Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические основы профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов в процессе музейной практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время в районе имеются в большом количестве и ассортименте природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы, потенциал которых используется либо частично, либо не используется вовсе. В большинстве своем это происходит из-за отсутствия специалистов туризма. По этой же причине на протяжении длительного вревремени не было создано соответствуюсоответствующей данному потенциалу… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Профессиональное самоопределение учащихся в сфере туризма как педагогическая проблема
    • 1. 1. Понятие профессионального самоопределения в педагогической науке и практике
    • 1. 2. Характеристика профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов
    • 1. 3. Музейная практика как сфера профессиональной деятельности в туризме
  • ВЫВОДЫ по 1 главе
  • ГЛАВА 2. Содержание, формы и методы музейной практики как средства профессионального самоопределения учащихся
    • 2. 1. Характеристика содержания музейной практики
    • 2. 2. Формы и методы пробы сил учащихся в видах профессиональной деятельности музейного дела
    • 2. 3. Подготовка педагогических кадров для руководства музейной практикой
    • 2. 4. Итоги опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ по 2 главе

Методические основы профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов в процессе музейной практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Приоритетное развитие социальной сферы, предполагающее поворот к человеку, его духовному обогащению, формирование интереса ко всему происходящему в стране и мире, призвано сыграть определяющую роль, в том числе и в подъеме, развитии национальной экономики посредством туризма.

Современный тип экономического и хозяйственного мышления, различные формы управления, применяемые в туристско-экскурсионной сфере на этапе практической реализации принятого в последние годы законодательства о туризме, собственности, земле, аренде, налогах, профсоюзах, основах местного самоуправления, а также изменения, происходящие в социально-квалификационной структуре кадров туризма, настоятельно требуют создания адекватной системы подготовки управленческого персонала.

В условиях острейшего экономического кризиса возникла необходимость в изменении структуры экономики Дмитровского района. Если раньше она процветала за счет стабильного развития крупной промышленности, сельского хозяйства, стройиндустрии, тем самым предоставляя широкие возможности для развития разветвленной социальной инфраструктуры, создания новых рабочих мест, то теперь из-за резкого спада производства органы местного самоуправления не имеют реальных возможностей даже на минимальную социальную защиту населения.

В то же время в районе имеются в большом количестве и ассортименте природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы, потенциал которых используется либо частично, либо не используется вовсе. В большинстве своем это происходит из-за отсутствия специалистов туризма. По этой же причине на протяжении длительного вревремени не было создано соответствуюсоответствующей данному потенциалу инфраструктуры туризма. На таком фоне туризм как влиятельная отрасль экономики полностью отсутствовал. С изменением экономической ситуации и посредством формирования общественного мнения приоритеты в структуре районной экономики расставляются уже в пользу туризма как одной из ведущих и перспективных ее отраслей. При наличии таких предпосылок несколько лет назад была сформирована Концепция развития туризма в Дмитровском районе. Одним из основных условий ее реализации является подготовка высококвалифицированных туристских кадров.

Поскольку профессиональная ориентация является составной частью в решении вопросов подготовки кадров для целей туризма, то проблема состоит в разработке ее содержания, методов и форм, способствующих подготовке специалистов, убежденных в правильном выборе профессии в сфере туристского бизнеса, способных предоставлять соответствующие услуги на высоком профессиональном уровне, сознающие важность развития туризма как отрасли народного хозяйства.

В связи с этим проблемы профессиональной ориентации и вытекающего из нее профессионального самоопределения учащихся требуют незамедлительного исследования применительно к сфере туристского бизнеса.

Установлено, что ведущая идея концепции педагогических основ профориентации — формирование и развитие личностных особенностей учащихся (интересов, склонностей, способностей, общественно-значимых мотивов выбора профессии, приобретения опыта конкретной профессиональной деятельности, знаний, умений, навыков и др.) — осуществляется в соответствии с запросами общества в кадрах, его требованиями к современному профессионалу и гражданину. Это позволяет рассматривать профориентацию в общем контексте социально-экономической деятельности общественных институтов (школа, семья, базовое предприятие, специальные учебные заведения и т. д.), включающей решение комплекса социально-экономических, психолого-педагогических и медикофизиологических задач с целью формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям к его современному труженику.

Поэтому мы рассматриваем профессиональное самоопределение как результат процесса формирования у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности.

Проблема подготовки школьников к труду в различных сферах деятельности исследовалась в диссертациях Агабековой Н. П., Бородиной JI.B., Балтов-ского Л.В., Булатовой JI.A., Гордеевой Н. Н., Двизовой Н. В., Демина А. А., Ершовой С. И., Ивановой И. Н., Коре Н. В., Лавшук З. Ф., Набиева Е. А., Шабалиной Е. П., Чистяковой С. Н. и других.

Так в исследованиях Е. П. Шабалиной и С. М. Баташовой данная проблема рассматривается в контексте школа — педагогический вуз, З. Ф. Лавшук — в высшем техническом училище, Н. В. Коре — в профессионально-техническом лицее, И. Н. Ивановой — в системе школа — сельскохозяйственная академия.

Однако в настоящее время отсутствуют исследования по профессиональному самоопределению учащихся в сфере туристского бизнеса. Нам не удалось найти работ, посвященных теме разработки музейной практики как сферы профессиональной деятельности в туризме и профессиональной ориентации учащихся в этой области. В то же время музейное дело является важнейшим фактором в развитии туристского бизнеса, особенно в сфере социального туризма.

Наше исследование проводилось в Дмитровском районе, где имеется мощная, специально созданная для этого база.

В ее основе лежат составляющие ценнейших культурно-исторических рекреационных ресурсов. Это более 160 памятников истории и культуры федерального, областного и местного значения — монастырские и усадебные комплексы, более тридцати действующих православных храмов, десятки памятников гражданской архитектуры, шесть народных музеев и муниципальное учреждение культуры музей-заповедник «Дмитровский кремль».

На базе музея-заповедника создан и работает Дмитровский филиал Российской международной академии туризма.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является профессиональное самоопределение молодежи.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступают содержание, формы и методы музейной практики как средства профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в разработке методических основ профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов в процессе музейной практики.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ предполагает, что музейная практика является эффективным средством профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов, если:

— будет разработано содержание музейной практики с учетом интересов и склонностей учащихся,.

— будут определены эффективные формы и методы музейной практики, обеспечивающие пробы сил лицеистов в различных видах профессиональной деятельности в области музейного дела:

— экскурсовод,.

— лаборант (археолог),.

— специалист в сфере досуга,.

— смотритель,.

— организатор экскурсий и путешествий,.

— библиотекарь (сотрудник отдела фондов),.

— продавец киоска,.

— будет обеспечено педагогическое руководство практикой со стороны соответствующего учебного заведения (в частности, филиала Российской международной академии туризма).

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Обосновать актуальность проблемы профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов.

2. Разработать содержание профессиональных проб учащихся для музейной практики в соответствии с видами музееведческих профессий — экскурсовод, лаборант (археолог), специалист в сфере досуга, смотритель, организатор экскурсий и путешествий, библиотекарь (сотрудник отдела фондов), продавец киоска — и экспериментально проверить их эффективность.

3. Выявить условия эффективности педагогического руководства музейной практикой.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются общетеоретические положения по единству теории и практики, влиянию социально-экономических условий на развитие личности. В работе использованы фундаментальные исследования по профессиональной педагогике (С.Я. Батышев, В. П. Беспалько, Г. В. Мухаметзянова, А. П. Беляева, Л. Я. Гришина, A.M. Новиков и др.) — по общим принципам дидактики (П.Я. Гальперин, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, B.C. Леднев, М. И. Махмутов, Н.Ф. Талызина) — педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования (A.M. Новиков) — по принципам функционирования образовательных учреждений нового типа (А.А. Андреева, М. П. Ермошкин, Н. Н. Козлова, Г. К. Кучинская, Н. П. Рудакова и др.) — теории стадийности профессионального обучения (С.Я. Батышев) — по личностно-деятельному подходу к проектированию педагогических процессов (A.M. Новикова, Э.Г. Юдин) — по общетеоретическим вопросам психологии (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и др.) — по теории, методике и практике музейного дела (Н.И. Решетников, А. Е. Сейненский, К. А. Соловьев, С.О. Шмидт) — по вопросам туристского образования (В.А. Квартальное, И.В. Зорин) — педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования (В.А. Кабачков, В. Д. Чепик, В. И. Жолдак и др.) — законодательные и нормативные документы по вопросам общего и профессионального образования, организации музейного дела, развитию туризма.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации задач исследования использовались следующие методы: анализ педагогической, экономической, специальной профессиональной литературы по проблеме нашего исследованияанкетирование учащихся средних школ (9−11 классы), лицейских туристских классов на входе и выходе процесса обучения (1 и 2 классы) — опрос специалистов музейного дела и преподавателей филиала Российской международной академии туризма по данной теметестовый контроль знаний и умений учащихся лицейских классованализ их курсовых работ и ознакомительной музейной практики. Основой для исследований выступала многолетняя экспериментальная работа по созданию учебного заведения для подготовки высококвалифицированных специалистов в области туризма и ориентация молодежи на эту перспективную отрасль в структуре экономики.

Исследования проводились в три этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП (1994 — 1996 г. г.) — теоретический анализ научно-методической литературы и оценка опыта работы отечественных и зарубежных учебных заведений по подготовке кадров туристских профессий.

ВТОРОЙ ЭТАП (1996 — 1998 г. г.) — разработка методики формирующего эксперимента.

ТРЕТИЙ ЭТАП (1998 — 1999 г. г.) — обработка экспериментальных данных, внедрение результатов исследования в практику работы филиала РМАТ, оформление результатов исследования.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ исследование проводилось в Дмитровском филиале Российской международной академии туризма. В нем приняли участие 40 учащихся туристских лицейских классов и учащиеся старших классов общеобразовательных школ № 1,9ДО и гимназий № 1,3,6 города Дмитрова, школы № 2 города Яхромы, Деденевской и Каменской № 2 средних школ. Проведено анкетирование учащихся туристских лицейских классов на входе и выходе процесса обучения по мотивам выбора туристской профессии, предложениям по совершенствованию учебного процесса и проведению практики, отношению к профессиональной ориентации в процессе обучения, рейтингу будущей профессии, перспективам профессионального самоопределения, роли в организации учебного процесса производственных отношений «лицей — музей».

НАУЧНУЮ НОВИЗНУ исследования составили следующие результаты:

— выявлены особенности профессионального самоопределения учащихся в сфере туристской деятельности, учет которых обеспечивает эффективность процесса их подготовки к выбору конкретной специальности в туристском вузе (такие, как: интересы и склонности к конкретным видам труда в сфере туризма, анализ причин выбора определенных специальностей и роль в этом рейтинга туристских и музейных профессий у молодеживыявленные учащимися существенные различия в организации учебного процесса между школой и лицеем и др.),.

— определены педагогические условия использования музейной практики как сферы профессиональной деятельности в профессиональном самоопределении учащихся, влияющей на выбор профессий в туризме, формирование качеств музееведа-исследователя.

— разработано содержание профессиональных проб учащихся по профессиям:

— экскурсовод,.

— лаборант (археолог),.

— специалист в сфере досуга,.

— организатор экскурсий и путешествий,.

— смотритель,.

— продавец киоска,.

— библиотекарь (сотрудник отдела фондов).

НАДЕЖНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена:

— исходными позициями, базирующимися на методологических и теоретических принципах дидактики, педагогики профессионального образования, на нормативно-правовой базе, нормах и правилах организации музейного дела и профориентационной работы;

— результативностью экспериментальных данных, взаимопроверкой данных, подтвердивших правильность выдвинутых гипотез.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается:

— в раскрытии специфики и структуры профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов и научном обосновании необходимой для повышения уровня профессиональной самоопределения учащихся организационно-методической системы музейной практики.

— в разработке и обосновании педагогических условий подготовки к профессиональной деятельности путем организации музейной практики, внедрения ее как одной из важнейших составляющих учебного процесса подготовки лицеистов и будущих студентов туристского вуза.

— в выявлении и экспериментальной проверке педагогических условий и механизмов формирования профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов в процессе музейной практики.

— в определении средств повышения эффективности профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов как будущих студентов туристского вуза и субъектов трудоустройства.

— в разработке механизма взаимодействия и интеграции субъектов управления профессиональным самоопределением учащихся в системе «музейлицейвуз».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в разработке:

— пакета методических материалов и пособий по самоопределению учащихся средствами музейной практики, включающих программу психологической подготовки учащихся, примерный учебный план подготовки руководителей музейной практики, методическую структуру подготовки и проведения практики, содержание профессиональных проб учащихся,.

— методических рекомендаций, раскрывающих формы и методы реализации профессиональных проб учащихся в учебном процессе и эффективных условий по руководству музейной практикой учащихся туристских лицейских классов.

Предложенные автором исследования концепция, модель и пакет материалов могут быть использованы в качестве типовых для обучения учащихся туристских лицейских классов на базе музеев и других учреждений культуры музейного типа. Данная модель внедрена в процессе работы автора в Дмитровском филиале Российской международной академии туризма.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:

1. Структурная модель организации музейной практики лицеистов.

2. Пакет учебных программ для проведения профессиональных проб учащихся.

3. Характеристика музейной практики как сферы профессиональной деятельности, используемая для профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов.

4. Педагогические условия, обеспечивающие успешное руководство музейной практикой.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях научно-методического совета Дмитровского филиала РМАТ, семинарах руководителей образовательных учреждений Дмитровского района, научно-практических конференциях: «Дмитровский музей — путь в 80 лет», «Психология в системе образования», «Проблемы социальной защиты молодежи" — координационном совещании ассоциации вузов Дмитровского района и т. п. Разделы данного исследования вошли в утвержденный учебный план подготовки помощника менеджера в туристских лицейских классах Дмитровского филиала РМАТ.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Дана характеристика содержания музейной практики и основополагающие понятия этого вида деятельности (музейный урок, учебная экскурсия, индивидуальное письменное задание, массовые внеклассные мероприятия, собственно практика).

2. Разработаны содержание, формы и методы профессиональных проб учащихся туристских лицейских классов, обеспечивающие сознательный выбор ими профессии в туризме, а также совокупность методов и форм музейной деятельности, влияющих на эффективность профессионального самоопределения (педагогические условия).

3. Исследование показало, что важным условием является педагогическое руководство музейной практикой.

4. Разработана модель управления профессиональным самоопределением учащихся туристских лицейских классов.

5. Разработана методическая структура подготовки и проведения музейной практики (Приложение 1).

6. Проведен психолого-педагогический анализ результатов музейной практики и ее роли в профессиональном самоопределении учащихся туристских лицейских классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Понятие «профессиональное самоопределение» учащихся туристских лицейских классов в современном социуме объединяет в себе тот объем предметных, ориентировочно-профессиональных и социальных знаний, навыков, умений и творческих способов умственной деятельности и личностных качеств, которыми должен владеть выпускник лицея — будущий студент туристского вуза.

2. В процессе исследования определены закономерности и тенденции развития мотивов учащихся к выбору профессии в туризме. Проанализирована потребностно-мотивационная сфера, раскрывающая туристскую направленность профессионального самоопределения учащихся, одну из ведущих характеристик будущего менеджера туризма.

3. Профессиональное самоопределение (или фактор готовности к труду в туристском бизнесе) как свойство личности (социально-психологический феномен) структурируется взаимосвязью следующих компонентов: содержательно-процессуального, мотивационно-целевого, профессионально-ориентировочного и социально-нравственного. Главным, «стержневым», влияющим на становление других, является содержательно-процессуальный,.

4. Профориентационный процесс музейной практики способствует профессиональному самоопределению учащихся туристских лицейских классов, если в нем реализуются в единстве с традиционными личностно-значимая, социально-адаптационная и профессионально-ориентировочная функции.

5. Организация музейной практики в целях профессионального самоопределения лицеистов необходима и дает эффект в двух формах: собственно музейная практика, как приобретение новых умений и навыков и музейная практика как составная часть процесса получения теоретических знаний на занятиях по учебному плану.

6. Выявленные и экспериментально проверенные в ходе исследования педагогические условия осуществления музейной практики обеспечивают качественные изменения в результатах профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов, что подтверждает достоверность выдвинутых гипотез и позволяет ставить новые задачи для последующих исследований, в том числе в лицее и туристском вузе.

Опытно-экспериментальным путем доказано также, что в процессе профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов, организованных на базе музея, ведущая роль принадлежит практической деятельности учащихся в сфере музейного дела в соответствии с разработанными программами профессиональных проб.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Психолого-педагогические проблемы социальной защиты молодежи. Материалы районной научно-практической конференции. — Дмитров: 1997.

— С. 25−29.

2. Подготовка будущих менеджеров туризма к профессиональной деятельности. Материалы районной конференции руководителей учреждений образования. — Дмитров: 1998. — С.111−117.

3. Профессиональное самоопределение учащихся лицейских туристских классов. Материалы координационного совещания ассоциации вузов. -М.: 1998.-С. 4−9.

4. Динамика профессионального самоопределения лицеистов образовательного учреждения туристского профиля. Материалы научно-практической конференции психологов и социальных педагогов образовательных учреждений. — Дмитров: 1998. — С. 18−20.

5. Педагогические условия социально-профессиональной подготовки лицеистов. Материалы отраслевой научно-практической конференции заместителей директоров средних специальных и высших учебных заведений.

— Дмитров: 1999. — С. 58−63.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. -388с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 300с.
  3. Н.П. Совместная работа школы, семьи, общественности в профессиональной ориентации учащихся средствами обслуживающего труда. / Дис. канд. пед. наук. Баку: 1977. — 110с.
  4. Ананьев Б. Г, О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
  5. Л.В. Трудовое воспитание будущих специалистов. / Дис. канд. пед. наук. Л.: 1991. — 124с.
  6. С.Я. Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977. — 504с.
  7. С.Я. Производственная педагогика. М.- Машиностроение, 1984.-672с.
  8. С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: Высшая школа, 1987. — 340с.
  9. А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. М.: Высшая школа, 1978. — 159с.
  10. А.П. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. — 158с.
  11. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304с.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  13. В.П., Taiyp Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 144с.
  14. А.А. Психология личности М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188с.
  15. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. — 352с.
  16. Л.В. Совершенствование содержания обучения как условие воспитания профессиональных интересов и повышения качества подготовки молодых рабочих. / Дис. канд. пед. наук. М.: 1975. — 120с.
  17. Л.А. Профессиональная адаптация студентов в процессе педагогической практики. / Дис. канд. пед. наук. Киев: 1991. — 130с.
  18. А.А. Организация профориенгационной работы школы, ПТУ, предприятия. М.: Просвещение, 1986. — 128с.
  19. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  20. М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов: Учебное пособие. -М.: Прометей, 1993.
  21. В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников. -М.: Педагогика, 1988. 120с.
  22. Вопросы музейной работы / НИИ культуры: Труды 11.- М., 1974. 89с.
  23. Вопросы профессиоведения / ВНИИ ПТО. Л., 1979. -73с.
  24. Вопросы профессиографии в целях профориентации. М.: Высшая школа, 1976.-62с.
  25. В.Е. Методика использования модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации / ВНИИ профтехобразования. М., 1987. — С. 129−143.
  26. П.Я. Введение в психологию М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -150с.
  27. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45с.
  28. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. — 272с.
  29. Е.И., Козача В. В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. 197с.
  30. С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1983. — С. 118−127.
  31. .С. Педагогическая прогностика: Методология, тория, практика. Киев: Вища шк. Изд-во Киев. Ун-та, 1983. — С.118−127.
  32. Ю.З. Тренировочные устройства в профессиональном обучении: Психол.-пед. аспекты: Метод. пособие для ПТУ. Киев: Вища шк., 1979.- 199с.
  33. Н.Н. Педагогические особенности профессионального становления учащихся лицея. / Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург: 1997.- 124с.
  34. К.М. Профессиональная пригодность и проблема закрепления навыков // Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. -М., 1972.-С. 43−49.
  35. К.М. профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — С. 127.
  36. В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психол. журн. 1992. Т.13. № 2. — С. 3−13.
  37. Н.В. Педагогические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях нового типа -профлицеях. / Дис. канд. пед. наук. Владикавказ: 1996. — 120с.
  38. А.А. Управление инновационными процессами в профессиональном лицее. / Дис. канд. пед. наук. Тула: 1997. — 128с.
  39. Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М.: высшая школа, 1988. — 144с.
  40. Н.А., Балакирева JI.A. Психология профессионального выбора. Спб.: ООО «СЛП», 1998. — 105с.
  41. С.Б. Профессиональное становление учителя. М.: Просвещение, 1986. — 143с.
  42. С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности. / Дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону: 1992. — 114с.
  43. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160с.
  44. В.И. Педагогическое провидение. М.: Знание, 1987. — 80с.
  45. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1971. — 183с.
  46. Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. — 272с.
  47. Э.Ф. Психолого-педагогические методы исследования инженерно-педагогического образования: Учеб. пособие / Сверял. инж.-пед. ин-т Свердловск, 1986. 48с.
  48. Э.Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика личности учащихся ПТУ: Учеб. пособие / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1989. 88с.
  49. Э.Ф., Шевелев В. М. Профессиональный подбор кандидатов для поступления на инженерно-педагогические специальности высшихучебных заведений: Метод, рекомендации / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1987. 50с.
  50. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. М, — Афины: INFOGROUP, 1994. — 407с.
  51. Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля. / Дис. канд. пед. наук. М.: 1998. — 120с.
  52. .М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. -207с.
  53. И.Н. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся сельскохозяйственных классов. / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург: 1998. — 16с.
  54. Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1987. — 94с.
  55. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. — 600с.
  56. Н.И., Сазонов А. Д., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1983. — 191с.
  57. В.А. Становление системы образования для целей туризма. Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М.: РМАТ, 1997. -75с.
  58. В.А. Туризм: теория и практика: избранные труды: В 5 т. / РМАТ М.: Финансы и статистика, 1998.
  59. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. М.: РМАТ, 1997. — 212с.
  60. Кишкин И В. Записки заведующего отделом культуры. М.: Изд-во «Спас», 1997. — 100с.
  61. И.В. Дмитровский хронограф М.: Изд-во «Стрелец», 1993. — 76с.
  62. Е.А. Введение в психологию труда. М.: йзд-во Моск. ун-та, 1988. -200с.
  63. Е.А. Как выбирать профессию. М. Просвещение, 1990. — 159с.
  64. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов — на — Дону: йзд-во «Феникс», 1996. — 512с.
  65. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. — 56 с.
  66. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: 1983.-С. 12−14.
  67. Е. В. Рекреационное ресурсоведение: М.: РМАТ, 1998. — 136с.
  68. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. — 412с.
  69. Н.В. Педагогические условия социально-профессиональной подготовки лицеистов. / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград: 1997. -20с.
  70. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304с.
  71. З.Ф. Профессиональное самоопределение студентов в условиях реформирования высшей технической школы. / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань: 1997. — 20с.
  72. А.Н. Основные подходы к разработке государственного стандарта профессионального образования // Нар. образование 1994. -№ 2/3. — С.123−127.
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  74. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 306с.
  75. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-363с.
  76. Методология и методика научного исследования / МО РФ.Челяб. фил.ИПО. Каф. педагогики ЧГИФК- Авт.-сост. А.Я.Найн- Челябинск, 1993. -52с.
  77. Музееведение. Музеи исторического профиля. / Под ред. К. Г. Левыкина и В.Хербста. М.: Высшая школа, 1988. — 432с.
  78. Музееведение. На пути к музею XXI века: Сборник научных трудов НИИ культуры. М.: 1989. — 156с.
  79. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: Сборник научных трудов ЦМР СССР. М.: 1986. — 135 с.
  80. Е.А. Формирование ориентации на избранную профессию у учащихся ПТУ в процессе производственной практики. / Дис. канд. пед. наук. -Л.: 1991.-122с.
  81. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144с.
  82. В.В., Фетисов Э. Н. Социальные проблемы подготовки молодежи к труду. М.: Просвещение, 1984. — С. 15−44.
  83. Об образовании. Закон РФ. // Сб. Федер.конституц.зак. и Федер.зак., вып. № 4,1992.-С, 3−45.
  84. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный Закон. // Российская газета, 3.12.1996. С. 4.
  85. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. (Педагогическая наука реформе школы) / Под редакцией И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. -М.: Педагогика, 1988. — 192с.
  86. Остапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1987. — 226с.
  87. Остапец-Свешников А. А. На маршруте туристы-следопыты. М: Просвещение, 1985. — 124с.
  88. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов / Минтруд России. Госстандарт России. ОК 016−94. -М., 1995. 168с.
  89. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255с.
  90. Ю.П. Развитие социальных функций советского музея. // Музееведение: Сборник научных трудов НИИ культуры. М., 1978. -С. 102−111.
  91. К.К. Вопросы психологии труда— М.: Медгиз, 1962- СЛ18−119.
  92. К.К., Голубев Г. Г. Психология: Учебник для индустриальных техникумов. -М.: Высшая школа, 1973. 256с.
  93. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. -120с.
  94. К.К. Цели и задачи профессиональной ориентации // Профессиональная ориентация молодежи. М.:1978. — С.61−82.
  95. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева и А. И. Сухаревой М.: Педагогика, 1988. — 144с.
  96. Психологическая диагностика детей и подростков: Учеб. Пособие для студентов / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Междунар. Пед. акад., 1995. — 360с.
  97. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского М.: Изд-во полит.лит., 1990. — 494.
  98. Психолого-педагогические проблемы инженерно-педагогического образования: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Ф. Зеера Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1986. — 126с.
  99. Д.А. Социальные функции и информационная система музея. // Музееведение: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1984. — С. 8−26.
  100. А.А. Философия. Курс лекций. М.: Изд-во «Владос», 1995. -258с.
  101. Развитие психофизиологических функций в процесс по учащихся ПТУ. Метод, рекомендации / Под ред. А. С. Егорова и др. JL, 1985. — С. 4−5.
  102. В .В., Рейгана Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 13−24.
  103. Н.И. Школьные музеи. // Музейное дело в СССР: Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе: Сб. науч. тр. -М., 1985.-С. 152−161.
  104. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 207 с.
  105. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989−485с.
  106. В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. -М.: Просвещение, 1982. 192с.
  107. Сборник руководящих материалов по вопросам труда и заработной платы работников культурно-просветительных учреждений / Мин. культуры СССР. М., 1983. — 319с.
  108. А.Е. Музей воспитывает юных. О работе школьных общественно-политических музеев. М.: Просвещение, 1988. — 120с.
  109. В.Д. Социальная педагогика: История и современность. -Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995 128с.
  110. В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1985. — 223с
  111. Словарь энциклопедический советский / Под ред. A.M. Прохорова Изд. 3-е. -М.: Сов. энцикл., 1984. -1600с.
  112. К.А. Краеведческие музеи и политехнизация школы // Сов. музей. -1932. № 2 — С. 8−18.
  113. К.А. Работа музея Дмитровского края в связи с политехнизацией школы // Сов. музей. -1932. № 3 — С. 90−92.
  114. В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979.-393с.
  115. Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции «Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов»: Минск, 3−5 дек.1997 / Под ред. В. А. Квартальнова и др. М.: РМАТ, 1997. — 216с.
  116. Трудовое становление школьной молодежи. / Под ред. И. И. Зарецкой. -М.: Педагогика, 1984. 104с.
  117. Д.И. Психология становления личности. М.: Междунар. пед. акад., 1994. — 192с.
  118. Хрестоматия по педагогике. / Под ред. З. И. Равкина. М.: Просвещение, 1976.-570с.
  119. В.Д., Левченкова Т. В. Содержание образования в системе подготовки специалистов для туризма 98: Сб. докладов и сообщений 11 Всероссийской научно-практической конференции. 4.1- М.: РМАТ, 1998.-С.70−72.
  120. С.Н. Педагогические основы управления профессиональной ориентацией школьников. / Дис. док. пед. наук. -М.: 1987. 56с.
  121. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. -М.: Просвещение, 1983. 112с.
  122. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. -М.: Педагогика, 1987. 160с.
  123. Е.П. Развитие профессионального самоопределения будущего учителя в системе школа-педвуз. / Дис. канд. пед. наук. -Бийск: 1998. 130с.
  124. П.А. Преемственность профессионального самоопределения студентов и старшеклассников // Сов. педагогика. 1983. — № 1 — С. 86−89.
  125. М.А. Педагогические основы производственной практики учащихся ПТУ. М.: Высш. шк., 1989. — 80с.
  126. В.В. Педагогический поиск в процессе разработки методики. М.- Высш. шк., 1991. 79с.
  127. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования. 2. е изд. -М.: РПО, 1998. 300с.
  128. B.JI., Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения профессиональной деятельности // Психол. журн., 1984. № 5. с. 94−103.
  129. Школа и выбор профессии. / Под ред. А. Е. Голомпггока и др. М.: Просвещение, 1970. — 238 с.
  130. С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М.: Изд. РГУ, 1997. 612с.
  131. Шнейдер Л, Б. Основы психодиагностики: Учеб.-метод. пособие по курсу «Основы психодиагностики». В 2 ч. / МОСУ. М., 1994. — 206с.
Заполнить форму текущей работой