Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурно-бытовой уклад русского сельского старожильческого населения Хакасско-Минусинского края: Вторая половина XIX — начало XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Территориальные рамки исследования — Хакасско-Минусинский край, включающий в себя территории современной Республики Хакасия и южных районов Красноярского края. Данные рамки определяются тем, что в силу географических и исторических особенностей данный район всегда имел определенную специфику, особенно со второй четверти XVIII в., времени его окончательного присоединения к России. Особенность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО УКЛАДА РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ ХАКАССКО-МИНУСИНСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ
    • 1. 1. Русская колонизация ХМК в XIX — начале XX вв.: этапы и итоги
    • 1. 2. Динамика крестьянского хозяйства русских старожилов ХМК
    • 1. 3. Географическое размещение, поселения, жилище русских старожилов ХМК
    • 1. 4. Исторические традиции в пище и одежде русских старожилов ХМК
  • ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ РЕАЛИИ РУССКОЙ СТАРОЖИЛЬЧЕСКОЙ ДЕРЕВНИ ХАКАССКО-МИНУСИНСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ
    • 2. 1. Стереотипы семьи и брака в жизни русских старожилов ХМК
    • 2. 2. Менталитет труда и отдыха русских старожилов ХМК

Культурно-бытовой уклад русского сельского старожильческого населения Хакасско-Минусинского края: Вторая половина XIX — начало XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Работа посвящена рассмотрению проблем формирования и эволюции культурно-бытового уклада русских старожилов Хакасско-Минусинского края.

Исследование народной культуры и культурно-бытовых процессов всегда имело важное теоретическое и практическое значение, так как традиционная культура любого народа составляет неотъемлемую часть культуры национальной и общемировой. Состояние народной культуры влияет на все стороны жизни общества, включая его историческое самосознание. Изучение культурного наследия народа является важнейшим моментом формирования духовного строя человеческой личности, воспитания у нее чувства сопричастности и уважения к национальной культуре. Помимо этого, такое изучение представляет собой основное звено в деле сохранения и развития традиций народной культуры в современном обществе.

Культурно-бытовой уклад русских старожилов Хакасско-Минусинского края (ХМК) может рассматриваться как локальный вариант единой общерусской национальной культуры. Применение исторического подхода к народной культуре старожильческого населения края позволяет выявить как уровень ее исторического развития, так и степень ее адаптированности к новым природным и этническим условиям данного района Сибири. Исследование культурной традиции старожилов района в какой-то мере, на наш взгляд, позволяет дать дополнительный материал к ответу на вопрос, что представляют собой русские сибиряки в историко-культурном отношении?

Хронологические рамки исследования охватывают в основном вторую половину XIX — начало XX в. до 1917 г. Такая хронология избрана потому, что, учитывая сравнительно позднее заселение района, здесь в это время шли процессы окончательной кристаллизации старожильческой культурной традиции, формирования важнейших элементов культурно-бытового уклада 4 русских старожилов Хакасско-Минусинского края. Очень важно и то, что указанный период является временем массового переселенческого движения русских крестьян европейской России в Сибирь, в результате чего русское население практически во всех сибирских регионах стало доминирующим как в количественном, так и в культурном отношениях. Именно оно определяло динамику и направленность культурно-исторических процессов в Сибири, что не могло не сказаться на специфике культурно-бытового уклада русских старожилов.

Территориальные рамки исследования — Хакасско-Минусинский край, включающий в себя территории современной Республики Хакасия и южных районов Красноярского края. Данные рамки определяются тем, что в силу географических и исторических особенностей данный район всегда имел определенную специфику, особенно со второй четверти XVIII в., времени его окончательного присоединения к России. Особенность района сказывается уже в том, что его включение в состав Российского государства произошло значительно позже других сибирских регионов. Помимо этого, край является районом позднего русского заселения, куда пришла уже вторая волна русских мигрантов. Немаловажно и то, что данный район имеет свою неповторимую специфику природно-климатических и ландшафтных условий, резко отличающую его от соседних территорий. Не случайно для обозначения этой части Сибири еще в работах ученых XIX в. был сформулирован особый термин «Минусинский край», который в настоящее время, учитывая политические и культурные реалии сегодняшнего дня, заменен термином «Хакасско-Минусинский край», ныне достаточно широко использующимся, особенно в работах местных исследователей. Кроме того, до настоящего времени проблемы бытования и эволюции традиционной культуры русского населения Хакасско-Минусинского края изучены еще недостаточно.

Объектом исследования является русское старожильческое население Хакасско-Минусинского края, то есть потомки первожителей этого района, который начал заселяться русскими с первой четверти XVIII века. В литературе исследуемая группа русских сибиряков чаще всего именуется чалдонами. Туда же относятся старообрядцы — потомки выходцев из Западной Сибири и Поморья, пришедшие в район до 60 — 70-х гг. XIX в.*.

Считаем необходимым оговорить ряд базовых понятий. Так, по уже достаточно устоявшейся традиции исследователи, используя понятие «русские старожилы Сибири», понимают под ним то русское население, которое заселилось в Сибирь до реформы 1861 г. Под переселенцами подразумеваются группы русских, пришедших в регион после 1861 г., во второй половине XIXначале XX вв.1 Такое значение указанных понятий отличается от обыденного, при котором старожилами именуют людей — уроженцев данного населенного пункта или местности, имеющих тут несколько поколений предков. Переселенцами же, соответственно, называют людей пришлых. В своем исследовании мы пользуемся исключительно научной терминологией.

Предметом исследования является культурно-бытовой уклад русского старожильческого населения Хакасско-Минусинского края, а именно — такие его значимые сферы, как основные отрасли крестьянского хозяйства, повседневный быт, повседневные и праздничные обычаи и обряды, народно-педагогические традиции и уровень медицинских знаний русских старожилов района. Такой комплексный подход позволяет охарактеризовать основные черты исследуемого предмета, проанализировать характер и степень эволюции культурно-бытового уклада русских в иных экологических и этнических условиях.

Цель исследования состоит в том, чтобы дать историко-культурную характеристику наиболее значимых элементов культурно-бытового уклада старожильческого населения Хакасско-Минусинского края, показав • его как динамичный механизм, синтезировавший в себе и общерусские культурно Сельский посад, который частично формировался из тех же чалдонов, не рассматривается в нашей работе, поскольку это — отдельный объект исследования. 6 исторические черты, и специфические особенности, связанные с различными категориями русского, а также хакасского населения изучаемого района.

В этой связи определены следующие исследовательские задачи:

— на основе анализа главных этапов русской колонизации Хакасско-Минусинского края показать основные группы русского населения района, сложившиеся ко второй половине XIX в., и наметить их культурно-исторические особенности;

— рассмотреть основные черты хозяйственно-бытового уклада русских старожилов края как единого культурно-хозяйственного комплекса и на этой основе показать степень его сформированности, его специфику и направленность культурно-исторического развития;

— охарактеризовать основные, базисные компоненты культурной и обрядовой жизни старожильческой деревни, вскрыть их связи и взаимовлияния с культурно-бытовыми традициями других сословных групп, наметить культурно-исторические особенности и показать указанные компоненты как неразрывную часть культурно-бытового уклада русского старожильческого населения ХМК.

Методологическая основа исследования.

Основу исследования составили принципы системности, научной объективности и историзма. Важнейшим методом исследования является системный подход, базирующийся на том, что историческая реальность представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, определенные целостные системные образования. Одним из таковых является культурно-бытовой уклад. Будучи сложноорганизованной системой, он, в свою очередь, состоит из ряда подсистем, блоков и элементов. Все они не только взаимосвязаны, но и взаимопроникновении^ как, например, хозяйственные занятия и культурные традиции, повседневный быт и сферы духовной жизни русского крестьянства. Поэтому изучение особенностей бытования и развития культурно-бытового уклада русских старожилов ХМК 7 основано на исследовании отдельных комплексов культурных явлений в составе единого целого — народной русской культуры.

Системный подход, при всех своих достоинствах, пригоден для исследования преимущественно статичных объектов. Отсюда необходимость дополнения принципа системности принципом историзма в его различных модификациях. Поэтому в работе использованы сравнительно-исторический метод и метод комплексного подхода, при котором привлекались 'данные смежных наук, особенно статистики, демографии, сравнительного языкознания.

При написании работы автор обращался к трудам отечественных ученых, посвященным различным аспектам традиционной культуры русского сибирского населения, выполненным как по отдельным регионам, так и по всей Сибири в целом. Историография.

В историко-культурном изучении русского населения Хакасско-Минусинского края можно выделить три основных этапа развития исторической мысли: досоветский — вторая половина XIX — начало XX вв.- советский — 20 — 80-е гг. XX в. и современный -1990;е гг. — этапы. Все они имеют не только свою специфику, но и несут на себе отпечаток определенного уровня научных знаний, методологических подходов, а также исторических особенностей соответствующей эпохи.

Сведения о историко-культурном изучении русских исследуемого района мы находим еще в трудах исследователей XVIII в., а именно — Д. Г. Мессершмидта и Ф. И. Страленберга, Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, П. С. Палласа. Относительно истории и культуры русского населения в их работах имеются лишь сведения о географии края, о русских населенных и административных пунктах, возникших в регионе на протяжении XVIII в. Так, Г. Ф. Миллер привел материалы по истории основания Абаканского острога, а также дает его подробное описание.2 П. С. Паллас, посетивший район дважды 8.

1771, 1772 гг.), дал обширный материал по истории русской колонизации края, составу населения, посетил и описал Саянский острог и Майнский медный рудник.3.

Попытки историко-культурного изучения русского старожильческого населения ХМК достаточно активно предпринимались в первой половине XIX в. Хотя историографический анализ работ данного периода выходит за хронологические рамки темы исследования, нам представляется необходимым дать краткий обзор историографии первой половины XIX в., так как именно в это время происходило окончательное формирование старожильческой группы русского населения района, а следовательно — оформился в своих основных чертах и культурно-бытовой уклад русских старожилов ХМК.

В первой половине XIX в. об отдельных аспектах истории русского населения района писали люди различных взглядов, социального положения и образовательного уровня. Как правило, почти все они не были профессиональными историками. Прежде всего можно выделить работы М. Н. Баккаревича и Е. Зябловского (1810 г.), представителей государственной администрации И. С. Пестова (1831 г.), А. П. Степанова (1835 г.).4.

Сочинение председателя Енисейской казенной палаты И. С. Пестова носит официозный характер. В своем сугубо описательном труде автор уделяет большое внимание административному управлению Енисейской губернии, бегло дает процесс русской колонизации ХМК, приводит статистические данные о русском населении региона и русских населенных пунктах.5.

Первый енисейский губернатор А. П. Степанов, много путешествовавший по Приенисейскому краю и побывавший, в частности, в Хакасско-Минусинском крае, в работе «Енисейская губерния», вышедшей в свет в 1835 г., рассказывает о русских населенных пунктах и транспортных путях района, дает ценные сведения об основных занятиях крестьян, приводя соответствующие статистические данные. Крайне интересны 9 этнопсихологические характеристики других сословий русского населения Енисейской губернии.

По сути, исследования и публикации, затрагивающие отдельные стороны культурно-бытового уклада русского населения Хакасско-Минусинского края шли в общем русле развития сибиреведения XIX в. Во второй половине XIX в., когда активно развивалось и приобретало новое качество сибирское краеведение, выходят в свет капитальные работы краеведов Енисейской губернии, содержащие ценные материалы по историко-культурному изучению русских ХМК.

Одной из первых работ этого периода является исследование сибирского чиновника и краеведа Н. С. Щукина «Минусинский округ», в целом имеющее обзорный характер.6 Автор дает общее описание населения округа середины XIX в., рассказывает об основных хозяйственных занятиях русского и хакасского населения, уделяет внимание административному управлению.

В 50-х гг. XIX в. появляются работы, непосредственно посвященные исследованию отдельных элементов культурно-бытового уклада русских Хакасско-Минусинского края. На первое место мы должны по праву поставить труды члена Императорского Русского Географического общества, Минусинского окружного начальника князя H.A. Кострова. По подсчетам В. Г. Мирзоева он написал свыше 130 работ, посвященных жизни и быту русского и п коренных сибирских народов. Сочинения H.A. Кострова выстроены на личных наблюдениях, дополненных компиляциями из работ виднейших сибирских ученых-этнографов. Наряду с этим исследователь впервые в сибиреведении широко привлек архивные материалы, использование которых представляет его несомненную заслугу. В области русской истории и культуры Хакасско-Минусинского края внимание H.A. Кострова привлекли традиционная обрядность и народные верования старожилов. В своей работе «Святки в Минусинском округе Енисейской губернии» он дал яркое и живое описание святочно-новогоднего цикла календарных праздников у русских старожилов.

H.A. Костров детально описывает ход праздничных вечеров, приводит оригинальные фольклорные материалы, описывает различные обрядовые действа святок. Ценные материалы содержатся и в работе «Народные приметы крестьян-старожилов Минусинского округа.» 9 Автор показал, что большинство народных примет имеют аграрный характер и ставят целью предугадать будущий урожай и погоду. Многие материалы данной работы взяты H.A. Костровым из архивных источников, а именно — из историко-бытовых описаний по Шушенской и Тесинской волостям середины XIX в.

На общесибирском материале первую попытку выделить потомков русских первожителей Сибири сделал Н. М. Ядринцев в своей замечательной книге «Сибирь как колония» .10 Однако он, к сожалению, пошел на поводу у соблазнительной теории «прозрачной этимологии», трактуя происхождение первых русских сибиряков как выходцев с рек Чала и Дона.

Автором нескольких в целом описательных работ Енисейской губернии был золотопромышленник Н. В. Латкин.11 Он уделяет внимание русскому населению губернии и, в частности, русским ХМК, приводит материалы о заселении района русскими, основных занятиях и быте русского населения.

В конце XIX — начале XX вв., с усилением переселенческого движения из европейской России, появляются работы областнического направления, выполненные местными исследователями и посвященные русским старожилам и переселенцам Енисейской губернии.

Так, областником A.B. Адриановым в его работе «Очерки Минусинского края» был представлен краткий, общий и в ряде случаев неточный обзор истории естественных богатств, промышленности и населения исследуемого района.12.

Ряд работ по русской колонизации Енисейской губернии написал В. Ю. Григорьев. Исследуя экономическое положение крестьян Енисейской губернии в начале 90-х гг. и находясь в штате губернского переселенческого управления, он собрал и опубликовал значительный фактический материал о положении.

11 отдельных групп крестьянства Приенисейского края. Этот материал представляет большую ценность для характеристики отдельных сторон культурно-бытового уклада русских старожилов, особенно — хозяйственной и общественной жизни. В. Ю. Григорьев, по существу, выступал против масштабного переселенческого движения, так как, по его мнению, наделение.

13 переселенцев землей за счет старожилов вело к упадку хозяйства последних.

Ряд работ о положении переселенцев и старожилов Енисейской губернии в целом написал Д. М. Головачев, который как член Красноярского отдела Императорского Московского общества сельского хозяйства был хорошо знаком с положением крестьянского хозяйства Енисейской губернии по личным наблюдениям.' Он собрал интересный материал о сельскохозяйственном производстве Енисейской губернии, о материальных и культурных условиях жизни крестьян.14.

Значительное развитие историко-культурных исследований русского населения ХМК связано с политической ссылкой, и прежде всего — с народниками, принесшими в Сибирь свою идею служения народу. В соответствии со своими политическими взглядами большое внимание они уделяли коренному населению района, но все же ими написан ряд трудов и по русской сибирской истории и этнографии.

Прежде всего в этом плане следует выделить исследования Г. Пейзына.15 В работе «Минусинский округ Енисейской губернии в сельскохозяйственном отношении» автор дает общую картину состояния сельского хозяйства в районе. Он подробно рассматривает основные черты и приемы земледелия русских крестьян, анализирует земледельческие традиции, общий уровень сельского хозяйства, много внимания уделяет рассмотрению вопросов землепользования и делает важный вывод о преобладании в округе захватного права на землю. В «Этнографических очерках Минусинского и Канского округов Енисейской губернии» Г. Пейзын использует разнообразные Оценка его взглядов содержится в широко известном труде М. Б. Шейнфельда «Историография Сибири конца.

XIX начала XX в.", вышедшей в Красноярске в 1973 г.

12 материалы по отдельным компонентам культурно-бытового уклада русских старожилов. Он подробно останавливается на характеристике старожильческих поселений, рассматривает архитектуру традиционного жилища, выделяя в ней как типичную планировку старожильческого дома по типу «трехкамерная связь», подчеркивает основные бытовые традиции старожилов, такие, например, как чистота жилища. Здесь же содержится описание свадебного обряда старожилов, взятое, по всей видимости, из историко-бытового описания по Шушенской волости середины XIX в. Любопытно, что многие положения его работы перекликаются с трудом A.C. Степанова «Енисейская губерния» .

Ценные в историко-культурном отношении материалы содержит работа ссыльного народника П. А. Аргунова «Очерки сельского хозяйства Минусинского края» .16 Он дал подробную и полную картину состояния сельского хозяйства района в конце XIX в. В его работе рассматривается характер землепользования у русского населения края, анализируются основные системы земледелия, распространенные в районе, описываются основные сельскохозяйственные орудия, трудовые традиции крестьянства, приемы земледелия. К сожалению, автор практически не различает характер и культуру земледелия старожилов и переселенцев, порой объединяя их на уровне конкретных населенных пунктов. Применительно к целям нашего исследования это несколько снижает ценность указанного труда, но отнюдь не умаляет его несомненные достоинства и добросовестность историко-культурного исследования П. А. Аргунова.

Выдающееся место в сибиреведении занял Д. А. Клеменц, один из.

11 основателей «Земли и воли», сосланный в 1882 г. в Минусинск. В области сибиреведения он выступил прежде всего как собиратель этнографических сведений самого разнообразного характера. Занимался он, в частности, и исследованием отдельных элементов народной культуры местного русского населения. В результате появилась его работа, посвященная наговорам и приметам у крестьян Минусинского округа.18 Помимо значительного объема.

13 народных примет преимущественно аграрного характера, в работе приводятся и анализируются тексты народных заговоров. Труд Д. А. Клеменца, имеющий по большей части описательный характер, представляет значительный интерес для современного исследователя. Внимание автора привлекала и проблема взаимоотношений старожилов и переселенцев. Поземельные отношения между этими группами русского сельского населения он рассматривал как частное проявление общего противоречия между крестьянством, помещиками и самодержавием. По его мнению, следствием переселенческой политики правительства второй половины XIX в. явились проекция аграрного вопроса из центра страны на ее периферию и обострение аграрных отношений в Сибири.19 Большой вклад в изучение русского населения Хакасско-Минусинского края внес ссыльный народник A.A. Макаренко. Он собрал значительные материалы по народному календарю русских сибиряков Енисейской губернии и в своем исследовании показал всю сложность и глубину народного летосчисления, вскрыл аграрный характер народного календаря, увязал его с циклом календарных праздников, устным народным творчеством. Хотя в своем исследовании он приводит материалы преимущественно по Приангарью и северу Енисейской губернии, в его труде имеются определенные данные и по.

9 Л населению исследуемого района. Еще одной значительной работой стало исследование A.A. Макаренко о народной медицине русских крестьян Ужурской волости Ачинского округа. Несмотря на сравнительную ограниченность исследуемой территории, автору удалось создать блестящий труд по народной медицине, в котором охвачены все основные стороны этой сферы народной культуры. Особая ценность этого исследования, на наш взгляд, в том, что A.A. Макаренко приводит такие данные о народных названиях и этиологии болезней, которые к настоящему времени в своем большинстве народным сознанием уже утрачены. Помимо этого, занимался он и исследованиями материальной культуры крестьян./1.

Большое значение для изучения культурно-бытового уклада русских старожилов района имеют работы ссыльных марксистов, прежде всего В. А. Ватина. Будучи членом партии большевиков, он в 1909 г. был арестован и сослан в Сибирь, а в октябре 1910 г. поселен в д. Быстрая Минусинского уезда. По ее названию Ватин избрал себе псевдоним «Быстрянский». Поскольку статус ссыльного сужал рамки его научной деятельности, он был вынужден ограничиться исследованием Хакасско-Минусинского края. В своей основной работе «Минусинский край в XVIII в.» он исследует процессы присоединения района к России, историю постройки первых острогов в крае, горное дело и.

22 русскую колонизацию в XVIII в. Главным является то, что В. А. Ватин детально проработал архивы Саянского острога, благодаря чему в работу были включены чрезвычайно ценные материалы по семейно-клановому строю старожильческого населения XVIII в., потомков бывших казаков-годовалыциков. Описательный характер носит его исследование «Село.

1Ч.

Минусинское. Исторический очерк." «Аналогичной по целям и характеру является его работа «Город Минусинск во второй четверти XIX века», которая, к сожалению, до сих пор не опубликована и хранится в рукописном отделе Минусинского городского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова. В этих работах автор ограничивается описанием основных этапов русской колонизации района, первых десятилетий существования малого сибирского города, процесса внедрения русскими административно-государственной системы управления в крае. Подробно вклад В. А. Ватина в сибиреведение рассмотрен в вышеуказанной работе М. Б. Шейнфельда.

Определенный вклад в историко-культурное исследование русских старожилов района внес своей работой «Усинский край» ссыльный польский социал-демократ Ф. Я. Кон. По дороге в Урянхайский край, куда он направился с научно-исследовательскими целями, Ф. Я. Кон совершил долговременную остановку в таежных деревнях Верхнеи Нижне-Усинской, где проживало большое количество старообрядцев. В процессе общения с ними исследователь.

15 собрал значительные полевые материалы, изучил архив местного сельского общества. В результате в своем труде он поместил ценные материалы по истории населенных пунктов, особенностям религиозного мировоззрения старообрядцев, осветил отдельные стороны их традиционной и духовной культуры.24.

Таким образом, в исследовании культурно-бытового уклада русских Хакасско-Минусинского края при несомненных достижениях ученых досоветского периода имеются и слабые стороны. Это, прежде всего, несостоятельная методология, неадекватность понимания ее сущности, описательный фактологический подход, фрагментарность, а также недостаточное осмысление специфики этнокультурных процессов в регионе. При отсутствии прямых работ в тематических и хронологических рамках нашего исследования существуют разного качества труды, посвященные как отдельным аспектам нашей темы, так и работы, посвященные отдельным хронологическим периодам. С другой стороны, следует отметить и то обстоятельство, что работы, созданные в рамках исследуемого периода, имеют не только историографическое, но и источниковедческое значение.

Новым этапом разработки темы стал советский период. Прежде всего прочно установилась точка зрения о единстве исторических судеб России и Сибири. При таком подходе возникла необходимость глубокого исследования народной культуры русских сибиряков в ее развитии, выявления ее наиболее типичных черт и особенностей, связанных с влиянием специфических природных и этнических факторов в различных регионах Сибири. К концу советского периода учеными была проделана громадная работа по историко-культурному изучению русского населения Сибири. Появились капитальные труды регионального и общесибирского охвата, исследующие как различные элементы народной культуры русских сибиряков, так и пути ее эволюции в Сибири.

В начале этапа, в 1920;х годах, исследованием социально-экономического и социокультурного развития русского населения Приенисейского края в основном занимались деятели Красноярского подотдела РГО. В этом плане следует выделить исследование В. А. Смирнова «Исторический очерк Приенисейского края», в котором автор на обширном статистическом и фактическом материале проанализировал состав, экономическое положение, сельскохозяйственное производство приенисейского крестьянства во второй половине XIX в.25 В 1930;х гг. проблемы историко-культурного развития русского крестьянства Приенисейского края в целом и исследуемого района в частности, практически не разрабатывались. Как исключение можно упомянуть работу В. К. Хотяновского, в которой автор, уделяя основное внимание коренному, хакасскому населению ХМК, все же отслеживает некоторые аспекты эволюции хозяйственно-бытового уклада русского населения района во второй половине XIX в.26.

В 1958 г. выходит в свет исследование Г. А. Моховой, посвященное социально-экономическому развитию Хакасско-Минусинского края второй.

97 половины XIX в." Используя статистические и архивные материалы, она проанализировала уровень и основные направления социально-экономического развития района в исследуемый период и, в частности, привела значительные материалы по земледелию, скотоводству и промыслам русских крестьян. Ценность такого исследования, на наш взгляд, снижается из-за примененного автором формализованного узкоклассового подхода к изучаемым социально-экономическим явлениям, проявившегося в тенденциозных оценках уровня развития крестьянского хозяйства, эволюции систем земледелия, характера и степени распространенности домашних и кустарных промыслов.

Интерес исследователей к социальной проблематике русской сибирской деревни второй половины XIX в. значительно возрос в 60-е гг., чему, видимо, способствовал период «оттепели» в социально-политической обстановке в.

17 стране. В 1962 г. появляется капитальная работа В. А. Степынина, посвященная колонизации Енисейской губернии в эпоху капитализма.28 По сути, это первое в советской историографии монографическое исследование земледельческой колонизации Сибири второй половины XIX — начала XX вв. Автор привлек чрезвычайно обширные архивные и опубликованные материалы и на этой основе рассмотрел крестьянские переселения из европейской России в Енисейскую губернию как составную часть всего колонизационного процесса в Сибирь в указанный период.

В.А. Степынин уделяет самое пристальное внимание исследованию динамики переселенческого движения, землеустройству переселенцев, детально анализирует организацию и развитие переселенческого хозяйства, отслеживает характер и особенности взаимоотношений переселенцев и старожилов, применяя при этом марксистскую методологию и детерминируя все указанные процессы социально-экономическими факторами. По-видимому, в силу данных обстоятельств В. А. Степынин делает чрезмерный акцент на глубоком расслоении сибирской деревни во 2-й пол. XIX — нач. XX вв. В свете современных исследований и теоретических решений подобный подход представляется небесспорным и требующим дополнения.

Во второй половине 60-х гг. проблемы крестьянских переселений в Сибирь второй половины XIX в., взаимоотношений переселенцев и старожилов, социокультурного развития сибирской деревни указанного.

29 периода исследовали Л. Ф. Скляров, В. Г. Тюкавкин, Л. М. Горюшкин.

В 1970;х гг. историко-культурная тематика активно разрабатывалась М. М. Громыко. Ее исследования убедительно показали тесную взаимосвязь трудовых традиций и социальных процессов формирования и развития сибирского крестьянства, проявившуюся уже в дореформенный период.30 Значение этих работ прежде всего в том, что они служат методологической базой для конкретных локальных историко-культурных исследований.

Проблемы взаимовлияния культурно-бытового уклада и социальных процессов у русского сибирского крестьянства занимают значительное место и у крупного исследователя народной культуры русских сибиряков H.A. Миненко. Ее внимание последовательно привлекали такие важные составляющие культурно-бытового уклада, как семья и семейный строй, народная медицина, образ жизни сибирских крестьян, проблемы образовательного уровня сибирской деревни и их влияние на социокультурные.

31 процессы в Сибири.

Помимо собственно исторических исследований, для выявления основных черт и особенностей культурно-бытового уклада русских старожилов Сибири вообще и изучаемого района в частности значительную ценность имеют историко-этнографические труды общесибирского охвата. Так, в коллективной монографии В. А. Александрова, В. А. Липинской и A.B. Сафьяновой, вышедшей в свет в 1981 г., анализируются такие значимые компоненты культурно-бытового уклада, как типология русских поселений, жилище, пища русских старожилов ХМК. Авторами поставлен широкий круг вопросов. В исследовании предпринята первая попытка проследить в историческом аспекте общие тенденции развития сельских поселений, сельского жилища в Сибири и его областные особенности. В этой же монографии A.A. Лебедева в разделе, посвященном одежде, использовала сведения о комплексах одежды русских Хакасско-Минусинского края середины XIX в., при этом, к сожалению, отождествляя притрактовые и глубинные районы расселения русского населения, что повлияло на выводы.

— 7 ч исследователя. J.

Анализ эволюции социальной жизни сибирского крестьянства, влияние культурно-бытового уклада на весь образ жизни сибирской деревни был проделан в середине 80-х гг. В. А. Зверевым.34.

Важное значение для выяснения истоков формирования русских старожилов ХМК как самостоятельной социокультурной группы, а.

19 следовательно — и особенностей старожильческого культурно-бытового уклада имеет капитальная работа Г. Ф. Быкони, где детально рассмотрен ход, темпы и особенности русской колонизации района в XVIII в., выявлены основные переселенческие потоки русских в край.33.

Особую ценность имеет для нас труд В. А. Липинской по русскому населению Алтайского края, колонизация которого протекала одновременно с изучаемой нами территорией, а почвенно-климатические условия были довольно близкими.36 Данное исследование позволяет на основе сравнительно-исторического метода не только анализировать динамику и особенности складывания культурно-бытового уклада, но и идентифицировать его различные стороны с соответствующими компонентами народной культуры отдельных регионов европейской России.

Итак, на советском этапе исследования русского крестьянства Сибири в разработке историко-культурной тематики имеются значительные достижения. Прежде всего, были поставлены базовые проблемы становления и эволюции культурно-бытового уклада сибирского крестьянства, взаимодействия и связи культурно-бытовых и социальных процессов в сибирской деревне во второй половине XIX — начале XX вв. Тщательной проработке подверглась социально-экономическая сфера жизни сибирского крестьянства. Были намечены и изучены процессы взаимодействия различных социальных групп сибирского крестьянства, и прежде всего — старожилов и переселенцев. И все же нельзя не отметить, что практически до 80-х гг. в работах большинства исследователей превалировал узкоклассовый формализованный марксистский подход к изучению указанных проблем и явлений.

Качественно новым этапом разработки историко-культурной проблематики стал современный, третий этап исследования проблемы, начавшийся в 1990;е гг. В 1993 г. появилось коллективное исследование Л. М. Горюшкина, Г. А. Бочановой, Г. А. Ноздрина «Опыт народной агрономии в Сибири», в котором на основе детального анализа агрономических приемов.

20 сибирских крестьян в сельскохозяйственном процессе второй половины XIXначале XX вв. делается попытка показать основные черты и особенности хозяйственно-бытового уклада сибиряков, его связь с патриархальной культурой русского крестьянства. Авторы монографии впервые на широком круге источников выявили такие основные содержательные стороны народной агротехники, как выбор участка земледельцем, основные приемы вспашки, подготовка семян к севу и нормы высева, урожайность и др. Работу отличает полидисциплинарность. Используя социально-исторический подход, исследователи выдвигают на первый план средства, мотивы и способы повседневного массового поведения людей. В работе едва ли не впервые поставлена значительная проблема: как выглядит в динамике роль субъективных — социально-психологических, ментальных, культурных.

37 факторов развития русского земледелия?

В это же время в научном изучении начинает активно разрабатываться проблема социального расслоения и степени его влияния на культурное развитие сибирской деревни пореформенного периода. Возрастает интерес к особенностям социального облика различных групп крестьянского населения Сибири второй половины XIX — начала XX вв. Так, H.A. Якименко в рамках разработки общей проблемы эволюции социальной структуры крестьянства пореформенной России исследовал социальный состав крестьян-переселенцев. Он пришел к выводу, что единых критериев для определения социального облика переселенцев из разных губерний европейской России просто не существует, поскольку сами губернии слишком различны и по уровню аграрного развития, и по другим показателям. И все же, на взгляд исследователя, «большинство аграрных мигрантов эпохи капитализма.

38 принадлежало к малоимущим слоям деревни." .

В конце 1990;х гг. появляются основательные исследования исторического и историко-культурного характера о развитии Енисейской губернии пореформенного периода. В. И. Федорова в работе, посвященной.

21 истории Приенисейского края периода капитализма, анализируя социальный состав крестьянства указанного региона, приходит к важному выводу о том, что различия между старожилами и новоселами достаточно условны и очень динамичны. На культурно-бытовом укладе данный факт прослеживается скорее в количественном отношении, чем в качественном, так как по образу жизни и степени традиционности указанного уклада эти группы сибирского.

39 крестьянства практически не отличаются друг от друга.

Б.Е. Андюсев в учебном пособии «Сибирское краеведение» предпринял попытку культурно-исторического освещения и анализа основных, базовых компонентов народной культуры русских старожилов Приенисейского края XIX — начала XX вв.40 Автору удалось дать комплексные характеристики мира старожильческой деревни, показать основные черты общины, семьи, хозяйственных и культурных традиций приенисейских старожилов. Несмотря на это, спорным является подход исследователя к старожилам Сибири вообще как к сформировавшемуся в исследуемом периоде «сибирскому субэтносу» .41.

В работах выдающегося хакасского историка и этнографа В. Я. Бутанаева, посвященным народной культуре хакасов, определенное место уделяется и процессам присоединения Хакасско-Минусинского края к России, итогам присоединения, социально-экономическому развитию края в XIX в., анализу такого специфического явления, как региональная топонимическая система.42 Это дает определенные материалы для исследования уровня и основных тенденций взаимодействия народных культур русского и хакасского населения района.

Определенная работа по историко-культурному изучению отдельных элементов и подсистем культурно-бытового уклада русских старожилов Хакасско-Минусинского края проделана автором, что нашло свое отражение в ряде публикаций и научно-популярных изданий.43.

Таким образом, на современном этапе исследования по-новому поставлены те проблемы историко-культурного изучения русского населения.

Сибири пореформенного периода, которые были намечены еще в советский период. Исследователи применяют различные методологические подходы, чаще всего комплексного либо полидисциплинарного характера. Предпринимаются попытки выйти на новый, более высокий уровень обобщения проблемы. При этом важными показателями остаются конкретность исследуемого материала и его тщательная детальная проработка.

В целом культурно-бытовой уклад русского старожильческого населения Хакасско-Минусинского края во второй половине XIX — начале XX вв. не являлся предметом специального конкретного исследования. Источниковая база работы.

Основными источниками при написании диссертации стали: а) архивныеб) нарративныев) статистические материалыг) данные полевых сборов автора.

Нами проработаны документы из архивов Российского географического общества, Государственного архива Республики Хакасия, Минусинского филиала Государственного архива Красноярского края, где были найдены ценные материалы по истории заселения района, основания поселений, по хозяйственной деятельности, быту, культурно-исторической жизни русских старожилов Хакасско-Минусинского края.

Особую ценность для исследования составили три микрокомплекса документов середины XIX в., хранящиеся в архиве Российского Географического общества.44 Они представляют собой историко-бытовые описания русского старожильческого населения Новоселовской, Тесинской и Шушенской волостей Минусинского округа Енисейской губернии. Два из них имеют общее название: «Сведения, составленные. волостным правлением для общества, занимающегося исследованием народного быта, обычаев, привычек и проч.». Третий микрокомплекс озаглавлен более лаконично: «Сведения этнографические о Новоселовской волости Минусинского округа» .

Сведения." представляют собой ответы администрации перечисленных волостей на вопросник РГО. Поэтому все они имеют практически одинаковую структуру и объем. Микрокомплексы разбиты на три больших раздела: 1) сведения географические- 2) сведения этнографические- 3) сведения статистические. В свою очередь, каждый из разделов разбит на отдельные пункты, содержащие в себе ответы на вопросы РГО. Все комплексы документов имеют одну характерную особенность — они не только схожи по структуре, но и в отдельных своих частях практически идентичны по содержанию Самыми ранними по времени написания — 1847 г. — являются «Сведения.» по Шушенской волости.45 Их составители ответственно отнеслись к порученному делу и создали комплекс, наиболее обширный по объему данных. «Сведения.» по Тесинской и Новоселовской волостям написаны несколько позже — в 1848 и 1850 гг. соответственно.46.

Представители Тесинской волостной администрации, не желая, по-видимому, обременять себя излишними хлопотами, практически дословно скопировали большую часть «Сведений.» по Шушенской волости, изменив лишь соответствующие данные в первом разделе микрокомплекса и сделав незначительные купюры и вставки в третьем.47 В свою очередь, администрация Новоселовской волости при написании своих «Сведений.» взяла за основу первые два комплекса, но подвергла их большей переработке, включив во все.

48 три раздела оригинальные материалы. К сожалению, в данном микрокомплексе значительно сокращены по сравнению с двумя другими материалы третьего, статистического раздела.

Несмотря на то, что копирование частично снизило научную ценность данных материалов, сам его факт, по нашему мнению, свидетельствует о том, что уже в середине XIX в. существовала определенная сформированность и целостность культурно-бытового уклада русских старожилов ХМК.

Во всех комплексах в первом разделе указывается географическое положение волостей, приводятся данные о ландшафтных и климатических.

24 условиях района, о количестве и качестве земледельческих и иных угодий, населенных пунктах, социальном составе и численности русского населения. Также приводятся данные о объемах товарооборота и торговых связях старожилов. Помимо этого, здесь же содержатся ценные сведения о хозяйственных занятиях населения.

Второй раздел микрокомплексов — «сведения этнографические» — является наиболее обширным по объему. Здесь приводятся данные о планировке крестьянских поселений, усадьбы, архитектуре крестьянского жилища и хозяйственных построек, подробно описываются традиционные комплексы крестьянской одежды, даются сведения о пище. Также в разделе содержатся материалы, отражающие характерные черты традиционного мировоззрения и нравственности старожилов. Помимо этого, имеются здесь и подробные материалы о духовной культуре крестьян, народных праздниках. Значительное место в разделе занимают сведения о свадебных обрядах.

Третий раздел — «сведения статистические» — объединяет в себе разнородные материалы по различным компонентам народной культуры старожильческого населения, а именно — народным верованиям, материнству и детству, народной медицине. Самую значительную по объему часть этого раздела составляют интересные материалы по устному народному творчеству и местному говору старожилов.

В Центральном государственном архиве Республики Хакасия из немногочисленных документов, относящихся к русскому населению ХМК изучаемого периода (пять фондов), наибольший интерес для исследования представил фонд документов Бейского волостного правления за 1884 — 1913 гг., насчитывающий в общей сложности 15 дел.49 В нем обнаружены ценные материалы о денежных и натуральных повинностях крестьян, учетные записи юридических договоров и торговых сделок, позволяющие проанализировать степень и характер торгово-промышленных контактов русского и хакасского населения ХМК, а также общественные приговоры сельских сходов русских.

25 населенных пунктов, отражающие некоторые аспекты культурно-бытового уклада русского населения исследуемого района конца XIX — начала XX вв.

Важным источником исследования являются для нас материалы Минусинского филиала Государственного архива Красноярского края. Нами просмотрены по существу все фонды, в которых отражены те или иные стороны культурно-бытового уклада русских старожилов изучаемого района.

Обширные и разнообразные материалы содержатся в фонде Шушенского волостного правления, который по сравнению с аналогичными фондами по другим русским волостям Минусинского округа имеет наибольшую степень сохранности и хронологический объем.50 Большой интерес представляет служебная переписка волостного правления с сельскими обществами, которая отражает различные аспекты повседневной жизни русского населения изучаемого района. Немаловажное значение имеют финансово-хозяйственные документы, находящиеся в фонде, так как они отражают не только многие существенные аспекты традиционного хозяйственного уклада и социально-экономического развития сельского населения ХМК, но и некоторые культурно-исторические особенности жизни старожильческой деревни.

Немалое значение для исследования имеет фонд Минусинского управления земледелия и государственных имуществ.51 В нем собраны документы, отражающие характер и развитие землепользования различных категорий местного крестьянства в исследуемый период. Здесь имеются ценные материалы о землеустроительных работах, экономическом положении отдельных крестьянских хозяйств, об образовании казенно-оброчных статей и об их эксплуатации, о межевании земель и поземельных спорах старожилов и переселенцев. Также в фонде встречаются документы с описанием переселенческих и запасных участков. Имеются здесь и конкретные планы земельных участков, а также статистические данные, позволяющие судить об уровне и степени распространенности отдельных видов традиционной.

26 хозяйственной деятельности русских старожилов ХМК, таких, например, как льноводство.

Значителен по объему документов фонд Минусинского окружного казначейства.52 В нем имеются статистические материалы, выполненные окружными податными инспекторами, которые показывают динамику ценообразования на местном рынке сбыта сельскохозяйственной продукции, развитие торгово-промышленной деятельности района, а также иные значимые компоненты хозяйственно-бытового уклада сельского населения ХМК.

В небольшом, но информативном фонде Начальника Минусинского округа содержатся поволостные статистические материалы о сельских населенных пунктах района в исследуемый период, количестве населения, крестьянских хозяйств. В отчетах окружного начальника А. Козьмина содержатся не только данные о различных видах хозяйственной деятельности населения, но и любопытные характеристики общего культурно-исторического развития исследуемого района.53.

Ценен для целей настоящего исследования фонд Усинского волостного правления, который содержит разнообразные документы, отражающие прежде всего культурно-историческое развитие двух русских поселений старожилов-старообрядцев — села Верхне-Усинского и деревни Нижне-Усинской.54 Из-за своего географического положения (большая удаленность от других населенных пунктов) и значительной замкнутости традиционного образа жизни основные черты культурно-бытового уклада данной группы старожилов могут служить своеобразными стандартами при анализе соответствующих сторон культурно-бытового уклада русских старожилов всего исследуемого района во второй половине XIX — начале XX вв.

Одно из важных мест в источниках по исследуемой проблеме занимают работы современников изучаемого нами периода. Как уже отмечалось, они, как правило, имеют не только историографическое, но и источниковое значение. Так, в трудах H.A. Кострова нашли отражение его наблюдения о таком важном.

27 элементе народной культуры, как святочно-новогодний цикл календарных праздников, материалы о народных приметах и крестьянской свадьбе. Г. Пейзын приводит обширные описания земледелия, традиционного жилища, бытовых традиций русских старожилов ХМК. В работах П. А. Аргунова содержатся сведения об основных системах земледелия, распространенных в крае в изучаемый период, приводятся ценные материалы об основных сельскохозяйственных орудиях, трудовых традициях русского сельского населения, приемах земледелия. В трудах А. А. Макаренко имеются богатейшие материалы по народному календарю и народной медицине старожильческого населения исследуемого района.

Особую группу источников составляют публикации статистических материалов, статистико-экономические обзоры, делопроизводственные и мемориальные материалы современников, которые жили в изучаемый нами период. Часть из них можно охарактеризовать как историографические источники, но одновременно все они являются собственно историческими источниками, ибо вышли из-под пера современников изучаемого периода.

Источниковедческую ценность представляют для нас конкретно-исторические и историко-статистические обозрения М. Н. Баккаревича, Е. Зябловского, П. А. Словцова, Ю. А. Гагемейстера.55.

С 50-х гг. XIX в. в Сибири были основаны статистические комитеты, а в 1860 — 1900;х гг. выходили местные «Памятные книжки» со статистико-аналитическими сведениями самого разнообразного характера. Особую ценность для исследования составила памятная книжка по Енисейской губернии за 1863 г., которая приводит данные, в большинстве своем имеющие отношение к старожильческому населению и имеющие своеобразное «пограничное» значение, так как они показывают состояние различных сторон культурно-бытового уклада русских старожилов в тот момент, когда еще не.

57 развернулось массовое переселенческое движение в Сибирь.

Ценные материалы по экономическому положению русских крестьянских хозяйств района также содержатся в статистическом исследовании «Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губернии», вышедшем в свет в 1890-х гг. «Материалы.» являются наиболее полным и достоверным источником для изучения крестьянских хозяйств ХМК в конце XIX в.58 г) Особенностью источниковой базы настоящей работы является значительный удельный вес материалов этнографических, фольклорных и лингвистических. Это объясняется спецификой темы исследования, а именно тем, что отдельные составляющие культурно-бытового уклада, как, например, домашние промыслы и ремесла, народно-педагогические традиции и народная медицина, достаточно трудно отслеживаются в других видах источников. Нельзя забывать и о значительной динамичности отдельных элементов нашего предмета исследования. Подчас ее оценку затруднительно произвести, опираясь лишь на архивные, литературные и статистические материалы.

Мы исходим из принципа комплексного использования источников разных видов и подчинения методики использования полевых материалов основным задачам исторического исследования по изучаемой теме.

Полевые материалы получены в результате исследований, проводившихся в течение нескольких полевых сезонов с 1989 по 1999 гг. Полевая работа строилась так, чтобы охватить все историко-культурные группы русских, существовавшие в прошлом, учесть этнокультурные контакты, возникавшие у русских с коренным, хакасским населением, и разнообразные природные условия, в которых проходило расселение. Исходя из этого, особое внимание было уделено населенным пунктам правобережья Енисея — то есть южных районов Красноярского края, где в основном и сконцентрировалось русское население. Исследования проводились в основном в Ермаковском, Идринском, Каратузском, Курагинском, Минусинском, Новоселовском,.

Шушенском районах Красноярского края, а также в Алтайском, Бейском, Таштыпеком, Усть-Абаканском районах Республики Хакасия.

Полевые материалы собирались путем непосредственного наблюдения и опроса информаторов, которые являются потомками русских первожителей района. Для этого нами производилось тщательное предварительное изучение истории возникновения и развития конкретных населенных пунктов, в поселениях выявлялись потенциальные информаторы, досконально выяснялись их автобиографические данные. При этом особое внимание обращалось на их возраст, социальное положение, принадлежность к той или иной историко-культурной группе русских края. Полевые материалы собирались путем непосредственного наблюдения, опроса информаторов и изучения текущей статистики и документов местных учреждений. Для опроса информаторов использовался специально составленный нами вопросник, охватывающий практически все основные элементы народной культуры — хозяйственно-бытовые традиции, материальную культуру, семейно-бытовую обрядность, календарную обрядность, духовную культуру, обрядовый и необрядовый фольклор. Полученные материалы фиксировались письменно и на магнитной ленте и в настоящее время находятся в личном архиве автора.

Информация от каждого информатора тщательно перепроверялась путем перекрестного опроса по меньшей мере трех-четырех информаторов из аналогичной историко-культурной группы населения исследуемого населенного пункта. В ходе подобной работы нами получены полевые материалы от более чем 350 человек/ Иногда нами привлекались сведения наших современников 1920 — 30-х гг. рождения, которые являются ярко выраженными носителями отдельных компонентов народной культуры (целители, знахарки, ремесленники и т. п.). Такая информация косвенно показывает еще и степень устойчивости, консервативности отдельных компонентов культурно-бытового уклада старожильческого населения ХМК. Сведения об информаторах, давших наиболее интересные, полные и подробные материалы по исследуемой тематике, вынесены в Приложение 1.

В целом источники обеспечивают исследование избранной темы, но степень полноты источниковедческой базы при освещении отдельных проблем исследования различна.

Научная новизна работы в первую очередь состоит в том, что поставленные вопросы темы раскрываются на комплексной и разнотипной источниковой базе. На достаточно репрезентативном и оригинальном материале по базовым системообразующим признакам показываются основные черты и особенности культурно-бытового уклада русского старожильческого населения ХМК, на основе чего доказывается однотипность русских старожилов исследуемого района с великорусской нацией. Помимо этого, нами на конкретном материале обосновывается понятие «чалдон» как формировавшаяся в исследуемом периоде в данном районе Сибири локальная историко-культурная группа русского этноса.

Теоретическая и практическая значимость.

Исследование выявляет особенное и общее в рассмотренных аспектах культурно-бытового уклада как части народной крестьянской культуры. Результаты исследования важны для сравнительного и ретроспективного анализа традиционной культуры русского населения Сибири и ее соотнесенности с русской культурой в целом. Положения и выводы диссертации к настоящему времени уже используются при подготовке в регионе историков, краеведов, этнографов, педагогов. На базе выполненного исследования разработан ряд учебно-методических программ и спецкурсов для студентов ХГУ им. Н. Ф. Катанова, слушателей Хакасского Республиканского института повышения квалификации учителей Министерства образования РХ, а также для слушателей Абаканского заочного отделения Сибирского юридического института МВД России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, ядро русских старожилов Хакасско-Мииусинского края, сформировавшееся в XVIII в., составили потомки выходцев из северных регионов европейской России. Можно отметить, что русская колонизация района носила относительно мирный характер. В результате уже во второй половине XVIII в. в крае сложились целые контактные зоны совместного расселения пришлого русского и коренного хакасского населения. Из-за более благоприятных для земледелия условий правобережья Енисея здесь к XIX в. образовалась область преимущественно русского заселения, а хакасы сконцентрировались на левом берегу Енисея. И все же районов с моноэтническим составом населения в крае практически не существовало. Это способствовало возникновению не только культурных, но и родственных связей русских с хакасами. Такой ситуации в немалой степени способствовала специфическая политика царского правительства по отношению к русской колонизации района в XVIII в. Завершение складывания группы русских старожилов-чалдонов произошло в первой половине XIX в., а ее окончательная кристаллизация шла во второй половине XIX в.

Старожилы-чалдоны занимают особое место среди других историко-культурных групп русских исследуемого района. Их культурно-бытовой уклад имеет единую основу и достаточно высокий уровень адаптированности к экологическим и этническим условиям края. Практически во всех его компонентах обнаруживаются культурные традиции севернорусской полосы европейской России. Старожилы имеют самоназвание — чалдон, являющееся, на наш взгляд, экзоэтнонимом. Данный термин скорее всего тюркоязычного происхождения, и отражает особенности культурной традиции данной группы русских сибиряков.

В культурно-бытовом укладе чалдонов Хакасско-Минусинского края имеется определенная степень иноэтнических влияний. Особенностью их проявления является то, что они наблюдаются по большей части в духовной.

171 сфере старожильческой культуры, в таких ее элементах, как народная педагогика, народные верования, медицина и др. Помимо этого, многие элементы культурно-бытового уклада старожилов района в конце XIX в. испытывали значительное влияние культурных традиций русских переселенцев, а также отдельные элементы влияния городской культуры.

Указанные тенденции развития, по-видимому, должны были в конечном итоге привести к формированию в Хакасско-Минусинском крае локальной культурно-исторической группы русского старожильческого населения. Этот процесс происходил замедленно в силу специфического влияния естественно-географических условий изучаемой территории. А самое главное, окончательной кристаллизации такой группы мешала переселенческая политика царского правительства, в силу которой во второй половине XIXначале XX вв. из-за громадного притока переселенцев из европейской России произошли коренные изменения в демографическом составе русского населения края. Это привело к разрушению отлаженного, но достаточно хрупкого механизма взаимодействия русской старожильческой и хакасской народных культур.

Культурно-бытовой уклад русских старожилов-чалдонов Хакасско-Минусинского края можно охарактеризовать как один из локальных вариантов общерусской культурной традиции, включающий в себя в качестве базисных историко-культурные традиции севернорусской полосы европейской России, а также отдельные культурно-исторические особенности и некоторые иноэтнические культурные влияния, приобретенные в ходе исторического развития на территории Хакасско-Минусинского края.

Вторая половина XIX — начало XX вв. является периодом, когда страна одновременно существовала в двух измерениях, в двух диаметрально противоположных эпохах — патриархальной и индустриальной, контактировавших между собой очень сложно и динамично. Являясь неотъемлемой частью первой, патриархальной эпохи, и взаимодействуя с.

172 новыми социальными реалиями, культурно-бытовой уклад русских старожилов Хакасско-Минусинского края обнаружил устойчивость и консервативность.

Прежде всего, социальное расслоение пореформенной деревни на его бытование и развитие влияло очень слабо. Исследование доказывает, что социокультурные различия по признаку имущественной дифференциации у старожилов-чалдонов Хакасско-Минусинского края можно отследить лишь формально, в количественном отношении, но не в традиционном образе жизни крестьянского населения. Помимо этого, значительная консервативность традиционной старожильческой культуры сказалась в том, что несмотря на определенное социокультурное влияние переселенцев, цельная традиционная основа культурно-бытового уклада чалдонов в исследуемый период сохранилась достаточно отчетливо.

Несмотря на втягивание крестьянского населения Сибири в индустриальные капиталистические отношения, на культурно-бытовом укладе старожилов-чалдонов Хакасско-Минусинского края этот процесс прослеживается очень слабо. Материалы, полученные от информаторов 1920 -30-х гг. рождения убеждают, что данный уклад чрезвычайно устойчив и консервативен. Этот традиционный пласт народной культуры, формировавшийся на протяжении столетий, продолжал существовать и в новую, советскую эпоху истории нашей страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные материалы.
  2. АРГО, разряд 57, опись 1, № 2, Этнографическое описание по Шушенской волости.
  3. АРГО, разряд 57, опись 1, № 3, Этнографическое описание по Тесинской волости.
  4. АРГО, разряд 57, опись 1, № 9, Этнографическое описание по Новоселовской волости.
  5. ЦГАРХ, фонд № И-7, опись 1, Бейское волостное правление, 1884 1913 гг.
  6. МФ ГАКК, фонд 15, опись 1, Минусинское окружное казначейство, 1880 -1916 гг.
  7. МФ ГАКК, фонд 39, опись 1, Усинское волостное правление, 1866 1916 гг.
  8. МФ ГАКК, фонд 42, опись 1, Шушенское волостное правление, 1822 1889 гг.
  9. МФ ГАКК, фонд 54, опись 1, Минусинское управление земледелия и государственных имуществ, 1821 1919 гг.
  10. МФ ГАКК, фонд 106, опись 1, Начальник Минусинского округа, 1823 1885 гг.1. Документы и материалы.
  11. М.Н. Статистическое обозрение Сибири, составленное на основании сведений, почерпнутых из актов правительства и других достоверных источников. СПб., 1810.
  12. Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. СПб., 1854, 4.2.
  13. Е. Землеописание Российской империи для всех состояний. СПб, 1810,4. 5.196
  14. H.B. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее. СПб., 1892.
  15. Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний. Т. IV, Вып. 4, Иркутск, 1893.
  16. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. Красноярск, 1863.
  17. П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1788, Ч. 3, Кн. 1.
  18. И.С. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. 1831. М., 1833.
  19. П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886, Кн. 1,2. Ю. Степанов А. П. Енисейская губерния. Красноярск: Изд-во «Горница», 1997.1.I. Энциклопедии, словари.
  20. Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Т. XXXVIII, СПб., 1903.
  21. В.Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. Абакан, 1995.
  22. Он же. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999.
  23. Он же. Хоорай аттары (личные имена хакасов). Абакан, 1993.
  24. Грамматика русского языка. Т. 1. Фонетика и морфология, п/р В. В. Виноградова, Е. С. Истриной, С. Г. Бархударова. М., Изд-во АН СССР, 1952.
  25. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV, М., 1991.
  26. Древнетюркский словарь. Л., 1969.
  27. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
  28. М. Этимологический словарь русского языка. Т. IV, СПб., 1996.
  29. Якутско-русский словарь. М., 1972.1971. Исследования.
  30. A.B. Очерки Минусинского края. Томск, 1904.
  31. В.А. Русское население Сибири XVII начало XVIII в. (Енисейский край). М., 1964.
  32. .Е. Сибирское краеведение: Учебное пособие для учащихся и студентов. Красноярск, РИО КГПУ, 1999.
  33. В.П. Русский фольклор. М., 1987.
  34. П.А. Очерки сельского хозяйства Минусинского края. Казань, 1892.
  35. А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. J1, 1983.
  36. П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск, 1995.
  37. В. Иноязычные слова в русском языке // Наука и жизнь, 1993, № 8.
  38. Ю.С. Первые русские крестьяне на Алтае. Барнаул, 1974. Ю. Бутанаев В. Я. Социально-экономическая история хакасского аала. Абакан, 1987.11,Он же. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996.
  39. Он же. Хакасская народная медицина. // Народная медицина Хакасско
  40. Минусинского края. Абакан, 1995. 13. Он же. Этническая культура хакасов. Абакан, 1998.
  41. В.Я., Абдыкалыков А. Материалы по истории Хакасии XVII -начала XVIII вв. Абакан, 1995.
  42. В.Я., Верник A.A. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Абакан, 1995.
  43. В.Я., Верник A.A., Ултургашев A.A. Народные праздники Хакасии. Абакан, 1999.
  44. Г. Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. Новосибирск, 1981.198
  45. В.А. Минусинский край в XVIII в. Этюд по истории Сибири. Минусинск, 1913.
  46. Он же. Село Минусинское. Исторический очерк. Минусинск, 1914.
  47. A.A. Домашние промыслы и ремесла в крестьянском хозяйстве деревни Нижне-Усинской. // Вопросы истории и культуры Южной Сибири. Абакан, 1991.
  48. Он же. Источники по истории и этнографии русского старожильческого населения юга Приенисейского края середины XIX в. // Хакасия в XX веке: хозяйственное и социальное развитие. Абакан, 1995.
  49. Он же. О некоторых итогах русской колонизации Хакасско-Минусинского края второй четверти XVIII начала XX вв. // Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. Абакан, 1998.
  50. Он же. О сборе фольклора русских старожилов Усинских селений. // Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев (тезисы докладов научно-практической конференции). Красноярск, 1989.
  51. Он же. О фольклоре русских старожилов. // Вопросы совершенствования подготовки учителя в вузе (Материалы I республиканских Катановских чтений). Абакан, 1993.
  52. Он же. Системы земледелия в крестьянском хозяйстве русского населения Хакасско-Минусинского края (XVIII начало XX вв.). // Материалы по археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Абакан, 1993.
  53. Он же. Народная медицина русских старожилов Хакасско-Минусинского края. // Народная медицина Хакасско-Минусинского края. Абакан, 1995.199
  54. JI.H. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М, 1982.
  55. Э. Вся Сибирь. СПб, 1908.
  56. Воробьев В. В, Формирование населения Восточной Сибири (географические особенности и проблемы). Новосибирск, 1975.
  57. Д.М. Сельское хозяйство Енисейской губернии и условия его развития. Красноярск, 1903.
  58. Л.М. Сибирское крестьянство на рубеже веков. Новосибирск, 1967.
  59. Горюшкин Л. М, Бочанова Г. А, Ноздрин Г. А. Опыт народной агрономии в Сибири (вторая половина XIX начало XX вв.). Новосибирск, 1993.
  60. .Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. М.-Л, 1946.
  61. В.Ю. Перемены в условиях жизни населения Сибири (Енисейский край). Красноярск, 1916.
  62. Ю. Население Канского, Красноярского, Ачинского и Минусинского округов Енисейской губернии. Иркутск, 1893.
  63. М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII -первая половина XIX в.). Новосибирск, 1975.
  64. Л.Н. Конец и вновь начало. М, 1994.
  65. A.B. Опыт выявления структуры северно-русского свадебного обряда (по материалам Вологодской губернии). // Русский народный свадебный обряд. Л, 1978.
  66. В.А. Изменение образа жизни крестьянства в ходе земледельческого освоения Сибири. // Земледельческое и промышленное освоение Сибири: XVII начало XX вв. Новосибирск, 1985.
  67. Ю.В. Обрядовый огонь. // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М, 1983.200
  68. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. п/р Л. Р. Кызласова. М., 1993.
  69. З.Г. Рабочие чугунно-плавильных и железоделательных заводов Кузбасса в крепостническую эпоху. // Труды научной конференции по истории черной металлургии Кузбасса. Кемерово, 1957.
  70. В.Г. Хакасия в период разложения феодализма XVIII первая половина XIX в. Абакан, 1970.
  71. И.К. Орнамент хакасов. Абакан, 1997, 4.1.
  72. Д.А. Наговоры и приметы у крестьян Минусинского округа. // Известия Вост.-Сиб. отдела РГО, 1888, № 3.
  73. А.Д. Русское население Западной Сибири в XVIII начале XIX в. Омск, 1973.
  74. Кон Ф. Я. Усинский край. // Записки Красноярск, п/отд. Вост.-Сиб. отд. РГО, Т. 2, Вып. 1, Красноярск, 1914.
  75. H.A. Святки в Минусинском округе Енисейской губернии. // Записки Сиб. отд. РГО, СПб., 1858, Кн. 5.
  76. Он же. Народные приметы крестьян-старожилов Минусинского округа. // Записки Сиб отд. РГО, 1856, № 2.
  77. И.А. Об эволюции некоторых архаичных обычаев у русских. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.
  78. H.A. О древних магических обрядах (по данным карельского фольклора). // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977.
  79. В.А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре (XVIII XX вв.). М., 1987.
  80. В.А., Сафьянова A.B. Свадебные обряды русского населения Алтайского горного округа. // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978.201
  81. Н.М. Пища в обрядах и обычаях. // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.
  82. А. Материалы по народной медицине Ужурской волости Ачинского округа, Енисейской губернии. С приложением сборника народно-медицинских средств той же волости. // Живая старина, 1887, Вып. I.
  83. Он же. О красильном искусстве у русских Енисейской губернии. // Живая старина, 1895, № ¾.
  84. Он же. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. СПб., 1913.
  85. Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в. М., 1984.
  86. Г. С., Станюкович Т. С. Материальная культура русского и заводского населения Приуралья (XIX начало XX в.). // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. М, 1960.
  87. H.A. Русская крестьянская семья Западной Сибири., Новосибирск, 1975.
  88. Она же. К истории русской народной медицины в Сибири XVIII первой половины XIX в. // Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири (Сборник научных трудов). Новосибирск, 1983.
  89. Она же. Живая старина. Будни и праздники сибирской деревни в XVIII -первой половине XIX в. Новосибирск, 1989.
  90. В.Г. Историография Сибири (домарксистский период). М., 1970.
  91. Г. А. Социально-экономический очерк истории Хакасии в эпоху развития капитализма в России (вторая половина XIX в.). Абакан, 1958.
  92. K.M. Декабристы в Минусинской ссылке (к 150-летию восстания декабристов). // Вопросы истории Хакасии. Абакан, 1977.202
  93. Г. Минусинский округ Енисейской губернии в сельскохозяйственном отношении. // Записки Сиб. отд. РГО, СПб., 1858, Кн. 5.
  94. Он же. Этнографические очерки Минусинского и Канского округов Енисейской губернии (из путевого журнала 1857 г.). // Живая старина, СПб., 1903, Вып. 3.
  95. Покровская J1.B. Земледельческая обрядность. // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.
  96. . А. Язычество древней Руси. М., 1987.
  97. Он же. Язычество древних славян. М., 1981.
  98. Сабурова JIM. Культура и быт русского населения Приангарья. JL, 1967.
  99. Сибирь XV11I века в путевых описаниях Г. Ф. Миллера, п/р H.H. Покровского. Новосибирск, 1996.
  100. П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886, Кн. 1, 2.
  101. В.А. Исторический очерк Приенисейского края. Ч. II, Красноярск, 1928.
  102. Ю.М. Русский фольклор. М., 1941.
  103. В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX начало XX в. М., 1979.
  104. В.А. Колонизация Енисейской губернии в эпоху капитализма. Красноярск, 1962.
  105. Тазихина JIB. Север Европейской части РСФСР. // Крестьянская одежда населения Европейской России. M., 1971.
  106. С.А. Маски и ряженье. // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.
  107. В.Г. Сибирская деревня накануне Октября. Иркутск, 1966.
  108. В.И. История Приенисейского края в период капитализма. Курс лекций. Красноярск, РИО КГПУ, 1999.203
  109. Она же. Д. А. Клеменц в минусинской ссылке. // Политическая ссылка и революционное движение в России конца XIX начала XX века. Новосибирск, 1988.
  110. Она же. Проблемы социально-экономического развития Сибири конца XIX -начала XX в. в научном и публицистическом наследии Д. А. Клеменца. // Аграрные отношения и земельная политика царизма в Сибири (конец XIX -1917 г.). Красноярск, КГПИ, 1982.
  111. В.К. Из прошлого Хакасии. Историко-экономический очерк. Новосибирск, 1936.
  112. C.JI. Енисейская губерния к трехсотлетнему юбилею Сибири (статистико-экономические этюды). Томск, 1885.
  113. О.Н. Очерки материальной культуры крестьян Западной Сибири (XVIII первая половина XIX в.). Новосибирск, 1992.
  114. Н.С. Минусинский округ. // ЖМВД, 1856, Кн. 5, 6.
  115. Этнография русского крестьянства Сибири XVII середина XIX в. М., 1981.
  116. О. Мелиорация в Хакасии. Красноярск, 1968.
  117. H.A. О социальном составе крестьян-переселенцев в России 80-х годов XIX начала XX века. // Отечественная история, 1993, № 1.204
Заполнить форму текущей работой