. А. Ашмарин, Б. Н. Минаев. М.: Просвещение, 1988. -224 с.
- Щеголев В. В. Внеклассная работа с учащимися 10−11-х классов. Общая физическая подготовка: учебное пособие / В. В. Щеголев, Н. Г. Соломатникова. Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2006. — 44 с.
- Щербаков В. Г. Детско-юношеский и студенческий спорт в системе образования России / В. Г. Щербаков // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): сб. статей. -М.: Полиграф сервис, 2002.-С. 3−12.
- Щербаков Е. П. Формирование интереса к спорту у школьников: учебное пособие / Е. П. Щербаков. Омск: ОмГПУ, 1978. — 55 с.
- Якиманская И. С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние формы» / И. С. Якиманская // Директор школы. М. 1995. — № 3. — С. 39−55.
- Ямпольская Ю. А. Физическое развитие школьников жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки: автореф. д-ра. пед. наук Ю. А. Ямпольская. — М., 2000.-76 с.
- Bartl J. Walter Н. Die Erfassung von Motiver sportlicher Betatigung J. Bartl. Greifswald, Emst-Moritz-Arndt-UNI, Diplomarbeit. 1977. S. 150−160.
- Drenkow, E. Sportunterricht im Schulererleben E Drenkow, К Flemming. Theorie und Praxis der Korperkultur. 1999. S. 15−26.
- Embrey L. Fit for Life, Pitman Life Skills Series L. Embtey, J. Gamaut.-1983.-P. 8.
- Heinicke W. Motive sportlichher Betatigung bei Jugendlichen sowie einide Bezuge zu ihrem Reaverhalten W. Heinicke In кофеге21е1шп§, 1979. III 2. S. 127.
- Henning W. Die Motivation des Sportinteresses bei Kindern Judendlichen W. Henning, Theorie und Praxis der Кофегкикиг. 1965. III 3. -S. 227(11).
- Henning W. Die Motivation des Sportinteresses bei Kindern und ugendlichen W. Henning Theorie und Praxis der Кофегкикиг. 1965/ J f 9. N e S. 5358.
- Hinsching L This Кофегкикиг und Sport in der Lebensweisse alterer Schuler / 1, Hinsching L Theorie und Praxis der Кофегкикиг. 1987. 2. S 128 (1).
- Kraus H. Muscular fitness and helth Hirschland R. Р. H. Kraus. R. P, Hirschland Jornal of the American association for Healtn, 1953, 24.
- Lena D., Ruhmann, R. Binhetliche Wege der Pianung Кофегкикиг und Sport R. Ruhmann Theorie und Praxis der KorperJdil. 1976. Heft 5 S 370−372.
- Lindner R. Zur motivationalen Regulation Leistungs-orientierter Tatigkeit und zu ihrer Analyse. R Lindner. In Wissenschaftliche Zeitschrift der PH Potsdam, Jahrgang 28. 1984, Hefr 4. S. 645−652.
- Nicolini I., Ranzetti U. Note di metodologia dell’allenamento, In: «II manuale dell’allenatore di atletica leggera», Atletica Studi, supplement, 2000, p. 9−20.
- Rohrberg K. Die Entwicklund spoprtbezogener Novmen, Verhaltensweisen und Motive bei Schulern der 6 bis 10 Klasse. K. Rohrberg K. In Nhorrie and Praxis der Ko (J>erKHKHHr, Berlin, 1978, p.8.
- Rohrberg K. Entwicklung sportbezogener Normen und Motive bei Schulern der 6, bis 10. Klasse K. Rohrberg Praxis der Ko^erKHKHr. 1.
- Sicora W. Untersuchung zum Erfassen motivationaler Komponenter vor Einstellungen und des Verhaltens zur sportichen Betatigung Studierender W. Sicora. Grefswald, Emst-Moritz-Amdt-UNI, Dissertation, 1976.
- Sleap, M. Physical Activity Patterns of Primary School Children. Interim Report Happy Heart Project, Health Education Authority V. Sleap, P. Warburtuon. Tomas Nelson and Sons Ltd, 1990.
- Otsuca K. Age, Gender and Fractal Scaling of Heart Rate Variability / K. Otsuca, G. Cornulissen, F. Halberg // Clinical Sciense. ~ 1997. ~ N 93. ~ P. 299.
- Solomon G. F. Shaking up immunity: psychological and immunologic changes after a natural disaste / G. F. Solomon, S. C. Segerstrom, P. Grohret et al. // Psychosom. Med. 1997. — N 59. — P. 114−127.