Профилированное физическое воспитание студентов полевых и экспедиционных профессий
Б степей, тайги, ереднегорья и высокогорья. Представители более 100 специальностей и студенты-практиканты изучают и исследуют недра и почвы, флору и фауну, климат, территориально-рекреационные комплексы, ведут изыскательские работы на территории нашей страны и за рубежом. Их трудовая деятельность связана с пребыванием и передвижением в условиях ненаселенной местности, дискомфорта, отрицательного… Читать ещё >
Содержание
- ШВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ИСТОЧНИКАМ
- 1. 1. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов — одно из направлений советской системы физического воспитания
- 1. 2. Психофизиологические предпосылки целенаправленного педагогического процесса. ^
- 1. 3. Повышение эффективности и организация учебного процесса физического воспитания
- 1. 4. Анализ и обобщение литературных источников по смежным видам спорта, образующим специальный фундамент профессионально-прикладной физической подготовки исследуемых профессий
- ГЛАВА II. ГИПОТЕЗА, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Рабочая гипотеза, цель и задачи
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Теоретический анализ и обобщение
- 2. 4. Опрос в виде анкетирования
- 2. 5. Профессиографические методы
- 2. 6. Методы тестирования, исследования психофизиологических качеств и функционального состоять
- 2. 6. 1. Физическая подготовленность
- 2. 6. 2. Психофизиологическое состояние
- 2. 6. 3. Экспедиционно-полевая подготовленность
- 2. 6. 4. Антропометрия
- 2. 7. Метод моделирования
- 2. 8. Статистическая обработка результатов исследования
- 2. 9. Организация исследования
- ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 3. 1. Характеристика совокупностей природных факторов — регионов деятельности специалистов и студентов-практикантов
- 3. 2. Профессиограмма и психограмма — основа базовой модели специалистов и студентов-практикантов
- 3. 3. Статистическое обоснование модельных характеристик — уровней подготовленности специалистов. о:?
- 3. 4. Структурная и содержательная сторона профилированного физического воспитания. ^
- ГЛАВА 1. У. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ (ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПЕДАГОШЧЕСКИЙ ЗКСПЕРШЕЖ) 4.1. Студент как объект обследования
- 4. 2. Планирование естественного педагогического эксперимента. П
- 4. 3. Особенности профилированного физического воспитания и повышение его эффективности. зд
- 4. 3. 1. Специфика проведения занятий на первом курсе
- 4. 3. 2. Специфика проведения занятий на втором курсе
- 4. 3. 3. Специфика проведения занятий на третьем, четвертом курсах
Профилированное физическое воспитание студентов полевых и экспедиционных профессий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях научно-технической революции существенно ускоряются темпы технического и социального прогресса, что связано с расширением сфер человеческой деятельности, увеличением требований к психическим, физическим качествам и профессиональным способностям человека.
В Постановлении Ш КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культура и спорта» (II сентября 1981 года) отмечено, что работа в области физической культуры является делом первостепенной государственной важности. «Главная задача физкультурного движения, всей системы физического воспитания — всемерно способствовать укреплению здоровья советских людей, повышению их работоспособности и производительности труда, готовности к защите Родины, завоеваний социализма.» .
Перспективы дальнейшего освоения природных ресурсов нашей страны были четко сформулированы на ХХУ1 съезде КПСС в докладе председателя Совета Министров СССР Н. А. Тихонова: «Получат дальнейшее развитие такие территориально-производственные комплексы как Западно-Сибирский, Саянский, Ангаро-Енисейский, Тимано-Печер-ский, Павлодар-Экибастузский, Южно-Таджикский и другие» *.
Для пребывания и деятельности в этих и других малообжитых и труднодоступных районах необходимы высококвалифицированные специалисты, всесторонне развитые, обладающие спектром прикладных знаний, умений и навыков для работы в суровых условиях пустынь,.
I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М., 1981, с. 120.
— б степей, тайги, ереднегорья и высокогорья. Представители более 100 специальностей и студенты-практиканты изучают и исследуют недра и почвы, флору и фауну, климат, территориально-рекреационные комплексы, ведут изыскательские работы на территории нашей страны и за рубежом. Их трудовая деятельность связана с пребыванием и передвижением в условиях ненаселенной местности, дискомфорта, отрицательного влияния факторов внешней среды. Эффективность их труда и безопасность находятся в прямой зависимости от умений ориентироваться, преодолевать естественные препятствия, быть закаленным, не терять самообладания в экстремальной ситуации и т. п. Следовательно, категория специалистов полевых и экспедиционных профессий должна обладать повышенным уровнем физических и психофизиологических качеств, двигательных умений, специальных знаний, связанных с особенностями избранной профессии, что и будет составлять существенную часть общей подготовленности студента к прохождению практики, а выпускника — к трудовой деятельности.
0 научной актуальности предлагаемого вопроса свидетельствует и повышенное внимание к ней ученых и практических работников на протяжении нескольких десятков лет. Разнохарактерность публикаций говорит о широких возможностях для исследовательской работы в этой области. Известно, что физическое воспитание и одно из его направлений — профессионально-прикладная физическая подготовка — общественная потребность, обусловленная характером современного производства (Н.К.Меньшиков, 1960,1975; Н. И. Пономарев, 1960,1968,1971,1974;1977; В. У. Агеевец, 1965; В. Г. Стрелец, 1962, 1969;1974; С. Л. Резцов, 1971,1978; Л. А. Вейднер-Дубровин, 1972; В. И. Ильинич, 1973,1975;1978 и др.). Однако мы не нашли ни в советской, ни в зарубежной библиографии литературы о влиянии целенаправленными средствами физического воспитания на подготовку этой многочисленной категории специалистов. Указанные обстоятельства, основа которых — обобщение накопленного опыта и приемственность позитивного, и определили выбор теш нашей работы.
Наблюдаемая на практике диспаратность в профессионально-прикладной физической подготовке студентов-выпускников и специалистов того же профиля послужила главной причиной для проведения настоящего исследования, цель которого — совершенствование форм, средств и методов физического воспитания с учетом изложенных требований.
Автор, используя современные и достаточно информативные методы исследования, попытался решить следующие задачи:
1. Исследовать уровни подготовленности специалистов и студентов-практикантов в естественных условиях трудовой и учебно-трудовой деятельности.
2. Разработать систему модельных характеристик специалистов и студентов-практикантов названных профессий.
3. Экспериментально обосновать совокупность целенаправленных педагогических воздействий — профилированное физическое воспитание.
Научная новизна и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предложен экспериментально обоснованный комплекс педагогических воздействий средствами физического воспитания, существенно и положительно влияющий на безопасность и эффективность конкретных трудовых действий, в конечном счете, на производительность труда специалистов полевых и экспедиционных профессий.
В предлагаемой диссертационной работе впервые:
— эксперимшгально доказана возможность целенаправленного формирования физических качеств, двигательных умений и специально-прикладных знаний, необходимых будущему специалисту исследуемых профессий;
— даны профессиограммы специалистов и студентов-практикантов полевых и —эспедиционных профессий;
— обоснована и предложена классификация совокупностей природных факторов — естественных препятствий, обусловливающих требования, которые необходимы специалисту, студенту-практиканту для жизнедеятельности и эффективного труда;
— разработаны и статистически определены в виде уровней комплексной физической подготовленности модельные характеристики специалистов и студентов-практикантов 1−1У курсов;
— определена, в принципе универсальнаяметодика обоснования содержания профилированного физического воспитания студентов, практика и будущая деятельность которых проходят в естественных природных условиях.
На защиту диссертации вынесены следующие основные положения:
1. Выявление и обоснование взаимосвязи совокупностей природных факторов, характеризующих регионы деятельности и комплекса качеств, знаний, умений, навыков, необходимых для пребывания и трудовых процессов специалистов и студентов полевых и экспедиционных профессий.
2. Статистическое обоснование модельных характеристик специалистов, студентов-практикантов как фактор определения содержания целенаправленных педагогических воздействий и оценивания готовности студентов полевых и экспедиционных профессий к практической деятельности.
3. Научное обоснование структурной и содержательной сторон профилированного физического воспитания.
Работа выполнялась согласно плану научно-исследовательской работы Ростовского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета и кафедры физического воспитания в 10-й пятилетке. 0 содержании диссертации неоднократно докладывалось на заседании кафедры физического воспитания Р1У, кафедры теории и методики физического воспитания, научных конференциях ГДОИФКа имени П. Ф. Лесгафта, на заседаниях секции физического воспитания при Совете ректоров Ростовской области, определенные стороны содержания заслушивались на Ученом совете геолого-географического факультета. Основные положения опубликованы в методических разработках, указаниях, учебных пособиях, статьях в журналах «Теория и практика физической культуры», «Вестник высшей школы», а также внедрены на геолого-географическом факультете Р1У.
Цель и замыслы исследования определили структуру и объем диссертации, состоящей из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, словаря специальных терминов и сокращений, списка литературы и приложения. Указатель использованной литературы включает 351 название работ, 6 — на иностранном языке. Диссертация изложена на 273 страницах (127 страниц собственного текста), иллюстративный материал представлен 33-мя рисунками и 13 таблицами.
выводы.
1. Трудовая деятельность специалистов и учебно-трудовая студентов-практикантов старших курсов полевых и экспедиционных профессий чрезвычайно многопланова и разнонаправлена, характеризуется сочетаниями умотвенной и двигательной деятельности. максимальными физическими и психическими нагрузками в период непосредственных контактов с природными факторами и резким снижением их в период камеральных работ. Она связана с интенсивным вниманием, творческими процессами мышления, протекащими на фоне общего и локального утомлений в результате постоянных воздействий нагрузок, в ряде случаев достигающих околопредельных уровней. Трудовые процессы длительное время проходят в условиях отрицательных влияний неблагоприятных природных факторов внешней среды, элементарного быта. Качества коммуникабельности, толерантности, умения руководить людьми и действовать в экстремальных условиях играют роль профессионально важных. Перечисленное выше предъявляет соответствующие высокие требования к специалисту и студенту-практиканту: отсутствие отклонений в здоровье, всесторонняя физическая подготовка, достаточно высокий уровень психологической готовности, необходимый объем специально-прикладных знаний, умений, навыков.
2. Трудовая деятельность специалистов и учебно-трудовая студентов-практикантов исследуемых профессий обусловлена непосредственными контактами с природными факторами. диапазон и спектр которых практически безграничен. Однако каждая географическая область, регион обладает своими, присущими, в основном, только ей природными факторами, что является ее отличием, особенностью. Районирование территории СССР с учетом широтной зональности и вертикальной поясности на пять регионов (Р-1,Р-2,Р-3,Р-4,Р-5) предоставило возможность классифицировать совокупности естественных препятствий. Предложенная классификация совокупностей природных факторов — естественных препятствий — обусловила те требования, которые необходимы специалисту душ жизнедеятельности и эффективного труда в каждом из пяти регионов.
3. Результаты обследования специалистов в условиях деятельности Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, Р-5 дали представления о базовой информационной модели и количественно — об определенных ее гранях, уровнях готовности «интегральных модельных характеристиках. Сравнительный анализ и обобщение результатов обследования студентов-практикантов и специалистов в естественных условиях указали на диспарат-ность в комплексной подготовленности выпускников вуза и специалистов, а также определили содержательную и структурную стороны целенаправленного педагогического процесса — профилированного физического воспитания студентов полевых и экспедиционных профессий.
4. Исследование динамики представлений о психологических взаимосвязях в учебном студенческом коллективе, отношении к спорту, профилированному физическому воспитанию имело коррегирущее значение в организации и учебно-методических основах исоледуемо-го процесса. Выявление уровней психофизиологического состояния в разные периоды обучения в вузе дали возможность средствами физического воспитания поддержать достигнутый уровень подготовленности, рекомендовать формы ре! феации.
5. Методы статистического моделирования позволили представить количественно интегральные характеристики специалистов и студентов-практикантов 1−1У курсов в виде уровней комплексной физической подготовленности. Условия учебно-трудовой деятельности для прохождения практики на первом курсе требовали, чтобы.
УКВД был в цределах 70−80 баллов, на втором — 150−160,на третьем — 200−215,на четвертом — 250−260. Апробированная методика дифференцированного подхода к определению готовности студентов к прохождению соответствующей курсу практики дала возможность оценить комплексную подготовленность студентов по общепринятой пятибалльной системе. Применение сказанного усилило информативность педагогического эксперимента, а в дальнейшем и контроля за успеваемостью по физическому воспитанию и подготовленностью к прохождению соответствующей курсу практики.
6. Реализация специально подготовленных форм, средств и методов педагогического эксперимента осуществлялась на четырех курсах в единстве ОФП и ППШ, общности целей, задач профилированного физического воспитания и вузовской подготовки специалистов в целом:
— повышение общей физической подготовленности на фундаменте Всесоюзного комплекса ГТ0 и профессионально-прикладная подготовка к прохождению учебной практики в Р-4,Р-3 в конце учебного года на первом курсе;
— всесторонняя физическая, психофизиологическая подготовка на основе комплекса ГГ0 и профессионально-прикладная направленность в занятиях дал прохождения академической (комплексной) практики в Р-3,Р-2 на втором курсе;
— дальнейшее повышение УЗД на базе всесторонности, гармоничности «уровней психофизиологического состояния, инструкторско-ме-тодической и профессионально-прикладной подготовленности для прохождения производственной практики в Р-2,Р-3,Р-4,Р-5 в конце третьего курса;
— совершенствование спортивных способностей и дальнейшее повышение уровней физической, экспедиционно-полевой подготовленности и психофизиологического состояния для успешного прохождения преддипломной практики в Р-1,2,3,4,5 в конце четвертого курса.
7. Профилированные занятия были организованы с учетом действующей программы по физическому воспитанию. Студенты контрольных груш занимались по общепринятой методике. В экспериментальных группах педагогический материал был распределен следующим образом: количество упражнений, направленных на развитие общей и специальной выносливости, на первом курсе составило 35 $, на втором, третьем, четвертом — 30%, силовых качеств — 30%, скоростных — 20% на 1−1У курсах, качества ловкости и гибкости на первом — 15%, на втором, третьем, четвертом — 20%, Проведение занятий осуществлялось в следующих формах я видах: теоретические занятия в виде лекций, беседпрактические занятия в виде сдвоенных уроков два раза в неделю на местности на заранее подготовленных объектах (2−4 занятия в 4−8 часов), в учебных экспедиционных походах (2−4 похода на каждом курсе по 8−16 часов) и проводимых самостоятельно по подготовленный учебно-методическим материалам.
8. Результаты четырехлетнего педагогического эксперимента подтвердили позитивные стороны профилированного физического воспитания:
— в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами на статистически достоверном уровне значимости повысились показатели физических и психофизиологических качеств;
— значительно увеличились объемы специально-прикладных знаний, умений, навыков как профессионально важных для студентов-драк-тикантов;
— положительное влияние на общую успеваемость, на снижение простудных заболеваний;
— положительное влияние на социальную активность студентов, на подготовку студентов к жизнедеятельности и учебно-трудовым процессам на практиках.
9. Комплексная физическая подготовленность студентов с очевидной разницей отличается в экспериментальных и контрольных группах. УКФП мужчин экспериментальных групп — 252, контрольных — 115- женщин экспериментальных групп — 258, контрольных — 114, что повышает значимость профилирования физического воспитания.
Таким образом, итоги исследования свидетельствуют об эффективности профилированного физического воспитания, повышении его удельного веса в социально-направленной среде вуза, конкретной подготовке специалистов полевых и экспедиционных црофессий.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Вытекавдие из содержания данного диссертационного исследования рекомендации для внедрения в практику подготовки специалистов полевых и экспедиционных профессий средствами физического воспитания в вузе следующие.
1. Определенные в результате исследования количественные и качественные модельные характеристики специалистов, адекватные требованиям регионов деятельности, для обоснования содержательной и структурной сторон профилированного физического воспитания студентов исследуемых профессий.
2. Оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию: целенаправленное снижение дискретности физической нагрузки организационными формамивыделение периодов, этапов обучения с четко поставленными целями, задачами на 1−1У курсахмобилизация резервов временирациональное изменение структуры урока, занятий с акцентом на обусловленное содержаниеразработанные виды текущего и констатирующего контроля за педагогической результативностью.
3. Интенсификация физического воспитания как вузовской дисциплины и повышение его роли в социально-направленной среде и подготовке специалистов исследуемого профиля: расширение объема прикладной теоретической подготовкиповышение мотивационного уровня к будущей профессиивоспитание и формирование целенаправленными педагогическими воздействиями необходимых, профессионально важных специально-прикладных умений, навыковоптимальное соотношение средств ОФП и ШШ (84 $ и 16%' - на первом курсе, 15%, и 25 $ - на последующих), планирование учебного материала в следующих объемах, направленных на развитие общей и специальной выносливости на первом курсе — 35 $, втором, третьем, четвертом. — 30%, силовых качеств — 30 $, скоростных — 20 $ - на 1−1У курсах, качеств ловкости, гибкости на первом — 15 $ и 20 $ - на втором, третьем, четвертом курсахсовершенствование организационных и методических форм (проведение занятий групповым методом в комплексном уроке, введение в учебный процесс целенаправленной круговой тренировки, использование «необычных» упражнений (с гимнастическими скамейками, конем, «силовые игры», «баскетбол» о теннисным, гандбольным, набивным мячами и т. п.) — комплексы самостоятельной физической подготовкивведение нестандартного оборудования, инвентаря, тренажерных устройств в практику обучения.
4. Повышение значимости общественной деятельности студентов-старшекурсников, привлечение их к инструкторско-методической работе со студентами в качестве руководителей учебных экспедиционных походов, помощников при проведении специально-прикладных занятий. Желательно преподавателям, работающим со студентами полевых профессий, иметь спортивную квалификацию в одном из видов спорта: альпинизм, туризм, скалолазание, спортивное ориентирование.
— 173 -СЛОВАРЬ специальных терминов и сокращений, использованных в диссертации.
Автономное существование — пребывание в экстремальных условиях и существование за счет своих ограниченных запасов.
Геосистема — совокупность природных факторов, охватывающая взаимосвязанные уровни частей литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы.
Периоды обучения — условно принятое автором деление учебного процесса физического воспитания в течение учебного года: враба-тывания (IX), подготовки (Х-У), применения (У1-УШ).
Поисково-спасательные и транспортировочные работы — деятельность, связанная с установлением места нахождения потерпевших аварию, оказанием помощи и доставкой пострадавших в стационарные условия.
Полевые и экспедиционные профессии — совокупность видов деятельности, детерминированная естественными, природными условиями. Основой формулировки послужили встречающиеся в различных публикациях определения, словосочетания, косвенно дающие статус указанному понятию: «полевые работы», «работа в экспедиции», «техника путешествий и полевых работ», «методика проведения полевых работ в условиях экспедиции», «виды экспедиционных работ», «работающие в экспедиционных условиях», «экспедиционно-полевые условия». Слово «экспедиция» (лат. — приведение в порядок, поход) определено Большой Советской Энциклопедией как «путешествие, поездка с целью исследования, изучения объекта», «коллектив людей этой поездки». Характеризуя условия протекания трудовых процессов представителей указанных выше профессий, известный изыскатель и путешественник А. Е. Меньчуков писал: «.работают они. „в поле“, которым может быть не только степь, пустыня, но и болото, льды, тундра, таежные леса и горы» .
Профилированное физическое воспитание — педагогический процесс, формирующий средстаами физического воспитания у студентов полевых и экспедиционных профессий профессионально-важные прикладные знания, умения, навыки.
Узлы специальные — применяются при организации страховки (для связывания веревок, грудной обвязки, при организации переправ).
Учебно-трудовая деятельность — деятельность студентов на практиках.
Учебные экспедиционные походы (однодневные, с ночлегом в полевых условиях) — модели определенных сторон учебно-трудовой деятельности студентов. Рассматриваются как комплексные средства физического воспитания, формирующие специально-прикладные знания, умения, навыки.
Академик C.B. Обручев, подчеркивая необходимость такой формы обучения, писал: «При подготовке личного состава для работы в трудных районах полезно, чтобы сотрудники, не имеющие опыта работы в таких условиях или соответствующей тренировки (лыжи, горный туризм, пешеходные экскурсии и т. п.), проходили тренировку в условиях, близких к тем, в которых им придется работать» .
Социально-направленная среда — «взаимосвязь обучения и коммунистического воспитания создает особую, социально-направленную среду, в которой формируется специалист высшей квалификации не только как практический работник, но и как гражданин социалистической страны, общественный и политический деятель» (С.И. Архангельский, 1980).
ПШП — Профессионально-прикладная физическая подготовка. шп уровень комплексной физической подготовленности;
УФП уровень физической подготовленности;
УШС уровень психофизиологического состояния;
УФР уровень физического развитияог опытная группакг контрольная группаэг экспериментальная группа;
0Г-М (Ж)-1 — опытная группа мужчин (женщин) первого курса;
КГ (ЭГ)-М (1)-2,3,4 контрольная (экспериментальная) группа мужчин (женщин) соответствующего курса;
ОГ-С-М (Е) — опытная группа специалистов мужчин (женщин).
Р-1,Р-2,Р-3,Р-4 — условное обозначение регионов.
При составлении словаря были использованы публикации следующих авторов: C.B. Обручева, 1949; В. В. Белиновича, 1958; Н. И. Кузьмина, Б.Л. 1^кодельникова, 1963; В. И. Ильинича, 1965,1978;В.И.Ильи-нича, Н. И. Пономарева, 1975; Ф. А. Кропфа, 1975; В. А. Ашмарина, 1979; А. Е. Меньчукова, 1967,1978,1979; В. Г. Воловича, 1980 и других авторов) .
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.47, с. 533.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с. 77.
- Материалы ХХУ1съезда КПСС. M., 1981, с. 120.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». 13 июля 1979 г.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». 24 сентября 1981 г.
- Абалаков В.М. Основы альпинизма. -М.: ФиС, 1958. -136 с.
- Абалаков Е.М. На высочайших вершинах Советского Союза. -М.: АН СССР, 1963. -500 с.
- Агаджанян H.A., Миррахимов М. М. Горы и резистентность организма. -М.: Наука, 1970. -184 с.
- Агеевец В.У. Роль физической культуры в будущей профессиональной деятельности студентов. -В кн.: Вопросы физического воспитания студентов. Вып.2, Л., 1965, с.5−12.
- Алиев М.А., Арестов С. И., Султакеев Р. Б., Турусбеков Б. Т., Щукина М. Я. Очерки по физиологии и патологии человека и животных в условиях высокогорья. -Л.: Медицина, 1967. -160 с.
- Андреева Г. М., Донцов А. И. Межличностное восприятие в группе. -М.- МГУ, 1981. -296 с.13