Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научно-методическое обеспечение использования программно-аппаратных и информационных средств и систем при обучении информатике в условиях реализации деятельностного подхода: на примере дисциплины «Информатика» в политехническом техникуме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Стратегия развития наукоёмких и высокотехнологичных производств в условиях информатизации общества расширяет спектр специальностей в среднем профессиональном образовании (СПО), инициирует поиск эффективных подходов к подготовке практико-ориентированных специалистов среднего звена для работы со сложными техническими, технологическими и информационными системами. Темпы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ И СИСТЕМ В < ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Анализ современного состояния обучения информатике в среднем профессиональном образовании
    • 1. 2. Содержательный, технологический, субъектный аспекты деятельностного подхода к обучению информатике
    • 1. 3. Функциональная структура и компоненты информационно-учебной деятельности
    • 1. 4. Содержание дидактических принципов обучения информатике в условиях использования программно-аппаратных и информационных средств и систем
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ И СИСТЕМ

2.1 Структура и содержание модулей учебно-методического комплекса для обучения информатике на базе программно-аппаратных и информационных средств и систем в условиях реализации деятельностного подхода.

2.2 Методические рекомендации по использованию учебно-методического комплекса в условиях реализации деятельностного подхода.

2.3 Организация, анализ и результаты педагогического эксперимента по выявлению уровня обученности информатике.110 !

Выводы по главе 2.

Научно-методическое обеспечение использования программно-аппаратных и информационных средств и систем при обучении информатике в условиях реализации деятельностного подхода: на примере дисциплины «Информатика» в политехническом техникуме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Стратегия развития наукоёмких и высокотехнологичных производств в условиях информатизации общества расширяет спектр специальностей в среднем профессиональном образовании (СПО), инициирует поиск эффективных подходов к подготовке практико-ориентированных специалистов среднего звена для работы со сложными техническими, технологическими и информационными системами. Темпы усложнения технологических процессов и систем, необходимость обработки значительных объёмов информации во всех сферах профессиональной деятельности формируют социальный заказ общества на подготовку специалиста, владеющего высоким уровнем обученности в предметной области «Информатика», в рамках которой изучаются информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Вопросам теории и методики обучения информатике на различных его уровнях посвящены исследования Бешенкова С. А., Козлова О. А., Кравцовой А. Ю., Кузнецова А. А., ЛапчикаМ.П., Пака Н. И., Ракитиной Е. А., Роберт И. В., Хеннера Е. К. и др. Вопросам совершенствования подготовки в области информатики в СПО посвящены работы Аксянова И. М., Кузьмина К. А., Рыбиной Н. М., Харченко Р. А. и др., в которых раскрывается содержание основных дидактических единиц курса информатики, отмечается необходимость организации информационной деятельности и информационного взаимодействия в образовательной и профессиональной деятельности.

Однако в этих исследованиях недостаточно учитываются особенности влияния современного этапа информатизации общества и образования на содержание подготовки специалистов в СПО: специфика таких доминирующих в сфере общественного производства видов деятельности специалиста, как сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — применение в учебной и профессиональной деятельности современных программно-аппаратных и информационных с редств и систем (ПАИСС), включающих в себя программные комплексы, устройства ввода-вывода информации, средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией, тренажерные комплексы для моделирования информационных процессов, лабораторное оборудование, сопрягаемое с ЭВМ.

Вопросам использования в учебном процессе этих средств посвящены исследования в области информатизации образования (Ваграменко Я.А., Данилюк С. Г., Козлов О. А., Кравцова А. Ю., Кузнецов А. А., Латышев B. JL, Панюкова С. В., Роберт И. В., Софронова Н. В., Тарабрин О. А. и др.). В работах показано, что использование средств ИКТ спос обствует совершенствованию форм, методов и содержания обучения, формированию умений осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие при решении учебных и профессиональных задач. Однако вопросы организации учебной деятельности с современными программными, аппаратно-программными средствами и комплексами, в том числе при обучении информатике в СПО, раскрыты недостаточно.

Деятельностный характер информатики как дисциплины определяется требованиями государственного образовательного стандарта СПО. В работах Бешенкова С. А., Горячева А. В., Измайловой А. А., Кузнецова А. А., Могилёва А. В., Ракитиной Е. А., Хеннера Е. К. показана необходимость реализации деятельностного подхода к обученшо информатике на различных ступенях образования, рассматриваются вопросы непрерывного образования, разработки учебно-методических материалов по информатике. Следует отметить, что вопросы теории и практики реализации деятельностного подхода в процессе обучения информатике в СПО в условиях осуществления информационно-учебной деятельности с использованием ПАИСС исследованы недостаточно. При этом под информационно-учебной деятельностью будем понимать деятельность обучаемых, направленную на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе выполнения учебных заданий и решения познавательных задач с использованием средств ИКТ по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, тиражированию информации об изучаемых объектах, процессах и явлениях (Роберт И.В.).

Теоретические основы деятельностного подхода как способа организации учебного процесса, в том числе учебной деятельности, изложены в работах Гальперина П. Я., Давыдова В. В., Леонтьева А. Н., Талызиной Н. Ф. и др. Авторы отмечают, что системообразующими элементами деятельностного подхода являются различные виды деятельности, которые позволяют сформировать у обучаемого не только знания, навыки, умения, но и творческое отношение к решению поставленных задач, готовность к самостоятельной профессиональной деятельности. В этих работах отмечается необходимость активного участия обучаемого в учебной деятельности в целях развития его личности, а также раскрывается дидактический потенциал данного подхода. Целесообразность использования деятельностного подхода в профессиональном образовании отмечается в работах Измайловой А. А., Любезиовой Т. В., Никитаева В. В., Сластёнина В. А., Смолькиной Л. И., Щукиной Г. И. и др. В них рассматриваются вопросы подготовки специалистов профессионального образования, раскрываются возможности данного подхода для гуманизации подготовки специалистов среднего звена. Однако следует отметить, что деятельностный подход на занятиях по информатике в СПО реализован не в полной мере. Данное обстоятельство актуализирует вопросы разработки теоретических аспектов реализации деятельностного подхода в СПО, организации информационно-учебной деятельности в условиях использования ПАИСС.

Таким образом, можно выделить противоречие между современными требованиями к специалистам в области владения постоянно совершенствующимися программно-аппаратными и информационными средствами и системами в условиях информатизации всех сфер профессиональной деятельности и недостаточной разработкой научно-методических подходов к использованию этих средств и систем в процессе обучения информатике в среднем профессиональном образовании в условиях реализации дидактического потенциала деятельностного подхода. Выявленное противоречие определяет проблему исследования.

Актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования научно-методического обеспечения обучения информатике в среднем профессиональном образовании с использованием программно-аппаратных и информационных средств исистем в условиях реализации деятельностного подхода.

Объект исследования: процесс обучения информатике в среднем профессиональном образовании.

Предмет исследования: научно-методическое обеспечение обучения информатике на базе использования программно-аппаратных и информационных средств и систем в условиях реализации деятельностного подхода.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка научно-методического обеспечения обучения ' информатике в среднем профессиональном образовании на базе программно-аппаратных и информационных средств и систем в условиях реализации деятельностного подхода.

Гипотеза исследования: если научно-методическое обеспечение обучения информатике в среднем профессиональном образовании на базе программно-аппаратных и информационных средств и систем, включающее учебно-методический комплекс, разработанный с учетом специфики конкретной специальности, методические рекомендации, организационные формы и методы обучения, направлено на выполнение гностического, конструктивного, проектировочного, коммуникативного компонентов информационно-учебной деятельности, то его применение позволит повысить уровень обученности студента среднего профессионального образования в области информатики.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определяют следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние обучения информатике в среднем профессиональном образовании.

2. Выявить и раскрыть содержательный, технологический и субъектный аспекты деятельностного подхода.

3. Разработать функциональную структуру информационно-учебной деятельности, выделить её компоненты.

4. Выявить и раскрыть дидактические принципы обучения информатике в условиях использования программно-аппаратных и информационных средств и систем.

5. Разработать блочно-модульную структуру и содержание учебно-методического комплекса, формы и методы обучения информатике на базе программно-аппаратных и информационных средств и систем в среднем профессиональном образовании.

6. Разработать методические рекомендации для преподавателей по использованию учебно-методического комплекса в условиях реализации деятельностного подхода и провести экспериментальную проверку уровня обученности студентов в области информатики.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные работы в области философии и методологии педагогики и психологии Бабанского Ю. К., Беспалько В. П., Выготского Л. С., Давыдова В. В., Леднёва B.C., Лернера И. Я., Скаткина М. Н., Сластёнина В. А., Талызиной Н. Ф., Швырева B.C. и др.- общей теории деятельности Анисимова О. С., Гальперина П. Я., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Талызиной Н. Ф., Щедровицкого Г. П. и др.- информатизации образования Ваграменко Я. А., Данилюка С. Г., Козлова О. А., Кравцовой А. Ю., Кузнецова А. А., Латышева В. Л., Панюковой С. В., Роберт И. В., Софроновой Н. В., Тарабрина О. А. и др.- методики обучения информатике Бешенкова С. А., Кравцовой А. Ю., Лавиной Т. А., Могилёва А. В., Пака Н. И, Ракитиной Е.А.- Хеннера Е. К., педагогики профессионального образования Зеера Э. Ф., Сластёнина В. А., Шадрикова В. Д. и его средней ступени Аксянова И. М., Любезновой Т. В., Рыбиной Н. М., Смолькиной Л. И., Харченко Р.А.и др.

Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, учебно-методической, нормативной литературы по проблематике исследованияизучение содержания ресурсов Интернет информационного и образовательного назначениянакопление, анализ, систематизация и обобщение опыта преподавательской деятельностипроведение педагогического эксперимента и анализ его результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются: в научном обосновании содержательного, технологического, субъектного аспектов деятельностного подхода к обучениюразработке функциональной структуры информационно-учебной деятельностивыделении и раскрытии гностического, конструктивного, проектировочного, коммуникативного компонентов информационно-учебной деятельности в условиях использовании программно-аппаратных и информационных средств и системвыявлении и раскрытии частнодидактических принципов обучения информатике в условиях использования программно-аппаратных и информационных средств и систем.

Практическая значимость исследования состоит в: разработке блочно-модульной структуры и содержания учебно-методического комплекса для изучения информатики на базе программно-аппаратных и информационных средств и системвыделении и раскрытии этапов его проектированияразработке методических рекомендаций для преподавателей по использованию учебно-методического комплексаформ и методов обучения информатике студентов политехнического техникума в условиях деятельностного подхода.

Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания информатики и информационных технологий в учреждениях среднего профессионального образования (лицеях, техникумах, колледжах), а также при изучении методики преподавания информатики в педагогических вузах.

Этапы исследования:

На первом этапе (2004;2005 гг.) изучалась психолого-педагогическая, методическая и нормативная литература по проблеме исследования, планировалась опытно-экспериментальная работа.

На втором этапе (2005;2006 гг.) изучались ПАИСС, уточнялись аспекты деятельностного подхода к обучению, выявлялись дидактических принципы, формы и методы обучения информатике, разрабатывались структура и содержание дисциплины «Информатика» в СПО, а также структура и содержание соответствующего учебно-методического комплекса на базе ПАИСС. Проведена работа по подготовке и проведению педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2006;2009 гг.) осуществлена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, сбор и обработка данных, обобщение теоретических и практических материалов исследования.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения, материалы и результаты исследования были представлены для обсуждения на заседаниях Учёного совета Института информатизации образования Российской академии образования (Москва, 2008;2009), кафедры информатизации образования и методики информатики Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, на международной конференции (Челябинск, 2007), а также на всероссийских, региональных, межвузовских научно-методических и научно-практических конференциях (Рязань, 2005;2007), журнале «Информатика и образование» (2008, 2009). По результатам практической реализации исследования получено удостоверение № 18−0708 от 20.12.2007 г. на рационализаторское предложение «Деятельностная технология на уроках информатики». Результаты исследования использовались в рамках дополнительного образования: подготовки педагогов и студентов техникума по программам «IT-Academy» (академия информационных технологий);

Открытый мир информационных технологий" и подготовки к тестированию по программе ECDL — European Computer Driving Licence (международные компьютерные права).

Внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс ОГОУ СПО «Политехнический техникум г. Рязани», ОГОУ СПО «Железнодорожный техникум г. Рязани» и ОГОУ СПО «Автотранспортный техникум им. С. А. Живаго г. Рязани».

Обоснованность и достоверность проведённого исследования обеспечиваются: соответствием использованных методов целям и задачам исследованияприменением комплекса методов, адекватных логике и задачам исследованиямноголетним опытом педагогической деятельностидлительным характером и разносторонностью экспериментальной работыапробацией и внедрением результатов в практику обучениярезультатами экспериментальной проверки основных положений диссертации, подтвержденных методами математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретические положения использования программно-аппаратных и информационных средств и систем в процессе обучения информатике базируются на реализации содержательного, технологического, субъектного аспектов деятельностного подхода и принципов профессиональной направленности, полифункциональности, рефлексии, проектирования, технологичности, мобильности.

2. Применение учебно-методического обеспечения в процессе обучения информатике, представленного в виде методических рекомендаций для преподавателей, содержания учебно-методического комплекса, включающего информационно-обучающий, тренировочный, справочный, контролирующий модули, а так же организационных форм и методов обучения, обеспечивает формирование практических навыков и умений при решении профессионально-ориентированных задач с использованием программно-аппаратных и информационных средств и систем.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

На основании проведённого исследования представлено учебно-методическое обеспечение обучения информатике на базе программно-аппаратных и информационных средств и систем в СПО в условиях реализации деятельностного подхода, разработаны структура и содержание модулей учебно-методического комплекса, определены основные этапы его разработки, представлены методические рекомендации по использованию данного комплекса и этапы проектирования педагогического эксперимента, изложены его основные результаты. В результате проведения педагогического эксперимента установлено:

1. Блочно-модульное структурирование содержания обучения дисциплины «Информатика», позволяет обучаемым приобрести необходимый уровень профессиональных знаний, умений и навыков с использованием программно-аппаратных и информационных средств и систем по выбранной специальности, создать базу знаний для дальнейшего образования в области информационных и коммуникационных технологий. Разработка учебно-методического комплекса с использованием программно-аппаратных и информационных средств и систем имеет блочно-модульную структуру, причём содержание каждого блока составляют информационно-обучающий, тренировочный, справочный и контролирующий модули.

2. Проектирование и создание учебно-методического комплекса на основе разработанного научно-методического обеспечения с использованием программно-аппаратных и информационных средств и систем проходит следующие этапы: анализ целевых установок с учётом требований государственного образовательного стандарта, анализ тематического планаопределение структуры и содержания учебно-методического комплексаотбор программно-аппаратных и информационных средств и систем, необходимых для разработки и реализации комплексаразработка отдельных элементов модулей: лекционные материалы, тематические презентации, информационные гипертекстовые материалы, обучающие задачи, упражнения, тестовые задания и контрольные практические задания и задания для проектирования.

3. Определено, что к созданию учебно-методического комплекса целесообразно использовать следующие организационно-методические подходы:

— в основу информационно-обучающего блока положена система обучающих задач, при этом используется организация учебной деятельности на основе функциональной структуры деятельности (объектная, субъектная и рефлексивная части);

— учебный материал в информационном модуле соответствует требованиям системности и структурной целостности, лаконичности и информативности, тренировочный модуль обеспечивать отработку практических навыков и умений и систематическую обратную связьмодуль контроля должен обеспечивать обоснованное оценивание результатов учебной деятельности обучаемых.

— организация практического занятия должна быть обеспечена необходимыми дидактическими материалами и программно-аппаратных и информационных средств и систем с учетом цели занятия, места и времени использования учебного задания.

5. Экспериментально проверена результативность использования разработанного учебно-методического обеспечение обучения информатике на базе программно-аппаратных и информационных средств и систем в СПО в условиях реализации деятельностного подхода. Доказано повышение уровня обученности в области информатики студента среднего профессионального образования. В ходе педагогического эксперимента выявлен высокий дидактический потенциал комплекса, подтверждена возможность повышения уровня обученности в области информатики за счёт овладения познавательным, конструктивным, проектировочным и коммуникативным компонентами информационно-учебной деятельности, что доказано статистическим анализом результатов эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научно-теоретических и практических результатов позволяет констатировать, что подтвердилась гипотеза исследования, которая заключалась в том, если научно-методическое обеспечение обучения информатике в среднем профессиональном образовании на базе программно-аппаратных и информационных средств и систем, включающее учебно-методический комплекс, разработанный с учетом специфики конкретной специальности, методические рекомендации, организационные формы и методы обучения, направлено на выполнение гностического, конструктивного, проектировочного, коммуникативного компонентов информационно-учебной деятельности, то его применение позволит повысить уровень обученности студента среднего профессионального образования в области информатики.

В ходе проведения исследования были получены следующие результаты:

1. Анализ современного состояния обучения информатике в среднем профессиональном образовании позволил отметить, что существующие подходы не реализуют в должной мере возможности программно-аппаратных и информационных средств и систем для организации информационно-учебной деятельности. В результате показано, что реализация требований государственного образовательного стандарта среднем профессиональном образовании по информатике требует разработки научно-методического обеспечения, направленного на выработку умений, навыков и способов информационно-учебной деятельности для решения профессиональных задач с использованием программно-аппаратных и информационных средств и систем.

2. Выделены и раскрыты содержательный, технологический и субъектный аспекты деятельностного подхода к обучению информатике на базе программно-аппаратных и информационных средств и систем. Содержательный аспект определяет включение в обязательный минимум содержания образования определённых способов деятельности, технологий и ключевых компетенцийтехнологический аспект предполагает формулировку учебной задачи в виде системы действий, направленной на получение информационного продукта, субъектный аспект определяет личностные качества и способности, формируемые с помощью различных видов деятельности.

3. Разработана функциональная структура информационно-учебной деятельности, в которой выделены субъектная, объектная и рефлексивная части, взаимодействующие между собой с учётом нормативных требований к деятельности. Выделены и раскрыты компоненты информационно-учебной деятельности: гностический (усвоение теоретических знаний), конструктивный (формирование практический умений и навыков при решении профессионально-ориентированных задач), проектировочный (проектирование учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности), коммуникативный (выполнение групповых заданий, проектов и организация информационного взаимодействия).

4. Выделены и раскрыты общедидактические принципы (научности, системности, доступности, сознательности, активности, наглядности) и частнодидактические принципы (полифункциональности, рефлексии, проектирования, технологичности, мобильности и профессиональной направленности) в условиях использования программно-аппаратных и информационных средств и систем.

5. Разработана блочно-модульная структура и содержание учебно-методического комплекса для обучения информатике на базе программно-аппаратных и информационных средств и систем в среднем профессиональном образовании в условиях реализации деятельностного подхода. Структура включает следующие модули: информационно-обучающий (лекционные материалы, тематические презентации, информационные гипертекстовые материалы, обучающие задачи), тренировочный (рабочая тетрадь, упражнения), справочный (электронные справочные материалы на базе гипертекста, дополнительные справочные материалы) и контролирующий (тестовые, контрольные, практические задания и задания для проектирования).

Сформулированы организационно-методические требования к созданию УМК и этапы его разработки.

6. Разработаны методические рекомендации для преподавателей по использованию учебно-методического комплекса на базе программно-аппаратных и информационных средств и систем в условиях реализации деятельностного подхода, включающие в себя рекомендации по организации обучения информатике, описание форм (лекции с элементами проблемного изложения, семинар, самостоятельная, практическая, лабораторная работа, тестирование и др.) и методов (объяснительно-иллюстративный, частичного проблемного обучения, проектов, контроля и др.).

7. Проведена экспериментальная проверка уровня обученности студентов в области информатики с учётом основных содержательных линий по освоению гностического, конструктивного, проектировочного, коммуникативного компонентов информационно-учебной деятельности. Выявлена тенденция к увеличению средних показателей в экспериментальной группе уровня обученности и уровня освоения. В ходе качественной оценки выявлен более высокий уровень сформированности коммуникативного и проектировочного компонента в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Полученные результаты педагогического эксперимента подтверждают гипотезу исследования.

8. Разработанное научно-методическое обеспечение использования программно-аппаратных и информационных средств и систем при обучении информатике в условиях реализации деятельностного подхода в среднем профессиональном образовании схематично представлено на рисунке 11.

Цель: повышение уоовня обученности студента в области ин&ооматики сэ о J н о о ^ >= ас = < Я з о о. ч о с. о с j.

Задачи: сформировать у обучаемых владения гностическим, конструктивным, проектировочным, коммуникативным компонентами информационно-учебной деятельностивыработать умения, навыки и способы информационно-учебной деятельности для решения профессиональных задач с использованием ПАИССсформировать потребности и развить способности к дальнейшему саморазвитию и самообучению и кс с С a н.

О со.

1 о.

Е— е!

• а о «о • о.

2 ь.

3 э S г ю.

5 >> 3.

§ 1=!

Аспекты деятельностного подхода к обучению: содержательный: определяет включение в обязательный минимум содержания образования определённых способов деятельности, технологий и ключевых компетенций технологический: учебная задача формулируется в виде системы действий, направленной на получение продукта, с учётом объектов, определяя направление деятельности, реализуется с использованием УМК на базе ПАИСС субъектный: определяет личностные качества и способности, формируемые с помощью различных видов деятельности.

Дидактические принципы 3 общедидактические: частиодидактические: научностисистемности полифункциональностирефлексии;

— w доступностисознательностипроектированиятехнологичности;

1 яктиинпгти нягпяпнпгти мобильностипрофессиональной направленности.

Формы: лекции с элементами проблемного изложения, семинар, самостоятельная работа практическая работа, лабораторная работа, тестирование и др.

УМК на базе ПАИСС, включает модули: информационно-обучающийтренировочный, справочный, контролирующий.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения, метод проектов, методы контроля и др.

Методические рекомендации для педагогов: организация обучения студентов целеполаганию, планированию, организации, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельностиорганизация учебного материала на основе задач, построенных и ориентированных на профессионально и личностно-значимые виды деятельности с обязательной организацией рефлексииобеспечение понимания обучаемым текстов, содержащих нормативное описание деятельности, учебных действийразделение деятельностей между студентом, преподавателем и ЭВМобеспечение организации перехода от исполнительской деятельности к творческой.

Рис. 11. Схема научно-методнческого обеспечения использования ПАИСС при обучении информатике в условиях реализации деятельностного подхода в СПО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.А. Лабораторные работы по EXCEL. -М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2007.128 с.
  2. О.С. Методологический словарь для управленцев. М.: Агро-Вестник, 2002. — 294 с.
  3. П.Ф., Сосонко В.Е.// Управление качеством среднего профессионального образования. Казань. 200I.e. 4−45.
  4. П.Ф. Среднее профессиональное образование в системе многоуровневой подготовки кадров. // Материалы Всероссийской научно-методической конференции //. г. Ижевск 2003. Часть I.e. 27,31
  5. О.Д. Компетентностно деятельностный подход к обеспечению преемственности непрерывного экологического образования: дис.пед.наук: 13.00.08. Владивосток, 2004. — 217 с.
  6. Аристотель Сочинения в 4 т, T.l. М.: Мысль, 1975. 550 с.
  7. А.Г. Психология личности. -М.: Изд. МГУ, 1990. 340 с.
  8. Н. Е. Информатизация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях / Под общ. ред. А. П. Беляевой. СПб.: ин-т ПТО РАО, 1997. 124 с.
  9. Ю.К. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1 989 560 с.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: 1985. 420 с.
  11. П.Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека, как философский принцип //Проблема человека в современной философии. -М.: Наука, 1969. -431 с.
  12. А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1991. 206 с.
  13. В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). -М.: 2002. 120 с.
  14. С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информатизация иинформационные процессы // Информатика и образование. -1998. № 6, С.38−50- № 7 С.41−55- № 8 С.39−50.
  15. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: 1995. -336 с.
  16. Э.К. Деятельностно смысловой подход в контексте развивающего обучения старшеклассников началам математического анализа: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02.- Барнаул, 2004. — 433 с.
  17. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  18. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева.- М.: Просвещение, 1988. 239 с.
  19. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1970. — 800 с.
  20. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  21. О.В. Критерии создания электронных учебных материалов// Педагогика. 2003. № 8. С. 19−33
  22. .А., Плетников Ю. К. Категория деятельности в историческом материализме. М.: Знание, 1975. -64 с.
  23. JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  24. JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. — 1996. № 4. С.5−17.
  25. Т.В. Педагогическая психология. М.: МГУ, 1995. -160 с.
  26. П.П. Философия Фихте и современность. -М.: Мысль, 1979. -88 с.
  27. П.Я. Введение в психологию. -М.: Книжный дом, 1999. 322 с.
  28. П.Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. -М.: Наука, 1981. С.78−86
  29. И.В. Методика обучения информационного моделирования. Дисс.канд. пед. наук. -М., 2001. -139 с.
  30. JI.B. Изучение информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики. Дисс.канд. пед. наук. — М., 2001. -148с.
  31. Г. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. — 495 с.
  32. А.Г., Сенокосов А. И., Шолохович В. Ф. Информатика 7−9 классы. Учебние для общеобразовательных учреждений. —М.: Дрофа, 1998. -243 с.
  33. А.Г. и др. Программно-методический комплекс по курсу школьной информатики. // Информатика и образование. -1988. № 3. с. 11−43
  34. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  35. А.И., Кириллов В. Е. и др. Практические задания и тесты по дисциплинам для специальности «Экономика и бухгалтерский учёт»: Уч. пособ. для средн. проф. учеб.завед. -М.: ИЦ «Академия», 2003. 352 с.
  36. Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1974. -240 с.
  37. Государственный образовательный стандарт СПО //. Научно-методический сборник. Москва 2002. с. 89, 92
  38. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Информатика». М.: Госкомвуз РФ, 1996.-24 с
  39. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 30 с
  40. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: 1977.136 с.
  41. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -с. 423
  42. В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности. //Психологический журнал. 1992. № 2. С. 3−13
  43. В.В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  44. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: Сб. научн. тр. / Под. ред. Давыдова В. В., Леонтьева А. А. -М.: АПН СССР, 1990. 180 с.
  45. Деятельность: теории, методология, проблемы. -ML: Политиздат, 1990. -365 с.
  46. Дизайн эргономика в современной образовательной среде: Материалы межрегион, науч. — практ. конф. Москва, 11 апреля 2007 г. -М.: Изд-во СГУ, 2007. — 68 с.
  47. А. Из книги «Руководство к образованию немецких учителей» // Хрестоматия по истории педагогики. -Минск, 1971.-221 с.
  48. Л.М. Формирование ключевых компетенций // Тезисы доклада конференции «Введение в современные социальные проблемы». -М.: 2001. С.45−46
  49. Дж. Введение в философию воспитания, -М.: 1921, 349 с.
  50. О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 1999. — 460 с.
  51. О.А. Обучение геометрии студентов первого курса педвуза в контексте деятельностного подхода: дис.канд. пед. наук: 13.00.02.-Саранск, 2005. 224 с.
  52. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект- Фонд «Мир», 2006. 336 с.
  53. Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. -2-е изд., перераб. -М.: Издательство МПСИ, 2003, — 480 с.
  54. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2002. № 5. С.34−42
  55. И.А. Компетентность человека новое качество результата образования // Проблемы качества образования. -М.: Уфа, 2003. — 210 с.
  56. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 480 с.
  57. И.Я. Развитие методической системы дистанционной информационной подготовки учителей-предметников. дис.канд. пед. наук: 13.00.02. Воронеж, 2005. — 288 с.
  58. А.А. Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов: Метод. материал. -М.: Уфа, УАИ, Госкомнаробраз СССР, 1988, 37 с.
  59. Инновационные технологии в образовательно-воспитательной деятельности": Материалы межвуз. науч.-метод. конф. / Под ред.
  60. A.Н.Козлова. Рязань: РГУ. -2007. 316 с.
  61. З.И. Деятельностный подход в процессе изучения уравнений в основной школе: дис.канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 2001. 159 с.
  62. JI. Проблемы теории обучения /Пер.с нем. -М.: Педагогика, 1984, -256 с.
  63. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике.-М.: ИКЦ «МарТ». 2005. 448 с.
  64. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов. -М.: МО, 1999. -264 с.
  65. Я.А. Великая дидактика: Избр. пед. соч.: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1982. Т.1. 656 с.
  66. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред.
  67. B.А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпициной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 392 с.
  68. Концепция информатизации сферы образования. Роберт И. В. в соавторстве, ВНИК ГКНО СССР. //ИНФО. -1990. № 1. С.3−9
  69. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393
  70. Концепция общего среднего образования // Науч. рук. ВНИК «Школа» Э. Д. Днепров, М.: 1988
  71. А.Ю. Совершенствование системы подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях модернизации образования (на материале зарубежных исследований). Дис. д-ра. пед. наук. -М., 2004
  72. Краткая философская энциклопедия. -М.: Прогресс- Энциклопедия. 1994. -576 с.
  73. К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения. Монография. -М.: 2001.-244 с.
  74. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград, Ленинградский университет, 1970, 114с.
  75. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.: 1985.-32 с.
  76. Н.В., Реан А. А. Проблемы повышения профессионализма педагогов // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 185−186
  77. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: 1990. -120 с.
  78. А.А. Информатика. Тестовые задания. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.- 232 с.
  79. С. Ю. Диалог как способ творческого мышления учителя и ученика на уроке // Человек в зеркале культуры и образования. -М.: 1988. С.34−36
  80. Т.А. Содержание подготовки студентов педагогических вузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук. — М., 1996.
  81. М.П. Информатики и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.
  82. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: изд-во Омского госпедуниверситета, 1999. — 276 с.
  83. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование. -1992. -№ 1. С 3−6.
  84. М.П. Информационно-технологическая подготовка магистров физико-математического образования // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сборник научных трудов: Ежегодник Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003 — Вып. 3.С. 162−169.
  85. И.А. Личностно-деятельностный подход к подготовке кадров в колледжах культуры и искусств: дис.канд.пед. наук: 13.00.08. -Москва, 2003. 195 с.
  86. B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. -М.: Педагогика, 1980. -120 с.
  87. Н.Н. Методический подход к разработке стандарта образования по информатике для средних специальных заведений // Материалы международной конференции ИТО. Тезисы докладов, 1995.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  89. А.Н. Избранные психологические произведения, т.1. М.: Педагогика, 1983. -169 с.
  90. А.Н. Проблема развития психики. -3-е изд. -М.: 1972. 340 с.
  91. И .Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Знание, 1976. -410 с.
  92. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  93. Т.Н. Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей информатики: дис.канд. пед. наук: 13.00.01. -Якутск, 2005. 186 с.
  94. Т.В. Личностно-деятельностный подход к моделированию профессионального обучения студентов коллежда средствами языковой подготовки: дис.канд. пед. наук: 13.00.08. -Н.Новгород, 2002. -174 с.
  95. Н.В. Имитационное моделирование профессиональных задач и компьютерная технология их решения в процессе подготовки учащихся профессиональных лицее к экономической деятельности. дис.канд. пед. наук: 13.00.01. -С-Пб.: ИПТО РАО, 1999.
  96. А. Самоактуализация // Психология личности: Тесты. М.: 1982. -с.57
  97. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения М.: Педагогика, 1988. -192 с.
  98. Методическое обеспечение качества учебно-воспитательного процесса: Материалы межвузовской научно-методической конференции (XII Рязанские педагогические чтения). Рязань: РГУ. 2005. -368 с.
  99. Е.В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для сред. проф. образования. -2-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. -192 с.
  100. Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. образования. -4-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. 256 с.
  101. К.Х. Введение в социальную философию. -М.: Высшая школа, Изд-во «КД Университет», 1997. 440 с.
  102. В.М. Проблемы обеспечения компьютерной грамотности. -М.: Просвещение, 1986. -230 с.
  103. A.M. Профессиональное образование и национальная безопасность России // Специалист. 2003. № 7. С.2−9
  104. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИЦПНО РАО, 1997. -120 с.
  105. A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Ровесник, 1991. С.21−25
  106. A.M. Российское образование в новой эпохи: парадоксы наследия, векторы развития. М.: ЭГЕС, 2000. -187 с.
  107. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: М-Пресс, 2004. — 67 с.
  108. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. -М.: Академия, 1999. 224 с.
  109. В.В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности (к постановке проблемы)// Высш. образование в России. 1996. № 2. С.45−50
  110. В.В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. 1997. № 1. С.33−44
  111. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. 797 с.
  112. В.П. Философские основания менеджмента: деятельностный подход: дис.канд. филос. наук: 09.00.11. Казань, 2004. -159 с.
  113. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. -М.: Про-пресс, 1998. -273 с.
  114. С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Про-пресс, 1998. -120 с.
  115. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М.Бим-Бад —М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -528 с.
  116. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогич. общество России, 2005. 608 с.
  117. Л.Г., Агапов Ю. В., Кубышева М. А., Петерсон В. А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. — М.: АГЖиППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2006. -92 с.
  118. В.А. Психология неадаптивной активности. -М.: ТОО «Горбунок», 1992. -224 с.
  119. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М.: Просвещение, 1981. -528 с.
  120. Платон. Федон. Пир. Федр. Парменид. -М.: Мысль, 1999. 528с.
  121. Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика: учебное пособие. М.: МГЛУ, 2002. — 576 с.
  122. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).
  123. Приказ Минобразования России от 01.02.2000 № 305. О реализации решения коллегии Минобразования России от 18.01.2000 № 1/1. О программе развития среднего профессионального образования России на 2000 2005 годы.
Заполнить форму текущей работой