Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этапы развития коллектива

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционным считается подход А. С. Макаренко, который критерием для выделения этапов развития коллектива определял отношение учащихся к педагогическим требованиям и установленным в образовательном учреждении порядкам. На первом этапе сплачивающим средством выступают требования педагога, на втором — требования педагога и актива детей как ядра формирующегося коллектива, на третьем этапе требования… Читать ещё >

Этапы развития коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детский коллектив — явление динамическое; возникнув в рамках определенной структуры, он все время меняется (характер взаимоотношений между людьми, степень воспитательного воздействия коллектива на личность и т. д.). Важно заметить, что именно в процессе развития коллектив реализует свои воспитательные возможности.

Создание коллектива — сложный и, как правило, длительный процесс. В своем развитии он проходит несколько этапов (стадий). Для их выделения надо определить основания. Здесь существует несколько подходов.

Традиционным считается подход А. С. Макаренко, который критерием для выделения этапов развития коллектива определял отношение учащихся к педагогическим требованиям и установленным в образовательном учреждении порядкам. На первом этапе сплачивающим средством выступают требования педагога, на втором — требования педагога и актива детей как ядра формирующегося коллектива, на третьем этапе требования к себе предъявляет сам коллектив.

Л. И. Новикова в качестве критерия выделения этапов развития коллектива рассматривает степень реализации им воспитательных функций. Первый этап — это становление (первоначальное сплочение) коллектива. На втором он выступает как инструмент массового воспитания, на третьем — как инструмент индивидуального развития каждого члена коллектива.

Оригинальную характеристику этапов развития коллектива дал А. Н. Лутошкин[1]. Формирование и сплочение коллектива по А. Н. Лутошкину — это как восхождение к вершине. Одному туда не добраться, можно лишь сообща штурмовать пик под названием «коллектив». Автор называет пять стадий при «подъеме» на этот пик: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус» и «горящий факел». Характеристика стадий может быть использована педагогом при самоаттестации коллектива старшеклассниками.

Развитие коллектива всегда связано с преодолением ряда противоречий. Л. И. Новикова называет четыре главных противоречия:

  • — между коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своем развитии или, наоборот, отстающими от его развития;
  • — между перспективами коллектива и перспективами его членов;
  • — между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах;
  • — между отдельными группами детей с различными ценностными ориентациями.
  • [1] Лутошкин А. Н. Как вести за собой. — М.: Просвещение, 1986.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой