Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оздоровительно-развивающая методика физического воспитания сельских школьников 12-14 лет с учетом их типологических особенностей и двигательного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от результатов контрольно-педагогических испытаний уровень двигательной подготовленности оценивается как низкий по скоростным качествам у 44% 11-летних мальчиков, 12-летних — 36,4%, 13-летних — 42,1%, 14-летних — 43,6% и, соответственно, у девочек — 36,4- 38,9- 28,7 и 36,9%- по двигательно-координационным способностям: у 39,1% 11-летних мальчиков, 12-летних — 33,5%, 13-летних… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Построение урока физической культуры в общеобразовательных школах
    • 1. 2. Формирование мотивационных потребностей у учащихся к занятиям физическими упражнениями
    • 1. 3. Влияние двигательного режима на организм школьника
  • Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 11−14 ЛЕТ
    • 3. 1. Характеристика физического развития школьников 11−14лет
    • 3. 2. Характеристика психологического и функционального состояния школьников 11−14 лет
    • 3. 3. Характеристика уровня физической подготовленности школьников 11−14 лет
    • 3. 4. Выявление мотивационных предпочтений школьников 11−14 лет к занятиям физической культурой и спортом

    Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 12−14 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    4.1. Структура и содержание оздоровительно-развивающей методики физического воспитания современных сельских школьников 12−14 лет с учетом их типологических особенностей и двигательного возраста.

    4.2. Динамика соматических показателей школьников 12−14 лет в процессе формирующего педагогического эксперимента.

    4.3. Характеристика психологического и функционального состояния школьников 12−14 лет.

    4.4. Динамика показателей физической подготовленности школьников 12−14 лет в ходе формирующего педагогического эксперимента.

Оздоровительно-развивающая методика физического воспитания сельских школьников 12-14 лет с учетом их типологических особенностей и двигательного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в отечественной системе физического воспитания и образования школьников наблюдается интенсивный поиск новых методик и педагогических технологий, обеспечивающих эффективное воздействие на сохранение и улучшение здоровья ребенка — основы воспитания гармонично развитой личности, развитие его индивидуальных физических качеств и функциональных возможностей, ориентированных на целенаправленное формирование мотивации, интересов к занятиям физическими упражнениями и развитие творческих способностей на разных ступенях школьного образования, являющихся фундаментом освоения духовных, нравственных и двигательных ценностей физической культуры, способных приумножить здоровье детей [15- 34- 99- 108- 123].

Однако состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность школьников в разных регионах России вызывает большую озабоченность общества, специалистов в области физического воспитания и родителей. По данным Н. Ж. Булгаковой [28], 90% детей имеют отклонения в физическом и психологическом здоровье, 30−35% поступающих в школу имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе многократно возрастает число детей, имеющих нарушения зрения, осанки и опорно-двигательного аппарата, увеличивается количество учащихся с заболеваниями сердечнососудистой, дыхательной систем и органов пищеварения.

Зарегистрированный уровень здоровья школьников, следует полагать, обусловлен результатом длительного неблагоприятного воздействия социально-экологической и природной среды на организм школьников и рядом педагогических факторов. В частности:

— интенсификацией образовательного процесса, происходящей за счет увеличения интенсивности и объема учебного материала, которые не компенсируются необходимыми физическими нагрузками на уроках по предмету «Физическая культура» и самостоятельной двигательной активностью;

— несоответствием существующих методик обучения по физическому воспитанию возрастным, половым, индивидуальным и функциональным особенностям сельских школьников;

— использованием малоэффективных средств и методов, реализуемых на уроках физической культуры;

— недостаточной профессионально-педагогической подготовленностью и компетенцией учителей физической культуры, соответствующих современным требованиям педагогики и психологии.

Результаты исследований показали, что увеличение заболеваемости школьников связано, прежде всего, с физической и функциональной детренированностыо основных систем и организма в целом, из-за выраженной ограниченной двигательной активности [21, 31, 113, 183].

Остается низким уровень коэффициента полезного действия действующих методик физического воспитания школьников, вследствие недостаточного применения легкоатлетических упражнений, спортивных и подвижных игр и средств из нетрадиционных видов спорта [108, 112, 122].

До настоящего времени в системе физического воспитания учащихся недостаточно целевых исследований, связанных с разработкой, обоснованием и применением методик оздоровительно-развивающей направленности физических упражнений на уроках физической культуры сельских школьников [17,35,50,51].

Опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, предпринята попытка обосновать научно-методический подход к организации и содержанию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися сельской школы.

Сложившаяся проблемная ситуация связана, прежде всего, с неразработанностью современных и инновационных методик и педагогических технологий, существенно улучшающих качество и эффективность физического воспитания, основанных на учете соматических типов, двигательного возраста, мотивационной потребности и применении дифференцированных средств для повышения уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности сельских школьников, проживающих в разных регионах России.

Анализ современной учебно-методической литературы выявил объективные противоречия между существующей практикой физического воспитания сельских школьников и отсутствием научно обоснованных инновационных методик и педагогических технологий, направленных на повышение качества и эффективности оздоровительно-развивающих уроков физической культуры, существенно расширяющих объем двигательной деятельности.

Все вышеизложенное определяет насущную необходимость разработки инновационной методики физического воспитания сельских школьников, основанной на личностно-ориентированном подходе, путем комплексного применения дифференцированных средств общей и специальной физической подготовки в сочетании с формированием мотивационных потребностей к занятиям физическими упражнениями, которые в значительной степени обеспечат повышение физической активности [93]. Это является одним из важнейших условий научной разработки и реализации новой методики по физической культуре и определяет актуальность избранной темы исследования.

Цель исследования — теоретически разработать и экспериментально обосновать оздоровительно-развивающую методику физического воспитания сельских школьников 12−14 лет с учетом соматических типов, двигательного возраста и применения средств, направленных на улучшение здоровья повышение уровня физического развития и физической подготовленности, функционального состояния, формирования мотивационных потребностей школьников к занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни.

Объект исследования — процесс физического воспитания сельских школьников 11−14 лет региональной популяции.

Предмет исследования — содержание и направленность оздоровительно-развивающей методики физического воспитания сельских школьников 12−14 лет в соответствии с половозрастными признаками физического развития, физической подготовленности, функционального состояния и двигательного возраста учащихся.

Гипотеза исследования: предполагалось, что эффективность процесса физического воспитания сельских школьников 12−14 лет можно существенно улучшить, если будет обеспечено:

— соответствие содержания уроков по физическому воспитанию биологической предрасположенности организма детей к решению двигательных задач определенного класса;

— применение целенаправленных средств для развития скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей;

— использование комплексности различных форм физического воспитания (спортивные праздники, подвижные игры, внеурочные физические упражнения, соревнования, участие родителей в процессе физического воспитания) — систематический педагогический контроль и оценка морфофункционального статуса, физического развития, физической подготовленности, двигательного возраста и мотивационных потребностей к занятиям физическими упражнениями для коррекции применяемых средств оздоровительно-развивающей направленности.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные разработки по теории и методике физического воспитания и спорта [А. П. Матвеев, Ю. Ф. Курамшин, Ж. К. Холодов, В. Я. Лях, М. Я. Виленский]- основополагающие положения теории и методики детско-юношеского спорта (Н. А. Филин, В. П. Фомин, В. М. Староста, В. В. Варюшин, В. П. Губа) — по закономерностям сенситивных периодов и зон ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский) — концепции современного физкультурного образования и воспитания школьников (А. П. Матвеев, В. Я. Лях, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева).

Научная новизна:

1. Теоретически разработана и экспериментально обоснована инновационная оздоровительно-развивающая методика физического воспитания сельских школьников 12−14 лет региональной популяции, базирующаяся на учете соматотипа, двигательного возраста и формирования мотивационных потребностей к занятиям физическими упражнениями, которая обеспечивает улучшение здоровья, существенный прирост скоростных, скоростно-силовых и двигательно-координационных способностей, функциональных возможностей и психологического состояния учащихся.

2. Разработана и оценена структурно-логическая схема методики физического воспитания сельских школьников, основанная на формировании познавательных, регулятивных, коммуникативных способностей учащихся, создании ситуации достижения успеха, применении дифференцированных средств, обеспечивающих повышение мотивации и интереса сельских школьников 12−14 лет к занятиям физическими упражнениями.

3. Экспериментально доказана эффективность применения типологического подхода к процессу физического развития детей 12−14 лет, основанного на учете соматических типов, который обеспечивает целенаправленное воздействие образовательных и оздоровительно-развивающих комплексов упражнений, ориентированных на развитие и коррекцию соматических показателей, двигательного возраста, физических качеств и формирование двигательных умений в процессе физического воспитания.

4. Получены новые данные об особенностях физического развития, физической подготовленности, функционального и психологического состояния сельских школьников 12−14 лет региональной популяции.

5. Разработана схема процесса развития мотивации сельских школьников к занятиям физическими упражнениями, включающая организационный, образовательный, оздоровительный блоки, а также блок социальной активизации и спортивного совершенствования, реализация которой направлена на самоорганизацию и самооценку отношения к занятиям физической культурой для всестороннего развития личности ребенка.

Теоретическая значимость. Представлены новые научные данные о построении и содержании процесса физического воспитания сельских школьников 12−14 лет, обусловленные целенаправленным физическим развитием личности, формированием мотивации к здоровому образу жизни, воспитанием двигательных качеств и функциональных возможностей с учетом соматического типа, возрастного онтогенеза, что существенно расширяет и углубляет существующие положения теории и методики физического воспитания школьников.

Практическая значимость результатов исследования заключается в их направленности на решение объективного противоречия между существующей практикой физического воспитания, не обеспечивающей формирование устойчивых интересов школьников к занятиям физическими упражнениями в учебное и внеучебное время, и успешной реализацией научно обоснованной инновационной методики, которая. вносит существенные изменения в систему физического воспитания сельских школьников, значительно повышает их двигательную деятельность. Обоснован комплекс средств тренировочного и воспитательного воздействия, применение которых ориентировано на развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, что существенно повышает эффективность физического воспитания учащихся сельских школ. Результаты исследования могут быть использованы: при разработке нормативно-программного материала по физическому воспитанию учащихся в сельских общеобразовательных школахв практической деятельности учителей физической культуры и курсах повышения квалификации учителей физической культуры.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и основных положений, выносимых на защиту, обеспечиваются методологической базой системного, деятельного и личностного подходов, опорой на концептуальные положения теории физической культуры личности, знания и представления теории и методики физического воспитанияподтверждаются применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, результатами педагогических экспериментов с участием достаточных выборок испытуемых, корректным применением методов математической статистики при количественном анализе экспериментальных данных.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Объективной основой для разработки и реализации инновационной методики физического воспитания учащихся являются данные сопоставительной оценки изменений показателей физического развития и физической подготовленности, функционального и психологического состояния сельских школьников, дифференцированных по половому и возрастному признакам и двигательному возрасту.

2. Разработанная структурно-логическая схема формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом сельских школьников, включающая блоки организационный, образовательный, оздоровительный, социальной активизации и спортивного совершенствования, обусловлена целевой направленностью на повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности класса, проявлении творческих возможностей, познавательной и физической активности школьников, выработку основ самоорганизации личности к потребности в физкультурной деятельности, в целом, на привитие и самооценку здорового стиля жизни.

3. Реализация разработанной оздоровительно-развивающей методики, основанной на учете взаимосвязанных компонентов: соматического типа, двигательного возраста и мотивационных потребностей к занятиям физическими упражнениями более эффективно, по сравнению с традиционными подходами, обеспечивает физическое развитие, существенно повышает уровень развития основных физических качеств, двигательный возраст, адаптационные возможности организма, что, в целом, позволяет улучшить состояние здоровья учащихся, приобщить их к здоровому стилю жизни.

Апробация результатов. Основные положения диссертационной работы докладывались на трех научных и научно-практических конференциях СГАФКСТ (2009;2013), на XV научно-практической конференции Кирилло-Мефодиевские чтения (Смоленск, 2009), международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся (Смоленск, 2012), международной научно-практической конференции посвященной 80-летию Московского гос. областного университета и 65-летию факультета физкультуры (Москва, 2011), посвященных вопросам оздоровления детского населения и проблемам физического воспитания, и отражены в 13 публикациях.

Результаты исследования внедрены в практику работы МБОУ СОШ № 16 г. Смоленска, МБОУ «Талашкинская СОШ» и подтверждены 2 актами внедрения.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, который включает 201 источник, из них 18 иностранных авторов, и 42 приложений. Основное содержание работы изложено на 128 страницах компьютерной верстки, работа иллюстрирована 2 таблицами и 19 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. Результаты констатирующего эксперимента показали, что низкий уровень физического развития, низкое функциональное и психологическое состояние, невысокий уровень развития ведущих физических качеств и выраженную недостаточность мотивации и интереса к различным физическим упражнениям характеризуют следующие особенности:

— 40% исследованных школьников, как мальчиков, так и девочек, имеют низкий уровень физического развития.

— в зависимости от результатов контрольно-педагогических испытаний уровень двигательной подготовленности оценивается как низкий по скоростным качествам у 44% 11-летних мальчиков, 12-летних — 36,4%, 13-летних — 42,1%, 14-летних — 43,6% и, соответственно, у девочек — 36,4- 38,9- 28,7 и 36,9%- по двигательно-координационным способностям: у 39,1% 11-летних мальчиков, 12-летних — 33,5%, 13-летних — 30,5%>, 14-летних — 30,4% и, соответственно, у девочек — 36,4- 33,4- 46,4 и 34,8%- по силовым качествам у 43,5% 11-летних мальчиков (13% не выполнили нормативы), 12-летних — 39,9%(5,6% не выполнили нормативы), 13-летних — 43,5%, у 14-летних — 43,5% (4,3% не выполнили нормативы) и у девочек -31,8- 55,6- 32,1 и 36,9% (10,5%), соответственнопо выносливости: у 52,2% 11-летних мальчиков, 12-летних -52,7%, 13-летних — 43,5%, 14-летних — 47,8% и, соответственно, у девочек — 63,4- 55,6- 64,3 и 57,9%- по скоростно-силовым способностям: у 60,8% 11-летних мальчиков, 12-летних — 57,8%, 13-летних — 34,8%, 14-летних — 30,5%>- у девочек -63,6- 38,9- 35,8 и 36,8%, соответственно.

— низкий уровень мотивации имеют все исследованные учащиеся;

— соматические показатели у детей развиты негармонично, у 12-летних подростков показатели массы тела соответствуют возрастной норме, но показатели длины тела находятся ниже возрастных норм, размеры грудной клетки соответствуют нижней границе нормы. У 13- летних значения длины и массы тела располагаются ниже значений возрастных норм, а размеры грудной клетки соответствуют нормеу 14- летних показатели длины тела соответствуют возрастным нормам, но размеры грудной клетки и масса тела отстают от показателей возрастных норм.

Анализ антропометрических показателей девочек 11−14 лет выявил, что у школьниц наблюдается низкий уровень физического развития по длине, массе тела и окружности грудной клетки. Показатели индекса Кетле, как у мальчиков, так и девочек, свидетельствуют о дефиците массы тела.

Показатели устойчивости и продуктивности внимания у 11−12-летних школьников (20% девочек и 75% мальчиков), 13- и 14-летних (60% мальчиков и 48% девочек) соответствовали зоне низко продуктивного внимания, у 5% 13-летних мальчиков — зоне очень низко продуктивного внимания.

У всех обследуемых детей показатели жизненной емкости легких ниже возрастной нормы, у 68% обследованных детей отмечается недостаточная функциональная устойчивость нервно-мышечного аппарата.

2. Структурно-логическая схема формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом сельских школьников 12−14 лет, направленная на повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности класса, проявление творческих возможностей, познавательной и физической активности школьников, выработку основ самоорганизации личности к потребности в физкультурной деятельности, более эффективно, по сравнению с традиционными подходами, позволила приобщить их к здоровому стилю жизни.

3. Инновационная оздоровительно-развивающая методика физического воспитания сельских школьников 12−14 лет региональной популяции основана на:

— учете соматических особенностей детей;

— учете половозрастных и индивидуальных особенностей;

— системности и целостности;

— формировании мотивационных потребностей к занятиям физической культурой;

— комплексного применения дифференцированных средств общей и специальной физической подготовки для обеспечения более выраженного прироста морфофункциональных показателей, мотивационных потребностей, физической подготовленности.

Содержание оздоровительно-развивающей методики физического воспитания сельских школьников ориентировано на следующие детерминанты:

— применение целенаправленных средств для развития скоростных, скоростно-силовых и двигательно-координационных способностей;

— использование комплекса различных форм физического воспитания (спортивные праздники, подвижные игры, внеурочные физические упражнения, соревнования, участие родителей в процессе физического воспитания);

— развитие мотивационных потребностей к занятиям физической культурой и спортом;

— целенаправленное воздействие образовательных и оздоровительно-развивающих комплексов упражнений, направленных на развитие функциональных и соматических показателей, физических качеств и формирование двигательных умений;

— педагогический контроль и оценку морфофункционального статуса, физического развития, физической подготовленности и их коррекцию;

— выработку основ самоорганизации личности к потребности в физкультурной деятельности, привитие и самооценку здорового стиля жизни.

4. Выявлены различные данные, характеризующие половозрастные особенности развития сельских школьников 12−14 лет, с учетом срезовых обследований, которые сопоставимы в экспериментальных и контрольных группах. У испытуемых экспериментальных групп по сравнению с контрольными были достоверно больше приросты показателей жизненной емкости легких, силы правой и левой кисти (р<0,05), а также отдельных показателей скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей на заключительном этапе формирующего эксперимента.

5. Высокая эффективность региональной оздоровительно-развивающей методики физического воспитания сельских школьников 12−14, отнесенных к разным соматическим типам, подтверждает научную гипотезу настоящего исследования. Ее практическая значимость подтверждается существенными качественными изменениями в организации и проведении физического воспитания и образования в сельских общеобразовательных школах, что обеспечило улучшение здоровья, повышение физического развития, функционального и психологического состояния, физической подготовленности сельских школьников 12−14 лет, их мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Выявленные в ходе проведения исследования факты позволяют рекомендовать учителям физической культуры для успешного решения задачи приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, формирования у них основ здорового образа жизни создание определенных условий: наличие квалифицированных специалистов в области педагогики и спортаиспользовать инновационные подходы в методике преподавания физической культуры с непременным учетом физиологических, соматических и психологических компонентов каждого обучающегося. Различия в уровнях развития морфофункциональной и физической подготовленности школьников, имеющих различную соматическую зрелость, обуславливают необходимость их дифференцированной физической подготовки для более рационального использования ограниченного времени урока, которое выделяется для физической культуры в школесотрудничество с психологической службой и медицинскими работникамиулучшать материальные базы школ для более эффективного проведения уроков физкультурыразнообразие спортивных секциймаксимально разнообразить программу занятий, отмечая, какой аспект наиболее заинтересует каждого из детей, и в дальнейшем стараться стимулировать их индивидуальные интересы, чаще использовать на уроках те формы и средства общения, которые вызывают у учеников наименьшее число отрицательных реакцийповышать уровень сформированности эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, целеустремлённость, трудолюбие) — при всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе, помнить, что главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе, главной целыо которой является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника;

• уделять внимание формам сотрудничества с родителями, возможным путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям;

• приобщать школьников не только к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, но и к их организации и проведению.

Основными организационно-педагогическими и методическими условиями активизации полноценной мотивации следует считать:

• создание позитивного психоэмоционального настроения и благоприятного климата на уроке (пример учителя, использование игрового, соревновательного методов, разнообразие упражнений);

• методически грамотная постановка и реализация задач урока;

• оптимальная моторно-педагогическая плотность урока;

• соблюдение основных дидактических принципов (оптимальности сложности заданий, прогрессирования сложности учебных заданий, сознательности практической важности выполняемых упражнений, индивидуального подхода и др.);

• привлечение учеников к осознанной практической деятельности с целыо формирования у них ценностей здоровья и здорового образа жизни (проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, праздников, выполнение творческих работ).

Целесообразна следующая последовательность действий учителя физической культуры, с учетом соматической зрелости детей:

— сформировать у школьников потребность в занятиях физической культурой;

— провести исходное тестирование занимающихся с целыо определения уровня их физической нагрузки, подготовленности и состояния здоровья;

— довести результаты тестирования до каждого ученика, обратив его внимание на наиболее слабое звено в его организме, подсказать пути оздоровления. Тестирование повторять регулярно 2 раза в год, чтобы учащиеся могли проверить, успешно ли они организуют свой образ жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа вуз»: автореф. дис. д-ра.пед.наук / Н. П. Абаскалова. — Барнаул, 2004. — 48 с.
  2. Р. А. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6−11 классов / Р. А. Абзалов, О. И. Павлова, В. Н. Косов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 3−4.- С. 50−55.
  3. Г. Методы исследования мотивации и интереса к учению / Г. Абрамова // Педагогика. 1986. — № 5. — С. 38−47.
  4. Н. А. Адаптация и резервы организма: учебное пособие / Н. А. Агаджанян. -М.: Физкультура и спорт, 2005. 176 с.
  5. Н. А. Экология, здоровье, качество жизни: очерки системного анализа / Н. А. Агаджанян, Г. П. Ступаков, И. Б. Ушаков. Москва -Астрахань: АГМА, 1996. — 260 с.
  6. . У. Вариативность учебных программ по физической культуре: автореф. дис. канд. пед. наук / Б. У. Альмуханов. СПб., 1994. — 23 с.
  7. Р. Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования / Р. Ц. Айзман, 2005. -27 с.
  8. Н. М. Раздумье о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 2001. — 63с.
  9. А. Н. Особенности мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом / А. Н. Андреева // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: тез. докл. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1985. — С. 60−61.
  10. П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избранные труды / П. К. Анохин. М.: Наука, 1979. — 453 с.
  11. М. В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина // Здравоохранение Р. Ф. 1997.-№ 3. — С.29−33.
  12. В. Г. Мотивации поведения и формирование личности: учебное пособие / В. Г. Асеев. М: Мысль, 1976. -156 с.
  13. Т. П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятиям физической культурой посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. П. Бакурова. Омск, 2000. — 18 с.
  14. В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К Бальсевич. М.: Советский спорт, 2009. — 220 с.
  15. В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М: Физкультура и спорт, 1988. — 132 с.
  16. В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2002.- № 4. С. 2−7.
  17. В. К. Перспективы освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Принципы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи: межвуз. сб. науч. тр. Тула, 1994. — С. 3−10.
  18. В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995.- № 4. С. 2−8.
  19. В. К. Физическая активность человека: учебное пособие / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоровье, 2004. — 224 с.
  20. А. А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, JI.A. Щеплягина, А. Г. Ильин // Российский педиатрический журнал. 2005. — № 2. — С. 4−7.
  21. И. И. Врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся общеобразовательных школ: метод, рекоменд. / И. И. Бахрах.-Смоленск: СГИФК, 1987. С. 32−54.
  22. И. И. Нормативные показатели физического развития детей (девочки, мальчики) / И. И. Бахрах, Т. Г. Авдеева // Детская спортивная медицина. Смоленск: СГАФКСТ, 2005. — С. 307−326.
  23. Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
  24. Г. В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении / Г. В. Бородкина // Педиатрия. 1994. — № 4. — С. 77−80.
  25. И. И. Валеология наука о здоровье: учебник / И. И. Брехман. — М.: Наука, 2002. — 207 с.
  26. И. М. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / И. М. Быховская, JI. И. Лубышева, В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 5. — С. 11−15.
  27. Н. Ж. Физическое развитие и физическая подготовленность школьников 12−16 лет с разным объемом двигательной активности / Н. Ж. Булгакова, Е. А. Табакова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 2. — С. 48−50.
  28. Ю. Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания / Ю. Н. Вавилов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. — С. 2−9.
  29. В. В. Тренировка юных футболистов: учеб. пособие / В. В. Варюшин. М.: Физкультура и спорт, 2007. — 111 с.
  30. Ю. Е. Проблемы охраны здоровья детей России /10. Е. Вельтищев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. — С. 5−9.
  31. Ю. В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2. — С. 41−42.
  32. М. Я. Физическое воспитание школьников вопросы перестройки / М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов // Физическая культура в школе. 1990.-№ 12.-С 2−5.
  33. М. Я. Физическая культура 5−7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова. -М.: Просвещение, 2006. 138с.
  34. М. Я. Физическая культура: 5−7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова. 6-е изд. -М.: Просвещение, 2010.- 162 с.
  35. В. К. Психологические механизмы мотивации человека: учебное пособие / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. — 288 с.
  36. Л. В. Обучение должно быть развивающим / Л. В. Вишнева // Физическая культура в школе. 1980. — № 2. — С. 15−19.
  37. А. М. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и путей воспитания интереса к ним: автореф. дис. канд. пед. наук / А. М. Войлоков. Л., 1972. — 22 с.
  38. А. М. Осуществление межпредметных связей как одно из условий воспитания у старшеклассников интереса к урокам физической культуры / А. М. Войлоков // Сборник научных работ молодых ученых за 1971. — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1972. С. 20−21.
  39. Г. Г. Исследование интереса учащихся 5−8 классов общеобразовательной школы к занятиям физическими упражнениями и педагогические условия его воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. Г. Володажский. М., — 1969. — 23 с.
  40. Л. Развитие высших психических функций: Сочинения /Л. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — 257 с.
  41. . Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1992. — 496с.
  42. Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: дис. .д-ра. пед. наук / Г. Д. Горбунов. СПб., 1994. — 472с.
  43. Д. Пути совершенствования организации внеклассной работы по физическому воспитанию школьной молодежи НРБ: автореф. дис.канд. пед. наук / Д. Груев. М., 1977. — 20 с.
  44. В. П. К вопросу об определении индивидуальных двигательных возможностей / В. П. Губа // Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 10.-С. 26−28.
  45. В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений: учебное пособие / В. П. Губа. Смоленск: СГИФК, 1996. — 134 с
  46. В. П. Нетрадиционные технологии и условия раскрытия резервных возможностей человека: учебное пособие / В. П. Губа. Смоленск: СГИФК, 1999.- 120 с.
  47. В. П. Морфобиомеханические исследования в спорте: учебное пособие / В. П. Губа. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 120 с.
  48. А. А. Развитие двигательных качеств у школьников: учебное пособие / А. А. Гужаловский. Минск: Нарасвета, 1978. — 213 с.
  49. М. П. Сельская школа и социальная педагогика: учебное пособие / М. П. Гурьянова. М. — Амалфея, 2000. — 448 с.
  50. М. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума: методическое пособие / М. П. Гурьянова. М.: ПОР, 2005. — 46 с.
  51. И. Физическое воспитание в школах США / И. Гуськов // Физическая культура в школе. 1995. — № 4. — С. — 71−75.
  52. . И. Состояние здоровья школьников из экологически неблагоприятных условий проживания / Б. И. Давыдов, В. П. Вавилов, В. И. Коба // Здравоохранение. 1992. — № 9. — С. 17−19.
  53. Е. В. Спорт и (или) школа? / Е. В. Демидова // Газета «Российская неделя». 2009. — № 150. — С. 28−33.
  54. А. А. Педагогическое мастерство тренера: учебно-методическое пособие / А. А. Деркач, А. А. Исаев. М.: Физкультура и спорт, 1981.-374 с.
  55. И. А. Эстетическая потребность: учебное пособие / И. А. Джидарьян. М., 1976. — 190 с.
  56. Диагностика физической подготовки и развития дошкольников // Детские подвижные игры / под ред. Е. В. Клнеевой. Ростов-на-Дону, 2006. — С. 23−42.
  57. Р. Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте (соматический тип и его функциональная характеристика): учебное пособие / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа, В. Г. Петрухин. Смоленск: СГИФК, 1994. — 80 с.
  58. Р. Н. Ориентиры формирования подхода к совершентствованию физической культуры детей и подростков / Р. Н. Дорохов // Новые методические исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте: сб.науч.тр. Смоленск: ИКА, 1999. — С. 69−74.
  59. Р. Н. Спортивная морфология: учебное пособие / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. М: СпортАкадемПресс, 2002. — 232 с.
  60. В. И. Исследование и оценка физического развития / В. И. Дубровский // Спортивная медицина: учебник. М.: Просвещение, 1999.- С. 38−65.
  61. В. И. Валеология здорового образа жизни / В. И. Дубровский. М.: Флинта- Иконка., 2004. — С. 1−35.
  62. В. С. Динамика уровня физического развития школьников 7−16 лет / В. С. Дубровский // 54 науч.-практ. конф. студентов СГАФКСТ: тез.докл. Смоленск, 2005. — С. 29−37.
  63. П. К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 8. — С. 2−5.
  64. П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: дис. д-ра пед. наук / П. К. Дуркин. -М, 1995.-496 с.
  65. П. К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом / П. К. Дуркин // Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 11.-С. 49.
  66. О. В. Система оценки физической подготовленности школьников / О. В. Дурхеев // Культура здоровой жизни. 2003. — № 4. — С.80−82.
  67. М. И. Формирование потребности физического совершенствования у школьников 5−8 классов: автореф. дис. канд. пед. наук / М. И. Жаворонкова. Л., 1972. — 19 с.
  68. Д. У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса / Д. У. Нистрян // Здоровый образ жизни, социально-философские и медико-биологические проблемы образа жизни.-Кишенев, 1991. С. 40−63.
  69. Е. П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2000. 508 с.
  70. И. П. Психофизиология физического воспитания: учебное пособие / И. П. Ильин. — М.: Просвещение, 1980. 199 с.
  71. В. П. Основание формирования программы общей и частной валеологии / В. П. Казначеев // Валеология. 2006. — № 4. — С. 75−82.
  72. М. Г. Урок после урока: учебно-методическое пособие / М. Г. Каменцер. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 109 с.
  73. Е. А. Гипокинезия / Е. А. Коваленко, Н. Н. Туровский. -М.: Медицина, 1980. 320 с.
  74. Ю. Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом / Ю. Г. Коджаспиров // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5−6. — С. 34−37.
  75. А. Г. Система социально-педагогического мониторинга физической активности и здоровья подрастающего поколения: Методические рекомендации / А. Г. Комков. СПб., 2002. — 23 с.
  76. М. А. Показатели физического развития и уровень двигательной подготовленности учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы / М. А. Королева // 52 науч.-практ. конф. студентов: тез. докл. Смоленск: СГИФК, 2003. — С. 9−14.
  77. Е. В. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования / Е. В. Короткова // Физическая культура. 2001. — № 2. — С. 23−28.
  78. JI. Б. Настольная книга учителя физической культуры / JI. Б. Кофман. М.: Физкультура и спорт, 1998. — С. 34−56.
  79. В. А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 300с.
  80. В. С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: метод, пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. М.: НЦЭНАС, 2006. — 184 с.
  81. Кузнецова 3. И. Развитие двигательных качеств школьника: методическое пособие / 3. И. Кузнецова. М.: Просвещение, 1977. — 30с.
  82. Кузнецова 3. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / 3. И. Кузнецова // Физическая культура в школе. 2001. -№ 1. — С. 7−9.
  83. Н. М. Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников: дис. канд. пед. наук / Н. М. Куликов. М., 2003.- 157 с.
  84. Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин. 2-е изд. -М.: Советский спорт, 2007. -464 с.
  85. Ю. Ф. Профессионально-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания: монография / Ю. Ф. Курамшин, И. А. Грец, Мин Хе Чжин. Смоленск: СГАФКСТ, 2010. — 268 с.
  86. М. Е. Структура потребностей и интересов школьников и трудящихся в занятиях физическими упражнениями и спортом: автореф. дис. канд. пед. наук / М. Е. Кутепов. М., 1980. — 24с.
  87. В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий: учебное пособие / В. Р. Кучма. М.: НЦЗД РАМН, 2001. -376 с.
  88. . X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б. Х. Ланда. М.: Советский спорт, 2004. — 192 с.
  89. А. Здоровье сбережение в школе: аспект физической культуры / А. Левитская // Модернизация физического воспитания в условиях общего образования: доклад на круглом столе. Газета «Спорт в школе». — 2009. — № 23. — 1 декабря
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев, Б. Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1971. — 380 с.
  91. Ю. П. Здоровье населения и современные теории медицины: учебное пособие / Ю. П. Лисицын. М.: Медицина, 2003. — 189 с.
  92. Ю. П. Слово о здоровье: учебное пособие / Ю. П. Лисицын. -М., 2002.- 192 с.
  93. Л. И. Концепция формирования физической культуры человека: монография / Л. И. Лубышева. М: ГЦОЛИФК, 2002. — 120 с.
  94. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1.-С.11−18.
  95. Л. И. Взаимодействие семьи и школы в формировани здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста / Л. И. Лубышева, А.
  96. B. Шукаева // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. -2007.-№ 3.-С. 2−5.
  97. Лях В. И Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. В. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1996. — № 1. — С. 5−1.
  98. Лях В. И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков: методическое пособие / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман. -М.: Физкультура и спорт, 1992. 24 с.
  99. Лях В. И. Критерии оценки успеваемости учащихся и эффективности деятельности учителя физической культуры: метод, пособие / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. М.: Физкультура и спорт, 1992. — 22с.
  100. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10−14.
  101. Лях В. И. Оценка успеваемости по физической культуре / В. И. Лях, Г. В. Мейксон, Ю. А. Копылов // Физическая культура в школе. 1991. — № 11.1. C.3−8.
  102. Лях В. И. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников. Научный анализ. Проблемы. Находки / В. И. Лях, Л. Б. Мейксон, Ю. А. Копылов. М.: РАО, МГФСО, 1992. — 97 с.
  103. Лях В. И. Физическое воспитание в школах Западной Европы: состояние и перспективы / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1995,-№ 5−6.-С. 10−14.
  104. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ: состояние перспективы и пути реорганизации / В. И. Лях, Ю. А. Копылов // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2 — 9. — С. 49.
  105. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания. 1−11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2007. — 34 с.
  106. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей: Программа общеобразовательных учебных заведений / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон. М.: Просвещение, 1993. — 64 с.
  107. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности / М. Ш. Магомед-Эминов.-М., 1998.-494 с.
  108. Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб., 2003. — 688с.
  109. В. М. Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе: метод, пособие / В. М. Малинин М.: Педагогическое общество России, 2006.- 192 с.
  110. В. М. Как оздоровить сельских школьников. Развивать их физическую активность / В. М. Малинин // Директор сельской школы. 2009. -№ 2. — С. 64−70.
  111. К. Р. Физкультура для учащихся 1−11 классов специальных медицинских групп- тематическое планирование, игры и упражнения / К. Р. Мамедов. Волгоград: Учитель, 2007. — 83 с.
  112. В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебное пособие / В. В. Марков. М.: Академия, 2001. — 320 с.
  113. А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. Д. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  114. Э. Г. Применение антропологических методов в спорте, спортивной медицине и фитнесе: учебное пособие / Э. Г. Мартиросов, С. Г. Руднев, Д. В. Николаев. М.: Физическая культура, 2010. — 120 с.
  115. Н. М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека / Н. М. Мартынова // Философские науки. 2003. — № 2. — С. 34−42.
  116. Физическая культура. Основная школа (5−9 классы). Средняя (полная) школа (10−11 классы): учеб. издание / Сост. А. П. Матвеев. М.: Просвещение, 2006. — 79 с.
  117. JI. П. Общая теория спорта: учебник / JI. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1997. 147 с.
  118. Матвеев J1. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / JI. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1993.-338 с.
  119. JI. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник / J1. П. Матвеев. изд. 4-е. — СПб.: Лань, 2005. — 384 с.
  120. А. П. Физическая культура. 6−7 классы: учебник/ А. П. Матвеев. М: Просвещение, 2008. — 192 с.
  121. А. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов /М. А. Медведев, В. М. Смирнов. М.: РУДН, 2006. — 284.
  122. Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам: учебное пособие / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988.-256 с.
  123. Р. Е. Спорт и возраст: учебное пособие / Р. Е. Мотылянская. -М.: Медицина, 2002. 249 с.
  124. В. Л. Оценка физической подготовленности школьников / В. Л. Мустаев // Физкультура в школе. 2003. — № 2. — С. 26−29.
  125. В. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество / В. Мухина. М., 1998. -115 с.
  126. . Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5−9 классов общеобразовательной школы / Б. Н. Найданов // Физическая культура. 1996. -№ 1.-14−19 с.
  127. Р. С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: пособие для учащихся / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1999. — 320 с.
  128. Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 640 с.
  129. . А. Акселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия) / Б. А. Никитюк // Итоги науки и техники. Серия Антропология.-М.: АМН СССР, 2001.-Т. 3.-С. 5−76.
  130. А. Д. О культуре физической, ее теории в системе физкультурной деятельности / А. Д. Николаев // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 2−10.
  131. С. Г. Физическое воспитание и здоровье / С. Г. Никулашев // Физическая культура в школе. 2003. — № 3. — С. 2−9.
  132. А. Б. Методы изучения активации развития мотивации учения в современной зарубежной психологии / А. Б. Орлов, А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1990.-С. 122−190.
  133. А. Мотивация как системное качество личности / А. Петков // Актуальные вопросы психологии личности. М., 1988. — С. 33−47.
  134. К. К. Психология: учебное пособие / К. К. Платонов М.: Высшая школа, 1977. 247 с.
  135. К. К. Занимательная психология: практикум / К. К. Платонов. М.: Молодая гвардия. — 1986. — 224 с.
  136. Г. И. Настольная книга учителя физической культуры / Г. И. Погадаев, М. Д. Никандрова. М.: Физкультура и спорт, 2000. — 496 с.
  137. С. А. Стимуляция двигательной активности: монография / С. А. Полиевский. М.: Здоровье, 2007. — 216 с.
  138. Практикум по экспериментальной и прикладной прикладной психологии: учеб. пособие / под ред. А. А. Крылова. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. — 272 с.
  139. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: ВЛАДОС, 2000. — Т. 2. — 248 с.
  140. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: ВЛАДОС, 2000. — Т. 1. — 312 с.
  141. А. Ц. Очерки психологии / А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1959. — 308 с.
  142. А. Ц. Психология : учеб. для техникумов физ. культуры / А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 246с.
  143. П. А. Развитие физической культуры и спорта -приоритетное направление социальной политики государства / П. А. Рыжков // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 1. — С. 2−8.
  144. . И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности / Б. И Сарсанбаева // Вопросы психологии. 1981. — № 4. — С. 124−126.
  145. О. Ю. Факторы развития спортсмена / О. Ю. Сенаторова // Сборник научных трудов молодых ученых. Смоленск: СГАФКСТ, 2005.-Вып. 12.-С. 98−101.
  146. Е. И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост / Е. И. Середа. СПб.: Речь, 2006. -224 с.
  147. А. И. Гетерогенность подростков по физическому развитию: методика выделения групп / А. И. Серенко // Физическая культура. 2000. — № 4. -С. 18−23.
  148. Г. И. Актуальные проблемы изучения воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения / Г. И. Сидоренко, Г. И. Румянцев, С. М. Новиков // Гигиена и санитария. 1998. — № 4. — С. 3−8.
  149. Смеловская 3. К. Структура спортивных интересов учащихся и факторы их формирования / 3. К. Смеловская // Социальные проблемы физической культуры и спорта. М.: Всес. науч.исслед. ин-т физич. культ., 1973. — С. 87−94.
  150. В. А. Мотивация занятий физической культурой и спортом школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Соколов. Минск, 1973. — 22 с.
  151. Е. И. Эмоции, гормоны и атеросклероз: монография / Е. И. Соколов. -М.: Наука, 1991. -294с.
  152. М. Г. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры: учебно-методическое пособие / М. Г. Соловьев. -Ставрополь: СГУ, 2006. 111 с.
  153. А. С. Физиология спорта: учебное пособие / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб // СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. — 231с.
  154. Социальные и биологические основы физической культуры: учебное пособие / отв. ред. Д. Н. Давиденко. СПб.: СПбГУ, 2005. — 208 с.
  155. В. М. Современная система отбора юных спортсменов для занятий спортом / В. М. Староста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. — № 2. — С. 51−56.
  156. Т. И. Задачи органов здравоохранения по совершенствованию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях / Т. И. Стукалова // Магистр. 1999. — № 3. — С. 14−23.
  157. Г. И. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе / Г. И. Ступенева, В. А. Кирюшин, А. М. Цургин // Гигиена и санитария. -2000. № 3. — С. 45−46.
  158. К. В. Физиология. Функциональные системы: учебник / К. В. Судаков. М.: Медицина, 2000. — 784 с.
  159. А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: учебное пособие /А. Г. Сухарев. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  160. А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: учебное пособие / А. Г. Сухарев. М.: Медицина, 2005. — 270 с.
  161. И. Н. Физкультурное образование учащихся специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений: монография / И. Н. Тимошина. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. — 134 с.
  162. О. Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов / О. Л. Трещева // Здоровье и обоснование: матер. Междунар. конгресса валеологов. СПб., 2004. — С. 176−187.
  163. Е. П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: автореф.дис.д-ра.мед.наук / Е. П. Усанова. Н. Новгород, 1997.-43 с.
  164. С. Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, Е. А. Черепов. М.: Советский спорт, 2004. 120 с.
  165. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов: учебное пособие / В. П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 252 с.
  166. Н. А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы: монография / Н. А. Фомин. М.: Теория и практика физической культуры, 2003. -383 с.
  167. H.A. Возрастные основы физического воспитания: монография / Н. А. Фомин, В. Е. Фолин М.: Физиология и спорт. — 2008. — 421 с.
  168. X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 407 е.- Т. 2. — 391 с.
  169. . К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: Академия, 2004. — 480 с.
  170. В. И. Физическое развитие детей, подростков, юношей / В. И. Ченегин // Физическое развитие и половое созревание юных спортсменов. -Волгоград, 1988.-С. 6−8.
  171. В. Т. Содержательное обеспечение учебного предмета «Физическая культура» в школе / В. Т. Чичикин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 11. — С. 18−20.
  172. . М. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие / Б. М. Шиян. М.: Просвещение, 1988. — 65 с.
  173. .М. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие / Б. М. Шиян, Б. А. Ашмарин, Б. Н. Минаев. М.: Просвещение, 1988. -224 с.
  174. В. В. Внеклассная работа с учащимися 10−11-х классов. Общая физическая подготовка: учебное пособие / В. В. Щеголев, Н. Г. Соломатникова. Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2006. — 44 с.
  175. В. Г. Детско-юношеский и студенческий спорт в системе образования России / В. Г. Щербаков // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): сб. статей. -М.: Полиграф сервис, 2002.-С. 3−12.
  176. Е. П. Формирование интереса к спорту у школьников: учебное пособие / Е. П. Щербаков. Омск: ОмГПУ, 1978. — 55 с.
  177. И. С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние формы» / И. С. Якиманская // Директор школы. М. 1995. — № 3. — С. 39−55.
  178. Ю. А. Физическое развитие школьников жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки: автореф. д-ра. пед. наук Ю. А. Ямпольская. — М., 2000.-76 с.
  179. Bartl J. Walter Н. Die Erfassung von Motiver sportlicher Betatigung J. Bartl. Greifswald, Emst-Moritz-Arndt-UNI, Diplomarbeit. 1977. S. 150−160.
  180. Drenkow, E. Sportunterricht im Schulererleben E Drenkow, К Flemming. Theorie und Praxis der Korperkultur. 1999. S. 15−26.
  181. Embrey L. Fit for Life, Pitman Life Skills Series L. Embtey, J. Gamaut.-1983.-P. 8.
  182. Heinicke W. Motive sportlichher Betatigung bei Jugendlichen sowie einide Bezuge zu ihrem Reaverhalten W. Heinicke In кофеге21е1шп§, 1979. III 2. S. 127.
  183. Henning W. Die Motivation des Sportinteresses bei Kindern Judendlichen W. Henning, Theorie und Praxis der Кофегкикиг. 1965. III 3. -S. 227(11).
  184. Henning W. Die Motivation des Sportinteresses bei Kindern und ugendlichen W. Henning Theorie und Praxis der Кофегкикиг. 1965/ J f 9. N e S. 5358.
  185. Hinsching L This Кофегкикиг und Sport in der Lebensweisse alterer Schuler / 1, Hinsching L Theorie und Praxis der Кофегкикиг. 1987. 2. S 128 (1).
  186. Kraus H. Muscular fitness and helth Hirschland R. Р. H. Kraus. R. P, Hirschland Jornal of the American association for Healtn, 1953, 24.
  187. Lena D., Ruhmann, R. Binhetliche Wege der Pianung Кофегкикиг und Sport R. Ruhmann Theorie und Praxis der KorperJdil. 1976. Heft 5 S 370−372.
  188. Lindner R. Zur motivationalen Regulation Leistungs-orientierter Tatigkeit und zu ihrer Analyse. R Lindner. In Wissenschaftliche Zeitschrift der PH Potsdam, Jahrgang 28. 1984, Hefr 4. S. 645−652.
  189. Nicolini I., Ranzetti U. Note di metodologia dell’allenamento, In: «II manuale dell’allenatore di atletica leggera», Atletica Studi, supplement, 2000, p. 9−20.
  190. Rohrberg K. Die Entwicklund spoprtbezogener Novmen, Verhaltensweisen und Motive bei Schulern der 6 bis 10 Klasse. K. Rohrberg K. In Nhorrie and Praxis der Ko (J>erKHKHHr, Berlin, 1978, p.8.
  191. Rohrberg K. Entwicklung sportbezogener Normen und Motive bei Schulern der 6, bis 10. Klasse K. Rohrberg Praxis der Ko^erKHKHr. 1.
  192. Sicora W. Untersuchung zum Erfassen motivationaler Komponenter vor Einstellungen und des Verhaltens zur sportichen Betatigung Studierender W. Sicora. Grefswald, Emst-Moritz-Amdt-UNI, Dissertation, 1976.
  193. Sleap, M. Physical Activity Patterns of Primary School Children. Interim Report Happy Heart Project, Health Education Authority V. Sleap, P. Warburtuon. Tomas Nelson and Sons Ltd, 1990.
  194. Otsuca K. Age, Gender and Fractal Scaling of Heart Rate Variability / K. Otsuca, G. Cornulissen, F. Halberg // Clinical Sciense. ~ 1997. ~ N 93. ~ P. 299.
  195. Solomon G. F. Shaking up immunity: psychological and immunologic changes after a natural disaste / G. F. Solomon, S. C. Segerstrom, P. Grohret et al. // Psychosom. Med. 1997. — N 59. — P. 114−127.
Заполнить форму текущей работой